Цветные русские народные картинки 17–19 века из книги Ровинского 1881 года. Картина народная


Цветные русские народные картинки 17–19 века из книги Ровинского 1881 года

Лубок – русские народные картинки, представляющие собой богатый и выразительный слой культуры, истории и искусства Руси. Эти некогда популярные, раскрашенные вручную изображения, отличающееся простотой и доступностью образов, красноречиво рассказыват о жизни и мировоззрении простых людей прошлого.

Первые изображения назывались «фряжскими листами» (эстампы, пришедшие в Россию из Европы), затем «потешными листами» и долгое время «простовиками» или простыми народными картинками. В 19-м веке они получили название лубок.

Многочисленные лубочные картинки – это своего рода обширная энциклопедия с разнообразными знаниями о далёких странах и важных событиях, о прихотях природы и крестьянской жизни. Был также лубок-азбука, лубок-календарь, медицинский лубок, лубок-травник, лубок-арифметика, сказочный и песенный лубок. Даже длинные былины и занимательные истории передавались сериями из нескольких, нарисованных в ряд, небольших изображений.

Учёные всё ещё спорят о происхождении названия «лубок». Некоторые говорят, что оно пошло от слова «луб», старорусского названия липы, на досках которой вырезали картинки. Другие же утверждают, что оно связано с лубяными коробами, в которых их разносили. А московская легенда гласит, что всё началось с Лубянки, улицы, где жили мастера лубочного искусства.

Наиболее популярным видом графического искусства в России считались комические народные гравюры, которые продавали на ярмарках с 17-го до начала 20-го века. Тем не менее, представители высших кругов не воспринимали их всерьёз и отказывались называть искусством творения народных художников-самоучек, которые забавляли крестьян своими «дешёвыми картинками».

Правда, поначалу гравюры украшали царские дворцы и боярские терема. В то время они были чёрно-белыми. С развитием производства картинки становились цветными, широко распространёнными, доступными и популярными.

Раскраской чёрно-белых лубков занимались женщины и дети в подмосковных и владимирских деревнях. Немалое количество тех лубочных картин отличается грубоватостью штриха и нелогичным цветовым решением, напоминая детские рисунки. Но среди них находят множество картин, в которых исследователи обнаруживают врождённое чувство цвета, позволившее художникам создавать совершенно неожиданные и оригинальные комбинации, невозможные в точной живописи, а потому – уникальные.

Темы народных гравюр сильно варьируются, начиная от религиозных и нравственных сюжетов, заканчивая народными эпосами и сказками, от исторических и медицинских лубков до жанровых картинок, от забавных историй с шутливыми текстами до искусно замаскированной политической сатиры.

Со временем техника лубка менялась. В 19-м веке древесина уступила место металлу, появилась возможность создавать более изящные работы. Лубочная палитра стала ещё ярче и насыщеннее, иногда переходя в неожиданное и фантастическое буйство цвета.

Долгое время красочные гравюры заменяли простому народу недоступные книги, служили пищей для размышлений и источником новостей, так как газеты были в дефиците, а лубки – популярны и недороги. Они разносились по всей стране на немыслимые расстояния. Однако к концу 19-го века лубочное искусство исчерпало себя. Набирало обороты фабричное производство печатных гравюр.

Лубочные картинки – творения неизвестных народных мастеров. Клеймённый высшим сословием как грубое простонародное творчество, лубок стремительно развивался и играл важную роль в жизни общества. Сегодня исследователи видят в нём особо ценное культурное наследие. Лубок собирают и изучают многие учёные в России и за рубежом. Он занял заслуженное место в музеях изобразительного искусства наряду с шедеврами величайших мастеров прошлого. Важную коллекцию русского народного лубка собрала Нью-Йоркская публичная библиотека. Значительную её часть занимают произведения из собрания выдающегося деятеля культуры Российской империи, Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895).

Ровинский разглядел ценность лубка, когда большинство людей из его окружения относились к этим картинкам крайне высокомерно, не понимая ни их содержания, ни значения. Однако Дмитрий Александрович, служивший тайным советником, прокурором и сенатором, своей любовью к народному искусству разжёг всеобщий интерес к лубку. Он собирал гравюры со всех уголков империи. Коллекции свои изучал, систематизировал и публиковал с описаниями и пояснениями к картинкам.

В 1881 году Ровинский опубликовал атлас «Русские народные картинки», в который вошла коллекция лубка, обрисовывающая самые разнообразные стороны бытовой и духовной жизни русского народа от начала 17-го до середины 19-го века. Оцифрованные произведения из этого собрания выложила в свободный доступ Нью-Йоркская публичная библиотека. Из 473 картинок в нашей подборке 73 наиболее ярких.

1 Baba- Iaga deretsia s krokodilomБаба-яга дерётся с крокодилом.

2 Baba- Iaga deretsia s krokodilomБаба-яга дерётся с крокодилом.

3 Baba- Iaga pliashet s starikomБаба-яга пляшет со стариком.

4 Starik i smertСтарик и Смерть.

5 Eshche Maslianitsa i SemikМасляница и Семик.

6 Znai sebia ukazyvai v svoem dome

Знай себя указывай в своём доме.

7 Liubov krepka iako smertЛюбовь крепка как смерть.

8 BlinshchitsaБлинщица.

9 Chernyi glaz potselui khot razЧёрный глаз поцелую хоть раз.

10 Okhotnik I pastushkaОхотник и пастушка.

11 Starik na kolenakh u molodoiСтарик на коленях у молодой.

12 Sedina v borodu abes v rebro reestr o damakhСедина в бороду, а бес в ребро. Реестр о дамах.

13 Pomekha v liubvi

Помеха в любви.

14 Pomekha v liubviПомеха в любви.

15 Muzh zhenu betМуж жену бьёт.

16 Myshi kota pogrebaiut graviura na dereveМыши кота погребали.

17 KotКот.

18 Gromadnyi kotГромадный кот.

19 Byk ne zakhotel byt bykomda i sdelalsia miasnikomБык не захотел быть быком да и сделался мясником.

20 Medved s kozoiu proklazhaiutsiaМедведь с козою прохлаждаются.

21 Medved i baba

Медведь и баба.

22 Pokhozdenie o nose i o silnom morozeПохождение о носе и о сильном Морозе.

23 Vavila i DanilaВавила и Данила.

24 Taras pleshivyiТарас плешивый.

25 Taras pleshivyiТарас плешивый.

26 Muzhik Pashka i brat ego ErmoshkaМужик Пашка и брат его Ермошка.

27 Durak i dura kormiat kotenkaДурак и дура кормят котёнка.

28 Dva duraka vtroemДва дурака втроём.

29 Kulachnye bortsy Paramoshka i Kadyk ErmakКулачные бойцы Парамошка и Кадык Ермак.

30 EralashЕралаш.

31 Shut GonosШут Гонос.

32 Gollandskii lekar i dobryi aptekar pomolazhivaiushchii starukhГолландский лекарь и добрый аптекарь, помолаживающий старух.

33 Tochilshchik nosovТочильщик носов.

34 BaniaБаня.

35 Zhenskaia baniaЖенская баня.

36 Molodaia nemka kormit starogo nemtsa soskoi

Молодая немка кормит старого немца соской.

37 Nemka verkhom na starikeНемка верхом на старике.

38 Reestr o tsvetakh i mushkakhРеестр о цветах и мушках.

39 Denezhnyi diavolДенежный дьявол.

40 Shchipli sam sebia za nosЩипли сам себя за нос.

41 MeduzaМедуза.

42 GarpiiaГарпия.

43 Raiskaia ptitsa SirinРайская птица Сирин.

44 Izobrazhenie khameleona

Изображение хамелеона.

45 Obeziany organistyОбезьяны-органисты.

46 Liudi diviia naidennyia Tsarem Aleksandrom MakedonskimЛюди, найденные царём Александром Македонским.

47 Izvestie 1739 goda o dvukh chudakh morskom i lesnom poimannykh v IspaniiИзвестие 1739 года о двух чудах, морском и лесном, пойманных в Испании.

48 O rozhdenii uroda v Nizhnem- Novgorode v 1730godu Knizhka tsaria SolomonaО рождении урода в Нижнем Новгороде в 1730 году. Книжка царя Соломона.

49 Obiavlenie o pribytii angliiskoi kompanii komediantov

Объявление о прибытии английской компании комедиантов.

50 Zhivotnoe naidenoe v Ispanii 27 Ianvaria 1775 godaЖивотное, найденное в Испании 27 января 1775 года.

51 Napoleon s posle sozzheniia MoskvyНаполеон после сожжения Москвы.

52 Frantsuzskii voiazhor v 1812 goduФранцузский вояжер в 1812 году.

53 Napoleon v namerenii svoem unichtozhit Prussiiu grib selНаполеон в намерении своём уничтожить Пруссию.

54 Izgnanie iz Moskvy frantsuzskikh aktrisИзгнание из Москвы французских актрис.

55 Napoleon posle srazheniia pod MaloiaroslavtsemНаполеон после сражения под Малоярославцем.

56 Kazaki istrebliaiushchie frantsuzovКазаки, истребляющие французов.

57 Ivan Iakovlevich Kureisha student kholodnykh vod moskovskago sumashedshago domaИван Яковлевич Курейша, студент холодных вод московского сумасшедшего дома.

58 Solntse s zodiakamiСолнце с зодиаками.

59 Rossiiskii gerbРоссийский герб.

60 List soshnago pismaЛист сочнаго письма.

61 Pritcha o zhene umershei v bludnom grekhe bez pokaianiiaПритча о жене, умершей в блудном грехе без покаяния.

62 Nadpis sdelannaia besom nad dvermi khrama Petra i Pavla v RimeНадпись, сделанная бесом над дверью храма Петра и Павла в Риме.

63 Pritcha o zavislivomПритча о завистливом.

64 Kazn likhoimtsamКазнь лихоимцам.

65 Anika voin i smertАника-воин и Смерть.

66 Malovremennaia krasota mira sego Zertsalo greshnagoМаловременная красота мира сего зерцало грешнаго.

67 Labirint dukhovnyiЛабиринт духовный.

68 Iz knigi tsvetnika o smertnykh grekhakh raboty NekhoroshevskagoИз книги цветника о смертных грехах. Работа Нехорошевскаго.

69 Kartiny iz Biblii i Apokalipsisa raboty mastera KoreniaКартины из Библии и Апокалипсиса. Работы мастера Кореня.

70 Kartiny iz Biblii i Apokalipsisa raboty mastera KoreniaКартины из Библии и Апокалипсиса. Работы мастера Кореня.

71 Besy iskushaiut prepodobnago AntoniiaБесы искушают преподобного Антония.

72 Arkhangel Mikhail graviura na dereveАрхангел Михаил.

73 Sv Muchenik Khristofor s volchei golovoiСвятой мученик Христофор с волчьей головой.

Смотрите также:

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

народная картина - определение - русский

Пример предложения с "народная картина", памяти переводов

Common crawlТакже можно увидеть, как создаются произведения народного искусства: картины на стекле, вышивки, кружева, прекрасные керамические изделия - разноцветные кувшины и миски, а также вырезанные из дерева фигурки святых.ИхтикИз села Николо-Берёзовка руководство Мосметростроя получило подарок — традиционный бочонок башкирского меда и картину народного художника РБ Владислава Меоса «Дорога к храму».Common crawlТовары для театра, музыки, кино, художников / Изделия народных промыслов, ремесел / Картины, живопись, рисунок, графика, скульптура ...UN-2На заседании был заслушан доклад Главного разведывательного управления Генерального штаба Корейской народной армии о внешней картине и истинной сущности военной провокации, совершенной врагами днем в четверг на центрально-западных участках фронта, и об общих передвижениях противника.UN-2Генсекретариат также поддерживает крупные культурные инициативы и проекты зарубежных организаций греков, такие, как греческие детские хоры, выставки картин, фестивали народного танца, симпозиумы на исторические и культурные темы, театральные представления и т.п.Common crawlВ.М. Васнецов воссоздал в своих картинах образы народных сказок и героических преданий ("Аленушка", "Богатыри").Common crawl«Наследие» стало специальным термином в индустрии туризма. Во многих областях представители народностей создают для посетителей идеализированную картину прошлого.globalvoicesАнимационная картина основана на народной сказке о козе и трех козлятах, обманутых хитрым волком.UN-2В докладе указано, что исследование с целью составить картину присутствия общин народности рома планировалось завершить в декабре 2014 года (пункт 130).UN-2• предметы народного искусства, такие как рисунки, картины, скульптуры, глиняные изделия, керамику, мозаику, изделия из дерева, изделия из металла, ювелирные изделия, ткани, костюмы.Common crawlВ «Народной галерее» ГРДНТ представлена выставка работ художников-любителей «Саратовские узоры».В Москву привезены картины, прошедшие отбор на 1 областном смотре-конкурсе, проведенном Саратовским областным центром народного творчества среди художников, не получивших специального художественного образования.UN-2Если говорить только о вопросе продовольственной помощи, картина будет неполной; власти Корейской Народно-Демократической Республики также несут ответственность за сокращение военных расходов/расходов на оборону и обеспечение справедливого перераспределения ресурсов с целью принятия эффективных мер по преодолению продовольственного кризиса и решения проблем развития в других областях.UN-2В нашей стране есть много культурных ценностей, включая королевские усыпальницы, храмы, каменные пагоды, картины, каллиграфические работы и предметы народного искусства — все это отражает историю развития нации и ее национальной мудрости.UN-2В октябре были опубликованы доклады по обзорам незаконного производства опия в странах Юго-Восточной Азии (Лаосской Народно-Демократической Республике, Мьянме и Таиланде), дополнившие картину общемирового производства опия и героина в 2007 году.UN-2Имею честь препроводить настоящим Открытое заявление No 1, опубликованное 2 ноября 2010 года Инспекционной группой Государственного комитета обороны Корейской Народно-Демократической Республики по вопросу об истинной картине чхонанского инцидента (см. приложение).UN-2В октябре были опубликованы доклады о результатах обзора проблемы незаконного производства опия в Юго-Восточной Азии (Лаосской Народно-Демократической Республике, Мьянме и Таиланде), дополнившие картину общемирового производства опия и героина в 2007 году.MultiUnВ нашей стране есть много культурных ценностей, включая королевские усыпальницы, храмы, каменные пагоды, картины, каллиграфические работы и предметы народного искусства- все это отражает историю развития нации и ее национальной мудростиMultiUnВ октябре были опубликованы доклады по обзорам незаконного производства опия в странах Юго-Восточной Азии (Лаосской Народно-Демократической Республике, Мьянме и Таиланде), дополнившие картину общемирового производства опия и героина в # годуMultiUnЕсли говорить только о вопросе продовольственной помощи, картина будет неполной; власти Корейской Народно-Демократической Республики также несут ответственность за сокращение военных расходов/расходов на оборону и обеспечение справедливого перераспределения ресурсов с целью принятия эффективных мер по преодолению продовольственного кризиса и решения проблем развития в других областяхMultiUnВ октябре были опубликованы доклады о результатах обзора проблемы незаконного производства опия в Юго-Восточной Азии (Лаосской Народно-Демократической Республике, Мьянме и Таиланде), дополнившие картину общемирового производства опия и героина в # годуUN-2Г‐н Чон Ен Рен (Корейская Народно-Демо-кратическая Республика) (говорит по‐английски): Делегация Корейской Народно-Демократической Республики хотела бы выразить сожаление в связи с тем, что некоторые делегации в ходе своих выступлений представили искаженную и предвзятую картину ядерного вопроса, который существует в отношениях между Корейской Народно-Демокра-тической Республикой и Соединенными Штатами.MultiUnПоступающие сообщения отражают ужасающую картину жестокостей и несправедливостей в Корейской Народно-Демократической Республике, где существует один из самых репрессивных режимов в мире, который попирает индивидуальные права и свободы и использует почти беспрецедентные преследования и слежку для запугивания и контроля и где нарушителей ждет разветвленная ужасная тюремно-лагерная системаUN-2Со своей стороны, Корейская Народно-Демократическая Республика поначалу планировала публично раскрыть истинную картину инцидента самым научным и законным образом, после того как инспекционная группа Государственного комитета обороны завершит осмотр места происшествия.News commentaryА в пропагандистском видеоролике образам наркоманов и мусульманок в платках противопоставляются идиллические картины альпийских пейзажей и эффективных банков – Швейцарии Народной партии.

Показаны страницы 1. Найдено 53 предложения с фразой народная картина.Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.

ru.glosbe.com

КАРТИНЫ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ. Александр Иванов

КАРТИНЫ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ

…Народ, в котором живет чувство собственного достоинства: здесь он il popolo[4], а не чернь…

Гоголь, «Рим»

Путешественников поражали сильные страсти и яркие характеры итальянцев. Итальянцы — единственный народ современности, сохранивший употребление кинжала. Для трастеверинцев меткий удар ножом был в споре последним аргументом.

И дело тут не в одном южном темпераменте. Бесправный, нещадно притесняемый знатными, римский народ умёл отстоять свою честь. Недаром весь Рим повторял историю соблазненной князем Дория и погибшей по его вине девушки, на похоронах которой римский народ устроил настоящую демонстрацию: погребальная процессия прошла под окнами княжеского дворца, и пристыженный соблазнитель должен был покинуть город.

Посмотришь на народные праздники вроде карнавала, когда все дурачатся, — можно подумать, что римский народ — это пустой, легкомысленный народ. Между тем его не покидало сознание своей плебейской чести.

Иванов долго приглядывался к быту римского на селения. Его подкупало чувство собственного достоинства в простом народе. «К счастью, — признавался он, — итальянские молодые люди не видят примеров рабства». «Дитя самого последнего мастера говорит с человеком высокого звания, не робея и не уничижаясь». С нравами трастеверинцев он познакомился когда писал свою Марию Магдалину. Его восхищало, как мило итальянки играли на гитаре, подпевая себе или вступая в беседу с посетителями остерий. Когда наступила римская зима, подул северный ветер и побелели окрестные горы, к художнику в мастерскую приходили погреться у печки знакомые девушки. Глядя на них, он вспоминал Рафаэлеву черноглазую Форнарину. Он не мог налюбоваться их манерой держаться; его восхищало, что девушки нечаянно составляли такие красивые группы, каких не придумать самому искусному художнику.

Иванов пробовал зарисовывать в альбом особенно характерные фигуры. Но ему долгое время и в голову не приходило посвятить свои силы сценкам из быта простых людей. С детских лет Иванову внушалась мысль о том, что бытовые темы не заслуживают внимания подлинного художника: «Стоит ли труда изображать то, что ежедневно у всех перед глазами?»

Заказчики обычно требовали жанровые картинки, веселые и пустые — это мешало стать жанру настоящим, большим искусством и превратило Иванова в неисправимого противника этого рода живописи. «Ничтожная отрасль искусства», «картинки или игрушки», «шуточный жанр», «маленькие вещички для коммерции» — подобного рода выражениями пестрят его письма.

Гоголь, как и Иванов, зорко подмечал много характерного в жизни и в быту итальянцев. Он мог часами наблюдать какую-либо уличную сценку, в которой проявлялось все своеобразие итальянских нравов. Но он не хотел ограничиться впечатлениями путешественника. Нужно было найти такой угол зрения на все, что он заметил в Италии, чтобы это составило цельную картину.

И вот воображение рисует ему образ молодого римского князя. Разочарованный пустой суетливостью современного Вавилона — Парижа, он возвращается к себе на родину, тоскует при виде медленного, но неуклонного увядания ее былой славы и красоты, всматривается в жизнь римского народа и вдруг в последний день римского карнавала, словно ослепленный молнией, стоит обвороженный мелькнувшей перед ним, как неземное видение, роскошной красотой альбанской девушки Аннунциаты. Молодой князь покидает позицию праздного наблюдателя, отправляется в окраинный квартал, где ютится беднота, где обитают смешные и болтливые синьоры Сусанна и Тетта, — на этом рассказ обрывается. Гоголь не нашел исхода для своего героя, но он сумел сделать несколько дивных зарисовок.

Правда, в сверкающем образе Аннунциаты с ее белой как снег кожей, черной как смола косой, с ее античным профилем камеи и гибким движением пантеры есть нечто превыспренное, чрезмерное, патетическое, брюлловское. Зато с каким сочным юмором описаны и народное веселье в дни карнавала с его чудовищными масками и смешные сценки на окраине города, где из окна всегда выглядывают любопытные, праздные женщины, где в воздухе раздается то бойкая шутка, то веселая перебранка.

Но самое замечательное в повести — это самый образ Рима. Недаром отрывок, который сначала назван был по имени альбанки Аннунциаты, вошел в историю под названием «Рим». Город показан в трех своих главных аспектах. Он встречает путешественника красавицей площадей Пьяцца дель Пополо и городским садом Монте Пинчио, шумной улицей Корсо и древним Брамантовским родовым дворцом с его длинным рядом залов, в которых поверх следов былой роскоши и тонкого вкуса легли признаки запустения и разрушения. Другой Рим — это тот, с которым знакомится юноша, когда он начинает обход его темных и неприбранных переулков, тесно сдавленных высокими дворцами, с древними арками, вделанными в городские стены, где из-под нищеты и одичания перед глазами наблюдателя постепенно выступает его особая красота и благородство. И, наконец, в завершающей концовке повести, перекликающейся с ее ослепительным зачином, глазам кинувшегося на поиски красавицы молодого князя предстоит чудная сияющая панорама «Вечного города».

«Вся светлая груда домов, церквей, куполов, остроконечий сильно освещена была блеском понизившегося солнца. Группами и поодиночке один из другого выходили дома, крыши, статуи, воздушные террасы и галереи; там пестрела и разыгрывалась масса тонкими верхушками колоколен и куполов с узорною капризностью фонарей; там выходил целиком темный дворец; там плоский купол Пантеона; там убранная верхушка Антониновской колонны с капителью, здесь и солнце, и блеск, и черная зелень дубов, и куполообразные пинии, и далекие прозрачные горы вдали… Ни словом, ни кистью нельзя было передать чудного согласия и сочетания всех планов этой картины».

Неизвестно, пришлось ли Гоголю познакомить Иванова с текстом своей незаконченной повести. Но вряд ли он удержался от того, чтобы не поделиться с ним своим восхищением красотой и красочностью народной жизни Италии. И Иванов, со своей стороны, конечно, вспоминал «подметчивость» своего друга, когда по предложению начальства ему пришлось участвовать в создании подносного альбома для гостившего в Риме наследника и он по примеру других пенсионеров-художников взялся за акварельный рисунок на жанровую тему.

Не одному Иванову запомнился широко распространенный в Италии народный обычай в час наступления ночи читать или петь молитву «Ave Maria».

Он наблюдал подобные сцены поблизости от своей мастерской во дворце Боргезе на набережной Рипетта, откуда открывается вид на собор св. Петра и замок св. Ангела, и представил такую сцену в своей первой жанровой акварели.

На каменной набережной, на углу дворца, перед мадонной собралась толпа. Миловидные черноглазые девушки с огромными гребнями в волосах, с косынками, крест-накрест повязанными на груди, почти все на одно лицо. Из толпы выделяется фигура молодого человека в жилете, упавшего на одно колено, со скрещенными на груди руками. Он припал к углу дома, весь погруженный в свои мысли; он дает жаркую клятву, обет. Пожилая женщина в накинутом на голову платке — видимо, его мать, — поддерживаемая его младшим братом, подалась вперед с видом живейшего участия к тому, что происходит с ним. Два пятнистых пса, лежа на мостовой, повернули головы и также внимательно рассматривают его. Рядом стоит старый, седой регент, окруженный детьми, которые при свете огарка по нотам поют. Собственно, поют только два малыша; тот, который стоит сзади, всего лишь заглядывает в ноты; маленькая девочка пугливо обхватила за руку старика; другая с ребенком на руках отвернулась от мадонны и внимательно смотрит на поющих ребят. За спиной регента вокруг освещенных свечою нот сгрудилось большинство остальных девушек; одна держит ноты; другая, прикрывая рукою свечу, освещает их; все прочие поют, заглядывая в ноты через плечи подруг. Женщина с пустой корзиной под мышкой стоит рядом с ними. Немного дальше еще две другие, только что подошедшие, обнявшиеся девушки. Среди них по правую руку от регента выделяются две подруги; одна из них, особенно миловидная, возвела глаза к мадонне: видимо, у ней, как и у молодого человека, своя забота на душе. Другая внимательно, дружески держит ее за руку.

Действие происходит на пустынной набережной, на повороте реки. Вдали на фоне ночного неба вычерчиваются силуэты исторических памятников: стройный купол Петра, увенчанный статуей трубящего архангела, мавзолей Адриана, несколько голых деревьев, вечнозеленые зонтики пиний. Толпа озарена светом старинного фонаря, висящего перед мадонной. Над горизонтом поднялась луна, ее холодные отсветы падают на предметы, и от них по мостовой тянутся длинные тени. Фонарь горит, как луна, луна — подобно фонарю, зажженному на небе. Оба источника света расположены по углам картины, соответственно этому и купол собора св. Петра «рифмует» со столбом балюстрады под фонарем. Вся толпа, как обручем, стянута великолепно найденным силуэтом Рима. Нужно было внимательно всматриваться в него, как в лицо живого существа, чтобы найти и обрисовать этот выразительный профиль. Панорама города, увенчивая сценку, характеризует жизнь всего города, совсем как заключительная картина в римской повести Гоголя.

«Девочка-альбанка в дверях». Около 1840 года.

Это первое жанровое произведение Иванова заслуживает ему в русском искусстве почетное место рядом с Венециановым и Федотовым. Иванову удалось заглянуть во внутренний мир римского народа, понять его настроения, выразить чистоту его помыслов, глубину его переживаний. Такую фигуру, как упавший на колени юноша, мог создать только худож. ник, который смотрел на простых людей не свысока, как рассеянный путешественник, но видел в них своих братьев. Ни один жанрист тех лет не создавал равных по глубине чувства картин из народной жизни Италии. Хотя акварель эта возникла по прихоти заказчиков, она не была случайным эпизодом в творческой биографии художника.

Сценка на берегу Тибра помогала ему при работе над большой картиной представить себе многолюдную толпу на берегу Иордана, толпу, объединенную одним чувством, ожиданием простыми людьми близкого избавления.

Уже гораздо позднее Герцен в «Былом и думах» вспоминает свои впечатления от сцены, однажды за* меченной им в окрестностях Рима: «Мы сели на мулов: по дороге из Фраскати в Рим надобно было проезжать небольшою деревенькой, кое-где уже горели огоньки, все было тихо, копыта мулов звонко постукивали по камню, свежий и несколько сырой ветер подувал с Апеннин. При выезде из деревни, в нише, стояла небольшая мадонна, перед нею горел фонарь; крестьянские девушки, шедшие с работы, покрытые своим белым убрусом на голове, опустились на колена и запели молитву: к ним присоединились шедшие мимо нищие пифферари; я был глубоко потрясен, глубоко тронут. Мы посмотрели друг на друга… и тихим шагом поехали к остерии, где нас ждала коляска».

В благодарность за внимание и заступничество перед «сильными мира сего» Иванов поднес В. А. Жуковскому три рисунка, из которых один представлял собой жанровую сценку. Художник и на этот раз отнесся к своей задаче с большой серьезностью.

Щеголевато одетый долговязый деревенский парень с вьющимися бачками, в высокой шляпе, с накинутым на плечи коричневым платом и кожаными крагами на ногах — это главное действующее лицо. На его деньги покупается серебряное колечко для невесты. Но он стоит чуть поодаль, сутулясь, даже словно робея. Его невеста, молоденькая, изящная альбанка с белым крахмальным платком на голове и коралловыми бусами на шее, вся обратилась во внимание. С полуоткрытым ртом она следит за тем, как из-за стекла уличной витрины достается приглянувшееся ей украшение. Судя по ее растопыренным от изумления пальцам, можно догадаться, что девушка эта не часто бывает в городе; видно, драгоценности и роскошные гребни всегда казались ей недостижимой роскошью — вот почему она, позабыв обо всем на свете, следит за движением рук продавца. Продавец повернут к зрителю спиной, фигура его внушительна. Весь он воплощение степенства и сознания собственного достоинства. У него коренастый, чуть грузный, но не лишенный некоторой гибкости и намека на талию стан, и в отличие от жениха он прочно стоит на земле. На нем длинный, выгоревший от солнца сюртук и блестящий, чуть помятый цилиндр, из-за которого выглядывает седая щетина волос и оттопыренное ухо. Движения его неторопливы и самоуверенны. Надо думать, не один год он провел в своей лавочке. Четвертый персонаж — это мать невесты, уже не молодая, но еще красивая женщина.

Отпускать свою дочку в город, хотя бы с ее суженым, она считает неприличным и потому всюду следует за ней по пятам. Все, что ни видит она у ювелира, не представляет для нее большой диковинки. Она стоит за спиной своей дочки со сложенными руками, которые должны придать ей вид степенства и важности, корпусом своим она повернута туда же, куда смотрит и невеста, но глаза с едва заметной улыбкой она скосила на жениха.

В акварели Иванова передано интригующее мгновение. Об исходе его можно лишь догадываться. Зато с неподражаемой точностью обрисовано каждое из действующих лиц. Художник столкнул их таким образом, что зритель при помощи их «сличения и сравнения» угадывает особенности каждого из них. Деревенский щеголь рядом с коренастым продавцом выглядит еще более долговязым, а тот, в свою очередь, кажется не лишенным гибкости в сравнении с угловатым юношей. Конечно, мать уже потеряла стройность стана, зато в ней больше темперамента и кокетства, чем в ее простодушной дочке.

Иванов вовсе не думал иллюстрировать повесть Гоголя об Аннунциате. С гордой красавицей из Альбано невеста в акварели Иванова имеет мало общего. Но мир на окраинах Рима, где вся жизнь проходит на улице, где даже мать обычно разговаривает с дочерью не иначе, как высунувшись из окна, где с утра из окон выглядывают синьора Грация, надевая юбку, или синьора Лучия, расчесывая волосы, где всем известно, кто купил себе платок и у кого к обеду будет рыба, кто любовником у Барбаруччи и какой капуцин лучше исповедует, — этот живой, красочный мир римской окраины в повести Гоголя своей живостью и веселостью соприкасается с акварелью Иванова. Сколько раз русские художники-пенсионеры в Риме брались за сходные шуточные темы! Лишь одному Иванову удалось даже в рамках бытового жанра быть таким же глубоким, каким он был и в исторической живописи.

В октябре после сбора винограда в Риме и в окрестностях города несколько дней царит веселое, праздничное настроение. По городу разъезжают коляски; в них сидят разряженные римские красавицы и молодые люди; повсюду звучит тамбурин; на улицах исполняется тартарелла. В народных праздниках звучали отзвуки древнего италийского почитания Вакха.

В них проявлялось умение римлян повеселиться, их изобретательность и пылкий южный темперамент. В октябрьских праздниках нередко принимали участие и чужеземцы. Смешиваясь с толпой и перебрасываясь с местными жителями острыми словечками, они любовались тем, как в городе после нестерпимого летнего зноя пробуждается жизнь в первые прохладные дни осени.

На тему «Октябрьские праздники» Ивановым было задумано три акварели. Одна из них — «У Монте Тестаччо». Здесь действие происходит на окраине города близ знаменитой горы черепков глиняной посуды. Прямо на улице расставлены столы, за которыми пирует римское простонародье. Перед столами происходит такая сценка. Низкорослый горбун со сжатыми кулаками стремительно бежит навстречу женщине, а она, грациозно изогнувшись, широко разворачивает в руках своих ленту. Перед ними три молодых человека: один, приподняв цилиндр, вытирает со лба пот, видимо запыхавшись после только что исполненного танца. Другой, засунув все десять пальцев в рот, оглушительно свистит. Третий протягивает руки и собирается поймать убежавшую от него девушку, которая словно ищет защиты у своих подруг, стоящих с бубнами в тени портика. В сущности, изображена типичная ссора в духе трастеверинцев. Но у Иванова столкновение, способное перейти в драку, поглощается всесильной стихийной пляской. Недаром ритмическое расположение фигур девушек и юношей передает на языке графики общий строй народного веселья.

На втором листе, выполненном Ивановым, изображен римский танец «Воздыханье». Состоит этот танец в том, что одна девушка становится на колени, а другая спрашивает ее: «Кто украл у тебя сердце?» Если девушка указывает на кого-нибудь из зрителей, то тот должен пуститься с ней в пляску. В акварели Иванова изображен момент, когда девушка обратила лицо к долговязому рыжему англичанину, которого уже взяла под руку другая девушка и ведет к ней навстречу. Англичанин сопротивляется, двое мужчин подталкивают его. Все с участием наблюдают забавную сценку. Молодые женщины озадачены выбором их подруги: шепчутся друг с другом, одна торопливо убегает. Толстая женщина, расставив руки, забавно выражает свое удивление и озабоченность. Представители знатного общества, мужчины в цилиндрах, женщины в богатых нарядах и среди них священник, — все пытаются заставить чопорного англичанина подчиниться правилам игры. Акварель пронизана солнечным светом, овеяна прозрачным осенним воздухом. Женщины представлены в сиреневых, желтых и розовых платьях. На лицах положены красные тени.

Иссиня-черные сюртуки и цилиндры мужчин резко перебивают эту светлую гамму. Золотистый платок повернутой спиной женщины выделяется красивым узором.

В акварели «У Понте Молле» женщины собираются танцевать: одна из сидящих за столом передает другой бубен, вторая, отвернувшись, поправляет завязку на чулке. Парни почти все отвернулись от женщин и, собравшись в кружок, шушукаются. Поодаль от стола с угощением стоит группа немецких художников. Совсем вдали виднеется открытый экипаж, и в нем — мужчины в цилиндрах. Действие происходит на фоне ворот Понте Молле, перед въездом в город, где происходили обычно встречи вновь прибывших и проводы отъезжающих. Вдали светлым пятном вырисовывается собор св. Петра. Фигуры женщин как бы составляют часть хоровода; их протянутые руки образуют цепочку; в них много ритма и грации. В их движении есть нечто, напоминающее изящных муз, составляющих хоровод. Впрочем, художник не побоялся изобразить одну из муз поднявшей юбку и поправляющей себе чулок. Повторный ритм белых цилиндров женщин, смыкаясь с ритмом черных цилиндров мужчин, составляет один ряд. Приглашение к танцу разрешается музыкальной повторностью форм; даже застывшая группа художников в глубине невольно включается в общее веселье. В композиции листа есть непринужденность и искрящееся остроумие, которые составляют сущность народного римского праздника.

«Октябрьские праздники» не похожи ни на жанры Венецианова со свойственной им лирической ноткой, ни на жанры его учеников, в которых преобладало пристальное и внимательное разглядывание обстановки быта. В отличие от сепий Федотова в них нет ни развитого повествования, ни всепроникающей насмешливости. В жанровых акварелях Иванова нет также пикантной нарядности и беспечной красивости «Сладких вод» Брюллова.

Акварели Иванова отличаются благородной простотой и сдержанностью ферм и, что самое главное, эпическим чувством в отношении к народной жизни. В широкой декоративной манере исполнения «Октябрьских праздников» сказались венецианские впечатления Иванова и, в частности, воспоминание о Веронезе. Они проявились и в рельефном расположении фигур на фоне архитектуры. Стремление передать массовые сцены из народной жизни сочеталось у Иванова с внимательным отношением к отдельному человеку. Бытовые картины перерастают у него в подобие огромной стенописи, какой мастера Возрождения украшали здания, и это выделяет Иванова из числа всех русских и зарубежных жанристов того времени.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

«28 панфиловцев» выходят на экраны!

Народная картина

Сегодня, 24 ноября, долгожданный российский военный фильм «28 панфиловцев» выходит в широкий прокат. Картина будет показана на экранах 1300 кинотеатров по всей России. Также планируется и международный прокат фильма.

«28 панфиловцев» – первый фильм, посвященный этому легендарному подвигу советских бойцов. Эпическая картина получила уникальный статус «народного кино»: в ходе краудфандинговой кампании фильм собрал рекордную сумму пожертвований в почти 35 млн рублей. Имена всех 34 тысяч жертвователей, как и обещали создатели, вошли в финальные титры. В создании фильм приняла активное участие российская компания Gaijin Entertainment, разработчик военной онлайн-игры War Thunder. Затем проект получил поддержку Министерств культуры России и Казахстана. Картину уже оценили президенты двух стран Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев, критики и журналисты, посмотревшие фильм накануне премьеры, а теперь фильм смогут увидеть миллионы зрителей по всей стране. Андрей Шальопа, режиссер и продюсер: «Для нас бесконечно важно, что это “народное кино” – прежде всего потому, что на самом раннем этапе в нас поверили тысячи людей, самых разных, по всей стране. И они поддержали нас и сделали возможным рождение нашего фильма. Мы чувствуем огромную ответственность перед зрителями – и надеемся, что не разочаруем их. И так как это народное кино, мы, как и собирались, обязательно выложим его в бесплатный доступ для самого массового зрителя. Но важно подчеркнуть – мы сможем это сделать только после завершения мирового, международного проката. Мы очень благодарны всем, кто помогал фильму и поддерживал его, без участия многих тысяч людей, которые поверили в нас, ничего бы не было! Спасибо игрокам War Thunder за бесценный вклад в краудфандинг, и компании Gaijin Entertainment за дополнительные инвестиции и помощь с производством картины». Антон Юдинцев, продюсер, генеральный директор компании Gaijin Entertainment: «2016 год стал рекордным с точки зрения сотрудничества игровой и киноиндустрий. Никогда еще за один год не выходило столько высокобюджетных картин, основанных на компьютерных играх. Мы идем в ногу со временем – и приняли активное участие в работе над фильмом “28 панфиловцев”. Сначала помогали финансово, затем стали полноценным партнером и поддерживали кино на всех этапах производства. Наши игроки участвовали в краудфандинге и продвижении проекта, постоянно проявляли большой интерес к фильму – надеемся, теперь они оценят результат нашей работы!» Официальный трейлер https://youtu.be/fXTFeG6ques?list=UUBXqa2-Wy6Bykpzo9cqFnNQ

 О студии «28 панфиловцев»«28 панфиловцев» – независимая киностудия из Санкт-Петербурга. Ее создатели – Андрей Шальопа и Ким Дружинин, российские продюсеры, сценаристы и режиссеры. Их первым совместным проектом стал фильм «Понимать ведьму» (2008 год). В 2009 году был создан сценарий фильма «28 панфиловцев», посвященный подвигу 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала И.В. Панфилова, отражавшим атаки немецких танков под Москвой 16 ноября 1941 года. Фильм стал одним из самых успешных краудфандинговых проектов в истории российской и даже мировой киноиндустрии и получил неофициальный статус «народного кино», собрав более 34 млн рублей. Премьера фильма состоится в 2016 году.Официальный сайт фильма http://28panfilovcev.com/ О War ThunderWar Thunder – военно-историческая онлайн-игра, посвященная боевой авиации, бронетехнике и флоту времен Второй мировой войны, доступная на PC, PlayStation 4, Mac и Linux. Уже девять миллионов человек по всему миру оценили зрелищные многопользовательские сражения времен Второй Мировой. War Thunder является обладателем двух мировых рекордов Гиннеса – «Самое большое количество самолетов в авиасимуляторе» и «Самое большое количество игроков на сервере авиасимулятора». Любой желающий может бесплатно присоединиться к игре на официальном сайте http://warthunder.ru О компании Gaijin EntertainmentGaijin Entertainment – крупнейший независимый разработчик игр в России. Компания основана в 2002 году и создала уже более 30 игр для разнообразных платформ: PC, PlayStation 4, PlayStation 3, Xbox 360, iOS и Android. Проекты, созданные Gaijin Entertainment, завоевали множество наград от прессы и представителей игровой индустрии, а также заняли первые места на KRI Awards, Gamescom Award и других премиях. Сегодня команда Gaijin занимается разработкой и изданием онлайн-игр Star Conflict и War Thunder, а также новым проектом Crossout. Официальный сайт: http://www.gaijin.ru

 

 

 

 

 

www.film.ru

Народная живопись – носитель духовной культуры

Разделы: МХК и ИЗО

В сегодняшнее непростое время для страны мы все отчетливее познаем, что одних политических и экономических шагов, чтобы наладить жизнь в Росси, явно недостаточно. Вывести нацию, общество из глубочайшего кризиса мы сможем лишь встав на путь духовно-нравственного возрождения народа, а это – прежде всего восстановление уничтоженных и разрушенных, утерянных или невостребованных национальных ценностей, обращение к источникам, которые на протяжении многих веков питали наших предков.

Во все времена, у любого народа культура и религия были неотделимы друг от друга. Православная вера - это не только часть культурного наследия России, но и философский и нравственный стержень, на котором строилось государственное здание, создавались духовные традиции народа. Многие из них безвозвратно утрачены. И только сейчас мы стали осознавать, что истинно образованный человек в равной степени должен быть и культурным.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры должно быть одним из главных направлений обновления содержания педагогического процесса в учебных заведениях.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество, музыкальный фольклор должны найти отражение в содержании образования и воспитания детей, так как образцы массовой культуры не всегда художественные, активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение нашей молодежи.

Традиционная народная культура, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует воспитанию нравственности, формированию художественного вкуса, развитию эмоционально-эстетических чувств, развитию творческого отношения к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Изделия народных мастеров как проявление творчества народа близки учащимся по своей природе (простотой, завершенностью форм, обобщенностью образов) и поэтому понятны им. В народном и декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами. Мастера-художники порой не детализируют, но сохраняют целостность, законченность образа, а включение изделий народных мастеров в праздничные действа как бы расширяет кругозор данного символизма, что позволяет детям лучше и глубже понять традиции своего народа.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представление народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.

Участие детей в различных видах художественной деятельности, основанной на материале народного искусства, - одно из главных условий развития творческой активности детей.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов художественной деятельности и, как показала практика работы с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

В процессе знакомства с живописью народных мастеров происходит освоение и осмысление учащимися нравственных и эстетических ценностей народа. При этом выдвигаются следующие задачи:

  • формирование знаний учащихся о народном мировоззрении на природу, общество, семью;
  • расширение знаний о художественном образе славянской культуры, формирование умений и навыков анализировать, сравнивать культуру России в процессе изучения;
  • развитие навыков изображения художественных образов в различных видах народного творчества;
  • развитие эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности, природе через понимание отношения к ней наших предков;
  • воспитание любви к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа;
  • формирование навыков общения детей в коллективной творческой деятельности.

Возрождение культуры, формирование духовно-нравственного начала, развитие творческой активности определяют основные направления занятий.

Одним из ведущих направлений обучения народной живописи является освоение особого символического языка народной культуры. Знакомство с художественными образами народного изобразительного искусства, возникшими в результате осмысления мира природы нашими древними предками, выяснение глубинного смысла орнаментального строя предметов народного быта, «прочтение» в старинных орнаментальных изображениях понятия образа мира - все это концентрирует в себе глубинный смысл народного творчества и способствует формированию у детей понимания целостного мира русской художественной культуры как части культуры России.

Для знакомства учащихся с культурным наследием предков хорошо применять принцип перехода от хорошо знакомого к новому, от частного к общему, от легкого к сложному. Хорошо знакомая, неоднократно прочитанная сказка выступает для детей «волшебным зеркалом», в котором отражаются удивительные вещи. Необходима лишь помощь сведущего человека, чтобы знать, куда смотреть и что ты хочешь там увидеть. Сберечь доставшееся нам по наследству поможет лишь любовь, а чтобы любить, надо прежде всего знать, помнить и уважать. Приобщение ребенка с самого раннего возраста к истории и культуре своего народа служит цели возрождения генетической памяти молодого поколения.

Немаловажное значение имеет приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира и среду обитания человека. В ходе освоения народной живописи учащиеся подводятся к пониманию того, что предметы имеют не просто утилитарное назначение, но являются носителями духовной культуры от далекой древности до наших дней.

Народная живопись – это обращение к народным истокам посредством изучения быта, изобразительной техники, самобытной культуры русского народа и народов, населяющих Россию, это понимание народной педагогики, возрождение самобытных национальных и семейных традиций с учетом региональных особенностей.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с особенностями жизни и быта наших предков, их мировоззрением, литературным и музыкальным фольклором, праздниками и обрядами, получают представление о труде, жилище, традиционной одежде русского народа и частично других народов мира в их историческом развитии.

Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся соотечественников дети знакомятся со славными страницами истории родного города и страны.

Использование в учебно-воспитательном процессе народных календарных праздников позволяет осуществлять комплексный подход к изучению народного традиционного искусства при проведении такой формы работы, как организация посиделок, творческих выставок, праздников по народному календарю с участием детей в их оформлении.

Праздники, обычаи, рукотворная культура любого народа хороши по-своему. В них есть то общее, что объединяет всех людей, несмотря на различия. В календарных праздниках всех народов мира соединились красота, сила и доброе согласие человека и природы. Праздники народных календарей тесно связаны со сменой времен года и соответственно со сменой видов деятельности человека. Они помогают людям жить в одном ритме с природой, равномерно распределяют их общий труд и отдых. Аграрные обычаи и праздники имеют важную народно-педагогическую основу воспитания детей в семье.

Праздники и обряды диктовали нормы поведения людей задолго до появления понятия «нравственность», закреплялись в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей.

Изучение народного календаря в общеобразовательных учреждениях имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании будущего человека, любящего природу и живущего по ее законам, почитающего свой дом, свою Родину.

Формирование творческой личности школьников средствами народной культуры осуществляется на следующих принципах:

  • учет возрастных особенностей при отборе содержательного материала;
  • интегрированный подход к изучению народной культуры с использованием различных видов художественной деятельности;
  • индивидуальный подход;
  • учет региональных особенностей народной культуры.

Таким образом, содержательная часть работы с детьми осуществляется в интеграции с другими видами деятельности детей, а это в свою очередь способствует целостному пониманию ребенком окружающей природы, человека, выявлению своего «Я». В результате такого подхода дети ясно представляют создаваемый художественный образ, что влияет на решение творческих задач в ходе художественно-практической деятельности.

Сложившаяся система работы по изучению народной художественной культуры в процессе непрерывного образования дает возможность сохранить национальные особенности и традиции наших предков, адаптировать эти традиции с учетом современных условий, зародить в душе детей любовь и глубокое уважение к традиционной культуре своего народа.

Литература.

  1. Багаева Л.Г. Культура православной России: Рассказы и очерки. – Астрахань, Новая линия, 2001.
  2. Басаргина А.А. Народоведение, 1-4 кл.: Кн. Для учителя / А.А. Басаргина, К.Л. Лисова, Г.Ф. Суворова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  3. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я. Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», - 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
  6. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: АРКТИ, 2003.
  7. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Народная картина казак мамай. Казак Мамай. Казак мамай как зеркало украинской духовности

Казак-бандурист. Нач. XIX в. Национальный художнественный музей Украины

Казак Мамай — один из самых популярных на Украине образов казака-рыцаря, которого называют космогоническим олицетворением украинского народа в целом. Впервые появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Образцы картин Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами.

Самое худшее бесчестье было неграмотным, и вся деревня могла похвалиться ребенком, который учился в школе. Даже старейшины называли студентов своим отчеством, чтобы показать им честь. Если в школе не было возможности учиться, дети учились дома. Например, Яков Бакланов, знаменитый герой Кавказской войны, узнал от своего отца во время похода в Крым. В возрасте семи лет он был так же хорошо образован, как школьники, и даже знал молдавский и турецкий языки. После того, как он вернулся из кампании, соседские мальчики принесли ему книгу.

Увидев, насколько хорошо он мог читать, они включили его в свой круг. Если бы он не мог читать, они, вероятно, избили бы его. Девочки были воспитаны по-разному. Девочки-младенцы традиционно были вымыты в первый раз всей женской стороной семьи. Его называли «смыв ее заботы», чтобы она имела счастливую жизнь. Отец тогда должен был есть переработанную кашу, и он не мог так много сделать лицо. Особенно были отмечены первые шаги девушки, и по этому случаю были вручены подарки. С пяти лет девочка учила, как помочь воспитать своих братьев и сестер.

Сказания о казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но лучше всего его образ воспроизведен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах; круглая выбритая голова с закрученным за ухо «оселедцем», длинные усы, черные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щеки — перед вами портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении.

Для казачьей девушки было особенно важно петь и танцевать красиво. Девочек не учили, как это делать, но им разрешалось в детстве танцевать и петь вместе со взрослыми во время праздников. Когда пришло время подумать о начале семьи, дед подарил девушке серебряное кольцо, тем самым сообщив, что его внучка «больше не ребенок».

На Дону никто никогда не мечтал заставить девушку выйти замуж. Обычно молодой казак приезжал в дом девушки, которую он любил. Если бы он ей нравился, он бы поставил свою кепку на стол, свернув ее вниз. Теперь все зависело от девушки. Она могла взять кепку и повесить ее на колышек, тем самым сообщив ему, что он никогда не станет ее мужем. Но если она повернула кепку, это означало, что сватов можно было вызвать.

Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой, которая является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб — силу духа. Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и рюмки. Это были вещи, связанные со смертью казака, — копье ставили на месте захоронения, штоф и рюмку клали в могилу — они напоминали о мимолетности жизнь и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.

Если вам понравился этот пост, и если вы хотите больше узнать о русской истории и традициях, обязательно присоединитесь к моей группе читателей. Мой новый роман «Песнь о Сирине». Чрезвычайно православный, антиисламский, с гордостью милитаристский, казаки растут в новой России Владимира Путина.

В неуклюжем сером фургоне МВД с тонированными стеклами и негабаритными шинами мы пробились через центр города, подпрыгивая и ревущий сквозь густой туман и по кратерам черного цвета. Проследив за мухой впереди нас, наши фары раскрыли проблески зимнего опустошения: деревянные хижины, приземистые, выветрившиеся и затонувшие в снегу; ветви скелетных деревьев, застекленные инеем; и сложенные пешеходы угрюмо хлынули через слякоть, некоторые из них уже ошеломились от ранних вечерних возлияний.

Такие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками часто с надписью: «Я казак Мамай, меня не занимай». Это свидетельствовало о доброте, независимости и веселом нраве хозяев. Упомянутые рисунки, которые дошли до нашего времени, не только удачно украшали дом, но и рассказывали о вкусах и мировоззрении хозяев.

На переднем сиденье впереди меня сидели два меховых полицейских в серых парках, вооруженных Калашниковым; рядом со мной были четыре безоружных, замаскированных казачьих милиционера. Новочеркасск находится в 375 милях к северо-западу от Чечни, и в течение последнего десятилетия сепаратистские мусульманские повстанцы перешли в близлежащие города в южных провинциях Европейской России, где исторически христианская Европа укрепила кавказские царства ислама, чтобы взорвать автобусы, поезда и рынки; повстанцы захватили школу в Беслане, были последним и самым шокирующим эпизодом в этом конфликте.

"Казака з ляхом розговор". Первая пол. XIX в. Национальный художнественный музей Украины

Статья В. В. Грибовского о возможном прототипе образа Мамая:

Казак Мамай: истоки образа и украинские параллели

Действительно, эти нападения представляют собой важное возвращение к тому, что было нормой в регионе на протяжении веков до советской эпохи: насилие между двумя доминирующими Россией религиозных групп. Мы, казаки, христиане, - сказал Валерий Алехин, веселый, мускулистый казачий первый лейтенант, круглое белое лицо которого закончилось на черной трикотажной крышке, покрывающей его лоб. Значит, мы никогда не будем дружить с мусульманами - никогда. Мы не позволили им строить здесь мечеть. Новочеркасск, как и большинство городов на юге, имеет мусульманское меньшинство, состоящее из людей с Кавказа.

Эпоха казачества вошла в украинский фольклор как «золотой век», героическое время, когда народ жил полноценной жизнью, упоённый грандиозностью собственных исторических свершений. Но, наверное, нигде так полно не отразилась тоска об утраченном былом величии, как в народной картине «Казак Мамай». Здесь в предельно лаконичном символизме переплелись и народные представления о запорожском казачестве, и о том историческом контексте, на фоне которого развёртывалась его деятельность.

Мы давно узнали, что вы сейчас изучаете: никогда не флиртовать с теми, кто презирает вас за вашу религию. Он упомянул о плакате, который мы видели в полицейском штабе, в котором говорилось о том, что Россия больше всего нужна: все были мусульманами, связанными с чеченским конфликтом. Почти все были смуглены, а в России, как на Западе, проблемы между мусульманами и христианами связаны с элементами расизма Алехин не стеснялся признать это. «Мы предупреждали черноземов (черных задниц), что мы будем отвечать на любые нападки на русских, - сказал он, - если они посмеют что-нибудь попробовать, мы не оставим чернозёпу нетронутыми».

Вот он, казак-характерник, который, разостлав волшебный ковер посреди

westix.ru

Картины народной жизни в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” задумана как эпопея, т. е. художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в судьбе народа. Поэт воссоздает широкую панораму жизни пореформенной России, показывает горькую долю многомиллионного русского крестьянства после “освобождения” в 1861 году.

Поэт трагически переживает события тех лет. С самого начала поэмы – с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень – автор приковывает внимание читателя к бедственному положению народа. Уже первые строки о полях с бедными всходами рождают у автора тревожные мысли о народной судьбе: “Какое счастье тут?” Герои поэмы – крестьяне-странники идут по Руси и перед их взором возникают картины невеселой крестьянской жизни. Описание природы во второй главе дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина: “жаль бедного крестьянина”. Чувство сострадания вызывают пахари, потому что из-за холодной весны их ждут неурожаи, голод.

Согнала снег, а зелени Ни травки, ни листа! Вода не убирается, Земля не одевается Зеленым ярким бархатом, И, как мертвец без савана, Лежит под небом пасмурным Печальна и нага.

Сравнение земли с мертвецом наполняет душу поэта горькими предчувствиями о судьбе бедняков в предстоящую зиму.

С особой силой мотив крестьянской обездоленности звучит и в описании деревни Клин – “селенья назавидного”: Что ни изба – с подпоркою, Как нищий с костылем; А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят как остовы, Убогие дома.

Из частной картины вырастает обобщающая картина оскудения русской деревни и ужасающего положения русской женщины: Деревни наши бедные, А в них крестьяне хворые Да женщины печальницы, Кормилицы, поилицы, Рабыни, богомолицы И труженицы вечные…

С горькой иронией называется село Кузьминское “богатым”. Оно богато кабаками, в которых русский мужик заливает водкой смертную тоску. В селе повсюду грязь, запустение. Показательны детали: училище – “пустое, забитое наглухо”. Значит, занятия по обучению грамоте крестьянского люда начнутся вряд ли в скором будущем. В избе, где принимает больных фельдшер, – всего “одно окошечко”. Нищета, мрак, невежество – вот в таких условиях существует “освобожденный” народ.

В то же время все эти описания дают представление о духовном богатстве человека из народа. Странники используют в своей речи меткое слово, яркие эпитеты и сравнения, поговорки и пословицы, отражающие природный ум простых тружеников. Автор рисует живые картины, помогающие остро почувствовать, как бедна, бесправна, но в то же время талантлива крестьянская Русь.

В поэме выделяется образ каменотеса, “плечистого”, “молодого. Который не знает нужды и которого поэтому можно назвать “счастливцем”. Его...

облик и слова вызывают восхищение. Это человек, любящий труд, умеющий трудиться: “молотом, как перышком махнул”. Героя отличает и нравственная, и физическая красота. Это настоящий богатырь, который работает от зари до зари: Коли проснусь до солнышка Да разогнусь о полночи, Так гору сокрушу.

Однако комментарии одного из странников заставляют задуматься о том, что непосильный труд обязательно обернется к старости трагедией: … а не будет ли Носиться с этим счастием Под старость тяжело.

У крестьян-тружеников все равно будущее оказывается беспросветным. “Мужик с одышкой”, тоже надорванный работой, вспомнил про судьбу “не хуже каменщика”, который теперь “зачах”.

Картины жизни Матрены Тимофеевны показывают, через какие испытания проходят русские женщины: подневольное положение в семье мужа, вечные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденным уходить на заработки, нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой – самым бесправным человеком. Матрена Тимофеевна с горечью говорит странникам, как ее “ославили счастливою, прозвали губернаторшей”. Действительно, у крестьянки был самый счастливый день в жизни – встреча с добрым человеком из “верхов”. Отзывчивая губернаторша спасла мужа Матрены Тимофеевны от солдатчины. Но не уберегла судьба первенца женщины – сына Демушку. После его смерти страшное отчаяние испытала страдалица. За другого сына Матрену публично высекли розгами. Рассказ героини о своей жизни – это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины-матери. Однако автору дорого в ней чувство достоинства, протест против угнетения. Героиня в поэме произносит гордые слова: Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!

Другой представитель крестьянского мира в произведении – Яким Нагой. Он протестует против несправедливого отношения к трудовому крестьянству: Работаешь один, А чуть работа кончена Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!

В словах Якима о народной душе звучит грозное предупреждение: У каждого крестьянина Душа, что туча черная – Гневна, грозна…

В образе Савелия, богатыря святорусского, заключается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. У героя: В рабстве спасенное, сердце свободное, Золото, золото, сердце народное.

С другой стороны, он призывает Матрену к терпению: “Терпи, многокручинная. ты – крепостная женщина!”

Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Поэтому ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей.

schoolessay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта