Будьте всегда в Настроении. Картина климт
Список картин Густава Климта и их описания с названиями
Густав Климт (1862 – 1918) считался одним из самых противоречивых, но также популярнейших и одаренных художников рубежа XIX – XX веков. В его творчестве главной темой почти всегда были женские фигуры, которые нередко символизировали человеческие чувства и состояния, такие как надежда, любовь, смерть и другие. Картины Густава Климта продолжают завораживать и наших современников неоднозначным содержанием и эротической харизмой созданных им женских образов. Сегодня работы этого основоположника австрийского модернизма относятся к категории самой дорогой живописи в мире. Отражая основные этапы жизни художника, статья ознакомит с особенностями, историей картин Густава Климта и покажет, как его классическая манера постепенно преобразовывалась в совершенно индивидуальный стиль, ставший одним из главных источников последующих современных направлений.
Семья, образование раннее творчество
Он родился в Баумгартене, венском пригороде, в семье гравера Эрнста Климта. Его мать, несостоявшаяся пианистка, родила семерых детей, из которых Густав был вторым. Два его младших брата Эрнст и Георг также стали художниками. Многодетная семья всегда нуждалась в деньгах. И когда в 1876 году Густав поступил в Kunstgewerbeschule, венскую школу прикладных искусств и ремесел, то предполагалось, что он изучит лишь профессию отца. Но юноша получил стипендию, что позволило ему выбрать специальность "архитектурная живопись" и продолжить обучение до 1883 года. Его брат Эрнст поступил в ту же школу на год позже Густава, но изучал лишь специальность гравера.
Климт получил качественное консервативное образование, и его ранние работы соответствуют идеалам академизма. Среди картин 1879 – 1880 года сохранились его творческие исследования в стиле историзма. По технике и сюжетным мотивам эти работы демонстрируют тонкую детализацию и сходство с работами его соученика и коллеги Франца Матча.
1880 – 1990 гг., начало деятельности
К 1880 году Франц Матч, Густав и его брат Эрнст зарегистрировали сообщество художников Künstler-Compagnie с рабочей студией на Йозефштедтер-штрассе в Леманне. Компания начала получать заказы на оформление общественных зданий. Среди прочего группа разрабатывала занавесы и потолочные картины для театров в Райхенберге, Гермесвилле, Карлсбаде и Фиуме в 1885 году. В новом здании венского «Бургтеатра» в 1886-1888 гг. друзья создали потолочные фрески и междуколонные картины, мозаичное панно. В 1891 – 1892 годах оформляли фресками Художественно-исторический музей Вены, и также замок Пелеш в Румынии. После того как младший брат художника Георг Климт в 1888 году достиг совершеннолетия, Густав на год отправляется в творческое путешествие в Краков, Триест, Венецию и Мюнхен.
В 1888 году Климт императором Австрии награжден «Золотым орденом за заслуги». Так были отмечены фрески, написанные художником для венского «Бургтеатра». После этого Климт стал почетным членом Мюнхенского и Венского университетов.
Авторский стиль 1880 – 1990 годов
Монументальные работы Климта 1886 – 1891 годов для «Бургтеатра» и венского Художественно-исторического музея отражают присущее художнику на этом этапе античное направление и академический стиль. В работах прослеживается аналогия с творчеством британского художника Лоуренса Алма-Тадема. «Аллегории и эмблемы» - одна из успешных фресковых серий Густава Климта, разработанная в тот период. Все фрески, как и живопись того периода, тщательно детализирована и прорисована.
Из картин Густава Климта масляный холст «Сапфо» (1888-1890 гг.; 39 см × 31,6 см) можно привести как типичный пример сюжетов и техники раннего творческого этапа художника. Изображение древнегреческой поэтессы на фоне природы и античной архитектуры отражает влияние прерафаэлитов и мечтательную литературную символику Моро. Подобная композиция у Климта, построенная по консервативно-классическим канонам, присутствует в его монументальной живописи для «Бургтеатра».
Работы 1880 – 1990 годов
В этот период Климт больше занимался по своей непосредственной специальности, архитектурной живописи. Однако если компания Künstler-Compagnie была зарегистрирована по улице Йозефштадте 8, то Климт на той же улице снимал напротив театра садовый павильон для собственной студии, где написал немало работ. Из наиболее известных произведений произведений этого периода следует назвать:
- Потолочные картины для Венского университета.
- Мозаику Palais Stoclet в Брюсселе.
- Fable (1883).
- «Идиллии» (1884).
- Фрески в «Бургтеатре» Вены (1886 – 1888).
- «Аллегорию скульптуры» (1889).
- Портрет Джозефа Пембауэра, пианиста и учителя (1890).
- «Древняя Греция II» («Девочка из Танагры») (1890 – 1891).
1891 – 1900 годы, Венский Сецессион
В 1891 году Климт стал членом кооператива венских художников при Künstlerhaus, выставочном здании в центре Вены. В 1892 году в июле умер его отец, а через полгода в декабре погиб и брат Эрнст, после чего Густав принял на себя содержание матери и финансовую помощь семье брата.
24 мая 1897 года Климт ушел из Кюнстлерхауса и стал одним из основателей группы Венского Сецессиона, председателем которого был с 1897 по 1899 годы. Группа состояла из венской молодежи, представляющей разные направления искусства. Объединение не декларировало свой манифест. Его целью, в противоположность консерватизму Кюнстлерхауса, было создание выставок для молодых прогрессивных художников новых стилей.
Правительство поддержало усилия группы и предоставило аренду на общественных землях для возведения выставочного зала «Сецессиона». Его в 1897 – 1898 годах строил один из членов группы архитектор Йозеф Ольбрич. В 1898 году Сецессион организовал свою первую выставку. Климт проектировал для здания металлические двери, а для периодического издания группы «Святая Весна» (Ver Sacrum) с 1898 по 1903 годы поставлял множество иллюстраций и шаблонов. Группа стала основой, на базе которой развился вариант немецкого модерна югендштиля, названного в Австрии венским Сецессионом. Символом группы была Афина Паллада - греческая богиня справедливости, мудрости, искусства. Радикальную версию ее образа можно увидеть в картинах Густава Климта, написанных в 1898 году. Художник оставался членом Сецессиона до 1908 года.
Творчество 1891 – 1900 годов
С этого периода появляется серия женских портретов: «Молодая женщина в кресле», «Женский портрет», «Девушка у камина», «Девушка в кресле», «Портрет Сони Книпс» и другие. Одни из них прорисованы с фотографической тщательностью, другие больше напоминают манеру импрессионистов. В это же время у художника вырабатывается свой характерный стиль.
Золотой фон присутствовать в нескольких картинах художника. Густав Климт начинает впервые использовать его с середины 1890-х годов. Мастер был увлечен японским изобразительным искусством, и его работы напоминают творчество Огата Корина, живописца XVII века. С того времени применение тонкого покрытия драгоценным металлом становится характерным для произведений Климта, особенно в его «Золотой период».
Начало работы «Венского сецессиона» представляет время модерна и, вероятно, является поворотной фазой в творчестве Климта. На его работы тех лет явно повлияли такие признанные художники, как Франц фон Штук и Ян Тороп. Например, изображение в картинах Густава Климта женских волос напоминает живопись Торопа. «Джудит I», написанная Климтом в 1901 году, кажется, вдохновлена «Грехом» Франца фон Штука. Положение двух тел в «Водных змеях» Климта соответствует примерно тому, что было у Эдварда Берн-Джонса в 1887 году на картине «Глубины моря».
В конце XIX века появляется, ставший в итоге характерным для творчества Климта, образ женщины, символизирующей «обнаженную истину» (Nuda Veritas). Первое изображение Nuda Veritas Климта было иллюстрацией к мартовскому номеру журнала Ver sacrum. И прототипом для нее, вероятно, послужила собственная «Изида» художника из «Египетских изображений» (Zwickelbild Egypt) 1891 года.
Работы 1891 – 1900 годов
Климт всегда чрезвычайно много работал, постоянно пропадая в мастерской, и его творчество считается одним из самых продуктивных. Вот некоторые наиболее известные картины по номерам Густава Климта написанные в течение десятилетия:
- 1895 — 1896 год: «Портрет леди» , «Музыка I», «Любовь», «Скульптура».
- 1897 – 1898 год: «Трагедия», «Музыка II», «Афина Паллада», «Текущая вода», «Портрет Сони Книпс», «Кровь рыб».
- 1899 год: «Шуберт у фортепиано»; «После дождя», «Нимфы. Серебряные рыбы», «Русалки», «Nuda Veritas», «Портрет Серены Ледерер».
- 1899 – 1907 год: «Философия».
Скандальный заказ 1990 года
В 1894 году австрийское министерство образования Климту поручило исполнить три крупномасштабных полотна для украшения потолка в зале факультета живописи Венского университета. До 1990 года не все картины были готовы. Первую же работу - «Философия» - университетские профессора подвергли беспощадной критике. При этом «Философия», выставленная Климтом на парижской выставке 1990 года, удостоилась золотой медали. Художник изобразил обнаженную женскую натуру в аллегорической форме, однако все его работы подобного плана обладают невероятной силой эротизма. После скандала австрийская общественность еще в меньшей степени была готова к компромиссному восприятию написанных в 1991 году картин Густава Климта с названиями «Медицина» и «Юриспруденция». Признанные порнографическими изображениями, эти работы были жестоко отвергнуты университетскими, политическими, религиозными и культурными кругами.
Все три полотна художник выставлял в «Сецессионе», и относительно их содержания у Климта с Францем Матчем произошли серьезные разногласия. «Теология» Матча была принята преподавательской комиссией и все еще находится в Венском университете. Журналист Карл Краус в журнале The Torch, защищая университетский отказ от «Философии» Климта, пренебрежительно отметил, что Париж, который импортирует искусство в стиле «goût Juif» (еврейский вкус), безусловно, одобрил бы полотна для храма науки, такого как университет. После скандала Климт больше не принимал государственные заказы, посвятив себя портретной и пейзажной живописи.
«Медицина»
Все полотна приобрел за 30 000 крон австрийский промышленник Август Ледерер, коллекционер и меценат. Однако работы сгорели в 1945 году во время отступления немецких войск в Нижней Австрии. От проекта осталось несколько отдельных набросков и плохого качества черно-белые снимки. Фото картины Густава Климта «Медицина» отражает лишь часть монументальной работы. На нем изображена Гигея, которая находилась в нижней центральной части полотна. Изображение сохранилось благодаря тому, что входило в подборку работ 300 экземпляров художественных альбомов, изданных в 1914 году под личным контролем Климта. Для издания были сфотографированы лучшие произведения художника за период 1893 – 1913 годов. В тридцати первых экземплярах самые важные литографии вышли цветными. Среди этих изображений сохранился и фрагмент «Медицины», который дает представление о красочной яркости всего произведения.
Золотой период
Творческая фаза, принесшая художнику славу, достаток и наибольшее количество частных заказов, продлилась до начала 1910 годов. Используя сусальное золото для фона еще с середины 1890 годов, Климт увлекся удивительными возможностями этого материала. Никакие репродукции картин Густава Климта не передадут все великолепие золотых волос его «Водяных змей», сверкающих украшений и прозрачных складок одежд I и II «Юдифи», драгоценного дождя «Данаи».
Тончайший золотой лист, в отличие от грунта, лака и краски, устойчив к истиранию. Такая подложка создает особый эффект, просвечивая сквозь легкий слой краски. Покрыв золотой фон прозрачным или слегка подцвеченным лаком, можно различными способами получить впечатление многообразных фактур. Краску, нанесенную по золоту, можно процарапать, стереть, уже высохшей или сырой, частично убрать растворителем, получив при этом интереснейшие эффекты. Нанося драгоценный металл на красочный слой, можно достичь совершенно иных визуальных результатов. Художник надолго увлекся декоративными свойствами золота (иногда листового серебра) и создал множество захватывающих произведений. Невозможно перечислить созданные за этот период все работы по номерам Густава Климта. Картина «Поцелуй», «Адель Блох-Бауэр», «Золотые рыбки», оба полотна «Юдифь», «Даная», «Водяные змеи» считаются самыми впечатляющими.
«Поцелуй»
Эта картина 1907 – 1908 годов является не только самой знаменитой, но также знаковой для творчества Климта в такой же степени, что и «Джоконда» для да Винчи. Вся композиция, цветовое и техническое решение создают впечатление, что это полотно — икона пламенной и нежной любви.
Картину «Поцелуй» Густав Климт изобразил на идеальном квадрате холста размером 180 на 180 см. Сплетенные в объятиях мужчина и женина нарисованы у края обрыва, покрытого пестрыми цветами. Их тела почти полностью покрыты одеждами и заключены в подобие золотого ореола, что еще больше напоминает об иконах. Лицо мужской фигуры скрыто, но возникает соблазн увидеть «Поцелуй» как автобиографическое произведение, в котором художник изобразил себя. Кто мог оказаться в таком случае прототипом женской фигуры? Эту загадку решают искусствоведы много лет. Оставив недосказанность и некую двусмысленность в изображенных личностях, художник тем самым повышает привлекательность произведения. В картине «Поцелуй» Густав Климт воплощает не просто субъективное или ситуационное значение, а универсальное, вневременное видение романтической любви.
Произведение было представлено художником на венской выставке Кунстшау в 1908 году. Его сразу приобрело Министерство культуры и образования Австрии. Хранится полотно в галерее Бельведер на родине художника.
Выставки
«Золотой период» Климта отмечен наибольшим количеством выставок художника по всей Европе, что свидетельствует о его значимости на арт-сцене того времени.
- В 1905 году Климт выставил пятнадцать работ в недавно открывшемся берлинском Сецессионе на ежегодной выставке Deutscher Künstlerbund и получил премию Villa Romana.
- В 1906 году художник отправился в Бельгию и Англию, а к концу года был назначен почетным членом Королевской баварской академии изящных искусств в Мюнхене.
- В 1908 году он выставлялся во Флоренции, затем в Праге и Дрездене.
- В 1909 году отправился в Мюнхен, Париж, Мадрид и Толедо.
- В 1910 году на IX Венецианском биеннале его работы были приняты с небывалым энтузиазмом.
- 1911 год — выставка в Риме (первая премия за картину «Смерть и жизнь»)
- 1912 год — снова Дрезден.
- 1913 год — Будапешт, Мюнхен и Мангейм
- В 1914 году Климт выставляется с австрийской ассоциацией художников в Риме и посещает Брюссель.
- В 1916 году совместно с Шиле и Кокошкой участвует в Федеральной выставке Берлина.
- В 1912 году Климт стал президентом Федерации австрийских художников.
Последний творческий этап
С 1900 по 1916 год Климт пребывал в основном на вилле летнего курорта на озере Аттерзее в Верхней Австрии. Здесь написано большинство его многочисленных пейзажей. Часть из них, чтобы охватить больший ракурс, написана с очень дальнего расстояния. И Климт в этих случаях пользовался своим телескопом, разглядывая нюансы цвета и теней среди выбранных деталей ландшафта. Его пейзажи очень объемные, великолепно создают впечатление пространства и воздушной среды. В начале 1910 годов совсем исчезает золото и орнаментальные мотивы в его работах. Цвет становится главным инструментом художника для передачи идей и чувств.
Картины сегодня
Климт всегда, на каждом творческом этапе, был востребованным художником и никогда не знал недостатка в состоятельных заказчиках. Многие его работы были куплены для музеев, но большинство приобреталось для частных коллекций.
В 2006 году пять картин, принадлежащих наследникам Бернхарда Альтмана, были выставлены в Нью-Йорке на аукционе Christie's и проданы по ошеломляющей стоимости:
- Первый портрет Адели Блох-Бауэр , известный как «Золотая Адель», или картина «Женщина в золотом», Густавом Климтом написана в 1907 году. Полотно приобретено за 135 миллионов долларов Рональдом Лаудером для нью-йоркской Новой галереи. В то время это была наиболее высокая цена за картину, сейчас в списке самой дорогой живописи произведение занимает восьмой пункт.
- Второй портрет Adele Bloch-Bauer, написанный в 1912, куплен участником торгов за 87,936 млн долларов. На тот момент это была пятая по размеру стоимость за картину в мире.
- Bauerngarten (Blumengarten) 1903 года, ушла с аукциона за 33 056 млн. долларов.
- Apfelbaum I (1912) продана за 40,336 млн долларов.
- Пейзаж «Дома в Унтерах-ам-Аттерзее», написанный около 1916 года, куплен за 31,376 млн долларов.
Климт является одним из важнейших художников периода Арт Нуво в Австрии, а также занимает лидирующие позиции в международном масштабе. Тем не менее его работы были частично проигнорированы немецкоязычной художественной критикой первой половины XX века или приняты как чистая декоративная живопись. Только позже его статическая символика и орнаментальная абстракция стали признанной тенденцией в развитии современной живописи. Кроме того, Климт продвигал молодых художников, таких как Эгон Шиле или Оскар Кокошка, таким образом внося еще один важный вклад в прогресс современного искусства.
www.nastroy.net
Густав Климт «Любовь». Описание картины
Описание картины Густава Климта «Любовь»
Начало 90-х гг. стало отправной точкой, с которой начался новый творческий период живописи Климта, когда он остро почувствовал, что не может оставаться в пределах академического искусства, несмотря на огромную популярность своих произведений в консервативной среде венского общества.
Композиция «Любовь», созданная художником в 1895, относится к работам, в которых явно виден кардинально новый модернистский стиль, также отмеченный влиянием импрессионизма и символизма. У Климта начинается скандальная эпоха «роковых женщин», стремительно занимающая ведущее место в его живописи.
Первое мнение при взгляде на картину может вызвать у зрителя ощущение идиллического счастья, созданного видом влюбленной пары, а лица героев хоть и размыты, но переданы почти с фотографической точностью. Два золотых бордюра, в сочетании с розой, дополнительно украшающей работу, добавляют произведению романтического настроения, которое постепенно угасает, по мере более внимательного рассмотрения сюжета. Чувства девушки «читаются» легко: она без остатка «растворяется» в новых, доселе неизведанных ощущениях, которые может подарить только искренняя любовь; взор молодого человека принадлежит, скорее всего, искушенному в «амурных делах» взрослому мужчине, холодно, и с недоверием наблюдающему за своей подругой. В тумане, с первого взгляда таинственном, окрашенном в сиренево-серые тона, оказывается, есть еще образы, но они принадлежат только женщинам, одна из которых – старуха, вызывает довольно неприятные ассоциации, и теперь, интригующий туман, более сравним с тяжелым сном. Три возраста, воплощенные художником с помощью женских образов, служат напоминанием не только о недолговечности любви и «скоропортящейся» внешней красоте женщины, но и подчеркивают непродолжительность земного бытия.
Впервые Климт воплотил на полотне не только саму любовь, в ее чистом виде, но и выразил мысль, что это прекрасное чувство находится в неразрывной связи со смертью; насколько важен в его жизни и творчестве этот «союз», станет заметно уже последующих картинах.
1895 г. Холст, масло. 60 x 44 см.Музей истории искусств, Вена, Австрия
gklimt.ru
Густав Климт - Belle Epoque
Густав Климт – первая ласточка «Священной весны»
Густав Климт – один из отцов-основателей авангарда, смелый и самобытный художник, оставивший богатейшее творческое наследие.
Всю жизнь Климт боролся за то, чтобы живописцы отринули академизм старой школы и отправились в путешествие к новым формам, новым идеям и новым решениями. На его картине «Обнаженная истина» была изображена женщина, державшая зеркало. Внизу полотна художник поместил цитату из Шиллера, которая, вероятно, могла служить жизненным кредо Климта: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».
Климт родился 14 июля 1862 года в предместье Вены под названием Баумгартен. Будущий живописец рос в очень творческой атмосфере: его отец был гравером по золоту (возможно, именно детские впечатления так повлияли на цветовые пристрастия выросшего Климта, ведь он известен своей привязанностью к золотым, «осенним» оттенкам), а мать увлекалась музыкой и даже хотела стать профессиональным музыкантом, но, к сожалению, ее мечты так и не реализовались. Однако они не имели постоянной работы, и семья жила в бедности.
Все сыновья Климтов тянулись к искусству и стали художниками. Эрнст и Густав Климты поступили в художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности. Вместе со своим другом Францем Матчем они образовали своеобразное «живописное трио» и некоторое время творили вместе. В своих ранних работах Климт еще придерживался классического стиля. Художники украсили фресками многие театры – например, в Райхенберге, Риеке. В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. Также они выполняли работу по украшению дворца Штурани в Вене и расписывали потолок павильона минеральных вод в Карлсбаде.
Все фрески просто великолепны и выполнены в лучших традициях неоклассицизма и подражания античному искусству: это касается и сюжетов, и исполнения.
После нескольких совместных проектов три молодых художника накопили достаточно средств, чтобы снять себе студию. Все говорило о том, что их ждет блестящее будущее – признание публики, новые заказы, растущее материальное благополучие. Однако случилась трагедия – в 1892 году ушли из жизни и отец Густава, и его брат Эрнст. Художник взял на себя все заботы о жене и дочери брата. Тогда же началась близкая дружба Климта с Эмилей Флеге, сестрой своей свояченицы. Эта дружба была очень тесной и продлилась до конца жизни: именно Эмилия Флеге запечатлена на картине Климта «Поцелуй». Почитатели творчества Климта до сих пор спорят о том, была ли между художником и Эмилией только дружба или все же нечто большее. Во всяком случае, это чувство они пронесли через всю жизнь.
Эмилия тоже была творческой личностью – вместе с двумя сестрами она организовала Модный дом, имевший огромную популярность у венских светских дам. Климт активно участвовал в работе Дома, придумывая расцветку и дизайн платьев.
Несколько лет Климт еще работал вместе со своим другом, придерживаясь прежних принципов. В 1898 году Густав даже получил из рук императора Франца-Иосифа I Золотой орден «За заслуги» за свой вклад в искусство.
Переломный момент произошел во время совместной работы друзей над оформлением Художественно-исторического музея в Вене. В этот момент как раз начал формироваться неповторимый стиль Климта, и поэтому бывшие единомышленники стали работать над разными картинами - писать, как раньше, вдвоем одно произведение уже не могли. Так их творческий союз распался.
В 1897 году случилось событие, ставшее важнейшей вехой не только в творчестве Климта, но и в творчестве многих его современников. Художник основал модернистское общество «Сецессион» по образцу берлинского «Сецессиона», чем обозначил свой разрыв со «старой школой» - поступок во многом бунтарский, учитывая, что к тому моменту ему уже было, что терять: ведь его работы в классическом стиле оценивались публикой очень высоко, он получал различные награды, обрел всеобщее признание. Климт, будучи очень умным человеком, не мог не понимать, что дорога новатора весьма и весьма терниста. Но он не изменил себе, следуя по пути, который ему подсказало вдохновение.
В 1898 году был возведено здание Сецессиона, над входом в которое было написано: «Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода». Там проходили выставки художников – членов общества. Среди них были Кокошка, Хофман, Ольбрих и многие другие.
«Сецессион» начал выпускать журнал «Ver sacrum», «Священная весна». В журнале публиковались работы членов общества. Однако в создании издания принимали участие не только художники, но и литературные деятели – например, известный поэт-символист Рильке.
Окончательный разрыв с некоммерческими заказами произошел у Климта в тот момент, когда его пригласили расписывать Большой зал Венского университета. Художник должен был выполнить три картины, которые в аллегорической форме воплощали бы Медицину, Философию и Юриспруденцию. Первую он создал в 1900 году, остальные – к 1903 году. Когда Климт представил Философию, разразился скандал. Профессора университета написали возмущенное письмо, в котором требовали отозвать заказ у Климта, обвиняли его картину одновременно в откровенном эротизме и бесстыдстве, в отсутствии смысла и издевательстве над наукой. После того, как ученые мужи увидели две другие картины, недовольство достигло предела. Климт не стал вступать с ними в полемику, просто забрав картины себе и вернув заказчикам аванс. К сожалению, во время Второй Мировой Войны бесценные произведения искусства были утрачены.
Единственным ответом Климта на возмущение профессоров была картина, сначала названная «Моим критикам», а потом переименованная в «Золотые рыбки». Комментарии тут излишни, достаточно ее просто увидеть.
Стиль Климта – поистине нечто беспрецедентное, его формирование завершилось примерно в 1903 году, что ознаменовалось началом знаменитого «золотого периода» в творчестве художника. Будет неправильно сказать, что Климт совсем ушел от классических канонов, скорее, ему удалось совместить или, вернее, «сплавить» (учитывая Климтовскую любовь к золотым оттенкам) несовместимое: тонкую, детальную прорисовку лиц и почти полную абстракцию на фоне. Автор, создавая свои удивительны орнаменты, черпал вдохновение в византийских мозаиках (он познакомился с ними во время своего путешествия по Италии, в Равенне), в ориентальной живописи и в красоте природы. Стоит обратить внимание на умышленную «плоскость» изображения, а также своеобразный «мозаичный» угол зрения: персонажи написаны так, как они видят друг друга, а не так, как они должны были бы быть написаны по канонам классических пропорций.
В «золотой» период Климт создал, пожалуй, лучшие свои работы: «Древо жизни» (которая по сути является триптихом из картин «Ожидание, «Древо жизни» и «Упоение», это последняя монументальная работа Климта, в которой перед нами предстает легендарное Древо мира, на ветви которого сидит черный ворон, – вечный союз жизни и смерти) и, конечно, «Поцелуй» (на которой Климт изобразил себя со своей подругой Эмилией Флеге). Мы видим здесь не только красоту формы, но и богатство идей, воплощенных в этой форме, Климта-символиста, открывшего дверь в золотую бездну бессознательного. Элементы орнаментов тоже имеют символическое значение: квадраты и треугольники – это знаки мужского начала, круги – женского, спирали – течения жизни, самого бытия.
Мы не можем забывать о том, что Климт был современником Фрейда, и фрейдистские идеи, как оказалось, вполне уютно чувствуют себя среди сусального золота. Возможно, поэтому центр Вселенной Климта – женщина. И появляется она в его творчестве в разных воплощениях – это женщина-символ, женщина-Вселенная, женщина-идея, женщина-тайна и женщина-разгадка к этой тайне, некий «архетип», за которым стоят многие и многие поколения, а также мудрость и опыт, накопленные этими поколениями. Такой предстает женщина, например, на картинах «Водяные змеи»и «Даная».
Но есть и другая героиня творчества Климта – это прекрасная и чувственная, но вполне реальная и земная женщина: женщина – современница, женщина – соседка. Она эмоциональна, в ней виден характер, она четко прорисована – как в буквальном, так и в переносном смысле. Неудивительно, что такими являются дамы с известных портретов Климта, навсегда запечатленные в истории благодаря мастерству художника . Самыми известными, конечно, являются 4 портрета Адели Блох-Бауэр («Юдифь» I и II, «Портрет Адели Блох-Бауэр» I и II). Отношения Климта и Адели окутаны завесой тайны. По официальной версии художник был просто частым гостем салона, который держала Адель, и дружил с четой миллионеров Блох-Бауэров, но есть и иная – о многолетней связи художника и Адели. Некоторые утверждают даже, что якобы Блох-Бауэр, обманутый муж, задумал поистине изощренную месть: он надумал разлучить влюбленных, сделав так, чтобы они пресытились обществом друг друга. Он заплатил Климту астрономическую сумму и заказал невероятную по сложности картину – «Золотую Адель», «Портрет Адели Блох-Бауэр»-I, полагая, что за время создания произведения художник и натурщица изрядно устанут друг от друга. Климт писал это полотно 4 года, сделал более 100 набросков. Адель стала часто болеть, и они вынуждены были делать большие перерывы между сеансами. Картина получилась поистине величественной – квинтэссенция золотого на фоне, сплавленная с утонченной, темной томностью Адели на переднем плане. Надо отметить раму, в которую вставлено полотно. Уникальность основной массы работ Климта состоит в том, что сначала к ним делали раму, и лишь потом художник писал полотно.
У этой картины необычная судьба – она переходила от владельца к владельцу, во время Второй Мировой войны вообще таинственным образом исчезла и казалась навсегда утраченной, однако вдруг явилась в частной коллекции, она много лет считалась символом Австрии и была увезена в США к единственной наследнице рода Блох-Бауэров, почти девяностолетней Марии, племяннице Адели – по указаниям таинственного завещания, найденного в Швейцарии. История не хуже детективной, но реальность подчас курьезнее любого вымысла.
Три других портрета Адели чуть менее известны, но заслуживают не меньшего внимания. Самым первым из них была «Юдифь»-I - удивительная картина, где чудесным образом сплелись два женских образа – легендарной красавицы из древних историй и современницы художница, харизматичной, раскованной и роковой. Они настолько слиты, что картина кажется двойственной, и в этом ее прелесть. Статная осанка, взгляд древней царицы – и при этом модное украшение в стиле ар нуво на шее.
«Юдифь»-II стала настоящим скандалом. Многие именуют эту картину «Саломеей», видимо, видя сходство сюжетов в отрубленной голове, хотя, прямо скажем, символику эти два образа предполагают абсолютно противоположную. Впрочем, героиня картины, имеющая больше абстрактные черты, в которых не сразу угадываются черты Адель, и правда не выглядит чистой и гордой Юдифью, заведомо положительным персонажем. В ней слишком много темного, тайного, может быть, даже порочного и животного – и такая трактовка образа показалась критикам безумно оскорбительной.
«Портрет Адели Блох-Бауэр»-II относится к самому позднему периоду в творчестве Климта, когда он уже отошел от своего фирменного золота, увлекшись экспериментами с цветом, а также восточной культурой - орнаментами, часто имеющими символический характер, стилизацией фона под мозаику или восточный ковер. Этот период длился примерно 6-7 лет, до самой смерти художника в 1918 году. Адель Блох-Бауэр на этой картине стоит в саду в шляпке и кажется совсем юной. От ее пронзительного взгляда невозможно отвести глаза.
Надо отметить, что недолгим переходным этапом между золотым периодом и орнаментальным был период увлечения Климтом французскими живописцами – Лотреком, Гогеном, Ван Гогом и другими. Это послужило причиной создания нескольких по-парижски утонченных и обаятельных произведений, например, картин «Леди в шляпе и боа» и «Дама в черной шляпе».
В последние годы Климт создает произведения, в которых во многом отходит от прежних канонов своего творчества. В них много красок, зачастую тревожных, не покидает ощущение лихорадочных всполохов, которые кажутся следствием боязни не сделать, не успеть. У большинства работ – ориентальные фоны. Преимущественно это портреты современниц автора.
Надо отметить, что особняком в творчестве Климта стоят пейзажи. Преимущественно это были виды озера Аттерзее, куда художник ездил практически каждое лето. Они встречаются и в раннем, и в позднем его творчестве. Мы можем увидеть в пейзажах эволюцию всего творчества Климта, хотя они отчего-то не стали такими знаменитыми, как другие его работы. Тем не менее, пейзажи, на которых изображаются преимущественно одни и те же места, замечательно передают трансформирующееся авторское видение: сначала они ближе к классическим канонам, но потом мы видим в них все больше авторского видения, они наполняются осенними красками в золотой период и мозаичной пестротой на позднем этапе творчества.
В конце жизни Климт был по-прежнему неразлучен с Эмилией Флеге, своей верной подругой и соратницей. Художник умер 6 февраля 1918 года в Вене. Причиной смерти стала пневмония, развивавшаяся на фоне перенесенного инсульта. Последними его словами были: «Пошлите за Эмилией…»
Потом были ожесточенные споры за наследство, скорбь безутешных возлюбленных, перевозка произведений автора из галереи в галерею и даже из страны в страну. Но все это уже безразлично, ведь Густаву удалось главное – остаться собой и заставить полюбить свое творчество, каким бы «неудобным» оно не было для критиков и современников. Он желал понравиться лишь немногим, но спустя столетие уже миллионы людей восхищаются им.
Текст подготовила М.Прокопеня
© Пелигрин 2013-2017
labelleepoque.ru