Русский Север в живописи знаменитых художников. Картина север
Русский Север в живописи знаменитых художников
«Русский Север в силу своего пограничного положения в пространстве русской культурной традиции издавна считался и является её наиболее заповедной частью, её неприкосновенным древлехранилищем и животворящим источником» (Поморский этнограф, профессор Н.М.Теребихин)
Во второй половине XIX–начале XX века многие деятели культуры обращались к образам Русского Севера в своем творчестве. Север явился для них хранителем заветов стародавней Руси, православных святынь. Каждый по-своему передавал жизнь и облик северной стороны, а ее образы стали языком, выразившим содержание искусства. На этом языке, удивительно богатом и звучном, они говорили об историческом пути России, о религиозных и философских взглядах, о самобытности края и своем преклонении перед ним. Художники воспевали корни родной культуры: древние предания, искусство и быт северян, выражавшие стародавние понятия о мире и находившие своё отражение в самобытности северных пейзажей.
Этот край на рубеже многих столетий оставался центром древнего народного искусства. И потому художникам именно здесь удавалось прикоснуться к старине. Постигая духовную жизнь Севера, они, отчасти, уподоблялись древним мастерам, создавая произведения, относящиеся к национальной культуре. Неслучайно, многие из них, как в старину, работали в нескольких художественных областях. Как когда-то писал Н. Рерих: «Где найдёшь ещё такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов…»
И. Я. Билибин (1876-1942)
Сегодня почтовая открытка, как средство коммуникации, практически исчезла из обращения. Но вряд ли «смс» способны передать ту душевную интонацию, которая имела открытка.
Над почтовыми карточками работали лучшие художники своего времени. Например, великий русский иллюстратор Иван Яковлевич Билибин, создавший несколько серий открыток.
Особое место среди них занимают открытки, посвященные Русскому Северу. С иллюстрациями Билибина они становились причастием к Русскому Северу, древнерусской традиции, Русскому Духу…
Н. К. Рерих (1874-1947)
В 1917 и 1918 годах художник посетил Карелию, Сердоболь и Валаам со всеми его островами.
Острову Валааму, являяющемуся русским опорным пунктом в северных землях, взрастившему плеяду старцев и приобретшему славу «Северного Афона», посвящены два полотна художника: «Святой остров» и «Святое озеро». Мотивы северных ландшафтов, так же как и характерные для этих мест деревянные строения шатрового типа, не раз ещё будут встречаться в произведениях Рериха.
Святое озеро.
Святой остров.
В. В. Верещагин (1842 — 1904)
В начале 1890-х годов художник посещает родные места : едет в Вологду и ее окрестности, а летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездок стали более полусотни живописных этюдов.
Во время путешествия по Северной Двине Верещагин открывает для себя крестьянское искусство и русское деревянное зодчество, в которых находит глубокую самобытность. Так появляется серия этюдов, изображающих деревянные церкви Севера. Отмеченные тонким пониманием народного искусства, они проникнуты редкой у Верещагина умиротворенностью настроения и общим впечатлением покоя.
Северная Двина.
К. А. Коровин (1861-1939)
По инициативе Саввы Ивановича Мамонтова в августе 1894 года К. А. Коровин с В. А.Серовым отправляются на два месяца в путешествие по Русскому Северу. В 1897 году они вновь посещают Архангельск.
Эти поездки оказались для художников полным откровением. На обоих Север произвел огромное впечатление. Их покорили суровость северной природы, строгость и монохромность ее красок.
В процессе работы над декоративными панно для русского павильона Всемирной выставки в Париже в 1900году Коровин ещё два раза посещает Север.
Всего им написано около трех десятков картин, этюдов и набросков, объединенных в несколько циклов, и вместе составляющих один общий северный цикл работ. Картины, посвящённые русскому Северу, художник причислял к своим любимым работам.
Ручей Святого Трифона в Печенеге.
Село на севере России.
Ловля рыбы на Мурманском море.
Зимний пейзаж с церковью.
Мурманский берег.
В. А. Серов (1865-1911)
Белое море.
В. В. Переплётчиков (1863-1918)
Вслед за Коровиным, открывшим Север, потянулись и другие живописцы: В.В. Переплетчиков, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, А.А. Борисов, Л.В. Туржанский. Побывав на Севере, никто из них не остался равнодушным: были не только созданы прекрасные произведения, но и написаны интересные статьи, очерки, рассказы.
Северная деревня (Усть-Пинега).
А. М. Васнецов (1856 –1933)
Аполлинарий Михайлович Васнецов, как и его старший брат, Виктор Михайлович, как и его отец, многократно писал пейзажи вятских земель. Север он изображал с юности, ранее, чем образы Москвы XVII века, наиболее известные в его творчестве. Это картины: «Родина», «Озеро», «Серый денек» и др. Многочисленны рисунки А. М. Васнецова, посвященные Северу. Некоторые из них широко известны, другие полузабыты. Так, о Русском Севере в его творчестве напоминают графические произведения: «Северная природа». «Туча», «Плетень», «Вид старинного русского города на берегу реки».
Северный край.
Озеро.
К.А.Васильев (1942-1976)
Многие работы художника обладают каким-то непонятным магнетизмом, они цепляют простого зрителя и уносят в свой «васильевский» мир — мир сказочной русской древности, суровый, но настоящий. Может, кому-то покажется, что этот мир холодный. Но зато — честный, как честна и сурова природа русского севера перед своими обитателями.
Русский Север.
Свияжск.
Северная легенда.
hitrostigizni.ru
Куинджи А. И. — Север
Пейзажная работа Архипа Куинджи «Север» написана на исходе девятнадцатого столетия в 1879 году. Картина находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Картине «Север» присущи черты импрессионизма. В понимании автора живописного произведения образ севера представляет собой мир, наполненный тишиной, дыханием холода, бескрайним, неоглядным пространством, где иначе переосмысливается действительность, привычные законы мира земного, природного и мира небесного.
Атмосфера бесконечности пространства рождается в результате соединения земли и неба в линии горизонта, которая, создаётся такое впечатление, очень скоро исчезнет, растворив все мыслимые границы и условности. Север – это мир красивейшей нетронутой дикой природы, мир холода, царство земли и неба в своей первозданности.
Пейзажное изображение северного природного мира выполнено с использованием цветового метода растяжки. Цветовая растяжка создаётся здесь таким образом, что разрастание и усиление колорита осуществляется от самого тёмного, почти чёрного зелёного тона до светлого, розоватого, которым выписано всё пространство неба.
В пейзаже доминируют светлые, воздушные образы. На ярком светлом небе едва можно различить очертания облаков, линия горизонта слабо выявлена и столь же светла. Картина отличается своей атмосферностью, лёгкостью плавностью линий — всё это рождает образ, вонзающийся в небесные выси, устремляющийся куда-то в безграничность за недостижимую, почти неуловимую линию горизонта.
Ведущим мотивом полотна является мотив одиночества, тоски. Здесь говорит сам Север. С неподдельной силой ощущается мощь этого сурового мира, где зарождается ветер и живёт нестерпимый холод, где человек осмысляет себя лишь как незначащую песчинку в сопоставлении с вечной красотой северной земли, в сравнении с этой Вселенной холода, обжигающего ветра и одиночества.
Едва уловимые переходы цвета, колористический «разбег» оттеков выписан художником мастерски. Тёмно-зелёные, почти чёрные в своём величии и глубине северные деревья служат центральным образом, который насыщает всё изображение силой и неиссякаемой энергией северного воздуха, неброских красок и бесконечных пространств.
Название картины «Север» как остроконечное, острозаточенное стальное лезвие в своей силе звучания и воздействия. Название «Север» отдаётся эхом, пронзает точно холодный северный ветер и застывает в воздухе красивыми снежными узорами. Север — это и начало начал, и определённый предел, но не предел сил и возможностей жить и преодолевать себя вновь и вновь в покорении столь неприступного мира. Север – это постоянное противоборство стихий. Север – это леденящая душу мелодия ветра, вонзающаяся прямо в сердце и заставляющая его замереть. Это неотвратное и неизбывное чувство бездны, извечная направленность взгляда к небу, которое расплывается в молочно-сизых туманах, уходящих вдаль, растворяющихся в вечности.
Смотрите также
painteropedia.ru
Описание картины Архипа Куинджи «Север»
Замысел этой картины восходит еще к 1872 году, когда русский художник задумал создать цикл картин, объединенных общей темой – изображением суровой северной природы.
Первые две картины цикла – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме» – создавались Куинджи, находящимся под впечатлением от поездки в суровые края.
На фоне этих шедевров написанный спустя шесть лет «Север» выглядит каким-то завершающим акцентом, без которого цикл воспринимался как незавершенный. Судя по всему, Куинджи осознавал это и потому для своего последнего полотна подобрал название, не содержащее географической привязки. Картина представляет собой изображение бесконечной уходящей вдаль равнины, обозревать которую художник предлагает с высоты птичьего полета.
На переднем плане мы видим несколько сиротливых сосен – известный мотив, вызывающий в памяти знакомые со школьной скамьи стихи Лермонтова. Вдали же мерцают – именно мерцают, другой глагол подобрать нельзя – бесконечные леса, которые то появляются, то опять исчезают в неверном тумане. Они могут создавать ощущение некой тайны, которая так просто не раскрывается перед вопрошающим зрителем. Львиную долю полотна занимает изображение сероватого неба, тем самым Куинджи отдает дань извечной теме – противоборству двух стихий.
Художник поэтизирует северную природу, демонстрируя собственное отношение к ней: полотно проникнуто любовью к суровым краям. В то же время это чувство смешивается с ощущением величия, неподвластности природы человеку.
Как и предыдущие полотна, «Север» хранится в Третьяковской галерее. Его неслучайно иногда называют итоговым полотном художника, ведь после его создания, как известно, Куинджи отошел от описания северной природы. На долгое время его захватит юг России, но это уже совсем другая история.
Русский Север - глазами художников.: russkij_sever
Небольшая подборка картин русских художников, творчество которых связано с Русским Севером Коровин Константин Алексеевич
Зима в Лапландии. 1894 год.
Сарай 1900 год
Ручей Святого Трифана В Печенге 1894 год_______________________________________________________________________________________________________________
Борисов Александр Алексеевич
Весенняя полярная ночь 1897 год
В Кандалакшском заливе. Белое море. 1896 год
В области вечного льда. Лето. 1897 год_______________________________________________________________________________________________________________
Травников Герман Алексеевич
У моря студеного. 1974 год
У моря. 2006 год
Безымянная высота. 1985 год
_______________________________________________________________________________________________________________
Писахов Степан Григорьвич
Кий-остров.
На Двине. 1910-е годы.
Пустозерск. Изба._______________________________________________________________________________________________________________
russkij-sever.livejournal.com
Север (картина Куинджи) Википедия
«Север» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи ( 881). Размер картины — 132 × 103 см[1][2][3].
История и описание
Картина «Север» была впервые показана в 1879 году на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), вместе с двумя другими картинами художника — «После дождя» и «Берёзовая роща»[4][5].
Картина «Север» была завершающим, прощальным произведением из трилогии художника о северной природе, к которой также относятся картины «Ладожское озеро» (1873) и «На острове Валааме» (1873)[6].
На картине «Север» показан вид с высоты на уходящую в туманную даль равнину, которая на горизонте сливается с сероватым дымчатым небом. Этот величественный пейзаж символизирует безбрежные пространства северных земель, но при этом исполнен глубокой поэзии и любви к суровой природе[4].
Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи[7]:
В картине «Север» Куинджи как бы с высоты птичьего полёта запечатлел величавую панораму уходящего в седую туманную даль холодного края, тонко передав чувство своеобразной «завороженности» этих неуютных суровых просторов. Очень выразителен и характерен для его творчества мотив растущей на гранитных скалах сосны (художник любил изображать также сосны, вцепившиеся корнями в почву на самом краю обрыва и упрямо тянущиеся к небу). |
См. также
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
"Если ты увидишь Север…": Живопись суровых широт
(Картина Бориса Смирнова-Русецкого "Ладога")
В XIX веке появилось понятие пленэра – создание пейзажей на природе, в естественных условиях. Художники начали чаще выезжать в леса и поля, на луга и в рощи. Расцвел пейзажный жанр. Но чем севернее широты – тем меньше картин, посвящённых природе этих широт. Лишь немногие живописцы отправлялись в суровые и холодные земли, чтобы кистью и карандашом запечатлеть их необычную красоту.
Один из таких художников – В. В. Верещагин.
(Картина В. В. Верещагина "Песчаный остров на Северной двине")
Нам гораздо больше известны полотна этого художника, на которых палит солнце пустыни и чаруют взор восточные мотивы. Но есть у Верещагина и цикл картин, родившихся в результате путешествия по Северной Двине. Их отличает умиротворённая атмосфера, неяркие краски. На одном из полотен, необычно лаконичном для Верещагина, лиловой лентой уходит к горизонту Северная Двина. Небо, река, берега…
(Картина Архипа Куинджи "Север")
Суровая романтика наполняет картину Архипа Куинджи «Север». На голом утёсе возвышается одинокая сосна, внизу протирается редколесье, а в тонкой ленте реки отражается северное небо. Краски сдержанны, колорит необычен. Больше половины полотна занимает небо – удивительное, холодно-розоватое, отделённое от земли широкой линией света, в котором угадываются отсветы бледного северного солнца.
(Картина Абрама Архипова "Северная деревня")
В коричневых тонах выполнена картина Абрама Архипова «Северная деревня». Но полотно поразительно колоритно, даже ярко. Это объясняется игрой живописца со светом: бледно-золотистая лента северной зари отражается в зеркале реки. Это зеркальное сияние доминирует на картине, наполняя её необычным внутренним светом.
(Картина Аркадия Рылова "Закат")
Совеем иная колористика у картины Аркадия Рылова «Закат». Яркие краски переливаются и перетекают друг в друга. Удивительная красота северного заката, пламя заходящего солнца и оттенки ало-лилового неба отражаются в зеркале северных вод. Глядя на эту картин, невольно вспоминаешь сказку о самоцветах, разлетающихся при беге Серебряного Копытца…
(Картина Александра Борисова "На Мурмане близ гавани")
А вот картина Александр Борисова «На Мурмане близ гавани». Палитра художника вобрала светлые краски севера: белизну снега, почти ультрафиолетовое сиянее ледяных шапок гор, светло-лиловые оттенки неба… Свои этюды Борисов писал при температуре ниже -20 и -30 градусов, когда краски застывают, и плохо помогает даже скипидар. Это наложило отпечаток на художественную манеру живописца. Кисти ломались, руки невозможно было вынуть из малиц. Но всё-таки одна за другой появлялись картины с ледяными льдинами, бескрайними снегами и необычным северным небом…
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Север (картина Куинджи) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Север» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи ( 881). Размер картины — 132 × 103 см[1][2][3].
Картина «Север» была впервые показана в 1879 году на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), вместе с двумя другими картинами художника — «После дождя» и «Берёзовая роща»[4][5].
Картина «Север» была завершающим, прощальным произведением из трилогии художника о северной природе, к которой также относятся картины «Ладожское озеро» (1873) и «На острове Валааме» (1873)[6].
На картине «Север» показан вид с высоты на уходящую в туманную даль равнину, которая на горизонте сливается с сероватым дымчатым небом. Этот величественный пейзаж символизирует безбрежные пространства северных земель, но при этом исполнен глубокой поэзии и любви к суровой природе[4].
Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи[7]:
В картине «Север» Куинджи как бы с высоты птичьего полёта запечатлел величавую панораму уходящего в седую туманную даль холодного края, тонко передав чувство своеобразной «завороженности» этих неуютных суровых просторов. Очень выразителен и характерен для его творчества мотив растущей на гранитных скалах сосны (художник любил изображать также сосны, вцепившиеся корнями в почву на самом краю обрыва и упрямо тянущиеся к небу). |
ru.wikiyy.com