ПЫШНОТЕЛЫЕ РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ БОРИСА КУСТОДИЕВА. Картина кустодиева
ПЫШНОТЕЛЫЕ РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ БОРИСА КУСТОДИЕВА
Говоря о русском художнике Борисе Михайловиче Кустодиеве, тут же вспоминаются образы пышнотелых купчих, которых он писал довольно-таки много — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях.
К художнику есть много вопросов — почему купчихи и почему практически все женские образы на полотнах художника обладают, по современным меркам, не самыми «идеальными» формами… Впрочем, рассуждать об идеальных формах самое последнее дело. Это все индивидуально. Важнее, первая часть вопроса — почему именно купчихи?
В поисках причинной связи, пролистал биографию художника. Борис Кустодиев жил в нелегкую эпоху — он пережил революцию, голодное время, гонения на ученых и людей искусства, которые были заподозрены в «буржуазности». Кустодиеву, изображавшего в большей степени купеческую и дореволюционную Россию, досталось по полной. Однако сам он не принадлежал к этому классу, часто недоедал, жил впроголодь.
В своих мечтах он уносился далеко — в сытную и мирную дореволюционную Россию, в детские годы и в небольшой флигель богатого купеческого дома, который арендовала семья Кустодиевых. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества.
«Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, — писал впоследствии Б. М. Кустодиев, — был как на ладони…
«Купчихи» Кустодиева — это в первую очередь наблюдения детства, пронесенные художником через десятилетия. Во-вторых, образ купчихи передается художником с легкой иронией. Русские Венеры — молоды и красивы, у них приятные полные лица, не вызывающие негативных эмоций, но Кустодиев определенно иронизирует, как бы позволяет зрителю беззлобно улыбнуться, увидев полных и добрых купчих, их застолья, чаепития, яства…платья всех цветов радуги…
В третьих, художник восхищается пышущими здоровьем, полногрудыми статными русскими красавицами, в которых есть что-то необычайно пленительное.
В четвертых, холеные фигуры женщин имеют символическое значение. Художник передает реальную и достоверную информацию о естественной и здоровой жизни людей в патриархальной России.
Чего больше — иронии или восхищения? Вряд ли это имеет какое-то значение. Как говорил сам художник: «Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет, то есть сюжет, как его у нас понимают — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?»
Русские красавицы Кустодиева
Красавица, 1915 год
Моделью послужила актриса МХТ Ф. В. Шевченко. Государственная Третьяковская галерея, МоскваКупчиха за чаем, 1918 год
Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургРусская Венера, 1925 год
Русская девушка у окна, 1923 год
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникОсень, 1924 год
Частное собраниеЛето. Провинция, 1922 год
Частное собраниеКупчиха и домовой, 1922
В старом Суздале
Москва. Государственная Третьяковская галереяКупчихи. 1912
Киевский национальный музей русского искусства, УкраинаВ бане. 1920
Частное собраниеВ березовой роще
Варвара. 1920
Встреча (Пасхальный день). 1917
Частное собраниеДве купчихи. 1913
Государственная Третьяковская галерея, МоскваДевушка на Волге. 1919
Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, КыргызтанКупальщица. 1921
Государственный Русский музей, С.-ПетербургКупальщица. 1922
Купчиха. 1920
Томский областной художественный музейКупчиха. 1919
Вологодская областная картинная галереяКупчиха. 1915
Государственный Русский музей, С.-ПетербургКупчиха. 1915
Государственная Третьяковская галерея, МоскваКупчиха на балконе. 1920
Частное собраниеКупчиха на прогулке. 1920
Купчиха на прогулке (Провинция). 1920
Художественный музей им. Махарбека Туганова, ВладикавказКупчиха с покупками. 1920
Национальный художественный музей Республики Беларусь, МинскКупчиха, пьющая чай. 1923
Нижегородский государственный художественный музейМолодая купчиха в клетчатом платочке. 1919
Осень в провинции. Чаепитие. 1926
Государственная Третьяковская галерея, МоскваРекомендуем также:
ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА
ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ — ИВАН ШИШКИН
ШЕДЕВРЫ ВРУБЕЛЯ
ТЕСТ: ПРОВЕРЬ СЕБЯ НА ЗНАНИЯ ШЕДЕВРОВ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
Портреты Б. Кустодиева » Выдающиеся художники
Б. Кустодиев "Автопортрет"
Чем трагичнее становились обстоятельства жизни художника Бориса Кустодиева, тем радостнее и красочнее были его картины…
Парадокс? Возможно. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. И все последние 15 лет своей жизни прикованный к инвалидному креслу художник дарит людям свои искрящиеся светом и разноцветными красками картины. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин…».
Родившись в Астрахани, радостные сюжеты красочных деревенских праздников он нашёл в Костромской губернии, куда выехал в поисках натуры. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Занимался Б. Кустодиев и скульптурой, его бюсты-портреты отличаются большим сходством с оригиналом.
Семья Б. Кустодиева (фото)
Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Всего им было создано более 100 портретов, среди которых – портреты его близких (жены и детей), а также современников художника, фактически весь Серебряный век русской культуры в лицах нашел свое отражение в работах Кустодиева. О портретах Б. Кустодиева и пойдёт речь в нашей статье. «Похожий портрет – это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. И тут нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности», – считал Б.М. Кустодиев.
Ранние портреты Кустодиева выполнены в классической манере письма, а позже появляются те краски, что характерны для лубка и для дальнейшей линии творчества художника.
Б. Кустодиев «Автопортрет» (1912)
Б. Кустодиев "Автопортрет" (Галерея Уффици)
Этот портрет находится в Галерее Уффици. Б. Кустодиев получил предложение этой галереи создать свой портрет (до этого в галерее были портреты только двух русских художников: О. Кипренского и И. Айвазовского).
Галерея Уффици (Флоренция) – один из старейших музеев Италии. В нем хранится коллекция произведений искусства XIII-XX вв. В июле 1559 г. правитель Флоренции Козимо I Медичи решил построить в городе новое административное здание, в котором должны были располагаться все административные, канцелярские службы города. Поэтому здание и получило название «Уффици», что с итальянского переводится как «офисы».
Галерея Уффици, кроме шедевров мастеров Возрождения и других знаменитых живописцев мира, знаменита своей коллекцией автопортретов, которая находится в так называемом «Коридоре Вазари» и насчитывает около 1500 картин. Основная часть их находится в запасниках, поскольку невозможно экспонировать всю коллекцию в небольшом по площади коридоре, длина которого 750 м.
Здесь есть и русские имена. В начале XIX в. Флорентийская Академия впервые обратила внимание на русских художников, которые в то время приезжали пенсионерами от Санкт-Петербургской Академии на «практику» в Италию. В 1819 г. Академия впервые заказала автопортрет для собрания Уффици русскому живописцу, и вскоре Коридор Вазари украсил автопортрет Ореста Кипренского.
Спустя 12 лет, в 1831 г., Академия заказала автопортрет для Уффици современнику Кипренского, Карлу Брюллову. Художник начал выполнять заказ, но затем охладел к работе, и портрет остался не оконченным. До конца жизни он хранился у Брюллова, а после его смерти вернулся в Россию. Сегодня этот автопортрет находится в коллекции петербургского Русского музея.
В 1874 г. для галереи написал свой автопортрет Иван Айвазовский, морские пейзажи которого уже были известны во всем мире. В 1874 г. выставка картин Айвазовского во Флоренции прошла с таким успехом, что Флорентийская Академия художеств предложила маринисту написать свой портрет для галереи Уффици. Айвазовский стал вторым русским художником, удостоившимся такой чести. А третий – Б. Кустодиев.
Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия.
Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. М.Г. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в.: «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста; сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».
Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей, гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.
Известность и признание пришли к Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. Его «Портрет художника И.Я. Билибина» был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене.
Б. Кустодиев «Портрет художника И. Билибина» (1901)
Б. Кустодиев "Портрет художника И. Билибина" (Государственный Русский музей)
На портрете молодой художник изображен нарядно одетым, с цветком в лацкане френча. Тёмный фон позволяет оттенить благородную выразительность лица И. Билибина, а его свободная поза говорит о внутренней раскованности этого талантливого художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя, участника объединения «Мир искусства». Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками.
Б. Кустодиев «Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского» (1915)
Б. Кустодиев "Портрет царя Николая II"
Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т.к. говорит зрителю о том, что составляет жизнь и деятельность царя: государственность, православие, ответственность за судьбы вверенных ему людей. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек, изображённый на портрете. Позади самодержца художник изображает сердце его империи – Кремль, показанный так, что узнаваемы все здания, но они трактованы лаконично, чтобы быть не просто изображением, а знаком. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова), и собирательный образ (царя).
Портрет Николая II Кустодиев писал в Царском Селе, куда он был приглашён императором.
Вот как описывает он свои сеансы в Царском Селе: «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Много беседовали – конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше – но просветить мне его не удалось – безнадежен, увы…Что еще хорошо – стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так – «из-за жеста». Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией.«Импрессионизм и я – это две вещи несовместимые» – его фраза. И все в таком роде».
Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».
Б. Кустодиев «Портрет Фёдора Шаляпина» (1921)
Б. Кустодиев "Портрет Фёдора Шаляпина" (Париж)
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной».
Работа художника над портретом Шаляпина проходила в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Она была очень маленькой, художник работал полулёжа, поэтому картину приходилось писать по частям. «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на её конце грузом. С её помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное».
Художник создал портрет замечательного артиста живым, праздничным. В композиции картины Б. Кустодиев использовал тот же прием, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым внизу развёртывается огромное пространство. На снежных холмах идёт народное гулянье, множество мелко написанных человеческих фигурок, санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. А на переднем плане – величественная фигура Ф.И. Шаляпина, чётко выделенная на фоне зимнего пейзажа, условно изображающего ярмарку – балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров…
Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем. Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначально картина так и называлась – «Новый город», куда приехал на гастроли знаменитый артист. Ему ещё предстоит покорить своим талантом этот незнакомый город. Но всё-таки это город русский…
Знаменитый певец показан на портрете щёголем, любящим дорогую одежду, красующимся не только одеждой на бобровом меху, но и перстнем с драгоценным камнем, модными замшево-лаковыми ботинками, дорогой тростью… Всё это сочеталось в Шаляпине: широта натуры, русская стихия и показное барство. Созданный художником образ певца является олицетворением силы и одаренности русской натуры.
Шаляпин стоит в театральной позе, а за его спиной разворачивается праздничная феерия кустодиевской ярмарки.
На втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина – Марфу и Марину и его друга И.Г. Дворищина.
Ф.И. Шаляпин до самой своей смерти не расставался с этим портретом и ценил его выше всех других своих портретов – за широту, размах и «русский дух».
Б. Кустодиев «Портрет поэта Максимилиана Волошина» (1924)
Б. Кустодиев "Портрет поэта Максимилиана Волошина"
Этот портрет идейно напоминает портрет Николая II: поэт сидит на фоне горного пейзажа, который зрители воспринимают как вид Коктебеля, где Волошин жил затворником с 1916 г. Это полотно, как и портреты многих других современников Кустодиева, стало символом времени, на них сбережён для истории облик людей той краткой поры, когда Россия переживала возрождение во всех сферах жизни.
Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей, изображённых на портретах. Через свои полотна Кустодиев сказал об исторической значимости конкретных личностей, изображенных им на холстах.
Б. Кустодиев «Портрет И.Б. Кустодиевой, дочери художника» (1926)
31 мая 1905 г. у Кустодиевых родилась дочь Ирина, которая стала любимой моделью художника. Художник писал ее постоянно. Первое изображение дочери он сделал через четыре часа после ее появления на свет, а над последним работал за день до смерти, 25 мая 1927 г. Вот она смотрит на нас с карандашного рисунка.
Б. Кустодиев "Ирина"
А это последнее из известных изображений Ирины. Она была актрисой и скончалась в 1981 г.
Б. Кустодиев "Портрет Ирины Кустодиевой" (Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина)
Кустодиев-портретист поражает зрителя одновременно и фотографической точностью изображения, и потрясающим «попаданием» в характер образа, отражение наиболее типического в личности. Его портреты Грабаря, Шаляпина, Волошина, Капицы, Замятина не только запечатлели облик этих ярких и талантливых людей, но и донесли потомкам масштаб личности, свет души и ума, одухотворяющий черты людей, повлиявших на ход истории.
Б. Кустодиев «Портрет академиков Петра Леонидовича Капицы и Николая Семёнова» (1921)
Б. Кустодиев "Портрет Петра Леонидовича Капицы и Николая Семёнова"
Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерской Бориса Кустодиева и спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными. Так был создан этот портрет.
В дальнейшем Пётр Леонидович Капица стал лауреатом Нобелевской премии по физике (1978).
С 1921 по 1934 гг. он работал в Кембридже под руководством Резерфорда.
А Николай Семёнов, который изображён рядом с П. Капицей справа, является единственным советским лауреатом Нобелевской премии по химии (1956).
www.palitra.co
Описание картины Бориса Кустодиева «Портрет Кустодиевой»
Б.М.Кустодиев создал новый стиль написания портрета. Его работы напоминают картины с полноценным сюжетом. Взгляд приковывает не только изображение человека, но и обстановка.
Художник очень любил рисовать свою семью. Такой семейной работой и является портрет его жены Кустодиевой. Художник изображал членов своей семьи в разных жизненных ситуациях. Таким образом, он демонстрировал любовь к родным и близким.
На картине изображена супруга Б.М.Кустодиева в спокойной домашней обстановке. Она сидит в саду, виднеется часть дома и забор. Вокруг буйная растительность, что свидетельствует о теплом летнем дне. На первом плане изображена собака. Семья художника любила животных, автор часто изображал их на своих полотнах.
Видно, что собака привязана к хозяйке, она смотрит на нее и хочет, чтоб ее погладили. Женщина сидит расслаблено. Создается впечатление, что супруга отдыхает в саду в теплый летний день. Она сидит на деревянной скамейке за столом. Взгляд женщины такой глубокий, ее глаза источают добро, а губы расплылись в легкой, едва уловимой, улыбке. От картины веет уютом.
Художник очень реалистично передал образ своей жены. Ее бесконечную доброту и надежность. Картина отображает чистоту женской натуры, гармонию и любовь. Супруги жили счастливо и нельзя не заметить удовлетворенность женщины своей семейной жизнью.
Своими картинами художник фиксировал изменения, которые происходят в семейной жизни. Он очень точно передавал меняющуюся с годами внешность своей супруги. Она всегда была для него верной спутницей жизни.
Последние годы жизни Б.М.Кустодиев находился в обездвиженном состоянии, жена была его всем миром. Она исполняла обязанности делового агента и продолжала успешно вести домашнее хозяйство. Свое теплое отношение к супруге мастер передал через холсты.
opisanie-kartin.com
Кустодиев "Красавица": kartina_ru
Рассказывают, как почти свихнулся некий митрополит, узрев одну из его картин:"Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою "Кpасавицу", ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои."Нельзя не удивиться силе кисти художника, вызвавшего такую бурю чувств у подготовленного к искушениям "святого" старца.Репин, учитель Бориса Михайловича, писал:
"На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий пpиpоду. Отличительные чеpты его даpования: самостоятельность, оpигинальность и глубоко пpочувствованная национальность; они служат залогом кpепкого и пpочного его успеха."
Боpис Михайлович мечтал увидеть свои твоpения в музеях, в Тpетьяковке, где стали достоянием наpода. Но их не спешили показывать, вот письмо к художнику в ответ на его запpос о судьбе своих каpтин:"В ответ на Ваше заявление от 16 сего месяца музей художественной культуры сообщает, что из пpиобpетенных у Вас тов. Штеpенбеpгом двух картин одна, а именно "Купчиха на балконе", отправлена в Москву в августе 1920 г., "Поpтpет И.Э. Гpабаpя" находится в настоящее время в музее и не мог быть выставлен потому, что организованная тов. Альтманом выставка музея имела целью представить современное течение в искусстве, начиная с импрессионизма до динамического кубизма включительно".
Не динамический кубизм, это верно. Задам риторический вопрос: а кубизм может вызвать искушение у святого старца? А Энди Уорхол может пробудить хоть в кролике сексуальное желание своими творениями? Кстати, вы знаете, что у Энди настоящее прозвание словацкое - Андрей Варгола, он украинец из Словакии.
Немного осовременим? Для любителей фильма "Аватар"
Из монографии В.ВолодарскогоВ том же 1915 году Кустодиев завершил окончательное формирование своего стиля картиной "Красавица". Он раскрыл здесь традиционные вкусы в образе, окрашенном одновременно и любованием, и эротикой, и иронией, изобразив не просто полную, а на сей раз особенно пышнотелую женщину. Полусидя, полулежа на постели, она, подобно "Венере Урбинской" Тициана, спокойно взирает на то, как воспринимает ее зритель. Эта обезоруживающая откровенность помогает перевести образ из почти двусмысленной ситуации в сферу эстетического.Для меня главное в картине – цвет. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как "зефир", тело. Это из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами, цвета картины не передают даже самые лучшие репродукции в альбоме.Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония – вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины.
Последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения. Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Купчиха за чаем»).
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.Это я заснял сам пару лет назад. Скромная могила Кустодиева. Гения.
А картина всё-таки Красавица!
kartina-ru.livejournal.com
Кустодиев Борис Михайлович
Кустодиев Борис Михайлович (1878 г. - 1927 г.) - русский живописец, график и театральный художник. Академик живописи (1909).
Борис Михайлович родился 23 февраля (7 марта) в Астрахани. Его отец, преподаватель Астраханской духовной семинарии, скончался через год после рождения сына, и вся тяжесть воспитания детей легла на плечи вдовы Екатерины Прохоровны Кустодиевой.
С раннего детства Борис увлекся рисованием. Однажды (1887 год) Кустодиев оказался на выставке художников передвижников. Картины известных мастеров произвели огромное впечатление на ребенка, и усилили желание овладеть живописным мастерством.
В 1887 году мальчик стал учеником духовного училища, затем Кустодиев поступил в семинарию. Однако любовь к живописи не проходила и Борис начал брать уроки рисования у местного художника П. А. Власова.
В 1896 году Кустодиев поступил в Петербургскую Академию художеств. Здесь он оказывается в мастерской знаменитого художника И.Е. Репина. Во время обучения Кустодиев обращается к портретному жанру, который будет занимать одно из основных направлений в его дальнейшем искусстве. Ярким примером раннего творчества художника является портрет И. Я. Билибина, признанный на международной выставке в Мюнхене (1901) лучшим мужским портретом.
Академическое обучение Кустодиев заканчивает с золотой медалью (1903 год) и правом на годичный пенсионерский вояж за границу. Во время поездки Борис Михайлович посещает Францию, Италию, Германию, Испанию, где знакомится с работами старых мастеров и современными европейскими художественными направлениями.
После возвращения на родину Кустодиев обращается к темам праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта. Любимыми мотивами Бориса Михайловича становятся пестрые ярмарки, масленичные гуляния с мчащимися тройками и толпами нарядных зрителей, пышнотелые русские красавицы и степенные представители купечества. Картины Кустодиева представляют своеобразный поэтический мир русской провинции со своей особой оригинальной эстетикой.
В новом десятилетии наблюдаются изменения выразительного языка художника в разработке портрета. Борис Михайлович начинает использовать в качестве фона холста красочный пейзаж с доминирующими национальными особенностями, тем самым, стремясь раскрыть внутренний мир модели (автопортрет, 1912, портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922).
Кустодиев был членом объединений Союз русских художников (с 1907), Мир искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России (с 1923).
Начиная с 1909 года, у художника появляются первые признаки туберкулёза позвоночника. Последние 15 лет жизни Борис Михайлович был прикован к инвалидному креслу. Однако это несчастье не подавило его воли. Он продолжал творить свой яркий, красочный, жизнерадостный мир.
Борис Кустодиев оставил заметный след как книжной график. Он иллюстрировал произведения Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина и Н.С.Лескова, работал карикатуристом в антимонархических периодических изданиях (1905-1907), среди которых был известный петербургский журнал "Жупел". Художник много работал для театров Москвы и Петербурга, также создал ряд произведений скульптуры.
В своих произведениях Кустодиев стремился раскрыть традиции и устои патриархальной России. Его картины наполнены горячей любовью к своей Родине.
Борис Михайлович Кустодиев ушел из жизни в Ленинграде 26 мая 1927 года.
Картины Кустодиева пользуются огромным спросом в настоящее время. Так на тематическом аукционе "Русские картины", проведенным домом Sotheby's 21 мая 2003 года, его полотно "Красавица" ушло за рекордную сумму в 1 387 820 долларов.
Детские образы в творчестве Кустодиева
Утро, 1904 | Мальчик с мишкой,1907 | Японская кукла, 1908 |
Дети в маскарадных костюмах, 1909 | Земская школа в Московской Руси, 1907 | Портрет И. Б. Кустодиевой, 1906 |
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой, 1907 | Дети художника, 1913 | У окна (Портрет И.Б. Кустодиевой), 1910 |
Голова девочки, 1897 | На террасе, 1906 | Портрет Мити Шостаковича, 1919 |
Известные картины Кустодиева
webstarco.narod.ru
БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ - Художники
- Художники
- "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
- Знаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
- Художники
- "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
- Знаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
- Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на…
- Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели... Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно…
- Основатель собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: "Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь…
- Делакруа так начинает исторический очерк о художнике: "Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству". "Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим…
- В историю мировой живописи Тёрнер вошел как родоначальник принципиально нового отношения к цвету, создатель редких свето-воздушных эффектов. Знаменитый русский критик В.В. Стасов писал о Тёрнере: "...Будучи около 45 лет от роду, он нашел свою собственную дорогу и совершил тут великие чудеса.…
- Блистательному, самобытному художнику XIX - начала XX века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен…
- Творчество Тьеполо продолжало великие традиции венецианской живописи. Но только в двадцатом столетии он вновь получил то признание, которого заслуживает. Сегодня искусство Тьеполо считается самым значительным явлением в живописи позднего барокко. Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Его…
- Французский критик Эдмон Абу писал в 1855 году: "Месье Коро - единственный и исключительный художник вне всяких жанров и школ; он ничему не подражает, даже природе. Сам он неподражаем. Ни один художник не наделен таким стилем и не умеет лучше передать…
- Тинторетто (настоящее имя - Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто - "маленький красильщик". Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих…
- Маковский - один из популярнейших русских художников-жанристов второй половины XIX века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых различных слоев русского общества своего времени. Владимир Егорович Маковский родился 7 февраля 1846 года в семье Егора Ивановича…
- (1401 - ок. 1429) Творчество Мазаччо открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства. Не будет преувеличением сказать, что наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо дал решающий импульс развитию ренессансного искусства. "...Флорентиец Томазо, прозванный Мазаччо, показал своим…
- П. Элюар называл Руссо большим художником, который "заставил жить тучи и листья на деревьях и в то же время умел писать мечту". "К счастью для нас, - добавлял Элюар, - Руссо был убежден, что он должен показывать то, что он видит.…
- Известный критик Поль Юссон писал в 1922 году о Модильяни: "После Гогена он, несомненно, лучше всех умел выразить в своем творчестве чувство трагического, но у него это чувство было более интимным и обычно лишенным какой-либо исключительности. ...Этот художник носит в себе…
- Выдающийся мастер барокко Л. Бернини считал Рафаэля первым среди великих и уподоблял его "большому морю, вбиравшему в себя воду всех рек". "Природа сделала миру этот дар, когда, будучи побеждена искусством Микеланджело Буонарроти, она захотела быть побежденной одновременно искусством и любезностью Рафаэля.…
БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ
«БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ»И.Е. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". "Большой русский художник - и с русской душой", - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: "Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Превосходный рисовальщик и график, Кустодиев работал в линогравюре и ксилографии, исполнял книжные иллюстрации и театральные эскизы. Он выработал свою оригинальную художественную систему, сумел почувствовать и воплотить самобытные черты русской жизни".
Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу, логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Как вспоминает Борис Михайлович: "Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони... Это были живые типы Островского..." Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева.
Сначала Борис учился в церковно-приходской школе, а затем в гимназии. Позднее его как сына бывшего преподавателя приняли на казенный счет в духовную семинарию.
Интерес к рисованию пробудился у мальчика очень рано. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, он твердо решил стать художником.
Пятнадцати лет он начинает занятия у художника П.А. Власова. Его педагогическое воздействие, моральное влияние были так велики, что Кустодиев до конца жизни считал его своим первым и лучшим учителем. По совету Власова Борис оставляет семинарию. В 1896 году он едет в Петербург и поступает в Академию художеств.
Через два года исполнилось желание Кустодиева - заниматься у И.Е. Репина. В его мастерской он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. "На Кустодиева, - писал Репин, - я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу..."
Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом-картиной "Торжественное заседание Государственного Совета".
«БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ»Более двух лет трудился Кустодиев под руководством Репина над созданием этого монументального полотна. Им было написано около двадцати подготовительных этюдов и правая часть самой картины.
Параллельно с этой работой Кустодиев создает портреты своих современников, духовно близких ему людей. Это портреты художника И.Я. Билибина (1901), Д.Л. Молдовцева (1901), гравера В.В. Матэ (1902).
Портрет И.Я. Билибина был отмечен золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене. Тонкая психологическая характеристика, смелый широкий мазок, гармоничное сочетание белого и черного, острый, изящный силуэт делают это произведение одним из лучших в творчестве Кустодиева.
В 1902 году Кустодиев приступил к выполнению картины на звание художника "Базар в деревне". В этом полотне можно видеть будущего праздничного живописца, упоенного лубочной яркостью купеческого быта. Художник использует здесь свои волжские впечатления, с любовью и тщательностью выписывает детали интерьеров и одежды своих персонажей.
8 января 1903 года Кустодиев женится на Юлии Евстафьевне Прошинской, с которой познакомился осенью во время поездки в Костромскую губернию. В октябре того же года Борис получает золотую медаль, звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу и по России сроком на один год. В декабре 1903 года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию.
В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин "Утро". Произведение привлекает внутренним теплом, атмосферой радостного материнства.
Кустодиеву интересно познакомиться с картинами лучших зарубежных художников, но он рвется на родину: он хочет творить сам. Не использовав и половины пенсионерского срока, художник возвращается и сразу едет в провинцию и там, в Костромской губернии, проводит несколько месяцев в напряженном труде. Проходит несколько лет, и появились серии картин "Ярмарки" и "Деревенские праздники" (1906-1910). Период исканий завершился. Художник нашел себя, свое место в искусстве.
"...он пишет небольшую картину "Ярмарка". И хотя фигуры в ней еще статичны, а цвет несколько условен, чистые краски розовых, голубых, кумачовых юбок и платков крестьянок, пестрые товары в ларьках создают настроение праздничности. В "Гулянье на Волге" (1909) композиция становится более сложной, цвет более декоративным. Здесь Кустодиев впервые прибегает к композиционному приему, в дальнейшем часто им употреблявшемуся: он смотрит на происходящее как бы сверху, с высокого холма.
«БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ»Это дает возможность показать и бульвар над Волгой, по которому степенно проходят гуляющие, и противоположный зеленый берег с белым храмом" (И. Лапина).
Кустодиев возвращается в Петербург в конце 1904 года. Он активно работает в "левом" журнале "Жупел", а после его запрещения правительством - в журнале "Адская почта". Он помещает в этих изданиях многочисленные карикатуры на царских министров и военачальников.
Революционные события 1905 года вызвали живой отклик в душе художника. В рисунке "Москва. Вступление" (1905) он в аллегорической форме рассказывает о жестоком подавлении декабрьского восстания. Сцены кровавой расправы с восставшими рабочими переданы в рисунке "Февраль. После разгона демонстрации" (1906). В том же 1906 году он делает композицию "Первомайская демонстрация у Путиловского завода" и набросок "Человек с поднятой рукой", в которых создает образы рабочих, поднявшихся на борьбу с самодержавием.
Слава художника тем временем растет. Его избирают членом и даже членом-учредителем ряда художественных группировок - "Нового общества живописцев", "Союза русских художников". А когда в 1910 году возобновляет свое существование "Мир искусства", Кустодиев становится одним из самых деятельных его членов.
К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Ирина Кустодиева, дочь художника, вспоминает: "Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Помню квартиру нашу около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Мы жили на третьем этаже. Высота комнат необычайная. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Первая - гостиная с зелеными полосатыми обоями. За гостиной - мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Параллельно комнатам огромный, широкий коридор, где мы с Кириллом носились на роликах, бегали в прятки. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Дом наш всегда был полон собак и кошек. Папа внимательно следил за их "личной жизнью", любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Мне кажется, что в этом он был похож на А.П. Чехова - и тот и другой "уважали" животных и изображали их в своих произведениях как равноправных "членов общества".
В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре: он создает декорации к спектаклю А.Н. Островского "Горячее сердце" для Московского театра А.Н. Незлобина. Декорации и эскизы костюмов превосходно передают хорошо знакомый художнику купеческий быт, неоднократно воспроизводимый им в картинах.
«БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕ» 1913 году он оформляет в МХАТе комедию М.Е. Салтыкова-Щедрина "Смерть Пазухина".
Ближе всего по духу Кустодиеву драматургия А.Н. Островского. Он исполняет декорации ко многим его пьесам: "Свои люди сочтемся", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Гроза", "Волки и овцы". Большинство декораций Кустодиева при всей их театральности по исполнению - законченные станковые произведения.
В 1912 году художник пишет картину "Купчихи", начинающую галерею купеческих образов. Главная линия жанровой живописи Кустодиева этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых - создать обобщенные, собирательные образы женской красоты, какая бытовала в понимании народа: "Купчиха" (1915), "Девушка на Волге" (1915) и "Красавица" (1915).
"Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н.А. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, - считает И. Лапина. - Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Характерна в этом плане картина "Купчиха" 1915 года - собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. В эту картину, как и во многие подобные свои произведения, Кустодиев вводит сочно написанный натюрморт. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом")... Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием".
В то же время Кустодиев создает ряд портретов. В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения "Мир искусства". Кустодиев хорошо знал этих людей, что дало ему возможность создать целую серию портретов с тонкой психологической характеристикой: Н.К. Рериха (1913), М.В. Добужинского (1913), И.Я. Билибина (1914), Е.Е. Лансере (1915), И.Э. Грабаря (1916). Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии.
"Среди множества картин, написанных Кустодиевым, особой славой пользуется портрет Ф.И.
«БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ»Шаляпина. И действительно, не так уж много найдется во всей живописи XX века работ, с полнотой и яркостью, с блеском и юмором воплотивших характер модели, мир, который породил артиста, и мир, который он прославил своим творчеством.
Большая, нарядная фигура певца занимает весь первый план: ему тесно в формате полотна, голова и ноги упираются в срезы рамы, конец трости уходит за пределы изображения. А за его спиной переливается радужными красками веселая ярмарка, феерия серебряной и золотой русской зимы. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Мы видим и румяное, красивое лицо, и вольную, сценическую позу, и перстень на мизинце, и переливы меха, и концертный костюм под распахнутой шубой, и даже выражение преданности и восторга на надменной морде бульдога у его ног".
Большинство картин последнего десятилетия жизни мастера было написано только благодаря колоссальной зрительной памяти и обилию прошлых впечатлений. Еще в 1911 году Кустодиев уехал в Швейцарию. Тяжелые признаки болезни - опухоль спинного мозга - заставили его согласиться провести несколько месяцев в частной клинике горного курорта. С 1916 года ноги его парализованы, и он навсегда прикован к креслу. Несмотря на это Кустодиев совершает поездки в Финляндию, Астрахань, Крым, Кострому.
В письме к режиссеру В.В. Лужскому он пишет: "Только ради бога, Василий Васильевич, не говорите о моей болезни никому - а, напротив, что я здоров, а главное, весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли, - я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видно, "жить"!!"
Но для того чтобы жить, Кустодиеву нужно было работать - это и была его форма жизни.
В. Воинов рассказывает: "В 1916 году в клинике он лежал два месяца без движения. Профессор запретил ему работу - и он подчинился, но скоро почувствовал, что жизнь уходит от него... Тогда он умолил близких дать ему бумагу и карандаш - тайком от докторов, пряча альбомчик, он стал набрасывать в него свои мысли, и в этом процессе лихорадочной работы он стал ощущать, как вместе с духовной горячкой к нему начали возвращаться физические силы..."
Кустодиев был в числе тех художников-реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет.
"Первая работа Кустодиева, посвященная революции, изображает знаменательный день свержения царизма, - пишет В.Е. Лебедева. - Она и названа этим днем. "27 февраля 1917 года" (1917).
События, увиденные художником из окна комнаты на Петроградской стороне, сохраняют в картине яркость и убедительность непосредственного жизненного впечатления. Звонкое зимнее солнце зажигает кумачовым цветом кирпичную стену дома, пронизывает чистый, свежий воздух. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Праздничное возбуждение чувствуется во всем: в стремительном движении, в синих тенях, мечущихся на розовом снегу, в плотных, светлых клубах дыма. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.
Через два года, в 1919-1920 годах, в картине "Большевик" он попытался обобщить свои впечатления о революции. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Сияет яркими красками небо, солнце расцвечивает снег на крышах, делает голубыми и нарядными тени. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Осеняя все вокруг, трепещет алый, упругий на ветру стяг, подобный пламени радостного пожара. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет - все придает полотну мажорное звучание".
В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: "Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого" и "Ночной праздник на Неве".
В 1920 году он создает свою известную серию акварелей "Русские типы" (1920), где ранее сонный и благодушный трактирщик ("Московский трактир") превращается в жестокое, заплывшее жиром существо, злобно глядящее на мир, а купчиха - в олицетворение твердого, устоявшегося веками мещанского быта.
Кустодиев создает агитационную графику в духе народного лубка, обложки к журналам "Красная Нива" и "Красная панорама" привлекают внимание броскостью, остротой сюжета. Часто он выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке "Русь" (1923). Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н.С. Лескова "Штопальщик" (1922) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1923).
Смерть 26 мая 1927 года оборвала новые творческие замыслы мастера.
- Люди и биографий — Художники
- "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
- Знаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
Рейтинг — 6080, Статистика просмотров сегодня — 2
the100.ru