Картины художников. Объединение «Голубая роза». Голубая роза картина


Картины художников. Объединение «Голубая роза»

«Голубая роза» — так называлась выставка, открывшаяся в марте 1907 года в Москве, в доме М.Кузнецова на Мясницкой улице. Экспозиция картин художников была организована шестнадцатью молодыми выпускниками и студентами Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди них П. Кузнецов и М. Сарьян, Н. Сапунов и С. Судейкин, П. Уткин и Н. Крымов, А. Фонвизин и Н. Феофилактов, А. Арапов, братья Милиоти, скульптор А.Матвеев. Это было новое объединение, появившееся на сцене русской художественной жизни начала XX века.

Существует мнение о его недолговечности. Действительно, если иметь в виду выставку с таким названием «Голубая роза» — единственную, в отличие от выставок «Мира искусства» или «Союза русских художников». На ее основе не возникло общества со своим уставом, как позднее произошло с «Бубновым валетом». Выставка не имела ни манифеста, ни четко выраженной эстетической программы. Однако, она отметила важный этап творческой и эстетической эволюции, время наиболее близкого соприкосновения с символизмом.

Тенденции к объединению, к творческому содружеству большей части художников «Голубой розы» выявились значительно раньше 1907 года и имели дальнейшее развитие.

Судьба свела их в стенах Московского художественного училища в один из наиболее значительных периодов его существования. В то время, в нем преподавали В. Серов, К. Коровин, П. Трубецкой, оказавшие большое влияние на молодых художников. Совместная подготовка и участие в ученических выставках, оформление студенческих вечеров, выполнение самостоятельных работ и заказов, помогли сблизить их интересы в поиске новых путей развития искусства.

Натюрморт с сюзане. П.В.Кузнецов, 1913 г. Г.Т.Г. Москва.

Натюрморт с сюзане. П.В.Кузнецов, 1913 г. Г.Т.Г. Москва.

Первым выступлением молодых художников можно считать выставку «Алая роза», организованную весной 1904 года в Саратове, на которой в качестве гостей-экспонатов были представлены работы В. Борисова-Мусатова и М.Врубеля, продолжателями традиций которых в живописи и пластике и выступало новое поколение. С выходом в свет литературно-художественного и критического журнала Весы (1904 — 1909), развивавшего идеи символизма, многие художники начинают сотрудничать в нем и принимать участие в его художественном оформлении, которое отличалось изысканным вкусом. Характерным примером творчества В. Борисова-Мусатова является эскиз обложки журнала, исполненный в 1904 году. Журнал Золотое руно (1904 — 1909) также пропагандировал на своих страницах творчество молодых москвичей, утверждая их значимость в русской художественной культуре. Трагические события начала XX века, способствовали разочарованию в окружающей действительности, стимулируя поиск новых образов и иной художественной культуры. Интересы художников обратились к истории, миру театра, фантазий и грез. В наибольшей степени им соответствовал стиль символизма, тенденции развития которого были взяты ими за основу и продолжены.

Вечерний праздник. В.Д. Милиоти, 1900 г. Русский музей.

Вечерний праздник. В.Д. Милиоти, 1900 г. Русский музей.

Приоритет в становлении символизма принадлежал литераторам: Александру Блоку, Андрею Белому, Вячеславу Иванову, Владимиру Соловьеву, Федору Сологубу, Михаилу Кузьмину.

Многих из них связывало с художниками творческое сотрудничество в журналах Весы и Золотое руно, личное знакомство и дружба. Стремление к нетленной Красоте, к постижению скрытых реальностей бытия и идейной сущности мира было свойственно и тем и другим.

Зима 1906-07 года была богата событиями культурной жизни. Одно из них —  выставка картин художника В.Борисова-Мусатова, проходившая в залах Третьяковской галереи в феврале и впервые широко представившая творчество этого мастера, так рано ушедшего из жизни. Вслед за ней открылась «Голубая роза». Многое было новым и оригинальным на этой выставке: и необычно звучащее, красивое название, и тщательно продуманное оформление экспозиции: стены залов обиты серой тканью, гармонировавшей с выставленными работами; устроены специальные уголки для отдыха, стояла удобная мебель, музыкальные инструменты, комнаты украшали вазы, оформленные живыми цветами. Все располагало к длительному ознакомлению с выставкой, приносило эстетическое наслаждение и давало отдохновение душе и телу. Каждый вечер здесь собирались авторы произведений, возникали споры, дискуссии, художники старались объяснить содержание картин, свои намерения. В дополнение к этому появилась и новая форма представления творчества символистов так называемые исполнительские субботы, которых было устроено три в течение работы выставки. Этому времени была свойственна идея синтеза искусств. Что же касается самой выставки, на ней экспонировались и станковая живопись, и эскизы фресок, плафонов, театральных декораций и костюмов, скульптурные произведения, дающие представление о деятельности художников. Свою цель они видели в создании целостного живописно-пластического образа мира, наполненного духовностью и гармонией, преображенного на основе символов и сложных ассоциаций. Появилось новое отношение к языку искусства: ограничение изобразительных средств, тяготение к повторяемости мотивов, главным средством выразительности становятся цветовые сочетания, настраивающие на определенную тональность.

Озеро фей. М.С. Сарьян, 1905 г. Г.Т.Г. Москва

Озеро фей. М.С. Сарьян, 1905 г. Г.Т.Г. Москва

Общими свойствами живописи художников «Голубой розы» были: повышенная чувствительность к цвету и его оттенкам, а также их музыкальные ассоциации.

Об этом напоминают и сами названия некоторых картин художников: «Ноктюрн и Прелюд» С. Судейкина, что, в свою очередь, заставляет вспомнить работы английского художника Д. Уистлера и некоторых других представителей западноевропейского модерна, особенно французского. Цвет, также имел символическое значение. Само название выставки «Голубая роза», предложенное вероятно Валерием Брюсовым, было выбрано на специальном заседании с участием художников и поэтов-символистов. Голубой цвет ассоциировался с водными гладями и бесконечностью небес, находящимися за пределами мирской суеты. Его упоминание можно было встретить и в литературе символизма: это и Голубой цветок Ф. Новалиса, и Синяя птица М.Метерлинка, и др. Оттенки синего цвета преобладали и в большинстве полотен, представленных на выставке. И. Грабарь писал: Казалось, что всем участникам была предложена общая гамма, в которой решено было выдержать всю выставку. Столь же символичны и сами представленные произведения, отвлеченный сюжет которых, часто не имеющий реального образа, предметной формы, основан на нюансах чувств, эмоций и сложных ассоциациях… Это достигалось с помощью сложных эффектов матово-мерцающей живописной фактуры полотен, различных преображений, в виде резких перспективных сокращений, неожиданных ракурсов, видоизменяющих форму, отражений в воде, на стекле и в зеркалах, световоздушных вибраций, растворяющих контуры и т. п. Излюбленными мотивами картин были: сновидения, миражи, уводящие человека от реальности в мир фантазий и грез.

Таковы картины:

  • «Сказки и сны» М.Сарьяна.
  • «Мираж и Сон» П.Уткина.
  • Скульптурные работы А.Матвеева:  «Сон» и «Спящая женщина».
Сон. Декоративное панно. П.С. Уткин, 1900 г. Русский музей.

Сон. Декоративное панно. П.С. Уткин, 1900 г. Русский музей.

Художники «Голубой розы» были избирательны и в подходе пейзажу.

Здесь, наиболее часто встречались мотивы воды и неба, с их бескрайностью и бездонностью, текучестью и переменчивостью, постоянным движением. Примерами были: панно С. Судейкина Венеция, эскизы и картины на темы ФонтановП. Кузнецова, и др. В работах проявилось и особое ритмическое построение стремление к легкости, плавности, текучим овальным контурам и извивающимся линиям. Делалась попытка передать средствами живописи сложность, зыбкость, мимолетность и в то же время многогранность человеческих чувств. Предметами изображения часто становились сложные переходные цветовые оттенки утра и вечера, а также растворенные в их свете формы.

Акцент сказочности и экзотики картин художников «Голубой розы» были привнесены восточными мотивами. Особое место занимала тема праздника, гулянья и близкая ей театральная. Театр оказался той почвой, где живопись Голубой розы и символизм встретились непосредственно. С театром в той или иной мере были связаны многие художники объединения. Но тогда как для А.Арапова, и П.Кузнецова, работа над декорациями или эскизами костюмов была лишь эпизодом в творческой практике, для Н.Сапунова это было одним из главных дел жизни. На выставке экспонировались его эскизы к лирической драме А.Блока «Балаганчик».

Выставка показала, насколько близким оказался символизм для участников объединения на определенном этапе. Но, постепенно, обозначились различия их устремлений и творческих индивидуальностей. Художники стали обращаться к иным образам и живописным формам. Однако, идеям, как известно, свойственно возвращаться, и неизменный интерес к работам мастеров объединения «Голубая роза» полным поэзии, мечты, фантазии, неповторимой красоты и одухотворенности наглядное тому подтверждение.

Публикация подготовлена по материал статьи «Голубая роза», М. 1989 г.С. Веселовой

Читайте также:

www.5arts.info

Голубая роза

То ли какой-то иной, неведомый мир, то ли намек на него изобразил Кузнецов. Отсвет этой голубой стихии лежит и на лицах людей: внизу на картине видны выходящие из фонтана, будто появляющиеся из влажного мерцающего света фигуры. Женщины окутывают прозрачным покрывалом ребенка, и все происходящее можно истолковать как рождение в мир новой души. Тема материнства волновала когда-то и Борисова-Мусатова, который летом 1897 работал над этюдами к одноименному произведению (так и не написанному). Но если пространство его полотна должно было заливать солнце, то у Кузнецова в «Голубом фонтане» все погружено в неземной голубой свет.

На картине «Утро (Рождение)» (1905, Государственная Третьяковская галерея, Москва) художник изображает появление нового дня — и нового мира. Этот мир еще светел и слаб, словно дитя, но и притягателен своей трепетностью. Кузнецов, подобно Борисову- Мусатову, любил изображать такие неустойчивые, пограничные состояния — между светом и тьмой, ночью и днем, бодрствованием и сном, жизнью и смертью, — неизменно намекая на их бесконечное чередование. В «Утре» возникает тот особый мир, который теплится в сознании пробуждающегося человека, еще не смахнувшего с ресниц остатки сна.

Александр Блок в своей статье о пьесе Метерлинка «Синяя птица», рассуждая о том, как необходимо эту пьесу ставить и играть, отметил: «Надо только понять и припомнить первую минуту после пробуждения. <…> иногда, если сознание еще притушено, в такие минуты все кажется не совсем обыкновенным, немножко непохожим на вчерашнее и потому — праздничным. От не совсем обыкновенного к совсем необыкновенному только один шаг. У взрослого вспыхнувшее будничное сознание затемняет свет, исходящий из окружающих предметов». Кузнецов, рисуя, как раз и заставлял «будничное сознание» отступить перед потаенным миром в своей душе.

Этот художник оказывал большое влияние на своих друзей-символистов, особенно на Петра Уткина, который в картине «Сон. Декоративное панно» (1905, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) изображает то же самое зыбкое состояние на грани яви и сна. Волны невиданного моря омывают таинственный ажурный чертог и вот-вот коснутся обнаженной женской фигуры на берегу. Солнечный свет лишь слегка проникает в заросший, сокрытый от посторонних глаз уголок, где на человека легкой волной набегает сон. Но в живописи Уткина, в отличие от кузнецовской тех лет, мистическое переживание выражено мягче, примером чего может служить «Утренняя молитва» (1908, частное собрание). «Уткин в качестве саратовского Фра Анжелико [итальянский художник XV века, живопись которого отмечена состоянием тишины и умиления] блаженно воздыхал синевами, золотистостями, цветиками и листочками», — писал искусствовед, поэт и переводчик Абрам Эфрос. Чувство радостного трепета от ощущения иного, более прекрасного мира вызывает пейзаж Уткина «Торжество в небе» (1905, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева), где ночное небо сияет так, будто там, в вышине, за тонким пологом, идет церковная служба и горит перед алтарем множество свечей.

Похожий пейзаж есть у Николая Крымова. Речь идет о полотне «Ночь серебристая» (1907, частное собрание). Мы видим светлую ночь, небо словно приближает к нам свое «лицо» и «смотрит» на нас, мерцая звездами. И хотя в этой картине, как и в прочих крымовских пейзажах, нет того глубокого, по-настоящему символического плана, который так явственно проступал в вышеописанной работе Уткина, «Ночь серебристая» рождает волшебное ощущение счастья, причастности к тайне, заключенной в природе.

Символисты любили изображать ночь, потому что в это таинственное время суток и человеческая душа, и мир вокруг раскрываются.

Вячеслав Иванов писал в «Заветах символизма»: «Творчество <…> поделено между миром „внешним“, „дневным“, „охватывающим“ нас в „полном блеске“ своих „проявлений“, и „неразгаданным, ночным“ миром, пугающим нас, но и влекущим, потому что он — наша собственная сокровенная сущность <…>, миром „бестелесным, слышным и незримым“, сотканным, быть может, „из дум, освобожденных сном“». И далее Иванов отмечает, что, например, таким поэтам, как Новалис и Тютчев (оба оказали сильное влияние на символистов), «привольнее дышится в мире ночном, непосредственно приобщающем человека к жизни „божеско-всемирной“». Отсвет этой божеско-всемирной жизни чувствуется и в картине Ивана Кнабе «Ночь» (1908, местонахождение неизвестно), где в синем сумраке сверкают ветви деревьев, покрытые то ли льдом, то ли мириадами огоньков.

Кроме пронизанного светом сумрака символисты изображали какое-то особое время дня, точнее — неземной день, который мы видим, например, у Мартироса Сарьяна на его картине «Озеро фей» (1905, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Но живопись Сарьяна отличается от живописи Кузнецова еще и тем, что Сарьян с самого начала своего символизма рисовал не мистические видения, а сказки или сны о рае: его картины того времени образовывали серии под названиями «Сказки» и «Сны». Затерянный мир, который живет своей жизнью, не менее реальной, чем мир обыденный, художник изобразил и на холсте «В ущелье Ахуряна (Цветущие горы).

Сказка» (1905, Музей М. С. Сарьяна, Ереван). В том неведомом краю рядом с женщинами, закутанными в голубые покрывала, бродят газели, там стаями летают диковинные птицы и цветут — нет, не цветы, скорее краски, как у Врубеля.

Если Кузнецов, часто обращаясь в своих работах того времени к теме материнства, изображал не земную женщину, но Прекрасную Даму, то Сарьян чувственную любовь умел представить почти небесной: она так прекрасна, что поднимает возлюбленных до заоблачных высот, как в его картине «Любовь. Сказка» (1906, Музей М. С. Сарьяна, Ереван). Сарьян не столько стремился привнести в свою живопись потусторонний свет и сделать изображенное намеком на иную реальность, сколько находил высокий смысл и очарование сказки в земных вещах.

art-portal.tilda.ws

Голубая роза - Journal des Arts

Сапунов НН, "Маскарад" 1907

«Голубая Роза» — объединение художников, существовавшее в Москве в 1907-1910 гг. Было создано под эгидой журнала «Золотое руно», издававшегося миллионером-меценатом Н. Рябушинским. Это был журнал московских поэтов-символистов. Возможно, что и название первой выставки «Голубая роза» было подсказано поэтом В. Брюсовым. В объединение входили живописцы: П. Кузнецов, Н. Крымов, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин, П. Уткин, Н. Феофилактов. Программа этих художников была близка символизму поэтов русского «серебряного века». Живописцы «Голубой розы» соединили в своих картинах западный декоративизм А. Матисса и М. Дени с элементами восточного искусства, иконой, парсуной, русским лубком.

Кузнецов Павел Варфоломеевич. Голубой фонтан. 1905

Рябушинский Николай Павлович. Последний луч. 1918Они создали своеобразный тип картины-панно, картины-гобелена, слегка стилизованной под классическое искусство XVIII в. с влияниями Модерна и элегических ретроспективных настроений. «Голубая роза» была оппозицией передовых московских художников диктату петербургских мирискусников. Ядро группы составили участники выставки «Алая роза» в 1904 г. в Саратове. К ним присоединились братья В. и Н. Милиоти, И. Кнабе, П. Бромирский, А. Фонвизин. Художники «Голубой розы» были по природе своей театралами и декораторами, мистиками и мистификаторами. Не случайно Сапунов и Судейкин стали первоклассными театральными художниками. По определению А. Эфроса, «первая группа голуборозовцев, кузнецовская» была декоративна, вторая, «сапуновская» — декорационна, ибо «одна вводила приемы сцены в живописание, другая — приемы живописания на сцену» 

Сапунов Николай Николаевич. Карусель. 1908

Характерной особенностью выставок было изысканное убранство залов, обставленных «стильной мебелью», украшенных портьерами и живыми цветами. Там читали свои стихи А. Белый, В. Брюсов, К. Бальмонт, звучала музыка А. Скрябина. С. Маковский писал о выставке «Голубая роза»: «Светло. Тихо. И картины — как молитвы... Так далеко от суетной обыденности европейских сецессионов и от будуарной элегантности выставок Дягилева». В качестве основной стилистической черты всех «голуборозовцев» Маковский выделял «дематериализацию природы» и «программный символизм» 

Судейкин Сергей Юрьевич. Венецианские куклы. Фрагмент. 1910

Судейкин Сергей Юрьевич. Карусель. 1910

Кузнецов Павел Варфоломеевич. Весна в Крыму. 1910

Матвеев АТ "Юноша" 1911

А.Белый

А вода? Миг - ясна...Миг - круги, ряби: рыбка...Так и мысль!.. Вот - она...Но она - глубина,Заходившая зыбко.

В.Брюсов3. Н. ГИППИУС

Неколебимой истине Не верю я давно, И все моря, все пристани Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья, И Господа и Дьявола Хочу прославить я.

Когда же в белом саване Усну, пускай во сне Все бездны и все гавани Чредою снятся мне.

Декабрь 1901

К.БальмонтАНГЕЛЫ ОПАЛЬНЫЕ

Ангелы опальные,Светлые, печальные,Блески погребальныеТающих свечей,-Грустные, безбольныеЗвоны колокольные,Отзвуки невольные,Отсветы лучей,-Взоры полусонные,Нежные, влюбленные,Дымкой окаймленныеТонкие черты,-То мои несмелые,То воздушно-белые,Сладко-онемелые,Легкие цветы.

Чувственно-неясные,Девственно-прекрасные,В страстности бесстрастныеТайны и слова,-Шорох приближения,Радость отражения,Нежный грех внушения,Дышащий едва,-Зыбкие и странные,Вкрадчиво-туманные,В смелости нежданныеПроблески огня,-То мечты, что встретятсяС теми, кем отметятся,И опять засветятсяЭхом для меня!<1899>



arts-journal.livejournal.com

Художественное объединение «Голубая роза» | aquarells.ru

 

 

 

Художественное объединение «Голубая роза» возникло в 1907 году. Свое название художественное объединение «Голубая роза» получило после проведения в том же году одноименной выставки.

Обложка каталога выставки «Голубая роза» 1907 г.

 

Выставка эта была организована журналом «Золотое руно», который издавал меценат Н.П. Рябушинский. Этот журнал был центром, объединившим вокруг себя поэтов-сивмолистов, возглавляемых В.Я. Брюсовым.

Н.Н. Сапунов «Вазы и цветы на розовом фоне» 1910 г.

 

Предполагается, что и идея названия «Голубая роза» принадлежит Брюсову. Как известно, в природе не существует розы голубого цвета. По крайней мере, в то время голубых роз точно не было.

Н.Н. Сапунов «В парке. Влюбленные» Начало 1900-х гг.

 

Это теперь селекционные и генетические опыты позволяют получить розы практически любого цвета. Голубая роза как символ, скорее всего, означала нечто эфемерное, несуществующее и недостижимое.

П.С. Уткин «Любители бури» 1904, 1908 г.

 

В художественное объединение «Голубая роза» вошли художники-символисты Н.Н. Сапунов, П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, Н.П. Крымов, С.Ю. Судейкин, П.С. Уткин, А.В. Фонвизин, братья Милиоти, Н.П. Феофилактов и др.

С.Ю. Судейкин. Обложка каталога выставки «Алая роза» 1904 г.

 

Основу «Голубой розы» составили участники прошедшей в 1904 году в Саратове выставки «Алая роза», так что название вполне могло быть выбрано в противовес «Алой розе».

В.Э. Борисов-Мусатов «Ветви плакучей березы»

 

Большое влияние на выработку своеобразного стиля участников объединения оказали произведения В.Э. Борисова-Мусатова.

М.С. Сарьян «Девушка, барс и деревья». Рисунок выполнен для журнала «Золотое руно» 1907 г.

 

Основными чертами, характеризующими работы участников художественного объединения «Голубая роза», являются ярко выраженная декоративность, иносказательная, а иногда и мистическая тематика, создание произведений, в которых сочетаются признаки станковых работ и монументальных (панно, гобелены).

В.Д. Милиоти «Ангел печали» 1907 г. Декоративное панно

 

Может быть, именно поэтому некоторые из участников «Голубой розы» позднее стали работать в области сценографии (Судейкин, Сапунов).

А.В. Фонвизин «Жанровая сцена» 1900-е гг. Акварель

 

Другими чертами, характерными для произведений участников объединения,  были изысканный линейный ритм, плоскостное решение, приглушенный, мягкий колорит.

Н.П. Феофилактов «Выезд Венеры» 1910 г. Темпера

 

Залы, в которых проводились выставки объединения «Голубая роза» всегда были оригинально оформлены с помощью живых цветов, стильной мебели, изысканных драпировок.

Н.П. Крымов «Московский пейзаж. Радуга» 1908 г.

 

В выставках принимали участие и поэты-символисты Андрей Белый, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, читавшие там свои стихи. Там звучала музыка Скрябина.

П.В. Кузнецов «Сбор винограда» 1907 г.

 

Художественное объединение «Голубая роза» просуществовало до 1910 года. А через 15 лет в Москве была организована ретроспективная выставка «Мастера «Голубой розы».

Похожее

aquarells.ru

Голубая роза - Блог разнузданного гуманизма

Была сегодня на книжной весенней ярмарке на ВДНХ. Книг там было мало, и посетителей мало. Большие издательства не приехали. Все же я кое-что купила. Хотела купить альбом «Голубая роза», но не купила в связи с отсутствием места, где ее можно хранить – все давным давно забито. К счастью, есть Интернет. «Голубая Роза» — выставка, состоявшаяся в 1907 году в Москве, в которой участвовали живописцы П. Кузнецов, Н. Сапунов, С. Судейкин, Н. Крымов, М. Сарьян, П.Уткин, А.Арапов, А. Фонвизин, братья Милиоти и др.Выставка была открыта 18 марта 1907 года в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова. Кроме художников и скульпторов, в выставке участвовали поэты - А. Белый ,В. Брюсов, К. Бальмонт.В 1910 объединение распалось. Но память о нем осталась. Иногда устраивают выставки в честь «Голубой розы». Последняя была в 2006 году. Не знаю точно, что было выставлено в 1907 году, но помещаю другие работы, выполненные в голубой гамме. Некоторых художников раньше не знала.Привожу и краткие сведения из биографий художников. Из 10 художников один умер до революции, двое эмигрировали. Остальные жили и работали в СССР.

П. Кузнецов (1878- 1968). Заслуженный деятель искусств РСФСР.В 1917—37, 1945—48 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и других институтах. Скончался в Москве.

В степи. Мираж. Восточный мотив.

Н. Сапунов(17 декабря 1880, Москва — 14 июня 1912, Териоки под Санкт-Петербургом). Один из лучших сценографов за историю русского театраСапунов погиб во время лодочной прогулки в Териоках; перегруженная лодка перевернулась, и он утонул (остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном).Цветы и фарфор.

М. Сарьян (1880 — 1972). Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.

Идущая женщина

У колодца. Жаркий день.

С. Судейкин(1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк, США). В 1920 г. Сергей и Вера Судейкины эмигрируют во Францию. В Париже становится сценографом кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. В мае 1922г. расстаётся с женой. С труппой Балиева Судейкин приежает на гастроли в США (1922 г.) и обосновывается в Нью-Йорке. В период с 1924 по 1931 годы активно работает над оформлением многих постановок для театра «Метрополитен Опера».

Карусель

Ню

Портрет О. Глебовой-Судейкиной

Портрет Нины Шик

Николай Крымов. (20 апреля [2 мая] 1884, Москва — 6 мая 1958, там же) — русский живописец и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

К вечеру.

Н. Милиоти (16 января 1874, Москва, Российская империя — 26 декабря 1962, Париж, Франция). В период Первой мировой войны был мобилизован в чине прапорщика артиллерии и участвовал в военных действиях в Карпатах в качестве адъютанта генерала Радко Дмитриева; был дважды контужен, награждён золотым оружием.В июне 1917 года по ходатайству ряда видных московских деятелей культуры был в числе 23 художников освобождён от воинской повинности и демобилизован. В 1918 году выехал в Ялту, где работал председателем Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма. В 1920 году эмигрировал сначала в Софию, где его мастерскую посещал царь Борис, а с 1921 по 1922 годы работал в Берлине. В ноябре 1921 года стал одним из учредителей Дома искусств. В 1923 году переселился в Париж, где его мастерскую на площади Сорбонны, 3-бис, посещали Поль Валери, Райнер Мария Рильке, Андре Моруа. Работал в театре. С 1940 по 1942 году проживал в Биаррице, где выполнил серию рисунков «Разрушения и бедствия войны» и участвовал в групповых выставках. В 1942 году вновь вернулся в Париж, где много работал и исполнил ряд автопортретов. В был 1958 году членом Комитета по сбору средств на издание биографии К. А. Коровина, членом Общества охранения русских культурных ценностей. Скончался 26 декабря 1962 года в Париже и похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. После смерти художника почитательница его таланта Л. Панаева отправила его картины в Москву.

Портрет Л.А. Гауш

В. Милиоти. (17) февраля 1875, Москва, Российская империя — 5 марта 1943, Москва, СССР). Специального художественного образования не имел и занимался живописью под руководством старшего брата Николая. В 1899 году поступил на юридический (позднее перевёлся на историко-филологический факультет) Московского университета. В 1909 году неожиданно отошёл от творчества, уехав из Москвы. Работал в северных губерниях следователем по уголовным делам. В 1917 году вернулся в Москву и вновь занялся живописью и графикой, но после нескольких лет активной общественной деятельности и участия в Комиссии по закупке картин в музейный фонд Москвы, вновь отдалился от общественных объединений, вёл уединенный образ жизни. Работы позднего периода показывал лишь узкому кругу друзей и с 1927 года не участвовал в выставках.

Ангел печали.

П.Уткин. (9 октября 1877, Тамбов — 17 октября 1934, Ленинград). После революции преподавал в Рисовальном училище имени А. П. Боголюбова в Саратове, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств.

Крым. Дождь.

Натюрморт с белым кувшином.

Крымский этюд.

Любители бури.

А. Афанасьев(21 ноября 1876, Санкт-Петербург — 22 декабря 1949, Москва) — российский живописец, график, сценограф. С 1921 по 1936 год работал на московских и ленинградских киностудиях.

Благословление полей.

А.Фонвизин (1883-1973). Родился в Риге в семье лесничего немецкого происхождения, умер в Москве. Акварелист.Композиция с фигурой Христа (1904).

http://i137.photobucket.com/albums/q214/ju_ta_color/9-5.jpg

Автопортрет.

В верхнее тематическое оглавлениеТематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))

uborshizzza.livejournal.com

о выставке «Голубая роза» – Ярмарка Мастеров

Она (голубая роза) была избрана как лучшее и тонкое существо из всех цветов, 

которые нельзя увидеть среди продажных цветов магазинов и бульваров.

К. Малевич о выставке «Голубая роза».

18 марта 1907 года в Торговом доме М.С. Кузнецова на Мясницкой улице открылась выставка под символическим названием «Голубая роза». Организована она была на средства Н.П. Рябушинского, который также выступал в роли её куратора. М.С. Кузнецов же предоставлял выставочное пространство на втором этаже. Проект выставки долго обсуждался, а сама она тщательно готовилась. Свои картины представили молодые художники-символисты Павел Кузнецов и Пётр Уткин, Н.Сапунов, А.А. Арапов, Н.П. Крымов, братья Николай и Василий Дмитриевичи Милиоти, Н.П. Феофилактов, Мартирос Сарьян, С.Ю. Судейкин и др.

Дом фарфора. Дом М.С. Кузнецова, построенный  Ф.О. Шехтелем в 1889-1903 годах.

голубая роза, модерн

Художники считали себя провозвестниками нового направления искусства, которое объединило бы разные виды искусств (музыку, живопись, архитектуру, поэзию, искусство создания декораций) и синтезировало бы нечто новое и свежее, и, как бы мы сейчас сказали, интерактивное.

Выставка на Мясницкой 8, в доме Кузнецова как раз и стала таким интерактивным действом. По сути, картины, представляющие бесспорный интерес, оказались частью особой художественной реальности, созданной при помощи цвета, света, фактур, звуков, ароматов. И даже сами художники были вовлечены в эту волшебную игру, будто бы стали героями некоего театрального представления. Зрителей ждало полное погружение в мир «Голубой розы», мир волшебный, умиротворяющий, призрачный и радостный.

Специально для выставки стены были обиты серо-голубоватой материей, полы устланы коврами того же оттенка. Картины, заведомо подобранные в той же цветовой гамме, будто бы проступали на фоне стен, вырастали из них и растворялись в цветовом пространстве. И обволакиваемые тихими звуками музыки сами творцы скользили мимо своих работ с блеклыми букетиками цветов в петлицах. Художник Сергей Виноградов вспоминал, что это «была сенсация в московском мире искусства. И устроена она была с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как-то тихо и чувствительно играл, красота нежных мягких красок в картинах, наряднейшая красивая толпа, небольшой размером каталог, на обложке его по рисунку Сапунова голубая роза — нежная, блёклая — всё так гармонично, чарующе, так цельно, красиво и радостно…».

Обложка каталога выставки «Голубая роза» по рисунку Н. Сапунова.

голубой, символисты

А вечерами выставка становилась площадкой для специальных «исполнительских собраний». Сюда стремился весь символистский круг Москвы. Велись беседы о новом в искусстве, о его развитии, о новых целях и формах. «Выступали с чтением стихов и прозы Брюсов, Бальмонт, Ремизов. Читали доклады Балтрушайтис, А. Белый. Исполняли свои произведения Скрябин, Ребиков, Черепнин, Спендиаров. Играл Игумнов. Греческие танцы продемонстрировала госпожа К.Я. - последовательница Айседоры Дункан».

Вот лишь несколько картин с выставки «Голубая роза».

Павел Кузнецов. «Голубой фонтан». 1905 г.

синий, символизм

Мартирос Сарьян. «Любовь. Сказка». 1906 г.

красный, картины

Мартирос Сарьян. «Озеро фей». 1905 г.

алый, синтез искусств

Петр Уткин. «Сон». 1900 г.

выставка голубая роза, символ розы

Василий Милиоти. «Вечерний праздник». 1900 г.

живопись, символика цвета

Николай Сапунов. «Маскарад». 1907 г.

голуборозовцы, художники-символисты

Николай Сапунов. «Балет». 1906 г.

история искусств

Выставка вызвала яростную полемику в прессе и обществе. Ее либо принимали с восторгом, либо осуждали в самых негативных выражениях.

Например, по мнению Маковского, выставка многими воспринималась, как «выставка-часовня», открытая вслед за посмертной выставкой Борисова-Мусатова (февраль 1907 г.), учителя и вдохновителя участников «Голубой розы»: «Светло. Тихо. И картины — как молитвы».

И.Грабарь считал, что это лишь блажь молодежи, «символистстическое кривляние»: «На выставке было непростительно много «приятностей» и до одури иного «вкуса».»

Николай Кочетов, корреспондент газеты «Московский листок» (14 апреля 1907 г.) писал: «Нас многие спрашивали: неужели это серьёзно? Неужели это не глумление, не вызов публике? Но тогда что же это такое?» И сам же отвечал на эти вопросы. Это «извращение розы». «Это логика кошмарных снов. И как кошмар не исправляет и не улучшает жизнь, так и это кошмарное искусство не может исправить мир, на что претендует современное сверх искусство».

Сергей Глаголь, критик уж и вовсе переходил на личности: «Достаточно быть Рябушинским, чтобы мановением волшебного жезла детски неумелая мазня превращалась в шедевры», чтобы «всё было дозволено». Н. Кочетов совсем издевательским тоном ему вторил: «А вот и картинки Миши, когда ему было всего семь лет. Виноват. Это «Сказки и сны» Сарьяна и мы принуждены взять более серьёзный тон».

Однако выставка ни в коем случае не призывала погружаться в ночные кошмары, и уж, тем более, картины, представленные публике, не были детской мазней. «Голубая роза» довольно четко и ясно (если это вообще возможно для символистов) выразила настроения значительной части общества, стала сплоченной художественной группой, обрела свой голос и высказалась.

Символ «роза» уже однажды использовалась этой группой художников в названии выставки, но тогда в 1904 году в Саратове в ней принимал участие Борисов-Мусатов, а роза была алой («Алая роза»). Так что выбор символа розы, как чего-то прекрасного, но тайного, вечной загадки мира, не был случайным. Метафизический смысл символа, волнующий умы философов еще со Средневековья, сохранился и в названии 1907-го г., но изменился цвет Цветка.

Символическое значение красного (алого) цвета напрямую противопоставляется значению синего или голубого, как истинная, реальная жизнь человека из плоти и крови противопоставляется призрачному бытию во сне или фантазии. По мнению историка «цвета» Мишеля Пастуро, красный и синий приблизительно с 12-13 веков вообще являются цветами антагонистами: «В последующие четыре-пять столетий эти два цвета делили между собой власть над остальными и в различных областях жизни выступали как антагонисты: цвет праздничный/цвет высокоморальный, цвет материальный/цвет духовный, цвет, бросающийся в глаза/цвет ненавязчивый, цвет мужской/цвет женский». (Мишель Пастуро «Синий. История цвета»).

Синий и его оттенки, столь любимые поэтами, писателями и художниками с эпохи Просвещения и романтизма, в конце 19 - начале 20 веков становится символом эпохи модерна. Многозначность, которую этот цветовой символ постепенно набрал за время своего использования европейской цивилизацией, давала широкие возможности для трактовки названия выставки и творчества художников. Не столько скорбь и печаль, одиночество и отверженность, но свет и умиротворенность, поиски прекрасного идеала, гармонии и красоты - вот что занимало умы участников выставки. Скольжение между сном и явью, мистические сны, воспоминания и тоска по уходящему, исчезающему - эти черты были свойственны скорее учителю молодых художников, Борисову-Мусатову. А вот для молодых «голуборозовцев» синий и голубой — это скорее цвета сказки, фантазии, мифа. Обыденность у них преображается, как в сказке, под действием чуда. Сказка — это мир ребенка, непредвзятый взгляд которого легко трансформирует даже самые простые вещи. Именно ребенок способен расцветить мир сиянием небесной лазури, даровать человеку наивную радость, помочь рассмотреть тайны и почувствовать себя снова счастливым.

Детская чистота способна «снова зажечь потухшие глаза человечества» — таким, думается, был главный посыл выставки «Голубая роза».

После завершения выставки участники ее получили крупные заказы от меценатов. Однако в 1908 году собрались снова на первой русско-французской выставке «Салон «Золотого Руна»». Это событие стало значительной вехой в истории диалога с французскими художниками-символистами, такими, как Дега, Боннар, Сезанн, Гоген, Ренуар, Матисс, Ван Гог, Роден, Дени и др.

Но это уже совсем другая история.

www.livemaster.ru

Художественное объединение «Голубая роза»

Художественное объединение «Голубая роза»

В конце XIX - начале XX века в Московском училище живописи, ваяния и зодчества сформировалось содружество шестнадцати молодых живописцев, получившее впоследствии название «Голубая роза». Их лидеры Павел Кузнецов и Пётр Уткин - были выходцами из старинного волжского города Саратова. Кроме них, в группу входили: А.А. Арапов, Н.Н. Феофилактов, Н.П. Крымов, Н.Д. Милиоти, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, скульптор А.Т. Матвеев, К.С. Петров-Водкин в начале своего творческого пути и другие. М.А. Врубель принимал участие в их выставках. Подобно французским «набидам» (художникам-пророкам: Боннару, Вюйару, Дени) они считали себя провозвестниками нового вида искусства, главной целью которого стало создание масштабной картины-панно, где синтезировались бы все виды искусства: живопись, архитектура, музыка, поэзия, а также театрально-декорационное искусство. Особое значение придавалось музыке с её бесконечностью, импровизационностью, одухотворённостью. Музыкальная ритмика картин заставляла жить их своей жизнью, создавала трансцендентное бытие, существуя вне реального времени и пространства. В этих проникнутых музыкой символах чувствуется связь с картинами другими представителей европейского символизма: знаменитыми панно А. Матисса «Танец», «Музыка», «Адажио», «Симфония» П. Синьяка, «Голубые танцовщицы» Дега, театральными афишами Тулуз-Лотрека…

А начиналось всё с «музыкальных» полотен духовного наставника молодых художников, саратовца В. Э. Борисова-Мусатова. Его картины-элегии с размытыми в тумане красками, неспешным ритмическим движением напоминают давно забытый старинный мотив, несущий неразгаданную вековую печаль. Герои его произведений находятся между сном и явью или кажутся погружёнными в мистический сон, что делает их обитателями иных миров («Сон божества»). В картине «Призраки», програмном произведении живописца все эти черты воплотились в полной мере: персонажи как бы скользят мимо нас по воздушной поверхности. Ожившие статуи и фигура девушки воспринимаются, как отражения на тёмной глади воды. Их движение напоминает расходящиеся по её поверхности круги. Малейшее дуновение утреннего ветерка и всё навеки исчезнет в реке забвения.

Известный исследователь «Голубой розы» И. Гофман, считает, что на формирование художественно-эстетических принципов саратовских художников несомненное влияние оказали волжские пейзажи: «Спокойное величие русской реки, голубой красавицы-Волги, с высоким пронизанным солнцем лазурным небом над ней, словно приоткрыли этим художникам некую тайну Красоты и Гармонии».(1) Значение Волги для становления саратовской художественной школы сопоставимо с ролью туманной Темзы в развитии английского пейзажа и Сены – в появлении барбизонской школы -предтечи импрессионизма во Франции.

В 1904 году художники организовали в Саратове выставку «Алая роза». Фигурирующая в названии Роза это метафизический символ, известный еще с эпохи Средневековья, возлюбленный как философами Востока и Запада. Имя Розы это вечная неразгаданность тайного кода Вселенной. В выставке принимал участие и Борисов-Мусатов.

Вскоре цвет алой розы как цвет реальности, свежести, плоти и крови перестаёт удовлетворять художников и превращается в оттенок сине-голубой. Отныне объединение живописцев называется «Голубая роза». Предпочтение голубого цвета не простая дань моде. Сине-голубые тона – символ эпохи модерн. Это цвет средневековых фресок Испании, Англии, России, иллюминированных манускриптов, роскошных эмалей. Живопись великого Эль Греко, также имеет холодный, неземной оттенок голубого. Если углубиться в символику и историю голубого цвета, то можно отметить, что античность недолюбливала синие оттенки, римляне их считали варварскими, в то время, как истинно царским рассматривался драгоценный пурпур. Триумф синего цвета можно напрямую связать с триумфом европейского христианства в период зрелого средневековья. Мишель Пастуро в своей книге «Символическая история средневековья» называет господство синего цвета, «синей революцией», которая началась с 1140-х годов во Франции, а затем захлестнула остальные европейские страны. Он «неожиданно вторгается во все формы художественного творчества, становится цветом Христа и Девы Марии, потом цветом королей и князей, а с конца XII века даже начинает составлять конкуренцию красному цвету во многих сферах общественной жизни. Следующий век становится великим веком распространения синего». С XIV века он становится любимым цветом европейской цивилизации, её символом.

За несколько веков сияющая синь королевских одежд средневекового мира претерпела ряд метаморфоз. В частности, со времени романтизма начала-середины XIX века сине-голубой стал символом вселенского одиночества, удалённого, непостижимого идеала. В конце XIX - начале XX века под влиянием философского произведения О. Шпенглера «Закат Европы» этот цвет несёт печать отверженности, печали, умирания фаустовской культуры.

Итак, произведения голуборозовцев, таким образом, становятся в один ряд с холодным сине-голубым миром Сезанна, произведениями «голубого периода» Пабло Пикассо, где фигурируют одинокие герои - «убогие бродяги, избравшие церковную паперть своей родиной… Здесь всё скорбь и печаль» (Сальмон)

Однако лирическая печаль некоторых произведений художников «Голубой розы» (воздействие полотен Борисова-Мусатова) не главный двигатель их мировоззрения. Голубой цвет для молодых людей, не отягчённых фаустовской скорбью это цвет фантазии, мифа, становления нового мира. В этом плане показательны картины Павла Кузнецова «Голубой Фонтан» ( 1905 г. Москва. Государственная Третьяковская галерея.) и «Видение в степи» (1910 г. Москва. Государственная Третьяковская Галерея.), где обыденная реальность преображается под действием волшебства, как в произведении М. Метерлинка «Синяя птица». Художники смотрят на простой мир глазами юных героев сказки и все вокруг сияет небесной лазурью детства, радости и счастья. Именно ребёнок может увидеть сокрытую от других тайну Вселенной, детская чистота способна «снова зажечь потухшие глаза человечества». Радостно-восторженный, непредвзятый взгляд на мир глазами ребёнка роднит произведения голуборозовцев с примитивизмом и позволяет говорить о них как провозвестниках русского авангарда.

18 марта 1907 года в Торговом доме М. С. Кузнецова на Мясницкой состоялась юбилейная выставка, знаменующая 10-летие группы молодых художников-символистов. Она стала эпохальным событием в истории русского искусства. В этой выставке принимали участие Н. Сапунов, А. А. Арапов, П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, братья Н. Д. и В. Д. Милиоти, Н. П. Феофилактов. Новое направление в искусстве стало именоваться по названию выставки «Голуборозовским».

Всё происходило на Мясницкой 8 (Дом фарфора), в доме Кузнецова, построенном Ф. О. Шехтелем в 1889-1903 годах, на втором этаже. Организована она была на средства Н. П. Рябушинского, (2) он же был её куратором, а М. С. Кузнецов предоставлял выставочное пространство, где его родственнику предоставлялась полная творческая свобода. К выставке тщательно готовились. Её проект долго обсуждался в редакции журнала «Золотое Руно» , а также в мебилированных комнатах, размещавшихся над кофейней Д. Филиппова на Тверской, где и жило большинство её участников.(3)

В результате выставка в Торговом доме Товарищества стала не просто выставкой, а настоящим интерактивным действом, только на этот раз выходившим за рамки домашних и заводских постановок Кузнецовых. Стены были обиты материей голубовато-серых тонов, полы устланы коврами тех же оттенков. Картины имели непривычные для живописи названия: «Испуг», «Шум моря», «Увядающее Солнце», «Предчувствие девы» и были выдержаны в голубой тональности, едва проступая на фоне стен. Художники с букетиками блёклых цветов в петлицах прохаживались у своих работ. Тихо звучала музыка. Художник Сергей Виноградов вспоминал, что это «Была сенсация в московском мире искусства. И устроена она была с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как-то тихо и чувствительно играл, красота нежных мягких красок в картинах, наряднейшая красивая толпа, небольшой размером каталог, на обложке его по рисунку Сапунова голубая роза-нежная, блёклая - всё так гармонично, чарующе, так цельно, красиво и радостно…» (4) По воспоминаниям, в вечерние часы на выставке устраивались специальные «исполнительские собрания», на которых шли беседы о новых задачах, стоявших перед искусством. Собирался весь цвет московских символистских кругов. «Выступали с чтением стихов и прозы Брюсов, Бальмонт, Ремизов. Читали доклады Балтрушайтис, А. Белый. Исполняли свои произведения Скрябин, Ребиков, Черепнин, Спендиаров. Играл Игумнов. Греческие танцы продемонстрировала госпожа К.Я. -последовательница Айседоры Дункан»

П. Кузнецов развивал вновь тему фонтана («Белый фонтан»), Сарьян-сказки и сны, Уткин-продолжил мотив «ночей». Но теперь «Голубая роза» впервые обрела свой собственный символ, выразивший настроения той эпохи и стала сплочённой группой в 16 человек вместе с выступившим с ними в качестве художника Н. Рябушинским. (5) Малевич, автор «Чёрного квадрата на белом фоне», так понимал символику «Голубой розы»: «она (роза) была избрана как лучшее и тонкое существо из всех цветов, которые нельзя увидеть среди продажных цветов магазинов и бульваров». И. Грабарю, наоборот, выставка казалась блажью молодёжи, символистическим кривлянием: «на выставке было непростительно много «приятностей» и до одури иного «вкуса»». (6)

Корреспондент Николай Кочетов в газете «Московский листок» от 14 апреля 1907 года задавал возмущённые вопросы: «Нас многие спрашивали: неужели это серьёзно? Неужели это не глумление, не вызов публике? Но тогда что же это такое?» Это «извращение розы». «Это логика кошмарных снов. И как кошмар не исправляет и не улучшает жизнь, так и это кошмарное искусство не может исправить мир, на что претендует современное сверхискусство».

И это были действительно сны, но только не кошмарные, а сны, похожие на тихую, светлую кончину великого живописца. Дело в том, что «Голубая роза» была открыта вслед за посмертной выставкой Борисова-Мусатова, состоявшейся в феврале 1907 года. На этой «живой» выставке было странно думать о смерти художника, писал Б. Липкин. «То, что делал Мусатов, это цветы, расцветшие прошлой ночью; они не завяли ещё: это-сегодня».(7)

Поэтому для Маковского выставка эта воспринималась как «выставка-часовня», где «Светло. Тихо. И картины - как молитвы». Подобно сказке «Синяя птица» в работах художников было много чистого, незамутнённого, как душа ребёнка. Критик Сергей Глаголь, напротив возмущался: «достаточно быть Рябушинским, чтобы мановением волшебного жезла детски неумелая мазня превращалась в шедевры», чтобы «всё было дозволено». Н. Кочетов: «А вот и картинки Миши, когда ему было всего семь лет. Виноват. Это «Сказки и сны» Сарьяна и мы принуждены взять более серьёзный тон».

Вокруг выставки разгорелась целая полемика, и в центре её был торговый дом М. С. Кузнецова, воспринимающийся теперь колыбелью символизма. И только. Дальше пути расходятся. Матвей Сидорович Кузнецов с его традиционными вкусами не мог в полной мере оценить творчество «голуборозовцев». Хотя в отдельных пунктах их интересы соприкасались. Например, декоративные работы Сапунова и Головина, казалось, были созданы для фарфора. Однако понравившаяся Кузнецову работа «Голубые гортензии» Сапунова была заблаговременно приобретена купцом Третьяковым и не выставлялась в его доме, а сотрудничество с фарфоровыми фабриками Кузнецова и тиражирование их картин не отвечало наполеоновским амбициям молодых людей. Не хочется размениваться по мелочам, когда ты находишься в зените славы, во главе обновлённого искусства…Да и не стоит ограничивать своё творчество только «цветочной» темой. В огромном торговом зале у Кузнецова Сапунов выставил уже другие свои работы: «Балет», «Маскарад» и «Менуэт».

В пятом номере журнала «Золотое руно» содержалась аналитическая статья С. Маковского об этой выставке, после которой происходит признание этого нового направления: в апреле того же года возникает Общество «Свободная эстетика» -объединение культурной элиты, призванное «способствовать успеху и развитию искусства и литературы и содействовать общению деятелей между собой». В её состав входят: Брюсов, Белый, Волошин, Станиславский, Шаляпин, Морозов и Щукин, Серов, И. Грабарь, из голуборозовцев Арапов, Дриттенпрейс, Крымов, Кузнецов, Милиоти, Сапунов, Сарьян, Судейкин.

Всё члены объединения «Голубая роза» вскоре после выставки разъехались кто куда, получив масштабные заказы от их меценатов. Кузнецов декорирует виллу Рябушинского «Чёрный лебедь», Сапунов и Судейкин дом Носовых, Дриттенпрейс исполняет эскизы декоративного оформления зала заседаний Общества «Свободная эстетика», потом убранство интерьера «Русского охотничьего клуба» и проект загородного дома в Иваново-Вознесенске. Кузнецов, Уткин, Матвеев начинают работу по декоративному оформлению архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Жуковского в Крыму (Кучук-Кой)

Следующим важным событием в жизни голуборозовцев стала первая русско-французская выставка 1908 года «Салон «Золотого Руна». В рамках этого мероприятия состоялся диалог русских и французских художников-символистов. Среди последних были Боннар, Брак, Дега, Дени, Дерен, Сезанн, Гоген, Ван Гог, Марке, Матисс, Ренуар, Руо, Бурдель, Майоль, Роден и другие.

Под воздействием новаторского искусства Европы русские художники «Голубой розы» делают свои живописные панно ещё более декоративными. Художники всё дальше уходят от плодов цивилизации. Их привлекает реальность первозданная- мир древней степи (П. Кузнецов), жизнь Востока (М. Сарьян), мир русского фольклора (Н. Милиоти), народная стихия ярмарок и балаганов (Н.Сапунов, С. Судейкин). Последний связал свою жизнь с театрально-декорационным искусством и после эммиграции в Нью-Йорк сосредоточился исключительно на оформлении спектаклей Ковент-Гардена и Метрополитен-оперы.

Художественное объединение «Голубая роза» из-за своего ухода от реализма, условности и излишнего декоративизма («формализма») было незаслуженно «забыто» в советский период. И только сравнительно недавно мы смогли по-настоящему оценить их детскую веру в сказку и волшебство, чистые, незамутнённые образы созданного ими лазурного мира.

1. И. Гофман Русский символизм. Голубая роза .с. 22 М. 2005.

2. На средства Николая Рябушинского с начала 1906 года выходит журнал «Золотое руно»-форма творческого объединения группы, источник её материального обеспечения, теоретической и идеологической поддержкой. Все члены группы входят в состав редакции, ими осуществляется декоративное оформление журнала. Главное направление деятельности журнала-организация выставок их творческого содружества

3. Гофман И. Голубая роза. М. 2004 с. 90-91.

4. Виноградов С. А. О выставке «Голубой розы», таланте Н. П. Рябушинского и «Празднике роз» в его Кучине(из моих записок «Сегодня» 1935, 7 апреля)

5. Известно, что Московский художественный театр в то время собирался ставить новую пьесу Метерлинка «Голубая птица». Это «феерия-сказка», как и творчество этой группы. Постановка в королевском театре Лондона на Рождество, как рассчитывал Метерлинк, не состоялась и осенью 1906 года Метерлинк передал рукопись и право первой постановки «Голубой птицы» МХАТу. Так что «голубые» оттенки появились на выставке не случайно, они витали в атмосфере тех лет.

6. Грабарь И «Голубая роза» Весы 1907 №5)

7. Золотое руно 1907 №3-по поводу посмертной выставки Борисова-Мусатова в Москве)

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта