Пукирев Василий Владимирович (1832-1890). Василий пукирев картины


Пукирев Василий Владимирович, художник – картины шедевры великих художников

Василий Пукирев (1832-1890) родился в крестьянской семье. Учился у иконописца в Могилеве. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время, в 1847 г., поступает в МУЖВ, где успешно занимается, становится прекрасным рисовальщиком.

Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов. Вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка. В 1860 г. получает звание академика за большой портретный этюд "Девушка".

А в 1863 г. на академической выставке появляется "Неравный брак" (1862), и имя Пукирева узнает вся Россия: картина вызвала бурную полемику в прессе. Позицию ее сторонников наиболее точно выразил В. В. Стасов: "Наконец-то". Наконец-то появилось крупное произведение (в прямом смысле тоже - фигуры изображены почти в натуральную величину) на тему, взятую из современной жизни. Действительно, Пукиреву удалось создать картину, которая была буквально обречена на успех. Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Явно обличительный, в духе времени, настрой автора. Выразительность и ясность психологических характеристик. Классическая в своей простоте композиция, великолепный рисунок, виртуозная, доведенная почти до иллюзорности живопись (не случайно Пукирев был учеником С. К. Зарянко).

Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в картине и самого себя (фигура шафера справа), сделавшись таким образом не просто свидетелем, но участником происходящего. Это было неожиданно и ново для русского искусства того времени.  Картина приобрела обостренно-личное звучание: правый шафер явно выделяется среди персонажей второго плана, его фигура образует композиционный и смысловой треугольник с фигурами невесты и старого жениха. Вероятно, поэтому "Неравный брак" был воспринят как трагическая история любви самого художника. Легенда эта дожила до наших дней.

Однако существуют и другие, документально подтвержденные версии о замысле картины: история несчастной любви друга Пукирева С. М. Баренцева, сюжет одного из рассказов украинского писателя Е. П. Гребенки. Так или иначе, идея буквально носилась в воздухе и в Пукиреве нашла своего выразителя. Картину купил П. М. Третьяков, АХ присвоила Пукиреву звание "профессор живописи народных сцен".

И последующие работы художника ("В мастерской художника", 1865; "Дьячок объясняет крестьянам сцену Страшного Суда", 1868; "Сбор недоимок", "Потрава", обе 1870, и др.) пользовались успехом, но в них Пукирев уже не поднялся выше среднего уровня жанровой живописи тех лет.

В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден оставить преподавание. В 1879 г. коллеги добились для него скромной пенсии. Но денег не хватало, живопись не удавалась. Пукирев распродал свою коллекцию картин, менял квартиры. Менялся и его характер, прежде доброжелательный и мягкий. В 1890 г. полузабытый художник умер в бедности.

artrussia.ru

Как художник Василий Пукирев предугадал свою судьбу картиной?: koparev

Уже на третьем году в училище Пукирев заслужил звание неклассного художника, дававшее право на преподавание, а один из педагогов предложил ему совместно работать с учениками, деля пополам скромную зарплату.

Этого, однако, не получилось — есть версия, что Василий Владимирович отказался от предложения из гордости и продолжал жизнь впроголодь. Материальное положение его поправилось только после окончания учебы. За картину «Татьяна» Пукирев был удостоен звания «академика по живописи исторической и портретной», имел довольно много заказов, преподавал в училище. Был Василий Владимирович человеком дружелюбным и общительным, поэтому не удивительно, что учившийся у него купеческий сын Сергей Варенцов поделился с Пукиревым историей своей любви к дочке купца Рыбникова. Родители девушки предпочли ему более старшего по возрасту «очень богатого и хорошего человека», вспоминал племянник Варенцова Николай, мемуары которого дошли до нашего времени. В довершение к этой обиде несостоявшемуся жениху пришлось быть шафером на свадьбе удачливого соперника, с которым Сергей состоял в родстве.

Пукирев «воспользовался рассказом приятеля для сюжета картины „Неравный брак“, изобразив… шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым вышла крупная ссора, когда Варенцов увидел изображение свое на ней. Художник был вынужден приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович бороды не носил». Автор полотна и Варенцов были внешне довольно схожи, очевидно, поэтому появилась версия о том, что в образе шафера Пукирев написал себя. Реальный прототип был и у «картинной» невесты. Это Прасковья Матвеевна Варенцова — однофамилица Сергея Михайловича, внучатая племянница княгини Щепиной-Ростовской, урожденной Варенцовой-Тарховской. Пукирев был влюблен в нее и хотел жениться, надеясь, что обретенные им известность и некоторое благосостояние обеспечат согласие родителей на брак. Однако те отказали, рассчитывая на более выгодную партию. Дальнейшая судьба ее стала известна в начале 2000-х годов, когда в Третьяковскую галерею поступил портрет женщины с надписью на обороте: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне». Личная драма, по существу предсказанная Пукиревым самому себе, сломала художника. По воспоминаниям современников, у него испортился характер, он стал выпивать, работа не шла — новые картины «значительно уступали в достоинстве „Неравному браку“, а некоторые из них вышли даже очень посредственными. Еще слабее были религиозные картины, писанные Пукиревым в конце его деятельности», — отмечает словарь Брокгауза и Ефрона.

Все больше впадая в бедность, Василий Владимирович распродал собранную им большую коллекцию живописи, а когда и эти деньги подошли к концу, обратился с прошением к председателю совета Московского художественного общества князю Долгорукову, московскому генерал-губернатору: «Состоя на службе в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества преподавателем двенадцать лет, я захворал… и вышел в отставку. Невзирая на мой страшный недуг, вышедши из Училища, я продолжал работать; теперь же силы мне положительно изменяют, по нездоровью не могу заниматься искусством, почему средств к существованию не имею. Я обращаюсь к вашему сиятельству, как к председателю Училища, гуманному покровителю искусства, прося ходатайствовать мне о пенсионе».

Автор «Неравного брака» умер в крайней бедности, полузабытый. Но картина его не забылась. По словам Ильи Репина, она попортила «много крови… не одному старому генералу», а историк Николай Костомаров признавался друзьям, что под впечатлением от нее «отказался от намерения жениться на молодой девушке». Да и в наше время полотно Пукирева не утратило актуальности, о чем ярко свидетельствуют многочисленные телешоу из категории «Богатые тоже плачут»…

Автор: Валерий Руденко

Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/79083/

koparev.livejournal.com

художник Пукирев Василий Владимирович

галерея Коллекция
русские художники форум
поле, бабочки, пасмурно, канал, русская девушка, ночь, красота, Канал Грибоедова, лес, капюшон, воины, палки, крыши, лодки, шторм, выпивают, фигура, полотенце, наводнение, Петербург, машины, россия, каналы, женщина, люди, крепость, хлеб, синий, человек, ванная, бюст, мост, река, пугало, дерево, деревня, корабли, Сайт художников России

код ссылки на нашу галерею

Сайт художников России

Родился В. В. Пукирев в крестьянской семье. Учился у иконописца в Могилеве. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время, в 1847 г., поступает в МУЖВ, где успешно занимается, становится прекрасным рисовальщиком.

Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов. Вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка. В 1860 г. получает звание академика за большой портретный этюд "Девушка".

А в 1863 г. на академической выставке появляется "Неравный брак" (1862), и имя Пукирева узнает вся Россия: картина вызвала бурную полемику в прессе. Позицию ее сторонников наиболее точно выразил В. В. Стасов: "Наконец-то". Наконец-то появилось крупное произведение (в прямом смысле тоже - фигуры изображены почти в натуральную величину) на тему, взятую из современной жизни. Действительно, Пукиреву удалось создать картину, которая была буквально обречена на успех. Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Явно обличительный, в духе времени, настрой автора. Выразительность и ясность психологических характеристик. Классическая в своей простоте композиция, великолепный рисунок, виртуозная, доведенная почти до иллюзорности живопись (не случайно Пукирев был учеником С. К. Зарянко).

Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в картине и самого себя (фигура шафера справа), сделавшись таким образом не просто свидетелем, но участником происходящего. Это было неожиданно и ново для русского искусства того времени. Картина приобрела обостренно-личное звучание: правый шафер явно выделяется среди персонажей второго плана, его фигура образует композиционный и смысловой треугольник с фигурами невесты и старого жениха. Вероятно, поэтому "Неравный брак" был воспринят как трагическая история любви самого художника. Легенда эта дожила до наших дней.

Однако существуют и другие, документально подтвержденные версии о замысле картины: история несчастной любви друга Пукирева С. М. Баренцева, сюжет одного из рассказов украинского писателя Е. П. Гребенки. Так или иначе, идея буквально носилась в воздухе и в Пукиреве нашла своего выразителя. Картину купил П. М. Третьяков, АХ присвоила Пукиреву звание "профессор живописи народных сцен".

И последующие работы художника ("В мастерской художника", 1865; "Дьячок объясняет крестьянам сцену Страшного Суда", 1868; "Сбор недоимок", "Потрава", обе 1870, и др.) пользовались успехом, но в них Пукирев уже не поднялся выше среднего уровня жанровой живописи тех лет.

В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден оставить преподавание. В 1879 г. коллеги добились для него скромной пенсии. Но денег не хватало, живопись не удавалась. Пукирев распродал свою коллекцию картин, менял квартиры. Менялся и его характер, прежде доброжелательный и мягкий. В 1890 г. полузабытый художник умер в бедности.

Картины художника

художник Пукирев Василий Владимирович , русский художник Пукирев Василий Владимирович , биография художника Пукирев Василий Владимирович , информация о художнике Пукирев Василий Владимирович

petroart.ru

Пукирев Василий Владимирович - Каталог картин. Биография. Цены

Родился В. В. Пукирев в крестьянской семье. Учился у иконописца в Могилеве. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время, в 1847 г., поступает в МУЖВ, где успешно занимается, становится прекрасным рисовальщиком.

Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов. Вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка. В 1860 г. получает звание академика за большой портретный этюд "Девушка".

А в 1863 г. на академической выставке появляется "Неравный брак" (1862), и имя Пукирева узнает вся Россия: картина вызвала бурную полемику в прессе. Позицию ее сторонников наиболее точно выразил В. В. Стасов: "Наконец-то". Наконец-то появилось крупное произведение (в прямом смысле тоже - фигуры изображены почти в натуральную величину) на тему, взятую из современной жизни. Действительно, Пукиреву удалось создать картину, которая была буквально обречена на успех. Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Явно обличительный, в духе времени, настрой автора. Выразительность и ясность психологических характеристик. Классическая в своей простоте композиция, великолепный рисунок, виртуозная, доведенная почти до иллюзорности живопись (не случайно Пукирев был учеником С. К. Зарянко).

Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в картине и самого себя (фигура шафера справа), сделавшись таким образом не просто свидетелем, но участником происходящего. Это было неожиданно и ново для русского искусства того времени. Картина приобрела обостренно-личное звучание: правый шафер явно выделяется среди персонажей второго плана, его фигура образует композиционный и смысловой треугольник с фигурами невесты и старого жениха. Вероятно, поэтому "Неравный брак" был воспринят как трагическая история любви самого художника. Легенда эта дожила до наших дней.

Однако существуют и другие, документально подтвержденные версии о замысле картины: история несчастной любви друга Пукирева С. М. Баренцева, сюжет одного из рассказов украинского писателя Е. П. Гребенки. Так или иначе, идея буквально носилась в воздухе и в Пукиреве нашла своего выразителя. Картину купил П. М. Третьяков, АХ присвоила Пукиреву звание "профессор живописи народных сцен".

И последующие работы художника ("В мастерской художника", 1865; "Дьячок объясняет крестьянам сцену Страшного Суда", 1868; "Сбор недоимок", "Потрава", обе 1870, и др.) пользовались успехом, но в них Пукирев уже не поднялся выше среднего уровня жанровой живописи тех лет.

В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден оставить преподавание. В 1879 г. коллеги добились для него скромной пенсии. Но денег не хватало, живопись не удавалась. Пукирев распродал свою коллекцию картин, менял квартиры. Менялся и его характер, прежде доброжелательный и мягкий. В 1890 г. полузабытый художник умер в бедности.

Пукирев Василий Владимирович

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Пукирев, Василий Владимирович — википедия фото

Получив начальное образование, он, крестьянин по происхождению, поступил в учение к одному иконописцу в Могилёвской губернии, а затем, благодаря счастливой случайности, попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1847—1858). Занимаясь здесь живописью под главным руководством профессора С. К. Зарянко, вскоре выказал блестящие успехи в этой отрасли искусства. В 1850 году по представленным двум рисункам получил звание учителя рисования в гимназиях. В 1855 году за два живописных портрета с натуры дочерей Геркена был удостоен звания неклассного художника. В 1858 году Пукирев окончил училище и получил звание «свободного художника».

За большой портретный этюд «Девушка» в 1860 году получил степень академика по исторической и портретной живописи.

В 1860-е годы Пукирев жил в доме № 28 по Большой Лубянке[2], затем поселился на казённой квартире на территории Училища живописи, ваяния и зодчества (Мясницкая, 21), где преподавал в 1861—1873 годах.

Дважды, в 1862—1863 гг. и мае—июле 1864 года, на средства члена Московского общества любителей художеств А. А. Борисовского ездил за границу «для обозрения картинных галерей… и художественных произведений».

Совместно с А. К. Саврасовым он подготовил «Курс рисования» (М., 1869).

В 1873 году был вынужден отказаться от преподавательской деятельности по состоянию здоровья.

В 1879 году коллеги добились для него скромной пенсии, но денег Василию не хватало. В 1890 году полузабытый художник умер в бедности. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

На академическую выставку 1863 года Пукирев представил картину «Неравный брак» (ныне в Третьяковской галерее), которая выдвинула художника на одно из видных мест в среде русских живописцев своей общей идеей, экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и исполнением [3]. За неё Академия удостоила Василия званием профессора.

Последующие работы художника: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда» (1868), «Размолвка», «В мастерской художника» (1865), «Сбор недоимок» (1870), «Потрава» (1870), «Приём приданого» (1873), «Митрополит Филипп, не благословляющий Иоанна Грозного» (1873), «В приёмной концессионера» (1876) и другие пользовались успехом, но значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», некоторые из картин были ниже среднего уровня жанровой живописи тех лет. Ещё слабее были картины на религиозные темы, которые Пукирев написал в конце своей деятельности[4]. Кроме того, он писал иконы — в частности, им написаны иконы для надвратной церкви Страстного монастыря и для храма Троицы Живоначальной на Грязех. Пукирев делал также иллюстрации к произведениям Николая Гоголя («Мёртвые души») и Ивана Тургенева («Записки охотника», 1880).

В приложении к «Вестнику изящных искусств» Андрей Сомов поместил о нём небольшой некролог: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе тёплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след».

org-wikipediya.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта