Футуризм (направление в искусстве). Футуристы картины


Итальянский футуризм | 365mag.ru

«Мы объявляем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой скорости!».Филиппо Таммазо Маринетти об искусстве будущего.

История футуризма началась с манифеста, опубликованного 20 февраля 1909 года во французском «Фигаро». Художественные принципы течения в документе изложил итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти; он стремился создать «формулу, которая отражала бы новый век». В поэзии этой формулой стал vers libre – свободный стих, позволяющий выражать ощущения свободно и динамично. А в живописи – совершенно новый стиль, воспевавший анархизм, машины, отвагу, шум и города, отрицание традиций прошлого и презрение к женщине.

Основы футуризма популяризировали Маринетти и его сподвижники в Италии. С помощью искусства поэт призывал к выражению «лихорадочной бессонницы» и «удара кулака», то есть это художественное движение обречено было стать резким. В мире больших скоростей, где оно зародилось, в единую композицию сливались все образы: толпа, фабрики, конные экипажи, первых машины…

Умберто Боччони Симультанные образы 1911

Умберто Боччони «Симультанные образы», 1911

Первыми соратниками «проповедника» футуризма были поэты. Они выпустили более пятидесяти манифестов, относящихся к различным областям жизни: танец, литература, музыка, скульптура, политика и даже кухня. Позднее к ним присоединились художники, опубликовавшие 8 марта 1910 года свой «Манифест футуристической живописи», в котором они отвергали прошлое и ратовали за творческое обновление. К 1915 году на свет появились манифесты, касающиеся скульптуры, шумов, колористики и, в конечном счете, «перестройки вселенной». Футуризм, стремившийся поспевать за будущим, стал всепроникающим движением. Ни одна творческая область не была обделена его вниманием.

В круг футуристов входили художники Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра, Джованни Папини, Фортунато Деперо, Арденго Соффичи  и Луиджи Руссоло. Основным принципом их живописи было стремление запечатлеть динамичную форму. Какими средствами? Художники, не боясь, использовали контрастные цвета, решительные мазки и «линии-силы» ‒ своеобразные направления цвета и формы. Некоторые живописцы так стремились показать все многообразие и динамику материи.

Маринетти и художники-футуристы путешествовали по Европе с выставками и публичными лекциями, тем самым привлекая на сторону художественного движения новых сторонников. Важное значение философия футуризма придавала культу силы, насилия и войны, поэтому многие художники после вступления Италии в первую мировую войну ушли на фронт. Вероятно, участие в военных действиях они расценивали как творческий порыв, а на войну, в целом, смотрели, как на музу.

Несмотря на то, что война так «удачно подвернулась» именно в тот момент, когда сторонникам движения необходимо было претворить в жизнь все свои чаяния и принципы, реальность разбила иллюзии – кто-то вернулся с фронта инвалидом, а кто-то не вернулся вовсе. Широкий шаг футуризма сбавил темп: многие художники обратили свои творческие поиски в другую сторону. После войны футуристические произведения начинают «вырождаться», вбирая в себя черты иных стилей. В 1922 новый политический режим начнет давить на это художественное течение, а в 1944 году футуризм погибнет.

В истории живописи футуризм –  яркая вспышка. Художественное наследие смелых приверженцев этого течения сейчас можно увидеть на выставке «Итальянский футуризм, 1909-1944: реконструируя Вселенную», которая проходит в нью-йоркском Гуггенхайме до 1 сентября 2014 года. Как видно, музей представляет течение в полном объеме: от начала существования и до конца. В экспозиции представлено около 375 работ выдающихся художников футуризма.

Джакомо Балла "Изучение уличного света"

Джакомо Балла «Изучение уличного света»

На этой выставке вас удивят работы Умберто Боччони. В некоторых из них очень ярко раскрывается главный образ футуризма – «клубящаяся» толпа. Его картины преисполнены энергии, иногда хаоса. Рассматривая их, можно заметить, как успешно работают решительные мазки кисти, передающие тотальное движение. Композиции часто представлены в беспорядке, они щедро заполнены светом – так художник стремился умышленно «затуманить» четкость образов.  Девиз Боччони: «Абсолютное движение».Очаруют картины Джино Северини. Этот художник сделал парижскую жизнь неисчерпаемым источником тем. Особенное внимание он уделял изображению танца. Северини раскладывал реальность на составляющие и смело играл с цветами, оттого его полотна кажутся яркой и динамичной мозаикой. Он разбирает на составляющие каждое действующее лицо и заново складывает разноцветные кусочки, передает быстроту ритма и различные движения в одном моменте. Его главный принцип: «Контрасты форм и цветов».Вас загипнотизируют картины Джакомо Балла. Он стремился писать «картину-сюрприз». Надо сказать, ему удавалось. Балла волшебно изображает свет – многогранно и очень дотошно. Более того, он стремиться запечатлеть не только свет, но и время! В этом художнику помогает фрагментарная композиция. Выглядят полотна, как стилизованные раскадровки.Картины Карло Карра шокируют зрителя и увлекут. Этот художник известен своей пластичной манерой письма. Изображение динамично, как у всех живописцев-приверженцев футуризма, но на полотнах Карра, все кажется текучим, мягким, плавным и одновременно очень сильным. Причудливые плоскости проникают друг в друга, вызывают необычные ассоциации и воспоминания. Карра был очарован «вибрацией форм света, которые ассоциируются со звуками, шумами запахами…» и

Помимо картин, на выставке представлены эскизы, скульптуры и литература футуризма. Посмотреть действительно есть на что, поэтому, планируя путешествие в Нью-Йорк, обязательно загляните в музей Гуггенхайма.

365mag.ru

Футуризм (направление в искусстве) - это... Что такое Футуризм (направление в искусстве)?

Футури́зм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и будущего.

Возникновение

Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти.

(Наиболее известная его поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма». Манифест был написан для молодых итальянских художников. Цитата: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму. Отказ от традиционной грамматики. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Карра, Джино Северини.

Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

Футуризм в изобразительном искусстве

Антонио Сант'Элиа — Урбанистический рисунок

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.

Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности.» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.

Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном рассвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.

Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, «ничевоков», так ничего и не создавших. К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др

Литература

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Искусство XX века. Футуризм в литературе и живописи

На рубеже XIX и XX веков мир слегка «потряхивало». Бурный рост промышленного производства, упрочнение капитализма с его жестким и прагматичным отношением к жизни, к человеку, переворачивали сознание людей, усиливали противоречия между привычными неспешными идеалами века уходящего и стихийным бурлением века грядущего. И как ни трудно было принять эти новые законы жизни, как ни сложно было расставаться с привычным и милым, перемены были неизбежны, и первый отклик на них возникал в умах творческих людей, как наиболее остро чувствовавших наступление нового времени.

В 1909 году в Италии Томмазо Маринетти выпустил манифест футуристов – нового направления в искусстве, главной идеей которого стало полное отрицание всех устоявшихся принципов создания художественных произведений. И если любое авангардное течение в искусстве и литературе начиналось с отрицания канонов и традиций, то футуризм особенно преуспел в этом, так как отличался крайним экстремизмом. Маринетти главной задачей нового направления провозгласил ежедневное осквернение алтаря искусств и утверждал в качестве приоритетов силу, агрессию, движение и разрушение.

В России начала XX века разброд в умах был велик, художники искали новые формы выражения сложного времени, поэтому любое возникающие направление в искусстве тут же находило благодатный отклик, и футуризм не стал исключением. Даже напротив, футуризм в литературе и живописи получил в России широкое распространение. Многие известные писатели и поэты, позднее вошедшие в историю культуры (В. Маяковский, И. Северянин, В. Хлебников, Д. Бурлюк, Б. Пастернак), начинали как члены многочисленных футуристических кружков, причем программные тезисы и многочисленные манифесты, провозглашавшие принципы нового направления в искусстве были для них намного важнее самого художественного творчества. Кубофутуристы, эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, а также всеки и ничевоки поражали воображение публики не только своими резкими высказываниями по поводу традиционного искусства, но и своим необычным творчеством, а также весьма эксцентричными выходками. Многие из них были очень неплохими «продюсерами» самих себя. Они не только творили новое искусство, но и очень успешно преподносили его публике, зарабатывая на этом неплохие деньги. Основными приемами для самопрезентации были публичные скандалы, вызывающий внешний вид и поведение. Эпатажем они привлекали к себе общественный интерес, публика весьма охотно приходила на выставки и литературные вечера, отдавая за входной билет немалые деньги.

В России новое авангардное течение нашло отражение главным образом в поэзии. Футуризм в литературе ярко проявился в новом словотворчестве, фонетике звука, необычных синтаксических конструкциях. Слово для новых поэтов утрачивало свое привычное семантическое и лексическое значение, оно превращалось в пластичный материал из звуков, с помощью которых можно было «вылепить» любую конструкцию, создать новые, совершенно необычные комбинации, где смысл был далеко не главное, а точнее, творились иные смыслы. Таким образом, футуризм в литературе пытался создать новый язык, демократичный и массовый, созвучный современным преобразованиям в обществе, понятный всем и принимаемый всеми.

Новое направление в искусстве не только стремилось осмыслить и передать сложные явления, происходящие вокруг, но и само преобразовывать мир, творить время. Футуризм в литературе отличался совершенно необычными экспериментами, связанными с цветовыми образами звуков и слов. Так, каждому гласному и согласному звуку приписывалось определенное цветовое соответствие. Сочетая их в своих стихах, футуристы создавали с помощью слов образные цветовые полотна, стараясь тем самым передать определенное настроение.

Футуризм в литературе тесно сплетался с другими видами искусства. Это течение получило довольно широкое распространение и в живописи, причем, некоторые поэты-футуристы были весьма оригинальными живописцами, например В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский и др. Футуризм в живописи, как и в литературе, проявился в ярких экспериментах. Причем живописцам К. Малевичу, П. Филонову и др. с помощью кистей и красок удалось более действенно и наглядно выразить на холсте то, к чему стремились поэты в своем литературном творчестве.

Футуризм – это бунтарство, отрицание традиционного искусства и попытка создания нового, нацеленного на будущее. Это эксперименты со словом и звуком, поиск новых синтаксических и семантических конструкций, демократичных, понятных широким массам и способных выразить сложные преобразования в обществе начала двадцатого века.

fb.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта