Описание картины Тициана Вечеллио «Кающаяся Мария Магдалина». Картина магдалина
Описание картины Тициана Вечеллио «Кающаяся Мария Магдалина»
Тициано Вечеллио написал свое произведение «Кающаяся Мария Магдалина» на заказ в 60-х годах ХVІ века. Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.
Старая легенда гласит, что, умирая, Тициан взял в руки именно это полотно. После ухода художника (1576 г.), картина досталась его наследнику – Помпонио Вечеллио, а тот в свою очередь продал ее, а также иные произведения при продаже дома Кристофоро Барбариго в 1581 г.
Известный художник Тициан был уникальной личностью. Он мастерски превратил раскаивающуюся блудницу, шедшую за Иисусом Христом по пустынной местности для того, чтобы смирить собственную плоть и смыть с себя клеймо позора, в чудесное чувство благодати и любви. Из холста на нас смотрит женщина, фигура которой слегка прикрыта воздушной тканью. Ее волосы цвета золота рассыпались по груди густыми локонами. Взгляд этого гения чистой красоты устремлен к небу. Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения.
Несмотря на название («Кающаяся Мария Магдалина»), на холсте отчетливо видно, что женщина не кается, от нее исходит благодатное чувство любви. У Тициана присутствует аллегорический подтекст: книга, развернутая перед кающейся женщиной, лежит на черепе, а это – недобрый знак.
Немножко в другом ракурсе живописец увидел смысл полотна – он в образе Марии изобразил и красивую молодую женщину, и глубокую скорбь, а также воспел верную любовь. Силуэт на полотне выстраивается на печальном фоне: виднеется мрачная скала, сине-серое небо и истощенные деревца. И средь этой угрюмости она – Мария-Магдалина, олицетворение женского начала.
Образ кающейся Магдалины в живописи
Про жизненный путь Марии Магдалины ходит множество легенд. Историки так до сих пор и не сошлись в едином мнении, какое именно отношение она имела к Иисусу Христу. Большинство из нас знает, что она блудница, хотя доказательств этому нет. Возможно, ее образ искажался намеренно? Этот вопрос остается риторическим. Множество художников рисовали кающуюся Магдалину. В этой статье речь пойдет об образе легендарной женщины в живописи и ее роли в религии.
Роль Марии Магдалины в православии
Магдалина в переводе с греческого языка означает, что женщина родилась в городе Мигдал-Эль. В Евангелии о ней сказано, что Христос изгнал из нее семь бесов, после чего она стала его ученицей и верной соратницей. Женщина находилась рядом с Иисусом в момент после распятия, принимала участие в его погребении и первая увидела его после воскрешения. Марии также выпала честь стать одной из жен-мироносиц, коих было семеро. Им первым ангел поведал о том, что Христос воскрес. В православии она является равноапостольной святой.
Образ Магдалины в католической вере
У католиков Мария Магдалина — сестра Марфы и Лазаря, которые приняли Иисуса в Вифании. Она же блудница, которая умастила волосы Спасителя миром и омывала ноги Иисуса своими слезами и вытирала их своей шикарной копной золотистых волос. Эта сцена также является распространенным сюжетом на полотнах европейских художников.
Католики считают, что кающаяся Магдалина решила провести остаток жизни в пустыне, приняв строжайшую аскезу. Она оплакивала свои грехи и вымаливала у Господа прощение. Со временем ее одежды сильно обветшали. Именно поэтому на полотнах художников кающаяся Магдалина часто изображена полуобнаженной. Ее шикарные волосы частично заменили ей одеяния.
В западном искусстве ее образ представлен в жанре Vanitas. Он означает, что суета мирская больше не интересует женщину, изображенную на полотне. На картинах кающаяся Магдалина зачастую изображена с черепом. Он свидетельствует о том, что блудница осознала всю бренность земной жизни, и все мысли ее занимает вечная жизнь на Небесах.
Полотно «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана
Самое знаменитое полотно было создано художником Тицианом Вечеллио в 16-м веке. Итальянский живописец в качестве натурщицы пригласил девушку, которая поразила его струящейся, как водопад, отливающей золотом копной волос. Позже ее ангельский лик и шикарные золотые локоны поразили герцога Гонзага настолько, что он решился заказать копию картины Тициану. Художник не отказал заказчику. После этого Тициан написал еще несколько полотен с изображением Магдалины. На картинах женщина была изображена в разных позах, также менялся задний план.
До наших дней дошла легенда о том, что картина «Кающаяся Мария Магдалина» — это последнее, что держал в руках Тициан перед смертью. Это полотно вместе с множеством других унаследовал его сын — Помпонио Вечеллио. Наследник продал картины вместе с домом отца покупателю по имени Кристофоро Барбариго в 1581 году.
Три столетия спустя, в 1850 году, Николай I пожелал выкупить полотно, для того чтобы украсить им один из залов Государственного Эрмитажа в Зимнем дворце. Императору посодействовал в этом русский консул Александр Хвостов. Картину поместили в итальянский зал Эрмитажа. Вместе с этим полотном также здесь расположилось другое творение Тициана - «Венера перед зеркалом».
Анализ картины
Тема произведения искусства была выбрана Тицианом не зря, ведь сам он вел далеко не праведный образ жизни. Для того чтобы смыть с себя позор блуда и усмирить свою плоть, он написал шедевр, который восхищает любителей искусства до сих пор. Образ кающейся Магдалины вызывает ощущение благодати и любви. Фигура дамы прикрыта невесомой и полупрозрачной материей. Золотые локоны рассыпаны по груди, а взгляд устремлен в небесную даль. Магдалина умоляет творца небесного простить ее со слезами на глазах.
«Не прикасайся ко мне» Паоло Веронезе
Еще одной из знаменитых картин, где увековечена Магдалина, является полотно под названием «Не прикасайся ко мне» художника Паоло Веронезе. Художник изобразил сцену, когда Магдалина увидела Христа и бросилась обнять его, на что он ответил: «Не прикасайся ко мне!» На Марию была возложена миссия — сообщить о воскрешении Учителя апостолам.
Магдалина Жоржа де Латура
Эта картина относится к сценам ночных раздумий. Живописец по имени Жорж де Латур был незаслуженно забыт длительное время. На созданном им полотне изображена Мария в момент, когда она решила принять христианство. На полотне дама думает над скоротечностью земной жизни. Ее светлый лик освещает луч. Красивые волосы обрамляют нежное лицо.
В центре композиции можно наблюдать свечу и зеркало. Они также имеют аллегорическое значение. Зеркало — символ самолюбования, женского тщеславия и обольщения, а за ним и сластолюбия. Свеча же, наоборот, является символом чистоты и веры, а также символизирует быстротечность человеческой жизни.
На коленях кающейся Магдалины также находится череп — атрибут отшельников, которые приняли аскезу во имя веры. Это говорит о том, что она готова к окончанию своей земной жизни.
О том, что Мария занимала особое место среди учеников Иисуса, также говорит то, что Леонардо да Винчи на своем полотне «Тайная вечеря» изобразил Магдалину по правую руку от Христа.
Исследователи Библии в последнее время в один голос твердят, что Четвертое Евангелие, возможно, было создано Марией Магдалиной. В тексте есть упоминание о том, что его создал любимый ученик. Это только гипотеза, поскольку достоверных доказательств этого нет.
fb.ru
Жорж де Латур Скорбящая Мария Магдалина: Описание произведения
Двух любимых героинь Жоржа де Латура мы видим на его картине «Скорбящая Мария Магдалина». Первая – это свеча: редкое полотно Латура обходится без неё, свеча стала опознавательным знаком, позволяющим «вычислить» художника среди других мастеров тенебросо. Ну, а вторая – разумеется, сама раскаявшаяся библейская блудница.О том, что Мария Магдалина была предметом творческих медитаций художника, можно судить хотя бы по тому, что до нас дошли четыре (и это не считая копий) различающихся, но всё же очень похожих композиций Латура. На всех четырёх сидящая в темном помещении Магдалина размышляет о бренном в присутствии двух неизменных атрибутов – локального источника света и черепа.
Наиболее знаменита «Мария Магдалина» из Лувра – та, где свечу заменяет искуснейше написанный стеклянный светильник. Её еще называют «Магдалина из коллекции Терф». Почти идентичная картина выставлена в Музее искусств Лос-Анджелеса. Они с луврской Магдалиной – как сестры-двойняшки: лишь немного различаются рисунком черт лица. В Национальной галерее искусств (Вашингтон) хранится третья «Мария Магдалина» Латура: по композиции она зеркальна ко всем остальным вариантам, а вот источник света тут точно определить затруднительно: его наполовину загораживает стоящий перед ним череп. Вашингтонская святая также получила название от имени коллекции, в которой находилась раньше: «Магдалина Фабиус».
И наконец, четвёртая «Скорбящая Мария Магдалина» Латура находится в нью-йоркском Музее Метрополитен. Её различительное название «Магдалина Райтсмен». Бытует также название «Мария Магдалина с двумя свечами». XVI и XVII века – время, когда католическая церковь напряженно боролась с набиравшим силу протестантизмом. Протестанты отказались от поклонения кому бы то ни было, кроме самого Христа. В противовес этому католицизм упорно насаждает культ святых. Естественно, доходило до перегибов. «В моду» вошла религиозность визионерская и экстатическая. Марии Магдалины подобная «мода» коснулась одной из первых. К примеру, если средневековые богословы утверждали, что ангелы возносили Марию Магдалину на небо ежедневно, то в текстах XVII века речь уже идёт о семи вознесениях на дню. Сама святая (и бывшая блудница) часто изображается в экстатическом религиозном исступлении, не слишком отличающемся от чувственного исступления из её прошлой жизни.
Многие помнят Магдалин Тициана, Леонардо да Винчи или Аньоло Бронзино: руки прижаты к горячо вздымающейся груди, в глазах – отчаяние и страсть. Такой сложился визуальный стереотип.
Латур крайне далёк от подобных трактовок образа. Все его Магдалины не демонстрируют безумной аффектации. Напротив, они зафиксированы в состоянии неспешного и спокойного размышления. О чем оно? Само собой, о бренности сущего – череп, символизирующей тщету всего земного, не допускает на этот счет двух мнений.
Латур даже избегает подчеркивать, что его героиня блудница. У луврской и лос-анжелесской Магдалин обнажены колени, икры и плечи, но и они не сообщают картине оттенка неприкрытой животной чувственности – настолько отрешённой везде у Латура выглядит Магдалина. О Магдалине нью-йоркской мы даже не можем точно сказать, красива ли она. Её лицо нарочно отвернуто от зрителя: картинная Магдалена раскаялась и больше не намерена никого прельщать своим видом. Именно в этой версии возникает интересный мотив зеркала: оно издавна считалось аллегорией соблазна, женской греховности. Свеча с высоким пламенем словно перечёркивает зеркало по горизонтали. Это должно символизировать, что огонь веры, вспыхнувшей в душе Магдалины, перечеркнул её греховное прошлое.
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Кающаяся и возносимая ангелами Мария Магдалина (27 изображений)
По-гречески "Магдалина" означает уроженку города Мигдал-Эль. Согласно Евангелию, Мария Магдалина была исцелена Иисусом от одержимости семью бесами, после этого стала ученицей Христа, присутствовала при его распятии и погребении. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Также Мария Магдалина первая увидела воскресшего Иисуса.В Православной церкви Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В Католической церкви почитание Марии Магдалины было гораздо шире: она отождествлялась с Марией, сестрой Марфы и Лазаря, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отёршей их своими волосами. В католичестве получил распространение образ Магдалины как раскаявшейся блудницы, в конце жизни удалившейся в пустыню, где она предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её распавшееся от ветхости одеяние было чудесно заменено волосами, скрывшими всё ее тело, а изнеможение от лишений пустынной жизни столь же чудесно целилось тем, что ангелы возносили её в небесные высоты. Начиная с 1969 года Католическая церковь отказалась от формулировки "раскаявшаяся блудница" по отношению к Марии Магдалине.Образ кающейся блудницы Магдалины оказал большое влияние на западное искусство и на сознание верующих. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре "Vanitas" (от латинского "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" - "Суета сует - всё суета"), где рядом с Магдалиной - череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной.
Гвидо Рени. Мария Магдалина
Гвидо Рени. Кающаяся Мария Магдалина
Антонио Канова. Кающаяся Мария Магдалина
Антонио Канова. Кающаяся Мария Магдалина
Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина
Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина
Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина
Франческо Хайес. Кающаяся Мария Магдалина
Жорж Дюмениль де Латур. Кающаяся Мария Магдалина
Оноре Домье. Мария Магдалина
Jules Lefebvre. Кающаяся Мария Магдалина
Хосе де Рибера. Кающаяся Мария Магдалина
Maestro della Maddalena di Capodimonte. Мария Магдалина
Orazio Lomi Gentileschi. Кающаяся Мария Магдалина
Pedro de Mena. Кающаяся Мария Магдалина
Simon Vouet. Кающаяся Мария Магдалина
Тициан. Кающаяся Мария Магдалина
Antonio Correggio. Кающаяся Мария Магдалина
Giovanni Pietro Rizzoli. Кающаяся Мария Магдалина
Domenico Piola. Мария Магдалина в пустыне
Guercino. Мария Магдалина и два ангела
Хосе де Рибера. Вознесение Марии Магдалины
Charles Marochetti. Вознесение Марии Магдалины
Charles Marochetti. Вознесение Марии Магдалины. Фрагмент
Luisa Ignacia Roldan. Смерть Марии Магдалины
top-antropos.com
Тициан "Кающаяся Мария Магдалина" | izi.TRAVEL
Италия, 1560-е гг.Холст, масло. 119x97 На картине изображена женщина, испытывающая неимоверные душевные страдания. Ее заплаканные глаза устремлены в небо, рука прижата к груди. Пейзаж с одиноким деревом полон драматизма, как и изображенная фигура.Сюжет "Кающаяся Мария Магдалина" – один из наиболее распространенных сюжетов Возрождения. Он показывает нам кающуюся блудную женщину, которая отправилась за Христом, чтобы смыть с себя позор прошлого, раскаяться в своих грехах.Мария Магдалина на картине Тициана скорее молится, чем раскаивается. Ее захлестнуло чувство непоправимой трагедии, потери кого-то неимоверно дорогого. Однако и раскаяние также видно в потоке эмоций Марии, причем не простое раскаяние, а искреннее настолько, насколько это только возможно. Рядом с ней предметы, полные символизма: сосуд, традиционный католический символ Марии Магдалины, связанный с приписываемой ей библейским персонажем, неизвестной грешницей, обмывшей ноги Христа миром, череп – символ смертности всего земного и книга как символ знания.Картина Тициана "Кающаяся Мария Магдалина" 1533 года менее эмоциональна и трагична. Эта Мария не раскаявшаяся грешница, но прекрасная земная женщина, устремившая свой, скорее мечтательный, взгляд в небеса. Она буквально светится на темном фоне ночного неба и туч, ее длинные рыжие волосы ниспадают вдоль молодого, здорового тела наподобие тоги. Мария Магдалина 1533 года не раскаивается, а светло любит.Сложно однозначно решить, какая же именно картина мне больше нравится. Если отвлечься от сюжета, то это изображение двух прекрасных любящих женщин. Одной - любящей мечтательно, другой - потерявшей свою любовь и страдающей. Однако, несомненно, вторая картина более запоминающаяся для меня, эта Мария Магдалина иллюстрирует способность преодолевать тяжелейшие препятствия. (Ученица Александра Шистерова)
В картинах "Даная" и "Кающаяся Мария Магдалина" очень схожие изображения девушек, прекрасных и переживающих. У них похожие фигуры, лица, даже эмоции в чем-то одинаковы. У обеих героинь была тяжелая судьба, но все равно они испытывали нежное чувство любви, хоть и по-разному.
izi.travel
Чем привлекал художников образ Марии Магдалины?
«Магдала» означает «башня» на арамейском языке, на языке, который был разговорным в Палестине во времена Иисуса. Так называлось поселение на берегу Тивериадского озера (Кинерета), из которого согласно Евангелиям была родом одна из женщин, сопровождавших Христа. Звали эту женщину Мирьям (Мария), так же как и мать Иисуса и еще несколько женщин, упомянутых в Евангелиях. Например, в истории о Марии и Марфе (Лк. 10:38—42).В Евангелиях Мария Магдалина упоминается в нескольких эпизодах:
1. Она была одержима семью бесами, и Иисус исцелил ее (Лк. 8:2; Мк. 16:9)
2. После исцеления она присоединилась к Христу и его ученикам, поделила с ними свое имущество и стала служить Иисусу (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3)
3. Она присутствовала при распятии Иисуса на Голгофе и видела его кончину (Мф. 27:56)
4. Она присутствовала при погребении Иисуса в пещере (Мф. 27:61 и др.)
5. Она была среди женщин, несших миро (оливковое масло), чтобы смазать им тело казненного Иисуса, и стала одной из первых, кто узнал о его Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)
6. Более того, она первая увидела воскресшего Иисуса. Когда она захотела дотронуться до него, он не разрешил ей сделать это («Не прикасайся ко Мне» - «Noli me tangere»). Но именно ей Иисус приказал рассказать апостолам о его Воскресении (Ин. 20:11-18).
Католики отождествляют Магдалину еще и с блудницей, которая смазала ноги Иисуса миром в доме фарисея Симона (Лук. 7:37-38).
Вообще в католичестве образ Марии Магдалины более «разработан» и сопровождается целым сонмом легенд. Эти легенды делают образ святой более жизненным, более близким к простым людям, на которых в первую очередь и ориентировалось раннее христианство.
Так, согласно некоторым легендам Магдалина была невестой Иоанна Богослова. Но жених отверг этот брак, чтобы служить Богу.
Зато другие легенды делают Марию Магдалину женой самого Иисуса. Более того, согласно тем же легендам, когда Иисус умер на кресте, Мария Магдалина была уже беременна. Так что в мире остался сын Бога-сына (и внук Бога-отца). Кем же все-таки этот ребенок приходится Богу, сыном или внуком, понять непросто. Как вообще непросто понять христианский догмат о Троице.
Впрочем, пользу извлечь можно даже из вещей труднопонимаемых. Среди прочих легенд существует также рассказ о том, что Мария со своим братом Лазарем и с сестрой Марфой покинули Палестину, пересекли Средиземное море, поселились в римском городе Массилии, который теперь называется Марсель, и стали проповедовать христианство в Галлии. А что же сын Марии Магдалины? Придворные летописцы французских королей, не слишком напрягаясь, вывели напрямую от него род своих патронов. Что позволяло французским королям смело объявлять себя земными потомками самого Христа. Нехило, правда? В книге Дэна Брауна «Код да Винчи» можно обнаружить следы этой легенды, добросовестно переработанные автором.
Другие легенды отправляют Марию Магдалину вторую половину ее жизни прожить в пустыне, где она в течение 30 лет каялась в своих грехах. Ясно, что за это время ее одежда истлела, но нагота была прикрыта длинными волосами. Перед смертью ее причастил христианский священник, случайно забредший в эти безрадостные края. Мощи святой Марии Магдалины до сих пор являются реликвией церкви Сен-Максимен-ла-Сент-Бом в Провансе.
Скорее всего, источник этой легенды – житие другой христианской святой, Марии Египетской, которая в домонашеской своей мирской жизни как раз и была проституткой. Отсюда же, из этой параллели, по всей вероятности, идет версия о прежней распутной жизни Магдалины. Дело житейское – за грехи одних отвечают совсем другие люди. У святых тоже такое случалось.
Так или иначе, но Мария Магдалина оказалась довольно живым евангелическим персонажем. Жизненный путь ее был не только поучителен, но также интересен. А прежнее распутство, впоследствии прощенное, во многих вселяло надежды и на прощение своих грехов.
Поэтому Мария Магдалина стала весьма любимой среди христианских святых. Соответственно, и художники с охотой изображали ее на иконах и в настенных росписях, а скульпторы ваяли в полный рост.
На православных иконах особого разнообразия не было. Мария Магдалина изображалась в качестве одной из дев-мироносиц, с сосудом для мира в руках.
Но у католиков, как уже было сказано, вокруг Марии Магдалины понастроено гораздо больше сюжетов, потому и изображали ее весьма разнообразно.
Конечно, художники предпочитали изображать Марию Магдалину распутницей. Это и легче, и зрителю интересней. Тут всех превзошел Рубенс в картине «Пир в доме Симона фарисея». Как известно, Рубенс любил рисовать и женщин и мужчин в теле. Такие вот ребята изображены и на этой картине. Мария Магдалина, русоволосая красавица (таких много в Палестине :), обнимающая ноги Иисуса, на первом плане – не спутаешь. По всему видно, что девушка осознала всю греховность своей жизни, и теперь пойдет по правильному пути, за Спасителем.
Впрочем, не согрешишь – не покаешься. Покаяние Марии Магдалины – не менее любимая художниками тема. Эль Греко изобразил кающуюся Марию Магдалину трижды. Ну, а картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина», находящаяся в коллекции Эрмитажа, в свое время приобрела всесоюзную известность благодаря миниатюре, уморительно смешно прочитанной Е.Шифриным. Впрочем, смех смехом, а картина – действительно роскошная. Среди других картин, посвященных этому сюжету, хотелось бы обратить внимание на необычную картину бельгийского художника Альфреда Стевенса (1823 — 1906), для которой ему позировала известная актриса Сара Бернар. Еще один художник 19-го века, Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882) изобразил Марию Магдалину тоже в очень необычном виде, с чашей Грааля, кубком, в котором была собрана кровь Христа.
Третий сюжет из жизни Марии Магдалины, облюбованный художниками – это встреча Марии и воскресшего Иисуса. Она пытается обнять его. Он же говорит: «Не прикасайся ко мне». Сцена очень философская. Иисус воскрес, но он уже расстался со своей человеческой ипостасью. Его тело теперь – только видимость. Он уже всецело принадлежит Небу, и расстается со своей земной подругой и любовью.
Надо сказать, что Мария Магдалина стала не только для художников любимым персонажем Евангелия. До сих пор это женское имя в различных формах (Мадлен, Магдалена и т.д.) очень популярно в Европе. Те, кто бывали в Париже, наверняка запомнили необычную церковь Мадлен, построенную в виде древнегреческого храма с колонами и с портиком.
Полезные ссылки:
- Мария Магдалина в Википедии
- Мария Магдалина. Между традицией и фантастикой
- Старберд. Миф о Марии Магдалине
eponim2008.livejournal.com
Мария Магдалина – биография, фото, личная жизнь святой, храмы, молитвы 2018
Мария Магдалина: биография
Мария Магдалина – последовательница Иисуса Христа, упоминаемая как в католицизме, так и в православии и протестантизме. Ее именем называют приюты для падших женщин, с ней отождествляют образ кающегося грешника, а молитвы, обращенные к иконе Магдалины, даруют смирение, смелость, помощь в гонениях и вразумлениях иноверцев. Мария традиционно считается покровительницей социальных работников, проповедников и учителей. Также Мария Магдалина была излюбленным объектом у художников эпохи Возрождения.
Детство и юность
Биография Магдалины полна загадок и тайн, потому что единственный источник, указывающий на реальность жития легендарной последовательницы Иисуса Христа, это евангельский текст. Поэтому подтвердить или опровергнуть то, является ли Мария Магдалина исторической личностью, биографы и ученые не могут и по сей день.
Портрет Марии МагдалиныИнформации о детстве и юности этой героини практически нет. Имя сторонницы мессии упоминается только в некоторых источниках – в Евангелии от Луки, где при повествовании о бытии Сына Божьего упоминается чудодейственное исцеление от бесов, а также в других трех рукописях - Иоанна, Матфея и Марка - имя женщины можно встретить лишь в нескольких эпизодах.
Равноапостольная Мария Магдалина родилась в израильском городе Магдала, располагающемся на берегу Геннисаретского озера, что в северной части Святой Земли.
Икона Марии МагдалиныО том, в какой семье росла и воспитывалась Мария, и кем были ее родители, остается только гадать, потому что священные писания об этом умалчивают. Хотя западноевропейские легенды гласят, что ее родителей звали Сир и Евхария, но другие источники указывают, что Магдалина была сиротой и работала на рынке.
Стоит обратить внимание на имя ученицы Иисуса Христа. Мария происходит от древнееврейского языка, а христианская традиция переводит это имя как «госпожа». Согласно традиционным библейским представлениям, так звали мать Иисуса Христа, в честь которой называли и другие почитаемые христианские фигуры. А прозвище Магдалина имеет географические корни и означает «уроженка города Мигдал-Эль».
Церковь Святой Марии Магдалины в ГефсиманииТопоним буквально расшифровывается как «башня», и на это есть свои причины. Дело в том, что в средние века эти постройки являлись феодальным рыцарским символом, а, следовательно, этот благородный оттенок перенесся на личностные качества Магдалины, которая была наделена аристократическим характером.
Но бытует и другое предположение касаемо прозвища равноапостольной девы: в многотомном религиозном своде Талмуде есть выражение «magadella», которое в переводе с иврита означает «завивающая волосы».
Встреча с Иисусом Христом
Исходя из Священного Писания, можно предположить, что первая встреча Иисуса Христа и Марии Магдалины произошла в доме фарисея Симона, где произошло помазание Спасителя миром. Миропомазание – это таинство, в котором верующему, вместе со специально приготовленным освященным маслом, передаются дары Святого Духа.
Мария Магдалина и Иисус ХристосПо сказанию, женщина, явившаяся Христу, поливала из алавастрового сосуда голову Иисуса, а также омыла Его ноги слезами и волосами головы своей отерла. Судя по четырем Евангелиям, ученики Иисуса были недовольны тем, что пришедшая гостья нерационально тратила дорогое масло, которое можно было продать, а вырученные деньги раздать нищим. Также фарисей заметил, что прикасающаяся к Христу была грешницей, но Иисус, сопоставив негостеприимность Симона и старания Марии, сказал:
«А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи».Но некоторые предполагают, что встреча Магдалины и Иисуса произошла раньше, чем в доме Симона. Христос сказал, что «возлюбила много», то есть Его самого, таким образом, можно предположить, что, возможно, Мария была в числе следовавших за мессией в Иерусалим. После прощения Магдалина стала числиться у Христа лучшей ученицей, но Марии не было среди 12 апостолов на картине «Тайна Вечеря».
Магдалина стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием, причем мессия доверял этой женщине даже самые сокровенные тайны, из-за чего Магдалина снискала нелюбовь учеников Христа, которые требовали убрать деву из Его окружения.
Мария Магдалина омывает ноги Иисусу ХристуПо сказанию, эта женщина была единственной, кто не покинул Спасителя, когда того арестовали, тогда как Петр, самый преданный из апостолов, трижды отрекся от своего предводителя после заключения оного под стражу.
Известно, что Мария Магдалина присутствовала при казни Иисуса Христа вместе с Его матерью, сестрой матери и Марией Клеоповой. Последовательница Сына Божьего стояла возле Христа, разделяя великие материнские страдания Богородицы. Когда сердце Спасителя перестало биться, Мария оплакивала Спасителя, а далее сопровождала тело Иисуса к высеченному Иосифом гробу в скале.
Мария Магдалина - свидетельница распятия Иисуса ХристаВизантийская литература указывает, что после распятия Мария Магдалина вместе с Богоматерью отправилась в древний город Эфес, к Иоанну Богослову, и помогала ему в трудах. Кстати, именно Евангелие от Иоанна содержит больше всего сведений о жизни Магдалины.
По легенде Мария Магдалина вернулась через сутки после смерти Христа в ту пещеру, чтобы показать свою преданность Спасителю, умастив Его тело ароматическими маслами и миром. Но, когда соратница Иисуса подошла к скалистой горе, она обнаружила, что камень, закрывающий вход в пещеру, сдвинут с места, а сама пещера пуста.
Мария Магдалина и воскресший Иисус ХристосОтчаявшаяся Мария в горе отправилась к Иоанну и Петру, дабы рассказать о том, что тело мессии исчезло из места погребения. Тогда апостолы вместе с Магдалиной вновь отправились к скалистой горе и увидели, что в пещере пусто. Ученики Христа в скорби покинули грот, тогда как Мария осталась рядом с гробом, плача и пытаясь понять причину исчезновения Иисуса Христа.
Мария Магдалина подняла заплаканные глаза и увидела, что перед ней сидят два ангела. Когда те спросили о причине страданий несчастной девы, та ответила, что ее мучает неизвестность. Тогда женщина подняла глаза и увидела Иисуса Христа, которого первоначально по ошибке приняла за садовника и попросила указать, где находится могила учителя. Но, когда пришедший произнес ее имя, она узнала Сына Божьего и бросилась к Его ногам. Исходя из евангельских сводов, Иисус ответил Марии:
«Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».Далее Иисус поручил Магдалине рассказать апостолам новость о Его воскрешении.
Христианство
По библейским сказаниям, святая дева стала последовательницей Иисуса Христа после исцеления от злых духов и покаяния в грехах, поэтому у многих почитателей христианских традиций сложилось представление о том, что Мария Магдалина была великой блудницей и грешницей.
Такое отожествление Марии с безымянной евангельской женщиной, омывшей ноги Спасителя, можно встретить в католической традиции, однако о блуде последовательницы Христа не говорится ни в Минеи, ни в ее акафисте. Таким образом, в католицизме Магдалина принимает вид бывшей блудницы, а итальянский живописец Тициан сумел передать эмоции женщины в своей картине «Кающаяся Мария Магдалина».
Картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина»Согласно католицизму, Мария Магдалина была представительницей древнейшей профессии, а встретив Сына Божьего, она отказалась от своего ремесла и стала его последовательницей.
Стоит отметить, что православные писания говорят только про одержимость Магдалины бесами, отрицая ее разгульное прошлое. Но жизнь Марии была несладкой, потому что дева не была замужем и не имела детей. В те времена на таких женщин смотрели подозрительно, и, чтобы защитить себя от приставаний мужчин, Марии приходилось притворяться одержимой.
Святая мироносица Мария МагдалинаВ православной традиции Мария Магдалина предстает как равноапостольная святая мироносица (в протестантизме – исключительно как святая мироносица). Она сделала неоспоримый вклад в дело проповеди. Мария распространяла весть об Иисусе в Италии и однажды посетила языческого предводителя Тиберия.
Женщина протянула ему в подарок куриное яйцо, за неимением другой вещи, и сказала «Христос Воскресе!». Тиберий заявил, что воскрешение так же невозможно, как и то, что подаренное яйцо станет алого цвета. Однако яйцо стало кроваво-красным. Так родилась пасхальная традиция.
Мария МагдалинаСчитается, что соратница Христа много трудилась в Риме, о чем свидетельствует книга Нового Завета, в которой хранятся своды посланий святого апостола Павла.
Что касается католицизма, то говорится, что вторую часть жизни Мария Магдалина провела в пустыне, где вела аскетичный образ жизни и каждый день каялась в грехах. Одежда святой девы истлела, поэтому наготу женщины прикрывали длинные волосы, а саму Марию возносили на небеса ангелы, дабы исцелять ее изнеможенное старое тело. Но стоит сказать, что этот сюжет заимствован из описания бытия христианской святой Марии Египетской, считающейся покровительницей исповедующихся женщин.
Любовные теории
Личная жизнь Марии Магдалины окутана ореолом тайны, поэтому неудивительно, что среди историков появляются различные любовные теории о равноапостольной святой. Например, некоторые считают, что Мария Магдалина была супругой Иоанна Богослова, тогда как другие уверены, что мироносица была женою Иисуса Христа, потому что эта женщина играет значимую роль чуть ли не в самом важном эпизоде Нового Завета.
Так как представители церкви старались избавиться от непарадных книг, известий о том, кем была возлюбленная Иисуса, практически нет, да и бытует предположение, что строки о семейной жизни мессии в Новом Завете были вырезаны специально.
Встреча Марии Магдалины и Иисуса ХристаНо большинство ученых склоняются в пользу Магдалины. В Евангелии показателен эпизод, когда ученики Сына Божьего приревновали Иисуса к Магдалине из-за поцелуя в губы.
Также в те времена незамужняя женщина не имела права сопровождать странников в дороге, в отличие от жены одного из них. Помимо прочего, ученые ссылаются на факт того, что после воскрешения Христос явился именно Марии, а не своим ученикам. Да и к тому же мужчины, не имевшие супруги, считались странным явлением, поэтому неженатый Иисус вряд ли смог бы стать пророком и учителем.
Смерть
В православии Мария Магдалина умерла тихо и спокойно, скончалась женщина в Эфесе, а ее мощи были перенесены в константинопольский монастырь Святого Лазаря.
По версии другой ветви христианского течения, в то время, пока Мария была отшельницей в пустыне, ее причастил случайно забредший в те края священник, который сначала смутился нагим видом женщины. По католичеству, останки равноапостольной святой хранятся в храме Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, в Провансе.
Смерть Марии МагдалиныВ память о Марии Магдалине было написано множество красочных картин и снято документальных фильмов. Примечательно, что на полотнах ученица Христа изображается в отдельных сценах крайне редко, тогда как зачастую ее можно увидеть в образе мироносицы, с сосудом благовоний.
Память
- 1565 – картина «Кающаяся Мария Магдалина» (Тициан)
- 1861 – стихотворение «Мария Магдалина» (Николай Огарев)
- 1923 - цикл стихотворений «Магдалина» (Марина Цветаева)
- 1970 – рок-опера «Иисус Христос супер-звезда» (Эндрю Ллойд Вебер)
- 1985 – песня «Maria Magdalena» (Сандра)
- 2017 – фильм «Мария Магдалина» (Гарт Дэвис)
Фото
24smi.org