Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст». Мефистофель картина


Mephistopheles Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

Demon Ritual

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Sign of Lucifer, the pentagram and crossed devils pitchfork, isolated on whie, vector illustration #82812684 - Sign of Lucifer, the pentagram and crossed devils pitchfork,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Sign of Lucifer, the pentagram and crossed devils pitchfork, isolated on black, vector illustration #82812633 - Sign of Lucifer, the pentagram and crossed devils pitchfork,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Black magic sign, isolated on whie, vector illustration Иллюстрация #82813227 - Black magic sign, isolated on whie, vector illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Black magic sign, isolated on whie, vector illustration Иллюстрация #82813539 - Black magic sign, isolated on whie, vector illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Hell Illustration #84057828 - Hell Illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Black magic sign and spilled blood #99255921 - Black magic sign and spilled blood

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Demon Trap

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Spice up your kitchen decor and chefs apparel with this design on kitchen linen, chef coats, apron and hats. Иллюстрация
#43006598 - Spice up your kitchen decor and chefs apparel with this design..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Devil and contract. Scary Mephistopheles offers deal to sign in blood. Red Satan offers to sign document. Horned Lucifer holds clean white sheet. Beelzebub with goat legs offers to sell his soul. Иллюстрация #45703514 - Devil and contract. Scary Mephistopheles offers deal to sign..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Nobody needs a devil smile so much as the one who has none to give
#41569131 - Nobody needs a devil smile so much as the one who has none to..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Red devil. Red head Merry demon with horns. Satan with mustache. Mephistopheles in with smile. #51899496 - Red devil. Red head Merry demon with horns. Satan with mustache...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Sad Satan. Sorrowful red devil. Pessimistic demon. Pitiful face. Mournful miserable devil with horns. Mephistopheles prince of darkness and underworld. Religious and mythological character, supreme spirit of evil. Diablo Lord of Hell #59246928 - Sad Satan. Sorrowful red devil. Pessimistic demon. Pitiful face...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

Мефистофель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мефистофель — дьявол, образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения северной Европы. В 1587 году становится известен как литературный персонаж немецкой народной книги «Повесть о докторе Фаусте…», приобретает широкую известность благодаря философской драме «Фауст» И. В. Гёте (часть первая — 1806, вторая — 1831)[1][2].

Прилагательные «мефистофелевский» и «мефистофельский» означают — язвительный, злобно-насмешливый. Встречаются в выражениях «мефистофелевский хохот», «мефистофелевская улыбка».

Известно несколько вариантов написания имени: Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistopheies, Mephistophilus, Mephistos. Имя Мефистофель, возможно, древнеевр. происхождения — от мефиц — разрушитель и тофель — лжец[3]. В Библии оно не фигурирует. Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам «сатана» или «дьявол». Согласно другой версии, имя происходит от греческих μή (mḗ, отрицание), φῶς (phō̃s, свет) и φιλις ("philis", любящий), т.е. не любящий свет [4].

Американский певец конца XIX века Моррис В. Моррис в роли Мефистофеля

Облик Мефист

ru.bywiki.com

Мефистофель: neldoretta

55,26 КБ

Эту прелесть можно найти в Русском музее. Лично мне очень нравится взгляд... Разное впечатление производит, если с разных сторон смотреть 8)

Из всех работ Марка Матвеевича Антокольского “Мефистофель” - самая драматичная. В этой работе Антокольский излил все то, что его мучило многие годы.

О “Мефистофеле” он писал: “...немало своей желчи передаю”.

“...Потребность воспроизвести его у меня была так сильна, - сообщал скульптор в письме, - что, сделав его, я освобождаю свою душу. Уже много, очень много отвратительного накопилось у меня на душе ... Я хотел бы представить тип, менее опошленный, комичный и менее фантастичный, а более серьезный, и, главное, более жизненный среди нас”.

Мысль о создании образа Мефистофеля возникла еще в 1874 году, одновременно с работой над статуей Христа.

“Я желал бы продолжать и сделать еще один характер, не менее сильный, чем “Христос”, но совершенно противоположный, это - “Мефистофель”. (…) …“Христос” есть живое существо, тогда как “Мефистофель” - миф”, - писал тогда Антокольский. Он собирался даже экспонировать рядом “Христа” и “Мефистофеля”.

Но по прошествии лет, вновь обратившись к образу Мефистофеля, скульптор взял за основу литературный прототип из поэмы Гете “Фауст”, и в первоначальном эскизе создал почти иллюстрацию к нему. Мефистофель был изображен сидящим на скале. Его съежившаяся маленькая фигурка с лютней за спиной олицетворяла собой презрение к миру, лютую злобу. Но “литературность” сюжета не удовлетворяла скульптора. Постепенно у него рождалось новое понимание образа.

“Мефистофель есть продукт всех времен, и нашего в особенности. (...) Мой “Мефистофель” есть загадочность, чума, гниль, которая носится в воздухе; она заражает и убивает людей. “Мефистофель” - это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой; он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него; он бессилен духом; ничего не может создать, но сильна его зависть, самолюбие, сознание своего бессилия. Теплые весенние лучи жгут его, раздражают и ослепляют его взоры; всякая радость, смех, юный поцелуй - раздражают его; он хочет, чтобы все кругом него всегда было мрачно, мертво, пусто и безжизненно, как он сам; идти среди мрака, рыться в земле под ногами, как крот, разрушать, создавать несчастных, видеть кровь, слезы - все это успокаивает, удовлетворяет его, но все-таки он не наслаждается, потому что жажда его ненасытна. Вот каковым я представляю себе “Мефистофеля”. Можно сказать, что я такого придумал, что это только моя фантазия, можно спросить, где же я такого видел? Да, такого мы не видим, но чувствуем его дыхание, чувствуем его чудовищную лапу, нажимающую нашу грудь, чувствуем свое бессилие кричать, одним словом - чувствуем кошмар”.

Таким образом, Мефистофель становился порождением современности, символом XIX века.

Скульптор исполнил множество вариантов статуи, стремясь средствами самой пластики, не прибегая ни к каким поясняющим деталям, представить Мефистофеля. Изобразив его обнаженным, Антокольский избежал необходимости воссоздавать костюм какой-либо исторической эпохи. Сохранение же литературного названия статуи Антокольский объяснял тем, что оно делает образ более понятным для людей.

Произведение везде имело шумный успех. Берлинская Академия художеств избрала Антокольского почетным членом, а в Вене скульптор был удостоен Большой золотой медали.“Мефистофель” завершил серию произведений, в которых Антокольский обращался к морально-этическим и философским проблемам.

neldoretta.livejournal.com

Описание картины Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля»

08.01.2015

описание картины михаила врубеля полет фауста и мефистофеля

Еще в середине девяностых годов 19 века кто-то из династии Морозовых заказал у Михаила Врубеля целый цикл работ. Одной из них является картина «Полет Фауста и Мефистофеля». Основой для этого шедевра послужил сюжет легенды средневековых времен. Это очень явственно читается на картине – тут и готика, которая видна в средневековых замках, и чисто европейские домишки. Также эта картина принадлежит к модерну, из-за стилистики, в которой проработал ее Врубель. Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать. Например, на данной картине заметна плоскость стилизации и изображение героев в непривычном, для простого человеческого взгляда, стиле.

Главные герои картины – Мефистофель и Фауст. Они пролетают на своих лошадях над сонным средневековым городком. Фауст горделив, самоуверен, и всем своим лицом выражает полное отсутствие всяческих эмоциональных порывов. Чего не скажешь о лице Мефистофеля. Он переполнен эмоциями – кажется, что он счастлив и никогда не позабудет этот момент своей жизни. Ища какой-то эмоциональной поддержки, чтобы не быть одиноким в своем счастье, он повернут к Фаусту, но тот остается безучастным. Картина словно бы произрастает из нижнего левого угла. Фауст, который с таким беспристрастным выражением лица скачет на своей лошади, оказывается, был зацеплен чертополохом, но даже эта неприятность не смогла вызвать на его лице абсолютно никаких эмоций.Можно заметить то, как главные детали прорисованы на картине, как раз на том уровне глаз, куда обычно привык смотреть зритель. И если приглядеться, то можно уловить некую реалистичность картины – взгляд Мефистофеля направлен не столько на Фауста, сколько куда-то в глубину картины. Мефистофель словно жаждет встретиться глазами с человеком, который смотрит на полотно.

8-poster.ru

Мефистофель Википедия

Мефистофель — дьявол, образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения северной Европы. В 1587 году становится известен как литературный персонаж немецкой народной книги «Повесть о докторе Фаусте…», приобретает широкую известность благодаря философской драме «Фауст» И. В. Гёте (часть первая — 1806, вторая — 1831)[1][2].

Прилагательные «мефистофелевский» и «мефистофельский» означают — язвительный, злобно-насмешливый. Встречаются в выражениях «мефистофелевский хохот», «мефистофелевская улыбка».

Имя

Известно несколько вариантов написания имени: Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistopheies, Mephistophilus, Mephistos. Имя Мефистофель, возможно, древнеевр. происхождения — от мефиц — разрушитель и тофель — лжец[3]. В Библии оно не фигурирует. Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам «сатана» или «дьявол». Согласно другой версии, имя происходит от греческих μή (mḗ, отрицание), φῶς (phō̃s, свет) и φιλις ("philis", любящий), т.е. не любящий свет [4].

Внешность

Американский певец конца XIX века Моррис В. Моррис в роли Мефистофеля

Облик Мефистофеля обладает достаточно ярко выраженными чертами, благодаря чему даже используются выражения «мефистофелевская внешность», «мефистофелевский профиль», «мефистофелевская бородка», проч.

Это резкие угловатые черты, острый нос, скулы, бородка-эспаньолка. В связи с большим количеством популярных оперных постановок на тему Фауста в 19 в., исполнителей ролей Мефистофеля, в которых гримировались примерно одинаково, этот внешний облик оказался достаточно «на слуху».

Весьма запоминающимся было исполнение Шаляпина. Продавались фотооткрытки с изображениями певцов. Именно оперная подача внешности дьявола отчасти оказала влияние на Булгакова при создании облика Воланда в «Мастере и Маргарите».

Карнавальный костюм Мефистофеля — алое трико, плащ и остроухая шапочка.

Голос

В операх партию Мефистофеля, как правило, исполнял низкий мужской голос (бас, баритон). Выражение «мефистофелевский хохот» или «мефистофелевский смешок» образовалось именно благодаря этому — артистическое акцентированное, оперное исполнение заставляли запомнить этот сатанинский смех.

Самая известная ария Мефистофеля — куплеты «Сатана там правит бал/ Люди гибнут за металл» из оперы «Фауст» Шарля Гуно («Le veau d’or est toujours debout»).

В литературе

Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном — духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история «падения», «изгнания из рая» библейского сатаны, иногда — его бунт против Бога (Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов). Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто попадавшего впросак. Именно в такой роли Мефистофель выступает чаще. В философской трагедии И. В. Гёте, переосмыслившего мотивы немецкой народной легенды, Мефистофель — компаньон Фауста. К образу Мефистофеля обращался А. С. Пушкин.

Мефистофель — чёрт у Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы») и Т. Манна («Доктор Фаустус») — воплощение морального нигилизма. Мефистофель — Воланд и его свита М. Булгакова («Мастер и Маргарита») — гротескные духи зла, обличители, наказывающие пороки.

Подробнее см.: Фауст, Иоганн

В изобразительном искусстве

Образ Мефистофеля присутствует в творчестве таких художников, как Эжен Делакруа, Михаил Врубель и др.

Скульптуры

Барельеф демона Мефистофеля был изображён на фасаде исторического дома Лишневского на Лахтинской улице в Санкт-Петербурге. Днём 27 августа 2015 года был сбит с помощью кувалды неизвестным вандалом. Ответственность за акцию с уничтожением барельефа Мефистофеля взяла на себя организация «Казаки Петербурга»[5].

Оперы о Мефистофеле

Более подробный список музыкальных произведений см.: Фауст, Иоганн

Литература

  • Легенда о докторе Фаусте. Изд. подготовил В. М. Жирмунский, М. — Л., 1958;
  • Лакшин В., Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир», 1968, № 6;
  • Milner М., Le diable dans la littérature française, t. 1-2, P., 1960;
  • Kretzenbacher L., Teufelsbündner und Faustgestalten im Abendlande, Klagenfurt, 1968.
  • Фауст И. В. Гёте

Мефистофель в кино

Мефистофель — самородок

Мефистофель в музыке

  • В рок-опере Beethoven's Last Night проекта Trans-Siberian Orchestra Мефистофель предстаёт в классическом, зловещем образе дьявола-обманщика и по сюжету пытается завладеть душой Людвига ван Бетховена и всей его музыкой. Партию Мефистофеля в рок-опере исполнил экс-вокалист американской рок-группы Savatage Джон Олива.
  • Мефистофель — один из основных персонажей альбомов The Scarecrow, The Wicked Symphony и Angel of Babylon проекта Avantasia. Здесь он выступает в роли циничного демона-искусителя, с которым заключает сделку главный герой-композитор. Партию Мефистофеля на всех трёх альбомах исполнил норвежский вокалист Йорн Ланде.
  • На альбомах Epica и The Black Halo американской пауэр-метал-группы Kamelot, сюжет которых был во многом основан на Фаусте, среди действующих лиц фигурирует демон Мефисто. Его партию исполнили вокалист Kamelot Рой Хан (на Epica) и вокалист симфоник-блэк-метал-группы Dimmu Borgir Шаграт (на The Black Halo).
  • Имя Мефистофеля упомянуто группой OneRepublic в песне «Love Runs Out» из альбома «Native ».
  • В альбоме The Pale Emperor американской рок-группы Marilyn Manson есть песня с названием «The Mephistopheles of Los Angeles».
  • Русская исполнительница Лора Московская написала песню «Чёрный Барон», посвященную Мефистофелю.

Компьютерные игры

  • Мефистофель является одним из главных действующих лиц компьютерной игры Фауст: Семь ловушек для души. Здесь он предстает элегантным импозантным мужчиной, который давно устал от своей роли искусителя и хочет на покой.
  • В компьютерных играх серии Diablo есть персонаж Mephisto, брат Диабло и Баала. Дизайнеры изобразили Мефистофеля в виде сияющего демона с многочисленными щупальцами.
  • В компьютерной игре Sonic the Hedgehog 2006 имя Мефистофеля использовали как имя одного из главных злодеев, Мефилеса, просто сократив оригинал.
  • В ролевой системе Dungeons & Dragons Мефистофель является повелителем Восьмого Круга Ада и владыкой ледяных дьяволов.
  • В дополнении Hordes of the Underdark к компьютерной игре Neverwinter Nights Мефистофель — финальный босс.
  • В компьютерной игре Devil May Cry 4 есть демон Мефистофель, который является игроку в форме ангела смерти, но на самом деле представляет собой трусливое и физически слабое существо.
  • Так же Мефистофель один из ключевых персонажей аниме «Ao no Exorcist». Хотя в данном случае он исполняет роль союзника главного героя, но в самом деле использует того в своих целях.
  • Мефистофель является одним из главных героев веб-манхвы «Союз душ».
  • Мефисто является одним из самых популярных и культовых злодеев вселенной комиксов Marvel.
  • Персонаж под именем Мефистофель появляется в игре Demon's souls. Предстаёт в виде дамы в маске, дающей задания на убийство того или иного персонажа.

См. также

Примечания

Литература

  • Мефистофель // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1993. — С. 802. — ISBN 5-85270-015-0.

Ссылки

wikiredia.ru

Мефистофель — Википедия РУ

Мефистофель — дьявол, образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения северной Европы. В 1587 году становится известен как литературный персонаж немецкой народной книги «Повесть о докторе Фаусте…», приобретает широкую известность благодаря философской драме «Фауст» И. В. Гёте (часть первая — 1806, вторая — 1831)[1][2].

Прилагательные «мефистофелевский» и «мефистофельский» означают — язвительный, злобно-насмешливый. Встречаются в выражениях «мефистофелевский хохот», «мефистофелевская улыбка».

Имя

Известно несколько вариантов написания имени: Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistopheies, Mephistophilus, Mephistos. Имя Мефистофель, возможно, древнеевр. происхождения — от мефиц — разрушитель и тофель — лжец[3]. В Библии оно не фигурирует. Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам «сатана» или «дьявол». Согласно другой версии, имя происходит от греческих μή (mḗ, отрицание), φῶς (phō̃s, свет) и φιλις ("philis", любящий), т.е. не любящий свет [4].

Внешность

  Американский певец конца XIX века Моррис В. Моррис в роли Мефистофеля

Облик Мефистофеля обладает достаточно ярко выраженными чертами, благодаря чему даже используются выражения «мефистофелевская внешность», «мефистофелевский профиль», «мефистофелевская бородка», проч.

Это резкие угловатые черты, острый нос, скулы, бородка-эспаньолка. В связи с большим количеством популярных оперных постановок на тему Фауста в 19 в., исполнителей ролей Мефистофеля, в которых гримировались примерно одинаково, этот внешний облик оказался достаточно «на слуху».

Весьма запоминающимся было исполнение Шаляпина. Продавались фотооткрытки с изображениями певцов. Именно оперная подача внешности дьявола отчасти оказала влияние на Булгакова при создании облика Воланда в «Мастере и Маргарите».

Карнавальный костюм Мефистофеля — алое трико, плащ и остроухая шапочка.

Голос

В операх партию Мефистофеля, как правило, исполнял низкий мужской голос (бас, баритон). Выражение «мефистофелевский хохот» или «мефистофелевский смешок» образовалось именно благодаря этому — артистическое акцентированное, оперное исполнение заставляли запомнить этот сатанинский смех.

Самая известная ария Мефистофеля — куплеты «Сатана там правит бал/ Люди гибнут за металл» из оперы «Фауст» Шарля Гуно («Le veau d’or est toujours debout»).

В литературе

Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном — духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история «падения», «изгнания из рая» библейского сатаны, иногда — его бунт против Бога (Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов). Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто попадавшего впросак. Именно в такой роли Мефистофель выступает чаще. В философской трагедии И. В. Гёте, переосмыслившего мотивы немецкой народной легенды, Мефистофель — компаньон Фауста. К образу Мефистофеля обращался А. С. Пушкин.

Мефистофель — чёрт у Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы») и Т. Манна («Доктор Фаустус») — воплощение морального нигилизма. Мефистофель — Воланд и его свита М. Булгакова («Мастер и Маргарита») — гротескные духи зла, обличители, наказывающие пороки.

Подробнее см.: Фауст, Иоганн

В изобразительном искусстве

Образ Мефистофеля присутствует в творчестве таких художников, как Эжен Делакруа, Михаил Врубель и др.

Скульптуры

Барельеф демона Мефистофеля был изображён на фасаде исторического дома Лишневского на Лахтинской улице в Санкт-Петербурге. Днём 27 августа 2015 года был сбит с помощью кувалды неизвестным вандалом. Ответственность за акцию с уничтожением барельефа Мефистофеля взяла на себя организация «Казаки Петербурга»[5].

Оперы о Мефистофеле

Более подробный список музыкальных произведений см.: Фауст, Иоганн

Литература

  • Легенда о докторе Фаусте. Изд. подготовил В. М. Жирмунский, М. — Л., 1958;
  • Лакшин В., Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир», 1968, № 6;
  • Milner М., Le diable dans la littérature française, t. 1-2, P., 1960;
  • Kretzenbacher L., Teufelsbündner und Faustgestalten im Abendlande, Klagenfurt, 1968.
  • Фауст И. В. Гёте

Мефистофель в кино

Мефистофель — самородок

Мефистофель в музыке

  • В рок-опере Beethoven's Last Night проекта Trans-Siberian Orchestra Мефистофель предстаёт в классическом, зловещем образе дьявола-обманщика и по сюжету пытается завладеть душой Людвига ван Бетховена и всей его музыкой. Партию Мефистофеля в рок-опере исполнил экс-вокалист американской рок-группы Savatage Джон Олива.
  • Мефистофель — один из основных персонажей альбомов The Scarecrow, The Wicked Symphony и Angel of Babylon проекта Avantasia. Здесь он выступает в роли циничного демона-искусителя, с которым заключает сделку главный герой-композитор. Партию Мефистофеля на всех трёх альбомах исполнил норвежский вокалист Йорн Ланде.
  • На альбомах Epica и The Black Halo американской пауэр-метал-группы Kamelot, сюжет которых был во многом основан на Фаусте, среди действующих лиц фигурирует демон Мефисто. Его партию исполнили вокалист Kamelot Рой Хан (на Epica) и вокалист симфоник-блэк-метал-группы Dimmu Borgir Шаграт (на The Black Halo).
  • Имя Мефистофеля упомянуто группой OneRepublic в песне «Love Runs Out» из альбома «Native ».
  • В альбоме The Pale Emperor американской рок-группы Marilyn Manson есть песня с названием «The Mephistopheles of Los Angeles».
  • Русская исполнительница Лора Московская написала песню «Чёрный Барон», посвященную Мефистофелю.

Компьютерные игры

  • Мефистофель является одним из главных действующих лиц компьютерной игры Фауст: Семь ловушек для души. Здесь он предстает элегантным импозантным мужчиной, который давно устал от своей роли искусителя и хочет на покой.
  • В компьютерных играх серии Diablo есть персонаж Mephisto, брат Диабло и Баала. Дизайнеры изобразили Мефистофеля в виде сияющего демона с многочисленными щупальцами.
  • В компьютерной игре Sonic the Hedgehog 2006 имя Мефистофеля использовали как имя одного из главных злодеев, Мефилеса, просто сократив оригинал.
  • В ролевой системе Dungeons & Dragons Мефистофель является повелителем Восьмого Круга Ада и владыкой ледяных дьяволов.
  • В дополнении Hordes of the Underdark к компьютерной игре Neverwinter Nights Мефистофель — финальный босс.
  • В компьютерной игре Devil May Cry 4 есть демон Мефистофель, который является игроку в форме ангела смерти, но на самом деле представляет собой трусливое и физически слабое существо.
  • Так же Мефистофель один из ключевых персонажей аниме «Ao no Exorcist». Хотя в данном случае он исполняет роль союзника главного героя, но в самом деле использует того в своих целях.
  • Мефистофель является одним из главных героев веб-манхвы «Союз душ».
  • Мефисто является одним из самых популярных и культовых злодеев вселенной комиксов Marvel.
  • Персонаж под именем Мефистофель появляется в игре Demon's souls. Предстаёт в виде дамы в маске, дающей задания на убийство того или иного персонажа.

См. также

Примечания

Литература

  • Мефистофель // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1993. — С. 802. — ISBN 5-85270-015-0.

Ссылки

http-wikipediya.ru

Образ Мефистофеля | Инфошкола

«Фауст» — высшее достижение Гете. Легенда о докторе Фаусте, ученого-чернокнижника, возникла еще в XVI веке. Рассказы о докторе Фаусте, который смог даже вызвать из небытия Елену Прекрасную, воспетую Гомером, были над конечно популярны в народе. Однако Гете, переосмыслив известный сюжет, наполняет эту легенду глубоким философским и символическим содержанием, создав один из выдающихся произведений мировой литературы.

Завязку конфликта автор подает уже в «Прологе на небесах»: объект пари между Богом и Мефистофелем — ученый Фауст — должна выдержать все искушения, подготовленные ему духом зла.

При этом Фауст не просто обобщенный, типичный образ прогрессивного ученого.Прежде всего он олицетворяет все человечество, низость которого и должен доказать.

Мефистофель говорит, что Бог наделил человека искрой разума, но пользы от этого никакой. Люди по своей природе настолько испорчены, что дьяволу нет необходимости делать зло на земле:

Я свидетель лишь ничтожества человеческой.

Смешной божок земли не изменится никак —

Как испокон веков был, так и теперь чудак.

Плохо он живет! Не надо

Было бы ему давать и крошки света с неба.

Мефистофель не просто дух разрушения.Он — скептик, который презирает человеческую природу и уверен, что знает о ней всю правду. Он не заставляет людей грешить, торговать своей совестью и душой. Напротив, дьявол оставляет людям право выбора: «Я такой силы часть, что делает только добро, желая лишь злого».

Понятно, что Бог (он в трагедии является аллегорией природы) изначально не верит в победу Рафаэля, однако достаточно легко позволяет испытывать, искушать, смущать свое творение. По моему мнению, автор стремится показать, что Мефистофель действительности нужен в этом мире. Обладая человеческие страсти, увлечения, нередко сводят человека с правильного пути и даже причиняют боли, дух зла одновременно помогает ей поддерживать в себе стремление к познанию, деятельности, борьбы.

Уже в начале произведения становится понятно, что Фауста и Мефистофеля объединяет неординарность, а отличает назначения. Фауст и Мефистофель — антиподы, как Мефистофель с Богом. Первый стремится достичь глубин мудрости, а второй знает, что там нет ничего. Первый неугомонный в поисках, второй пресыщен тем, что на протяжении тысячелетий наблюдал на земле.

На мой взгляд, сначала Мефистофель просто играет с Фаустом, как с ребенком, ведь он договорился обо всем с Богом!

Мефистофель очень уравновешенный, а на мир смотрит скорее презрительно, чем с ненавистью. Издеваясь над Фауста, который губит юную Маргариту, он говорит ему много горькой правды. Мне кажется, что иногда он олицетворяет и определенный тип человека, который под давлением окружающей зла вполне отчаялась во всем хорошем, что есть в мире.

Мефистофель у Гете не страдает, поскольку ни во что не верит, а еще знает, что зло на земле — вечно. Поэтому, наблюдая за тем, как человечество постоянно стремится достичь идеала, изменить что-то к лучшему, он просто смеется несовершенного Божьего создания.

Достаточно вспомнить его ироническое замечание относительно человеческого тщеславия в разговоре со студентом, который спутал Рафаэля с Фаустом:

Теория всегда, мой друг, сера,

А древо жизне — золотое.

Гете не спорит с Мефистофелем. Конечно, смерть, как и время, уничтожает все: доброе и злое, прекрасное и безобразное. Однако жить все-таки стоит, ведь настоящее счастье в активной деятельности. В человеке всегда жил и будет жить инстинкт созидания, строительства новой жизни. И этому Мефистофель не может противостоять.

Поиск Фауста искупает его ошибки: именно поэтому он оказывается в раю рядом с маргариток). Однако, на мой взгляд, пару Бога с Мефистофелем на этом не заканчивается. Ведь их разговор на небесах касается жизненного выбора каждого, включая будущих.

    Метки: фауст     

info-shkola.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта