Официальный блог Государственной Третьяковской галереи. Третьяков картины


Павел Третьяков: биография, фото, личная жизнь

Более 40 лет Павел Третьяков коллекционировал картины. Благодаря его поддержке творили маститые художники и те, кто только начал осваивать азы живописи. Он собрал одну из крупнейших коллекций русской живописи и целую галерею прижизненных портретов своих выдающихся современников.

КУПЕЦ НОВОЙ ФОРМАЦИИ

Павел Третьяков родился в 1832 году в старинном купеческом районе Москвы — Замоскворечье. Его дедушка по материнской линии экспортировал в Англию сало. Семья отца, перебравшаяся в Первопрестольную в 1774 году из Малоярославца, торговала полотняными изделиями. Отец Михаил Третьяков был человек строгих патриархальных взглядов. Дети — после эпидемий скарлатины из одиннадцати в живых осталось пятеро — получали домашнее образование. Уроки проходили в присутствии главы семейства, который контролировал буквально каждый шаг домочадцев.

Старшего сына Павла Третьякова и второго по старшинству Сергея к семейной торговле приобщали с ранних лет. Молчаливый и вдумчивый, любитель книг и лубочных картинок, он уже в 15 лет вел бухгалтерию. В 1850 году, когда не стало отца, старший сын принял дела. Торговля расширялась и процветала. Если Михаил Третьяков владел пятью лавками, то его сыновья стали настоящими промышленниками. Через 16 лет на паях с еще двумя купцами Павел и Сергей Третьяковы открыли оснащенную по последнему слову техники льняную мануфактуру в Костроме.

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 2. Семья Третьяковых

Павел Третьяков с супругой Верой Николаевной (урожденной Мамонтовой). 1880-е. Фотография: wikimedia.org

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 2. Семья Третьяковых

Семья Павла Третьякова. 1884 год. Фотография: tretyakovgallery.ru

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 2. Семья Третьяковых

Павел Третьяков с внучками. 1893 год. Фотография: tphv-history.ru

Русское купечество второй половины XIX века уже не было закрытым сословием, чтившим лишь «Домострой» и Священное писание. Богатые торговцы сближались с артистами, художниками, учеными, принимали активное участие в общественно полезных начинаниях. Козьма Солдатёнков издавал научную литературу, коллекционировал живопись, завещал средства на строительство больницы для бедных в Москве. Купец Василий Кокорев в 1862 году открыл первую в Москве публичную картинную галерею. Поддерживал людей искусства и Савва Мамонтов. На его двоюродной сестре Вере Мамонтовой Павел Третьяков женился в 1865 году.

Третьяков вкладывал деньги не только в предприятия, сулившие материальную выгоду. В 1869 году он возглавил Попечительское о глухонемых общество и стал основным благотворителем Арнольдовского училища для глухонемых детей. Позже открыл клинику для тяжелобольных, где работало психиатрическое отделение. Вероятно, на этот шаг его подвигла личная трагедия: в 1871 году у Третьякова родился неизлечимо больной сын. Купец помогал многим учебным заведениям, внес свою лепту в финансирование экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею. При этом он считал, что так исполняет свой гражданский долг: «Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо».

КОЛЛЕКЦИОНЕР КАРТИН

В 1854 году Третьяков приобрел девять полотен голландских художников, но вскоре обратил внимание на русскую живопись. 1850–60-е годы были временем бурной полемики между западниками и славянофилами. Изобразительное искусство не осталось в стороне от дискуссии. Звучали мнения, что российские художники не способны создавать нечто оригинальное, выходящее за пределы местечкового колорита, потому их участь — подражать западноевропейским мастерам. Павел Третьяков думал иначе.

Художники нуждались в заказах, а широкая публика — в более близком знакомстве с их работами. В 1856 году Третьяков купил работы Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Эти приобретения положили начало галерее. Подход Третьякова принципиально отличался от подхода других коллекционеров. Во-первых, он планировал сделать галерею общедоступной. Во-вторых, при покупке картин руководствовался не столько личными вкусами, сколько мыслью о полном и объективном освещении отечественного художественного процесса.

Собиратель болезненно переживал, когда желанная картина уходила в чужие руки. Охотясь за лучшими произведениями, Третьяков не раз переходил дорогу представителям царской фамилии. Однажды на выставку передвижников пришел Александр III. Изъявив намерение купить картину, государь узнал, что она уже приобретена Третьяковым. Положил глаз на другую, на третью — все оказались проданы тому же коллекционеру. Чтобы конфуз не повторился, устроители приняли решение впредь ничего не продавать до тех пор, пока выставку не посетят Их Императорские Величества. Но Третьяков нашел выход: стал покупать понравившиеся работы до выставки. На вернисаже они висели с табличками «собственность Третьякова». В 1874 году Василий Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию». Предполагалось, что серию приобретет государь, но тот отказался из-за колоссальной цены. Третьяков купил работы за 92 тысячи рублей.

Третьяков - коллекционер

Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Третьяков - коллекционер

Константин Флавицкий. Княжна Тараканова. 1864. Государственная Третьяковская галерея

Третьяков - коллекционер

Николай Шильдер. Искушение. Год неизвестен. Государственная Третьяковская галерея

Пополнить коллекцию московского собирателя было огромной честью для художников. Ради этого они нередко уступали в цене, хотя и ворчали, что «Павел Михалыч прижимист». Не захотел скинуть ни рубля за «Княжну Тараканову» Константин Флавицкий. Третьяков был терпелив. После смерти художника он приобрел картину у родственников — за четыре тысячи рублей вместо пяти. Знаменитая «Тройка» Василия Перова была продана всего за 50 рублей серебром. Но незаконченное полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» Третьяков приобрел у наследников Перова за семь тысяч. Так он не только пополнил коллекцию, но и поддержал семью покойного друга.

В 1869 году Третьяков начал собирать галерею портретов выдающихся людей. Иван Крамской написал Александра Грибоедова с акварельного рисунка Петра Каратыгина. Илья Репин создал портрет Михаила Глинки, ориентируясь на рассказы сестры композитора. У вдовы поэта Нестора Кукольника выкупили его портрет кисти Карла Брюллова, у художника Федора Моллера — написанный им прижизненный портрет Николая Гоголя. Труднее было с живыми гениями, они подчас отказывались позировать. Самым несговорчивым оказался Лев Толстой. Он уступил Крамскому лишь с условием, что художник напишет два портрета и Толстой выберет один из них для своей семьи. В итоге писатель оставил себе более слабую работу, подчинившись негласному закону: все лучшее — в галерею!

ГОРОДСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ БРАТЬЕВ ТРЕТЬЯКОВЫХ

Писатель Лев Анисов пересказал предание о том, как Александр III посетил дом Третьяковых в Лаврушинском переулке:

«В суриковском зале зашел разговор о «Боярыне Морозовой». Государь попросил было уступить картину для своего музея. Павел Михайлович на то ответил, что она ему уже не принадлежит, ибо он передает галерею городу. Тогда Александр III отступил несколько от Третьякова и низко поклонился ему».

В 1873 году к дому пристроили галерею, которая вскоре открылась для свободного посещения. После реконструкции 1892 года Павел Третьяков написал заявление в Московскую городскую думу — и передал коллекции и здания в дар городу. За месяц до этого не стало Сергея Третьякова. Будучи таким же страстным коллекционером, он, чтобы не конкурировать с братом, собирал произведения западноевропейского искусства. Согласно его духовному завещанию городу переходила принадлежавшая Сергею часть дома в Лаврушинском переулке и те предметы из его личной коллекции, которые Павел сочтет нужным присоединить к своему собранию.

Третьяков - галерея

Государственная Третьяковская галерея. Фотография: kudago.com

Третьяков - галерея

Государственная Третьяковская галерея. Фотография: svopi.ru

Третьяков - галерея

Государственная Третьяковская галерея. Фотография: inlife.bg

В августе 1893 года открылась теперь уже Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. В день открытия ее посетило около 700 человек. В залах было выставлено 1276 картин и 470 рисунков. Среди них присутствовали и работы художников XVIII — первой половины XIX века: Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, Василия Тропинина, Алексея Венецианова, Карла Брюллова.

До конца жизни Павел Третьяков оставался попечителем галереи, покупал для нее картины, работал над каталогами, расширял площади в 1897–1898 годах. В последние годы у коллекционера усугубились проблемы со здоровьем. В декабре 1898 года Павла Третьякова не стало. По его завещанию музею было передано больше 60 икон, которые коллекционер собирал почти 10 лет. Они легли в основу будущего собрания древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи.

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу

Как складывалась знаменитая коллекция Третьяковки.

Лучшие музеи России

Как выглядит «русская десятка».

5 русских меценатов

Вспоминаем известных покровителей русского искусства XIX — начала XX века.

www.culture.ru

"...мало было художников, с которыми Третьяков не дружил. И если он не ладил с художником, то по серьезным поводам"

Яковлев П.Ф. После градобития. 1884      

Чванливых Павел Михайлович не любил. Был, например, художник П.Ф. Яковлев. У него Третьяков приобрел две картины: "Градобитие" и "Пожарище". Картины неплохие. Затем Яковлев написал картину "Право сильного" и выставил ее в отдельном зале. На выставке своей он устроил широкую рекламу и в рекламе отметил: "Две картины этого художника имеются в галерее Третьякова". Как водилось тогда, он прежде всего пригласил Третьякова посмотреть картину. Тот приехал и, увидев рекламу, нахмурился и рассердился. Яковлев ждал, что Третьяков купит картину, а он и не заикнулся о покупке, даже, напротив, вернувшись домой, приказал снять с экспозиции в галерее картину Яковлева "Градобитие", забить  в ящик и отправить в Вильну, в школу живописи, где директором был его друг художник Трутнев. Мы сняли картину с экспозиции, забили в ящик и отправили. Так же хотел он распорядиться и с другой картиной – "Пожарище", - но прошло несколько дней , и он ее оставил у себя, хоть мы и долго боялись за ее участь. А после о Яковлеве и слышать не хотел.

Все художники понимали, что, продавая картины Третьякову, они продают их в народный музей, а поэтому некоторые снижали цены сильно. Верещагину, например, американцы предлагали  гораздо больше денег за его картины, чем Третьяков, а он все-таки отдал их Третьякову. И Виктор Васнецов тоже уступал картины по более дешевой цене, чем ему давали другие меценаты.

Конечно, большое значение тут имела и личная дружба Павла Михайловича с художниками.

Мало было художников, с которыми Третьяков не дружил. И если он не ладил с художником, то по серьезным поводам. Не признавал он, например, Семирадского. В то время этот художник пользовался в России очень большим успехом, а Третьяков не хотел купить ни одной его картины.

- Почему же у вас нет Семирадского?- спрашивали часто Третьякова.

И он отвечал:

- Семирадский свою лучшую картину подарил городу Кракову. Значит, он считает себя у нас иностранцем. Как же я буду держать его в русской галерее?

Не дружил он с художником К.Е.Маковским, хотя три небольшие произведения его и приобрел в первые годы собирательства. А по какому случаю не дружил? Когда Репин написал своего "Ивана Грозного и сына", К.Маковский тоже написал "Ивана Грозного". Однажды, приехав в галерею, он предложил Третьякову  своего "Грозного" и говорил, что его "Грозный" не хуже репинского. Это было как раз при мне. Маковский предлагал настойчиво купить. Третьяков отказался наотрез. Обиженный Маковский тотчас покинул галерею, и с тех пор они разошлись навсегда.  

Шишкин Иван Иванович. Утро в сосновом лесу

1889
Не ладил он иногда с К.А.Савицким. Какая – то черта этого художника не нравилась Третьякову. В 1898 году он приобрел у Шишкина его большую картину "Медвежье семейство в лесу". На этой картине медведей написал Савицкий, почему Шишкин и предложил Савицкому подписаться. Савицкий подписался, но уже после того, как картина была куплена Третьяковым. Когда картина была доставлена в галерею, Третьяков удивился ,увидев подпись Савицкого.

- Я покупал картину у Шишкина. Почему еще Савицкий? Дайте-ка скипидару.

 

Я принес французский  скипидар, и Третьяков смыл подпись Савицкого. Через несколько дней Савицкий приезжает в галерею –смотрит, нет его подписи. Он ко мне: "Где подпись?" Я очень смутился и объяснил ему всю историю.

 

Я думаю, что все недоброжелательство Третьякова против Савицкого возникло из-за другой картины художника –"Встреча иконы". Эта картина была написала в 1878 году, и вскоре белые облака на ней  начали раздираться, появились трещины. Третьяков приказал нам следить за состоянием картины. Трещины год от года заметно увеличивались. Третьяков сказал об этом Савицкому: тот обещал прийти в галерею и исправить дефекты. И вот однажды в отсутствие Третьякова он приходит с красками и поправляет облака. Облака вышли слишком розовыми. А общий тон картины серо-холодный. Третьяков, как увидел такую поправку, потребовал скипидару и тут же смыл новую краску, нанесенную на облака, оставив белые с кракелюрами. В таком виде картина висит до сих пор.

Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".

tretyakovgallery.blogspot.com

П.М.Третьяков и его галерея. | Любопытные подробности обо всем на свете!

Известная Третьяковская галерея своим существованием обязана этому удивительному человеку, который буквально чувствовал искусство, основываясь только на собственном мнении, невзирая на то, что во многих случаях оно попросту расходилось с мнениями известных критиков живописи того времени.

Павел Михайлович Третьяков – безумный ценитель прекрасного и человек исключительного ума. Четверть века Павел Михайлович покупал картины различных живописцев, часто неизвестных, собрав все произведения в многозальной галерее, которую передал в общее пользование всему миру, дабы просветить его и воспитать в нем любовь к искусству.

Третьяков родился в 1832 году в семье купца, от которого в дальнейшем унаследовал семейный бизнес по изготовлению льняной продукции. Будущий коллекционер получил домашнее образование, на чем впоследствии настаивал при воспитании своих детей.

Будучи ребенком, Третьяков помогал своему отцу в его лавке – от помощи покупателям до работы уборщиком. Отец Павла Михайловича просил посетителей относиться к нему как к обычному служащему, что, по его словам, полезно для воспитания. Выросший в несколько суровых условиях, Третьяков был совершенно не избалован и с детства приучен к труду. В разговорах с друзьями он отмечал, что настолько привык к труду, что не может ничего не делать.

Продолжая семейное дело вместе со своим братом, Павел Михайлович добился значительных успехов на этом поприще, братья построили в скором времени несколько прядильных фабрик. Ткани братьев Третьяковых были представлены на многих выставках и  получили многочисленные как отечественные, так и зарубежные награды.

Некоторое время спустя развитый отцовский бизнес стал приносить братьям немалый доход. Именно он послужил финансовой подпоркой при приобретении такого большого количества картин. Павел Михайлович скупал картины в большом количестве и часто тратил деньги на покупку новых произведений в ущерб собственной семье.

Любовь к искусству возникла у Третьякова еще в раннем детстве. Он любил музыку и театр, с упоением читал различную литературу.

В 1850 году Павел Михайлович начал покупать первые картины. Его привлекали интересные сюжеты, наполненные смыслом, глубоко патриотичные. Оценку таким шедеврам коллекционер давал, основываясь только на собственном чутье, даже если картина была написана неизвестным автором.

Мысль о создании национального музея живописи родилась у Павла Михайловича уже давно, он упорно шел к своей цели и без оглядки скупал все тронувшие его произведения известных и начинающих живописцев. В гостях у Павла Михайловича всегда было много деятелей искусства, со многими он был близок.

Одной из первых купленных картин была «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Затем были работы А. К. Саврасова, И. П. Трутнева, Ф. А. Бруни и многих других. Первые купленные картины украшали апартаменты самого коллекционера. При покупке того или иного произведения Третьяков всегда торговался, и многие художники шли ему на уступки, поддерживая начинания коллекционера. Для них было честью продать ему свою картину. Именно так был открыт талант множества художников, ставших впоследствии всемирно известными.

Худяков, «Стычка с финляндскими контрабандистами»

Так было положено начало зарождению Третьяковской галереи. Многие художники мечтали, чтобы их полотна висели в набирающем бешеную популярность музее. 

Впоследствии к апартаментам Третьякова было достроено еще несколько залов, которых позже оказалось  недостаточно и каждый раз к ним добавлялись еще дополнительные, которые в результате выросли в единый национальный музей!

Для него в 1874 году Павел Михайлович приказал построить отдельное здание, в которое поместил всю собранную коллекцию. Спустя 18 лет, Третьяков передал созданный музей государству.

Вам также может быть интересно:

Воронцовский дворец.

Маркиза де Помпадур.

Фото красавиц гарема иранского шаха.

 

Загрузка...

lubopitnie.ru

Коллекционер и меценат Павел Третьяков

«Берегите галерею и будьте здоровы», — с этими словами ушёл из жизни любитель живописи Павел Михайлович Третьяков. Галерея, для которой он собирал картины на протяжении почти полувека, стала главным делом его жизни: даже здание для будущей картинной галереи Третьяков построил сам. О человеке, который сделал для отечественной живописи не меньше, чем многие выдающиеся художники, рассказывает «Дилетант».

Изображение 1.jpg

Портрет Павла Третьякова, картина Ильи Репина

Большие возможности

Отец Павла Третьякова — московский купец 2-ой гильдии — обеспечил своему сыну первоклассное домашнее образование, с юного возраста приобщив его к искусству. Третьяков сам признавался, что «с юности беззаветно любил искусство». Помимо этого, Павел активно учился и ремеслу отца: с ранних лет они начали работать вместе. Не удивительно, что после смерти отца в 1850 году Павел и его брат Сергей стали успешно расширять бизнес, открывая новые бумагопрядильные фабрики. Это дело было очень прибыльным, и в скором времени в руках Павла Михайловича оказалось целое состояние. Будучи человеком искушенным в живописи, он — а было ему ещё чуть за двадцать — уже тогда, в начале 1850-х годов, принял решение потратить эти деньги на создание собственной коллекции картин русской живописи.

Изображение 2.jpg

Павел Третьяков, портрет работы Крамского

Первые покупки

Собирая произведения искусства, Третьяков полагался не только на свои предпочтения, но также пользовался советами Стасова, Крамского и других известных художников. Первые картины Третьяков, как утверждают историки, приобрел в 1856 году: начало коллекции было положено картинами «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Именно 1856 год, кстати, принято считать годом основания Третьяковской галереи.

Изображение 3.jpg

«Искушение», работа Николая Шильдера

Между тем, ошибочно считать, что Третьяков занимался только собиранием картин для своей коллекции. Он также принимал участие в деятельности Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, помогал Арнольдовскому училищу глухонемых. Он же делал многочисленные пожертвования на нужды бедных, стипендии, помощь деятелям науки и искусства. Так, например, он был спонсором легендарной экспедиции Н. Н. Миклухо-Маклая.

Изображение 4.jpg

«Стычка с финляндскими контрабандистами», работа Василия Худякова

Галерея с нуля

Третьякову долгое время приходилось проводить в попытках заполучить для своей коллекции ту или иную картину: так в скором времени его собрание пополнилось картинами Трутнева, Саврасова, Бруни и других художников. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, Павел Третьяков писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Изображение 5.jpg

Павел Третьяков и Михаил Прянишников, фотография, 1891 год

При этом, кстати, практически никто не знал о покупках Третьякова, поскольку сам коллекционер никак свою деятельность не афишировал. Известно, что Третьяков едва не заболел от огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и буквально сбежал из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу.

Серьёзные приобретения

В 1860-е годы Третьяков выкупил ряд картин, которые стали основой для его галереи. Его коллекцию пополнили «Привал арестантов» Валерия Якоби, «Последняя весна» Михаила Клодта, «Бабушкины сны» Василия Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Василия Перова. Нужно ещё учитывать и то, что огромное количество времени Третьякову всё же приходилось тратить на управление фабриками и магазинами.

Изображение 6.jpg

«Привал арестантов», работа В. И. Якоби

С большим уважением к Третьякову относились и сами художники. Существует даже версия про некий негласный договор среди художников о предоставлении Третьякову права первого выбора нарисованной картины. Поэтому, судя по всему, другим немногочисленным коллекционерам было очень сложно конкурировать с Третьяковым.

Изображение 7.jpg

«Христос в пустыне», работа Ивана Крамского

Позднее, в период 1870-х годов, собрание Третьякова пополнилось картинами «Христос в пустыне» Ивана Крамского, «Сосновый бор» Ивана Шишкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Николая Ге.

Открытие Третьяковской галереи

Долгое время все приобретённые картины Павел Третьяков хранил в своём московском доме, однако они требовали всё больше места. Тогда в 1874 году Третьяков, пользуясь только собственными средствами, построил в Москве здание картинной галереи. Более того, через несколько лет он открыл галерею для всеобщего посещения, а в 1892 году и вовсе передал коллекцию и здание в собственность Московской государственной думы.

Рекомендовано вам

diletant.media

Самые загадочные картины Третьяковской галереи

Понять искусство не так сложно, как кажется. Для этого не обязательно учиться несколько лет на искусствоведа. Достаточно пообщаться со знатоками, которые расскажут о знаменитых полотнах так, что потом в музее их можно будет увидеть с неожиданной стороны. 

Самые загадочные картины Третьяковской галереи

Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи.

Самые загадочные картины Третьяковской галереи

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1898 год

Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное — это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича. Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин — Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

Самые загадочные картины Третьяковской галереи

«Неравный брак», Василий Пукирев, 1862 год

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Тот хорошо знал нравы состоятельных и влиятельных людей, для которых браки по расчету были обыденностью. Пукирев отблагодарил приятеля за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Присутствует на картине и сам живописец: он написал себя в профиль в образе шафера невесты со скрещенными руками. Изначально художник не планировал помещать себя на полотно: на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. Причем друг Пукирева в силу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать на том неприятном для себя венчании именно в качестве шафера.Впоследствии приятель попросил художника убрать его с полотна, чтобы общие знакомые и родственники не вспоминали лишний раз эту историю. Тогда Пукирев и написал себя вместо него. Если визуально разделить полотно по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому, то в правой части окажутся невеста и два ее друга. В то время как слева расположились родственники и друзья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две смысловые части, как бы олицетворяющие добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла. Этот прием свидетельствует о приверженности художника принципам реализма, тем самым он ставит вопрос о роли церкви в обществе.

Самые загадочные картины Третьяковской галереи

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год

Не все любители сладостей знают, что над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий — за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Коллекционер Павел Третьяков приобрел картину за 4 тысячи рублей.Однако считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой — сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.

Самые загадочные картины Третьяковской галереи

«Явление Христа народу», Александр Иванов, 1857 год

Первую значимую картину на библейский сюжет Александр Иванов написал в 1834 году. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». И уже через три года, в 1837-м, он приступил к созданию главного произведения своей жизни — эпохального полотна «Явление Христа народу». Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. О том, что Иванов работает над монументальным полотном, знали все ценители живописи в России. В мае 1858 года живописец решился отправить картину в Санкт-Петербург. По легенде, во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой — он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду.Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно — были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Любопытно, что Иванов в этом смысле опередил время, потому что позже в похожей манере будут работать импрессионисты. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Несмотря на то, что сумма была солидная, изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.

Самые загадочные картины Третьяковской галереи

«Московский дворик», Василий Поленов, 1878 год

Картина передвижника Василия Поленова тесно связана с другой его работой под названием «Бабушкин сад». На обоих полотнах изображен один и тот же дом в районе Арбата, только с разных сторон. Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.Изображенный на картине вид открывался из его окна. Причем на создание шедевра Поленову потребовалось совсем немного времени: по сути, это этюд, написанный с натуры. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра — бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.

art.mirtesen.ru

Третьяков и художники: Репин Илья Ефимович

Репин Илья Ефимович. Не ждали

1884–1888
...Ре­пина Павел Михайлович Третьяков  как-то боялся…например, боялся дать ему поправить его же собственные картины. Репин был художник размашистый, широкий. Ему ничего не стоило вместо того, чтобы поправить какое-нибудь небольшое место на картине, переписать гораздо больше. И переписывал он, как говорили знатоки, иногда и к худшему. На этой почве между Репиным и Третьяковым  произошел серьезный конфликт. Я помню все подробности, потому что сам пострадал при этом.

Когда у нас появилась картина "Не ждали", вокруг нее поднялись большие разговоры. Худож­ники и критики находили, что лицо человека, воз­вратившегося из ссылки, не гармонирует с лицами семьи. Об этом писали газеты и, слышно было, много спорили художники в Петербурге и в Москве. Однажды Третьяков, вернувшись из Петербурга, справился у меня, не был ли в галерее Репин. По­хоже было, что он поджидал Репина в Москву.  И действительно, через несколько дней в гале­рею пришел Илья Ефимович, на этот раз с этюд­ником и красками. Как раз в этот день Третья­кова дома не было, он уезжал куда-то на несколько дней.

— Жалко, что его нет. Ну, все равно. Дайте-ка мне лесенку, я должен сделать поправку на картине "Не ждали",— сказал он мне.

Мы знали, что Репин — близкий друг Третьякова и всей его семьи. Но как же все-таки разрешить поправку без особого разрешения Павла Михайло­вича? Мы смутились. Репин тотчас заметил наше, смущение, усмехнулся:

— Вы не беспокойтесь. Я говорил с Павлом Михайловичем о поправке лица на картине "Не ждали". Он знает, что я собираюсь сделать.

Раз так, делать нечего, — мы принесли ему ле­сенку, он надел рабочую блузу, поднялся к картине и быстро начал работать. Меньше чем в полчаса голова ссыльного была поправлена. Окончим ее. Репин переходит с красками к другой cвоей картине "Иван Грозный и сын". Мы как ответственные хра­нители встревожились. Репин спокойно сказал нам:

— Вот я немного трону краской голову самого Ивана Грозного.

И действительно, "тронул", да так, что голова в тоне значительно изменилась. Потом — к нашему ужасу — видим, Репин перетаскивает этюдник с крас­ками к третьей своей картине "Крестный ход в Курской губернии"...

Репин Илья Ефимович. Крестный ход в Курской губернии

1880–1883
— Здесь я прибавлю пыли. Тысячная толпа идет, пыль поднимается облаком... А  пыли недостаточно.И действительно, прибавил много пыли над голо­вами толпы. "Запылил" весь задний план. В тот же день вечером, не повидавшись с Треть­яковым, он уехал в Петербург и из Петербурга написал Третьякову, что сделал поправки.

Третьяков, увидев поправки, был возмущен до крайности — так ему не понравилось все, что сде­лал Репин на своих картинах. С укором он обру­шился на нас:

—  Как вы могли допустить? Мы пытались оправдаться

— 

Репин сослался на Вас. Много дней потом, по утрам приходя в галерею, он останавливался перед картинами и принимался ворчать:

Испорчены картины! Пропали картины! Репин писал Третьякову  письма, но Третьяков не отвечал. Наконец, спустя несколько месяцев. Репин приехал в Москву специально с том, чтобы выяснить недоразумение. Когда он пришел в гале­рею, Третьяков позвал нас, то есть меня и Ерми­лова,в репинский зал.

Подите-ка сюда, идите, мы сейчас устроим суд.

— И чем же вы нас обвиняете? — засмеялся Репин.

— А в том, Илья Ефимович, — отвечал ему очень серьезно Третьяков,— что вы самовольно сделали исправление на трех картинах, не принадлежащих Вам

Разве это к худшему?

Да, по-моему, к худшему. Лицо бывшего ссыльного мне не нравится. А ведь это же не мои картины, это всенародное достояние, и вы не имели права прикасаться к ним, хоть вы и автор.

Репин Илья Ефимович.Толстой Л. Н.1887 год
— Ну, хорошо, хорошо. А в чем вы обвиняете вот их? — спросил Репин, показывая на нас. — А в том, что они допустили вас к картинам. Они — ответственные   хранители...   Вы не имели права переписывать чужие картины, а они неправы; что допустили вас к поправкам.

Значит, здесь для нас Сибирью пахнет? — пошутил Ренин.—Вот уж, действительно, не ждали.

Он хотел отделаться шуткой, но Третьяков был очень строго настроен. С тех пор он очень боялся давать Репину поправлять его собственные картины. Когда у Репина был куплен портрет Л.Н.

Толстого, Третьякову показалось, что у Толстого очень румя­ное лицо. Особенно лоб. Лоб совершенно красный.— Будто он из бани! — недовольно говорил Павел Михайлович.

Он

все допрашивал нас:

Вы видели Толстого. Не такой же у него ру­мяный лоб?

Да,— говорю — лоб не такой румяный.— Ну вот, и мне так кажется. Придется испра­вить.— Сказать Илье Ефимовичу? - спросил я. — Ни в коем случае! Он все перекрасит и, может быть, сделает хуже. Ходил он вокруг портрета с месяц и, наконец, однажды приказывает мне:

—  Принесите-ка краски, масляные и акварельные. У меня всегда имелся   ассортимент красок.

Несу палитру, Третьяков берет самую маленькую кисточку и начинает убавлять красноту на порт­рете Толстого. Румянец на лбу был залессирован. Так портрет и остался, поправленный Третьяковым.

 Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".

tretyakovgallery.blogspot.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта