Открытка (плейкаст) «Герой русского фольклора - Кикимора». Кикимора картина


А.К. Лядов «Сказочные картинки»: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»

А.К. Лядов «Сказочные картинки»: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»

 

А.К. Лядов «Сказочные картинки»

Русские народные сказки многим знакомы с детства. Веками люди рассказывали своим детям добрые и нравоучительные истории, наполненные волшебством и фантастикой. Так и Анатолий Константинович Лядов бесконечно приклонялся перед народным фольклором. В летние жаркие дни он оставлял Петербург и отправлялся поближе к народу, чтобы слушать народные песни и сказки. Творчество народа и вдохновило на создание прекрасной симфонической музыки «Сказочные картинки». Узнать интересные факты о сочинениях, и многое другое можно, прочитав статью.

 

 

История создания

1881 год. Весь преподавательский состав Петербургской консерватории отправился на летние каникулы. Лядов отправился в самое любимое им место. Туда, где он мог продолжать заниматься любимым делом – собиранием сказок и фольклора. В деревне он знакомился с исконными обычаями, слушал пастушьи напевы, отдыхал на лоне природы. В расслабленной обстановке Анатолий Константинович мог быть более внимательным к произведениям, которые читал. Тогда он впервые смог прочитать «Сказания русского народа», написанные Сахаровым. Особенно был впечатлен он образом Бабы-Яги. Все лето было посвящено поискам материалов о злой хранительнице леса. Никогда ранее композитор не был так увлечен собственной работой. Но лето прошло незаметно, и пришлось вновь возвращаться домой, чтобы начать новый учебный год.

Лишь спустя более чем двадцать лет в собственных рукописях, сочинитель нашел давно забытые записи о сказочном герое. В 1904 году была полностью закончена партитура первого произведения из знаменитого триптиха. Премьера прошла в марте того же года в концерте симфонического собрания. Дирижером был знаменитый Феликс Блуменфельд. Показ прошел крайне успешно. Критики впоследствии напишут, что сочинение потрясло публику до глубины души.

Второе произведение также было задумано в 80-е годы, но не сдвигалось мертвой точки вплоть до 1908 года. Тогда композитор решил взять материалы из собственной оперы и закончить начатое. «Волшебное озеро» в его представлениях должно полностью передавать фантастическую атмосферу. Это неявно выраженная таинственность. Здесь время должно застыть. Работа над оркестровкой началась в середине 1908 года, данный процесс не затянулся на длительное время, поэтому к концу года музыкальная картина была полностью завершена. Впервые зрители смогли услышать творение в феврале следующего года на одном из важнейших симфонических концертов. Дирижер Н. Черепнин блестяще справился с задачей, и публика рукоплескала автору, признав его настоящим музыкальным гением. Произведение стало одним из излюбленных для композитора.

Третье произведение «Кикимора» также было написано в 1909 году. Программной основой сочинения можно считать сборник Сахарова. В декабре стоялось первое публичное исполнение. Управлял премьерой А. Зилоти. В третий раз, как в сказке публика была настроена положительно и тепло встретила новое сочинение.

 

Интересные факты

  • На написание симфонической поэмы «Волшебное озеро» композитора вдохновил водоём, находящийся недалеко от поселка Волыновка.
  • Явная программа для третьего произведения из цикла является книга И. Сахарова, имеющая название «Сказания русского народа».
  • Во время написания второй пьесы из «Сказочных картинок» в качестве литературного источника была взята легенда «Калевала» из народного эпоса Финляндии.
  • Вдохновением наполняла творца красочная живопись Билибина. Особенно впечатлили Лядова иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная», где на первой странице красовалась Баба-Яга, летящая в ступе. Это и был главный прототип образа первой симфонической миниатюры на фантастическую тематику.
  • Музыкант имел художественный талант. Во время сочинения он создал эскизы видимых им музыкальных образов. В дальнейшем сочинитель часто рисовал для своих детей, и забавные рисунки мифологических существ висели по всей квартире, в которой он проживал со своей семьей.
  • Работа над произведениями шла медленно, причина заключалась не в лени или отсутствии желания, а в том, что Анатолий Константинович всегда стремился создать совершенное произведение. Близкие друзья отмечали, что он никогда не показывал незаконченные произведения, ибо был весьма застенчивым человеком. Тем не менее Лядов всегда восторженно рассказывал об уже готовых сочинениях, так как вкладывал в них не только музыкальное мастерство и талант, но и всю свою безграничную душу.
  • Композитор является известнейшим музыкальным фольклористом.
  • Замысел сочинения Бабы Яги был реализован лишь спустя 15 лет после того, как композитор активно искал материалы, касающиеся фантастического персонажа. Это было свойственно для привычного создания композиций.
  • Лядов использовал в «Волшебном озере» фрагменты неоконченной оперы «Зорюшка». Большая часть материала принадлежит сцене с русалками. Музыка должна была передавать особенное, мистическое и таинственное настроение, характерное для подводного царства.
  • Анатолий Константинович всерьез увлекался народным фольклором, причем не только русским. Он зачитывался сказками других народов и почитал традиции древнего уклада жизни.

 

Содержание произведений

Лядов Баба-яга

Необходимо отметить, что автор самостоятельно не объединял миниатюры в один цикл. Ему просто было интересно сочинять на фольклорные сюжеты. Тем не менее музыковеды объединяют сочинения в один триптих, называя его «Сказочные картинки». Каждое произведение имеет программу, и если две крайние композиции изображают образ злого персонажа славянской мифологии, то средняя миниатюра представляет собой пейзажную зарисовку мистического места. Давайте более детально разберем каждое из сочинений.

 

Баба-яга

Баба-Яга Лядова – это собирательный музыкальный образ. Программой произведения является отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». Это сцена полета злой колдуньи. Один свист и в момент перед ней появляется ступа. В стремительном вихре злая волшебница поднимается ввысь. На улице ночь, каждый зверь и человек боится злую силу, прячется от нее. Вокруг тишина только слышно, как помело разрезает воздух вокруг. Так начинается новая страшная история со счастливым финалом.

Музыка полностью демонстрирует образ Бабы-Яги. Сам автор подтверждал наличие яркого, конкретного образа. Фантастичность звучания в данной миниатюре была достигнута при помощи использования ряда музыкально-выразительных средств:

  • Свистящие в унисон струнные и деревянно-духовые инструменты;
  • Большое количество флажолетов.
  • Динамика то нарастает до ff, то затихает до pp.
  • Обилие общих форм движения: пассажи.
  • Непрерывное ритмическое движение в различных голосах создает атмосферу напряженности.

Главное действующее лицо характеризует отдельная тема. Для ее музыки свойственна не только угловатость, но и переменчивость инструментов. Интересно, что тема проводится сначала в тембре низкого гнусавого фагота, затем сумрачное звучание достигается по средству использования бас-кларнета, наиболее яркое и сочное звучание темы придает английский рожок. После абсолютно диких пассажей у струнных, демонстрирующих полет колдуньи, тема вступает у ксилофона. Постепенно все затихает. Вновь наступает день, Баба-Яга уже давно улетела. Тихо звучат флейты на фоне скрипичного тремоло, и все растворяется в утреннем тумане. Сон ли это был или явь, никто не скажет. Главное, что сказка существует, пока звучит музыка.

Нельзя отрицать, что Лядов был настоящим мастером оркестровки, ведь ему удалось добиться максимального попадания в образ.

«Баба-Яга» (слушать) 

 

Волшебное озеро

Глубоко в лесной глуши, где не ступала нога ни зверя, ни человека находится озеро. Но не простые воды текут в нем, а волшебные. Вокруг тишина. Только ночью отражается в нем и луна, и звезды. Еле волны колышутся от дуновения ветра. Все вокруг фантастично и сказочно. Все застывает, время остановилось, чтобы любоваться красотой окружающей природы.

Добиться подобной невесомой атмосферы композитор смог благодаря использованию множества характерных музыкальных приемов:

  • Отсутствуют конкретные темы;
  • Важную роль играет прозрачность гармонии;
  • Фактура невесомая;
  • Колорит струнных с сурдинами воссоздает шелест;
  • Легкие тембры: деревянно-духовые, в частности флейты, арфы, челесты;
  • Большое количество мелизмов: тремоло, трели;
  • Спокойная динамика ограничена диапазоном от pp до p;
  • Ритм баркаролы (четверть и восьмая).

Форма выбрана трехчастная с контрастной серединой и определяется по ладотональному родству. Тональность – Des-dur.

Оркестровка выражается в яркой изобразительности образов:

  • Шелест травы и колыхание волн – струнные с сурдиной;
  • Глубина водного пространства – отдаленность крайних регистров;
  • Сияние звездного неба – звенящие тембры арфы и челесты.

«Волшебное озеро» представляет собой одну из вершин оркестрового мастерства композитора.

«Волшебное озеро» (слушать) 

 

Кикимора

У кудесника в горах каменных живет и растет Кикимора. Рядом с ней кот Баюн рассказывает ей сказки невиданные и неслыханные. В колыбели из чистого хрусталя качают и лелеют Кикимору с утра и до позднего вечера. Вырастает через семь лет тонкая, черная Кикиморка и имеет голову с наперсток. А кричит и стучит она на весь лес. Нет покоя с утра и до ночи, с вечера и до утра вопит она нечеловеческим голосом. Люто злится на людей и зверей.

Программа четко разделена на разделы:

  • Вступление. Хроматическое изломанное движение у низких деревянно-духовых инструментов символизирует обстановку в чудесном лесу.
  • Тема у английского рожка – это колыбельная кота Баюна.
  • Соло челесты создает холодное звучание хрустальной колыбели, которая качается с утра до вечера. Вступление завершается.
  • Presto – основной раздел, описывающий взрослую Кикимору. Главная тема состоит из интонационных элементов вступительного раздела. Форшлаги – это главный звукоизобразительный элемент.
  • Различные метаморфозы темы в основном разделе сочетаются с четкой ритмической пульсацией.
  • Кульминация отражена топочущим мотивом, основанном на терции.
  • Заключение. Пиццикато низких струнных и жалобный флейтовый писк.

Произведение выполнено с юмористическим оттенком, характерным для творчества Лядова. Кикимора имеет легкий лукаво-иронический характер. Явный гротеск сближает с жанром скерцо. Автор использует множество выразительных приемов, чтобы подчеркнуть иронию над злым образом:

  • Взвизгивания и капризы Кикиморы – малая флейта, гобой, трубы с сурдинами;
  • Прыжки – широкие интервалы с форшлагами;
  • Хроматические короткие темы;
  • Альтерированные гармонии;
  • Увеличенное трезвучие – «зловещий» образ.
  • Щелкающий ксилофон.

Все это высмеивает образ «злого» лесного духа. Лядов не видит в нем опасности, Кикимора кажется ему смешной и безобидной. Ему прекрасно удалось отобразить всю немощность существа. Симфоническая миниатюра «Кикимора» является истинным шедевром отечественной музыки.

 

«Сказочные картинки» Лядова – это необыкновенно красочные музыкальные образы. Музыка словно отправляет слушателя в неведомые ранее края, где существуют все знаменитые персонажи, такие как Баба-Яга и Кикимора. Там у берега волшебного озера происходят удивительные чудеса. Одним словом, миниатюры возвращают нас в детство. Пока звучат симфонические картинки, в мир возвращается волшебство.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать «Кикимору»

soundtimes.ru

Кикимора болотная и Кикимора домашняя — в чём разница?

Какие сказки про Кикимору рассказывают?

Каждый, наверное, слышал слово «кикимора», видел Кикимору болотную на картинках, читал про нее сказки. Что рассказывают про Кикимору подлинные славянские поверья?

Кикимора домашняя — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям.

Кикимора — дух, людей не сильно любящий. Кикимора домашняя досаждает жильцам дома, портит их вещи, мешает спать, пугает по ночам. Есть Кикимора болотная, описание которой отличается от домашней. Она тоже вредит людям — при встрече может сбить с дороги, напугать гуляющего по лесу ребенка.

Кикиморами болотными и домашними становятся «заложные» покойники, умершие либо загубленные маленькие дети, мертворожденные, выкидыши. Домашнюю Кикимору могли подсаживать строители, чтобы навредить не расплатившимся с ними хозяевами, колдуны как вид порчи. Для этого они клали в незаметное место куклу, тряпку, картинку. Чтобы избавиться от злой Кикиморы, советовали разыскать дома такой подклад.

Отец мой дом строил, и плотников чем-то осердили. Они в последний ряд, под балку, куколку-кикиморку положили. Ночью как давай кричать: ребенок ревет, аж за душу тянет. Спать никак не могли в этом доме. Посудили старики. Пришлось снимать, раскрывать крышу и этот ряд бревен. Нашли куколку. Маленькая такая, из тряпочек сшита.

На болоте, а иногда дома Кикимора могла заводиться сама по себе, например, на месте, где кто-то, особенно ребенок, трагически погиб, совершилось преступление, самоубийство. Часто встречаются Кикиморы в заброшенных домах.

 

Как выглядит Кикимора болотная? 

Фото Кикиморы болотной ещё никто не сделал, но народных описаний ее много. Кикимора болотная на картинках да и в жизни, как говорили, напоминает маленькую сгорбленную старушонку, покрытую травой и мхом, одетую в грязные рваные тряпки. Хотя людям Кикимора болотная и домашняя показывается только в исключительных случаях, обычно предвещая несчастье, иногда можно её постараться увидеть:

Хозяин подстерег Кикимору рано утром и увидел: сидит на лошади небольшая бабенка в шамшуре и ездит вокруг яслей.

Впрочем, если верить сказкам про Кикимору, она способна принимать любой облик — знакомого человека, обычной женщины или мужчины, красивой девушки с распущенными волосами. Перевоплощался дух болота и дома в разных животных.

Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла — он на лавку, на стол, везде. А потом в этом доме стала маячить собака.

 

Чем может угрожать встреча с Кикиморой на болоте или дома? 

Каковы способы защиты от Кикиморы? Дома Кикимора портит жизнь всем ее обитателям — прячет вещи так, что их никто не найдет, стучит и шумит дома, портит и путает пряжу. Говорили, это от того, что Кикимора домашняя тоже хочет хозяйничать, но толком не умеет.

Болотная Кикимора пугает путников страшными звуками. Охотников она заманивает в чащу, крякая по-утиному, например. От Кикиморы болотной защищались оберегом, равно как и от проказ Лешего. Не ходили в лес или около болота в неурочное время.

От домашней Кикиморы избавиться сложнее. Сказки и поверья про Кикимору говорят, что если дома «пугает»: раздаются странные звуки, портятся вещи, словом, случается все то, что мы называем «полтергейстом», нужно поискать незаметно подложенную недоброжелателями куколку или другую вещь, избавиться от нее особым ритуалом. Говорили, что Кикимору можно изловить, выстричь крестом на затылке волосы, и она превратится в человека, но в чем-то неполноценного.

Кикимора болотная боится оберегов — «куриных богов» (камней со сквозной дыркой), его носили при себе, вешали дома; можжевельника, папоротника.

16 февраля проводили ритуал избавления от кикимор. Считалось, что в этот день они особенно смирные. Ведуны проводили обряды против докучливых домашних духов.

 

Сказки про Кикимору болотную

Кикимора болотная — более популярный нынче персонаж. Про нее сказки рассказывают, картинки рисуют. Рассказывали в таких сказках, что Кикимора болотная похищает в деревнях детей, подменивая их на своих собственных или даже на полена.

В некоторых сказках Кикимора выступает в качестве добродушного персонажа, укачивающего детей, пытающегося помогать хозяйке дома, что роднит ее с домовым.

Кое-где считали, что Кикимора — это и есть жена домового, либо сближали ее образ с Домахой (домовым женского пола). Кикимору болотную, которую можно увидеть на современных картинках, часто сближают с русалкой. Она выступает настоящим духом-воплощением природы.

Кикимора домашняя и Кикимора болотная — два разных персонажа. Если Кикимора домашняя — персонаж более древний, сказки про нее сохранились с самой старины, то Кикимора болотная — больше героиня современных мультфильмов, рассказов.

Кикимора — известный персонаж славянской мифологии. Чтобы познать мир славянских поверий, мировоззрение наших предков, полезно изучать истории и мифы, сохранившиеся о духах природы, дома, всего сущего. К тому же, это занятие чрезвычайно увлекательно!

 

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Фольклор в музыке русских композиторов. Симфоническая картина А.К. Лядова "Кикимора"

- Какой была мелодия в середине? Какой жанр вы услышали? (колыбельная). Это Кот-Баюн укачивает Кикимору.

-Как изображена Кикимора? Какая была мелодия? Что Кикимора делала? Может она спала? Или капризничала и бегала?

4. Чтение описания портрета Кикиморы

Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Давайте пополним нашу Волшебную коробочку. Я буду говорить, какая была музыка, если слово подходит к характеру музыки, вы звоните в колокольчики; если же нет – то молчите.

Итак, я считаю, что эта музыка была

солнечная

печальная

грозная

нежная

колючая

героическая

тревожная

Ребята, пока мы играли, я забыла, чем же закончилась музыка: уснула Кикимора или убежала? Как в музыке это показано?

5. Физминутка

Кикимора  стучит, гремит, свистит, шипит.

6. Повторное слушание «Кикимора» Лядов

1 часть. Медленная сумрачная, звуки низкие, зловещее звучание создает сказочную обстановку.2 часть. Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют  Кикиморе.3 часть. Холодное, звенящее звучание  рисует нам колыбельку. (Синий конвертик, вложены разные картинки с изображением кикиморы).

Учитель:  Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова)

(Красный конвертик: Кикимора это? Сказочный персонаж, персонаж который летает на метле, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная или персонаж который живет в лесу – дети определяют сами)

Кикимора – это персонаж?

7. Исполнение: Р.н.и. «Как пошёл наш козёл…»

8. Игра на муз. инструментах р.н.п. «Уж как шла лиса»

8. Рефлексия

Вот мы и побывали в сказке. А помогла нам музыка, какого композитора? Так может ли говорить музыка? И о чём она нам рассказала?

Музыка – настоящая волшебница, она без слов может изобразить картину, рассказать о характере героя, изобразить природу. А чтобы понять музыкальный язык, нужно не просто слушать, но и слышать его.– Какие новые термины слова вы услышали?

Красный конвертик:

9. Тест-викторина

– Найдите правильные ответы, которые соответствуют картинкам.

1. Кикимора – это?

а) злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.

б) это маленькое существо, которое живёт в болоте.

в) это маленькое существо, которое летает на метле.

2. В музыке Лядова Кикимору изображает инструмент

а) английский рожок

б) барабан

в) челеста

3. Кот-бают поет Кикиморе

а) солдатскую песню.

б) колыбельную.

в) трудовую песню.

Учитель: 

Оценка детей.

10. Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».

ПРИЛОЖЕНИЕ

hello_html_m717e0937.jpg

hello_html_m59c2eb45.jpg

hello_html_m7e48c0c5.jpg

hello_html_6ebf0eda.jpg

hello_html_m4093ab9c.jpg

солнечная

печальная

грозная

нежная

колючая

героическая

тревожная

infourok.ru

Персональный сайт - Кикимора клипарт

Новый журнал об интерактивной литературе от Владимира Трофимчука:

IFmagazine

Добро пожаловать!

Кто такая кикимора?

Кто такая кикимора? Кикимора – домашний дух, который в ряде мест считался супругой домового. В суевериях наших предков кикимору называли разными именами: кикимрой, кикиморкой, кукиморой, шишиморой, суседкой или марой.

Корни этого персонажа уходят в глубокую древность и связаны с суровой богиней Мореной, которую еще называли Мора или Мара. Корень слова «кик», «кук» означает скрюченность или горбатость, по другой версии, название происходит от глагола кикать, то есть плакать, кричать и причитать. «Шиш» обозначает действия исподтишка, шевелиться, копошиться, по старо-русски шиш – это вор и бандит.

Кто мог стать кикиморой?

По старинным поверьям кикиморой становилась девочка, которая умерла до крещения или которую прокляли еще в утробе, то есть, погибшая в результате аборта. Считалось, что кикиморы, число которых будет равно количеству абортов, будут караулить душу своей матери, чтобы отправить ее в ад.

К кикиморам причисляли и девочек, украденных или обменянных нечистой силой или зачатых от огненного змея. Считалось, что она могла появляться в плохих местах, связанных с самоубийством и прочими, несущими отрицательную энергию, местами, а также поблизости болот. Кикимору могут «напускать» колдуны или мастеровые-злоумышленники, которыми могут быть самые обычные плотники или печники.

Как выглядела кикимора?

 

В народе считалось, что это субтильная особа, тоненькая, маленькая, с головой с наперсток, с туловищем, не толще соломинки. На лицо безобразная, растрепанная и одетая в лохмотья. Возраст ей приписывали старческий. В некоторых местах образ кикиморы представлялся иным, в виде молодой девушки с косой ниже пояса, обнаженной или в одной рубахе, или в виде крестьянки в головном уборе, или с распущенными волосами, а иногда и в мужском обличии.

Считалось, что присутствие кикиморы выражалось в зрительных образах, когда в доме мерещились разные животные – свиньи, собаки, зайцы. Также появлялись странные звуки – свист, детский плач, разные стуки-грюки, а иногда и песни с танцами, сопровождающимися прихлопами и притопами.

Когда ее день рождения?

Днем рождения кикиморы считается 2 марта, так как в дохристианскую эпоху это был день богини Морены, а кикимора была представительницей ее свиты. Это был день прощания с Мореной по случаю окончания зимы, которая была во власти богини, и наступления нового года.

Считалось, что в этот день нужно перемывать домашнюю утварь раствором с добавлением настойки папоротника, так как это было одно из любимых ею растений. В этот день выметали дорожку от крыльца дома к колодцу или перекрестку, разбивали и выбрасывали посуду со сколами и трещинами, жгли хлам и ветхую одежду, обходили дом с факелами.

Что входило в обязанности кикиморы?

Кикимора досаждала хозяевам, устраивала беспорядки, мешала спать, насылала ночные кошмары, била горшки, путала пряжу, стучала, швырялась луковицами и подушками. Основным объектом ее пакостей был глава дома, она даже выдирала из него волосы.

Не давала покоя и домашним животным – выщипывала курам перья, стригла овец, отчего они становились плешивыми, при этом шерсть не пропадала, ее обнаруживали в хлеву вместо подстилок. Любила покататься поутру верхом на лошади. Хозяин, проснувшись, мог увидеть свою лошадь загнанной и в мыле. Было и такое поверье: кикимора, чтобы причинить вред скоту, пересчитывает его, при этом оговаривается, что считать она умеет только до трех.

Крохотная, но очень деятельная кикимора, все свои деяния творила ночью, днем она отсыпалась за печкой, в подполе, или на чердаке. Могла, конечно, и днем свинкой пробежаться по лавке. Считалось, что если кикимора поселится в пустом доме, то постарается туда никого не впустить, будет швыряться, чем ни попадя. Самым злым существом являлась кикимора болотная, которая заманивала и уводила детей и заблудившихся путников в трясину.ъ

 

 

Вместе с тем, она очень трудолюбива, ее наследственным ремеслом было прядение, шитье и плетение кружев. Могла допрясть шерсть за хозяйкой, а могла и все испортить, спутать нитки, замусолить шерсть или сжечь куделю. Еще говорили, что она была хорошей сторожихой, ходила с раскаленной сковородой по полю в поисках воров и зажаривала на ней тех, кто мог позариться на чужой урожай.

Семье, в которой хозяйка сноровистая, умелая и старательная, кикимора покровительствовала и помогала. Могла и малышей убаюкать, и горшки с крынками перемыть, и о выпечке позаботиться. Кикимору наделяли способностями предсказывать дальнейшую судьбу. Если слышался ее плач или бряцанье коклюшками – к беде, если кто-то видел ее в реальности – смерть одного из членов семьи. Наделяли кикимору и способностями предсказательницы, в некоторых местах с ней общались посредством стука, таким способом, надеясь узнать судьбу.

 

 

В день рождения кикиморы, 2 марта, старались угодить ей, перемывали домашнюю утварь, избавлялись от разного хлама, битой посуды, изношенных вещей. А она, единственный день в году, 17 марта по новому стилю, на Герасима Грачевника, становилась кроткой и смиренной, наверное, из-за боязни быть изгнанной из жилища, так как именно в этот день проводились ритуалы и читались заговоры по ее изгнанию.

Время движется, жизнь меняется, суеверия остаются в прошлом. Но есть в них и много рационального, например, почему бы не воспользоваться старинным обычаем выбрасывать старые и ненужные вещи, чтобы дом или квартир а стали более светлыми и просторными.

 

Кикимора

Песня

Я тебя увидел на болоте,Клюкву собирала ты в мешок,-Выстрелило в сердце бабье лето,Будто на ружье спустил курок.Полу-ангел или полу-ведьма,Птичка, рыбка или мотылёк,От тебя я без ума, поверь мне,Только почему, понять не смог.

R: Люблю тебя я,кикимора* моя!Ловлю твой полётнад кочками болот.Кричу, не тая: "Ты- клюковка моя!            Без тебя, мой свет, мне счастья нет."

Где же ты, я без тебя страдаюТак, что даже не хватает слов,-Ведьма, но желанная такая,Женщина-мечта из моих снов...Нет, пожара в сердце не потушишь,Хоть пройди по кочкам сто дорог.Ну, зачем, зачем ты мою душу,Словно клюкву, собрала в мешок?..

 R: Люблю тебя я,кикимора моя!Возьми в свой полётнад кочками болот.Без тебя, мой свет, мне счастья нет."

Так бывает, в сердце что-то стукнет,И, хоть соловей давно пропел,Вдруг любовь развесистою клюквойНа болотной встретится тропе...

R: Люблю тебя я,ты- клюковка моя!А ты мне в ответ молчишь: ни "да" ни "нет".В болоте стою и соловьём пою:            "Без тебя, мой свет, мне счастья нет!"

Николай Верижнико

Загадки про Кикимору

Болото – дом ее родной.К ней в гости ходит Водяной.
 

В дремучем лесу, на болотеВы ее непременно найдете.Не рыбка она, не лягушка,Моя дорогая подружка.Стройная фигурка,Зовут ее...

 
Зеленая, на болоте живет, но не лягушка.
 
На болоте иль в лесуЯ плету свою косу,Путаю, заплетаю,Детей в лес зазываю.
 
Ночью топает, мокрые следы оставляет, хозяев дома пугает.
 
Пряжу путаю, стучу,Стекла бью, посуду,Что хочу, то и верчу,И пугать вас буду…
 
Страшная, зеленая, детей пугает,В лес зазывает.

 

Кикиморские частушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ъ

 

http://otvetin.ru/goroskopgadezo/14293-kto-takaya-kikimora.htmlhttp://www.stihi.ru/2010/09/20/8689

iara-z-m.narod.ru

Как нарисовать кикимору | Рисуем поэтапно карандашом

О том, как нарисовать кикимору, знают, конечно же, не все художники. Ведь точных данных о том, как именно должен выглядеть этот сказочный персонаж не существует. Поэтому, если хочется нарисовать кикимору карандашом, то можно отдаться на волю своей фантазии и изобразить персонаж в соответствии со своими представлениями о том, как именно он должен выглядеть. Конечно же, если кикимора болотная, то она должна внешне хотя бы немного соответствовать месту своего проживания. Например, у нее могут быть зеленые волосы и большие глаза.Перед тем как нарисовать кикимору надо позаботиться о том, чтобы все нижеперечисленные принадлежности были поблизости:kak_narisovat_kikimoru11). Карандаш;2). Стирательная резинка;3). Линер;4). Бумага;5). Разноцветные карандаши.

Затем можно переходить к изучению того, как нарисовать кикимору поэтапно: 1. Выполняя легкие штрихи карандашом, обозначьте очертания тела, а также головы этого сказочного персонажа;kak_narisovat_kikimoru2 2. Начните прорисовывать основные черты лица кикиморы болотной. Нарисуйте ей большие выпученные глаза, а также довольно-таки длинный нос. Обозначьте брови и достаточно большой рот;kak_narisovat_kikimoru3 3. В глазах нарисуйте зрачки, пририсуйте реснички. Затем изобразите бородавку на носу, наметьте щеки. На голове кикиморы нарисуйте платочек;kak_narisovat_kikimoru4 4. Изобразите длинные пряди волос, которые выбиваются из-под платка сказочного персонажа. На теле кикиморы нарисуйте длинную свободную рубаху. В одной руке кикиморы начертите ветку дерева, а в другой гриб мухомор. Изобразите кончик босой ноги, который выглядывает из-под рубахи. Также нарисуйте окружающий пейзаж – траву и камыш;kak_narisovat_kikimoru5 5. Теперь вы знаете, как нарисовать кикимору карандашом поэтапно. Однако, этого недостаточно, чтобы изображение выглядело красивым и законченным. Кикимору болотную обязательно стоит раскрасить, но перед этим надо набросок обвести черным линером;kak_narisovat_kikimoru6 6. Используя резинку, уберите все карандашные следы;kak_narisovat_kikimoru7 7. Глаза кикиморы закрасьте светло-изумрудным и изумрудным оттенками. Брови, а также волосы раскрасьте карандашом травянисто-зеленого оттенка. Лицо, руки и ногу сказочного персонажа заштрихуйте телесным тоном. Карандашом, имеющим розовый цвет, закрасьте рот, румянец на щеке кикиморы и кончик ее носа;kak_narisovat_kikimoru8 8. Ножку гриба закрасьте серым карандашом, а его шляпку – красным. Платок и рубаху раскрасьте желтым и красным цветами;kak_narisovat_kikimoru9 9. Черным карандашом нарисуйте полоски на березовой ветке. Этим же карандашом раскрасьте камыш. Зеленым карандашом раскрасьте траву и листочек на ветке березы.kak_narisovat_kikimoru10 Рисунок готов! Его можно раскрасить и красками, и фломастерами, а не только цветными карандашами.kak_narisovat_kikimoru11

moy-maluch.com

Кикимора - Сказочные персонажи

Сказочные персонажи

Просмотров: 15493

Кикимора - дух в женского рода, живущий в доме, во дворе, в сараях, бане, пустых постройках, в хлеву или в болоте... Часто Кикимора не видима, а если и показывается человеку то в образе маленькой женщины, старушки, девушки с растрёпанными волосами, в лохмотьях, может быть страшной, уродливой и неряшливой. Основное занятие кикиморы - шуметь, пакостить, бить посуду, путать пряжу, ломать домашнюю утварь, иногда хорошим хозяевам она помогает по дому: любит шить, прясть и вязать, но часто не доводит до конца начатое дело. Кикиморы живущие в болоте всячески пакостят и вредят людям, особенно в дни святок. Может показываться в образе домашних животных и птиц, может показаться в одном месте быстро исчезнуть и появиться в другом. Днём кикиморы прячутся за печкой, а ночью начинают озорничать...

Кикимора, рисунок Кикимора, рис.1 Кикимора, рис.2

Кикимора, рис.13 Кикимора, рис.6 Кикимора, рис.3

Кикимора, рис.10 Кикимора, рис.8 Кикимора, рис.9

Кикимора, рис.4 Кикимора, рис.11 Кикимора, рис.16

Кикимора, рис.12 Кикимора, рис.5 Кикимора, рис.14

Кикимора, рис.7 Кикимора, рис.15 Кикимора, рис.17

moreskazok.ru

Открытка (плейкаст) «Герой русского фольклора

Идея создания музыкальных зарисовок на темы русских фольклорных образов возникла у композитора  А. К. Лядова еще в начале 1880-х годов после того, как он в 1881 году проводил лето в деревне и увлеченно собирал народные напевы. Но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, в 1900-х гг. Считается, что определенным стимулом для композитора послужили рисунки художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора. Хотя кикимора – невидимка, художнику  все же удавалось «увидеть» ее. Она была похожа на маленькую исхудалую женщину в крестьянской потрепанной одежде, с куриной головой и ногами. Такой ее изобразил на своем рисунке художник XIX века И.Я. Билибин.

  «Кикимора» была хронологически третьей симфонической миниатюрой на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики из цикла «Сказочные картинки». Литературной основой «Кикиморы» стало одно из народных сказаний русского народа, записанное И.Сахаровым.

К этой пьесе предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа.

Первое исполнение пьесы «Кикимора» состоялось 12 декабря 1909 года, зал Дворянского собрания в Петербурге (ныне Большой зал филармонии), оркестром Императорской Русской оперы дирижировал А.Зилоти.

«Кикимора» Анатолия Лядова пользуется успехом как у исполнителей, так и у слушателей всех возрастов. Существует много вариантов обработки этого небольшого симфонического произведения.

В сезоне 1915—1916 гг. балетмейстер Л.Ф. Масягин поставил в Париже одноактный балет «Русские сказки» с декорациями четы Гончарова—Ларионова на музыку Анатолия Лядова  — «Кикимора». Так яркий представитель славянской мифологии – Кикимора живет и в народных сказаниях русского народа, собранных в книге русского этнографа-фольклориста И.П. Сахарова, и в графических иллюстрациях из серии «Мифология славян» русского художника И.Я. Билибина, и одноименной поэтической поэме русского композитора-сказочника А.К. Лядова.

www.playcast.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта