Зденек Буриан: "Картины первобытной природы". Часть I - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров. Картины буриан зденек


Картины Зденека Буриана

Картины художника Зденека Буриана

Здесь вы можете смотреть бесплатно изображения картин художника Зденека Буриана.

Мы размещаем картины Буриана потому, что на него даются ссылки из других отделов сайта.

З. Буриан

— чешский художник, иллюстратор и реконструктор, специализировавшийся на изображении доисторических пейзажей и анималистики (зверей). Моё личное мнение: цветные работы Буриана больше смахивают на научно-популярные иллюстрации (за редким исключением), нежели на художественные произведения; в то время как монохромные рисунки обладают весьма высоким качеством и с художественной точки зрения.

Внимание! Я не палеонтолог. Поэтому подписи к рисункам, которые я делал, могут быть ошибочны.

Показать рисунок полностью Увеличить изображение картины Увеличить изображение картины

Птеродактиль

Ещё одно произведение З. Буриана в стиле чёрно-белого фотореализма. Птеродактили весело порхают над ручьём.

Цены, таблицы, рисунки и графики могут быть недоступны для просмотра. Заходите на сайт через полноценный монитор с работающей поддержкой скриптов.

КАРТИНЫ БУРИАНАНА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — artgraphic.su/burian.html  

Эоценовый пейзаж

На этой картине художник накидал разнообразную фауну эпохи эоцена.

Увеличить изображение картины

Иностранцевия

Иностранцевия (название от имени геолога Иностранцева) относится к разряду зверозавров. Она намного древнее динозавров, которых привыкли муссировать в фильмах-триллерах. Тем не менее, иностранцевию нельзя считать пресмыкающимся в полном смысле этого слова, так как она имела весьма многие признаки, роднящие её со зверьми. Например, её кожа была начисто лишена чешуи, а многие исследователи считают, что зверюга была покрыта шерстью.

Некоторые палеонтологи полагают, что иностранцевия шастала на задних лапках.

Увеличить изображение картины

Цены, таблицы, рисунки и графики могут быть недоступны для просмотра. Заходите на сайт через полноценный монитор с работающей поддержкой скриптов.

КАРТИНЫ БУРИАНАНА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — artgraphic.su/burian.html  

Мастодонты

Небольшая стайка мастодонтов вываливается из леса.

На картинах Буриана меня сильно радует лёгкость, с которой художник рисует травку.

Увеличить изображение картины

Питекантропы

Если я правильно идентифицировал, на картине изображено племя гомо эректусов. Увеличить изображение картины

КАРТИНЫ БУРИАНАНА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — artgraphic.su/burian.html  

Первобытные люди

Да-да, первобытные тётьки выглядели именно так, ☺.

Впрочем, современные тётьки часто выглядят ещё удивительнее.

Увеличить изображение картины

Дно силурийского моря

На этом пейзаже художник накидал флору и фауну морского дна в эпоху силур. На картине изображены, помимо прочего, трилобиты и головоногие наутилоидеи.

Хочу обратить внимание, что, рисуя пейзажи морского дна, Буриану не приходило в голову красить всю картину в ядовито-синий цвет, как это делают современные горе-художники.

Увеличить изображение картины

Цены, таблицы, рисунки и графики могут быть недоступны для просмотра. Заходите на сайт через полноценный монитор с работающей поддержкой скриптов.

artgraphic.su

Karavaev: Зденек Буриан: динозавры, приключения и люди

Зденек Буриан вряд ли нуждается в представлении.

Великий палеохудожник, мировая величина, оказавшая глубочайшее влияние на палеореконструкторов ХХ века.

Мамонты, брахиозавры, птерозавры и диатримы, старый игуанодон и величественный тарбозавр. Картины Буриана воспроизводятся до сих пор. В учебных пособиях, научно-популярных книгах, альбомах доисторических животных.

«Великий палеохудожник».

Однако, творческое наследие Буриана куда шире. Он иллюстрировал книги, детские журналы, делал «географические» циклы картин. Он был и остается невероятным мастером приключенческой иллюстрации.

В этой скромной статье я попытаюсь представить вашему вниманию немного другого Буриана.

Современного, динамичного, разного.

Динозавры тут тоже будут, куда ж без них. А еще плеск далеких морей, свист стрел, трубный глас слонов и рев Тарзана, обезьяньего приемыша.

Давайте же пройдем за Бурианом несколько шагов по дороге Приключений. Пути, по которому он шел всю свою жизнь.

Зденек Михаил Франтишек Буриан родился 11 февраля 1905 года в нижнеморавском местечке  Копршивнице. Тогда это была территория Австро-Венгрии. Его родители — отец был помощником архитектора — вскоре переехали в Страмберк, где и прошло детство Зденека.

Про маленького Зденека вполне можно было сказать: родился с кистью в руке. Он сызмальства показывал изрядные способности к рисованию.

Позже мастер вспоминал, что каждый вечер в окно его комнаты стучал закат. На подоконнике была уже приготовлена бумага, и Зденек пытался успеть поймать акварелью уходящее солнце. Эти «скоростные» этюды позволили отточить технику акварели, что сильно пригодилось ему в дальнейшем.

А еще рядом был лес. Полный удивительных вещей, достойных отражения на клочках бумаги…

А еще совсем неподалеку, в 10 минутах ходьбы от его дома были большие известняковые пещеры, сами по себе невероятная драгоценность для любого мальчишки. Там можно было найти остатки костей, фрагменты каменных орудий древних людей. Буриан вспоминал, как буйствовало в этих местах его мальчишеское воображение. Он представлял себе группку голодных людей в шкурах зверей, ютящихся вокруг огня. Битвы их со стаями гиен. Голод и боль зимних ночей.

Большое вырастает из малого. Детские впечатления еще найдут свою дорогу на холст и картон.

Война многое изменило в жизни всей Европы. Австро-Венгрия перестала существовать. Когда отец Буриана вернулся с войны, семья тонула в долгах. Старшего брата отправили учиться на инженера, а Зденек должен был стать лесником, в получасе езды от них была школа лесоводства. Да и профессия лесника в краю с богатыми охотничьими традициями сулила определенные перспективы.

Но однажды к отцу мальчишки (по воспоминаниям Буриана ему было лет двенадцать) пришел их преподаватель рисования Бартон. «Зденек должен учиться в художественной школе», — сказал он отцу. У мальчика талант. Его работы всегда были лучшими.

«Папа сказал, что это невозможно, что обучение двух сыновей сына он поддерживать не сможет».

Но Бартон попытался снова.

И в один прекрасный день учитель Бартон и Зденек с мамой отправились в Прагу.

Академия

Конечно же, они не отправились прямиком в пражскую Академию изобразительных искусств. Довольно было бы и художественной школы. Однако, все, к кому они обращались, увидев работы Буриана говорили:

— Вам нужно в Академию!

И Зденек стал держать экзамен в Академию. По итогам вступительных испытаний его зачислили сразу на второй курс в класс к профессору Якубу Обровскому.

И начались «буриановские университеты».

студенческий билет Зденека Буриана, 1919

Зденеку было четырнадцать. Его сокурсники были в основном двадцатилетними и теплых чувств к малолетнему выскочке они не питали.

цитата

Но их безразличие,  не самое большое зло. Сложнее терпеть голод. Я до сих пор помню, что я стою перед магазин выпечки, и  думаю о том, чтобы украсть буханку хлеба

Не было денег, так как семья содержать его не могла. Сначала он пристроился в монастыре капуцинов, выполняя там различную работу. Пару раз приходилось ему ночевать и под железнодорожным мостом. Утром доводилось ему видеть умерших от холода и истощения безработных.

Он учился, и рисовал, рисовал.

воин племени зулу, 1919
На польской дороге, 1917

Мальчик Зденек обожал приключенческую литературу, что в общем неудивительно.

цитата

Я бы не выстоял, если бы не прошел школу у лучших учителей: Джека Лондона, Сетона-Томпсона, Редьярда Киплинга, Жана Грея, и особенно Рекса Бича (Rex Beach).

Они и помогли ему выжить. Пытаясь заработать на жизнь, он предлагал свои наброски разным пражским издателям. И однажды ему повезло, ему дали проиллюстрировать книгу Роберта Стивенсона «Приключения Дэвида Бальфура» («Похищенный» в русском переводе), вышедшую в 1921 году.

Не ахти что, правда? Но для шестнадцатилетнего Буриана это был первый шаг. И следующие 60 лет он работал, работал, работал.

Он обрел почву под ногами, а вот с Академией пришлось расстаться. Сейчас трудно сказать художника какого из академических направлений мы потеряли. Портретиста? Пейзажиста? Баталиста?

Но в Академии его долго приводили студентам как пример человека, променявшего Высокое Искусство на какие-то приключенческие книжки.

Дух приключений

В стране активно развивался частный издательский бизнес. Тем паче полиграфическая база была на самом высоком уровне. А книги с картинками продавались намного лучше, тем паче такие, что в СССР неодобрительно называли «авантюрно-приключенческими».  Р еалистичные, яркие рисунки Буриана оказались востребованы. Он начал сотрудничать с ведущими издателями, иллюстрируя как книги, так и журналы.

Свое мастерство он начал в 1925 году оттачивать на знаменитой «Библиотеке ЗЕМЛЯ и ЛЮДИ», специализировавшейся на романах приключений.

Особенной славы они ему не принесли, но дали стабильный заработок и возможность развиваться. Буриан писал акварелью, гуашью, маслом, рисовал тушью и карандашом, комбинировал техники. Ему было только 20, ему нужно было еще многому научиться.

В 1927 году ему даже довелось иллюстрировать Пушкина и Костомарова.

Как видим, художник не отказал себе в удовольствии метнуть за борт княжну.

Запомнились его обложки для журнала «Маленький читатель».

Иллюстрация к «Дорожным неприятностям в тропиках» Бука
  

Сравните, как «повзрослели» работы Буриана в другой знаменитой приключенческой серии «С винтовкой и лассо», выходившей в 1934-1941 годах.

Индейцы, ковбои, бандиты, Дикий Запад — страна озёр и гор. Лассо, ножи, стрелы и томагавки. Залпы ружей и лошади на дыбы!

Однако подлинную известность принес Буоиану его «географический» цикл картин «Земля и люди», публиковавшийся в журнале «Весь свет» (другой вариант перевода «По всему свету»).

Взгляд на Килиманджаро
  
В индийской деревне

Буриан стал популярным, благодаря приключенческим книгам, и известным, благодаря «этнографическим» картинам.

А что же динозавры? — спросите вы. А вот теперь поговорим о динозаврах.

Впрочем началось все с мамонта.

Доктор Аугуста и художник Буриан

В 1932 году в Журнале «Маленький читатель» вышла коротенькая повесть Эдуарда Шторха «Охотники на оленей и мамонтов». Буриан сделал к ней обложку и несколько рисунков.

Журнал попал пред светлы очи профессора палеонтологического факультета пражского университета Йозефа Аугусты. И все завертелось.

Как вспоминал потом З.Буриан:

цитата

«Охотники» увидел профессор Йозеф Аугуста, который с 1933 года работал в Институте геологии и палеонтологии Карлова университета в Праге. Он пригласил меня домой и предложил мне «реконструировать» скелет диплодока, травоядного динозавра. Я нарисовал его за двадцать минут — анатомию животных я знал , потому что я вырос среди животных. У нас было две телеги и две лошади, собаки, кошки. На северных склонах Бескид было много оленей, ящериц, змей, парк оленей. В Хиквалде  я наблюдал оленя...

И, кстати —  анатомия лошади является стандартной для всех четвероногих, только мышцы немного отличаются.

Профессор Аугуста остался доволен, и так началась наша совместная работа.

Доволен-то он был доволен, но Буриану катастрофически не хватало опыта в подобной работе. Кроме того, Аугуста оказался столь же требователен и такой же трудоголик, как и сам Буриан. Прошло достаточно много времени, прежде чем пробы Буриана начали его устраивать.

В пражском университете не хватало костного материала, поэтому З.Буриан набивал руку на работах своих коллег — художников-палеореконструкторов.

Одни из первых работ, сделанных под руководством Й.Аугусты, 1935 год.

художник Альберт Кулл
художник Зденек Буриан
  
художник Чарлз Найт
художник Зденек Буриан
  

Издание 1937 года переработанной повести Э.Шторха «Охотники на мамонтов» вышло уже с предисловием Аугусты.  Да и мамонт там несколько похорошел.

А Буриан начал готовить иллюстрации к двум книгам Аугусты: беллетризованных палеонтологических очерков и энциклопедии.

Первая книга «Zavátý život», что приблизительно можно перевести как «жизнь, занесенная снегом», вышла в 1941 году. Вот тогда Буриан и сделал свой первый шаг к будущей всемирной славе палеореконструктора, затмившей все его остальные работы.

В книге было 8 работ гуашью на отдельных вклейках и более сорока рисунков тушью.

Вторая книга — энциклопедия «Чудеса первобытного мира» (1942) — вышла и вовсе потрясающей.

Огромная — более 750 страниц томина — рассказывающая о развитии животного и растительного мира не Земле. Иллюстративный материал там был сборный: использовались работы многих известных художников и палеонтологов. Аугуста написал текст, используя последние научные достижения, а Буриан нарисовал 13 цветных картин маслом, 12  гуашью и более 60 тушью.

Вообще, это одна из тех книг, что навсегда покоряет сердце мальчишки. К сожалению, на русском языке до сих пор нет ничего сопоставимого.

Буриановские иллюстрации, вошедшие в книгу, давно уже стали классическими и переиздавались много раз. Мы на них останавливаться не будем. А вот работы тушью из этой книги — за редким исключением — более не воспроизводились.

Дальнейшие их совместные работы широко известны, мы подробно их рассматривать  не будем.

Сотрудничество З.Буриана и Й.Аугусты продолжалось многие годы, вплоть до смерти последнего в 1968 году.

Жюль Верн

Примерно в эти же годы Буриан делает впечатляющую серию иллюстраций к романам Жюля Верна.

20 000 лье под водой
Таинственный остров

Не забывая отдать дань уважения своим знаменитым предшественникам. Посмотрите, как Буриан повторил композицию классической работы Ферра.

  
Пятнадцатилетний капитан
Два года каникул
Дети капитана Гранта

Роман «Пять недель на воздушном шаре» с иллюстрациями Буриана, был опубликован только после его смерти.

Жюль Верном, а здесь представлено далеко не все, дело не ограничилось. Зденек Буриан за свою жизнь проиллюстрировал изрядное количество книг из  золотого фонда приключений.

Библиотека Приключений

Из книг, проиллюстрированных Бурианом, легко можно составить Библиотеку Приключений. Томах в двадцати. Да еще и выбирать придётся, что включить. В этой части нашего рассказа, я обойдусь без слов. Просто посмотрите и спросите себя: хотели бы такое собрание?

Джерри-островитянин
Робинзон Крузо
Маугли
Остров Сокровищ
Виннету
Последний из могикан
Тарзан

Мировая слава

В 1956 году пражское издательство Артия выпустила на немецком языке циклопическую книгу Аугусты «Tiere der Urzeit» (Доисторические животные). Книга произвела фурор. Было отчего. Огромный том с множеством полностраничных иллюстраций Буриана.

Представление о размерах можно получить из этого фото.

Всего Артия выпустила пять таких книг. В русском переводе: По путям развития жизни, Книга о мамонтах, Жизнь древнего человека, Ящеры древних морей, Гиганты суши.

Книги вышли на английском, французском, немецком, испанском, итальянском, русском, в общей сложности на двадцати языках.

«Палеохудожник» Зденек Буриан стал мировой величиной.

Автопортрет, 1956 год

На его жизни, впрочем, все это не особо отразилось. Как работал он с утра до ночи, так и продолжал работать.

Когда я только начинал собирать книги с работами Буриана, меня занимал вопрос: А иллюстрировал ли мэтр фантастику? Оказалось — да! Не слишком много, но на главку в нашем рассказе вполне хватит.

Фантастика

Большинство иллюстраций к фантастическим произведениям сделаны Бурианом для журналов. С разными журналами мастер сотрудничал на протяжении всей своей жизни.

Насколько я могу судить первым фантастическим миром для Буриана стал полет на Луну Отто Гайла (Ракетой на луну). Журнальная публикация 1929 года, книжная 1930-го.

Иллюстрировал Буриан и журнальные публикации фантастических романов Бабулы в «Пионере». Вот, например, его работы к «Планете трех солнц».

Палеонтологическая тема не отставляла его и здесь. Иллюстрации к двум рассказам Р.Бредбери «И грянул гром» и «Ревун».

к рассказу Г.Уэллса «На дне» (В бездне)

Довелось ему поработать и с рассказами советских и чешских авторов.

Амнуэль Икария Альфа
Сапарин Зеленый автомобиль
Томан Летучий голландец

Ну и, конечно, прекрасные иллюстрации к «Плутонии» В.Обручева

К глубокому моему сожалению, так и не был издан «Затерянный мир» А.Конан Дойла с его иллюстрациями. В разных архивах сохранилось всего пять работ, включая обложку.

И снова вымершие животные

После смерти Й.Аугусты совместная работа с палеонтологами не прекратилась. В разные годы — до самой смерти — Зденек Буриан сотрудничал со Зденеком Шпинаром, Вратиславом Мазаком, Джозефов Фольфом, Джозефом Бенешем.

Для каждого автора он делал новые рисунки, иногда исправлял или дополнял старые. Поскольку большинство этих работ получили широкую известность, в этой части нашего рассказа я попытался привести рисунки главным образом последних десяти лет жизни художника.

Лонгисквама, 1976

Буриан очень много учился. Изучал скелетные остатки, читал научные статьи, следил за последними достижениями палеонтологии.

Каждая работая проходила многочисленные стадии шлифовки да еще «научную приемку».

В результате этой работы и получали буриановские реконструкции. Яркие, реалистичные, завораживающие. Даже сейчас, когда палеонтология далеко ушла вперед, работы Буриана все равно не производят впечатления устаревших.

Вероятно, такова сила подлинного таланта.

Тарбозавр, 1970

Однажды Буриан взял и вне плана неожиданно сделал картину: старый игуанодон пришел умирать. Он медленно шел по кладбищу, усеянному костями его сородичей, и мезозойская луна светила ему в спину.

Ненаучно, да... Картина стала одной из самых воспроизводимых.

Реализм мира, которого никто не видел...

Хасмозавр, 1976

Буриан

Буриан работал всю жизнь. Исследователи его творчества подсчитали, что он выполнил порядка 9850 иллюстраций (в разных техниках) для 460 наименований книг.

Он умел быть разным и чувствовать душу книги.

Иллюстрации к «Песне о Гайавате» Лонгфелло. Опубликовано посмертно.

Он умел показать красоту книги акварелью, гуашью, маслом, тушью и карандашом.

  

И если слон яростно ревел, то вы буквально слышали этот рёв.

Общее же количество его работ оценивается примерно в районе 14000.

Он умел быть разным.

Далекие моря плескались у стен его дома, шурша коралловым песком...

И странные люди раскланивались с ним порой на улице.

Он сделал около 900 картин-палеореконструкций. Незадолго до смерти закончил последнюю — кронозавра.

На одной из последних фотографий художника кронозавр маячит контурами на заднем плане.

Он умер 1 июля 1981 года. В этот день открылась его персональная выставка, третья в году.

Кто-то из великих, кажется это был афористичный Черчиль сказал:

— Счастливы художники, ибо они никогда не будут одиноки.

Никогда.

        

      

В работе над очерком использовались материалы сайта http://www.daildeli.cz

fantlab.ru

Зденек Буриан – Zdenek Burian – Палеохудожники – Динозавры

Зденек БурианВеликий чешский палеохудожник. Общепризнанный классик направления. Его картины настолько реалистичны, что кажется будто он лично побывал в доисторических эпохах, запечатлев животных на плёнку фотоаппарата. И теперь любой зритель может сам на время окунуться в тот мир. Оставил огромное творческое наследие.

Визитная карточка

Страна Время жизни Другие профессии Имя, чешский Имя, латинский
Чехия, г. Прага 11.02.1905 – 01.07.1981 Портретист, пейзажист, иллюстратор Zdeněk Burian Zdenek Burian

Биография Зденека Буриана

Зденек Буриан

Родился Зденек Буриан в начале 20 века, 11 февраля 1905 года в небольшом чешском городе Копршивнице. Склонность к художественному искусству была замечена с ранних лет. Интересовался географией, в частности различными народами мира. Очень нравились приключенческие книги. Поэтому уже тогда он предпочитал рисовать в основном людей и живую природу, очень много времени проводя на открытом воздухе.

Уже в этом возрасте Зденек Буриан старался добиваться максимального соответствия рисунка и оригинальной модели. Потому к зрелым годам чётко сформировался стиль, который можно назвать реализмом или академизмом. В нём чрезвычайно важны даже мельчайшие детали, а также достоверность объектов и их пропорций. Имеется твёрдая опора на анатомию современных животных и соответствие физическим законам.

Изначально реализовал себя в качестве иллюстратора приключенческих произведений, а также книг про путешествия. В 16 лет Зденек Буриан проиллюстрировал книгу Роберта Стивенсона "Приключения Дэвида Бальфура". Это была первая настоящая работа и успех.

С 1940 года начинается новый этап его карьеры, где твёрдо начали укореняться мотивы древности.

Зденек Буриан

Фотография Зденека Буриана непосредственно за работой.

Скончался 1 июля 1981 года в Праге, в день открытия своей третьей в году выставки. Ему было 76 лет. Обладая особым трудолюбием и невероятной работоспособностью, он работал почти без перерывов на протяжении 60 лет. Ведь первые полноценные рисунки Зденека Буриана были созданы в 1921, а последние непосредственно перед смертью. Благодаря этому качеству и особому таланту он оставил огромное количество работ, которым мы можем дивиться по сей день.

Зденек Буриан

Его можно назвать полноправным учёным-палеонтологом, ибо вклад точных реконструкций в науку нельзя переоценить. Он делал множество самостоятельных выводов, ведя постоянные консультации с экспертами.

Большое количество музеев России, Восточной и Западной Европы украшены работами Зденека Буриана в разных масштабах. Точность его реконструкций позволяет размещать оные непосредственно перед окаменелостями освещаемых животных.

Галерея рисунков

Щелкните на интересующую миниатюру для увеличения. Снизу указан фигурирующий род со ссылкой на статью.Автор статьи: ArgusEyeОбсудить на форуме!

dinosaurs.afly.ru

Зденек Буриан: "Картины первобытной природы". Часть III

Зденек Буриан: "Картины первобытной природы". Часть III07.04.2012

Зденек Буриан: "Картины первобытной природы". Часть III

Мировую известность Зденеку Буриану принесли оригинальные палеонтологические и палеоантропологические реконструкции — художественное воссоздание картин первобытной природы, вымерших животных, растений, предков человека. На этом поприще у него не было конкурентов не только в родной стране, но и в мире. Отечественные учебники истории, повествующие о развитии первобытного общества, изобилуют иллюстрациями Буриана. Никому лучше Буриана не удалось передать колорит природы мезозойской эры, когда на Земле царствовали ужасные динозавры. На родине в Чехословакии его знают и как великолепного художника-иллюстратора различных книг.

ТРАХОДОН И ТИРАНОЗАВР

Ящер TRACHODON, типичный представитель траходонтид, был весьма причудливым животным. Конец низкого вытянутого черепа этого ящера напоминал утиный клюв. Челю-сти были усажены плотными рядами зубов, количество которых превышало 2000! Передние конечности были короче задних. Траходон мог ходить одинаково как на четырех, так и на двух ногах. Перепонки между пальцами свидетельствуют о том, что эти ящеры жили как на суше, так и в воде. Несколько видов траходонов жило в позднемеловую эпоху в Северной Америке. Средняя длина этих животных равнялась 10 м. Одновременно с траходонами (и другими растительноядными ящерами) жили хищные ящеры. Одним из наиболее страшных был огромный TYRANNOSAURUS REX, достигавший в высоту 5 м и в длину 14 м. Череп этого ящера был несколько сдавлен сверху и с боков, в длину он достигал более 1 м; пасть-заключала большие острые зубы. Мощное тело несли сильные задние ноги. Передние конечности были малы и редуцированы; тело заканчивалось длинным мощным хвостом. КОМПСОГНАТ И АРХЕОПТЕРИКС

Не все хищные ящеры достигали таких гигантских размеров. Существовали и совсем маленькие. К ним относятся, например, COMPSOGNATHUS LONGIPES, скелет которого (по величине не превосходящий скелет современной кошки) был найден в позднеюрских литографических сланцах близ Яхенгаузена в Баварии. Компсогнат жил на берегу находившейся здесь в то время лагуны, где и находил себе пищу среди выбросов лагуны. Это животное своим появлением не раз пугало зубастых первоптиц (ARCHAEOPTERYX и ARCHAE-ORNIS). Своими размерами ARCHAEOPTERYX лишь немногим превосходил голубя. Он плохо летал и обычно передвигался парящим полетом от одного дерева к другому или же на землю, откуда он опять взбирался по стволам деревьев в их кроны при помощи пальцев с когтями. ARCHAEOPTERYX не был хищником. На основании его слабых челюстей, усеянных мелкими зубками, некоторые палеонтологи заключают, что он питался плодами и ягодами, не брезгуя также мелкими насекомыми или червями.

БУРОУГОЛЬНЫЙ ЛЕС

Болотистые леса третичного периода, покрывавшие Землю приблизительно 30—50 миллионов лет тому назад, дали начало залежам бурого угля. Во многих современных промышленных районах, где к небу поднимаются шахтные вышки и заводские трубы, во время третичного периода вдоль берегов могучих рек, вокруг больших топей и болот и в дельтах больших рек простирались леса, похожие на современные болотистые леса на юговосточном побережье Соединенных Штатов Америки. По обуглившимся кускам древесины и отпечаткам листьев и плодов в глинистых сланцах, сопровождающих пласты бурого угля, можно судить о том, что буроугольная флора была исключительно богатой. Местами преобладали хвойные из родов CHAMAECYPARIS и TAXODIUM, с их многочисленными воздушными корнями; иногда к ним присоединялись лиственные породы, как, например, NYSSA, влаголюбивые дубы, клены и тополя, а также отдельные теплолюбивые растения, например магнолии.

МИОЦЕНОВЫЙ ЛАНДШАФТ

Третичный период, предпоследний геологический период истории Земли, мы делим на две части: на более древний отдел, так наз. палеоген, и на более поздний отдел, так наз. неоген. Флора и фауна этих двух отделов значительно отличаются друг от друга. Так, например, флора более древнего третичного времени еще очень похожа на флору мелового периода: в то время в центральной Европе росли также пальмы, смоковницы, коричное дерево, акации, мирты и другие тропические и субтропические растения. В позд-нетретичное время облик растительности изменился. Теплолюбивые типы растений начали отходить к югу и пальмы в Средней Европе стали редкостью. Зато здесь в субтропическом и очень влажном климате распространились леса, в состав которых входили различные виды дубов, буков, кленов, вязов, платанов, каштанов и других деревьев, произрастающих в настоящее время преимущественно в южной Европе или Закавказье. Наряду с этими лиственными лесами здесь существовали также хвойные леса, в состав которых входили ели, секвой, таксодии, глиптостробы и другие. Однако в конце третичного периода и эти растения отошли к югу, так как наступившее похолодание уже тогда предвещало наступление четвертичного периода, а с ним и первого оледенения.

УИНТАТЕРИЙ

В эоценовой фауне Северной Америки UINTATHERIUM относится к наиболее крупным и наиболее диковинным животным. Он входит в вымершую группу копытных — амблипод. Наиболее бросающейся в глаза особенностью уинтатериев является их своеобразный, суживающийся вперед череп, снабженный тремя парами костных выростов в виде низких тупых рогов. При жизни животных эти выросты были покрыты кожей, наподобие того, как у современной жирафы. Уинтатерии были растительноядными животными, которые, судя по строению зубов, отыскивали мягкие и сочные болотные и водяные растения, которые они перед проглатыванием своими зубами не размельчали, а только мяли.

ИНДРИКОТЕРИЙ

В среднем олигоцене, когда широкий пролив, соединявший Каспийское море с Северным Ледовитым морем, распался на большое количество самостоятельных водных бассейнов, широкие просторы Казахстана были покрыты тенистыми лесами, состоявшими из буков, грабов и секвой. Эти леса, окаймлявшие озера и лениво текущие реки, чередовались с густыми кустарниками и болотистыми участками с богатой растительностью. Животный мир здесь был всюду богат: в лесах обитали причудливые копытные SCHIZOTHERIUM, с длинными когтями, в кустарниках и болотах — свиноподобные парнокопытные AN-THRACOTHERIUM, маленькие безрогие олени и др. Наряду с сырыми участками здесь имелись обширные области, покрытые травой, в которых лишь изредка попадались деревья. В таких местах жил гигантский безрогий носорог INDRICOTHERIUM — животное совсем не носорожьего вида. Он достигал 5 м высоты, и принадлежал к самым крупным млекопитающим, когда-либо жившим на Земле. Индрикотерии жили небольшими стадами, питаясь в первую очередь листьями деревьев, до крон которых они доставали запросто. Остатки скелетов этих животных были найдены в южном Казахстане и на берегу Аральского моря.

НОТРОТЕРИЙ

БОЛЬШЕРОГИЙ ОЛЕНЬ

Большерогий олень (CERVUS MEGACEROS) бесспорно является самым красивым оленем, который когда-либо жил на Земле. Он жил в плейстоцене и был распространен по всей Европе и по прилегающим к ней областям. Голова этого сильного и тяжелого животного была увенчана прекрасными рогами, расстояние между концами которых достигало 3 м. Так как рога большерогого оленя немного напоминают рога современной лани, прежде этого оленя принимали за лань и ошибочно назвали «гигантской ланью». Большерогий олень предпочитал широкие открытые равнины, покрытые травою и кустарником; из-за огромных размеров своих рогов олень избегал леса.

МАХАЙРОД

В более раннее время четвертичного периода (в плейстоцене) в Европе жил крупный хищник, пожалуй, наилучшим образом вооруженный для нанесения смертельных ран другим животным. Это был MACHAIRODUS. Он относился к семейству кошачьих (FELIDAE), однако не к настоящим кошкам (FELINE), к которым принадлежат лев и тигр и с которыми у него было много общего, а к вымершей группе саблезубых MACHAIRODONTINAE. Эти саблезубые хищники наводили страх и ужас на все живое, где бы они ни появились. Махайроды охотились главным образом на газелей, антилоп, а также на вымерших к настоящему времени трехпалых лошадей из рода HIPPARION, хотя по мнению некоторых палеонтологов они не останавливались также перед нападением на крупных хоботных и носорогов.

МЕЗОЗАВР

Ящер MESOSAURUS. Он не был особенно крупным: его длина была около 70 см. Челюсти его вытянутого рыла были снабжены значительным числом тонких острых зубов различной величины, сидевших в альвеолах. Шея была короткой, но его тело было вытянутым и заканчивалось длинным хвостом.

ДИНОТЕРИЙ

Динотерий — это одно из третичных хоботных животных. Характерной особенностью его был изгиб передней части нижней челюсти почти под прямым углом вниз; она заканчивалась парой больших, внизу загнутых и заостренных бивней. Они представляют видоизмененные вторые резцы. В остальном динотерии походили на современных слонов. Динотерии населяли более влажные болотистые области с богатой растительностью, которая содержала много пальм, коричных деревьев, лавровых деревьев и др. МАМОНТ

Мамонт (ELEPHAS PRIMIGENIUS) — самый известный и самый характерный представитель плейстоценовой фауны. Мамонт был гигантским представителем хоботных; на территории Европы он достигал в высоту 3,5 м. Его тело было покрыто длинной густой шерстью, которая вместе с толстым слоем подкожного жира предохраняла его от сурового климата ледникового периода. Благодаря необыкновенно сильному развитию изогнутых и своими концами внутрь направленных бивней, голова мамонта была очень большой — крупнее, чем у современных слонов. Мамонт был типичным обитателем тундр и степей. По содержанию желудка одного трупа мамонта, найденного в мерзлой почве Сибири, можно было установить, что мамонт питался ветвями различных хвойных, ив, берез и ольх, а также различными степными растениями. Область распространения мамонтов — современников первобытного человека — была очень большой. За исключением Иберийского и Балканского полуостровов они населяли территорию всей Европы: отсюда они затем распространились через северную Азию также в Северную Америку по перешейку, некогда соединявшему оба континента.

Первую часть статьи Вы можете прочитать на нашем сайте по ссылке Вторую часть статьи Вы можете прочитать на нашем сайте по ссылке

Материал: http://allday.ru/

Теги: 

www.ayurvedaplus.ru

Зденек Буриан: "Картины первобытной природы". Часть I

Зденек Буриан: "Картины первобытной природы". Часть I07.04.2012

Зденек Буриан: "Картины первобытной природы". Часть I

Мировую известность Зденеку Буриану принесли оригинальные палеонтологические и палеоантропологические реконструкции — художественное воссоздание картин первобытной природы, вымерших животных, растений, предков человека. На этом поприще у него не было конкурентов не только в родной стране, но и в мире. Отечественные учебники истории, повествующие о развитии первобытного общества, изобилуют иллюстрациями Буриана. Никому лучше Буриана не удалось передать колорит природы мезозойской эры, когда на Земле царствовали ужасные динозавры. На родине в Чехословакии его знают и как великолепного художника-иллюстратора различных книг.

СИЛУРИЙСКОЕ МОРЕ

В силурийских морях, от которых нас отделяют по меньшей мере 420 миллионов лет, существовала уже богатая и разнообразная жизнь, которая в эволюционном отношении по сравнению с жизнью в предшествовавших морях (кембрийском и ордовикском) на много продвинулась вперед. Наряду с трилобитами и своеобразными граптолитами здесь достигли большого развития примитивные представители брюхоногих и пластинчатожаберных моллюсков, плеченогих и мшанок. Характерными представителями иглокожих были морские лилии, длинные стебли которых на своем конце несли красивые чашечки с венцом подвижных рук. Большого распространения достигли также предшественники современных кораллов, создававшие в подходящих местах большие живописные поселения. Одно из первых мест в фауне этих морей занимали многочисленные представители древних головоногих. Все они принадлежали к семейству, к которому относится также современный наутилус, однако их раковины в большинстве случаев были прямыми или слабо изогнутыми, а поверхность раковин часто была украшена великолепным цветным рисунком.

РАННЕДЕВОНСКИЙ ЛАНДШАФТ

В конце древнего палеозоя, на границе силура и девона, т. е. приблизительно 400 миллионов лет тому назад, на Земле произошло очень важное событие. В это время некоторые типы царства растений покинули воды отступивших морей и сделали попытку поселиться сперва в болотистой почве побережий, и дальше — на сухих почвах более удаленных от берега мест. Это-было знаменательное событие, так как до того времени суша была еще пустынной, без признаков жизни. Одни только скалы, омываемые дождями и бичуемые ветрами, мрачно возвышались над бесконечными просторами суши. Лишь после больших бурь берега тогдашних морей то тут, то там окаймлялись узкими полосами, состоявшими из выброшенных морем водорослей, среди которых поблескивали разноцветные раковины улиток, двустворчатых и головоногих моллюсков; здесь же лежали многочленистые панцири трилобитов. Но эти узкие полоски со временем исчезали, и вновь водворялась пустота ландшафта во всем ее страшном и утомительном однообразии.

СРЕДНЕДЕВОНСКИЙ ЛАНДШАФТ

Подобно тому, как ряды вспененных волн ритмически бросаются на прибрежные болота и песчаный берег, в конце силура и начале девона растения упорно возобновляли свои набеги на сушу для того, чтобы завоевать для себя новые жизненные просторы. Невзирая на гибель растений, которыми был усыпан путь этих пионеров, они с большим упорством, не страшась препятствий и неудач, стремились вперед, при этом изменяясь и приспосабливаясь. В конце концов им удалось одержать блестящую победу в раннем девоне. Однако блеск этой победы не отразился на простом и скромном раннедевонском ландшафте. Все это были только маленькие и робкие предвестники позднейших хвощевых, плауновых и папоротниковых деревцов и деревьев, которые живописными группами занимали все большие и большие участки суши, оживляя однообразный серый или желтоватый пустынный ландшафт сочными ярко-зелеными пятнами различных оттенков.

MEГАНЕВРА

Первые насекомые, которые обладали еще целым рядом примитивных черт строения, дали начало насекомым более совершенного и современного типа. Эти более высоко организованные формы были здесь представлены крупными тараканами, причудливыми предшественниками кузнечиков, поденками и др. Некоторые из этих более высоко организованных насекомых достигали значительных размеров; великаном среди них была стрекоза меганевра, размах крыльев которой достигал 75 см!

ПАНЦИРНОГОЛ0ВЫЕ

Леса каменноугольного периода с их многочисленными болотами были также родиной своеобразных земноводных, так называемых панцирноголовых, произошедших в девоне от кистеперых рыб. Эти земноводные изобиловали в древних лесах. Они были настолько характерны для верхнего карбона и нижней перми, что обе эти геологические эпохи мы можем с полным правом назвать периодом царства земноводных, притом не только из-за их обилия, но также и потому, что в то время они действительно владели всем миром и дали ему характерных отпечаток. ЭДАФОЗАВР

Эти своеобразные ящеры своим сказочным видом хорошо гармонировали с ландшафтом. Главным характерным признаком этих ящеров был высокий спинной гребень, состоявший из длинных костных шипов с боковыми отростками; эти шипы представляли удлиненные отростки позвонков. Хотя на вид этот ящер был страшным, он представлял безвредное растительноядное животное, о чем свидетельствуют его зубы. Этот ящер жил в позднем карбоне и ранней перми, как в Европе, так и в Северной Америке.

МЕЗОЗОЙСКИЙ ЛАНДШАФТ

Мезозойский ландшафт своим растительным покровом в общих чертах полностью отличался от ему предшествовавших ландшафтов. Ведущими типами мезозойской флоры были различные голосеменные растения. Это были преимущественно различные представители саговниковых — как низкие с короткими шарообразными или бочонковидными стволами, покрывавшимися большими цветами различной окраски, так и древовидные, с стройными, лишь редко разветвлявшимися стволами. И те и другие обладали большой кроной из длинных и упругих пальмовидных листьев, похожих на пальмовые.

ХИРОТЕРИЙ

В раннем триасе на территории теперешней Германии простирались обширные песчаные пространства. Лишь там, где во впадинах образовались мелкие озера, произрастала бедная ксерофитная растительность. Она состояла прежде всего из хвойных VOLTZIA, низких саговников, а местами из низких кустов папоротников (NEUROPTERIDIUM, ANOMO-PTERIS), вееровидные листья которых были образованы упругими, густо расположенными листочками. На склонах росли небольшими группами своеобразные двухметровые PLEUROMEIA, родственные каменноугольным сигилляриям. Их стройные стволы были покрыты рубцами, оставшимися после опадания листьев, выше на них сидели короткие упругие листья и венчались шишковидным образованием. В мелкой воде по берегам озер росла лишь SCHIZONEURA, похожая на хвощей; но и здесь она часто должна была бороться за свое существование, когда палящие лучи раннетриасового солнца высушивали озера и превращали их берега в болота. По этим местам часто проходил загадочный ящер CHIROTHERIUM, о существовании которого мы можем судить по оставленным им следам ног... Несмотря на то, что следы хиротерия известны уже очень давно (в Англии с 1824 года, в Германии с 1835 года, во Франции с 1856 года, в Испании с 1898 года), до настоящего времени мы не знаем ни одной косточки этого ящера.

СТЕНОПТЕРИГИЙ

К самым распространенным хищным ящерам морей мезозоя принадлежат так называемые ихтиозавры или «рыбоящеры». Название этого отряда отвечает их наружному виду, который действительно был весьма рыбоподобным. Кожа этих ящеров была голой, череп удлиненным, а пасть обычно была снабжена многочисленными большими зубами, количество которых иногда доходило до 200. Однако нам стали известны и такие ихтиозавры, в пасти которых имелись более мелкие, более редко расставленные и более слабые зубы, или даже совершенно беззубые формы. Эти ихтиозавры питались, главным образом, различными головоногими, в особенности сепиями.

Вторую часть статьи Вы можете прочитать на нашем сайте по ссылке

Третью часть статьи Вы можете прочитать на нашем сайте по ссылке

Материал: http://allday.ru/

Теги: 

www.ayurvedaplus.ru

Проблемы Эволюции

Проблемы Эволюции

Главная  Теория   Библиотека   Базы данных   Галереи  Начинающим  Объявления  Форум  Поиск

 

Кембрийское море

Силурийское море

Птериготус и эвриптерус

Динихтис и кладоселахии

Раннедевонский ландшафт

Среднедевонский ландшафт

Каменноугольный лес

Плевракант и амблиптер

Меганевра

Панцирноголовые

Эдафозавр

Мосхопс

Мезозавр

Мезозойский ландшафт

Мастодонзавр

Хиротерий

Стеноптеригий

Эвринозавр

Криптоклейд

Эласмозавр

Рамфоринх

Птеродактиль

Птеранодон и тилозавр

Бронтозавр

Диплодок

Брахиозавр

Игуанодон

Стегозавр

Трицератопс

Моноклон

Стиракозавр

Протоцератопс

Коритозавр

Траходон и тиранозавр

Горгозавр и сколозавр

Цератозавр и стегозавры

Компсогнат и археоптерикс

Гесперорнис и ихтиорнис

Диатрима

Фороракос

Динорнис

Буроугольный лес

Миоценовый ландшафт

Уинтатерий

Бронтотерий

Арсиноитерий

Динотерий

Индрикотерий

Мегатерий

Нотротерий

Мамонт

Шерстистый носорог

Большерогий олень

Эогиппус

Орогиппус

Мезогиппус

Мерикгиппус

Махайрод

Смилодон

Пещерный медведь

материалы предоставлены А.Пустоваловым

 

 

 

См. также:

1) Альбом репродукций З.Буриана

2) Галереи З.Буриана

 

 

Главная  Теория   Библиотека   Базы данных   Галереи  Начинающим  Объявления  Форум  Поиск

 

 

Концерты в Олимпийском. Билеты - олимпийский концерты афиша. Билеты в театры и на концерты.

Рекламные ссылки

www.evolbiol.ru

КОГДА ЧЕЛОВЕК БЫЛ ПЕРВОБЫТНЫМ…

Совершенно случайным образом наткнулся на красивые иллюстрации художника Зденека Буриана, некоторые из которых во времена моего детства украшали "Учебник по истории древнего мира" середины 1970-х годов.

Интересные картины, люди жили хоть и скромно, зато весело... Зденек Буриан — замечательный чешский художник и книжный иллюстратор. Автор картин и рисунков на палеонтологическую тематику, палеонтологических и палеоантропологических реконструкций.

Родился 11 февраля 1905 года в моравском городе Копршивнице. Едва научившись держать в руках карандаш, Зденек стал рисовать и старался добиваться схожести рисунков с оргиналом. Его способности заметила мать Гермина, которая убедила отца Эдуарда, видевшего сына лесником, разрешить Зденеку заниматься рисованием. В 1919 году мать отвезла Зденека Буриана в Прагу в Академию живописи.

В стилистике художника, — помимо крепких академических традиций рисунка и живописи, — явно просматриваются черты чешской Сецессии, — европейского модерна начала 20 ст., — мощного течения, — в том числе, — и в изобразительном искусстве, — сочетавшего реалистически точное и романтизированное изображение с полётом художнического воображения и фантазии. Характерна в этом смысле станковая картина художника «Безжалостная Диана», где идеализированные женские образы соединены с богатым пейзажным и предметным фоном.

Если не брать в расчет книжные иллюстрации, которыми Буриан занимался в течение всей жизни, то остальные его картины исследователи делят на два периода. Первый приходится на начало его деятельности до 1940 года. В это время художник проявил интерес к географии, этнографии и антропологии. Наибольшим достижением З. Буриана в этого времени считается цикл живописных полотен «Земля и люди», состоящий из 40 картин. В него входят ландшафтные пейзажи земных континентов, портреты людей разных рас. Цикл создавался в сотрудничестве с журналом «По белу свету». В настоящее время судьба большинства картин этого цикла неизвестна.

Главной темой второго периода творчества Буриана стали палеонтологические и палеоантропологические реконструкции. Эта сфера помогла Буриану воплотить свой художественный талант. Буриана нередко называют «машиной времени». Восхищает не только качество работ чехословацкого художника и его уникальный дар представлять далекое прошлое, но и размах изображенных сюжетов. В этот цикл входит 386 масляных полотен, 128 картин, сделанных темперой, гуашью и пастелью, и 382 карандашных рисунка. Помимо этого, рисунки Зденека Буриана послужили основой для создания доисторических животных и ландафтов для фильма «Cesta do pravěku» (путешествие к началу времён).Известный немецкий палеонтолог доктор П. Дабер, профессор университета Гумбольдта в Берлине, в 1982 году так отзывался о работах Буриана: «Огромная серия его картин ... стала основой нового как научного, так и всеобщего понимания геологической истории нашей природы». Позднее он же отмечал: «Картины Буриана являются, по моему мнению, не просто художественными реконструкциями первобытной жизни, но часто и научными гипотезами, выраженными кистью художника».

Зденек Буриан оставил огромное творческое наследие. Он получил звание заслуженного художника Чехословакиии. Буриан проиллюстрировал и создал суперобложки к 456 книгам, кроме этого он нарисовал свыше 200 самостоятельных суперобложек, около 550 рассказов, опубликованных в журналах, снабжены его иллюстрациями. Общее количество иллюстраций и суперобложек составляет около 14 тысяч! Но Буриан этим не ограничился. Он проделал колоссальный труд, создав 1053 отдельные картины, написанные маслом, темперой, гуашью и пастелью. Количество мелких рисунков (не говоря уже о набросках и эскизах) не установлено до сих пор.

Работы Буриана получили признание и других видных ученых. Книги с иллюстрациями чехословацкого живописца изданы на 17 языках. Практически весь мир смотрит на далекое прошлое нашей планеты глазами Зденека Буриана. Большая часть картин о первобытном времени хранится в научных и культурных учреждениях Чехии и Словакии, некоторые находятся в частных коллекциях.

Научная фантастика в творчестве художника представлена как в достоверных реконструкциях живых образов минувших исторических и незапамятных по древности доисторических времён, так и в не столь частых авторских иллюстрациях к книгам НФ. Художник успел проиллюстрировать классические книги Жюля Верна, — в том числе и — «20000 лье под водой». «Наутилус» в графическом исполнении художника столь же реален, как подлодки 21 века, ещё большую достоверность сообщают подводному кораблю капитана Немо виртуозно изображённые образцы экзотической океанской фауны...

Приходится посетовать, что иллюстрации к произведениям Ивана Антоновича Ефремова не были заказаны именно Зденеку Буриану.

mir-prekpasen.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта