Стычка с финляндскими контрабандистами. Картина контрабандисты
Стычка с финляндскими контрабандистами — WiKi
«Сты́чка с финля́ндскими контрабанди́стами» — картина русского художника Василия Худякова (1826—1871), написанная в 1853 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 339). Размер картины — 95,6 × 133,6 см[1][2]. Также используются более короткие названия — «Финляндские контрабандисты»[1] и «Сцена контрабандистов»[3].
Это полотно стало первым произведением русской живописи, приобретённым Павлом Третьяковым, чья коллекция впоследствии составила основу собрания Третьяковской галереи. Дату покупки этой картины (22 мая 1856 года) принято считать днём основания галереи[1][3][4].
Картина «Стычка с финляндскими контрабандистами» была написана в 1853 году. В том же году она была показана в Москве на выставке, организованной Московским художественным обществом в принадлежавшем ему Училище живописи и ваяния[3].
Картина относится к самым ранним приобретениям Павла Третьякова, связанным с русской живописью. Она была куплена Третьяковым у Василия Худякова в 1856 году, для этого Павел Михайлович посетил мастерскую художника в Санкт-Петербурге[5]. Расписка Худякова о получении за эту картину 450 рублей была передана Третьякову 10 (22) мая 1856 года. Именно эту дату принято считать днём основания Третьяковской галереи[1][3][6]. По информации, приведённой в книге (дочери Павла Третьякова), расписка от 10 мая подтверждала получение задатка, а остальные деньги были переданы Худякову 14 мая 1856 года[5].
В качестве другого произведения русской живописи, приобретённого Павлом Третьяковым примерно в то же время, что и «Финляндские контрабандисты», часто упоминается полотно Николая Шильдера «Искушение». Несмотря на то, что ранее это приобретение также датировалось 1856 годом, в настоящее время полагают, что работа над картиной «Искушение» была завершена в 1857 году, а в коллекцию Третьякова она была передана в 1858 году. Таким образом, «Стычка с финляндскими контрабандистами» рассматривается как самая первая картина коллекции, составившей основу Третьяковской галереи[5][6][4].
Художник изобразил момент, когда финляндских контрабандистов, занятых подготовкой к переправе нелегальных товаров, настигает отряд русской пограничной стражи. В целом композиция картины построена в соответствии с традициями академизма. Тем не менее, автору удалось показать жизненную экспрессию участников стычки, а также продемонстрировать накал страстей, соответствующий представленной на картине ситуации[3].
Наряду с другими художественными достоинствами картины критики отмечали оригинальность, жизненность и современность выбранного сюжета. В одной из статей, опубликованных уже после смерти художника, отмечалось, что «„Сцена контрабандистов“ была в своё время отрадным явлением, от которого веяло жизнью»[3].
ru-wiki.org
Стычка с финляндскими контрабандистами - abravorus
После предыдущего поста возникло желание вернуться к высокому.Показали мне картину, которую я раньше не знал.
В. Г. Худяков. "Стычка с финляндскими контрабандистами". 1853 г. Третьяковская галерея. Размер: 95,6 х 133,6.Сия стычка вполне могла произойти и в Терийоках :)
Помимо того, что это полотно изображает родные места, с ним связано и более важное событие.
Оказывается, это одно из первых двух полотен, приобретенных Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856 году и положивших начало знаменитой Третьяковской галереи. Дата 10 мая 1856 года стоит на расписке в получении художником Худяковым задатка за картину "Стычка с финляндскими контрабандистами" от П. М. Третьякова.
Коротко о В. Г. Худякове.Худяков Василий Григорьевич (1826-1871). Начав свое художественное образование в Школе технического рисования графа С.Г. Строганова (1842-1843), В. Худяков закончил его в Академии художеств, где занимался исторической и портретной живописью. Ко времени поступления в Академию молодой художник обладал определенными навыками и опытом в написании картин и даже участвовал в росписях в Московском Кремле. По окончании ведущего художественного заведения России В. Худяков получает звание академика (1851) за портрет А.И. Мельникова - портрет получился удачным, а Мельников был ректором Академии. В это время к художнику пришла известность мастеровитого портретиста, и он имел многочисленные заказы. В 1856-1859 В.Г. Худяков побывал в заграничной поездке во Франции и Италии, из которой привез много этюдов и картин с изображением бытовых сцен итальянской жизни. В 1860 году ему было присвоено звание профессора Академии художеств. Последний период творчества художника не принес ему новых лавров. Картины художника, написанные на исторические темы (в большинстве своем изображавшие события в допетровской Руси), не вызывали особых эмоций у зрителей, хотя и приобретались в частные коллекции. В настоящее время их можно встретить в музеях страны. Наиболее известные - в Третьяковке.
Мой интерес к этой картине связан еще и с тем, что официальное летоисчисление Терийок связано как раз с финскими контрабандистами. В хрониках шведского короля Густава Вазы за 1548 год сохранился ответ короля на жалобу жителей Выборга на крестьян, которые контрабандой, то есть без уплаты положенных пошлин и налогов, торговали в Выборге своими товарами. Густав Ваза направил коменданту Выборга письмо, в котором, в частности, писал, что не может дать иного совета, как выслать своих людей, чтобы арестовать 30-40 этих крестьян, а затем, выявив 3-4 "капитанов", отрубить им головы в назидание прочим. Неизвестно, последовал ли комендант Выборга совету короля, но в списке, приложенном к исходной жалобе был и некий Антти из Терийоки. Вот с 1548 года Терийоки и ведет свою историю, официально начатую контрабандистами :) Не исключено, что В. Г. Худяков изобразил их уже примерно в 6-ом поколении.
abravorus.livejournal.com
Контрабандисты собирались вывезти из России картины Бенуа и Васнецова
В Домодедове таможенники пресекли попытку контрабанды картин известных русских художников. Контрабандисты пытались вывезти из России полотна Александра Бенуа и Аполлинария Васнецова.
Сотрудники Домодедовской таможни задержали пассажира, пытавшегося вывезти за границу графические работы известных художников Александра Бенуа и Аполлинария Васнецова, сообщает пресс-служба Федеральной таможенной службы.
«При оформлении пассажирского рейса Москва--Вена пассажир, гражданин России, проследовал на «красный канал» с заполненной таможенной декларацией на €7000. В ходе устного опроса мужчина заявил, что товары, подлежащие письменному декларированию, в его багаже отсутствуют», -- говорится в сообщении.
Однако при таможенном досмотре ручной клади и багажа выяснилось, что в черном чемодане, принадлежащем пассажиру, находятся графические работы известных русских художников конца XIX -- середины XX века, предметы декоративно-прикладного искусства, а также предметы быта и столового обихода в количестве 18 штук.
Согласно заключению эксперта Россвязьохранкультуры, эти предметы являются культурными ценностями и подпадают под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Вывоз таких предметов осуществляется при наличии свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.
В настоящий момент проводится проверка по признакам преступления, предусмотренного ст. 188 Уголовного кодекса (контрабанда).
Контрабанда картин
В начале этого месяца в морском порту Санкт-Петербурга сотрудники Балтийской таможни задержали более 100 предметов антиквариата. В кузове грузовика, прибывшего на теплоходе из Германии без водителя, среди ящиков с яблоками находились, в частности, пять картин, датируемых XVII-XIX веками. На некоторых из картин были бирки аукционов Sotheby's и Christie's.
Кроме того, в ходе осмотра машины петербургские таможенники обнаружили шесть бриллиантов, спрятанных в обшивке салона. Стоимость драгоценных камней, по оценке российских специалистов, превысила 1,3 млн рублей.
www.infox.ru