Энди Уорхол: 4 самых известных работы художника. Энди уорхола картина


Поп-Арт Энди Уорхола - Helperia

10 САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ КАРТИН ЭНДИ УОРХОЛА

Энди Уорхол был  знаменитым американским художником, дизайнером, скульптором, продюсером, режиссером, писателем, издателем журналов, автором работ, которые уже стали синонимом понятия коммерческий поп-арт. Энди Уорхол сделал искусство доступным широким массам, чтобы люди научились видеть красоту повседневных вещей и понимать, что всё, что их окружает — прекрасно по своей сути. Таково было его влияние, что его называют Папой Поп-арта. Предмет его произведений варьировался от знаковых американских объектов до знаменитостей, от вымышленных персонажей до  традиционнх предметов, таких, как цветы. Его картины были революционными в  восприятие искусства. Здесь представлены 10 самых известных поп-артах выдающегося поп-артиста. 

10. Банана

Год выпуска: 1966

 

В 1965 году Энди Уорхол был продюссером в группе The Velvet Underground,. Этот отпечаток банана был напечатан на обложке дебютного альбома группы под названием The Velvet Underground & Nico и занял 13-е место в рейтинге журнала Rolling Stone . Банан Уорхола стала одним из самых узнаваемых произведений поп-арта. 

9. Микки Маус

Год выпуска: 1981

Уорхол создал серию шелкографических портретов десяти вымышленных персонажей, взятых из поп-культуры. Все портреты были инкрустированы алмазной пылью, которая заставляла их сиять мягким, колеблющимся светом. Микки Маус Диснея был одним из персонажей, которых он выбрал, и его оттиски стали чрезвычайно популярными. 

8. Большой электрический стул

Год выпуска: 1967

В 1963 году были произведены последние два казни на  электрическом стуле в штате Нью-Йорк. В том же году Энди Уорхол использовал это событие, чтобы создать серию картин, изображающих электрический стул, как метафору смерти. Большой электрический стул - самая известная картина серии.

 7. Серия "Цветы"

Год выпуска: 1964

Это одна из семи картин монументального масштаба из знаменитой серии «Цветы» Энди Уорхола . Исходным изображением для серии были фотографии, опубликованные в журнале «Современная фотография» 1964 года, сделанные фотографом Патрицией Колфилд. В то время, когда Уорхол концентрировался на консьюмеризме, знаменитостях, смерти и стихийных бедствиях, сериал «Цветы» был отходом, поскольку он изображал более абстрактную и философскую тему. Эти картины были тотчас распроданы, когда они были выставлены на публику.

6. Coca Cola (3)

Год выпуска: 1962

Символ современной культуры массового потребления, бутылка Coca Cola - знаковый американский объект, который возбудил  воображение Уорхола. Художник создал несколько работ, используя бутылку Колы. Coca Cola (3) - это работа с ручной росписью, в отличие от его более поздних шелкопрядов. Картина была продана за 57,2 млн долларов, сделав ее одной из самых дорогих картин Уорхола, когда-либо проданных.

5. Мао

Год выпуска: 1973

Уорхол начал рисовать портреты Мао в 1972 году, когда президент США Ричард Никсон впервые посетил Китай. Он создал сотни изображений Мао, используя фотографию знаменитой Маленькой Красной книги Мао. Эта огромная картина является самым известным портретом Мао Уорхола. Этот портрет считается одной из лучших картин, созданных им.

 4. Автопортрет

Год выпуска: 1986

Эта известная работа принадлежит к последней серии автопортретов, которые Уорхол написал за год до своей смерти. Это одна из пяти версий (зеленый, синий, фиолетовый, желтый и красный, красный). Образ изношенного художника в парике.  который является одним из знаковых образов двадцатого века.

3. Восемь Элвис

Год выпуска: 1963

Эта уникальная картина - роспись восьми одинаковых, перекрывающихся изображений Элвиса Пресли в ковбойской одежде,Eight Elvises . Она не была произведена тиражом, как  многие работы Уорхола. В 2008 году эта картина была продана за 100 миллионов долларов США. Она остается одной из самых дорогих картин, когда-либо проданных, и считается одним из шедевров Уорхола.

 2. Банки с супом Кэмпбелс

Год выпуска: 1962

Банки с супом Кэмпбелс Уорхола  состоят из тридцати двух полотен, по одному из 32 супов, предлагаемых компанией-производителем в то время. Это произведение искусства привело к тому, что поп-арт стал крупным художественным движением в США. Неграфический стиль и коммерческий предмет картины первоначально вызвали обиду и непонимание в культурном сообществе Америки, поскольку он оскорбил технику и философию абстрактного экспрессионизма , доминирующего тогда стиля в Соединенных Штатах.

1. Мэрилин Диптих

Год выпуска: 1962

Мэрилин Монро умерла в августе 1962 года. В следующие недели Уорхол сделал этот шедевр, который содержит пятьдесят изображений Мэрилин, и  все они основаны на той же фотографии из фильма Ниагара 1953 года . 25 изображений на левой стороне работы ярко окрашены, а 25 справа - черно-белые с эффектом замирания. Критики предполагают, что контраст указывает на смертность звезды. Считается знаковым  символом поп-арта. 

 

 

  

helperia.ru

Энди Уорхол. О короле поп-арта в цифрах, фактах и цитатах

Путь к славе ему открыла банка томатного супа и "Диптих Мэрилин". Слова из его книг и опубликованных записей дневника давно разошлись на цитаты, красочные сюжеты в духе поп-арта давно пробрались далеко за границы изобразительного искусства, пополнив дизайнерские коллекции. Чем еще он известен, какую роль в его судьбе сыграли тараканы, и что общего между Энди Уорхолом и кедами – об этом мы и расскажем.

Картина Энди Уорхол

Итак, Энди Уорхол...

Лидирует в списке самых продаваемых художников. 8 - столько работ Энди Уорхола названо в рейтингах самых дорогих картин мира. 6 из них проданы на открытых торгах и 2 - на закрытых. В ноябре 2013 года картина "Серебряная автокатастрофа", 1963 года, продана на аукционе за 105,4 млн. долларов. Это самая дорогая картина одиозного короля поп-арта.

Картина Энди Уорхол

100 млн. долларов в октябре 2008 года отдано за шелкографию "Восемь Элвисов", созданную также в 1963 году.

Картина Тройной Элвис

"Тройной Элвис" и "Бирюзовая Мэрилин" ушли с торгов за 81,9 и 80 млн. долларов соответственно, побив рекорды стоимости произведений таких метров, как Винсент ван Гог, Пабло Пикассо, Поль Сезанн.

Картина Бирюзовая Мэрилин

В числе произведений искусства, реализованных на торгах по рекордной стоимости, оказались также "Зеленая автокатастрофа", "Четыре Марлона", "Мужчины в ее жизни", "Расовые беспорядки", созданные в 60-е года.

Картина Расовые беспорядки

Картина Четыре Марлона Квадрата Мужчины в ее жизни

Легендарный "Диптих Мэрилин" занимает 3-е место в списке из 500 самых выдающихся произведений современности по версии издания «The Guardian»

Картина Диптих Мэрилин

Писал книги. Особо популярной стала "Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот). Фразы из нее уже давно стали крылатыми, вы могли их встретить на бескрайних просторах интернета, в новостях сообществ в соцсетях. Произведение не похоже на привычные мемуары и воспоминания известных личностей, выполнено в эссеистской манере, а ряд глав подан в форме диалога автора с воображаемым собеседником. Он рассказывает о событиях своей жизни и не только, размышляет о смешных и красивых, о губах Мэрилин Монро и званом ужине с учеными, о серьезном и не очень, об арт-бизнесе и комнате со сладостями...

Философия Энди Уорхола "Когда я на пляже, я не перестаю удивляться, как прекрасен песок и вода, которая размывает и разглаживает его, и деревья, и трава – все выглядит потрясающе. Я думаю, иметь землю и не портить её – самое прекрасное искусство, которое только можно желать"

Продюсер первой альтернативной рок-группы The Velvet Underground, для которой нарисовал и обложку альбома, где изобразил банан.

Картина Энди Уорхол Банан

Представитель радикального киноавангарда. Снял сотни лент и десятки короткометражек, эпатировал публику съемкой "неподвижных фильмов", объекты которой были разнообразны: от сна до архитектуры. Например, в течение 5 часов мы можем наблюдать спящего поэта Джона Джорно или 8 часов рассматривать небоскреб Empire State Building.

Энди Уорхол

Основатель журнала Interview. Он часто говорил, что любит посещать кинопремьеры, но его редко приглашают. А потому и решил запустить издание нового формата, где звезды опрашивают звезд.

Превратил искусство в "арт-бизнес". Запустил успешно функционирующий проект "Фабрика", где на потоке осуществлялось массовое производство репродукций его работ. Творческий процесс начинался с обычного моментального снимка, заснятого на Полароид, лучший кадр увеличивался и методом шелкографии воссоздавался на холсте. Либо до репродуцирования, либо после поверхность холста покрывалась краской - зависимо от желаемого результата и задумки автора.

Одним из первых применил трафаретную печать как метод для создания произведений искусства.

Постулировал идею о том, что искусство тождественно прибыли, если хорошо продается. Как это работает на практике он продемонстрировал в панно "200 однодолларовых купюр" в 1962 году, растиражировав самую привычную для каждого американца вещь. Возводя предметы массового потребления до эстетических ценностей, он и на этот раз не ошибся - стоимость произведения на момент продажи составляла 43,8 миллионов долларов.

Картина Энди Уорхол 200 однодолларовых купюр

Пережил покушение 3 июня 1968 года. Валери Соланас, радикальная феминистка, писательница, которую он снял в одном из фильмов, выстрелила трижды. Позже эти события легли в основу фильма "Я стреляла в Энди Уорхола", 1995 года. Энди Уорхол пережил клиническую смерть и даже это событие превратил в творческий акт, в коммерческое искусство, растиражировав изображение пистолета. Сегодня стоимость композиции с револьвером оценивается примерно в 6 - 7 миллионов долларов.

Картина Энди Уорхол Револьвер

Энди и Эди. "В 60-х я знал одну особу, которая вызывала у меня восхищение. Полагаю, это восхищение было наиболее близким к некоему проявлению любви", - так говорил Уорхол об Эди Седжвик, дочери миллионера из Калифорнии, сыгравшей главную роль его нового арт-проекта. "Я сделаю тебя королевой "Фабрики", – после этих слов Эди необходимо было сменить имидж. Теперь ее гардероб состоял из одежды черного цвета, длинные каштановые волосы превратились в платиновый блонд и стрижку "боб", а глаза она густо подводила черным.

Энди Уорхол и Седжвик

За год режиссер скандально известных кинолент снял Седжвик в 12-ти фильмах, один из которых - "Девушки из Челси", который обрел популярность и коммерческий успех. Эди стала для всей Америки иконой богемного стиля, а для поэтов Манхеттена - музой. Сама же актриса шутливо именовала себя миссис Уорхол... Их дружба длилась до появления в жизни Эди Боба Дилана.

Эди Седжвик Сиенна Миллер

Совместная работа, скандалы и успехи Энди и его суперзвезды послужили материалом для фильма "Я соблазнила Энди Уорхола" ("Factory Girl"), премьера которого состоялась в 2006 году. Образ Эди на экране воплотила Сиенна Миллер, а Энди сыграл Гай Пирс. К слову о перевоплощениях: мастерски перенес образ эксцентричного символа 60-х на голубые экраны Дэвид Боуи в фильме "Баския".

Автор серии рекламных сюжетов "До и после", он отстаивал идею, что знаменитости на портретах должны быть без единого изъяна. Создавая имидж, формируя образ известных персон, он идеализировал их черты. Среди тех, кто получил "новое лицо" от Уорхола, был Джон Леннон, Мик Джаггер, Лайза Миннелли, Бриджит Бардо, королева Англии.

Энди Уорхол королева Англии

Энди Уорхол Бриджит Бардо

"Когда я работал над автопортретом, то не изобразил ни одного прыща, потому что именно так и следует поступать. Прыщи — это временное явление, они не имеют ничего общего с тем, как ты на самом деле выглядишь. Всегда опускай изъяны — им не место на хорошей картине, которую ты задумал"

Энди Уорхол Джон Леннон

100 миллионов долларов – именно таковой была сумма последней эпатажной акции художника. Он завещал все свое состояние Фонду Энди Уорхола для помощи молодым современным художникам.

А еще он обожал пользоваться духами, предпочитал есть в одиночестве, коллекционировал вырезки, рисунки, чеки и открытки для "капсул времени" и хотел быть таким же знаменитым, как королева Англии.

Энди Уорхол фото

Тараканы, коты, кеды и Энди Уорхол

Напоследок расскажем еще пару малоизвестных событий из жизни Энди Уорхола и после нее.

"25 котов по имени Сэм и одна голубая кошка" – артбук, изготовленный тогда еще начинающим дизайнером Уорхолом в 1954 году. Рисунки были подписаны рукой матери, с которой у Энди всегда были доверительные отношения.

25 котов по имени Сэм и одна голубая кошка

По словам Энди Уорхола тараканы сыграли свою роль в продвижении его к вершинам: "Каждая квартира, где мне тогда довелось пожить, кишела тараканами. Я никогда не забуду, какое это было унижение принести в кабинет Кармел Сноу в Harper's Bazaar свое портфолио, открыть его и увидеть, как оттуда вылезает таракан и ползет по ножке стола. Кармел пожалела меня и дала работу...".

В 2015 году компания Converse выпустила лимитированную дизайнерскую коллекцию кед по мотивам произведений Энди Уорхола. Обувь, которую предпочитают все неформальные и свободолюбивые личности, оделась в коллажи из газетных вырезок и мотоциклов, созданных в 1985 - 1986 гг., цветочные принты и упаковки "Campbell’s Soup cans".

Цветочные принты Энди Уорхола Converse цветочные принты Энди Уорхола

Converse в стиле Энди Уорхола

Съемки многочасовых фильмов, тиражирование бесчисленных ярких шелкографий, продюсирование первой альтернативной рок-группы, создание журнала Interview... Все это об Энди Уорхоле – культовой личности бурных и фееричных 60-х годов. Экспериментатор и первопроходец во многих сферах творчества, он завоевал внимание масс еще при жизни, открыв мир шоу-бизнеса таким, каким мы его знаем сейчас.

От Энди Уорхола на заметку:

Энди Уорхол фото

"Человек может смеяться или плакать. Всякий раз, когда ты плачешь, ты мог бы смеяться, выбор за тобой"

art-holst.com.ua

Самые известные работы Энди Уорхола

Энди Уорхол пожалуй один из самых необычных творческих личностей, что сыграл столь важную роль в современном искусстве. Художник, дизайнер, писатель, издатель журналов – это все о нем, человеке, что в детстве пережил болезнь, которая на долгое время приковала его к постели, но благодаря этому случаю Уорхол понял, чем бы он хотел заниматься в жизни. Энди Уорхол честно шел к своей цели, пробуя всевозможные варианты, которые ему подкидывала судьба, от оформителя витрин до художника-иллюстратора самых популярных глянцевых журналов того времени «Vogue» и «Harper’s Bazaar».

«Зеленые бутылки Кока-Колы»

Ничего сложного и глубокого этой картиной Энди Уорхол не хотел показать. Не стоит искать в этом творении нечто, чего на самом деле нет.

Ведь смысл картины в доступности бренда и простоте, в том, что все великие мира сего употребляют Кока-Колу, и каждый простой смертный тоже можешь ее себе позволить.

Поэтому часто, когда в современном творчестве ты ставишь многое на массовость, зачастую это превосходит все ожидания. Картина была принята миром однозначно и непоколебимо.

«Бирюзовая Мэрилин»

Муза многих великих и влиятельных людей не могла обойти стороной и художника. Именно поп-культура во многом повлияла на Уорхола, что в последствии привело к ряду картин написанных с известных артистов.

Но все же самой популярной является его работа «Бирюзовая Мерилин». Энди Уорхол написал эту картину через пару лет после смерти секс-символа.

Техника, в которой создана картина – шелкография, а именно одна из разновидностей трафаретной печати.

Также известен факт, что картина была продана на аукционе за 80 миллионов долларов.

«Банка супа «Кэмпбелл»

Продолжая писать картины, Энди Уорхол пытается донести свое творчество до широких слоев населения, заставить людей понять, что все что их окружает в повседневной жизни – прекрасно само по себе, так же как и «Банка супа «Кэмпбелл».

Сам художник считал, что это его лучшее творение. Ведь эта банка супа столь же прекрасна, сколь леса и горы. Он пытался достучаться до людей и научить любить все, что их окружает.

Часто творческие люди пишут картины, стихи, прозу, делают инсталяции того, что им больше всего доставляет удовольствие. Люди в таком состоянии способны творить часами. Каждый из нас способен творить шедевры, стоит лишь сильно «полюбить». А Уорхол обожал этот суп настолько, что ел его прямо из банки.

«Пистолет»

Летом, 1968 года Энди Уорхол получил три пулевых ранения в живот, от одной из своих поклонниц. Этот инцидент чуть ли не стал последним в жизни художника, но его сумели спасти, хоть он и остался калекой до конца жизни.

Данный случай и вдохновил Уорхола написать картину того пистолета, из которого в него стреляли. Красный фон картины подчеркивает кровавую историю того дня, а сам пистолет выполнен в черно-белых цветах.

Фото: Facebook

Читайте также:

Ник Вуйчич: история одного миллионера

Айрис Апфель: секреты популярности

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи по теме:

Октябрь 10 2017, 07:10

Автор: Журнал Лиза

liza.ua

Уорхол, Энди — WiKi

Э́нди Уо́рхол (англ. Andy Warhol; настоящее имя — Э́ндрю Уорхола, англ. Andrew Warhola[5], 6 августа 1928 года, Питтсбург, США — 22 февраля 1987 года, Нью-Йорк, США) — американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, заметная персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Основатель идеологии «homo universale», создатель произведений, которые являются синонимом понятия «коммерческий поп-арт».

Имя при рождении Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Страна Жанр Учёба Стиль Сайт Подпись
Энди Уорхол
Andy Warhol
Энди Уорхол, 1975
Andrew Warhola
6 августа 1928(1928-08-06)[1][2][…]
22 февраля 1987(1987-02-22)[1][2][…](58 лет)
живопись, фотография, перформанс, коллаж, дизайн, видео, кино
Технологический институт Карнеги, Питтсбург
поп-арт, авангард, абстракционизм, киноавангард, псевдодокументалистика, артхаус
warhol.org
 Работы на Викискладе

В 1960-х годах был менеджером и продюсером первой альтернативной рок-группы The Velvet Underground. О жизни Уорхола снято несколько художественных и документальных фильмов.

Детство

  Энди (справа) с режиссёром Улли Ломмелем на съёмках фильма «Кокаиновый ковбой» (1979), в котором Энди сыграл себя   Банка с супом Кэмпбелл   Банка с супом Кэмпбелл   BMW M1, дизайн раскраски Уорхола   Королевская Шотландская академия в Эдинбурге, Шотландия. Выставка Уорхола, посвященная 20-й годовщине его смерти. Колонны украшены изображениями банок супа Campbell

Энди Уорхол родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) четвёртым ребёнком в рабочей семье иммигрантов-русин[7] из села Микова у Стропкова на северо-востоке современной Словакии, части бывшей Австро-Венгерской империи.

Первый ребёнок — дочь Юстина, родившаяся ещё в Словакии, умерла до переезда в США. Отец Уорхола Андрей в поисках работы иммигрировал в Соединённые Штаты в 1914 году, мать Юлия (в девичестве Завацкая) присоединилась к нему в 1921 году, после смерти бабки и деда Уорхола. Члены глубоко религиозной семьи были прихожанами Русинской греко-католической церкви. Отец Уорхола работал в угольной шахте, а мать, не владевшая английским, подрабатывала мытьём окон и уборкой, а также изготавливала и продавала цветы из консервных банок и гофрированной бумаги. К 1934 году Уорхолы переехали из трущоб в более комфортабельный район. Семья жила на улице Белен, 55, а затем в Доусон-Стрит, 3252 в Окленде, окрестностях Питтсбурга. У Энди было два старших брата, Павел (Пол), родившийся в 1923 году, и Джон, родившийся в 1925 году. Сын Павла, Джеймс Уорхола (англ.)русск., стал иллюстратором детских книжек.

В третьем классе Уорхол заболел хореей Сиденгама, также называемой «Пляской св. Витта», которая явилась следствием перенесённой ранее скарлатины, после чего большую часть времени был прикован к постели. В классе он стал изгоем. Появилась мнительность, развилась боязнь врачей и больниц, которая не отпускала его до смерти. В то время, когда Эндрю был прикован к постели, он начал увлекаться рисованием, собирать фотографии кинозвёзд и делать коллажи из газетных вырезок. Сам Уорхол позже упоминал этот период как очень важный в становлении его личности, выработавший навыки, художественный вкус и предпочтения.

Когда Энди было 13 лет, в результате несчастного случая на шахте погиб его отец. В 1945 году Уорхол закончил среднюю школу Шенли (англ.)русск..

Начало карьеры

Планировал получить художественное образование в Университете Питтсбурга, чтобы потом преподавать рисунок. Но потом планы изменились, и он поступил в Технологический институт Карнеги, рассчитывая сделать карьеру в качестве коммерческого иллюстратора. В 1949 году он получил степень бакалавра изящных искусств в области графического дизайна. Успевал в учёбе хорошо, но часто не находил общий язык с преподавателями и сокурсниками.

После окончания в 1949 году переехал в Нью-Йорк, где начал работать оформителем витрин магазинов, рисовать открытки и рекламные плакаты. Позже его принимали на работу художником-иллюстратором в журналы Vogue, Harper's Bazaar и ещё в несколько менее популярных изданий. В этот период он американизировал свою фамилию, начав писать её без последней буквы a — «Уорхол» (Warhol)[5].

Уже к 1950 году пришёл успех после удачного оформления рекламы обувной компании «И. Миллер». На рекламных плакатах была изображена в эксцентричной манере нарисованная чернилами обувь со специально сделанными кляксами. В середине 1950-х Уорхол проиллюстрировал самоучитель испанского языка Маргариты Мадригаль, положивший начало серии её бестселлеров-самоучителей, многократно переиздававшихся.

В 1962 году Уорхол провёл первую свою крупную выставку, которая принесла ему популярность[8]. К этому времени Уорхол смог купить собственный дом на Манхэттене, на 33-й Восточной улице. Доходы его поднялись до отметки 100 тысяч долларов в год, и это дало ему возможность больше увлекаться любимым делом — рисованием, и мечтать о «высоком искусстве»[9].

Уорхол одним из первых применил трафаретную печать как метод для создания картин. В своих ранних шелкографиях он использовал собственные, нарисованные от руки изображения. Позже, с помощью проектора, он транслировал на холст уже фотографии и вручную обводил изображение. Применение шелкографического метода было одним из этапов в стремлении Уорхола к массовому репродуцированию и тиражированию художественных произведений, вопреки всей критике Вальтера Беньямина, который писал о потере ауры и ценности произведения в век его технической воспроизводимости[10].

Способ Уорхола заключался в следующем: на рамку натягивалась нейлоновая сетка. Само изображение на сетке создавалось путём контактного засвечивания. На сетку, пропитанную фотоэмульсией, накладывался диапозитив. Всё засвечивалось, как при фотопечати. На освещённых местах сетки фотоэмульсия полимеризовалась и становилась нерастворимой пленкой. Лишнее смывалось водой. Так создавалась матрица, то есть печатная форма. Её накладывали на бумагу или ткань, и наносили краску. Краска проникала через прозрачные участки сетки и создавала изображение. Таким образом, нанося специальным резиновым валиком на деревянной ручке чёрную краску, Уорхол исполнил основной контур своих самых известных произведений: многократно повторяющихся Мэрилин Монро, Элизабет Тэйлор и других. Для многоцветной печати требовалось количество матриц, равное количеству цветов. Одного комплекта матриц хватало на большое количество изображений. Внедрение инновационных технологий в процесс создания образов ставило искусство на коммерческую основу.

В 1960-х годах художник использовал для своего творчества фотографии, напечатанные в СМИ. Начиная с 1980-х годов, он делал снимки сам фотоаппаратом Полароид[11].

Становление, творческая карьера

Уже в 1952 году работы Уорхола были представлены на выставке в Нью-Йорке, а в 1956 он получил почетный приз «Клуба художественных редакторов». К этому времени художник зарабатывал около ста тысяч долларов в год, однако не переставал мечтать о «высоком искусстве».

В 1960 году Уорхол создал дизайн для банок Кока-кола, который принёс ему известность художника с неординарным видением искусства. В начале шестидесятых Уорхол всё больше занимался графикой, создавая, в основном, только произведения с изображением долларовых банкнот. В 1960—1962 появился цикл произведений с изображением консервных банок супа Кэмпбелл (англ. Campbell’s Soup Can). Первоначально плакаты с банками супа исполнялись в технике живописи: «Банка с супом Кэмпбелл (рисово-томатный)» (Campbell’s Soup Can (Tomato Rice), 1961, а с 1962 года — в технике шелкографии («Тридцать две банки супа Кэмпбелл», «Сто банок супа Кэмпбелл», «Двести банок супа Кэмпбелл» — все 1962). Также, в 1962 году, поворотном для себя, Уорхол создал серии «Зелёные бутылки кока-колы». Рисунки банок в ярких тонах стали «визитной карточкой» Уорхола. Показ работ на выставке в галерее «Stabl» вызвал большой резонанс среди общественности. Хотя, по мнению критиков, эти картины отражали безликость и пошлость культуры массового потребления, менталитет западной цивилизации. После этой выставки Уорхола причислили к представителям поп-арта и концептуального искусства, таким как Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс и Рой Лихтенштейн.

Начиная с этого периода Уорхол как фотограф и художник работал с образами звёзд эстрады и кино: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Джима Моррисона, Мика Джаггера и Элвиса Пресли, а также с образами политиков, например, Мао Цзэдуна, Ричарда Никсона, Джона Кеннеди и Владимира Ильича Ленина («Красный Ленин», «Чёрный Ленин»). После ухода Монро из жизни он создал свой знаменитый «Диптих Мэрилин», ставший аллегорией жизни и смерти актрисы. По состоянию на 2011 год Диптих Мэрилин был выставлен в филиале лондонской Галереи Тейт в Ливерпуле. 2 декабря 2004 года газета «The Guardian» опубликовала список 500 наиболее выдающихся произведений современного искусства, где это произведение Уорхола занимает почётное третье место[12]. У Уорхола был своеобразный, постоянно меняющийся подход к живописи. Одним из новшеств стало применение красок кислотных оттенков.

«Фабрика»

В 1963 году Уорхол купил здание на Манхэттене, здание получает название «Фабрика», тут Энди ставит на поток создание произведений современного искусства. В 1964 году состоялась первая выставка арт-объектов Уорхола, не вписывающихся в рамки понятия живописи. Экспозиция заключалась в демонстрации около сотни копий упаковочной картонной тары, коробок из-под кетчупа «Хайнц» и стирального порошка «Brillo». По случаю открытия выставки Уорхол устроил презентацию своей новой необычной студии, «Фабрики», стены которой были выкрашены в серебряный цвет. В студии царила обстановка вседозволенности, проводились вечеринки. Это помещение нарушило представление о мастерской художника как об уединённом месте. «Фабрика» и её хозяин стали часто фигурировать в репортажах светской хроники, о них стали писать в журналах и средствах массовой информации. Создаёт Уорхол и собственный проект — журнал «Интервью», где знаменитости брали интервью у знаменитостей[13].

«Фабрика» была организованным производством, которое выпускало до 80 печатных произведений в день, то есть несколько тысяч отпечатков в год. Был нанят коллектив рабочих, осуществлявших массовое производство поставленных на поток репродукций с портретами знаменитостей. Героев своих тиражируемых произведений Уорхол фотографировал у себя в мастерской, делая Полароидом серию моментальных снимков. Из множества кадров выбирался лучший, увеличивался, и методом шелкографии переносился на холст. Поверхность холста покрывалась краской либо до репродуцирования, либо Уорхол наносил масляную краску по уже репродуцированному отпечатку. Обычно делалось несколько вариантов одного произведения. Таким образом Уорхол превратил искусство в «бизнес-арт», руководя исполнителями, которые технически воспроизводили его собственные работы.

Уорхол придерживался мнения, что знаменитости на портретах должны были выглядеть идеально и без изъянов: картина «До и после» из цикла «Рекламные объявления» (1960), давала анонс «нового лица от Уорхола», якобы «улучшенной версии тебя самого». Он ретушировал морщины и дефекты кожи лица, убирал лишние подбородки, подрисовывал ярче глаза и губы, придавая лицам идеализированные черты. Среди клиентов Уорхола — всё семейство иранского шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, Мик Джаггер, Лайза Миннелли, Джон Леннон, Дайана Росс, Бриджит Бардо и многие другие знаменитости[14].

Кинематографическая деятельность

Параллельно с созданием объектов поп-арта, Уорхол начинает снимать кинофильмы, однако как режиссёр успеха добивается только в узких кругах. В период с 1963 по 1968 годы Уорхол снял несколько сотен лент, в том числе 472 четырёхминутные черно-белые портретные кинопробы (англ. Screen Tests), десятки короткометражных фильмов и более 150 фильмов с сюжетами, только 60 из которых увидели свет.

Большинство его фильмов, снятых в тот период, не имели никакого сюжета. В основу сюжетных линий ложились псевдодокументальные съёмки, например: «мужчина примеряет трусы», или «мужчина получает удовольствие от минета». Основным смыслом фильмов Уорхола было раскрытие сути сексуальной революции[15]. В середине 1960-х Уорхол перешёл от съёмки чёрно-белых немых кинолент к цветному кино со сценарием (чаще всего эротического содержания). Стремясь раздвинуть рамки традиционного кино, Уорхол занялся съёмкой «неподвижных фильмов». Самыми значимыми из них стали «Спи» (1963) и «Эмпайр» (1964). Первый представлял собой чёрно-белую 5-часовую съёмку спящего человека — американского поэта Джона Джорно (англ.)русск., не сопровождавшуюся никакими звуками[16][17]. Премьерный показ фильма состоялся 17 января 1964 года[17] в The Film-Makers' Cooperative при участии режиссёра Йонаса Мекаса, «крёстного отца» нью-йоркского киноавангарда. Всего присутствовало девять зрителей, двое из них ушли с просмотра в течение первого часа[16]. Первоначально вместо Джорно Уорхол хотел заснять сон Брижит Бардо[16][17].

Сюжет второй ленты заключался в 8-часовом показе снятого в режиме замедленной съёмки нью-йоркского небоскрёба Эмпайр Стейт Билдинг в период с вечера 25 июля по утро 26 июля 1964 года. Своими пробами и перформансами в киноискусстве Уорхол хотел открыть новые направления в кинематографе и заинтересовать и удивить ими пресыщенного зрителя.

Покушение

3 июня 1968 года радикальная феминистка Валери Соланас, ранее снимавшаяся в фильмах Уорхола, вошла в «Фабрику» и три раза выстрелила Энди в живот. После чего вышла на улицу, подошла к полицейскому и сказала: «Я стреляла в Энди Уорхола». Пострадавший перенёс состояние клинической смерти и 5-часовую операцию, закончившуюся успешно[15]. После покушения художнику пришлось носить поддерживающий корсет больше года, так как почти все его внутренние органы были повреждены. Уорхол отказался давать обвинительные показания в полиции, в результате чего Соланас получила только три года тюрьмы и принудительное лечение в психиатрической больнице. В его работах начинают преобладать темы, связанные с насильственной смертью. Впрочем, эта тематика занимала Уорхола ещё и до покушения, катастрофы волновали его своей притягательностью. Боязнь смерти и увечий Уорхол выражал посредством изображения электрических стульев, самоубийств, аварий, похорон, ядерных взрывов, траура Жаклин Кеннеди, посмертных портретов Мэрилин Монро и больной Элизабет Тейлор. Одна из ярких иллюстраций этой фобии Уорхола — картина 1963 года «Катастрофа с тунцом», в которой воспроизведены газетные вырезки и фото двух женщин, отравившихся консервированным тунцом A&P, банка из-под которого также фигурирует в изображении.

Жизнь после покушения

  Могила Энди на греко-католическом кладбище Св. Иоанна Крестителя, Бетель Парк, Пенсильвания, США

После покушения Уорхол не потерял интереса к творческой деятельности и не переставал экспериментировать с искусством. В 1979 году он занялся художественной раскраской гоночного автомобиля[18]. По его мнению, движущееся в пространстве произведение искусства — это новое слово, новое явление в живописи, сущность красоты которого открывалась в динамике движения. Росписью кузова автомашины Уорхол занимался лично. Краски наносил разнообразным подручным материалом, в том числе и пальцем. Сохранилось его высказывание[19]: «Я пытался нарисовать, как выглядит скорость. Когда машина движется на большой скорости, все линии и цвета смазываются».

Уорхол скончался во сне от остановки сердца в Медицинском центре Корнуэлл на Манхеттене, где ему сделали несложную операцию по удалению желчного пузыря в 1987 году. Похоронен в родном Питтсбурге.

Личная жизнь

Коммерческое значение

В последние годы Энди Уорхол возглавляет список самых продаваемых художников. Так, в 2013 году суммарная стоимость проданных на аукционах работ художника составила 427,1 млн долларов[25]. Наиболее высоко ценятся крупноформатные холсты 1962—1964 годов, цены на которые могут доходить до 100 млн долларов. В ноябре 2013 года был установлен рекорд — 105,4 млн долларов за «Серебряную автокатастрофу (двойную)» (1963)[26].

За период с 1985 по 2010 год средние аукционные цены на работы Уорхола выросли на 3400 %, что примерно вдвое превышает средний рост цен на современное искусство за тот же период[27].

Киновоплощения

Русская библиография

  • Неделя Уорхола в Москве / Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина [и др.] — М.: Галерея: GIF, 2001.
  • Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) = The philosophy of Andy Warhol (from A to B and back again) / [Пер. с англ. Г. Северской]. — М.: Аронов, 2001.
  • Уорхол Э. Америка. М., Ад Маргинем, 2013.
  • Уорхол Э. Дневники Энди Уорхола. / Пер. С англ. В.Болотникова, Ад Маргинем, 2015.

Выставки

В Москве

  • 2001 — Неделя Уорхола в Москве / Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина [и др.] / 2001[28]
  • 2003 — Фигуры Америки. Между поп-артом и трансавангардом. Энди Уорхол, Жан-Мишель Баскиа, Том Вассельман / Stella Art Gallery / 28 ноября 2003 — 14 февраля 2004[29][30]
  • 2005 — Энди Уорхол и русский поп-арт в Третьяковке на Крымском валу / Третьяковская галерея на Крымском Валу / сентябрь 2005
  • 2008 — Предаукционная выставка дома Phillips de Pury & Co. В рамках выставки показана картина «Камуфляж» / Галерея «Риджина» / 10-12 февраля 2008[31][32]
  • 2008 — Энди Уорхол «Живые портреты» (Выставка к 80-летию Энди Уорхола) / Московский музей современного искусства / 17 декабря 2008 — 8 февраля 2009[33]
  • 2009 — Энди Уорхол «Леди и джентльмены» / Галерея К35 / 15 октября — 3 декабря 2009
  • 2013 — Энди Уорхол «10 знаменитейших Евреев» / Еврейский музей и центр толерантности / 2013
  • 2017 — «Энди Уорхол. Вымирающие виды» Государственный Дарвиновский музей / 18 марта — 25 мая 2017

В Баку

В Тампере

В Екатеринбурге

  • Впервые вне Москвы выставляются подлинники автора: серии «Мерилин Монро», «Цветы» и знаменитый суп «Кэмпбелл», демонстрируются его фильмы (2014 год).

Увековечение памяти

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118629220 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. ↑ 1 2 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  3. ↑ Andy Warhol
  4. ↑ Benezit Dictionary of Artists — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  5. ↑ 1 2 Andy Warhol Biography. The Andy Warhol Foundation. Проверено 29 июня 2014.
  6. ↑ Jane Daggett Dillenberger, Religious Art of Andy Warhol, Continuum International Publishing Group, 2001, p.7
  7. ↑ Andrew Warhol — American Artist — Biography
  8. ↑ Биография Энди Уорхола
  9. ↑ Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit («Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», 1936)
  10. ↑ Шелкография Уорхола.
  11. ↑ Charlotte Higgins Work of art that inspired a movement … a urinal // The Guardian. — 02.12.2004.
  12. ↑ Кто такой Энди Уорхол?
  13. ↑ Поп-арт: Уорхол, Энди
  14. ↑ 1 2 Энди Уорхол — король поп-арта
  15. ↑ 1 2 3 Sleep by Andy Warhol
  16. ↑ 1 2 3 Sleep (1963) — Trivia
  17. ↑ Энди Уорхол и Арт-кар BMW M1
  18. ↑ Уорхол, Энди
  19. ↑ Colacello, Bob. Holy terror: Andy Warhol close up. — London : HarperCollins, 1990. — ISBN 0-06-016419-0.
  20. ↑ Meyer, Richard. Outlaw representation: censorship and homosexuality in 20th-century American art. — Oxford : Oxford University Press, 2002. — ISBN 0-19-510760-8.
  21. ↑ Jane Dagget Dillenberger, Father Sam. The Religious Art of Andy Warhol. — New York : The Continuum Publishing Company, 1998. — P. 33. — ISBN 0-8264-1112-6.
  22. ↑ Инграм К. Гениальный Уорхол. — М.: Эксмо, 2014. — 80 с.: ил. — ISBN 978-5-699-70779-9.
  23. ↑ Коменас Г. Andy Warhol Chronology. 1980 // WarholStars.org.
  24. ↑ «Артгид»: Топ-10 самых продаваемых художников по версии Artnet
  25. ↑ Andy Warhol (1928—1987) | Silver Car Crash (Double Disaster) | Contemporary Art Evening Auction | Sotheby’s
  26. ↑ «A One-Man Market»
  27. ↑ Неделя Уорхола в Москве. Архивировано 17 июня 2008 года.
  28. ↑ Фигуры Америки. Между поп-артом и трансавангардом. Энди Уорхол, Жан-Мишель Баскиа, Том Вассельман. Проверено 8 февраля 2011. Архивировано 27 августа 2011 года.
  29. ↑ Фигуры Америки между поп-артом и трансавангардом. Weekend.ru. Проверено 8 февраля 2011. Архивировано 27 августа 2011 года.
  30. ↑ В Москве покажут Уорхола для коллекционеров. Lenta.ru. Проверено 12 мая 2010. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  31. ↑ Phillips de Pury Courts Rich Russians With $2.4 Million Warhol (англ.). Bloomberg. Проверено 12 мая 2010. Архивировано 27 августа 2011 года.
  32. ↑ Энди Уорхол «Живые портреты» (Выставка к 80-летию Энди Уорхола)  (недоступная ссылка — история). Архивировано 24 декабря 2008 года.
  33. ↑ The opening ceremony of Andy Warhol: Life, Death and Beauty has been held at the Heydar Aliyev Center. Официальный сайт Культурного центра Гейдара Алиева.
  34. ↑ Выставка Энди Уорхола побила рекорды посещаемости // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 31 мая 2014. (Проверено 31 мая 2014)
  35. ↑ Artists (англ.). United States Postal Service. Проверено 8 апреля 2016.
  36. ↑ Adrian McCoy. Andy Warhol Puts Stamp on the World – Again (англ.). Pittsburgh Post-Gazette (10 August 2002). Архивировано 4 марта 2016 года.
  37. ↑ Roberta Smith. Andy Warhol Commemorated in Chrome on Union Square (англ.). New York Times (31 March 2011). Проверено 8 апреля 2016.
  38. ↑ Собств. корр. В Закарпатской области появилась площадь Энди Уорхола // lenta.ru. — 2016. — 8 апр.

Ссылки

ru-wiki.org

Шелкографические картины Энди Уорхола

Едва ли найдется человек, который бы не встречал разноцветных Мэрилин Монро руки короля поп-арта Энди Уорхола. Как бы громко это ни звучало, его шелкографические произведения считают прорывом, изменившим ход современного искусства. Популярность этих работ, которые размножают и копируют уже на протяжении более полувека, не поддается никакому объяснению.

Уорхол еще в начале 1960-х начал работать над созданием шелкографических гравюр с ликами знаменитостей. Среди них была не только востребованная Мэрилин Монро, но и Элизабет Тейлор и Элвис Пресли, Джекки Кеннеди и Мао Цзэдун.

Основой для изображений служили фотографии, которые многократно увеличивались и переносились на холст в разных цветовых комбинациях.

До сих пор искусствоведы спорят о содержании работ, пытаясь вложить в них глубокий смысл и приписать Уорхолу вызов потребительскому обществу и желание подчеркнуть бездушность массовой культуры. Тем временем как сам автор не упускал возможности в своих интервью призвать критиков не искать смысла там, где его нет. По словам Энди Уорхола, созданный им образ был продиктован всего лишь спросом и потребностью общества в новых идолах, что ему вполне удалось, так как второе название портрета Мэрилин на арт-рынке — «Джоконда XX века».

Первые «Мэрилин» представляли собой небольшие полотна с такими вкусными названиями, как «Лимонная», «Виноградная», «Лакричная», «Мятная», «Вишневая»и пр. Вскоре художник начал использовать холсты большего размера, размещая на них множество одинаковых Мэрилин. А уже два года спустя появились новые одиночные портреты с менее вкусными, но более яркими наименованиями: «Бирюзовая», «Красная», «Оранжевая», «Золотая», — которые сейчас входят в число самых дорогих и желанных произведении короля поп-арта.

Брак с запахом пороха

Ошеломляющий успех сопровождал гравюры серии «Выстрел» с весьма криминальной предысторией... Однажды художника посетила его подруга Дороти Подбер с просьбой сфотографировать (англ. shooting) уже ставшее каноническим изображение Мэрилин Монро. Уорхол согласился и с изумлением увидел, как гостья вытащила пистолет и прострелила насквозь целую стопку картин с портретом Монро (так как shooting в английском языке обозначает также «стрелять»).

В результате Уорхол не только сделал этот случаи достоянием публики, но и продал данные произведения вдвое дороже, переименовав их в серию «Простреленная Мэрилин».

На сегодняшний день все работы с «запахом пороха» находятся в руках ведущих частных коллекционеров. Столь пикантная история и грамотный маркетинговый ход привели к тому, что на протяжении почти десяти лет аукционный рекорд Уорхола принадлежал шелкографии 1964 года «Оранжевая Мэрилин», проданной на Sotheby’s в 1998 году за 17,3 миллиона долларов. В свою очередь, «Бирюзовая Мэрилин» — единственная уцелевшая от пули работа, — по неофициальным данным, была приобретена в 2007 году за 80 миллионов долларов.

На сегодняшний день прикоснуться к популярному искусству Энди Уорхола можно и через иную материализацию: духи, вина, одежду и прочие аксессуары, которые доступны в основном в ограниченных тиражах благодаря выдаваемым лицензиям фонда Уорхола (warholfoundation.org).

Беспрецедентная возможность!

В сентябре 2012 года Фонд Энди Уорхола объявил о намерении распродать свою коллекцию через аукционный дом Christie's. 12 ноября состоялся первый открытый аукцион, где было представлено 354 лота: картины, рисунки, фотографии, гравюры, — многие из которых были показаны публике впервые. Торги прошли с ожидаемым успехом и собрали 17 миллионов долларов.

Так как в архивах фонда находилось около 4 000 работ, торги, по предварительным подсчетам, могли занять пару лет. Поэтому в октябре аукционный дом открыл специальный сайт: www.christies.com/warhol, где начиная с февраля 2013 года проходят интернет-торги работ Уорхола. По словам президента фонда, эти продажи обеспечили беспрецедентный доступ к творчеству автора, а вырученные средства идут на благотворительные программы фонда.

samoe-samaya.ru

Уорхол, Энди — Википедия РУ

Э́нди Уо́рхол (англ. Andy Warhol; настоящее имя — Э́ндрю Уорхола, англ. Andrew Warhola[5], 6 августа 1928 года, Питтсбург, США — 22 февраля 1987 года, Нью-Йорк, США) — американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, заметная персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Основатель идеологии «homo universale», создатель произведений, которые являются синонимом понятия «коммерческий поп-арт».

Имя при рождении Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Страна Жанр Учёба Стиль Сайт Подпись
Энди Уорхол
Andy Warhol
Энди Уорхол, 1975
Andrew Warhola
6 августа 1928(1928-08-06)[1][2][…]
22 февраля 1987(1987-02-22)[1][2][…](58 лет)
живопись, фотография, перформанс, коллаж, дизайн, видео, кино
Технологический институт Карнеги, Питтсбург
поп-арт, авангард, абстракционизм, киноавангард, псевдодокументалистика, артхаус
warhol.org
 Работы на Викискладе

В 1960-х годах был менеджером и продюсером первой альтернативной рок-группы The Velvet Underground. О жизни Уорхола снято несколько художественных и документальных фильмов.

Детство

  Энди (справа) с режиссёром Улли Ломмелем на съёмках фильма «Кокаиновый ковбой» (1979), в котором Энди сыграл себя   Банка с супом Кэмпбелл   Банка с супом Кэмпбелл   BMW M1, дизайн раскраски Уорхола   Королевская Шотландская академия в Эдинбурге, Шотландия. Выставка Уорхола, посвященная 20-й годовщине его смерти. Колонны украшены изображениями банок супа Campbell

Энди Уорхол родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) четвёртым ребёнком в рабочей семье иммигрантов-русин[7] из села Микова у Стропкова на северо-востоке современной Словакии, части бывшей Австро-Венгерской империи.

Первый ребёнок — дочь Юстина, родившаяся ещё в Словакии, умерла до переезда в США. Отец Уорхола Андрей в поисках работы иммигрировал в Соединённые Штаты в 1914 году, мать Юлия (в девичестве Завацкая) присоединилась к нему в 1921 году, после смерти бабки и деда Уорхола. Члены глубоко религиозной семьи были прихожанами Русинской греко-католической церкви. Отец Уорхола работал в угольной шахте, а мать, не владевшая английским, подрабатывала мытьём окон и уборкой, а также изготавливала и продавала цветы из консервных банок и гофрированной бумаги. К 1934 году Уорхолы переехали из трущоб в более комфортабельный район. Семья жила на улице Белен, 55, а затем в Доусон-Стрит, 3252 в Окленде, окрестностях Питтсбурга. У Энди было два старших брата, Павел (Пол), родившийся в 1923 году, и Джон, родившийся в 1925 году. Сын Павла, Джеймс Уорхола (англ.)русск., стал иллюстратором детских книжек.

В третьем классе Уорхол заболел хореей Сиденгама, также называемой «Пляской св. Витта», которая явилась следствием перенесённой ранее скарлатины, после чего большую часть времени был прикован к постели. В классе он стал изгоем. Появилась мнительность, развилась боязнь врачей и больниц, которая не отпускала его до смерти. В то время, когда Эндрю был прикован к постели, он начал увлекаться рисованием, собирать фотографии кинозвёзд и делать коллажи из газетных вырезок. Сам Уорхол позже упоминал этот период как очень важный в становлении его личности, выработавший навыки, художественный вкус и предпочтения.

Когда Энди было 13 лет, в результате несчастного случая на шахте погиб его отец. В 1945 году Уорхол закончил среднюю школу Шенли (англ.)русск..

Начало карьеры

Планировал получить художественное образование в Университете Питтсбурга, чтобы потом преподавать рисунок. Но потом планы изменились, и он поступил в Технологический институт Карнеги, рассчитывая сделать карьеру в качестве коммерческого иллюстратора. В 1949 году он получил степень бакалавра изящных искусств в области графического дизайна. Успевал в учёбе хорошо, но часто не находил общий язык с преподавателями и сокурсниками.

После окончания в 1949 году переехал в Нью-Йорк, где начал работать оформителем витрин магазинов, рисовать открытки и рекламные плакаты. Позже его принимали на работу художником-иллюстратором в журналы Vogue, Harper's Bazaar и ещё в несколько менее популярных изданий. В этот период он американизировал свою фамилию, начав писать её без последней буквы a — «Уорхол» (Warhol)[5].

Уже к 1950 году пришёл успех после удачного оформления рекламы обувной компании «И. Миллер». На рекламных плакатах была изображена в эксцентричной манере нарисованная чернилами обувь со специально сделанными кляксами. В середине 1950-х Уорхол проиллюстрировал самоучитель испанского языка Маргариты Мадригаль, положивший начало серии её бестселлеров-самоучителей, многократно переиздававшихся.

В 1962 году Уорхол провёл первую свою крупную выставку, которая принесла ему популярность[8]. К этому времени Уорхол смог купить собственный дом на Манхэттене, на 33-й Восточной улице. Доходы его поднялись до отметки 100 тысяч долларов в год, и это дало ему возможность больше увлекаться любимым делом — рисованием, и мечтать о «высоком искусстве»[9].

Уорхол одним из первых применил трафаретную печать как метод для создания картин. В своих ранних шелкографиях он использовал собственные, нарисованные от руки изображения. Позже, с помощью проектора, он транслировал на холст уже фотографии и вручную обводил изображение. Применение шелкографического метода было одним из этапов в стремлении Уорхола к массовому репродуцированию и тиражированию художественных произведений, вопреки всей критике Вальтера Беньямина, который писал о потере ауры и ценности произведения в век его технической воспроизводимости[10].

Способ Уорхола заключался в следующем: на рамку натягивалась нейлоновая сетка. Само изображение на сетке создавалось путём контактного засвечивания. На сетку, пропитанную фотоэмульсией, накладывался диапозитив. Всё засвечивалось, как при фотопечати. На освещённых местах сетки фотоэмульсия полимеризовалась и становилась нерастворимой пленкой. Лишнее смывалось водой. Так создавалась матрица, то есть печатная форма. Её накладывали на бумагу или ткань, и наносили краску. Краска проникала через прозрачные участки сетки и создавала изображение. Таким образом, нанося специальным резиновым валиком на деревянной ручке чёрную краску, Уорхол исполнил основной контур своих самых известных произведений: многократно повторяющихся Мэрилин Монро, Элизабет Тэйлор и других. Для многоцветной печати требовалось количество матриц, равное количеству цветов. Одного комплекта матриц хватало на большое количество изображений. Внедрение инновационных технологий в процесс создания образов ставило искусство на коммерческую основу.

В 1960-х годах художник использовал для своего творчества фотографии, напечатанные в СМИ. Начиная с 1980-х годов, он делал снимки сам фотоаппаратом Полароид[11].

Становление, творческая карьера

Уже в 1952 году работы Уорхола были представлены на выставке в Нью-Йорке, а в 1956 он получил почетный приз «Клуба художественных редакторов». К этому времени художник зарабатывал около ста тысяч долларов в год, однако не переставал мечтать о «высоком искусстве».

В 1960 году Уорхол создал дизайн для банок Кока-кола, который принёс ему известность художника с неординарным видением искусства. В начале шестидесятых Уорхол всё больше занимался графикой, создавая, в основном, только произведения с изображением долларовых банкнот. В 1960—1962 появился цикл произведений с изображением консервных банок супа Кэмпбелл (англ. Campbell’s Soup Can). Первоначально плакаты с банками супа исполнялись в технике живописи: «Банка с супом Кэмпбелл (рисово-томатный)» (Campbell’s Soup Can (Tomato Rice), 1961, а с 1962 года — в технике шелкографии («Тридцать две банки супа Кэмпбелл», «Сто банок супа Кэмпбелл», «Двести банок супа Кэмпбелл» — все 1962). Также, в 1962 году, поворотном для себя, Уорхол создал серии «Зелёные бутылки кока-колы». Рисунки банок в ярких тонах стали «визитной карточкой» Уорхола. Показ работ на выставке в галерее «Stabl» вызвал большой резонанс среди общественности. Хотя, по мнению критиков, эти картины отражали безликость и пошлость культуры массового потребления, менталитет западной цивилизации. После этой выставки Уорхола причислили к представителям поп-арта и концептуального искусства, таким как Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс и Рой Лихтенштейн.

Начиная с этого периода Уорхол как фотограф и художник работал с образами звёзд эстрады и кино: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Джима Моррисона, Мика Джаггера и Элвиса Пресли, а также с образами политиков, например, Мао Цзэдуна, Ричарда Никсона, Джона Кеннеди и Владимира Ильича Ленина («Красный Ленин», «Чёрный Ленин»). После ухода Монро из жизни он создал свой знаменитый «Диптих Мэрилин», ставший аллегорией жизни и смерти актрисы. По состоянию на 2011 год Диптих Мэрилин был выставлен в филиале лондонской Галереи Тейт в Ливерпуле. 2 декабря 2004 года газета «The Guardian» опубликовала список 500 наиболее выдающихся произведений современного искусства, где это произведение Уорхола занимает почётное третье место[12]. У Уорхола был своеобразный, постоянно меняющийся подход к живописи. Одним из новшеств стало применение красок кислотных оттенков.

«Фабрика»

В 1963 году Уорхол купил здание на Манхэттене, здание получает название «Фабрика», тут Энди ставит на поток создание произведений современного искусства. В 1964 году состоялась первая выставка арт-объектов Уорхола, не вписывающихся в рамки понятия живописи. Экспозиция заключалась в демонстрации около сотни копий упаковочной картонной тары, коробок из-под кетчупа «Хайнц» и стирального порошка «Brillo». По случаю открытия выставки Уорхол устроил презентацию своей новой необычной студии, «Фабрики», стены которой были выкрашены в серебряный цвет. В студии царила обстановка вседозволенности, проводились вечеринки. Это помещение нарушило представление о мастерской художника как об уединённом месте. «Фабрика» и её хозяин стали часто фигурировать в репортажах светской хроники, о них стали писать в журналах и средствах массовой информации. Создаёт Уорхол и собственный проект — журнал «Интервью», где знаменитости брали интервью у знаменитостей[13].

«Фабрика» была организованным производством, которое выпускало до 80 печатных произведений в день, то есть несколько тысяч отпечатков в год. Был нанят коллектив рабочих, осуществлявших массовое производство поставленных на поток репродукций с портретами знаменитостей. Героев своих тиражируемых произведений Уорхол фотографировал у себя в мастерской, делая Полароидом серию моментальных снимков. Из множества кадров выбирался лучший, увеличивался, и методом шелкографии переносился на холст. Поверхность холста покрывалась краской либо до репродуцирования, либо Уорхол наносил масляную краску по уже репродуцированному отпечатку. Обычно делалось несколько вариантов одного произведения. Таким образом Уорхол превратил искусство в «бизнес-арт», руководя исполнителями, которые технически воспроизводили его собственные работы.

Уорхол придерживался мнения, что знаменитости на портретах должны были выглядеть идеально и без изъянов: картина «До и после» из цикла «Рекламные объявления» (1960), давала анонс «нового лица от Уорхола», якобы «улучшенной версии тебя самого». Он ретушировал морщины и дефекты кожи лица, убирал лишние подбородки, подрисовывал ярче глаза и губы, придавая лицам идеализированные черты. Среди клиентов Уорхола — всё семейство иранского шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, Мик Джаггер, Лайза Миннелли, Джон Леннон, Дайана Росс, Бриджит Бардо и многие другие знаменитости[14].

Кинематографическая деятельность

Параллельно с созданием объектов поп-арта, Уорхол начинает снимать кинофильмы, однако как режиссёр успеха добивается только в узких кругах. В период с 1963 по 1968 годы Уорхол снял несколько сотен лент, в том числе 472 четырёхминутные черно-белые портретные кинопробы (англ. Screen Tests), десятки короткометражных фильмов и более 150 фильмов с сюжетами, только 60 из которых увидели свет.

Большинство его фильмов, снятых в тот период, не имели никакого сюжета. В основу сюжетных линий ложились псевдодокументальные съёмки, например: «мужчина примеряет трусы», или «мужчина получает удовольствие от минета». Основным смыслом фильмов Уорхола было раскрытие сути сексуальной революции[15]. В середине 1960-х Уорхол перешёл от съёмки чёрно-белых немых кинолент к цветному кино со сценарием (чаще всего эротического содержания). Стремясь раздвинуть рамки традиционного кино, Уорхол занялся съёмкой «неподвижных фильмов». Самыми значимыми из них стали «Спи» (1963) и «Эмпайр» (1964). Первый представлял собой чёрно-белую 5-часовую съёмку спящего человека — американского поэта Джона Джорно (англ.)русск., не сопровождавшуюся никакими звуками[16][17]. Премьерный показ фильма состоялся 17 января 1964 года[17] в The Film-Makers' Cooperative при участии режиссёра Йонаса Мекаса, «крёстного отца» нью-йоркского киноавангарда. Всего присутствовало девять зрителей, двое из них ушли с просмотра в течение первого часа[16]. Первоначально вместо Джорно Уорхол хотел заснять сон Брижит Бардо[16][17].

Сюжет второй ленты заключался в 8-часовом показе снятого в режиме замедленной съёмки нью-йоркского небоскрёба Эмпайр Стейт Билдинг в период с вечера 25 июля по утро 26 июля 1964 года. Своими пробами и перформансами в киноискусстве Уорхол хотел открыть новые направления в кинематографе и заинтересовать и удивить ими пресыщенного зрителя.

Покушение

3 июня 1968 года радикальная феминистка Валери Соланас, ранее снимавшаяся в фильмах Уорхола, вошла в «Фабрику» и три раза выстрелила Энди в живот. После чего вышла на улицу, подошла к полицейскому и сказала: «Я стреляла в Энди Уорхола». Пострадавший перенёс состояние клинической смерти и 5-часовую операцию, закончившуюся успешно[15]. После покушения художнику пришлось носить поддерживающий корсет больше года, так как почти все его внутренние органы были повреждены. Уорхол отказался давать обвинительные показания в полиции, в результате чего Соланас получила только три года тюрьмы и принудительное лечение в психиатрической больнице. В его работах начинают преобладать темы, связанные с насильственной смертью. Впрочем, эта тематика занимала Уорхола ещё и до покушения, катастрофы волновали его своей притягательностью. Боязнь смерти и увечий Уорхол выражал посредством изображения электрических стульев, самоубийств, аварий, похорон, ядерных взрывов, траура Жаклин Кеннеди, посмертных портретов Мэрилин Монро и больной Элизабет Тейлор. Одна из ярких иллюстраций этой фобии Уорхола — картина 1963 года «Катастрофа с тунцом», в которой воспроизведены газетные вырезки и фото двух женщин, отравившихся консервированным тунцом A&P, банка из-под которого также фигурирует в изображении.

Жизнь после покушения

  Могила Энди на греко-католическом кладбище Св. Иоанна Крестителя, Бетель Парк, Пенсильвания, США

После покушения Уорхол не потерял интереса к творческой деятельности и не переставал экспериментировать с искусством. В 1979 году он занялся художественной раскраской гоночного автомобиля[18]. По его мнению, движущееся в пространстве произведение искусства — это новое слово, новое явление в живописи, сущность красоты которого открывалась в динамике движения. Росписью кузова автомашины Уорхол занимался лично. Краски наносил разнообразным подручным материалом, в том числе и пальцем. Сохранилось его высказывание[19]: «Я пытался нарисовать, как выглядит скорость. Когда машина движется на большой скорости, все линии и цвета смазываются».

Уорхол скончался во сне от остановки сердца в Медицинском центре Корнуэлл на Манхеттене, где ему сделали несложную операцию по удалению желчного пузыря в 1987 году. Похоронен в родном Питтсбурге.

Личная жизнь

Коммерческое значение

В последние годы Энди Уорхол возглавляет список самых продаваемых художников. Так, в 2013 году суммарная стоимость проданных на аукционах работ художника составила 427,1 млн долларов[25]. Наиболее высоко ценятся крупноформатные холсты 1962—1964 годов, цены на которые могут доходить до 100 млн долларов. В ноябре 2013 года был установлен рекорд — 105,4 млн долларов за «Серебряную автокатастрофу (двойную)» (1963)[26].

За период с 1985 по 2010 год средние аукционные цены на работы Уорхола выросли на 3400 %, что примерно вдвое превышает средний рост цен на современное искусство за тот же период[27].

Киновоплощения

Русская библиография

  • Неделя Уорхола в Москве / Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина [и др.] — М.: Галерея: GIF, 2001.
  • Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) = The philosophy of Andy Warhol (from A to B and back again) / [Пер. с англ. Г. Северской]. — М.: Аронов, 2001.
  • Уорхол Э. Америка. М., Ад Маргинем, 2013.
  • Уорхол Э. Дневники Энди Уорхола. / Пер. С англ. В.Болотникова, Ад Маргинем, 2015.

Выставки

В Москве

  • 2001 — Неделя Уорхола в Москве / Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина [и др.] / 2001[28]
  • 2003 — Фигуры Америки. Между поп-артом и трансавангардом. Энди Уорхол, Жан-Мишель Баскиа, Том Вассельман / Stella Art Gallery / 28 ноября 2003 — 14 февраля 2004[29][30]
  • 2005 — Энди Уорхол и русский поп-арт в Третьяковке на Крымском валу / Третьяковская галерея на Крымском Валу / сентябрь 2005
  • 2008 — Предаукционная выставка дома Phillips de Pury & Co. В рамках выставки показана картина «Камуфляж» / Галерея «Риджина» / 10-12 февраля 2008[31][32]
  • 2008 — Энди Уорхол «Живые портреты» (Выставка к 80-летию Энди Уорхола) / Московский музей современного искусства / 17 декабря 2008 — 8 февраля 2009[33]
  • 2009 — Энди Уорхол «Леди и джентльмены» / Галерея К35 / 15 октября — 3 декабря 2009
  • 2013 — Энди Уорхол «10 знаменитейших Евреев» / Еврейский музей и центр толерантности / 2013
  • 2017 — «Энди Уорхол. Вымирающие виды» Государственный Дарвиновский музей / 18 марта — 25 мая 2017

В Баку

В Тампере

В Екатеринбурге

  • Впервые вне Москвы выставляются подлинники автора: серии «Мерилин Монро», «Цветы» и знаменитый суп «Кэмпбелл», демонстрируются его фильмы (2014 год).

Увековечение памяти

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118629220 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. ↑ 1 2 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  3. ↑ Andy Warhol
  4. ↑ Benezit Dictionary of Artists — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  5. ↑ 1 2 Andy Warhol Biography. The Andy Warhol Foundation. Проверено 29 июня 2014.
  6. ↑ Jane Daggett Dillenberger, Religious Art of Andy Warhol, Continuum International Publishing Group, 2001, p.7
  7. ↑ Andrew Warhol — American Artist — Biography
  8. ↑ Биография Энди Уорхола
  9. ↑ Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit («Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», 1936)
  10. ↑ Шелкография Уорхола.
  11. ↑ Charlotte Higgins Work of art that inspired a movement … a urinal // The Guardian. — 02.12.2004.
  12. ↑ Кто такой Энди Уорхол?
  13. ↑ Поп-арт: Уорхол, Энди
  14. ↑ 1 2 Энди Уорхол — король поп-арта
  15. ↑ 1 2 3 Sleep by Andy Warhol
  16. ↑ 1 2 3 Sleep (1963) — Trivia
  17. ↑ Энди Уорхол и Арт-кар BMW M1
  18. ↑ Уорхол, Энди
  19. ↑ Colacello, Bob. Holy terror: Andy Warhol close up. — London : HarperCollins, 1990. — ISBN 0-06-016419-0.
  20. ↑ Meyer, Richard. Outlaw representation: censorship and homosexuality in 20th-century American art. — Oxford : Oxford University Press, 2002. — ISBN 0-19-510760-8.
  21. ↑ Jane Dagget Dillenberger, Father Sam. The Religious Art of Andy Warhol. — New York : The Continuum Publishing Company, 1998. — P. 33. — ISBN 0-8264-1112-6.
  22. ↑ Инграм К. Гениальный Уорхол. — М.: Эксмо, 2014. — 80 с.: ил. — ISBN 978-5-699-70779-9.
  23. ↑ Коменас Г. Andy Warhol Chronology. 1980 // WarholStars.org.
  24. ↑ «Артгид»: Топ-10 самых продаваемых художников по версии Artnet
  25. ↑ Andy Warhol (1928—1987) | Silver Car Crash (Double Disaster) | Contemporary Art Evening Auction | Sotheby’s
  26. ↑ «A One-Man Market»
  27. ↑ Неделя Уорхола в Москве. Архивировано 17 июня 2008 года.
  28. ↑ Фигуры Америки. Между поп-артом и трансавангардом. Энди Уорхол, Жан-Мишель Баскиа, Том Вассельман. Проверено 8 февраля 2011. Архивировано 27 августа 2011 года.
  29. ↑ Фигуры Америки между поп-артом и трансавангардом. Weekend.ru. Проверено 8 февраля 2011. Архивировано 27 августа 2011 года.
  30. ↑ В Москве покажут Уорхола для коллекционеров. Lenta.ru. Проверено 12 мая 2010. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  31. ↑ Phillips de Pury Courts Rich Russians With $2.4 Million Warhol (англ.). Bloomberg. Проверено 12 мая 2010. Архивировано 27 августа 2011 года.
  32. ↑ Энди Уорхол «Живые портреты» (Выставка к 80-летию Энди Уорхола)  (недоступная ссылка — история). Архивировано 24 декабря 2008 года.
  33. ↑ The opening ceremony of Andy Warhol: Life, Death and Beauty has been held at the Heydar Aliyev Center. Официальный сайт Культурного центра Гейдара Алиева.
  34. ↑ Выставка Энди Уорхола побила рекорды посещаемости // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 31 мая 2014. (Проверено 31 мая 2014)
  35. ↑ Artists (англ.). United States Postal Service. Проверено 8 апреля 2016.
  36. ↑ Adrian McCoy. Andy Warhol Puts Stamp on the World – Again (англ.). Pittsburgh Post-Gazette (10 August 2002). Архивировано 4 марта 2016 года.
  37. ↑ Roberta Smith. Andy Warhol Commemorated in Chrome on Union Square (англ.). New York Times (31 March 2011). Проверено 8 апреля 2016.
  38. ↑ Собств. корр. В Закарпатской области появилась площадь Энди Уорхола // lenta.ru. — 2016. — 8 апр.

Ссылки

http-wikipediya.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта