Сочинение по картине К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова». Картина княжна
Картина «Княжна Тараканова» | С миру по нитке
А причем же здесь каземат Петропавловской крепости, наводнение и картина Флавицкого? В общем-то, не причем, на картине Флавицкого совсем другая княжна Тараканова. Была такая самозванка в Европе, которая объявилась в 1775 году, а это время было страшное для Российской империи, потому что только что разгромили Пугачева. Причем это был такой перепуг для Екатерины, который она никогда не смогла забыть, а тут появляется эта женщина в Европе, которая именовала себя дочерью Елизаветы Петровны от Алексея Разумовского. А поскольку вроде бы Елизавета была венчана с Разумовским, то значит она вроде как законная претендентка на русский престол. Естественно Екатерина очень боялась этой самозванки и послала Алексея Орлова, своего верного фаворита изловить эту даму и привезти в Россию.
Он поехал, это знаменитая история, которая легла в основу пьесы Леонида Зорина «Царская охота». Он очаровал эту женщину, заманил ее на русский корабль, который стоял близ Италии, вроде бы даже инсценировал свой брак с ней и венчал их ряженый матрос. Совершенно невероятная история. Потом ее схватили, вывезли, и дальше в каземате Петропавловской крепости она умерла, но совсем не от наводнения. Умерла она от чахотки и произошло это в 1775 году, то есть за два года до того наводнения которое запечатлел Флавицкий.
Кто была эта женщина совершенно не понятно, причем на допросах она ни в чем не созналась. Она не говорила по-русски, она была женщиной очень красивой и обаятельной. Ее допрашивал ни более, ни менее, а сам князь Голицын, ее не пытали и не били кнутом, как в пьесе, но она была больна и вскоре от чахотки скончалась. Картина Флавицкого написана в 1864 году, была выставлена на передвижной выставке, имела колоссальный успех, но вызвала и скандал, потому что всю эту историю предпочитали не афишировать. И государь император Александр Второй повелел характеризовать эту картину, что на ней изображен эпизод из романа Михаила Лонгинова. Действительно была такая фантастическая вещь, которая вышла в 1859 году, и из этого романа, Флавицкий взял сюжет картины «Княжна Тараканова».
priusadebnoehozyastvo.blogspot.com
Сочинение по картине Флавицкого «Княжна Тараканова»
Любой, кто хотя бы раз побывал во всемирно известной Третьяковской галерее не мог не обратить внимание на удивительную по своей художественной выразительности картину: огромное полотно, изображающее девушку с перекошенным от отчаяния лицом. Её взгляд, её поза, сам сюжет картины настолько завораживают, что от неё трудно отвести взгляд. В золотой рамочке под изображением можно прочитать запись: «Константин Дмитриевич Флавицкий. Княжна Тараканова».
Доподлинно неизвестно, было ли это действительно так, однако по некоторым сведениям среди бастардов имелась и некая девочка, отосланная матерью со двора на воспитание в Европу. Точных сведений на этот счёт не существует, однако этой легендой воспользовалась молодая авантюристка. К сожалению, тайну своего рождения она не открыла даже священнику перед смертью, но существует версия, будто она была дочерью пражского трактирщика. Итак, самозванка предъявила свои права на российский престол и даже нашла некоторую поддержку в высших кругах, однако по приказу Екатерины II девушка была похищена и заключена в темницу, где вскоре умерла от чахотки.
В основу же картины положен иной сюжет: согласно легендам, княжна Тараканова приняла мученическую смерть во время наводнения в Петербурге в 1777 году, заживо утопленная в каменном каземате Петропавловской крепости. Эта история так впечатлила художника Флавицкого, что более двух лет он писал полотно, ставшее, в конечном счёте, венцом его творчества.
На картине «Княжна Тараканова» изображена девушка, забравшаяся на постель в ожидании неминуемой гибели. Кажется, полотно «построено» на приёме антитезы — такой неуместной, такой живой и яркой кажется героиня по сравнению со всем её окружением! Но обо всём по порядку.
Константин Дмитриевич Флавицкий, ученик классической итальянской школы живописи, сумел, впрочем, обойти каноны — его полотно поражает своей реалистичностью и эмоциональностью.
Для «Княжны Таракановой» мастер выбирает насыщенные тёмные тона — оттенки серого, винного и — золотого. С удивительной реалистичностью живописец изображает каменные, холодные стены каземата, словно дышащие сыростью и затхлостью. В темницу сквозь зарешеченное окно пробиваются скромные лучики света — и потоки воды, бушующие, сильные, губящие всё на своём пути. Вода уже затопила пол и подобралась к топчану, устеленному грязноватой простынёй и покрытому золотой бараньей шкурой. Из подушки торчит солома, которой она набита, — ещё один золотой лучик. Стол из полусгнившего дерева «заставлен» скромной пищей — кувшином воды да обглоданной краюхой хлеба.
Среди всего этого мрака каменных стен, ужаса неотвратимой смерти так чужеродно выглядит узница! Это не нищая оборванка, не грязный разбойник в лохмотьях — это прекрасная барышня, одетая в шелка и бархат! Платье — это всё, что осталось от её прежней роскошной жизни. Красавица-княжна в исступлении забралась на кровать, спасаясь от воды. Вместе с нею по топчану, на котором вынуждена коротать ночи узница, бегут насквозь промокшие крысы. Кажется, будто через пару мгновений их цепкие коготки схватятся за винный бархат в отчаянной попытке спастись.
Тараканова бессильно откидывает голову и закатывает глаза. Её бледная от недостатка солнца грудь, открытая больше положенного в небрежно расстёгнутом корсаже, будто нервно вздымается. Пальцами самозванка старается будто процарапать стены. Глаза княжны устремлены куда-то сквозь потолок каземата, рот приоткрыт из-за неровного дыхания. На лице девушки выражение полнейшего отчаяния — она понимает свою гибель и, кажется, уже готова смириться с ней. Быть может, через пару мгновений она смиренно осядет на постель, не в силах больше сопротивляться…
Заходящее солнце бросает прощальные лучики на платье, шею, грудь княжны Таракановой, будто целуя её в последний раз. Сама узница страдает, понимая, что её молодая и роскошная прежде жизнь так несправедливо и страшно прерывается волею стихии. Ей жаль погубленных лет, жаль себя — но ничего уже не изменить.
Картина К.Д. Флавицкого поражает своим драматизмом, своей живостью и искренностью эмоций, написанных на лице героини. Пусть в этом полотне нет исторических реалий, в этих мистических сценах отражена настоящая трагедия сильной, незаурядной и прекрасной личности.
sochinyalka.ru
Сочинение по картине К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова»
«Княжна Тараканова» - известнейшее произведение Константина Дмитриевича Флавицкого, за которое ему было присуждено звание профессора живописи. Современники оценили своеобразие картины, оригинальность сюжета и его неординарное художественное решение.
На картине изображена авантюристка, княжна Тараканова, мнимая дочь императрицы Елизаветы и сестра Емельяна Пугачева. Самая известная самозванка России, по легенде, заключенная в Петропавловскую крепость, она погибла во время наводнения. На самом деле, выход Невы из берегов случился намного позже настоящей гибели княжны и узники тюрьмы действительно утонули, но Флавицкому так понравился трагический сюжет, что он объединил правду и вымысел в одно целое, по которому и была написана картина.
Главная тема художественного полотна – отчаяние молодой красавицы при виде потока воды, что быстро заполняет камеру через окно каземата. Грязный поток уже на треть залил все помещение, мокрые крысы спасаются на кровати пленницы, а выхода нет. Картина пронизана подлинным драматизмом ситуации и неминуемостью смерти. Несчастная прижимается спиной к стене, голова ее запрокинута к небу, словно она молится и просит Бога простить ее и помиловать. Или же вся ее короткая жизнь быстро проносится перед глазами.
Вся остановка камеры еще больше располагает к отчаянию. Стены тюрьмы, холодные и каменные, с вываливающейся штукатуркой и простой стол с посудой арестанта. Стол прибит настолько крепко, что вода не может сдвинуть его. Так же и княжна Тараканова словно пригвождена к стене отчаянием и безысходностью ситуации.
Картина Флавицкого производит неизгладимое впечатление, вызывает сочувствие погибающей девушке и хочется узнать, за какие тяжкие преступления она заключена в каземат. Но ее загадка так и остается неразгаданной тайной.
Скачать сочинение по картине К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова»
Понравилось сочинение? Почитайте ещё эти:
«Княжна Тараканова», картина К.Флавицкого: история, описание
Константина Дмитриевича Флавицкого (1830-1866) многие искусствоведы называют художником одной картины. Умер он рано, в тридцать шесть лет, от туберкулеза. «Княжна Тараканова» - картина, которая обессмертила художника. Но человеку неискушенному остается непонятен ее смысл. Если на полотне изображена княжна, то почему она находится в тюремной камере? И почему застенки заливает вода? Зритель понимает только, что молодая красивая девушка в ужасе ждет своего смертного часа. Трагизм ситуации сквозит в каждой детали картины. Какую же тайну скрывает полотно, находящееся в Третьяковской галерее? Читайте об этом в данной статье.
Небольшой экскурс в историю
Кто же такая княжна Тараканова, и реальный ли это персонаж? Происхождение этой личности до сих пор туманно. Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие - трактирщика из Праги. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха. «Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны. Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк, потом - мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете, пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским. Так сложилось, что в России только недавно был подавлен бунт Емельяна Пугачева – еще одного «Тараканова». Екатерина Вторая не могла остаться безучастной к еще одной претендентке на престол. Она поручает графу Орлову похитить самозванку. Тот хладнокровно притворяется поклонником княжны Таракановой, добивается ее взаимности и даже предлагает ей руку и сердце. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. Там княжну и арестовали. Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». История бедняжки, закончившей жизнь во цвете лет в мрачных застенках, позже обросла легендами.
Правда и домысел
Официальные источники утверждают, что узница Петропавловской крепости умерла от туберкулеза в декабре 1775 года. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Но есть и другие записи. Так, известно, что в 1785 году приняла постриг некая княжна Тараканова и под именем инокини Досифеи провела в стенах московского Ивановского монастыря остаток жизни. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица. Умерла Досифея в феврале 1810 года. Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года. За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня.
К. Флавицкий и его история
Художник родился в семье мелкого чиновника в 1830 году. Он рано осиротел и провел детство в воспитательном доме. Однако талант к рисованию помог ему выбиться в люди. Его отдали в художественную школу за средства Общества поощрения художников. Позже он поступил студентом к профессору Ф. А. Бруни. Петербургскую Академию Художеств Флавицкий окончил с золотой медалью в 1855 году. Награду ему принесла студенческая работа «Братья продают Иосифа в рабство». Золотая медаль дала Флавицкому возможность за государственный счет провести несколько лет в Италии, чтобы усовершенствовать свое мастерство. Именно там и зародился замысел написать полотно о великой и таинственной авантюристке. Эскиз, по которому двумя годами позже была написана картина «Княжна Тараканова», автор сделал в Италии. Вернувшись в Россию, Флавицкий представил на суд публики полотно «Христианские мученики в Колизее» (1862), не вызвавшее особого восторга.
Картина «Княжна Тараканова»: описание
На полотне мы видим прекрасную девушку, спасающуюся от неминуемой смерти на своей кровати. Холодные волны Невы все прибывают в камеру. Тюремная койка уже наполовину исчезла под водой. Драматизма прибавляют две мокрые крысы, взбирающиеся на кровать и жмущиеся к ногам узницы. «Княжна Тараканова» - картина, построенная на контрастах. Некогда роскошное платье выглядит ярким пятном в убогой серой обстановке каземата. Да и сама девушка с разметавшимися волосами, бледная, испуганная, кажется прекрасной экзотической птицей, попавшей в силки российской тюремной системы.
«Княжна Тараканова»: картина-фрондера?
Следует учесть период, в который создавалось полотно. В 1861-1862 годах многие молодые люди, протестующие против репрессивного строя, были арестованы. Некоторые из них были заточены в Петропавловскую крепость и погибли там. Возможно, в картине заключена некая фронда, скрытый бунт? Не зря ведь полотно Флавицкого восторженно приветствовал демократический стан России, и очень прохладно его восприняли официальные круги. Александр II, побывав на выставке, распорядился внести запись в каталог, что "сюжет сей картины заимствован из романа, не имеющего ничего общего с исторической истиной". После этого большинство галерей остереглось приобретать полотно. И только частный негоциант Третьяков купил его для своей коллекции.
Непокорная княжна Тараканова?
Картина Флавицкого, если рассмотреть ее поближе, раскрывает одну немаловажную деталь. У княжны Таракановой четыре руки. Две, явственно видимые, безвольно опущены вдоль тела. Но если присмотреться, можно увидеть две руки, которые девушка гордо скрестила на груди. Это было первым замыслом автора. Позже он изменил его, решив показать всю чудовищную власть российской властной системы ломать души людей. Он закрасил скрещенные руки. Но они почему-то проступили вновь.
загрузка...
aikido-mariel.ru