маскарад Фото со стоков и изображения. Картина маскарад
портреты XVIII-XX вв. в необычных костюмах. Картины Кустодиева, Брюллова и других.
Официальный портрет — это жанр серьезный, на века. В нем люди XVIII–XX столетий показывали себя при всем параде, чтобы произвести впечатление на потомков. Но иногда хотелось и пошалить — так возникали портреты в маскарадных костюмах. Разглядываем вместе с Софьей Багдасаровой.
В образе владыки морей: Неизвестный в костюме Нептуна
Неизвестный художник. Портрет неизвестного в маскарадном костюме Нептуна. 1720-е. ГТГ
Александр Бенуа. Эскиз костюма Нептуна к балету «Амур и Психея». 1928
Неизвестный художник. Портрет Ф.И. Веригина. XVIII век. ГРМ
Картина, возможно, входила в «Преображенскую серию» — так называют цикл портретов членов «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора», хулиганов и пьяниц, друзей Петра I. Эту затею он придумал в самом начале своего правления, поэтому многие изображенные на картинах — еще с бородами (как на «Портрете Ф.И. Веригина»), ведь закон об обязательном бритье еще не вышел.
Скорее всего, на портрете — участник маскарада, который состоялся в Москве в 1722 году в честь празднования Ништадтского мира. Сани, полные ряженых соратников Петра, катались по заснеженному январскому городу и поражали москвичей. «Нептун» в короне и с трезубцем гарцевал впереди позолоченной кареты. Модель картины, возможно, шут Семен Яковлевич Тургенев, о котором точно известно, что на свадьбе князя-папы он изображал еще и бога вина Бахуса.
В образе рыцарственной дамы: Анна Шереметева в карусельном костюме
Неизвестный художник. Портрет А.П. Шереметевой. После 1766. ГЭ
Израэль Сильвестр Младший. Людовик XIV в образе римского императора на «Великой карусели». 1662
Неизвестный художник. Портрет А.П. Шереметевой. После 1766. Музей-усадьба Кусково
Другой пример ранних русских портретов Нового времени — изображение фрейлины Анны Петровны Шереметевой, дочери создателя знаменитого крепостного театра. Надетый на ней «рыцарский» костюм со шлемом, украшенным страусиными перьями, и неким подобием чешуйчатой кольчуги — образец того, как в эпоху барокко воспринимали воинов прошлого.
Очевидно, девушка участвовала в первой русской «карусели», устроенной Екатериной Великой 16 июня 1766 года. Подобные карусели — конные балеты, которые проходили на открытом воздухе, — были крайне популярны в Западной Европе XVII века. Одна из самых известных — «Великая карусель» Людовика XIV 1662 года. На сохранившихся рисунках видны экзотические костюмы участников, имевшие мало отношения к исторической правде: так, король был наряжен «римским императором».
В образе таинственной венецианки: Императрица Елизавета в домино
Георг Христоф Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке. 1748. ГТГ
Александр Головин. Маскарад. Домино. 1917. Музей им. А.А. Бахрушина
Георг Каспар фон Преннер. Портрет Елизаветы Петровны. 1760-е. ГЭ
Императрица Елизавета Петровна, которая обожала наряжаться, изображена здесь в полностью черном платье, на первый взгляд необычном для красочной эпохи рококо. Но не будем забывать: XVIII век это вдобавок и время, когда любовь к венецианским карнавалам охватывает всю Европу.
На императрице надет плащ с капюшоном — домино, в руках у нее маска. Елизавета, которая считалась одной из самых красивых женщин России (эталон красоты с той поры сильно поменялся), предстает на этой картине без короны и прочих регалий, кокетливая и загадочная. Смелый шаг для правительницы!
В образе кокетливой коломбины: Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала
Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника, с приемной дочерью Амацилией Пачини (Маскарад). Не позднее 1842. ГРМ
Александр Бенуа. Эскиз костюма Комомбины для балета «Щелкунчик». 1940
Карл Брюллов. Портрет Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832–1834. Музей Хиллвуд
К XIX веку персонажи итальянской комедии дель арте — Пьеро, Арлекин, Коломбина — заняли прочное место среди героев европейских карнавалов. В лоскутное платье Коломбины наряжена и графиня Юлия Самойлова — одна из богатейших и красивейших женщин Российской империи, любимая муза Карла Брюллова. Впрочем, «красочные лохмотья» на ней как раз такие, какие можно ожидать от наследницы миллионов Потемкина, — отделанные горностаем.
Любопытны и другие костюмы на этом балу у персидского посланника: воспитанница графини юная итальянка Амацилия наряжена в какой-то восточный, может быть турецкий, костюм. На заднем плане можно разглядеть красный капюшон Мефистофеля, жезл кадуцей Гермеса и тюрбан восточного султана.
В образе русской царицы: Александра Федоровна в наряде Марии Милославской
Елена Самокиш-Судковская. Портрет Александры Федоровны. 1903. Фонд Принца Гессенского. Замок-музей Дармштадт
Федор Солнцев. Одежда цариц. 1869
Елена Самокиш-Судковская. Портрет Александры Федоровны. Начало ХХ века. Королевская коллекция Великобритании
В 1903 году в Петербурге состоялся один из величайших балов Российской империи — маскарад, посвященный русскому XVII веку. Несколько сотен аристократов, одетых как стрельцы, стольники, конюшие, сокольничие и даже казацкие атаманы блистали фамильными драгоценностями, мехами, парчой и атласом. После бала был выпущен роскошный фотоальбом, полный боярышень в кокошниках и бояр в собольих шапках — разглядывать можно часами.
Император Николай II был в наряде своего предка царя Алексея Михайловича, а императрица Александра Федоровна изображала его супругу, царицу Марию Милославскую. Ее костюм был реконструкцией, основанной на парсунах (портретная живопись, основанная на приемах иконописи с реалистической трактовкой) и рисунках в рукописях. Парадные снимки императорской четы в царских одеждах приобрели огромную популярность. Их печатали в журналах, на открытках, коробках. Есть и акварельные варианты этих портретов.
В образе придворных галантного века: Дети Кустодиева в нарядах рококо
Борис Кустодиев. Дети в маскарадных костюмах. 1909. ГРМ
Шарль-Жермен Сент-Обен. Grand habit de cour. 1780-е
Борис Кустодиев. Дети художника. 1913. Витебский художественный музей
Одна из самых нетипичных работ Кустодиева — певца русского купечества. На картине изображены дети художника, наряженные по моде XVIII века. На заднем плане — анфилада комнат квартиры Кустодиевых.
Мастер обожал своих детей и писал их неоднократно, но лишь по этой картине заметно, что она создана в эпоху Серебряного века, времени, когда живописцы с восторгом воскрешали изящную атмосферу позапрошлого века: вспомним хотя бы Александра Бенуа и его «Прогулки короля». Вот в чьем наследии подобная картина бы не удивила.
В образе Арлекина и Пьеро: Шухаев и Яковлев в нарядах паяцев
Василий Шухаев, Александр Яковлев. Автопортреты (Арлекин и Пьеро). 1914. ГРМ
Александр Головин. Эскиз маскарадного костюма. Головин. 1917
Александр Яковлев и Василий Шухаев с женой Верой. Фотография: lib.rus.ec
Живописцы Василий Шухаев и Александр Яковлев много лет были друзьями и соавторами. Более того, они вместе играли в театре: в начале 1910-х они вдвоем выступили в петербургском «Доме интермедий» в пантомиме Артура Шницлера «Шарф Коломбины». Огромный автопортрет, на котором Шухаев и Яковлев изображены в костюмах своих героев — персонажей комедии дель арте Арлекина и Пьеро, они тоже писали вдвоем.
Увы, в дальнейшем их пути разошлись. Яковлев остался в Париже, а Шухаев решил вернуться в Советский Союз. Год он для этого выбрал не самый удачный — 1935-й, и репрессий вскоре хлебнул с лишком, хотя и сумел выжить.
www.culture.ru
маскарад Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#49636694 - Sexy model woman with glass of champagne wearing venetian masquerade..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#34051310 - Sexy woman wearing carnival mask over holiday dark background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48215769 - Beauty model woman wearing venetian masquerade carnival mask..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#34051292 - Sexy model woman with glass of champagne wearing mask
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48763892 - Beauty model woman wearing venetian masquerade carnival mask..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#34051359 - Sexy woman wearing carnival mask over holiday dark background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31295411 - Vector Carnival Masquerade Party Mask IsolatedВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35887715 - Beautiful carnival mask isolated on black
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48483588 - Beauty model woman wearing venetian masquerade carnival mask..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#55684212 - Healthy elegant hairstyle. Beautiful brunette girl model. Fashion..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46667207 - Festive carnival mask icons. Isolated vector set of silhouette..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#17990435 - Vintage golden carnival mask
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#25370361 - Venetian Mask by the River Bridge with Sunset
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#64914311 - Beauty model woman wearing venetian masquerade carnival mask
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#34051356 - Woman wearing carnival mask over glowing red background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#33346509 - gold Venetian masks isolated on white background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#51585751 - Party people celebrating carnival or new years eve
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#20282284 - Ornate carnival, masquerade,Mardi Gras mask. Isol
ru.123rf.com
"Маскарад" в Александринке в 1917 году - последняя роскошь империи
Александр Головин. Эскизы костюмов к постановке "Маскарада" Лермонтова в 1917 году. (Из фондов Бахрушинского музея).Последняя премьера царской России с бюджетом в 300 тысяч рублей золотом состоялась 25 февраля 1917 года на сцене Александринского театра.Спектакль объединил разные жанры (драму, трагедию, пантомиму, оперу, балет). Головин, по собственным словам, сделал к спектаклю около 4 тысяч рисунков. Над постановкой «Маскарада» режиссер Мейерхольд, исполнитель главной роли Юрий Юрьев и Александр Головин работали в течение шести лет. Музыку написал А. Глазунов..
Вот костюмы ко 2-й сцене, самой эффектной - маскараду.
Неизвестный (в венецианской бауте)
Амуры
Цветочницы
Жираф
Incroyable
Дама в зеленом
Черная дама
Дама с круглой маской
Маркитантка
Фантом
Ночь
Игральная карта
Дама треф
Тирселин
Домино Нины
Домино баронессы Штраль (с элементами клоунессы)
Домино - различные.
Маг
ПЕРСОНАЖИ С ЖЕНСКИМИ ИМЕНАМИ (ПЕРСОНАЖИ КНИГ?)
Алина
Олетта
Лолотта
Норма
Амандина
Мишелин
Долорес
Инесс
Мария
Эффи
Илис
Сюзанна
Перикола
Симонетта
ЕВРОПЕЙСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
Итальянка
Испанка
Нормандка
Гитана
Тиролец
Крестьянка
ВОСТОЧНЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
Китаец
Татарка
Черкешенка
Бухарец и бухарка
Монта (не знаю, что значит)
Могол
Бадруль-Будур (имя жены Аладдина из настоящей сказки)
Восточная ночь
Нураддин
Дама из Кашмира
Первис
Индус
Карлик
КОММЕДИА ДЕЛЬ АРТЕ
Голубой Пьеро
Арлекины
Джангурголо
Полишинель
Ковьелло
Смеральдина
Шут
Горбатый шут
Вот фото сохранившихся в музеях костюмов (отсюда)
А тут - костюмы к 8-й картине - сцене бала. Изящные бальные платья "николаевской эпохи".
history-of-art.livejournal.com
Репродукция картины "Маскарад" Константина Сомова
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Константина Сомова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Константина Сомова на натуральном холсте.
Константин Андреевич Сомов родился в 1869 году в Санкт-Петербурге в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа.
Образование он получил в частной гимназии К.И. Мая (1879 -1888), затем с 1888 года по 1897 учился живописи в Петербургской Академии Художеств, в 1897-1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.
С 1899 года жил в Петербурге.
Участвовал в создании общества «Мир искусства», оформлении одноименного журнала, а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907)
Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 его произведений.
В 1905 году Сомов начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».
Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции.
В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств.
В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»)
В 1918 году художник стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Званцевой.
В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее.
В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки».
В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс в Париже.
После шестидесяти Сомов увлекся рисованием гомосексуальных эротических сценок, которые хорошо продавались и мгновенно расходились по частным парижским коллекциям, хотя в целом он никогда ранее в своем творчестве не злоупотреблял своей гомосексуальностью.
Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Константина Сомова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
" Маскарад" Лермонтова в театральных эскизах Головина
«Маскарад» Лермонтова в театральных эскизах Головина
Приношу свою блогадарность:
Светке, которая навела меня на мысль о данной теме;
Георгию, познакомившему меня некогдас выставкой Головина
Как и «мирискусники» в «Русских сезонах», Мейерхольд и Головин стремятся к созданию цельного синтетического театрального зрелища, где усилия актёров, художника и музыканта звучат в унисон, способствуя раскрытию режиссёрского замысла. Однако в отличие от художников «Мира искусства», они не заботились об исторической достоверности, подчинив все усилия декоративно-зрелищным задачам и общей идее постановщика.
Головин был художником театра уже в новом, современном понимании. Он мыслил сценой. Его эскизы очень хорошо приспособлены для театра. Явственно представляя себе, как будут выглядеть его декорации на сцене, этот необычайно трудолюбивый и добросовестный художник вдумчиво и даже педантично изучал эпоху, которую предстояло воплотить. Однако в театр он приносил не сухое воспроизведение, а фантазию на темы эпохи. Ощущение живописного зрелища всегда присутствует в декорациях Головина.
Наиболее прославленный спектакль Мейерхольда и Головина тех лет – «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Режиссёра занимает не личная драма Арбенина и Нины, не конфликт личности и общества, а некое символическое вмешательство злого рока в судьбы людей. Тема рока явственно проходит в цветовой партитуре спектакля. Грозно горят красно-малиновые тона занавеса к спектаклю.
27 октября в Царском фойе Александринского театра представят новое издание драмы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. В книге впервые показана сценография А. Головина, созданная для одной из самых знаменитых и мистических постановок «Маскарада». Известный живописец, театральный художник Александр Головин (1863–1928), входивший в объединение «Мир искусства», придумал художественное решение для спектакля, который поставил Всеволод Мейерхольд на сцене «Александринки».
В книге представлен богатейший материал из собрания Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина: эскизы декораций, костюмов, бутафории, сделанные Головиным.
премьерспектакляпришлась как раз на начало Февральской революции. Кроме того, в книге рассказывается о судьбе головинских раритетов, которые до недавнего времени считались утраченн
В презентации принимали участие: художественный руководитель Александринского театра, председатель Комиссии по творческому наследию Мейерхольда Валерий Фокин, ректор Санкт-Петербургской Академии театра
http://krupaspb.ru/piterbook/events.html?ym=&arc=0&nn=2539&np=1http://vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/paradniy_zal/maskarad_913
http://philologist.livejournal.com/6858878.html
Tags: Головин, иллюстрации, Книги, Лермонтов
В первом акте – в сцене игорного дома – малиновые тона становятся глубже, темнее, превращаясь в густо-лиловые, среди которого замирают сгустки чёрного. Тема чёрного цвета развивается, проявляясь, то в костюме зловещего Неизвестного среди блеска и роскоши карнавала, то в непреклонной трагичности арлекина, нависшего над хрустальной белизной гостиной дома Арбениных в финальной сцене спектакля.
Неукротимый поисковый темперамент Мейерхольда толкал его к новым экспериментам, для которых не годились казённые сцены. Он ставит спектакли и на маленьких сценах артистических клубов, кабаре, частных театров. Его неизменными спутниками в этих постановках были Н. Сапунов и С. Судейкин.
Незаурядный декоративный дар соединялся у этих молодых мастеров с чуткой восприимчивостью к новым веяниям, энергично претворяемым в жизнь Мейерхольдом. Идут поиски новой сценической выразительности актёрской игры, повышения культуры движения актёра не сцене. Для театральной декорации эти поиски были направлены, прежде всего, на то, чтобы активизировать пространство сцены, сделав его предельно приспособленным для движения актёров.
Работа Александра Яковлевича Головина над «Маскарадом» является едва не основной из всех его театральных работ. Работой подытоживающей целый период его театральных исканий. Работой, в которой с наибольшей ясностью и полнотой обозначились особенности Головина как театрального мастера.
История, быт, типаж, причёски, формы, костюмы, обусловленная ими манера держатся, убранство комнат, начиная от мебели и кончая мельчайшими безделушками, – словом, буквально всё, относящееся к эпохе создания Лермонтовым «Маскарада», интересует Головина, на всём этом останавливает он своё пристальное внимание, запоминая, отмечая в своих бумагах то зарисовкой всей виденной вещи, то её детали, а то и просто несколькими словами. Перемешанные и переработанные согласно творческому замыслу художника, они затем образуют нечто совершенно новое, одновременно и далёкое и близкое к тем образцам, которые легли в их основу. После этой внутренней переработки всей массы накопленного материала началась уже творческая работа художника в узком смысле этого слова – создание эскизов декораций, костюмов и бутафории.
Путём умелого, обдуманного построения сцены, путём искусного подбора красок и тонов, на что таким великим мастером был всегда Головин, путём строго рассчитанного расположения бутафории, наконец, путём регулирования силы освещения Головин сумел добиться того, что декорации и занавесы «Маскарада» не висят мёртвыми полотнами, а на всём протяжении драмы ведут свою собственную игру, параллельную и созвучную игре актёров, «помогают» им, по собственному выражению художника. В постановке 1917 г.
Четыре действия драмы Лермонтова были разбиты на десять картин, составлявших три части. К первой части были отнесены события одной ночи: сцена карточной игры – спасение Арбениным князя; Сцена маскарада в доме Энгельгардта – любовная интрига баронессы, утеря Ниной браслета, Зарождение подозрений у Арбенина; сцена в доме Арбениных после возвращения из маскарада – подозрение, ревность и гнев Арбенина. Таким образом, в этой части возникают те обстоятельства и страсти, которые являются в дальнейшем двигателями драмы.
Написанный Головиным для этого акта первый – он же главный – занавес, отделяющий портал и просцениум от сцены, был пышен и сложен. Он состоял из ряда выступающих один из-под другого арлекинов, вырезанных причудливыми фестонами и обшитых по краям многочисленными кистями, а также из многочисленных драпировок. По самой середине, ближе к низу, он украшен веерообразно раскинутыми картами.
В соответствии с настроенностью этого акта, основные цвета этого занавеса – тёмно-красный и чёрный. Те же самые цвета с добавкой тёмно-лиловых повторяются и в арлекинах первой картины, изображающей игорный дом. Красочная гамма этой картины вообще довольно мрачна: тёмно-зелёные стены с белыми пилястрами, мягкая мебель, обитая чёрной материей с белыми полосами и медальонами. Чёрно-лиловый ковёр.
Наиболее ярким пятном являются два стола: один, стоящий сбоку, покрытый белой скатертью и уставленный различными напитками и закусками, и второй – стоящий посередине, круглый, светло-красного дерева, крытый зелёным сукном, ярко освещённый сверху двумя висячими лампами с абажурами, усеянный картами, золотом и ассигнациями. Вокруг этого стола группируются игроки, за ним разыгрывается главная часть действия. Цвета костюмов игроков довольно разнообразны, но не ярки, – это глухие тона синего, зелёного, лилового, серо-коричневого.
Вторая картина – маскарад в доме Энгельгардта – имеет свой особый разрезной занавес – необычайно яркий, сплошь покрытый мелким, сложным узором. Основной цвет этого занавеса – светло-зелёный с розовым и голубым. Рисунок его чрезвычайно сложен, тут и розовый шатёр, и драпировки, украшенные серебряной сеткой, и зелёная гуща листвы с множеством роз, и белые и чёрные маски. Всё это переплетается в самых причудливых сочетаниях, и всё множится, дробится и повторяется в костюмах масок.
Не менее сложен по рисунку и тот зал, который открывается после того, когда поднимается этот занавес, – роскошный зал с тёмно-синими стенами, окаймлёнными белыми с позолотой лепными рамками и украшенными живописными панно в духе XVIII века. Середину задней стены занимает огромное зеркало в пышно причудливой золочёной раме.
По обе стороны этого зеркала открытые настежь двери позволяют видеть следующий красно-жёлто-зелёный зал, сделанный в причудливым и пёстром псевдо-китайском стиле. В первом зале мебель белая с позолотой, белая с золотом балюстрада отделяет бальный оркестр. Громадные, сложные по рисунку люстры свисают с потолка. Сверху спускается причудливо вырезанный малиново-жёлто-зелёный арлекин с серебряной и золотой отделкой. Пол жёлтый паркетный.
Необычайная полихромность всего этого возрастает прямо таки до невероятных размеров с момента появления масок, которые заполняют всю сцену, то убегают за кулисы, оставляя на сцене только главных действующих лиц. Из этих последних Арбенин и князь остаются в своих прежних костюмах – чёрном фраке и форменном чёрном же сюртуке.
Нина одета в простой по покрою костюм из белого короткого домино на красной подкладке и чёрной юбки с зелёной отделкой. Баронесса – в коротком красном домино с зелёной отделкой и в чёрной юбке. Наконец, Неизвестный одет в мрачный и значительный костюм венецианского карнавала, так называемую «бауту»: тёмно-лиловый кафтан, чёрное с серебром домино и белая бумажная маска с птичьим клювом, из-под которой спускается длинное чёрное кружево, падающее на грудь, плечи и спину.
Остальные костюмы, количеством около 175, представляют собой разнообразие, которое поистине кажется бесконечным: тут и персонажи итальянской народной комедии во главе с голубым Пьеро, срывающим браслет с руки Нины; и герои « Тысячи и одной ночи»; и действующие лица популярных опер; и представители разных народностей в своих национальных костюмах; и различные масти игральных карт; и домино всех цветов; и отдельные костюмы: смерти, венецианской дамы в круглой маске, амура, карлика, жирафа, маркизы, маркитантки…
Каждый из этих костюмов в отдельности представляет собой чудо выдумки и изящества, когда же они во время спектакля двигаются в определённом порядке, соединения их образуют, строго продуманные художником сочетания, создавая как бы фон, не только не заслоняющий, но, наоборот, подчёркивающий то главное, что составляет самую сущность драматического действия.
Первая картина второй части – гостиная в доме баронессы Штраль – снова возвращает нас в свет. Здесь всё светло, нарядно, поверхностно, всё как у всех, всё – comme il faut.
Светлые, розовато-лиловые стены; белые ламбрекены и портьеры на окнах, укреплённые на золочёных карнизах. Светлая палисандровая мебель с позолотой, обитая светло-жёлтой материей с медальонами из цветов, такой же, только чуть темнее ковёр. Жёлтые с розовым ширмы. Рояль одного дерева с мебелью. Зеркальная полочка с фарфоровыми безделушками.
Всё говорит о весёлой, бездумной, нарядной жизни, старательно избегающей всего мрачного. Впечатления светлости усиливается ещё тем, что в пять больших, высоких кон гостиной виден занесенный белым снегом городской пейзаж зимнего погожего дня. Арлекин над этой комнатой также светел, наряден и затейлив по форме.
Форменный гусарский костюм князя и светло-синий с белым и розовым костюм баронессы красиво оживляют этот нарядный, но несколько безличный интерьер. Пышный визитный костюм Нины из полосатой материи, где перемежаются зелёные, жёлто-красные, серо-коричневые и лилово-чёрные цвета, оттеняются красным шарфом с тёмно-серой бахромой, чёрной узорчатой муфты и розовой шляпкой с большим чёрным бантом.
По сравнению с костюмом баронессы костюм Нины, несмотря на большую пышность, как-то более серьёзен, он полихромен, но без всякой пестроты и крикливости, так как все краски притушены, а чёрные и серые цвета на муфте, шарфе и шляпке ещё более придают ему этой серьёзности. Чёрная, одетая во фрак, фигура Шприха скользит по светлому фону декорации несколько зловеще. Форменный бутылочно-зелёный фрак чиновника выглядит среди этой светской, нарядной обстановки незначительно и случайно, как и сам носитель.
В последней – третьей – части драмы соединены акты третий и чётвёртый. Таким образом, здесь мы видим: 1) бал, где Арбенин отравляет Нину; 2) спальню Нины – сцену её смерти; 3) аванзал в доме Арбениных перед залом с гробом Нины – сумасшествие Арбенина как кара, предназначенная ему судьбой.
Эта последняя часть открывается сценой великосветского бала. Когда поднимается пышный занавес, где сочетаются белые, голубые, светло-зелёные и розовые цвета с богатым узором, мы видим обширный белый зал с малахитовыми колоннами. С потолка спускаются громадные хрустальные люстры, переливающиеся при свете многочисленных свечей тысячью блёсток.
Мебель белая с позолотой и белой обивкой. Над всем этим голубой с зелёным арлекин, отделанный золотом. Зал этот наполнен толпой, быть может, не столь фантастичной и причудливой, как толпа маскарада, но ничуть не менее нарядной, настоящей лермонтовской толпой, среда которой «при шуме музыки и пляски, при диком шёпоте затверженных речей мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Тут и разноцветные мундиры военных, и чёрные фраки штатских, оживлённые иногда цветными узорами жилетов, и сложные по покрою и цветам бальные туалеты дам и девиц.
Один из самых пышных туалетов надет на Нине. Он белый с розовым. Высокая причёска украшена на затылке розовыми страусовыми перьями. К платью пристёгивается широкий трэн из чёрного бархата с рассыпанными по нему розами. Это эффектное полутраурное добавление, не заключающее в себе, в сущности говоря, вообще ничего необыкновенного, в данном случае, при приближении трагической развязки, приобретает как бы особое смысловое значение.
Вторая картина этой части представляет спальню Нины, которая вся выдержана в светло-голубых, серебристо-белых и светло-жёлтых красках. Спальня эта дышит изысканной роскошью и, одновременно, молодостью и невинностью. В этой спальне дана своеобразная характеристика самой Нины.
Белый кружевной занавес, кружевной полог, кружевное покрывало, кружево пеньюара, «кружевная душа». Как всё это чуждо самой мысли о смерти! Нельзя себе представить большего контраста между фоном и тем, что должно произойти на нём. В одной только этой картине Головин прибегнул не к кулисам, как во всех остальных сценах «Маскарада», а к павильону, в чём сказалось его желание строго ограничить сценическое пространство и тем самым как бы подчеркнуть безвыходность положения Нины. Когда запирается дверь и опускается белый кружевной занавес, символизирующий невинность Нины, эта роскошная спальня превращается в настоящую «золотую клетку», выхода из которой нет.
Костюм для Головина всегда является средством дать характеристику действующего лица, подтвердить графически рисунок роли данного театрального персонажа, а с другой стороны, служит одним из слагаемых в общей цветовой композиции целого акта. Поэтому костюмы Головина, прежде всего характеристичны, полны внутреннего значения и смысла.
Создавая их, художник никогда не упускал из виду ни внутренней связи их, ни внутреннего смыслового значения, постоянно и всюду ставя свою работу на службу автору, режиссёру и актёру. Всякий свой костюм Головин приурочивает не только к роли, но и к определённому актёру, учитывая его физические данные, акцентируя особенности его творческих приёмов, создавая специальный грим, словом, строго индивидуализируя каждого носителя костюма.
Костюмы являются каждый в отдельности вполне законченной композицией, а взятые все вместе, они образуют необычайно согласованное целое, где каждый костюм находит своё строго определённое место, дополняя общую картину. Особенно ясно обнаруживается это в сценах маскарада и бала.
Громадный художественный талант и темперамент Головина; детальное знание сцены и всех её требований; умение сочетать ту необходимую условность, которая требуется сценой, с верностью основным требованиям реализма; умение брать из жизни только то, что действительно сценично; скрупулёзное знание не только той пьесы, которую он в настоящий ставит на сцене, но и всего творчества данного автора; проникновение в самый дух эпохи, к которой относится данное произведение, путём углубленного изучения памятников письменности и материальной культуры; наконец, исключительная любовь к труду, соединённая с необычайной привязанностью к своему делу, которая дала Головину возможность сделать в течение пяти лет к одному лишь «Маскараду» около четырёх тысяч эскизов.
Вот почему результаты творческого труда Головина до сих пор живы и свежи. Вот почему подробное изучение их имеет не только исторический интерес, но и первоклассное педагогическое значение.
Источник:
Просмотров: 6342
s30556663155.mirtesen.ru
Репродукция картины "Маскарад" Константина Сомова
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Константина Сомова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Константина Сомова на натуральном холсте.
Константин Андреевич Сомов родился в 1869 году в Санкт-Петербурге в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа.
Образование он получил в частной гимназии К.И. Мая (1879 -1888), затем с 1888 года по 1897 учился живописи в Петербургской Академии Художеств, в 1897-1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.
С 1899 года жил в Петербурге.
Участвовал в создании общества «Мир искусства», оформлении одноименного журнала, а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907)
Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 его произведений.
В 1905 году Сомов начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».
Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции.
В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств.
В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»)
В 1918 году художник стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Званцевой.
В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее.
В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки».
В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс в Париже.
После шестидесяти Сомов увлекся рисованием гомосексуальных эротических сценок, которые хорошо продавались и мгновенно расходились по частным парижским коллекциям, хотя в целом он никогда ранее в своем творчестве не злоупотреблял своей гомосексуальностью.
Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Константина Сомова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
Петербургские маскарады / Картины / Мария Иванова-Очерет
Все картины → Камерная картина
Петербургские маскарады
Жанр работы:Камерная картина
Картина в раме:Да
Техника:Холст, масло
Добавить в корзину
Поделиться работой
Описание
"... Видишь там, за вьюгой крупчатой, Мейерхольдовы арапчата Затевают опять возню?... " (А. Ахматова, "Поэма без героя") Эта картина вдохновлялась тематикой петербургских маскарадов начала XX века и образы ахматовской поэмы повлияли на создание атмосферы этой работы. (Темой маскарадов Петербурга занимался М. Шемякин, чьи цветные декоративные гравюры мне очень нравились в свое время, хотя в случае с Шемякиным вдохновли скорее своей "театральностью" и тематикой, нежели образами). "... Он ко мне во дворец Фонтанный Опоздает ночью туманной Новогоднее пить вино". (Ахматова, "Поэма... ") Архитектурное сооружение, на фоне которого разворачивается маскарадная сцена - это Великокняжеский дворец на наб р. Мойки (вел. князя Алексея Александровича), построенный архитектором М. Месмахером в восьмидесятых годах 19 века рядом с Новой Голландией, неподалёку от Мариинского театра и дома, где жил Александр Блок - то есть в "богемном" районе Петербурга тех лет.
автор.
Январский день. На берегу Невы
Несется ветер, разрушеньем вея.
Где Олечка Судейкина, увы,
Ахматова, Паллада, Соломея?
Все, кто блистал в тринадцатом году —
Лишь призраки на петербургском льду.
Георгий Иванов.
В творчестве Марии Ивановой-Очерет важное место занимает тема маскарадов. Работа «Петербургский Маскарад» вдохновлена стихами поэтов Серебряного века, и в частности, ахматовской «Поэмой без героя». В какой-то мере маскарад и есть рассказ без героя, ибо все лица скрыты, чувства наиграны, а зримые образы – неверны и расплывчаты.
Где проходит этот бал? Или, лучше сказать, - когда? Декорацией служит Великокняжеский дворец на наб р. Мойки, построенный архитектором М. Е. Месмахером только в 80-н годы XIX столетия. Но при Александре III маскарадов не проводилось, и лишь на самом рубеже веков любовь к костюмированным балам захватила всё русское общество. Так, в 1903 году в Зимнем дворце прошёл самый большой в России бал-маскарад с участием царской семьи. Но вот могла ли в начале ХХ века проехать карета по заснеженной улице Петербурга?
Город и сам надевает маску в этот вечер: архитектура дворца представляет смесь эпох от французского рококо до «ренессансных форм; смесь так называемого "венского стиля" с парижским "Louis XVI"». Всё слишком нарядно, чтобы быть правдой: Мария вполне попала в эстетику серебряного века и работ Константина Сомова. Кажется, что сцена повисает в безвременье, а приближение скорой грозы делает такими прекрасными густые тревожные сумерки, в которых вспыхивают, отливая кроваво-красным, пышные костюмы, переливаются безмолвные фейерверки, разрывая ночь своим неестественным, призрачным светом. Фарфоровая нарядность этого сказочного мира заставляет острее почувствовать его хрупкость. И именно мимолётность красоты заставляет больше её ценить.
А. Коншакова
Камерная картина. Работы в данном жанре.
www.maria-art.com