9 известных картин, которые могут быть иллюстрацией болезни. Боль картина
Выражение боли как источник красоты в искусстве
Выражение боли как источник красоты в искусстве
У многих художников желание рисовать неизбежно рождается в потребности описать красоту, выразить событие или эмоцию в позитивном свете.Тем не менее, многие другие, такие непохожие друг на друга как Сальвадор Дали, Франсиско Гойя и братья Чэпмен, находят вдохновение в гораздо более темном источнике – в боли.
Живопись является идеальным способом выражения эмоций, как негативных, так и позитивных, хоть зачастую именно негативные мысли остаются отпечатанными в нашей памяти, тем мощным, агрессивным и порой болезненным грузом, который мы храним в душе.
Психические заболевания и польза искусства
В 21-ов веке искусство, наконец, получило официальное признание как успешная форма терапии при таких опасных психических состояниях как депрессия и зависимость. Совсем не удивительно, что процесс создания форм искусства и применение рисования для выражения эмоций вызывает такой терапевтический эффект. Способность выражать эмоциональную боль невербальными способами – это процесс катарсиса и люди, прошедшие программу арт-терапии, зачастую говорят, что у них словно камень с плеч свалился. Они также ощущают удовлетворение от создания чего-то позитивного и постоянного из своих отрицательных эмоций.
Многие знаменитые художники тоже использовали искусство как способ освободиться от пыток своего разума. Известным примером, конечно же, является Ван Гог, чьи отчетливые, тяжелые мазки кистью и сильно загнутые завитки краски были уже много раз подвергнуты скрупулезному анализу. Он был художником, который продолжал рисовать всю свою жизнь, даже во время пребывании в больнице для душевнобольных в Арле.
Подобным образом и Эдвард Мунк выражал свое душевное состояние особенным способом на холсте, как можно увидеть по его знаменитой работе «Крик». Сам художник так это прокомментировал «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Физическая боль, выраженная в искусстве
Боль в искусстве не ограничивается лишь эмоциональной сферой. Многие художники с помощью творчества передавали свои физические чувства, а также чтобы продемонстрировать нестерпимость своей боли более эффективно, чем просто словами. Гюстав Курбе, например, зная о своей приближающейся смерти (результат повреждения печени из-за пьянства) неоднократно использовал этот мотив в своих работах в виде форели «пойманной на крючок и истекающей кровью» чтобы выразить свое физическое состояние. Поздние картины Эдуарда Мане приобретают более темный оттенок, после того как он узнал о своей неизлечимой болезни (в данном случае это был сифилис) – это можно увидеть на его несколько жутковатой картине «Бар в Фоли-Бержер», где барменша в этом печально известном как притон проституток месте с сардоническим выражением лица смело обращена к клиенту, а ноги акробата непрочно свисают в воздухе.
Возможно, более очевидными были работы Фриды Кало, боль которой заметна в большинстве картин. После тяжелого ранения в автомобильной аварии, физические мучения стали каждодневным бременем художницы и она часто обращается к этой теме в своем творчестве. Пример тому – картина «Сломанная колонна», где она изобразила себя в прямом смысле пронзенной сломанной колонной, скрепленной множеством гвоздей и нелепых скоб.
Боль как мотивация для искусства
Как показывает история, душевная и физическая боль может не только не оказаться помехой для искусства, но даже стать источником вдохновения. Конечно, в идеальном мире художник был бы свободен от бремени, страдания и боли, но в реальности в тот или иной момент своей жизни вы будете испытывать негативные эмоции.
Вместо того, чтобы их игнорировать, рассматривайте их как идеальный шанс схватить кисть и создать что-то мощное и эмоциональное. В конце концов, это один из самых прекрасных аспектов искусства и других форм творчества – возможность из негатива создать великую красоту.
По материалам www.finearttips.com
Posted on 4 апреля 2014 | By vlad | Комментариев нет | Posted in Мастера | Tags: известные художники
painting.eds.co.ua
Изображения и картинки про боль в душе
Боль в душе — частая проблема, которая знакома многим. Она чаще всего появляется, когда любовь была невзаимной, произошла большая утрата и другие причины. Мы подготовили для вас грустные и жизненные картинки про боль в душе и сердце.
Для того, чтобы скачать картинку, нужно нажать на неё ПКМ и выбрать пункт меню «Сохранить как…»
Затем при помощи дата-кабеля, Bluetooth или инфракрасного порта загрузите её себе на телефон.
Смотрите также — Картинки на аву пустота в душе — со смыслом, красивые, интересные
pristor.ru
"ЗУБНАЯ БОЛЬ" В ЖИВОПИСИ
Электрический стул был изобретен стоматологом, хотя он и не предназначен для казни, а лишь удобен для пациента и врача в процессе лечении зубов, но каждый, садящийся в это кресло всё же испытывает некое волнение, а иные и ужас перед ожиданием возможной, ну, не казни, а боли...
Бормашина была, наверное, изобретена испанскими инквизиторами (Забавная стоматология). Невольно поверишь в эту шутку, перечитав комментарии к показанным картинам ...
(Эти две фразы, взятые в качестве эпиграфа, почерпнуты из распространённого сборника изречений под названием "Забавная стоматология").
*** Проблемы с зубами и их преодоление у людей были всегда. Начинались они в пещерах наших древних пращуров, что красочно показал неизвестный мне живописец на этой случайно попавшейся в Интернете картине ..
Рис 1. ПЕЩЕРНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ.
Вряд ли станет известным имя человека, которого можно назвать первым стоматологом, как и первым хирургом или вообще врачом, ибо оно затерялось в веках, не имеет документального подтверждения и никогда не станет известным. Первым из многих предполагаемых, очевидно, был первобытный человек, удачно выбивший больной зуб, вытащивший из тела щепку или стрелу лука, смазавший рану слюной, а позднее -. соком найденного случайно растения, облегчившего страдание
Первыми "стоматологами" были этруски. Они, якобы, вырезали искусственные зубы из зубов различных млекопитающих Уже в 7 веке до н.э. А до того, как в 19 веке была создана технология изготовления искусственных керамических зубов, в качестве материала для зубных протезов использовались зубы солдат, павших на поле сражения. И после гражданской войны в США английские стоматологи получали целые бочки этих «трансплантатов» ... В любом варианте к таким зубам подходит юмор из Забавной стоматологии: - "Зубы болели редко, так как были вставные" .
Тут же я должен показать вам карикатурную картину, оставившую у меня довольно неприятное, даже отталкивающее впечатление. Художник Томас Роуландсон показал на ней эпизод из практики модного дантиста, который в угоду нуворишам пересаживает им зубы, только что взятые у детей. Чем-то этот сюжет, более чем двухвековой давности, напоминает современную криминальную практику покупки-продажи органов для трансплантации у неимущих ...
Рис 2. «Практика модного дантиста». Томас Роуландсон. Здоровые зубы удалены у бедных детей, чтобы создать протезы для богатых. Цветная гравюра 1787-1790.
На сумбурной разноцветной, почти лубочной, картине довольно схематично представлена мизансцена работы дантиста, манипулирующего у головы чёрного субъекта (фантома ?) в присутствии пациентов, обсуждающих саму манипуляцию или возможные фасоны и виды пересаженных зубов, при этом разглядывая друг у друга новые зубы и рекламные картинки. В стороне стоят двое плачущих детей после. взятия у них зубов.
По средневековым поверьям зуб мертвеца приносил удачу . Эту идею для создания очередной жуткой картины не мог не подхватить великий испанский художник Франсиско Гойя, в сюжетах которого встречаются сцены ещё более страшные и жестокие. Эта репродукция или фотография картины, очевидно, переснятая из альбома его рисунков.
Рис 3. Женщина прикрывает глаза, она крадет зубы повешенного . Акватинта с травлением Ф . Гойи. 1797 (Франсиско Гойя у Lucientes).
На картине видно, как объятая ужасом женщина, отвернув и закрыв лицо платком от ещё висящего в петле мертвеца, пытается пальцами вытащить из его рта зуб. Руки повешенного связаны, так что он «мешать» ей не станет. Не хотелось бы огорчать читателя показом такой картины. Но автор её заслуживает исключения.
Предварим дальнейший анализ живописи о зубоврачевании портретом Святой Аполлонии - христианской покровительницы всех страдающих зубной болью и врачей-стоматологов. Согласно легенде, можно уменьшить зубную боль, стоит только произнести или упомянуть в молитве её имя ...
Рис 4. «СВЯТАЯ АПОЛЛОНИЯ». (Карло Дольчи, Санкт Аполлония, 1670 с)О её мученическом пути к этому высокому признанию сложены легенды и даже существует живописное полотно французского художника Жана Фуке, атрибутами которого является масса надуманных артефактов, очевидно для большего впечатления ...
Рис 5. Жан Фуке «Мученичество Святой Аполлонии ». XV в Франция.
С «ужасом» показываю читателям картину истязаний Аполлонии во благо зубоврачевания. Не зря все мы страшимся процедуры лечения зубов, хотя эта картина совершенно не соответствует нашим сегодняшним представлениям о ней. Зачем повязали молодую рыжеволосую женщину по рукам и ногам, да ещё так крепко? Какие показания для вырывания у неё зуба такими грубыми и длинными щипцами? Причём для фиксации головы один из «лекарей» или экзекуторов тянет её за рыжую косу или собранные в пучок волосы ... И всё это сопровождается церковными напутствиями. Лицо страдалицы не прорисовано, что гасит впечатление об её страданиях ... Картина скорее напоминает расправу над рыжеволосой ведьмой, которое было так распространено в средневековье в Европе, а не целенаправленное зубоврачевание. Хотя картина названа соответственно тому, что видит зритель, но никак не соответствует древней легенде. Римский историк Евсевий Памфил описал совершенно иную картину: - «Язычники схватили также Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; . устроили за городом костёр и грозили сжечь её живьём, если она заодно с ними не произнесёт кощунственных возгласов с отказом от Христа. Она не стала унижаться и, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела ».А произошло это 9 февраля 249 года, а в 300-м году она была канонизирована как святая великомученица и признана покровительницей зубных врачей. В день её почитания католической церковью - 9 февраля во всем мире отмечается День стоматолога.
Рисованные упоминания о болезнях зубов есть и в древних китайских, и японских миниатюрах, офортах, в иллюстрациях арабов с упоминанием в Коране, а в греческих трудах имеются даже целые тома, посвященные болезням зубов и лечению зубов с рисунками.
Рис 6. Конец XVIII в. Рис 7. Турецкая миниатюра Страницы из рукописной книги - "Исламская миниатюрная живопись".
Стоматолог удаляет больному зуб. Даже на этом примитивном рисунке удаления зуба у пациента, сидящего на полу балкона или у раскрытого окна, производится теми же традиционными щипцами. Здесь уже можно заметить страдальческое выражение лица, сдерживающий боль жест его левой руки, сжимающей согнутую ногу, и вытянутую непроизвольно правую, как бы желая оттолкнуть лекаря.
В первоисточнике вокруг миниатюры размещалась цитата из Корана, в которой врачу объясняется, как нужно относиться к пациенту.
На второй миниатюре турецкого художника, нарисованной на листке очень старой бумаги, показана оригинально воплощённая восточная уловка в их позах, облегчающая удаление зуба.
Рис 8. 1880 г., Япония. Раскрашенная гравюра на дереве.
Стоя на коленях, как это принято в Японии, стоматолог удаляет пациентке передний зуб. Возле них на рисовой бумаге лежат деревянные протезы.
А ниже -. Найденное единственное восточное полотно со сценой работы уличного цирюльника. Лечение не всех присутствующих интересует, но более любопытные с вниманием, но без ажиотажа его воспринимают. Только почти лысый брадобрей сосредоточен на своих манипуляциях во рту пациента, который смиренно держит миску под подбородком. .. Рис 9. Уличный цирюльник на востоке. 1694 год. (Автор не указан)***
В Европе в Средневековье и даже позже, в 19 веке, больные зубы, не поддававшиеся лечению, удаляли. Но не медики, а простые брадобреи, ловко владевшие инструментами, и потому уже именовались зубоврачевателями. Либо, по-простому, - зубодёрами ...
Рис 10. XIX в. Филиппо Палиции. Карикатура на зубодёра. Акварель. 1584 г. Италия, офорт
Врач-шарлатан демонстрирует публике на карнавале, как следует из подписи на рисунке, «безболезненно удалять зуб», включая челюсть. Челюсть в руках лекаря не бутафорская, а от животного, а на лице страдальца отражена эта «безболезненная» операция ...** *
Рис 11 Ещё один цветной рисунок о европейском зубоврачевании из средневековой книги .. Здесь уже можно различать выражение лиц лекаря - (всё теми же "слесарными" щипцами) внимательное и напряжённое при удалении зуба, и страдальческое, молящее о помощи свыше, судя по направлению взгляда к небесам, у пациента.
***
Рис 12. Позднее средневековье, Германия. Акварель. Иллюстрация из трактата по медицине. Практикующий врач удаляет зуб пациенту, а сестра ему ассистирует. Застывшие статические кукольные позы, а не живая картина художника...
***
В России в связи с ее чрезвычайной отсталостью медицинская наука о лечении зубов пришла с опозданием и внедрялась с трудом. Предметом для изображения процедуры лечения художниками, послужили трагикомические сцены их удаления. А.П. Чехов непреминул воспользоваться сюжетом для юмористического рассказа «Хирургия».
Рис 13. 1889 г., Россия, литография. (По рассказу А. П. Чехова «Хирургия»)Причитания пациента при удалении зуба: «Батюшки, отцы родные, помилосердствуйте ! Втрое заплачу ! Только пустите ! Собирается меня убить! И зуб уже перестал болеть. Отец диакон велели водку с хреном прикладывать. Не помогло Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост... ».
На всех приведенных мною картинках лечение зубов показано в связи с ужасающими по величине и форме клещами. Они и сейчас демонстрируются (хотя и в уменьшенном виде) почти на всех карикатурах для придания им весомости и надёжности в лечении зубов, которые, как известно из анатомии, прочно посажены в лунках челюстей и для их удаления необходимо приложить силу или применить более современный инструментарий. Плюс, конечно, обезболивание, несмотря на которое почти все (если не все) пациенты страшатся визитов к стоматологам.
Анализируя представленные далее живописные полотна, в той или иной мере связанные с зубоврачеванием, невольно понимаешь, что преобладает в их сюжетах и персонажах (врачах и пациентах) юмористический компонент. Так уж издавна повелось, что к врачам, которые порой спасают жизни или уменьшают страдания, художники почему-то подходят с улыбкой, утрируя изображаемые картины, гиперболизируя показные страдания и лечения, критикуя шарлатанов от медицины, создавая артистические сцены, где врачи выступают в роли актёров, демонстрируя своё мастерство.
Рассмотрим несколько картин на заданную тему:
Рис 14. Ян Миенс Моленар Дантист 1629 г. ( Miense Molenaer , 1610-1668). Нидерландский художник и график эпохи барокко, писал преимущественно жанровые полотна со сценками из деревенской и крестьянской жизни.
На картине можно рассмотреть, как в тёмном помещении, в присутствии молодой улыбающейся женщины, с игривым любопытством наблюдающей за действиями, не очень уверенный и понимающий патологию эскулап пытается найти причину зубной боли. Это видно из его сосредоточенного взгляда в раскрытый расставленными пальцами обеих рук рот пациента, который с ужасом в глазах ожидает установления и устранения причины боли. Правая рука страдальца рефлекторно отведена, пальцы судорожно сжаты в кулак, что хорошо заметно из-за их побелевших фаланг. Но приходится терпеть...
***
Рис 15 Удаление зуба . Оператор извлечения зуба/1600-1699 По:. Теодор Rombouts.Теодор Ромбоутс (нидерл. Theodoor Ромбоутса), (1597-1637) . Южнонидерландский (фламандский) живописец Ромбоутс подражал Микеланджело да Караваджо.
Автор показывает одного из лекарей, не ведающих сомнений и боязни. На полотне изображен «зубодёр», запустивший палец в рот пациенту, причём, не глядя, а находясь больше в контакте со зрителями, как в театре ...
Рис 16 «УДАЛЕНИЕ ЗУБА» Микеланджело Меризи да Караваджо. (итал. Микеланджело Меризи да Караваджо;. 1571 - 610)
И что же там показано . Снова шутовская картина разыгрываемой сцены удаления зуба на публику ... Все, или почти все, веселы, увлечены представлением, внимательно смотрят на работу «зубодёра» Последний стоит за спиной пациента, всунув клещи или щипцы в рот, возможно, ухватив ими больной зуб, не глядя на пациента и не прислушиваясь к стенаниям из его широко раскрытого рта. Этап ли это процедуры или поза, как сцена для фотографирования, если бы тогда были уже изобретены фотокамеры ...
Хотя застывшая физиономия пациента, ожидающего боль в момент тракции и поднятой рукой с расставленными в ужасе пальцами, заставляет верить в реальность удаления зуба. Мастер своего дела! Артист! так и хочется сказать. Вряд ли можно в такое поверить. Так что и Караваджо, возможно, тоже нас разыграл ...
***
Лукас ван Лейден, Лука Лейденский , Лукас Хюйгенс (нидерл. Лукас ван Лейден) (1494-1533), голландский живописец и гравёр, создал в 1523 году чёрно-белую гравюру, а художник Ян (Пан) фон Лис, тоже художник из Нидерландов, через сто лет написал цветную картину по этой гравюре. На картине показана иллюстрация из средневекового трактата по медицине, где, судя по описанию и просмотру, зубной врач удаляет зуб пациенту.
Рис 17. Ян Лис. «Зубной врач осматривает крестьянина». Около 1620 г. (По гравюре Лукаса ван Лейдена 1523 год.). Государственный музей. Амстердам, Голландия).То, что это лекарь свидетельствуют разложенные на столе инструменты, мало напоминающие зубоврачебные и нет никаких признаков асептики. Впрочем, это начало ХV11 века. Процедура осмотра почему-то проводится стоя. Лицо больного сосредоточено на ощущениях, вызванных осмотром врача, в ожидании возможной боли. Об этом свидетельствует и напряжённая рука, подготовленная к тому, чтобы остановить действия руки лекаря. Лицо последнего сосредоточено на изучении патологии при осмотре полости рта пациента. А в это время сестра либо просто помощница, успевает ещё залезть рукой в карман пациенту, которому сейчас не до неё ... В общем, каждый занят своими делами ...
***
Рис 18. ХОНТХОРСТ ГЕРРИТ ВАН, «Вырывание зуба». 1628.Утрехт, 1590-1656. Приобретена в 1930 г.
На картине голландского художника ХV11 века Геррита ван Хонтхорста также показана сцена вырывания зуба у бородатого крестьянина таким же бородатым, но лысым улыбающимся лекарем, возможно местным «умельцем», поднаторевшим в этом виде врачевания ... Страдалец, воздев глаза кверху и покорно раскрыв рот, невольно пытается защититься согнутой в локте с растопыренными пальцами рукой от возможной боли. Присутствующие местные жители, зашедшие по пути на рынок либо возвращающиеся с покупками в корзинах, с нескрываемым любопытством наблюдают чудодействия целителя, уверенного в своих проверенных практикой движениях ...
С этими картинами перекликается полотно тоже голландского художника Адриана Яна ван Остаде. На картине показано вырывание зуба парикмахером, что следует из подписи под ней.Рис 19. Адриан Ян ван Остаде «Извлечение парикмахером зуба».
1630-35 г.г. Обстановка типичная для жанровой сценки, так часто разыгрываемых на холстах голландскими художниками (Адриан Браувер, Ян Стен и др.). В парикмахерской, одной из жилых комнат крестьянского или небогатого городского дома, хозяин, выступающий в роли зубного врача, ничто же сумняшеся, выполняет эту процедуру. Пациент с широко расставленными для усидчивости ногами и разведенными руками в напряжении, ожидая или противодействуя боли, не может двигать головой, крепко обхваченной рукой лекаря. Второй рукой парикмахер привычно удаляет щипцами больной зуб. Подмастерье - пацан с полотенцем, перекинутым через плечо, готов ухватить руку пациента , если тот не сможет удержать её и захочет помешать врачевателю. Как всегда есть любопытные зрители, среди которых, возможно, и следующий пациент, искренне сочувствующий и надеющийся на благоприятный исход операции ... Рис 20. «УДАЛЕНИЕ ЗУБА». 1630-35 г . г. Геррит (Герард) Доу 1613-1675). (Геррит Доу, "Добыча" зубов. 1630-35 г.г.) .Голландский художник эпохи Барокко, представитель бытового жанра. Рисовал кухарок, торговок, врачей или музыкантов. Сын художника по стеклу, обучался гравюре. Будучи соседом Рембрандта, часто бывал в его мастерской, где считался одним из лучших учеников. На картине виден усатый лекарь в чёрной шапочке типа ермолки в своём кабинете, где на столе стоит череп, признак профессии. В одиночестве без помощников и зрителей он удаляет молодому мужчине зуб. Захватив левой кистью голову под челюсть и прижав её к краю спинки или к себе, правой рукой со щипцами уже меньшего размера, чем у его предшественников, удаляет больной зуб. Лицо немолодого эскулапа спокойно, сосредоточено. Лицо и всё тело пациента напряжены из-за переносимой или ожидаемой боли. Кожа на лице слегка покраснела, глаза устремлены кверху, рот раскрыт рукой врача или усилиями самого больного, ибо других вариантов нет. Руки прижаты к груди, а левая нога напряглась в вытянутом естественном для данных обстоятельств положении, как бы помогая и создавая опору.
Художник Геррит Доу повторил свой сюжет лечения зубной боли, но в совершенно другой манере на черно-белом полотне.Рис 21. «ЗУБНОЙ ВРАЧ».
Геррит Доу.На этой, более театрализованной картине, размещённой в окне с отдёрнутой шторой, напоминающей раздвинутый занавес, как на сцене, выступает довольная и улыбающаяся врач-женщина (являющаяся исключением среди почти всех мужчин на всех картинах, найденных мною), торжественно показывающая зажатый в пальцах удалённый зуб ... Над тазом, зажимая пальцем место удалённого зуба пока не остановится кровотечение, наклонена мальчишечья голова со страдальческим выражением лица. Шляпа юного пациента накрыта его левой кистью, но он её "пощадил" и не примял даже испытывая боль... Рука целительницы покоится на голове юного пациента, как чисто женский успокаивающий жест, и в знак очередной победы над мучившей его болью.
***
Одна из самых распространённых в галереях и сюжетных примерах картин о зубных врачах принадлежит голландскому художнику Яну Стену. Не знаю, почему лекарь, удаляющий зуб у юноши, наречён «шарлатаном» , но выглядит эта сцена, действительно, не очень по-врачебному. Скорее, как пытка, хотя «пытаемый» не скован и не пытается удрать, освободиться, а лишь страдает от боли, старается не двигать головой, но дёргает ногами и крепко сжимает в . кулаке левую кисть . Его лицо выражает страдание и ожидание боли . С этим чувством знакомы все кому, когда-либо, удаляли зубы. Хоть боль то мгновенная, но её предчувствие - мучительно И тревожно. И удаляет этот эскулап зуб, наверняка, без должного обезболивания, хотя на бочке с настилом - столом, стоят склянки с возможным противоболевым снадобьем, которым он, возможно, смазал предварительно область операции.Рис 22. Ян Стеен. «ЗУБНОЙ ЛЕКАРЬ» или «ШАРЛАТАН», 1651г. Сер. XVII век. Голландия.
По привычному шаблону одеяний того времени, Ян Стен облачает врача в накинутый на одно плечо коричневый плащ с несвежим, но ещё белеющим воротничком. Он в чёрной шляпе с высокой конической тульёй, какие тогда, по-видимому, носили в Голландии. На его шее видна цепь с медальоном. Рукава плотной широкой светлой сорочки с мелким узором заканчиваются более светлыми манжетами, возможно кружевными. В правой руке он держит пинцет или зажим, которым уже захватил зуб и приготовился его выдёргивать. Левая рука как бы с открытой «лодочкой» кистью то ли для охвата подбородка, чтоб не дёрнулась голова в момент удаления зуба, то ли приготовилась принять удалённый зуб. Лицо сосредоточено и серьёзно.
Вы только всмотритесь в лица и позы собравшихся плотным кольцом вокруг людей. Спиной к нам в красной подпоясанной рубахе, в непомерно большой для него шляпе, с обручем в одной руке и палочкой-погонялкой -в другой, стоит паренёк . Недвижим, как изваяние . Лица его мы не видим, но представляем выражение ужаса или любопытства на нем. О весёлом предвкушении забавного фокуса говорит лицо девочки в коричневом платье, склонившейся всем корпусом и наклонившей головку, чтобы лучше разглядеть невиданные раньше ею подробности действа, совершаемого этим заезжим доктором. Стоящая слева женщина , может быть мать пациента или его бабушка в коричневом платке и корзиной на согнутом локте, с ужасом и состраданием, сжав судорожно переплетённые пальцы рук, наблюдает процесс лечения и ждёт его благополучного конца, шепча молитву. Вообще, детские лица вокруг с менее трагичными, даже весёлыми любопытными взглядами, а у крестьян они, напротив, сосредоточены, серьёзны и внимательны.
Целый цикл работ, посвященных теме зубоврачевания, существует у голландского художника Яна Викторса. Наиболее известна из них картина "Дантист с посетителями". Ещё известны три его картины «Зубодёр», «Брадобрей» и Рыночная сцена ».
Рис 23. На всех перечисленных картинах , действие в виде театрализованного представления (балагана) в одном месте, на одной и той же площади, примерно в одной и той же обстановке. Несколько изменены действующие лица, но смысл один и тот же: лечение зубов в тот период было процедурой прилюдной, из этого делали своеобразное шоу.Врач в красном колпаке склонился над пациентом, глаза которого закрыты полоской ткани, которую за его головой держит ассистент. Поза человека, решившегося лечить больной зуб, выражает ужас и ожидание боли. Руки подняты, согнуты в локтях, ладони сомкнуты в кулак, рот открыт, возможно, при крике или стонах, возможно, только ещё в ожидании процедуры ...
Зрители заняли свои места вокруг стола. У тележки с овощами или фруктами сидит продавец и внимательно следит за действом. А стоящая за врачом дама, возможно жена доктора, комментирует сцену врачевания или проводит рекламную акцию ...
Следующая живописная сцена действий очередного зубного врача также больше смахивает на театральное представление.
Рис 24 «ЗУБНОЙ ВРАЧ» (Ок. 1746-1752) Пьетро Лонги [Пьетро Фалька] (1702 - 1785).
Зубной врач типичным цирковым или театральным жестом показывает результат «фокуса» по извлечению зуба у рыдающего ниже пациента, зажимающего платком ещё кровоточащий рот. Присутствующие не только смотрят с увлечением или с сочувствием всю процедуру лечения, но тут же живо её и обсуждают. Иные рукоплещут и приветствуют эффектный результат лечения ...
Почти та же мизансцена успешного лечения зубной боли разыграна на картине другого итальянского художника примерно того же периода. 25 «ЗУБОДЁР», 1754 Тьеполо Джованни Доменико, (1727-1804) Венеция ... В коллекции графа Альгаротти 1779 г;. .. в Лувр передана по завещанию в 1938 г. Почти «кардинальным» отличием показанного действа от предыдущего можно считать изменение пола пациента. На сей раз после удаления демонстрируемого зуба является женщина, закрывшая лицо платком. А некоторые зрители отвернулись от показа трофея доктора. Но он, торжествуя, призывает всех вырывать зубы именно у него ...Рис 26. Роберт Дигтон Деревенские зубовырыватели. 1784. Кельн.
На картине, об авторе которой сведений я не нашёл, действительно показан деревенский пейзаж в окне и весёлый балаган с так называемым лечением зубов у «зубовырывателя», как свидетельствует подпись под картиной. Помимо присутствия, подглядывания через окно соседки, улыбок зрителей, над всеми ещё поднят какой-то знак, напоминающий подкову, возможно на счастье, на удачу. Всё это напоминает балаган, хоть билеты продавай на очередное представление. Обращают на себя внимание два противостоящих лица: серьёзное раздумчивое лекаря и испуганное пациентки, голова которой фиксирована дюжими руками сельского помощника «зубодёра». Картина чёрно-белая, схематичная и поэтому выявить более чёткие чувства и эмоции участников невозможно.
Рис 27. «Лекарь, извлекающий зуб у пациента». Худ. Луис-Леопольд Бойли. 1761-1845. Конец XVIII - начало XIX в.
На картине французский художник Луис - Леопольд Бойли показал истинное безыскусственное страдание пациента от боли при удалении у него зуба . Динамичность и реальность картины вызывает сочувствие больному и понимание решимости действий врача, направленной на избавление пациента от боли. Лицо врача напряжено, видны морщины, отражающие мимику и сосредоточенность. Кисть руки крепко сжимает бранши щипцов, чтобы они не соскочили с уверенно охваченного ими зуба. Он даже приоткрыл рот, невольно повторяя пациента. Последний держится изо всех сил. Прикрыв глаза, с безумным от боли взглядом, с неимоверным страданием на лице, пациент судорожно вцепился обеими руками в покрывающие его накидки, желая от них поскорее избавиться. Очень демонстративное и реалистичное полотно в отличие от раннее показанных инсценировок...
***
Еще в 15 в. профессор медицины Платеариус из Пизы рекомендовал располагать больного в кресле, эта практика не получила широкого распространения вплоть до начала 18 века. Доктор Фаушард позднее писал, что пациента необходимо усаживать в устойчивое, удобное кресло, спинка которого должна быть изготовлена из конского волоса или с мягкой подушкой, которую необходимо располагать соответственно телосложению пациента и дантиста ». (Наталья Авшарова. 2007).
Чтобы передохнуть от жутких сцен вырывания зубов щипцами, практиковавшимся всё средневековье во всех странах, мне хочется представить читателя две «весёлые» карикатуры, на которых показан сюжет с применением роторасширителя и иной метод удаления зубов с помощью «нитки» или жилы как петли на удаляемом зубе. Правда, не всякий читатель улыбнётся, а только тот, кто не испытывал никогда прежде никаких зубовных страданий ... А кто с ними знаком, отвернётся и не исключено, что даже выразит своё недовольство «неуместными шуточками» от автора ...
Рис28.
А На ВТОРОЙ -. удаление больных зубов с помощью нитки . Не так давно, а возможно и сейчас применялось и применяется народными лекарями просто доброхотами, соседями или друзьями, в домашних условиях Особенно, если зуб уже шатается и готов к экстракции. Например, молочные у детей . Рис 29. «ОСТРАЯ БОЛЬ» 1810 . г, по Edw. Орм. Лондон.
***
При посещении дедушки, возможно зубного врача, что в названии картины не уточняется, а другие комментарии к ней вообще отсутствуют, дети с опаской смотрят на добродушного старичка, протягивающего руку, приглашая подойти с вопросом - не болят ли зубки? Хотя видно, что щека у девочки перевязана, и она боится ..., .
Рис 30 «Посещение дедушки».(«В гостях у деда»). Феликс Шлезингер (1833-1910). Немецкий (прусский) художник. Рисовал преимущественно картины с детьми.
Детей любил рисовать и художник Эдвард Роберт Хьюз (1851 - 1914), английский художник , слыл амбициозным перфекционистом. Его работы можно увидеть во многих государственных коллекциях музеев и галерей Бэдфорда, Кембриджа и др .
Рис 31 «ПЕРВЫЙ ВИЗИТ К. СТОМАТОЛОГУ ». 1866. Эдвард Хьюз (1832-1908) .Частная коллекция. На картине посещения стоматолога отражён добрый юмор художника. «Страшные» инструменты доктор с улыбкой прячет за спину или в фартук. Лицо ребёнка серьёзное, бледное испуганное. Мама пытается е утешить и уговаривает не бояться доктора. Мол, он только посмотрит, почему болит зубик ...
Врачевание больных зубов у деревенской целительницы-знахарки показал на своей картине народный художник РСФСР Василий Мешков. Пожалуй, это единственная картина русского живописца, кроме нескольких карикатур И иллюстраций к. рассказу А.П. Чехова, которые посвящены зубной боли ... Странная закономерность русской художественной школы ...
Рис 32. «Зубоврачевание». 1891. Мешков Василий Никитич (1867-1946). Советский живописец и график. Народный Художник РСФСР. Третьяковская галерея, Москва. Автор полотна из семьи священника. Занимался иконописью. Затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Позднее сам преподавал в ней. Одним из его учителей был художник В. Д. Поленов.Скромный сюжет представлен стоящим мужчиной с перевязанным, как обычно при флюсах лицом, даёт осмотреть свои зубы народной целительнице или местной знахарке, судя по её деревенской одежде ... Целительница своими умелыми или опытными руками помогает пошире раскрыть рот, отворачивает губу или щеку. Пациент, возможно, сам художник с измученным бледным после бессонно ночи лицом, покорно терпит обследование в надежде на исцеление. На его профессию или увлечение указывают картины на стене и лист бумаги с кистями и красками(?) на столе. Вся процедура осмотра и лечения проходит стоя ...
Наконец-то, как мы с Вами увидим, удобное или многофункциональное стоматологическое кресло появилось лишь в наше время на картине американской художницы - Ли Дубин «ЗУБНАЯ КЛИНИКА», Ли Дубин. Зубоврачебный кабинет, из цикла её ностальгических картин о Викторианской эпохе ( 1837 - 1901).Рис 33 стоматолога Офис Ли Дубин -.
. ностальгические искусства . 2010 год Наконец-то мы видим кресло для пациента в кабинете стоматолога. Современная американская Художница Ли Дубин родилась в Калифорнии, пишет акварелью, маслом и пастелью, также создает литографии и гравюры. О себе она рассказывает: «Я рисовала с тех пор, как могла держать кисть. Я всегда хотела быть только художником ». Автор пытается проникнуться духом и привлечь зрителя к пониманию, ощущению атмосферы того времени. Эту девочку с перевязанным заплаканным личиком усадили для отвлечения и успокоения в стоматологическое кресло добрый доктор и миловидная сестричка, готовящиеся к её осмотру ... И больше никаких кресел на картинах о лечении зубной боли мы не увидим ... Этой же художницы принадлежит картина, воссоздающая портрет ассистентки и обстановку работы стоматологов в современном кабинете.Рис 34.
Офис Ли Дубин дантиста. Сальваторе Indiviglia Ассистент стоматолога. акварель, 1961 Сальваторе Indiviglia Ассистент стоматолога. Акварель, 1961 * ** Грустная чисто жанровая сцена ожидания пациентов в приёмной зубного врача не может не создать у зрителя тягостную и унылую атмосферу страдальцев ... Рис35. Абель Панн. 1910. «Ожидание стоматолога». Абель Панн (Авва Pfeffermann (1883-1963). Родился в Латвии или в Kreslawka, Витебск , Беларусь . Европейский еврейский художник, который провел большую Часть своей взрослой Жизни в Иерусалиме . В 1898 ГОДУ ОН отправился в Одессу , где был принят в Академию художеств. В 1903 ГОДУ в Кишиневе документально нарисовал пережитый ИМ погром . Эти рисунки способствовали его становлению в качестве художника, отображавшего хронику еврейской истории. В 1903 году, он переехал в Париж, Где ОН снимал КОМНАТЫ в Ля Руш , ГДЕ Жили некогда Модильяни , Шагал, Хаим Сутин И Другие Еврейские художники. Панн учился ВО Французской Академии у Бугро . Ну, и закончить мне хочется своё анализ "зубной боли", отражённый на картинах многих художников, значительно чаще, чем иная патология, улыбкой в кабинете стоматолога: Рис 36. «РОМАНТИКА» Роман с дантистом 2001 г. Художник Владимир Худобко. Карикатура.Это ухищрения молодого зубного врача, конечно, женщины, стоящей со щипцами рядом с ничего не подозревающим (шутка, более подходящая для ребёнка) пациентом-ловеласом, приготовившим для врача-дамы цветочек ... Он не ведает, что его ждёт! Но она его излечит от зубной боли. А это - главное...
И как же в конце не процитировать "Оду к зубной боли" Роберта Бёрнса в переводе Самуили Маршака:
"...О дух раздора и войны,Что носит имя сатаныИ был низвергнут с вышиныЗа своеволье,Казни врагов моей страныЗубною болью!
***Проводя анализ изображений пациентов, страдающих зубной болью, и врачей, лечащих их, в живописи можно отметить следующие закономерности или тенденции по времени написания полотен и по происхождению авторов этих картин, созданных художниками разных стран и континентов.
Общей тенденцией является юмор, привнесенный в рисунки во все времена и для всех авторов. Хотя, некоторые редкие художники, изображали и натуралистические картины «жуткого» содержания. Все восточные миниатюры тоже в шутливом тоне показывали врачевание зубов. Больших полотен среди них, какими характеризуется средневековье на Западе, мне найти не удалось. Зато голландские, итальянские и реже французские и английские художники заполнили галереи большим числом полотен с изображением шарлатанов - зубодёров .Русские художники в этих сюжетах явно отстают и можно назвать единичные картины о зубных врачах, появившиеся в конце 18 и начале 19 веков И даже позже. Современные картины, хоть и не теряют карикатурность в изображении зубных врачей и пациентов, но в них всё же видна тенденция к реалистичности и более серьёзному подходу.www.andersval.nl
Известные картины, которые иллюстрируют болезни души и тела
Художники располагают множеством средств, чтобы вызвать различные чувства, но не каждому дано передать ощущения человека, который болен. Следующие картины являются хорошей иллюстрацией того, как медицинская патология отражается на человеческом облике и внутреннем состоянии.
Портреты Уильяма Утермолена До и после Альцгеймера
1. Болезнь Альцгеймера
Автопортреты Уильяма Утермолена (William Utermohlen) в процессе развития старческого слабоумия. Когда Уильяму Утермолену был поставлен диагноз болезнь Альцгеймера, он решил сделать серию автопортретов, которые смогут проиллюстрировать постепенное ухудшение его состояния. О том, что это неизбежно, художник знал. Но в процессе болезни и накопления неврологических расстройств Утермолен старался адаптировать манеру своего письма под новые условия. На последних портретах черты лица уже различить нельзя, но все же сохранилась примерная схема тела. В 1999 году Утермолен написал свой последний портрет, а в 2007 он умер в возрасте 74 лет.
2. Эпидемия чумы
Никола Пуссен (1594-1665). «Чума в Ашдоде». В период пандемии чумы люди погибали целыми семьями в считанные часы, гибли целые поселки и небольшие города. Дети, которые оставались без родителей, могли быть забраны в другие семьи прямо с улицы, где умирали их родные.
Вам будет интересно: Самые смертоносные эпидемии в истории
3. Гирсутизм
Джузеппе де Рибера, "Портрет Магдалены Вентуры и ее семьи", 1631. На картине изображена женщина с бородой, ее муж и ребенок. Магдалена Вентура не всегда была обладательницей окладистой бороды. Оволосение по мужскому типу на лице споявилось у женщины в 37 лет. На картине изображен не первый ее ребенок, но сохранить фертильность на фоне гирсутизма удается далеко не свегда. Внезапное развитие повышенного оволосения говорит о гормональном сбое, нередко это может быть проявлением гормональной опухоли.
4. Эпилепсия
Преображение Христа на горе Фавор – Рафаэль Санти. Этот библейский сюжет может быть иллюстрацией эпилепсии. В правой части картины изображен мальчик в судорожном припадке, которого держит отец. Тонические судороги хорошо видны в рельефе мышц руки.
5. Врожденный сифилис
Симптомы врожденного сифилиса хорошо видны на портрете Портрете Герара де Ларесса руки Рембрандта. Проваленная переносица, измененные глазницы и широко посаженные глаза, низкий лоб. Юноша был из богатой и влиятельной семьи, которая к тому же занималась меценацтвом. Но как известно, сифилис не щадил ни бедных, ни богатых.
Вам будет интересно: Как сифилис изменил человечество: всё, что стоит узнать о болезни
6. Биполярное расстройство личности, МДП
Эдвард Мунк страдал от маниакально-депрессивного психоза (биполярного расстройства личности) много лет. Его работа "Крик" отражает состояние маникальной фазы, когда все чувства больного обострены и могут многократно усиливаться. Сам Эдвард Мунк писал об истории рождения идеи написать картину "Крик" так:
"Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу."
7. Хронический алкоголизм
Репин, Портрет композитора Мусоргского. Это единственный прижизненный портрет композитора, который Илья Репин написал за несколько дней до его смерти. Художник специально приехал к Мусоргскому в больницу, где тот проходил лечение после очередного приступа алкогольного делирия (белой горячки). К сожалению, талантливый композитор не в силах был сопротивляться алкоголизму.
8. Депрессия
Демон сидящий, Врубель. Художник страдал расстройством личности, которое сопровождалось частыми эпизодами депрессии. Демон сидящий был написан в особенно сложный период жизни Врубеля.
9. Нарколепсия, сонный паралич
Генри Фюзели, Ночной кошмар. Картина иллюстрирует состояние человека, которого застиг сонный паралич (каталепсия). При сонном параличе мышцы крайне расслаблены, и человек не может усилием воли двигать телом. При этом возникает ощущение тяжести в груди, и страха смерти. Это состояние является сопровождает нарколепсию: расстройство сна, при котором человека застигают приступы сонливости в самых неожиданных ситуациях.
Автор: Наталья Трохимец
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
www.likar.info
Патология в искусстве: чем болели на картинах Возрождения
Подозревалась в дефективности даже «Мона Лиза» — от задержки развития до отсутствия зубов у героини. А порой и болезни художников влияли на манеру письма: так, Камиль Писарро видел мир «сквозь слёзы», — у него был хронический дакриоцистит.
Фрагмент картины Яна Массейса «Веселая компания», 1564 год
Во времена, когда в живописи правил реализм, на холсты к мастерам попадали все элементы эпохи, будь то прекрасное или безобразное. Одно из доказательств тому — артрит на руках рубенсовских натурщиков. Другое — ринофима, заболевание носа. Врач АЛЕКСЕЙ ВОДОВОЗОВ делится предположительными диагнозами.
Первое медицинское описание заболевания, уродующего мелкие суставы, относится к концу XVIII века. Тем не менее, есть основания полагать, что европейцы познакомились с ревматоидным артритом как минимум на пару веков раньше. Существует гипотеза, что заболевание, причина которого до сих пор неизвестна, было завезено из Нового Света. Самые древние останки с характерными поражениями суставов кисти и стопы обнаружены в штате Теннесси на территории США, датируют их предположительно 4500 г до н. э.Предполагается также, что ревматоидный артрит может иметь трансмиссивную природу, что могло бы объяснить самую настоящую эпидемию этого недуга, поразившего европейцев в эпоху Возрождения. Выходит также, что первичным очагом была Фландрия, один из наиболее активных контактеров с Новым Светом. Именно на картинах фламандских художников раньше всех появляются персонажи с характерными изменениями суставов кисти.
Одним из ярчайших представителей антверпенской школы был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Известно, что он страдал неким заболеванием, которое постепенно уменьшало подвижность мелких суставов и существенно затрудняло рисование. Среди возможных причин называются подагра, ревматическая лихорадка и ревматоидный артрит. В пользу последней версии говорит тот факт, что у многих его современников, бывших моделями для картин Рубенса, наблюдалась сходная симптоматика.
Питер Пауль Рубенс «Три грации», 1638 год
Например, его последняя жена Елена Фурман, на которой художник женился 1630 году (ей тогда было 16 лет), позировала для «Трех граций» (1638 г). Если внимательно присмотреться к рукам граций, можно заметить характерные изменения, свидетельствующие о наличии ревматоидного артрита.
То же самое можно заметить у натурщиков, ставших персонажами картин Рубенса «Чудо Святого Игнатия Лойолы» (1620 г)
Симптомы заболевания присутствуют на картинах другого фламандского художника, Якоба Йорданса (1593-1678). Так, у служанки, запечатленной на заднем плане на холсте «Семья Йорданс в саду» (1621 год), вполне можно предположить ревматоидный артрит.
Якоб Йорданс «Семья Йорданс в саду», 1621 год
Однако такие персонажи можно найти и у более ранних фламандцев, например, на картинах Яна Госсарта (1479-1541) по прозвищу Мабюз, Юстуса ван Гента (вторая половина XV века), и даже Яна ван Эйка (1385-1441), что отодвигает начало эпидемии ревматоидного артрита, если таковая действительно имела место, максимально близко к временам судьбоносных путешествий Колумба.
Ян ван Эйк, «Богоматерь каноника ван дер Пале», 1436, музей Гронинге, Брюгге, Бельгия. Признаки ревматоидного артрита заметны на кистях рук пожилого каноника в белом, опустившегося на колени:
Ян ван Эйк «Богоматерь каноника ван дер Пале», 1436 год
Ян Госсарт, фрагмент триптиха «Жертвователи», 1532, Национальный музей, Брюссель, Бельгия. Характерная деформация пальцев — у мужчины слева:
Ян Госсарт, фрагмент триптиха «Жертвователи», 1532 год
Впрочем, повторюсь, всё это лишь предположения и гипотезы, пока что не получившие должного подкрепления фактами и потому не перешедшие в ранг теорий. Это касается как времени знакомства человечества с заболеванием, так и его причин, насчет которых наука до сих пор не в курсе дела.
Источник
thejizn.com
картина личности. Головная боль. Освободиться и забыть. Навсегда
3.1. Головная боль: картина личности
Головная боль напряжения, возникающая по невротическим причинам, может быть обусловлена внешними и/или внутренними конфликтами, в первую очередь социальными. При этом обнаруживаются чрезмерные притязания и слишком большие ожидания успеха и признания. Они приводят к разочарованию, особенно тогда, когда их изживание задерживается чувством вины, исходящим из детства.
3.1.1. Головная боль напряжения
Хотя нельзя говорить о собственном типе личности больного, у пациентов с головными болями часто встречаются повышенное честолюбие и стремление к доминированию, склонность к перфекционизму (лат. perfectum – «совершенство») и вследствие этого хронические психические перегрузки. Высокий уровень притязаний ведет к конфликту с реальными возможностями и страхами, подавляемой агрессивностью и фрустрациями, что может находить выражение в фоновом состоянии хронической напряженности. Кратко это можно обозначить как конфликт между хотением и умением больного.
Повышенное честолюбие и чрезмерная активность часто сочетаются с очень однообразной жизнью. Вследствие постоянного стремления к совершенству и повышенного уровня притязаний никогда не наступает полного расслабления. Длительное напряжение мышц плечевого пояса, затылка и всей головы является сопровождающим проявлением и выражением фрустрации, внутренней напряженности, никогда не приводящей к определенности, удовлетворенности и развязке.
Наряду с этими обстоятельствами в силу их относительной частоты имеются и другие психодинамические факторы. Различные возрастные группы, уровень образования, формы социализации и, наконец, исходные личностные структуры – все это имеет значение.
Головные боли происходят, когда человек чувствует себя неполноценным, униженным, а также от низкой сопротивляемости даже незначительным стрессам. Человек, жалующийся на постоянные головные боли, буквально весь состоит из психологических и физических зажимов и напряжения. Привычное состояние нервной системы – быть всегда на пределе своих возможностей. И первым симптомом грядущих болезней становится головная боль.
Почему человек постоянно «подставляет свой лоб», «держит ухо востро», «стискивает зубы», «закусывает губу», бывает «твердолобым» и т.д.? Головные боли возникают вследствие изменений в сосудистом аппарате головы. Спастическое сужение сосудистого русла коррелирует с постоянным напряжением двигательного аппарата, то и другое посредством вегетативной нервной системы тесно связано с душевным состоянием. При сильных эмоциях, длительных психических нагрузках и конфликтах очень легко могут возникнуть головные боли, если человек по своей конституции обладает очень лабильной, реактивной сосудистой системой.
Психосоматический подход пытается придать какое-то значение симптому головной боли вне зависимости от его причины. Так, головная боль может означать затруднение мышления. И при хронической головной боли, и при мигрени у больных обнаруживается уровень интеллекта преимущественно выше среднего. Мнимая «невротическая тупость» многочисленных больных с привычной головной болью представляется часто не чем иным, как результатом затруднения мышления и следствием их интеллектуального негативизма.
Какое психологическое значение имеют головные боли? Голова в прямом и переносном смысле является «высшей» частью тела, в которой расположены мозг и органы чувств.
Пациент с головными болями находится в двойственном положении. С одной стороны, он стремится серьезно и активно работать головой, а с другой – эта самая голова из-за болей являет собой удручающее препятствие. Происходит неосознаваемое символическое отражение подавляемых чувств. Если голова человека все время испытывает давление (давление деятельности), то она «должна» начать болеть. Кроме того, головная боль является способом для разгрузки. Если, например, гнев или разочарование проявляются в ней, то пациенту и его окружающим обычно легче принять телесную симптоматику, чем психическую.
Систематическое изучение жизненных обстоятельств пациентов с головными болями часто позволяет установить связь между приступами и типичными эпизодами, разыгрывающимися в окружении больного.
Часто пациенты с головными болями – выходцы из семей, где очень высоко ценятся разум и достижения. Отношения с другими людьми также строятся в зависимости от того, насколько это выгодно для работы. В вопросах о мировоззрении, религии и будущем постоянно приходится сталкиваться с пессимистическими взглядами, что является следствием «интеллектуального негативизма».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
med.wikireading.ru
Головная боль: картина личности | WomenBox
Головная боль напряжения, возникающая по невротическим причинам, может быть обусловлена внешними и (или) внутренними конфликтами, в первую очередь социальными, отмечает психотерапевт Ирина Малкина Пых в книге «Головная боль. Освободиться и забыть. Навсегда».
При этом обнаруживаются чрезмерные притязания и слишком большие ожидания успеха и признания. Они приводят к разочарованию, особенно тогда, когда их изживание задерживается чувством вины, исходящим из детства.
Хотя нельзя говорить о собственном типе личности больного, у пациентов с головными болями часто встречаются повышенное честолюбие и стремление к доминированию, склонность к перфекционизму (лат. perfectum – «совершенство») и вследствие этого хронические психические перегрузки. Высокий уровень притязаний ведет к конфликту с реальными возможностями и страхами, подавляемой агрессивностью и фрустрациями, что может находить выражение в фоновом состоянии хронической напряженности. Кратко это можно обозначить как конфликт между хотением и умением больного.
Повышенное честолюбие и чрезмерная активность часто сочетаются с очень однообразной жизнью. Вследствие постоянного стремления к совершенству и повышенного уровня притязаний никогда не наступает полного расслабления. Длительное напряжение мышц плечевого пояса, затылка и всей головы является сопровождающим проявлением и выражением фрустрации, внутренней напряженности, никогда не приводящей к определенности, удовлетворенности и развязке.
Наряду с этими обстоятельствами в силу их относительной частоты имеются и другие психодинамические факторы. Различные возрастные группы, уровень образования, формы социализации и, наконец, исходные личностные структуры – все это имеет значение.
Головные боли происходят, когда человек чувствует себя неполноценным, униженным, а также от низкой сопротивляемости даже незначительным стрессам. Человек, жалующийся на постоянные головные боли, буквально весь состоит из психологических и физических зажимов и напряжения. Привычное состояние нервной системы – быть всегда на пределе своих возможностей. И первым симптомом грядущих болезней становится головная боль.
Почему человек постоянно «подставляет свой лоб», «держит ухо востро», «стискивает зубы», «закусывает губу», бывает «твердолобым» и т.д.? Головные боли возникают вследствие изменений в сосудистом аппарате головы. Спастическое сужение сосудистого русла коррелирует с постоянным напряжением двигательного аппарата, то и другое посредством вегетативной нервной системы тесно связано с душевным состоянием. При сильных эмоциях, длительных психических нагрузках и конфликтах очень легко могут возникнуть головные боли, если человек по своей конституции обладает очень лабильной, реактивной сосудистой системой.
Психосоматический подход пытается придать какое-то значение симптому головной боли вне зависимости от его причины. Так, головная боль может означать затруднение мышления. И при хронической головной боли, и при мигрени у больных обнаруживается уровень интеллекта преимущественно выше среднего. Мнимая «невротическая тупость» многочисленных больных с привычной головной болью представляется часто не чем иным, как результатом затруднения мышления и следствием их интеллектуального негативизма.
Какое психологическое значение имеют головные боли? Голова в прямом и переносном смысле является «высшей» частью тела, в которой расположены мозг и органы чувств.
Пациент с головными болями находится в двойственном положении. С одной стороны, он стремится серьезно и активно работать головой, а с другой – эта самая голова из-за болей являет собой удручающее препятствие. Происходит неосознаваемое символическое отражение подавляемых чувств. Если голова человека все время испытывает давление (давление деятельности), то она «должна» начать болеть. Кроме того, головная боль является способом для разгрузки. Если, например, гнев или разочарование проявляются в ней, то пациенту и его окружающим обычно легче принять телесную симптоматику, чем психическую.
Систематическое изучение жизненных обстоятельств пациентов с головными болями часто позволяет установить связь между приступами и типичными эпизодами, разыгрывающимися в окружении больного.
Часто пациенты с головными болями – выходцы из семей, где очень высоко ценятся разум и достижения. Отношения с другими людьми также строятся в зависимости от того, насколько это выгодно для работы. В вопросах о мировоззрении, религии и будущем постоянно приходится сталкиваться с пессимистическими взглядами, что является следствием «интеллектуального негативизма».
Характерными концепциями для лиц с головными болями являются: «у меня нет времени», «прежде всего работа», «я все сделаю сам», «я не делаю наполовину» и «нужно же хоть чуть-чуть думать головой».
Замкнутая жизнь пациентов могла явиться результатом их болезни: трудно быть приятным в общении, когда тебя преследуют постоянные головные боли. Но отсутствие социальной поддержки может и само по себе считаться стрессовым фактором, способным повышать риск возникновения головной боли. Чувство одиночества и покинутости может не ощущаться, но в то же время быть мощным источником головной боли у людей, предрасположенных к ней биологически.
Также типичны для таких пациентов некоторые личностные черты, усиливающие восприятие неблагоприятных окружающих факторов. У них отмечается склонность делать все не просто хорошо, а превосходно. Для них характерны высокие амбиции, добросовестность, повышенная эмоциональность, затруднения в двусмысленных ситуациях, сильная потребность в социальном одобрении и альтруизм, часто сопровождаемый чувством вины из-за недостаточной альтруистичности. Результатом является хронический стресс, поскольку эти люди менее способны защитить себя от чрезмерных требований со стороны других, испытывают слишком сильное чувство вины, чтобы избегать обременительных задач, и скорее уступят, чем дадут себя вовлечь в неприятную конфронтацию с окружающими.
Невротические механизмы могут представлять главный фактор в этиологии синдрома, так что даже обнаружение органического поражения не всегда ведет к цели. Проблема часто остается нерешенной, что подтверждается в том числе трудностями и неоднозначными результатами лечения.
womenbox.net