Александр Иванович Лактионов: картина "Письмо с фронта". Описание. Картина письмо


"Письмо с фронта". История одного шедевра: matveychev_oleg

2

Наверное, мало кто из школьников СССР не писал сочинение по картине Александра Лактионова "Письмо с фронта". Но если все-таки не писал, то видел эту работу каждый. Однако мало кто знает, что у такого яркого, солнечного полотна была очень непростая история. Об этом и пойдет речь.

Нестандартный взгляд Александра Лактионова

Но сначала несколько слов об авторе. Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его.

4

Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского. А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором "лининианы" и знаменитейшей работы "Ленин в Смольном". Ученики (Владимир Серов, Юрий Непринцев, Алексей Грицай и др.) перенимали реалистичную манеру учителя. Но больше всех в этом плане отличился Лактионов. Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история?

Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты, светила отечественной медицины, выяснили, что у Лактионова особое устройство глаза. Он видит мир не так, как мы, а стереоскопически - то есть очень четко определяет форму, размеры и особенности предмета. И такое видение дается лишь избранным. Отсюда феноменальная точность изображенных Лактионовым предметов.

Рождение сюжета

Перейдем к самой известной работе мастера - "Письму с фронта". В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск. Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Даже историю придумал - люди с фронта ждут письмо, получают, радуются, читают. Несколько раз он начинал писать этот сюжет, но все не складывалось. И мастер был недоволен.

И вот однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который, ковыляя, опираясь на палку, шел по улице Загорска. По всему было видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку с адресом, и спросил, как найти такой-то дом.

Художник предложил его провести. Пока шли, завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга хорошее письмо.

3

Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово.

В голове художника наконец-то родилась та самая картина. Однако, теперь ее нужно было написать. Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года. Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями. У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать. Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой "Письма с фронта" - это уже художественный вымысел.

Женщина, которая держит конверт - родная тетка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Сын Серёжа - он стал мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка Света - девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата. Самый солнечный персонаж картины - девушка с красной повязкой - соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта ее радость передается зрителю.

Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты.

Когда народ голосует

2

Вопреки ожиданиям, судьбу картины трудно назвать легкой. В 1948 году работу Лактионова привезли в Третьяковскую галерею. Поскольку работ привозили много, а на выставку должны были попасть лучшие, картины проходили жесткий отбор. Учитывалось всё: от мастерства художника, до идеологической составляющей. Споры по поводу "Письма с фронта" были - уж очень неординарный Лактионов нашел подход к теме, но тем не менее, полотно пропустили.

Однако, за несколько часов до открытия залов, в Третьяковку пожаловала комиссия из представителей власти. Они должны были ещё раз оценить политический и идеологический компонент. Смотрели работу за работой, пропускали, а вот у "Письма с фронта" остановились. И полетели вопросы: "Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?"

Вопросы сыпались, как из рога изобилия. Сотрудники музея под таким углом на "Письмо с фронта" не смотрели, поэтому ответить им было нечего. Но работа все-таки была мастерски выполненной, и руководители Третьяковки еле уговорили чиновников повесить полотно в самый дальний угол, так, чтобы особенно в глаза не бросалась.

И повесили. В крохотный зал, в самое невыгодное место - между дверью и окном. А вскоре заметили, что на островке у "Письма с фронта" стали собираться посетители выставки - иногда людей было так много, что невозможно пройти. Они смотрели на картину, рассматривали детали, иногда плакали. Война закончилась всего три года назад. У многих были свежи воспоминания, многие так и не дождались своего письма с фронта, поэтому грустили о личном и радовались за героев картины. Поскольку в работе возник такой активный интерес, экскурсоводам пришлось включиться - что-то рассказывать и о работе, и о Лактионове.

2

Народное голосование победило чиновничий запрет. Сам же художник, увидев, какое место отвели его выстраданному полотну, очень обиделся. Но будучи натурой сильной, и оценив интерес посетителей, решил бороться за судьбу картины. Попросил у музейных сотрудников книгу отзывов. А там - большая часть благодарностей в адрес "Письма с фронта". Тогда он решил отправить копии этих отзывов на самый верх, во все кабинеты, которые возможно, чтобы хоть где-нибудь отозвалось.

Отзывы переписывал аккуратно. И потратил на это ни один день. Потом перепечатал и разослал. И в одном из кабинетов оценили народную любовь - и вдруг поняли, что Лактионов изобразил саму жизнь, что щели в полах - это не позор, а показатель того, что все силы народа были брошены на борьбу с фашизмом, а счастливые люди - те самые лица Победы.

И вскоре Лактионов получил Сталинскую премию первой степени - главную награду СССР.

3

Александр Иванович Лактионов прожил 62 года, большую часть из которых он писал картины. Нет счета его полотнам: тут и натюрморты, и портреты политических деятелей, героев труда и артистов его времени. Многие работы, в уже более свободные от идеологии времена, критики нещадно ругали за высокий профессионализм и за такой же высокий формализм. Лактионов читал критические отзывы, а потом шел в мастерскую и принимался за работу.

"Пока светит солнце, озаряя мастерскую, пока есть силы держать палитру и краски, я не могу оторваться от любимого дела," - писал он в своих воспоминаниях. И только в минуты такого, кропотливого труда он был по-настоящему счастлив.

matveychev-oleg.livejournal.com

"Письмо с фронта" — картина и ее история

Великой Отечественной войне посвящено огромное количество литературных и музыкальных произведений, а также картин. Что касается последних, то одной из наиболее известных работ является «Письмо с фронта», автором которой стал советский художник А. Лактионов. «Письмо с фронта» — картина была написана в 1947 году, как раз через несколько лет после окончания войны.

История

Работа «Письмо с фронта» имеет свою историю создания. Идея сюжета появилась еще за 2 года до написания картины. В 1944 году Лактионов и его семья возвратились из Самарканда (там они пребывали в эвакуации) в Подмосковье. Через год после возвращения художник утвердил тематику своей первой последипломной картины, которая должна была называться «Встреча».

картина А. Лактионова

Картина «Письмо с фронта»

В первые годы после войны выбор тематики для создания произведений искусства не вызывал каких-либо затруднений, поскольку актуальной на то время для всех без исключения граждан СССР была тема Великой Отечественной войны. Сложно было отыскать человека, у которого не было бы ни близких, ни друзей, ни просто хороших знакомых, не участвовавших в боевых действиях. Однажды в 1945 году А. Лактионов на одной из улиц подмосковного Загорска повстречал на улице молодого фронтовика, который из-за полученных на войне ранений шел, опираясь на трость, и имел перевязанную руку. Солдат находился в поисках необходимого ему адреса для того, чтобы передать письмо, и художник оказал ему помощь. Диалог с фронтовиком оставил неизгладимые впечатления у Лактионова, поэтому тематика его будущей картины была сразу определена — художник пожелал изобразить долгожданное получение весточки с фронта.

Описание

Выбор позирующих художнику людей занял немало времени, так как сам Лактионов хотел изобразить на полотне реального человека, который побывал на фронте. Образ фронтовика, принесшего письмо семье, ожидающей весточки от своего солдата, был написан с В. Нифонтова. Этот мужчина действительно был участником боевых действий (десантник). Семьей, получающей долгожданное письмо, стали жена и дети самого Лактионова.

Работа над картиной заняла у художника 2 года, а точнее, 2 лета. Лактионов стремился изобразить все солнечное тепло и краски лета, поэтому непосредственным изображением задуманного сюжета занимался в летнюю пору.

Эта картина нашла отклик в душах миллионов граждан СССР. Все дело в том, что художнику максимально реалистично удалось передать всю ту радость, связанную с получением долгожданной весточки с фронта от близкого человека. Также акцент был сделан на теплоте взаимоотношений советских людей, которых сплотил пережитый ужас войны, забравшей десятки миллионов жизней. Картина также впечатляет своей реалистичностью и четким изображением деталей.

В 1948 году А. Лактионов получил за свою работу «Письмо с фронта» Государственную премию первой степени им. Й. Сталина. Однако наиболее ценной наградой за труд для художника стал восторг граждан СССР, которые увидели эту картину. «Письмо с фронта» воспроизводилась в печатном виде — работу изображали на страницах советских учебников, в календарях и журналах. В 1973 году репродукция работы была изображена на почтовых марках серии «История советской живописи».

dedpodaril.com

картина "Письмо с фронта". Описание

Картина "Письмо с фронта" сначала висела в темном коридоре Третьяковской галереи. У лестницы, которая вела на второй этаж. Вскоре открылась Всесоюзная художественная выставка тысяча девятьсот сорок шестого года, и протиснуться в узком коридоре стало невозможно. К изумлению сотрудников галереи, зрители подолгу задерживались у картины Александра Лактионова.

Создание произведения Лактионова и отношение критиков

Идея картины возникла у Александра Ивановича, когда на улице тылового Загорска он встретил раненого солдата, у которого в руке был зажат треугольник фронтового письма. Создание произведения пришлось на тысяча девятьсот сорок седьмой год.картина письмо с фронта

Пока критики не приводили описание картины "Письмо с фронта" в своих обзорах, одни художники ругали ее, а другие просто отмалчивались. А зрители тем не менее успели не только узнать, но и полюбить этот шедевр.

Полевая почта была дорога в годы войны каждому красноармейцу. У людей были еще свежи воспоминания о том, как сами они ждали любой весточки или письма с фронта. Фото, присланные отцами и сыновьями, которые защищали Родину, хранили очень бережно. Ведь часто это становилось последним воспоминанием о не вернувшихся с войны.

Как проходил отбор произведений на выставку

Александр Лактионов вспоминал, что натурой была сама жизнь, а поэтому и творческая работа шла легко и вдохновенно. Он отвез полотно в столицу. Там она прошла строгий отбор, во время которого учитывалась художественность произведения, глубина образа и еще много других факторов. Компетентное жюри, которое состояло из известнейших и признанных художников, заседало прямо в залах Третьяковской галереи.

Споров было много, но картина "Письмо с фронта" отбор прошла. Но буквально за несколько часов до начала выставки приехала еще одна группа проверяющих комитетчиков. Именно они смотрели на произведения как с идеологической, так и с политической точки зрения.лактионов письмо с фронта картина

Описание картины "Письмо с фронта" советскими идеологами

Представители комитета сразу увидели, как бросается в глаза произведение. Оно было расположено на центральной стене. И, естественно, стали рассуждать, не представляет ли она опасности. И оказалось, что, на их взгляд, советская семья, представленная на этом полотне, выглядела как-то бедно.

У женщины на ногах слишком растрепанные шлепанцы. А сам дом! Стена, на которой облупилась штукатурка, пол на крылечке с проломленными досками. Разве можно так представлять советскую семью. Ведь на выставке будут присутствовать иностранцы.

Член комитета по делам искусств потребовал, чтобы Александр Иванович заделал дыры и настелил пол из новых досок. В советской действительности такого пола не должно быть.описание картины письмо с фронта

Однако переделывать пол не пришлось. Нашли другое решение для шедевра, который написал Лактионов. Художник узнал, что его картина, созданная с такой любовью и трепетом, находится в темном коридоре Третьяковской галереи у лестницы, ведущей на второй этаж.

Маленький темный простенок, где спрятали картину

Произведение расположили в небольшом проходном зале. Получалось, что когда люди заходили в Третьяковскую галерею, они просто не замечали его. Но, возвращаясь с экскурсии, невозможно было не наткнуться на картину. И тогда начинало твориться нечто невообразимое.

Народ толпами собирался вокруг шедевра. Кто-то просто смотрел, другие не скрывали слез. Потому что тема, затронутая этим произведением, трогала абсолютно всех зрителей. Недавно закончилась страшная война, и не было тех, кто бы ни пострадал за эти годы. А главное, нарисована картина была очень необычно.

Взгляд обычного советского человека на произведение Александра Ивановича

Что же видели простые люди, глядя на произведение Лактионова? Вся картина "Письмо с фронта" была пронизана очень яркими красками. Солнце, зелень, безумно голубое небо. Все было настолько объемно и иллюзорно, что каждый зритель ощущал себя участником событий, представленных на полотне.письма с фронта фото

Сюжет очень простой. Но насколько эмоционально смог передать его Александр Лактионов! "Письмо с фронта" - картина, которая отображает незатейливую атмосферу жизни простых советских людей в тяжелые годы войны. Маленький российский городок, ясный солнечный день и советская семья, собравшаяся у широко распахнутой двери старенького деревянного домика.лактионов художник

Счастье, наполнявшее сердца зрителей, которые видели шедевр Лактионова

Именно в этой небогатой семье многие зрители узнавали себя. Практически каждый ждал весточку фронта, как и изображенная на картине женщина с детьми. И наконец, раненый боец приносит письмо отца, которое мальчик читает вслух. Дорогие сердцу листочки бумаги он крепко и бережно держит в своих детских руках. А лица матери и сестры озарены счастливыми улыбками.

И все ликующие и светлые краски композиции наполнены ощущением безграничного счастья. Золотистые лучи солнца играют в светлых прядях девушки, и даже сам воздух как будто светится. Вся картина "Письмо с фронта", каждый ее штрих наполнены ощущением дыхания близкой победы.

Прошло несколько лет, и однажды апрельским утром тысяча сорок девятого года по радио объявили о присуждении создателю полюбившейся зрителю картины Сталинской премии первой степени. И художник, услышав это известие, вспомнил слова отца: "Я-то кузнец, а ты у меня, Сашка, видать, художником будешь". Это была самая высокая награда, которую получил Александр Иванович Лактионов. "Письмо с фронта" – картина, не только полюбившаяся зрителям, но и по заслугам оцененная правительством. А на тот момент такое признание было для советского человека гораздо выше любых материальных благ.

fb.ru

Картина «Письмо Урии» — Artrue

Автор: Франчабиджо.Тип: Дерево (тополь).Габариты: 85 * 172 см.

Письмо Урии. Франчабиджо.Письмо Урии. Франчабиджо.Письмо Урии

Письмо Урии

Франчабиджо

Франчабиджо (он же Франческо ди Кристофано Биджи) объединяет в своих картинах влияния разных больших мастеров Флоренции эпохи Возрождения; он находился под впечатлением от произведений Фра Бартоломео, Пиеро ди Козимо (чьим учеником он был), и знаменитой «троицы»: Леонадо, Рафаэля и Микеланджело. Особенно многим он обязан Андреа дель Сарто. Наряду с фресками, портретами и сакральными картинами он часто писал мелкофигурные широкоформатные картины, как, например, возникшее в 1523 году «Письмо Урии», где явно проявляется преумноженная на отдельные мотивы повествовательность.

Явление Христа. Франчабиджо.Явление Христа. Франчабиджо. Явление Христа

Сюжет

На фоне ренессансной архитектуры представлена одна история из жизни царя Давида, описанная в Ветхом Завете. Когда Вирсавия, жена находящегося на войне Урии, ожидала ребенка от царя Давида, Урия был вызван им в Иерусалим для получения письма к верховному военачальнику, в котором содержался приказ подвергнуть Урия смертельной опасности, ставшей в конце концов для него гибельной. «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах господа», резюмирует Ветхий завет.

Письмо Урии. Фрагмент.Письмо Урии. Фрагмент. Письмо Урии. Фрагмент.

Описание

В первых двух следующих друг за другом сценах изображены царь Давид и капитан Урия, в третьей — царь Давид, наблюдающий за купальщицами. Эта сцена искусно выделена на фоне других.

У фонтана во дворе палаццо, стену которого художник в маньеристском стиле подводит к зрителю, обрубая её на переднем плане, по колено в воде стоит Вирсавия, окруженная служанками. Тема купальщиц была очень популярна в XVI веке, художественные произведения на эту тему создавали многие, например, у Альбрехта Дюрера есть гравюра с этим же сюжетом.

Письмо Урии. Фрагмент.Письмо Урии. Фрагмент. Письмо Урии. Фрагмент.

История

От Джорджо Вазари нам известно, что Франчабиджо (аналогично Андреа дель Сарто, Понтормо и Баккачча) получил от Джовани Мариа Бенинтенди заказ на написание картины-шпалеры — повествовательной картины со множеством фигур — для его дома во Флоренции.

artrue.ru

Описание картины Александра Лактионова «Письмо с фронта»

Описание картины Александра Лактионова «Письмо с фронта»

Лактионов – советский художник, а «Письмо с фронта» – самая знаменитая из его работ, за которую он получил Сталинскую премию. Задумана она была ещё в 1944 году после произошедшей с художником истории. В Подмосковье, куда его вместе с семьей эвакуировали, он встретил раненного солдата, который, опираясь на костыль и прижимая к груди перебинтованную руку, шел по деревне.

Остановился, спросил, как найти нужный дом – его просили передать письмо – и Лактионов пошел вместе с ним, показывать. Сцена вручения письма, которую он застал почти нечаянно, произвела на него глубокое впечатление и стала через два года картиной «Письмо с фронта». Его собственные дети позировали ему, солдатом стал старый друг, тоже художник, девушкой с повязкой «ПВО» – его молоденькая соседка.

На картине всем известный сюжет. С фронта доставили письмо и вся семья радуется тому, что в очередной раз отстрочена смерть, что отец и муж здоров и жив. Солдат, который принес письмо, опирается на косяк, курит, глядя на окружающих людей с улыбкой – возможно, они напоминают ему собственную семью. Мальчик держит письмо в руках, вид у него восторженный и счастливый, мать заглядывает в листок сверху, в руке у нее конверт, и которого достали листок.

Девочка стоит спиной, видно только светлые косички, а девушка с повязкой опирается на перила, и вся сцена, расположенная в дверном проеме, проникнута золотым солнечным светом. Он играет в волосах, озаряет людские лица, и радость, играющая на них, как будто дополнительно подсвечивается.

И вся атмосфера картина именно такова – солнечная, счастливая, она словно напоминает, что как бы ни была плоха война, как бы ни было тяжело и страшно, всегда есть моменты, в которые есть место для простых человеческих чувств. Для радости, для ожидания, и любая мелочь оборачивается чудом.

opisanie-kartin.com

Художник Василий Нестеренко: письмо недругам России существует в реальности | Персона | Культура

Командировка в Сирийскую Арабскую Республику так вдохновила народного художника России Василия Нестеренко, что из написанных им полотен сложилась выставка «Сирийская земля».

Совершенно секретно

Сергей Грачёв, «АиФ»: - Василий Игоревич, центральная картина вашей выставки «Письмо недругам России» вызвала бурную реакцию в соцсетях. Многие обвиняют вас в плагиате: мол, это же калька шедевра Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Как вы прокомментируете эту ситуацию?

Василий Нестеренко: - Говорить о плагиате можно было бы в том случае, если бы я один в один скопировал позы, мимику, типажи картины Репина. У меня совершенно другая композиция, и в этом легко убедиться, сравнив полотна. 

С другой стороны, я не отрицаю идейную связь своей работы с работой великого русского художника, да и не только с ней. В советское время художник Юрий Непринцев написал картину «Отдых после боя», за которую получил Сталинскую премию и которая своими мизансценами также напоминает полотно Репина. То есть проходят столетия, а тема остаётся актуальной. И это меня поражает. Так что я совершенно сознательно через сцену, напоминающую написанных Репиным «Запорожцев», попытался передать боевой дух современного российского воинства.

Все персонажи картины «Письмо недругам России» списаны с реальных людей. Единственный момент: по соображениям некой секретности нельзя было переносить на полотно лица бойцов со стопроцентной точностью. Все персонажи картины «Письмо недругам России» списаны с реальных людей. Единственный момент: по соображениям некой секретности нельзя было переносить на полотно лица бойцов со стопроцентной точностью. Фото: репродукция

Новая эпоха требует нового языка. Вот я и попробовал новым языком живописи рассказать о том духе, о тех традициях, которые свойственны нашей армии, но только на ином историческом этапе.

- Репин писал своё полотно 10 лет. Сколько времени у вас заняла работа над картиной «Письмо недругам России» и как долго длилась ваша творческая командировка в Сирию?

- На эту работу у меня ушло чуть меньше года, но это ровным счётом ни о чём не говорит. Время сжимается, и современные художники не могут позволить себе трудиться над одной картиной десятилетиями. Васнецов, например, расписывал Владимирский собор в Киеве также 10 лет. В наше время аналогичный храм на Афоне был расписан за год.

Длительность творческой командировки - вещь также не особо значимая. Можно просидеть в той же Сирии год и при этом ничего не увидеть, ничего не услышать. А можно за короткое время увидеть и услышать всё. Важно держать глаза и уши открытыми, что бывает непросто. Художник живёт впечатлениями, из которых именно первые являются самыми яркими. То, что я увидел в Сирии, если говорить просто, - это сирийские варианты нашего Сталинграда времён Великой Отечественной. Люди бывалые говорят, что у них эти разрушенные города вызывают ассоциации с другими странами Ближнего Востока, кто-то сравнивает их с Грозным во время чеченской войны. То есть в истории, увы, всё повторяется. 

С другой стороны, повторяется не только плохое, но и хорошее. И наша армия - это по-прежнему сплочённая, дружная семья. И её боевой дух ничем не отличается от боевого духа армии времён запорожцев или войны с фашистами.

- Фигуры бойцов, которые представлены на ваших картинах, списаны с реальных людей или вы делали какие-то собирательные образы?

- Безусловно, все герои моих работ списаны с реальных людей, которых я встретил в Сирии. Единственный момент: по соображениям некой секретности я не мог переносить на полотна лица бойцов со стопроцентной точностью. 

28.02.17 50-летний юбилей отметил Народный художник РФ, академик, член Президиума РАХ Василий Игоревич Нестеренко.https://t.co/4KXoSX87dJ pic.twitter.com/F3u9e0KE6d

— АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (@RusAcademyofArt) 2 марта 2017 г.

Осаждённые врагами

- При общении с этими людьми что вас поразило и задело как художника, как человека?

- Меня поразило, что все бойцы, включая самых молодых, имеют за плечами солидный боевой опыт. Практически все прошли не одну горячую точку. Для меня это почему-то было удивительно. Казалось бы, совсем мальчишки, а у них такой боевой опыт, такой запас прочности! 

Приятно поразило то, как смогли эти мальчишки сохранить лучшие традиции русской армии. Я же сам проходил срочную службу в 80-е годы и видел там много негативного. Уже не говорю про 90-е, когда казалось, что вся мощь, все победы нашей армии остались далеко в прошлом. Ничего подобного!

- А вы поняли для себя, что заставляет этих людей вновь и вновь отправляться в горячие точки, рисковать собственной жизнью?

- Любовь к Родине, и это не пустые или громкие слова на публику. Это чувствуется, пусть и не всегда проговаривается. 

Конечно, это ещё и их работа, призвание, то, что они умеют делать. Но эти факторы вторичны. А первична в их мотивации именно любовь к своей стране. И я пытался в своих картинах передать в том числе и это. 

- Возвращаясь к главной картине вашей выставки: если пофантазировать, то письмо, которое пишут наши бойцы в Сирии, по своему посылу, содержанию сильно отличается от письма запорожцев?

- Эти два письма в первую очередь роднит то, что оба они реальны. Письмо запорожцев было написано как ответ на ультиматум турецкого султана, выставленного запорожцам. Оно хранится в одном из музеев Днепропетровска. Письмо, вокруг которого разворачивается сцена моей картины, также существует в реальности. И называется оно именно «Письмо недругам России». Я его видел, читал. Понятно, что, может быть, ещё не пришло время его обнародовать, но оно существует. 

Есть люди, которые в том же Интернете говорят: «А что это бойцы от руки письма пишут? Что, у них ни мобильных телефонов, ни Интернета нет?» Ну это тоже глупость какая-то. Письмо - это же образ в данном случае. Но наиболее сильно действует именно тот художественный образ, который основывается на реальных фактах, событиях. А послание недругам находится в первую очередь в душах людей. 

А наличие недругов, кстати, тоже очень характерно для русского человека. Проходят века, тысячелетия, а мы, к сожалению, по-прежнему окружены силами, которые необходимо сдерживать.

- Что бы вы хотели донести своей выставкой до рядового её посетителя?

- То, что войны при всём своём многообразии во многом похожи. Неважно, кто прав, кто виноват, - важны последствия. Цветущие страны превращаются в груды развалин, становятся выжженной землёй. Это очень страшно. А ещё мне важно было через живописные средства, через образы показать, насколько Сирия напоминает наш Крым, а точнее,  даже конкретно Севастополь. Я это говорю со знанием дела. Сходство поразительное!

- А в чём смысл этого сходства?

- В том, что подобное могло бы случиться и у нас. Но вся эта злоба, агрессия была остановлена на дальних подступах к России. Об этом нужно не забывать и это нужно ценить. И, если мне удастся через свои работы донести это до людей, я буду рад.

www.aif.ru

Письмо с фронта (картина) Википедия

«Письмо с фронта» — жанровая картина советского живописца А. И. Лактионова, законченная художником в 1947 году и изображающая близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта. Отмеченная в 1948 году Сталинской премией, картина сделала имя художника широко известным[1].

История создания

Картина «Письмо с фронта» была написана художником в Загорске под Москвой, куда в начале 1944 года Лактионов с семьёй приехал из Самарканда, где находился в эвакуации вместе с ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Художник вспоминал: «Я с моей большой семьёй жил в Троице-Сергиевой лавре. Там в стене кремля была когда-то бойница для пушки, а впоследствии устроена большая келья»[2]. Заключив весной 1945 договор на свою первую последипломную картину, Лактионов собирался дать ей название «Встреча». Опробовал несколько вариантов, но все решил случай. Однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.

Картина писалась два года и была окончена в 1947 году. В качестве модели для солдата-письмоносца А. Лактионов привлёк художника В. И. Нифонтова. По воспоминаниям автора полотна, недавно вернувшийся с фронта десантник, как и положено, в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик-палочку. Женщина с конвертом — сестра матери А. И. Лактионова, Евдокия Никифоровна. Мальчиком, читающим письмо стал семилетний сын художника Серёжа, а девочка с косами — дочь Светлана. Наконец, соседка стала девушкой в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО. Она вся в солнце, а её улыбка добавляет тепла и света, наполняющих картину радостью.[3]

В 1948 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке в ГТГ, где имела необычайный успех у зрителей. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1948 году за картину «Письмо с фронта» А. И. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени. Впоследствии А. Лактионов сделал авторское повторение работы для ряда музеев[4].

Известность

Почтовая марка СССР, 1973 г.

Картина широко известна по многочисленным выставкам и публикациям, неоднократно воспроизводилась в печати. Её включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Огонёк», «Работница», «Крестьянка», печатали на отдельных листах массовыми тиражами.

Репродукция картины изображена на одной из почтовых марок СССР серии «История советской живописи» 1973 года[5].

См. также

Примечания

Литература

wikiredia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта