Павел Петрович Чистяков. Выдающийся учитель живописи. Учитель картины
Учитель в живописи. К Всемирному дню учителя
Норман Роквелл День рождения учительницы 1956 г.
Ян Стен The Severe Teacher 1668 г.Claude Lefebvre A Teacher and his Pupil.
Василий Перов Учитель рисования (этюд) 1867 г.
Сергей Зарянко Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников. 1840-41 г.г.
Николай Богданов-Бельский У больного учителя. 1897 г.
Ефим Чепцов Школьные работники. Переподготовка учителей. 1925 г. Третьяковская галерея
Ирина Воробьева Учительница 1957 г.
Иван Тихий Экзамен 1957 г.
Е. Кацман Сельский учитель 1925 г.
Немецкий плакат New Teachers for New Schools 1945 г.
Александр Кержнер В первый класс 1950 г.
Олег Шелудяков Урок немецкого 2004 г.
Елена Ивженкова Преподаватель зарубежной литературы 2009 г.
Оксана Черкас Учитель 1996 г.
***
Школа — не казарма, дети — не солдаты.Не муштруй их, дядька с головой кудлатой.Не стриги их тупо под одну гребенку.Не насилуй душу, дай вздохнуть ребенку.Не сгоняй их в кучу, не гони их строемИ без строя можно вырасти героем…
Семен Богуславский, директор школы №1274 г. Москва
Виктория Глыбина Абдиева И.Л. (моя учительница по физике). 2008 г.
Борис Тупейко Кто это сделал? 2004 г.Источник
Обратите внимание
Смешные картинки про учителей. (17 фото) • Прикольные картинки и юмор
Все учились в школе и у многих из нас есть воспоминания об учителях, как они издевались на учениками и как ученики издевались над ними. Так это или нет решайте сами!
Учитель заснул на уроке.
В школе потом а ученики всё равно занимаются.
Запись в тетради ученика.
Учитель едет верхом на ученике.
Запись в дневнике и фото Чака Норриса.
Запись в дневнике.
Учитель с битой.
Про шутки учителей.
Учитель классу показывает фак.
Учитель держит в руках автомат, заставляя учиться учеников.
Замечание в дневнике.
Учитель поставил оценку за контрольную.
Ученик за спиной учителя показывает факи.
Комментарии учителя на сочинение ученика.
Растаманский учитель.
Беар Гриллс учитель ОБЖ.
Д.А.Медведев за партой.
БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРОГОЛОСУЙ ЗА ПОСТ!
Загрузка... « Предыдущая записьbipbap.ru
учитель Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#48691022 - education, elementary school, learning and people concept - teacher..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43914689 - Teacher teaching her classroom of students at the elementary..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#42109316 - Group Of Elementary Age Schoolchildren In Class With Teacher
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36388987 - Pretty teacher smiling at camera at back of classroom at the..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38126734 - teacher teaching the computer with children in classroom
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#44850671 - Teacher smiling at camera in classroom at the elementary school
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#40344440 - This image shows a Hispanic Male Teacher in his classroom
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38077987 - Pretty teacher using laptop in computer class at the elementary..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46782266 - The teacher icon. Training and presentation, seminar, learning..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#18546050 - school dog with books and a pencil
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com
Валентин Серов. Портрет Чистякова Павел Петрович Чистяков (5 июля 1832 — 11 ноября 1919) — русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи. Биография Павла Чистякова
«Это наш общий и единственный учитель»,— сказал И. Е. Репин о Павле Петровиче Чистякове. И в словах его нет преувеличения, хотя это короткое, но веское словечко «наш» вместило (прямо или опосредованно) почти три поколения русских художников. Среди них немало звезд первой величины, составляющих славу русского искусства,— Репин и Суриков, В. Васнецов и Поленов, Серов и Врубель. Педагогическая система Чистякова столь же авторитетна в художественном мире, как система Станиславского — в артистическом. Илья Репин. Портрет Чистякова Остается во многом загадкой, как, не обладая ни собственной мастерской, ни тем более своей школой, где он мог бы, не опасаясь академических ретроградов, беспрепятственно и целенаправленно проводить выработанные им педагогические принципы (подобно своим знаменитым европейским коллегам — А. Ашбе или Ш. Холлоши), Чистяков добился столь блестящих результатов. Прежде всего, вероятно, это стало возможным благодаря тому, что для него с самого начала художнической деятельности не было жизни вне пытливого, страстного и самостоятельного познания сути своего предмета, вне стремления передать знания и опыт начинающим художникам. «Рассудок, знания всегда во мне были впереди практики,— говорил Чистяков,— что делать, я родился и живу для других». Учась в Академии художеств профессиональному мастерству, он доходил до сути каждого задания, каждого упражнения собственным разумением, все менее доверяясь учителям. Чистякова не удовлетворяла система академического рисунка, чуждого живой динамики и объективных законов натуры и лишь послушно следующего внешней видимости форм. Его не удовлетворяли академические принципы работы с цветом, который не выходил за пределы условной раскраски и служил в основном светотеневой, тональной проработке форм. Его не удовлетворяли шаблонные композиционные схемы, не могущие вместить нового содержания. И самое главное — в системе академического преподавания он обнаружил страшный разрыв профессионального образования и художественного воспитания, без чего Чистяков не мыслил самого преподавания. Уже тогда закладываются основы его будущей системы, и тогда же он начал преподавать. В 1861 году он пишет картину «На свадьбе великого князя Василия Темного великая княжна Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого пояс с драгоценными каменьями», получает первую золотую медаль и уезжает за границу. В Италии он работает много и плодотворно в различных жанрах — в пейзаже, портрете, в жанре так называемых «костюмных» этюдов, исторической живописи. Наиболее значительны его «Римский нищий» (1867) и «Итальянец каменщик» (1870)—своей островыраженной национально-типологической разработкой, точным рисунком, смелой живописью. Но не столько количеством произведений может быть измерена плодотворность его деятельности в этот период. Во всех работах (и это главное) Чистяков ставит всегда новые задачи, проверяет и накапливает свои наблюдения над рисунком, цветом, формой, ищет наиболее правдивого и выразительного по образной и пластической характеристике решения. Лишь большая пенсионерская картина «Последние минуты Мессалины, жены императора Клавдия» ему так и не далась. Выбранный художником сложный психологический сюжет не мог реализоваться в принципах академической живописи, а собственного развитого метода у него в ту пору не было. В 1870 году Чистяков возвращается на родину. Впереди у него сорок лет работы в Академии — адъюнкт-профессором гипсоголовного класса, руководителем Мозаического отделения (с 1894 г.), профессором репинской мастерской (1908—1910) и, наконец,— отставка, но и на склоне лет продолжалась теоретическая и практическая деятельность художника. «У меня цель — двинуть, направить русское искусство по более просторному и широкому пути»,— так определил программу своей жизни Чистяков. Он следовал ей с поразительной настойчивостью и редким воодушевлением. Цели этой служили чистяковская система преподавания, которая охватывала самые различные и вместе с тем неразделимые стороны художественного процесса: взаимоотношения натуры и искусства, художника и действительности, психологии творчества и восприятия и т. д. Метод Чистякова воспитывал не просто художника-мастера, но художника-творца, гражданина, активно участвующего в современной жизни, откликающегося своими произведениями на ее потребности. По мысли Чистякова, художнику необходимо всегда волноваться по поводу происходящего и глубоко выражать это волнение пластическими средствами. И поэтому «нужна, прежде всего, хорошая школа», чтобы актуальная мысль не могла быть передана «грубыми, неучеными руками». Теоретик-рационалист и демократ, Чистяков признавал за искусством функции, прежде всего, познавательно-воспитательные и придавал решающее значение в своей системе рисунку. Он призывал своих учеников проникать в самую суть видимых форм, воссоздавать на условном пространстве листа их убедительную конструктивную модель. Познание закономерностей натуры и ее характерных особенностей уже являлось творческим актом, недаром ученические работы чистяковцев смотрятся сейчас как произведения искусства. Достоинством системы преподавания Чистякова были целостность, единство на методологическом уровне всех ее элементов, логическое следование от одного этапа к другому: от рисунка, к светотени, затем к цвету, к сочинению (композиции). Он придавал огромное значение цвету: «Рисунок дело разумения.., живопись, цвети — дело чувств и умения глядеть просто и списывать». Под «списыванием» Чистяков понимал умение правдиво «списать почерк» жизни, ее живую динамику. «Цвет есть искусство»,— говорил он, видя в цвете важнейшее средство образной выразительности, раскрытия содержания произведения. В сочинении картины Чистяков полагал итог обучения художника, когда тот был уже в состоянии осмыслить явления окружающей жизни, обобщить свои впечатления и знания в убедительных образах и создать картину, которая выражала бы идейную концепцию автора и «волнующие общество идеи». И здесь каждый раз, решая ту или иную тему, художник должен обновлять, варьировать свои художественные средства, находить адекватный пластический язык. «По сюжету и прием» — было любимым выражением Чистякова. Стройная диалектика общего и частного, закономерно-типического и индивидуального, традиции и поиска, познания и действия, рассудка и чувства пронизывала всю систему Чистякова. Благодаря этому ее свойству ни один из учеников его не походил на другого. Учитель бережно сохранил зерна самобытности в них и не только сохранил, но, как мудрый садовод, приумножил и облагородил — в этом великая жизненная, правда, педагогики Чистякова, его особая заслуга перед русским искусством.
Статья из книги "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г. Галерея картин Павла Чистякова
Боярин Римский нищий Джованнина Портрет М.А.Григорьевой Джованнина, сидящая на подоконнике Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому Патриарх Гермоген отказывает полякам подписть грамоту Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Смешные картинки про учителей ( 27 штук) — jancel.ru
Все мы с вами учились в школе, и каждый из нас сможет вспомнить хотя бы одну или несколько забавных истории связанных с учителем. В этой подборке мы собрали всякие смешные картинки про учителей, чтобы вы могли поностальгировать, о тех беззаботных деньках.
jancel.ru
Школа выдающегося художника-педагога академика Д. Н. Кардовского.
Автор — Кузьмина Ирина Борисовна, доцент СПГАИЖСА им. И. Е. Репинаи СПГУТД.
«…если наука есть ум народа, то искусство есть душа его».
Д. Н. Кардовский
О. Л. Делла-Вос-Кардовская. Портрет Д. Н. Кардовского
Проблемы, рассматриваемые в 1920-х годах выдающимся художником-педагогом, академиком, заслуженным деятелем искусств, профессором Дмитрием Николаевичем Кардовским (1866–1943) в докладе для учителей города Переславля-Залесского, не менее актуальны и в наше время. Высказывания художника свидетельствуют о масштабности и дальновидности его мышления. Дмитрий Николаевич говорил: «…в деле воспитания народа нужно одновременное и параллельное развитие не только ума, но и души, и сердца, а, следовательно, необходимо не только развитие науки, но искусства, потому что если наука есть ум народа, то искусство есть душа его.
Поднять молодые поколения до понимания души народа, до понимания его искусства, это значит воспитать народ в духе высокой цивилизации, а потому элементарное знакомство с искусством и способами его проявления необходимо в общих школах…»Д. Н. Кардовский родился 6 сентября 1866 года в поместье Осурово Переславль-Залесского уезда Владимирской губернии в небогатой дворянской семье.«Детство и юность Дмитрия Николаевича протекали на фоне живописнейших мест центральной полосы России – городов Переславля-Залесского, Владимира и их окрестностей, славящихся красотой своей природы. Обладая исключительной зрительной памятью и особенной чуткостью в восприятии русской природы, Дмитрий Николаевич с ранних лет накапливал впечатления от окружавших его картин родного края, крестьянской и помещичьей жизни, которые впоследствии послужили ему неисчерпаемым источником вдохновения в его творчестве» .Подростком, будучи учеником (1874–1885) Владимирской мужской гимназии будущий художник (сейчас, волею судьбы, в здании бывшей гимназии располагается Городская детская художественная школа) будущий художник впитывал в себя дух неспешного губернского города, гулял в сквере напротив гимназии на соборной площади, любовался далями Клязьменской поймы.«Рисование по памяти и с натуры, которое продолжалось и во время пребывания Д. Н. Кардовского в гимназии, явилось источником «откровений» и творческого познания натуры… в конце своего жизненного пути Д. Н. Кардовский вспоминал: «… я еще в гимназии не учился, но рисовал уже без конца…» .Во Владимире Дмитрий Николаевич изучал русскую историю и русское искусство по древним памятникам архитектуры и росписям древних владимирских храмов.Впоследствии учителям города Переславля-Залесского Дмитрий Николаевич говорил: «Мы с вами имеем счастье жить в таких местах, с которыми связаны многие важнейшие моменты истории русской. Здесь … можно набрести на памятники и образцы древнерусского искусства. Надо бережно и осторожно отнестись к ним, надо понять их, оценить и содействовать охране их. И еще: надо их объяснить, направить на них глаз молодежи… Надо обратить внимание подрастающего поколения на то, что это не только образа, а красота искусства, надо указать, в чем ее содержание, объяснить художественные средства этой живописи, ее форму, живописный цвет, смысл стилизации. Может быть, из 100, из 1000 человек в душу одного западет искра искусства, и мы получим Рублева, Александра Иванова, Репина, Серова, Врубеля»В гимназии учителем Закона Божьего у Дмитрия Николаевича был протоиерей Михаил Херасков (1836–1901), будущий ректор владимирской духовной семинарии (1878–1888), обладавший удивительной культурой и определенной педагогической системой, уделявшей большое значение эстетическому воспитанию.
Протоиерей Михаил отмечал: «Первою заботою всякого педагога должно быть правильное раскрытие умственных сил в питомце. Во-первых, он должен зажечь в нем искру любознательности; затем – соразмерной и целесообразной практикой сообщить энергию и крепость его умственным силам; наконец – указать надлежащую и верную дорогу, по которой уже сам воспитанник должен искать и достигать истины. Этими тремя пунктами исчерпывается вся деятельность педагога при развитии разумной стороны человеческого духа. Что же касается средств для этого, то самым главным и, можно сказать, единственным средством служит наука в ее бесчисленных отраслях; ибо ум жаждет знаний, – а наука предлагает их в обилии… но если мы не хотим обезличить своих питомцев и отнять всякую цену у их капитала умственного, то непременно должны в основу научного их образования полагать религию… ибо твердость и прочность нашим убеждениям и всему существу нашему… может сообщить только религия… И нельзя забывать, что как ум человека стремится к истине, так сердце его жаждет красоты и изящества и ищет соответственных наслаждений. Эта благородная жажда вполне достойна человека и есть существенный признак его богоподобного достоинства; так что развивать и удовлетворять ее нужно не потому только, что она есть в нашей душе, а потому, что этим развитием помогаем человеку быть тем, чем он должен быть по своей идее, и что – напротив – оставляя в пренебрежении эстетические потребности человека, мы замедляем и затрудняем ему путь к достижению его человеческого достоинства… Разумная педагогия старается ввести изящный элемент во всю область воспитания… Но в особенности много она возлагает надежд на изящные искусства, которые действительно суть – в одно и то же время – и превосходные средства к развитию изящного вкуса в человеке, и самое лучшее удовлетворение инстинктивной человеческой жажды прекрасных наслаждений… Однако же и здесь, все равно как и в области научного развития, без помощи и руководства религии разумная педагогия обойтись не может. Ибо одна только религия открывает сердцу человеческому первоверховный источник всякой красоты и всякого изящества; одна только она в состоянии приблизить дух наш к этому Божественному источнику и дать почувствовать ему всю неизреченную красоту Его и все блаженство внутреннего единения с Ним, – и, следовательно, одна только религия в состоянии сообщить человеку истинное благородство и неподдельное изящество души…».
Владимирский период жизни Дмитрия Николаевича Кардовского (природа и архитектура, атмосфера и культура города, учителя и друзья) оказал значительное влияние на формирование и становление личности будущего художника-педагога, обладавшего «истинным благородством и неподдельным изяществом души».После окончания владимирской гимназии Д. Н. Кардовский поступит на юридический факультет Московского университета и станет посещать (1886–1891) занятия Н. В. Клодта в частной рисовальной школе архитектора Гунста, где Дмитрий Николаевич поймет, что изобразительное искусство – его призвание.По окончании университета он поступит в Высшее художественное училище Академии Художеств (1892–1896) в Петербурге, но занятий у известных художников И. Е. Репина и П. П. Чистякова ему было не достаточно. Д. Н. Кардовский, прервав учебу, поедет за границу изучать западноевропейское искусство и поступит (1897–1900) в частную школу мюнхенского художника-педагога А. Ашбе.
Д. Н. Кардовский. Вручение знамени войску Донскому при царе Михаиле Федоровиче. Роспись в Новочеркасском соборе. 1903. Д. Н. Кардовский. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Каштанка». 1903. Д. Н. Кардовский. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Каштанка». 1903.
Вернувшись в Россию, Дмитрий Николаевич закончит учебу (1901–1902) в Высшем художественном училище Академии Художеств и останется там преподавать (1903–1922), сначала ассистентом в мастерской И. Е. Репина, а с 1907 года – профессором и руководителем персональной мастерской.В начале ХХ века Д. Н. Кардовский инициатор и активный участник реформ Петербургской Академии Художеств. И до сих пор в основе структуры и системы обучения в СПб. государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина лежат предложенные Дмитрием Николаевичем концепции.В 1911 году за творческие и педагогические заслуги Д. Н. Кардовский получил звание Действительного члена Академии Художеств, в 1915 году – звание Академика.Дмитрий Николаевич был инициатором и бессменным председателем Петербургского Нового общества художников (1907–1917), пропагандировавшего на организованных этим Обществом выставках-продажах творчество современных русских художников. «…Главная цель общества, – писал Д. Н. Кардовский, – как нравственная, так и материальная поддержка окончивших и оканчивающих Академию художеств…»Художественное наследие Д. Н. Кардовского многогранно. Он и иллюстратор (Н. В. Гоголь «Невский проспект» (1904), А. А. Грибоедов «Горе от ума» (1919), Н. А. Некрасов «Русские женщины» (1922), И. С. Тургенев «Рудин» (1933), А. Н. Толстой «Петр I» (1933) и др.), и график (исторические картины для издательства И. Кнебеля (1907–1910), серия портретов декабристов (1925) и т.д.), и живописец (портреты, пейзажи, исторические панорамные картины), и театральный художник (спектакли Гос. Акад. Малого театра СССР: А. Н. Островского («Лес» (1920–1921), «Бедность не порок» (1924), «Нахлебник» (1924), «Свои люди – сочтемся» (1928–1929)), И. С. Тургенева («Завтрак у предводителя» (1924)), Н. В. Гоголя («Ревизор» (1922)) и др.; спектакли МХАТ им М. Горького: «Николай I и декабристы» (1925–1926) и др.).
А самое главное, Д. Н. Кардовский был талантливым, «незаурядным» педагогом. «Дмитрий Николаевич был прирожденный педагог; все его указания были чрезвычайно разумны, без лишних слов. В своем преподавании он очень выгодно отличался от всех педагогов Академии художеств…» , – вспоминал ученик Кардовского В. И. Шухаев. За любовь к учащимся, справедливость, принципиальность и строгость ученики между собой называли Д. Н. Кардовского «отцом». «Мы всегда зовем Вас отцом, Вы показали себя добрым, отзывчивым человеком – отцом, в полном смысле этого слова…» – писал В. И. Шухаев Дмитрию Николаевичу.Где бы Д. Н. Кардовский не преподавал: в Высшем художественном училище Академии Художеств (1903–1922), Московском ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе (1920–1930), в том числе на базе Московского Строгановского училища (1920–1922), в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры АХ (1933–1934), а также в частной студии К. П. Чемко на Тверской улице в Москве (1922–1930), он учил профессиональным основам изобразительного искусства – существенной стороне художественного ремесла, развивал у своих питомцев творческие способности, не подавляя индивидуальности будущих художников, просвещал в области мирового искусства и культуры, воспитывая самостоятельно мыслящих личностей.«…Его (Д. Н. Кардовского) метод преподавания, выражавшийся в том, что он, не пытаясь ломать натуру своих учеников, предоставлял им свободу экспериментов, поисков, но в то же время учил «строгому анализу поставленных задач <…> логическому обоснованию всякого творческого усилия» и способствовал формированию их индивидуального мировоззрения.Альфой и омегой педагогической системы Кардовского являлась натура и работа с натуры. Это стало основной заповедью, критерием художественных ценностей для всех, кто прошел его школу <…> Кардовский «учил грамоте и ремеслу в искусстве» …требовал от учеников «умение владеть формой» .«…Рисунок есть, прежде всего, построение пластической формы на плоскости. <…> Изучение способов построения формы на плоскости и есть для нас – живописцев – наша арифметика…» – писал Д. Н. Кардовский.Еще одной особенностью методики Дмитрия Николаевича было «понимание тона, как средства выявления и определения формы» в изобразительном искусстве. «Из художников педагогов к наиболее правильному, …решению вопросов тона, – писал В. И. Суворов, ученик Дмитрия Николаевича, – пришел профессор Д.Н. Кардовский… Только у него понимание тона вылилось в определенные рамки. Тон был основой всей системы Д. Н. Кардовского. <…> Определение Д. Н. Кардовского: «Живопись есть цвет, взятый в тоне», очень верно выражает суть этого вида искусства» .Выдающийся педагог-новатор Д. Н. Кардовский воспитал плеяду талантливых художников (Б. Д. Григорьев, П. А. Шиллинговский, Д. А. Шмаринов, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев и многие др.).Не случайно на долю такого человека выпала судьба пережить «смутное» время первой половины XX века в русской истории и в русском искусстве. Благодаря таким столпам классического академического искусства, как Д. Н. Кардовский, была сохранена и получила дальнейшее развитие школа русского реалистического искусства.«…отмечая крупные заслуги художника Д. Н. Кардовского в области преподавания и искусства…» , в 1930 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Д. Н. Кардовский. Солнечный дом. 1932. Д. Н. Кардовский. Перееславские кузницы.1930 г. Д. Н. Кардовский. Рыбацкая слобода в Переславле-Залесском. 1924.Педагогическая система Д. Н. Кардовского, называемая «школой Кардовского», широко известна в художественных кругах. По сути, она лежит в основе современной методики государственного преподавания изобразительного искусства . Система обучения Дмитрия Николаевича направлена на освоение существенных и принципиальных основ изобразительных, т.е. пластических искусств.«Живопись есть искусство пластическое, – говорил академик Д. Н. Кардовский, – все пластические искусства (архитектура, скульптура и живопись) оперируют пластической формой. Желающие владеть пластическим искусством, должны владеть пластической формой при помощи специфических средств каждого из этих искусств» .«Я всегда отделял задачи школы от задач искусства. В школе вы должны изучить то, что идет от закона природы, – советовал художник ученикам, – а искусство идет не от природы, а от закона, который на основе природы открыл сам художник. Но понять этот закон в школе невозможно, потому что ученику нужно понять, прежде всего, вещи, арифметически простые. Это непременное условие, которое я кладу в основу моей системы.Следующее важное положение моей системы: ничто не имеет абсолютного значения, все существует только относительно. Это обязательно и в искусстве, и в школе, и касается и цвета, и тона, и пропорций и т.п.»«Есть мастера искусства, чей жизненный путь поражает своей целеустремленностью и единством творческого метода. К ним относится Д. Н. Кардовский.На протяжении ученических лет он стремился овладеть «профессиональной грамотой» и познать «законы натуры». Восприятие основных принципов творчества великих русских мастеров реалистического искусства полагает он в основу достижений всей творческой практики и педагогической деятельности. На всех этапах своего развития Кардовский чужд раздвоенности, ему не свойственны уклонения и искания в области формалистического искусства. Ясность его мировоззрения, преданность «законам познания натуры» – законам реализма – дала ему возможность на всем протяжении своего творческого пути сохранить чистоту реалистического метода. <…> Основное, что составило ценность наследия мастера, – это его педагогическая система, его метод преподавания рисунка и живописи, который прочно вошел в современную практику учебных заведений» .
Библиография:Василий Шухаев. Жизнь и творчество / Автор-сост. Н. А. Элизбарашвили, науч. ред. Е. П.Яковлева. – М.: Изд-во «Галарт», 2010.– с. 286.Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / Состав. Е. Д. Кардовская, науч. редак. Д. А. Шмаринов. – М.: Издательство Академии Художеств СССР. 1960. – с. 257.Гиляровская, Н. В. Д. Н. Кардовский и О. Л. Делла-Вос-Кардовская. К 40-летию творческой деятельности / Н. В. Гиляровская. – М.: Изд-во МССХ, 1939. – с. 38.Молева, Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Книга для учителя / Н. М. Молева. 2-е изд. – М.: Просвещение. 1991. – с. 416.Подобедова, О.И. Дмитрий Николаевич Кардовский / О. И. Подобедова. – М.: Советский художник. 1957. – с. 183.Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Кардовского Д.Н. и др. [переизд. с: М.–Л.: Госстройиздат, 1938] – М.: Изд-во «В. Шевчук», 2006.– с. 208.Разумовская, Ю. Академическая мастерская Д. Н. Кардовского / Ю. Разумовская // Искусство. – 1964. – № 8. – С. 55–32.Суворов, В. И. Рисунок – основа изобразительного искусства / В. И. Суворов. Ред. и состав. И. Б. Кузьмина. – СПб.: «Издательство «Система». 2010. – с. 64.Херасков, М. И. О религии, как главном руководительном начале воспитания / Протоиерей Михаил Херасков // Владимирские Епархиальные Ведомости. – 1873, – № 15. – С. 451–462; – № 16. – С. 479–492.Шмаринов, Д. А. Уроки в студии Кардовского / Д. А. Шмаринов // Юный художник. – 1982. – № 3. – С. 30–33.
art-teacher.ru