Романовы и их окружение в изобразительном искусстве. Императрица картина
Портреты русских императриц / Культурное наследие / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол
Екатерина Первая Удивительная судьба! Прачка Марта Скавронская стала первой русской коронованной императрицей! Приглянулась сначала фельдмаршалу Шереметьеву, потом Меньшикову и, наконец, Петру Первому. Сопровождала Петра в походах, отличалась добродушием, отменным здоровьем, веселостью. Умела «гасить» вспышки гнева вспыльчивого Петра. Правда, в последние годы жизни Петра Первого их отношения разладились… После смерти мужа была возведена на русский престол, но процарствовала всего 2 года.
Анна Иоанновна Племянница Петра Первого, дочь его сводного брата царя Иоанна Алексеевича. Была выдана замуж за герцога Курляндского для укрепления династических связей. Овдовела почти сразу после свадьбы. Была приглашена на русский престол за неимением прямого наследника. Отличалась грубым нравом и жестокосердием. Россией по сути правил ее фаворит Бирон.
Елизавета Петровна Дочь Петра Первого. Могла стать французской королевой! Но что-то переговоры между Россией и Францией по поводу брака с наследником французского престола не заладились. Веселая, добрая, простая. В бытность царевной крестила солдатских детей и обожала народные гуляния. Первая модница своего времени — после смерти Елизаветы осталось 15 тысяч! платьев. Любила Россию, но очень не любила заниматься государственными делами и подписывать указы…
Екатерина Вторая
Мария Федоровна Супруга императора Павла Первого, мать двух императоров — Александра Первого и Николая Первого. Урожденная принцесса Вюртембергская. Екатерина Вторая называла свою невестку «чугунной» — очевидно, из-за недостатка эмоциональности и чуткости. Основная заслуга Марии Федоровны в том, что она укрепила генофонд династии — родила 10 детей. Пыталась играть политическую роль во время царствования Александра Первого. Много занималась благотворительностью.
Елизавета Алексеевна Супруга императора Александра Первого. Самая красивая русская императрица. Урожденная принцесса Баденская. Как называли ее современники, «женщина высшего порядка». Умна, образованна, интересовалась музыкой, историей, литературой. Единственная из русских императриц выучила в совершенстве русский язык. Ею восхищался Пушкин. Как считают современные литературоведы, именно Елизавета Алексеевна была его МУЗОЙ. «Гений чистой красоты» — это о ней, а вовсе не об Анне Керн. Верным другом императрицы был великий историк Карамзин.
Александра Федоровна
Мария Александровна Жена императора Александра Второго. Урожденная принцесса Гессен-Дармштадская. Как писала в воспоминаниях ее фрейлина, почти всю жизнь императрица должна была «терпеть и прощать измены » своего влюбчивого супруга. Мать семерых детей. Отличалась умом, скромностью, искренностью. Много помогала нуждающимся, часто делая это анонимно. Последние годы жизни тяжело болела, много жила за границей.
Мария Федоровна
Александра Федоровна
Спасибо за внимание и терпение всем, кто дочитал и досмотрел до конца!!!
babiki.ru
Русские императрицы в живописи: igorinna
Александр РОСЛИН (в России 1775-1777) Портрет Екатерины II. Холст, масло
Александр МАКОВСКИЙ (1869-1924). Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Холст, масло.
Алексей АНТРОПОВ (1716-1795). Портрет Екатерины II. 1766. Холст, масло. 155х123 см
Алексей АНТРОПОВ (1716-1795). Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой. 1764. Холст, масло.
Неизвестный художник. Портрет Екатерины I. Холст, масло
Петр СОКОЛОВ (1791-1848). Портрет императрицы Александры Фёдоровны и великой княгини Марии Николаевны на берегу. Акварель
Стефано ТОРЕЛЛИ (1712-1780). Коронование Екатерины II. Холст, масло
Стефано ТОРЕЛЛИ (1712-1780). Портрет Екатерины II. Холст, масло
Тимофей НЕФФ (1805-1876). Портрет Александры Фёдоровны. Холст, масло
Тимофей НЕФФ (1805-1876). Портрет великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны. 1838. Холст, масло
Фёдор РОКОТОВ (1735-1808). Портрет Екатерины II. Холст, масло.
Франц КРЮГЕР (1797-1857). Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Холст, масло
Вигилиус ЭРИКСЕН (в России 1757-1772) Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1772. Холст, масло.
Вигилиус ЭРИКСЕН (в России 1757-1772). Портрет Екатерины II перед зеркалом. Холст, масло
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Холст, масло.
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет Дарьи Алексеевны Державиной. 1813. Холст, масло.
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Холст, масло.
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. 1810. Холст, масло.
Владимир МАКОВСКИЙ (1846-1920). Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1912. Холст, масло
Генрих БУХГОЛЬЦ (1735-1781). Портрет Екатерины I. Холст, масло
Георг ГРООТ (в России 1743-1747). Портрет цесаревича Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1740-е. Холст, масло.
Джордж ДОУ (в России 1819-1829) Портрет великой княгини Александры Фёдоровны с детьми. Холст, масло.
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800. Холст, масло.
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1780-е. Холст, масло.
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет Екатерины II. Около1782. Холст, масло
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет Екатерины II. Холст, масло.
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет императрицы Екатерины II. 1794. Холст, масло.
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет Марии Алексеевны Дьяковой. 1778.
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет Марии Алексеевны Львовой. 1781. Холст, масло.
Жан Лоран МОНЬЕ (в России 1795-1808). Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1807. Холст, масло.
Иван АРГУНОВ (1727(29)-1802). Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Холст, масло.
Иван АРГУНОВ (1727(29)-1802). Портрет Екатерины II. 1762. Холст, масло.
Иван АРГУНОВ (1727(29)-1802). Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Холст, масло
Иван АРГУНОВ (1727(29)-1802). Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской. 1754. Холст, масло.
Иван ВИШНЯКОВ (1699-1761). Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1743. Холст, масло.
Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876. Холст, масло.
Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Холст, масло.
Иван МАКАРОВ (1822-1897). Великая княгиня Мария Александровна. Холст, масло.
Иван МАКАРОВ (1822-1897). Портрет императрицы Марии Александровны (1824-1880), жены Александра II. Холст, масло.
Иван НИКИТИН (1680-е — не ранее 1742). Портрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. 1714. Холст, масло.
Илья ГАЛКИН (1860-1915). Императрица Александра Фёдоровна. Холст, масло.
Илья РЕПИН (1844-1930). Венчание Николая Александровича и Александры Фёдоровны. 1894. Холст, масло
Иоганн ВЕДЕКИНД (1674-1736). Портрет Анны Леопольдовны. Холст, масло
Иоганн ГРООТ (1717-1801, в России 1743-1801). Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Холст, масло
Иоганн ЛАМПИ (старший) (в России 1792-1797). Портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины. 1790-е. Холст, масло.
Карл РЕЙХЕЛЬ (1788-1856). Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Холст, масло.
Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Холст, масло
Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III. Холст, масло.
Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Портрет Марии Михайловны Волконской. Холст, масло.
Луи КАРАВАКК (1684-1754, в России 1716-1754). Портрет Анны Леопольдовны. Холст, масло
Луи КАРАВАКК (1684-1754, в России 1716-1754). Портрет императрицы Анны Иоанновны. 1730. Холст, масло
Неизвестный художник. Портрет Екатерины I с арапчонком. Холст, масло
Неизвестный художник. Портрет Екатерины I. Холст, масло
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
igorinna.livejournal.com
Франц Винтерхальтер: портреты русских аристократок
Франц Ксавер Винтерхальтер (нем. Franz Xaver Winterhalter; 1805—1873) — немецкий живописец и литограф, известный своими портретами царственных особ Европы середины XIX столетия. Он быстро сделался модным и был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи…
После вступления на престол Наполеона III популярность художника увеличилась. С этого времени в подчинении Второй империи Винтерхальтер сделался главным портретистом императорской фамилии и французского двора. Красавица императрица Евгения стала его любимой моделью, и сама она великодушно относилась к нему.
Императрица Евгения в окружении фрейлин, 1855
В 1855 году Винтерхальтер пишет свой шедевр «Императрица Евгения в окружении фрейлин», где изображает её в сельской обстановке, собирающей цветы вместе со своими фрейлинами. Картина была хорошо принята и выставлена для всеобщего обозрения, по сей день оставаясь, пожалуй, наиболее известной работой мастера.
Франц Ксавер Винтерхальтер. Автопортрет с братом
Этот успех принёс художнику репутацию знатока династической и аристократической портретной живописи, способного, мастерски сочетая точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью, изображать государственную помпезность в живой современной манере.
Великая княгиня Александра Иосифовна, супруга Константина Николаевича, младшего брата императора Александра II
Приезжавшие в Париж русские дворяне были рады получить свой портрет от известного и модного мастера. В ряду особ, которых писал Винтерхальтер - российские императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна, великие княгини Мария Николаевна, Ольга Николаевна и Елена Павловна, прекрасные представительницы княжеских и графских родов Шуваловых, Бобринских, Юсуповых, Мусиных-Пушкиных.
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, 1864
Пожалуй, самый знаменитый портрет русской красавицы кисти Винтерхальтера - портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой, находящийся ныне в Париже, в музее Орсэ. На этом портрете она удерживает правой рукой на груди свои необычайно длинные распущенные волосы, чем невольно напоминает портрет австрийской императрицы Елизаветы, выполненный Винтерхальтером в том же году.
Графиня Ольга Эсперовна Шувалова, 1858, Эрмитаж
Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина, 1857 , Эрмитаж
Императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая I , 1856, Эрмитаж
Великая княгиня Елена Павловна, супруга Михаила Павловича, младшего брата императора Николая I, Эрмитаж
Великая княгиня Мария Николаевна герцогиня Лейхтенбергская, дочь императора Николая I, Эрмитаж
Великая княгиня Ольга Николаевна королева Вюртембергская, дочь императора Николая I.
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, 1858
Татьяна Александровна Рибопьер, княгиня Юсупова, 1858, Эрмитаж
Графиня Мария Ивановна Ламсдорф, урожденная Бек
Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая, 1859
Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1843
Софья Петровна Нарышкина, 1858, Эрмитаж
Графиня Софья Андреевна Бобринская, урожденная Шувалова, Эрмитаж
Графиня Софья Трубецкая, графиня де Морни
Елизавета Николаевна.
Кривцова, урожденная княжна Репнина-Волконская (1817-1855), 1840 Саратовский художественный музей
Императрица Мария Александровна, 1857, Эрмитаж
Великая княгиня Ольга Николаевна королева Вюртембергская
Принцесса Татьяна Александровна Юсупова,1858 г
Елизавета Александровна Чернышева, княгиня Барятинская (1826-1904), 1858
Елена Павловна Бибикова, княгиня Кочубей (1812-1888), 1860
Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1849
Екатерина Чавчавадзе, княгиня Дадиани. Правительница Мингрелии, родная сестра Нины Чавчавадзе, вдовы Александра Сергеевича Грибоедова.
Лина Муравьева, урожденная княжна Гагарина, 1857
art.mirtesen.ru
Императрица Екатерина II Великая - фото, портреты, изображения, рисунки, арт
В данном разделе мы постарались собрать существующие портреты Екатерины II Великой, сделанные при жизни императрицы, а также современные картины и рисунки.
Внимание! При клике на миниатюры портретов открываются изображения в большом разрешении, если у Вас низкая скорость подключения к сети Интернет — подождите несколько минут.
Наиболее известными портретистами, изображавшими Екатерину II были:
Рокотов Федор Степанович
«Коронационный портрет Екатерины II» — Рокотов Ф. С. 1763 годАргунов Иван Петрович
Портрет Екатерины II -Аргунов И. 1762Гроот Геогр-Кристофор
Петр III с Екатериной II и сыном — Г.К. Гроот«Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руках» — Гроот Георг-Кристофор 1740«Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны» Гроот Георг Кристоф«Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны» — Гроот Георг Кристоф 1744Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме — Георг Кристоф Гроот, 1740-е годы.Антропов Алексей Петрович
Портрет Екатерины II —Антропов А. П. 1766 г.Левицкий Дмитрий Григорьевич
В виде законодательницы в храме богини Правосудия — Д.Г. Левицкий, 1780-е. Холст, маслоБоровиковский Владимир Лукич
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке — Боровиковский В. Л. 1794 гШибанов Михаил
Михаил Шибанов Портрет Екатерины II в дорожном костюме 1787Саблуков Иван Семёнович
Саблуков Иван Портрет Екатерины II. 1770Антуан лэ Пэн
Портрет Екатерины II в молодости — Антуан ПэнКаравак Луи
портрет молодой Екатерины II художника Луи Каравака, выполненный после ее приезда в Россию в 1745 г.Портрет Екатерины II в дорожном костюме — неизвестный художникОжидают добавления:Фёдоров И.К.Вергилиус ЭриксенПьетро деи РотариДрождин Петр Семёнович
Изображения Екатерины II передают царственную осанку, твёрдый, но добродетельный, взгляд и, кажется, сам дух эпохи русского просвещения. Чаще всего императрица на портретах изображалась с императорскими регалиями и соответствующими её законотворческой деятельности предметами – жезлами и свитками. Наиболее распространенная одежда на изображениях – обширные платья, отвечающие моде того времени, однако встречается ряд портретов, изображающих Екатерину II в военной форме, в скромной прогулочной или дорожной одежде.
В целом, императрица не была поклонником чрезмерной роскошности, в отличие от своей предшественницы Елизаветы, и даже издавала специальный указ, согласно которому запрещалось делать серебряные или золотые кружева на кафтанах шириной более 9 сантиметров. Большая часть её образов представляют царственную особу с аккуратной, без излишней пышности, прической.
xn--2-7sbasbsl1azs.xn--p1ai
Романовы и их окружение в изобразительном искусстве: humus
Александр Петрович Соколов (1829-1913). Государыня императрица Мария Фёдоровна в коронационной одежде 15 мая 1883 года.
Александр Петрович Соколов (1829-1913). Государь император Александр III в коронационной одежде 15 мая 1883 года
Александр Рослин. Портрет Екатерины II
Аргунов Иван Петрович.Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
Борис Михайлович Кустодиев. Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка 12 декабря 1905 года
Валерий Иванович Якоби (1834-1902). Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны
Василий Федорович Тимм (1820–1895). Красная площадь во время коронации Александра II, 1856
Василий Федорович Тимм (1820–1895). Миропомазание государя императора Александра II во время его коронования в Успенском соборе
Василий Федорович Тимм (1820–1895). Портрет императора Николая I верхом, 1840
Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом
Владимир Егорович Маковский (1846-1920). Портрет императрицы Марии Фёдоровны, 1912
Владимир Лукич Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке
Генрих Матвеевич Манизер (1847-1925). Император Николай II с орденом святого Владимира, 1905
Генрих фон Ангели (1840-1925). Портрет великой княгини Марии Федоровны
Георг Гроот. Портрет цесаревича Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны
Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II
Джордж Доу (1781-1829). Портрет царя Александра I
Жан-Марк Натье (1685-1766). Портрет Петра I в рыцарских доспехах
Жорж Беккер. Коронация Александра III в Успенском соборе Московского Кремля, 1888
Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны
Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны в жемчужном уборе
Илья Галкин (1860-1915). Император Николай II, 1898
Илья Ефимович Репин (1844-1930). Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве
Илья Ефимович Репин (1844–1930). Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны
Илья Ефимович Репин (1844–1930). Портрет великого князя Константина Константиновича Романова
Илья Ефимович Репин (1844–1930). Портрет императора Николая II, 1896
Иоганн Ведикинд. Портрет Петра II Алексеевича
Карл Мур. Портрет Императрицы Всероссийской Екатерины I Алексеевны
Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916). Ассамблея при дворе Петра I
Константин Егорович Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме
Константин Егорович Маковский. Портрет Великого Князя Кирилла Владимировича
Константин Маковский (1839-1915). Портрет Александра II
Константин Маковский (1839-1915). Портрет графини Марии Михайловны Волконской (1863-1943)
Константин Маковский (1839-1915). Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра III
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927). Царь Николай II, 1915
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927).Александр I, 1906
Лауриц Туксен (1853-1923). Венчание Николая II и великой княгини Александры Федоровны
Лауриц Туксен (1853-1923). Коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны
Липгарт Эрнест Карлович (1847-1932). Портрет императора Николая II, 1900
Михай Зичи. Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра III
Николай Густавович Шильдер (1828-1898). Портрет императора Александра III
Николай Дмитриев-Оренбургский (1837-1898). Великий князь Сергей Александрович, цесаревич Николай Александрович и великий князь Павел Александрович в Царском Селе
Николай Дмитриев-Оренбургский (1837-1898). Портрет императора Александра III
Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Царь Александр III и кайзер Вильгельм в открытом экипаже, 1888
Николай Сверчков (1817-1898). Александр II
Николай Сверчков (1817-1898). Александр III
Отто Грашоф (1812-1876).Царевич Александр Николаевич охотится на медведя на окраине Москвы.
Поль Деларош (1797-1856). Петр Великий, 1838
Портрет Императрицы Всероссийской Екатерины I Алексеевны
Рубо Франц Алексеевич (1856-1928). Вступление императора Петра I Великого в Тарки 13 июня 1722 года
Русская школа 19 Века. Выход царя, Санкт-Петербург
Степан Фёдорович Александровский (1842–1906). Великая княгиня Елизавета Фёдоровна
Франсуа Фламенг (1856 – 1923). Портрет императрицы Марии Федоровны
Фридрих Август фон Каульбах (1850–1920). Великая княгиня Елизавета Фёдоровна
humus.livejournal.com
Описание картины Александра Маковского «Портрет Императрицы Александры Федоровны»
Портрет написан в 1914 году. Материал – холст, масло. Картину можно видеть в Государственном историческом музее.
Поколенное изображение персонажа – традиционный прием создания парадных портретов значительных особ, распространенный в русской живописи. Портреты членов императорской фамилии писались часто, живописцы – каждый в своей манере – старались как можно выразительнее и точнее запечатлеть знатных персон.
Последняя русская императрица предстает на полотне Маковского миловидной дамой, облаченной в красивое белое платье.
Голову украшает диадема с бриллиантами и сапфирами. Васильки и лилии цветочного орнамента – символ императорской власти.
Волосы тщательно собраны в прическу, лишь непослушный короткий завиток выбился на высокий лоб. Выражение лица отображает характер Александры Федоровны – сдержанность и терпение. Интересно, что подобное выражение можно видеть на многочисленных фотографиях царской семьи – супруга Николая II предстает перед зрителем без улыбки, с глубоко спрятанной, затаенной печалью во взгляде.
Из украшений кроме диадемы – небольшие округлые серьги, пара браслетов и кольцо. Белый мех спущен с одного плеча – только скрещенные руки женщины удерживают его от падения.
Можно предположить, что белое платье из тонкого шелка с красиво отделанным лифом относится к выходному гардеробу императрицы – известно, что в повседневной жизни ее одежда была простой, удобной.
Александра Федоровна изображена на фоне природы, можно предположить, что живописец избрал для заднего плана картины дворцовый парк. На фоне густой тени деревьев женская фигура выглядит особенно выразительно.
К публике максимально приближен внутренний мир царственной особы, Маковский старается показать в своей героине ее человечность, скромность, застенчивость. Враждебность общества, обвинения в шпионаже, ежесекундная борьба за жизнь единственного сына – сложная судьба не давала возможности показать свою боль и усталость, высокий сан не допускал публичное проявление эмоций. А может быть – это предвидение собственной трагической судьбы.
opisanie-kartin.com
Галерея Екатерины | Историк
Образ российской императрицы вдохновлял художников, принадлежавших к разным эпохам и поколениям
Инаугурация Императорской академии художеств 7 июля 1765 года. Худ. В.И. Якоби. 1889Предоставлено автором
Почти три с половиной десятилетия царствования Екатерины II ее портреты писали ведущие художники, причем как отечественные, так и зарубежные мастера, приезжавшие в Россию. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. Живописцы прославляли правление Екатерины Алексеевны, представляли ее мудрой и просвещенной монархиней, создавали желаемый образ. Целый ряд композиций носил подчеркнуто аллегорический характер, на других императрица показана почти в домашней, непринужденной обстановке – и все вместе они составили внушительную галерею образов, ярких и чрезвычайно интересных.
Надо сказать, что далеко не все работы живописцев нравились заказчице. Так, императрица с горьким юмором отозвалась о портрете, созданном Александром Рослином, заметив, что на нем она скорее похожа на шведскую кухарку. Не пришелся ей по душе и портрет кисти Владимира Боровиковского, на котором она изображена в повседневной одежде на прогулке в Царскосельском парке (этот портрет стал особенно известен благодаря «Капитанской дочке» Пушкина).
Портрет Екатерины II. Худ. А. Рослин. 1776–1777Предоставлено автором
Образ императрицы, которую называют Великой, оставался значимым для русского искусства и после ее смерти – не в такой степени, конечно, как образ Петра I, но все же. Четко прослеживаются два периода такого художественного интереса – это вторая половина XIX века, время после великих реформ Александра II, и начало XX столетия, Серебряный век. Но вначале о прижизненной галерее царицы.
Улыбка принцессы Фике
Первый портрет Екатерины, когда она еще не была Екатериной, а была весьма скромной принцессой Анхальт-Цербстского дома, принадлежит кисти Анны Розины де Гаск (урожденной Лисевской, 1713–1783) – представительницы целой семьи живописцев (из которой наиболее известна ее младшая сестра, художница Анна Доротея Тербуш-Лисевская – одна из выдающихся «муз» живописи XVIII века).
На портрете мы видим Софью Августу Фредерику Анхальт-Цербстскую в 11-летнем возрасте, но уже этот детский образ ясно показывает черты характера будущей российской государыни. Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление. И вместе с тем здесь впервые появляется особенность, отличающая потом почти все портреты Екатерины, – ее фирменная улыбка. Вообще художники XVIII века старались писать портреты улыбающихся моделей, когда работали на заказ. Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее. Другое дело, что далеко не всем она шла.
Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный. Если мы обратимся к воспоминаниям о ней современников, то в большинстве случаев найдем описание именно этой доброжелательной, милостивой, располагающей к себе улыбки. А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг.
Себе на уме
Но время шло. Девочка стала невестой наследника российского престола и приехала в Россию. И вскоре она уже – великая княгиня Екатерина Алексеевна. Сохранилось несколько ее портретов того периода.
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Худ. Л. Каравак. 1745Предоставлено автором
Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. Для этого портрета характерно сдержанное очарование, и немалую роль в этом сыграла едва заметная улыбка, которую сумел уловить мастер, однако ему удалось показать и не слишком открытую и искреннюю натуру будущей императрицы. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами.
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. Худ. Г. К. Гроот. 1740-еПредоставлено автором
Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари, и Алексеем Антроповым (1716–1795), изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер.
В поисках канонического образа
В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782). Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Екатерина на них выглядит статичной куклой, как правило, с отстраненным выражением лица: ее черты не слишком привлекательны, а улыбка скорее натянута. Более неестественное изображение и представить себе сложно. Даже весьма оригинальный портрет императрицы в шугае и кокошнике оставляет не лучшее впечатление: смотрящая на нас пожилая женщина не внушает особой симпатии.
Портрет Екатерины II верхом. Худ. В. Эриксен. После 1762Предоставлено автором
Но несмотря на столь сдержанную творческую манеру художника, Екатерина II любила портрет работы Эриксена, где она изображена в момент переворота на любимом коне Бриллианте, в платье по форме Преображенского полка. По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года. Торелли же создавал в основном аллегорические полотна с изображениями Екатерины, канонизировав образ императрицы в виде Минервы, а на парадных портретах его кисти, отметим, государыня выглядит более живо, чем на картинах Эриксена. Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется совершенно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление.
Портрет Екатерины II. Худ. Ф.С. Рокотов. 1763Предоставлено автором
Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735(?)–1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Екатерина II восседает на троне со скипетром в протянутой руке, мягкие черты лица делают ее профиль одухотворенным, а сама принятая ею поза скорее легкая, нежели тяжеловесная, – благодаря всему этому и создается ощущение некоего порыва, обращенности вперед, не вполне ожидаемое от парадного портрета. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Этот портрет, бесспорно, одна из самых больших удач в галерее официальных образов государыни. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. На нем Екатерина одновременно и величественна, и очаровательна: ее милостивая улыбка обращена к верноподданным.
Шведский художник Александр Рослин (1718–1793), работавший в России во второй половине 1770-х годов, – тот самый, что написал столь не понравившийся заказчице портрет. Представляется, что портрет этот действительно самый неудачный из всех по производимому им эстетическому впечатлению: Екатерина кажется обрюзгшей старушкой, а улыбка не столько придает ей очарование, сколько выражает некоторую брезгливость. Портрет Рослина копировал Карл Людвиг Христинек, очевидно смягчивший черты образа царицы.
Аллегории на заданную тему
Можно сказать, что классический улыбающийся и весьма привлекательный образ Екатерины в живописи родился в начале 1780-х годов, то есть примерно в середине ее царствования. Он и вошел в историю. Верные черты в ее репрезентации были наконец-то найдены.
Портрет Екатерины II. Худ. Р. Бромптон. Около 1782Предоставлено автором
Уже в 1782 году совершенно очаровательный, светлый и одухотворенный образ императрицы создает Ричард Бромптон (1734–1783), блестящий английский живописец, на несколько лет ставший придворным художником государыни. Пожалуй, это самый живой портрет Екатерины из всех когда-либо написанных.
Но свое законченное воплощение величественная приятность государыни получила, конечно, на портретах работы Дмитрия Левицкого (1735–1822), среди которых выделяется образ Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия (1783). Эта вторая волна аллегорических изображений императрицы во многом была инициирована Николаем Львовым – архитектором, поэтом, музыкантом, рисовальщиком и гравером, а также другом Левицкого.
Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия. Худ. Д.Г. Левицкий. 1783Предоставлено автором
По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Екатерина предстает здесь не в одеяниях античной богини – покровительницы наук и искусств, а в классицистическом образе триумфатора, законодательницы и радетельницы о благе подданных. Светлый хитон жрицы символизирует чистоту ее помыслов и дел; лавровый венок и морской пейзаж с кораблями – военные победы и успехи на ниве дипломатии; маки, сжигаемые на алтаре Фемиды, – неусыпное попечение о правосудии, а орел с перунами придает величественному образу черты сходства с Юпитером. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы, и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот живописец, играет тут очень важную роль.
Портрет Екатерины II в дорожном костюме. Худ. М. Шибанов. 1787Предоставлено автором
Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787). Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером, и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. Такой вариант ее репрезентации вряд ли соответствовал уже сложившейся официальной традиции живописного изображения царицы, и его наличие в галерее образов государыни показательно.
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне). Худ. В.Л. Боровиковский. 1794Предоставлено автором
Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Лампи попытался подхватить эстафету Левицкого, изобразив Екатерину, указывающую на аллегорические фигуры Крепости и Истины. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым, и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Императрица шествует, опираясь на трость, в сопровождении любимой левретки Земиры, сдержанно улыбается, что вызывает симпатию, возникающую во многом и благодаря окружающей ее прелестной неофициальной обстановке. Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время).
Екатерина II. Бюст работы Ф.И. ШубинаПредоставлено автором
Классический образ Екатерины в скульптуре был создан Федором Шубиным. Бюсты его работы представляют нам императрицу столь же привлекательной, милостивой и улыбающейся, как и картины Левицкого.
Екатерина из XIX века
Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Это была эпоха столетия ее царствования. В русской исторической живописи того времени образ великой императрицы XVIII века, по всей видимости, впервые появляется на сугубо ученической картине польского художника Ивана Миодушевского, учившегося в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Картина была написана в 1861 году по академической программе, а за ее эскиз автор был удостоен большой серебряной медали. Это «Сцена из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина», изображающая момент вручения императрицей письма Маше Мироновой о помиловании Петра Гринева. Бытовая сценка литературного характера разворачивается в покоях Екатерининского дворца в Царском Селе в присутствии неестественно малолетнего Павла Петровича и княгини Екатерины Дашковой. Облик государыни здесь скорее близок к тем, что мы видим на портретах Лампи, но существенно облагорожен.
Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова. Худ. И.К. Федоров. 1884Предоставлено автором
Еще два произведения, рисунок 1880 года Алексея Кившенко (1851–1895) и картина малоизвестного художника Ивана Федорова, созданная в 1884-м, посвящены одному и тому же событию – посещению Екатериной II Михаила Ломоносова в 1764 году. В обоих случаях императрица в светлом платье, сопровождаемая свитой, сидит и внимательно слушает объяснения великого ученого.
На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). В процессе работы он обращался к известным портретам этих деятелей, а его Екатерина словно бы сошла с парадного профильного полотна Федора Рокотова.
Любопытно, что на стенах зала, где разворачивается торжество, Якоби «развесил» картины екатерининского времени, в том числе аллегорические портреты императрицы кисти Торелли (в образе Минервы) и Левицкого (в образе жрицы богини Правосудия), хотя ни того, ни другого портрета в 1765 году еще не существовало.
Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. Худ. Н.Н. Ге. 1874Предоставлено автором
Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Эта чрезвычайно интересная с композиционной и колористической точки зрения работа показывает Екатерину в трауре: в сопровождении Дашковой она следует к гробу Елизаветы Петровны, который, впрочем, не обозначен. Это движение на первом плане контрастирует с уходящим вдаль в глубине картины Петром III, также сопровождаемым придворными, причем контраст достигается не только разными векторами двигающихся групп и соотнесением планов полотна, но и цветовым решением. Фигура Екатерины освещена пламенем свечей, а выражение ее лица, холодное и даже надменное, – она как бы ухмыляется своей сдержанной улыбкой – демонстрирует ее безусловное превосходство над ситуацией, что не очень-то располагает зрителя к героине картины.
Памятник Екатерине II в Петербурге. Скульптор М.О. Микешин. 1873Предоставлено автором
А годом ранее, в 1873 году, в Петербурге перед Александринским театром был открыт памятник Екатерине II. Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Теперь же Микешин создал памятник самой Екатерине, но композиционное решение новгородского монумента, которое оказалось чрезвычайно удачным, использовал и здесь.
Горделиво улыбающаяся императрица возвышается как скала, окруженная поясом своих соратников. Микешин блестяще передал самую суть екатерининского правления: она – в умело подобранной монархиней плеяде орлов, которые и составили ее славу. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). Везде императрица возвышается над зрителями, и везде она не одна. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник».
Выезд Екатерины II на соколиную охоту. Худ. В.А. Серов. 1902Предоставлено автором
Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России.
Автор: Евгений Пчелов, кандидат исторических наук
xn--h1aagokeh.xn--p1ai