Мистика картин Рериха. Известная картина рериха
Мистика картин Рериха: svetan_56
Учение о воздействии на организм и психику человека цвета и звука многие тысячелетия было известно мистикам Востока в рамках эзотерического знания. Знал ли Н.Рерих об этом учении? Судя по цветовой гамме его картин – знал.
В наше время воздействие цветовых волн на органы чувств взято на вооружение современной медициной и психологией, а понятие цветотерапии включает в себя особые методики исцеления и оздоровления, использующие позитивное воздействие этих волн на физическое и психическое здоровье людей.
Многие исследователи отмечают, что, насыщенные яркими и чистыми тонами, картины Рериха неизменно гармонизируют ауру и биополе людей, поднимают его жизненный тонус и улучшают настроение.
В дневниках Рерихов можно прочесть следующие сведения о воздействии различных цветов:
- желтый цвет укрепляет физический организм в целом, поддерживает сердце;
- лиловый цвет укрепляет мозг;
- зеленый цвет укрепляет нервную систему;
- розовый цвет оздоравливает желудок;
- синий цвет оказывает общеукрепляющее действие и активизирует тягу к духовным знаниям.
Не случайно именно синий, лиловый, зеленый и розовый цвета достаточно часто присутствуют на картинах Рерихов. Оказывается цвет может не только врачевать душу и тело, но и содействовать духовному развитию человека. Именно на этом принципе и основана главная информационная составляющая психотерапевтического воздействия живописи этого удивительного художника.
Многие специалисты в области эзотерики утверждают, что чистые, насыщенные краски рериховских полотен переводят сознание человека в некое измененное состояние, при котором сознание человека открывает канал связи со своим Высшим «Я». Цветовая гамма его картин пробуждает и гармонизирует энергетические центры человека, стимулирует духовное развитие с помощью активации высших чакр.
На картине «Держательница Мира. Камень Несущая» на фоне гор
Николай Константинович изобразил монументальную фигуру женщины, ногами стоящуюна Земле, а головой уходящую в небеса. Раньше иконописцы использовали подобнуюкомпозицию для изображения святых, подчёркивая этим, что святой подвижник являетсякак бы связующим мостом между Небом и Землей.Фигура женщины, её головной убор, каждая складка её плаща имеют абсолютноесходство со знаменитой скульптурой маркграфини Уты, украшающей интерьер одного изсоборов Германии.Эта картина, впрочем, как и все картины Рерихов, вызывает множество вопросов. Чтоозначает само её название? Какое отношение имеет к этому Елена Ивановна? Почемувоображение художника перенесло скульптуру немецкой феодалки из средневековойГермании в Гималаи? Почему на своей картине он вложил в руки Уты священный ларец?Ответ на последний вопрос можно найти в одном из писем самой Елены Ивановны:«Ларец, упомянутый в легенде, относится к тринадцатому столетию и, по преданию, онсделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется многоалхимических символов. Знаменитый раввин, составитель Зохара, преследуемыйиспанцами..., нашёл защиту в лице германской феодалки, допустившей его в своивладения, в благодарность он подарил ей талисман и этот драгоценный кусок кожи.Феодалка приказала сделать из этой кожи ларец и хранила в нём полученный талисман.Легенда гласит, что после утверждения новой мощи сокровище должно возвратиться вТвердыню Света».Как недостижимый идеал, она противостоит неопримитивизму современного искусства,присутствуя в сопоставлениях и коллажах. Скульптура Уты остаётся немецкой иконой,выражающей невыразимое в трёхмерности пластического ансамбля.Центральным женским образом немецкой культуры является образ Уты, запечатлённый вскульптуре Наумбургского собора. Созданная в ХII веке, когда мастера уже пыталисьзапечатлеть в камне внешнее проявление человеческой природы; эмоции, чувства,скульптура Уты приближается к классическому идеалу. Особенности её облика, при всейеё внешней сдержанности, отражают глубины её неизъяснимо прекрасной души. Вгерманской культуре Ута и по сей день является идеалом женственности. Строгая ипрекрасная, величественная и недоступная, она получила название «немецкой Артемиды»,греческой богини, чей образ сочетает в себе нежность и неприступность. Суроваянемецкая природа отточила черты греческой богини, придав им великолепие ледяногосияния. Таящий в себе загадку самых высоких проявлений Духа в немецкой национальнойкультуре, образ Уты и в XX веке остался незыблемым в нахлынувших волнах новейшихего толкований. Уте, равно как и другим скульптурам Наумбургского собора (точнее, ихслепкам), приходилось участвовать в действах 30-х годов, посвященных 2000-летиюнемецкой культуры. Тогда Ута появлялась и в литературных текстах и на театральныхподмостках.В сентябре 1923 года к Рерихам пришла Легенда о Камне, где было сказано:«Храните Камень в Ковчеге, привезённом из Ротенбурга. На нём четыре квадрата сознаком «М». Явление будет ясно, когда Я произнесу — путь четверых на Восток... Времянастает, сроки исполняются. Рок суждённый записан, когда с Запада добровольно Каменьпридёт. Утверждаем ждать и понять Камня путь. Утверждаем понять сужденныхносителей Камня, идущих домой. Корабль готов!Новая Страна пойдёт на встречу Семи Звёздам под знаком Трёх Звёзд, пославших Каменьмиру. Сокровище готово и враг не возьмёт золотом покрытый щит!Ждите Камень!»6 октября 1923 г. в Париже Рерихи получили Ковчег с Камнем. Этот эпизод их жизниописан Н.К. в очерке «Вехи»:«...Было указание о том, что получится очень ценная посылка. Время прошло. Друзьянаши уже как бы забыли об этом обстоятельстве, приехав в Париж. Однажды из банка«Беккерс Трест» приносят оповещение о получении пакета. Оказалось, что этимобычнейшим путём была доставлена самая необычная посылка. Как видите, и такбывает».Чинтамани — это фрагмент главного Камня, который находится в Гималаях и являетсякосмическим магнитом, обладающим огромной проникающей силой психического идуховного воздействия на сознание людей. Его самое непостижимое и таинственноесвойство — энергетический ритм. Это ритм Сердца нашей Вселенной, которое находитсяв пространстве созвездия Орион.В очерке «Камень» Николай Константинович пишет:«На камне указываются знаки, которые то появляются, то уходят вглубь. Каменьпредупреждает своего временного владельца о всяких значительных событиях. Каменьиздаёт треск в особых случаях. Становится особенно тяжёлым или, наоборот, теряет вес.Иногда камень начинает светиться. Камень приносится иногда новому владельцусовершенно неожиданно какими-то незнакомцами. У камня много качеств, недаром о нёмсложены всевозможные предания и песни. Упоминается он и в средневековыхисторических и научных изысканиях. На Гималаях, в Тибете и в Монголии постоянноприходится встречаться с упоминаниями об этом сокровенном чуде».Камень сопряжён с женским началом и знаменует эпоху Женщины — эпоху МатериМира. Именно через этот камень, доверенный Е.И.Рерих, согласовывался ритм энергетикиеё организма с ритмом Сердца Вселенной.Сердце земной женщины, ассимилировав огненно-духовные ритмы Сердца Космоса,соединил Землю и Высшие Планы.Этот опыт имеет планетарно-космическое значение и в силу своей необычности не можетбыть оценен ныне живущим поколением в должной мере.Это был опыт по соединению Миров...Великий Учитель, давший Агни Йогу, или Учение Живой Этики, сказал человечествубудущего:«У Нас, у Сынов Разума, у Духов-Руководителей планеты, есть на вашей планетедоверенная, испившая чашу опыта. Она послана вам как свидетельница космическихявлений, как носительница Моих поручений, как ваша пророчица будущего».«Она Мать небывалого, всеохватного, преобразующего всю жизнь Учения,благовещающего Новую эпоху Света в сознании человечества, — писал замечательныйлатышский философ и поэт Р.Я.Рудзитис о Е.И.Рерих. — Она советница и духовная матьдля многих последователей Живой Этики и ищущих, ни одного вопроса которых она неоставила без ответа, каждому она подарила приветливое слово помощи, окружаласердечной нежностью и лучами дружбы.И в дальнейшем истинно она будет путеводной звездой и маяком для алчущих сердец длямногих поколений».Известно, что Святослав Николаевич Рерих написал порядка тридцати портретов своегоотца, академика Н.К.Рериха. За один из них в 1939 году, когда Люксембургский музей вПариже приобрёл его работу, имя Святослава Рериха было занесено в число бессмертныххудожников.Святослав Николаевич написал здесь своего отца в одежде, которую тот никогда не носил,— в костюме Таши-Ламы. Почему? Зная, что в картинах Рерихов нет ничего случайного,мы должны искать ответ на этот вопрос.Мы знаем также, что сам Николай Константинович считал, что в портрете очень важенфон. У Святослава Николаевича на этом портрете он изображен на фоне стариннойкартины или вышивки с едва уловимым рисунком. Но вот что хорошо видно, так этокорону (венец). С.Н. построил композицию картины так, что на голове у Н.К. ... корона.Что хотел этим сказать Святослав Николаевич потомкам? Может быть, это коронаВеликого Братства, вестником которого был его отец.На картине мы видим строгого человека, обладающего недюжинной волей. Но он несмотрит на нас, взгляд его устремлен на священный Ларец, который он держит в руках.Ларец покрыт «тканью родины своей», на которой в круге написано:«Сим победиши».
Весь строй этой картины очень торжествен и возвышен.Николая Рериха называли в Индии Хималайяпутра — сын Гималаев. Как в древниевремена на Руси шли к святым старцам, так вереницы индусов шли к нему, чтобыполучить ответы на сокровенные вопросы жизни.Индия, страна древней мудрости, где тысячелетиями существует институт учительства, апонятие Учитель считается священным, нарекла его Гурудэв, Махариши, Махатма, чтоозначает Божественный Учитель, Великий Учитель, Великая Душа.Из других источников мы можем узнать, что Ларец стал ковчегом для метеорита,присланного с Ориона. В Азии этот камень известен как Чинтамани, Норбу Римпоче —Сокровище Мира, а в Европе — как священный Грааль.Известно, что Камень имеет форму расплющенного плода или сердца удлинённой формы.Камень сам приходит, взять его нельзя. Все великие объединители и основателигосударств владели им.Курновуу — Великий Правитель Атлантиды — носил этот Камень, заключавшийкристалл жизни, поверх всех золотых украшений.Царь Соломон приказал отбить часть камня и вставить в серебряный перстень, с которымникогда не расставался. На камне была начертана «чаша мудрости, пламенемпросиявшая».Владел Камнем и Акбар — великий объединитель Индии.Император Китая построил для Сокровища Мира храм из бирюзы цвета неба.Восток полон легенд о Даре Ориона. Одна из них — легенда о Белом Коне «ЭрдениМори», несущем великий драгоценный камень Мудрости, свет которого рассеивает тьму:«На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня.Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь,потерянный караваном? Или, может быть, он бросил всадника, перепрыгивая черезпропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший,он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит,как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в суждённый час сойдёт коньодинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира: Норбу Римпоче— Чинтамани — Чудесный Камень, Мира Спаситель. Не пришло ли время? Не приноситли нам конь одинокий Сокровище Мира?»Николай Константинович писал, что символ белого коня проходит в легендах и сказанияхразличных народов.«Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнцазатихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище».«Пока народы знают о суждённом сокровище, они всё же останутся на верном пути. Путьих, хотя бы и долгий, и необычный, — неизбежен. Так же неизбежен, как служениесовершенствования. Кому-то сказки. Кому-то быль. Кто-то убоится. А кто-то развернётстраницы книги принесённой».«В сагах знаем героев на белых конях». «Видели белого коня Святого Егория». «Виделибелых коней Флора и Лавра». «Видели белых коней литовского бога Световита». «Набелых конях мчались валькирии».«Слышали о коне Гессер-Хана, даже видели на скалах Тибета удары подков его».«Знали коня Химавата — с огненной ношей Чинтамани».«Построение Великой Стены обозначено замечательным сказанием. Для защитыгосударства был пущен белый конь; и там, где прошёл этот светлый посланец, там черезвсе хребты и была воздвигнута Великая Стена. Опять-таки белый. «Именно белый конь всказаниях принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить,принося великую весть».Неоднократно Николай Константинович изображал легендарного Коня счастья и на своихполотнах. Два из них находятся в музеях его имени: в Нью-Йорке и в Москве.Когда я начала изучать творчество Святослава Николаевича Рериха, то удивилась, почемуон написал около тридцати портретов отца и всего лишь один портрет матушки? Написалон её в 1937 году, когда ей было 58 лет. Такая красавица! Но почему не написал еёмолодую? Опять тайна!Потом узнала, что Е.И. и фотографироваться не любила. А если и попадала в кадр, тозакрывала лицо.Постепенно, после погружения в книги Учения, пришло понимание.Есть нечто, ставящее Е.И.Рерих поверх всех жителей планеты ХХ-го столетия. Это еёучастие в сложнейшем космическом эксперименте, научное описание которого она намоставила. Добровольно, не уходя от жизни, она предоставила себя на испытаниепространственному огню, то есть космическим энергиям высочайшего нап
svetan-56.livejournal.com
Мистика картин Рериха
Николай Константинович изобразил монументальную фигуру женщины, ногами стоящуюна Земле, а головой уходящую в небеса. Раньше иконописцы использовали подобнуюкомпозицию для изображения святых, подчёркивая этим, что святой подвижник являетсякак бы связующим мостом между Небом и Землей.Фигура женщины, её головной убор, каждая складка её плаща имеют абсолютноесходство со знаменитой скульптурой маркграфини Уты, украшающей интерьер одного изсоборов Германии.Эта картина, впрочем, как и все картины Рерихов, вызывает множество вопросов. Чтоозначает само её название? Какое отношение имеет к этому Елена Ивановна? Почемувоображение художника перенесло скульптуру немецкой феодалки из средневековойГермании в Гималаи? Почему на своей картине он вложил в руки Уты священный ларец?Ответ на последний вопрос можно найти в одном из писем самой Елены Ивановны:«Ларец, упомянутый в легенде, относится к тринадцатому столетию и, по преданию, онсделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется многоалхимических символов. Знаменитый раввин, составитель Зохара, преследуемыйиспанцами..., нашёл защиту в лице германской феодалки, допустившей его в своивладения, в благодарность он подарил ей талисман и этот драгоценный кусок кожи.Феодалка приказала сделать из этой кожи ларец и хранила в нём полученный талисман.Легенда гласит, что после утверждения новой мощи сокровище должно возвратиться вТвердыню Света».Как недостижимый идеал, она противостоит неопримитивизму современного искусства,присутствуя в сопоставлениях и коллажах. Скульптура Уты остаётся немецкой иконой,выражающей невыразимое в трёхмерности пластического ансамбля.Центральным женским образом немецкой культуры является образ Уты, запечатлённый вскульптуре Наумбургского собора. Созданная в ХII веке, когда мастера уже пыталисьзапечатлеть в камне внешнее проявление человеческой природы; эмоции, чувства,скульптура Уты приближается к классическому идеалу. Особенности её облика, при всейеё внешней сдержанности, отражают глубины её неизъяснимо прекрасной души. Вгерманской культуре Ута и по сей день является идеалом женственности. Строгая ипрекрасная, величественная и недоступная, она получила название «немецкой Артемиды»,греческой богини, чей образ сочетает в себе нежность и неприступность. Суроваянемецкая природа отточила черты греческой богини, придав им великолепие ледяногосияния. Таящий в себе загадку самых высоких проявлений Духа в немецкой национальнойкультуре, образ Уты и в XX веке остался незыблемым в нахлынувших волнах новейшихего толкований. Уте, равно как и другим скульптурам Наумбургского собора (точнее, ихслепкам), приходилось участвовать в действах 30-х годов, посвященных 2000-летиюнемецкой культуры. Тогда Ута появлялась и в литературных текстах и на театральныхподмостках.В сентябре 1923 года к Рерихам пришла Легенда о Камне, где было сказано:«Храните Камень в Ковчеге, привезённом из Ротенбурга. На нём четыре квадрата сознаком «М». Явление будет ясно, когда Я произнесу — путь четверых на Восток... Времянастает, сроки исполняются. Рок суждённый записан, когда с Запада добровольно Каменьпридёт. Утверждаем ждать и понять Камня путь. Утверждаем понять сужденныхносителей Камня, идущих домой. Корабль готов!Новая Страна пойдёт на встречу Семи Звёздам под знаком Трёх Звёзд, пославших Каменьмиру. Сокровище готово и враг не возьмёт золотом покрытый щит!Ждите Камень!»6 октября 1923 г. в Париже Рерихи получили Ковчег с Камнем. Этот эпизод их жизниописан Н.К. в очерке «Вехи»:«...Было указание о том, что получится очень ценная посылка. Время прошло. Друзьянаши уже как бы забыли об этом обстоятельстве, приехав в Париж. Однажды из банка«Беккерс Трест» приносят оповещение о получении пакета. Оказалось, что этимобычнейшим путём была доставлена самая необычная посылка. Как видите, и такбывает».Чинтамани — это фрагмент главного Камня, который находится в Гималаях и являетсякосмическим магнитом, обладающим огромной проникающей силой психического идуховного воздействия на сознание людей. Его самое непостижимое и таинственноесвойство — энергетический ритм. Это ритм Сердца нашей Вселенной, которое находитсяв пространстве созвездия Орион.В очерке «Камень» Николай Константинович пишет:«На камне указываются знаки, которые то появляются, то уходят вглубь. Каменьпредупреждает своего временного владельца о всяких значительных событиях. Каменьиздаёт треск в особых случаях. Становится особенно тяжёлым или, наоборот, теряет вес.Иногда камень начинает светиться. Камень приносится иногда новому владельцусовершенно неожиданно какими-то незнакомцами. У камня много качеств, недаром о нёмсложены всевозможные предания и песни. Упоминается он и в средневековыхисторических и научных изысканиях. На Гималаях, в Тибете и в Монголии постоянноприходится встречаться с упоминаниями об этом сокровенном чуде».Камень сопряжён с женским началом и знаменует эпоху Женщины — эпоху МатериМира. Именно через этот камень, доверенный Е.И.Рерих, согласовывался ритм энергетикиеё организма с ритмом Сердца Вселенной.Сердце земной женщины, ассимилировав огненно-духовные ритмы Сердца Космоса,соединил Землю и Высшие Планы.Этот опыт имеет планетарно-космическое значение и в силу своей необычности не можетбыть оценен ныне живущим поколением в должной мере.Это был опыт по соединению Миров...Великий Учитель, давший Агни Йогу, или Учение Живой Этики, сказал человечествубудущего:«У Нас, у Сынов Разума, у Духов-Руководителей планеты, есть на вашей планетедоверенная, испившая чашу опыта. Она послана вам как свидетельница космическихявлений, как носительница Моих поручений, как ваша пророчица будущего».«Она Мать небывалого, всеохватного, преобразующего всю жизнь Учения,благовещающего Новую эпоху Света в сознании человечества, — писал замечательныйлатышский философ и поэт Р.Я.Рудзитис о Е.И.Рерих. — Она советница и духовная матьдля многих последователей Живой Этики и ищущих, ни одного вопроса которых она неоставила без ответа, каждому она подарила приветливое слово помощи, окружаласердечной нежностью и лучами дружбы.И в дальнейшем истинно она будет путеводной звездой и маяком для алчущих сердец длямногих поколений».Известно, что Святослав Николаевич Рерих написал порядка тридцати портретов своегоотца, академика Н.К.Рериха. За один из них в 1939 году, когда Люксембургский музей вПариже приобрёл его работу, имя Святослава Рериха было занесено в число бессмертныххудожников.Святослав Николаевич написал здесь своего отца в одежде, которую тот никогда не носил,— в костюме Таши-Ламы. Почему? Зная, что в картинах Рерихов нет ничего случайного,мы должны искать ответ на этот вопрос.Мы знаем также, что сам Николай Константинович считал, что в портрете очень важенфон. У Святослава Николаевича на этом портрете он изображен на фоне стариннойкартины или вышивки с едва уловимым рисунком. Но вот что хорошо видно, так этокорону (венец). С.Н. построил композицию картины так, что на голове у Н.К. ... корона.Что хотел этим сказать Святослав Николаевич потомкам? Может быть, это коронаВеликого Братства, вестником которого был его отец.На картине мы видим строгого человека, обладающего недюжинной волей. Но он несмотрит на нас, взгляд его устремлен на священный Ларец, который он держит в руках.Ларец покрыт «тканью родины своей», на которой в круге написано:«Сим победиши».
www.divinecosmosunion.net
Знамя Мира в живописи Рериха
Предлагаем вашему вниманию несколько наиболее известных картин Николая Константиновича Рериха, в которых он использовал Символику Триединства и знак Знамени Мира
Этот древний символ, имеющий охранительное значение, встречается в мировой культуре повсеместно с древнейших времен. Н.К. Рерих видел этот Символ в своих научных экспедициях, писал о нем в своих очерках, изображал его на картинах, театрально-декорационных работах, монументальной живописи, графике.
"Знамя Мира. Pax cultura" Мадонна Орифламма Зарево София Премудрость |
Сокровище мира. Чинтамани Белый камень. Конь счастья Святые камни. Монголия (Шара-Мурен) Заклятие земное |
«Знамя Мира. Pax cultura» 1931 г. Бумага на картоне, темпера. 15х23 Частное собрание |
Знамя Мира, белый флаг с тремя кругами в кольце амарантового цвета, является символом Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите культурного наследия человечества.
Договор был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 20 стран Северной и Южной Америки.
По замыслу Рериха этот знак должен водружаться на объекты, подлежащие охране, как своего рода Красный Крест Культуры.
Происхождение символа теряется в глубокой древности. Ему придавалось сокровенное значение в разные времена и у разных народов. Об этом Н.К. Рерих писал во многих произведениях, в том числе в очерке «Знамя Мира» (1939г.)
Несмотря на древность происхождения, он никогда не использовался как отличительный знак какого-либо верования. Н.К. Рерих назвал его также символом Триединства, понимал сокровенный смысл этого знака и не возражал против различных интерпретаций, если они исходили из понятий синтеза и объединения.
«Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без Культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без Культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию Культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия Культуры. Знамя Мира откроет Врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре! Так Знамя Мира несет лучшее будущее». Иерархия. §331
«Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру то достижение, которое так необходимо. Так несущие устремленное искание откликнутся на все утверждения. Народы, истинно, объединятся под этим Знаменем». Иерархия. §334
Н.К. Рерих о пакте Рериха и Знамени Мира (очерки разных лет)
«...Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира, несущее в себе не только идею защиты Культуры, но и эволюционный характер этой Культуры. Знамена Мира, международный знак эволюции, вывешены по всему миру там, где защищается Культура. «Будет время, когда Знамя Мира, Знамя Культуры, - писала Е.И.Рерих, - покроет весь мир». (…)
15 апреля 1935 года, когда Пакт Рериха о защите Культуры был подписан главами ряда государств, Н.К.Рерих еще раз напомнил всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого пакта.
"Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни. Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!"
"Да будет", - повторим и мы вслед за великим нашим соотечественником, принесшим на нашу планету столь необходимое нам знание о Культуре и Космической эволюции».
Шапошникова Л.В. Пакт Рериха. В основе - красота и знание. Газета "Культура", № 14, 14-20 апреля 2005.
«...Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Н. Рерих создал серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины-плакаты "Зарево" и "Знамя Мира. Pax cultura".»
Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха. Журнал «Мир Огненный», № 4 (15). 1997. с.78
Мадонна Орифламма 1932. Холст, темпера. 172,5х99,3 Музей имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке, США. |
«Потому так необходимо утверждать в духе начало женское. Ибо знамя великого равновесия мира дано поднять женщине. Так настало время, когда женщина должна завоевать право, у неё отнятое и которое она отдала добровольно...» Мир Огненный III. §241
Н.К. Рерих
Владычица Знамени Мира
Владычица червоннопламенная! Владычица Знамени Мира! К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же поднимет знак Мира, Знак сохранения Высших Сокровищ? Кто же кроме Тебя придёт к нам Помочь Знамя поднять, Знак созидания народам? Бурно море и губительны вихри Но Ты Знамя поднимешь И Наполнишь сердце людское Сознанием о священном хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот знак. Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений Землю унизило. Знаешь Ты все поношения самого лучшего, нужного людям. Если стадо не знает опасности Ведь Ты, пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь. И ветры нагорные всюду Приказ несут Твой: Сохранить, и строить, и складывать Светлое завтра. Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание Твоё исцеляет все раны И Рука Твоя, разве не строит, Легко прикасаясь к созидательным камням творения? Вот мы и просим Тебя поднять Этот знак Триединности Мощной. Знаем мы, что Ты не откажешь, Ибо противно Тебе разрушение и Уничтожение прекрасных начал. Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь Смятения, и потому Ты поднимешь и Сохранишь и Укажешь народам знак Охранения мирных прекрасных сокровищ!Знак Путеводный для каждой творческой Мысли! Знак Утверждения и Света. Помоги, Владычица Знамени Мира!»
(10 апреля 1932. Гималаи.)
Опубликовано: Мир через Культуру. Ежегодник. М. Советский писатель. 1990. с.6
«Отблеск искусства Леонардо несёт на себе «Мадонна Орифламма». Здесь всё, как в ренессансных образах наполнено любованием и человеческим обликом Богини, и открывающимися космическими далями. Орифламма – алая боевая хоругвь французских королей – призывает здесь не к сражению, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники ХV века, в частности Жан Фуке».
Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха Мир Огненный. Журнал № 4 (15). 1997. с.78
Зарево
1931 г.Картон, темпера. 23 x 35,5 Частная коллекция. Нью-Йорк, США. |
«В марте 1914 года мною была закончена картина «Зарево». На фоне бельгийского замка, около изваяния бельгийского льва, на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Все небо уже было залито кровавым огненным заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своем несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва.
Король Альберт
Имя короля Альберта, весь его творческий подвиг во благо своей страны, его военное геройство, его широкие взгляды и глубокое доброжелательство всегда были для меня драгоценными. Поистине, радостно и в наши смущенные времена иметь перед собой такой ясный облик героя – рыцаря без страха и упрека, блестяще прошедшего всю свою жизнь в неустанных трудах к процветанию народа.
Человечество должно беречь своих героев. Также должно оно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя. Тем ценнее, если такие герои не только имеются на страницах преданий, переходя в божественные мифы, но они оказываются посланными и в наше
время. Они трудятся, создают и борются за благо в эти дни. Люди могли их видеть. Множество соратников могли ощущать прикосновение ободряющей руки и слышать зовущее слово. Не оставлены и наши времена. Имя короля Альберта останется в ряду этих несомненных героев, так нужных не только своей стране, но для чести и достоинства всего человечества.
Героизм – не самость. Героизм есть истинный альтруизм. В героизме живет и сияет самоотречение и самопожертвование. Слава сопутствует герою, но она является не умышленным написанием, но естественным гербом его славного щита.
И сейчас в пустыне Монгольской тоже является радость иметь возможность записать эти слова. Ведь в каждом добром начертании уже есть нечто зовущее, объединяющее и открывающее сердце. Мы должны быть признательны герою, который подвигом своим помогает нам открывать сердце и дружелюбно посмотреть в глаза соседа».
Рерих Н.К. «Король Альберт». Листы Дневника. I т. МЦР. Бисан-Оазис. 1995. с.486,487
Николай Константинович имел в виду события, связанные с началом Первой мировой войны, когда Германия, объявив ультиматум нейтральной Бельгии, потребовала пропустить свои войска через её территорию к границам Франции. Получив отказ, 4 августа 1914 года Германия вторглась в пределы Бельгии и атаковала пограничную крепость Льеж. Бельгийская армия, возглавляемая королём Альбертом, оказала ожесточённое сопротивление, но ей пришлось отступить перед более сильным врагом. Вскоре почти вся территория Бельгии была оккупирована германскими войсками.
Прошли годы. Миновали тяжкие времена. В начале тридцатых годов Бельгия становится одной из первых стран мира, где нашли поддержку идеи Пакта Рериха. В этом, считал Николай Константинович, большая заслуга принадлежала просвещённому правителю Бельгии, королю Альберту. (…)
В 1931 году, прозревая зарево новых войн, Николай Константинович повторяет картину 1914 года, изображая в её правом верхнем углу Знамя Мира. Нет, не ушли в прошлое армагеддонные времена, — словно бы напоминает Рерих и призывает усилить Священный Дозор. Потому и стоит благородный рыцарь на страже; а над «грозовым, заблудившимся миром» реет спасительный Стяг с начертанными на нём словами КУЛЬТУРА и МИР.
Великий дар. О картине Н.К.Рериха «Зарево». Восход. Журнал. № 4 (144). 2006
София Премудрость 1932 г. Холст, темпера 107,5х153 Музей имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке, США. |
Запечатлен Ангел Молчания тою же рукою и мыслью, что сложила образ Софии - Премудрости Божией. Пламенны крылья устремленной Софии, пламенны же и крыла Ангела Благого Молчания. (…) Благовествует Агни-Йога: первый завет грому подобен, но последний творится в молчании. Сперва Вестник Пламенный, а затем Сама Пречистая София - Премудрость...
Н.К. Рерих «Держава Света». О Вечном… М. 1994 г. с.169-170
«...В 1932 году Рерих создает картину "София-Премудрость Божия", где изображает царственное женственное существо, реющее над миром на огненном коне. Интересно сравнить рериховскую Софию с ее каноническим изображением в древнерусской иконописи, описание которого приводит Флоренский: «...ангепообразная фигура в царском далматике, с бармами и омофором. Длинные волосы ее не вьются, но падают на плечи. Лицо и руки ее — огненного цвета, за спиною — два большие огневидные крыла, на голове — золотой кадуцей, в левой — закрытый список, прижимаемый к сердцу; около головы — золотой нимб, над ушами — тороки или "слухи"», кроме того, Флоренский приводит и собственную расшифровку символики ее изображения: «крылья Софии — явное указание на какую-то особенную близость ее к горнему миру. Огненность крыльев и тела — указание на духоносность, на полноту духовности. Венец в виде городской стены — обычный признак Земли-Матери в ее различных видоизменениях, выражающий, быть может, ее покровительство человечеству, как совокупному целому». По поводу же списка сказано, что «в нем неведомые и сокровенные тайны Божий».
Прежде всего, следует отметить, что Рерих вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила — воеводы-предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии — диск солнца. Она сама как посланец солнца, как воитель Света. Детальное сравнение с описанием Флоренского показывает, что, в основном, Рерих строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия. София держит список не в левой руке, а в правой, и этот список раскрыт. На списке изображен символ Знамени Мира — три круга в окружности и написано трижды по-древнегречески слово, " Αγιωζ" что значит “свято". Знамя Мира, или Международный Флаг Культуры был предложен Рерихом для охраны Искусства и Науки, всех творений человеческого гения. В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями.
Все они представляют один мировой город за общей, кремлевской стеной, как бы, символизируя единство созданий человеческих рук. По мысли автора «предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы как символ Вечности и единения».
В образе героической Софии Рерих воплощал свою веру в наступление эпохи Матери Мира и возлагал большие надежды на женщину в дальнейшем развитии человечества. В его книге "Держава света" в 1931 году было написано: «В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота».
Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток еще и следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придет новый мир. Вся красно-желтая, в пламени солнечного диска рериховская София вновь возвращает нас к соловьевскому толкованию апокалиптического сюжета. Наверное, нельзя более убедительно изобразить образ жены, облаченной в солнце, чем это сделал в своей картине Рерих. И рожденное ею слово — это и есть те неведомые сокровенные тайны Божии, которые начертаны в раскрытом свитке. Смысл картины близок к мыслям Булгакова: «...и над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нем как разум, как красота, как ...хозяйство и культура».
В песнопениях, посвященных Софии, говорится, что «от нея же изыде огонь Божества». Так и в полотне Рериха все небо охвачено пожаром, в его пламени мчится на коне божественная София».
Маточкин Е.П. «Н.К. Рерих и русский космизм». Часть I
Сокровище мира. Чинтамани
1935-36 г.Холст, темпера 91,8х 116,9 Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Москва. Россия |
«На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычное сверкает в седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот, в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника будет сиять Сокровище Мира: Норбу Ринпоче-Чинтамани - Чудесный Камень, Мира Спаситель.
Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий Сокровище Мира?»
Рерих Н.К. «Держава Света». Священный дозор. Рига. Виеда. 1992. с.193,194
«...Снова вокруг костра поднято десять пальцев и рассказ, убедительный в своей простоте, воодушевляет людские сердца. Теперь сказ идет о знаменитом черном камне. В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень - Чинтамани индусов или Норбу Ринпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события. Будет сказано, как некий владыка владел этим камнем и как темные силы пытались похитить сокровище.
Ваш друг, слушая эту легенду, шепчет вам:
«Камень этот черен, необуздан и пахуч и зовется Началом Мира. И он шевелится, как одухотворенный. Так завещал Парацельс». А другой наш спутник улыбнется:
«Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха».
Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировые события.
«Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет, - этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и дает возможность знать врагов и опасности или счастливые события».
Слушатель спрашивает:
«А не этот ли камень на башне Ригден-Джапо? Не он ли дает лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?»
Рассказчик продолжает:
«Черный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира — так называется камень».
Рерих Н.К. «Держава Света». Священный дозор. Рига. Виеда. 1992. с.185
«Картина «Чинтамани» (1935-1936) теснейшим образом связана со сказанием о чудодейственном Камне, способном влиять на жизнь людей. Упоминание об этом Камне встречается в преданиях самых разных народов. На Западе — это Чаша Грааля, на Востоке — священный символ Чинтамани, Сокровище Мира. Но что кроется за этими легендами? Согласно эзотерической традиции Востока, Камень этот был послан на Землю из созвездия Орион, и на месте его падения была основана Обитель Учителей Знания и Света — Шамбала. Там он пребывает и по сей день, являясь связующим звеном между Землей и Дальними Мирами, а его осколок путешествует в мире, появляясь на пороге великих событий. На картине Сокровище изображено в седле одинокого белого коня, спускающегося с горной вершины. Если Камень посылается в мир, значит, скоро в истории Земли откроется новая страница...»
Музей имени Н.К.Рериха. Путеводитель. Под общей редакцией Л.В.Шапошниковой. МЦР. Мастер-Банк. М. 2006. с.187,190
Белый камень. Конь счастья 1933 гХолст, темпера, 82,6х105,2 Музей имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке, США. |
Картина «Белый камень. Конь счастья» перекликается с картиной «Сокровище мира. Чинтамани». В ней также на седле коня без всадника изображен Символ Триединства в языках стилизованного пламени в окружении священных символов. Тот же сюжет мы можем увидеть на картине «Конь счастья» (серия «Майтрейя», 1925 г.)
Видели белого коня Святого Егория.
Видели белых коней Флора и Лавра.
Видели белых коней Световита, и на белых конях мчались валькирии. Слышали о коне Исфагана. Видели стерегущих храмы оседланных коней Арджуны. Слышали о коне Гесэр-хана, даже видели удары подков его. Знали коня Химавата с огненной ношей Чинтамани.
На картинах китайских олени несут то же пламенное сокровище. Словно бы олень Святого Губерта. И поступь коня белого очерчивает пределы государства. И опять герои на белых конях. И в Монголии Цаган Мори белый конь - будет отмечен всякими сказаниями. Мчится на нем и Ригден-Джапо, и в отсветах пламенных конь становится огненным. И когда народ ожидает будущее с одной стороны, Великий Всадник обращает лица ждущих в сторону другую - туда, куда нужно.
Именно белый конь в сказаниях народа принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить, принося великую весть….
Н.К. Рерих «Эрдени Мори». Листы дневника. Том 1, МЦР, М. 1995
«Легенду о Чинтамани, запечатленную кем-то на каменной глыбе, Рерих перенес к себе на холст в картине "Белый камень"».
Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха «Мир Огненный». Журнал №4/15. 1997. с.79
Святые камни. Монголия (Шара-Мурен)
1935-1936 гг.Холст, темпера. 46,5 x 78,5 Государственный музей искусства народов Востока. Москва, Россия. |
Шара-Мурен – местность во Внутренней Монголии (Китай), которую Н.К. и Ю.Н. Рерихи посетили летом 1935 года в ходе Манчжурской экспедиции (1934 – 1935 гг.) на пути из провинции Чахар в Суй-юань. В Шара-Мурене находился одноименный буддийский монастырь, который был резиденцией воплощенного ламы (хубилгана) Чу-чжи-стон ринпоче. По некоторым сведениям, позднее монастырь был разрушен.
Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях - везде тот же знак.
Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить - одинаково нужны. Как же запомнить то, что не удалось вообще разглядеть. Да и к чему разглядеть, если не удастся осознать и запомнить. (…)
Всякая подлинность лишь докажет, сколько знаков существеннейших рассыпано везде. Только увидеть, только запомнить, только донести. Трудно донести струи благодати. Иногда они впитаются в сердце и тогда вернее всего сохранятся. Также для того, чтобы увидеть и запомнить, необходимо и доброжелательство неискривленное, без всяких самодельных оков. Ужасны построенные темницы, но еще ужаснее темницы домодельные. А между тем везде так много чудесного, так много прекрасного.
Лишь бы усмотреть и запомнить.
Н.К.Рерих. «Везде» Листы дневника т.1. МЦР, М. 1995
«...Ночью горят все звездные палаты. Сияют все чудные знаки. Открыта Книга Величия. За горою полыхнул луч света. Кто там? Там кто прошел? Не Эрдени Мори?
На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошел Эрдени Мори».
Рерих Н.К. Эрдени Мори. Врата в будущее. Рига. Угунс. 1936. с.135
«В наскальном искусстве знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршанхаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время. Круг с тремя точками, как считает Э. Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы.
Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени и петроглифов Ангары эпохи бронзы. А. Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэшб в Монголии, охарактеризовал его как "три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на Символ Пакта Рериха". Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н. Рерих «Святые камни. Монголия» (1935-1936)».
Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха
«Мир Огненный», журнал, № 4 (15). 1997. с.76
Заклятие земное
1907 г.Картон, темпера. 49x63 Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург, Россия. |
«...Но среди конкретных, узнаваемы картин прошлого появляются полотна необычные и странные. ...На них тоже прошлое. С теми же конкретным деталями, с тем же историческим настроением. Но они как бы выпадают из знакомых нам эпох. В них меньше условности, у них загадочные названия. В них как будто живет не история, а легенды о ней. На полотнах все реально, но что-то стало необычным, призрачным, как в неясном воспоминании.
Над тайными травами гнутся причудливо одетые ведуньи. Пронзительно и мудро смотрят глаза колдунов, в которых светятся безвременье и тайное знание. Фантастические лики и знаки древних заклятий возникают в неверном свете месяца. Заклинают землю заклинают огонь, заклинают воду...»
Шапошникова Л.В. Мастер. МЦР. Мастер-Банк. 1998. с.52,53
«...Нормальные и перевернутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Рериха «Заклятие земное» (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками-личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США). Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур-Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит из камня человек с посохом в странной полусогнутой позе, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с обширной группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики».
Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха «Мир Огненный». Журнал № 4 (15). 1997. с.76
«Следует отметить поразительный факт, что ещё задолго до того, как Рерих предложил охранное знамя, этот знак уже присутствовал в произведениях художника. Помимо «Заклятия земного», в том же 1907 году Рерих рисует знак Знамени Мира на плаще Архангела Михаила на иконе из иконостаса для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми. По-видимому, Рерих продолжает здесь некую негласную художественную традицию. Среди западной иконографии она просматривается в упомянутых выше образах Святого Доминга из "Силоса", Святого Михаила Бартоломео Вермехо и Рогира ван дер Вейдена, а также Святого Маврикия - мастера из Мулена (95). Среди староболгарских памятников три белые точки на красных плащах Архангелов можно обнаружить на иконе XVI в. "Спас Эммануил с Архангелами" (96), а также на иконе XVII в. "Архангел Михаил" (97).
Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха «Мир Огненный». Журнал № 4 (15). 1997. с.80
www.roerich.kz