Описание картины Матиаса Грюневальда «Распятие». Грюневальд картины
Маттиас Грюневальд: картины, биография художника
Особенности творчества Маттиаса Грюневальда: писал картины на религиозную тематику, считается одним из наиболее ярких художников своего времени, сумевшим как никто другой передать возвышенный мистицизм и трагизм эпохи. Значительную часть своей жизни был придворным художником архиепископа города Майнца.
Известные картины Маттиаса Грюневальда: сохранилось не более десяти произведений живописца, среди них наиболее знаменитая работа — «Изенгеймский алтарь», а также «Осмеяние Христа», «Встреча святых Эразма и Маврикия», «Штуппахская мадонна».
Пожалуй, художник Маттиас Грюневальд является одним из самых таинственных и загадочных в истории европейского искусства. Его имя на протяжении нескольких столетий было предано полному забвению, и лишь в конце XIX века совершенно случайно открыто вновь. О мастерстве и таланте этого художника красноречиво свидетельствует тот факт, что долгие годы авторство части картин Маттиаса Грюневальда приписывали гениальному Альбрехту Дюреру. Чуть более ста лет тому назад сведения о нем были опубликованы в одной из книг по истории живописи, при этом живописцу снова «не повезло» и автор ошибочно наградил его именем другого малоизвестного художника. Таким образом Готхарт Нитхарт вошел в историю под именем Маттиаса Грюневальда.
После нескольких веков полного забвения творчество Грюневальда стало источником вдохновения для экспрессионистов, которые во второй половине XIX века помогли этому мастеру занять достойное место в пантеоне величайших художников Германии. Буквально по крупицам удалось собрать скудные факты, благодаря которым в общих чертах стала известна биография мастера.
Первым документом, подтверждающим существование художника Маттиаса Грюневальда, стала найденная в архивах расписка о том, что он получил деньги за выполненный заказ. В этом документе впервые упоминается и его настоящее имя — Матис Нитхарт, родом из Вюрцбурга. О родителях живописцах и о его наставниках не известно ничего. Точно установленным является лишь тот факт, что в 1504 году художнику Грюневальду было выплачено вознаграждение майнцким архиепископом за оформление резиденции. Известно также, что за преданную службу при дворе архиепископа живописцу был дарован дворянский титул.
Картины Маттиаса Грюневальда
Несмотря на долгие годы службы при дворе у влиятельной особы, имя художника было полностью забыто, а его творческое наследие либо погибло, либо приписывалось другим мастерам. До наших дней сохранилось крайне мало картин Маттиаса Грюневальда. Большинство дошедших до нас работ — это фрагменты алтарных композиций, многостворчатые алтари, несколько картин, а также несколько десятков рисунков. Художник Грюневальд является автором известного полотна «Поругание Христа», хранящегося в Мюнхенской пинакотеке. На этой картине изображен Спаситель, кротко сносящий оскорбления своих стражников. Этот сюжет был чрезвычайно редок в Средневековой живописи. Мастеру удалось создать динамичную композицию, живо передающую чувства всех героев этого евангельского сюжета.Самым знаменитым и значимым произведением художника Маттиаса Грюневальда, сохранившимся до наших дней, считается Изенгеймский алтарь. Точная дата создания шедевра не известна, предполагается, что живописец мог создать его между 1505 и 1515 годами. Алтарь был создан по заказу монашеского ордена антонитов. Это произведение пережило множество драматических войн и революций и, в отличие от других работ Грюневальда, чудесным образом сохранилось почти нетронутым.
Еще одно прекрасно сохранившееся полотно, автором которого является художник Маттиас Грюневальд — «Встреча святого Эразма и святого Маврикия». Маврикий является покровителем Галле, в городе также хранились мощи св. Эразма. Полотно выполнено с удивительным мастерством, его отличает тонкое чувство цвета и многомерность композиции. Среди картин таинственного Маттиаса Грюневальда необычная судьба была уготована еще одному шедевру, «Штуппахской мадонне». Эту картину долгие годы приписывали другому выдающемуся художнику, Питеру Паулю Рубенсу, и лишь относительно недавно было установлено настоящее авторство.
artchive.ru
Маттиас Грюневальд
Авторство Маттиаса Грюневальда не оспаривается только у одиннадцати картин: нескольких ранних работ и самого известного шедевра Изенгеймского алтаря, состоящего из трех разверток - каждая по три. Многое в его картинах определяется временем, в которое художник жил и творил.
Это было очень неспокойное время, время перелома эпох (конец XV-начало XVI века): Средневековье сменялось Возрождением, католичество – Реформацией и протестантизмом. И все это сопровождалось революциями, войнами, жестокостью, экспрессией, бурными эмоциями и страстями.
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери.
Смелость поисков новых форм коснулось и искусства. Яркими представителями того времени были Гольбейн, Дюрер и Кранах. Маттиас Грюневальд в этот круг вписывался и не вписывался одновременно: вписывался своим личным и эмоциональным отношением к тому, что происходило вокруг.
А не вписывался, т.к. никогда не ставил перед собой глобальных целей, в отличие, например, от Дюрера. Он не создавал своей школы, не имел учеников, а после смерти (1528) и вовсе был забыт. Вспомнили о художнике только в XVII веке, когда Mathis Gothart-Nithart получил прозвище Грюневальд, потом опять забыли, а окончательный интерес к мастеру пришел только в начале XX века. Тогда же было установлено и имя художника.
Еще в конце девятнадцатого это имя никто не знал и не помнил, а авторство его работ приписывалось Дюреру. По крупицам собиралась и восстанавливалась биография Маттиаса, которая до сих пор имеет много белых пятен и неизвестно, действительно ли факты, излагаемые в жизнеописании мастера, принадлежат только ему или оно собрано из биографий двух разных людей.
Поругание Христа. 1503. Мюнхен
Почему Грюневальд? Потому что наступает время Великого Поста и мне хочется сопровождать его именами великих художников, которые по-разному воспринимали события последних дней Иисуса и по-разному их воплощали.
Имя Маттиаса Грюневальда пришло на ум первым, потому что навсегда запомнила впечатление от впервые увиденного «Воскрешения». Оторвать глаз от такого «Воскресения-Вознесения-Преображения» было невозможно. Поэтому когда задумала эту серию, первым вспомнила именно его.
Мистическое искусство художника исключительно во всех смыслах: он ни у кого и ничего не заимствовал, изображал свое, глубоко эмоциональное прочтение евангельских событий, остро переживавший несправедливость и что слишком часто человек с чистыми помыслами страдает, заканчивая жизнь трагически.
Воскресение
Такое прочтение очень близко и моему пониманию Нового Завета. Своим творчеством Грюневальд утверждает, что между Иисусом и человеком нет зазора, все его картины – это рассказ о судьбе Человека вообще, который проходит трудный путь преодоления своих грехов и болезней, достигая духовного величия.
Отсюда - сходство его творчества с необычным творчеством Босха, отсюда - его откровенный и безжалостный натурализм в изображении страданий человеческого тела и потрясающий Свет, изливающийся от Воскресшего Христа, Который буквально растворяется в ярко-желтом солнечном круге.
Если говорить о творческом пути художника, то он берет начало с первых лет XVI века. В первые годы Грюневальд создает две похожих картины «Распятия», потом - довольно редкий образ «Поругания Христа». Но самой значительной и замечательной работой художника является монументальный Изенгеймский алтарь монастыря святого Антония.
Архангел Гавриил. Фрагмент Изенгеймского алтаря
Несколько слов о самом монастыре, без чего многое будет непонятно. Изенгеймский монастырь был образован братией нищенствующего Ордена святого Антония (антонитов) в конце XIII века и славился тем, что люди, приходившие в него, исцелялись: кто от чумы, кто от гангрены, кто от эпилепсии.
Антониты с самого основания своего ордена в конце XI века занимались исцелением больных, т.к. святой подвижник Антоний еще при жизни многих лечил от «антонова огня», которым тогда называли гангрену. В монастыре братия делала специальную настойку на целебных травах и мощах св. Антония, которую предлагали болящим.
Нередко здесь ампутировали больные ноги во избежание заражения здоровых частей тела. В монастыре почитались так же св. Себастьян, по преданию исцелявший от чумы, и Иоанн Предтеча, помогающий при эпилепсии. Паломники толпами стекались в Изенгейм в надежде получить исцеление.
Первая раскладка Изенгеймского алтаря. В центре - Распятие, слева святой Себастьян, справа - святой Антоний
Сама процедура лечения проходила в несколько этапов. Сначала люди страстно молились о выздоровление перед первой раскладкой огромного алтаря (высота 3 метра и ширина 5 метров), изображавшего распятого Иисуса. Потом страждущим начинали давать параллельно с молитвой настойку, действительно многим помогавшая.
Молились перед первым триптихом алтаря, в центре которого Маттиас Грюневальд изобразил Распятого в момент смерти, когда землю покрыла тьма. Ни единого лучика света, никаких радужных пейзажей вдалеке, олицетворяющих будущее Воскресение. Ничего. Только смерть, ночь и мрак.
Скрюченные пальцы Распятого Христа, зелень полураскрытого рта с почерневшими зубами, кровь из правого ребра и из ран пробитых гвоздями рук и ног, истерзанное тело, все испещренное ранами от пыток - таким Иисуса до Грюневальда и после никто не изображал, даже распятого.
Распятие Иисуса. Фрагмент Изенгеймского алтаря
Неслучайно понимание Грюневальда произошло только в XX веке, после всех войн и бедствий признавшем своим именно такое распятие Иисуса. Справа от креста – Иоанн Предтеча, указывающий на Спасителя. Он держит в левой руке Ветхий Завет, т.к. олицетворяет собой его завершение.
У ног Иоанна – ягненок, образ жертвенного животного и прообраз жертвы Иисуса. Из его раны изливается в чашу кровь. Слева от креста – исступленно молящаяся Мария Магдалина и Бледная Богородица, падающая в обмороке на руки Иоанна Богослова. Этот образ Распятия - один из самых пугающих и жутких в истории живописи.
Все три образа близких Иисусу людей объединены красным цветом, за исключением Богородицы и ягненка. В творчестве Матиаса Грюневальда белый цвет олицетворял чистоту и новое время, наступившее с Рождеством Христовым, а красный – не только цвет крови, но и цвет земли и земного.
Центральная часть первой развертки триптиха - "Распятие". Слева от креста - Иоанн Богослов, поддерживающий Богородицу, на коленях - Мария Магдалина. Справа от креста - Иоанн Предтеча
Дополняют распятие боковые створки, на которых изображены св. Себастьян (слева) и св. Антоний (справа). С Распятием их объединяет вишнево-красный цвет плаща Антония и мантии Себастьяна. Внизу триптиха – плач над телом Спасителя Иоанна, Марии Магдалины и Девы Марии, выполненный в тех же красно-белых цветах.
Маттиас Грюневальд поразительно экспрессивен и эмоционален, но все эмоции и смыслы он передает цветом и светом. Это особенно бросается в глаза во второй раскладке (по контрасту с первой), открывающейся перед молящимися только по воскресным и праздничным дням.
Это тоже триптих, в центре которого Прославление Богородицы в Рождестве Христовом, а по бокам - створки с изображением Благовещения (слева) и Воскресения Христова (справа). Объединяет все три части раскладки яркий, мистический солнечный Свет, достигающий кульминации в створке справа – в Воскресении Христовом.
Вторая развертка Изенгеймского алтаря. В центре Прославление Девы Марии в Рождестве Христовом. Слева створка - Благовещение, справа - Воскресение
Этот огненно-красный свет присутствует во всех трех частях: в одеянии Архангела Гавриила в сцене Благовещения, в Рождестве Христовом – в образе Царицы Небесной с короной на голове, и в ярком солнечном круге вокруг Иисуса, в котором Он преображается, возносясь на Небо.
Этот ослепительно-яркий свет заполняет собой все пространство, олицетворяя Иисуса - Солнце правды. Наконец, еще реже только раз в году, алтарь открывался в день святого Антония - семнадцатого января. На его открытии могли присутствовать только монахи.
Этот триптих завершает богословскую программу алтаря. В центре его – величественна фигура святого Антония, восседающего на троне. Рядом с ним слева св. Августин, справа – святой Иероним. Автором скульптур является Николас Гагенауэр, выполнивший их раньше росписей Маттиаса Грюневальда.
Изенгеймский алтарь. Третья развертка. В центре св. Антоний на троне. Левая створка - встреча Павла Фивейского и св. Антония. Справа - Искушения св. Антония.
Но боковые створки триптиха выполнены художником: на левой - изображена встреча святого Павла Фивейского, первого пустынножителя, со св. Антонием; на правой створке – изображение искушений св. Антония страшными грехами, представленными в образе безобразных бесов и чудищ с зелено-гнойными прыщами.
Грюневальд третьей разверткой ставит точку в многослойном и многосложном повествовании о преодолении человеком в себе болезней тела и духа: только пройдя тяжелый путь соблазнов и грехов, человек может достичь высоты святости.
Изенгеймский алтарь стал кульминацией всего творчества Маттиаса Грюневальда, после которого было еще несколько работ, но такого триумфа, какого он достиг в работе над алтарем, у него уже не было.
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
Маттиас Грюневальд. Северное Возрождение
Маттиас Грюневальд
Корни средневекового искусства в Германии были слишком мощными и разветвленными, чтобы Возрождение (в итальянском понимании этого явления) могло легко привиться на немецкой почве. Экспрессивный, порывистый, сверхэмоциональный язык художественных творений воспринимался здесь гораздо яснее, чем гармоничный покой классических форм. Даже Дюрер, изучивший законы перспективы и пропорций, все равно оставался немцем, когда речь шла о выразительности линии и философско-мистическом настрое. Искусство Маттиаса Грюневальда в этом плане — нечто совершенно уникальное.
Матис Готхарт-Нитхарт, позднее называемый Маттиасом Грюневальдом, родился около 1480 года в Вюрцбурге. Сведений о его обучении не сохранилось. Художник работал преимущественно как алтарный живописец — до нас дошло несколько написанных им створчатых алтарей и разрозненные фрагменты складней, причем самые ранние работы датируются 1503 годом.
Картины Грюневальда мгновенно узнаваемы, они сразу же выделяются нарочитой, если не гипертрофированной экспрессией и, казалось бы, совершенно несопоставимой с этим деликатностью цветовых решений. Смысловые истоки его творчества следует искать в трудах средневековых мистиков, постигавших Священное писание в своих видениях, и в не простой ситуации, сложившейся в немецких землях в период крепнущей Реформации, с которой переплелась кровопролитная Крестьянская война 1524–1526 годов.
Скончался Маттиас Грюневальд в 1528 году. Его имя было надолго предано несправедливому забвению.
МАТТИАС ГРЮНЕВАЛЬД. Изенгеймский алтарь. Закрытый вид. 1510–1515. Музей Унтерлинден, Кальмар (Франция)
Одна из тем, к которой Грюневальд обращался не раз. — изображение распятого Христа. Художник пишет его мертвым, едва испустившим дух после мучительной агонии. Самое яркое воплощение эта тема нашла в Изенгемском алтаре, созданном для монастыря Св. Антония неподалеку от Кольмара. Этот святой почитался как великий целитель, и складень предназначался для больничной часовни монастыря. В закрытом состоянии центральная часть алтаря являет Голгофу с распятым Христом. Рядом с крестом — падающая без чувств Богоматерь, которую поддерживает Св. Иоанн Богослов, и молящаяся Мария Магдалина, а также агнец у Его ног — символ крестной жертвы Спасителя. Никогда еще до этого в истории искусства не было создано настолько трагического образа. Крест, прогибающийся под тяжестью тела Христа, будто не в силах вынести бремя грехов человеческих, которые Спаситель добровольно возложил на свои плечи. На боковых створках — патроны церкви Св. Антоний и Себастьян, а в пределе изображена сцена Положения во гроб.
МАТТИАС ГРЮНЕВАЛЬД. Изенгеймский алтарь. Первое раскрытие
Трагическая картина Голгофы сменяется при первом раскрытии алтаря праздничными сценами Благовещения. Рождества и Воскресения, но изображение в пределле остается прежним — Положение во гроб — как неотступное напоминание о крестной смерти Спасителя.
Сцена Рождества решена как Поклонение Младенцу. Это светлый гимн радости, воспевающий приход в мир Спасителя. Хор ангелов, расположившийся под резным балдахином готической капеллы, исполняет хвалебную песнь в честь Младенца и Девы Марии. Ликующую, звенящую музыку символизируют в картине необыкновенно светоносные краски. Фигуры ангелов буквально растворяются в лучистом сиянии божественного света. Грюневальд изображает сцену Рождества как момент славы и наивысшей радости Девы Марии. Он помещает ее и Младенца в окружение некоего идеального мира — прообраза Небесного Иерусалима. Именно в картине Рождества особенно ощутимо переплетение ренессансного и средневекового в живописи Грюневальда. Художник умело пользуется светотенью, в изображении предметов чувствуется реалистическая достоверность, а в построении композиции — убедительная пространственная глубина. Однако ренессансное начало часто у Грюневальда подчиняется акцентированной напряженности всех чувств и эмоций — будь то радость или страдание. Это обостренное мировосприятие выражается в яркой, светящейся цветовой гамме, живой мимике и выразительной жестикуляции всех персонажей. Прекрасна картина Воскресения, где восставший из гроба Христос поднимается ввысь, осиянный неземным светом. Его лик едва различим в ярком свечении, он одновременно и часть этого сияния, и его источник. Палитра свечения соткана из тончайших цветовых оттенков — едва различимые цветовые переходы, смешиваясь, будто растворяют основу картины. Здесь гений Грюневальда достигает предельного мастерства в работе с цветом, и написанный красками материальный свет воспринимается как свет духовный. Источником таких необыкновенных интерпретаций евангельских сюжетов стали мистические откровения Св. Бригитты Шведской, написанные в XIV веке. Грюневальд смог красками передать неистовое духовное горение мистических видений святой.
Как уже говорилось, алтарь был написан для монастыри в небольшом городке Иэенгейме, посвященного Св. Антонию. В город отовсюду стекались паломники, жаждавшие исцеления от своих тяжких недугов. Они молились у главного алтаря монастырской церкви, и преображенные чудесным светом картины Грюневальда внушали им надежду на исцеление.
МАТТИАС ГРЮНЕВАЛЬД. Изенгеймский алтарь. Второе раскрытие
Когда алтарь раскрывается целиком, становится виден короб с деревянными обильно золочеными фигурами, исполненными искусным мастером Николасом Хагенауэром. В центре на троне восседает патрон монастыря Св. Антоний, а по сторонам от него — Святые Августин и Иероним. В пределле находятся скульптурные изображения Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Короб обрамляют живописные створки, исполненные Грюневальдом. Они посвящены сценам из жизни Св. Антония: слева — посещение Антонием Павла Отшельника, справа — искушение Св. Антония.
Первая створка изображает неспешный диспут двух мудрецов на фоне прекрасного, первозданного пейзажа, где переплетаются сказочное и таинственное. Здесь снова раскрывается прекрасный колористический дар Грюневальда, однако теперь это гармония серебристо-серых и зеленовато-коричневых тонов. В картине много трогательных деталей, например, лань, ласкающаяся к ногам Павла. Вторая створка, наоборот, лишена покоя: Св. Антония жестоко истязают отвратительные демоны — порождения жутчайших кошмаров. Каждый из них символизирует всевозможные искушения и пороки, подстерегающие человека на жизненном пути.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Описание картины Матиаса Грюневальда «Распятие»
На картине мы видим традиционный религиозный сюжет – распятый Иисус и собравшиеся вокруг него близкие. Если попытаться охарактеризовать впечатление, которое оставляет данное творение, одним словом, то это будет отчаяние.
Мы наблюдаем изувеченную, болезненно-худую мужскую фигуру с истинно мученическим выражением лица на черном фоне. Цвета очень насыщенные, и светлая фигура ярко выделяется на темном. Выражения лиц невероятно эмоциональны.
Следует отметить, что людские фигуры по сравнению с Иисусом гораздо меньше по размеру, что подчеркивает его святость и дополнительно выделяет его на фоне остальных. Этот прием характерен для средневековой живописи: размеры фигур определяет не стремление отразить реальность, а стремление показать, какая из них несет большую значимость, чем остальные.
Картина в чем-то напоминает страшный сон, отпечатывается в мозгу. Руки Христа непропорционально длинные, а пальцы искривлены и скрючены, будто их сжимает последняя предсмертная судорога, все тело изуродовано пытками, в него тут и там впиваются шипы терновника. Позы Марии Магдалины и Иоанна Крестителя усиливают впечатление ночного кошмара. Держащий что-то вроде тряпки в правой руке Иоанн как бы показывает на тело Иисуса, его взгляд направлен в неизвестность. Мария Магдалина, стоя на коленях и сложив руки как при молитве, протягивает их к Иисусу.
Окровавленная фигура смотрит на сочувствующих сверху вниз с приоткрытым ртом с пустым отрешенным взглядом. Кажется, что он уже вот-вот испустит дух и отойдет в мир иной.
Очень большое внимание художник уделяет рукам, они служат для него инструментом передачи эмоций: у женщин прекрасные, белые и тонкие пальцы, переплетенные в молитве, пальцы Иисуса – мученические, кривые, пугающе-страшные, пронизанные болью.
opisanie-kartin.com
Описание картины Матиаса Грюневальда «Изенгеймский алтарь»
Маттиас Грюневальд, немец по происхождению, последний представитель северной готики в живописи, за свою недолгую жизнь создавший несколько шедевров (возможно, картин было гораздо больше, но до наших дней их сохранилось крайне мало), главным своим произведением по праву считал «Изенгеймский алтарь».
Работу заказали монахи из беднейшего ордена, основной деятельностью которого являлось исцеление больных людей. Написан этот шедевр был, предположительно, в начале 16-го века.
В самом центре композиции мы видим распятого Иисуса Христа, по телу которого стекает кровь. В самом Христе отклонений от канонов, в принципе, нет, за исключением, пожалуй, рук, с настолько сильно растопыренными пальцами, что невозможно не ужаснуться терзаниям и мукам Господа.
Кроме Иисуса, в центре изображена Мать Христа в белом одеянии, падающая без чувств от увиденных страданий сына. Её поддерживает любимый апостол Христа Иоанн, всю скорбь изливающий именно на Божью Матерь (только он один смотрит не на распятого). Также на коленях, воздев руки, молится Мария Магдалина. С другой стороны от Иисуса стоит Иоанн Предтеча.
На момент убийства Христа, Иоанн уже был обезглавлен, однако на картине он изображён живым. Тем самым художник показывает, что Иоанн всё же предшественник Христа, пастырь, приведший людей-«овец» к вере (о чём свидетельствует стоящий рядом с Крестителем агнец, держащий маленький крест).
Эти же персонажи, за исключением Иоанна Крестителя, изображены на нижней створке, показывающей оплакивание любимого Господа и укладывание его в гроб.
По бокам от центральной сцены мы видим святых Антония и Себастьяна. Первый был покровителем ордена, заказавшего Грюневальду алтарь. Второй являлся покровителем врачей, а так как монахи занимались исцелением, то святой Себастьян являлся именно их покровителем.
Антоний стоит в красно-синих одеждах, держит посох, свидетельствующий о власти, и глядит вдаль, не обращая никакого внимания на чертёнка около окошка, пытающегося искусить святого.
Себастьян, бывший мучеником за веру, помимо других издевательств, был безжалостно пронзён стрелами. Пронзённым он и изображён на данном шедевре.
opisanie-kartin.com
Живопись Грюневальд (Нитхардт Матис), «Распятие», описание картины
Живопись XV-XVI вв.
Знаменитый немецкий живописец Матис Нитхардт родился в Вюрцбурге. Он был придворным живописцем, работал в Ашаффенбурге (Бавария), Зелигёнштадте, во Франкфурте-на-Майне, в Галле. Нитхардт является одним из наиболее ярких представителей немецкого Ренессанса, современником Альбрехта Дюрера, Тильмана Рименшнейдера и Ганса Гольбейна Младшего – величайших немецких живописцев эпохи Возрождения. Такие произведения Нитхардта, как «Плачущий ангел», «Поругание Христа», и, конечно, «Распятие», являются неотъемлемой частью наследия немецкого Возрождения.
Невероятно, но факт: целых триста лет этот живописец носил чужое имя. Настоящее имя художника – Матис Нитхардт, а Грюневальдом его ошибочно назвал один из биографов XVII в.
Несмотря на то что Грюневальд и Дюрер жили и работали в одно время, их живописная манера и приемы разительно отличаются. Лишь специалисты способны определить, что их такие разные на первый взгляд полотна написаны в одно время и представителями одной национальной культуры. В отличие от интеллектуальности, сдержанности в выражении чувств, свойственных Дюреру, Грюневальд стихийно эмоционален. Если язык Дюрера является по преимуществу языком линий, то Грюневальд «говорит» языком цвета.
Можно выявить отдаленное сходство метода немецкого художника с манерой венецианцев, однако строем образов он на них абсолютно не похож. Грюневальд жесток. Мертвец на картине «Распятие» – центральной части Изенгеймского алтаря – страшен своей реалистичностью. Фигуры по обе стороны креста, расположенные в одной пространственной плоскости с распятым, кажутся меньшими, чем должны быть. Эта несогласованность масштабов делает картину похожей на эпизод кошмарного сна: тело распятого словно движется из глубины на замершего от ужаса зрителя.
Впечатление кошмара усиливается такими элементами, как скрюченные, торчащие кверху пальцы рук распятого, позы Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Одетый в багряницу Иоанн Креститель держит в левой руке книгу, а пальцем правой указывает на тело Христа. Креститель смотрит в никуда; латинская фраза, начертанная Грюневальдом между десницей и лицом Иоанна, гласящая: «Illum oportet crescere, mе autem minui» («Он должен возрастать, я должен сокращаться»), содержит основной смысл его учения. Агнец у ног Иоанна Крестителя чудесным образом удерживает правым копытом маленький крест. Рядом с ним находится чаша -- Святой Грааль. Агнец символизирует дух Христа, кротко взирающий на бренные останки своей земной обители. В левой части полотна, как будто поделенного Крестом надвое, Мария Магдалина, пав на колени, простирает ко Христу молитвенно соединенные руки. Позади нее Богородица с мертвенно-бледным от неизбывного горя лицом падает без чувств на руки Иоанна Евангелиста, лицо которого отражает и боль утраты любимого Учителя, и сострадание горю Матери.
jivopis.org
Грюневальд, Маттиас - это... Что такое Грюневальд, Маттиас?
Маттиас Грюневальд (нем. Matthias Grünewald, Mathis Gothart-Nithart; Вюрцбург, 1470 или 1475— Галле 1528) — последний великий художник северной готики.
Сохранилось не более десятка его произведений, из которых главное — «Изенгеймский алтарь». Работал при дворе майнцских архиепископов (1508—1525). В своём творчестве с беспредельной эмоциональной силой выразил трагический накал и возвышенный мистический спиритуализм эпохи. Переоткрыт в начале XX века немецкими экспрессионистами, которые сочли его своим прямым предшественником.Имя художника
В 2002 г. были опубликованы результаты исследования искусствоведа Карла Арндта, в соответствии с которыми художник носил имя Готхарт и фамилию Нитхардт. На это указывает и его монограмма «M.G.N» (Mathis Gothart Nithart). Именем Матиас Грюневальд, под которым Готхарт Нитхардт вошёл во всемирную историю искусства, художник обязан биографу Йоахиму фон Зандрарту, который в сочинении «Немецкая академия», по всей видимости, спутал Готхарта Нитхардта с другим художником, работавшим на рубеже XIV—XV вв. в городе Зелигенштадт недалеко от Франкфурта. Вплоть до XX века книга Зандрарта оставалась по сути единственным источником сведений о Грюневальде.
Творчество
До нашего времени дошло мало работ Грюневальда — всего десять произведений, из которых одни представляют собой многостворчатые алтари, другие — сохранившиеся фрагменты алтарных композиций и отдельные одночастные картины. Также уцелело порядка 35 рисунков, сделанных его рукой. В последнее время было не только открыто настоящее имя художника, но и сделано немало удачных попыток проследить перипетии его жизненного и творческого пути на фоне исторической панорамы того бурного времени.
В свете сохранившихся документов Грюневальд представляется человеком широкой эрудиции и многосторонней одарённости, типичным представителем интеллигенции эпохи Возрождения. Наряду с наукой его волновали проблемы религии, философии и общественного устройства. Его искусство пронизано глубочайшей человечностью, живым состраданием к человеческим мукам, неисчислимым страданиям, которые он видел кругом. На его глазах прошло восстание «Башмака», Великая Крестьянская война, Реформация — первая революция в Европе, потрясшая сознание людей и весь феодальный мир, и вместе с тем он стал свидетелем кровавых расправ с восставшим людом. Наделённый в высшей степени восприимчивой душой, Грюневальд вслед за Босхом поставил в своём искусстве проблему подлинной трагедии жизни благородной и честной души человека, подвергаемого преследованиям и оскорблениям в жестоком, озверевшем мире.
«Поругание Христа»
Эта картина относится к числу ранних творений художника, датируется приблизительно 1505 г. и служила эпитафией Аполонии фон Кронберг, сестре рыцаря Иоганна фон Кронберга, служившего управляющим резиденцией архиепископа Майнцского в Ашаффенбурге. Мастер Нитхарт работал там в качестве придворного художника и «водяных дел мастера», инженера-гидравлика, как назвали бы эту специальность сейчас.
«Поругание Христа» представляет собой редко встречавшийся до этого иконографический сюжет. В Евангелии рассказывается, что после предательства Иуды в Гефсиманском саду стражники привели Христа в дом первосвященника Кайафы и всю ночь глумились над ним. Издеваясь над его пророчествами, они надели на его глаза повязку и, ударяя по лицу, требовали узнать, кто бил. Грюневальд представляет Христа в образе человека, исполненного величавой кротости и терпения. Ужас циничного надругательства и бесчеловечности, казалось, воплощён Грюневальдом в самом колористическом строе произведения. Живописное решение призвано произвести сильное волнение в душе зрителя своей намеренной резкостью, напряжённостью, холодными, высветленными тонами, их диссонансами. Грюневальд мыслит как живописец, открывая эмоциональную значимость колорита, его способность быть носителем стихии чувств. В этом смысле кажется возможным влияние на Грюневальда великого нидерландца Гуго ван дер Гуса, скончавшегося за десятилетие до работы Грюневальда в Красном монастыре близ Брюсселя. В картине видна фигура Иосифа из Аримафеи, пытающегося уговорить сжалиться мордастого стражника, и скорбное лицо другого человека, взявшего с мольбой того же стражника за плечо. Сутолока фигур усугубляется беспокойством цвета, и всё это сопровождается резкими звуками флейты и ударами барабана, исторгаемыми человеком, стоящим в глубине слева. Будучи эпитафией, эта картина должна была примирить людей со смертью и скорбью. Страдание Христа своим примером снимало остроту душевной боли.
«Встреча св. Эразма и св. Маврикия»
Огромная торжественная картина исполнена особого, праздничного церковного пафоса. Она производит впечатление хорошо разыгрываемой исполнителями чрезвычайно важной сцены встречи. Работа была заказана Нитхарту новым Майнцским архиепископом, молодым Альбрехтом Бранденбургским, и исполнена, вероятно, между 1520/21 и 1524 гг. Св. Эразм имеет портретные черты самого Альбрехта и изображён в роскошнейшем архиепископском облачении, известном и по другим воспроизведениям. В правой руке у него атрибут — ворот с намотанными кишками, в левой золотой посох. У ног вышитые гербы владений Альбрехта Бранденбургского, который сочинил программу этого произведения. В свою резиденцию в Галле он перенес мощи св. Эразма и популяризировал культ святого. Покровителем Галле считался св. Маврикий, второй главный персонаж картины. Опираясь на меч, св. Маврикий словно предлагает свою помощь, своё оружие. Не исключена возможность, что в те годы искавший союза с рыцарством Альбрехт пожелал отразить свои цели в картине, доступной для обозрения всем в монастырской церкви в Галле, но настоял на сильном выражении примата духовной власти над светской. Картину отличает поистине гениальное живописное мастерство художника: игра рефлексов, звучание в унисон золотых, красных, серебристо-голубых тонов, отражения, световые блики — всё поистине великолепно. Композиция уходит по диагонали в глубину, предполагая за пределами своими ещё ряды людей, обменивающихся приветствиями.
Переоткрытие
Несмотря на упоминание у Зандрарта, Грюневальд в эпоху торжества классицизма был предан почти полному забвению. Авторство «Изенгеймского алтаря» до середины XIX в. приписывалось Альбрехту Дюреру либо Гансу Бальдунгу, «Штуппахской мадонны» — Питеру Паулю Рубенсу.
Глубокая эмоциональность творчества Грюневальда влекла к себе экспрессионистов, которые поставили его в число величайших художников в истории Германии. К примеру, его последователем называл себя Отто Дикс. Пауль Хиндемит написал оперу и симфонию под названием «Художник Матис», главным действующим лицом которых является художник Матиас Грюневальд. По сюжету оперы художнику в его видениях одна за другой являются фигуры будущего огромного алтарного образа — «Изенгеймского алтаря». В одноимённой симфонии Хиндемита «Ангельский концерт», «Положение во гроб» и «Искушения Св. Антония» музыкальным языком описывают три развёртки «Изенгеймского алтаря».
См. также
Ссылки
dal.academic.ru