Поэзия Бунина: особенности, темы. Стихи Бунина о любви. Бунина картины


Творческий портрет Ивана Алексеевича Бунина

7 Май 2015       admin      Главная страница » Статьи      Просмотров:   1439

Иван Алексеевич Бунин

Иван Алексеевич Бунин – классик отечественной литературы, академик Императорской Академии наук, первый русский писатель, удостоенный звания лауреата Нобелевской премии. Его могучий талант сформировался на просторах России.

Род Буниных, записанный в шестую часть «Бархатной книги» древних дворянских родов, ведет свою родословную на Руси от XV века. Среди предков писателя были стольники, воеводы, художники, моряки, путешественники. Предметом особой гордости для Бунина была его кровная связь с тем социальным пластом, который дал России представителей русской культуры, среди которых ему были особенно дороги имена поэтессы А.П. Буниной и поэта В.А. Жуковского.

Первым учителем Бунина, оказавшим на него большое внимание, был сын предводителя дворянства Николай Осипович Ромашков – человек образованный и обладающий талантом.

В 1887 году Бунин со страстной искренностью написал стихотворение «Над могилой С.Я. Надсона», потрясенный безвременной смертью поэта. Это стихотворение он решился послать в петербургский еженедельный журнал «Родина», и в восьмом номере журнала в феврале 1887 года оно было опубликовано. В мае в «Родине» было опубликовано второе стихотворение поэта «Деревенский нищий».

С публикации первых стихотворений Бунин становится постоянным автором журнала «Родина», в котором он печатает рассказы из деревенской жизни, очерки, литературные и журнальные обозрения.

1889 год в судьбе молодого Бунина стал переломным. В начале этого года он неожиданно получил приглашение от издателей «Орловского вестника» быть помощником редактора. В редакции молодого поэта приняли с истинно провинциальным гостеприимством. Началом постоянного сотрудничества Бунина в «Орловском вестнике» стала публикация его очерка «Божьи люди».

В жизни Бунина орловский период стал началом его творческого пути. Тогда поэт, не имея еще жизненного и художественного опыта, кроме деревенских впечатлений, обращается к жанру очерка. В своих очерках он рассматривает деревню как среду, из которой выхватывает интересующие его типы. Герои его ранних рассказов и очерков – это «пришибленный бесприютной нуждой» Нефедка («Нефедка»), нищая старуха, которую выгоняет дочь зимой из дому («Дементьевна»), бездомные странники — нищие («Два странника»). Бунин с болью писал о дикости и жесткости нравов в деревенском быту.

В Орле Бунин жил духовно богатой и напряженной жизнью, много читал, постоянно делясь с братом в письмах размышлениями о прочитанном. Тогда он стал самостоятельно изучать английский язык, так как работал над переводом поэмы Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате», которую он полюбил с детства.

«Орловский вестник» наряду с прозой публиковал и стихи Бунина. В 1891 году издательница газеты Семенова предложила ему выпустить книгу стихов. Первый поэтический сборник Бунина вышел в конце этого года приложением к «Орловскому вестнику» в количестве пятисот экземпляров. Поэт издал свою книгу с посвящением «дорогому брату и глубокоуважаемому другу А.Ю. Бунину». Для сборника он отобрал лучшее, что было написано им за последние годы. Первые критические отзывы о творчестве Бунина были связаны именно с этой книгой.

В начале 900-х годов имя Бунина приобретает большую известность. К этому времени он первоклассный переводчик. Он оригинальный поэт, достигший высокого мастерства. Его проза отличается поэтической музыкальностью, пластической изобразительностью, глубиной философского осмысления жизни. Рассказы и стихи Бунина – это ступени созревания его поэтического дарования. С 1902 по 1909 год «Знанием» было издано несколько книг стихов Бунина, составивших вместе с прозой пятитомное собрание сочинений. В этот период критики самых разных направлений Бунина – поэта называют прежде и ставят выше, чем Бунина – прозаика.

Поэзии Бунина присуща как пейзажная, так и философская лирика. Он стремится постичь эту безбрежную страну с загадками, парадоксами и катаклизмами ее истории. В бунинской поэзии особенно широко используется устная народная поэзия: былины, легенды, предания, притчи, сказания, народные песни.

6 февраля 1920 года началось последнее дальнее, без возврата на родину, странствие Бунина, продолжавшееся тридцать три года.

После революции, вынудившей Бунина к эмиграции, его творческое наследие в нашей стране было предано забвению. После 1928 года его книги были не только запрещены, изымались из библиотек и уничтожались, но даже на само имя наложен запрет.

Издание собрания сочинений в пяти томах вернуло в Россию литературное наследие Бунина. С этого времени творчество писателя становится предметом изучения советскими исследователями.

Возвращение Бунина в Россию состоялось. Сюда возвратились не только его книги. Писатель обрел свой дом в городе Орел, с которым связано начало его восхождения к мировой славе, куда вернулась его душа.

Похожие статьи

    

librook.net

особенности, темы. Стихи Бунина о любви

А ведь словом можно писать картины, создавать настоящие шедевры, наполненные яркими красками, ароматами, жизнью, философией и лирикой. Эти слова невозможно прочитать вот так просто. Читатель обязательно их увидит, услышит, почувствует вкус, ощутит запах и, со сбившимся на мгновение дыханием, будет перечитывать вновь и вновь. Мистика, гипноз, халтура? Отнюдь. Всего лишь поэзия Бунина.

Поэт или писатель?

Наверное, трудности созданы специально, чтобы превращать людей в искусных мастеров своего дела. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года. Он был выходцем из обедневшего дворянского рода, поэтому с ранних лет вынужден был работать. Выдающийся поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе рано начал жить самостоятельно.поэзия бунина

Он работал в издательствах различных газет и журналов, временами подрабатывал в канцелярии и много путешествовал. Его первое стихотворение увидело мир в 1887 году, а первый сборник вышел в 1891-м. За время творческой деятельности не только поэзия Бунина, но и произведения, написанные прозой, получили мировое признание. Но сам литератор говорил, что он больше поэт, нежели писатель. Поэтому стоит рассмотреть именно эту грань его деятельности.

Наследство

Говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Именно такой представляется поэзия Бунина на фоне литературного модерна. Иван Алексеевич успешно продолжил лучшие пушкинские традиции. От его строгих строк так и веет простотой и благородством. Поэт не нуждается в «свободном стихе», он отлично себя чувствует среди границ ямба и хорея. Он словно принял их в наследство от предыдущих поколений поэтов. Бунин не заботится о новых творческих приемах и стилях написания стихов. Иван Алексеевич уверен, что старые формы никогда не исчерпают себя.

Бунин – поэт. Он сам неоднократно настаивал на этом. И здорово в нем то, что он никогда не причислял себя ни к каким школам или направлениям. Он просто писал прекрасные стихи, писал их тогда, когда ему хотелось, и было что сказать.

Художник

Для поэта Бунина примерами, на которых он равнялся, всегда были Чехов, Пушкин и Толстой. Он считал их «богами» литературы. Но несмотря на то что Иван Алексеевич брал с них пример, в его работах было много своих особенностей.стихи бунина о любви

В поэзии Бунин использует классические размеры (двух- и трехсложные). Но это нисколько не ограничивает его мыслей. Бунин умудряется наполнить эти небольшие строки таким богатством интонации, что они приобретают новое, ни с чем не сравнимое звучание. Иван Алексеевич – настоящий художник слова. Он тонко ощущает красоту окружающего мира: его звуки, краски, эмоции. И это отражается в его поэзии. Невозможно найти другого такого поэта, который бы смог раскрыть все великолепие природы до последнего звука ястребиного крика.

Темы творчества

Поэт по-особому смотрел на мир, и сколько не анализируй, трудно обозначить отдельные темы поэзии Бунина. Лирика Бунина – это совокупность неких граней творчества. Он пишет о жизни, одиночестве, тоске, радости земного бытия. Одним словом, Бунин отображает в своей поэзии все аспекты человеческой жизни – начиная от природы, что его окружает и, заканчивая внутренними переживаниями.

Любовная лирика

Первое, с чего стоит начать рассматривать творчество поэта Бунина – это любовная лирика. Он часто писал о трудностях и трагедии любви, а также о ее мимолетных прекрасных мгновениях. В стихах о любви Бунин глубоко проникает в самые потаенные глубины человеческого сердца, раскрывая миру его неизведанные и непознанные законы. Но даже здесь он видит все по-своему.стих одиночество бунин

В стихах о любви Бунин ассоциирует это чувство с вечной и первозданной красотой природы. Он воспринимает только ту любовь, что есть естественной – не выдуманной, не ложной, не корыстной, а настоящей. Жизнь без любви и не жизнь вовсе, если погибает любовь, то и жизнь становится никчемной и беспросветной. Однако автор не скрывает, что от любви приходится ожидать не только радости. Она может принести немало горестных воспоминаний. В одном из своих писем он писал, что любовь и смерть неразрывно связаны: каждый раз, когда он переживал очередную любовную катастрофу, он был близок к самоубийству. И несмотря на это, чувство любви остается для поэта чем-то возвышенным, идеальным и, без сомнений, вечным.

«Одиночество»

Когда-то Бунин признался, что пережил немало любовных трагедий, поэтому тему одиночества в творчестве поэта можно считать ключевой, и стих «Одиночество» Бунина – естественное тому доказательство. Это произведение было написано в 1903 году, и его лишь отчасти можно назвать автобиографическим, так как поэт посвятил стих своему близкому другу, художнику Петру Нилусу, которого он величал «поэтом живописи».

В стихе «Одиночество» Бунин подчеркивает, что быть одному – это удел многих творческих личностей. Эти люди так и остаются непонятыми друзьями и теми, кого они считают своими возлюбленными. Человеческая душа – это не отражение кого-то, а совершенно другая вселенная, живущая по своим правилам. Поэтому никто и никогда не сможет ее понять, а что касается людей творчества – их не поймут и подавно.бунин поэт

Стихотворение «Одиночество» было написано в разгар лета, но от него так и веет промозглой осенней сыростью, что так выгодно подчеркивает одиночество и тоску главного героя. В этих строках смешалось все: пейзажная лирика, личная трагедия и принятие жизни такой, какая она есть.

Да ну ее, эту рифму

Именно этим интересен поэт. Проводя анализ поэзии Бунина, можно заметить, что он не особо придерживается рифмы. Предложения могут ломаться или заканчиваться там, где не закончился стих. Лирические произведения поэта словно утратили свою самостоятельность, они не оторваны от обыденной речи, но все же остаются настоящими произведениями искусства. Стихи Бунина естественные и живые, они целостные, даже несмотря на разорванность предложений.

Бунин не похваляется изысканной рифмой, ритмичность его стихов своеобразная, но благодаря ей читатель может увидеть изысканную красоту в обыденных вещах.

Звучать по-новому

Что касается особенностей лирики, поэзия Бунина повествует о жизни, ее микрокосме и отдельных настроениях. Для поэта вполне нормально сравнивать белоснежные крылья чаек с яичной скорлупой или называть тучи лохматыми. Автор не боится поэтизировать повседневные реалии, не боится использовать старые и в то же время всегда актуальные ценности мира. Воспевать то, на чем не единожды акцентировали свое внимание литераторы прошлого, Бунину не составляет труда. Казалось, эти темы уже полностью исчерпали себя, но в стихах Бунина они обретают новое звучание.

Пейзажная лирика

Если сравнивать с поэзией Тютчева, который передавал окружающему миру свои эмоции, Бунин не навязывает природе личных душевных переживаний. Он принимает мир таким, какой он есть, во всей его красоте. Поэт уверен, что природа не должна полностью соответствовать человеческим переживаниям, но все же она подчеркивает их.поэзия бунина анализ

И тем не менее пейзажная лирика в поэзии Бунина занимает почетное место. Поэт всегда переживал, насколько точно ему удалось передать те краски, звуки и запахи, что его окружают. Для поэта важно передавать красоту окружающего мира в различных его состояниях, чтобы запечатлеть безвозвратно уходящие мгновения. Например, как в произведении «Догорел апрельский светлый вечер», где показано краткое мгновение уходящего вечера, на смену которому приходит ночь.

Но читатель не только проникается прелестью апрельского вечера – он словно ощущает его запах и тихое дуновение шаловливого ветра. Поэт будто переносит читателя именно в тот, последний, миг угасающего весеннего дня.

Маленькая особенность

Особую роль в пейзажной лирике играет запах, благодаря которому можно по-настоящему понять всю прелесть, изящество и красоту русской природы. В стихотворении «Полями пахнет» лирический герой словно ловит яркое благоухание полей «от сенокосов и дубрав». Здесь Бунин смог передать и «лугов прохладное дыхание», и замирание природы перед грозой, да и саму грозу – в образе человека с «безумными глазами».

Большинство стихов Бунина о природе не имеют названий, поскольку практически невозможно передать то состояние, в котором пребывает окружающий мир, двумя-тремя словами.

Фон

И как уже было сказано, природа является фоном, на котором более ярко отражаются переживания. Благодаря своим пейзажным зарисовкам Бунин передает сложность человеческого внутреннего мира. При описании времен года или природы автору легко удается подчеркивать эмоции человека. Но он не смешивает эти понятия, а словно усиливает одно другим.

Ощущения, которые испытывает человек при изменениях в окружающей среде, можно считать универсальными и понятными каждому. Холодный осенний дождик нагоняет тоску, а яркое весеннее солнышко вселяет надежду. Эти понятия доступны каждому, и Бунин, пытаясь передать глубину переживаний лирических героев, использует этот прием, но при этом природа остается одной темой, а эмоции – другой.

Традиции русской классики

Творческая деятельность Бунина припала на конец XIX – начало XX века. В это время мир стоял на пороге новых перемен. Все избитые темы уходили в призрачное прошлое, покрываясь временной пылью, а на смену им зарождались новые течения. Даже литературу эта участь не обошла стороной.

Поэты того времени словно соревновались друг с другом в том, кто придумает самую изощренную словоформу. Новые слова, эпитеты, гиперболы, размеры стихов – все это вливалось в литературное течение без права на осуждение. Поэты искали новые способы, чтобы выражать свои эмоции, мысли и чувства. И пускай временами новаторские методы были слишком шокирующими, сложными для восприятия и непонятными простым обывателям, их принимали. Это ведь модерн. Общество желало меняться, стремилось полностью перекроить мир, вступая в новую эпоху, поэтому готово было принять все новшества.темы поэзии бунина

И только в поэзии Бунина традиции русской классики сохранились во всей своей красоте. Поэт остался верным тем ценностям, что оставили после себя Фет, Тютчев, Полонский и другие. Он писал живые, реалистичные, простые и понятные стихотворения и совершенно не пытался проводить сомнительные эксперименты над словом. Красоты и богатства русского языка было более чем достаточно, чтобы «простого» Бунина признали в условиях «сложного» модерна.

Не такой, как все

Бунин пытался отыскать гармонию мира и понять, в чем же смысл человеческого существования. В природе он видел мудрость и вечный, неиссякаемый источник красоты. В его творчестве все живое было разумным, а человеческая жизнь рассматривалась в контексте природы, не меняя ее, но играя по ее правилам.

Бунин – знаток пейзажной лирики. Его стихи – будто живые картины, которые способны передавать запахи и звуки. Со временем пейзажная лирика приобретает философские нотки. Поэт начинает рассматривать темы жизни и смерти.

В стихотворениях Бунина не были отражены революционные процессы, что происходили в стране. Пока шла революция, так или иначе получившая огласку в творчестве других литераторов того времени, Бунин продолжал развивать философские мотивы. Если перечитать все его стихотворения, то можно с уверенностью сказать, что поэта больше волнует не «что» происходит, а «почему» та или иная ситуация случается с человеком.

Всего лишь И. А. Бунин

В поэзии Бунина проблемы современности соотносятся с понятиями добра и зла, жизни и смерти. Поэт ищет истину, в ее поисках обращается к истории и религии других стран. Он пытается понять, согласно каким законам развивается общество и человек в целом. По его словам, жизнь человека есть не что иное, как небольшой отрезок вечности. Он хочет посмотреть, что находится по ту сторону жизни, и не желает признавать разрушение дворянского уклада.пейзажная лирика бунина в поэзии

Вот в чем своеобразие поэзии Бунина. Она словно опоздала на век, не пострадала от мотивов революции, не поддалась модернистским течениям. Следуя лучшим классическим традициям, Бунин свободен в выражении своих мыслей. Он не тратит времени на придумывание чего-то нового, ведь осталось еще так много недосказанного.

Писатель и художник в одном лице. Пускай он никогда не держал в руках кисти, не стоял задумчиво у чистого холста на мольберте, его стихи – те же картины. Такие яркие, живые и точные. Немногословные, сдержанные, лаконичные, временами незаконченные, но в то же время полноценные. Что же это? Мистика, гипноз, халтура? Отнюдь. Всего лишь поэзия Бунина.

fb.ru

«Воротись, я сроднился с тобой!» Как воронежская выставка вновь связала Ивана Бунина и Петра Нилуса

Дама в красном. 1925 г.

Петр Нилус постепенно прошел эволюцию от реализма до романтического модерна. Свои живописные образы сам художник называл «кринолинами». Персонажи этого периода – романтические барышни в кринолинах эпохи периода второй империи Наполеона III. Эти картины у него хорошо покупались в Париже в 1920-е годы. Он писал на эти темы до 1927-1928 годов. «Живопись кринолинов» пришлась по душе и французской публике.

Вечер на берегу моря. 1925 г.

У Нилуса есть целая серия французских морских пейзажей. Почти все они проникнуты ностальгией по малой родине – Одессе. Сам художник считал, что жанр «марина» – самый виртуозный. «Если живопись вообще деликатна, как пыльца на крыльях бабочки, то марина – это совсем нерукотворная вещь; не удалось в час – ничего не выйдет, хоть бейся месяц», – говорил он. Один из любимых приемов художника – игра с лунным светом, что хорошо видно на картине «Вечер на берегу моря».

Париж. После дождя. 1939 г.

Художник любил изображать мокрые после дождя парижские улицы, в лужах которых, словно в зеркале, отражается небо.

– Это первая работа Нилуса, которую я увидел в черно-белом варианте в газете «Русская мысль», – вспоминает Владимир Бойков. – В картине есть какое-то мистическое напряжение и ожидание: вот-вот что-то случится. На картине главный персонаж – идущий мужчина, который одет слишком современно, в отличие от барышень, одетых по моде 19 века. В картине ностальгично перемешано все – и Париж, и воспоминания о России. Кстати, фигура именно этого мужчины возникает в набросках Нилуса к другим работам, которые хранятся в запасниках Третьяковской галереи.

Шоссе де ля Мюэтт. 1942 г.

Картины, которые художник написал в оккупированном Париже, – как ни странно, необыкновенно излучают свет. Одна из самых солнечных работ художника – «Шоссе де ля Мюэтт», которую он создал за год до своей смерти. По своему настроению картина напоминает уголок детства, где и деревья большие, и трамвайчики яркие, и непуганые голуби что-то клюют. Ни намека на войну.

– Шоссе де ля Мюэтт находится буквально в пяти минутах ходьбы от дома, где жили Иван Бунин и Петр Нилус, – поясняет Владимир Бойков. – Это 16-й округ Парижа, район Пасси, который когда-то был пригородом. Именно здесь селились русские эмигранты, которые работали на заводах «Ситроен» и «Рено». Когда русский русского спрашивал, где тот живет, он нередко отвечал: «На Пассях». Кстати, когда умер Бунин, одна парижская газета написала: «Умер гражданин Пасси».

Париж. Площадь Республики. Начало 1940-х гг.

В 1930-е годы художник отошел от символико-романтических сюжетов. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями, стремясь передать фактуру предметов, богатство цветовых нюансов.

– Нилус – урбанист: он любил рисовать парижские улочки, – говорит Владимир Бойков. – Кстати, я не помню, чтобы он рисовал виды Одессы. Урбанистом он стал в Париже.

Париж. В кафе. Конец 1930-х гг.

По этой картине трудно сказать, что она написана акварелью, но это именно так. Нилуса называли «принцем акварели». На картине он изобразил типичный уголок парижского кафе.

– Очень может быть, что героиня, изображенная на картине, – русская, – говорит Владимир Бойков. – У Бунина есть рассказ «В Париже», именно эта вещь служит прекрасной иллюстрацией к рассказу писателя.

LeChamps. Поля. Конец 1930-х гг.

Нилуса сравнивали с Шарденом, который рисует не красками, а чувствами. Поскольку Нилус развивал свою колористику, он много работал с белым цветом и его оттенками. Среди критиков ходило даже выражение – «белый Нилус». К слову, раздолье полей – один из повторяющихся мотивов у Нилуса.

Фруктовый сад весной. 1938 г.

Синий натюрморт с апельсинами. Конец 1930-х гг.

Нилусовские натюрморты будто одухотворены присутствием людей, которые, кажется, на минуту вышли из комнаты. История этого натюрморта замечательна в своей простоте:

– Дом Нилуса был хлебосольный, – говорит Владимир Бойков. – Жена Нилуса, Берта Соломоновна, чудесно готовила, была прекрасной хозяйкой. Весь уют дома вытекал из кончиков ее пальцев. Когда заканчивался обед, она начинала убирать со стола. В один из таких моментов ее муж оказался рядом и, мгновенно увидев «картинку», сказал ей: «Стой, остановись! Не убирай», и начинал писать. Это композиция была создана в пространстве столовой.

Русские эмигранты очень любили Берту Нилус за ее отзывчивость и доброту. Примечательно, что в молодости, когда она была в партии эсеров, ее мать говорила про свою дочь: «Взгляды у нее грабительские, но нуждающемуся она отдаст последнюю рубашку». Кстати, Берта Соломоновна была первым человеком, к которому Вера Бунина пришла сообщить о смерти мужа – двери их квартир были друг против друга.

Une petit palace d'Auteuil. Маленькая площадь в Отой.

16-й округ Парижа состоит из трех районов – Отой, Паси и Шайо. Раньше это были пригороды, которым обрастал Париж, топонимы остались до сих пор. Сейчас это один из самых дорогих районов Парижа. Особенность французских площадей – в том, что они, в отличие от наших, – камерные, маленькие. Это может быть просто перекресток, но в понимании французов – площадь.

riavrn.ru

ПОЭЗИЯ БУНИНА — «ЖИВОПИСЬ СЛОВОМ»

Поэзия И. А. Бунина — яркое явление русской литературы конца XIX — начала XX века.

Когда вышел сборник И. А. Бунина «Листопад», М. Горький так отозвался о нем: «Я буду сравнивать Вас с Левитаном, которого тоже давно люблю, которым наслаждаюсь всегда». Это сравнение — признание того, что И. А. Бунин — один из тех поэтов, в чьей лирике проявилось живописное начало.

Главное место в поэзии И. А. Бунина занимает пейзажная лирика. Она отмечена живописной точностью, картины природы в ней выразительны и красочны:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...

В бунинских стихах богатая палитра цветов, неповторимая гамма звуков. Трудно перечислить найденные поэтом оттенки синей, зеленой, голубой, желтой красок. В стихах звучит многоголосье птиц — кулик, кукушка, жаворонок, чувствуются ароматы леса, поля и т. д.

Столь же искусен И. А. Бунин в живописном воссоздании быта провинциального городка и деревенской усадьбы:

 

Люблю цветные стекла окон

И сумрак от столетних лип,

Звенящей люстры серый кокон

И половиц прогнивших скрип.

 

От этой картины, как и от многих других у И. А. Бунина, веет светлой грустью, элегической печалью. Все предметы здесь увидены как будто бы прощальным взглядом, издалека. Поэтому все детали укрупняются, становятся значимыми и значительными. Острый взгляд живописца ловит в малых деталях, в кратких переживаниях одухотворяющие жизнь всеобщие начала. Так, увидев лесной родничок с маленькой иконкой и березовым черпаком, поэт пишет:

 

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый —

Смиренные родимые черты.

 

Очень часто знакомый будто пейзаж выражает вечное таинство природы, живущей своей неповторимой жизнью:

 

А на кленах дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней долинная, лесная,

Голубая тающая даль.

 

Так же точна и таинственна бунинская живопись чувств. Тема любви — одна из главнейших в его поэзии. Главное здесь — пробуждение чувства и щемящая нота утраты, которая всегда слышна там, где оживают воспоминания. Только в воспоминаниях живет нестойкое чувство и исчезающая красота, поэтому прошлое в стихах И. А. Бунина воссоздано в волнующих деталях, в каждой из которых — боль и одиночество:

 

Не плита, не распятье,

Предо мной до сих пор —

Институтское платье

И сияющий взор.

Разве ты одинока,

Разве ты не со мной

В нашем прошлом далеком,

Где и я был иной?

 

Часты у И. А. Бунина стихи, передающие переживания какой-то минуты:

 

Ранний, чуть видный рассвет,

Сердце шестнадцати лет,

Штора в окне, а за ней —

Солнце вселенной моей.

 

Поэт стремится выразить высшую ценность каждого трудноуловимого момента в пробуждении юного сердца. Именно эти секунды становятся истоком вдохновения, смыслом жизни. Бунинская живопись чувств тонка и проникновенна, отмечена психологической точностью и лаконизмом. Жизнь природы, овеянной светлой грустью, таинственная жизнь человеческих чувств запечатлены в совершенном поэтическом слове.

 

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана.

 

Оно пробуждает размышления о тленном и вечном, о жизни и ее быстротечности. Оно помогает за простыми явлениями и предметами увидеть красоту мира, осознать ценность вечно изменяющейся жизни.

tvory.info

Рассказы Бунина. Художественные особенности

Иван Бунин, рассказы которого входят в школьную программу изучения русской литературы, начал творить еще в конце 19-го века, в 80-е годы. Он из плеяды писателей, выросших в дворянской усадьбе, тесно связанной с живописной природой среднерусской полосы. За работу над сборником лирики «Листопад», посвященным деревенской природе, ее естественной красоте, Иваном Алексеевичем Буниным в 1901 году была получена премия имени Пушкина.

рассказы бунина

Рассказы Бунина отличаются тем, что иногда имеют лирический сюжет (например, рассказ об антоновских яблоках), описывающий не ряд происходящих событий, а воспоминания и впечатления лирического героя, касающиеся жизни в дворянской усадьбе.

Писателя можно назвать мастером поэтической прозы, он создает элегическую атмосферу при помощи впечатлений и ассоциативных воспоминаний лирического героя. В рассказе много описаний. Например, яркая картинка импровизированной ярмарки в саду, красочные пейзажные зарисовки утра, зимней охоты и многие другие.

Рассказы Бунина характеризуют его как наблюдательного, чувствующего автора. Он умел в самых будничных сценах быта найти яркую особенность, то, мимо чего люди проходят обычно, не замечая. Используя самые разнообразные приемы, рисуя при помощи деталей тонкими или фактурными штрихами, он доносит до читателя свои впечатления. Во время чтения можно почувствовать атмосферу и увидеть мир глазами автора.

иван бунин рассказы

Рассказы Бунина пленяют нас не внешней занимательностью и не загадочной ситуацией, они хороши тем, что отвечают требованиям, выдвигаемым к хорошей литературе: необычайно образный язык, в который вплетены разнообразные тропы. Многим своим главным героям автор даже не дает имени, но они заведомо наделены исключительностью, особой чувствительностью, присущей автору зоркостью и внимательностью.

Что касается оттенков красок, запахов и звуков, всего того «чувственного и вещественного», из чего созидается мир, то вся предшествующая Бунину и созданная его современниками литература не имеет образцов прозы, содержащей такие, как у него, тончайшие нюансы.

Анализ рассказа Бунина, например, об антоновских яблоках, дает возможность выявить средства, используемые им для создания образов.

Картина раннего осеннего утра в яблочном саду создана цепочкой определений, выраженных прилагательными: тихое, свежее. Сад – большой, золотой, поредевший, подсохший. К этой картине присоединяются запахи: яблок, меда и свежести, а также звуки: голоса людей и скрип движущихся телег. Зрительную картину дополняет образ прошедшего бабьего лета с летящими паутинками и перечислением народных примет.

анализ рассказа бунина

Яблоки в рассказе едят с сочным треском, при упоминании об их отправке возникает небольшое отступление - картинка ночной поездки на возу. Визуальный образ: небо в звездах; запахи: дегтя и свежего воздуха; звуки: осторожный скрип обозных телег. Снова продолжается описание сада. Появляются дополнительные звуки - квохтанье дроздов, а сытое оно оттого, что птицы пасутся на деревцах коралловой рябины.

Рассказы Бунина зачастую полны грустным настроением увядания, запустения и умирания, обусловленным темой. Печаль пейзажа как бы иллюстрирует и создает с жизнью людей одно неразрывное целое. Автор использует в прозе те же образы, что и в своей пейзажной лирике. Поэтому элегические рассказы можно назвать стихами в прозаической форме.

fb.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта