Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский. Картина хованщина
Стрелецкий бунт (хованщина) в начале правления Петра I
Боярская дума, лично заинтересованная в том, чтобы выбранный ею царь оказался лояльным, долго пыталась принять окончательное решение о том, кто будет править государством. Несмотря на старшинство, Иван был очень болезненным ребенком, что в конечном итоге склонило выбор в пользу Петра, и 27 апреля 1682 года — когда его брат Фёдор Алексеевич умер — Пётр был провозглашён царём.
Естественно, Милославские не были готовы упустить власть, поэтому царевна Софья и её сподвижники решили воспользоваться недовольством среди стрельцов, чтобы качнуть чашу весов в борьбе за трон в свою пользу. Князья Голицын и Хованский, не желавшие возвышения клана Нарышкиных — примкнули к Софье в её борьбе.
Эмиссары Милославских начали преумножать недовольство стрельцов, пуская среди них слухи о будущих лишениях и притеснениях в случае восхождения к власти Нарышкиных. Зерна сомнений упали на благодатную почву — среди давно не получавших нормального жалования стрельцов участились случаи нарушения дисциплины, а нескольких пытающихся восстановить порядок командиров втащили на высокую колокольню и сбросили наземь.
Царица Наталья Кирилловна показывает Ивана V стрельцам, чтобы доказать, что он жив-здоров. Картина Н. Д. Дмитриева-Оренбургского15 мая один из ближних бояр Милославский со своим племянником проскакали по стрелецким гарнизонам близ Москвы и звали стрельцов скорее прибыть в Кремль, так как Нарышкины задушили царевича Иоанна Алексеевича. Под удары набатного колокола многие стрельцы ворвались в Кремль с оружием и смяли царскую охрану, заполнив Соборную площадь перед дворцом.
Царица Наталья Кирилловна с царевичами Иваном и Петром вышли на Красное крыльцо в сопровождении нескольких бояр и патриарха. Стрельцы оказались в замешательстве — так как сам царевич Иван на их расспросы отвечал:
«Меня никто не изводит, и жаловаться мне не на кого»Иван V
Таким образом, претендовавшие на роль защитников законности и стражей государства, стрельцы представали зачинщиками бунта. Возможно, этим бы всё и кончилось, но князь Михаил Долгоруков в гневе начал обвинять стрельцов в измене, угрожать им пытками и казнью за самовольное оставление гарнизонов.И без того напряженная толпа взорвалась — стрельцы бросились на крыльцо и скинули Долгорукого на подставленные снизу копья, а далее — разыгралась кровавая драма. Артамон Матвеев, один из лидеров Нарышкиных, брат царицы Афанасий Нарышкин и еще несколько бояр были зарезаны в течении нескольких минут. По всему городу убивали сторонников Нарышкиных и стрелецких командиров, по всей территории Кремля стрельцы расставили своих часовых — фактически были взяты в заложники все, кто находился на тот момент в сердце столицы.
Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. Картина А. И. Корзухина, 1882Хаос, казни бояр и стрелецких начальников продолжались до 18 мая. Государственная власть фактически отсутствовала: царём номинально являлся малолетний Пётр, его мать Наталья Кирилловна — регентшей, но все их родственники и сторонники были либо изгнаны из Москвы, либо убиты.
19 мая стрельцы послали выборных к царю с челобитной (фактически — ультимативное требование, а не просьба) оплатить все долги по жалованию, на общую сумму 240 000 рублей. Казна была пуста, но отказать стрельцам не было никакой возможности, поэтому Софья приказала собирать для выплаты по всей стране деньги, а также переплавлять столовое серебро и золото.
23 мая стрельцы вновь подали челобитную, в которой требовали чтобы царевич Иван был также коронован, и притом старшим царем кроме Петра.
29 мая еще одна челобитная сообщала о необходимости назначения регентшей при малолетних царях Софьи Алексеевны. Очевидно, данные требования были подсказаны Милославскими, а сами стрельцы пытались оградить себя от мести Нарышкиных. Боярская дума и Патриарх выполнили их требования и 25 июня Иван V вместе с Петром I были венчаны на царство.
Софья при царях Петре I и Иване VХотя стрельцы получили возможность диктовать свою волю правительству, они прекрасно понимали шаткость собственного положения — им стоило покинуть Кремль и всласть их закончится. Пытаясь обезопасить себя от будущих преследований они выдвигают новый ультиматум — признать все их действия отвечающими интересам царей и государства и на Лобном месте вкопать памятный столб с вырезанными на нём именами убитых бояр, с перечислением их злодеяний (часть из которых была выдуманными). Не имея альтернативы правители вынуждены были выполнить эти требования.
Хованщина
Начальником над стрельцами на время бунта Софья назначила князя И. А. Хованского, который выступал за Милославских. Расчёт Софьи оказался не верным — вместо того, чтобы утихомирить стрельцов, Хованский потакал им и пытался за их счёт оказывать давление на саму Софью:
« Когда меня не станет, то в Москве будут ходить по колена в кровиИ. А. Хованский»
Под предлогом охраны стрельцы не покидали Кремль, удерживая за собой инициативу. По фамилии их предводителя стрелецкий бунт 1682 года и последующий период стрелецкого контроля в кремле получил историческое название «Хованщина».
Почувствовав слабость текущих правителей, подвергающиеся гонениям старообрядцы решили попытаться вернуть утраченные позиции. Из дальних скитов собрались в Москве их проповедники, и начали призывать стрельцов вернуться к старым церковным обрядам. Хованский решил воспользоваться еще одним рычагом влияния на царевну-регентшу и с энтузиазмом поддержал старообрядцев. Конечное слово должна была сказать церковь, но старообрядцы уже были признаны еретиками на Вселенском Соборе, а для самой Софьи признать правоту сторонников старых обрядов было равносильно поставить под сомнение политическое решение её отца Алексея Михайловича о поддержке новых церковных обрядов.
Предложенный старообрядцами теологический диспут для разрешения церковно-обрядного спора был поддержан Хованским. Понимая, что проведение диспута на Красной площади будет опасным ввиду антипатии толпы к власти, патриарх, при помощи Софьи, перенёс место обсуждений в Грановитую палату Кремля, способную вместить лишь патриаршую свиту, бояр и стражу.
Состоявшийся 5 июля диспут о вере свелся в итоге к взаимным обвинениям в ереси, ругани и чудом не дошел до драки. Выступавший со стороны старообрядцев Никита Пустосвят был вынужден покинуть Кремль, а патриарх Иоаким объявил о своей полной победе. Софья, тем временем, заявила стрельцам в Грановитой палате:
« Чего вы смотрите?Хорошо ли таким мужикам-невеждам к нам бунтом приходить, творить нам всем досады и кричать?Неужели вы, верные слуги нашего деда, отца и брата, в единомыслии с раскольниками?Вы и нашими верными слугами зовётесь: зачем же таким невеждам попускаете?Если мы должны быть в таком порабощении, то царям и нам здесь больше жить нельзя:пойдём в другие города и возвестим всему народу о таком непослушании и разорении.»Софья Алексеевна
Для стрельцов это был недвусмысленный намек: покинув Москву правительство имело возможность собрать дворянское ополчение и уничтожить их. Испугавшись такой перспективы, стрельцы обвинили старообрядцев в смете и попытке восстановить народ против царей, а затем обезглавили Пустосвята. Гарантировавший старообрядцам безопасность Хованский успел спасти остальных. Этот случай стал переломным в отношениях Хованского и царевны Софьи — теперь она рассматривала его исключительно как противника.
До середины августа правительство оставалось в зависимом положении от стрелецких полков, а затем Софья придумала способ избавиться от стрелецкой «опеки».
19 августа планировался крестный ход в Донском монастыре, обычай которого предполагал участие царей. Под этим предлогом вся царская семья под конвоем собственной охраны покинула столицу, направилась якобы в монастырь, но на самом деле — в объезд Москвы через Коломенское и проселки до села Воздвиженского. Расположенный рядом Троице-Сергиевый монастырь был выбран в качестве опорного пункта на время противостояния со стрельцами. Сюда же вскоре собрались остатки бояр, царского двора и всех кто остался верен правительству.
Встревоженные таким манёвром, князь Хованский со своим сыном Андреем решили поехать в Воздвиженское для переговоров, но во время ночевки в селе Пушкино были схвачены царскими стольниками и 17 сентября (день рождения Софьи) привезены в Воздвиженское. Им зачитали обвинения в предательстве, попытке захвата власти и вынесли смертный приговор, казнив на месте. Переселившись в монастырь окончательно, Софья начала собирать дворянское ополчение для дальнейшей борьбы со стрельцами.
Конец стрелецкого бунта 1682
Оставшись без лидера, стрельцы не смогли планировать свои действия. Они пытались задобрить Софью, посылая уверения в желании «верно служить на щадя живота», просили не лишать милости и даже выдали младшего сына Хованского — Ивана, направленного впоследствии в ссылку.
В октябре стрельцы даже прислали челобитную, признавая собственные действия во время бунта 15-18 мая незаконными, и умоляя царей помиловать их, соглашаясь на снос памятного столба на Лобном месте. Софья заявила стрельцам, что готова простить их в случае выдачи ближайшего соратника Хованского — Алексея Юдина. Назначенный начальником над стрелецким приказом, думный дьяк Фёдор Леонтьевич Шакловитый достаточно быстро восстановил порядок и дисциплину. Репрессий, все же, избежать не удалось — когда в полку Бохина стрельцы опять затеяли смуту, четверо зачинщиков были немедленно казнены.
В начале ноября царь Иван V, регентша Софья и весь двор вернулся в Москву, но мать Петра I сочла небезопасным для себя и сына оставаться в Кремле, и решила перебраться в загородную резиденцию царя Алексея Михайловича — село Преображенское. Пётр I жил там с матерью, выезжая в Москву исключительно для участия в обязательных церемониях.
Власть Софьи Алексеевны в качестве регента при Петре I и Иване V, просуществовала 7 лет, до сентября 1689 года — повзрослевший Петр I при помощи собственной матери и верных им людей смог отстранить сестру от власти и сослать её в монастырь. Их дальнейшее противостояние ненадолго вспыхнуло в 1698, во время еще одного стрелецкого бунта, после подавления которого Петр I принял окончательное решение в полном реформировании армии и расформировании стрелецких полков, а саму Софью насильно постригли в монахини
Что такое Хованщина, Происхождение и история термина Хованщина, Хронология стрелецкого бунта
Первое профессиональное войско Руси — стрельцы
Хованщина — короткий период русской истории (май — сентябрь 1682 года), когда взбунтовавшиеся стрельцы под руководством князя Ивана Андреевича Хованского захватили Кремль и фактически заменили собой власть на Руси. Иное название Хованщины — стрелецкий бунт 1682 года. Стрелецкий бунт 1682 года был первым, второй произошел в 1689 году. Он имел несколько иные причины. В его подавлении уже активно участвовал царь Петр Первый. Второе выступление оказалось для стрельцоа роковым. Они исчезли как сословие.Причины стрелецкого бунта 1682 года
— Борьба боярских кланов за власть и влияние на царя— Постепенная утеря стрельцами своего значения вследствие новой организации армии— Злоупотребления стрелецких начальников— Задержка выплаты жалования стрельцам— Нестабильность в государстве, вызванная существованием нескольких претендентов на престол, оказавшийся пустым после смерти царя Федора Алексеевича
Хроника стрелецкого бунта 1682 года (Википедия)
- 27 апреля — смерть царя Федора Михайловича. Власть перешла к царевне Софье Алексеевне, ставшей воспитательницей младших братьях царевичах Иване и Петре
- 15 мая — стрельцы захватили Кремль под предлогом мести за якобы смерть царевича Ивана
- 15-18 мая — бесчинства стрельцов в Москве, казни и пытки многих бояр, думских людей
- 19 мая — требование стрельцов выплатить им задолженность по зарплате
- 23 мая — стрельцы провозгласили «старшим» царем Ивана наряду с его братом — Петром
- 29 мая — стрельцы провозгласили регентшей царевну Софью Алексеевну
- 23 июня — старообрядцы в Москве. Их призыв к стрельцам вернуться к старой вере
- 25 июня — Иван V и Пётр I венчаны на царство в Успенском соборе Московского Кремля
- 5 июля — религиозный диспут в Грановитой палате старообрядцев и патриарха Иоакима, завершившийся ничем
- 20 августа — бегство царской семьи и её приверженцев из Москвы в Коломенское
- 14 сентября — царевна Софья Алексеевна с братьями-царями, дворней, остатками боярской думы обосновалась в Троице-Сергиевском монастыре
- 17 сентября — Пытавшиеся наладить отношения с ушедшими из-под контроля царями боярин Хованский и его сын схвачены царскими слугами и казненыОсень — Постепенное умиротворение стрельцов
Итог Хованщины: царевна Софья Алексеевна получила власть, её царствование продолжалось семь лет. В 1689 году повзрослевший Петр отстанил сестру от управления Россией и сослал в Новодевичий монастырь
.
Опера М. Мусоргского «Хованщина»
В опере перемешаны события 1682 и 1689 годов
Посвящена стрелецким бунтам 1682 и 1689 годов. Начал создавать её композитор по собственному либретто в 1872 году, но умер в 1880 и дописать не успел, в частности остались не законченными II действие, финал и оркестровка. Опера была завершена Н. Римским-Корсаковым. Первая постановка состоялась 9 февраля 1886 года на любительской сцене, поскольку по цензурным соображениям власти не решались санкционировать принятие её в репертуар профессиональными театрами. Только в 1911 году «Хованщина» появилась на сцене Мариинского театра, а в 1912 — Большого театра.chtooznachaet.ru
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский за 2 минуты пересказ сюжета
1 действие
Москва. 1682 год.
В центре Красной площади, близ Собора Василия Блаженного высится каменный столб, к которому прибиты металлические таблички с надписями. Городской люд просыпается под настойчивый перезвон колоколов и голос стрелецких труб. Подьячий первым появляется на сцене, идёт к своей будке. Показывается боярин Шакловитый, сыскной начальник. Он хочет написать донос, кляузу на князей Хованских, якобы они собрались власть захватить и порядки свои чинить. Подьячий так пугается, что зочет отказаться записывать, но мешочек с деньгами делает его сговорчивым. Шакловитый забирает бумагу и исчезает.
На сцене появляется князь Иван Хованский со своими стрельцами, а за ним и сын его Андрей. Андрею нравится девушка Эмма из Немецкой слободы. Он проявляет ей знаки внимания, но она отвергает его. В гневе, он замахивается на неё, но на защиту Эммы встаёт смелая Марфа. Между отцом и сыном возникает конфликт, который прерывается появлением на сцене Досифея, главы раскольников.
2 действие
В своих палатах князь Голицин читает письмо царевны Софьи, в чьих фаворитах он ходит. На пороге появляется Варсонофьев и говорит, что пришла гадалка. Это Марфа, переодевшись колдуньей, гадает князю над чашей с водой, предсказывая ему неминуемую опалу. Трусливый князь, боясь, что гадалка может всё разболтать, приказывает её убить. Но Марфа, подслушав разговор, успевает скрыться. Заходит Иван Хованский. Между ним и Голициным вспыхивает пылкая ссора и только появление Досифея успокаивает их. В покои входит Иван Хованский, а затем и Марфа, умоляющая помиловать её, ведь предсказание сбывается. А за сценой слышны голоса прислужников Петра.
3 действие
Стрелецкая слобода. По сцене проходит толпа раскольников. Они хором поют свою песню, больше похожую на гимн. Марфа сидит на скамье у терема князя Хованского, грустя, исполняет свою сольную арию "Исходила младешенька", пронизанную мотивами скорби и неизбежности. Появляется Шакловитый с арией «Спит стрелецкое гнездо». Хмельные стрельцы кутят и веселятся, не слушая брани своих жён. Неожиданно появившийся Подьячий, сообщает о скором приближении войск царевича Петра.
4 действие
Картина 1
Князь Иван Хованский в своём доме трапезничает, требует всё больше блюд на стол. А молодые крестьянки развлекают его песнями и танцами. Голицин предупреждал его об опасности, но Иван не поверил ему. Шакловитый вызывает его, якобы на разговор к Софье. Князь собирается и, не подозревая подвоза и опасности, выходит. Шакловитый продолжает плести свои коварные сети. По его приказу князя Ивана Хованского хватают и убивают. Всё вышло так, как он планировал, можно праздновать победу.
Картина 2
На площади Кремля стражники увозят Голицина в ссылку. Досифей, Марфа и Андрей понимают, что происходит что-то страшное, ведь к Кремлю уже приближается Преображенский полк Петра.
5 действие
В отчаянии и скорби Досифей предлагает единомышленникам не сдаваться живыми, умереть за правое дело. Он понимает, что раскольники обречены. Старообрядцы шествуют со своим гимном. Марфа, поддерживая своего наставника, от своей свечи на поляне разжигает костёр, которому суждено стать погребальным. Они не боятся умирать за свою веру. Когда появляются войны Петра, Досифей с раскольниками, Марфа и Андрей ступают в костёр. Огонь охватывает их. Скит раскольников тоже объят огнём. Народ с ужасом смотрит на пламя, поглащающее человеческие жизни, полные веры и страданий.
События, описанные в опере, основаны на реальных событиях второй половины 17 века.
Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Лучше умереть, чем предать свою веру.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Оперы. Все произведения
Мусоргский - Хованщина. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Токмакова Может нуль не виноват
Сидя у окна, за которым льет проливной дождь, сидит девочка Аля. Скоро в школу, уже приготовлена форма, цветы. Но девочке грустно, ее верный друг Антошка на даче.
- Краткое содержание Цвейг Амок
Повествование новеллы Стефана Цвейга «Амок» ведется от имени самого автора, возвращавшегося в Европу на пароходе «Океания». Несмотря на красоты водных просторов и разнообразные развлечения, устраиваемые для путешественников
- Краткое содержание книги Гарри Поттер и Тайная комната Роулинг
Это вторая книга о приключениях Гарри Поттера и его друзей. Повествование начинается с в доме Дурслей, родственников Гарри, у которых он проводит летние каникулы. Мальчик все лето не получает никаких известий от друзей
- Краткое содержание Бах Чайка по имени Джонатан Ливингстон
Все знают, что чайки летают для того, чтобы поймать себе корм, а не для удовольствия. Их суетное перемещение в воздухе даже полётом назвать нельзя. В погоне за мечтой о полёте Джонатан много тренировался.
- Краткое содержание Лев Толстой Отрочество
Повесть «Отрочество» — вторая часть автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого. В этом произведении читатель познакомится с жизнью подростка 19 века.
2minutki.ru
Либретто оперы "Хованщина"
Об опере М.П. Мусоргского "Хованщина"
Весной 1870 года Мусоргский заинтересовался русской историей конца XVII века, периодом, связанным с движением стрельцов и раскольников. Через два года, по совету В. В. Стасова, он решил писать оперу об исторических событиях. В отличие от других произведений Мусоргского либретто "Хованщины" не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных. исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Живое, деятельное участие в работе принимал В. В. Стасов, которому Мусоргский посвятил свое творение. Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Н. А. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров. Однако предложение было отклонено. "Хованщина" впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года.
В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают "Хованщину" выдающимся произведением искусства.
В "Хованщине" с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням. Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа - стрельцов, раскольников, московский люд. С поразительным мастерством композитор передает многоплановость непрерывно развивающихся событий.
Оркестровое вступление "Рассвет на Москве-реке" рисует символичную картину пробуждения древней Москвы; .слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы; народная по складу мелодия течет широким, нескончаемым песенным потоком.Первый акт показывает сложные взаимоотношения различных слоев народа. Эпизоды быстро сменяют друг друга, создавая атмосферу беспокойства, тревоги. Множество одновременно происходящих событий объединяется музыкой. В то время как Шакловитый диктует Донос, слышится веселая плясовая песня московского люда "Жила кума", затем-хор стрельцов "Гой вы, люди ратные"; последняя песня, близкая старым солдатским напевам, дышит силой и буйной удалью. Эта широкая сцена замыкается хором "Ой ты, родная матушка-Русь", печальной думой о родине. Могучее нарастание пронизывает сцену встречи Хованского, в центре торжественная величальная "Слава лебедю". В терцете на фоне отчаянных возгласов Эммы и возбужденных восклицаний Андрея выделяется плавная, сдержанная, полная страстного лиризма речь Марфы. Скорбный призыв Досифея "Приспело время" рисует облик сурового и гордого старца. Хор раскольников "Боже, отжени словеса лукавствия" близок к подлинным старообрядческим напевам.
Второй акт состоит из двух разделов. В центре первого гадание Марфы (заклинание "Силы потайные" и пророчество "Тебе угрожает опала"), музыка его окрашена в зловещие, то мистически-таинственные, то безысходно-печальные тона. Второй раздел - спор князей с вторгающимся фанатичным гимном раскольников "Победихом".
Третий акт начинается прекрасной лирической песней Марфы "Исходила младешенька", основанной на подлинной народной мелодии. Ария Шакловитого "Спит стрелецкое гнездо" - один из наиболее глубоких и благородных по музыке эпизодов оперы. Разухабистая хоровая песня "Ах, не было печали" и заразительно-веселая (в духе частушек) песня Кузьки "Заводилась в закоулках" передают разгульное веселье стрельцов. В хоре-причитании стрельцов "Батя, батя, выйди к нам!" слышатся щемящая жалоба, страх и бессилие.
В первой картине четвертого акта значительное место занимает красочная вокально-танцевальная сюита. Протяжная хоровая песня "Возле речки, на лужочке", бойкая плясовая "Гайдучок" и величальная "Плывет, плывет лебедушка" основаны .на народных мелодиях. Включенный в картину танцевальный номер "Пляски персидок" выдержан в восточном стиле.Вторая картина четвертого акта открывается драматичным оркестровым вступлением, в котором развивается мелодия пророчества Марфы. Обращение Марфы к Андрею "Видно, ты не чуял, княже"-стон сильной и страстной души. В сцене казни мелодия хора стрельцов приобретает характер траурного шествия. Акт завершает блестящий победный марш преображенцсв.
Оркестровое вступление к пятому акту, по словам композитора, изображает "шум леса то. усиливающийся, то утихающий, как морской прибой". Возвышенио-бла-городный монолог Досифея "Здесь, на этем месте" проникнут глубоким трагизмом. В основе заключительного хора "Господь мой"-напев старообрядческой молитвы.
Либретто оперы "Хованщина"
Народная музыкальная драма в четырёх действиях (шести картинах)Либретто М. П. Мусоргского
Действующие лица: Князь Иван Хованский, начальник стрельцов басКнязь Андрей Хованский, его сын тенорКнязь Василий Голицын тенорДосифей, глава раскольников басБоярин Шакловитый баритонМарфа, раскольница мецо-сопраноСусанна, старая раскольница сопраноПодъячий тенорЭмма, девушка из немецкой слободы сопраноПастор баритонВарсонофьев, приближенный Голицына басКузька, стрелец баритон1-й стрелец бас2-й стрелец бас3-й стрелец тенорСтрешнев, боярин тенор
Стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские "потешные", народ.
Место действия: Москва. Время действия: 1682 год.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Старая Москва. Раннее утро. Дозорные стрельцы похваляются. как они расправлялись с ненавистным» юярами. В память этих кровавых дел на площади стоит столб, на котором написаны имена казненных.Ставленник царевны Софьи боярин Шакловитый диктует подьячему донос на князя Ивана Хованского, который помышляет захватить власть в Московском государстве.У столба останавливаются пришлые люда. Они просят подьячего прочесть надпись на столбе. Народ узнает о гибели бояр, убитых стрельцами по приказу Хованского.На площадь вступают буйные торжествующие стрельцы. Они славят князя Ивана Хованского. Князь со стрельцами отправляется в обход по Москве.Через площадь бежит Эмма — девушка из Немецкой слободы. Ее преследует молодой Андрей Хованский. Бывшая возлюбленная Андрея — раскольница Марфа — ревниво следит за ними. Неожиданно она появляется перед Андреем, гневно упрекая его.Возвращаются стрельцы после обхода, с ними Иван Хованский. Он велит стрельцам забрать Эмму. Но Андрей готов скорее убить Эмму, чем отдать на поругание стрельцам.Из толпы выходит глава раскольников Досифей. Он поручает Марфе защитить девушку. Отец и сын Хованские отступают перед волей своего властного союзника. ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Картина втораяКнязь Василий Голицын читает любовное письмо царевны Софьи. Получивший из ее рук звание канцлера, он в то же время состоит в заговоре с Хованским. Голицына одолевают сомнения, страх перед будущим. Он должен быть осторожным.Через потайную дверь в покои князя проникает Марфа. Она знает, что положение всесильного князя Голицына непрочно. Под видом гадания Марфа открывает ему «тайну судьбы его» — близкую опалу и ссылку.Предсказание приводит в ужас суеверного князя. Марфа скрывается.Приходит князь Иван Хованский, чтобы договориться с Голицыным о совместных действиях. Вскоре к ним присоединяется Досифей. Обуреваемые честолюбием заговорщики не могут поладить между собой.Вбегает Марфа. Она рассказывает Досифею, что по приказу Голицына ее пытались убить. Солдаты «потешных войск» молодого Петра спасли ее. Весть о «потешных» вносит тревогу в стан заговорщиков.Появляется боярин Шакловитый. Он сообщает, что в селе Измайловском, где живет Петр, висит донос: «Хованские на царство покусились». Царь разгневан, «обозвал хованщиной и велел сыскать».Заговорщики потрясены. А по улице, мимо хором Голицына твердой поступью идут преображепцы — воины Петра. Картина третьяК дому Хованских в Замоскворечье пришла раскольница Марфа. Князь Андрей больше не любит ее. Оплакивая крушение своих надежд, Марфа помышляет о самосожжении.Досифей утешает и уводит Марфу.Слышны разгульные песни подвыпивших стрельцов.На площадь прибегает подьячий. Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу. Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому.Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели. ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Картина четвертая
Отказавшись выступить со стрельцами против Петра. Хованский уехал в свою подмосковную вотчину. Тяжелые думы одолевают его. Он велит крепостным девушкам развлечь его веселыми песнями.Клеврет, посланный Голицыным, предупреждает Хованского о немилости Софьи к нему, советует поберечься. Хованский приказывает выпороть Варсонофьева: в своей вотчине князь ничего не боится.Внезапно появляется боярин Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Хованский польщен. Он торжествует победу. Одеваясь в пышные парадные одежды, князь требует, чтобы сенные девушки величали его.Важно шествует Хованский к выходу и падает замертво, сраженный ножом слуги Шакловитого.
Картина пятая
Гибнут и другие участники заговора. Софья отстранена от власти. Опальный князь Голицын под конвоем отправляется в ссылку.Страшную весть несет Досифею и Марфа: Петр хочет послать против раскольников свои войска.Поняв, что положение безнадежно. Досифей принимает решение покончить самосожжением. Вместе с раскольниками должен сгореть и Андрей Хованский.Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца. Андрей не хочет верить. Он еще не знает о разгроме заговора. Андрей убежден, что на его призыв тотчас же откликнутся верные стрельцы. Он трубит в рог.В ответ раздаются тревожные удары соборного колокола. Под этот звон стрельцов ведут на казнь.Подавленный зрелищем, Андрей просит Марфу спасти его.Раздается марш «потешных». На Лобное место выходит посланный Петром молодой боярин Стрешнев и объявляет стрельцам милость и прощение Петра.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Картина шестая
Глухая ночь в раскольничьем скиту. Здесь раскольники укрываются от петровских войск.Выхода нет. Досифей призывает раскольников сгореть, чтобы не попасть в руки петровских солдат.Из леса доносятся звуки труб. Проходят одетые в саваны раскольники. Марфа уводит за собой Андрея.Раскольники идут в скит. Фанатики-старики обкладывают стены хворостом и поджигают его. Скит горит.Появляются солдаты Петра. Могучей лавиной движутся они сквозь лес, чтобы спасти гибнущих в огне людей.
operaibalet.ru
М. Мусоргский. Хованщина | 100 опер. Оперная музыка
Народная музыкальная драма в пяти актах (шести картинах)
Либретто М. П. Мусоргского
Действующие лица:
Князь Иван Хованский, начальник стрельцов | бас |
Андрей Хованский, его сын | тенор |
Князь Василий Голицын | тенор |
Досифей, глава раскольников | бас |
Боярин Шакловитый | баритон |
Марфа, раскольница | меццо-сопрано |
Сусанна, старая раскольница | сопрано |
Подъячий | тенор |
Эмма, девушка из немецкой слободы | сопрано |
Пастор | баритон |
Варсонофьев, приближенный Голицына | бас |
Кузька, стрелец | баритон |
1-й стрелец | бас |
2-й стрелец | бас |
3-й стрелец | тенор |
Стрешнев, боярин | тенор |
Стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские «потешные», народ. | |
Место действия: Москва.Время действия: 1682 год. |
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Весной 1870 года Мусоргский заинтересовался русской историей конца XVII века, периодом, связанным с движением стрельцов и раскольников. Через два года, по совету В. В. Стасова, он решил писать оперу об исторических событиях. В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Живое, деятельное участие в работе принимал В. В. Стасов, которому Мусоргский посвятил свое творение. Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Н. А. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров. Однако предложение было отклонено. «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года1.
В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают «Хованщину» выдающимся произведением искусства.
СЮЖЕТ
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы,останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.
Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.
Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.
Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом.
Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании.
Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться. Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.
МУЗЫКА
В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням. Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа — стрельцов, раскольников, московский люд. С поразительным мастерством композитор передает многоплановость непрерывно развивающихся событий.
Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке» рисует символичную картину пробуждения древней Москвы; слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы; народная по складу мелодия течет широким, нескончаемым несенным потоком.
Первый акт показывает сложные взаимоотношения различных слоев народа. Эпизоды быстро сменяют друг друга, создавая атмосферу беспокойства, тревоги. Множество одновременно происходящих событий объединяется музыкой. В то время как Шакловитый диктует донос, слышится веселая плясовая песня московского люда «Жила кума», затем — хор стрельцов «Гой вы, люди ратные»; последняя песня, близкая старым солдатским напевам, дышит силой и буйной удалью. Эта широкая сцена замыкается хором «Ой ты, родная матушка-Русь», печальной думой о родине. Могучее нарастание пронизывает сцену встречи Хованского, в центре торжественная величальная «Слава лебедю». В терцете на фоне отчаянных возгласов Эммы и возбужденных восклицаний Андрея выделяется плавная, сдержанная, полная страстного лиризма речь Марфы. Скорбный призыв Досифея «Приспело время» рисует облик сурового и гордого старца. Хор раскольников «Боже, отжени словеса лукавствия» близок к подлинным старообрядческим напевам.
Второй акт состоит из двух разделов. В центре первого гадание Марфы (заклинание «Силы потайные» и пророчество «Тебе угрожает опала»), музыка его окрашена в зловещие, то мистически-таинственные, то безысходно-печальные тона. Второй раздел — спор князей с вторгающимся фанатичным гимном раскольников «Победихом».
Третий акт начинается прекрасной лирической песней Марфы «Исходила младешенька», основанной на подлинной народной мелодии. Ария Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо» — один из наиболее глубоких и благородных по музыке эпизодов оперы. Разухабистая хоровая песня «Ах, не было печали» и заразительно-веселая (в духе частушек) песня Кузьки «Заводилась в закоулках» передают разгульное веселье стрельцов. В хоре-причитании стрельцов «Батя, батя, выйди к нам!» слышатся щемящая жалоба, страх и бессилие.
В первой картине четвертого акта значительное место занимает красочная вокально-танцевальная сюита. Протяжная хоровая песня «Возле речки, на лужочке», бойкая плясовая «Гайдучок» и величальная «Плывет, плывет лебедушка» основаны на народных мелодиях Включенный в картину танцевальный номер «Пляски персидок» выдержан в восточном стиле.
Вторая картина четвертого акта открывается драматичным оркестровым вступлением, в котором развивается мелодия пророчества Марфы. Обращение Марфы к Андрею «Видно, ты не чуял, княже» — стон сильной и страстной души. В сцене казни мелодия хора стрельцов приобретает характер траурного шествия. Акт завершает блестящий победный марш преображенцев.
Оркестровое вступление к пятому акту, по словам композитора, изображает «шум леса то усиливающийся, то утихающий, как морской прибой». Возвышенно-благородный монолог Досифея «Здесь, на этом месте» проникнут глубоким трагизмом. В основе заключительного хора «Господь мой» — напев старообрядческой молитвы.
1 В последние годы приобрела также известность инструментовка оперы, сделанная Д. Д. Шостаковичем.
100oper.ru
Мусоргский | Опера «Хованщина»
Опера «Хованщина»
СЮЖЕТ | ИСТОРИЯ | ЗАПИСЬ | ДИСКОГРАФИЯ
Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях; либретто композитора.
Время действия: 1682 год.
Место действия: Москва и ее окрестности.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, 9 (21) февраля 1886 года.
Действующие лица:
Князь Иван Хованский (бас), князь Андрей Хованский (тенор), князь Василий Голицын (тенор), боярин Шакловитый (баритон), Досифей (бас), Марфа (меццо-сопрано), подъячий (тенор), Эмма (сопрано), Варсонофьев (бас), кузька (баритон), первый, второй и третий стрельцы (два баса и тенор), Стрешнев (тенор), Сусанна (сопрано), стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские "потешные", народ, беглые московские люди, сторонники Хованских.
ДЕЙСТВИЕ I
Москва. Красная площадь. Каменный столб и на нем медные доски с надписями. Справа будка подъячего. Оркестровое вступление - "Рассвет на Москве-реке" - рисует картину пробуждения древней Москвы: слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы (за сценой). Медленно поднимается занавес. На сцене главы церквей освещаются восходящим солнцем. Постепенно солнцем освещается и вся сцена. Нескончаемым потоком течет народная по своему складу мелодия. Эта симфоническая картина - один из шедевров русской музыки. Она часто включается в программы симфонических концертов как самостоятельное произведение.
В стенах Кремля начинается жизнь. Просыпаются стрельцы - сначала Кузька, потом другие. Входит Подъячий, он направляется к своей будке и садится в ней. Появляется боярин Шакловитый. Он ставленник царевны Софьи. У него "заказец важный есть" для писаря. Тот догадывается: настрочить доносец, - и предвкушает заработать на этом дельце. Шакловитый предупреждает о той каре, которая ждет Подъячего, если он проговорится. Тот мгновение колеблется, но в конце концов, потирая руки в предвкушении платы, соглашается. Шакловитый диктует анонимный донос Петру на Хованских: начальник стрельцов Иван Хованский задумал посадить на престол своего сына Андрея и с этой целью разжигает мятеж. Подъячий в страхе от того, что ему приходится писать это. Он смертельно боится, что "князь (Хованский. - А.М.) всё узнает, князь не простит мне..." За сценой слышится хор приближающихся стрельцов (“Гой вы, люди ратные, вы, стрельцы удалые, гой, гуляйте, вы гуляйте весело”). Стрельцы проходят и удаляются. Шакловитый продолжает диктовать свой донос. Наконец дело сделано. Доносчик уходит. Сцену заполняет пришлый люд. Подъячий тем временем прячет кошель; он ощупью, под стойкой, считает деньги, поглядывая не без страха на пришлых людей. У тех недоумение вызывает появившийся за ночь на площади столб. На нем надписи, но они не могут по своей безграмотности их прочесть. Они обращаются к Подъячему, чтобы он прочитал. Он грубо отказывает им. Тогда они поднимают будку, в которой он отсиживается, и несут ее к столбу. Подъячий в страхе зовет на помощь и обещает прочитать надпись. оказывается, это памятный столб, который стрельцы поставили в знак своей недавней победы: на нем имена тех неугодных им бояр, которых они казнили.
Тем временем слышатся звуки труб. Так стрельцы приветствую своего предводителя - князя Ивана Хованского. Входит князь Иван Хованский. "Поступь плавная, держится высокомерно; за ним стрелецкие полковники и гости московские" - так поясняет мизансцену композитор. Князь обращается к толпе: “Дети, дети мои! Москва и Русь (спаси Бог!) в погроме великом...” Стрельцы славят Большого, как они величают Хованского.
Из глубины сцены появляется князь Андрей Хованский и Эмма, девушка из Немецкой слободы. Андрей пытается обнять Эмму, но та сопротивляется. Эмма обвиняет его в том, что он убил ее отца, изгнал жениха и не сжалился даже над ее матерью. На защиту Эммы встает Марфа, раскольница, недавняя возлюбленная Андрея (“Так, так, княже! Остался ты верен мне!”). Андрей негодует и бросается на Марфу с ножом, но та тоже выхватывает из-под рясы нож и отражает его удар. За сценой хор (народ) поет славословие князю Хованскому-старшему (“Слава лебедю! Большому слава!”). Входит князь Иван Хованский. Он изумлен, видя Андрея, Марфу, а еще Эмму, которая ему самому приглянулась. И теперь отец и сын сходятся как соперники: отец приказывает стрельцам схватить Эмму, сын — встает на ее защиту. Отец гневно приказывает взять Эмму и отвести в свои палаты. Тогда Андрей заносит нож на Эмму: “Так мертвою имайте!” — кричит он. В этот момент входит Досифей, он останавливает руку Андрея. Эмма опускается на колени перед Досифеем, своим спасителем. Досифей приказывает Марфе отвести Эмму в ее дом. Когда они уходят, Досифей обращается к Хованским: “Приспело время”. Этот его скорбный монолог рисует облик сурового и гордого старца. Возглас Ивана Хованского: “Стрельцы!.. Живо! В Кремль!” — призывает стрельцов на защиту Москвы и веры православной. Досифей в мистическом порыве возносит молитву Господу.
ДЕЙСТВИЕ II
Кабинет князя Василия Голицына, канцлера и фаворита царевны Софьи. Обстановка, как поясняет композитор, в смешанном вкусе: московско-европейская. Поздний вечер. На письменном столе князя зажжены канделябры. Перед зрителем садик и красивая решетка на каменных столбах. Вечерняя заря. Князь читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога, одолевает страх перед будущим.
Входит дворянин Варсонофьев, клеврет князя Голицына. Он сообщает князю, что к нему настойчиво просится "лютерский священник". Князь велит пригласить пастора. Пастор обращается к Голицыну с просьбой заступиться за Эмму. Князь отказывается: "Не могу входить я в дело частное Хованских". Тогда пастор переходит к другой теме: дозволить в Немецкой слободе возвести церковь ("еще одну, только одну"). Эта просьба выводит князя из равновесия: "Рехнулись, что ли, вы, иль смелости набрались; Россию хотите кирками застроить!.." Пастор уходит ни с чем.
Снова входит Варсонофьев. На сей раз он сообщает о приходе “колдовки”. Это под видом гадалки пришла Марфа. Клеврет готовит все необходимое для гадания. Начинается центральная сцена этого действия — сцена гадания. Звучит знаменитая ария Марфы “Силы потайные”. Она предсказывает князю, что его ждет опала. Суеверный князь Голицын в смятении. Опасаясь, что гадалка проболтается о том, что нагадала ему, он велит слуге утопить Марфу, но Марфа все слышит и вовремя скрывается.
Внезапно появляется князь Иван Хованский (“А мы без докладу, князь, вот так!”). Между Голицыным и Хованским завязывается спор о правах и достоинстве своих и бояр (“Мы теперь местов лишились, — бросает гневный упрек Голицыну Иван Хованский. — Ты же сам нас уладил, князь, с холопьем поровнял”). В разгар их перебранки является Досифей; он становится между ними; князья стоят неподвижно, отвернувшись друг от друга. Досифей прерывает их спор (терцет “Князья, смири ваш гнев”). Он уговаривает князей помириться. В глубине сцены торжественно проходят чернорясцы (раскольники) с книгами на головах (такова ремарка композитора), их сопровождает толпа народа. На них указывает Досифей как на деятельную силу (“Вы, бояре, только на словах горазды, а вот кто делает”). Раскольники поют: “Посрамихом, посрамихом”. Их хор звучит словно фанатический гимн. Голицын гневно восклицает: “Раскол!” Хованский же — отважно: “Любо! Нами да стариной паки Русь возвеселится!”
Неожиданно вбегает Марфа и, едва переводя дыхание, бросается к князю Голицыну с мольбой миловать ее. К ней со словами утешения обращается Досифей. Она узнает его и тогда рассказывает, как слуга Голицына пытался задушить ее (по приказу князя), и как она едва сумела вырваться — благо петровцы подоспели. Упоминание о войске Петра и о том, что оно, оказывается, уже совсем близко, повергает князей в шок. Входит Шакловитый. Обращаясь к князьям, он говорит, что царевна (Софья) велела сообщить им, что их заговор раскрыт: в Измайловском селе донос прибит, что Хованские на царство покусились. На вопрос Досифея, что сказал царь Петр, Шакловитый ответил: “Обозвал “хованщиной” и велел сыскать”. За сценой слышны голоса петровцев.
ДЕЙСТВИЕ III
Замоскворечье. Стрелецкая слобода, против Белгорода, за кремлевской стеной на Москве-реке. Вдали, перед зрителем, крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев. За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню.
Действие начинается хором раскольников — как и во втором действии (они поют тот же свой фанатичный гимн). Их пение слышится сначала издалека (за сценой), затем они появляются на сцене, проходят по направлению к воротам и снова удаляются за сцену. Это шествие, как и в первый раз, являет собой демонстрацию духовной силы старообрядцев.
Сцена пустеет; из толпы незаметно выделяется Марфа. Она садится на завалинку у дома, занятого Хованским. Марфа предается воспоминаниям о своей несчастной любви; она тяжело переживает измену Андрея Хованского (звучит ее прекрасная лирическая песня “Исходила младешенька”). Из дома, где теперь живет Хованский, выходит Досифей. Марфа встает ему навстречу и склоняется перед ним. Досифей утешает ее (дуэт “Ах ты, моя касатка, потерпи маленько”). В мистическом настроении Марфа “видит”, как горят на костре раскольники. Досифей вразумляет ее: “Гореть!.. Страшное дело!.. Не время, не время, голубка”. Он уводит ее, утешая при этом.
С противоположной стороны сцены появляется Шакловитый. Он оплакивает участь Руси (“Спит стрелецкое гнездо”). Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному бесшабашному веселью. На сцену вбегают стрелецкие жены и набрасываются на мужей (“Ах окаянные пропойцы, ах колобродники отпетые!”).
За сценой слышится крик перепуганного Подьячего; он как бы зовет на помощь. Вот он появляется, запыхавшийся. “Беда, беда... — кричит он. — Рейтеры (наемные петровские всадники. —А.М.) близко; к вам мчатся, все рушат!” Стрельцы ошеломлены. Они зовут Хованского (хор “Батя, батя, выйди к нам!”). Князь Иван Хованский показывается под навесом терема. Стрельцы просят его вести их в бой против рейтеров и солдат петровских полков. Но Хованский заявляет им: “Страшен царь Петр! Идите в домы ваши, спокойно ждите судьбы решенье!” Сам же уходит.
ДЕЙСТВИЕ IV
Картина 1. Богато обставленная трапезная палата в хоромах князя Ивана Хованского в его имении. Князь Хованский за обеденным столом. Крестьянки за рукоделием. Девушки развлекают его песнями — протяжной хороводной (“Возле речки, на лужочке”), бойкой плясовой (“Гайдучок”) и величальной (“Плывет, плывет лебедушка”). Но третья песня будет последней в этой картине, а прежде... Входит клеврет князя Голицына. Он предупреждает князя, что ему грозит опасность. Князь разгневан и удивлен: кто может грозить ему в его имении? Он требует, чтобы ему подали меду, и приказывает девушкам-персидкам плясать для него (исполняется балетный номер в восточном стиле).
Входит Шакловитый. Он говорит Хованскому, что его призывает на тайный совет Софья. Князь сначала упирается — он обижен на царевну: “Теперь небось другие ей советники послужат”, — говорит он, имея в виду, конечно князя Голицына. Но в конце концов приказывает подать ему одежды. Крестьянки снова величают его. И когда князь выходит из палаты, наемник Шакловитого убивает его в дверях. Он падает мертвым со страшным криком; крестьянки с визгом разбегаются. Шакловитый хохочет.
Картина 2. Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного. Пришлый люд московский толпится, рассматривая наружный вид собора. Входят рейтеры, вооруженные мечами и копьями; они выстраиваются рядами, спиною к собору и оттесняя толпу к другой стороне. Показываются рейтеры на конях, за ними, как пишет Мусоргский, колымага, сопровождаемая также рейтерами. Из слов Досифея становится ясно, что это везут в ссылку князя Голицына. Входит Марфа. Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить. Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила. Марфа готова “приять от Господа в огне и пламени венец славы вечные!”
Входит Андрей Хованский; он очень взволнован. Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму. Марфа говорит ему, что рейтеры увезли ее далеко и что скоро она на родине обнимет своего жениха (которого он — Андрей — изгнал). Андрей негодует; он угрожает Марфе собрать стрельцов и казнить ее, изменницу, как он ее называет. Эти угрозы свидетельствуют о том, что Андрей не знает, что случилось, и Марфа рассказывает ему об убийстве его отца и что его самого по всей Москве ищут. Андрей не верит ей и трубит в рог, созывая стрельцов...
За сценой раздается звон большого соборного колокола. Выходят стрельцы; они сами несут орудия своей казни — плахи и секиры. За ними следуют их жены. Андрей видит это. Теперь у него открылись глаза на все, что случилось. “Спаси меня”, — молит он Марфу, и она поспешно его уводит. Идет подготовка к казни стрельцов. Они опускаются перед плахами на колени. В этот момент за сценой слышны грубы “потешных” (петровских) полков. Хор стрельцов и их жен молит о казни их гонителей и о своем спасении. На сцену входят петровские трубачи, за ним Стрешнев в качестве герольда. И в тот момент, когда у стрельцов уже не остается никакой надежды, он объявляет им, что “цари и государи Иван и Петр вам милость шлют: идите в домы ваши и Господа молите за их государское здоровье”. Стрельцы молча встают. К Кремлю направляется Преображенский полк Петра.
ДЕЙСТВИЕ V
Сосновый бор. Скит. Лунная ночь. Оркестровое вступление изображает, по словам композитора, “шум леса в лунную ночь, то усиливающийся, то утихающий, как прибой волн” (из письма Мусоргского к В.В.Стасову от 6 августа 1873 года). Входит задумчивый Досифей; его движения медленны. Он скорбит, сознавая обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. И вот он призывает сгореть всем на костре за веру свою, только не сдаться врагам. Черноризцы и черноризки выходят из скита и идут к бору; они поют: “Враг человеков, князь мира сего восста!” Приходит Марфа, затем князь Андрей Хованский. После того как Марфа его спасла от петровцев, они помирились. Но сейчас смерть их неизбежна, и Марфа просит Андрея готовиться к ней. Звучат трубы. Андрей стонет — ему тяжко. Марфа решительна — ее не страшит сожжение. Раскольники, преисполненные веры, экстатично поют: “Господи славы, гряди во славу Твою”. Марфа свечою зажигает костер. И когда, пробившись сквозь лесную чащу, на поляну врываются гвардейцы Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. В костре сгорает и Андрей, которого увлекла с собой в огонь Марфа. В огне умирает со своей паствой и Досифей. Выходят пришлые люди. Они смотрят на костер и скорбят о Руси: “Ох ты, родная матушка Русь... Кто же теперь тебя, родимую утешит, успокоит?..”
Что-то роковое тяготело над Модестом Мусоргским, быть может, самым гениальным русским композитором: ни одна его опера не была им закончена. «Саламбо» так и осталась незавершенной, «Женитьба» была досочинена и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. А. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц. А. Кюи. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) бесконечно заботливый и благородный Н. А. Римский-Корсаков.
«Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, т.е. с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость. Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано — жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол — зубы съем» (из письма Мусоргского от 2 августа 1873 года).
На сценическую судьбу оперы всегда оказывали сильное влияние идеологические соображения. опера была отклонена дирекцией императорских театров, когда Н. А. Римский-Корсаков, завершив ее, впервые предложил к постановке в 1883 году. Показателен инцидент с нею, о котором рассказывается в мемуарах Марка Рейзена, выдающегося исполнителя партии Досифея. В 1928 году певец гастролировал в Свердловске (ныне Екатеринбург) и должен был петь Досифея в нескольких спектаклях. «Накануне третьего спектакля, все билеты на который были проданы, мне вдруг сообщили, — вспоминает певец, — что «Хованщину» отменили и спектакль будет заменен другим. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов. И вот, спектакль, в котором воссоздается одна из страниц истории раскола и одна из центральных фигур которого глава раскольников, для них был источником не только музыкальных эмоций... Слух о «Хованщине» быстро распространился, и на следующий день толпы бородачей потянулись к кассе театра... Дирекция очутилась перед ситуацией, когда едва ли не весь зал оказался закуплен верующими. Вопрос об антирелигиозной пропаганде стоял в те годы остро, в тех глухих местах — в особенности, а тут — какая уж «анти»?.. Почли за благо «Хованщину» на некоторое время из репертуара исключить». Да и в наше время каждая постановка «Хованщины» в России превращается в акт не только художественный, но и в определенной мере политический.
А. Майкапар
Мусоргский не завершил свою последнюю оперу. Остался недописанным финал, не сделана инструментовка. Работу закончил Римский-Корсаков.
Путь сочинения на сцену был сложным по цензурным соображениям. Церковь запрещала изображение на сцене религиозных распрей. После ряда спектаклей на частных и провинциальных сценах с весьма посредственным исполнением состоялась историческая премьера в Московской частной опере Мамонтова (1897, Шаляпин в партии Досифея), сыгравшая большую роль в сценической истории сочинения.
В 1911 году "Хованщина" впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге (дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др.). В 1913 состоялась парижская премьера оперы силами дягилевской антрепризы в редакции Стравинского и Равеля (дирижер Купер, режиссер Санин).
Сочинение пользуется огромной популярностью во всем мире. Новую редакцию осуществил в 1959 году Шостакович. Среди постановок последних лет спектакли Ковент Гардена (1963), Ла Скала (1967), Венской оперы (1989, дирижер Аббадо), Гамбургской оперы (1994, режиссер Купфер) и другие. В 1995 году была осуществлена новая постановка в Большом театре (дирижер Ростропович, режиссер Покровский).
Е. Цодоков
ЗАПИСЬ ОПЕРЫ В MP3
Князь Иван Хованский, начальник стрельцов……А. Кривченя (бас) Князь Андрей Хованский, его сын…………………В. Пьявко (тенор) Князь Василий Голицын……………………………А. Масленников (тенор) Шакловитый, боярин………………………………В. Нечипайло (баритон) Досифей, глава раскольников………………………А. Огнивцев (бас) Марфа, раскольница…………………………………И. Архипова (меццо-сопрано) Эмма, девушка из Немецкой слободы……………Т. Сорокина (сопрано) Подъячий……………………………………………………Г. Ефимов (тенор) Варсонофьев, приближённый Голицына…………Ю. Королёв (бас) Сусанна, старая раскольница………………………Т. Тугаринова (сопрано) Кузька, стрелец………………………………………Ю. Григорьев (баритон) Стрешнев, как герольд Петра………………………А. Федосеев
Хор и оркестр Государственного академического Большого театра. Хормейстер Александр Хазанов. Дирижёр Борис Хайкин. Запись 1949 года.
Bitrate: 192 kbps | Общее время звучания: 2.40.09 | Размер: 209 МБ | Формат: mp3
01. Действие 1. Рассвет на Москва-реке. Красная площадь02. Действие 2. Кабинет князя Голицына03. Действие 3. Стрелецкая слобода (Марфа и Досифей)04. Действие 3. Стрелецкая слобода (стрельцы и Хованский)05. Действие 4. Терем Ивана Хованского06. Действие 4. Красная площадь07. Действие 5. Сосновый бор (Досифей)08. Действие 5. Сосновый бор (Марфа, Андрей Хованский). Сцена сожжения
ДИСКОГРАФИЯ:
CD - Le Chant du Monde. Дирижер Хайкин, Иван Хованский (Кривченя), Андрей Хованский (Пьявко), Голицын (Масленников), Досифей (Огнивцев), Марфа (Архипова).
Philips. Дирижер Гергиев, Иван Хованский (Минжилкиев), Андрей Хованский (Галузин), Голицын (Стеблянко), Досифей (Охотников), Марфа (Бородина).
LD. Дирижер Аббадо, Иван Хованский (Гяуров), Андрей Хованский (Атлантов), Голицын (Марусин), Досифей (Бурчуладзе), Марфа (Шемчук).
Иллюстрации: В. Суриков "Утро стрелецкой казни" 1881 г. К. Коровин "Сенные девушки князя Хованского". Эскиз костюмов для оперы Мусоргского "Хованщина" Фёдор Шаляпин в роли Досифея (1912)
www.mussorgsky.ru
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника
Действие оперы происходит в Москве в 1682 году. В начале оперы боярин доносит Петру о случае, недавно произошедшем в городе: начальник стрельцов Иван Хованский метит на престол Петра, причем на престол он хочет посадить своего сына. Его не устраивают новые порядки законы Петра, которые, по его мнению, приведут к разрухе и беспорядку.
Далее автор описывает чествование Ивана Хованского другими стрельцами за такой решительный и смелый шаг. Параллельно появляется любовная линия: Андрей влюбляется в Эмму, но самое интересное, что и отец неровно дышит к девушке из немецкой слободы. Происходит потасовка, но в результате прихода Досифея, главы раскольников, все разрешается довольно благоприятно.
Далее мы наблюдаем сцену, в которой находится князь Голицын. Он чем-то обеспокоен, накануне Марфа, представившись гадалкой, напророчила беду. Он не хочет в это верить и приказывает утопить девушку, но благодаря обстоятельствам, ей удается бежать. После случается ужасное, заговорщики узнают о том, что все проделки и планы давно известны царю и стоит ожидать расправы.
Хованский спрятался в имении, считая, что там он будет в абсолютной безопасности. Его убеждения в том, что беспокоится не из-за чего, не оправдались. К нему приезжает Хованский, якобы для того, чтобы дать приглашение, но как только он выходит, его поражает удар кинжала.
Также Петр убивает и князя Голицына. В живых остается лишь Андрей Хованский, Сжалившись над ним, Петр приказал помиловать молодого человека.
В следующей сцене изображена поляна в бору. Досифей просит сжечь его на костре за его деяния, он винит себя в смертях своих товарищей, также он понимает неизбежность и крах всех планов. Помимо этого, он призывает и всех последовать его примеру. На поляну проникают солдаты Петра и видят, как все объято пламенем.
Данная опера весьма реалистично показала неизбежность изменить уклад царя. Всех выступающих против реформ Петра постигла смерть. Изначально было понятно, что петровские реформы не принесут плодов, но не стоило подвергать за свои идеи человеческую жизнь.
Читать краткое содержание Мусоргский - Хованщина. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Оцените: Голосов: 10Оперы. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Мусоргский - Хованщина
Другие пересказы для читательского дневника
chitatelskij-dnevnik.ru