Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Нелидовой». Картина левицкого
Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Н. А. Львова» (1789)
Мастерство художника проявилось в портретном искусстве, причем известен он не только парадными, но и камерными изображениями, на которых большое значение имели все детали: одежда, расположение в пространстве, поза, окружающая обстановка, выражение лица, взгляд, даже фон. Однако портретист не был формалистом и нередко отступал от правил жанра с целью продемонстрировать кроме парадной и эффектной внешней стороны человека его душу, привязанности и гуманность.
На портрете знаменитый архитектор, поэт, музыкант и большой друг художника Н. Львов выглядит скромно и одновременно благородно, одухотворенно, все это достигается художественным решением живописца. Каждый портрет, написанный Левицким, индивидуален. Художник сосредоточенно изучал неповторимые черты воспроизводимого им человека. Средства экспозиции, колорит, освещенность персонажа на его холстах всегда обусловлены содержанием образа. На портрете изображен спокойный, уверенный в себе человек, одетый в обычный сюртук синего цвета без всяких торжественных регалий, но сшитый по моде и довольно новый, выходной, в белую рубашку, украшенную гофрированным жабо и галстуком-бантом в тон.
На темном фоне ярко выделяется чисто выбритое лицо благородного оттенка кожи, обрамленное пышной модной прической из темных волос. На лице выделяются спокойные умные глаза, взгляд которых направлен прямо на зрителей. Этот взор нельзя назвать надменным либо гордым, он просто человечный, участливый и немного утомленный.
Автор не отклоняется на мелочи, он показывает созерцателям видного выразителя идей русского Просвещения. Характерными особенностями портрета становятся сбалансированная архитектоника, выдержанный колорит, освещение, акцентирующее лицо Львова, воспроизводящие облик недюжинного человека – деятельного, предприимчивого, интеллигентного, обильно одаренного всевозможными способностями, отличающегося достоинством и самоуважением, в глубине души вольного и самостоятельного.
opisanie-kartin.com
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 - 1822) - выдающийся русский живописец, мастер парадного и камерного портрета.
Родился на Украине в семье весьма образованного священника Григория Кирилловича Левицкого, большого любителя искусств, довольно известного в Малороссии гравера и живописца. Под руководством отца будущий художник начал постигать живописную науку. Обучался в Киевской Духовной академии.
В юном возрасте Левицкий попал в ученики к Антропову, который в начале 1750-х годов расписывал Андреевский собор. По окончанию работ (1758 г.) Антропов взял талантливого юношу в Петербург и продолжил его художественное образование в своей мастерской. В северной столице Левицкий брал также частные уроки у Лангре и ученого-перспективиста Валериани.
В 1762 году принимает участие в оформлении московских торжеств по случаю коронации Екатерины. Здесь он упоминается в качестве подмастерья не только у Антропова, но и мастеров Канцелярии от строения И. Я. Вишнякова и И. И. Бельского.
Московский период творчества Левицкого малоизвестен. В документах упоминается, что художник принимал участие в написании икон для двух московских церквей: Кира и Иоанна на Солянке и Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке.
В 1769 году, расставшись со своим учителем, Левицкий окончательно поселяется в Петербурге.
В начале 1770-х годов художник входит в пору расцвета своего таланта. На ежегодной академической выставке 1770 года демонстрировавшиеся картины Левицкого имели большой успех. За портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769 г., ГРМ) ему было присуждено звание академика. Живописец приобретает всеобщее признание.
С этого момента он начинает получать многочисленные заказы от Академии, представителей императорской фамилии, дворянской элиты Петербурга. Всеобщее признание получили, относящиеся к этому периоду, серии портретов смолянок (воспитанниц Смольного института для благородных девиц) и портретов опекунов Московского Воспитательного дома для сирот.
Широчайший творческий диапазон Левицкого позволил ему со всей полнотой отразить в своем искусстве идеалы своего времени. Он свободно владел всеми средствами художественного выражения от насыщенной пластики и повышенной "цветности" барокко до строгой, почти аскетичной рассудочности классицизма. "Акцентируя определенные тенденции в творчестве Д. Г. Левицкого, не следует забывать, - пишет А. П. Валицкая, - что его художественный метод подвижен, богат и не исчерпывается ни одним из стилистических направлений века... В целом творческий путь Д. Г. Левицкого представляет несомненное движение к реализму" (Валицкая А.П., Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 -1822 / Л.: Художник РСФСР, 1985).
Важнейшей частью творческой биографии мастера является его педагогическая деятельность. С 1771 по 1780 год Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств. Среди его учеников были С. С. Щукин, П. С. Дрождин, Л. С. Миропольский. Е. Д. Камеженков.
Слава Левицкого начала угасать во второй половине 1810-х годов. Его смерть 7 апреля 1822 года в художественной среде прошла незамеченной. К сожалению, расположение его могилы на Смоленском кладбище в Петербурге утеряно.
В начале двадцатого столетия художник был заново открыт деятелями "Мира искусства". Высочайшую оценку творчество Левицкого получило у А. Н. Бенуа в его Истории русской живописи XIX века: "Среди современных Левицкому иностранных живописцев Антон Графф и Гейнсборо только и могут поспорить с ним…"
Детские образы в творчестве Левицкого
Известные картины и портреты Левицкого
webstarco.narod.ru
Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Демидова»
Дмитрий Григорьевич Левицкий, живший во времена Екатерины II, был мастером так называемых «парадных портретов», где модели изображались во всем великолепии парадных одежд и регалий. В таких произведениях все тщательно выверено – и поза портретируемого, и взгляд, и костюм, и, естественно, фон.
Что касается выразительности лица модели, то здесь нельзя было уделять много внимания передаче реального характера того, кого рисуешь. Но хотя художник тщательно относился к изображению всех подобающих такому портрету атрибутов, за всем этим он не забывал показать черты той личности, которую он изображал.
Портрет известного промышленника и мецената Прокопия Акинфиевича Демидова на первый взгляд противоречит всей концепции парадного портрета – портретируемый изображен не в парадном платье с множеством орденов, а в простой (для богатого человека, конечно) домашней одежде.
Рубашка с жилетом, панталоны, чулки, простые черные башмаки, бархатный халат, колпак и небрежно обернутый вокруг шеи шарф. Поза Демидова при этом та, какая и должна быть на парадном портрете – он величественно стоит, опершись левой рукой на железную большую лейку, а его правая рука торжественным жестом указывает на стоящие рядом горшки с цветами.
Детали на полотне говорят не о регалиях Демидова, никогда, кстати, не состоявшего на госслужбе, а о его личных интересах и пристрастиях. Горшки с растениями, луковицы на столе, лейка указывают на любовь Демидова к садоводству – у него дома был целый ботанический сад, а сам промышленник любил собирать гербарии. При этом фон портрета сделан в лучших традициях парадности – драпировки, греческие колонны, внушительное здание Воспитательного Дома, на который Демидов пожертвовал немалую сумму денег.
Выражение лица Демидова лишено парадности и напыщенности – он с иронией и скептицизмом смотрит на зрителя. Все это говорит о несомненном таланте живописца, об умении проникнуть сквозь внешние атрибуты и явить миру человечность персонажей своих картин.
opisanie-kartin.com
Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Нелидовой»
Нелидова – фрейлина императорского двора, женщина незаурядного ума, легкости характера и смелости. Легко сходясь с людьми, она играючи заводила полезные знакомства, находила друзей там, где, казалось бы, никому не удалось бы их найти, и могла даже успокоить Павла I, когда он впадал в истерику и начинал буйствовать. Случалось, что она защищала от разгневанного императора императрицу.
На картине она изображена довольно молодой, ещё до высылки её из Петербурга, ещё до неприятных слухов о ней и Павле. Она недавно окончила институт (Смольный институт благородных девиц), вся жизнь у неё ещё впереди, и одета она в театральное платье, в которых воспитанницам случалось танцевать во время представлений. Обычно портреты тех времен кажутся торжественными и строгими, при всех регалиях, и обязательно с суровым взглядом на зрителя.
Нелидова же изображена в танце – это видно по всей её позе. Ноги перекрещены, руки делают круговое движение, как бы очерчивая воображаемый круг, корпус относительно ног уходит назад, голова чуть наклонена влево. Все это создает ощущение винтового движения, спирального закручивания – кажется, что в следующее мгновение молодая девушка закружится по картине, вальсируя сама с собой.
На голове у неё аккуратная шляпка, рука придерживает легкий прозрачный фартучек, а на лице играет лукавая, веселая улыбка. Словно расшалившаяся девочка, Нелидова смотрит на художника, а вместе с ним и на зрителя, чуть искоса, как бы проверяя – сердится ли он, что она танцует? Остановит ли, или рассмеется?
Глаза у неё карие, волосы пепельные, забранные в высокую прическу. По всем приметам она должна казаться совсем взрослой, но не кажется.
Такой она и прошла по жизни – смеясь, танцуя, шаля и играя. Одаривая людей ощущением радости и грядущего счастья.
opisanie-kartin.com
Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Дьяковой»
“Портрет Дьяковой” – один из многих портретов Левицкого. Пренебрегая средствами выразительности вроде фона, вычурной одежды либо символических предметов, придающих картине второй, а то и третий смысловой слой, он находил различия моделей в едва заметном повороте головы, в наклоне плеча, в улыбке или серьезном взгляде.
Ставя во главу угла своих работ человека, он и шел от человека, делая все, чтобы показать его личность, его душу, пользуясь тем скупым набором выразительных средств, которым он сам ограничил себя.
Дьякова была из большой семьи, увлекавшейся искусством. Её живой ум, образованность, красота и веселость привлекали к ней людей. Поэты посвящали ей стихи, художники писали её портреты. Трогательна история её брака. Её муж был беден, и родители не желали иметь такого зятя. Узнав об этом, молодые обвенчались тайно и долгое время не говорили об этом родным. Обман вскрылся только через несколько лет, и родители, фактически поставленные перед фактом, были вынуждены дать свое благословение.
На картине Дьякова изображена такой, какой была в жизни. Волосы её, убранные в хвост, слегка вьются. Светлые глаза смотрят немного в сторону, губы тронуты легкой улыбкой. Она одета просто, в легкое платье, и весь её образ выражает легкость, умение воспринимать жизнь, как затейливую игру, веселость и живость. Она словно готова сорваться с места прямо сейчас, убежать в сад, начать танцевать или петь. Её дом (у них с мужем было пятеро детей) всегда был центром культурной жизни Петербурга.
Судя по тому, какой приятной выглядит Дьякова на портрете, каждому гостю в её гостиной было хорошо и уютно. Никто не оставался забыт. Никто не чувствовал себя потерянным. Умея вовлечь в разговор, развлечь, рассмешить, Дьякова притягивала людей – в том числе нелюдимых – как магнит или сияющее теплое солнце.
opisanie-kartin.com
Портрет поэта и художника Львова. Картина Левицкого
Николай Александрович Львов (1751—1803) — художник и поэт. В круг его дел входили: «исправление в Москве дворцов и других каменных зданий, прииск и разрабатывание земляного угля и дирекция над Училищем земляного битного строения». Его изящный вкус и обширные познания сосредоточили около него целый кружок писателей; знакомый с древними классиками и с западной литературой, он в то же время искал мотивы для творчества в русской народной поэзии. Был поклонником изящной простоты и врагом всего грубого и напыщенного.
В 1790 он издал сборник «Собрание русских народных песен с их голосами». Сборнику был предпослан трактат «О русском народном пении». В нем говорилось о большом значении мелодии как основе музыки. Николай Александрович первым из русских музыкантов указывал, что народное «хоровое пение состоит из многоголосного склада». Многие песни сборника были переложены на музыку известным композитором Иваном Прачем. Сборник Львова стал ценнейшим историческим памятником русского музыкального фольклора. Напевы, собранные Львовым, были положены в основу позднейших сборников русских народных песен. Этими напевами пользовались в своем творчестве русские композиторы М. И. Глинка, А. Н. Верстовский и другие.
Заслугой Львова является издание (1792—99) двух русских летописей, обнимающих события «от начала России и до Полтавской битвы» и стилистически обработанных . Наибольшего успеха он добивался в шутливо- дружеских посланиях, где легкий и свободный поэтический язык выражает простодушие и обаяние их создателя. В этих же произведениях звучит и сильное сочувствие нравственному миру и морально-оздоровляющему влиянию на общество крестьян.
Львов был одним из разностороннейших деятелей культуры последней трети XVIII в. Граверрисовальщик, незаурядный архитектор, инженер-строитель, горный мастер, Николай Александрович в то же время отличался взыскательным литературным вкусом, восхищавшим таких знатоков, как Державин.
Источник: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/919f1174-f259-4e6b-8ee7-964278f473a6/71968/
http://www.znaniy.com/l/63-lvov-nikolaj-aleksandrovich.html
Похожие записи
design-kmv.ru
Живопись Левицкий Дмитрий Григорьевич, Портреты, описание картины
Живопись XVIII в.
Талантливый живописец Д. Г. Левицкий, происходящий из старинного украинского рода, родился в Киеве. Отец художника, Григорий Кириллович, был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой, он-то и дал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 г. для росписи Андреевского собора. Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, т. к. Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров.
В 1758 г. Левицкий уезжает в Петербург, становится учеником Антропова, живет в его доме и несколько лет сотрудничает с ним. Вместе с Антроповым в 1762 г. он едет в Москву, где выполняет росписи Триумфальных ворот, воздвигнутых в связи с торжествами по случаю коронации Екатерины И. Через год Левицкий расстается со своим учителем. Унаследовав от А. П. Антропова не только мастерство, но и бескорыстие, честность, трудолюбие, он начинает самостоятельный творческий путь.
Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770г., на которой он представил шесть мастерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен портрет А. Ф. Кокоринова, выполненный в характерном для XVIII в. жанре парадного портрета. Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама композиция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека. Все это есть и в портрете Кокоринова, в котором ощущается еще и какое-то особое спокойствие и ясность образа. Художник с любовью пишет задумчивое лицо архитектора, используя сдержанные цветовые сочетания, чтобы подчеркнуть человеческое достоинство и благородство характера Кокоринова – строителя здания Академии художеств и ее первого директора. За этот портрет Левицкий получает звание академика и в течение семнадцати лет, начиная с 1771 г., руководит классом портретной живописи в Академии художеств.
1770-1780-е гг. – время наивысшего расцвета мастерства Левицкого. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. Имя художника окружено славой, постоянно поступают заказы царского двора. К 1773 г. относится выполненный им портрет П. А. Демидова. Необычность портрета в какой-то мере определяется оригинальностью личности прославленного «чудака», бывшего при этом человеком образованным, жертвовавшим огромные суммы на просвещение. Эту работу отличает соединение парадности в постановке фигуры с простотой внешнего облика Демидова, изображенного в торжественной позе, на фоне традиционной колоннады. Вместе с тем его окружают предметы вполне бытовые: горшки с цветами, лейка, что говорит об увлечении Демидова садоводством. Домашний костюм придает образу оттенок интимности.
Характерные для Левицкого поиски большей жизненности, естественности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин «новой породы» – воспитанных и образованных. В портреты учениц художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, в тот момент, когда раскрываются черты его характера. Девушки изображены исполняющими концертные номера. Известная артистическими способностями Г. И. Нелидова танцует и поет куплеты. В ее улыбке, взгляде, движениях – задор и веселое кокетство. Стремительно, темпераментно движется в танце Н. С. Борщова. Плавны и медленны движения А. П. Левшиной, девушки серьезной и мечтательной. Г. И. Алымова играет на арфе, повернувшись к зрителю со светски любезной улыбкой. Обаятельная, с тонким и умным лицом Е. И. Молчанова декламирует стихи.
Левицкий строит портреты на сопоставлении индивидуальных качеств моделей. Застенчивая, робкая, чуть скованная в движениях Хованская и бойкая, с задорной улыбкой и игривым жестом Хрущева. Не имея первоначально общего замысла портретной серии «Смолянок», Левицкий тем не менее создал единую сюиту, содержанием которой явились обаяние и красота юности. Портреты связаны единством приемов, ритмом движений, общностью композиционного построения, использованием условного театрального пейзажного фона, где неизбежно доминирует человек. В этих работах проявился дар Левицкого в создании декоративного ансамбля, рассчитанного на оформление дворцового зала, понимание художником портрета как большой композиционной картины.
Мастерство Левицкого проявилось и в ряде последующих полотен, и особенно в «Портрете Екатерины II – законодательницы». Портрет Екатерины II представляет собой историческую картину, где содержание раскрывается через целую систему образов. Екатерина изображена в храме богини Правосудия; сжигая на алтаре маки, она «жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя». Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. Виднеющееся вдали открытое море, российский флаг и жезл Меркурия на военном щите означают защищенную торговлю. Державин в оде «Видение мурзы» дает стихотворное описание данного портрета Левицкого:
Сошла со облаков Сошла – и жрицей очутилась Или богиней предо мной. Одежда белая струилась на ней серебряной волной...
В последующие годы Левицкий создает галерею портретов русской аристократической интеллигенции. Портреты очень просты, камерны по характеру. Обычно фигура помещается на нейтральном фоне. Окружение отсутствует, позы людей естественны.
Левицкий дает объективную характеристику своим современникам, выделяет присущие портретируемому качества физического и духовного облика, подчеркивает типические национальные черты. Портреты Левицкого отличаются живописной красотой, причем для каждого из них художник находит особую цветовую гамму.
В 1787 г. Левицкий оставляет преподавание в академии. В последнее десятилетие XVIII в. резко меняется положение художника, он утрачивает роль первого живописца, старый мастер испытывает большие материальные затруднения. Он живет уединенно, начинает увлекаться масонством, им все более овладевают религиозные настроения. В 1807 г. благодаря хлопотам друга Левицкий возвращается в академию как член Совета. Однако вскоре художника постигает большое несчастье: он начинает слепнуть. Его последняя работа датирована 1812 г.
Білокінь А. М. 08/09/2016Народився Д.Г. Левицький у містечку Велика Маячка, тодішньої Полтавської губернії Кобеляцького повіту у сімї місцевого священника Миколаївської цереви Григорія Левицького, який водночас був і європейського рівня гравером. У віці 3 р. батько привіз його у свій київський будинок. А далі по біографічній довідці.
jivopis.org