Композиция по «золотому сечению». Композиция в картине


Композиция в изобразительном искусстве

Базовые принципы композиции. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего "Охотники на снегу", П. Гогена "Бонжур, мосье Гоген" и В. Сурикова "Боярыня Морозова" (ил. 1-3) что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

Не случайно в качестве примеров предложено рассмотреть такие разные по живописной манере произведения. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Слово "композиция" в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Порой словом "композиция" называют картину как таковую - как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином "композиция" как законченное произведение искусства.

В другом случае термин "композиция" означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова "Портрет Ксении Тиши-ниной", Н. Пуссена "Пейзаж с Полифемом" и "Аркадские пастухи", П. Рубенса "Снятие с креста", К. Лоррена "Пейзаж с мельницей", Леонардо да Винчи "Мадонна в гроте"

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.

А. РУБЛЕВ. Троица Ветхозаветная.Замкнутая композиция

Замкнутая композиция. Схема

Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра.

Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.

Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения.

И. ШИШКИН. Рожь. Открытая композиция

Открытая композиция. Схема

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается прежде всего на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины \или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

ВЕЛАСКЕС. Сдача Бреды

В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса "Сдача Бреды". Это - одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.

Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф, диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины.

Другую диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур и оружие в левом углу картины.

Светлые пятна кафтана воина на третьем плане и головы лошади рядом с ним создает ощущение глубины пространства.

Попытайтесь на минуту прикрыть эти два пятна и вы увидите, насколько обедняется композиция, как теряется ее глубина, потому что чрезмерно сближаются первый и последний планы картины.

Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали.

Интересных находок в композиции много. Можно дальше разбирать каждый элемент и убедиться в том, что художник руководствовался в передаче характеров принципом цельности в разнообразии.

Введение пик с флажками, которые создают ритмическое разнообразие, вносят мажорные ноты, является приемом, делающим композицию поразительно живой.

Произведение искусства, по выражению П. Флоренского, есть "запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению ее". Интересно отметить, что в этой картине Веласкеса "ключ" к ее чтению совпадает действительно с изображением ключа от крепости. Нет сомнений, что этот ключ является центром композиции, находящимся в центре холста, и специально выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике.

Веласкес использовал приемы, правила и средства композиции для того, чтобы передать содержание картины наилучшим образом.

В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко, классицизм и др.), так и стремление избавиться от жестких канонических схем использовать свободные композиционные приемы (XIX-XX вв.). Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции.

1. Композиционная схема

2. Плановость в композиции

3. Контрасты темного и светлого в композиции

Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяженность во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Этими приемами хорошо владели древнерусские иконописцы. Например, мастера новгородской школы XV века, чтобы рассказать о битве суздальцев с новгородцами, использовали трехъярусную фризовую композицию, то есть как бы три отдельные картины, показывающие каждая определенный эпизод, они расположены одна над другой, но вместе с тем составляют единое целое.

Еще один распространенный прием построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время и в разных местах,- объединение в одно целое нескольких сюжетов. Как правило, это крупное по размеру изображение в центре холста и небольшие рисунки вокруг него. Примеры такого построения композиции можно встретить в иконописи, народном искусстве, книжной графике и других видах искусства.

Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику и даже одно и то же композиционное средство может использоваться по-разному.

В живописном произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы он проникся ее содержанием и замыслом художника.

Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта.

В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими ее от композиции картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над ближними, как в древнерусской иконе.

В иконописи и народном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная цельность, плавность и текучесть линий.

Следует обратить внимание на композиционные приемы народного орнамента в изделиях исконно русских промыслов. Пластически-ритмический принцип является основой гармонии в изделиях Хохломы, Городца, Павловского Посада и других традиционных центров.

Тематическую декоративную композицию можно сравнить не только с орнаментом, где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость. При всем своеобразии декоративного изображения оно совершенно не исключает последовательности, не лишено возможности вести сюжетный занимательный рассказ, даже иллюстрации к книге могут быть выполнены декоративно.

Декоративная тематическая композиция - особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда и конкретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.

Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с его помощью цвета создавался художественный образ.

Свойство декоративной композиции - декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведет не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.

Композиция ансамбля русского народного костюма строится по-разному в традиционных женских нарядах Севера и Юга России.

В русской деревне вышивками, аппликациями, бисером и речным жемчугом любили украшать праздничную одежду. Женский костюм русского Севера часто называют "сарафанным комплексом", так как основные его части - рубаха и сарафан. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, обычно расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. На Руси никогда не ходили без пояса, так как считалось, что он оберегает от бед.

Завершает ансамбль русского костюма головной убор. У девушек это может быть только перевязка, оставляющая верх головы не закрытым, а замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой. Северянки, например, носили кокошники, расшитые золотой нитью и речным жемчугом. Они по своей форме могли напоминать распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь иную форму. Южанки предпочитали рогатую кичку, состоящую из многих деталей.

Костюм южных губерний заметно отличался от костюма северных. Он представлял собой так называемый "поневный комплекс". Основу его составляет понева, которую укрепляют на талии, причем полы ее не сходятся, и в просвете видна рубаха. Позднее прореху стали закрывать полотнищем другой материи - прошвой. Для этих костюмов характерна особая узорность, яркость и декоративность.

Самая незамысловатая часть костюма - обувь тоже делалась с выдумкой, но в народном искусстве красота и назначение никогда не расходились. Крестьяне носили легкие и удобные для работы в поле лапти, а в праздники надевали обувь кожаную - сапоги, полусапожки, башмаки, коты.

Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.

Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно, скульптуру или произведение декоративно-прикладного искусства, добиться их образной и эмоциональной выразительности. Композиция же - не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть и карандаш, это и определенно созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.

Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приемам построения композиции.

С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.

Вместо точки может быть любой объект, например один человек или даже толпа народа, если взглянуть на нее с большой высоты.

Новые проблемы в композиции появляются, когда к точке добавляется линия, которая в сущности состоит из многих точек. Попробуйте представить цепочку из большого количества людей и взглянуть с высоты. Вы увидите линию.

Примеры композиционного размещения объектов на листе

Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.

Можно представить, что на первом рисунке изображен человек на берегу моря. На следующем рисунке может быть нарисован альпинист, поднимающийся в гору. Третья картина может показать охотников на берегу реки. А четвертая - пейзаж.

Каждый может увидеть в этих схемах свои картины. Из точек, линий и пятен можно составить бесконечное количество композиций. Но для того, чтобы подняться к вершинам мастерства, освоить секреты композиции, необходимо познакомиться с ее правилами, приемами и средствами.

  

subscribe.ru

КОМПОЗИЦИЯ – РАССКАЗ В КАРТИНЕ

Задавшись темой будущего произведения, художник разрабатывает сюжет, ищет форму его раскрытия. Чем яснее он хочет это сделать, тем конкретнее изображает персонажей и окружающую их среду.

Рассказ в картине – не только показ определенного действия, но и портретная характеристика каждого героя, и «описание» интерьера, ландшафта, всевозможных предметов, если они работают на тему, логически связаны с происходящим, помогают раскрыть замысел автора.

Чем сложнее тема, больше задействовано персонажей – тем сложнее рассказ, в основе которого лежит точно выверенная, ненавязчивая для зрителя композиция. Представьте себе рассказ, написанный хорошим литературным языком, но дробный, хаотично построенный.

То же происходит и с сюжетно-тематической картиной, если она композиционно не продумана. Известно, какая серьезная работа предшествует созданию живописного полотна. В нем, как и в литературном произведении, изложение может быть разным: развернутым, одноплановым, эпическим, романтическим, лирическим. Для каждой формы художник избирает свой язык, соответствующее композиционное решение...

 

И. Прянишников. «В мастерской художника». Масло. 1890.

Холодно. Не выпуская из левой руки палитры с кистями, художник подбрасывает полено в печку-времянку. Съежившись под тонким пледом, натурщица пытается отогреть озябшие пальцы. Обстановка комнаты скудна – лишь то, чем живет ее хозяин: штудии обнаженной фигуры, этюды головы, пейзажи, на диване – разноцветные драпировки, на столике – бумага, краски, анатомический череп. И хотя молодой человек уже прошел прекрасную школу – продолжает учиться, весь в работе. Проводит у мольберта долгие часы.

«В мастерской художника» – так называется картина. Ее автор, Илларион Михайлович Прянишников, сознательно отходит от психологической характеристики героев, делая акцент на нелегких бытовых условиях, в которых приходилось трудиться и ему самому, и большинству его коллег.

Полотно написано прекрасно, свежо по колориту, крепко по рисунку, убедительно. Эта убедительность обусловлена великолепно найденными типажами, естественностью их поз, жизненностью облика. И конечно, композицией.

Композиционный центр – печка. От нее действие и «танцует». Чем больше всматриваемся в картину, тем полнее нам раскрывается рассказ, в ней заключенный. Мы видим мольберт, на котором установлен подрамник с холстом, простую скамью, муштабель, двери в соседнее помещение, которое владельцу мастерской «не по карману», – потому они заставлены столиком и частично закрыты большим рисунком. В полупустую, казенного вида комнату художник привнес свой особый мир, украсил ее недавно исполненными произведениями. Он энергичен и верит в будущее, а будущее – творчество, каждодневный труд, этюды, эскизы, наброски, картины...

В полотне Прянишникова мы сразу схватываем ее основное содержание, выраженное через совершенную, безупречную пластику, а затем вникаем в подробности повествования, которое вобрало в себя черты целой эпохи, времени, когда жили и работали художники-передвижники.

В картине может быть лишь одно действующее лицо, а поведать она способна о многом, как, например, «Вечерняя серенада» Василия Никитовича Мешкова. Долгие сумерки середины лета. Нежно-розовые отблески заката легли на дорогу и свеже-ошкуренные бревна, на дощатый пол и перила террасы, на скамью, скатерть, белый сюртук мужчины, играющего на флейте.

В. Мешков. «Вечерняя серенада». Масло. 1893

Будто слышишь нежную мелодию, созвучную настроению тихого, немного прохладного вечера. Очарована ею и речка, что поблескивает под высоким берегом, и роща, и лесные дымчатые дали.

Флейтист занимает в композиции центральное место. К нему наш взгляд ведут многие перспективно сокращающиеся линии перил, скамьи, досок пола, дорожки, лежащих на лужайке бревен. Но они провожают взор и дальше – в зеленые просторы. Мужчина играет не для кого-то – просто изливает нахлынувшие чувства. Выходит, в картине три героя: человек, природа и еще один, незримый – музыка. Обстановка нехитро, но прочно построенной террасы предельно проста: грубая скамья да столик, накрытый куском белой ткани, глиняный кувшинчик со скромным букетом. Не вещизм, материальное благополучие, а духовное начало в человеке, великую силу искусства, радость общения с природой утверждает автор этого лирического произведения.

Рассказ в картине о внешне ничем не примечательном, много раз виденном может подняться до уровня высокого обобщения.

Солдат и служанка на гулянье где-нибудь в Калужской губернии. Он в обмундировании, введенном при Александре III, на ней одежда простой горожанки 80–х годов. Служивый любезничает, она, держа на коленях мешочек со сладостями, кокетливо подалась в сторону. Живая, увиденная на улице, типичная сценка.

Н. Ярошенко. «На качелях». Масло. 1888.

И вот эта веселая парочка, солдат-молодец и по случаю праздника принарядившаяся служанка или кухарка, взмыли в небо синее с мощными кучевыми облаками. Яркие краски, море света и воздуха. Летним погожим днем деревянное «чертово колесо» подняло их в открытой кабинке, которая еще и вовсю раскачивается.

Веселая парочка на качелях словно устремилась в простор, в космос. Николай Александрович Ярошенко возвеличивает простых трудовых людей, соотносит их скромное существование с вечностью. Благодаря необычному композиционному решению картины «На качелях» оба героя словно влетели в наше время, мгновенно привлекая внимание, выделяясь центральным расположением, контрастом с фоном, цветовой насыщенностью одежд.

А как точно, полно охарактеризованы и они, и их взаимоотношения! Задачи, стоящие перед живописцем, усложняются, если он работает над многофигурной композицией. Особые требования к рассказу в картине предъявляют исторические сюжеты. Ведь произведение должно быть не только образным, живым, выразительным, но и исторически достоверным.

Вспомним, как создавал одну из своих картин Андрей Петрович Рябушкин. Он задумал написать многофигурную жанровую сцену времен юности Петра I. Содержание изложил в одном из писем: «Представьте себе кабак во время оно, когда половина России гуляла, кроме лучших людей. И вот в таком-то кабаке – всевозможные гуляки. Тут и по профессии пьяницы, тут и пьющие с горя (посреди их и стрельцы, тут и разухабистая молодежь...), и все это носит на себе печать отжившего, то есть людей, которые жили совсем при других условиях, чем теперь мы живем. И вот все галдит, шумит. Стрельцы ищут забвения в водке, попивают с горя, и вдруг... вваливается толпа потешных, и, видно, прямо с ученья, и с ними немец, какой-нибудь капрал с большим носом и ушами. Он курит, а за ним-то ухаживают. Видно, его долго упрашивали, чтобы он разделил компанию. Сели посредине и заняли два стола. Как нечто новое, возникающее под влиянием каких-то других требований жизни, конечно, сразу обратила внимание эта орава всех, находящихся в кабаке. И вот всякий забыл свои надобности – все смотрят, обступили, а стрелец смотрит, сидя за столом, не то с сожалением, не то с завистью – у него внутри нет-нет да и засосет что-то... была жизнь да прошла.  – Вот черти-то явились, – говорит он».

А. Рябушкин. «Потешные Петра I в кружале». Масло. 1892.

 

В одном из ранних эскизов к картине тема потешных и стрельцов еще не нашла ясного выражения. Можно даже подумать, что он предназначен для совсем другого полотна. Не удовлетворившись этим эскизом, Рябушкин разрабатывает многофигурную сцену. На сильно вытянутом альбомном листе набросал заполненное всевозможным людом кружало (то есть кабак) с низким потолком.

Главная задача композиции – противопоставить потешных стрельцам, заострить внимание на конфликте между представителями старого мира и провозвестниками новых порядков.

Однако эскиз не удовлетворил Рябушкина: композиция была еще дробной, распадалась на две части, за большим количеством персонажей терялась основная идея. Зато в окончательном варианте – внушительных размеров картине «Потешные Петра I в кружале» – замысел нашел максимально ясное и сильное выражение. Если в эскизе подчеркивалось враждебное отношение привилегированных стрельцов к любимцам будущего царя, то теперь сильнее зазвучала идея «новых людей», исторической обреченности тех, кто предпочел старый образ жизни.

Формат полотна изменился: срезана левая часть композиции и перекомпонованы практически все фигуры. Группа потешных отодвинута вглубь, сидят они более плотно, прямо, держатся смело и независимо. Но если даже им интересно, как офицер в треуголке курит длинную трубку – ведь греха не боится! – то чего же тогда требовать от стрельцов и простолюдинов? Каждое лицо – сам по себе рассказ. Одно выражает неприязнь и тревогу. Другое – любопытство. Третье – негодование. Справа выделяется мужчина, по всему видно, умный и образованный. Кто он? О чем думает?

Высота горизонта, соответствующая уровню глаз сидящего человека, близость переднего плана, широкое, незамкнутое перед воображаемым зрителем пространство – Рябушкин так построил композицию, чтобы и мы могли представить, будто находимся среди действующих лиц и рассматриваем фигуры, лица, одежду, предметы обихода того времени.

 

Любовью к детям и юмором пронизана картина Федора Павловича Решетникова «Переэкзаменовка». За окном так весело, так ярко светит солнце, а ты должен сидеть и заниматься. Друзья с жаром и нетерпением зовут на улицу, лишь умножая муки. Один только пес сочувствует и, верный хозяину, лежит у его ног: оказывает моральную поддержку. Дождался! Не помогло и напоминание, что надо весь учебный год прилежно делать уроки – прикрепленная к стене репродукция картины «Опять двойка».

 

Ф. Решетников. «Переэкзаменовка». Масло. 1953.

 

Все построено на контрастах: скорбная физиономия главного героя и восторженно-упоенные лица ребятишек, неподвижная поза двоечника и оживление на зеленой лесной лужайке, яркий солнечный свет и затененная часть комнаты, где происходит основное действие картины – страдания за учебником. Но юмор Решетникова добр, мы чувствуем его симпатию к мальчику, не сомневаемся, что он успешно справится с переэкзаменовкой и вырастет хорошим, знающим человеком.

 

В ином ключе решена картина Виктора Александровича Прибыловского «У театра. Свидание», посвященная юности. У колонны Большого театра друзья-суворовцы ждут девушек. Один держит в руке голубой букетик, другой подался вперед, теребя пряжку ремня.

 

В. Прибыловский. «У театра. Свидание». Масло. 1954.

 

Здесь тоже контрасты, благодаря которым рассказ обретает особую выразительность: стройные юноши, уже успевшие приобрести солдатскую выправку, их напряженное ожидание – и неторопливые, спокойно беседующие театралы. Прохладные краски сумерек на колонне и ступенях – и теплые лучи фонарей.

На светлом фоне четкие силуэты суворовцев. Их новая для того времени форма очаровала художника, и он сумел показать нам ее красоту. Вдали изображены лишь четыре человека, но создается полное впечатление множества людей. Смотрящая на юношей девушка как бы связывает взглядом дальний и передний планы. Весна. Счастье ожидания любимых. И предстоящая встреча с искусством. Вот о чем стремился рассказать Прибыловский.

На примере нескольких произведений русских и советских художников мы затронули вопросы так называемой литературности в живописи. И, разумеется, не исчерпали этой темы. Но сомнений быть не может: картина волнует, зовет к размышлениям, когда несет в себе глубокий смысл, заключает рассказ, выраженный специфическим изобразительным языком, соответствующими композиционными средствами.

В то же время, как бы ни был интересен сюжет, он не выручит, если художник недостаточно овладел мастерством рисунка и живописи.

 

http://www.chernorukov.ru/articles/?article=513

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

композиция | Рисуем вместе

Опубликовано 02 Янв 2011 в рубрике «Уроки рисования»

Половина успеха картины зависит от того, насколько грамотно продумана композиция. Я по личному опыту могу сказать, если вы поступаете в художественный ВУЗ, плохо закомпонованный рисунок не может получить высокий балл, даже если все остальные показатели достаточно хорошие. То же относится и к картинам. Поэтому так важно уметь компоновать правильно. Если вы изначально плохо расположите предметы в картине, исправить это будет уже невозможно.

Итак, как же строить композицию, чтобы работа воспринималась гармонично? Рисунок всегда начинается с того, что вы легкими линиями намечаете положение основных предметов в листе — не важно, рисуете вы куб или многофигурную композицию.  Мы с вами уже говорили, о том, что такое «Золотое сечение», теперь я расскажу, как применять имеющиеся знания на практике.

Вы помните про числовой ряд Фибоначчи? (если нет, можно посмотреть в статье)

Напомню первые цифры ряда: 0   1   1   2   3   5   8   13 … и так далее… И вы, конечно, помните, что числа Фибоначчи выражают пропорциональные соотношения между частями. То есть, чтобы работа воспринималась гармонично, нужно целое разделить на соответствующее количество частей. Может быть, пока немного непонятно, давайте рассмотрим на примере.

Возьмем процентное соотношение 3/5/8. Вам нужно мысленно или легкими линиями поделить лист на 8 равных частей (не обязательно строго по линейке, можно на глаз). Линия, отделяющая 3/8 будет использоваться для расположения значимых объектов.

Допустим, вы рисуете пейзаж, ориентация листа альбомная. Тогда на высоте 3/8 будет располагаться линия горизонта:

Если это портрет, на линии 3/8 вы расположите линию глаз:

Это самое простое, что можно сделать. Далее можно нарастить сетку, то есть добавить значимые линии не только по горизонтали, но и по вертикали. Вот так:

На пересечении линий находятся важные точки картины, в них стоит располагать узловые предметы и ставить акценты.

Это вариант сетки для пропорций 3/5/8. Однако наиболее часто используется сетка для соотношений 1/2/3. Вот, как она выглядит:

Вы видите, что диагонали проходят через узловые точки. Диагонали не менее важны, это главные направления — желательно их также использовать в вашей композиции.

Как это выглядит на практике. Для примера я взяла свою работу, которую рисовала еще в институте:

Обратите внимание, как располагаются предметы относительно главных линий и узловых точек картины. Разумеется, рисовать такую сетку изначально не обязательно (и даже нежелательно). Строгое линейное соответствие сетке тоже не нужно. Достаточно просто помнить о ней, и ставить оси предметов приблизительно. Потренируйтесь находить гармоничные соотношения на глаз, а потом попробуйте наложить сетку на готовый рисунок. Немного практики, и вы удивитесь, насколько результат будет близок к «золотому сечению»!

Статьи по теме:

«Что такое золотое сечение»

«Композиция картины на примерах»

Вернуться на главную страницу

Еще почитать:

artfound.ru

Композиция в изобразительном искусстве — ч1

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога. В прошлый раз я расказывал о творческом мышлении. Сегодня я хочу Вам рассказать об основных понятиях и правилах композиции в изобразительном искусстве. Не зная которых нельзя создавать хорошую картину, плакат, графику и т. д.

Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное отношение между частями связывая их в единое целое и обобщая. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.

Главным в композиции является создание художественного образа. Картины, написанные в совершенно различных стилях, надолго запечатлевается в памяти во многом благодаря удачному композиционному построению.

Правила композиции

Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно композиционного центра, симметрия или асимметрия.Правила и приемы композиции могут варьироваться в зависимости от конкретного идейного содержания произведения, от жанра, вида искусства и, конечно, от уровня профессионализма автора.

[ad#v_tekst]

Равновесие в композиции.

Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра, (есть разные толкования понятия «центр композиции»), но в большинстве случаев оно трактуется как место скопления основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это смысловой центр на плоскости картины. Соблюдение композиционного равновесия в искусстве является обязательным требованием.

Приёмы композиции

• центр (смысловой, композиционный)• применение золотого сечения• динамика• статика• ритм

Законы композиции

• Закон целостности — вытекает из целостности мира• Закон жизненности• Закон контрастов• Закон подчинённости

Виды композиции

• Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина)• Объёмная — (Скульптура, архитектура)• Глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (Архитектурный ансамбль)

На этом всё. В следующей части расскажу о симметрии, статике и динамике в композиции. Надеюсь статья Вам была полезной. Пишите Ваши отзывы и комментарии.

p-ivlin.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта