Описание картины Карла Ван Лоо «Портрет императрицы Елизаветы Петровны». Картина императрица
Неизвестный художник. Портреты членов императорской семьи: amsmolich
Портрет императора Петра III Круг Ф.С. Рокотова. Начало 1762 (не позднее 28 июня).Ранее портрет приписывался Ф.С. Рокотову, однако современные исследования не дают оснований с уверенностью подтвердить авторство. Портрет отличается превосходным качеством живописи и неслучайно связывался с именем знаменитого портретиста. Император Петр III представлен на нем в полной форме полковника Преображенского полка.
Портрет Екатерины II. Тип Ф. де Мейса. Конец 1780-х – первая половина 1790-х.В основе живописного изображения Екатерины II в виде барельефа – миниатюрный портрет Ф. де Мейса, написанный в 1785 году. Этот портрет гризайлью, пользовавшийся популярностью, был гравирован в 1785 году Г.И. Скородумовым.Фердинанд де Мейс (даты жизни не установлены) – художник-любитель, фламандский уроженец, отставной «полка принца де Линя», приехал в Россию около 1783 и приобрел популярность в аристократических кругах своими миниатюрными портретами. Исполнил аллегорические композиции на путешествие Екатерины II по южным губерниям России и вступлении на престол Александра I. Работал в России предположительно до 1815 года.
Портрет императрицы Екатерины II. Последняя четверть XVIII века.По определению П.Н. Петрова, изображена «стоящая в парчовом платье и голубой симарре», с лентами и звездами орденов Св. Андрея Первозванного и Св. Георгия. В кресле рядом с Екатериной – одно из её любимых английских левреток – Сэр (Сир) Том Андерсон или Дюшеса.Портрет представляет собой варьированную копию с оригинала П.-Э. Фальконе, исполненную профессиональным мастером в последней четверти XVIII века.
Портрет великого князя Павла Петровича с арапчонком. Не ранее второй половины 1765. Павел Петрович, великий князь (1754 – 1801) – с 1796 по 1801 российский император. Сын императрицы Екатерины II и императора Петра III. С 1798 – великий гроссмейстер ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Убит заговорщиками в результате дворцового переворота 11 марта 1801 года.Уменьшенное видоизмененное повторение одного из самых ранних портретов великого князя Павла Петровича в мундире генерал-адмирала флота, написанного итальянским художником Стефано Торелли (1712 – 1780), приглашенным в Россию в 1762 году И.И. Шуваловым в качестве профессора Академии художеств и ставшим придворным живописцем Екатерины II. Портрет был чрезвычайно популярен, насчитывалось не менее пяти его реплик: в Романовской галерее в Зимнем дворце, в Мраморном дворце, в Павловске, в Морском музее и в Петергофе.Указ императрицы Екатерины II «О произведении Наследника, Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича в Генерал-Адмиралы» датируется 20 декабря 1762. Однако нельзя не заметить, что поверх камзола на Павла Петровича надета кираса. По-видимому, это та самая «кирасирская амуниция», которая была заказана для великого князя и которую С.А. Порошин велел примерить 6 мая 1765 года. Девятнадцатого июня Павел надел ее для участия в знаменитых Красносельских маневрах. Сочетание адмиральского мундира и кирасы объясняется тем, что Павел был и полковником Кирасирского полка. Скорее всего, портрет С.Торелли и все последующие повторения были написаны не ранее второй половины 1765.
Портрет великого князя Александра Павловича ребенком. Первая четверть XIX века.Справа внизу на красной ткани надпись и дата: Alexandre Pavlovitsch grand Duc peint a l’age d’un an 1778 [Великий князь Александр Павлович изображен в возрасте одного года в 1778]
Александр Павлович (1777-1825) – старший сын великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Русский император с 1801 по 1825. Взял Париж, основал Лицей, провел умеренно либеральные реформы. В русской официальной традиции официально именовался Благословенным.Изображен с «парадной» погремушкой-свистком, выполненной для младенца-императора Иоанна Антоновича и подаренной через 30 лет Екатериной II внуку Александру. Поверхность золотого шара погремушки покрыта растительным прорезным узором и усыпана бриллиантами, рубинами и изумрудами. С одной стороны игрушки – навершие из слоновой кости, с другой – свисток и колечко для шнурка. Погремушка передавалась каждому новорожденному наследнику престола (ныне в «Алмазном фонде» Московского Кремля).
Восшествие на престол Александра I. После 1801.Аллегория на вступление на престол Александра I выполнена, очевидно, с рисунка Фердинанда де Мейса или с гравюры по его оригиналу.Восседающие на облаках император Петр I и императрица Екатерина II держат медальон с портретом Александра I (восходит к оригиналу Ф. Кюгельхена). Петр (лицо восходит к оригиналу К.Моора) изображен в виде Зевса-Юпитера, обнаженным до пояса, босым, у ног его орел с небесным огнем в лапах. Екатерина (портретное изображение восходит к типу Лампи-Левицкого) изображена в виде супруги Зевса Геры-Юноны (рядом с ней на облаках два павлина, символы этой богини)В нижней части слева и справа группы богов и аллегорических фигур: Меркурий, Флора, Геракл, Слава, три грации, парки, поверженная Медуза-Горгона. Повсюду пути с атрибутами искусств, военными доспехами, корзинами цветов. В центре летящий путто держит ленту с французской надписью: От Александра всегда вам будет счастье; сделать свой народ счастливым – желание его сердца.Женщина в короне с царскими регалиями в руках символизирует Россию. Сюжет был широко распрстранен в начале XIX века.
Сцена в военном лагере. Не ранее 1814На первом плане в треуголке и общегенеральском пехотном мундире с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного изображен Александр I; справа от него в мундире генерала свиты, с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного и крестом ордена Св. Георгия на шее, князь П.М. Волконский, во время кампаний 1813 и 1814 годом находившийся при государе в звании начальника Главного штаба. Перед ними в форме австрийского генерала, с лентой ордена Св. Стефана через плечо, с лентой ордена Св. Георгия и со знаком ордена Св. Стефана у пояса, - австрийский фельдмаршал князь К.Ф. Шварценберг. На втором плане справа офицеры, отдающие распоряжения, слева спускающиеся в долину войска, на заднем плане виден большой город. На картине изображено взятие Парижа союзными войсками в марте 1814.
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Начало 1800-х. Елизавета Алексеевна (урожденная Луиза Мария Августа, принцесса Баденская; 1779-1826). Племянница первой жены Павла I великой княгини Натальи Алексеевны. В октябре 1792 приехала в Петербург, в сентябре 1793 приняла православие и вышла замуж за великого князя Александра Павловича. С марта 1801 – российская императрица.Портрет датирован по форме прически.Изображена с лентой ордена Св. Андрея Первозванного, знаки которого были возложены на нее при коронации в 1801 году.Размеры портрета не изменялись – кромки холста не обрезаны. Его композиция (оплечное изображение с небольшим фрагментом орденской ленты) необычна для изображения императрицы, что дает основание предполагать, что он является тщательно выписанным эскизом не сохранившегося или неосуществленного большого портрета.
Портрет великого князя Николая Павловича в отрочестве. Не ранее 1807. Николай Павлович (1796-1855) – великий князь, третий сын великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, с 1825 – император Николай I.Датировка уточнена по пастельному оригиналу И.Ф.А. Тишбейна. Изображен со звездой ордена Св. Андрея Первозванного на груди (1796, пожалован при крещении). Портрет принадлежал Александру III.И.Ф.А. Тишбейн (1750-1812). Работал в России с 1806 по 1808. Его пастель датируется 1806-1807 годами.
Великая княгиня Александра Николаевна в образе Богоматери (?) Бруни (?) Федор Антонович. После 1844.Образ Богоматери определенно иконографически близок типу, сочиненному в 1830-х Ф.А. Бруни.При поступлении в Русский музей из Царского Села картина сопровождалась легендой о том, что на ней в образе Богоматери изображена дочь императора Николая I, великая княгиня Александра. Вероятно, икона выполнена в память трагической утраты императорской семьи, произошедшей 29 июля 1844 года в Царском Селе. Отсюда предполагаемая датировка картины. Всеми любимая великая княгиня, родив младенца, погибшего через несколько дней, покинула мир в неполные двадцать лет, и чувство сострадания и сочувствия этому горю подвигло ряд художников и литераторов на создание произведений, которые посвящались памяти Александры Николаевны и преподносились императору как знак соболезнования. Весьма возможно, что дальнейшее исследование позволит приписать картину кисти самого Ф.А. Бруни.
amsmolich.livejournal.com
Хочется спросить, кому неведомы раздумья над вопросом, что можно преподнести в качестве подарка на день рождения, к восьмому марта своей подруге, возлюбленной, начальнице или же ещё кому-нибудь? Данная задача ещё больше усложнится, если человек, которому Вы хотите подарить необычный подарок, небезразличен. Вот здесь может быть реализовано очень интересное решение – это картина в подарок. Ещё можно подобрать такую картину, которая может соответствовать характеру человека, подобрать его любимый жанр или заказать и подарить картину его или её любимого художника. Не так давно глава «Газпрома» Алексей Миллер преподнес тогда ещё президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву красивый многозначительный подарок. Это был портрет императрицы Екатерины I, который компания «Газпром» выкупила у одного частного коллекционера. «Хочу преподнести Вам картину – изображение Екатерины I, которая была первой русской императрицей. Данный портрет императрицы имеет символическое значение. Портрет написан в Германии, в городе Грайфсваальде, куда приведет газопровод «Северный поток», – было сказано господином Миллером. Глава «Газпрома» также добавил, что портрет императрицы написан в 1972 г., и через триста лет уже в 2012 г. вторая ветка «Северного потока» войдет в Германию, и построенный газопровод наконец-то выйдет на проектную мощность. Этот портрет императрицы был первым портретом Екатерины I в роли императрицы Российской Империи, который написан через год после её венчания с императором Петром I. Данная картина написана Андрианом Меллером, датским художником, который работал в то время при саксонском брауншвейгском дворе. Портрет императрицы Екатерины II в своей живописи увековечили такие художники как Рокотов Ф.С., Саблуков И.С., Шибанов Михаил, Федоров И.К., Левицкий Д.Г., Соломаткин Л.И., Боровиковский В.Л. и другие портретисты. Известные портреты императрицКартина в подарок, да еще с изображением портрета исторической личности, в частности, императрицы, может стать достойным украшением солидного офиса, кабинета или же обычной квартиры. Галерея, состоящая из известных портретов императриц, ещё и может сослужить отличной идеей в оформлении любого интерьера, подчеркнув тем самым интерес к истории хозяина дома. Если Вы задумались, какой подарок сделать руководителю с высоким социальным положением, а ещё если он любитель красивых женщин, то известные портреты императриц, преподнесенные к какому-либо торжеству, станут не просто отличным подарком, а произведут настоящий фурор. Такая галерея статных женщин может отразить определенные взгляды и позиции владельца портретов императриц. Портрет исторической личности в виде императрицы может быть написан масляными красками на холсте. Это могут быть известные портреты императриц таких художников, как: Карл Рейхер с его картиной «Портрет императрицы Александры Фёдоровны, портрет императрицы Екатерины II художников Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова, И.П.Аргунова, художник Маковского К.Е. написавший картину императрицы Александры Федоровны, произведение художника И.Я. Вишнякова «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» или ещё многих других художников. Репродукции портретов императрицТак исторически сложилось, что на сегодняшний день не каждый человек может стать владельцем любимых работ известных художников, имена которых стали народным достоянием и обрели всемирную известность. В данном случае существует очень простой выход, можно приобрести репродукции портретов императриц, которые в точности повторяют оригиналы. Тот же стиль выполнения картины, тот же самый сюжет и даже точно такая же цветовая палитра. В настоящее время современные технологии выполнения репродукции портретов императриц имеют неограниченные возможности при изготовлении данных картин, а также высокое качество их исполнения. Любой портрет императрицы переносится на холст так, что довольно сложно будет отличить их от изображения, которое будет написано рукой профессионального художника. Основным материалом, на котором осуществляются репродукции портретов императриц, являются хлопковый или льняной холст, который проходит специальную грунтовку. После того, как нанесут портрет императрицы, сверху изображение покрываю лаком для защиты портрета от воздействия окружающей среды, влажности и выцветания. Для придания репродукции портретов императриц оригинального облика, а также фактурности можно нанести текстурный гель, повторяющий мазки кисти художника. Обрамленная красивой рамкой репродукция портретов императриц, станет великолепнейшим украшением квартиры, офиса или какого-нибудь представительского помещения. Следует отметить следующее, что создание репродукции возможна не только с картин оригиналов, а также с обычных фотографий. Образ императрицы в подарокИтак, Вы определились, что сделаете человеку замечательный, изысканный подарок, и Ваш выбор остановился на живописной картине – образ императрицы в подарок. Безусловно, человек, которому Вы собираетесь преподнести такой подарок, является любителем величественной женской красоты. Даже не обязательно, чтобы тот, кому Вы собираетесь подарить портрет императрицы, разбирался досконально в живописи, имел искусствоведческое образование и мог оценить такой подарок. Главное при заказе картины-подарка – угадать с его вкусом и предпочтениями, а также соответствующим образом императрицы. Наиболее распространенное место, где можно разместить портрет императрицы – это личный кабинет или офис. Здесь портрет маслом будет лучше всего гармонировать с общей атмосферой и вызывать восторг. Зачастую стоит вопрос, купить готовую картину в подарок или же заказать новую. Прежде всего, это зависит от того, за какое время следует выполнить работу. Если же времени осталось мало, то, конечно же, лучше купить готовую картину в подарок, так как масляная техника потребует некоторого времени на изготовление. Но при этом Вы получаете на холсте то, что бы Вы хотели видеть, например образ императрицы в подарок. А если же это будет многофигурная композиция, лицам императриц можно придать сходство с людьми, которым преподносится такой подарок. Такая картина в подарок может стать намного интереснее. Такую картину желательно заказать заранее. Но если до торжества осталось совсем немного времени, есть и другой вариант преподнести имениннице портрет в образе императрицы в подарок. Художники АртФото создадут ремейк известной картины в технике жекле. Подчеркнутая грациозность и аристократизм отразит внутреннее состояние дамы. На создание такого превосходного портрета уйдет от одного до четырех дней. Следует также позаботиться о том, чтобы картина была должным образом оформлена. Вы можете выбрать на сайте багет, который будет обрамлять ее. К такому величественному образу подойдет резная рама ручной работы, которая сама по себе является произведением искусства. А вместе с портретом императрицы придаст интерьеру законченный вид. |
www.fotokartina.com
Федор Степанович Рокотов Портрет Екатерины II: Описание произведения
Этот портрет, написанный Рокотовым в Петергофе в 1763-м году в честь коронации Екатерины II, стал эталоном изображением императрицы. Чеканный профиль, как на монетах великих империй, и выработанная годами упражнений и беспощадного корсета осанка настолько впечатлили новоиспечённую российскую государыню, что она повелевает и впредь изображать себя, ориентируясь на рокотовский оригинал.Почему Рокотов, который, согласно официальной версии его происхождения, был всего лишь крепостным, получил допуск к изображению императрицы, до сих пор понятно не до конца. Аргунов, художник в то время гораздо более именитый, к этой работе допущен не был. А малоизвестный и сравнительно молодой (к 1763-му году ему было меньше тридцати) Федор Рокотов – был. Причем взошедшую на престол в результате дворового переворота Екатерину не остановил даже тот факт, что ранее Рокотов уже написал несколько портретов её постылого свергнутого супруга, Петра Федоровича. Более того: императрица доверит Рокотову и портреты собственных маленьких сыновей – будущего императора Павла I и незаконного отпрыска от связи с Григорием Орловым, Алексея Бобринского.
Как бы то ни было, коронационный портрет вышел удачным и даже единственным в своём роде. Рокотов выбрал редкий для XVIII века тип – профильный, построив композицию вокруг полуразвернутой сидящей фигуры Екатерины. Её дикое врожденное властолюбие, стоившее жизни Петру III, выглядит у Рокотова облагороженным и в определенной степени прекрасным. Нидерландец Георг Гроот раньше писал её вместе с мужем – еще юношески худую, с острым, выдвинутым вперёд подбородком, с крепко сжатыми тонкими губами. На этом портере она выглядит отчуждённой и напряжённой – вряд ли такой она рисовала сама себя в воображении. Итальянец Пьетро Ротари напишет позже другой её портрет – уже начавшей полнеть и оплывать, душевно аморфной (какой Екатерина не была никогда), подозрительно похожей на антипатичную ей императрицу Елизавету Петровну. Конечно, оба портрета иностранцев не могли понравиться Екатерине. Но вот русский Рокотов сумел ухватить её характер, её суть: ум, энергия, всепоглощающая воля к власти, и сама воплощенная власть, которая для императрицы превыше всего.
1763 год. Год, когда написан портрет Рокотова и когда Екатерина восходит на престол. Отдавая себе отчёт в шаткости собственного положения, она умно играет на усталости придворных кругов от крайностей самодержавия. Она заблаговременно рисует целую программу оздоровления государства: либеральных послаблений, уважения законности и человеческого достоинства, обещает расцвет просвещения, вербует сторонников и очаровывает противников. По-видимому, Рокотов в полной мере осознает все тонкости этого политического расклада, поскольку изображает императрицу так, будто она находится в состоянии диалога с невидимым собеседником. Её взгляд по-царски снисходителен и в то же время напряжённо-внимателен. Она готова слушать и слышать, внимать и учиться (вспомним хотя бы её переписку с энциклопедистами), но неумолимо сжатые губы и характерный волевой подбородок говорят: право окончательных решений отныне и навсегда Екатерина оставляет за собой.
Нужно сказать, что в абсолютном большинстве своих картин Рокотов почти не выписывает ткани и никогда не уделяет внимания заднему плану, оставляя лишь нейтральный и однородный темный фон. Однако в случае с коронационным портретом Екатерины он смиренно принимает все неизбежные условности парадного изображения, и делает это с лёгкостью и свободой настоящего мастера.
Античная колонна на заднем плане, обитый бархатом трон, скипетр и держава (символы государственной власти), детали наряда и жемчуга в прическе – всё это говорит, во-первых об уровне художника, а во-вторых, о том, что его последующий разворот к камерному портрету был умышленным и программным. Несмотря на все преимущества близости ко двору, Рокотову явно интереснее внутренняя жизнь модели, чем её статусные атрибуты. Через несколько лет после написания коронационного портрета Екатерины Рокотов по не известным нам мотивам самовольно порывает с Академией, оставляет Петербург и навсегда уезжает в далекую от придворных интриг Москву, чтобы больше не зависеть от изменчивой благосклонности двора и стать первым русским «свободным художником».
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Описание картины Карла Ван Лоо «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»
Ван Лоо – яркий представитель династии живописцев, занимал высокую должность при дворе и имел известность. Живописи он учился у своего отца и реалистично мог передать не просто эстетическую часть персонажа, но и характер.
Елизавета была человеком жестким и даже грубым, пришла императрица на престол в результате государственного переворота. Она весь период своего правления подозревала всех в смуте и заговорах.
Период пребывания на троне Елизаветы был временем роскоши и трат, совершенно необоснованных. Она была окружена множеством фаворитов, которым выстраивала дворцы, расписанные сусальным золотом.
Правительница не скупилась на титулы для своих поклонников. Портрет отображает императрицу как законодательницу моды, которой она и была.
На полотне изображена Елизовета с лентой монарха, в драгоценностях. Императрица очень любила украшения. Мантия, подбитая мехом, расшита гербом России. За правым плечом расположились атрибуты власти, все же несмотря на свой статус, она на этом портрете больше женщина, чем монарх.
Прекрасное платье из дорогой парчи с кружевными рукавами украшает императрицу. Цвет платья делает фигуру Елизаветы ярче, а темный фон только выгодно подчеркивает царицу. Художник изобразил правительницу как символ России, она восседает в окружении герба страны.
Складывается такое ощущение, что императрица отложила атрибуты власти и решила побыть просто красивой женщиной, но плащ напоминает о ее статусе. На полотне изображена светская женщина, одета по последней моде и со вкусом. По ее драгоценностям можно определить ее статус.
Прическу украшает роскошная диадема, волосы уложены в модную прическу. Видно, что женщина просто красуется. Живописец раскрыл в стальной правительнице настоящую женщину, кроткую, милую, с веселым взглядом, такой она была настоящей, когда символы власти были отложены в сторону.
opisanie-kartin.com
«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»
Замечательный русский живописец Николай Ге хорошо известен, как автор многочисленных эскизов и картин на библейские сюжеты.
Так например, его «Тайная вечеря», описанная в Новом Завете. Художник привез ее в 1863 г. на Академическую выставку в Петербург. На картине изображена последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них — Иуда Искариот — предаст его.
Картина произвела на императора Александра II такой эффект, что была тут же приобретена в личную коллекцию. А «Академия Художеств» за эту картину присвоила Николаю Ге звание профессора. И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художеств.
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в ПетергофеНо творчество художника Ге насыщено не только исключительно библейскими сюжетами. Среди шедевров живописца есть множество портретов великих людей, среди которых Толстой, Пушкин, Герцен, Салтыкова-Щедрин, Некрасов… Все они сегодня украшают залы главных художественных музеев и галерей мира.
Также Николай Николаевич запомнился, как выдающийся мастер исторической живописи. Так например, всем известное полотно «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871), произвело настолько глубокое впечатление на современников, что еще задолго до ее окончания была куплена известным меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым для своей коллекции…
Но вопреки традиции — разбирать сюжеты известных картин, сегодня поговорим о полотне, которое в свое время не обрело большого успеха; о полотне, которое было непонято его современниками, и признано творческой неудачей. И в наши дни биографы художника о ней упоминают вскользь. Невезение художника с этой картиной продолжается и по сей день — оно хоть и находится в стенах Государственной Третьяковской Галереи, но хранится в фондах, а не в основной экспозиции. Речь об удивительной по замыслу картине «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». 1874 г.
«А был ли траур?» — загадка картины Николая Ге: «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»
Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874Для Ге Екатерина была «далека от идеала», но художник не стремился осудить государыню. Он хотел понять, что же произошло в России в далеком 1762 году, когда непримиримо чужими людьми стали супруги и Екатерина Алексеевна захватила власть, по праву принадлежавшую мужу.
«Мне хотелось изобразить здесь рознь между Екатериной II и Петром III»
В основе сюжета изображена конкретная сцена, основанная на исторических фактах. Художник очень точно передает психологическую драму героев. Ге, работая над ней, основательно изучил мемуары Екатерины II и княгини Дашковой, а также портреты XVIII века, интерьеры, одежду и тщательно воспроизвел в своей картине множество исторических деталей.
На полотне запечатлена мимолетная ситуация, минутная сцена, когда у гроба Императрицы Елизаветы, скрытого от зрителя за пределами холста, случайно встретились и тут же разошлись августейшие супруги император Петр III и великая княгиня Екатерина Алексеевна.
«Картина не слово, — говорит Ге, — она дает одну минуту и в этой минуте должно быть все — а нет — нет картины».
Новоявленный российский государь в парадном белом мундире, так несоответствующем траурному настроению, увел за собой большую часть придворных. Но при этом на картине Ге он является фигурой третьего плана и столь простым приемом художник показывает, что роль этой личности в истории малозначительна и уже подходит к концу.
Фрагмент картины, Петр IIIЕго супруга, одетая в траур, занимает центральное место композиции, какое в ближайшем будущем займет и в истории России.
Фрагмент картины, Екатерина IIПолучив трон после смерти своей тетки Елизаветы, Петр III предался безудержному ликованию и самолюбованию, и был более озабочен оказанием почестей своему новому сану, нежели возданию последнего долга умершей императрице.
Он редко появлялся у гроба, и то «только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымая на смех духовных лиц, и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров», — так описывает ситуацию княгиня Дашкова.
Екатерина, напротив, соблюдала строгий траур и искренне горевала: «Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих…».
Описывает поведение Петра III и сама Екатерина II:
«Сей был вне себя от радости и оной ни мало не скрывал, и имел совершенно позорное поведение, кривлаясь всячески, и не произнося окроме вздорных речей, не соответствующих ни сану, ни обстоятельствам, представляя более не смешного Арлекина, нежели инаго чево, требуя однако всякое почтение».
Так и на картине, на первый взгляд, она выглядит одинокой и оставленной супругом и вельможами, но это обманчивое одиночество – обособленность будущего монарха, уже ставшего вне всех и над всеми.
Между тем, лично у меня строгий траур будущей императрицы вызывает сомнение. Неспроста художник изобразил Екатерину по центру картины, но спиной ко всем присутствующим. Сомнение подкрепляется, когда рассматриваешь полотно «под микроскопом». Взгляните на лицо Екатерины, на глаза, мимику. Так ли искренен траур, так ли строг, как об этом пишет княгиня Дашкова? Лично я вижу легкую улыбку, хитрость в глазах ключевой фигуры картины. Интересно, что взгляд Екатерины направлен в сторону художника. Ге, как-бы намекает нам о том, что он знал этот эпизод очень хорошо, подробно изучив детали этой сцены… Её взгляд предвещает перемены, которые вот-вот обрушатся на самодовольного супруга. Неспроста рядом с Екатериной Ге изобразил мужественного солдата, готовый защищать будущую императрицу.
На холсте мы видим спины и затылки — уходящая эпоха, и лица главных персонажей — лица новой эпохи… А траур по покойной Елизавете у гроба уже не так важен — в масштабах зреющего плана «опечаленной» Екатерины особенно. Ге сосредоточился на исторических событиях, на потрясениях и переменах, которыми вот-вот задышит огромная Российская Империя, а не на теле Елизаветы в гробу, который, кстати, в картине «не поместился»…
Фрагмент картины, Екатерина IIТрагическая суть полотна осталась непонятой современниками Ге, по причине трудностей с идентификацией изображенных исторических личностей.
Художник условно разделил персонажей на две группы. Все те, кто изображен спиной к зрителю, уходят не только из траурного зала, но и политической жизни России.
Одна из двух удаляющихся за Петром дам в черном – графиня Елизавета Романовна Воронцова, фаворитка императора, на которой тот собирался жениться, сослав свою законную супругу в монастырь. Но урожденная принцесса София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская решила повернуть ход истории в свою пользу. Ее решение стоило Петру III короны и жизни.
Вторая группа состоит из сильных политических фигур, которые сыграют важную роль в грядущем государственном перевороте. Девятнадцатилетняя княгиня Екатерина Романовна Дашкова бросает презрительный взгляд на свиту удаляющегося императора. За ней стоят опытный дипломат и сторонник конституционной монархии граф Никита Иванович Панин и граф Кирилл Григорьевич Разумовский – родной брат фаворита и тайного супруга покойной императрицы Елизаветы Петровны.
Княгиня Екатерина Романовна Дашкова, граф Никита Иванович Панин и граф Кирилл Григорьевич РазумовскийСреди челяди, следующей за императором, выделяется старик, обращенный к зрителю, но склонивший голову перед царем. Это князь Никита Юрьевич Трубецкой – знаковое лицо эпохи непрерывных дворцовых переворотов, успевший за долгую жизнь послужить восьми монархам – от Петра I до Екатерины II. И в своей картине Ге изобразил его неспроста: незначительная тщедушная фигурка выступает здесь символом грядущей перемены власти. С восторгом приветствуя Петра III, он в первые же часы переворота переметнется на сторону бунтарей и останется на новой политической арене. Трубецкой даже будет назначен маршалом на коронации Екатерины.
Никита Юрьевич ТрубецкойВ этой картине Николай Ге проявил себя не просто отменным художником, великолепно изобразившим переход от дневного света к тусклому огню свеч – через темноту, но и скрупулезным исследователем, сохранившим точность исторических деталей.
Например, красный цвет муаровой ленты ордена святой Екатерины, перекинутой через плечо великой княгини, говорит о подробном изучении источников. Голубую Андреевскую ленту Екатерина Алексеевна стала носить только после переворота и своего воцарения. А пока что голубая лента на Петре III.
Историческое полотно опередило эпоху своего появления почти на столетие. Мастер создал качественно новую художественную реальность, которую еще не могли воспринимать его современники. Зритель XIX века пока не дорос до понимания грядущего исторического события, показанного в незавершенной, едва зреющей стадии, — самые его зачатки, самые корни, но очень значительные, уже пустившие могучие всходы.
Николай Ге в своих картинах всегда показывал причинно-следственную связь между нравственным выбором любой личности и неминуемым возмездием или вознаграждением, как случилось и в этой исторической драме августейших супругов.
Возможно в будущем этот шедевр предстанет перед зрителями в своей загадочной красе, заслуженно заняв свое место в основной коллекции Третьяковки. И тогда, не игнорируя детали, публика будут стоять перед ним, вглядываясь в каждый штрих, сопоставляя с историческими фактами целой эпохи, любоваться мастерским исполнение психологических контрастов между старой и новой эпохой… И в этом плане картина Ге — настоящий исторических шедевр.
Его главной героине — Екатерине, совсем скоро предстоит навсегда войти в историю, как Великая, а уходящему «Арлекину в белом мундире» — Петру III, предстоит кануть в века, также бесследно и безмолвно, как и его эпоха управления огромной страной!
Рекомендуем также:
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
Портрет Екатерины 2. Рокотов Федор Степанович, портрет Екатерины II (фото)
Реформаторская, внешнеполитическая и военная деятельность, которая значительно укрепила российскую державу, характеризует императрицу как законодательницу и просветительницу, дальновидного стратега, мудрого политика и дипломата. Не зря современники еще при жизни титуловали ее Великой. Она действительно считается выдающимся государственным деятелем, несмотря на критику исследователей по поводу ее моральных качеств и жесткой позиции в утверждении крепостничества.
В глазах крупнейших мастеров изобразительного искусства она предстает как благородная, целеустремленная, бесстрашная и справедливая властительница трона. Портрет Екатерины 2 – это отражение идеального монарха, обеспечившего процветание науки, образования, культуры и поднявшего политический престиж государства.
Фигура великой императрицы: путь к правлению
Екатерина 2 появилась на свет в апреле 1729 года, по происхождению являлась чистокровной немкой, родом из бедного княжества. Когда ей исполнилось четырнадцать, переехала в Россию в статусе невесты наследника престола Петра III. Спустя два года приняла православие и была отдана в супруги будущему императору.
Даже в юности Екатерина отличалась острым умом, хитростью и наблюдательностью, с легкостью манипулировала окружающими ради достижения своей цели. Она с удовольствием занималась изучением наук, много читала и самостоятельно освоила русский и французский языки. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Так начинал формироваться исторический портрет Екатерины 2, основными чертами которого стали волевой стержень, мужество, тщеславие, гордыня и хитрость. У нее было два важных таланта – отключать собственные эмоции в пользу рационализма и с легкостью завоевывать всеобщую симпатию.
Таким образом, Екатерина тихо и уверенно продвигалась к императорскому престолу, свершив переворот через полгода после провозглашения Петра III императором и в конце концов свергнув мужа.
«Золотой век» екатерининской эпохи
Приступив к правлению, владычица приняла государственную систему в абсолютной разрухе, что подстегнуло ее к разработке нового свода законов. В основе «золотого века» правления Екатерины 2 четко просматривается следующее:
1. Политика «просвещенного абсолютизма» и реформы:
привилегии для дворян, укрепление их власти;
ужесточение крепостнического строя;
создание системы учебных заведений с едиными планами;
развитие местного самоуправления в городах;
разветвление системы судов.
2. Внешняя политика:
победное завершение двух русско-турецких войн;
победа над шведами;
получение новых земель (современной территории Крыма, Правобережной Украины и Белоруссии) - 11 губерний из 50 существующих в то время были завоеваны при правлении императрицы;
укрепление южных границ, свобода торговли в Черном море;
улучшение позиций в Прибалтийском регионе, Закавказье и на Кавказе.
Исторический портрет Екатерины 2 невозможно подвести под конкретный стереотип: для одних она – мудрая правительница, для других – тиран, но в итоге значимость ее фигуры для событий мировой истории неоспорима.
Лик Екатерины 2: традиции изображения
В XVIII столетии определились две четко выраженные традиции изображения великой императрицы в русском искусстве.
Первая касается ее идеализации, подчеркивания лучших черт и качеств. Портрет Екатерины 2 рассматривается в контексте возвеличивания монарха, заботящегося о своем народе, открывающего образовательные учреждения, проводящего реформы, развивающего искусство, заботящегося о правосудии. Такой подход нашел свое отображение в живописных шедеврах Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого.
Вторая традиция заключается в стремлении «очеловечивания» облика государыни, что пронизывает портрет Екатерины 2 более чувственными красками. На первый план выходят скромность, любезность, дружелюбие, снисходительность к чужим недостаткам, чувство долга, великодушие. Все это с легкостью проглядывается в творениях художника Владимира Боровиковского.
Федор Степанович Рокотов: жизненный путь
Известный русский художник был рожден в селе Воронцово. Первоначально образование получил благодаря поддержке Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари. Овладел азами изобразительного искусства в стиле рококо. А в 1960 году был принят в Петербуржскую Академию художеств по распоряжению мецената И.И. Шувалова. Через пять лет был удостоен звания академика. В конце 1766-го переехал в Москву, где продолжал трудиться над созданием новых картин. Его жизненный путь прервался в декабре 1808 года.
Творческое наследие
Федор Степанович Рокотов был прекрасным портретистом, глубоко проникался натурой и отличался старательным исполнением. К началу 60-х годов его уже уважали как искусного мастера, свидетельством тому стал заказ на портрет Екатерины 2. Это было настоящим признанием таланта живописца. После первой работы, написанной Рокотовым по поводу вступления императрицы на престол, последовала вторая – поясной портрет великой женщины, которым она осталась весьма довольна, охарактеризовав его «самым похожим».
Кроме этих шедевров, кисти Рокотова принадлежат портреты Петра III, цесаревича Павла, вельможи И.И. Шувалова, графа Орлова, графа Струйского и его жены, а также многих других выдающихся личностей екатерининской эпохи.
Высшее достижение в области парадного портрета
В 1763 году, когда проходили коронационные торжества в честь вступления владычицы на престол, был написан парадный портрет Екатерины 2. Рокотов был удостоен такой почетной миссии.
Образ императрицы был воссоздан художником очень умело: гладкое белоснежное лицо, волевой взгляд, уверенные жесты. Женщина на пике своей красоты, настоящая владычица! Она твердо сжимает скипетр в руке, направляя его в сторону бюста Петра I, над которыми виднеется надпись: «Начатое свершает». Сочетание серебристой палитры наряда и благородного красного оттенка портьер подчеркивает особую значительность фигуры, искусно изображенной на холсте.
Второй портрет Екатерины 2 Рокотов создал, воспользовавшись профильной манерой, что достаточно редкое явление для написания парадного портрета. Но это придало властительнице идеальный характер. Благородные черты лица, горделивая осанка, некоторый динамизм в жестах плюс атрибуты власти и богатая драпировка – нужный эффект достигнут.
В образе жрицы
Дмитрий Григорьевич Левицкий портрет Екатерины 2 создал с использованием символов правосудия и справедливости. Ее Императорское Величество предстает в образе законодательницы, жрицы, которая находится в храме богини Фемиды. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. На ее голове вместо императорской короны - лавровый венец. Фигуру государыни украшают мантии с орденом Андрея Первозванного, лентой и крестом Святого Владимира, что является свидетельством ее особых заслуг перед Отечеством. Левицкий портрет Екатерины 2 дополнил сводами законов у ее ног и восседающим на них орлом – символами силы и защищенности. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства.
Даже словесное описание портрета Екатерины 2 иллюстрирует ее как идеальную правительницу, неусыпно заботящуюся о своей стране.
Отпечаток сентиментализма
Желая представить Великую государыню в более сентиментальном образе, с подчеркнутой естественной простотой, отдыхающей на лоне природы, известный художник Владимир Боровиковский портрет Екатерины 2 создал в двух вариантах. Один - на фоне Чесменской колонны, второй – на фоне Кагульского обелиска.
Данная работа была написана не с натуры, в одежде императрицы автору позировала ее камер-фрау, но художник и так часто мог понаблюдать за Екатериной во время прогулки. От результатов трудов Боровиковского она в восторг не пришла, ведь на портрете была изображена пожилая женщина, прогуливающаяся с посохом по Царскосельскому парку в подчеркнуто неофициальном одеянии. Здесь правительница представлена уже не богиней, а обычной помещицей, без пафоса и парадной атрибутики.
Но все же живописные работы не только Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого, но и Владимира Боровиковского являются общепризнанными шедеврами, наилучшим образом характеризующими личность владычицы русского престола.
fb.ru
Русские императрицы в живописи - FUN-SPACE.ru
Иван ВИШНЯКОВ (1699-1761). Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1743. Холст, масло.
Илья ГАЛКИН (1860-1915). Императрица Александра Фёдоровна. Холст, масло.
Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III. Холст, масло.
Луи КАРАВАКК (1684-1754, в России 1716-1754). Портрет Анны Леопольдовны. Холст, масло
Вигилиус ЭРИКСЕН (в России 1757-1772) Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1772. Холст, масло.
Иоганн ЛАМПИ (старший) (в России 1792-1797). Портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины. 1790-е. Холст, масло.
Луи КАРАВАКК (1684-1754, в России 1716-1754). Портрет императрицы Анны Иоанновны. 1730. Холст, масло
Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876. Холст, масло.
Иван МАКАРОВ (1822-1897). Портрет императрицы Марии Александровны (1824-1880), жены Александра II. Холст, масло.
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет Дарьи Алексеевны Державиной. 1813. Холст, масло.
Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Портрет Марии Михайловны Волконской. Холст, масло.
Карл РЕЙХЕЛЬ (1788-1856). Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Холст, масло.
Георг ГРООТ (в России 1743-1747). Портрет цесаревича Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1740-е. Холст, масло.
Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Холст, масло.
Джордж ДОУ (в России 1819-1829) Портрет великой княгини Александры Фёдоровны с детьми. Холст, масло.
Петр СОКОЛОВ (1791-1848). Портрет императрицы Александры Фёдоровны и великой княгини Марии Николаевны на берегу. Акварель
Иван АРГУНОВ (1727(29)-1802). Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской. 1754. Холст, масло.
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет Екатерины II. Около1782. Холст, масло
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. 1810. Холст, масло.
Иоганн ГРООТ (1717-1801, в России 1743-1801). Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Холст, масло
Неизвестный художник. Портрет Екатерины I. Холст, масло
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет Марии Алексеевны Дьяковой. 1778.
Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Холст, масло
Вигилиус ЭРИКСЕН (в России 1757-1772). Портрет Екатерины II перед зеркалом. Холст, масло
Иван АРГУНОВ (1727(29)-1802). Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Холст, масло
Жан Лоран МОНЬЕ (в России 1795-1808). Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1807. Холст, масло.
Александр РОСЛИН (в России 1775-1777) Портрет Екатерины II. Холст, масло
Тимофей НЕФФ (1805-1876). Портрет Александры Фёдоровны. Холст, масло
Генрих БУХГОЛЬЦ (1735-1781). Портрет Екатерины I. Холст, масло
Александр МАКОВСКИЙ (1869-1924). Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Холст, масло.
Тимофей НЕФФ (1805-1876). Портрет великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны. 1838. Холст, масло
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет Екатерины II. Холст, масло.
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет Марии Алексеевны Львовой. 1781. Холст, масло.
Алексей АНТРОПОВ (1716-1795). Портрет Екатерины II. 1766. Холст, масло.
Стефано ТОРЕЛЛИ (1712-1780). Коронование Екатерины II. Холст, масло
Франц КРЮГЕР (1797-1857). Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Холст, масло
Владимир МАКОВСКИЙ (1846-1920). Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1912. Холст, масло
Стефано ТОРЕЛЛИ (1712-1780). Портрет Екатерины II. Холст, масло
Иван НИКИТИН (1680-е — не ранее 1742). Портрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. 1714. Холст, масло.
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1780-е. Холст, масло.
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800. Холст, масло.
Иван МАКАРОВ (1822-1897). Великая княгиня Мария Александровна. Холст, масло.
Фёдор РОКОТОВ (1735-1808). Портрет Екатерины II. Холст, масло.
Иван АРГУНОВ (1727(29)-1802). Портрет Екатерины II. 1762. Холст, масло.
Алексей АНТРОПОВ (1716-1795). Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой. 1764. Холст, масло.
Иоганн ВЕДЕКИНД (1674-1736). Портрет Анны Леопольдовны. Холст, масло
Иван АРГУНОВ (1727(29)-1802). Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Холст, масло.
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Холст, масло.
Илья РЕПИН (1844-1930). Венчание Николая Александровича и Александры Фёдоровны. 1894. Холст, масло.
Неизвестный художник. Портрет Екатерины I с арапчонком. Холст, масло
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Холст, масло.
Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822). Портрет императрицы Екатерины II. 1794. Холст, масло.
Неизвестный художник. Портрет Екатерины I. Холст, масло Источник
fun-space.ru