Mikhail Nesterov. Thinker (Portrait of Ivan Ilyin). The description of the picture. Masterpieces of Russian painting. Картина мыслитель
Статуя "Мыслитель" Родена: фото и описание
Часто говорят о том, что импрессионизм не только в живопись вдохнул новую жизнь, но и в скульптуру. Огюст Роден (годы жизни - 1840-1917) - первый со времен Бернини гениальный скульптор, который преображал этот вид искусства тогда, когда Моне и Мане преобразовывали живопись. В своем творчестве, однако, он не шел по стопам этих художников. Да и конечно, нельзя было без помощи красок, в объемном изображении добиться такого же впечатления, которое производят "Река" и "Флейтист". Фото Огюста Родена представлено ниже.
"Мыслитель" в истории скульптуры
Ни на одну из ранее созданных пластических форм не похожа статуя "Мыслитель" Родена. В истории скульптуры часто изображался человек, который находится в мыслительном процессе. Например, в эпоху Возрождения практически каждая скульптурная группа несет печать духовного терзания, а следовательно, и мыслей персонажа в мгновение, остановленное автором. Однако чем-то совершенно новым является фигура "Мыслитель". Роден смог передать лишь с помощью позы состояние своего героя.
Загадочность образа "Мыслителя"
Любопытно, что моделью для него послужил (как и для многих других работ этого скульптора) Жан Бо - француз, мускулистый боксер, который выступал в основном в Париже. Именно он и в этот раз Родену позировал.
"Мыслитель" - весьма неоднозначный образ. Многие годы не утихают споры о том, что заставило роденовского героя так глубоко задуматься. Своей загадочностью "Мыслитель" похож на созданную да Винчи Мону Лизу. Как ее улыбка таит что-то сокровенное в себе, так и поза фигуры не дает нам понять, о чем думает этот человек. Отнюдь не прямолинеен в этом Роден. "Мыслитель", фото которого представлено ниже, - произведение, не только изображающее размышление, но и вот уже более века заставляющее задуматься о смысле этой работы многих ценителей искусства.
Трудно представить сегодня более полное воплощение мучительной и пытливой человеческой мысли, чем интересующий нас образ. Можно дать следующее его описание.
Роден, "Мыслитель": описание скульптуры
Подперев рукой подбородок, сидит обнаженный титан. Невеселы его раздумья, они сделали его лицо печальным, а мощную спину согнули. Из-под нависшей на лицо шапки волос падают глубокие тени. Резкие морщины залегли на переносице, а рот, слегка смещенный из-за движения руки, придает лицу асимметричность. Если справа посмотреть на эту статую, кажется, что, задумавшись, человек закусил руку зубами. Однако не только лишь голова - все тело этого титана как будто мыслит, пытается найти выход из клубка противоречий. Движение ноги и согнутых рук справа, резкая линия носа и лба, наклон спины делают эту фигуру предельно напряженной, пружинистой. Впечатление с другой стороны меняется. Безвольно на колено опустилась левая рука. Его не обхватывают пальцы, а лишь повисают в воздухе.
Максимум внимания уделяло рукам подавляющее большинство различных мастеров пластики. Руки и выражения лиц - основы, передававшие характер изображенных персонажей. Такова была традиция. Если предшественники Огюста находили рукам, как правило, какое-то занятие (они что-либо держали, сжимали или выражали движение, например указывая на что-то), то Роден не следует опыту других скульпторов. И именно в подобном бездействии кроется сила мысли, переданная автором.
О чем думает "Мыслитель", по мнению Андрея Суздальцева
О чем же думает "Мыслитель"? Роден, как утверждает Андрей Суздальцев в опубликованной в журнале "Решение" статье, хотел передать следующее. Согнутый, как пружина, голый человек организован пластически вокруг головы - основного центра. Все важнейшее, что с ним происходит, происходит именно в ней. Возникает ощущение течения мысли, напряжения, переданного в мозг всей пружиной этого согнутого тела. Здесь мы имеем дело с системой, замкнутой на себя. Не нуждается ни в ком этот мыслящий человек. Он самодостаточен принципиально. Мыслитель взведен, как курок, заведен, как часы. Это герой мысли, герой-одиночка. Он едва ли думает о том, как помочь прачке с Монмартра или нищему с улицы Парижа. Мыслитель размышляет о судьбах мира. Думает он о себе, о вечности, о жизни и смерти.
Одни могут согласиться с Андреем Суздальцевым, другие же выдвинут собственные версии, в которых ответы будут принципиально отличаться от вышеизложенного мнения. Вот уже более ста лет не оставляет человечество равнодушным творение Родена. Ниже представлено еще одно фото этого знаменитого скульптора.
"Мыслитель" и зародыш в утробе
Андрей Суздальцев заметил одну интересную вещь. Поза мыслящего человека, несмотря на его величие, на героизм мыслительного акта, на массивность мышц, нечетким намеком, предательски, неуловимо смещается и дрейфует к позе зародыша в утробе. Как великий художник и мыслитель Роден не смог не проговориться насчет пути познания, центром и средством которого служит интеллект. Перед нами предстает не герой духа, а лишь формирующийся маленький человечек на пути к истинному становлению. Это младенец, зародыш. Здесь же можно отметить, что сама идея скульптуры говорит о том, что в стадии зародыша находится мысль этой фигуры.
Замечания С.А. Мусского
Образ этот был создан для "Врат ада". Поэтому расскажем немного об этой работе Огюста Родена.
История создания "Врат ада"
Во Франции в 1880 году решено было построить музей декоративных искусств. Огюсту Родену заказали монументальные бронзовые двери для него. Темой изображенных на дверях барельефов должна была стать "Божественная комедия", созданная Данте.
Роден, создавая "Врата ада", лишь в 1925 году отлитые из бронзы, не только переосмыслил в своей работе образы Данте, но и несколько видоизменил библейские, мифологические сюжеты, а также "Страшный суд" Микеланджело и произведения Шарля Бодлера, своего любимого поэта. Этот скульптор сделал в 1888 году чернилами и пером иллюстрации к сборнику, в которых передал с особой силой борьбу между духовным и чувственным началом. Стилистически фигуры, изображенные на "Вратах ада", ближе Бодлеру, а не Данте. Они выплывали из рамы, изгибались, стеная от боли и страсти, накладывались одна на другую. В 1887 году сам Огюст Роден говорил о том, что не следует искать здесь методичного или упорядоченного сюжета, моральных оснований или связанности изображения. Он следовал воображению, чувству композиции и движения.
Композиция "Врат ада"
"Врата ада" - это, пожалуй, величайшее произведение этого скульптора, уже после смерти создателя воплотившееся в материале. Целых 37 лет работал над ним Огюст Роден. "Мыслитель", как мы уже упоминали, является частью этой композиции.
Изначально многие известные скульптуры создавались как часть этого масштабного творения. 186 фигур вмещают семиметровые "Врата". Их должны были изначально обрамлять статуи Адама и Евы, первых грешников, однако Роден чуть позже от этой идеи отказался. Фигура Адама, впрочем, стала основой композиции, венчающей портал "Трех теней". Под ней находится бездонная пропасть, которая поглощает души многочисленных грешников.
Многие выполненные для "Врат ада" фигуры стали впоследствии самостоятельными произведениями. Статуя "Мыслитель" Родена была одной из них. В этой скульптуре запечатлен образ Данте, хотя внешнего сходства между статуей и создателем "Божественной комедии" нет.
Другие мнения о том, кто такой "Мыслитель"
Кто же все-таки "Мыслитель"? Отчасти это Прометей. Но в нем также можно найти пленника плотских страстей, обуревающих этого человека. Мудро воздержался Роден от того, чтобы чьим-то именем назвать скульптуру. Все равно статуя не могла бы соответствовать сходству, намеченному заранее. Форма и содержание в этом новаторском изображении слиты воедино. Подобно обнаженным фигурам Микеланджело, "Мыслитель" далек от того, чтобы быть подделкой под раздетых натурщиков. Как и эти фигуры, он олицетворяет собой запечатленное в покое действие.
Однако Огюст Роден являлся по природе своей лепщиком и работал он, в отличие от Микеланджело, не с камнем. Для отливки в бронзе создавалась каждая из его лучших работ. Всю мощь их можно оценить, рассматривая сделанные с глиняных оригиналов Родена гипсовые слепки.
В городке Медоне, расположенном во Франции, находится могила Огюста Родена. Похоронен интересующий нас скульптор в саду, и над прахом его печально и торжественно возвышается увековечившая его память фигура. Это, конечно же, одно из самых известных произведений, которое создал Роден, - "Мыслитель". Фото могилы с этой статуей представлено ниже.
Особенности творческого процесса у Родена
Роден создавал все свои произведения на основе внимательного изучения натуры. Опасаясь преднамеренности, искусственности, фальши, он ограничился лишь словесным определением для натурщика позы. Это касается и статуи "Мыслитель" Родена. Позировал Жан Бо свободно, естественно. Огюст, как это всегда бывало в его работе, специально не поправлял положение тела. Он любил наблюдать человеческие фигуры в естественном движении, смотря на натурщиков, которые были в мастерской, но не имели задания позировать. Сегодня сложно представить более полное воплощение мучительной и пытливой человеческой мысли, чем скульптура "Мыслитель". Образ этот весьма популярен. Часто используется как карикатура "Мыслитель" Родена. Это говорит о том, что фигура эта настолько известна, что узнаваема всеми.
fb.ru
Мыслитель скульптура | France & Paris
Мыслитель — скульптура настолько известная, что ее использование в различных рисунках, карикатурах, рекламных роликах и других «цитированиях» не нуждается в комментариях. Возможно, не каждый, кто смотрит на изображение скульптуры, сразу вспомнит автора, но название этого произведения знают все.
Несколько слов об авторе
Имя Огюста Родена известно многим ценителям прекрасного. Его многочисленные работы воспринимались современниками неоднозначно. Однако это не помешало ему создать скульптуры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
Творческий путь Родена пришелся на два века — 19 и 20. Он работал подмастерьем, делал скульптуры под чужим именем, его даже призвали на военную службу, но потом комиссовали по состоянию здоровья.
Карьера Родена как независимого скульптора пошла в гору с 60-х годов 19 века. В это время он приобрел собственную мастерскую, где и занимался до конца жизни любимым делом.
Историки искусства считают Родена представителем импрессионизма в скульптуре, хотя ему были присущи черты реализма и романтизма. Однако стиль — это некие рамки, ограничивающие творческий полет художника. Роден с трудом вписывался во все эти рамки, создавая свой неповторимый мир истины, образов, чувств и эмоций, запечатленных в бронзе.
Врата ада как ключевое произведение
В 1880 году во Франции было принято решение о строительстве музея декоративных искусств. Музей должен был начинаться с двери. Грандиозный замысел заключался в том, что входная дверь должна была состоять из скульптурных композиций по произведению Данте «Божественная комедия».
Создание этих дверей для Родена стало делом всей его жизни. Заказ на многообразное и громоздкое сооружение в отведенные ему пять лет он так и не выполнил. Если относиться к такой работе с максимальным творчеством, то она окажется бесконечной.
Эту работу своим заказчикам автор не сдал, да и музей не был построен. Зато все ключевые фигуры этой двери приобрели статус самостоятельной скульптуры.
А «Врата ада» были отлиты из бронзы только в 1925 году, то есть через 45 лет после начала работы над ними. За это время автор грандиозного произведения существенно изменил первоначальный замысел, переосмыслил образы Данте, видоизменил мифологические сюжеты, опираясь на «Страшный суд» Микеланджело и произведения Шарля Бодлера.
В результате автор слишком далеко отошел от Данте, создав преимущественно образы, свойственные поэту Бодлеру.
Впрочем, если быть точнее, то «Врата ада» — это целиком плод фантазии самого скульптора, над которым теперь не было давления заказчиков.
«Врата ада» могут показаться слишком перенаселенными телами, страданиями и страстями. Оказалось, что врата в ад — это уже ад, в котором от воли человека уже ничего не зависит, остались лишь стоны и муки.
Сам автор призывал не искать в произведении сюжета, смысла и упорядоченности. Он просто выплескивал свой полет фантазии. Однако каждый художник, стремясь вложить в собственное произведение только свое видение темы, создает всегда нечто большее. Произведения гения всегда живут самостоятельной жизнью, независимо от воли создателя. Каждый, кто впитывает в себя дух творения, видит в нем что-то совсем иное, отличное от замысла автора.
Мнение эксперта
Князева Виктория
Гид по Парижу и Франции.
Задать вопрос экспертуВрата ада — это хаос, который, видимо, достигает своего апогея по ту сторону дверей. Этот хаос отображен в беспорядочном нагромождении тел. Противостоят ему только несколько фигур, расположенных обособленно от основного скопления обнаженных тел.Такой фигурой является Мыслитель, ставший не только ключевой, но и самой знаменитой и узнаваемой скульптурой Родена.
Мыслитель — тайна в бронзе
Для Огюста Родена Мыслитель перестал быть олицетворением самого Данте, как это задумывалось раньше, и стал символом работы интеллекта. Всего при жизни скульптора и в более поздние времена было сделано около 20 бронзовых и гипсовых копий Мыслителя в разных городах мира. Например, бронзовая копия скульптуры установлена как памятник великому скульптору на его могиле в пригороде Парижа. Бронзовый Мыслитель установлен у входа в в Филадельфии, а также у здания Колумбийского университета.
Популярность этой скульптуры объясняется необычным сочетанием напряженного хорошо слаженного тела с погружением в глубокую задумчивость. Сразу чувствуется, что человек думает не просто напряженно, а о чем-то тревожном и очень важном. Его обуревают гамлетовские сомнения. Это не столько поиск истины, сколько поиск выхода из сложной ситуации. Неважно, какого масштаба его мысли — глобального или личного, сомнения и поиск выхода напрягают не только мозг, но и все тело.
У Родена мыслитель (фото) словно застыл в порыве решения очень важной проблемы. Особенно характерно необычное сочетание всего напряженного тела с расслабленно, даже безвольно опущенной на колено правой рукой. В таком положении заключены два значения: отчаянье от неразрешимости проблемы или облегчение от наконец-то найденного решения или открывшейся истины.
В статичном положении тела очень много динамики. Мыслитель глубоко погружен в интеллектуальные поиски, но его напряженное мускулистое тело в любой момент готово к решительному броску. Сидящий мужчина мыслитель не по складу характера или профессии. Он решает проблему, и это его позиция. Видимо, еще и по этой причине в скульптуре так много динамики.
Роден создавал свои скульптуры, тщательно изучая натуру. При этом его работа с натурщиком ограничивалась лишь общими пожеланиями. Он описывал, что именно нужно изобразить, а тот уже принимал ту позу, которая была бы для него естественной. Так же была создана и статуя Мыслитель. Позировал Родену знаменитый боксер Жан Бо, обладавшим, конечно, красивым мускулистым телом. Натурщик принял позу, при которой он мог пребывать в состоянии глубокой задумчивости. Так и получилось сочетание напряжения мысли с напряжением тела.
В этой скульптуре форма и содержание слились в одно целое. Человек, смотрящий на Мыслителя, видит погружение внутрь себя, сочетание напряжения души, тела и мысли. У зрителя совсем не возникает мысль о натурщике, он видит только полет творческой мысли художника.
Обращает на себя внимание поза Мыслителя. Думать, причем напряженно, можно в разных положениях тела. Однако Роденовский Мыслитель как бы стремится вернуться в позу зародыша, спрятаться в утробе матери от всех проблем мирового и личного характера, которые неминуемо обрушиваются на каждого человека.
В позе Мыслителя люди обдумывают проблемы, которые обычно давят на них всей мощью мироздания. По сравнению с этой мощью, человек мал и ничтожен, но его сила в мысли и действии, которые способны это мироздание изменить. Так что позу Мыслителя можно трактовать как силу, сжимающуюся в пружину. Созревшая мысль распрямит эту пружину.
Все эти трактовки не имеют ничего общего с возможным предназначением фигуры, включенной в композицию «Врата ада». Ведь у таких ворот должен сидеть кающийся грешник, ослабленный грузом грехов и страхом предстоящих наказаний. Однако получилось совсем другое. И не стоит гадать, что именно задумывал художник — его творение живет само по себе.
pari.guru
Описание скульптуры Франсуа Огюста Родена «Мыслитель»
«Мыслитель» – вершина творческой деятельности французского скульптора второй половины XIX века Огюста Родена. Изначально автор именовал статую «Поэтом», подразумевая творца Божественной комедии Данте Алигьери. Работа изготовлялась на заказ Музея декоративных искусств на протяжении двух лет – с 1880 по 1882 гг. Для создания могущественного образа, Огюстен Роден в качестве модели пригласил известного боксера Жана Бо. Спортсмен был наделен идеальными пропорциями тела и отлично подходил для запланированного образа.
Сначала была создана небольшая модель скульптуры размером около 76 см. Именно она предназначалась для музейной экспозиции «Врата ада», Позже в 1902 году статуя размером в человеческий рост была представлена в Париже.
Скульптура впечатляет своей реалистичностью. Выполнен из бронзы, «мыслитель» размещен на каменном постаменте и изображает обнаженную мужскую фигуру в натуральную величину. Будучи поклонником Микеланджело, Огюстен Роден выполнил роботу в стилевых традициях знаменитого итальянского скульптора. Размер статуи составляет около 186 сантиметров. Человек сидит на скале, опираясь локтем на колено. В его лице прослеживается глубокая задумчивость, как будто на кону решение жизненно важных вопросов. Эта коренастая фигура стала для современников образом титанической мощи и огромного душевного напряжения.
Позже именно это облик стал часто использоваться в качестве символа философии.
После презентации монумента на всеобщее обозрение, «Мыслитель» припал по душе искушенному зрителю. С позволения автора были сделаны многочисленные копии памятника. На сегодняшний образ задумчивого мужчины украшает многие города мира, а оригинал хранится в парижском музее. Одна из копий охраняет могилу своего творца – Огюстена Родена.
opisanie-kartin.com
фото и описание :: SYL.ru
Скульптура «Мыслитель» Родена является одной из самых узнаваемых в мире, причем не только в среде ценителей искусства, но и среди людей, далеких от него. Гениальный мастер исключительно с помощью позы смог передать настроение и состояние своего персонажа. Сейчас скульптуру можно увидеть не только в Париже, ее многочисленные копии выставлены в главных музеях мира.
Об авторе
Французский мастер Франсуа Огюст Рене Роден является одним из основоположников современной скульптуры. Он появился на свет в Париже 12 ноября 1840 года. После окончания учебного заведения École Gratuite de Dessin он неоднократно пытался поступить в Школу изящных искусств. В молодости он зарабатывал на жизнь, выполняя работу декоратора, а большинство известных работ, в том числе и скульптуру «Мыслитель», Роден создал уже в зрелом возрасте.
В 60 лет скульптор стал знаменит, он выполнял заказы самых богатых и знаменитых персон своего времени, среди которых были Бернард Шоу, Жорж Клемансо, химик Марселен Бертло и президент Аргентины. В 1914-1915 гг. он создает бюст папы Римского Бенедикта XV. Высокий заработок позволил Родену организовать свою собственную мастерскую и нанять в качестве ассистентов молодых талантливых скульпторов, в числе которых были Антуан Бурдель, Аристид Майоль.
Роден умер в возрасте 77 лет в 1917 году от воспаления легких на своей вилле в Медоне, оставив по завещанию все свои работы и рукописи государству.
Творческий метод и стиль
Основной мотив, прослеживающийся в творчестве Родена, – это изображение человеческой фигуры в движении. Стремясь передать его, он рассматривал скульптуру не как статичный объект, а как определенный центр движущихся масс. Академическая традиция данного вида искусства диктовала определенные правила, в частности о том, что голова фигуры должна быть расположена либо прямо, либо выравниваться по линии опорной ноги. Одним из первых, кто нарушил эту догму, был Огюст Роден. «Мыслитель» со своей уникальной композицией и техникой является лучшим доказательством новаторства его автора.
Роден не пользовался услугами профессиональных натурщиков. Он нанимал обычных людей, причем зачастую для отработки определенного движения они просто ходили перед скульптором в обнаженном виде, а он в это время делал наброски из глины и рисовал их.
Вторая главная особенность роденовской скульптуры – это ее эмоциональность. Все его персонажи охвачены чувствами (горе, отчаяние, боль, любовь), и он добивался максимальной убедительности при отображении этих состояний. Роден говорил о том, что его «Мыслитель» думает не только мозгом, о чем свидетельствуют нахмуренные брови, сжатые губы и расширяющиеся ноздри, но и всем телом, каждым мускулом спины и ног, рук.
Композиция «Врата ада»
В тот момент, когда создавался «Мыслитель», Роден был еще малоизвестен. В 1885 году к нему поступил заказ от правительства на создание ворот для государственного музея в Париже. К работе мастер приступил только спустя три года и так ее и не закончил. Скульптура была отлита уже после его смерти. «Врата ада» - это произведение всей его жизни, ныне занимающее заслуженное место в музее, посвященном скульптору.
Для нас она интересна тем, что если вы обратите внимание на верхнюю часть ворот (на фото выше), то увидите знакомую фигуру мыслителя в центре композиции. Нестандартная и оригинальная задумка мастера стала результатом истинного восхищения «Божественной комедией» Данте. В композиции ворот насчитывается 108 фигур, большинство из них – это варианты пороков человека, которые неминуемо предстанут перед ним, когда откроются двери в загробную жизнь. Статуя «Мыслителя» Родена, по сути, является увеличенной копией фигуры на воротах. Автор придал ей черты внешнего сходства с Данте, именно поэтому изначально скульптура называлась «Поэт». Однако впоследствии она обрела универсальный образ творца. По словам самого Родена, его мыслитель задается вечными вопросами: «Кто я?», «Откуда я пришел и куда иду?», «Какова моя цель?».
Описание скульптуры
Первоначально автором была создана небольшая скульптура, имевшая высоту около 76 см. Она предназначалась для экспозиции в музее «Врата ада». Работа над ней длилась два года (1880-1882 гг.), и только в 1902 г. была создана статуя в полный человеческий рост.
Невероятная реалистичность – это то, чем в первую очередь впечатляется зрителя «Мыслитель». Роден создал его из бронзы в натуральную величину. Скульптура размещена на каменном постаменте и представляет собой обнаженную мужскую фигуру. Являясь поклонником творчества Микеланджело, автор выполнил свою работу в лучших традициях стиля знаменитого итальянца. Размер статуи в высоту составляет около 181 см. Обнаженный мужчина сидит на скале, опершись локтем о колено. Вся его фигура отражает глубокую задумчивость.
Где можно увидеть скульптуру?
Впервые публике «Мыслителя» представили в 1888 г. в Копенгагене. Увеличенную в полный рост копию Роден выставил в салоне в Париже в 1904 г. Спустя два года бронзовую скульптуру установили в Пантеоне. Как заявил на открытии Роден, «Мыслитель» (фото можно увидеть в статье) – это памятник французским рабочим, что не совсем увязывается с изначальной идеей работы. После смерти автора скульптура в 1922 году была перенесена в музей его имени в Отеле Бирон, где находится и поныне.
Копии «Мыслителя»
Коренастая фигура мыслителя для современников являлась олицетворением титанической мощи и сильного душевного напряжения. В дальнейшем именно ее стали использовать в качестве символа философии. После презентации широкой публике скульптура пришлась по душе всем, кто ее видел. Еще при жизни автора с его позволения было отлито 10 бронзовых копий, которые разъехались не только по Франции, но и по всей Европе. Сейчас существует 20 официальных копий, которые представлены в различных уголках мира. В том числе скульптуры в Копенгагене, у ворот музея Родена в Филадельфии, перед зданием департамента философии Колумбийского университета, в галерее Мельбурна, Женевы и др. По просьбе самого Родена, уменьшенная копия «Мыслителя» установлена на его могиле в Медоне.
Модель для скульптуры
Вершиной творчества французского скульптора принято считать именно скульптуру «Мыслитель». Роден с блестящим мастерством передал не только внутренние терзания персонажа, но и красоту атлетически сложенного тела. Не нужно быть большим знатоком анатомии, чтобы понять, что пластика мышц и пропорции просто идеальны. В качестве модели Роден пригласил малоизвестного французского боксера Жана Бо, который зарабатывал себе на жизнь в основном выступлениями в квартале "красных фонарей" в Париже. Именно с него скульптор создавал героя, наделенного физической мощью. Впрочем, Жан Бо, фото которого вы видите выше, позировал не только для данной работы, но и для некоторых других.
www.syl.ru
Огюст Роден Мыслитель: Описание произведения
«Мыслитель» - самая известная и узнаваемая скульптура. Во всем мире сегодня в музейных и университетских садах, на центральных городских площадях установлены 25 скульптур, отлитых при жизни Родена или после его смерти французским государством. Копий, повторов, вариаций – гораздо больше.Одного из американских «Мыслителей» однажды взорвали. В 1970 году, 24 марта около часа ночи, у основания скульптуры неизвестные заложили динамит – прогремел сильный взрыв, который повредил бронзовые ноги Мыслителя. Скульптуру не стали ни реставрировать, ни отливать заново – ее оставили искореженной. Из музейной скульптуры она превратилась в памятник. Взрывники не были городскими сумасшедшими, они были радикальными бунтарями и террористами, которые постарались, чтоб взрыв не задел людей, а только привлек внимание. Они выбрали произведение, десятилетиями аккумулировавшее энергию зрительских взглядов, классических текстов и критики, информационные слои, восторги, смыслы, переосмысления. И рванули его в знак протеста против войны во Вьетнаме и против американской политики. «Мыслитель» подходил как нельзя лучше для этой цели.
По легенде, «Мыслителем» скульптуру назвали литейщики, отливавшие копии. Сам Роден называл скульптуру «Поэт» - она венчала грандиозную композицию «Врат ада» и изображала Данте, который наблюдает сверху за мучениями грешников. Данте, который понимает, что ему придется спуститься вниз, в самый ад. Роденовский Данте неканоничный – ни волнительной худобы, ни привычного хитона. Скульптор, так легко обнажавший в работах даже своих легендарных современников, и с классиком обходится по-своему. Ему необходима эта обнаженность.
Мощное, напряженное, работающее атлетическое тело и спокойная, отстраненная сосредоточенность позы, мимики – на этом контрасте вырастают до сих пор новые эмоциональные и философские смыслы. Сам Роден думал, что раскрывает главный секрет собственной работы: фигура производит такое впечатление, потому что в ней каждая мышца, каждый сустав, каждая часть тела в задумчивости, пальцы ног, сжатый кулак, спина и ноздри, а не только мозг и не только общее выражение лица. Но зрители, критики, художники, писатели и поэты часами ходили вокруг «Мыслителя», установленного сначала перед Пантеоном, потом в саду отеля Бирон, потом отлитого в увеличенных копиях и разъехавшегося по миру, и видели новое. Не мыслителя, бесплодно блуждающего в собственных раздумьях, а созидателя, деятеля, который уже видит воплощенные образы.
Немецкий офтальмолог Макс Линде, поклонник Родена и коллекционер его работ, писал скульптору: «Вы создали его для «Врат ада» как закон, порядок, который поднимается над человеческими страстями. Его можно трактовать как нечто, что художник противопоставляет всему мирозданью. Homo sapiens как противоположность природе и примитивной жизни». Макс Линде установил «Мыслителя» в саду перед домом – и несколько лет спустя вокруг скульптуры будет ходить другой друг доктора, Эдвард Мунк. Здесь он напишет единственную картину с изображением скульптуры – «Мыслитель» Родена в саду доктора Линде в Любеке».
Критики в Копенгагене, первыми увидевшие самостоятельную скульптуру, уже отделенную от общей композиции «Врат ада», писали с восхищением и видели в ней погружение в мир Микеланджело, однако не подражание ему (журнал Kunstbladet). В Париже, почти уже по традиции, над «Мыслителем» насмехались, покупать не собирались. Но смеялись, конечно, не все – Роден становился фигурой легендарной, известной. И защитники скульптора объявили о сборе денег – устроили общественную подписка для выкупа скульптуры и передачи ее французскому государству. «Мыслителя» отлили в бронзе, установили перед Пантеоном, торжественно открыли. А через 16 лет убрали, споры не утихали все это время.
Когда жена Родена Роза умерла, он установил над ее могилой копию «Мыслителя», зная, что эта скульптура со временем станет и его надгробием.
Автор: Анна Сидельникова
artchive.ru
малоизвестные факты создания знаменитой скульптуры Огюста Родена: vakin
Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь в этом обзоре.Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада».
Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.
«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора.
Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.
Огюст Роден - великий французский скульптор.
Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо – мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.
«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг).
Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.
«Три тени» Огюста Родена.
«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.
«Мыслитель» - статуя, установленная в музее Родена в Париже.
После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.
Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему. Так итальянский мастер создает оригинальные фигуры из металлической сетки. Обычную проволоку он превращает в динамичные трехмерные скульптуры.
Источник - Культурология.Ру
vakin.livejournal.com
Mikhail Nesterov. Thinker (Portrait of Ivan Ilyin). The description of the picture
Michael Nesterov wrote in 1940 in the preface to the memoirs: "I avoided to represent strong passions, preferring them our silent landscape, the person, leading an internal life. And in portraits my, written last years, those people which way was reflexion of thoughts, feelings, their acts" attracted me to themselves.
Two types of portraits co-exist in Nesterov's creativity. One - analytical, in many respects similar to a portrait etude. In it the artist peers at the person of the person, tries to solve essence of its character. Such portrait is under construction traditionally: the person and a model figure are turned to the spectator.
Other type of a portrait is a portrait-generalisation, a portrait-biography, sometimes - a portrait-symbol. Often he dares the artist as a picture, with inclusion нестеровского a landscape-mood or an interior filled with "speaking" things, promoting comprehension of an image.
In the portraits-generalisations Nesterov often resorted to receptions of new style: to selection and утрировке the certain lines of model revealing its essence, expressiveness of a silhouette or the typicalness of gesture reaching a grotesque sharpness, decorative stylisation, the is musical-rhythmic organisation of the cloth, to the spiritualised colour. Problems of transfer of similarity or purely art problems did not become self-sufficing for Nesterov, they are subordinated to expression of the poetic world of the hero.
Ivan Ilyin's named the author "Thinker" the portrait became one of portraits-generalisations.
Ilyin, Ivan Alexandrovich (1882-1954) idealistic philosopher, lawyer, professor of the Moscow University, author of more than 30 books and hundreds of articles. He actively opposed the Bolsheviks, and was arrested many times. In 1922, he was exiled from Russia; worked in the Russian Scientific Institute in Berlin since 1923, in 1934 was fired by the Nazis; after 1938, lived in Switzerland.
www.tanais.info