Картофель фото. Лучшие картофельные фотографии. Картина картофель
Ван Гог "Едоки картофеля". Самый мрачный шедевр мастера
Ван Гог – необыкновенный мастер. Он прошёл свой творческий путь за каких-то 10 лет! И умудрился стать одним из самых известных художников мира. Наравне с Леонардо да Винчи и Пикассо.
Так вот, картина “Едоки картофеля” была создана ровно посередине этого пути. После 5 лет самообучения живописи. А начинал он с нуля. В 27 лет.
Конечно, все главные шедевры пока впереди. Яркие, сочные “Подсолнухи”, “Ирисы” и “Стулья”. Ещё Ван Гог не пришёл к тем насыщенным цветам, по которым он так узнаваем.
Он ещё предпочитает мрачные, тёмные цвета. Под стать своей угрюмости и замкнутости. И, конечно, под влиянием Рембрандта.
Однако, “Едоки картофеля” – это его первый шедевр. И одна из самых известных его картин.
Сложная композиция
Пять фигур сидят по кругу. Да ещё и взаимодействуют между собой. Написать такое – непросто даже для опытного художника.
Ван Гог намеренно усложняет себе задачу. Чтобы показать, какого уровня мастерства он уже добился. Он верит в успех. В то, что сможет создать шедевр.
Вообще Ван Гог был мечтателем. Порой его самоуверенность поражала (так же, как и неуверенность в себе в иные дни). Про своих “Едоков картофеля” он писал брату Тео с упоением. Он искренне верил, что брат (дилер в области живописи) сможет ее продать.
Конечно, этого так и не случилось. Критикам его работа показалась грубой, тёмной. А изображённые люди и вовсе несуразными. Слишком большие головы. Чрезмерно крупные глаза. Вердикт: анатомические ошибки неопытного мастера.
Но Ван Гог был рад такой критике. Значит работу заметили. А значит он на верном пути. И сможет перестроить европейскую живопись. Да-да. Не меньше. Ван Гог был мечтателем.
А главное, у него это и впрямь получилось. Правда уже после смерти.
Главные герои картины
Перед нами в свете лампы бедная крестьянская семья. Мать, отец, сын и две дочери. Они едят запечённый картофель. Они немногословны. Они устали. Весь день они трудились. И завтра их ждёт все тот же тяжкий труд. Из года в год. Всю жизнь.
Их лица с крупными, грубыми чертами лица. Почти карикатурны. Критики видели в этом недостаток мастерства Ван Гога.
Нельзя не согласится, что в то время Ван Гог ещё не был силён в изображении поз и жестов. Но лица героев он исказил намеренно.
Посмотрите на его литографию. Он создал ее до картины маслом. По ней видно, что лица крестьян сначала были более реалистичны.
Незадолго до этого Ван Гог написал натюрморт “Корзина с картофелем”. Очевидно, что художник намеренно стремился показать, насколько лица этих людей похожи на картофель.
Ведь есть такое полунаучное утверждение, что все наши занятия, пороки и достоинства отражаются со временем на наших лицах.
Так и эти крестьяне похожи на то, что каждодневно занимает их мысли.
То же касается и рук. На картине они слишком костлявы и грубы. На литографии руки изображены более натуралистично.
Обратите внимания, что у сидящего к нам лицом мужчины костяшек даже больше, чем должно быть.
Так Ван Гог стремился показать огрубевшие от каждодневного труда руки. Этими руками они пашут землю. Ими же и едят.
Проверьте свои знания, пройдя тест «Знаете ли Вы Ван Гога?»
Люди, похожие на картошку
Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.
На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.
Никто их не кормит. Нет никаких пособий по бедности. Нет благотворительной помощи. Они полагаются только на свои руки и спины. И с достоинством принимают ту пищу, которую они добыли своим трудом.
Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек. До того как стать художником, он одно время был пастырем в шахтерском городке. Раздавал все до последней нитки своим прихожанам. Через какое-то время его попросили оставить эту работу. Попросту уволили. Из-за чрезмерного усердия.
Почему лица персонажей так некрасивы?
Так если картина про человеческое достоинство, почему же герои столь некрасивы?
На рисунках Ван Гога все крестьяне примерно так и выглядят. Черты лица неправильные. Выступающие скулы. Крупные губы. Сильно выраженные надбровные дуги.
Рисунки Винсента Ван Гога. Голова женщины и голова молодого мужчины. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме
Для Ван Гога это была типичная внешность сельского жителя. Возможно, под влиянием книги о физиогномике Лафатура. Который по чертам лица мог виртуозно определить род занятий и характер человека.
Но это не попытка высмеять их. Это попытка показать их как людей, живущих пусть примитивной, но натуральной жизнью.
Да, в их глазах мы не увидим высокой мысли. Но зато они живут в гармонии со своей окружающей средой. Они живут текущим днём.
Да, вглубь вещей заглянуть они не пытаются. Но и не несут в свою жизнь вороха ненужных мыслей. Ненужных хлопот. Этим Ван Гог искренне восхищался.
***
Кстати, с семьёй, которая позировала Ван Гогу, приключился скандал. Одна из дочерей через какое-то оказалась беременна. Она обвинила в этом Ван Гога. Свою причастность художник отрицал.
Возможно, для девушки это была попытка выбраться из этого “картофельного” мира. Но не получилось. Местный пастырь настоятельно рекомендовал этой семье не позировать Ван Гогу. И картину художник дописывал уже без моделей.
О других картинах художника читайте в статье “5 шедевров Ван Гога”.
Проверьте свои знания, пройдя тест «Знаете ли Вы Ван Гога?»
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
Описание картины Ван Гога "Едоки картофеля"
Ван Гог считал картину "Едоки картофеля" лучшим своим произведением. В ней он воплотил всю силу сострадания к простым труженикам.
Год написания и обстоятельства
Картина "Едоки картофеля" стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть. Он писал все, что окружало его в том маленьком крестьянском городке: ткацкие станки, церковь, изгороди, тополя... Даже изобразил двух женщин, копающих картофель. Но это было как бы около простого деревенского быта, который он хотел ухватить и передать на холсте. Художник созрел в желании вместо фрагментарных этюдов создать целостное и емкое полотно, которое выразило бы сам дух крестьянской жизни в Брабантской провинции. И шедевр родился в ноябре 1885 года.
Натурщики
Люди, изображенные на картине "Едоки картофеля", — не вымышленные. Ван Гог подружился с местным семейством де Гроотов. Они были обычными крестьянами, которых тысячи. Семья их состояла из отца, матери, двух дочерей и сына. Тяжелый труд на земле был их участью из поколения в поколение. Жили они в лачуге, которую и домом можно назвать с натяжкой. Там была всего лишь одна комната, которая совмещала роль кухни, столовой, спальни и гостиной, а все ее нехитрое убранство состояло из стола, стульев, нескольких ящиков и кроватей.
Они любезно согласились позировать для художника, хотя каждый вечер приходили с работы измотанные и уставшие. Де Грооты в буквальном смысле - едоки картофеля. Винсент Ван Гог ждал, когда они вернутся с поля и сядут за стол ужинать, и брался за кисть, делая наброски.
Выстраданное полотно
Идея написать семью де Гроотов за их обыденной скудной трапезой вызрела окончательно. И хотя художник точно представлял себе то, что он хотел передать, работа не давалась ему с первого раза. Известно, что Винсент сделал не менее 12 эскизов, но каждый отправлялся в огонь. Только лишь в последний вечер в деревне он ухватил атмосферу убогого семейного застолья, и этот холст увез с собой в Париж. Сохранилась зарисовка к картине, которую автор отправил своему брату Тео.
"Едоки картофеля", Винсент Ван Гог: сатира ли это?
Много лет традиционной трактовкой картины было изображение примитивных, диких крестьян в момент поглощения еды. В их взглядах и движениях видели звериные повадки, а в лицах — искаженные черты. Потому эта работа Ван Гога считалась сатирической.
На самом же деле сам автор своих натурщиков не считал полулюдьми. Наоборот, у него были теплые взаимоотношения с их старшей дочерью Стин, они часто вместе гуляли. Винсент нередко наблюдал за ними и в поле, и дома. Он с уважением относился и к самому семейству, и к их вынужденному тяжелому труду, ведь они были заложниками обстоятельств. Это известно из писем Ван Гога к своему брату Тео.
Своей работой Ван Гог хотел передать "пар от картофеля" в натруженных крестьянских руках. Он хотел не поставить их на пьедестал, а всего лишь показать кадр из деревенских будней (хотя праздников в их укладе бытия, скорее всего, не было по умолчанию).
Название композиции — "Едоки картофеля" — озвучивает суровую правду жизни тогдашних крестьян. Садить, выкапывать и есть этот овощ было их извечным жизненным уделом. Но таким образом они зарабатывали на честный хлеб, а это достойно сочувствия и уважения.
Ван Гог, "Едоки картофеля": описание
На холсте изображен поздний вечер: за окном темно, на часах семь, комнату освещает тусклый свет лампы. На улице холодно, да и дома нежарко, судя по тому, как одеты персонажи. Наверное, это поздняя осень. Само жилище довольно убого, меблировка скромная, нет никаких элементов роскоши. В таком доме воровать нечего, тем не менее на окнах стоят решетки. Возможно, это жилье не принадлежит им, а они всего лишь его снимают.
После изнурительного дня семейство пришло домой и село ужинать. Основное блюдо их трапезы неизменно — это, конечно же, запеченный картофель. Они не могут позволить себе мясо, сыр или молоко. Единственная роскошь — заваренный черный кофе. И такой вечер — один из тысячи подобных. Завтра едоки картофеля вновь встанут, пойдут на поле, как и всегда, чтобы извлекать из земли пыльные клубни.
Они, хоть и изможденные тяжелым трудом, уже свыклись с этой бесконечной вереницей жизни и покорно идут вместе в этой упряжке. При всем этом они не потеряли человеческое достоинство, не опустились до воровства или попрошайничества, а изо дня в день трудятся в поте чела. Блеклый свет лампы похож на огонек надежды на лучшее будущее, едва тлеющий в их сердцах.
В больших, выпуклых глазах девушки, смотрящих в пустоту, видны безысходность и исступление. Ее массивные руки вовсе не похожи на женские. Возможно, она задается вопросом о том, неужели такая же жизнь ждет и ее детей. Остальные персонажи просто заняты едой. Мать разливает кофе по чашкам, потупив глаза, отец уже пьет горячий напиток. Их жизнь, вращающаяся вокруг картофеля, однообразна и невесела, но они уже давно приняли это как данность и смирились.
Земельные тона, в которых выполнена вся картина, создают впечатление, что она написана цветом этого корнеплода. Это очень органично сочетается с названием и идеей полотна. Ван Гогу действительно удалось передать тот самый пар от дымящегося картофеля, который наполняет скромное жилище осенним теплом и слегка согревает душу.
fb.ru
Картофель фото. Лучшие картофельные фотографии.
картофель бывает разной формы клубней: круглая, овальная, вытянутая, со всякими изгибами
цвет кожуры тоже сильно отличается: желтая, коричневая, розовая, кремовая, красная и даже темно синяя — все это зависит от сорта, вот фото:
разнообразие сортов картофеля
мякоть картофеля также отличается цветом:
фото кустов картофеля:
фото картофеля от посадки до уборки урожая:
вот такая мощная сила к прорастанию:
вот такие замечательные поделки из клубней можно придумать:
причудливые формы картофельных клубней фото:
нелегкий труд по выращиванию и уборке урожая:
результат по выращиванию и уходу за картофелем — вкуснейшие блюда из картофеля:
близко по теме:
Капуста брокколи: полезные свойства, применение фото. Брокколи для похудения
Брюссельская капуста: польза, калорийность, фото. Для похудения
Полезные свойства фенхеля, применение, состав, фото
Эндивий (цикорий салатный): описание, применение, фото
Салат латук: описание, применение, свойства, фото, калорийность
Баклажан: полезные свойства, калорийность, фото. Применение, рецепты
Душица лечебные свойства и противопоказания. Описание, применение, фото
Антильский огурец: характеристика и полезные свойства овоща
polzaili.ru
Ван Гог «Едоки картофеля». Описание картины.. Ван Гог и Гоген. Картины и биографии.
Картина «Едоки картофеля» является одним из самых известных произведений Ван Гога. Работу над ней художник начал в 1885 году. До этого он сделал массу зарисовок и эскизов с натуры, а также несколько рабочих вариантов картины.
Тема крестьян была очень близка Ваг Гогу. В юности на него большое влияние оказало творчество Жана-Франсуа Милле, который воспевал труд простых людей. Но Милле изображал богатых крестьян на фоне благородных пейзажей. Ван Гог, напротив, показывает всю правду жизни этих людей, какой бы тяжелой она ни была.
Сюжет картины очень прост. Женщина в правом углу разливает чай, мужчина рядом с ней его пьет. Все остальные едят картофель из большого общего блюда. Крестьяне не смотрят друг на друга, между ними нет общения. Их лица, написанные, по словам самого Ван Гога, «цветом хорошего пыльного картофеля», не выражают ничего, кроме усталости. В то же время при взгляде на этих людей у зрителя не возникает сомнений в том, что они являются семьей и принадлежат одному роду. Это и есть то главное, что их объединяет.
Ван Гог мастерски изобразил простоту интерьера, где нет ничего, кроме самой необходимой мебели. Тусклая лампа светит над столом, все остальное пространство дома уходит в полумрак. Цветовой строй картины основан на сочетании темно-коричневых, серо-зеленых тонов и охры. Жестким, почти черным цветом подчеркнуты жилистые руки бедных крестьян, их морщинистые простые лица.
Картина художника Винсента Ван Гога «Едоки картофеля» 1885 г.Холст, масло. 82.0 x 114.0 cm. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.
vangogen.ru
Ван Гог. Едоки картофеля
"Чем больше я думаю, тем сильнее убеждаюсь в том, что нет более высокого искусства, чем искусство любить людей."
(Винсент Ван Гог)
Чтобы показать мир таким, каков он есть, без прикрас и ретуши, требуется смелость. На столь мужественный шаг голландца Ван Гога толкнули отчаяние и отсутствие какой-либо надежды – он написал картину, у которой не было ни малейшего шанса вызвать восторженные отклики. Но разве можно остановить то, что идет изнутри, из самого сердца? Разве можно следовать мнению публики, которое так переменчиво и подвержено моде, когда перед тобой стоит наивысшая цель, достигнуть которую – твоя главная жизненная задача?
Оставаясь собой, Ван Гог никогда не боялся непонимания окружающих и верил, что время расставит всё по местам. Но умирая в нищете, так и не получив признания при жизни, он и представить себе не мог, что спустя какое-то время картины, которые никто не покупал, станут одними из самых дорогих в мире, и цены на них взлетят аж до 100 миллионов долларов США.
Итак, представляем вашему вниманию картину Винсента Ван Гога «Едоки картофеля».
Название картины – «Едоки картофеля», 1885 г. (холст, масло, 82x114 см)
Художник – Винсент Ван Гог
Музей – Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
«Едоки картофеля» стала первой крупной картиной, написанной в так называемый «нюэненский» период (по нидерландскому селению Нюэнен, где проживали родители художника). Именно в этот период проявилось всё своеобразие художественной манеры Ван Гога. Он хотел писать правдивые картины – не те, которые ждет от него публика. Картины, которые передавали бы суть вещей в присущих им темных красках. В это время Винсент сдружился с крестьянским семейством де Грот, состоявшим из матери, отца, сына и двух дочерей. У них были угловатые выразительные лица людей, дни напролет таскающих на себе тяжелый груз, а заодно и все тяготы жизни. Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей. По вечерам после долгого трудового дня собирались за столом, выпивали по чашке черного кофе, раз в неделю позволяли себе поесть ветчины, и каждый день ужинали картофелем. Они сажали картофель, копали картофель и ели картофель – в картофеле была вся их жизнь, ради него они вставали на рассвете и трудились весь день не покладая рук.
Винсент частенько бывал у них и наблюдал за тем, как проходит их жизнь в поле, за ужином в ветхой хижине, в повседневности будней и в праздничные дни, которые, впрочем, мало чем отличались от будней. Наблюдая, он понял для себя одну важную вещь: рисуя человеческое тело, главное – передать движение, тем самым вдохнув в картину жизнь. Винсент написал сотню этюдов в родительском селении, все они были о жизни крестьян, о рабочем классе, это были ткачи и их жены, ткацкие станки, крестьяне, работающие в поле, тополиные деревья в саду пасторского дома, шпили церквей, пустоши и изгороди в лучах жаркого солнца, сумерки зимних дней… но всё это было не то, он по-прежнему не видел среди своих набросков того, который вобрал бы все краски и детали крестьянской жизни. Это не давало ему покоя. Ван Гог взял свои краски, холсты, мольберт, кисти и пошел к хижине де Гротов. Когда семья вернулась с поля, он уже сделал кое-какие наброски, но разорвал рисунки и принялся за дело снова. Он работал у них, пока они не легли спать, и после – у себя в мастерской, однако поутру яростно швырнул картину в огонь и снова направился к Гротам. И снова картина не удалась.
Это продолжалось довольно долго – каждый вечер художник приходил в крестьянскую хижину в надежде поймать миг, уловить тот самый момент, который расскажет о сельской жизни ярче всяких слов, перебирал краски, пропорции, сюжеты, создавал десятки набросков, почти не ел, перестал спать… Неудачи только подстегивали его. К моменту, когда де Гроты возвращались с поля, художник был уже на старте – мольберт установлен, краски смешаны, а холст натянут на подрамник. В последний свой вечер в Нюэнене вконец измотанный Ван Гог, проработав весь вечер, вернулся в свою мастерскую и обнаружил, что и эта попытка не удалась. Столько трудов даром, он снова промахнулся, упустил последний шанс. Ван Гог выкурил трубку, стал упаковывать вещи, сложил этюды и наброски в большой ящик, прилег на диван. И тут его осенило. Он встал, сорвал полотно с подрамника, отбросил его в угол и натянул новый холст. Картофель… он писал картину в гамме картофеля, пыльного и нечищеного. Грязная скатерть на столе, закопченная стена, лампа, подвешенная к грубым деревянным балкам, дочь, подающая дымящийся картофель отцу, мать, наливающая кофе, сын, поднесший чашку ко рту, чтобы сделать глоток. Усталые, давно смирившиеся с жизненными тяготами, они проживали свой самый обычный день – после утомительной работы в поле ужинали тем, что заработали честным трудом, буквально добыли своими руками. Наступило утро, и наконец Винсент почувствовал умиротворение, которого был лишен уже много дней. Он посмотрел на свой труд и почувствовал запах дымка, ветчины и мягкого картофельного пара. Вот оно… теперь он был уверен, что крестьяне никогда не умрут. Ему удалось запечатлеть всю беспросветность каждого их дня. Наконец-то картина смогла вместить нечто большее – то, что художник искал в этих краях.
Смазав полотно яичным желтком, который образует защитный слой, Винсент вывел на нем два слова: «Едоки картофеля», – и, захватив с собой лучшие этюды, написанные за это время, покинул Нюэнен.
Несколько строк о художнике
Ван Гог примерно в 1866 году
Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов. Его отец был протестанским пастором, а мать – дочерью переплетчика и продавца книг. На самом деле имя «Винсент» предназначалось для старшего сына Ван Гогов, но он не прожил долго, и потому имя перешло ко второму в семье чаду. Винсент стал старшим сыном и братом, у него было два брата и три сестры. Он с детства отличался своенравным характером, своеобразными манерами и поведением, за которое его часто наказывали. Долгое время он обучался на дому, у гувернантки, а все его формальное образование свелось к одному не доведенному до конца учебному году в интернате – Винсент неожиданно всё бросил и вернулся домой. В 1869 году он поступает на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie и за короткое время овладевает профессией продавца. Его рвение давало хорошие результаты – Винсента перевели в лондонский филиал фирмы, он постоянно сталкивался с произведениями искусства, посещал городские музеи, галереи и художественные выставки и стал хорошо разбираться в живописи, более того – он научился ценить ее. Но конец всему положила безответная любовь. Ван Гог был так потрясен, что утратил всякий интерес к работе. Его перевели в парижский филиал, он снова пытался жить в Лондоне, и снова – в Париже, пытался даже пробовать свои силы в живописи. Безуспешно. Окончательно охладев к работе, молодой Ван Гог был уволен.
В поисках утешения Винсент обратился к религии и захотел стать священником, как и его отец. Он вернулся в Англию, работал учителем в интернате, помощником пастора, какое-то время работал в книжном магазинчике, делал наброски и мечтал проповедовать беднякам. Семья отправила его в Амстердам, где он поселился у своего родственника и усердно готовился к сдаче вступительных экзаменов в университет на отделение теологии. Но, разочаровавшись в учебе, бросил занятия и в 1878 году покинул Амстердам. Впрочем, желание быть полезным у него осталось. Ван Гог поступил в протестантскую миссионерскую школу под Брюсселем. И снова вспыльчивость и приступы ярости помешали ему завершить обучение. Винсента попросту выгнали оттуда. Следующие полгода он выступает в роли миссионера в бедном шахтерском поселке на юге Бельгии – посещает больных, читает неграмотным Библию, обучает детей, а по ночам рисует карты Палестины, чтобы немного подзаработать. Винсента волнует рабочий класс, он не может равнодушно смотреть, как человек работает, ничего не получая взамен. Он пытается что-то изменить и даже обращается к дирекции шахт, прося улучшить условия труда шахтеров. Его ходатайство было отклонено, а сам он отстранен от должности проповедника. Это был серьезный удар. Депрессии, которые были и раньше, стали одолевать его всё чаще. Ван Гог снова обратился к живописи, и его брат Тео (единственный, кто поддерживал Винсента на протяжении всей его нелегкой жизни) помог ему уехать в Брюссель и попробовать себя в роли слушателя Королевской академии изящных искусств. Ван Гог проучился год, вернулся домой, пережил безответную любовь к кузине и снова сорвался с места – на этот раз, чтобы уехать в Гаагу, рисовать простых людей и бедные кварталы. Усердно работая над собой, он снова почувствовал вкус к жизни и попытался создать семью с беременной уличной женщиной по имени Христин, с которой познакомился прямо на улице и из-за которой окончательно рассорился с родными. Тео убеждает Винсента расстаться с ней. И, словно убегая от самого себя, Винсент Ван Гог отправляется на север, в провинцию Дренте, где оборудует свою хижину под мастерскую и полностью посвящает себя живописи.
Он много находился на природе и набил руку на рисовании пейзажей, но отсутствие художественного образования давало о себе знать – изображение человеческой фигуры оставалось серьезной проблемой. В изображенных Винсентом людях отсутствовали пластика и плавность движений – с другой стороны, именно это стало отличительной чертой его стиля. Частые неудачи, необузданный нрав, срывы и постоянные переезды тоже не прошли бесследно. Его восприятие жизни приняло оттенок какой-то печали, он болезненно и остро воспринимал мир вокруг себя, и это отражалось буквально в каждом наброске и мазке. А вскоре и собственную хижину ему пришлось покинуть, так как местный пастор посчитал аморальным, что крестьяне позируют художнику. Вдобавок его новая пассия попыталась покончить с собой. Винсент перебрался в Антверпен, стал посещать занятия в Академии художеств днем и рисовать с натуры в частной школе по вечерам. В 1886 году он переехал в Париж к своему брату Тео, который торговал произведениями искусства. Ван Гог изучал разные художественные направления и стили в престижной частной студии, перенял изобразительную манеру импрессионистов – покрывать холст пятнами краски – и познакомился (благодаря брату) с Писсарро, Дега, Гогеном. У него образовался круг друзей и родственных душ, и именно в парижской атмосфере свободы родилась большая часть его работ. Роль человека в его творчестве становилась всё меньше и чаще служила стаффажем (то есть человеческая фигура использовалась лишь для того, чтобы внести немного жизни). А с открытием портов в Японии и началом «японского бума» Ван Гог стал создавать этюды по мотивам японских эстампов.
Тем временем Париж постепенно разочаровывал художника. Переехав в прованский город Арль и сняв там четырехкомнатный павильон, Ван Гог пригласил друзей в свою новую мастерскую. Его приглашение принял Гоген, испытывавший в то время финансовые затруднения.
Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи 1888
В обмен на проживание он обещал высылать Тео Ван Гогу свои картины. Но Гоген не слишком высоко ценил творчество Ван Гога, их некогда ровные отношения стали меняться не в лучшую сторону. Вот тогда и произошел этот знаменитый инцидент. Однажды Гоген вышел ночью на улицу прогуляться, услышал знакомые шаги, обернулся и увидел Ван Гога с бритвой в руке. Винсент сразу убежал, а Гоген предпочел переночевать в гостинице. На следующее утро, вернувшись домой, он увидел толпу людей у входа и Ван Гога, лежавшего на постели в луже крови: Винсент в порыве ярости отрезал себе мочку левого уха. Его сначала поместили в больницу, а после буйного припадка – в палату для умалишенных. Гоген уехал, Тео Ван Гог, напротив, стал ухаживать за братом. Психическое состояние Винсента не давало ему вернуться к обычной жизни, в моменты сильного отчаяния живопись была единственным, что давало ему сил. Его жажда писать не знала границ, в перерывах между припадками он писал самого себя и те пейзажи, которые мог видеть из окна своей палаты.
Благодаря стараниям Тео в начале 1890 года на выставке в Брюссельском королевском музее современного искусства было представлено несколько работ Винсента, и один из критиков дал им высокую оценку. Тео Ван Гогу самому приходилось нелегко: у него был новорожденный сын Винсент, жена часто болела, и Тео выбивался из сил, стараясь содержать семью, но поддерживал брата до самой смерти. Он позаботился, чтобы Винсент поселился неподалеку от Парижа и лечился у доктора Гаше, любителя современной живописи. Картины этого периода более сдержанные по цвету и содержанию, в основном – панорамные пейзажи. Доктор Гаше даже говорил о выздоровлении. Но он жестоко ошибался. В момент очередного срыва художник попытался покончить с собой с помощью револьвера, который он взял якобы для отпугивания ворон, мешавших ему сосредоточиться на работе. Пуля пробила ребро и застряла в кости. На следующий же день Тео примчался, а несколькими часами позже состояние Винсента резко ухудшилось, и он испустил последний вздох на руках своего горячо любимого брата. Винсенту Ван Гогу было 37 лет.
«Ван Гог на смертном одре». Рисунок Поля Гаше.
Его гроб был украшен подсолнухами, которые он так любил и которым посвятил цикл картин (в 1987 году полотно «Подсолнухи» было продано на аукционе за 40 000 000 долларов США).
"Подсолнухи" (1888)
Его часто называют «сумасшедшим художником», приводят в подтверждение спутанные и навязчивые мысли, галлюцинации и припадки безумия, преследовавшие его всю жизнь. Ему ставили диагноз «шизофрения», а чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками, по мнению врачей, указывало на цветовую слепоту художника, тогда как он считал свою манеру изображения революционной и не доступной для понимания современников. Его сумасшествия боялись, а его картины, без сомнения, вызывали интерес. После смерти Тео его жена Иоханна вышла замуж вторично за критика и художника и познакомила общественность с картинами Ван Гога в память о стараниях Тео прославить тогда безвестного брата. Они с мужем организовали выставку работ Ван Гога в Амстердаме, а спустя какое-то время Иоханна опубликовала трогательную переписку братьев и перезахоронила их тела в Овере – две рядом расположенные могилы символизировали тесную связь, которая была между братьями на протяжении всей их жизни.
Иоханна так и не продала ни одной картины Ван Гога, так как хотела и смогла сохранить в неприкосновенности наследие великого родственника. Правда, ее сын впоследствии продал некоторые полотна и сделал на этом довольно-таки неплохое состояние. Другие работы Ван Гога по воле Иоханны были переданы в Амстердамский национальный музей, ее сын оставил за собой право собственника. После Второй мировой войны стоимость картин резко повысилась, и племянник великого художника стал одним их богатейших людей в стране. Еще чуть позже картины были переданы правительству, был учрежден фонд Ван Гога, который создал Национальный музей Ван Гога в Амстердаме. Здесь хранится большая часть работ художника.
Его называли безумцем, в то время как настоящим безумством был полный обмана мир, окружавший его. Наверное, самое время вспомнить, что с латинского языка «Винсент» переводится как «побеждающий»… ведь полотна, некогда считавшиеся «бредом сумасшедшего», сегодня называются «шедеврами», стоимость которых оценивается не в один десяток миллионов долларов США.
"Ночная терраса в кафе" (1888)
"Звездная ночь" (1888)
По мнению многих ученых, желтый цвет на картинах Ван Гога своим существованием обязан эпилепсии, от которой художник лечился средством под названием дигиталис – сейчас известно, что никакого отношения к эпилепсии оно не имело, но в то время было очень популярно как средство против падучей. Хроническое отравление дигиталисом в ряде случаев может сделать мир для больного желтым, как и в случае с Ван Гогом, который, должно быть, видел желтые круги вокруг звезд – как на знаменитой картине «Звездная ночь» (которую он написал в 1889-м в психиатрической лечебнице) и ряде других полотен. Другой любопытный факт обнаружили специалисты НАСА – изучая полотна Ван Гога, они пришли к выводу, что океанические течения ведут себя именно так, как изобразил художник в «Звездной ночи». Снимки, сделанные из космоса, подтверждают фотографическое сходство водяных вихрей в мировом океане с ночным небом Ван Гога. Может, это и совпадение, но оно возвращает специалистов к изучению великого безумца. Его вращающихся светил, создающих эффект движения. Его особой манеры смешивать краски и передавать реальность. Обилия его «болезненного» желтого, который спустя какое-то время приобрел «золотой» оттенок, ведь полотна Ван Гога стали на вес золота.
Помните фразу из знаменитого фильма «Как украсть миллион» с Одри Хепберн в главной роли? «Как было мило со стороны Ван Гога подписывать свои картины только именем – Винсент».
Эльнара Мафусова
nargismagazine.az
Картина Винсента Ван Гога "Едоки картофеля"
Зимой 1885 года Винсент живет в доме родителей в маленьком городке Нюэнен. У него совсем испортились отношения с отцом, родители постоянно укоряют его отсутствием заработка и стремления устроиться на прибыльную работу. Но здесь у Ван Гога впервые появляется собственная студия, оборудованная в бывшей прачечной за домом родителей. Большинство добропорядочных жителей Нюэнена смотрят на Винсента свысока, кое-кто при встрече брезгливо протягивает ему лишь один палец вместо открытой ладони.Наступившая зима никак не могла улучшить настроения художника, с каждым днем окружаемого и окружающего самого себя все более глухой стеной одиночества. Пейзажи Нюэнена, и без того не слишком живописные и радостные, становятся совсем мрачными. Винсент видит вокруг лишь грязь, кое-где прикрытую жалкими клочками снега, черные ветви деревьев и сухую траву. Но Ван Гог не позволяет себе полностью погрузиться в черную меланхолию и начинает писать портреты крестьян, планируя за зиму создать 50 таких полотен. Он берется за дело с таким рвением, что всего за месяц пишет три десятка картин. Позже эти головы крестьян станут основой для его первой заметной работы – «Едоков картофеля».
Бедная семья, изображенная Ван Гогом, ужинает при слабом свете лампы картофелем и кофе. И вряд ли эта трапеза слишком отличается от множества предыдущих и последующих. Скудное убранство дома, сумрачная цветовая гамма и грубые лица героев картины производят гнетущее впечатление. Но именно этого Винсент и добивался. В письме брату Тео он писал: «Целую зиму я держал нити будущей ткани и подбирал выразительный узор, и, хотя ткань у меня получилась на вид необработанная и грубая, нити были подобраны тщательно и в соответствии с определенными правилами. Не исключено, что у меня вышла настоящая крестьянская картина. Тот же, кто предпочитает видеть крестьян слащавыми, пусть думает, что хочет. Я лично убежден, что добьюсь лучших результатов, изображая сюжет во всей его грубости, чем пытаясь придать ему условное изящество».
Автор: Евгения Сидельникова
artchive.ru
Ван Гог: описание картины "Едоки картофеля"
Ван Гог окончательно осознал себя художником поздно. В том возрасте, когда прожитые годы и перенесенные страдания служат достаточной гарантией серьезности любого решения, сколь бы неожиданным ни казалось оно окружающим. Ван Гог обратился к живописи в конце 1880 года, на исходе двух лет, прожитых им в Боринаже, шахтерской области в Бельгии. Годы, прожитые на грани человеческого отчаяния.
Человечность искусства Ван Гога
От своего отца —пастора —Винсент унаследовал истовость души и горячую склонность к добру; однако, несмотря на семейную традицию, к мысли о проповедничестве он пришел собственным, достаточно окольным путем. (Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике). В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника. Потрясенный царящей здесь нищетой, он отдал все, что имел: деньги, одежду, даже собственную кровать. (Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего). Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию. Шахтеры любили его, но считали чужим. Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. Образы закопченного неба, непосильного труда и болезней, взрывы рудничного газа и мучительные смерти горняков, как призраки, преследовали Винсента. Позднее он писал,что начал рисовать, чтобы сохранить эти образы на бумаге для памяти и одновременно избавиться от перенасыщенности ими. Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны. Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника.
Решение Винсента стать художником было воспринято в его семье драматически. Он знал, что в родительском доме его считают неудачником. В суровой сдержанности отца светилось горькое разочарование в сыне. (Оно сказалось впоследствии в бурных семейных сценах). Он был блудным сыном, которого бюргерская родня терпела только из уважения к пастору. Чопорная протестантская среда, сформировавшая этого бунтаря, теперь выталкивала его.
Эта ситуация была тем невыносимее для Винсента, что он ощущал свою глубокую связанность с семьей.
Это был конфликт со всей бюргерской Голландией, ее культурой и религией; конфликт с родиной. С этого времени Винсента не покидала ностальгия по утраченному им быту. По родине души.
Он знал, что за право не быть как все нужно расплачиваться. Он знал, на что идет: «Я сознательно избираю участь собаки, я останусь псом, я буду нищим, я буду художником, я хочу остаться человеком…»
Стать художником и остаться человеком — синонимы на языке Ван Гога. Отсюда поразительная человечность его искусства, рожденного в бездне человеческого отчаяния.
Несколько первых лет Винсент мало писал красками. Больше рисовал. У него не было, как правило, денег на натурщиков, поэтому он рисовал в полях. Он видел пустынное небо над необозримыми полями, голые деревья, нищие деревни. Скудный пейзаж родины. «Пейзаж, — писал он, — гармонирует с лицами крестьян и ткачей… Здесь все молчат». Молчаливый крестьянский труд — землекопы, роющие сточные канавы, крестьянки, собирающие колосья или торф, — его постоянный (почти единственный) мотив.
Жесткая внутренняя графика его работ делала невозможной какую-либо сентиментальность или умиление. Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже. В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей. Он отождествляет себя с ними. Винсент был более философ, чем это принято думать. Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом. Жертвой своему призванию. Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики. Он должен жить среди декорации своих сюжетов.
Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей. Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином, или служит ему. Крестьянин дорожит вещью, сделанной собственными руками, все в ней открыто ему, знакомо наизусть; постепенно вещь превращается как бы в одушевленное существо, которое живет, страдает и стареет вместе с хозяином, несет с ним тяготы его труда. Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. Только вещи бедных разделяют судьбы своих владельцев.
«Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент. Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе. Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая. Они, как люди, вовлечены в круг существования. Они страдают, радуются, ненавидят. На рисунках Ван Гога крестьянка, согнувшаяся под мешком с торфом, изображается как бы сросшейся с ним. Это одна фигура, один организм. Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине. Дает жизнь.
Работы Ван Гога населены очеловеченными вещами, погруженными в одушевленную природу («я делаю этюды деревьев, но подхожу к ним так, словно эти деревья — люди»).
Картина «Едоки картофеля» — настоящая крестьянская картина
«Едоки картофеля» (1885 год) — первая большая картина Ван Гога. Пять лет напряженного труда стоят за ней.
Закончив картину, Винсент писал: «В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду. Не исключено, что у меня вышла настоящая крестьянская картина. Я даже знаю, что это так».
Ценнейшие автохарактеристики Ван Гога (в письмах к брату Тео) всегда намеренно локальны и преувеличенно скромны.
Во время работы над картиной умер отец Винсента, пастор Ван Гог. (Памяти отца, своей органической связи с ним и неразрешившемуся спору между ними Винсент посвятил «Натюрморт с Библией»). Личная драма наложилась на круг проблем, занимавших художника в то время. Мысли Ван Гога о традиции и родине, о национальном искусстве и собственном месте в нем были тогда предельно заострены.
Ван Гог очень любил Рембрандта, гения голландской классики. В поздних, «библейских» картинах Рембрандта господствует коричневая гамма, переходящая в золото. Источник света таинственно скрыт.
Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут. Это висячая керосиновая лампа. И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями. (Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре). Однако от таинственной глубины рембрандтовских коричневых тонов художник не в силах отказаться. Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом.
Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски. Во взгляде художника горькая трезвость: это просто ужин убогих жителей печальной страны, запивающих плоды, взращенные на родной земле, горьким колониальным кофе. Сам художник настолько близок к ним, что не считает нужным особо расписываться в сочувствии. Он сам, как они, плоть от плоти этой земли. Но делать ему на ней больше нечего. К моменту завершения картины отъезд во Францию внутренне решен Винсентом: его душевная тревога, его гений переросли свой первоисток. «Едоки картофеля» — это прощание с родиной, исполненное горечи и поэзии. Здесь кончается «ранний Ван Гог». Его судьба определена иначе. Оставляя на скудной земле под низким пустынным небом лучшую долю души, он весь устремлен на юг, к солнцу.
Из журнала «Семья и школа», 1971 год
Похожие статьи:
mamotvet.ru