Эстетика как философия искусства. Ритм картина


родство музыки и живописи / композиция, ритм, колорит

Стремясь передать музыкальность ситуации или звучание определённых сочинений, художники часто изображали музицирующих людей с инструментами, а композиторы изобрели специальный жанр — симфонические картины.Но родство музыки и живописи глубже, ему во все века в обоих искусствах подчиняется композиция, ритм, колорит. Некоторые художники и картины «звучат» особенно ярко.

Роспись потолочного плафона Парижской оперыМарк Захарович Шагал

1964Какая картина может «звучать» богаче, чем холст Марка Шагала площадью в 220 квадратных метров, поднятый над партером парижской Гранд опера? Шагала, на картинах которого люди и животные превращаются в скрипки и виолончели и молятся за весь мир, музицируя на небесах. Шагала, который чьё дарование сценографа реализовалось в музыкальном театре — для балетов и опер он создавал пространства, где артисты, словно его собственные персонажи, летали, кружились и воспаряли от избытка чувств. Шагала, который, наконец, расписал согласно старинной традиции (так делал даже Рубенс!) роскошный клавесин работы Уильяма Дауда.Все, что нарисовано на шагаловском плафоне, выражает почтение к авторам опер и балетов

XVIII—XX веков. Центр посвящен Бетховену, Верди, Глюку и Бизе — конечно же, его «Кармен». Белая и зелёная части — оперные: «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Тристан и Изольда» Вагнера с «Ромео и Джульеттой» Берлиоза. Далее — синяя часть с моцартовской «Волшебной флейтой» и «Борисом Годуновым» Мусоргского. Затем балеты: классические — «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адана — в желтой части, а новаторские — «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя» Равеля — в красной. Для меломанов эта последовательность полна сюжетных и музыкальных связей.

Не удивительно, что французский министр культуры (писатель и искусствовед) Андре Мальро, задумав обновить зрительный зал главного оперного театра страны, обратился с таким заказом именно к Шагалу. Расписывая 12 холщовых клиньев, каждый 8,5 метров в длину, 77-летний художник в течение года забирался на стремянку и израсходовал 200 кг масляной краски — она шла вёдрами. От гонорара за эту колоссальную работу Шагал отказался, объяснив, что признателен Франции, которая «дала ему гражданство, свободу творчества и оказала честь таким заказом».

В сильно уменьшенном виде шагаловский плафон похож на драгоценную фарфоровую тарелку, а швейцарские часовщики в 2012 году выпустили 15 экземпляров часов с эмалевыми циферблатами в золотых корпусах: одну модель с точной копией всего плафонного круга и 14 моделей с его фрагментами — каждому композитору посвящены свои часы. Тиканье часов отсчитывает 300 щелчков в минуту, по этому миниатюрному метроному можно сверять «аллегро» оперных увертюр и балетные «адажио»

В день открытия нового плафона оркестр исполнил в часть Шагала 41-ю — последнюю — симфонию его любимого Моцарта, «Юпитер». Её начало чудесно подходит для открытия театрального занавеса, а дальнейшие 40 минут музыки представляют драматические коллизии самых разных музыкальных тем-персонажей.

Сандро Боттичелли. Весна (Примавера) Весна (Примавера)Сандро Боттичелли1485, 314×203 смСандро Боттичелли. ВеснаНасквозь аллегоричную «Весну» Боттичелли писал по заказу флорентийского герцога Лоренцо Медичи Великолепного — картина была подарком на свадьбу его родственника Лоренцо ди Пьерфранческо и сопровождалась наставлением о всяческих добродетелях: молодому гордецу и упрямцу не повредила бы толика человечности. Символами — как античными и возрожденческими, так и христианскими — тут пропитано всё: от фигур античных божеств (западный ветер Зефир набрасывается и затем женится на нимфе и они выводят в свет цветочную Флору; три грации слаженным ансамблем танцуют перед добродетельной Венерой-Гуманностью; слева Меркурий разгоняет облака, чтобы ничто не бросало тень на молодую семью) и до последнего барвинка (вечность брачного союза), ромашки (верность), лютика (богатство) и листика в роще апельсиновых деревьев (целомудрие).
Образ Венеры в центре картины (как и на картине «Рождение Венеры«) Боттичелли писал, вспоминая первую красавицу Флоренции Симонетту Веспуччи, «прекрасную даму» младшего брата Лоренцо Великолепного, Джулиано, с которым художник дружил. Симонетта была живым воплощением божественной гармонии. «Это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы», — пишет современник. Симонетта умерла в 23 года от чахотки и «в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни ее считали непревзойденной». Так что послание о Гуманности, «душа и ум» которой суть «Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность, целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие», сопровождается предостережением от утраты этих даров, бесценных и хрупких.

Пронизанная струящейся нежностью, композиция устремлена справа налево. Трио и выделенная фигура Венеры, затем снова трио и Меркурий. Как будто полукуплет и остановка на важной фразе, снова полукуплет и ещё одна важная фраза. Это похоже на старинную арию — прекрасную, плавную, размеренную, полную сдержанной страсти и кротости. Такую арию во славу женщины должен петь мужчина благородного происхождения и нрава, а значит, самый высокий мужской голос — в старинной музыке это контртенор. Одна из таких — ария византийского императора Анастасия «Vedrò con mio diletto» из оперы «Юстиниан» Антонио Вивальди (1724) в исполнении потрясающего контртенора Филиппа Жарусски. Герой поет о своей любимой супруге Ариадне, похищенной завистником: «Взгляну с любовью в душу души моей, сердце сердца моего, и наполняюсь счастьем, но так далеко моя первейшая отрада, так далеко, что лишь тоской дышу день за днём».

Ян Брейгель Старший. Слух

СлухЯн Брейгель Старший

1618, 64×109.5 см Из пяти чувств, аллегорически представленных на серии панелей Яна Брейгеля Старшего, по прозвищу Бархатный, Слух показан обитающим в самом упорядоченном и просторном жилище.

Если Зрение

Ян Брейгель Старший. Зрениеживет уткнувшись в стеллажи с гипсовыми бюстами и прочими предметами, которые приходится изучать художнику в период штудий,разнузданныйВкус,

Ян Брейгель Старший. Чувство вкуса неразборчивый к еде и сотрапезникам, питается практически на улице, Обоняние уединилось в благоухающем саду, явно не желая иметь дела с кухней и вообще с какими бы то ни было проявлениями человеческого быта, а Осязание восседает прямо на земле рядом с грудой кованых доспехов, то у Слуха — устланные коврами и уставленные изысканной мебелью покои на высоком этаже с верандой, открытой в свободный пейзаж. Когда Вкус и Осязание оказываются в гостях у Слуха, они получают урок благородства.

Ян Брейгель Старший. Вкус, слух и осязание

Конечно же, этим домом правит Музыка. В ожидании гостей она собрала тематическую коллекцию картин, на которых можно рассмотреть музицирующих Аполлона и Орфея, и все имеющиеся в Европе

XVI—XVII веков инструменты от колокола и охотничьих рожков до арфы, лютни, органа и клавесина работы Ханса Рюккерса Младшего (огромного даже и по современным меркам). И художник, и клавесинный мастер входили в гильдию св. Луки и за свои заслуги имели бронь от воинской повинности. Авторство нот, разложенных на круглом столе, на пюпитре и на полу, тоже известно: это мадригалы Питера Филипса, английского композитора, работавшего при дворе эрцгерцога Нидерландов Альберта и герцогини Австрийской Изабеллы.

Ян Брейгель Старший. Слух. ФрагментСлух. ФрагментЯн Брейгель Старший1618

Музыкальные произведения, которые были бы прежде всего о Музыке, о том, что она сама создает себя из волнения, предчувствия и откликов, о том, что она глубока, свободна и упорядочена, что в ней у каждой детали есть свое место и достаточное время, — такие произведения стоит искать у композиторов-романтиков, причём у австрийцев: Шуберта или Малера. Например, трехчастное Адажиетто, самая лирическая часть из Пятой симфонии Густава Малера.

по материалам  сайта

li-ga2014.livejournal.com

Ритм в фотографии

pict2189_forweb

В этой статье мы поговорим о ритме. Здесь будет дано понятие  ритма и рассказано о его роли при формировании композиции и художественного смысла фотографии. Описан главный способ получения ритма и основные ошибки при использовании ритма. Так же мы затронем роль ритма в передаче динамики кадра. 

Понятие ритма

Если фотограф ставит перед собой задачу организовать в кадре тона и линии, то особое внимание следует уделить их ритмическому распределению. Нужно уточнить, что в произведении искусства ритм понимается как закономерное чередование каких-либо композиционных элементов. То есть, для ритма важно, как эти элементы повторяются, а также их порядок и сочетание. Чтобы подчеркнуть важность ритма, можно отметить, что у всех снимков с неудачной композицией ритмическое начало отсутствует полностью. А для выразительных снимков, наоборот, характерно наличие ритмических повторов композиционных элементов. Ритм одновременно является и элементом общей композиции снимка, и одним из средств, помогающих достичь ясности формы и оригинальность воплощения темы. Чтобы в кадре присутствовала ритмичность, необязательно применять сложные приёмы. Ведь ритм имеется непосредственно в жизни. Так в природе всегда можно встретить ритмические повороты: рисунок лепестков цветка, линейные повторы волн, складки песков в пустыне… Таким образом, отыскав подобные рисунки в жизни, можно взять их за основу ритмического композиционного построения снимка. Более того, если ритмы были взяты из жизни, то фотографии получатся не только нарядными, благодаря их линейному рисунку, но и жизненно правдивыми, что даст зрителю возможность получить точные ассоциации. При этом необязательно, чтобы ритм присутствовал на всей плоскости фотографического изображения. Многие фотографы прибегают к сопоставлению изобразительных начал, грамотно сочетая в одном кадре как статичность, так и динамику. Тем не менее, неумелое использование такого инструмента как ритм может привести к потере исходного смысла, ради которого фотокадр и создавался. Может случиться так, что картинная плоскость с геометрической точностью делится каким-нибудь красивым орнаментом, а сам снимок глубокого впечатления не оставляет. Сухая схема не должна подменять достоверный рассказ о жизни. Следовательно, во избежание подобных ошибок, нужно не допускать, чтобы подчёркнутый узор и внешний рисунок становились некой самоцелью, оттесняя на дальний план картину действительности. В заключение можно сказать, с помощью ритмичного рисунка у фотографа есть хорошая возможность чётко выделить мысль, а зритель, в свою очередь, может с лёгкостью читать изображение, понимая творческий смысл, который был заложен автором.

Нарушая ритм

Роль ритма в передаче динамики кадра

Хотя в большинстве случаев применение ритмичности в изображении приводит к тому, что рисунок кадра становится особо устойчивым и статичным, возможно передавать и движение, используя при этом специальный приём. Этот приём заключается в преднамеренном нарушении ритма, которое указывает на то, что в кадре имело место какое-то особое смещение (например, один из объектов съёмки переместился в пространстве кадра). Подобный приём имеет тот же принцип, что и нарушение равновесия, которое придаёт изображению особую динамичность. Стоит отметить, что применение ритма не единственный метод, существующий для передачи движения. Так, например, часто главным и единственным элементом композиции является быстро меняющий своё положение объект, а детали фона умышленно делают не резкими и смазанными, тем самым уводя внимание зрителя. Воспроизведённая характерная фаза движения поможет сохранить для зрителя естественную ритмичность движения объекта. При этом сопоставление и чередование элементов (ритм линий и тонов) полностью отсутствуют.

Источник: a-photo.net

www.takefoto.ru

РИТМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Создавая идеальную композицию необходимо помнить еще и о ритме. Что же такое ритм? Сразу вспоминаются звуки ударных инструментов или ритмичные движения танцоров под музыку. Ритм окружает нас всюду с самого рождения: это ритм сменяющих друг друга дня и ночи, ритм времен года, ритм дыхания и ударов сердца.

 

Ритм – это повторение одинаковых элементов через определенные промежутки.

 

Если мы посмотрим на картину Куинджи «Березовая роща», то станет ясно, что ритм играет в ней не меньшую роль, чем в песнях Майкла Джексона.  

Но заметьте, монотонное тиканье часов не вызывает в нас такого же эмоционального отклика, как неравномерный ритм, из которого как по волшебству рождается музыка. Сгущение и разряжение частоты ритма находит отклик в душах людей, поэтому художники, пользующиеся выразительными возможностями ритма должны избегать монотонности.

Дейнека "Раздолье" Рылов "В голубом просторе"

Например, в картине Дейнеки «Раздолье» бегущие девушки расположены группами по две, по три и по четыре через неравные промежутки, а в картине Рылова «В голубом просторе» вы не найдете ни одного одинакового расстояния ни между летящими гусями, ни между облаками, ни между волнами или горными вершинами.

Обратите внимание, что в изображениях, в которых ритм имеет главенствующее значение, всегда присутствует ярко выраженная динамика (движение). Ритм подчеркивает движение. Любопытно, что эта особенность распространяется не только на изобразительное искусство, но также на музыку и танец.

Изображения, грешащие ритмическими ошибками: одинаковыми массами и равномерными промежутками между ними - вызывают неприятное ощущение у зрителей, которое они чаще всего не могут объяснить, и просто говорят про картину или фотографию, что она неудачная.

ПРОПОРЦИИ

Похожие статьи:

poznayka.org

Метр и ритм

Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов. Метр и ритм – объективные закономерности его установления.

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Одним из наиболее общих приемов упорядочения формы является прием использования рядов, которые можно рассматривать и как средство организации элементов в единую устойчивую систему на основании закономерного упорядоченного чередования элементов формы.

Ряд – это система элементов, основанная на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы.

Периодическая закономерность – это такая закономерность, при которой отношение между первым и вторым элементом такое же, как между n и (n+1)-элементами.

Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется. Период включает в себя как форму, так и интервал, отделяющий ее от других форм в окружающей их среде. Периодом ряда может быть одна форма и интервал или совокупность форм и интервалов.

Ряд как средство организации особенно важен при необходимости организации в единое целое большого числа элементов (более 7±2) – верхнего предела числа Миллера, характеризующего объем кратковременной памяти человека.

Ряды являются активным средством эмоциональной выразительности. Метрические ряды сообщают системе организованных элементов статичность, а ритмические – динамичность. Ряды двух закономерностей придают элементам целого (внутри периода) статичность или динамичность, но всему целому – в зависимости от той закономерности, которая доминирует как система организации ряда. Всегда доминирует закономерность, определяющая отношение периодов ряда.

Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд.

Основные виды построения метрических рядов представлены на рисунке 25.

1 Безынтервальный 2 Интервальный 3 Уплотненный 4 Разряженный

5 Частый 6 Редкий 7 Равноэлементный 8 Разноэлементный

9 Безпериодный 10 Периодный 11 Периодный 12 Периодный

равноэлементный разнопериодный

13 Однопериодный 14 Однопериодный 15 Однопериодный 16 Разнопериодный

частый редкий

Рисунок 25 - Основные виды метрических построений (рядов)

Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер – резко или плавно изменяющийся. Резкое изменение типично для простых «жестких» геометрических форм (квадраты, треугольники, ромбы). Плавное изменение характерно для более сложных и «мягких» форм – парабол, овалов, спиралей.

Наиболее характерный прием построения ритма – изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое – «напряженной». Основные виды ритмических рядов представлены на рисунке 26.

1 Нарастающий ряд 2 Нарастающе-убывающий 3 Убывающе-нарастающий

4 Расширяющийся 5 Сужающе-расширяющийся 6 Расширяюще-сужающийся

7 С параллельным изменением 8 То же со встречным 9 Со встречным изменением

одинаковых свойств элементов изменением разных свойств элементов

10 Однопериодный 11 С параллельным изменением форм

и интервалов

Рисунок 26 - Основные виды ритмических построений (рядов)

1 Создание ритмической композиции на основе тождества не менее 7+2 элементов (используя геометрические и растительные мотивы) (Приложение А, рисунки 20-23).

2 Метрический ритм в полосе и на плоскости (Приложение А, рисунки 24-25).

Материал и размеры композиции

Тушь, акварель. Формат листа – А3.

studfiles.net

Ритм в искусстве

Ритм в искусстве

Ритм (от греч. Rhythmos - мерное течение) в искусстве - это одно из средств формообразования, основанное на повторяемости тождественных или аналогичных компонентов через равные или соизмеримые интервалы в системе художественного пространства и времени. Повторы разного типа составляют систему ритма художественного произведения. Это могут быть содержательно-смысловые компоненты, изобразительно-выразительные, тематические, сюжетные, фабульные, интонационные, графические и другие средства. В одних видах искусства ритм имеет четко выраженную и устойчивую повторность. Так, ритм музыкального произведения соизмерим с четко фиксируемым обозначением его размера. Ритм можно измерить в танце, поэзии, архитектуре. Сложнее ритмическую повторность подсчитать в живописи, театре, кинематографе. Но и там она, безусловно, пульсирует в виде определенной динамической закономерности.

Содержательно-эстетическая функция ритма состоит в том, что благодаря созвучию, одинаковости смысловых и формальных компонентов ритмическая повторность закрепляет в памяти людей, воспринимающих искусство, полученную информацию. Это способствует пониманию единства и целостности произведения. Ритм произведения соотносится с ритмом сердцебиения, дыхания, движения и пластики тела, наконец, с ритмом созерцания и мышления. Сообщаемость художественной и телесной ритмических систем обеспечивает единый эмоциональный настрой, эмпатию, уподобление и предвосхищает слияние жизни и иллюзии в феноменах искусства. Напротив, резкий перебой ритма несет иную выразительно-смысловую силу. Так, перелом художественной темы, эмоциональной тональности ощущается благодаря смене ритма.

Частными случаями выражения художественного ритма являются симметрия и асимметрия.

Важный элемент художественной формы - КОМПОЗИЦИЯ произведения (от лат. Compositio - составление, соединение). Понятие композиция применимо ко всем видам искусства. Оно передает особенности структуры произведения, соотношение и организацию его частей, соподчинение элементов в целом. Композиция активно способствует решению собственно эстетических задач. С ее помощью художник акцентирует передачу темы, образов, характеров, идею произведения. Она служит наиболее яркому воплощению замысла и идеала художника. Здесь наиболее ярко осуществляется переход содержания в отношении формы и упорядоченной формы в художественное содержание. В картине Пластова «Ужин тракториста» фигуры тракториста и девочки расположены на первом плане так, что две третьих полотна занимает весеннее блестящее от прикосновения плуга вспаханное поле и одну треть - узкая красная полоска вечернего неба. Поэзия, красота труда хлебороба как главная идея произведения отчетливо передана в особенностях и ракурсах композиции. В прозаических жанрах активным элементом композиции является сюжет. Единая схема сюжетных композиций характерна для сказок, комедий «de Tart», «трагедий ошибок» и т.д. В отличие от подробной событийной линии сюжета, фабула, являясь элементом композиции, передает логико-структурную последовательность событий. Универсальные приемы композиции разработаны в литературоведении. Но каждый вид искусства разрабатывает собственные композиционные приемы. Так, можно говорить о композиции цвета или колорите в живописи, об объемной или фронтальной композиции в архитектуре, о монтажной - в киноискусстве, об интонационной, тематической, тембровой — в музыке. Но во всех случаях композиция раскрывает идейно-художественную концепцию автора и его замысел.

Элементы внешней и внутренней формы не существуют изолированно. Они функционируют как компоненты специфически художественного целого как с формальной, так и с содержательной точек зрения.

www.lera-oblaka.ru

Композиция. Ритм. - fontanka167

Продолжение.Начало по порядку читать и смотреть тут:1 тема: Равновесие2 тема: Контраст3 тема: Нюанс    

       Ритм.

      Ритм – это чередование, (повтор) каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью. Точно так же, как контраст и нюанс, ритм присутствует в нашей окружающей жизни. Смена дня и ночи, смена времен года и т.д. и т.п. . Вот и любая композиция не обходится без ритма. Ритм бывает простой, четкий и понятный, бывает более сложный, а бывает просто вялый и неопределенный.

      Любая композиция состоит из разных элементов. В ней есть вертикальные и горизонтальные, а также и диагональные линии, по которым выстраиваются элементы. Ритм строится с помощью отдельных элементов и пауз между ними. Самый простой пример использования ритма – это, конечно же, орнамент. В нем очень четко чередуются одинаковые или похожие элементы.      Кроме ритма отдельных элементов, можно говорить еще о ритме цвета. О чередовании светлого и темного.Ясный и четкий ритм делает композицию выразительной, яркой, запоминающейся.            Теперь небольшое пояснение. Когда мы рассуждаем здесь о композиции, мы подразумеваем композицию станковую (т.е. эскиз картины или графического листа, просто художественного рисунка). Но, все правила и приемы композиции верны и для других видов графического дизайна. В книжной или журнальной графике, в верстке и оформлении рекламного буклета, все эти понятия тоже существуют. При этом, конечно же, есть свои особенности в каждом виде художественного творчества.

      Задания по теме «ритм».1).создать орнамент из простых элементов в полосе, круге, квадрате;2).абстрактная композиция из геометрических элементов в два - три цвета;3).увидеть и подчеркнуть ритм в пейзаже используя линию, форму, пятно. Цвет можно использовать по желанию.

      Не забываем, что теория без практики мертва. Для закрепления темы, задания полезно выполнять практически, посвятив им хотя бы совсем немного времени.  ;)

      Продолжение следует.

fontanka167.livejournal.com

Ритм. Ритмические рисунки. - Сайт ludustonalis!

         Ритм (греч. rhythmos–стройность, соразмерность)  – это живой пульс музыки, одно из ее основных выразительных средств. Ритмом называется последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное посредством метра.

     Протяженность музыкальных звуков находит отражение в системе относительных длительностей: целые, половинные, четвертные, шестнадцатые и т.д. Одна и та же длительность в разных темпах звучит разное количество времени.

  Длительности обладают свойством весомости: короткие длительности воспринимаются как более легкие, а долгие – как тяжелые, опорные, акцентируемые (ритмический акцент). Короткие длительности звучат более слитно, устремлены к долгим. Это свойство делает, например, медленную музыку плавной, гибкой, текучей. Моцарт. Соната A-dur,  II часть:

Продолжительные длительности менее связаны друг с другом и поэтому  в быстром темпе могут создать эффект скандирования или торжественно-приподнятого звучания.

          Выразительность ритма тесно связана с другими сторонами музыки – с темпом, ладом, динамикой. Наблюдается следующая зависимость: чем проще ритмический рисунок, тем шире спектр его выразительных возможностей.

          Равномерный ритм – самый простой из ритмических рисунков. В быстром темпе передает движение, бег, течение, полет. В медленном темпе – покой, безмятежность, оцепенение, неподвижность:

          Ритм дробления и ритм суммирования также нейтральны и могут употребляться в музыке разного характера.

          Пунктирный ритм соединяет в себе активность, поскольку в нем соотносятся длительности не соседние по шкале,   с квадратностью (пунктирная фигура всегда равна 4, 8 или 16 частям). Этим можно объяснить использование пунктирного ритма в жанрах, связанных с движением.

 Грациозный, энергичный характер польки, полонеза, вальса, хабанеры и других танцев во многом зависит от пунктирного ритма.  Для марша типично дробление слабой доли, для мазурки, наоборот, сильной.

 В музыке, не связанной с движением, пунктирный  ритм позволяет передать активные эмоции. Двойной и тройной пунктирный  ритм звучат еще энергичнее и активнее. Они пригодны для передачи предельно эмоциональных состояний: ликование, восторг и так далее.

 Пунктирный  ритм, в котором длительности расположены в ином порядке – сначала короткая, потом более продолжительная, называется обращенным. Обращенный пунктирный ритм  по сути является синкопой.

         

          Синкопой называется ритмический прием, при котором не совпадают различного рода акценты, например метрический и ритмический, метрический и динамический, также может не совпадать величина тактов и величина мотивов.

          Наиболее естественно совпадение сильной доли с более крупной длительностью (метрический акцент совпадает с ритмическим).  При нарушении этой закономерности и  возникает синкопа. По местоположению    синкопы бывают междутактовые  (от легкой доли одного такта к тяжелой другого), внутритактовые и    внутридолевые.

Другой вид синкопы возникает от столкновения динамических акцентов с метрическими при строго периодической акцентировке.

          Синкопа, в которой не совпадают трехдольные такты с двухдольными мотивами, называется гемиолой. Гемиола является обязательной ритмической фигурой чешского народного танца фурианта.

 

1 .Составьте таблицу метроритмических признаков некоторых танцевальных жанров

 

Таблица метроритмических признаков жанров

 

название

происхождение

темп

размер

ритмические рисунки

Марщ

Вальс

Полька

Баркарола

Полонез

Менуэт

Мазурка

Тарантелла

 

 

 

 

 

  2. Подберите музыкальные произведения с пунктирным ритмом и  синкопой. Аргументируйте взаимосвязь ритмического рисунка с жанром и образным содержанием произведений.

     3. По группировке определите размер мелодий:

ludustonalis.jimdo.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта