Древнегреческая богиня охоты – Артемида: мифы, картинки, фото, храм Артемиды в Эфесе. Картина артемида
мифы, картинки, фото, храм Артемиды в Эфесе
Артемида, богиня охоты, одна из самых могущественных богинь древней Греции. Она сестра Аполлона, такая же прекрасная и сильная, как ее брат. Древние греки и римляне считали ее покровительницей диких и домашних животных. Иногда ее даже изображали в виде медведицы. Богиня помогала супружеским парам и женщинам-роженицам.
По преданиям, Артемида любит леса и тихие морские гроты. Часто богиня появляется на лесных полянах в окружении нимф. Среди них она выделяется своим высоким ростом и красотой. Артемида имеет большую силу и крутой нрав. Поэтому смертным не рекомендовали без толку надоедать ей. Об этой богине сложили множество мифов.
Фото: Артемида в окружении нимф.
Миф о Ниобе.
Ниоба потеряла всех своих детей. Их убили Аполлон и Артемида за насмешки Ниобы над ними и их матерью.
Фото: Аполлон и Артемида убивают детей Ниобы.
Миф о Актеоне.
Актеон погиб потому, что нарушил покой своенравной богини.
Фото: Артемида и Актеон.
Миф о Эндимионе.
Артемида влюбилась в красивого юношу, пастуха. Она унесла его в свою пещеру на горе Латмус и погрузила в вечный сон. Иногда богиня приходит полюбоваться на спящего Эндимиона и целует его.
Древние греки поклонялись могущественной богине Артемиде и часто просили ее о помощи. В ее честь был возведен величественный храм в городе Эфесе. Он считается одним из семи чудес античного мира. Храм с многочисленными колоннами строил архитектор Харсифрон и его последователи за деньги царя Креза. Материалом для статуи Артемиды служили слоновая кость и золото. После многочисленных пожаров и разрушений, до нас дошли всего лишь описания этого прекрасного сооружения. Теперь на месте храма сохранилась только одна его колонна. В Турции, в бывшем Эфесе построен макет храма Артемиды.
Фото: храм Артемиды в Эфесе.
Еще несколько картинок и фото:
kajlas.ru
Артемида в искусстве старом и новом
Диана Версальская, римская копия с греческого оригинала Леохара Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону.
Всем дает жизнь Артемида. Она заботится обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и о людях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и насылающей болезни.
Вечно юная, прекрасная, как ясный день, богиня Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма.
По Н. Куну
Древнейшая роспись. Артемида стоит перед колесницей с ланью в руке
Артемида в росписи
Древнейшая Артемида — не только охотница, но и медведица. Артемида, изображенная в виде Потнии Терон («Повелительница зверей») Беотийская амфора, ок. 680 г. до н.э.
Любопытны и не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды.
Артемида-владычицв
Древнейшее изображение Артемиды
Артемида. Фрагмент росписи краснофигурной амфоры мастера Андокида. Ок. 520 до н. э.
Артемида, принимающая участие в гигантомахии
Кратер краснофигурный. Мастер Ликурга. Около 350 года до н.э. Артемида в коротком хитоне и сапожках
Артемида, Аполлон и Гермес
Артемида и Актеон
Аполлон и Артемида, убивающие Ниобид
Классическая Артемида
Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.
Артемида эллинистическая
Артемида. Делос
Артемида. Фрагмент восточного фриза Парфенона. 447-432 до н. э.
Артемида Праксителя (копия)
Диана Версальская
Артемида. Мрамор. Римская работа II в.
Скульптурная группа «Артемида и Ифигения»
Артемида Эфесская
Артемида Эфесская. Капитолийский музей
Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения. Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Построенный на его месте второй храм был одним из семи чудес света. Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок.
Богиня изобилия (архетип Артемиды Эфесской)
Мраморная статуя Артемиды Эфесской в полный человеческий рост, найденная в Эфесе в древнем Доме собраий
Изображение Дианы Многогрудой (Эфесской), фонтан виллы д Эсте, Тиволи
Скульптура Артемиды из Помпеи
Артемида-охотница. Древняя мозаика
Купающаяся богиня охоты Артемида, окруженная нимфами
Геркуланум, древнеримская фреска с изображением Артемиды (Дианы)Афина и Артемида
Диана, Эрмитаж
Luigi Bienaim, Диана, Эрмитаж
Emil Wolf. Диана. Эрмитаж
Диана, Париж
Жан-Луи Лемуан, Диана
С месяцем
Артемиде соответствует римская Диана. Артемида (у римлян Диана) — одна из древнейших богинь Греции. Как можно предполагать, Артемида — богиня-охотница — первоначально была покровительницей животных, как домашних, так и диких. Сама Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной. Культ Артемиды — один из распространенных в Греции. Знаменит был ее храм в городе Эфесе (Артемида эфесская).
Артемида. Гийом Сиегна
Групелло. Диана, 1686
Joseph Nollekens. Диана, Лондон
Bernardino Cametti. Диана
Diana (Artemis) mit Hirschkuh-Dresdner Rondell-Sanssouci Steffen Heilfort
Диана работы Понсонелли, Лувр
Селена
Геспер, Селена и Фосфор (Лувр, Париж)
По мнению некоторых исследователей, в древних мифах образ богини соотносился с богинями Селеной и Гекатой.
Селена (Пергамский музей, Берлин)
Селена
Богиня Луны Селена на древнем сосуде
В более поздней героической мифологии Артемида была тайно влюблена в красавца Эндимиона.
Селена и Эндимион. Потолок в Карлсбергской Глиптотеке (Ny Carlsberg Glyptotek), Копенгаген
Селена и Эндимион
Sebastiano Ricci.Селена и Эндимион.1713
А. И. Иванов. Селена и Эндимион, 1797
Ленглоис. Диана и Эндимион
Виктор Полле, Эндимион и Селена, 1850
Селена и Эндимион
Диана и Эндимион
Edward Poynter. The Vision of Endymion, 1913
Рубенс. Селена и Эндимион
Крейн. Диана и Эндимион
Диана и Эндимион. Эрмитаж
Диана и Эндимион. Древняя фреска
Джон Уильям Годвард. Эндимион, 1893
Giuseppe Antonio Felice Orelli. Selen und Endymion, XVIII в.
Magnus Enckell. Diana and Endymion,1921
Roman Artist. Diana and Endymion, XVIII в.
Stefano Torelli. Diana and Endymion, Hermitage
Антон Рафаэль Менгс. Селена-Луна (ночь)
Геката
Jessica Galbreth. Геката
По Геродоту Артемида не принесла в жертву Ифигению и она не стала жрицей Артемды в Тавриде, а стала Ифигения мрачной богиней Гекатой.
Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, пособница рожениц, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.
Геката и Геракл, укрощающий Цебера
Геката, держащая пару горящими факелами. Около 500 — 450 г. до н.э.
Геката, ведущая на поводке черного пса
Тройственная Геката. Рим
Артемида в европейской живописи
Немецкий художник Крейн. Диана, 1881
Доменико Зампиери. Диана и ее нимфы
Джордано. Артемида на охоте
Joseph Werner. Диана после охоты
Рубенс. Диана-охотница
Gaetano Gandolfi. Диана и Каллисто
Hendrick Bloemaert. Диана и Каллисто
Риччи. Диана и Каллисто
Лоррен. Диана, воссоединяющая Кефала и Прокриду
Якоб Ван Лоо. Диана и ее нимфы
Ян Фейт. Диана-охотница, 1833
Буше. Диана после охоты
Буше. Диана, отдыхающая после купания
Тициан. Артемида поражает Актеона
Mattis. Francois I Gallery, Château de Fontainebleau, France
Репин. Артемида, 1865
В фонтанах и дворцах
Диана работы Гудона
Гудон, Диана
Эмиль Вольф. Диана, отдыхающая после охоты. Скульптура. Эрмитаж
Фонтан Дианы, Лувр
Фонтан Дианы на площади Архимеда, Италия
Вилла Дураццо Паллавичини — храм Дианы. Pegli, Италия
Диана и нимфы. Фонтан, Caserta Royal Palace
И даже косплей не обошел стороной античную мифологию
Артемида в компьютерной игре?
Образ богини в современном искусстве
Беркли Шо. Артемида, 1992
Artemis & Orion
Японский художник Кагая. Артемида
Август Сен-Годен. Диана Бронза, Музей Метрополитен, Нью-Йорке
Ж.-Л. Жером. Селена
Рудольф Тегнер. Артемида, 1933
Рудольф Тегнер. Аполлон и Артемида, 1926
Борис Валеджо. Артемида превращает Актеона в оленя
Борис Валеджо. Селена
Борис Валеджо.Селена
Edward Hughes. Селена-Луна
Статуи Артемиды и Аполлонаphilologist.livejournal.com/3477419.html
filov.mypage.ru
Картинки артемида скульптура, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения артемида скульптура
blackboard1965G
3744 x 5616
blackboard1965G
5616 x 3744
blackboard1965G
3744 x 5616
blackboard1965G
3547 x 5321
blackboard1965G
5616 x 3744
blackboard1965G
3744 x 5616
GiannikosImages
3110 x 2292
Jeanette.Dietl
3711 x 5566
blackboard1965G
3744 x 5616
blackboard1965G
3744 x 5616
blackboard1965G
3744 x 5616
1650 x 2483
ru.depositphotos.com
Артемида - Стимфалид
Артемида (др.-греч. Ἄρτεμις, микенск. a-ti-mi-te), в греческой мифологии богиня охоты. Этимология слова "артемида" не выяснена до сих пор. Некоторые исследователи полагали, что имя богини в переводе с греческого языка означало "медвежья богиня", другие - "владычица" или "убийца". В римской мифологии Артемиде соответствует Диана. Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона.Об ее почитании греками уже во II тыс. до н.э. свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей и предводительницу амазонок. В Спарте существовал культ Артемиды-Ортии, восходящий к крито-микенской культуре. Святилища Артемиды Лимнатис ("болотная") часто находились вблизи источников и болот, символизируя плодородие растительного божества. В олимпийской религии Гомера она - охотница и богиня смерти, сохранившая от своей малоазийской предшественницы приверженность к троянцам и функцию покровительницы рожениц. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и которые, подобно богине, очень любили охотиться. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань. Устав от охоты, она устремляется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову.
Артемида-охотница. Древняя мозаикаЕё прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф (Каллимах. Гимны III 13-15). Получила в подарок от Пана 12 псов (Каллимах. Гимны III 87-97). Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови (Гигин. Астрономия II 33, 1).Купающаяся богиня охоты Артемида, окруженная нимфамиЛюбила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами, и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной. В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев.Диана, ЭрмитажГомер посвятил Артемиде гимн:Песня моя к златострельной и любящей шумАртемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой .напрягает,Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещутГлавы высокие гор. Густотенные чащи тесныеСтонут ужасно от рева зверей. Содрогается сушаИ многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцемПлемя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.После того, как натешится сердцем охотница-дева,Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляетИ направляется к дому великому милого братаФеба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...
Немецкий художник Крейн. Диана, 1881Артемида Эфесская. Капитолийский музей
В ней много общего с амазонками, которым приписывается основание древнейшего и самого знаменитого храма Артемиды в малоазийском Эфессе (и самого города Эфес). Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения. Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Построенный на его месте второй храм был одним из семи чудес света.Амазонки сражаются с греками. Аттический краснофигурный кратер, 440 год до нашей эрыВ древнейшие времена на алтарях Артемиды совершались человеческие жертвоприношения. После их отмены в Спарте в дни празднества Артемиды ивовыми прутьями секли юных спартанцев, и их кровь орошала ее алтарь. Жрица, наблюдавшая за истязанием, держала в руках статуэтку Артемиды и наклоном или подъемом ее указывала, что нужно усиливать или ослаблять удары.Храм Артемиды в Спарте находился на поросшем ивами берегу Эврота. Согласно легенде, там нашли древнейшее изображение богини и поэтому назвали ее Лигодеемая, т.е. "связанная ивой". Но скорее всего это быстрорастущее дерево было посвящено богине, и первое ее изображение было сплетено из ивовых прутьев таким же образом, как из них сплетали щиты и корзины. Древнее неувядающее искусство! Древняя богиня произрастания! Богиня-охотница, которой поручалось воспитание юных охотников и воинов. Богиня - владычица зверей.Артемида-владычицаАртемида не только убивала кабанов, оленей, но и заботилась о них, брала на руки их детенышей, защищала от хищников. Но это было проявлением не доброты, а божественной предусмотрительности. Артемида охраняла дикую природу от бессмысленного уничтожения. Ей был мил целинный, не вытоптанный стадами луг, где только пчелы и шмели, собирая пыльцу, жужжали хвалу природе.Артемида Праксителя (копия)Формированию образа Артемиды как девственницы, лишенной женских страстей и слабостей, способствовало ее сравнение с Афродитой. Стрелы Артемиды направлены против зверей. Стрелы Афродиты - против людей, и они порождают чувство, неотличимое от безумия. Мифы не сталкивают обеих обитательниц Олимпа, у каждой из них свой круг персонажей. Но сравнение их напрашивалось само собой, и впервые Еврипид, изображая юношу Ипполита страстным последователем Артемиды, делает его ненавистным Афродите. Вспыхнувшая на почве этих различных подходов к жизни трагедия приводит к всеобщей катастрофе и гибели всех участников действа.Артемида и Актеон. Кратер. Худ. Пан. Ок. 480-460 г. до н.э.Это дает возможность понять жестокость Артемиды к Актеону. Она покарала его не за то, что нарушил ее уединение, а за то, что, увидев обнаженной, усмотрел в ней женщину. Наказание Актеона - это самооборона девы, которая не приемлет брака. Подобно тому как амазонки убивали своих супругов, Артемида уничтожала каждого, кто даже мысленно покушался на ее девственность. И в силу этого она покровительница и воспитательница юношей и девушек, не достигших брачного возраста, и тех, кто, дав обет служения ей, отказывается от брака и связанных с ним обязательств.Артемида. ДелосОднажды Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея, который забыл ей принести первые плоды урожая, и наслала на город страшного кабана. Именно Артемида вызвала раздор среди родичей Мелеагра, который привел к его страшной смерти. За то, что Агамемнон убил священную лань Артемиды и похвалялся своей меткостью, богиня потребовала, чтобы он принес ей в жертву собственную дочь. Незаметно Артемида унесла Ифигению с жертвенного алтаря, заменив ее ланью, и перенесла в Тавриду, где дочь Агамемнона стала жрицей богини.Артемида, принимающая участие в гигантомахииМифы и предания с участием АртемидыВ героической мифологии Артемида - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, амазонки также в Троянской войне воюют за троянцев, как и их богиня-покровительница.
В классической мифологии Артемида была девственницей и защитницей целомудрия. Она покровительствовала Ипполиту, который презирал плотскую любовь. В древности существовал обычай: вступающие в брак девушки приносили Артемиде искупительную жертву, чтобы отвратить от себя ее гнев. Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. В брачные покои царя Адмета, забывшего про этот обычай, она запустила змей.
Диана Версальская. Римская копия с греческого оригинала ЛеохараКлассическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, нарушивших этот обет богиня жестоко наказывает. Она строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир.Аполлон и Артемида, убивающие Ниобид. Роспись на древнем краснофигурном сосудеВо многих мифах она представляется мстительной и жестокой: Артемида со своим братом златокудрым Аполлоном расстреляли Ниобид - детей фиванской царицы Ниобы, которая стала насмехаться над их матерью Латоной и даже учила людей перестать приносить ей жертвы. Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань Артемиды и еще похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда Артемида в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где она стала жрицей богини, Артемиды Таврической, требующей человеческих жертв. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы (чужеземцев, прибывших в Тавриду), о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды. Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший Керинейскую лань с золотыми рогами. Юный охотник Актеон, нечаянно увидевший купающихся Артемиду и нимф, был ею превращён в оленя и растерзан своими же псами. Она же убила свою спутницу нимфу - аркадскую нимфу-охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, Артемида гневалась на Каллисто за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса. Артемида убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё, так же как и охотника Ориона.Артемида заменяет Ифигению на лань. Древняя скульптурная группаАртемида - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся свергнуть богов, занять Олимп, взять себе в жены Артемиду и Афину Палладу и тем самым нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами Артемиды и Аполлона. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, помощница при родах, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.Древнейшая Артемида - не только охотница, но и медведица.Артемида, изображенная в виде Потнии Терон ("Повелительница зверей") Беотийская амфора, ок. 680 г. до н.э.Любопытны и не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: Курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. — С. 122—123).Изображалась с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове (символ богини Луны). Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткую тунику. Позднее, в XVI—XIX веках, стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим скандалам (например Диана-охотница, созданная в 1790 году Гудоном).
Статуи Артемиды и АполлонаКрейн. Диана и Эндимион
Другие предания об АртемидеСогласно Котте, Артемид было три (Цицерон. О природе богов III 58): дочь Зевса и Персефоны, родила крылатого Эрота от Гермеса; дочь Зевса третьего и Лето; дочь Уписа и Главки, которую называют Упис.
По египетскому преданию, которое сообщил эллинам Эсхил, Артемида — дочь Деметры (Геродот. История II 156; Павсаний. Описание Эллады VIII 37, 6). Когда боги бежали в Египет, она превратилась в кошку (Овидий. Метаморфозы V 330).
Приносит естественную смерть женщинам (как Аполлон мужчинам), но может быть и кровожадной, часто пользуясь стрелами как орудием наказания.
Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит», «Ифигения в Авлиде».
Артемида как лунная богиняДревнее представление об Артемиде связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона. В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением Луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с Солнцем.
Поскольку Артемида ассоциировалась с Луной (как Аполлон с Солнцем), то ее образ стал сближаться и отождествляться с образом светлой богини Луны Селены.
Геспер, Селена и Фосфор (Лувр, Париж)Селена (др.-греч. Σελήνη) — одно из божеств греческой мифологии, известное также под именем Мена (Мене). «Титанида», дочь Гипериона и Тейи (Гесиод. Теогония 371; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 2), сестра Гелиоса и Эос. Богиня луны (Гомер. Одиссея IX 144). Согласно аркадянам, они родились ранее Луны (Лукиан. Об астрологии 26).Поэты то называют её «сверкающим глазом ночи» (Пиндар, Эсхил), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звёзды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния (Сапфо). Селена — дочь Гипериона, или Гелиоса, то есть Солнца; она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле; она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящён день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней (Гомер гимн, 32).
Селену обычно изображали в виде крылатой женщины в серебрянных одеждах с золотым венцом на голове, она главенствует над ночными небесами, передвигаясь по ним в своей колеснице. В колесницу запряжены сияющие крылатые белые кони, быки или буйволы (их рога символизируют полумесяц).
Ленглоис. Диана и ЭндимионНаиболее прославленным любимцем Селены был юноша (либо царь) Эндимион (Проперций. Элегии II 15, 15-16), рассказы о котором приурочены к карийской горе Латму и к Элиде.По одной из легенд, богиня Луны Селена повстречала в горах Латмос в Малой Азии пастуха Эндимиона и полюбила его с первого взгляда. Узнав о том, что у неразлучных влюбленных родились 50 девочек(число недель греческого года), Зевс выдвинул пастуху ультиматум: "Либо ты останешься человеком и однажды умрешь, либо будешь жить вечно, словно во сне". Эндимион, по преданиям, избрал второе.
Виктор Полле, Эндимион и Селена, 1850Но благодаря тому, что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческом языке своё нарицательное значение Луны, месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен. Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который задерживается в своём развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени selene было совершенно забыто, то богиня Селены наверное явилась бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды.Jessica Galbreth. ГекатаГеката (др.-греч. Ἑκάτη) — древнегреческое божество лунного света, а также мрака, ночных видений и чародейств, покровительница магии и волшебства. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам. У неё три значения: богиня плодородия и изобилия; богиня луны; и королева ночи, привидений и теней. Как богиня Луны, она часто входит в союз с Селеной и Артемидой (Дианой) как тройная богиня. По одной из версий, Гекатой стала похищенная Ифигения (Гесиод. Перечень женщин, фр. 23b М.-У.). Ферекид называл её дочерью Аристея (Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 467 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 245). Гекатой иногда называют Артемиду.Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией - "богиней трех дорог", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Скульптор Алкамен впервые создал Гекату в виде трех соединённых статуй в Афинах (Павсаний. Описание Эллады II 30, 2). Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.
Геката и Геракл, укрощающий ЦебераПо Гесиоду, Геката - дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката - древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она - подательница материнского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу. По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Геката также близка Деметре - жизненной силе земли.Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота - это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков, ее сопровождают не охотничьи псы, а красноглазые стигийские собаки, и ее спутницы не нимфы, а чудовища из подземного царства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. В образе Гекаты тесно переплетаются темные древние черты доолимпийского божества, связывающие два мира - живой и мертвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии.
Артемида, Аполлон и ГермесРимская Диана
Диана - богиня Луны в римской мифологии. Одна из двенадцати богинь и богов Олимпа. Известная у греков дева - богиня охоты, суровая и атлетическая, персонификация Целомудрия - это лишь одна сторона этого многогранного божества. По своему догреческому происхождению она была богиней плодородия, одной из функций которой было покровительствовать дикой природе (но не разрушать ее). Впоследствии ее стали отождествлять богиней луны - Селеной, которая не пользовалась репутацией целомудренной. Римляне поклонялись ей как тройственному божеству: Луне (небу), Диане (земле) и Гекате (подземному миру). Согласно мифу, она была дочерью Юпитера и Латоны (Лето), и с Аполлоном они были близнецами. Когда она изображается в качестве богини охоты, она стройная и изящная, на ней короткая туника и ее волосы сзади завязаны. Её атрибуты - лук и колчан или дротик (копье), ее сопровождают собаки и олень. Ее колесницу (со времени античности) везут олени. Ее атрибутом, как богини луны, является месяц нарождающейся Луны, который висит у нее над бровью. В этой роли она мчится на колеснице, которую везут лошади или нимфы. Как персонификация Целомудрия она владеет щитом, который защищает ее от стрел любви Целомудрие против Распутства - аллегорический поединок, он олицетворяется фигурами Дианы и Венеры. Диану можно видеть наказывающей Купидона. Целомудрию может содействовать Минерва, богиня мудрости.
Артемида. Гийом СиегнаДиана также богиня охоты. Эта тема трактовалась очень разнообразно. Диана изображается со своими охотничьими собаками, преследующей какое-нибудь животное, обычно оленя, в обществе нимф и иногда сатиров, вооруженных дротиками. Или она возвращается с охоты, неся свою добычу - птиц и животных и даже корзины, наполненные фруктами. После охоты Диана отдыхает; иногда она спит, также поступает и ее нимфа. Рядом с нею лежит ее оружие и множество убитой дичи.Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Одну из них, Каллисто, соблазнил Юпитер, желая постоянно находиться при ней. Ее беременность была в конце концов замечена Дианой, которая наказала Каллисто, превратив ее в медведицу и натравив на нее свору собак. Но Юпитер вознес нимфу на небо (превратив ее в созвездие, названное Большой Медведицей).
Вергилий в "Героиках" (3:391-393) рассказывает о том, как Пан завоевал любовь богини луны Селены, преподнеся ей в дар белоснежное руно. Он изображается передающим Диане моток шерсти; богиня проплывает над ним в небе. Он держит пастушеский посох, на дереве висит его сиринкс. Поблизости стоит козел, символ распутства.
Emil Wolf. Диана. ЭрмитажДиана также Богиня лесов, соотносимая с природой в целом, плодородием и дикими животными. Она носит также греческое имя Геката, означающее "та, которая достигает цели на расстоянии". В сопровождении собак она становится ночной охотницей, в свою очередь, связанной с духами хтонических культов . Её характеристики меняются с фазами луны: Диана, Яна, Янус. Вот почему на некоторых мифологических и эмблематических рисунках она изображена как Геката с тремя головами - известный "трехвидный" символ, который как трезубец или трехглавый Цербер является инфернальной противоположностью триипостасной формы верхнего мира. Согласно Дилю, эти состоящие из трех частей символические формы преисподней подразумевают также извращение трех основных "побуждений" человека: сохранения, размножения и духовной эволюции. Если это так, тогда Диана подчеркивает внушающий страх характер женской природы. Тем не менее, благодаря ее обету девственности, Диану наделяли положительным с точки зрения морали характером в противоположность характеру Венеры, что можно видеть в "Ипполите" Эврипида.Тройственная Геката. РимДиана носила эпитет "Тривия" - "богиня трех дорог" (изображения помещали на перекрестках дорог) и "богиня тройной власти" (на небе, на земле и под землей). Считалась богиней-покровительницей Латинского союза.Первый храм был воздвигнут на Авентинском холме, заселенном людьми среднего достатка и бедняками, в связи с чем богиня стала покровительницей людей низших классов (плебеев и рабов). Годовщина основания храма считалась праздником рабов - servorum dies.
Первоначально человеческих жертв требовал культ Дианы Неморензис, что отразилось и на обрядах, посвященных Диане Арицийской. Святилище богини располагалось невдалеке от Рима в Ариции на берегу вулканического озера Неми, известного как озеро Дианы. Жрец храма носил имя Рекс (царь) и по обычаю должен был быть беглым рабом. В священной роще при храме мог укрыться любой беглый раб или преступник, но для получения убежища он должен был стать жрецом богини, убив своего предшественника.
Антон Рафаэль Менгс. Селена-Луна (ночь)Интересные фактыВ честь Артемиды назван астероид (105) Артемида который был открыт 16 октября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории.В честь Артемиды назван также астероид (395) Делия, открытый в 1894 году.
Источники:Википедияhttp://myfhology.narod.ru/gods/greece-gods/artemida.htmlhttp://www.liveinternet.ru/community/1537928/post87917974/
stimfalid.livejournal.com
Богиня Артемида в греческой мифологии
Бессмертные боги Олимпа уже несколько тысячелетий волнуют умы людей. Мы любуемся прекрасными статуями и картинами, читаем и перечитываем мифы Древней Греции, смотрим фильмы об их жизни и приключениях. Они нам близки тем, что при всем божественном бессмертии ничто человеческое им не чуждо. Одним из ярких персонажей Олимпа является Артемида Эфесская.
Кто такая Артемида?
«Медвежья богиня», владычица гор и лесов, покровительница природы, богиня охоты - все эти эпитеты относятся к Артемиде. Среди сонма обитателей Олимпа Артемида занимает особое место. Ее изображения в виде хрупкой девушки восхищает грацией и красотой. Трудно предположить, что Артемида богиня охоты, которую отличают безжалостность и мстительность.
Но не только жестокостью славилась богиня, не просто убивала живность в лесах, но и берегла животный мир, охраняла леса и луга. К Артемиде обращались с мольбами женщины, которые хотели легко родить или умереть без мук. О том, что у греков она считалась почитаемой, свидетельствуют артефакты с упоминанием Артемиды Эфесской. Знаменитый храм в Эфесе был сожжен Геростратом, там находилась знаменитая статуя Артемиды многогрудой. На его месте был построен не менее знаменитый храм Артемиды, вошедший в семь чудес света.
Символ Артемиды
Прекрасная богиня-охотница имела свиту из нимф, она сама отбирала самых красивых. Они были обязаны оставаться девственницами, как и сама Артемида. Но главными символами, по которым сразу узнавали Артемиду, являются лук и стрелы. Ее оружие из серебра, было сделано Посейдоном, а собака богини Артемиды принадлежала божеству Пану, у которого богиня ее выпросила. На самом известном скульптурном изображении Артемида одета в короткий хитон, у нее колчан со стрелами за плечами, а рядом с ней лань.
Артемида - мифы Древней Греции
Богиня Артемида в греческой мифологии персонаж часто встречающийся, но не очень добрый. Больше всего сюжетов связано с местью Артемиды. Такими примерами могут быть:
- Миф о гневе Артемиды на то, что калидонский царь Ойней не принес положенных даров с первой жатвы. Местью ее стал вепрь, уничтоживший все посевы царства.
- Миф об Агамемноне, застрелившем священную лань богини, за что должен был отдать ей в жертву дочь Ифигению. К чести Артемиды, она не стала убивать девушку, а подменила на лань. Ифигения же стала жрицей Артемиды в Тавриде, где было принято приносить человеческие жертвы.
- Даже Гераклу приходилось искать оправдания перед Афродитой за убитую золоторогую лань
- Артемида жестоко наказала нимфу Калипсо из своей свиты за то, что та нарушила обет сохранять девственность, поддалась страсти Зевса, богиня превратила ее в медведицу.
- Прекрасный юноша Адонис – еще одна жертва ревности Артемиды. Он был возлюбленным Афродиты и погиб от вепря, которого наслала Артемида.
Артемида и Актеон - миф
Одним из ярких мифов, показывающих жесткий и бескомпромиссный характер Артемиды, является миф Артемида и Актеон. Миф повествует о прекрасном охотнике Актеоне, который во время охоты оказался рядом с местом, где Артемида любила купаться в чистой речной воде. Юноша имел несчастье увидеть обнаженную богиню. Гнев ее был столь велик, что она безжалостно превратила его в оленя, которого затем разорвали собственные собаки. А его друзья, глядя на жестокую расправу, радовались такой добыче друга.
Аполлон и Артемида
Родилась Артемида от повелителя Олимпа Зевса, мать Артемиды божество природы Лето. Зевс, опасаясь, ревнивой жены Геры спрятал Лето на острове Делос, где она и родила близнецов Артемиду и Аполлона. Артемида родилась первой и сразу стала помогать матери, которая долго и тяжело рожала Аполлона. Впоследствии к Артемиде обращались роженицы с мольбой о легких и безболезненных родах.
Брат близнец Аполлон – бог Солнца, покровитель искусств и Атремида всегда были близки друг другу и вместе старались защитить свою мать. Они жестоко отомстили Ниобе, оскорбившей их мать, лишив ее всех детей и превратив в вечно плачущий камень. И в другой раз, когда мать Аполлона и Артемиды пожаловалась на домогательства великана Тития, она сразила его стрелой. Богиня защищала от насилия не только свою мать, но и других женщин, обращавшихся к ней за помощью.
Зевс и Артемида
Артемида дочь Зевса, причем не просто дочь, а любимая, которую он с раннего детства ставил в пример. По преданию, когда богине было три года, Зевс спросил дочь о подарке, какой она от него хотела бы получить. Артемида пожелала быть вечной девственницей, иметь свиту, лук и стрелы, распоряжаться всеми горами и лесами, иметь много имен и город, в котором ее будут почитать.
Зевс выполнил все просьбы дочери. Она стала безраздельной повелительницей и защитницей гор и лесов. В ее свите были самые красивые нимфы. Ее почитали не в одном городе, а в тридцати, но главным был Эфес со знаменитым храмом Артемиды. Эти города приносили жертвы Артемиде, устраивали празднества в ее честь.
Орион и Артемида
Орион, сын Посейдона стал невольной жертвой Артемиды. Греческая богиня Артемида была впечатлена красотой, силой и умением охотиться Ориона. Она предложила ему стать ее спутником на охоте. Со временем она начала испытывать к Ориону и более глубокие чувства. Брату Артемиды Аполлону не нравилась влюбленность сестры. Он считал, что она стала плохо выполнять свои обязанности и не следить за Луной. Он решил избавиться от Ориона и сделал это руками самой Артемиды. Отправил Ориона рыбачить, затем предложил сестре попасть в едва различимую точку в море, насмешками раздразнив ее.
Артемида пустила стрелу и точно попала в голову возлюбленного. Когда она увидела, кого она сразила, она впала в отчаяние и бросилась к Зевсу, умоляя оживить Ориона. Но Зевс отказался, тогда Артемида попросила иметь возможность хотя бы любоваться Орионом. Зевс посочувствовал ей и отправил Ориона на небо в виде созвездия, вместе с ним на небо отправилась его собака Сириус.
womanadvice.ru
Артемида в искусстве старом и новом
Диана Версальская, римская копия с греческого оригинала ЛеохараВечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону.Всем дает жизнь Артемида. Она заботится обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и о людях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и насылающей болезни.
Вечно юная, прекрасная, как ясный день, богиня Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма.По Н. Куну
Любопытны и не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды.Классическая Артемида
Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.Артемида ЭфесскаяАртемида Эфесская. Капитолийский музейКульт Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения. Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Построенный на его месте второй храм был одним из семи чудес света. Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок.С месяцемАртемиде соответствует римская Диана. Артемида (у римлян Диана) - одна из древнейших богинь Греции. Как можно предполагать, Артемида - богиня-охотница - первоначально была покровительницей животных, как домашних, так и диких. Сама Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной. Культ Артемиды - один из распространенных в Греции. Знаменит был ее храм в городе Эфесе (Артемида эфесская).Артемида. Гийом СиегнаГрупелло. Диана, 1686
Joseph Nollekens. Диана, Лондон
СеленаГеспер, Селена и Фосфор (Лувр, Париж)По мнению некоторых исследователей, в древних мифах образ богини соотносился с богинями Селеной и Гекатой.Селена (Пергамский музей, Берлин)Селена
Богиня Луны Селена на древнем сосуде
В более поздней героической мифологии Артемида была тайно влюблена в красавца Эндимиона.Селена и Эндимион. Потолок в Карлсбергской Глиптотеке (Ny Carlsberg Glyptotek), КопенгагенСелена и Эндимион
Sebastiano Ricci.Селена и Эндимион.1713
А. И. Иванов. Селена и Эндимион, 1797
Ленглоис. Диана и Эндимион
Виктор Полле, Эндимион и Селена, 1850
Селена и Эндимион
Диана и Эндимион
Edward Poynter. The Vision of Endymion, 1913
Рубенс. Селена и Эндимион
Крейн. Диана и Эндимион
Диана и Эндимион. Эрмитаж
Диана и Эндимион. Древняя фреска
Джон Уильям Годвард. Эндимион, 1893
Giuseppe Antonio Felice Orelli. Selen und Endymion, XVIII в.
Magnus Enckell. Diana and Endymion,1921
Roman Artist. Diana and Endymion, XVIII в.
Stefano Torelli. Diana and Endymion, Hermitage
Антон Рафаэль Менгс. Селена-Луна (ночь)
ГекатаJessica Galbreth. ГекатаПо Геродоту Артемида не принесла в жертву Ифигению и она не стала жрицей Артемды в Тавриде, а стала Ифигения мрачной богиней Гекатой.Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, пособница рожениц, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.
Артемида в европейской живописиstimfalid.livejournal.com
Артемида - Serafine
Артемида (др.-греч. Ἄρτεμις, микенск. a-ti-mi-te), в греческой мифологии богиня охоты. Этимология слова "артемида" не выяснена до сих пор. Некоторые исследователи полагали, что имя богини в переводе с греческого языка означало "медвежья богиня", другие - "владычица" или "убийца". В римской мифологии Артемиде соответствует Диана. Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона.Об ее почитании греками уже во II тыс. до н.э. свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей и предводительницу амазонок. В Спарте существовал культ Артемиды-Ортии, восходящий к крито-микенской культуре. Святилища Артемиды Лимнатис ("болотная") часто находились вблизи источников и болот, символизируя плодородие растительного божества. В олимпийской религии Гомера она - охотница и богиня смерти, сохранившая от своей малоазийской предшественницы приверженность к троянцам и функцию покровительницы рожениц. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и которые, подобно богине, очень любили охотиться. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань. Устав от охоты, она устремляется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову.
Артемида-охотница. Древняя мозаика
Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф (Каллимах. Гимны III 13-15). Получила в подарок от Пана 12 псов (Каллимах. Гимны III 87-97). Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови (Гигин. Астрономия II 33, 1).
Купающаяся богиня охоты Артемида, окруженная нимфами
Любила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами, и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной. В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев.
Диана, Эрмитаж
Гомер посвятил Артемиде гимн:
Песня моя к златострельной и любящей шумАртемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой .напрягает,Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещутГлавы высокие гор. Густотенные чащи тесныеСтонут ужасно от рева зверей. Содрогается сушаИ многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцемПлемя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.После того, как натешится сердцем охотница-дева,Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляетИ направляется к дому великому милого братаФеба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...
Немецкий художник Крейн. Диана, 1881
Артемида Эфесская. Капитолийский музей
В ней много общего с амазонками, которым приписывается основание древнейшего и самого знаменитого храма Артемиды в малоазийском Эфессе (и самого города Эфес). Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения. Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Построенный на его месте второй храм был одним из семи чудес света.
Амазонки сражаются с греками. Аттический краснофигурный кратер, 440 год до нашей эры
В древнейшие времена на алтарях Артемиды совершались человеческие жертвоприношения. После их отмены в Спарте в дни празднества Артемиды ивовыми прутьями секли юных спартанцев, и их кровь орошала ее алтарь. Жрица, наблюдавшая за истязанием, держала в руках статуэтку Артемиды и наклоном или подъемом ее указывала, что нужно усиливать или ослаблять удары.
Храм Артемиды в Спарте находился на поросшем ивами берегу Эврота. Согласно легенде, там нашли древнейшее изображение богини и поэтому назвали ее Лигодеемая, т.е. "связанная ивой". Но скорее всего это быстрорастущее дерево было посвящено богине, и первое ее изображение было сплетено из ивовых прутьев таким же образом, как из них сплетали щиты и корзины. Древнее неувядающее искусство! Древняя богиня произрастания! Богиня-охотница, которой поручалось воспитание юных охотников и воинов. Богиня - владычица зверей.
Артемида-владычица
Артемида не только убивала кабанов, оленей, но и заботилась о них, брала на руки их детенышей, защищала от хищников. Но это было проявлением не доброты, а божественной предусмотрительности. Артемида охраняла дикую природу от бессмысленного уничтожения. Ей был мил целинный, не вытоптанный стадами луг, где только пчелы и шмели, собирая пыльцу, жужжали хвалу природе.
Артемида Праксителя (копия)
Формированию образа Артемиды как девственницы, лишенной женских страстей и слабостей, способствовало ее сравнение с Афродитой. Стрелы Артемиды направлены против зверей. Стрелы Афродиты - против людей, и они порождают чувство, неотличимое от безумия. Мифы не сталкивают обеих обитательниц Олимпа, у каждой из них свой круг персонажей. Но сравнение их напрашивалось само собой, и впервые Еврипид, изображая юношу Ипполита страстным последователем Артемиды, делает его ненавистным Афродите. Вспыхнувшая на почве этих различных подходов к жизни трагедия приводит к всеобщей катастрофе и гибели всех участников действа.
Артемида и Актеон. Кратер. Худ. Пан. Ок. 480-460 г. до н.э.
Это дает возможность понять жестокость Артемиды к Актеону. Она покарала его не за то, что нарушил ее уединение, а за то, что, увидев обнаженной, усмотрел в ней женщину. Наказание Актеона - это самооборона девы, которая не приемлет брака. Подобно тому как амазонки убивали своих супругов, Артемида уничтожала каждого, кто даже мысленно покушался на ее девственность. И в силу этого она покровительница и воспитательница юношей и девушек, не достигших брачного возраста, и тех, кто, дав обет служения ей, отказывается от брака и связанных с ним обязательств.
Артемида. Делос
Однажды Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея, который забыл ей принести первые плоды урожая, и наслала на город страшного кабана. Именно Артемида вызвала раздор среди родичей Мелеагра, который привел к его страшной смерти. За то, что Агамемнон убил священную лань Артемиды и похвалялся своей меткостью, богиня потребовала, чтобы он принес ей в жертву собственную дочь. Незаметно Артемида унесла Ифигению с жертвенного алтаря, заменив ее ланью, и перенесла в Тавриду, где дочь Агамемнона стала жрицей богини.
Артемида, принимающая участие в гигантомахии
Мифы и предания с участием Артемиды
В героической мифологии Артемида - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, амазонки также в Троянской войне воюют за троянцев, как и их богиня-покровительница.
В классической мифологии Артемида была девственницей и защитницей целомудрия. Она покровительствовала Ипполиту, который презирал плотскую любовь. В древности существовал обычай: вступающие в брак девушки приносили Артемиде искупительную жертву, чтобы отвратить от себя ее гнев. Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. В брачные покои царя Адмета, забывшего про этот обычай, она запустила змей.
Диана Версальская. Римская копия с греческого оригинала Леохара
Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, нарушивших этот обет богиня жестоко наказывает. Она строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир.
Аполлон и Артемида, убивающие Ниобид. Роспись на древнем краснофигурном сосуде
Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: Артемида со своим братом златокудрым Аполлоном расстреляли Ниобид - детей фиванской царицы Ниобы, которая стала насмехаться над их матерью Латоной и даже учила людей перестать приносить ей жертвы. Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань Артемиды и еще похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда Артемида в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где она стала жрицей богини, Артемиды Таврической, требующей человеческих жертв. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы (чужеземцев, прибывших в Тавриду), о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды. Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший Керинейскую лань с золотыми рогами. Юный охотник Актеон, нечаянно увидевший купающихся Артемиду и нимф, был ею превращён в оленя и растерзан своими же псами. Она же убила свою спутницу нимфу - аркадскую нимфу-охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, Артемида гневалась на Каллисто за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса. Артемида убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё, так же как и охотника Ориона.
Артемида заменяет Ифигению на лань. Древняя скульптурная группа
Артемида - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся свергнуть богов, занять Олимп, взять себе в жены Артемиду и Афину Палладу и тем самым нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами Артемиды и Аполлона. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.
Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, помощница при родах, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.
Древнейшая Артемида - не только охотница, но и медведица.Артемида, изображенная в виде Потнии Терон ("Повелительница зверей") Беотийская амфора, ок. 680 г. до н.э.
Любопытны и не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: Курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. — С. 122—123).
Изображалась с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове (символ богини Луны). Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткую тунику. Позднее, в XVI—XIX веках, стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим скандалам (например Диана-охотница, созданная в 1790 году Гудоном).
Статуи Артемиды и Аполлона
Крейн. Диана и Эндимион
Другие предания об Артемиде
Согласно Котте, Артемид было три (Цицерон. О природе богов III 58): дочь Зевса и Персефоны, родила крылатого Эрота от Гермеса; дочь Зевса третьего и Лето; дочь Уписа и Главки, которую называют Упис.
По египетскому преданию, которое сообщил эллинам Эсхил, Артемида — дочь Деметры (Геродот. История II 156; Павсаний. Описание Эллады VIII 37, 6). Когда боги бежали в Египет, она превратилась в кошку (Овидий. Метаморфозы V 330).
Приносит естественную смерть женщинам (как Аполлон мужчинам), но может быть и кровожадной, часто пользуясь стрелами как орудием наказания.
Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит», «Ифигения в Авлиде».
Артемида как лунная богиня
Древнее представление об Артемиде связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона. В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением Луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с Солнцем.
Поскольку Артемида ассоциировалась с Луной (как Аполлон с Солнцем), то ее образ стал сближаться и отождествляться с образом светлой богини Луны Селены.
Геспер, Селена и Фосфор (Лувр, Париж)
Селена (др.-греч. Σελήνη) — одно из божеств греческой мифологии, известное также под именем Мена (Мене). «Титанида», дочь Гипериона и Тейи (Гесиод. Теогония 371; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 2), сестра Гелиоса и Эос. Богиня луны (Гомер. Одиссея IX 144). Согласно аркадянам, они родились ранее Луны (Лукиан. Об астрологии 26).
Поэты то называют её «сверкающим глазом ночи» (Пиндар, Эсхил), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звёзды, когда она выс
dark-serafine.livejournal.com