Больная девочка (картина). Больная картина


Описание картины Василия Поленова «Больная»

Описание картины Василия Поленова «Больная»

Василий Дмитриевич Поленов происходил из дворянской многодетной семьи. Его мать была детским писателем и хорошо рисовала – именно она дала сыну первые уроки живописи. Самые яркие впечатления детства художника связаны с поездками на север и в имение бабушки. Позднее некоторые ранние воспоминания он отразил в своих картинах. Именно бабушка, Вера Воейкова, сформировала вкус мальчика. Она рассказывала детям сказки, читала стихи наизусть, разбиралась в русской мифологии, народных былинах и преданиях. Талант Поленова оказался многогранным – будучи студентом Академии, он посещал не только уроки рисования, но и уроки пения и музыки, лекции по анатомии, истории, геометрии, изучал архитектуру и строительное дело. Став старше, художник много путешествовал. Особенно его привлекали места, так или иначе связанные с историей христианства.

Картина "Больная" имеет в своей основе реальную историю. Находясь в Риме, Василий Дмитриевич познакомился со студенткой из России Елизаветой Богуславской. Позднее Лиза простыла и заболела. Невинное заболевание быстро перешло в туберкулез, и вскоре девушка умерла. Елизавета позировала художнику еще при жизни, лежа в постели. Ее смерть глубоко потрясла Поленова. Буквально вслед за этим умирает еще один близкий художнику человек – Маруся Оболенская, в которую он был влюблен. Под влиянием двух смерть художник написал мрачное, почти черное, невероятно трагичное полотно, в процессе создания которого потерял сестру-близнеца и новорождённого сына. Глядя на него, зритель физически ощущает чувства автора – сгущающийся мрак потери, жуткое бессилие перед смертью, неотвратимость происходящего.

Трагическое приближение печального исхода чувствуется в каждом мазке маслом. Сизая тьма, обволакивающая тонкую фигурку девочки, как будто дымом, осунувшееся и испуганное лицо больной, огромные блестящие глаза. Если присмотреться, в глубине картины в сонме теней можно увидеть скорбно склоненную фигуру женщины – возможно, это мать девочки, а, возможно, и сама Смерть.

Девочка смотрит на зажженную лампу, как будто не желая, чтобы свет жизни покидал ее. Покрытая зеленым абажуром, лампа отбрасывает теплые тени на постель и на столик. Натюрморт, освещенный желтым светом, постепенно притягивает к себе внимание зрителя. Потрепанные зачитанные книжки, которые, вероятно, героиня листала во время болезни; мутный графин и стакан с водой; кроваво-багровая, как будто рваная скатерть. Работа выполнена широкими, неровными мазками; может показаться, что она незаконченна. На самом деле, полотно писалось долгих тринадцать лет – Поленов возвращался к нему в минуты глубочайшей скорби, выплескивая на холст боль своих потерь. Поистине, это самое мрачное и печальное произведение в творчестве художника.

opisanie-kartin.com

Больная девочка (картина) Википедия

«Больна́я де́вочка» (норв. Det syke barn) — картина норвежского художника Эдварда Мунка, написанная им в 1886 году. Хранится в Национальной галерее Осло.

История создания[ | код]

В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза (девятью годами ранее от того же заболевания скончалась мать семейства, Лаура Мунк). Совсем юная (Софи было всего пятнадцать лет) рыжеволосая девушка с изможденным лицом полулежит в постели, откинувшись на высоко поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье — это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад, взявшая на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти Лауры[1]. Комната погружена в полумрак, но лицо девушки ярко освещено: как отмечают многие исследователи, оно словно растворяется в потоке света или само излучает свет[2][3].

Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»)[2]. В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним из сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения. Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр.) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр[4]. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет)[4][2]. Позднее Бетси сообщала, что картина отчасти вдохновлена визитом доктора Кристиана Мунка в дом Нильсенов — их десятилетний сын сломал ногу. Эдвард, ассистировавший отцу при оказании помощи мальчику, был впечатлён видом Бетси, со слезами на глазах утешавшей брата, и перед уходом попросил разрешения сделать с неё несколько набросков[4].

Реакция критики[ | код]

«Больная девочка», одно из первых крупных полотен Мунка, впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года. Хотя тема для картины, как уже отмечалось, была избрана вполне традиционная, на молодого художника обрушился шквал критики: публику возмутило то, что молодой художник осмелился предоставить на выставку работу, казавшуюся незавершенным этюдом. Богемный писатель Ханс Егер в своём очерке о выставке цитирует характерное высказывание одного из посетителей: «Выставлять такое! Это же скандал! Картина не завершена и бесформенна, сверху вниз изображение рассекают странные полосы…»[1] Редакция одной из газет писала: «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки. Приняв эти картины, жюри оказало ему плохую услугу»[3]. Другие публикации («Моргенпостен» от 18 октября 1886, «Федреланнет» от 30 октября 1886) были более доброжелательны, отмечая «своеобразие» и «трогательность» работы, но также упрекали художника в небрежности и нежелании совершенствовать технику[1]. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства» под похожими предлогами; сейчас он находится в Галерее Тейт в Лондоне

ru-wiki.ru

Больная девочка (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1886 года

«Больна́я де́вочка» (норв. Det syke barn) — картина норвежского художника Эдварда Мунка, написанная им в 1886 году. Хранится в Национальной галерее Осло.

История создания

В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза (девятью годами ранее от того же заболевания скончалась мать семейства, Лаура Мунк). Совсем юная (Софи было всего пятнадцать лет) рыжеволосая девушка с изможденным лицом полулежит в постели, откинувшись на высоко поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье — это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад, взявшая на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти Лауры[1]. Комната погружена в полумрак, но лицо девушки ярко освещено: как отмечают многие исследователи, оно словно растворяется в потоке света или само излучает свет[2][3].

Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»)[2]. В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним из сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения. Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр.) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр[4]. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет)[4][2]. Позднее Бетси сообщала, что картина отчасти вдохновлена визитом доктора Кристиана Мунка в дом Нильсенов — их десятилетний сын сломал ногу. Эдвард, ассистировавший отцу при оказании помощи мальчику, был впечатлён видом Бетси, со слезами на глазах утешавшей брата, и перед уходом попросил разрешения сделать с неё несколько набросков[4].

Видео по теме

Реакция критики

«Больная девочка», одно из первых крупных полотен Мунка, впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года. Хотя тема для картины, как уже отмечалось, была избрана вполне традиционная, на молодого художника обрушился шквал критики: публику возмутило то, что молодой художник осмелился предоставить на выставку работу, казавшуюся незавершенным этюдом. Богемный писатель Ханс Егер в своём очерке о выставке цитирует характерное высказывание одного из посетителей: «Выставлять такое! Это же скандал! Картина не завершена и бесформенна, сверху вниз изображение рассекают странные полосы…»[1] Редакция одной из газет писала: «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки. Приняв эти картины, жюри оказало ему плохую услугу»[3]. Другие публикации («Моргенпостен» от 18 октября 1886, «Федреланнет» от 30 октября 1886) были более доброжелательны, отмечая «своеобразие» и «трогательность» работы, но также упрекали художника в небрежности и нежелании совершенствовать технику[1]. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства» под похожими предлогами; сейчас он находится в Галерее Тейт в Лондоне. Сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом»[4].

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Больная девочка (картина) — WiKi

В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза (девятью годами ранее от того же заболевания скончалась мать семейства, Лаура Мунк). Совсем юная (Софи было всего пятнадцать лет) рыжеволосая девушка с изможденным лицом полулежит в постели, откинувшись на высоко поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье — это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад, взявшая на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти Лауры[1]. Комната погружена в полумрак, но лицо девушки ярко освещено: как отмечают многие исследователи, оно словно растворяется в потоке света или само излучает свет[2][3].

Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»)[2]. В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним из сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения. Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр.) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр[4]. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет)[4][2]. Позднее Бетси сообщала, что картина отчасти вдохновлена визитом доктора Кристиана Мунка в дом Нильсенов — их десятилетний сын сломал ногу. Эдвард, ассистировавший отцу при оказании помощи мальчику, был впечатлён видом Бетси, со слезами на глазах утешавшей брата, и перед уходом попросил разрешения сделать с неё несколько набросков[4].

«Больная девочка», одно из первых крупных полотен Мунка, впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года. Хотя тема для картины, как уже отмечалось, была избрана вполне традиционная, на молодого художника обрушился шквал критики: публику возмутило то, что молодой художник осмелился предоставить на выставку работу, казавшуюся незавершенным этюдом. Богемный писатель Ханс Егер в своём очерке о выставке цитирует характерное высказывание одного из посетителей: «Выставлять такое! Это же скандал! Картина не завершена и бесформенна, сверху вниз изображение рассекают странные полосы…»[1] Редакция одной из газет писала: «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки. Приняв эти картины, жюри оказало ему плохую услугу»[3]. Другие публикации («Моргенпостен» от 18 октября 1886, «Федреланнет» от 30 октября 1886) были более доброжелательны, отмечая «своеобразие» и «трогательность» работы, но также упрекали художника в небрежности и нежелании совершенствовать технику[1]. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства» под похожими предлогами; сейчас он находится в Галерее Тейт в Лондоне. Сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом»[4].

ru-wiki.org

Больная девочка (картина) Википедия

«Больна́я де́вочка» (норв. Det syke barn) — картина норвежского художника Эдварда Мунка, написанная им в 1886 году. Хранится в Национальной галерее Осло.

История создания

В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза (девятью годами ранее от того же заболевания скончалась мать семейства, Лаура Мунк). Совсем юная (Софи было всего пятнадцать лет) рыжеволосая девушка с изможденным лицом полулежит в постели, откинувшись на высоко поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье — это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад, взявшая на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти Лауры[1]. Комната погружена в полумрак, но лицо девушки ярко освещено: как отмечают многие исследователи, оно словно растворяется в потоке света или само излучает свет[2][3].

Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»)[2]. В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним из сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения. Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр.) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр[4]. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет)[4][2]. Позднее Бетси сообщала, что картина отчасти вдохновлена визитом доктора Кристиана Мунка в дом Нильсенов — их десятилетний сын сломал ногу. Эдвард, ассистировавший отцу при оказании помощи мальчику, был впечатлён видом Бетси, со слезами на глазах утешавшей брата, и перед уходом попросил разрешения сделать с неё несколько набросков[4].

Реакция критики

«Больная девочка», одно из первых крупных полотен Мунка, впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года. Хотя тема для картины, как уже отмечалось, была избрана вполне традиционная, на молодого художника обрушился шквал критики: публику возмутило то, что молодой художник осмелился предоставить на выставку работу, казавшуюся незавершенным этюдом. Богемный писатель Ханс Егер в своём очерке о выставке цитирует характерное высказывание одного из посетителей: «Выставлять такое! Это же скандал! Картина не завершена и бесформенна, сверху вниз изображение рассекают странные полосы…»[1] Редакция одной из газет писала: «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки. Приняв эти картины, жюри оказало ему плохую услугу»[3]. Другие публикации («Моргенпостен» от 18 октября 1886, «Федреланнет» от 30 октября 1886) были более доброжелательны, отмечая «своеобразие» и «трогательность» работы, но также упрекали художника в небрежности и нежелании совершенствовать технику[1]. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства» под похожими предлогами; сейчас он находится в Галерее Тейт в Лондоне. Сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом»[4].

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Больная девочка (картина) — википедия орг

В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза (девятью годами ранее от того же заболевания скончалась мать семейства, Лаура Мунк). Совсем юная (Софи было всего пятнадцать лет) рыжеволосая девушка с изможденным лицом полулежит в постели, откинувшись на высоко поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье — это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад, взявшая на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти Лауры[1]. Комната погружена в полумрак, но лицо девушки ярко освещено: как отмечают многие исследователи, оно словно растворяется в потоке света или само излучает свет[2][3].

Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»)[2]. В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним из сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения. Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр.) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр[4]. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет)[4][2]. Позднее Бетси сообщала, что картина отчасти вдохновлена визитом доктора Кристиана Мунка в дом Нильсенов — их десятилетний сын сломал ногу. Эдвард, ассистировавший отцу при оказании помощи мальчику, был впечатлён видом Бетси, со слезами на глазах утешавшей брата, и перед уходом попросил разрешения сделать с неё несколько набросков[4].

«Больная девочка», одно из первых крупных полотен Мунка, впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года. Хотя тема для картины, как уже отмечалось, была избрана вполне традиционная, на молодого художника обрушился шквал критики: публику возмутило то, что молодой художник осмелился предоставить на выставку работу, казавшуюся незавершенным этюдом. Богемный писатель Ханс Егер в своём очерке о выставке цитирует характерное высказывание одного из посетителей: «Выставлять такое! Это же скандал! Картина не завершена и бесформенна, сверху вниз изображение рассекают странные полосы…»[1] Редакция одной из газет писала: «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки. Приняв эти картины, жюри оказало ему плохую услугу»[3]. Другие публикации («Моргенпостен» от 18 октября 1886, «Федреланнет» от 30 октября 1886) были более доброжелательны, отмечая «своеобразие» и «трогательность» работы, но также упрекали художника в небрежности и нежелании совершенствовать технику[1]. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства» под похожими предлогами; сейчас он находится в Галерее Тейт в Лондоне. Сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом»[4].

www-wikipediya.ru

ПАЦИЕНТЫ НА КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

    

   Галерея картин русских художников отличается их реалистической направленностью, приближающей образы больных людей к истинному их состоянию.

   Эти картины так же тщательно прорисованы, как и  у  пейзажистов русской школы, уделявших много внимания  деталям фона, природы, ландшафта. Их авторы старались показать реальные черты больного человека с его страданиями и деталями облика, окружающей обстановки, предметами быта или атрибутами профессии. Бережное отношение к каждому изображаемому на полотне персонажу, желание показать его состояние, физическое и нравственное, подобно отношению внимательного врача к больному, обратившемуся за помощью. Следовательно, каждый нарисованный больной человек может рассматриваться художником, как его пациент. Это я и хотел отразить в названии своего описания выбранных картин.

 

     Все картины расположены и рассматриваются в хронологическом порядке с редкими отступлениями.

***

МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ КЛОДТ

      Перед нами две картины русского художника, барона Михаила Петровича Клодта (Клодт фон Юргенсбург), (1835-1914). Их автор - живописец, акварелист, рисовальщик, писал жанровые и исторические сцены. Сын скульптора П.К.Клодта.  

Обе его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее.

                   ris1

Рис 1.  «БОЛЬНОЙ МУЗЫКАНТ» 1859. М. П. Клодт.

     Каких либо явных атрибутов музыканта, бросающихся в глаза, на даже увеличенной репродукции мне обнаружить не удалось. Возможно, что некая фигурка на прикроватном столике принадлежит композитору или исполнителю.

Лицо больного, лежащего с закрытыми глазами бледное с землистым оттенком. Нельзя даже предположить в сознании ли он. Судя по пышной шевелюре чёрных волос без залысин и таким же чёрным усам и бородке, это человек ещё молодой, но сломленный тяжким недугом. Руки сложены на груди и у него нет сил изменить их положение, да и вообще совершать излишние движения. Сон ли его обуял, либо нездоровая дремота охватила всё его существо. Человек страдает.

Жена,  возможно, на последних сроках беременности, безвольно опустив руки и, склонив голову, тревожно дремлет, просиживая часы у постели больного. Картина вызывает сочувствие, скорбь и печаль...

r-2

Рис 2. «ПОСЛЕДНЯЯ ВЕСНА», 1861. М.П. Клодт

    В 1861 году за картину «Последняя весна» Михаил Клодт получил большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство.

    Считают, что картина написана в элегическом ключе. На ней изображена тяжело и неизлечимо больная умирающая, по-видимому, от чахотки, нередко поражавшей молодых людей даже не бедного сословия, что видно по богато обставленной комнате. 

    Девушка полулежит в кресле с подложенной под спину и голову подушкой. Тело больной кажется настолько вялым и обмякшим, что повторяет форму ложа, как бы стелется по постели, будучи ватным и податливым. Больная не  имеет сил двигаться, даже повернуться, изменить положение. Руки безвольно опущены вдоль её истощённого тела. Лицо бледное с желтушным оттенком. Взгляд грустный, обречённый. 

   Сестра больной печально смотрит в окно, думая о страдающей недугом, а мать беспомощно переживает трагедию любимой дочери, сидя в ногах больной... Картина навевает грусть и обречённость.

***

ФЁДОР АНДРЕЕВИЧ БРОННИКОВ

r-3

  Рис 3.  «БОЛЬНОЙ ХУДОЖНИК», 1861. Бронников Ф.А.(1827-1902). Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева.

        Больной художник нарисован собратом по искусству. На картине пожилая женщина (мать или сиделка) помогает больному то ли встать на ноги, то ли усадить в кресло с уже приготовленной подушкой под спину. Лицо и кисти рук резко бледны. Яремная ямка настолько запала, что выглядит чёрной дырой на фоне бледной кожи шеи и груди. Он страдает и его уже не столь беспокоит, что он не полностью одет, в исподнем, в тапочках на босу ногу и  в жакетке.

     Перед ним - натянутый на мольберте холст, возможно с неоконченной картиной, к которой обращён его взгляд, выражающий немощь и сожаление. Мне кажется, что на его бледном лице можно заметить ощущение обречённости и несправедливого ощущения своей вины перед незавершённым эскизом или картиной. Только сочувствующий и понимающий его страдания, коллега - художник, смог изобразить такую реальную правду о состоянии больного, не будучи врачом.

***

ВАСИЛИЙ МАКСИМОВИЧ МАКСИМОВ

    Крестьянский сын из деревни Лопино, что близ Новой Ладоги, Василий Максимович Максимов, вопреки воле отца становится художником, женится на генеральской дочери, награждается золотой и серебряной медалями, заслуживает звания классного художника и умирает в нищете... Не одна из его картин украшают Третьяковку...

     Оставшееся  тяжкое впечатление после незабываемой им трагической  картины скоропостижной смерти его десятилетней племянницы было неизгладимым. Это произошло на его глазах во время летних каникул 1863 года и послужило поводом к написанию одной из своих первых картин - «Больное дитя». «За экспрессию» сюжета и его воплощение молодой художник был удостоен золотой медали Академии Художеств  Санкт Петербурга.

r-4

Рис 4. «БОЛЬНОЕ ДИТЯ» 1865, Максимов В.М.

   Картина известна лишь по офорту. Масляный цветной этюд к картине мне найти не удалось. Если он вообще существует, так как ссылок на него тоже нет.

    Интерьер избы, как и предметы крестьянского быта, а также лица крестьян написаны с натуры. Непокрытое светло-серое тельце умирающего ребёнка на сундуке либо на ящике. Черты лица условны и чётко не прописаны, либо он повёрнут к нам спиной. Другой ребёнок спит на постели, на полу. Перед больным ребёнком в горестной позе сидит мать со скорбным выражением от своей беспомощности, а позади неё стоит растерянный отец.

Очень тяжкое впечатление остаётся от всего изображённого на черно-белом офорте к не нарисованной, возможно, картине.

   После изображения больного дитя художник ещё раз вернулся к этой теме и нарисовал картину «Больной муж».

r-5

Рис 5. «БОЛЬНОЙ МУЖ», 1881, Максимов В.М. (1844-1911). Государственная Третьяковская галерея.

     Бородатый, большой, сломленный болезнью, мужик лежит на широкой деревянной скамье, застеленной соломой и  тёмной ветхой тканью, накрытый  двумя одеялами. Кожа лица с красноватым оттенком. Возможно, что его лихорадит от тяжёлой простуды и  он испытывает озноб. Черты лица заострены, на нём можно заметить признаки  страдания. Глаза закрыты, возможно от светобоязни при высокой температуре, которую вряд ли измеряли, да и термометра, по-видимому, в избе нет. А врача или фельдшера, скорее всего, то же.. Да и где им взяться в том селе? Жена больного стоит на коленях перед иконами в убогой избе и молит Бога о помощи... Автор картины не погрешил против изображенной правды и беспомощности, царящих в крестьянской избе.

***

ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ

    Художник нарисовал три картины со слепыми персонажами: «Слепой музыкант», «Приезд институтки к слепому отцу» и «Слепой». Две первые - это жанровые сцены, где акцент поставлен не на болезненном состоянии слепых людей, а на изображённых ситуациях. (Поэтому я их выделил и отнёс к другому предстоящему описанию слепых музыкантов).

   На представленном  портрете слепого человека, как бы застывшего в разговоре или внимая собеседнику с поднятой левой рукой и внимательным выражением лица с невидящим «взглядом» больных  глаз, изображён пациент, нуждающийся в лечении.

r-6 Рис 6 "СЛЕПОЙ", 1878, Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.

    Художник тщательно обрисовал нездоровый вид глазных яблок, поражённых патологическим процессом, как причиной слепоты, а не отсутствие зрения при здоровых глазных яблоках. Художник, возможно, писал портрет с натуры или после детального знакомства с прототипом, ибо на рисунок смог нанести анатомические признаки или симптомы поражения глазных яблок и век. Поэтому и не закрыты веками глаза. Выбор не ярких красок в этом скромно окрашенном портрете автор, по-видимому, тактично  предпочёл, чтобы не поддаться искушению натуралистического показа некоторых патологических симптомов болезни глаз. Что могло оттолкнуть зрителя, но не врача.

   Реализм этой картины вызывает сочувствие больному и слабую надежду на возможное выздоровление или улучшения. Хотя и сомнительное, ибо человек слеп уже давно и вынужденно свыкся со своим недугом. 

***

АБРАМ ЕФИМОВИЧ АРХИПОВ

      Русскому художнику Абраму Ефимовичу  Архипову в 1887 г. в Московском училище живописи и зодчества  была вручена  большая серебряная медаль и присуждено звание классного художника. за картину «Посещение больной» или «Подруги».

r-7

Рис 7. «ПОСЕЩЕНИЕ БОЛЬНОЙ», («ПОДРУГИ»), 1885, А. Е. Архипов(1862 - 1930). Государственная Третьяковская галерея.

    Если следовать второму названию картины, то автор показал посещение больной её подругой, соседкой из той же либо соседней деревни, примерно одного с ней возраста, причём в лице посетительницы моделью послужила мать художника.

     Нерадостной была их встреча, ибо   подруга пришла к больной. А это видно из  облика и позы сидящей на бедной постели, где матрасом служил солома, а постельное бельё  всё тёмное, не свежее, ветхое. Лицо больной нездорового, бледного, цвета, грустное, безрадостное. Взгляд потухший, обречённый. Плечи опущены, руками она тяжело опирается на колени босых ног, на которых видны подкожные венозные извитые сосуды - признак тяжёлой крестьянской работы. 

   Выражение лица посетительницы участливое, вопрошающее и сочувствующее подруге. Цвет лица естественный явно контрастирует с бледностью лица больной. Жест рук, прикоснувшейся к губам типичен для естественногщ чувства переживания простой женщины.Автор не поскупился показать безрадостную картину и отразить глубокую скорбь этой, возможно, их последней встречи...

***

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ

r-8

Рис 8. «ВЫЗДОРАВЛИВАЮЩАЯ»,1885. Иван Николаевич Крамской Государственный Русский Музей С-П.

     На пороге дома или террасы стоит выздоравливающая молодая женщина, поддерживаемая матерью. Пока ещё печальное лицо после длительной и мучительной болезни не выражает положительных эмоций. Первый шаг, первый глоток свежего воздуха - это ли не радость! Но её ещё  беспокоит ощущение не вполне хорошего самочувствия. Слабость сдерживает её радость. Она ещё не верит в то, что здоровье вернулось и насколько оно будет надёжным и длительным. Ведь сколько сомнений, тревоги и страха приносит болезнь, вызывая тревожное  смятение, неуверенность в благополучном выздоровлении...

    И вот пора выздоровления на пороге. Хочется надеяться, что появившийся румянец и гордая,  прямая стать здорового тела станут залогом полного  выздоровления...

***

     Наиболее известная картина И.Н. Крамского связана с болезнью поэта  Н. А. Некрасова, протекавшей фактически на его глазах.

r-9

Рис 9. «Н.А. НЕКРАСОВ В ПЕРИОД «ПОСЛЕДНИХ ПЕСЕН», 1877-78 Крамской  И.Н., Государственная Третьяковская Галерея.

     Не многие художники - живописцы посвящали свои полотна изображению  больного или травмированного  человека, пациента больницы или находящегося в домашней обстановке с его согласия. Становиться объектом натуры вряд ли кто из нездоровых людей желает, а уж просить об этом как бы неловко, не вежливо или не корректно. Правда, есть ещё возможность изобразить того или иного больного по его желанию, либо при беспомощности  пациента, находящегося без сознания  написать портрет по просьбе родственников. Либо, наконец, создать образ больного по памяти, вдохновению, представлению о нём, к чему чаще всего и прибегают художники.

      Врач, оценивающий реальность изображения пациента на полотне художника, конечно, может  распознать признаки болезни в красках, мимике, позе больного, приближающиеся к  соответствующему медицинскому профессиональному взгляду либо пониманию врача. Но вряд ли это возможно досконально. Всё же остаётся какая-то условность, подобие, аналогия. Во-первых, сами пациенты при том или ином  заболевании могут выглядеть по-разному в силу индивидуальных проявлений  и реакции их организма. Даже при одном и том же заболевании. Во-вторых, сам художник рисует так, как понимает или видел, знал. И, в-третьих, картина ведь не фотография, которая тоже может быть более или менее удачной...

     В 1977 году художник И.Н.Крамской по заказу П.М. Третьякова пишет портрет поэта «Н.А. Некрасов в период его "Последних песен"», примерно за год до его смерти в 1878 году. Причём портрет написан с ведома его друзей и согласия поэта, который уже был неизлечимо болен. Он решил изобразить  не  лежащего на кровати больного, а показать поэта в творческом состоянии, полусидя, за работой. На портрете видно, что пациент Некрасов тяжело болен, но его взгляд больше озабочен создаваемым им в эти минуты новом произведении. 3 марта 1877 года в стихотворении  «Баюшки-баю»,  как бы на прощание, он писал:

  «Непобедимое страданье, Неумолимая тоска... Влечет, как жертву на закланье, Недуга черная рука. Где ты, о муза! Пой, как прежде! "Нет больше песен, мрак в очах; Сказать: умрем! конец надежде! Я прибрела на костылях!" ................................................ Не бойся горького забвенья: Уж я держу в руке моей Венец любви, венец прощенья, Дар кроткой родины твоей... Уступит свету мрак упрямый, Услышишь песенку свою Над Волгой, над Окой, над Камой, Баю-баю-баю-баю!.."  

     Художник не скрывал, что Некрасов тяжело болен. Черты его лица заострены. Слизистая оболочка губ бледна. Сухая бледная с желтушным оттенком кожа лица.  Кисть и предплечье истончены из-за атрофии их мышц. Сквозь кожные покровы просматривается контур кости. Острое колено исхудалой ноги четко обрисовывается под простыней. Болезнь довела  Некрасова почти  до крайнего истощения физических, но, отнюдь, не духовных сил. 

    Но не эти  признаки тяжкого недуга определяют то главное, что хотел донести до зрителя художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта, его творческое вдохновение...

     В стихотворении  поэта Всеволода Рождественского «Некрасов» есть такие два четверостишия:

«Иссохшим в подушках под бременем муки, Ты, муза, России его передашь. Крамской нарисует прозрачные руки, И плотно прижатый к губам, карандаш. А слава пошлет похоронные ленты, Венки катафалка, нежданный покой Да песню, которую хором студенты Подхватят над Волгой в глуши костромской....»

 А. Н. Некрасову было всего 57 лет...

***

СОФИЯ ИВАНОВНА ЮНКЕР-КРАМСКАЯ

    Пусть вас, уважаемый читатель, не удивит это имя, если с ним вы мало знакомы, либо не знакомы вовсе. Хочу представить одну из картин талантливой дочери великого русского живописца Софии.  Отец не раз её рисовал, да и она оставила после себя несколько весьма интересных полотен.

r-10

Рис 10. И. Н. Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884.

     Судьба молодой художницы в советские времена оказалась трагичной. Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года. Органами ОГПУ она обвинялась по статье 58-II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду. Ей вменялась и связь с императорским домом, и помощь потомкам бывшего дворянского сословия, разрушенного революцией. Она была репрессирована и осуждена, вплоть до угрозы расстрела. В тюрьмах и лагерях она тяжело заболела и вскоре от присоединившихся осложнений  оказалась парализованной. Только вмешательство жены А.М. Горького, Екатерины Павловны Пешковой, помогло её освобождению. Умерла от сепсиса в Ленинграде в 1933 г, а реабилитирована только в 1989...

r-11

Рис 11. «ВИЗИТ», 1890-1900-е гг. Софья Ивановна Юнкер-Крамская (1867-1933).

Перед нами картина «Визит», на которой богатая и модно одетая дама пришла проведать свою больную приятельницу или подругу, полусидящую в кресле - коляске. Болезненное выражение бледного лица слегка оживлено слабой улыбкой благодарности за визит. Возможно, больная парализована, как была художница. Тогда это может быть и автопортретом...

***

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЯРОШЕНКО

r-12

Рис 12. «В ТЁПЛЫХ КРАЯХ» 1890, Николай Ярошенко(1864-1898), Русский музей С-П

   Тепло одетая молодая женщина с нездоровым румянцем на щеках принимает курс климатотерапии на Северном Кавказе. Это некая Анна Константиновна Дитерихс (в замужестве - Черткова) часто гостившая у Ярошенко в Кисловодске и как он болевшая туберкулёзом. Она и послужила моделью для картины...

    Красивая моложавая дама выглядит выздоравливающей со спокойным выражением лица,  слегка подрумяненного свежим воздухом Крыма. Однако, о её ещё не прошедшей слабости свидетельствую подушки, поддерживающие неокрепший стан и создающие удобства, чтобы расслабиться и подремать.

    Эту картину Крамской причислял ко всем картинам русских художников о больных. Он и сам исповедовал иной подход к вопросу о болезнях и провозглашал триумф выздоровления, чему и посвящено уже просмотренное нами выше его полотно «Выздоравливающая». Как и картина о болезни Некрасова...

***

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ

r-13

Рис 13.    «БОЛЬНАЯ", 1886. В.Д. Поленов (1844-1927). Государственная Третьяковская галерея.

    "Странные эти законы природы, - написал художник после окончания картины, - сделают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожат. К чему все это"? Кому они так необходимы, эти страдания?"

    Эти слова стали лейтмотивом картины, ставшей исключением в его творчестве, ибо после неё жанровых картин на современные сюжеты он уже не писал.

   Эта картина имеет и другое название - «Элегия», по-видимому, в значении «грусть»...  В ней нашло отражение настроение художника, его протест и  разочарование в несправедливости жизненных ситуаций и явлений. И всему виной были последовательное  сочетание наступавших  одна за другой  смертей двух любимых женщин (Елизаветы Богуславской, русской студентки в Риме, умершей  от туберкулёза, а позднее и юной Маруси Оболенской, тоже умершей в Риме). Затем смерть сестры - близнеца Веры,  и своего сына - первенца.  Начиная с 1973 года, после каждой из смертей художник писал эскизы, которые вошли затем в рассматриваемую нами картину, законченную в 1886 году.

    Не надо быть даже самым равнодушным или чёрствым человеком, чтобы не понять трагедию художника, его переживания с его непростой чувствительной натурой, выразившейся в создании этой, мрачной в своей реальности картине  больной или умирающей девочки. Даже свет от великолепно нарисованного натюрморта не переходит на постель. А в постели Василий Поленов изобразил само приближение смерти в лице, позе, во всём облике страдающей и уже вконец ослабевшей девочке-подростке. Осунувшееся, бледное, измученное лицо, с выразительными, беззащитно глядящими  большими, молящими о помощи, наполненными мукой глазами. Ослабевшее тело погружёно в подушки, безжизненно свисает с постели кисть исхудавшей руки...

   Трагизм сцены усугубляется слабо просматриваемым  силуэтом скорбящей женщины, стоящей за изголовьем с опущенными в бессилии «подложить руки» чтобы помочь, а также коричневато-пепельным фоном всего холста. Считают, что именно на этой картине проявилось настоящее чувство и мироощущение художника.

***

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ КОРИН

r-14

Рис 14. «БОЛЬНОЙ ХУДОЖНИК», 1892. А.М. Корин.  (1865 - 1923), Государственная Третьяковская галерея.

     На картине, претендующей на некоторый драматический эффект, к несчастью явилась неким предзнаменованием тяжёлой болезни самого автора, изображён больной человек. На холсте показана поза явно уставшего от болезни человека, сидящего в кресле с подоткнутой под спину подушкой. Бледное, осунувшееся лицо. Безвольно свисающая кисть с тонкими худыми пальцами, смятая в пальцах второй руки белая  салфетка с кажущимися пятнышками крови. Возможно, художник страдал от чахотки.

  Его взгляд с сожалением или отчуждённо смотрит на рядом лежащую палитру с подсыхающими на ней красками и думает с тоской о блекнущей палитре его незавершённой картины. (Здесь нет тавтологии, а совпадение значений слова).

   В соседней комнате из-за портьеры можно увидеть женщину, сидящую за столом и поддерживающую голову рукой в горестных мыслях о болезни мужа ...

     НИКОЛАЙ  ПЕТРОВИЧ  БОГДАНОВ - БЕЛЬСКИЙ

r-15

 Рис. 15. «У БОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ», 1897. Н. П. Богданов-Бельский (1986-1945), Государственная Третьяковская галерея.

     Старший мальчик смотрит с сочувствием на больного, бледного осунувшегося учителя, а младший отвлечён чем-то  другим.  Его болезненное лицо озарено  хоть слабой, но всё же улыбкой. Глаза несколько запавшие и в них отражен лихорадочный блеск, как описывают врачи у пациентов с чахоткой.

   Учителю это посещение приятно и он присел в постели, опираясь спиной на подложенную дополнительную подушку. Понимая, что визит непоседливых мальчиков  продлиться недолго, учитель заложил читаемую страницу толстой книги пальцем, и беседует с посетителями. Непритязательная реальная жанровая сцена. Ничто не ускользает от внимания художника.

ВАСИЛИЙ  ИВАНОВИЧ  СУРИКОВ

     Художник Василий  Суриков, не слывший портретистом, написал, однако,  ряд блестящих портретов, которые отличаются простотой композиции, лаконичностью изображения персонажей. Они  все преимущественно  темные по тону и наполнены внутренним драматизмом.

   Таковым, для примера, и является следующий  потрет:

r-16 Рис 16. "ЧЕЛОВЕК С БОЛЬНОЙ РУКОЙ" ИЛИ "МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ", 1913. В.И. Суриков (1848-1916). Третьяковская галерея.

    Оба наименования этого портрета правомочны. На холсте суровый мужественный облик с  несколько отрешённым взглядом умных глаз, пожившего и повидавшего, возможно, на своём веку множество перипетий и невзгод, мужчины солидного возраста. Если присмотреться по-внимательней, что не бросается сразу в глаза, то можно заметить, что его больная левая рука в повязке, видимая из-под рукава, и бережно  поддерживаемая здоровой. Под повязкой мог быть зафиксированный  перелом предплечья или вывих в лучезапястном суставе, а то и просто ранение или же проявление артроза. Возможно, что предположенная мною патология  причиняет ему страдания, видимые  в скрываемом им спокойном выражении лица.

     Художник всё подметил на портрете нездорового человека и реально нарисовал.

Алексей Аввакумович Наумов (1840-1895) — русский жанровый живописец.

 

    За нижеследующие две картины художник, «благодаря интересности их содержания и добросовестности исполнения», был удостоен награждением -

малой серебряной медалью Императорской Академии художеств и премией Императорского Общества пощрения художников.

 

 

belinski

 

«Н.А. Некрасов и И.И. Панаев у больного В.Г. Белинского» или «Белинский перед смертью». Художник А. Наумов, 1881 год. Подлинник находится в мемориальном музее-квартире Н. А. Некрасова (С.-Петербург).

 

    Больной Белинский  сидит в постели, одетый в запахнутый халат и покрытый одеялом до пояса с удивлённым выражением лица, по-видимому, в связи с приходом жандарма, разговаривающего с прислугой   перед наполовину  прикрытой дверью из другой комнаты.  Жандарм явился с приглашением критика в 3-е  Отделение, чём сообщила жена и вызвала внимание Некрасова и Панаева, также  повернувшихся лицами  к ней. Рядом играет четырёхлетняя дочь Ольга.

Некрасов, сидящий на стуле у ног Белинского по привычке пощипывает правой рукой свою бородку, что было известно художнику по фотографиям.

     Белинский был болен туберкулёзом. Чахотка быстро прогрессировала. Это дало основание к названию картины «Белинской перед смертью», что не вполне укладывается в изображённую на холсте сцену посещения. Визит его в жандармерию так и не состоялся в связи с быстро наступившей кончиной. За время болезни чиновники 3-го Отделения неоднократно навещали критика «справляясь его состоянии»... Картина, по некоторым статьям того времени, была приговорена к гражданской смертной казни.

(Сообщение С. А. Рейсера: http://www.imli.ru/litnasledstvo/Tom%2067/%D2%EE%E C%206730_%D0%E5%E9%F1%E5%F0.pdf )

 

 

    Ещё одна картина А. Наумова входит в число рассматриваемых произведений русских художников о пациентах, ибо поэт оказался одним из наиболее и остро нуждающихся в срочной хирургической помощи. Увы! Её не было и можно сказать, что своевременное оперативное вмешаельство могло спасти поэта от осложнений ранения и гибели...

puskin

"Последняя дуэль Пушкина" или «Дуэль Пушкина с Дантесом». Художник А. Наумов, 1884 год. (В Пушкинском доме-музее. Раннее - при Императорском Александровском лицее)

    Последняя  ( из 21) дуэль Пушкина с Дантесом состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года в районе Чёрной речке у Коломяжской дороги, недалеко от Комендантской дачи (Санкт Петербург).

    Сюжет дуэли поэта воспроизводился не раз разными художниками (А. Волков, Коверзнев, К.Чичагов, П. Соколов, В.А. Фёдоров и др.).

А.А. Наумов стал одним из них и изобразил своё видение случившегося сразу же после окончания дуэли. Раненый бледный со страданием на лице Пушкин смотрит вслед стоящему спиной Дантесу с укором и возможно, жаждой мести, сожалея о неточном выстреле. На картине А. А. Наумова Данзас и дАршиак (секундант Дантеса) подняли  и, поддерживая раненого Пушкина, ведут его к саням.

 

Полотно было приобретено великим князем Николаем Михайловичем и подарено императорскому Александровскому лицею. Сейчас оно в доме-музее А.С. Пушкина.

   Таков результат моих поисков, находок и экскурса глазами врача на живопись русских художников с изображением на их холстах больных людей, которых я позволил себе назвать "пациентами" живописцев.

     

www.andersval.nl


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта