Картина Больная девушка Михаила Нестерова. Картина больная
Описание картины Эдварда Мунка «Больная девочка»
Эта картина была первым шедевром Эдварда Мунка, выставленная в 1886 году, но сначала признания она не получила. Критики и зрители обвиняли Мунка за недобросовестное отношение к работе, а также в незаконченности и грубости композиции. В своих очерках писатели печатали множество негативных и даже рассерженных отзывов зрителей выставки. Только спустя половину века картина была принята людьми и стала частью художественного мира.
Мунка очень тяготила, но в то же время и вдохновляла тема смерти. Личная боль после потери родной старшей сестры Софи, ушедшей из жизни от туберкулеза, послужила для него толчком в создании полотна «Больная девочка».
Изображение заставляет проникнуться смотрящего трогательными и сентиментальными чувствами. Персонажи картины — это женщина преклонных лет и девочка, которая выглядит больной. Женщина, возможно, вознося отчаянные молитвы к небесам, держит хрупкое дитя за руку. Ярко-рыжие волосы, полулежащей на подушке девочки, подчеркивают нездоровый цвет ее кожи. От нее исходит легкое свечение, олицетворяющее ее скорый отход в мир иной.
Хотя на полотне есть яркие краски, оживляющие его вид, в целом работа Мунка производит довольно тяжелые впечатления. Множество темных цветов наводит на трагические мысли о неминуемой и приближающейся смерти.
Несмотря на всю мрачность комнаты и обстановки в целом глаза больной девочки не выражают боли или страха. Ее взгляд полон смирения и спокойствия, быть может, она не понимает, что с ней должно произойти. Это заставляет смотрящего сопереживать страданиям несчастной больной.
Внешность больной на этой картине Мунк писал с настоящей девочки, увиденной им случайно. Ей было всего 11 лет, но его до глубины души поразило чувство доброты и сострадания к болеющему брату, на которые было способно столь юное существо.
opisanie-kartin.com
Больная девочка (картина)
«Больна́я де́вочка» норв Det syke barn — картина норвежского художника Эдварда Мунка, написанная им в 1886 году Хранится в Национальной галерее ОслоСодержание
- 1 История создания
- 2 Реакция критики
- 3 Примечания
- 4 Ссылки
История созданияправить
В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза девятью годами ранее от того же заболевания скончалась мать семейства, Лаура Мунк Совсем юная Софи было всего пятнадцать лет рыжеволосая девушка с изможденным лицом полулежит в постели, откинувшись на высоко поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье — это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад, взявшая на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти Лауры1 Комната погружена в полумрак, но лицо девушки ярко освещено: как отмечают многие исследователи, оно словно растворяется в потоке света или само излучает свет23
Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога «Больная девочка» и у Ханса Хейердала «Умирающее дитя»2 В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах «Весна», 1889, а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз «У смертного ложа Агония», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен 1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927 и ряд рисунков и гравюр4 Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен Мунк также написал её портрет42 Позднее Бетси сообщала, что картина отчасти вдохновлена визитом доктора Кристиана Мунка в дом Нильсенов — их десятилетний сын сломал ногу Эдвард, ассистировавший отцу при оказании помощи мальчику, был впечатлён видом Бетси, со слезами на глазах утешавшей брата, и перед уходом попросил разрешения сделать с неё несколько набросков4
Реакция критикиправить
«Больная девочка», одно из первых крупных полотен Мунка, впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года Хотя тема для картины, как уже отмечалось, была избрана вполне традиционная, на молодого художника обрушился шквал критики: публику возмутило то, что молодой художник осмелился предоставить на выставку работу, казавшуюся незавершенным этюдом Богемный писатель Ханс Егер в своём очерке о выставке цитирует характерное высказывание одного из посетителей: «Выставлять такое! Это же скандал! Картина не завершена и бесформенна, сверху вниз изображение рассекают странные полосы…»1 Редакция одной из газет писала: «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин Картины Мунка значительно снизили уровень выставки Приняв эти картины, жюри оказало ему плохую услугу»3 Другие публикации «Моргенпостен» от 18 октября 1886, «Федреланнет» от 30 октября 1886 были более доброжелательны, отмечая «своеобразие» и «трогательность» работы, но также упрекали художника в небрежности и нежелании совершенствовать технику1 После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства» под похожими предлогами; сейчас он находится в Галерее Тейт в Лондоне Сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом»4
Примечанияправить
- ↑ 1 2 3 Атле Нэсс Эдвард Мунк: Биография художника Издательство «Весь Мир», 2007
- ↑ 1 2 3 Ульрих Бишофф Эдвард Мунк TASCHEN/Арт-родник, 2008
- ↑ 1 2 Рольф Стенерсен Эдвард Мунк Издательство «Искусство», 1972
- ↑ 1 2 3 4 Больная девочка на сайте Галереи Тейт
Ссылкиправить
- Картина на сайте национальной галереи в Осло англ
|
Больная девочка (картина) Информация о
Больная девочка (картина)Больная девочка (картина)Больная девочка (картина) Информация Видео
Больная девочка (картина) Просмотр темы.Больная девочка (картина) что, Больная девочка (картина) кто, Больная девочка (картина) объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Больная девочка (картина)
«Больна́я де́вочка» норв Det syke barn — картина норвежского художника Эдварда Мунка, написанная им в 1886 году Хранится в Национальной галерее Осло
Содержание
- 1 История создания
- 2 Реакция критики
- 3 Примечания
- 4 Ссылки
История созданияправить
В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза девятью годами ранее от того же заболевания скончалась мать семейства, Лаура Мунк Совсем юная Софи было всего пятнадцать лет рыжеволосая девушка с изможденным лицом полулежит в постели, откинувшись на высоко поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье — это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад, взявшая на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти Лауры1 Комната погружена в полумрак, но лицо девушки ярко освещено: как отмечают многие исследователи, оно словно растворяется в потоке света или само излучает свет23
Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога «Больная девочка» и у Ханса Хейердала «Умирающее дитя»2 В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах «Весна», 1889, а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз «У смертного ложа Агония», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен 1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927 и ряд рисунков и гравюр4 Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен Мунк также написал её портрет42 Позднее Бетси сообщала, что картина отчасти вдохновлена визитом доктора Кристиана Мунка в дом Нильсенов — их десятилетний сын сломал ногу Эдвард, ассистировавший отцу при оказании помощи мальчику, был впечатлён видом Бетси, со слезами на глазах утешавшей брата, и перед уходом попросил разрешения сделать с неё несколько набросков4
Реакция критикиправить
«Больная девочка», одно из первых крупных полотен Мунка, впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года Хотя тема для картины, как уже отмечалось, была избрана вполне традиционная, на молодого художника обрушился шквал критики: публику возмутило то, что молодой художник осмелился предоставить на выставку работу, казавшуюся незавершенным этюдом Богемный писатель Ханс Егер в своём очерке о выставке цитирует характерное высказывание одного из посетителей: «Выставлять такое! Это же скандал! Картина не завершена и бесформенна, сверху вниз изображение рассекают странные полосы…»1 Редакция одной из газет писала: «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин Картины Мунка значительно снизили уровень выставки Приняв эти картины, жюри оказало ему плохую услугу»3 Другие публикации «Моргенпостен» от 18 октября 1886, «Федреланнет» от 30 октября 1886 были более доброжелательны, отмечая «своеобразие» и «трогательность» работы, но также упрекали художника в небрежности и нежелании совершенствовать технику1 После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства» под похожими предлогами; сейчас он находится в Галерее Тейт в Лондоне Сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом»4
Примечанияправить
- ↑ 1 2 3 Атле Нэсс Эдвард Мунк: Биография художника Издательство «Весь Мир», 2007
- ↑ 1 2 3 Ульрих Бишофф Эдвард Мунк TASCHEN/Арт-родник, 2008
- ↑ 1 2 Рольф Стенерсен Эдвард Мунк Издательство «Искусство», 1972
- ↑ 1 2 3 4 Больная девочка на сайте Галереи Тейт
Ссылкиправить
- Картина на сайте национальной галереи в Осло англ
|
Больная девочка (картина) Информация о
Больная девочка (картина)Больная девочка (картина)Больная девочка (картина) Информация Видео
Больная девочка (картина) Просмотр темы.Больная девочка (картина) что, Больная девочка (картина) кто, Больная девочка (картина) объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Больная девочка (картина) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1886 года«Больна́я де́вочка» (норв. Det syke barn) — картина норвежского художника Эдварда Мунка, написанная им в 1886 году. Хранится в Национальной галерее Осло.
История создания
В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза (девятью годами ранее от того же заболевания скончалась мать семейства, Лаура Мунк). Совсем юная (Софи было всего пятнадцать лет) рыжеволосая девушка с изможденным лицом полулежит в постели, откинувшись на высоко поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье — это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад, взявшая на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти Лауры[1]. Комната погружена в полумрак, но лицо девушки ярко освещено: как отмечают многие исследователи, оно словно растворяется в потоке света или само излучает свет[2][3].
Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»)[2]. В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения. Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр.) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр[4]. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет)[4][2]. Позднее Бетси сообщала, что картина отчасти вдохновлена визитом доктора Кристиана Мунка в дом Нильсенов — их десятилетний сын сломал ногу. Эдвард, ассистировавший отцу при оказании помощи мальчику, был впечатлён видом Бетси, со слезами на глазах утешавшей брата, и перед уходом попросил разрешения сделать с неё несколько набросков[4].
Реакция критики
«Больная девочка», одно из первых крупных полотен Мунка, впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года. Хотя тема для картины, как уже отмечалось, была избрана вполне традиционная, на молодого художника обрушился шквал критики: публику возмутило то, что молодой художник осмелился предоставить на выставку работу, казавшуюся незавершенным этюдом. Богемный писатель Ханс Егер в своём очерке о выставке цитирует характерное высказывание одного из посетителей: «Выставлять такое! Это же скандал! Картина не завершена и бесформенна, сверху вниз изображение рассекают странные полосы…»[1] Редакция одной из газет писала: «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки. Приняв эти картины, жюри оказало ему плохую услугу»[3]. Другие публикации («Моргенпостен» от 18 октября 1886, «Федреланнет» от 30 октября 1886) были более доброжелательны, отмечая «своеобразие» и «трогательность» работы, но также упрекали художника в небрежности и нежелании совершенствовать технику[1]. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства» под похожими предлогами; сейчас он находится в Галерее Тейт в Лондоне. Сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом»[4].
Напишите отзыв о статье "Больная девочка (картина)"
Примечания
- ↑ 1 2 3 Атле Нэсс. Эдвард Мунк: Биография художника. Издательство «Весь Мир», 2007
- ↑ 1 2 3 Ульрих Бишофф. Эдвард Мунк. TASCHEN/Арт-родник, 2008
- ↑ 1 2 Рольф Стенерсен. Эдвард Мунк. Издательство «Искусство», 1972
- ↑ 1 2 3 4 [www.tate.org.uk/art/artworks/munch-the-sick-child-n05035/text-catalogue-entry. Больная девочка на сайте Галереи Тейт]
Ссылки
- [www.nasjonalmuseet.no/en/collections_and_research/edvard_munch_in_the_national_museum/the_sick_child/ Картина на сайте национальной галереи в Осло] (англ.)
Отрывок, характеризующий Больная девочка (картина)
Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой. Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу. – Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой. – Как вы похорошели! «Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи. – А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее. Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS. Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой.
wiki-org.ru
Сочинение по картине Габриэля Метсю «Больная и врач»
Метсю Габриель является одним из ярких представителей голландской школы живописи,его еще принято называть «малым голландцем» . Родился он в январе 1629 года в семье хужожников, которые и были его первыми учителями, затем учился в Утрехте, в последующие годы – в Лейдене. В 1648 году вошел в число основателей так называемой гильдии святого Луки, затем переехал в Амстердам, где и проживал до самой смерти. Умер живописец в возрасте 38 лет. В почерке его картин угадывается и рука великого Рембрандта, и Вермера, и Терборха. Изначально увлекался религиозной тематикой, но благодаря «голландской школе» вышел на картины из реальной жизни.
Особенно ему удавались сцены из жизни обычных горожан, раз обратившись к этой манере под влиянием Яна Стена и Де Хоха, более не изменял. В этоь жанре он написал десятки потретов и картин из бытовых сцен бюргерства. Одной из самых примечательных является произведение «Больная и врач», написанное живописцем предположительно в 60-х годах.
В центре картины изображена молодая женщина, она больна. Это видно по ее полулежачему беспомощному положению в кресле, бессильно повисшей левой руке, печально отрешенному взгляду и восковой бледности лица. Она не реагирует на маленькую собачку, которая привстала на задних лапах и смотрит на свою хозяйку, надеясь на ласку.
Картина «Больная и врач» Габриэля Метсю.
Судя по обстановке, это дом богатой бюргерши. Молодая женщина роскошно одета – на ней вышитое золотой нитью шелковое платье, сверху кафтан, подбитый белоснежным мехом, в ушах серьги. За спиной сидящей дамы виден балдахин украшенной кровати – на позолоченных колоннах висит шелковый балдахин.Справа от больной стоит служанка, одетая в темно-коричневых тонах. Взор этой пожилой дамы обращен в сторону доктора, она с интересом наблюдает за его реакцией . В 17 веке еще не имели понятия о стерильности и чистоте медицины и белый цвет считался цветом траура. Вот почему по законам того времени врачеватель (он же цирюльник) одет во все черное, а единственное светлое пятно в его одежде – это кружева и манжеты на его камзоле.
Он даже шляпу не снял в присутствии дам — настолько увлекся исследованием. Доктор держит в руках колбу с жидкостью, вероятно, это анализы больной, другой рукой упершись себе в бок, и внимательно изучает содержимое.
Картина как бы застыла в ожидании, напрашивается немой вопрос: «Ну что с ней?»
Живописец светлым центральным пятном высветил фигуру больной горожанки, выдвинув ее на передний план картины. Все остальное вроде второстепенно, но каждая деталь несет свою, только ей отведенную смысловую нагрузку. Даже ночная ваза у ног захворавшей говорит: «Именно отсюда взяли содержимое для исследования».
Художник мастерски изобразил сцену, которая наполнена теплой палитрой в технике того времени, красноватые оттенки подчеркивают живость красок и реалистичность происходящего. Даже спустя 4 века, несмотря на старомодность нарядов, кажется, что это происходит рядом с нами – сидящая в кресле женщина, служанка и доктор.
Автор сочинения: Волкова Элла
Похожие записи
design-kmv.ru
Репродукция картины "Больная девушка" Михаила Нестерова
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Нестерова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Михаила Нестерова на натуральном холсте.
Михаил Васильевич Нестеров родился в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Его отец вел торговлю мануфактурными и галантерейными товарами, но был склонен к истории и литературе, чтению книг. Михаил всю жизнь был благодарен отцу за то, что тот старался всегда поощрять его художественный талант.
Михаил до 12 лет учился в Оренбургской мужской гимназии в городе Уфе, где и родился.
Осенью 1874 года пытался поступить в техническое училище в Москве. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище Воскресенского.
В 1877 году по совету Воскресенского продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года после поступления Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище выставках.
В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс Чистякова.
Разочаровавшись в системе преподавания Петербургской академии, Нестеров через год вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в класс к Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет своего наставника.
В дальнейшем учился у Саврасова.
Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился со своей будущей женой Мартыновской. Вернувшись в Москву, учился в классе Маковского.
С 1884 года начал писал жанровые картины на исторические темы.
В 1885 году за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» получил звание свободного художника. Летом того же года Нестеров вопреки воле родителей обвенчался с Мартыновской.
После свадьбы художник работает над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского.
В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.
В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при родах его жена умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника.
Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени.
Внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах, поразила и известного коллекционера Павла Третьякова. Он приобрел «Пустынника» еще до открытия выставки.
На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на художника сильнейшее впечатление.
Во время этого путешествия была написана картина «Остров Капри». К этому периоду относится также первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею» Впоследствии эта картина стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и также была приобретена Третьяковым в галерею.
В 1890 году профессор Прахов, руководивший росписью Владимирского собора в Киеве, пораженный талантом автора картины «Видение отроку Варфоломею, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.
Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.
Именно роспись церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую известность.
Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.
Затем Нестеров выполнил работу в московской Марфо-Мариинской обители. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». На ней Нестеров изобразил обыкновенных людей, ищущих свой путь ко спасению.
Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах.
В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».
Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой.
В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.
Октябрьская революция стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г.
В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.
В 1941 г. за портрет Павлова, созданный в 1935 году, художнику была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.
В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 г. под названием «Давние дни». Книга была встречена с живым интересом и имела большой успех.
Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он держал в руках палитру и кисть и рисовал. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Михаила Нестерова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru