Калмаков Н.К. Артемида и спящий Эндимион. 1917. Артемида картина
Мифы и легенды Др.Греции и Рима в живописи.Часть 4. Артемида : 2nikgar2
Орион. Знаменитый охотник, отличавшийся необычайной красотой и таким ростом, что его иногда называли великаном. Решил, что как охотнику ему нет равных. Но не надо забывать про богов. Артемида доступно объяснила ему, кто самый великий охотник. Но чтобы ее не упрекали в чрезмерной жестокости к конкурентам, вознесла его на небо и превратила в созвездие.Николя Пуссен "Пейзаж с Орионом" 1660-64гг
Ифигиния.Дочь Агамемнона и Клитемнестры. Родилась в год, когда Агамемнон обещал Артемиде прекраснейший дар из родившихся.Когда греки отправлялись под Трою и уже были готовы пуститься в путь Агамемнон оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. Богиня наслала безветрие и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхант объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении, самой красивой из дочерей Агамемнона. Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это. Когда она прибыла туда, где стояло войско и всё уже было готово для жертвы, Артемида сжалилась и в самый момент заклания заменила Ифигению козой, а её на облаке похитила и унесла в Тавриду где Ифигения стала жрицей Артемиды и умерщвляла перед её алтарем странников, заносимых туда бурей.
Ансельм Фейербах "Ифигения" 1862
Ансельм Фейербах "Ифигения" 1871
Актеон .Согласно мифу, однажды Актеон во время охоты случайно подошёл к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона. Подсматривать, конечно, нехорошо, но как любят сейчас говорить правозащитники - непропорциональное наказание .Но художникам сюжет понравился.
Тициан "Диана и Актеон"
Франческо Альбани "Актеон превращается в оленя" 1627 г.
Лукас Кранах Старший " Диана и Актеон" начало 16 века
Хендрик ван Бален Старший "Диана превращает Актиона в оленя" 1605г
Рембрандт
Роман Волков "Диана, окруженная нимфами, и Актеон" 1810г
Якоб Йорданс 1640г.
Как правило, Атемида всегда находилась в окружении своих спутниц - океанид и нияд. О некоторых из них следует сказать особо.Сиринга. Картин о ней нет, но история её достаточна интресна. Сиринга была наядой, известной своим целомудрием. В неё влюбился Пан и преследовал её, поэтому она превратилась в болотный тростник. Из тростника Пан сделал себе многоствольную сирингу, отсюда пошла традиция называть такую сирингу флейтой Пана. В античные времена сиринга представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом. Из древней Греции сиринга перекочевала на юг Руси и получила тут название "свирель".Полифонта. Презирала Афродиту и стала спутницей Артемиды. За это Афродита внушила ей любовь к медведю, за что Артемида возненавидела её. Полифонта родила от медведя Агрия и Орея, которые были огромного роста и поедали чужеземцев. Гермес решил отрубить им ноги и руки, но Арес превратил их в птиц. Полифонта стала филином, а служанка её сыновей — зелёным дятлом.Прокрида.До того, как судьба свела ее с Артемидой была замужем за Кефалом. Была уличена в измене и бежала. Хотела стать спутницей Артемиды,но та прогнала её, узнав, что она не девушка. Прокрида рассказала Артемиде о своих несчастьях, и та обещала помочь, подарив ей пса Лелапа, чудесное копье и придав облик юноши. Она вернулась в Афины и вызвала Кефала на состязание в охоте. С помощью чудесных копья и пса Прокрида победила в состязании, и тогда Кефал попросил чужеземца продать копье. Тогда Прокрида обещала отдать пса, если он «согласится одарить ее своей юношеской красотой». Кефал согласился возлечь с чужеземцем, тогда Прокрида открылась ему. Супруги помирились. Когда они вместе охотились, Кефал случайно метнул в неё копье и убил.
В многочисленных греческих и римских мифах Артемида-Диана нередко отождествлялась с богиней Луны. По аналогии с тем, что ее брат – Аполллон отождествлялся с солнцем. В этой ипостаси с Дианой приключилась занятная история, связанная с Эндимионом, прекрасным пастухом. Диане так понравился юноша, что она попросила Зевса усыпить его, что красота и юность Эндимиона оставались вечной. А сама каждую ночь прокрадывалась к нему…( ага подумали что не то? Нет – она же вечная девственница), что бы полюбоваться прекрасным юношей и повздыхать о любви.
Николя Пуссен. 1628-30 гг
Иоганн Карл Лот, 1680
Жером Мартин Ланглуа, 1822
Жерар Ларесс 1680г
В заключении – гимн Артемиды Гомера и некоторая часть работ посвященных ей.(причем она или охотится или купается).Песня моя к златострельной и любящей шумАртемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,И на тенистых отрогах свой лук всезлатой напрягает,Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещутГлавы высокие гор. Густотенные чащи тесныеСтонут ужасно от рева зверей. Содрогается сушаИ многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцемПлемя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.После того, как натешится сердцем охотница-дева,Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляетИ направляется к дому великому милого братаФеба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской…
"Пауль Рубенс " Диана с нимфами перед отправлением на охоту" 1615
Пауль Рубенс "Возвращение Дианы с охоты" 1615 г
Франсуа Буше "Возвращение Дианы с охоты" 1745 г.
Франсуа Буше "Купание Дианы",1742г.
Якоб Адриансзон Баккер "Диана и ее нимфы" 1649г.
Якоб ван Лоо " Диана и ее нимфы" 1648 г
Виллем ван Мирис "Диана и нимфы" 1702г
Вермеер "Диана и нимфы" 1650г
Франсуа Клуэ "Купание Дианы" 1589г
Симон Вуэ, 1637г
Помпео Батони "Диана и Амур" 18 век
Карло Маратта "Купание Дианы" 1684г.
2nikgar2.livejournal.com
Мифология - Мифы об Артемиде | Богиня охоты | Диана | Актеон, превращенный в оленя | Каллисто, превращенная в медведицу | Артемида Эфесская
Артемида (Диана), сестра Аполлона
Тип и атрибуты богини Артемиды. — Диана-охотница. — Кара Актеона. — Нимфы Артемиды. — Богиня Артемида и нимфа Каллисто. — Тип Артемиды Эфесской. — Амазонки.
Тип и атрибуты Артемиды
Сестра бога Аполлона — богиня Артемида по-древнегречески, или Диана по-латыни, — явилась одновременно на свет с братом. Аполлона и Артемиду соединяла самая тесная дружба, и древние греки в своих мифах придают им одни и те же качества и достоинства. Даже черты лица у Аполлона и Артемиды похожи, только у Артемиды они женственнее и округленнее.
Богиня Артемида с факелом, луком и стрелами. Прорисовка изображения на дне килика. |
Артемида (Диана) — богиня охоты. Отличительные признаки Артемиды — колчан, золотой лук и факел. Артемиде посвящены олень и собака.
На большей части античных статуй волосы Артемиды (Дианы) связаны в один узел на затылке, на манер дорических причесок. На архаических древнегреческих статуях богиня Артемида является одетой в длинные одежды. В эпоху высшего развития эллинского искусства Артемида изображается покрытая короткой дорической рубахой.
Чаще всего на картинах Артемида (Диана) представлена в сопровождении своих нимф, рыскающая по лесам в поисках быстроногих ланей, или же на колеснице, везомая сернами и оленями.
Сохранилось много монет с изображением головы богини Артемиды и ее атрибутов.
В одном древнегреческом гимне, воспевающем Артемиду (Диану), говорится о том, что Артемида еще ребенком просила отца своего Зевса дозволить ей остаться вечной девственницей, дать ей колчан и стрелы и легкую короткую одежду, не мешающую ей носиться по лесам и горам. Артемида также просила дать ей шестьдесят юных нимф, ее всегдашних спутниц на охоте, и двадцать других, которые заботились бы об обуви и собаках Артемиды.
Она не желает владеть городами, Артемиде совершенно достаточно и одного, потому что она редко будет оставаться в городах, предпочитая горы и леса. Но как только в городах будут призывать Артемиду (Диану) женщины, ожидающие ребенка, Артемида тотчас же поспешит им на помощь, потому что богини Мойры (Парки) обязали Артемиду помогать этим женщинам за то, что все богини старались помочь ее матери Латоне, когда на Латону обрушился гнев Геры (Юноны).
Диана-охотница
У богини Артемиды (Дианы), подобно богу Аполлону, много имен: ее зовут Диана-охотница, когда она является, по словам римского поэта Катулла, «повелительницей лесов, гор и рек».
Лучшей статуей Дианы-охотницы считается та, которая находится в Лувре; она известна под названием «Диана с ланью», это дополнение к знаменитой статуе Аполлона Бельведерского. Существует много повторений этой статуи, но лучшая из них — луврская.
Современные скульпторы также часто изображали Диану-охотницу, но иногда, вопреки греческим традициям, представляли ее обнаженной, — например, знаменитый Гудон. Жан Гужон придал своей Диане прическу XVI века и черты лица знаменитой фаворитки Дианы де Пуатье.
Диану называют Дианой Аркадской, когда она купается и резвится вместе со своими нимфами в реках и источниках, ей посвященных, и Дианой Луциной, или Илифией, когда она помогает при рождении детей.
В древнем искусстве богиню Диану никогда не изображали обнаженной, потому что, согласно античным мифам, когда богиня Диана купалась, простой смертный не мог смотреть на нее безнаказанно; миф об Актеоне подтверждает это.
Кара Актеона
В одной из тенистых и прохладных долин, посвященной богине Артемиде (Диане), протекал ручей между берегами, покрытыми роскошною растительностью; уставшая от охоты и томительного зноя богиня любила купаться в прозрачной воде этого ручья.
Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошел к этому месту именно в то время, когда Артемида (Диана) и ее нимфы весело резвились и плескались в воде. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть Артемиду от нескромных взоров, но напрасно: Артемида была целою головою выше своих спутниц.
Актеон. Пармиджанино, фреска, начало 1520-х гг. |
Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Диану». Тотчас же на голове Актеона выросли ветвистые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги, все тело покрылось волосами. Объятый ужасом, бежит Актеон и падает в изнеможении на берегу реки. Актеон видит в ней отражение оленя, в которого он превратился, хочет бежать дальше, но его собственные собаки кидаются на него и разрывают его на клочки.
В искусстве Актеон никогда не изображался под видом оленя, а только с небольшими рогами, указывавшими, что превращение в оленя началось. Много живописцев пользовалось этим мифологическим сюжетом для своих картин: так, например, восьмидесятилетний Тициан написал для Филиппа Второго свою знаменитую картину «Диана и Актеон».
Филиппо Лори, Пеленбург, Альбано написали несколько картин на ту же тему. Французский художник Лезюэр написал очень известную по репродукциям картину «Диана, застигнутая Актеоном в воде». Он взял тот момент, когда испуганные нимфы стараются укрыть Диану, Актеон стоит на берегу ручья, как бы пораженный видом такой красоты.
Купанье Дианы и ее нимф послужило сюжетом для многих художественных произведений древнего и нового искусства. Рубенс написал несколько картин, Пеленбург как бы избрал своею специальностью эту тему, а Доменикино написал очень известную картину, которая теперь находится на вилле Боргезе в Риме.
Нимфы Артемиды
Богиня Артемида и нимфа Каллисто
Нимфы, спутницы богини Артемиды (Дианы), все обречены оставаться девственницами, и Артемида строго следит за их нравственностью. Заметив однажды, что нимфа Каллисто не сдержала своего обета, Артемида безжалостно ее изгоняет.
Прекрасная картина Тициана изображает тот момент, когда нимфы стараются скрыть подругу от разгневанных взоров богини.
Многие художники эпохи Возрождения, в том числе Рубенс, Альбано, Лезюэр трактовали тот же мифологический сюжет.
Ревнивая Гера (Юнона), подозревая, что Каллисто пользовалась благосклонностью Зевса (Юпитера), превратила Каллисто в медведицу, надеясь на то, что она не уйдет от стрел охотников, но Зевс, жалея Каллисто, обратил ее в созвездие, известное под названием Большой Медведицы.
Тип Артемиды Эфесской
Культ богини, известной под названием Артемиды Эфесской, — азиатского происхождения. Богиня Артемида Эфесская не имеет ничего общего с сестрою Аполлона.
Согласно мифологии, воинственные амазонки воздвигнули величественный храм в городе Эфесе в Малой Азии. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света. Амазонки учредили там культ этой богини, олицетворяющей плодородие земли.
В храме Артемиды Эфесской находилась статуя богини, напоминающая своим видом мумию, бычьи головы, которыми Артемида Эфесская вся покрыта, являются символами земледелия. В эфесе богине Артемиде была посвящена пчела.
Амазонки
Амазонки, построившие храм Артемиды Эфесской, играли большую роль в греческих мифах.
Амазонки были племенем очень воинственных женщин, они обязывались отбывать военную службу и давали обет оставаться в продолжение известного времени девственницами. Когда же этот срок оканчивался, амазонки выходили замуж для того, чтобы иметь детей. Они же занимали все общественные должности, исполняли все общественные обязанности.
Мужья амазонок проводили свою жизнь дома, исполняя хозяйственные обязанности и нянча детей.
Древнегреческие скульпторы, желая увековечить амазонок и сохранить о них намять в потомстве, устроили род конкурса с присуждением награды за лучшую статую амазонки. Высшую награду получила статуя Поликлета, а вторую — Фидий.
На статуях амазонки изображаются большею частью с голыми руками и ногами, в короткой одежде, обнажающей одну сторону груди.
Иногда, впрочем, амазонок изображали в фригийских колпаках и в панталонах; в таком виде встречаются изображения амазонок на саркофагах героев и на некоторых расписных античных вазах.
Картина «Битва амазонок» Рубенса, находящаяся в Мюнхенской пинакотеке, считается одним из лучших произведений этого великого фламандского мастера.
Амазонки фигурируют во всех героических и национальных мифах греков. В последний раз о них упоминается в Троянской войне.
Геракл — первый герой, который победил амазонок. Сохранилась расписная ваза, где изображена битва амазонок с греками и победитель амазонок Геракл в сопровождении богини Афины, Аполлона и Артемиды, покровительницы амазонок.
© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.
zaumnik.ru
Репродукция картины "Артемида" Мари Лоренсен
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Мари Лоренсен. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Мари Лоренсен на натуральном холсте.
Мари Лоренсен с детства тянулась к искусству. Окончив лицей Ламартина в Париже, 18-летняя Мари устроилась работать на фабрику фарфора в Севре, училась живописи на фарфоре, рисовала цветы на шелке и расписывала фарфоровые чашки. Затем поступила в Академию Эмбера в Париже, но систематического профессионального образования она так и не получила. Ее становлению способствовало знакомство с художником Жоржем Браком и Пабло Пикассо.
В 1907 году Мари Лоренсен впервые выставила свои работы в Салоне Независимых. В том же году Пабло Пикассо познакомил ее со своим другом, поэтом Гийомом Аполлинером. Между ними завязался страстный роман. Многие стихи Гийома посвящены именно Мари, и в ее творчестве появились в 1909 и 1912 годах известные картины с одноименным названием «Аполлинер и его друзья».
Возможно, по настоянию своей матери, которая открыто недолюбливала поэта, а, может, из-за очевидной противоположностей характеров, Мари в 1912 году прекратила все отношения с ним.
Расстались они красиво, написав друг другу «прощальные» стихотворения. В строках Мари было много отчаяния, Аполлинер же посвятил любимой загадочное стихотворение «Сумерки».
Смерть матери Мари в начале 1913 года на короткое время снова сблизила Мари и Гийома, но «разбитую чашку склеить не удалось».
Благодаря Гийому Мари познакомилась с Лабурером, графиком, гравером и иллюстратором. Мари начинает изучать искусство гравюры, даже принимает участие в начале 1910-х годов в выставках кубистов.
В 1913 году Мари на Монпарнасе познакомилась с крупным немецким землевладельцем, а еще и художником, бароном Отто фон Вётьеном. Через год художница вышла за него замуж.
После начала первой мировой войны в 1914 году супруги из-за немецкго происхождения мужа были вынуждены покинуть Францию. Довоенные работы Лоурансен были конфискованы и после войны проданы.
В эмиграции в Испании Мари стала писать стихи, позже они вышли в сборнике «Ночной блокнот» под псевдонимом Луиза Лаланн.
После окончания войны супруги переехали в Германию, где некоторое время жили в Дюссельдорфе. Но в 1920 году Лоренсен разводится с бароном-художником и возвращается в Париж.
Вернувшись на родину, Мари Лоренсен решает продолжить строить независимую карьеру художницы. Среди ее новых знакомых основательница косметических линий в США, Франции и Великобритании Элен Рубинштейн, законодательница моды Коко Шанель и баронесса Гурго, чьи портреты художница написала в 1923-24 годах.
К концу 1920-х годов Лоренсен стала модной художницей, ярко воплощающей эстетику арт - деко
Кроме станковой живописи Мари занималась книжной иллюстрацией и театральным оформлением, гравюрой и резьбой по дереву.
Мари создала эскизы декораций и костюмов для «Русского балета» Сергея Дягилева (1924), спектаклей «Комеди Франсез» (1928), ранних балетов Ролана Пети в Театре на Елисейских полях.
В 1925 году художница экспонировалась на Международной выставке декоративных искусств в Париже, и ее работы вызвали восхищение публики.
Но известность художнице принесли ее многочисленные портреты женщин и детей в светло-розовых и голубых тонах, которые кто-то из историков назвал «созданиями страны фей».
После экономического кризиса 1929 года, Мари Лоренсен по приглашению своего бывшего учителя гравирования Лабурера стала преподавать в Академии живописи XVI.
В последние годы жизни у художницы резко ухудшилось зрение.
Умерла Мари Лоренсен в собственном доме в Париже 8 июня 1956 года и была похоронена на кладбище Пер-Лашез недалеко от могилы Аполлинера. Похоронили художницу в белом платье, в одной руке у нее была роза, в другой – одно из сохранившихся любовных писем Гийома Аполлинера.
Согласно завещанию, свое имущество, творческое наследие и дом художница оставила своей приемной дочери Сюзанне Моро-Лоренсен. Часть денег была выделена для Фонда сирот парижского округа Отей.
Во Франции помнят и любят Мари Лоренсен, ее картины выставлены в самых лучших музеях современного искусства, значительная коллекция работ художницы находится в США, в музее Бирмингема (штат Алабама), но самую большую любовь к ее творчеству испытывают почему-то японцы. В 1983 году, к столетию со дня рождения Мари Лоренсен, японский промышленник Масахиро Такано открыл музей ее имени в префектуре Нагано, через два года такой же музей появился в Токио. В музее Мари Лоренсен собрано более ста ее картин, множество рисунков и акварелей, проиллюстрированные книги и гравюры – всего около пятисот экспонатов.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Мари Лоренсен не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
Калмаков Н.К. Артемида и спящий Эндимион. 1917
Калмаков Н.К.Артемида и спящий Эндимион1917Холст, масло, серебро, бронза. 90 х 90 (тондо в квадрате)Русский музей
Пряная красочность, броская эффектность свойственны многочисленным работам художника на темы античной мифологии. В полотне «Артемида и спящий Эндимион» прихотливо сочетаются черты неоклассицизма и модерна с его тягой к «избыточному» декоративизму. Изображен момент, когда девственная богиня охоты Артемида пленяется спящим пастухом Эндимионом, которого Зевс погрузил в вечный сон за его любовь к Гере, супруге Зевса. Мистика любви, кажется, пронизывает всю сложную композицию, мастерски «зарифмованный» ритм форм, линий, орнаментов.
Калмаков Николай Константинович (1873, Нерви, Италия –1955, Шелль близ Парижа)
Живописец, график, художник театра.
Родился в Нерви (Италия). Окончил Училище правоведения (1895) в Петербурге. Профессионального художественного образования не получил. Самостоятельно изучал классическое искусство Италии (1895–1903). С середины 1900-х писал символистские картины на темы восточных и античных мифов. Участник выставок (с 1906): Петербургского общества художников (1906), «Мир искусства» (1912–1916). Персональная выставка состоялась в Петербурге (1913).
В 1908 начал работу для театров Петербурга (театр В. Ф. Комиссаржевской, «Старинный театр», Новый драматический театр Леванта, «Палас»-театр) и Москвы (Камерный театр). С 1913 иллюстрировал книги. Один из основателей Петроградского театра марионеток Ю. Л. Слонимской-Сазоновой (1915).
С 1918 жил в Константинополе, Таллине, Гельсингфорсе, Брюсселе, Париже (с 1924). Занимался живописью и книжной графикой. С 1926 сотрудничал с Н. Н. Евреиновым в постановке пьесы О.Уайльда «Саломея» в Париже.
virtualrm.spb.ru
Главный сайт Порталаwww.arts-museum.ru | Японская гравюра XVIII-XIX вековwww.japaneseprints.ru | Меценаты нового искусстваwww.artmaecenas.ru |
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вековwww.newpaintart.ru | Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителяwww.germanprints.ru | Официальный интернет-магазинwww.artsmuseumshop.ru |
Отдел личных коллекцийwww.artprivatecollections.ru | Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУСайт в разработке | Виртуальные прогулки по музеюwww.virtual.arts-museum.ru |
Отдел нумизматикиwww.coins-and-medals.ru | Мемориальная квартира Святослава Рихтераwww.sviatoslav-richter.ru | Технология виртуальной реальности VRwww.vr.arts-museum.ru |
Отдел реставрации и консервации музеяwww.museumconservation.ru | Итальянская живопись VIII-XX вековwww.italian-art.ru | Музей. Пространство вниманияwww.heatmap.arts-museum.ru |
Центр эстетического воспитания «Мусейон»www.museyon.ru | Шедевры античного искусстваwww.antic-art.ru | Человек как птица. Образы путешествийwww.venice.arts-museum.ru |
Британская гравюра XVIII—XIX вековwww.britishprints.ru | Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.www.shroud.arts-museum.ru | Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)www.newestmuseum.ru |
Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетияwww.russianprints.ru | Музейный городокwww.quarter.arts-museum.ru | На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея. |
www.arts-museum.ru