СЕРИЯ «ЗНАМЕНА ВОСТОКА». Картина  МОИСЕЙ ВОДИТЕЛЬ. Картина моисей


Испытание Моисея огнем Картина Джорджоне

Искусство Венеции 16-го века Картина «Испытание Моисея огнем» создана венецианским художником Джорджоне приблизительно в 1502-1505 годах. Размер картины 89 x 72 см см, дерево, масло. Ранние работы художника («Юдифь», «Испытание Моисея огнем», «Поклонение пастухов», «Мадонна Кастельфранко», «Святое семейство», «Поклонение волхвов») в основном посвящены религиозной тематике. Эта картина Джорджоне имеет также другое название «Отрок Моисей перед фараоном» и отражает один из эпизодов жизни пророка Моисея во время его пребывания в Египте.

Моисей (иврит Моше), в Библии первый пророк, основатель религии Яхве, законодатель и политический вождь израильских племен, возглавивший их исход из Египта и основание государства в Ханаане (Палестине). По Библии (книга Исход), Моисей происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и пророчицы Мариам. В то время, когда он родился, жестокий фараон повелел истреблять всех еврейских младенцев мужского пола, поэтому мать скрывала Моисея в течение трех месяцев, а затем положила в корзину и спрятала младенца в тростниках. Здесь его нашла дочь фараона, которая дала его на воспитание кормилице, по чудесному совпадению оказавшейся родной матерью Моисея.

Дочь фараона полюбила Моисея как родного сына. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. Убив египтянина, Моисей скрывается в земле Мадиамской (он бежал на Синайский полуостров, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет). Моисей женится на Сепфоре, дочери священника из этой земли. В главе 3 книге Исход описывается явление Моисею на горе Хорив (Синайский полуостров) ангела Яхве из горящего и несгорающего тернового куста (неопалимая купина). Бог наделяет Моисея способностью творить чудеса и посылает вывести из Египта сынов Израилевых.

Моисей и его брат Аарон приходят к фараону и требуют отпустить свой народ, но фараон лишь вводит для евреев новые повинности, и они ропщут на Моисея. После чудесного превращения жезла Аарона в змея, пожравшего посохи-змеи египетских магов, Яхве через Моисея насылает десять казней египетских. Фараон отпускает евреев, но затем пускается за ними в погоню. Воды Красного моря по знаку Моисея расступаются перед евреями, а фараон со своим войском тонет.

История живописи эпохи Высокого Возрождения. Далее →

smallbay.ru

Изображение Моисея в христианской традиции

Cегодня - день рождения замечательного человека - zhsky. Очень хочется порадовать его, подарив что-то необычное. Помнится, он одарил нас потрясающими еврейскими рукописями. Аллаверды хочется показать немного "альтернативного" искусства. Надеюсь, харедимные товарисчи будут не в обиде. На всякий случай помещаю все сообщение под кат.Моше, Моисей, Моисей-боговидец почитается не только евреями, для которых он является центральной фигурой, но и христианской церковью. Часто Моисея изображают на иконах в ряду других пророков (в четвертом, т.н. "пророческом" ярусе иконостаса). Часто его изображают в паре с Аароном (понятно почему). Кроме того, в православии активно используется сюжет, связанный с горящим кустом, который лежит в основе довольно распространенной иконы "Неопалимая Купина". Впрочем, изображения Моше там обычно нет, поэтому нам этот сюжет не очень интересен. Хотя изображния куста часто встречаются и на иконах, посвященных именно Моисею. Так, уже упомянутая мною пару дней назад византийская икона  икона донатора Стефана (Византия, ХII век) объединяет сюжеты Дарования Торы на  горе Синай и видение в горящем кусте. .moisey_l.jpg (473x887, 153Kb)
Икона донатора Стефана (Византия, ХII век) Кстати, любопытно, что та же фигура на другой иконе примерно того же времени обходится без горящего куста.
 Моисей, получающий скрижали. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).
  Моисей, получающий скрижали. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).Иконография откровения Моисею, когда на верщине Синая Господь вручил ему две скрижали (Исх. XXIV, 12-18; XXXI, 18). Моисей облачен в традиционные одеяния - голубой хитон и розовый гиматий. Он принимает скрижали покровенными руками стоя обнаженными ногами на священной земле Синая - сюжетный эпизод переосмысляется как священнодействие, что способствует литургизации образа.Византия, нач. 13 в.
  Моисей у Неопалимой купины. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).В соответствии с текстом библейского рассказа Моисей изображен перед Неопалимой купиной развязывающим сандалии, дабы не нарушать святости этого места. В пейзаже выделены горящий куст и ступенчатая гора Синай. Моисей показан безбородым красивым юношей.Византия, нач. 13 в. Моисей у Неопалимой купины. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).
 
 Пророки Моисей и Аарон. Царские врата из монастыря св. Екатерины (Синай). Пророки Моисей и Аарон. Царские врата из монастыря св. Екатерины (Синай).Образы Моисея и Аарона объединены как равнозначимые и равноправные первосвященникиВизантия, 13 в
Интересно, что на последней иконе Моше явно годится Аарону в сыновья, если не во внуки...Часто христианская традиция объединяет Моше с друними героями своих преданий, как с Марией, так и с местными святыми.

Богоматерь с младенцем между пророком Моисеем и патриархом Евфимием. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)

 Богоматерь с младенцем между пророком Моисеем и патриархом Евфимием. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)

Редкий пример мемориального портрета (одним из предстоящих изображен Иерусалимский патриарх Евфимий, умерший на Синае в 1224). Иконография объединяет темы прославления умершего праведника и святости Синая, которую вводит образ пророка Моисея. Пророк представлен в особом иконографическом изводе, с узкой клиновидной бородой, который получил распространение в 13 в. В его правой руке скрижали Завета, левой он указывает на Богоматерь. Богоматерь Оранта с Христом младенцем в медальоне на груди следует иконографическому типу Влахернитиссы. Византия, ок. 1224.Ну, и конечно, Моше должен свидетельствовать торжество христианских идей.

Преображение. Икона, ГТГ.В верхней части иконы изображен преображающийся Христос, в белых с золотым ассистом одеяниях, со свитком в руке, окруженный двойной круглой "славой" и 6-конечной белой звездой. По сторонам от него пророки: Илья (слева) и Моисей (справа), в хитонах и гиматиях. В верхних углах - ангелы, несущие пророков на облаках. В "среднем" регистре группы "восходящих" и "нисходящих" апостолов с Христом. Внизу, в падении представлены апостолы, ослепленные тремя лучами, исходящими от "славы" Христа. Слева - Петр с поднятой левой рукой, по центру - Иоанн, падающий вниз головой, справа - Иаков, упавший на колени и закрывающий лицо руками. Иконографический извод со стремительно падающими апостолами и двойной "славой" Христа появляется в эпоху исихастской религиозности 14 в.Москва, нач. 15 в. (1403 ?)

shperk.livejournal.com

Живопись. Николай Рерих картина «Моисей Водитель» описание фото

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874 - 1947)

Картина «Моисей Водитель». Ветхозаветное событие – получение Моисеем скрижалей каменных – произошло на горе Синай, когда её осенила слава Господня. Сюжет этот не раз трактовали многие художники. Александр Иванов воплощает его в своих библейских эскизах при ясном свете дня как предстояние Моисея со склонённой головой и сложенными руками перед телесно неощутимым, но всё же реально очерченным, сидящим на каменном троне и сливающимся с небесным светом Богом в облике человека.

У Рериха гора Синай – не плоский подиум, как у Иванова, а скалистая вершина. Её накрыло облако, темнее ночи, а слава Господня представлена на картине в виде извивающейся ленты северного сияния. Такую художественную идею Рериха нельзя считать абсолютно надуманной, поскольку известно, что на такой южной широте авроральные явления черезвычо редко всё же регистрируются ионосферными станциями.

Моисей, словно венчая вершину, протянул руки вверх и почти касается льющихся из Космоса потоков света. Параллельные мазки светло-зелёного с белыми корпускулами на иссиня-чёрном фоне рождают ощущение фосфоресцирующего сияния. И набегающие одна на другую рифмованные колонки лучей полярного сияния – всё это, как раскрытая книга скрижалей, как проявление космического огня, логосу которого внимает Моисей. У Рериха космический огонь – духовно-материальная субстанция, способная соединить высшее и земное, Бога и человека. С её помощью можно передать озарённую огненную мысль – так надо понимать смысл «огневидения» Моисея.

На картине Николая Рериха – на острой скалистой вершине священной горы Синай Великий Пророк Моисей, в пламенном порыве, воздев руки к небу, озарённому многоцветными огненными всполохами полярного сияния, слышит Голос Бога и получает Божественный Закон, данный всему человечеству – Десять Заповедей.

Моисей Водитель Моисей Водитель, 1925Холст, темпера. 73,6 x 117 смМузей имени Н.К. Рериха, Москва, Россия

← Николай Рерих биография

Наверх

germany-art.com

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах
  • 06 Июль 2018

    8 июля, Воскресенье, после Литургии, в трапезной храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах пройдут лекции в Воскресной школе для взрослых.  В 11.30 лекция по предмету "Священное Писание":  " Послушание Авраама ".  В 12.30 лекция по предмету "Христианская философия":  Триадологические споры (богословско-философские дискуссии о Божественной Троице).  Ведущий - Аркадий Малер, преподаватель философии философского факультета ГАУГН и Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе, член Синодальной Библейско-богословской комиссии. Вход свободный.

  • 29 Июнь 2018

    1 июля, Воскресенье, после Литургии, в трапезной храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах пройдут лекции в Воскресной школе для взрослых.  В 11.30 лекция по предмету "Священное Писание":  " Призвание Авраама ".  В 12.30 лекция по предмету "Христианская философия":  Понятие Откровения и теория "авраамических религий".  Ведущий - Аркадий Малер, преподаватель философии философского факультета ГАУГН и Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе, член Синодальной Библейско-богословской комиссии. Вход свободный.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Моисей в живописи. Спасение Моисея.

Moses Giclee Print by Jusepe de Ribera                   Jusepe de Rebera. Moses.

Через 4 недели после Пурима мы начинаем праздновать Песах. И приходят Пасхальные каникулы. Я стараюсь уехать в Европу, там не жарко, ещё нет толпы туристов , очередей в музеях и можно попасть в Оперу (если имеется). Но сам Песах я люблю, не люблю мацу, ну что уж тут поделаешь... Ну а Песах конечно же связан с Моисеем, удивительным героем Торы.

Книга «Бытие», которая завершается сказанием о кончине и погребении Иосифа, разительно отличается от четырех последующих разделов Пятикнижия - «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие». Открыв книгу «Исход», мы попадаем в совершенно иной мир. Вместо семейных преданий о судьбе многих поколений перед нами жизнеописание лишь одного человека, Моисея.Вместо рассказа о череде обыденных житейских обстоятельств: рождений, смертей, браков, родственных распрей и примирений - повествование о тернистом пути одинокого избранника, который осуществлял миссию, возложенную на него Всевышним. Бог, который в книге «Бытие» лишь иногда посылал людям знамения, теперь постоянно являет свое присутствие в мире.

Моисею  принадлежит исключительная роль. Евангельский Иисус постоянно ведет с ним внутренний диалог, неоднократно цитирует Моисеевы заповеди и, как сказали бы мы сейчас, творчески развивает их. Моисей-законодатель как бы незримо присутствует в Евангелиях, а один раз даже появляется лично.

В сцене Преображения на горе Фавор, когда Христос предстал перед учениками в своем божественном облике, явились пророки Моисей и Илия и беседовали с ним. На православных иконах «Преображение», на картинах и фресках западноевропейских художников Моисей изображался по правую руку Христа. Но это была чисто символическая фигура, и отличить Моисея от Илии можно только потому, что Моисей держит в руках скрижали – каменные плиты с начертанными на них заповедями.

Если же мы обратимся собственно к истории библейского пророка, то увидим, что самым популярным сюжетом было чудесное спасение младенца Моисея. По преданию, фараон приказал уничтожать новорожденных еврейских мальчиков. Но мать Моисея положила новорожденного в корзинку и спрятала ее в зарослях на берегу Нила. Египетская царевна во время купания увидела малыша и пожалела его. Этому поспособствовала сестра Моисея Мариам. Когда Мариам увидела, что дочь фараона обратила внимание на младенца в корзинке, она смело подошла к царевне. Девочка спросила царевну, не хочет ли она найти няньку для малыша. Получив согласие, Мариам привела свою мать, и та стала воспитательницей родного сына.

Ну а меня, как всегда, интересует ещё и живопись. Вот они картины. Сюжет первый: спасение Моисея

Оставление моисея в Ниле. Пуссен Николя. 1650 г.             Младенец Моисей. Густав Моро. 1878 г.

      

Тыранов А. Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. 1839-1842.

Обнаружение Моисея в Ниле. Фредерик Гудол

Lawrense Alma-Tadema Sir. Обретение Моисея.

The Finding of Moses Pietro Liberi (1614-1687/Italian)

tashamiller.livejournal.com

Картина П. Веронезе «Нахождение Моисея» (краткое описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест

П. Веронезе. Нахождение Моисея. 1570—1575 гг. Прадо, Мадрид

Не раз обращались художники к библейско­му сюжету «Мечты о Земле обетованной». Рассмотрим одну из картин. Её автор — итальянский художник эпохи Возрождения Паоло Веронезе. Называется она «Нахождение Моисея». Картина привлекает внимание изысканностью и богат­ством красок. Действие разворачивается на живопис­ном берегу реки, на фоне красивейшего городского пейзажа. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Несмотря на небольшие размеры полотна (50 х 43 см), картина производит впечатление монументальности и величествен­ности. На переднем плане изображены фигуры моло­дых женщин в красивых нарядных одеяниях. Среди них, в центре, дочь фараона в блестящем атласном пла­тье, расшитом золотом. Она с любопытством разглядывает только что найденного малы­ша. Рядом — её служанка, держащая ребёнка на руках. Изображённое на картине больше напоминает пыш­ное театральное действо с великолепными декорация­ми, чем сюжет известной библейской легенды. Впро­чем, венецианский худож­ник всегда отличался тон­чайшим декоративным вку­сом и относился к жизни как к празднику.

На этой странице материал по темам:
  • Капртина моисей описание

  • 6. веронезе. нахождение моисея

  • Реферат по истории искусств описание картины

  • Веронезе описание картин

  • 8. картина п.веронезе «нахождение …» (1570-1575 гг). какое имя носил этот герой?

worldofschool.ru

Главная картина Моисея Маймона

Уроженец местечка Волковишки Сувалкской губернии (ныне Вылкавишкис, Литва), Мовше был отдан в хедер и уже тогда проявил неукротимый интерес к рисованию. Образцами ему служили лубочные иллюстрации к изданиям «Пасхальной Агады». Мануфактурные лавочники, прознав о способностях школяра, обращались к нему за рисунками, а иногда и награждали за работу. Поэтому, когда настала пора определяться, каким ремеслом зарабатывать на жизнь, сомнений быть не могло — он станет художником.И вот в жизнь юноши властно вторгается многомудрый дед: видя недюжинные способности внука, он горячо настаивает на том, чтобы тот в 1878 году отправился в Варшаву, в тамошнюю художественную школу, как будто заранее знал, что и экзамен он выдержит, и обязательно будет принят. После Варшавы Мовше едет в Виленскую рисовальную школу, где на отделении живописи совершенствует свое искусство. И вот уже двадцатилетний Маймон в Петербурге, студент Академии художеств. Иудеи (коих было девять человек), по словам инспектора академии Павла Черкасова, «как терпимые в заведении, должны быть тише воды, ниже травы».Но Маймон был из числа тех студентов, которые дерзали говорить о своем еврействе во весь голос, и это было весьма симптоматично. Ведь в то лихолетье погромов и усиления российской антиеврейской политики авторитетный критик и теоретик искусства Владимир Стасов как раз призывал художников-евреев творить национальное искусство. И еврейская интеллигенция, разочаровавшаяся в просветительских и ассимиляторских идеалах, обратилась к национальным истокам, озаботилась поиском духовных связей со своим народом.Впрочем, свой путь в живописи Моисей Маймон нашел не сразу. Он обратился к историческим сюжетам, и вот — первая победа: за картину «Смерть Иоанна Грозного» (1887) он получил золотую медаль и звание «классный художник первой степени». Постепенно он приобретает известность своими портретами.И хотя среди них есть такие официально-парадные, как «Его Величество Император» и «Цесаревич», все же превалируют изображения еврейских деятелей, и не только российских: востоковеда-эпиграфиста Даниила Хвольсона (1819–1911), главного ортодоксального раввина Британской империи Натана Маркуса Адлера (1803–1890), фольклориста, собирателя древнееврейских манускриптов д-ра Мозеса Гастера (1856–1939), юриста и филантропа Уолтера Льюиса (1849–1930) и других. Работает Маймон и над пейзажами и жанровыми сценами. В 1889 году он участвует в выставке в Кёнигсберге, а затем — постоянно на академической выставке в Петербурге. Наконец, в 1893 году он создает свою главную картину «Мараны (Тайный седер в Испании во времена инквизиции)». Импульсом к созданию его произведения послужило реальное событие. Его пригласили в один еврейский дом на празднование «чудесной Пасхи». Настроение у гостей было торжественно-приподнятое. Во главе стола восседал живописный старик, «одетый в китель, с вышитою ермолкой на голове, обложенный разноцветными подушками. В знак свободы и радости читал он певуче знакомым мотивом Агаду. Все в такт вторили ему, и было уютно и отрадно». Но вдруг — «резкий звонок и одновременно стук многих кулаков в дверь». Являются сыщик, помощник пристава, дворники, проверяют документы и, обнаружив, что у хозяев нет необходимого разрешения на жительство в Петербурге, приказывают взять их под арест, а прочим — освободить помещение. «Ошеломленный и разбитый», плелся Маймон домой. Он все силился и никак не мог понять, «за что разорили уютное гнездо». И принял твердое решение: этот случай необходимо увековечить. Но как? Представить картину на подобный сюжет из современной российской жизни было тогда совершенно немыслимо...А между тем академия объявила конкурс тематических работ на соискание звания академика. Дело спасла удачно найденная Маймоном историческая аналогия. Художник вспомнил, что грядет 400-я годовщина печально знаменитого события, когда христианнейшие король Испании Фердинанд и королева Изабелла изгнали из страны сотни тысяч евреев, живших здесь веками. Он отодвинул событие на столетия назад, обрядил персонажей в испанские костюмы, а вместо полиции изобразил инквизиторов.Как ни отдалена была тема расправы инквизиции над евреями, в ней угадывались параллели с современной российской действительностью. Запертые в черте оседлости, иудеи империи были поражены в правах, и с молчаливого одобрения императора Александра III по стране прокатилась волна погромов. Как некогда в средневековой Испании, в России в XIX веке крещение и ассимиляция все еще оставались важными инструментами политики в отношении иудеев, направленной на «борьбу с их религиозным фанатизмом и сепаратизмом».В разное время эта борьба принимала разные формы, начиная от учреждения еврейских светских школ, откуда вытеснялся Талмуд, и запрета традиционной национальной одежды и заканчивая недоброй памяти рекрутчиной — кантонизмом, призывом в армию малолетних детей, иногда и семи лет, которых самыми недозволенными методами принуждали принять христианство. По образному выражению историка Семена Дубнова, «для еврея единственным способом снискать благоволение правительства было склониться перед греческим крестом».Хотя картина была посвящена «делам давно минувших дней», художник сомневался, что в условиях государственного антисемитизма академическое начальство санкционирует эту его работу. Дело спас влиятельный конференц-секретарь академии граф Иван Толстой (1858–1916). Он встал горой за маранов, и Маймон получил возможность отправиться в творческую командировку за границу. В поисках материала художник исколесил Испанию, Португалию, Голландию и Англию, где собрал данные об обстановке, утвари, быте евреев-изгнанников. Труднее было с фигурною частью: не давался образ старого марана, по мысли художника, центральный в композиции.По счастью, Маймон оказался на одном из клубных собраний так называемых Мюссаровских понедельников (филантропического общества, покровительствовшего художникам, организованного Евгением Ивановичем Мюссаром (1814–1896)). Здесь он неожиданно увидел «фигуру входившего в залу седого генерала, огромного, широкоплечего, с удивительно красивою старческою головою, как раз такою, которая была так необходима и которой он не мог найти в течение многих лет». Мюссар сообщил ему, что это генерал Арнольди, «большой любитель искусств». (Речь, по-видимому, идет об отставном генерале от кавалерии Александре Ивановиче Арнольди (1817–1898), известном меценате.)Маймон «почти в слезах» умолил его уговорить генерала позировать для картины. К его удивлению, услышав о маранах, Арнольди воодушевился и, бросив на художника оценивающий взгляд, по-военному четко произнес: «Буду у Вас завтра в 11 утра — и баста!» И назавтра художник одел генерала в белый китель, опоясал его, надел на голову ермолку, и «получился редкой красоты старик с огромной седой бородой».Маймон ощутил горячее участие генерала в работе над картиной: «Он вошел в мастерскую, посмотрев на огромный холст, стал его подробно осматривать с одного конца до другого и особенно внимательно как бы изучал главную фигуру старого марана... У меня перебывало много натурщиков, но я не помню, чтобы кто-то с таким интересом позировал. Я чувствовал, что мне судьбою послан клад, и я должен использовать это счастье как можно шире и глубже. С каждым новым мазком голова оживала, и фигура принимала то выражение, которое нужно было для общего впечатления».А после завершения работы, перед самым своим уходом, стоя у картины и указывая на главного марана, Арнольди сказал нечто ошеломляющее: «А знаете ли Вы, молодой человек, почему я так старательно Вам позировал? Потому что... потому что я сам из евреев. Меня мальчиком похитили из родного дома и насильно крестили, и я до сих пор помню два праздника: Пейсах и Йом Кипур. Поэтому сразу согласился Вам помочь, что Вы угадали во мне еврейскую душу».Маймон был потрясен этой исповедью новоявленного соплеменника и наговорил ему много теплых слов. «После, — вспоминал художник, — я часто бывал у него на квартире, и много интересного рассказывал он из своей жизни и жизни кантонистов вообще».Но вглядимся в картину Маймона. Седобородый патриарх маранов восседает во главе стола на праздновании еврейской Пасхи. Богатый дом, гости в элегантных платьях испанских грандов, роскошная мебель — кажется, все подчеркивает благополучие этих людей. Вдруг все смешалось — в дом врываются вооруженные инквизиторы в масках. Общее оцепенение и — опрокинутые стулья, разбитая посуда... И ясно, что всех их, тайных иудеев, ждут неправедные судилища, а затем — огни беспощадных аутодафе. Внимание приковывает этот старик с волевым лицом сефарда, спокойный и величественный, он лишь слегка приподнимается с места, и в его мужественной фигуре проступает статная генеральская выправка... Картина приобрела известность, ее репродукция разошлась огромным тиражом, а Маймон вторым из евреев удостоился звания академика Российской академии художеств. Она выставлялась в Варшаве и Вильне, была воспроизведена в «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Ефрона и во многих иностранных журналах, даже открытки с ней были весьма популярны. Но незамедлительно последовала и жесткая критика картины в печати, а затем и преследования со стороны властей. Гвоздь был здесь в идеологической подкладке, «вредной» тенденции картины, которую мгновенно уловила реакционная критика. Мараны были названы «кучкой преступников», обманывающих «испанское христианское правительство». Мало того, президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович отменил решение о покупке «Маранов» как произведения «антихристианского».Какова же дальнейшая судьба главной картины Маймона? В 1904 году «Мараны» экспонировались на международной выставке в Сент-Луисе (США), а затем, признавался художник, его «любимая работа исчезла навсегда». Долгое время картина считалась безвозвратно утерянной. Но если правда, что рукописи не горят, то не обращаются в тлен и произведения искусства. Совсем недавно картина «Мараны» была найдена в Нью-Йорке, в одном из еврейских домов для престарелых. Американский искусствовед Муся Гланц, обнаружившая эту бесценную находку, увидела здесь закрывавшую почти всю стену картину размером 9 на 16 футов. «Слои пыли, покрывавшие ее много лет, — рассказывает она, — не смогли скрыть ее выразительности и глубокого смысла... Чем дольше я смотрела на картину, тем сильнее я чувствовала великую силу искусства, которая способна соединять времена, страны и народы».Исследователь скрупулезно прослеживает путь «Маранов» из мастерской художника в Петербурге до дома престарелых в Нью-Йорке, историю пропажи картины и ее новое обретение. Вдаваться в детали мы не будем, скажем только, что в историю эту вовлечено большое число людей, событий и мест. Хотя многие вопросы все еще остаются без ответа и требуют дальнейших разысканий.Закончим наш рассказ стихами юного Самуила Маршака о старике-маране на праздновании Песаха, твердом в вере и непоколебимом, как храбрый победоносный воитель:

Могучий и смелый, лишь он не дрожал,И встал он пророкомВ молчаньи глубокомИ взором окинул подвал.И тихо он начал: «Рабами мы были!»Но в темной могиле, в подвале немомМы гордо повторим:«Мы были, мы были!Теперь мы тяжелое время забыли —И дышим своим торжеством!»Лев БЕРДНИКОВ, США

www.alefmagazine.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта