Борисов-Мусатов: биография и картины художника. Картины мусатов
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870 - 1905)
В.Э.Борисов-Мусатов - один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи и один из самых поэтичных и одухотворенных русских художников.
Родился в Саратове, в семье железнодорожника. В трехлетнем возрасте с маленьким Витей произошел несчастный случай. Резвый, подвижный мальчик упал со скамейки и повредил себе спину. Ушиб вызвал в позвоночнике хронический воспалительный процесс. Мальчика усиленно лечили, однако лечение оказалось безуспешным, в результате у него вырос горб, и, как пишет один из биографов художника - вырос он "с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем."
Конечно, болезнь и увечье не могли не сказаться на характере молодого Виктора Борисова-Мусатова, на его моральном и физическом состоянии. Уже с детских лет у него были развиты такие качества, как мечтательность, сосредоточенность, самоуглубленность, стремление к одиночеству. Однако вместе с тем он был и очень общительным, умел преданно дружить, всегда готовый помочь ближнему, рос несмотря ни на что живым и жизнерадостным.
Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Первоначальное обучение Виктор получил в Саратовском реальном училище, где одним из основных предметов были рисование и черчение. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. По окончании реального училища будущий художник учился сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Петербургской Академии художеств у П.П.Чистякова. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф.Кормона. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года - в Подольске и Тарусе.
На творчество Борсова-Мусатова оказали влияние искусство П.Пюви де Шиванна и мастеров французского импрессионизма. Художник сумел соединить тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией. В произведениях Борисова-Мусатова нашли отражение раздольная саратовская природа, волжские просторы. Художник никогда не писал Волгу, однако голубые, серебристые, перламутовые отблески волжской воды, изумрудная зелень и охра ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розовых облаков в ее зыбкой глади живут во всех полотнах Борисова-Мусатова.
А литератор А.М.Федоров так писал о картинах художника:"И глядя на это синее молодое небо среди белых облаков, которые любил изображать Мусатов, мне вспоминается разлив Волги, Зеленый остров с долинами в лесу, белыми от ландышей, как будто облака упали с неба в траву и притаились там".
В возрасте 35 лет жизнь художника внезапно оборвалась. Он был похоронен на высоком берегу реки Оки, на кладбище у Вознесенской горы. На могиле его был поставлен надгробный памятник работы скульптора Матвеева - на плите крупнозернистого красного песчаника лежит уснувший мальчмк. Местные жители говорят, что это не уснувший, а утонувший мальчик, которого спас Мусатов, но возвратить к жизни его не удалось. Скульптура сделана с необыкновенной силой и мастерством.
cvetamira.ru
биография и картины художника :: SYL.ru
Виктор Эльпифидорович Борисов-Мусатов был русским живописцем, акварелистом, а также автором прекрасных фресок конца XIX - начала XX века. У Мусатова был дар без лишней сентиментальности, очень точно и тактично изображать то, что его окружало. Он не был передвижником, авангардистом, академистом. Этот немного грустный человек ассоциируется с чистотой, красотой и мечтами. Виктор Борисов – Мусатов не выражал никаких идей, моралей в своих произведениях, он являл красоту людям, не опускаясь до низости и пошлости.
Появление на свет художника
Виктор Борисов-Мусатов родился в городе Саратове, в 1870 году. Его дед был крепостным крестьянином, принадлежавшим помещику Шахматову. После отмены крепостного права, его отец стал камердинером у Шахматовых, ездил с барином по миру, затем – женился, стал бухгалтером на железнодорожной станции.
У родителей художника до его появления уже умерло четверо детей, не прожив и нескольких месяцев. Когда родился Виктор - счастью не было предела. Он был окружен любовью, заботой и лаской. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. У ребенка начал расти горб. Но судьбой ли, Богом ли, семье будущего художника был послан врач-ортопед, практикующий новые по тем временам методы лечения. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Вмешательство грамотного доктора, безусловно, сыграло большую роль в жизни маленького Вити.
К сожалению, художник Борисов-Мусатов всю свою жизнь страдал от болей в спине, а хроническое воспаление позвоночника оказалось костной формой туберкулеза.
Первые шаги к искусству
Мальчику с самого раннего детства нравилось рисовать, мечтать в одиночестве. Он любил убегать на один пустынный островок посреди Волги. Там он рисовал красками, мечтал, размышлял о жизни. Молодой художник был застенчивым, но очень милым и в то же время излучающим позитивную энергию человеком.
Художественное училище
Виктор учился в Саратовском реальном училище, где преподавал Василий Коновалов. Учитель заметил в молодом человеке талант и научил его всем необходимым азам в живописи.
Затем, в 1870 году, художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), где работал известный художник того времени Поленов, но Виктор не задержался там надолго. Борисов поступил в Петербургскую Академию художеств, стал брать уроки у Павла Чистякова. К сожалению, петербургский климат негативно влиял на здоровье юного художника, и ему пришлось вернуться в Москву, снова восстановившись в училище.
Первый успех
Будучи еще учеником, художник нарисовал картину «Майские цветы», которая очень приглянулась княгине Елизавете Федоровне.
Она купила ее за 150 рублей. Это дало возможность юноше побывать за границей, брать уроки живописи у мировых художников.
Результаты поездки в Париж
Вернувшись из путешествия, Виктор чувствовал себя художником, который нашел себя в искусстве. Определился он и с темами своих картин: это были девушки в красивых платьях, старинные здания, мечты о прекрасном. Когда его спрашивали о том, какая эпоха изображена на его картинах, он говорил: «А это, знаете ли, просто красивая эпоха». Борисов совершенно не увлекался прошлым. Описание картин Борисова-Мусатова – это мечты, грезы о Прекрасной Даме, тонкие, изящные символы любви и чистоты.
Поездка в Париж очень сильно повлияла на творчество художника. Он отказался работать маслом, полностью перешел на темперу.
Несбывшиеся мечты
Архитектор Ф. Штефель строил в Кропоткинском переулке особняк для Дерожинской и очень хотел, чтобы роспись на стенах выполнил именно Виктор. Уже были готовы эскизы «Времен года» (они и сейчас хранятся в Третьяковской галерее), которыми художник планировал расписать стены, но мадам Дерожинская была категорически против услуг Борисова-Мусатова, так и не дав воплотиться в жизнь мечтам художника.
Женские образы произведений
Картины Борисова часто изображают женские образы. Где же он брал натурщиц? Художнику был чужд ветреный образ жизни, девушки легкого поведения его не привлекали. Чаще всего изображал он трех женщин:
- младшую сестру, Лену;
- жену, Елену Александрову-Сковороду, с которой художник познакомился еще в Московском училище;
- жену своего друга, Владимира Станюкевича, Надежду Станюкевич.
Но на картинах можно встретить и первую любовь художника, Анну Воротынскую на полотне «Гобелен», и Ольгу Корнееву, жену его друга Федора Корнеева.
Встретив Елену Александрову еще в училище (она тоже была художницей), Виктор безнадежно влюбился в нее, но в 1895 году, сделав ей предложение, получил отказ.
«Весна»
В период своих душевных переживаний, с 1891 по 1901 годы, Мусатов писал полотно «Весна».
Это произведение является одним из самых узнаваемых в его творчестве. Здесь Борисов создает картину без какого-либо определенного сюжета. Изображая девушку, повернутую спиной к зрителям, идущую по вишневому саду, любующуюся красотами весенней природы. Произведение несет мечтательное, лирическое настроение, душевную теплоту и покой. Окружающая героиню природа кажется настолько живой, что глядя на полотно, просто погружаешься в гущу весеннего сада, чувствуешь на себе играющие солнечные лучи.
«Вдвоем»
В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).
Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.
Является особенным произведением живописца Борисова-Мусатова картина "Водоем". Здесь отсутствует горизонтальная линия, что делает единым и передний, и задний план, а водоем может показаться продолжением неба. Все зависит от воображения зрителя. И если предположить, что водоем - это небо, то можно увидеть девушек, сидящих на холме, за которым, скорее всего, протянулся густой лес...
Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.
А в 1904 году родилась дочь – Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.
Последнее лето художника
Несмотря на то что имя художника было известно, он был очень беден. В 1904 году работы молодого российского таланта получили положительные отзывы и признание немецких, французских критиков. Но, к сожалению, на благосостоянии семьи Мусатовых это никак не сказалось. В. А. Серов был очень настойчив и влиятелен, картины не покупались ни коллекционерами, ни Третьяковской галереей.
Постоянные боли в спине, отсутствие необходимых средств к существованию сподвигли художника на последний «подвиг» в его жизни. Он все свои силы вложил в эскизы, по просьбе бывшего преподавателя Поленова. Для их создания, Виктор с женой и дочерью провели целое лето 1905 года на даче Цветаевых, расположенной в Тарусе.
В августе этого же года, художник узнает о смерти жены своего друга, Надежды Станюкевич. Мусатов очень сильно переживал об этом. Под впечатлением всех этих событий молодой талант пишет свое последнее произведение «Реквием».
«Реквием»
На картине изображены женские фигуры, среди которых три раза подряд можно узнать образ Надежды Станюкевич.
Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Женщины прорисованы не очень четко, размыто, плоско, будто призраки на фоне старой зубриловской усадьбы. Призраки полны скорби и печали. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Картина говорит о том, что все в этом мире рано или поздно исчезает, уходит в потусторонний мир, и обратного хода нет. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Осенью, в октябре, молодой художник умер.
Посмертная выставка художника
После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году. Огромную помощь в этом ей оказали друзья и семья. На этой выставке были приобретены для Третьяковской галереи картины «Призраки», «Тополя и облака. Ветер», «Изумрудное ожерелье».
Также было куплено несколько этюдов из произведения «Реквием». С самой картиной Елена Владимировна не желала расставаться, брала ее везде с собой. Лишь только через несколько лет, боясь испортить произведение, она подарила его Третьяковской галерее.
«Призраки»
Картина «Призраки» является одним из меланхоличных произведений Мусатова.
На фоне Зубриловской усадьбы художник написал размытый образ девушки в белом. Пейзаж также немного размыт. В левой части произведения можно заметить чье-то летящее платье. Кажется, что художник прощался в этой картине с чем-то. Сам Борисов-Мусаев пояснял значение этой картины как окончание жизни дома помещика, говорил, что «все уходит в прошлое», как и удаляющиеся призрачные фигуры…
«Изумрудное ожерелье»
В «Изумрудном ожерелье» Борисов передал женские образы в прекрасных одеяниях, богатых декоративными элементами, на фоне зеленого сада.
Художник сам сравнивал эту картину с языческими понятиями. Женщины здесь подобно цветам, бутоны которых тянутся и раскрываются на солнце. Вдохновила живописца на создание этого произведения сама природа, обилие майских цветов, их пьянящий аромат, чарующий внешний вид.
«Тополя и облака. Ветер»
Произведение «Тополя и облака. Ветер» не столь широко известно общественности. На переднем плане холста можно увидеть фрагменты деревьев с развевающейся на ветру зеленой листвой. По небу плывут майские облака, кажется, вот-вот полетит тополиный пух… Чувствуется солнечное тепло, которое разливается по всей картине… Эта работа кажется простой и незатейливой, но в ней чувствуется душа художника, стремящаяся к прекрасному, вечному, доброму.
«Осенняя песня»
Третьяковской галереей была приобретена и картина Борисова-Мусатова «Осенняя песня».
На ней в золотых оттенках березовых листьев, сероватых тонах облаков передано освежающее дыхание осени. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима… А этот миг так прекрасен! Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас! А возможно, своей картиной "Осенняя песня" Борисов-Мусатов хотел сказать гораздо больше… Возможно, он имел ввиду, что нужно жить здесь и сейчас, не откладывая ничего на потом. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы?! Пока не пошел снег?! Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Мусатов четко знал то, что хотел сказать.
Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Картины же его – это прекрасные, будто из другого мира пейзажи, это романтические девушки, это поэзия, написанная красками. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. О нем говорили - «певец уходящих усадеб», живописец «зыбкого мира». Произведения просто завораживают своей красотой. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Картины художника Борисова-Мусатова, к сожалению, были оценены по достоинству только после смерти этого человека.
www.syl.ru
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович Картины биография Borisov-Musatov Viktor
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович, русский художник. Один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи. Родился в 1870 году в Саратове. Выходец из семьи железнодорожника. С 1890 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в петербургской Академии художеств у П.П. Чистякова в 1891-1893 годах, а также в студии Ф. Кормона в 1895-1898 в Париже. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 года — в Подольске и Тарусе.
Окно, 1886 год,Третьяковская галерея Розы и сережки, 1903,Художественный музей, Саратов Автопортрет с сестрой,1898, Русский музейИспытав влияние Пьера Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея).
Весна, 1901,Русский музей Девушка в желтой шали,1904, Третьяковская галерея Водоем, 1902,Третьяковская галереяГлавным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии).
Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка.
Венки васильков, 1905,Третьяковская галерея Одиночество, (Грусть) 1903,Историко-художественный музей, Серпухов Портрет Надежды ЮрьевныСтанюкович, 1903, Русский музейОт картины к картине («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902; «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает; в «Реквиеме» (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники».
Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба — 1905). Борисов-Мусатов тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-1905, все — Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре. Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет он Александру Бенуа в 1905 году из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности.
Цветы, 1902, Государственнаякартинная галерея Армении Дафнис и Хлоя, 1901,частное собрание Мотив без слов, 1900,Третьяковская галереяПоэтика усадебной жизни наполнена у Борисова-Мусатова (так же, как в литературе того времени — в произведениях А.П. Чехова, И.А. Бунина, А. Белого и др.) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. Ранняя смерть мастера усилила восприятие его образов как лирического реквиема, посвященного старой России. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию. Умер Борисов-Мусатов 26 октября 1905 в Тарусе. Источник статьи Энциклопедии Кирилла и Мефодия (km.ru).
Цветы на бумаге, 1894 год,Художественный музей, Саратов Две сидящие дамы,1899, Русский музей Девушка с агавой, 1897,Третьяковская галереяsmallbay.ru
Художник Мусатов. Мечта, преобразившая жизнь
Художник Мусатов. Мечта, преобразившая жизнь
14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем... Особое слово о Мусатове сказал Максимиллиан Волошин: "Есть художники, которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Даже не в лицо, а в определенное выражение лица, которое волнует и тревожит их неотвратимо... Их волнует отнюдь не красота, т.е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из "некрасивости" новую Красоту".
Именно такой и есть Борисов-Мусатов. Гений Серебряного века, он парадоксален, гармонично соединяя, казалось бы, несоединимое. Например, Мусатов один из первых русских живописцев, выразил и обьединил в своих картинах жизненную правду с символизмом — он создал особый реализм. Ему характерна страстная любовь к природе, к ее цветущему многобразию и мимолетности, стремление уловить и запечатлеть мгновение, но одновременно остро индивидуальное преломление природы в художественном выражении.
Потом, Мусатов по натуре своей был деятельным организатором и ярким лидером, идейным вдохновителем коллег по цеху. Но необычно, что в творчестве мы видим совсем другого человека — щемяще мечтательного, самоуглубленного, пронзительного, созерцательно-отрешенного. Что и породило легенду о необщительности, одиночестве, замкнутости художника.
С детства Мусатов жил с тяжелым физическим увечьем и много болел, но одновременно Мусатов — цельная мужественная личность огромной духовной силы, самоотвержения, дара беззаветно любить. В жизни крайне стесненный в средствах, но даже намеков этого настроения этого нет в его картинах, — они выше бренных предметов.
Смелое новаторство и экспериментирование в живописном языке, жажда нового в цвете и композиции сочеталась в нем с неприятием даже эстетическим окружающей действительности, вплоть до, казалось, ретроградного взгляда назад.. Ведь Мусатов опоэтизировал Россию 19-го, даже 18-го века — он ее буквально восстанавливал в жизни своей усадьбы. Но, парадоксально, его творческий язык и идеи повлияли и сформировали ярчайших художников-новаторов 20-го века — Петрова-Водкина, Сарьяна, представителей саратовской школы Павла Кузнецова, Уткина, Карева, Матюшина, их друзей Сапунова, Судейкина, Арапова.
Мусатов далеко не созерцательный мечтатель, убегающий в свой вымышленный мир от действительности. Он — провидец. Художник предчувствовал, как и Блок, надвигающиеся на Россию общественные катаклизмы, и старался защитить свою Родину возвышенной мечтой об Идеале. Преобразить действительность.
Не принимая опошление и огрубение нравов, духа стяжательства, Мусатов мечтает о Ренессансе в русском искусстве и обществе. Мусатов боготворит, возвышает своем творчестве женщину, он величайший поэт Женщины. К концу его краткой жизни из картин вообще исчезают мужские фигуры. В одухотворенном женском начале он видит спасение общества. Вопреки царившему тогда (да часто и теперь), мнению, что идеальные русские женщины остались в прошлом и что современная женщина суетна, потеряла спокойствие и благородную красоту,
Мусатов заявляет: "Ценю я такую женщину, к которой применимо выражение "она является охраной душ“. Я верю в русскую женщину. Надеюсь, что среди них есть души идеальные, и этой надеждой только и живу".
Мусатов с удивительной чуткостью умеет увидеть и выразить в окружающих его женщинах идеальный образ. Именно реальные дамы — сестра, жена — станут его музами. Их образы, лишенные обыденности и полные спокойной гармонии, населяют мусатовский мир.
Виктор Мусатов, Саратов, 1901
Также Мусатов настоятельно советует читать своим друзьям-художникам новый роман Мережковского "Смерть богов" и его перевод книги античного автора Лонга "Дафнис и Хлоя". Мережковский писал о том, что погибший мир богов Эллады с какой-то удивительной закономерностью является в эпоху Возрождения: "Как будто из народа в народ, из тысячелетия в тысячелетие братские голоса перекликаются и подают друг другу весть, что странники идут по одному пути, к одной цели, через все исторические перевалы, через все долины и горы". И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников.
Умирает он внезапно, и на самом пороге российской смуты 1905 года — за неделю до его смерти взбунтовавшиеся крестьяне разоряют имение князей Голициных-Прозоровских, где были написаны многие картины художника. Но уходя в Вечность, Мусатов оставляет после себя нам, потомкам, великую запечатленную красоту, свою правду и молитву об идеальной России. Он оставил свои мысли, продлил себя в последователях. ХХ-ый век русской живописи, век величайших колористов и мастеров немыслим без преемственности и от Мусатова.
Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. В жизни он был очень счастлив в своем ближайшем окружении, среди друзей, которые его понимали и ценили. Его жена Елена Владимировна, также человек искусства, была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Она помогала давать названия картинам. "Изумрудное ожерелье", "Призраки", "Парк погружается в тень", "Сон божества" — все эти названия были даны ею. По воспоминаниям сестры Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: "Елена Владимировна… любила живопись, но рисовала в другом жанре — предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу, или где-нибудь у реки, иногда писала портреты. В отношении к брату она очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству, и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений". Сама сестра художника, запечатленная на большинстве картин, дожила до 70-х, оставила ценные воспоминания. Также почти до современности, до 1991 года — дожила дочь художника Марианна. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений.
Отдельно надо сказать о дочери, которая оказала огромную помощь в запечатлении памяти об отце. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало. Девочку воспитывала мать. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода. Похоронив мать, юная Марианна отправилась в Петроград к давнему другу своего отца Владимиру Константиновичу Станюковичу, который помог молодой девушке начать самостоятельную жизнь. Впереди её ожидал долгий и нелегкий жизненный путь, ей предстояло пойти по стопам родителей, стать художницей, книжным графиком. В 1935 году Марианна мужественно разделила участь своего мужа "социально опасного элемента" С.Н. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. После ссылки вернулась в Москву. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г.Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д.Вайяна (1949.), "Ёлка в Сокольниках" А.Т. Кононова (1952), "Стихотворения" Т.Г. Шевченко (1955) и др. Последние годы жизни М.В. Борисова-Мусатова провела в Москве.
Ниже о жизни и творчестве Виктора Мусатова приводятся извлечения из замечательной книги авторства многолетнего исследователя творчества художника — искусствоведа Константина Шилова, сотрудника Радищевского музея на родине художника, в Саратове. Именно созданию книги К.Шилова о Мусатове много помогла дочь художника Марианна. Второе издание книги (2000) в серии "ЖЗЛ" посвящено ее памяти.
***
Борисов-Мусатов: "Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке".
"Он был трогателен, мил и сердечен", — вспоминал близко друживший с Борисовым-Мусатовым И. Грабарь.
"Был он болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, — писал М. Добужинский, — очень изысканно одевался и носил золотой браслет". "Тончайшим и нежным горбуном" назвал Борисова-Мусатова Андрей Белый.
"Он прожил свой недолгий век в мечтах — даже не о прошлом, а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты" — С.Маковский.
***
ДЕТСТВО. СТАНОВЛЕНИЕ
2/14 апреля 1870 года в губернском городе Саратове у железнодорожного служащего Эльпидифора Борисовича Мусатова и его жены Евдокии Гавриловны родился сын, названный Виктором. Этому мальчику, с рождением которого родители связывали много радужных надежд, суждено было стать одним из самых поэтичных и одухотворенных русских живописцев.
Среди факторов, оказавших влияние на сложение творческого облика Мусатова, на одном из первых мест — город, в котором он родился, вырос и получил свои самые ранние художнические впечатления. С Саратовом связана в той или иной мере почти вся короткая жизнь Мусатова.
Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Его окаймленные бульварами улицы спускаются к широкой, ослепительно сверкающей в солнечных лучах волжской глади. В окрестностях — рощи, буераки, заросшие дубом, липой, кленом, а под Вольском и Хвалынском, где бывал Мусатов ребенком, подростком и юношей — сосновые леса. За Волгой — выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. Чувствуется близость Востока, близость пустыни. Нередко в детские годы Мусатов видел медленно, плавно шествующих по городским улицам верблюдов, а на саратовском базаре встречал калмыков и киргизов, привозивших в город соль, баранину, рыбу.
Впечатления детства оказывают огромное влияние на формирование психики человека. И чем восприимчивее, тоньше натура будущего художника, тем сильнее действуют импульсы, полученные в ранние годы.
Недаром живопись художников-волжан, вошедших в русское искусство на грани века, — Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Петрова-Водкина, Уткина, Карева и Матюшина — так напоена солнечным светом, наполнена прозрачной синевой, недаром все они прежде всего колористы, то есть работают над цветом. И неважно, что Мусатов, в противоположность Петрову-Водкину, почти, никогда не писал Волгу. Голубые, серебристые, перламутровые отблески волжской воды, изумрудная зелень и охры ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розоватых облаков в ее зыбкой глади живут так или иначе во всех картинах Мусатова. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А.М. Федоpoв, писал впоследствии о картинах Мусатова: "И глядя на это синее молодое небо среди белых облаков, которые любил изображать Мусатов, мне вспоминается разлив Волги. Зеленый остров с долинами в лесу, белыми от ландышей, как будто облака упали с неба в траву и притаились там".
Пруд. Начало 1900-х. Этюд к картине Дафнис и Хлоя. Бумага, акварель
Семья Виктора Мусатова в пору его детства была дружной и простой. Дед его с отцовской стороны, Борис Александрович Мусатов, сильный, крепкий человек, доживший до девяноста пяти лет, был в свое время крепостным, но крепостным зажиточным и в известной степени привилегированным. Он владел водяной мельницей в селе Хмелевке, расположенном на Волге неподалеку от Саратова. Его имя, гордясь им, художник впоследствии присоединил к своей родовой фамилии — отсюда двойная фамилия.
Борис Александрович имел четырех сыновей. Эльпидифор, отец Мусатова, был в юности камердинером помещика Саратовской губернии А.А. Шахматова, путешествовал со своим барином, жил вместе с ним в Париже. В 1861 году, после освобождения от крепостной зависимости, он записался в мещане уездного города Кузнецка, но поселился в Саратове.
Эльпидифор Бористович Мусатов
До двадцати двух лет неграмотный, но, очевидно, очень способный, Эльпидифор Мусатов в короткий срок приобрел знания, достаточные для того, чтобы поступить мелким чиновником в управление строившейся железной дороги Саратов — Тамбов; через несколько лет он числился уже бухгалтером. Человек он был по натуре мягкий и тихий.
Евдокия Гавриловна Мусатова
Зато деятельной и энергичной была его молодая жена Евдокия Гавриловна Коноплева, дочь владельца живописной и переплетной мастерской в городе Гжатске. Хорошая рукодельница, вышивальщица с большим вкусом, она была женщиной аккуратной и трудолюбивой, не терявшейся перед житейскими трудностями и, главное, до самозабвения преданной своей семье — мужу, сыну и двум маленьким дочерям, Агриппине и Елене.
В 1873 году с Виктором Мусатовым произошел несчастный случай. Резвый, подвижной мальчик повредил себе спину, упав со скамейки. этот ушиб вызвал хронический воспалительный процесс в позвоночнике. Родители болезненно переживали постигшее его несчастье. Они сделали все от них зависящее, чтобы добиться его излечения. Но ни в Москве, ни в Петербурге, куда отец возил мальчика, ничем не смогли помочь, и Виктор остался "с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем", — по словам одного из его биографов.
Болезнь и увечье оказали известное влияние на моральное состояние, на формирование характера мальчика. Некоторые черты его внутреннего облика — мечтательность, сосредоточенность, самоуглубленность — уже в детские годы развились, конечно, как следствие болезни. Однако общительности, умения преданно дружить, всегдашней готовности помочь людям, да и попросту постоянно проявлявшейся, несмотря на болезнь, жизнерадостности художник не утратил. Таким он был и в детстве — сосредоточенный маленький философ и вместе с тем общительный и живой ребенок, жадно впитывающий в себя "все впечатления бытия".
Итак, Виктор рос, окруженный заботами любящей семьи, в купленном отцом вскоре после его рождения маленьком одноэтажном доме, выходившем на заросшую густой лебедой площадь с громким названием "Плац-парад".
Венок васильков. 1905. Этюд. Государственная Третьяковская галерея, Москва
За домом находился сад, бывший для мальчика неисчерпаемым источником радости. Впоследствии этот сад станет на много лет основным местом писания пленарных этюдов, материалом для мусатовских композиций. А пока что будущий живописец с увлечением ухаживает за цветами и фруктовыми деревьями — родные называют его садоводом. Эту любовь к цветам, цветущим деревьям, ко всяческим, и простым, и экзотическим, растениям Мусатов пронесет через всю свою жизнь и воплотит ее во всех своих произведениях.
Окно. 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
УВЛЕЧЕНИЕ ЖИВОПИСЬЮ
Одновременно проявилось и другое, еще более упорное, пристрастие мальчика. Примерно в шестилетнем возрасте он начал рисовать. Отец охотно покупал Виктору карандаши и акварельные краски. В девять лет мальчик в день именин отца преподносит ему свою первую "картину", и Эльпидифор Борисович вставляет ее в рамку и бережно вешает на стену.
Осенью, 1881 года Виктор поступает во второй класс саратовского реального училища. Основными предметами в училище считались математика, естественные науки, а также черчение и рисование.
Рисование в училище преподавал вначале "смирный старик" Федор Андреевич Васильев. Обратив внимание на одаренного мальчика, он стал уделять Мусатову несравнимо больше внимания, чем остальным ученикам, и, говоря о будущем, советовал Виктору после окончания шести классов поступить в Академию художеств. Художник старого толка, Васильев поощрял, естественно, одну особенность "манеры" Мусатова тех лет — необычайную тщательность и аккуратность рисунка.
Мальчик проучился у Васильева две зимы, а осенью 1883 года произошло событие, оказавшее большое влияние на все будущее Мусатова. Старого директора сменили, а новый завел новые порядки, пригласил новых педагогов, в том числе и только что окончившего Академию художеств Василия Васильевича Коновалова, совсем еще молодого — двадцатилетнего.
Василий Васильевич Коновалов
Коновалов внес живую струю не только в преподавание рисования в реальном училище, но и во всю атмосферу художественной саратовской провинции. Полный еще впечатлений академических лет, посетитель и восторженный поклонник передвижных выставок, Коновалов покорил сердца всех саратовских подростков и юношей, увлекавшихся искусством, и, в первую очередь, своего ученика по реальному училищу Мусатова. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. Будучи "по совместительству" библиотекарем реального училища, обладавшего неплохим собранием книг, он стал руководить и чтением Мусатова, снабжая его книгами но искусству.
Постепенно все больше и больше увлекаясь рисованием и первыми живописными опытами, Виктор совершенно запустил занятия остальными предметами. Особенно хромали математика и немецкий язык. Наконец, в 1884 году, прекрасно понимая, что путь талантливого мальчика уже предопределен, Коновалов уговорил родителей Мусатова разрешить ему покинуть училище, чтобы целиком посвятить себя живописи.
Виктор Мусатов, 1892-1894
В Саратове в те годы не было еще художественной школы, и воспитание будущего живописца целиком взял на себя Коновалов.
***
РОМАНТИКА РУССКОЙ УСАДЬБЫ
Скоро Мусатов превратился из хорошего рисующего подростка в юношу с ясно осознанным стремлением стать живописцем. Художнику была нужна натура, прежде всего терпеливая женщина. К счастью, эту роль смолоду исполняла его сестра Елена. А потом он женился на девушке по имени Елена, и этих двух Елен можно видеть почти на всех его картинах.
Портрет сестры, Е.Э. Борисовой-Мусатовой (1883-1974), 1900
Мусатова не влекут психологические черты, не нужны подробности пейзажа, ему важно дать почувствовать, что жизнь среди природы, в усадьбах столь же прекрасна, сколь и быстротечна.
Почувствовав, что рисунок — не самая его сильная сторона, Мусатов меньше уделяет внимания четким линиям, точности мелких деталей, и на первое место выходит цвет, гамма, колорит, подчиненные музыкальному ритму.
Весна, 1898-1901. Холст темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
К счастью, и там, в саратовской усадьбе Зубриловка, и здесь его сестра позирует ему, а жена музицирует. С веранды доносится тихая, приглушенная музыка — и рождается колорит бледно-зеленых, бледно-голубых, сиреневых, серовато-жемчужных тонов.
Плавные, "музыкальные" ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, "тающей" легкости мазка.
Сон божества, 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года
Поэтический склад его души и красота родной природы создали особый стиль картин, отличающихся трогательной нежностью и грустью. Основная тема Борисова-Мусатова — ностальгия по уходящему дворянскому быту, романтика старинной русской усадьбы, домиков с мезонинами и деревянными колоннами, заброшенных парков и заросших прудов.
Счастливым стал для художника день, когда его знакомая подарила ему целый сундук старинных платьев, юбок с кринолинами, шалей, кружев и т.п. Стало легче воплощать свои видения, мечтания о прошлом.
Борисов-Мусатов, как и Блок, ощущал не просто время, но и его будущую жестокость, агрессивность. Он хотел жить тем, что дорого,
— образами тургеневских девушек, Татьяной Лариной, ими он грезил, они стали его героинями. А действие он переносил не только в XIX век, но и дальше, вглубь, к XVIII веку.
Весенняя сказка. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть
Летняя мелодия. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески изх цикла Времена года. Бумага, акварель, тушь, кисть, карандаш. Частное собрание
Осенний вечер. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть
При жизни критики направляли в художника острые, ядовитые стрелы. Прянишников произнес приговор: "Переборщил", а другой припечатал: "Все это отсебятина".
Но Мусатов умел их не слушать. Он вообще любил тишину. Его картины напоминают старинные фрески. А еще — гобелены.
Гобелен, 1901. Холст, темпера. Государственная Третьяковская Галерея
Чувствуя, что мир теряет гармонию, художник спешит ее запечатлеть. Об этом говорят и названия картин: "Гармония" (1900), "Гобелен" (1901), "Осенние мотивы".
В "Гобелене" приглушенные созвучия, в "Реквиеме" — осенние краски, а в картине "Призраки" человеческие фигуры проходят словно сгустки белого тумана, загадочные и отрешенные.
Призраки, 1903. Холст, темпера, 177х216 см. Государственная Третьяковская Галерея
"Изумрудное ожерелье" полно жажды жизни, ликования. Восемь женщин, одна за другой в парке, они то ли стоят, то ли идут, но какая устойчивость, уверенность в такой фронтальной композиции, а в красках — сколько нежности, гармонии, покоя! Такими картинами можно лечить неустойчивую психику современного человека.
Изумрудное ожерелье. 1903-1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В дневниках Мусатова есть запись:
"Мои помыслы — краски, мои краски — напевы". И еще: "Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке"
***
ЛЮБОВЬ
Но однажды случилось так, что краски зазвучали с бетховенской страстью. Это было, когда он писал "Водоем" и когда понял, что безвозвратно влюблен в супругу своего товарища — Надежду Юрьевну Станюкович.
Ее похвала, вырвавшийся из ее груди восторг при виде картины "Водоем" были сильнее, чем какие-либо статьи критиков, это подействовало, как бокал шампанского. Да и сама она — как шампанское: весела, энергична, увлекательна, в глазах — искорки, способные зажечь окружающих. Ее смех, ее интерес к живописи, музыке, ее деятельное отношение к людям ("Вам помочь? .. Может быть, привезти краски из Парижа?").
Водоем, 1902. Холст, темпера. Государственная Третьяковская Галерея
А "Водоем" он писал для нее, и она его приобрела. Сочные, "активные" краски, оригинальная композиция: круглый водоем — и две женщины, беседующие на берегу, но в водоеме ярко отражаются голубизна неба и белые облака. Вода написана с более высокой точки, а дамы — с более низкой. Синее платье гармонирует с голубизной неба, а белые облака — с белой кружевной накидкой дамы, стоящей боком.
***
ТАРУСА
Борисов-Мусатов приехал в Тарусу весной 1905 года по приглашению искусствоведа И.В. Цветаева и поселился вместе с семьей на снимаемой Цветаевым даче "Песочная". Тарусский период был очень плодотворным в творчестве художника. Здесь были созданы акварели "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Сон божества", пейзаж "На балконе. Таруса", этюды к "Венкам васильков", картины "Осенняя песнь", "Куст орешника", "Реквием" — наиболее крупные произведения в творческой биографии художника.
В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи, написаны они нежными, тающими красками и с большой силой обобщения. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника...
Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В.К. Станюкович. Вместе с ним на фронт, для работы в военно-полевом госпитале, уехала его жена, Надежда Юрьевна, но, не вынеся крайнего нервного напряжения, заболела, вернулась в Москву. Положение ее стало ухудшаться. Мусатов героически боролся за жизнь больной. "Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали. Но ничто не помогало... Больная узнавала только В.Э. и успокаивалась при нем..." 21 августа 1905 года Н. IO. Станюкович скончалась.
Сразу же после похорон Мусатов возвращается в Тарусу. Он потрясен случившимся. "Меня поразил болезненный, измученный вид брата,— пишет Борисова-Мусатова,— да и вообще перемена в лице была очень заметна". Несмотря на подавленное состояние и присоединившуюся к нему сильную простуду, Мусатов берется за новую большую работу. Он хочет создать картину, посвященную памяти своего друга, — "Реквием" по умершей. 15 сентября он пишет М.Е. Букинику:
"Ведь для меня она не умерла, потому что я художник. Нет, она даже живет теперь как-то ярче. И я ее напишу еще так, чтобы она навсегда не умерла и для него [В.К. Станюковича]".
Эта картина — лебединая песнь Борисова-Мусатова, его самое совершенное и высокое творение.
Реквием. 1905. Бумага на картоне, акварель, черный карандаш, сангина. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На этой картине изображены дамы в старинных туалетах, медленно проходящие перед дворцом. В центре группы, несколько особняком, — женщина в платье, которое выделяется своей белизной даже среди светлых прозрачных одеяний остальных. Она резким движением оборачивается назад, нарушая плавный ритм шествия, приковывая к себе взгляд зрителя. Черты ее лица — черты Надежды Юрьевны Станюкович. С тяжелыми локонами, с застывшим взглядом, отрешенная от всех земных треволнений, почти тень живой женщины.
Этот прекрасный, светлый и печальный женский образ присутствует здесь как воспоминание о безвременно ушедшей навеки. Он вызывает не только чувство скорби и нежности, но и философские размышления о жизни.
Слева — высокая дама с обнаженными плечами и веером в опущенных руках. Она напоминает одну из женщин "Осеннего вечера", но ее выражение и жест смягчены, полны теплого сердечного чувства. Моделью для нее служила жена Мусатова. Остальные действующие лица играют роль равнодушных зрительниц и лишены, по сути, психологических характеристик. Они необходимы для создания ритмичной, декоративной композиции.
Все продумано и гармонично: теплые тона — желтоватые и розовые ритмично чередуются с холодными — голубыми и синими. На втором плане — зеленовато-голубые купы деревьев — это не реальный парк, хотя в таинственном доме и портике можно узнать зубриловский дворец. Но он был не таким в действительности — на картине он словно встает в торжественном воспоминании".
Ни в одной из его работ еще не выражались с такой силой самые сокровенные чувства: страстная жажда прекрасного в жизни и связанные с этим скорбь и надежда. Окружающая действительность, события личной жизни художника — все, казалось, стремилось отнять у него веру в возможность осуществления идеалов высоких и светлых. А он все-таки верил. И в этом проявлялась его большая душевная стойкость.
"Реквием" не был вполне закончен. Так же как "Реквием" Моцарта, он стал реквиемом самому художнику.
Владимир Станюкович через годы скажет о своем друге: "Я всегда думал, что
„Реквием“ — одно из чудес, одна из вершин искусства. В этом создании Мусатов поднялся на недосягаемую ступень религиозного искусства. Что же это как не доведение собственной жизни до религии?.."
***
ТАРУССКИЕ ПЕЙЗАЖИ
Однако этой картиной не исчерпывается творчество Мусатова последних месяцев его жизни. Во все времена — и в годы становления художника, и в пору творческой зрелости — притягивала его к себе природа. И теперь, когда на душе у Мусатова было особенно тревожно, он находит успокоение и радость в работе над пейзажем. Уже говорилось о том значении, какое придавал Мусатов пейзажу в картинах, об огромном количестве пейзажных этюдов, положенных в основу всех его произведений.
Среди последних работ Мусатова — три пейзажа, написанных в сентябре — октябре 1905 года. Все чувства художника обострены, он наедине с природой, и чистая ее красота находит в его пейзажах такое же чистое, предельно искреннее воплощение. Живописец-поэт, видящий в красках сильнейшее средство эмоционального воздействия, Мусатов следует в этих работах традициям русского пейзажа настроения. Мусатов ищет в природе эквиваленты своим переживаниям. В каждом его пейзаже природа как бы растворяется в чувстве художника.
Все три пейзажа созданы в одном месте, возле его дома, там, где между березами видна Ока и лес на дальнем ее берегу. Но, написанные почти с одного и того же места, они сильно отличаются друг от друга.
На балконе. Таруса. 1905/ Бумага, акварель, черный карандаш. Государственная Третьяковская галерея
В акварели "На балконе. Таруса" преобладают бледно-алые, золотистые тона листвы окружающих балкон деревьев, листьев, засыпающих пол балкона. Лишь на втором плане, вдали, небольшой просвет между желтеющими кронами берез, просвет открывающий взгляду зрителя гладь Оки и серое небо, но эти возникающие из-за полупрозрачной стены осенней листвы дали занимают столь незначительное место в композиции картины, что доминирующим остается ощущение замкнутости пространства.
В большой пастели "Куст орешника", самом гармоничном из всех пейзажей Мусатова, больше пространства, воздуха, больше холодного осеннего неба с медленно плывущими облаками. Писал он этот пейзаж с балкона дома в Песочном.
Куст орешника. 1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сюжет очень прост. На переднем плане — куст орешника. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Дальше — порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. Небо видится художнику сквозь тончайшее кружево листвы, голубая полоска реки и желто-зеленый ее берег лишь слегка выступают между расположенными справа и слева деревьями. Внимание зрителя привлекает прежде всего чистая, без примесей, желтизна куста орешника, от которого пейзаж получил свое название. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). На фоне бледно-голубого неба и прозрачного кружева изогнутых ветвей, одетых нежной зеленью листвы, золотой "букет" сережек орешника кажется сгустком света, как бы похищенного у солнца. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов.
При взгляде на "Куст орешника" невольно вспоминается написанное ровно за месяц до пейзажа Мусатова стихотворение Валерия Брюсова "Ранняя осень":
- Ранняя осень любви умирающей.Тайно люблю золотые цветаОсени ранней, любви умирающей.Ветви прорваны, аллея пуста,В сини бледнеющей, веющей, тающейСтранная тишь, красота, чистота...
Это произведение — одно из самых поэтических у Борисова-Мусатова изображений природы. Создание его не было чем-то случайным в творчестве художника. Искусство художника было светлым в самой своей сущности.
Пейзаж "Осенняя песнь" является как бы заключительным аккордом этой краткой живописной сюиты. Композиция его чрезвычайно проста. Художник смотрит с высокого берега Оки на желтые кроны берез, образующих справа и слева кулисы. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Четкие горизонтали стволов контрастируют с мягкими плавными линиями опущенных, как бы усталых ветвей, создавая удивительный декоративный эффект. Замыкает композицию, придавая ей законченность, треугольник журавлиной стаи, черная цепочка, как бы прочерченная пером.
Осенняя песнь. 1905. Бумага, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник Михаил Нестеров, восхищенный "Осенней песнью" Мусатова, скажет: "Такая картина цены не знает. Это Божьей рукой написано!"
Мусатов пишет осенние пейзажи и размышляет в письмах друзьям о поиске в живописи "бесконечной мелодии". В начале октября Мусатовым было написано письмо Бенуа, одно из последних его писем. В нем он говорил о своем восприятии жизни, природы, событий.
"...Теперь я сижу в Тарусе. В глуши. На пустынном берегу Оки. И отрезан от всего мира. Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов. Уже давно я слышал крик журавлей. Они пролетели куда-то на юг, бесконечными рядами в виде треугольников. Крик их наполнил эти леса мелодией грусти старинной, которую я когда-то знал. Крик их замер, и только белка рыжая нарушает кружевные сновидения березовых рощ. Вы думаете, я скучаю. Нет. У меня времени не хватает каждый день. Хоть я сижу дома... Я создал себе свою жизнь. Как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения. Какие-то слухи долетают до меня. Какие-то дороги забастовали. Какие-то надежды, какие-то ужасы. Нет ни писем, ни газет. Одни догадки... Одни слухи... Как странно. Давно ли я был в Москве, в столице Российской империи и скоро вновь буду в ней, но уже в столице Российской республики. Как в сказке. Заснул. Проснулся. Прошло мгновение ока. А между тем уже сто лет пролетело. Повсюду жизнь. Повсюду свободные граждане..."
Гуляя и любуясь окрестными пейзажами, он как-то раз в шутку сказал, что хотел бы быть похоронен здесь, на берегу Оки. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. В.Э. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. В 1911 году на его могиле было установлено надгробие, созданное его другом известным скульптором А.Т. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная фигура мальчика-подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить. На торцевой стороне постамента надпись "1870-1905", спереди постамента надпись "Борисов-Мусатов" и изображение православного креста.
***
***
Использованные источники: 1, 2, 3, 4, 5
Константин Шилов. Борисов-Мусатов. М.: Молодая гвардия, 2000. (Серия “Жизнь замечательных людей”)
rossiyanavsegda.ru
Символист Виктор Борисов-Мусатов: vakin
«Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке»Виктор Борисов-Мусатов"Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики"Андрей Белый«Одиночество» или На балконе. Пастель. Серпуховский художественно-исторический музей, СерпуховВесна. 1898-1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Прогулка при закате. 1903. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Летняя мелодия. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески изх цикла Времена года. Бумага, акварель, тушь, кисть, карандаш. Частное собрание
Весенняя сказка. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть.
Осенний вечер. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть.
Гобелен. 1901. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Автопортрет с сестрой. 1898. Холст, масло, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Венок васильков. 1905. Этюд. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Капуста. 1893. Этюд. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Майские цветы. 1894. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Прогулка. 1901. Картон, темпера. Одесский художественный музей, Одесса
Мотив без слов. 1900. Бумага на картоне, акварель, пастель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В ожидании гостей. 1894. Бумага, тушь, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Волга. Нижний Новгород. 1894. Бумага, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Отблеск заката. 1904. Холст, темпера. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород
Усадьба. 1902. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко, Краснодар
Сидящая женщина. 1899. Этюд к картине Гармония. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского, Воронеж
Окно. 1886. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дама в саду. 1903
Пруд. Начало 1900-х. Этюд к картине Дафнис и Хлоя. Бумага, акварель
На балконе в Тарусе. 1905
Куст орешника. 1905. Бумага, акварель, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва
"Дама в голубом" 1904
Девушка в ожерелье. 1904. Этюд к картине Изумрудное ожерелье. Холст, масло. Частное собрание
Женщина в голубом. 1905. Бумага, пастель. Национальная галерея Армении, Ереван
Портрет дамы. 1902. Холст, акварель, пастель, гуашь. Частное собрание
Осенний мотив. 1901. Холст, масло. Киевский государственный музей русского искусства, Киев
Кавалер, читающий стихи. 1899. Этюд к картине Гармония. Холст, темпера. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Терраса. 1903. Частное собрание
Мальчик с собакой. 1895. Холст, масло. Харьковский государственный музей изобразительных искусств, Харьков
У реки. 1894. Этюд. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки, Курск
Дерево. Этюд. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Спящая девушка. 1890-е. Бумага цветная, пастель. Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань
Дама у гобелена (Портрети Н.Ю.Станюкович). 1903. Бумага, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Надежды Юрьевны Станюкович. 1903. Этюд к неоконченному портрету из ГРМ. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Девушка с агавой. 1897. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Гармония. 1900. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Девушка в желтой шали. 1903-1904. Этюд к картине Изумрудное ожерелье. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Осенний мотив. 1899. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
За вышиванием. 1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Капуста и ветлы. 1894. Холст на картоне, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.
Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская
Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова, сестра художника
Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова
Праздник зеленого маскарада. Фотография
Праздник зеленого маскарада. Фотография, раскрашенная Борисовым-Мусатовым
Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская
Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская
Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография
Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография
Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская
Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография
<Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография
Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович
Натурщицы в старинных костюмах. Фотография
Последние месяцы своей жизни художник провел в Тарусе по приглашению искусствоведа И.В. Цветаева, где поселился вместе с семьей на снимаемой Цветаевым даче "Песочная".
Гуляя и любуясь окрестными пейзажами, он как-то раз в шутку сказал, что хотел бы быть похоронен здесь, на берегу Оки. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. В.Э. Борисов - Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы.
В 1911 году на его могиле было установлено надгробие, созданное его другом известным скульптором А.Т. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная фигура мальчика – подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить. На торцевой стороне постамента надпись "1870 - 1905", спереди постамента надпись "Борисов - Мусатов" и изображение православного креста.
Источник - eldisblog.com
А также мой пост
vakin.livejournal.com
Виктор Борисов-Мусатов. Биография и картины. Художники импрессионисты
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 1853-1902 г. Русский художник-импрессионист. Биография и картины.
Родился 2 апреля 1870 года в Саратове. Интерес к рисованию мальчик стал проявлять в самом раннем возрасте. Серьезное влияние на формирование характера Виктора оказала трагедия, которая произошла в детстве. Мальчик упал со скамейки и получил серьезную травму, сказывавшуюся на его здоровье в течение всей жизни. Вероятно, именно с этим связана некоторая замкнутость и мечтательность, присущая Борисову-Мусатову.
В 1884 году Виктор поступает в реальное училище в Саратове. Учителя замечают незаурядные художественные способности юноши. Первые навыки рисунка он получает от В.В. Коновалова, преподавателя училища. Одной из ранних картин художника, написанных в эти годы, стало полотно «Окно». Оставив училище, Борисов-Мусатов начинает всерьез заниматься живописью.
Борисов-Мусатов поступает на занятия в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а позднее – в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Параллельно начинающий художник пополняет свои знания, посещая мастерскую П.П. Чистякова. В 1885 году Борисов-Мусатов отправляется в Париж. Эта поездка стала важным событием в его жизни. Он изучал достижения французского искусства, знакомился с работами французских мастеров, занимался в мастерской Ф. Кормона.
Здесь же, во Франции, Борисов-Мусатов особенно увлекся идеями импрессионизма. Это отразилось на картине «Автопортрет с сестрой», написанной в 1898 году. В ней реальный мир изображен как воспоминание о прошлом. В полотне отразилось и стремление к использованию сине-зеленого колорита и вообще некоторой декоративности.
В 1901 году художник пишет картину «Весна», с которой начался новый этап в его творчестве. Это полотно акцентирует внимание зрителя не на каком-либо действии, а на цвете, музыкальности линий. Главное достоинство этой работы – совершенная гармония. В 1902 году Борисов-Мусатов создает работу «Водоем», которая становится вершиной его творчества.
В 1903 году Борисов-Мусатов женился на Елене Александровой. Эта женщина занимала важное место в жизни художника, ее он нередко изображал на своих полотнах. В 1904 году Борисов-Мусатов с семьей перебирается в Подольск. С этого момента он становится активным участником художественной жизни, сходится с литераторами-символистами, общается с молодыми художниками. Борисов-Мусатов продолжает активно заниматься и творческой работой. Свое последнее произведение «Реквием» он пишет в 1905 году.
Художник умер 26 октября 1905 года в Тарусе.
www.hudojnik-impressionist.ru
Красивая эпоха: 5 самых известных картин Борисова-Мусатова
26 октября 1905 года ушёл из жизни талантливый русский живописец Виктор Борисов-Мусатов.
Художник создал свой неповторимый волнительный мир, в котором тесно переплелись реальность и фантазия. Его называли певцом "уходящих усадеб" и живописцем "зыбкого мира старых теней". Основными героями его картин стали молодые женщины, одетые в нарочно сшитые по старинной моде середины XIX века платья, на фоне пустынных барских усадеб, печально и одиноко смотрящие вдаль. Пронизывающие картины элегические мотивы, неопределённость изображаемого времени, зыбкие полунамёки и оставляемая зрителю возможность догадки, создают то прекрасное и романтическое состояние безвременья, в котором творили символисты Серебряного века. Сам Борисов-Мусатов не раз отвечал на вопросы любопытствующих, что же за эпоха изображена у него: "Да никакая это эпоха! Это, знаете ли, просто красивая эпоха".
Помимо прекрасной мечты об идеальном мире, движимом гармонией и красотой, в работах Борисова-Мусатова можно прочитать и предзнаменования грядущего. Полные тонкого лиризма и неясной тревоги, эти холодные, выполненные в зелёно-синей гамме, "текучие" работы, отлично отражают свой век, обнажая тоску по близящемуся концу целой эпохи, смятение и неуверенность в будущем. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии.Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова - такие, как "Майские цветы" (1894), "Агава" (1897), "Гобелен" (темпера, 1901), "Водоём" (1902), "Изумрудное ожерелье" (темпера, 1903-04), "Куст орешника" (пастель, 1905), "Осенняя песнь" (1905), "Балкон осенью" (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства.
Жизнь Борисова-Мусатова была, к сожалению, недолгой: он умер всего лишь в 35 лет. После несчастного случая (в трёхлетнем возрасте мальчик, упав со скамейки, получил тяжёлую травму позвоночника, после чего у него стал расти горб) проблемы со здоровьем преследовали его всю жизнь.
Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. Фамилию Борисов он присоединил к своей родовой в память о своём любимом деде Борисе Мусатове, оказавшим на него большое влияние. В школьные годы Борисов-Мусатов, который впервые начал рисовать с шести лет, изучал изобразительное искусство в студии Саратовского общества изящных искусств. Одна из ранних работ тех лет - "Окно" - сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее. Затем молодой человек поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургскую Академию художеств, где его учителем был знаменитый художник, мастер исторической живописи Павел Петрович Чистяков. В годы обучения в Москве Борисов-Мусатов встретил свою будущую спутницу жизни, художницу Елену Владимировну Александрову-Сковороду. С осени 1895 года он обучался в студии Ф. Кормона в Париже, среди учеников последнего - Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент ван Гог, Эжен Бош. В начале 1900-х художник сблизился с творческим объединением "Мир искусства", члены которого – такие, как художник А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, театральный деятель С. П. Дягилев - считали приоритетным эстетическое начало и выражение личности автора в искусстве и стремились к модерну и символизму. Те же искания живо затрагивали и Мусатова.
Большую часть ранних произведений художника составляли пейзажные этюды, но с середины 1890-х годов художника всё больше привлекает изображение человека, особенно женщины. Его героини - совсем не красавицы, неизменно задумчивые, печальные и одинокие, отвлечённо изображённые на фоне затаённых уголков парков и усадеб, словно заблудшие призраки в потустороннем царстве сна. У Борисова-Мусатова было несколько вдохновлявших его моделей: его сестра Елена, его жена Елена Александрова-Сковорода, друг семьи Надежда Станюкович. Эти реальные женщины в творчестве живописца приобретают некий идеальный неземной облик, становятся воплощением неуловимой "Вечной Женственности".
Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы "Гобелен" (1901), "Водоём"(1902), "Прогулка при закате" (1903), "Призраки" (1903), "Сон божества" (1904-1905). Эта усадьба князей Голицыных-Прозоровских известна тем, что с ней связаны биографии многих русских талантов: И. А. Крылова, Г. С. Голицына, Г.Р. Державина, гостивших и проживавших там. К сожалению, Зубриловка стала одной из первых жертв обозлённых крестьян в ходе волнений 1905 года, и сейчас имение практически погибло.
В 1903 году художник женился на своей подруге и музе Елене Александровой-Сковороде, а в декабре 1904 года в семье родилась дочь Марианна. Вместе с семьёй Мусатов перебрался в Подольск, тесно сойдясь с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала "Весы". Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Его работы отправились на выставки в несколько городов Германии, затем в Париж, вызвав множество благоприятных откликов критиков. В 1905 году семья Мусатовых переехала на дачу Цветаевых в Тарусе, где талантливый мастер много гулял по лесам, зарисовывал осеннюю природу, но в октябре неожиданно и скоропостижно скончался. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. Его последней картиной символично стала картина "Реквием".
После смерти мужа Елена Александрова при поддержке друзей семьи организовала посмертную выставку Борисова-Мусатова, не совсем оценённого при жизни. На ней Третьяковская галерея приобрела картины "Призраки", "Изумрудное ожерелье", этюд "Осенняя песнь", "Ветер" и несколько этюдов к "Реквиему". Сам "Реквием" Елена Владимировна отказалась продать, везде возила его с собой в специальном чемоданчике. Лишь через несколько лет, когда работа едва не погибла во время шторма при плавании по Черному морю, она, борясь за сохранность работы, передала "Реквием" в дар Третьяковской галерее.
При жизни этот маленький, чудаковатый, сгорбленный человек, которого друзья за глаза ласково называли "горбунчиком", одетый, тем не менее, всегда с французским шиком, радовал окружающих своим солнечным настроением, жизнелюбием, бодростью и энергией, светлым видением жизни. Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей. Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться. Тем не менее, за свою недолгую жизнь Виктор Борисов-Мусатов создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен.
1. "Автопортрет с сестрой" (1898)
С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. Именно в ней впервые обнаружилось стремление художника представить реальный мир как напоминание о мире прошлого: специально для картины мать художника сшила сестре Елене белое платье по моде 40-х годов 19 века. Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры. Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией. Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат "Кодак". Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы.
Этот двойной портрет стал началом выражения общей концепции творчества Борисова-Мусатова, о которой он говорил: "Когда меня пугает жизнь, я ухожу в искусство и кажется мне, что я на необитаемом острове и никакой действительности не существует". Полотно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Наведите курсор на изображение
Автор: wikipedia.org
2. "Весна" (1898—1901)
Эта картина, так же одна из хорошо узнаваемых в творчестве художника, продолжает начатую им линию – изображение с полным отсутствием повествовательности. На картине изображена девушка, прогуливающаяся по саду. Отвернувшись от нас, она созерцает расцветающую природу. Небольшими мазками, изменяющими направление, передано общее лирическое настроение поэтической грусти и мечта художника об одухотворённой наполненности жизни. Полотно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Наведите курсор на изображение
Автор: wikipedia.org
3. "Водоём" (1902)
В творчестве любого художника есть "краеугольные" работы, словно являющиеся центром притяжения всего художественного дискурса. Именно такой работой у Мусатова является "Водоём". Встреченная с восторгом публикой, не несущая никакого конкретного действия, но невероятно эмоциональная картина стала свежей струёй в художественной жизни. На картине изображен небольшой купальный бассейн в Зубриловке, чаша которого в те времена была устроена так, что с утра до вечера освещалась солнцем. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье), и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. И эта тихая гладь, и мечтательные, неподвижные, не разговаривающие между собой женщины – всё словно заворожено смутной и безмолвной тайной бытия. "Водоём" стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Наведите курсор на изображение
Автор: wikipedia.org
4. "Призраки" (1903)
Одна из наиболее меланхоличных картин Борисова-Мусатова, пронизанная общим элегическим настроением его работ, но несколько в большей степени. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом. Так же размыт пейзаж. В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья. В картине чувствуется некое прощальное настроение, взгляд на мир сквозь полупрозрачную дымку. Как вспоминала Елена Мусатова: "Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, всё гармонировало с тёемным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину - "Призраки"… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома - "всё уходило в прошлое", как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин". Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Наведите курсор на изображение
Автор: wikipedia.org
5. "Реквием" (1905)
В августе 1905 года скончалась Надежда Станюкович, друг семьи, одна из муз художника, часто изображаемых в его картинах, близкий по духу человек. Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой "Реквием". Среди женских фигур на фоне торжественно вознесённой архитектуры, в которой узнаются зубриловские постройки, трижды возникает облик Надежды. Фигуры несколько размыты и призрачны, светопись приглушена, словно показывается медленное перемещение в потусторонний мир. Также на картине изображены образы жены и сестры. Символично, но "Реквием" стал реквиемом не только по Н. Станюкевич и прекрасному прошлому, но и по самому художнику. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Наведите курсор на изображение
Автор: wikipedia.org
maxpark.com