Победа Пересвета. Победа пересвета картина


ПОБЕДА ПЕРЕСВЕТА

Современные апологеты матерного языка часто ссылаются на его энергети­ку, утверждая, что с её помощью легче решать особо трудные задачи, идти в ата­ку или просто преодолевать страх.

Духовная сила, естественно, имеет и материальное измерение. Не секрет, что помощь воину в сражении подчас прихо­дит сверхъестественным образом, посту­пает извне. Сейчас среди молодых людей, служащих в армии и во флоте, и особенно в спецподразделениях, становится попу­лярным неоязычество. За стремлением обратиться к духовной практике восточ­ных единоборств, равно как и славянских магических воинских обрядов, стоит попытка вернуться к тёмным силам про­шлого, вновь призвать давно побеждён­ных и изгнанных христианством так назы­ваемых богов, которые в существе не боги1.

Восточные единоборства имеют свою строгую духовную практику: мантры, мо­литвы, дыхательные упражнения и про­чие формы «работы с энергиями», что в переводе на язык христианина означа­ет «привлечение себе в помощь падших духов», или, проще говоря, бесов.

Желанная цель каждого адепта этой системы – получить себе в помощь анге­ла тьмы, желательно высшего ранга. Но этот вопрос «ранга», или достижения выс­ших уровней «посвящения», находится в прямой связи с достигнутой степенью контакта или вверения себя во власть этих сил. Достижение такого духовного симбиоза человека и беса как раз и даёт те самые удивительные физические сверхвозможности, так очаровывающие нетвёрдых в вере молодых людей. (Почи­тайте воспоминания знаменитого и пло­хо кончившего Брюса Ли, который хоро­шо знал эту свою «тень», своего «помощ­ника» и даже не раз видел его).

Недавно на собеседовании у Святейше­го Патриарха я обратил внимание на кар­тину, висящую в его приёмной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «По­беда Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета – монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле. Великая мудрость и про­зорливость замечательного русского свя­того, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образ­ное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой Лав­ры рассказал нам такую историю. В Лав­ре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечён восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась пе­рестройка, он с друзьями решил поехать на Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: всё-таки это тибетская нацио­нальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному уче­нию, к этому братству, духовным подви­гам, мантрам и молитвам... Такое отноше­ние продолжалось до тех пор, пока тибет­цы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в осо­бой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, ко­торое выпало из привычного хода ве­щей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырём – это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибе­та, но и освоивший древнейшую практику боевой магии – Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрёл статус «бессмертного».

Словосочетание «Бон-по» можно пере­вести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в кото­ром эффективность приёмов боя беспре­дельно возрастает за счёт привлечения путём магических заклинаний силы могу­чих сущностей потустороннего мира – демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя» или, проще говоря, превращается в единое с демо­ном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не смо­жет освободиться от этих жутких посмерт­ных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин прак­тически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев всег­да было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был вы­ставлен на единоборство с Пересветом – чтобы ещё до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В.М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходив­шего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов – в облачении русского монаха великой схимы и с копьём в руке. Поэтому он и сам получил тяжёлую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызва­ло полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился при­вычный ход вещей и пошатнулись незы­блемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которо­го неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога – непо­бедимы.

Вспомним, именно такими непобеди­мыми в январе 1994 года стали наши ребята (с чего мы начали нашу книжку), прорвавшиеся из окружения чеченских боевиков, как только вспомнили веру сво­их предков и призвали на помощь не грязную силу языческого мата, а неодо­лимую силу святых слов христианской молитвы.

Думается, сейчас на Руси завершается наконец мрачный период духовного без­временья. Пора всем нам вернуться к духовным истокам нашей великой стра­ны, припасть к ним. Сила нашего народа и российского воинства – не в доспехах и не в мантрах. Ещё в первые века хри­стианства язычнику, римскому импера­тору Константину Великому, перед решающим сражением приснилось изображе­ние Креста и слова: «Сим победишь». Он поверил, нанёс Крест на свои знамена – и победил. Этот языческий правитель тогда хорошо усвоил, что в мире есть нечто большее, чем языческие грязные словосочетания, магические приёмы и «тантрические практики».

Есть Господь наш, Который над всем миром и над всеми «богами». Если мы действительно Ему верны, то мы непобе­димы2.

1Гал. 4, 8

2Митрофан (Баданин), епископ Североморский и Умбский «Правда о русском мате»

svoyakolokolnya.ru

Победа Пересвета. Правда о русском мате

Победа Пересвета

«Удар языка сокрушит кости;

многие пали от острия меча, но не столько,

сколько павших от языка».

Сир. 28, 21

Современные апологеты матерного языка часто ссылаются на его энергетику, утверждая, что с ее помощью легче решать особо трудные задачи, идти в атаку или просто преодолевать страх.

Духовная сила, естественно, имеет и материальное измерение. Не секрет, что помощь воину в сражении подчас приходит сверхестественным образом, поступает извне. Сейчас среди молодых людей, служащих в армии и во флоте, и особенно в спецподразделениях, становится популярным неоязычество. За стремлением обратиться к духовной практике восточных единоборств, равно как и славянских магических воинских обрядов, стоит попытка вернуться к темным силам прошлого, вновь призвать давно побежденных и изгнанных христианством так называемых «богов, которые в существе не боги» (Гол. 4, 8).

Восточные единоборства имеют свою строгую духовную практику: мантры, молитвы, дыхательные упражнения и прочие формы «работы с энергиями», что в переводе на язык христианина означает «привлечение себе в помощь падших духов», или, проще говоря, «бесов».

Желанная цель каждого адепта этой системы — получить себе в помощь ангела тьмы, желательно высшего ранга. Но этот вопрос «ранга», или достижения высших уровней «посвящения», находится в прямой связи с достигнутой степенью контакта, или вверения себя во власть этих сил. Достижение такого духовного симбиоза человека и беса как раз и дает те самые удивительные физические сверхвозможности, так очаровывающие нетвердых в вере молодых людей. (Почитайте воспоминания знаменитого и плохо кончившего Брюса Ли, который хорошо знал эту свою «тень», своего «помощника» и даже не раз видел его).

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам… Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.

Вспомним, именно такими непобедимыми стали наши ребята в январе 1995 года (с чего мы начали нашу книжку), прорвавшиеся из окружения чеченских боевиков, как только вспомнили веру своих предков и призвали на помощь не грязную силу языческого мата, а неодолимую силу святых слов христианской молитвы.

Думается, сейчас на Руси завершается наконец мрачный период духовного безвременья. Пора всем нам вернуться к духовным истокам нашей великой страны, припасть к ним. Сила нашего народа и российского воинства — не в доспехах и не в мантрах. Еще в первые века христианства язычнику, римскому императору Константину Великому перед решающим сражением приснилось изображение Креста и слова: «Сим победишь». Он поверил, нанес Крест на свои знамена — и победил. Этот языческий правитель тогда хорошо усвоил, что в мире есть нечто большее, чем языческие грязные словосочетания, магические приемы и «тантрические практики».

Есть Господь наш, Который над всем миром и над всеми «богами». Если мы действительно Ему верны, то мы непобедимы.

МАТ есть сквернословие, то есть, словестная скверна.

«Скверна — это мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь, гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное, противоположное молитве».

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

ПОБЕДА ПЕРЕСВЕТА

Современные апологеты матерного языка часто ссылаются на его энергети­ку, утверждая, что с её помощью легче решать особо трудные задачи, идти в ата­ку или просто преодолевать страх.

Духовная сила, естественно, имеет и материальное измерение. Не секрет, что помощь воину в сражении подчас прихо­дит сверхъестественным образом, посту­пает извне. Сейчас среди молодых людей, служащих в армии и во флоте, и особенно в спецподразделениях, становится попу­лярным неоязычество. За стремлением обратиться к духовной практике восточ­ных единоборств, равно как и славянских магических воинских обрядов, стоит попытка вернуться к тёмным силам про­шлого, вновь призвать давно побеждён­ных и изгнанных христианством так назы­ваемых богов, которые в существе не боги1.

Восточные единоборства имеют свою строгую духовную практику: мантры, мо­литвы, дыхательные упражнения и про­чие формы «работы с энергиями», что в переводе на язык христианина означа­ет «привлечение себе в помощь падших духов», или, проще говоря, бесов.

Желанная цель каждого адепта этой системы – получить себе в помощь анге­ла тьмы, желательно высшего ранга. Но этот вопрос «ранга», или достижения выс­ших уровней «посвящения», находится в прямой связи с достигнутой степенью контакта или вверения себя во власть этих сил. Достижение такого духовного симбиоза человека и беса как раз и даёт те самые удивительные физические сверхвозможности, так очаровывающие нетвёрдых в вере молодых людей. (Почи­тайте воспоминания знаменитого и пло­хо кончившего Брюса Ли, который хоро­шо знал эту свою «тень», своего «помощ­ника» и даже не раз видел его).

Недавно на собеседовании у Святейше­го Патриарха я обратил внимание на кар­тину, висящую в его приёмной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «По­беда Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета – монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле. Великая мудрость и про­зорливость замечательного русского свя­того, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образ­ное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой Лав­ры рассказал нам такую историю. В Лав­ре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечён восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась пе­рестройка, он с друзьями решил поехать на Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: всё-таки это тибетская нацио­нальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному уче­нию, к этому братству, духовным подви­гам, мантрам и молитвам... Такое отноше­ние продолжалось до тех пор, пока тибет­цы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в осо­бой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, ко­торое выпало из привычного хода ве­щей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырём – это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибе­та, но и освоивший древнейшую практику боевой магии – Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрёл статус «бессмертного».

Словосочетание «Бон-по» можно пере­вести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в кото­ром эффективность приёмов боя беспре­дельно возрастает за счёт привлечения путём магических заклинаний силы могу­чих сущностей потустороннего мира – демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя» или, проще говоря, превращается в единое с демо­ном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не смо­жет освободиться от этих жутких посмерт­ных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин прак­тически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев всег­да было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был вы­ставлен на единоборство с Пересветом – чтобы ещё до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В.М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходив­шего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов – в облачении русского монаха великой схимы и с копьём в руке. Поэтому он и сам получил тяжёлую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызва­ло полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился при­вычный ход вещей и пошатнулись незы­блемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которо­го неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога – непо­бедимы.

Вспомним, именно такими непобеди­мыми в январе 1994 года стали наши ребята (с чего мы начали нашу книжку), прорвавшиеся из окружения чеченских боевиков, как только вспомнили веру сво­их предков и призвали на помощь не грязную силу языческого мата, а неодо­лимую силу святых слов христианской молитвы.

Думается, сейчас на Руси завершается наконец мрачный период духовного без­временья. Пора всем нам вернуться к духовным истокам нашей великой стра­ны, припасть к ним. Сила нашего народа и российского воинства – не в доспехах и не в мантрах. Ещё в первые века хри­стианства язычнику, римскому импера­тору Константину Великому, перед решающим сражением приснилось изображе­ние Креста и слова: «Сим победишь». Он поверил, нанёс Крест на свои знамена – и победил. Этот языческий правитель тогда хорошо усвоил, что в мире есть нечто большее, чем языческие грязные словосочетания, магические приёмы и «тантрические практики».

Есть Господь наш, Который над всем миром и над всеми «богами». Если мы действительно Ему верны, то мы непобе­димы2.

1Гал. 4, 8

2Митрофан (Баданин), епископ Североморский и Умбский «Правда о русском мате»

www.svoyakolokolnya.ru

Божественный призыв в картинах Павла Рыженко

«Победа Пересвета»

Накануне дня памяти святых Царственных Мучеников, 16-го июля с. г., от инсульта скоропостижно скончался заслуженный художник России Павел Викторович Рыженко.

Живописец, один из ведущих мастеров Студии военных художников им. Грекова, историк, философ… За свои 44 года он успел сделать многое – его работоспособность вкупе с неравнодушием и активной гражданской позицией поражала окружающих. Павел Викторович создал десятки монументальных произведений, посвященных духовному и нравственному выбору человека в канве драматических событий русской истории. Его работы о Куликовской битве, Первой мировой войне, эпохе Царствования Императора Николая II, русских святых подводили к размышлению, пробуждали совесть. Его возраст – только начало зрелого периода в жизни, и трудно даже представить, сколько еще он мог бы сделать на благо нашего Отечества – Святой Руси, ради возрождения которой неустанно трудился, преумножая свой богоданный талант…

«Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте отразился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не „электорат“, а народ с богатой историей и исключительным самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, „мишурной“ культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия», – так обращался художник к нам, русским православным людям, своим близким, друзьям, родным ему по духу.

23 июня с. г. в выставочном центре «Калуга EXPO Конгресс» (г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 133а) открылась выставка картин Павла Рыженко «Иду на вы». 76 представленных на ней полотен автор собирался передать в дар родному городу, который очень любил. Мы посетили экспозицию в начале июля, и подготовка публикации о выставке совпала с получением скорбного известия о кончине живописца. Редакция «Православного Креста» выражает глубокие соболезнования родным и близким Павла Викторовича, скорбит вместе со всей православной Россией, понесшей невосполнимую утрату, и молится о упокоении души художника.

Международный выставочный центр «Калуга EXPO Конгресс» находится на окраине Калуги, в промышленной зоне. Его архитектура выдержана в современном стиле, чем создается дополнительный контраст миру русской православной духовности и истории, в который погружают полотна Павла Рыженко. В качестве названия экспозиции выбраны знаменитые слова великого князя Киевского Святослава «Иду на вы», которыми тот перед бранью оповещал противников Руси о своем намерении сразиться с ними. И хотя сам Святослав Игоревич не запечатлен ни на одном холсте, его изречение вполне отражает духовный настрой всего творчества Павла Рыженко, во многих своих работах воспевавшего доблесть древнерусских витязей и героев.

Открывает выставку картина «После битвы на Калке», написанная художником во время обучения на последнем курсе Российской академии живописи, ваяния и зодчества, где, получив образование, он несколько лет преподавал.

В центре холста верхом на коне изображен татаро-монгольский батыр. Справа от него – гора из белых тел русских воинов, на которой кровавые победители-захватчики правят свой сатанинский пир. Перед батыром и позади него – поле, усеянное павшими в сражении, над которыми кружит воронье. Между всадником и сложенными человеческими телами стоит плененный русский князь Мстислав Удалой – его вяжет крепкими путами другой батыр. Эта картина открывает цикл работ живописца, посвященных русской истории – своеобразную беседу со зрителем при помощи художественных образов о наиболее значимых событиях нашего прошлого, помогающих понять причины современного всеобъемлющего кризиса и пути выхода из него.

«Битвой на Калке» Павел Рыженко хотел донести до нас мысль о пагубности гордыни человеческой, междоусобиц, непослушания и стремления к первенству. В запечатленном историческом моменте Русь представляли три князя Мстислава со своими дружинами, но взаимного согласия и соподчинения достичь они не сумели. Мстислав Удалой добился лидерства, желая стяжать себе лавры победителя, но при этом почти все русское войско полегло, а сам князь был пленен. Художник изобразил его в минуту позднего прозрения и раскаяния в грехах тщеславия и вражды с единоплеменниками. Автор полотна таким образом показывает, что междоусобная вражда русских, деление России на «удельные княжества» или, выражаясь современным языком, на «самостоятельные независимые государства», ее расчленение – неизбежно ведут к великому кровопролитию, утрате независимости и порабощению русского народа его исконными вероисповедными и национальными врагами. Это – вековая мечта всех недругов Православия и Руси, и все, кто поддерживает данную политику, становятся такими же христоненавистниками и богоборцами.

Следующая остановка в путешествии по русской истории – первая половина XIII века. Цикл из трех картин художник посвятил святому благоверному великому князю Александру Невскому.

На первом полотне изображен берег Невы после завершения Невской битвы. Князь Александр, сидя на камне или на пне, стирает со своего острого меча кровь врагов. На переднем плане видны шведские суда с торчащими из них стрелами – следами недавнего сражения. За спиной князя русские ратники собирают тела погибших. Шведы напали на Русь в тяжелейший исторический момент, когда она была опустошена и обезкровлена нашествием татаро-монголов. Но если ордынцы несли порабощение внешнее, территориальное, то шведы с «благословения» папы римского намеревались закабалить нас духовно. И хотя со времен Невской битвы минуло восемь веков, картина Павла Рыженко весьма актуальна: осатаневший антихристианский Запад снова нападает на нашу Родину, ее колыбель – Киевскую Русь, насилием внедряя, распространяя в наших пределах свой хаос, именуемый «новым мировым порядком».

На другом полотне триптиха князь Александр запечатлен в степи со своим побратимом – татарским Царевичем Сартаком, принявшем Крещение.

Центральный холст изображает святого стоящим у могилы одного из своих дружинников на берегу реки. На противоположной стороне пылает посад. Князь погружен в глубокую думу. Он уже приблизился к своей кончине – вскоре в Орде его отравят медленнодействующим ядом. Святой Александр готовится предстать перед вечным и неподкупным Судией. Он – единственный русский князь того времени, не участвовавший в междоусобных столкновениях, но в меру сил радевший об укреплении государственного единства. Преемником его линии объединения русских земель станет святой благоверный великий князь Димитрий Донской, эпоха которого нашла отражение в следующем цикле работ Павла Рыженко.

Открывает эту серию картина «Благословение преподобного Сергия»: святой старец напутствует великого князя Димитрия на битву на Куликовском поле. Еще два полотна посвящены преподобному Александру Пересвету. В миру он был славным витязем и начальствовал над 300 воинами. На первой картине святой изображен с копьем в руке и в великой схиме, в которую преподобный Сергий облек его и преподобного Андрея Ослябю перед Куликовской битвой. Воин-монах Александр погружен в молитву, призывая помощь Божию для предстоящего сражения.

Следующий холст воспевает его подвиг. Глаза схимника выражают полную отрешенность от земной жизни. Он смертельно ранен Челубеем, но еще держится в седле, в то время как его противник уже падает с коня. Великан Челубей был печенегом и исповедовал лжерелигию бон-по, в соответствии с которой веровал в силы космоса. Перед боем он приводил себя в особое экстатическое состояние и гипнотизировал противника, почему на его счету были сотни побед в поединках. Однако он не смог одолеть воина Христова, вооруженного не только копьем, но и щитом великой схимы и мечом молитвы.

Сподвижнику Пересвета, преподобному Андрею Ослябе, посвящена отдельная работа: цветущий сад; облокотившись на согнутую яблоньку, святой задумался об Отчизне, которой угрожает опасность. И хотя он монах, ушедший из мира, однако иноческие обеты не снимают с человека ответственности за судьбы Родины и своего народа.

Центральной работой рассматриваемого цикла является, вероятно, картина «Атака Засадного полка». На Куликовское поле, покрытое телами убитых и раненых воинов, из прилегающей к нему дубравы на полном скаку под стягом с изображением Спаса, практически не встречая никакого сопротивления, врывается Засадный полк во главе с князем Владимиром Серпуховским и воеводой Димитрием Боброком. И зрителю, даже если он не знаком с историей, уже ясно, чьей победой завершится сражение.

Ряд полотен экспозиции отражает период Смутного времени и предворявшую его эпоху правления благоверного Самодержца Иоанна Грозного. Холст «Царево молчание» изображает одиноко сидящего на резной скамье Иоанна Васильевича.

«Удар колокола» (из триптиха «Покаяние»)

Царь кормит голубей; железная узорчатая дверь его палат открыта; на перилах лестницы восседает черный ворон. Голуби символизируют русский народ, мирно живший под управлением благочестивого Государя, а ворон изображает темные силы: готовившую захват власти боярскую верхушку, жидовствующих еретиков, покушавшихся разрушить Церковь и государство изнутри, и внешних врагов Православия и России – еретиков-папистов и ногайские, астраханские, казанские и крымские татарские орды. Господь даровал игумену земли Русской, как называл Царя Иоанна старец Николай Гурьянов, победы над Казанским и Астраханским ханствами, в результате чего от басурманской неволи избавились до ста тысяч российских подданных. Им также была присоединена к России Сибирь, на которую до сих пор завистливо посматривают наши зарубежные «партнеры». Но этому грозному врагам веры и Отечества Царю, как и многим его близким родственникам, не пришлось мирно окончить свою земную жизнь: он был отравлен. В 60-е годы прошлого века в его останках исследователи обнаружили многократно превышающее допустимый уровень содержание ртути и мышьяка.

На картине «Тайна Царева» запечатлен сын Иоанна Грозного – Феодор Иоаннович. Гордые бояре стоят, нахмурив брови, а смиренный Царь Феодор сидит на уровне их ног и гладит кошку. Этот правитель, в противоположность своему отцу, обладал мягким характером. Кто-то, возможно, полагает, что Царь Иоанн был излишне жесток с боярами. В таком случае при кротком Феодоре должны были установиться мир и благоденствие. Однако дальнейший ход истории избавляет нас от иллюзий: бояре убили наследника Престола Царевича Димитрия; после смерти бездетного Феодора Иоанновича, последнего Рюриковича, на престол взошел Борис Годунов, началась Смута. Затем боярская верхушка захватила власть в Москве (период Семибоярщины), но блага для России это не принесло. Бояре-изменники впустили в Кремль польский оккупационный гарнизон, посадили на Русский престол польского королевича-католика Владислава; в итоге русский народ понес неисчислимые беды и страдания.

Эпохе Смутного времени Павел Рыженко посвятил полотно, изображающее разгром Пафнутьева Боровского монастыря: монах прижимает к груди испуганного и заплаканного мальчика. Перед ними лежит пронзенный стрелой русский ратник…

Еще одна картина царского цикла – портрет Алексия Михайловича Тишайшего. Когда русские люди покаялись, Господь вернул им Свое благословение, даровав новую Династию – Романовых, за которую каждый был готов положить жизнь. Царя и народ связывала истинная евангельская любовь, их единство скреплялось Православной верой. Государь изображен сидящим на троне перед большим образом святителя Николая Чудотворца. В его взгляде угадывается молитвенная дума о судьбах подданных, о благополучии страны. Он – любящий отец и покровитель для всех православных христиан своей страны.

Ряд наиболее известных полотен художника воспевает подвиг святых Царственных Мучеников. На холсте «Прощание с войсками», входящем в триптих «Царская голгофа», Император Николай II в февральскую вьюгу расстается со своим конвоем. Некоторые из бывших царских конвоиров уже прикрепили к груди красные банты, лица и фигуры других выражают скорбь от сознания происходящего и горячее раскаяние. Но никто из них не сохранил верность присяге и не осмелился воспрепятствовать заговорщикам. «Кругом измена, трусость и обман», – эти слова из дневниковых записей Государя характеризуют те трагические дни.

Вторая картина триптиха – «Александровский дворец». Цесаревич Алексий уснул с забинтованной ножкой, мать-Императрица тоже забылась тревожным сном в кресле у постели больного сына. И лишь Император бодрствует, с тревогой и укором взирая на зрителя…

О значении Царской власти для России в беседе с французским послом замечательно сказал министр юстиции Российской Империи Иван Григорьевич Щеголовитов: «Только бы русский народ не был смущен в своих монархических убеждениях, и он вытерпит все. Он совершит чудеса героизма и самоотвержения. Не забывайте, что в глазах русских, я хочу сказать – истинно русских, Его Императорское Величество олицетворяет не только верховную власть, но еще и религию, и Родину. Поверьте мне, вне царизма нет спасения, потому что нет России. Царь есть Помазанник Божий, посланный для того, чтобы быть верховным покровителем Церкви, всемогущим главой Империи». К сожалению, ко времени революции многие русские люди уже утратили понимание природы царской власти и ее значения для нашей страны. Это привело к убийству Царской Семьи инородцами и иноверцами при молчаливом попустительстве народа, за что Россия до сих пор расплачивается кровью своих сыновей, но пока все еще не пришла к осознанию необходимости всенародного покаяния.

Триптих заключает полотно «Ипатьевский дом. Расстрел», изображающее комнату Царской Семьи в доме Ипатьева после страшной казни. Повсюду разбросаны бумаги, игрушки, личные вещи Мучеников… В глубине комнаты восседает ее новый хозяин – красноармеец, один из палачей Царственных страдальцев. Это помещение – художественный образ послереволюционной России, того хаоса, который в ней тогда воцарился и сохраняется до сих пор. Покаяние в измене клятве на верность Дому Романовых, в богоотступничестве и цареотступничестве – единственный путь к возрождению нашей страны.

Главный герой другого триптиха – один из самых почитаемых и любимых русских святых, преподобный Серафим Саровский. Вот он молится на камне в лесу, а рядом бродит медведь. На другой картине батюшка уже кормит грозного зверя с руки. На последнем же холсте великий старец в сопровождении медведя выходит навстречу паломникам.

В экспозиции представлено немало пейзажей мастера. Скромная русская природа глубоко лирична, а наши благочестивые предки веками стремились ее одухотворить – построить храм, часовню, монастырь, поставить крест, что нашло отражение в стихотворении Ф.И. Тютчева:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

Одухотворенность родной природы воспевал и художник в своих этюдах, будь то изображение русского поля, дороги или улочки Сергиева Посада с Лаврой Преподобного вдали. Павел Рыженко часто выбирал высокую точку обзора – писал с колоколен храмов, с балконов домов. Один из пейзажей, привлекших наше внимание, создан как раз с такого ракурса. С балкона открывается вид на речку, на берегу которой раскинулись дома, на горизонте темнеет лес, клонится к закату розово-оранжевое солнце. Рассматривая холст, невольно погружаешься в приятную атмосферу вечерней прохлады этого уютного уголка русской глубинки.

В заключение расскажем еще об одном триптихе с символическим названием «Покаяние». Сюжет первой его картины следующий: красноармеец вместе со своими товарищами забрался на колокольню православного храма для установки пулемета. Нечаянно он задел веревку и услышал удар колокола, пробудивший в нем голос совести. Его сердце вздрогнуло и душа встрепенулась, подобно взлетевшей белой голубке, изображенной художником на фоне колоколов. На другом, центральном холсте уже раненый красноармеец, после кровавой победы над своими же братьями в гражданскую войну, в глубоком размышлении стоит на кладбище у креста над могилой жены. Наконец, на холсте под названием «Муравейник» изображен тот же человек, спустя многие годы принявший монашество и ставший старцем-пустынником. Гуляя по лесу, он утомился и присел на пенек, поставив на землю туесок с ягодами. Рядом с подвижником – муравейник, образ мирской суеты. Лицо старца умиротворено, он нашел и познал «единое на потребу» – внял укорам совести, очистил свое сердце покаянием и исправил свою жизнь, преуспев на пути доброделания.

«Муравейник» (из триптиха «Покаяние»)

Возможность изменения жизни с греховной на добродетельную есть у каждого из нас; Небесный Отец призывает к нему и предлагает Свою божественную помощь. Именно Он даровал талант приснопамятному художнику Павлу Рыженко, чтобы через его боговдохновенное творчество привлечь как можно больше душ к истинной вере, к Святой Церкви, миру света и добра. И пока еще люди откликаются на этот Божественный призыв, Господь продлевает жизнь нашего суетливого вселенского муравейника.

Александр МАЛИНИН

gazeta-pkrest.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта