to_priz. Картина сезанн
Художник ПОЛЬ СЕЗАНН (1839-1906). - ИСКУССТВО и ВРЕМЯ
Поль Сезанн(1839-1906) - французский живописец, один из самых ярких представителей постимпрессионизма. Именно его посмертная выставка в 1906 году стала поворотным пунктом в истории всего искусства XX века. Именно его картины вдохновили на новые поиски художников самых разных направлений. Многие искусствоведы до сих пор называют такое популярное течение, как кубизм, "гиперсезаннизмом"... Здесь биография художника.
Коте де Галлет в Понтуазе, 1880
Жюль Массне - Размышление из оперы "Таис" </p>
Поль Сезанн и молоденькая, едва достигшая девятнадцатилетия натурщица Гортензия Фике - встретились в Париже в 1869-ом. Ещё не востребованный и не признанный широкой публикой, тридцатилетний Сезанн сразу понял, что в этой провинциальной девочке есть нечто такое, что достойно и внимания, и уважения. А она, восторженная умница, увидела, как друзья-художники ценят его живопись, продиктованную первым впечатлением, созданную в новообретённой стилистике, будто объёмную, полную воздуха, отмеченную высочайшей духовностью.
Так начался их роман, их “Битва любви”. И, конечно, в этой одноименной, полной чистой эротики картине присутствовала Гортензия. В созданных им портретах Гортензии своего рода исповедь художника о его любви к этой женщине, и мучительном понимании того, что он не может дать ей любовь столь же огромную, какую дарила ему она. Их, этих портретов, 29 - масло, акварель, графика. Это история жизни женщины, умевшей любить, но история любви несчастливой с многолетним ожиданием, когда Поль ответит такой же страстью, какую испытывает она. Любовь налетела стремительно, и через три года родился Поль, единственный сын. Но жениться на Гортензии Сезанн не мог: точно так же, как долгие годы противился его отец-банкир занятиям сына живописью, не принимал он и его союз с натурщицей. Речи о браке быть не могло...
Вдобавок, узнав, что Поль живёт вместе с возлюбленной, отец вдвое уменьшил ему содержание. Картины не покупали. Зачастую материально помогал друг Эмиль Золя. Теперь представьте себе, каково было все эти годы Гортензии: неопределённость, страх быть брошенной, издержки трудного, взрывчатого характера Сезанна... И всё это на портретах в её глазах - она ведь была самой частой моделью Поля, который умел выразить не случайное и поверхностное, а главное и сокрытое. В 1886 году, через 17 лет, Поль, наконец-то, повёл Гортензию под венец, и она стала полноправной мадам Сезанн. Впрочем, это не рекорд: Огюст Роден обвенчался со своей Розой, когда их сыну было 50.
Бассейн в парке Жа де Буффан, 1876
У Сезаннов всё резко изменилось: вскоре умер старый банкир, оставив сыну значительное состояние, да и имя художника стало популярным, а живопись - признанной. Появились заказы, картины стали покупать... И он давно прозрел, как эта женщина его любит и как она ему нужна. А она оставалась собой - любящей и отчаянно боящейся потерять любимого. Сезанн, любя её очень-очень по-своему, с бесконечными срывами, это честно отображал на ее портретах.
Шато Нуар. 1904
Но в конце века он отдалился от своей жены, которая воспитывала их сына Поля. В одном из писем утверждал, что воспрял к жизни благодаря некоей крестьянке Фанни, которая позволила ее обнять...
Но это тема другого разговора, а сегодня я сочла возможным остановиться только на своих любимых, изумительных на мой взгляд, пейзажах Поля Сезанна, панорамных и наполненных светом.
Залив Эстак с востока, 1882
В долине Уазе, 1874
Вид на Овер, 1873
Высокие деревья в Жа де Буффан, 1887
Гора Сент-Виктуар, 1900
Дом повешенного в Овере, 1873
Дома в Эстаке, 1880
Большая сосна, 1889
Каштаны и усадьба в Жа де Буффан, 1876
Эстак с красными крышами, 1885
Мельница в Понтуаз
Мон-Сент-Виктуар, 1887
Озеро в Анси, 1896
Мост и водопад в Понтуазе, 1881
Порт на Сене
Пейзаж с мельницей,1860
Пейзаж, 1870
Пейзаж в Провансе, 1875
Полуденный пейзаж, 1887
Тающий снег в Фонтенбло, 1880
Тополя, 1879-82
Усадьба в Жа де Буффан, 1870
Шато де Медан, 1880
Эстак, утро
Гора Сент Виктория, 1895
http://russian-bazaar.com/ru/content/161648.htmhttp://gallerix.ru/storeroom/819964423/http://www.bibliotekar.ru/p-Cezanne/http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0084.shtmlhttp://xn--80ajgzat.xn--p1ai/galr.html
Оригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/4468278/post387574731
to-priz.livejournal.com
Сезанн. Запоздалый триумф. Часть 4. Окончание
Автопортрет. 1895 г.
(Начало 1, 2, 3) Сезанн двадцать последних лет – 80-е и 90-е годы – находился в добровольном изгнании, про него все забыли: в Париже он бывает редко, с друзьями рассорился, с женой встречается время от времени, с ней его связывает только сын.
Но эти же годы стали для Сезанна самыми плодотворными и новаторскими, хотя в личном плане об этих годах художника почти ничего неизвестно. Только Камиль Писсаро помнит и любит Сезанна.
А художник между тем не перестает работать, переезжая с одного места на другое, нигде не задерживаясь больше года. За двадцать лет Сезанн превращается из хорошего художника в гениального, открывая новые приемы и смыслы.
Он пишет натюрморты и каждый из них становится шедевром. Он пишет портреты и группы людей, и они становятся откровением. Он пишет гору Сент-Виктуар и пейзажи, и они поражают новизной, философской глубиной и цветом. Он делает акварели, и они изумляют нежностью и невесомостью.
река у моста Трех ручьев. 1906 г.
Третий период Сезанна - восьмидесятые годы – конструктивистский. В эти годы художник сосредоточивается на конструировании целостного и единого пространства, на поисках новых способов изображения трехмерности мира природы на двумерном холсте, не прибегая к прямолинейной перспективе или, что еще хуже, мнимой перспективе, которой пользовались импрессионисты.
Сезанн делал равнозначным каждый кусочек холста, используя последовательность цветов и форм, которые проходят сквозь все полотно, стягивая его в единое пространство. Он использует мелкие и строго параллельные мазки, которые делают картину словно бы сотканную из единого куска.
Поместье в Медане. 1879-1881 гг
Но прежде чем начать изображение, Сезанн долго вглядывается в то, что перед глазами. Он ищет смысл, глубину, исходную точку и только когда «видит» картину в голове и понимает, как она будет строиться, начинает работать. Всматривание – основной и самый существенный этап работы.
Когда он закончен, рассматриваемое уже исчезает, уступая место субъективному восприятию пейзажа и смыслам, вкладываемым художником в картину. Сезанн говорил, что не всякое изображение может называться и стать картиной. Картина – это больше, чем изображение.
Особенно это справедливо для картин с видами горы «Сент-Виктуар», которую он писал более 60 раз. В разное время и с разных точек зрения. Виды с горой становятся все более лаконичными, из них устраняются несущественные детали и лишнее мельтешение. Остается только самое существенное, отражающее красоту провансальской природы, ее тишину, безмолвие и мощь.
Гора Сент-Виктуар. 1885-1887 гг.
Одновременно Сезанн начинает писать натюрморты, которые его привлекали тем же: безмолвием, тишиной, устойчивостью и красотой. И писал он натюрморты также тщательно и с той же продуманностью каждой черточки, мазка, детали, что и пейзажи.
Для художника важно было то, что яблоки, груши, вазы и другие неодушевленные предметы, остаются всегда одними и теми же. Когда фрукты портились, он изготовлял муляжи. Для Сезанна, работающего очень медленно и подолгу обдумывающего композиции картин, конструируя их в соответствии со своими смыслами, это было очень важно. Для него яблоко было больше, чем яблоко.
Натюрморт с суповой миской. 1884 г.
Приступая к портретам, Сезанн от натурщиков требовал того же: абсолютной неподвижности, статичности, безмолвия и покоя. Они должны были быть такими же неподвижными как фрукты, овощи, черепа и вазы в натюрмортах.
Они должны были замереть в одной позе и сохранять ее в течение нескольких часов подряд. Только тогда он мог увидеть смысл и глубину, которую искал. Его не интересовала индивидуальность и психологический портрет.
Он видел глубже, проникая в природу вечности, которая была одной и той же везде: в горах, в природе, яблоке и человеке. Основными натурщиками Сезанна были его близкие, жена и сын.
Наиболее интересными из серии портретов этого периода можно назвать картину «Последний день карнавала» и «Арлекин». В них ему позировал сын Поль.
Последний день карнавала. 1888 г.
Это был уже не импрессионизм. Возникло новое направление в живописи – постимпрессионизм. Художник не отрицал достигнутого на предыдущих этапах, он только использовал уже найденное для передачи своей идеи.
А у Сезанна она была: он хотел найти внутреннюю логику природы, которая является внутренней логикой его самого и каждого человека. Природа и человек подчинены одним законам, которые Сезанн упорно ищет и старается выразить.
Результатом поиска этого периода является вывод, что в природе есть только три формы, из которых состоит все: цилиндр, круг, сфера.
Четвертый период - девяностые и нулевые годы – синтетический, заключительный.Сезанн использует все найденное за многие годы. Это уже не реализм, не импрессионизм, не конструктивизм. Это прорыв в новое художественное пространство, в котором все подчинено единству замысла, все наработанное за долгие годы поиска прилажено и пристроено к идее.
Вода и небо у него столь же плотные, как и гора Сент-Виктуар, отражения в воде словно архитектурные сооружения. Здесь нет и намека на прозрачность, легкость и подвижность импрессионизма, от которого Сезанн отходит окончательно. В его картинах все устойчиво, твердо и неподвижно, все подчинено тайному смыслу и неизменному порядку.
Озеро в Аннеси. 1896
Еще более ярко это выразилось в портретах, на которых люди изображены в напряженных безмолвных позах. Серия «Игроков в карты» считается одной из самых известных и признанных шедевров. Она изображает простых крестьян, сидящих в неподвижных позах, сосредоточившись на игре.
Сезанн убирает из своих картин всякую «литературщину», эмоциональность и поверхностность, которые скрывают и затушевывают настоящий и глубокий смысл. Он передает солидность, надежность, достоинство и покой провансальских крестьян.
Его картины становятся аскетичными и свободными от несущественных деталей. Потом это возьмут на вооружение Матисс, Руссо, Гоген и другие.
Игроки в карты. 1892-1893 гг.
Заболев сахарным диабетом, когда художнику стало трудно носить тяжелые краски и предметы, он все чаще обращается к акварели, которую одно время забросил. К концу своего творчества Поль Сезанн научился работать быстро и безошибочно, что особенно важно для акварели, не терпящей переработки в отличие от работы с маслом.
Кроме того, это больше соответствовало его порывистому и вспыльчивому характеру. Его акварели восхитительно легки, точны и прозрачны. Он часто не закрашивает бумагу, оставляя белые пятна, которые смотрятся как единое целое, усиливая эффект прозрачности рисунка.
Пейзаж в Провансе. 1902 г. Акварель
Последнее лето жизни Поль проводил на берегу реке Арк, где создал шедевр «Река у моста Трех ручьев» (1906 г). В этом месте Поль Сезанн со своим другом Эмилем Золя в далеком детстве купались и, наверное, воспоминания были в нем живы, когда он создавал этот шедевр (см. выше по тексту).
Запоздалый триумф. Дань восхищения. С середины девяностых годов Сезанн постепенно начинает приобретать известность. Первыми собирателями его картин стали еще в семидесятые годы Виктор Шоке и доктор Гаше из Овера, в доме которого Сезанн писал «Современную Олимпию». Они оба увидели в картинах Сезанна свежесть и новизну.
В это же время его картины стал принимать в обмен на нужные художнику краски владелец небольшого магазинчика и по совместительству – галереи, папаша Танги, у которого был чуткий к новому глаз. Он принимал в обмен на краски картины многих тогда гонимых и непризнанных художников: Пикассо, Ван Гога, Гогена, Сезанна и других.
Только в его лавке можно было увидеть картины Сезанна и к нему вначале девяностых толпами приходили художники, чтобы посмотреть на картины художника, потому что их больше нигде не было.
Но по-настоящему большую роль в привлечении внимания к имени Сезанна сыграл владелец магазина-галереи Амбруаз Воллар. Камиль Писсаро, который помнил и любил Сезанна, посоветовал ему организовать выставку работ художника. Воллар попросил Сезанна выслать ему несколько работ, на что художник, которого никогда публика не жаловала вниманием, быстро откликнулся.
Портрет Амбруаза Воллара. 1895
Он послал Воллару 160 полотен, которые и составили в 1895 году его первую выставку. Сам Сезанн на выставку не приехал, а будучи однажды в Париже, зашел на нее мимоходом и сказал единственное: «Надо же, они все в рамах».
Потом была еще одна выставка в 1898 году, организованная тем же Волларом, а в 1915 году он написал и издал его первую биографию. После смерти Воллара в 1936 году осталась коллекция современных художников общей стоимостью восемь миллионов долларов.
Теперь уже не Сезанн ехал в Париж, а из Парижа ехали к Сезанну в Прованс. Ехали, чтобы познакомиться с таинственным художником, увидеть его рабы, фотографировать его за работой и расспросить о его творчестве. Вокруг Сезанна стихийно возник кружок молодых, начинающих художников.
Но по-настоящему успех пришел к мастеру только после смерти в 1906 году. Уже год спустя прошла выставка его акварелей, была организована в его память выставка из 48 картин, о нем стали писать исследования, печатать переписку с друзьями.
Молодые художники - Матисс, Пикассо, Брак, Гоген, Руссо – его боготворили, копировали и повторяли. Так Пикассо своих «Авиньонских красавиц» написал под влиянием «Купальщиц» Сезанна, а Матисс залез в долги, чтобы только купить эту картину. Гоген не расставался с картинами Сезанна даже тогда, когда он голодал, но ни одну из них не продал.
Большие Купальщицы. 1898-1905
Через 7 лет картины Сезанна появились в Лувре: «Дом повешенного», одна из картин серии «Игроки в карты», натюрморты и акварели из частной коллекции миллионера-банкира Исаака де Командо.
Через три года Лувр приобрел картину «Тополя». А потом сюда переехали все произведения Сезанна, завещанные Люксембургскому музею коллекционером Кейботом, когда-то купленные по смехотворным ценам.
Тополя. 1879-1882 гг
Сейчас картины Сезанна стоят на аукционах миллионы. Так в 2007 году его "Натюрморт с дынями" был продан за 25,5 млн. долларов. Но если бы художник жил на деньги от своих картин, он бы умер с голоду.
Молодые последователи Сезанна хорошо запомнили его уроки: «На свете есть только один художник – я сам», - говорил Сезанн и «Если кто-то старается основать новую школу моего имени, значит, он никогда не понимал и не любил того, что сделал я».
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
Поль Сезанн. Картины художников — Журнал по дизайну и культуре
Существуют живописцы, живущие сиюминутными темами, успехом. Но есть и те, которые работают на будущее. Жизнь, творчество приносится ими в жертву потомкам. Таким был французский мастер Поль Сезанн. В 1906 году, незадолго до кончины, его, почти семидесятилетнего человека, продолжали оценивать как второстепенного импрессиониста. Немногие ощущали подлинный масштаб его таланта. Но вот проходит год, два. Один из корифеев искусства XX века Пикассо, использовал находки Сезанна сведение природного многообразия к геометрическим формам. Так родился кубизм. В России, молодые мастера Петр Кончаловский, Илья Машков и их друзья взяли из сезанновского наследия другое: ощущение формы как вещи, которой присущи вес и объем. Картины не писалась, а делалась ими. Появилось новаторское объединение «Бубновый валет», подарившее отечественному искусству плеяду талантливых живописцев. В 1920-х годах, знаменитый архитектор Ле Корбюзье увидел в полотнах Сезанна своеобразную философию красоты, и положил это в основу функциональной архитектуры…
Живопись Сезанна непроста для понимания. Кому-то она может показаться скучноватой — мало запоминающихся сюжетов, и острых, драматичных тем. На картинах художника — вазы с фруктами, изображение гор и сельских домиков, купальщиков и купальщиц. Иногда — портреты. Но есть нечто, заставляющее нас, как и современников, останавливаться перед его картинами. Это мощное стремление (с помощью тончайшего ощущения) добраться до структуры материального мира, понять, как стыкуются формы, почти пуссеновская величавость и спокойствие. Недаром, Пуссен — один из кумиров Сезанна. Он не дробил форму на элементы, как импрессионисты, а, напротив, связывал все в неразрывное пластическое единство. Синтез и цельность — вот что открыло ему путь в искусство XX столетия.
Гора св. Виктории. П. Сезанн, 1885-87 г. Фото 1
Экс-ан-Прованс…Здесь, под сенью небольшого французского городка, находится Ателье Поля Сезанна. Справа на каменной стене ручка звонка, и на камне высечено: улица Сезанна. Во дворе нас встречают песчаная дорожка, густая зелень деревьев и двухэтажный каменный дом золотистого цвета с красными ставнями. Поднимаемся по лестнице. Вот и мастерская. Она обставлена теми вещами, которые окружали художника при жизни. Цвет стен серый, большие низкие окна с противоположных сторон. Сразу напротив двери угол, в котором висят старенький плащ, пальто, соломенная шляпа и другие вещи. Видно, что они изрядно послужили художнику. И хоть висят они безмолвно, вид каждой из них красноречивее всяких слов. Одна только форма рукавов, смятых и округленных живыми руками Сезанна, создает впечатление, будто, художник только что снял свои вещи и повесил в угол. Рядом на стене, прибита полка с глиняными кувшинчиками и горшками деревенского изготовления. Старая золотистая глина хорошо смотрится на фоне серой стены, по соседству с темным пальто и соломенной шляпой это настоящий сезанновский натюрморт! Под этим натюрмортом другой, разместившийся на деревянном столе, таком невероятно знакомом, и на нем не менее знакомые темная бутылка и зеленая рюмка. Каким же праздником цвета становятся эти простые вещи на холсте у художника! Мы давно знаем и любим этот натюрморт. А вот — небольшое скромное распятие, и под ним несколько посеревших черепов. Их тоже запечатлел художник. Гипсовая фигура мальчика. Рядом с ней висит репродукция рисунка, сделанного с этой скульптуры. И еще один натюрморт, совершенно неожиданный: мы видим лежащие на столе розовые луковицы, свежие овощи и фрукты. Оказывается, одна из родственниц Поля Сезанна не только хранит знаменитое Ателье, но и старается поддерживать в нем ощущение той эстетической среды, которая присутствовала при жизни художника…
У окна длинная витрина. Под стеклом лежат записные книжки Сезанна и альбомчики с набросками. Все это переплетенные фотокопии оригиналов. Здесь же карандаши, перо… Вот — старый мольберт, рядом — другой. Тут же складной стульчик, неизменный спутник художника на этюдах. Бутылки из-под масел и растворителей, этюдник, подрамники, стул с плетеным соломенным сиденьем. На его спинке висит походная трость с острым железным наконечником и кривой ручкой, отполированной прикосновениями рук Сезанна. Старая палитра с засохшими красками, истертые кисти. Каждый, даже самый незначительный предмет этой мастерской, побывавший некогда в руках живописца, является свидетельством его былого присутствия. Ведь давно известно, что те дома-музеи, в которых утрачен дух жилого помещения, совершенно не волнуют посетителей. Плохо, если предметы превращаются в экспонаты, которые не живут, а демонстрируются. Куски полотен, разрезанных самим художником, бережно хранящиеся в его мастерской, производят куда большее впечатление, чем могла бы это сделать склеенная, отреставрированная и почти новенькая картина. Подходим к окну. Перед нами подлинно сезанновский пейзаж с голубыми домами, черепичными крышами и уже знакомыми, столько раз написанными им соснами… Покидая Ателье Поля Сезанна, можно заглянуть на знаменитую гору «Викторию», не раз изображавшуюся художником. Поднявшись вверх по лестнице и миновав постройки, сооруженные уже после смерти Сезанна, виден знакомый силуэт горы голубовато-золотистого цвета. Рядом — поля, небольшие редкие дома с черепицей, деревья, кусты, небо с серебристыми облаками и голубой просинью все воочию свидетельствует, как великолепно раскрыл Сезанн красоту и величие этого столь привычного нам пейзажа.
Бывает, что произведения художников, композиторов или поэтов не сразу находят своего слушателя, зрителя или читателя. В таких случаях, требуется их более внимательное изучение. Оно помогает испытать то волнение, ощутить те переживания, какие вложил в них автор. Это в полной мере касается и творчества Поля Сезанна. Будучи глубоко воспринятым, его искусство остается в памяти навсегда.
Сезанн об искусстве:
- Художник обладает двумя вещами: глазами и интеллектом, которые должны взаимно помогать друг другу. Нужно содействовать их обоюдному развитию…
- В своем искусстве надо быть и хорошим ремесленником… Качество твоей живописи определяет, художник ты или нет.
- Не существуют ни линии, ни формы, есть только контрасты. Эти контрасты порождаются не черным и белым, а цветовым ощущением.
- Рисунок и цвет неразделимы; по мере того как пишешь-рисуешь и чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок.
- Колористический эффект главное в картине, он делает картину единым целым, организует ее; этот эффект должен опираться на одно доминирующее цветовое пятно.
- Художник должен всецело посвятить себя изучению природы и стараться создавать картины, которые были бы наставлением. Художник должен быть как можно искреннее и добросовестнее, как можно смиреннее перед природой. Но надо до какой-то степени властвовать над своей моделью, а главное, владеть своими средствами выражения. Проникнуться тем, что у тебя перед глазами, и упорно стараться изъясняться как можно логичнее.
- В наше время уже нет настоящих художников. Моне дал новое видение, Ренуар создал тип парижанки, Писсарро приблизился к природе. Все же последующие не заслуживают внимания, это просто шарлатаны, которые ничего не чувствуют и занимаются жонглерством. Настоящие картины были созданы Делакруа, Курбе и Мане.
Публикация подготовлена с использованием материалов:
- «В гостях у Поля Сезанна», Н. А. Соколова, М. 1987 г.
- «Поль Сезанн», Э. Бернар, 1904 г.
ГАЛЕРЕЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
Гора св. Виктории. П. Сезанн, 1885-87 г. Аллея деревьев. П. Сезанн, 1906 г. Дом доктора Гаше. П. Сезанн, 1873 г. Дом папаши Лакруа. П. Сезанн, 1873 г. Дом с красной крышей. П. Сезанн, 1888 г. Гора св. Виктории. П. Сезанн, 1885-87 г. Фото 2. Гора св. Виктории. П. Сезанн, 1885-90 г. Каштаны в Жа де Буффан. П. Сезанн, 1885-87 г. Мельница на реке. П. Сезанн, 1900-1906 г. Пейзаж с виадуком. П. Сезанн, 1885-87 г. Тополя. П. Сезанн, 1879-82 г. Вид на Эстак и замок Иф. П. Сезанн, 1883-85 г.www.5arts.info