Картина Одиссей в царстве мертвых Сальвадора Дали. Одиссей картина


Одиссей и Навсикая (картина Розы) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Одиссей и Навсикая» («Улисс и Навзикая») — картина итальянского художника Сальватора Розы из собрания Государственного Эрмитажа, вариант картины хранится в Музее искусств округа Лос-Анджелес.

Картина иллюстрирует эпизод из «Одиссеи» Гомера (VI, 12–322): потерпевший кораблекрушение Одиссей на берегу встречает дочь царя Алкиноя и царицы Ареты Навсикаю со служанками. Навсикая даёт ему одежду и, накормив, ведёт за собой в город, в царский дворец…

Картина датируется 1663—1664 годами. В 1868 году переведена на новый холст реставратором Сидоровым. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 238 (Большой итальянский просвет)[1].

Вариант картины из собрания Музея искусств округа Лос-Анджелес. Ок. 1655 г. Холст, масло, 161,3 x 127 см

В Музее искусств округа Лос-Анджелес находится другой вариант этой картины, несколько меньших размеров (161,3 x 127 см), датируемый около 1655 года и поступивший туда из коллекции Уильяма Рэндольфа Херста[2]. В Эрмитаже эту картину считают авторским повторением, а музейную датировку — ошибочной.

В Эрмитаже картина считается бесспорной работой Сальватора Розы. Однако некоторые исследователи не признают его авторства. Сомнения в подлинности картины высказывал Петторелли, видевший картину только на фотографиях[3]. В свою очередь Фосс, лично видевший картину включил её в список собственноручных произведений Розы[4]. Салерно в 1963 году назвал полотно из Лос-Анджелеса копией эрмитажной картины работы неизвестного художника[5], но в 1975 году изменил своё мнение на прямо противоположное[6]. В 1979 году, во время проходившей в Эрмитаже выставке «Картины итальянских мастеров из музеев США», был проведён сравнительный анализ обеих полотен и все убедились что эрмитажная картина превосходит картину из Лос-Анджелеса.

ru.bywiki.com

Одиссей и Калипсо (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

После спасения от Сциллы и Харибды корабль Одиссея подплыл к острову, где паслись священные овцы и коровы бога Гелиоса. Цирцея, а до нее прорицатель Тиресий предупредили Одиссея, что если тронуть стада Гелиоса, то Одиссей потеряет всех своих товарищей. Одиссей, помня о мрачных пророчествах, приказал своим спутникам не останавливаться и плыть мимо острова, однако товарищи Одиссея воспротивились, сказав, что устали и не могут плыть дальше. Одиссей согласился остановиться на острове, но строго-настрого запретил трогать любую овцу или корову из стад Гелиоса. После остановки Одиссею и его людям пришлось провести месяц на острове, дожидаясь попутного ветра. Когда кончились запасы еды, которую дала  Цирцея, спутникам Одиссея пришлось охотиться на птицу и ловить рыбу. Однажды Одиссей заснул, а его товарищи, обезумев от голода, решили принести несколько коров в жертву богам, а по возвращении на Итаку построить храм Гелиосу, чтобы загладить грех перед ним.Когда спутники Одиссея зарезали несколько коров из стада, Гелиос обратился с жалобой к Зевсу. Владыка богов пообещал наказать святотатцев. Когда корабль Одиссея вышел в море, Зевс бросил в него молнию. Все спутники Одиссея погибли, спасся лишь Одиссей, уцепившись за обломки корабля. Девять дней Одиссея носило по морю, а на десятый его прибило к острову нимфы Калипсо, где Одиссею было суждено провести 7 лет. Калипсо ("та, что скрывает") была дочерью титана Атланта и океаниды Плейоны (по другой версии Калипсо была дочерью бога Гелиоса и Персеиды).Калипсо полюбила Одиссея и хотела, чтобы он навсегда остался с ней, предлагая ему бессмертие. Однако Одиссей, тоскуя по родине и жене Пенелопе, постоянно плакал, "стонами дух свой терзая, слезами и горькой печалью".

H. J. Ford - Одиссей и Калипсо

H. J. Ford Одиссей и Калипсо

 Arnold Böcklin - Одиссей и Калипсо

Arnold Böcklin - Одиссей и Калипсо

Jan Styka - Одиссей и Калипсо

Jan Styka - Одиссей и Калипсо

Jonathan Day - Одиссей и Калипсо

Jonathan Day - Одиссей и Калипсо

N. C. Wyeth - Одиссей и Калипсо

N. C. Wyeth Одиссей и Калипсо

Афина уговорила Зевса, чтобы Одиссей был освобожден. Зевс послал к Калипсо Гермеса, поручив передать приказ об освобождении Одиссея.

 Джон Флаксман - Гермес и Калипсо

Джон Флаксман - Гермес и Калипсо

Gerard de Lairesse - Гермес, Калипсо и Одиссей

Gerard de Lairesse - Гермес, Калипсо и Одиссей

Александр Тетерин - Гермес, Калипсо и Одиссей

Александр Тетерин - Гермес, Калипсо и Одиссей

Karl Lehmann - Калипсо

Karl Lehmann Калипсо

Калипсо, покорившись воле Зевса, сообщила Одиссею:

Будет, злосчастный, тебе у меня горевать неутешно!Не сокращай себе жизни. Охотно тебя отпускаю.Вот что ты сделаешь: бревен больших нарубивши, в широкийПлот их сколотишь, помост на плоту там устроишь высокий,Чтобы нести тебя мог через мглисто-туманное море.Я ж тебя хлебом, водою и красным вином на дорогуЩедро снабжу, чтобы голод они от тебя отвращали.В платье одену тебя и пошлю тебе ветер попутный,Чтобы вполне невредимым ты прибыл в отцовскую землю,Если того пожелают царящие в небе широкомБоги, которые выше меня и в решеньи и в деле.

(...) рвешься ты духом в родимую землю,Чтобы супругу увидеть, по ней ты все время тоскуешь.Право, могу похвалиться, - нисколько ни видом, ни ростомНе уступлю я супруге твоей. Да и можно ль с богинейМеряться женщине смертной земною своей красотою?

(Гомер "Одиссея", песнь 5-я)

Одиссей ответил нимфе:

Не рассердись на меня, богиня-владычица! ЗнаюСам хорошо я, насколько жалка по сравненью с тобоюРостом и видом своим разумная Пенелопея.Смертна она - ни смерти, ни старости ты не подвластна.Все ж и при этом желаю и рвусь я все дни непрерывноСнова вернуться домой и день возвращенья увидеть.

На следующее утро Калипсо дала Одиссею медный топор, после чего Одиссей сделал себе плот, на котором пустился в путь. Посейдон, узнав об освобождении Одиссея, разгневался и послал страшную бурю.

 N. C. Wyeth - Посейдон насылает шторм на плот Одиссея

N. C. Wyeth - Посейдон насылает шторм на плот Одиссея

Одиссея, борющегося с бурей, увидела богиня Левкофея:

Стало ей жаль Одиссея, как, мучась, средь волн он носился.Схожая летом с нырком, с поверхности моря вспорхнула,Села на плот к Одиссею и слово такое сказала:"Бедный! За что Посейдон, колебатель земли, так ужасноЗол на тебя, что так много несчастий тебе посылает?Но совершенно тебя не погубит он, как ни желал бы.Вот как теперь поступи - мне не кажешься ты неразумным.Скинувши эту одежду, свой плот предоставь произволуВетров и, бросившись в волны, работая крепко руками,Вплавь доберися до края феаков, где будет спасенье.На! Расстели на груди покрывало нетленное это.Можешь с ним не бояться страданье принять иль погибнуть.Только, однако, руками за твердую схватишься землю,Тотчас сними покрывало и брось в винно-чермное море,Сколько возможно далеко, а сам отвернися при этом".Так сказавши, ему отдала покрывало богиняИ погрузилась обратно в волнами кипевшее море...

Джон Флаксман - Одиссей и Левкофея

Джон Флаксман Одиссей и Левкофея

Willy Pogany - Одиссей и Левкофея

Willy Pogany - Одиссей и Левкофея

Johann Heinrich Füssli - Одиссей и Левкофея

Johann Heinrich Füssli - Одиссей и Левкотея

Jean Jules Allasseur - Левкофея

Jean Jules Allasseur -Левкофея

После этого волна разметала плот Одиссея и он был вынужден последовать совету Левкофеи, после чего сел верхом на одно из брёвен, оставшихся от плота. Два дня Одиссея носило по волнам, а на третий день прибило к острову феаков.        

Приключения Одиссея в хронологическом порядке:

Роль Одиссея в Троянской войне

Одиссей и циклоп Полифем (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Одиссей и Цирцея (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Одиссей, сирены, Сцилла и Харибда (краткое содержание мифов с иллюстрациями)

Одиссей и Калипсо (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Одиссей и Навсикая (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Возвращение Одиссея к Пенелопе (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

top-antropos.com

Одиссей и Навсикая (картина Розы) Вики

«Одиссей и Навсикая» («Улисс и Навзикая») — картина итальянского художника Сальватора Розы из собрания Государственного Эрмитажа, вариант картины хранится в Музее искусств округа Лос-Анджелес.

Картина иллюстрирует эпизод из «Одиссеи» Гомера (VI, 12–322): потерпевший кораблекрушение Одиссей на берегу встречает дочь царя Алкиноя и царицы Ареты Навсикаю со служанками. Навсикая даёт ему одежду и, накормив, ведёт за собой в город, в царский дворец…

Картина датируется 1663—1664 годами. В 1868 году переведена на новый холст реставратором Сидоровым. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 238 (Большой итальянский просвет)[1].

Вариант картины из собрания Музея искусств округа Лос-Анджелес. Ок. 1655 г. Холст, масло, 161,3 x 127 см

В Музее искусств округа Лос-Анджелес находится другой вариант этой картины, несколько меньших размеров (161,3 x 127 см), датируемый около 1655 года и поступивший туда из коллекции Уильяма Рэндольфа Херста[2]. В Эрмитаже эту картину считают авторским повторением, а музейную датировку — ошибочной.

В Эрмитаже картина считается бесспорной работой Сальватора Розы. Однако некоторые исследователи не признают его авторства. Сомнения в подлинности картины высказывал Петторелли, видевший картину только на фотографиях[3]. В свою очередь Фосс, лично видевший картину включил её в список собственноручных произведений Розы[4]. Салерно в 1963 году назвал полотно из Лос-Анджелеса копией эрмитажной картины работы неизвестного художника[5], но в 1975 году изменил своё мнение на прямо противоположное[6]. В 1979 году, во время проходившей в Эрмитаже выставке «Картины итальянских мастеров из музеев США», был проведён сравнительный анализ обеих полотен и все убедились что эрмитажная картина превосходит картину из Лос-Анджелеса. Рентгенографическое исследование подтвердило идентичность живописной манеры эрмитажного варианта «Одиссея и Навсикаи» с другой работой Розы, сомнений в авторстве которой никогда не возникало, — «Демокрит и Протагор»[7].

Салерно в своей книге 1963 года цитирует фрагмент из рукописи Гецци, где упоминается «un quadro grande bisalto con una Istoria di Ulisse di Salvator Rosa» («большая картина двойной высоты с историей Улисса Сальватора Розы»), находившаяся в собственности графини Ночети в Риме в 1704. Он предположил, что упомянутую Гецци картину можно идентифицировать с полотном, приведенным в книге леди Морган и принадлежавшим тогда семье д’Аркур в Нюнхем Картни, Оксфордшир[8] и ныне находящимся в Музее искусств округа Лос-Анджелес[9]. Но употреблённое Гецци определение «bisalto» гораздо больше подходит вытянутой в высоту картине Эрмитажа, нежели варианту из Лос-Анджелеса и в Эрмитаже считают что упоминание в книге леди Морган скорее всего относится к их варианту.

Долгое время в Эрмитаже ошибочно считалось, что другая картина Розы «Демокрит и Протагор» составляет с этой картиной пару, поскольку они обе имеют сходные размеры и якобы происходят из собрания Уолпола. Но в результате исследований Артемьевой установлено что картина «Одиссей и Навзикая» происходит из другой британской коллекции — в первом рукописном каталоге Эрмитажа, начатом в 1773 году, отмечено что она принадлежала шотландцу Джону Удни и была куплена в 1779 году[10].

Примечания[ | код]

  1. ↑ Государственный Эрмитаж. — Роза, Сальватор. «Одиссей и Навзикая».
  2. ↑ LACMA. — Salvator Rosa (and Studio). «Odysseus and Nausicaa»
  3. ↑ Pettorelli L. A. Salvator Rosa pittore, incisore, musicista e poeta. — Torino, 1924. — P. 43.
  4. ↑ Voss H. Die Malerei des Barock in Rom. — Berlin, 1924. — S. 572.
  5. ↑ Salerno L. Salvator Rosa. — Firenze, 1963. — P. 129.
  6. ↑ Salerno L. L’Opera completa di Salvator Rosa. — Milano, 1975. — P. 100.
  7. ↑ Всеволожская С. Н. Итальянская живопись XVII века. Государственный Эрмитаж. Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013. — С. 235.
  8. ↑ Morgan S. The Life and Times of Salvator Rosa. — London, 1824. — T. 2. — P. 331.
  9. ↑ Salerno L. Salvator Rosa. — Firenze, 1963. — P. 144.
  10. ↑ Artemieva I. Alla nascita della pinacoteca dell’Ermitage: l’acquisto della collezione del console Udney // Il collezionismo d’arte a Venezia. Il Settecento. Venezia, 2009. — P. 134, fig. 8; Всеволожская С. Н. Итальянская живопись XVII века. Государственный Эрмитаж. Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013. — С. 234, 236.

ru.wikibedia.ru

Репродукция картины "Одиссей в царстве мертвых" Сальвадора Дали

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Сальвадора Дали.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Сальвадора Дали на натуральном  холсте.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в Каталонии, на северо-востоке Испании. Талант к живописи проявился в раннем возрасте. Уже в 4 года он старательно пытался рисовать. В его поведении всегда отмечалась неудержимая энергия, частые капризы и истерики.

Первую свою картину на деревянной доске масляными красками Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет. Дали целыми днями просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнате, рисуя картины.

Первые уроки мастерства он получил у профессора Жоана Нуньеса, под руководством которого талант Дали обрел реальные формы.

В пятнадцатилетнем возрасте Дали был исключен из монашеской школы «за непотребное поведение», но смог успешно сдать экзамены и поступить в институт (так в Испании называли школу, дающую законченное среднее образование).

С 16 лет Дали начал излагать свои мысли на бумаге, с этого времени литературное творчество тоже стало неотъемлемой частью его творческой жизни.

В 1919 году в самодельном издании он опубликовал очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо. В том же году принял участие в студенческих волнениях, за что на сутки попал в тюрьму.

В начале 20-х годов Дали увлекся работами футуристов. Экстравагантный вид самого Дали изумлял и шокировал окружающих.

Институт в 1921 году ему удалось закончить с блестящими оценками. Затем он поступил в Художественную академию в Мадриде.

В 1923 году за нарушение дисциплины он был на год отстранён от занятий в академии. В этот период интерес Дали был прикован к творчеству Пабло Пикассо.

В 1925 году была организована первая персональная выставка работ Дали в галерее Далмау. На этой выставке были представлены 27 картин и 5 рисунков начинающего великого гения.

Школа живописи, в которой он учился, постепенно разочаровала его, и в 1926 году Дали был исключен из академии за свое вольнодумие. В том же 1926 году Сальвадор Дали в поисках занятий по душе уехал в Париж. Вступив в группу Андре Бретона, он начал создавать свои первые сюрреалистические работы.

В начале 1929 года состоялась премьера фильма «Андалузский пес» по сценарию Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля. Сценарий был написан ими всего за шесть дней! В 1930 году картины Сальвадора Дали стали приносить ему известность. Неизменными темами его творений были разрушение, тление, смерть, а так же мир сексуальных переживаний человека (влияние книг Зигмунда Фрейда).

В начале 30- х годов Сальвадор Дали вступил в конфликт на политической почве с сюрреалистами. Его восхищение Адольфом Гитлером и монархические наклонности шли в разрез с идеями Бретона. Дали порвал с сюрреалистами после того, как те обвинили его в контрреволюционной деятельности.

В январе 1931 года в Лондоне состоялась премьера второго фильма по сценарию Дали – «Золотой век».

В 1934 году Дали женился на Елене Дьяконовой, бывшей супруге писателя Поля Элюара. Именно эта женщина (Гала) стала музой и вдохновением гения Дали на всю оставшуюся жизнь. Удивительная особенность семейной пары Дали была в том, что они чувствовали и понимали друг друга. Гала жила жизнью Дали, а он в свою очередь обожествлял ее, восхищался ею.

В 1940 году после оккупации во Франции Дали уезжает в США (Калифорнию), где открывает новую мастерскую. Именно там великий гений пишет одну из самых лучших своих книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим».

В 1951 году, накануне холодной войны, Дали разрабатывает теорию «атомарного искусства», опубликованную в этом же году в «Мистическом манифесте». Дали ставит перед собой цель донести до зрителя идею о постоянстве духовного бытия даже после исчезновения материи. Эта идея воплотилась в его картине «Взрывающаяся голова Рафаэля» В 1953 году состоялась большая выставка ретроспективных работ Сальвадора Дали в Риме. На ней было представлено 24 картины, 27 рисунков,102 акварели!

В 1959 году Дали и Гала обустроили наконец-то свой дом в Порт-Льигате. К тому времени уже никто не мог усомниться в гениальности великого художника. Его картины покупались за огромные деньги поклонниками и любителями роскоши. Громадные холсты, написанные Дали в 60-е годы, оценивались огромными суммами. У многих миллионеров считалось шиком иметь в коллекции картины Сальвадора Дали.

В конце 60-х отношения между Дали и Галой стали угасать. И по просьбе Галы Дали был вынужден купить ей замок, где она проводила время предпочтительно в обществе молодых людей.

В 1973 году в Фигейрасе открылся «Музей Дали”. Это бесподобное сюрреалистическое творение и по сей день приводит в восторг посетителей. Музей представляет собой ретроспективу жизни великого художника.

Ближе к 80-м годам у Дали начались проблемы со здоровьем. Врачи подозревали у Дали болезнь Паркинсона. Эта болезнь когда-то стала смертельной для его отца.

1982 года 10 июня умерла Гала. Хоть их отношения к этому времени нельзя было назвать близкими, Дали воспринял ее смерть как страшный удар.

К концу 1983 года его настроение немного улучшилось. Он стал иногда гулять по саду, начал писать картины. Но старость брала верх над гениальным разумом.

30 августа 1984 года в доме Дали произошел пожар, в результате которого Дали получил ожоги 18% кожи.

К февралю 1985 года самочувствие Дали несколько наладилось и он смог дать интервью крупнейшей испанской газете.

Но в ноябре 1988 года Дали положили в клинику с диагнозом «сердечная недостаточность».

Сердце Сальвадора Дали остановилось 23 января 1989 года. Тело по его просьбе было забальзамировано, и на протяжении недели он лежал в своем музее в Фигерасе. Тысячи людей приезжали, чтобы проститься с великим гением.

Сальвадора Дали похоронили в центре его музея под ничем не обозначенной плитой.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Сальвадора Дали не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Роль Одиссея в Троянской войне

Одиссей - в древнегреческой мифологии царь острова Итака. Мать Одиссея - Антиклея, дочь Автолика и внучка бога Гермеса. Автолик - ловкий разбойник, получивший от своего отца Гермеса дар плутовства, способность принимать любой облик и делать невидимыми предметы. Однажды Автолик похитил стада Сизифа, другого известного хитреца. Сизиф уличил Автолика и в отместку обесчестил его дочь Антиклею, которая вскоре после этого была выдана замуж за Лаэрта и родила Одиссея. Одни античные авторы считают истинным отцом Одиссея Сизифа, другие - Лаэрта. Версия с отцовством Сизифа гораздо лучше объясняет хитроумность Одиссея, т.к. в таком случае и по отцовской и по материнской линии в роду Одиссея были известные хитрецы: Сизиф, Автолик, Гермес, поэтому самому Одиссею на роду было написано стать хитрейшим из людей. По словам богини Афины, даже богам сложно состязаться в хитрости с Одиссеем. Имя "Одиссей" происходит от греческого odyssao - ("гневаюсь") и указывает на участь Одиссея вызывать гнев богов (например, Посейдона), которые не терпят того, что простой смертный может равняться с ними в уме и хитрости. Одиссей был в числе женихов Елены, но в итоге женился на её двоюродной сестре - Пенелопе, которую ему отдали в жены в благодарность за мудрый совет по примирению женихов Елены: все женихи были обязаны дать клятву оберегать в дальнейшем честь будущего супруга Елены. Однако этой клятвой оказался связан и сам Одиссей, и когда Парис похитил Елену, Одиссей должен был среди прочих греков идти в поход на Трою. Не желая покидать любимую жену и недавно родившегося сына Телемаха, Одиссей прибег к хитрости и прикинулся безумным. Когда к Одиссею прибыл Паламед - гонец от ахейцев, то он увидел такую картину: Одиссей в запряженными в плуг конем и лошадью сеет соль. Тогда Паламед положил на пути плуга Одиссея маленького Телемаха и Одиссей был вынужден отказаться от притворства.

 Willy Pogany.Одиссей притворяется безумным

Willy Pogany.Одиссей притворяется безумным

Одиссей притворяется безумным

 Одиссей притворяется безумным

Вскоре настала очередь Одиссея разоблачить притворство другого героя - Ахилла, которого его мать Фетида, не желая отправлять на войну, скрыла среди девушек на острове Скирос, обрядив Ахилла в женскую одежду. На Скирос прибыли под видом купцов Одиссей с Диомедом и разложили перед девушками украшения и оружие, после чего инсценировали нападание разбойников. Все девушки разбежались в страхе, лишь Ахилл схватился за оружие и был разоблачен. К троянским берегам Одиссей прибыл во главе войска на 12 кораблях. На войне Одиссей проявил себя бесстрашным воином, не отступавшим с поля боя, даже когда он оказывался один против множества троянцев:

Тут Одиссей копьеборец покинут один; из ахеянС ним никто не остался: всех рассеял их ужас.Он, вздохнув, говорил к своему благородному сердцу:"Горе! что будет со мною? позор, коль, толпы устрашася,Я убегу; но и горше того, коль толпою постигнутБуду один я: других аргивян громовержец рассыпал.Но почто мою душу волнуют подобные думы?Знаю, что подлый один отступает бесчестно из боя!Кто на боях благороден душой, без сомнения, долженХрабро стоять, поражают его или он поражает!"

(Гомер "Илиада", песнь 11-я)

Одиссей. Греческая роспись 4 века до н.э.

Одиссей. Греческая роспись 4 века до н.э.

Захватив троянского прорицателя Елена, Одиссей узнаёт от него, что одним из условий победы в войне является обладание статуей Афины, находящейся в храме богини в Трое. Тогда Одиссей проник в Трою и похитил статую (по другой версии мифа, в этом ему помогал Диомед). 

 Wilhelm Heinrich Roscher. Диомед (слева) и Одиссей (справа) проникают в Трою

Wilhelm Heinrich Roscher. Диомед (слева) и Одиссей (справа) проникают в Трою

Диомед (слева) и Одиссей (справа) похищают коней у фракийского царя. Греческая роспись, 4 век до н.э.

 Диомед (слева) и Одиссей (справа) похищают коней у фракийского царя. Греческая роспись, 4 век до н.э.

На играх, устроенных в честь погребения Патрокла, Одиссей выиграл соревнования по бегу. Также на играх Одиссей боролся с Аяксом Теламонидом - ахейским героем, уступающим по силе только Ахиллу. Одиссей и Аякс не могли побороть друг друга, тогда Ахилл остановил поединок, сказав им:

"Кончите вашу борьбу и трудом не томитесь жестоким.Ваша победа равна; и, награды вы равные взявши,С поля сойдите: пускай и другие в подвиги вступят".

(Гомер "Илиада", песнь 23-я)

Новое противостояние между Аяксом Теламонидом и Одиссеем случилось при споре, кому достанутся доспехи убитого Ахилла. Аякс считал, что он защищал тело Ахилла от троянцев лучше, чем Одиссей, однако доспехи были присуждены Одиссею. Разгневанный Аякс решил ночью перебить ахейских вождей, но Афина решила застраховать от несчастного случая своего любимца Одиссея и наслала на Аякса безумие. В итоге Аякс перебил стада скота. Когда рассудок вернулся к Аяксу, он не смог вынести позора и покончил с собой. Даже в царстве мертвых Аякс отказался говорить с Одиссем, продолжая таить обиду.

Благодаря хитрости Одиссея греки всё же смогли взять Трою: Одиссей предложил построить деревянного коня, полого внутри, спрятаться там небольшой части войска, а остальному войску отплыть в море, чтобы потом вернуться. Троянцы, не слушая предостережений жреца Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью Одиссей и другие воины вылезли из коня, перебили стражу, открыли ворота вернувшемуся ахейскому войску и 10-летняя война завершилась падением Трои.

Tiepolo. Троянский конь

Tiepolo. Троянский конь

Keith Thompson. Троянский конь

Keith Thompson. Троянский конь

Willy Pogany - Троянский конь

Willy Pogany - Троянский конь

Троянский конь. Средневековая миниатюра

Троянский конь. Средневековая миниатюра

Троянский конь. Кадр из фильма "Троя"

Троянский конь

 

Приключения Одиссея в хронологическом порядке:

 

Роль Одиссея в Троянской войне

 

Одиссей и циклоп Полифем (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

 

Одиссей и Цирцея (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

 

Одиссей, сирены, Сцилла и Харибда (краткое содержание мифов с иллюстрациями)

 

Одиссей и Калипсо (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

 

Одиссей и Навсикая (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

 

Возвращение Одиссея к Пенелопе (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

top-antropos.com

Одиссей и Навсикая (картина Розы)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Одиссей и Навсикая» («Улисс и Навзикая») — картина итальянского художника Сальватора Розы из собрания Государственного Эрмитажа, вариант картины хранится в Музее искусств округа Лос-Анджелес.

Картина иллюстрирует эпизод из «Одиссеи» Гомера (VI, 12–322): потерпевший кораблекрушение Одиссей на берегу встречает дочь царя Алкиноя и царицы Ареты Навсикаю со служанками. Навсикая даёт ему одежду и, накормив, ведёт за собой в город, в царский дворец…

Картина датируется 1663—1664 годами. В 1868 году переведена на новый холст реставратором Сидоровым. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 238 (Большой итальянский просвет)[1].

Вариант картины из собрания Музея искусств округа Лос-Анджелес. Ок. 1655 г. Холст, масло, 161,3 x 127 см

В Музее искусств округа Лос-Анджелес находится другой вариант этой картины, несколько меньших размеров (161,3 x 127 см), датируемый около 1655 года и поступивший туда из коллекции Уильяма Рэндольфа Херста[2]. В Эрмитаже эту картину считают авторским повторением, а музейную датировку — ошибочной.

В Эрмитаже картина считается бесспорной работой Сальватора Розы. Однако некоторые исследователи не признают его авторства. Сомнения в подлинности картины высказывал Петторелли, видевший картину только на фотографиях[3]. В свою очередь Фосс, лично видевший картину включил её в список собственноручных произведений Розы[4]. Салерно в 1963 году назвал полотно из Лос-Анджелеса копией эрмитажной картины работы неизвестного художника[5], но в 1975 году изменил своё мнение на прямо противоположное[6]. В 1979 году, во время проходившей в Эрмитаже выставке «Картины итальянских мастеров из музеев США», был проведён сравнительный анализ обеих полотен и все убедились что эрмитажная картина превосходит картину из Лос-Анджелеса. Рентгенографическое исследование подтвердило идентичность живописной манеры эрмитажного варианта «Одиссея и Навсикаи» с другой работой Розы, сомнений в авторстве которой никогда не возникало, — «Демокрит и Протагор»[7].

Салерно в своей книге 1963 года цитирует фрагмент из рукописи Гецци, где упоминается «un quadro grande bisalto con una Istoria di Ulisse di Salvator Rosa» («большая картина двойной высоты с историей Улисса Сальватора Розы»), находившаяся в собственности графини Ночети в Риме в 1704. Он предположил, что упомянутую Гецци картину можно идентифицировать с полотном, приведенным в книге леди Морган и принадлежавшим тогда семье д’Аркур в Нюнхем Картни, Оксфордшир[8] и ныне находящимся в Музее искусств округа Лос-Анджелес[9]. Но употреблённое Гецци определение «bisalto» гораздо больше подходит вытянутой в высоту картине Эрмитажа, нежели варианту из Лос-Анджелеса и в Эрмитаже считают что упоминание в книге леди Морган скорее всего относится к их варианту.

Долгое время в Эрмитаже ошибочно считалось, что другая картина Розы «Демокрит и Протагор» составляет с этой картиной пару, поскольку они обе имеют сходные размеры и якобы происходят из собрания Уолпола. Но в результате исследований Артемьевой установлено что картина «Одиссей и Навзикая» происходит из другой британской коллекции — в первом рукописном каталоге Эрмитажа, начатом в 1773 году, отмечено что она принадлежала шотландцу Джону Удни и была куплена в 1779 году[10].

Примечания[ | ]

  1. ↑ Государственный Эрмитаж. — Роза, Сальватор. «Одиссей и Навзикая».
  2. ↑ LACMA. — Salvator Rosa (and Studio). «Odysseus and Nausicaa»
  3. ↑ Pettorelli L. A. Salvator Rosa pittore, incisore, musicista e poeta. — Torino, 1924. — P. 43.
  4. ↑ Voss H. Die Malerei des Barock in Rom. — Berlin, 1924. — S. 572.
  5. ↑ Salerno L. Salvator Rosa. — Firenze, 1963. — P. 129.
  6. ↑ Salerno L. L’Opera completa di Salvator Rosa. — Milano, 1975. — P. 100.
  7. ↑ Всеволожская С. Н. Итальянская живопись XVII века. Государственный Эрмитаж. Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013. — С. 235.
  8. ↑ Morgan S. The Life and Times of Salvator Rosa. — London, 1824. — T. 2. — P. 331.
  9. ↑ Salerno L. Salvator Rosa. — Firenze, 1963. — P. 144.
  10. ↑ Artemieva I. Alla nascita della pinacoteca dell’Ermitage: l’acquisto della collezione del console Udney // Il collezionismo d’arte a Venezia. Il Settecento. Venezia, 2009. — P. 134, fig. 8; Всеволожская С. Н. Итальянская живопись XVII века. Государственный Эрмитаж. Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013. — С. 234, 236.

encyclopaedia.bid


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта