Творческое объединение "Голубая роза". Картина голубая роза
Голубая роза
Художественное объединение
"ГОЛУБАЯ РОЗА."
Годы между двумя революциями характеризуются напряженностью творческих исканий, иногда прямо исключающих друг друга. В 1907 г. в Москве журналом «Золотое руно» была устроенаединственная выставка художников –последователей Борисова-Мусатова, получившая название «Голубая роза». Ведущим художником «Голубой розы» стал П. Кузнецов. Вокруг него еще в годы обучения сгруппировались М. Сарьян, Н. Сапунов, С. Судейкин, К. Петров-Водкин, А. Фонвизин, скульптор А. Матвеев. Ближе всего «голуборозовцы» к символизму, что выразилось прежде всего в их «языке»: зыбкости настроения, смутной, непереводимой музыкальности ассоциаций, утонченности цветовых соотношений. В русском искусстве символизм скорее всего сформировался в литературе, в самые первые годы нового века уже звучали такие имена, как А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьев. Отдельные элементы «живописного символизма» проявились и в творчестве Врубеля, о чем уже говорилось, Борисова-Мусатова, Рериха, Чюрлениса. В живописи Кузнецова и его сподвижников оказалось немало точек соприкосновения с поэтикой Бальмонта, Брюсова, Белого, только они приобщались к символизму через оперы Вагнера, драмы Ибсена, Гауптмана и Метерлинка. Выставка «Голубой розы» представляла некий синтез: на ней выступали поэты-символисты, исполнялась современная музыка. Эстетическая платформа участников выставки сказалась и в последующие годы, и название этой выставки стало нарицательным для целого направления в искусстве второй половины 900-х годов. На всей деятельности «Голубой розы» лежит также сильнейший отпечаток воздействия стилистики модерна (плоскостно-декоративная стилизация форм, прихотливость линейных ритмов)
.В произведенияхПавла Варфоломеевича Кузнецова (1878– 1968) отражены основные принципы «голуборозовцев». В его творчестве воплощена неоромантическая концепция «прекрасной ясности» (выражение поэта М. Кузмина). Кузнецов создал декоративное панно-картину, в котором стремился абстрагироваться от житейской конкретности, показать единство человека и природы, устойчивость вечного круговорота жизни и природы, рождение в этой гармонии человеческой души. Отсюда стремление к монументальным формам живописи, мечтательно-созерцательной, очищенной от всего мгновенного, общечеловеческие, вневременные ноты, постоянное желание передать одухотворенность материи. Фигура – только знак, выражающий понятие; цвет служит для передачи чувства; ритм – для того, чтобы ввести в определенный мир ощущений (как в иконописи – символ любви, нежности, скорби и пр.). Отсюда и прием равномерного распределения света по всей поверхности холста как одна из основ кузнецовской декоративности. Серов говорил, что природа у П. Кузнецова «дышит». Это прекрасно выражено в его Киргизской (Степной) и Бухарской сюитах, в среднеазиатских пейзажах. («Спящая в кошаре» 1911 г., как пишет исследователь творчества Кузнецова А. Русакова, – это образ мечтательного степного мира, покоя, гармонии. Изображенная женщина – не конкретное лицо, а киргизка вообще, знак монгольской расы.) Высокое небо, безбрежная пустыня, пологие холмы, шатры, стада овец создают образ патриархальной идиллии. Извечная, недосягаемая мечта о гармонии, о слиянии человека с природой, которая во все времена волновала художников («Мираж в степи», 1912, ГТГ). Кузнецов изучал приемы древнерусской иконописи, раннего итальянского Возрождения. Это обращение к классическим традициям мирового искусства в поисках своего большого стиля, как верно замечено исследователями, имело принципиальное значение в период, когда нередко вообще отрицались какие-либо традиции.
Экзотика Востока – Ирана, Египта, Турции – претворена в пейзажах Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880–1972). Восток был естественной темой для художника-армянина. Сарьян создает в своей живописи мир, полный яркой декоративности, более страстный, более земной, у чем Кузнецова, причем живописное решение всегда построено на контрастных соотношениях цвета, без нюансов, в резком теневом сопоставлении («Финиковая пальма, Египет», 1911, карт., темпера, ГТГ). Заметим, что ориентальные произведения Сарьяна с их цветовыми контрастами появляются раньше работ Матисса, созданных им после путешествия в Алжир и Марокко. Образы Сарьяна монументальны благодаря обобщенности форм, большим красочным плоскостям, общей лапидарности языка – это, как правило, обобщенный образ Египта ли, Персии, родной Армении, сохраняющий при этом жизненную естественность, как будто написан с натуры. Декоративные полотна Сарьяна всегда жизнерадостны, они отвечают его представлению о творчестве: «...произведение искусства – само результат счастья, то есть творческого труда. Следовательно, оно должно разжечь в зрителе пламя творческого горения, способствовать выявлению присущего ему от природы стремления к счастью и свободе». Кузнецов и Сарьян разными путями создавали поэтический образ красочно-богатого мира, один – опираясь на традиции древнерусского искусства иконы, другой –древнеармянской миниатюры. В период «Голубой розы» их объединял также интерес к ориентальским мотивам, символические тенденции. Импрессионистическое восприятие действительности художникам «Голубой розы» свойственно не было.
Н.Н. Сапунов
«Голуборозовцы» много и плодотворно работали в театре, где тесно соприкоснулись с драматургией символизма. Н.Н. Сапунов (1880–1912) и С.Ю. Судейкин (1882–1946) оформляли драмы М. Метерлинка, один Сапунов –Г. Ибсена и блоковский «Балаганчик». Эту театральную фантастику, ярмарочно-лубочную стилизацию Сапунов перенес и в свои станковые произведения, остро-декоративные натюрморты с бумажными цветами в изысканных фарфоровых вазах («Пионы», 1908, темпера, ГТГ), в гротескные жанровые сцены, в которых реальность смешивается с фантасмагорией («Маскарад», 1907, ГТГ). С.Ю. Судейкин
studfiles.net
Творческое объединение "Голубая роза"
Творческий союз «Голубая роза» возник в начале 20 столетия, в те годы, когда большой популярностью пользовалось такое направление в искусстве, как символизм. Костяк составили художники Петр Уткин, Павел Кузнецов, скульптор Александр Матвеев. Вскоре появились и другие участники. Художникам-символистам в Советском Союзе делать было нечего, тем не менее большая часть членов «Голубой розы» после революции осталась в России. А некоторые из них внесли вклад в развитие отечественной скульптуры и живописи.
Предыстория
В начале XX столетия имена французских символистов Анри Фантен-Латура, Поля Серюзье, Пьера Пюви де Шаванна были всемирно известны. В России это направление было еще мало развито. Представители «Голубой розы» считали своим предшественником Михаила Врубеля. Творчество этого художника было близко к символистам: его полотна привлекали красочностью, тонкостью палитры, стремлением к изображению нереального мира. Однако непосредственное влияние на формирование творческого объединения оказал В. Борисов-Мусатов. Образы на его полотнах окутаны некой дремотой, персонажи обитают в мире покоя.
Борисов-Мусатов родился в Саратове, в юности уехал в Париж, но нередко наведывался в родной город. В девяностые годы XIX столетия он познакомился с Павлом Кузнецовым, Александром Матвеевым, Петром Уткиным. Борисов-Мусатов, будучи опытным живописцем, преподал начинающим художникам несколько уроков символизма и экспрессионизма.
Все трое вскоре уехали в Москву, где поступили в Училище живописи, ваяния и зодчества. То есть основателями объединения «Голубая роза» стали уроженцы Саратова и выпускники учебного заведения, которое в дореволюционной России считалось одним из лучших. В годы учебы молодые художники сблизились и с другими живописцами, ставшими впоследствии членами творческого союза.
"Алая роза"
За три года до основания творческого объединения прошла выставка картин Уткина и Кузнецова. Правда, здесь были и полотна других живописцев, в том числе Борисова-Мусатова и Врубеля (таким образом устроители выставки подчеркивали влияние мастеров на их творчество).
Выставка называлась «Алая роза». Откуда взялось такое название, неизвестно. Этот цветок в разное врем вдохновлял и романтиков, и символистов. Через несколько лет прошла еще одна выставка, которая уже называлась так же, как и объединение, основанное Кузнецовым, Уткиным и Матвеевым.
Почему роза?
Голубой нил - сорт роз, выведенный в конце прошлого столетия. К слову, лепестки такой розы не синие, а нежно-сиреневые. На европейских просторах не произрастают цветы насыщенного синего цвета, если не считать комнатную фиалку. Голубую розу вывели только в 2004 году. Все, что встречалось ранее - всего лишь цветы, окрашенные по особой технологии.
Описание голубой розы приводить здесь не будем. Скажем лишь, что цветок этот поэтами воспринимался как символ недостижимого идеала. «Голубая роза» - объединение художников, изображавших на своих полотнах (на раннем этапе творчества) абстрактные образы. Были бы они приверженцами реализма, назвали бы свой союз иначе.
Раннее творчество основателей «Голубой розы»
На фото ниже - репродукции картин Уткина и Кузнецова. Но в основном это полотна, созданные после основания творческого объединения. Художников связывала многолетняя дружба. Они не раз работали над общими проектами по оформлению частных домов и театральных постановок. От Борисова-Мусатова молодые художники заимствовали пастельно-розовые и серо-голубые дома, от него они узнали о последних тенденциях в искусстве и принципах модного в то время символизма.
Другие художники
Члены творческого объединения, с которыми основатели познакомились в годы учебы, - Николай Сапунов, Мартирос Сарьян, Сергей Судейкин, Анатолий Арапов, Николай Крымов, Василий и Николай Милиоти, Николай Феофилактов, Иван Кнабе. Некоторое время с "Голубой розой" сотрудничал и Кузьма Петров-Водкин. Однако он так и не стал ее участником.
Первое время художники трудились преимущественно над театральными декорациями. Еще до основания "Голубой розы" Сапунов и Кузнецов создали эскизы к опере Вагнера "Валькирия". Чуть позже они работали над декорациями в театре "Эрмитаж".
А следует сказать, что творчество молодых художников вызывало неблагоприятные отзывы критиков. Уткин, Кузнецов и Петров-Водкин работали над проектом по росписи одного из известнейших саратовских храмов. Фрески, созданные ими, признали "нехудожественными" и уничтожили.
Николай Рябушинский и журнал «Золотое руно»
Объединение «Голубая роза», возможно, не получило бы широкой популярности, если б не известный в ту пору меценат. Николай Рябушинский был редактором журнала «Золотое Руно». Он также организовал первую выставку художников «Голубой розы».
Журнал вышел 1906 году. Рябушинский денег на него не жалел. В журнале было много красочных иллюстраций, каждая страница украшалась виньетками, золотыми вставками. Всего вышло 34 номера «Золотого руна». Четкой концепции этого издания не было. С журналом сотрудничали Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Леонид Андреев, Корней Чуковский. Однако первые номера посвящались исключительно творчеству художников-символистов.
Галерея на Мясницкой
В марте 1907 года благодаря стараниям Рябушинского прошла выставка «Голубая роза», в честь которой названо было позже творческое объединение. В галерее на Мясницкой свои работы представили шестнадцать художников. Почти все они были будущими членами объединения. Это мероприятие прошло уже после смерти главного вдохновителя - Борисова-Мусатова. Идея названия - «Голубая роза» - принадлежала Сапунову, черпавшему вдохновение в работах английского художника Обри Бердслея.
Интерьер дома, в котором прошла выставка, был оформлен соответствующе: повсюду стояли вазы с розами, стены окрашены были в голубые тона. Играла музыка Александра Скрябина.
Картины голуборозовцев вызвали неоднозначную реакцию. Один из видных русских искусствоведов назвал работы художников-символистов несодержательными, близкими к декадентству. Однако критик Сергей Маковский о картинах отозвался весьма восторженно. Работы художников-символистов похвалил и один из самых загадочных русских художников - Казимир Малевич.
В 1909 году Рябушинский организовал еще одну выставку. К этому времени меценат отдавал предпочтение такому направлению, как кубизм. На выставке представлены были картины Дерена, Брака, Матисса, Марке. Выставили свои полотна также Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.
Третья выставка прошла в начале 1910 года. К тому времени журнал «Золотое Руно» уже не публиковался из-за финансовых проблем, в чем и крылась причина непопулярности последнего мероприятия. Однако имена членов «Голубой розы» были хорошо известны и поклонникам искусства, и меценатам. Художников приглашали в различные проекты, но они стремились не только к созданию произведений живописи и скульптуры, но и к синтезу искусств. То есть «Голубая роза» была задумана как союз не только живописцев, но и всех тех, кто отдает в своем творчестве предпочтение символизму.
Как ни странно, общей идеи у членов творческого объединения как таковой не было. После выставки, состоявшейся в январе 1910 года, художники перестали работать над совместными проектами. Да и картины их имели мало общего. Так, Кузнецова, много путешествовавшего по Средней Азии, вдохновляли восточные мотивы. Сарьян писал родные армянские пейзажи. Крымов и Феофилактов прониклись идеями неоклассицизма и сюжетами древнегреческих мифов.
После революции
Эмигрировали Сергей Судейкин, Николай Милиоти, Николай Рябушинский. Остальные, кто так или иначе был связан с организацией «Голубой розы», остались в России. Хотя символизм советская цензура не принимала. Одни занялись преподавательской деятельностью. Другие устроились в государственные учреждения по защите памятников культуры. В конце двадцатых годов Кузнецов, проработавший несколько лет в журнале «Путь освобождения», был уволен из-за отрицательного отзыва о его работах. Стоит рассказать подробнее о самых ярких членах «Голубой розы».
Павел Кузнецов
Будущий художник родился в 1878 году, как уже было сказано, в Саратове. Отец его был иконописцем. В детстве и юности Павел Кузнецов посещал студию живописи и рисования. Здесь он и познакомился в Борисовым-Мусатовым. В 1897 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Дар этого художника сочетался с необыкновенной энергией. Кузнецов прожил долгую, интересную жизнь.
С символистами он сблизился в 1902 году, а прежде всего - с Валерием Брюсовым. Тогда же и началось сотрудничество Кузнецова с журналом «Золотое руно». В 1906 году Кузнецов ездил в Париж. Во французской столице он посетил студии известных художников и принял участие в выставках, в результате чего стал членом еще одного творческого союза.
После 1910 года в его творчестве наступил кризис. В картинах Кузнецова наблюдались повторяющиеся мотивы. Казалось, художник исчерпал себя. В его творчестве наметился новый взлет только после посещения Средней Азии. Павел Кузнецов работал до последних дней своей жизни. Умер в 1968 году, в Москве. Известные работы мастера: «Голубой фонтан», «Вечер в степи», «Спящая в кошаре», «Рождение», «Узбечка», «Горная Бухара», «Табачницы».
Петр Уткин
Будущее член объединения «Голубая роза» родился в Тамбове в 1877 году. Начальное художественное образование получил в Саратове. Уткин учился у Серова, Левитана. Большая часть работ этого художника выполнена в голубых тонах. Умер Петр Уткин в 1934 году, в Ленинграде.
Александр Матвеев
Этот скульптор – одна из ярчайших фигур в русском искусстве начала 20 века. Он принимал участие в организации не только «Голубой розы», но и других творческих объединений. После революции Матвеев работал в Петроградском училище технического рисования, внес существенный вклад в развитие советской художественной школы. Большую часть своей жизни занимался преподавательской деятельностью. Умер Матвеев в 1960 году.
fb.ru
ГОЛУБАЯ РОЗА ОБЪЕДИНЕНИЕ ХУДОЖНИКОВ: Серебряного века силуэт
Театр оказался той почвой, где живопись Голубой розы и символизм встретились непосредственно. Вскоре цвет алой розы как цвет реальности, свежести, плоти и крови перестаёт удовлетворять художников и превращается в оттенок сине-голубой. В 1920-е гг. некоторые из участников выставки вошли в художественные объединения «Маковец» и «Четыре искусства».
Художественное объединение мастеров «Голубая роза» прекратило своё существование в 1910 году. Часть участников отошли от символизма, но продолжали создавать романтически-одухотворённые образы. В выставке принимал участие и Борисов-Мусатов. Отныне объединение живописцев называется «Голубая роза». Предпочтение голубого цвета не простая дань моде. Сине-голубые тона – символ эпохи модерн. Живопись великого Эль Греко, также имеет холодный, неземной оттенок голубого.
В частности, со времени романтизма начала-середины XIX века сине-голубой стал символом вселенского одиночества, удалённого, непостижимого идеала. В этой выставке принимали участие Н. Сапунов, А. А. Арапов, П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, братья Н. Д. и В. Д. Милиоти, Н. П. Феофилактов.
Картины художников. Объединение «Голубая роза»
Всё члены объединения «Голубая роза» вскоре после выставки разъехались кто куда, получив масштабные заказы от их меценатов. Акцент сказочности и экзотики картин художников «Голубой розы» были привнесены восточными мотивами.
Основу выставки составляли работы участников более ранней экспозиции — «Алая роза», проведённой в 1904 году в Саратове. Большинство представленных на выставке полотен было создано в стиле модерн в его московском варианте. Ответное заявление на страницах журнала «Золотое руно» опубликовал В. Милиоти в нём художник отстаивал значение выставки как новой вехи в развитии русского искусства. М.А. Врубель принимал участие в их выставках.
Музыкальная ритмика картин заставляла жить их своей жизнью, создавала трансцендентное бытие, существуя вне реального времени и пространства. А начиналось всё с «музыкальных» полотен духовного наставника молодых художников, саратовца В. Э. Борисова-Мусатова. Его картины-элегии с размытыми в тумане красками, неспешным ритмическим движением напоминают давно забытый старинный мотив, несущий неразгаданную вековую печаль. Герои его произведений находятся между сном и явью или кажутся погружёнными в мистический сон, что делает их обитателями иных миров («Сон божества»).
Триумф синего цвета можно напрямую связать с триумфом европейского христианства в период зрелого средневековья. С XIV века он становится любимым цветом европейской цивилизации, её символом. Государственная Третьяковская Галерея.), где обыденная реальность преображается под действием волшебства, как в произведении М. Метерлинка «Синяя птица».
18 марта 1907 года в Торговом доме М. С. Кузнецова на Мясницкой состоялась юбилейная выставка, знаменующая 10-летие группы молодых художников-символистов. Она стала эпохальным событием в истории русского искусства. Новое направление в искусстве стало именоваться по названию выставки «Голуборозовским». В результате выставка в Торговом доме Товарищества стала не просто выставкой, а настоящим интерактивным действом, только на этот раз выходившим за рамки домашних и заводских постановок Кузнецовых.
Художник Сергей Виноградов вспоминал, что это «Была сенсация в московском мире искусства. И устроена она была с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. И. Грабарю, наоборот, выставка казалась блажью молодёжи, символистическим кривлянием: «на выставке было непростительно много «приятностей» и до одури иного «вкуса»».
И это были действительно сны, но только не кошмарные, а сны, похожие на тихую, светлую кончину великого живописца. Тихо. И картины — как молитвы». Подобно сказке «Синяя птица» в работах художников было много чистого, незамутнённого, как душа ребёнка. Н. Кочетов: «А вот и картинки Миши, когда ему было всего семь лет. Виноват. Вокруг выставки разгорелась целая полемика, и в центре её был торговый дом М. С. Кузнецова, воспринимающийся теперь колыбелью символизма.
Художественное объединение «Голубая роза» из-за своего ухода от реализма, условности и излишнего декоративизма («формализма») было незаслуженно «забыто» в советский период. 1. И. Гофман Русский символизм. Имя Розы это вечная неразгаданность тайного кода Вселенной.
mariantas.ru
Голубая роза объединение | Серебряного века силуэт...
Голубая роза — художественное объединение символистской направленности, получившее название от одноименной выставки. Костяк объединения составляли участники выставки «Алая роза», прошедшей в 1904 г.
Выставка «Голубая роза», организованная на средства мецената и издателя «Золотого руна», художника-любителя Н. Рябушинского открылась 18 марта 1907 г. в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова.
Мартирос Сарьян. Любовь. Сказка. 1906.
В залах, декорированных серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, разместились живописные и графические работы четырнадцати художников — П. Кузнецова, П. Уткина, Н. Сапунова, М. Сарьяна, С. Судейкина, Н. Крымова, А. Арапова, А. Фонвизина, Н. и В. Милиоти, Н. Феофилактова, В. Дриттенпрейса, И. Кнабе и Н. Рябушинского. Здесь же располагались скульптурные работы А. Матвеева и П. Бромирского. Звучала музыка русских композиторов в исполнении лучших музыкантов, читали свои стихи Андрей Белый и В. Брюсов.
Название выставки и объединения, а также стилистика работ участников тесно связаны с эстетикой символизма. Голубой цвет — цвет неба, воды, бесконечного пространства — как бы олицетворял поэтическую мечту и реальность, тоску и надежду.
«Голубая роза» была групповой выставкой, сплоченной единой эстетической программой. Благодаря ее появлению прежние художественные объединения, включая «Мир искусства», потеряли прежнее значение. Продолжив начинания «Мира искусства», «Голубая роза», вместе с тем, противостояла мирискусническому стилизму и литературности и внесла принципиально новое в художественное сознание эпохи. Она явилась первым шагом русского искусства за пределы XIX века.
Исключительность «Голубой розы» состояла в том, что его художники смогли пластически выразить нематериальные категории — эмоции, настроения, душевные переживания. Сделав неопримитивизм своей неотъемлемой частью, «Голубая роза» явилась предтечей русского авангарда. Ее идеи были подхвачены и по-своему развиты в творчестве Н. Гончаровой, М. Ларионова, К. Малевича.
Выставку посетило более пяти тысяч человек.
Объединение «Голубая роза» прекратило свое существование в 1910 г. Его участники собрались еще раз в 1925 г. на выставке «Мастера «Голубой розы» в Третьяковской галерее.
silverage.ru
"Голубая роза" - это... Что такое "Голубая роза"?
объединение русских художников-символистов, названное по одноимённой выставке, состоявшейся в Москве в 1907 г. Организатором и спонсором выступил Н. П. Рябушинский – предприниматель и меценат, художник-любитель, издатель журнала «Золотое руно», с которым сотрудничали поэты-символисты (А. Белый, Д. С. Мережковский, А. А. Блок, В. Я. Брюсов и др.). Вероятно, именно Брюсов предложил название «Голубая роза», выражавшее поэтическую мечту о несбыточно-прекрасном. Объединение просуществовало до 1910 г.Н. Н. Сапунов. «В парке. Влюблённые». Нач. 1900-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Ядро объединения составили живописцы, участвовавшие в выставке «Алая роза» (Саратов, 1904): А. А. Арапов, П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов. На саратовской выставке были представлены также произведения мастеров старшего поколения – М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова, которых молодые художники считали своими предшественниками. Выставка «Голубая роза» демонстрировала, таким образом, преемственность поколений в искусстве русского символизма. В ней участвовали, помимо саратовцев, живописцы Н. П. Крымов, П. И. Бромирский, И. А. Кнабе, В. П. Дриттенпрейс, братья В. Д. и Н. Д. Милиоти, А. В. Фонвизин, В. И. Денисов, Н. П. Рябушинский, скульптор А. Т. Матвеев. Организаторы выставки стремились создать необычную изысканную атмосферу: стены были обиты мягкой серой материей, в залах благоухали живые цветы, звучала музыка А. Н. Скрябина, Н. Н. Черепнина, А. А. Спендиарова, читали стихи Андрей Белый, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др. поэты.
Н. Н. Сапунов. «Вазы и цветы на розовом фоне». 1910 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Выставка «Голубая роза» ознаменовала начало поздней фазы символизма в русском искусстве. По сравнению с графически-линейными произведениями петербургских мастеров из объединения «Мир искусства», которое доминировало в художественной жизни России нач. 20 в., работы молодых москвичей поражали нежными, дымчатыми, словно тающими красками и зыбкими, ускользающими формами. Их любимые мотивы – отражения в воде, туман, зеркала, облака, мир театра с волшебными огнями рампы и чудесными превращениями, происходящими на сцене. Большинство представленных на выставке полотен было создано в стиле модерн в его московском варианте. Вместе с тем некоторые картины предвосхищали появление авангардных направлений 1910-х гг. (экспрессионизм, примитивизм). Для московских живописцев был характерен интерес к традициям иконописи, парсуны и лубка, к восточному искусству.
Обложка каталога выставки «Голубая роза». 1907 г.
Выставка молодых новаторов вызвала ожесточённую полемику среди художественной интеллигенции. С резкой критикой выступил в журнале «Весы» И. Э. Грабарь, призывая голуборозовцев уйти из «царства теней» в солнечный мир реальности. Жёсткий ответ Грабарю со стороны В. Милиоти был помещён на страницах журнала «Золотое руно». Художник отстаивал значение выставки как новой вехи в развитии русского искусства. Позднее многие участники «Голубой розы» отошли от символизма, но продолжали создавать романтически-одухотворённые образы. В 1920-е гг. некоторые из участников выставки вошли в художественные объединения «Маковец» и «Четыре искусства». Ретроспективные выставки художников «Голубой розы» были организованы в Москве в 1925, 1988, 1999 и 2006 гг.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
dic.academic.ru
Художники России. Русский символизм.
«Голубая роза»
История объединения.
Картины П.В.Кузнецова.
1. «Голубой фонтан» 2. натюрморт «Утро»«Мираж в степи»О картине.
М.С.Сарьян.
М.С.Сарьян. Озеро фей (Из цикла «Сказки и сны»). 1905. Бумага, гуашь.
Н.Н.Сапунов.
С.Ю.Судейкин.
Вывод. «Голубая роза».
|
hnu.docdat.com
Голубая роза | Страницы Wiki
Шаблон:Маргинальные теории«Голубая Роза» — выставка, состоявшаяся в 1907 году, в которой участвовали живописцы П. Кузнецов, Н. Сапунов, С. Судейкин, Н. Крымов, М. Сарьян, скульптор А. Матвеев и др.
Эта выставка была открыта 18 марта на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова и была организована на средства Н. Рябушинского — мецената, издателя журнала «Золотое руно» и художника-любителя. Основу выставки составляли работы участников выставки «Алая роза», проведённой в 1904 году в Саратове. Название выставки и художественного объединения, а также стилистика работ участников тесно связаны с эстетикой символизма. Выставку посетило более пяти тысяч человек.
Объединение «Голубая роза» прекратило свое существование в 1910 году.
Его участники собрались еще раз в 1925 г. на выставке «Мастера „Голубой розы“» в Третьяковской галерее. Последняя ретроспектива «Голубой розы» состоялась в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1999).
Живопись: зыбкость настроения, смутной, непереводимой музыкальности ассоциаций, утонченности цветовых соотношений, плоскостность и декоративная стилизация форм, лиризм образов, иногда — мистико-символистические искания. Настроение безысходной грусти и меланхолии создавалось в них мягкими прихотливыми линейными ритмами, приглушёнными цветовыми сочетаниями, влечение к романтически-оккультным темам, образы-видения, написанные в зыбких и переливчатых красочных гаммах. Скульптура (Бромирского и Матвеева) по-своему развивала приемы импрессионизма, переводя их в мир лирических фантазий. главным всегда оставался внутренний, символический слой искусства, стойкий привкус поэтической тайны, витающей в «иных мирах».
Выставка «Голубая роза» была организована на средства Н. Рябушинского — мецената, издателя журнала «Золотое руно» и художника-любителя. Выставка была открыта 18 марта 1907 года в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова.
Основу выставки составляли работы участников выставки «Алая роза», проведённой в 1904 году в Саратове.
Название выставки и художественного объединения, а также стилистика работ участников тесно связаны с эстетикой символизма.
Выставку посетило более пяти тысяч человек.
Объединение «Голубая роза» прекратило свое существование в 1910 году. Его участники собрались еще раз в 1925 г. на выставке «Мастера „Голубой розы“» в Третьяковской галерее. Последняя ретроспектива «Голубой розы» состоялась в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1999).
Живописцы Править
Скульпторы Править
Поэты Править
Выставка «Голубая роза» явилась предтечей русского авангарда в живописи. Стилистика выставки более всего схожа с работами французских «наби».
Идеи объединения отразились позднее в творчестве К. Малевича, Н. Гончаровой и М. Ларионова.
pl:Błękitna różaru.pages.wikia.com