Ян Вермер Делфтский, «Девушка, читающая письмо», «Географ», «Астроном». Картина географ
Ян Вермер Делфтский, «Девушка, читающая письмо», «Географ», «Астроном»
Живопись XVII в.
Творчество Яна Вермера Делфтского воспринимается многими поколениями как символ расцвета голландской живописи XVII в. Народ Голландии, весьма немногочисленный, насчитывавший всего 2 млн. человек, сумел в годы нидерландской революции освободиться от испанского господства и завоевать национальную свободу. Упоительная победа в длительной и упорной борьбе вызвала бурный подъем в развитии страны. Голландские ткани – сукна и полотна – становятся широко известными за пределами страны, голландские корабли можно было встретить во всех морях мира. Небывалого расцвета достигают естественные и точные науки, а также философия, литература и искусство.
Наиболее любимым и почитаемым видом искусства становится живопись. Лучшим украшением жилища считается картина, и это вызывает широкий спрос на произведения живописи и своеобразную специализацию художников: одни пишут преимущественно пейзажи, другие – натюрморты, третьи – портреты или жанровые сцены. Но общей чертой голландских живописцев этого времени является стремление правдиво и просто показать окружающую жизнь, которая кажется им исключительно интересной и достойной искусства. Глубоко и проникновенно отразилась эта эпоха и в полотнах Вермера. Около сорока картин составляют его художественное наследство, но каждая является драгоценной жемчужиной в истории мирового искусства.
Не сохранилась точная дата рождения художника, но известна дата крещения – 31 октября 1632 г. Отец Вермера был производителем портьерных тканей, владельцем таверны и торговцем картинами. Он состоял в Делфтской гильдии святого Луки, объединявшей художников. Сам Вермер возглавлял эту гильдию некоторое время, но коммерческого таланта отца не унаследовал, и, хотя его картины пользовались при жизни большим спросом, средств от их продажи не хватало на содержание семьи с одиннадцатью детьми. К концу жизни художник был вынужден продать свой фамильный дом «Мехелен».
Посмертная слава оказалась превратной, и спустя несколько десятилетий имя художника настолько изгладилось из памяти людей, что торговцы картинами порой заменяли его подпись на картинах известными именами, стремясь наиболее выгодно сбыть товар. И только в середине XIX в. французский критик Г. Торе-Бюрже, страстный поклонник и пропагандист реалистического искусства, заново открыл и восславил художественную ценность творчества Вермера Делфтского.
Одна из лучших его работ – «Девушка, читающая письмо» (в некоторых источниках эта картина носит название «Девушка с письмом»). В центре скромной комнаты у раскрытого окна стоит юная девушка и, чуть склонив голову, внимательно читает письмо. Под влиянием кисти мастера несложная бытовая сцена превращается в прекрасное зрелище, полное умиротворения и таинственной тишины. Простой, жизненный образ девушки полон задумчивого поэтического обаяния. Голубой узор фаянсовой тарелки, золотистые краски сочных плодов, мягкие красные оттенки ковра составляют яркий и красочный аккорд. Художник, вглядываясь в предметы быта, открывает для зрителя в повседневной жизни мир возвышенный и удивительный.
Картины «Астроном» (1668) и «Географ» (1669) знатоки искусства тоже причисляют к лучшим образцам зрелого творчества Вермера, но отличает их иная тематика. В них отразилась выдающаяся роль Голландии в развитии науки о Земле, они позволяют ощутить дух эпохи Великих географических открытий того времени – уроженцы Нидерландов А. Ортелий и В. Снеллиус разработали в то время основы новой картографии, а современник художника Б. Варениус первым обосновал значение географии как самостоятельной научной дисциплины.
Картины объединяет единый духовный настрой – это созерцательная, светлая атмосфера научного поиска, царящая в скромном кабинете ученого. Персонажи обеих картин похожи настолько, что кажется, будто написаны они с одного натурщика. Комната озарена ясным дневным светом, который скользит мягкими бликами по металлическим частям приборов и тонет, угасает в складках одежд. Ковровая ткань кажется осыпанной жемчугом – настолько осязаемы на ней застывшие частички дневного сияния. Географ, рассчитывая циркулем топографические дистанции, обратил задумчивый взгляд в окно, как бы обозревая пространства, отраженные на карте.
На стене изображение географической карты приметы того времени. Она символически расширяет пространство, распахивая его навстречу вольным морским ветрам. Карта на стене является важной деталью образа, она подчеркивает родственную связь живописи и картографии в познании законов природы и мироздания. Астроном, разглядывая зодиакальный глобус, сверяет с книгой соотношение созвездий. За его спиной на стене видно изображение Моисея, который, согласно библейскому сюжету, осудил астрологов-«звездочетов». С помощью этого приема художник противопоставляет новую, экспериментальную астрономию старым, псевдонаучным суевериям, подчеркивая при этом каждую бытовую деталь. Но он не просто поверхностно любуется данными предметами, а пытается явить зрителю их скрытые внутренние законы.
Эти картины Вермера, мудрые и чувственно убедительные в своем реалистическом мастерстве, являются гимном гармоническому единству науки и искусства, единству, порожденному общим источником – творчество.
«Астроном» – одна из двух картин этого художника, время создания которых известно точно. Первую – «У сводни» мастер датировал 1656 годом; «Астроном», создан 12 лет спустя. Несмотря на то что картина «У сводни» написана раньше, тем не менее это полотно можно назвать свидетельством безусловной творческой зрелости художника. Сосредоточив интерес на фигурах, внешнем облике и зримой повадке своих героев, равно как и на фактуре вещей, Вермер превратил бордельную сцену в романтическое таинство любви. Любовь в самом широком смысле, равно плотском и духовном, остается с тех пор лейт-мотивом его картин. Героини живописца читают любовные послания, музицируют, любуются драгоценностями – одним словом, живут и наслаждаются жизнью. Существует, кстати сказать, предположение, что на этой картине Вермер изобразил себя и свою супругу К. Болнес, – по всей вероятности, в виде одного из двух кавалеров и веселой девицы соответственно.
Картины Вермера на первый взгляд ни в чем не оригинальны, однако именно с его творчеством связывают первые попытки колористических исканий и экспериментов, которые в дальнейшем привели к появлению столь мощного и широко известного течения, как импрессионизм.
юля 13/02/2016хорошо
Lorenediemy 03/08/2017-----------------------------------
Перейдите ниже по ссылкам, чтобы получить кредит:
Lorenediemy 03/08/2017-----------------------------------
Перейдите ниже по ссылкам, чтобы получить кредит:
jivopis.org
География и живопись
География и живопись
Петрова Дарья Эдуардовна 11Муниципальное бюджетное Образовательное учреждение «Лицей №9 имени К. Э. Циолковского» города Калуги
Мишина Юлия Михайловна 11Муниципальное бюджетное Образовательное учреждение «Лицей №9 имени К. Э. Циолковского» города Калуги
Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение
«…Пейзаж – это состояние души…».Рамю.«Увидевший прекрасное – соучастник его создания».Боуви.«Природа – творец всех творцов».Гетте.
В работе рассматривается проблема взаимосвязи географической науки с живописью.
В истории географической науки неоднократно высказывалась мысль о близости географии к искусству, а некоторые авторы даже склонялись к тому, чтобы считать географию скорее искусством, нежели наукой. Долгое время географы составляли яркие красочные описания стран, что в какой-то степени сближало географию с художественной литературой. Н.В. Гоголь в «Мыслях о географии» (1829г.) призывал географов более умело извлекать материал из описания путешествий так, чтобы он не обременял память читателя, а представлялся ему светло нарисованной картиной.
Влияние природы, ландшафта находит наиболее полное выражение в живописи.
Современные требования к географической науке заставляют по-новому подходить к проблеме «география и искусство». В ней необходимо выделить два аспекта - научный и прикладной. Если для описательного метода элементы искусства и художественные приемы играют важную роль, то для научно-теоретического метода они не подходят. В прошлом изобразительное искусство имело более существенное значение для географической науки, чем сейчас. Когда не существовало фотографии, телевидения, спутниковой связи, многообразных измерительных приборов и полевые исследования сводились в основном к визуальным наблюдениям, в экспедициях участвовали художники или же сами географы должны были владеть приемами изобразительного искусства.
Однако нельзя исключать важность для развития географии, её изучения в образовательных учреждениях произведений искусства. Но при этом необходимо использовать исключительно реалистические, высокопрофессиональные произведения, которые отличаются географической достоверностью.
При написании работы мной использовались следующие методы: поиск и анализ необходимой информации в библиотеке, в информационно-коммуникационной сети «Интернет», изучение русской пейзажной живописи, в том числе в Калужском музее изобразительных искусств, с использованием официального сайта Русского музея в Санкт-Петербурге (коллекция живописи), методической помощи преподавателя изобразительных искусств «Детская школа искусств № 3 (художественная)» г. Калуга.
Как связана география с живописью
География - это наука, изучающая поверхность земли с её природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.
Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
В обычных представлениях мы считаем науку и искусство разными сферами жизни, из которых первая обращена в сторону разума, а вторая — в сторону чувства.
На самом деле наука очень часто обращается к чувству, например, к зрительным впечатлениям (красочные изображения) или к слуховым (описание).
В то же время искусство столь же часто обращается к разуму, например, в вопросах перспективы в живописи, то есть к научной теории.
География есть наука изобразительная, наука зрительных представлений, зрительной памяти. Географ должен обладать способностью представления предметов в пространстве с соблюдением относительной величины расстояний между ними - представить себе их природные сочетания в линиях, формах и красках, т.е. всущности, проделать в голове ту же самую работу, которую производит на полотне или бумаге художник, рисующий с натуры пейзаж.
Изображая пейзаж, живописец, однако, физически не в состоянии вырисовывать каждый листик, каждую веточку, каждую травинку и передавать точную окраску каждой из них. Он выбирает из них только некоторые главные формы, линии, краски. С помощью штрихов, пятен и мазков художник передаёт зрителю общее впечатление, при этом вложив свои переживания, настроение, которое он испытал при написании картины.
Точно такую же работу, но в строго научных целях делает географ, отбирая для своего географического пейзажа только все самое общее и яркое. Причем эта географическая картина преподносится зрителю, слушателю или читателю при помощи условных обозначений, схематических чертежей, которые можно сравнить с штрихами, пятнами и мазками живописца.
Однако у географа и художника разные цели. Цель художника - подметить красивые сочетания линий и красок в природе, а цель географа - найти научное объяснение, логической связи и преемственности.
Произведения пейзажной живописи используются на уроках географии. Их использование позволяет направить усилия учителя с формирования знаний, умений, навыков на развитие личности ученика, его творческих возможностей, наряду с развитием логического мышления формировать художественно-образное мышление, развивать эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту.
Также на уроках географии используются учебные географические картины.
Российский географ А.С. Барков писал: «Географическая картина — сложное пособие. В ней научное содержание сливается с искусством изображения. Географическая картина дает зрительный образ карты, она дополняет карту и географическое описание. То, что возможно изложить лишь на многих страницах словесного описания, гораздо лучше и нагляднее изображается на картине. То, что не может передать карта — характер растительного покрова, животного мира, бытовые и хозяйственные особенности страны, — дается в картине, которая, таким образом, в известной мере заменяет знакомство с местностью».
Географические картины дают образный, конкретный материал для создания содержательных представлений. Зрители (ученики) с помощью зрительного восприятия географического объекта, изображенного на картине, изучают существенные черты, устанавливают взаимосвязи, а затем переходят к формированию географических понятий. В основе усвоения понятий, созданных таким путем, лежат зрительные восприятия.
Примером могут служить: Учебно-наглядные пособия по географии под издательством Самойлова И.И. («Просвещение», 1975г.), Картины и таблицы по физической географии для 5 класса под издательством Максимова Н.А. («Просвещение», 1972г.), Картины по географии материков (Ермаков Р.А. «Просвещение» 1969г.) и много других пособий.
Русская пейзажная живопись
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Художественный пейзаж имеет колоссальное, преобладающее значение для географической науки, так как она вся основана на зрительных впечатлениях.
В истории изобразительного искусства известны отдельные мастера и целые национальные школы, прославившие себя в области пейзажной живописи. К XVII в. относится расцвет голландской пейзажной школы, в произведениях которой, выдержанных в приглушенных тонах с коричневатыми оттенками, реалистически отображена неброская природа низменной страны с обилием рек и каналов, ветряными мельницами, рощами, вересковыми дюнами и низко плывущими облаками. Для начала XIX в. наиболее известны реалистические пейзажи романтического направления, принадлежащие главным образом английским и французским мастерам.
Лишь в конце XVIII в. начала зарождаться отечественная пейзажная школа, поначалу ориентировавшаяся на западноевропейские традиции. Первыми русским пейзажистами были Ф. Я. Алексеев, С. Ф. Щедрин, Ф.М. Матвеев. В основном они писали виды городов и усадебных парков, преимущественно Петербурга, Москвы и окрестностей (Ф. Я. Алексеев «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794 г.), С.Ф. Щедрин «Вид на Гатчинский дворец» (1796 г.)). Это объясняется тем, что творчество первых русских живописцев в значительной мере зависело от вкуса заказчиков, а это были, как правило, императорская семья, высшая знать и дворяне, желавшие увековечить в художественных полотнах великолепие своих дворцов и парков.
В первой половине XIX в. география пейзажной живописи значительно расширилась, что связано с активным освоением русскими новых территорий и желанием заказчиков художественных произведений видеть экзотические красоты русской природы и отдаленных городов, входящих в огромную Российскую империю.
Стали появляться сельский пейзаж и ландшафтная живопись, которые зачастую в ущерб художественности, с топографической точностью передавали все подробности отражаемой местности. Среди пейзажистов того времени необходимо выделить М.Н. Воробьёва, который, будучи руководителем пейзажного класса Академии художеств, начал ориентировать своих воспитанников на работу с натуры, насыщать пейзаж настроением, а не сочинять «виды». Среди его учеников - М. И. Лебедев, а также братья Чернецовы, которые совершили первое в России «Художественное путешествие» по Волге от Рыбинска до Астрахани. В течение 1838 г. братьями Чернецовыми было создано более 100 рисунков и живописных видов Ярославля, Костромы, Юрьевца, Чебоксар, Казани, Саратова, Астрахани, а также многочисленных волжских достопримечательностей, таких, как Жигулёвские горы, Сюкеевские пещеры и др.
Путешествие в Сибирь в 1810-х гг. совершил А.Е. Мартынов, среди работ которого - виды Томска, Байкала, реки Селенга. В 1820–1830 гг. А.Г. Венецианов активно вводит пейзаж в свои жанровые картины. Огромный вклад в развитие русского пейзажа, главным образом морского, внёс И.К. Айвазовский - ученик М.Н. Воробьёва. В его творчестве, начиная с середины 1830-х гг. и вплоть до конца ХIХ в., нашла отражение природа Крыма, Кавказа, Украины, Поволжья.
С конца 1850–1860-х гг. в русской пейзажной живописи произошел резкий подъём, который ознаменовался началом творчества таких замечательных пейзажистов, как И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, М.К. Клодт, А.П. Боголюбов, Л.Ф. Лагорио, Л.Л. Каменев, П.А. Суходольский и др. Художники в эти годы стали все больше изображать не только центральные, но и отдаленные регионы России: Русский Север, Волго-Камский регион, Урал, Сибирь, Кавказ.
Во второй половине XIX – начале XX вв., в первую очередь благодаря путешествиям К.А. Коровина, А.Е. Архипова, В.А. Серова, для художников были «открыты» Беломорье и Крайний Север. С этюдником добрался до острова Вайгач и Новой Земли А.А. Борисов, поразив русского и зарубежного зрителя видами сурового Заполярья.
До 1917 г. значительная часть России нашла отражение в творчестве отечественных живописцев. Природу многих регионов можно представить по картинам выдающихся мастеров русской школы XIX – начала XX вв.
В XX в. распространение символизма, кубизма, абстракционизма не способствовало развитию реалистического направления в пейзажной живописи, но все же можно отметить ряд выдающихся произведений, в том числе отображающих природу Арктики (Р. Кент), Гималаев, Тибета, Монголии (Н.К. Рерих).
И только в советский период (с 1930 года) вновь в русском искусстве преобладала реалистическая пейзажная живопись. Важным достижением этого периода оказалось то, что впервые в истории и географии русской пейзажной живописи сформировались самостоятельные художественно-пейзажные школы в Сибири (например, творчество омских художников Либерова и Кондратия Белова).
Современная русская пейзажная живопись крайне неоднородна. Наряду с традиционным реалистическим пейзажем, в ней существуют и импрессионистические течения, и авангардные, и даже поставангардные.
Художники-пейзажисты и их картины
Произведения русской пейзажной живописи передают нам изображения природных явлений и объектов, тем самым позволяя изучать эти объекты и явления.
В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, зима, весна — любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное - в ней неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце и т. п. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию.
Примерами могут служить картины русского пейзажиста А.Г. Венецианова: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Пейзаж. Зима», картины И.И. Шишкина: «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу» (приложение рис.1). Выдающийся пейзажист Иван Иванович Шишкин, по выражению современников, слыл истинным «царем леса». Работам художника присуще строгое равновесие и четкая выверенность планов. Тонкая наблюдательность и безошибочно найденная точка зрения позволяют удачно запечатлеть частичку природы.
Пейзажи художников выражают чувства, настроение, восхищение красотой русской природы: картины И.И. Левитана «Березовая роща», «Лесное озеро», «Весна. Большая вода», «Золотая осень» (приложение рис.2), картины А.И. Куинджи «Березовая роща» (приложение рис.3), «Ранняя весна» и многих других художников.
При изучении географической темы «Литосфера – каменная оболочка Земли» мы узнаем строение земной коры, причины процессов, проходящих на поверхности Земли, изменение её облика. Рельеф Земли чрезвычайно разнообразен. Познать отдельные формы рельефа нам помогают картины художников, на которых изображены острова, горы, равнины и другие формы.
Русского художника Н.К. Рериха называли «певцом гор», потому что он за свою жизнь написал около 7 тысяч картин (900 из них этюды), изображающие горы (Алтай, Гималаи, Тибет). Особое внимание следует обратить на цвета гор: яркие, сочные, чистые, переходящие один в другой. На закате и восходе горы действительно имеют такой изумительный цвет как на этюдах Н.К. Рериха (приложение рис.4,5). В русской живописи картины гор присутствуют у И.И. Левитана, а также у А.И. Куинджи «Эльбрус вечером» (приложение рис.6). Великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов воспевал красоту гор не только в своих литературных произведениях, но и в талантливо выполненных пейзажах Кавказских гор.
Изучение внутренних сил Земли, движения литосферных плит, возникновение землетрясений и извержение вулканов не возможно без просмотра красочных картин великих художников. Известный русский художник Карл Брюллов побывал на раскопках засыпанного вулканическим пеплом города Помпеи. Он был настолько поражен увиденным, что захотел изобразить это событие. Тщательно изучив исторические и археологические материалы, выполнив множество эскизов, в 1830 г. он написал картину «Последний день Помпеи» (приложение рис.7). В ней он изобразил момент катастрофы извержения вулкана Везувия: рушатся величественные здания, низвергаются статуи, смятенная толпа мечется, залитая зловещим блеском молний и пламенем вулкана.
Потухший стратовулкан Казбек, расположенный в восточной части Кавказа, запечатлен на картине русского художника В.В. Верещагина «Гора Казбек» (приложение рис.8).
Японские художники в своих произведениях изображали священную гору Японии – Фудзи (Фудзияма): Кацусика Хокусай «Гора Фудзи». Фудзияма – действующий стратовулкан на японском острове Хонсю.
При изучении последствия землетрясений можно посмотреть картину П.В. Басина «Землетрясение в Рокка ди Папа, близ Рима» (приложение рис.9).
Однако формы рельефа, созданные внутренними силами Земли, изменяются под воздействием внешних сил, таких как: выветривание, движущаяся вода, ледники и, конечно же, человек. В результате воздействия этих сил возникают оползни, каньоны, пещеры, шахты, барханы. На картинах художников можно также увидеть отдельные результаты перечисленных явлений. Американский художник Томас Моран на своих картинах изображал Большой каньон – один из глубочайших каньонов мира, который находится в США (приложение рис.11). Русский художник А.И. Мещерский написал картину «Дарьяльское ущелье» (приложение рис.10), на которой изобразил знаменитое ущелье реки Терек в месте пересечения Бокового хребта Большого Кавказа.
Очень красивы и загадочны ледники. Художник П.М. Гречишкин на своих картинах изобразил Марухский ледник, который находятся возле Главного Кавказского хребта в пределах Карачаево-Черкеской Республики (приложение рис.12). Художник очень полюбил эти места. Его картины воплощали разнообразные природные и ландшафтные формы Ставрополья и гор Северного Кавказа.
Не менее познавательно и интересно изучение географической темы «Мировой океан». Мировой океан – это самая большая часть гидросферы, которая включает в себя океаны, моря, заливы, проливы. Но трудно представить спокойное состояние морских вод, силы ветра делают своё дело, образуя волны. Необходимо знать разрушительную силу волны. Такое явление как цунами имеет огромную разрушительную силу, причиной которых являются подводные землетрясения.
Для изучения указанной темы очень познавательны картины И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Море», «Штиль», «Океан», «Среди волн», «Всемирный потоп» (приложение рис.13,14). Художник вошел в историю искусства как великий маринист – мастер изображения моря.
Помимо океанов и морей на Земле большое разнообразие рек и озер, наиболее важных для человека водных объектов. В творчестве великих художников очень много изображений таких водоемов. На картинах Левитана можно увидеть реки и озера: «Осень. Река», «Озеро. Русь», «Озеро Комо. Италия», «На Волге после дождя» (приложение рис.15). Очень познавательны картины П. Брюллова «Пейзаж с рекой», Н.М. Ремезова «Река царевна», И.С. Остроухова «Сиверко», П.М. Гречишкина «Тебердинское озеро». На некоторых картинах мы можем увидеть истоки великих рек. У истока реки Волги возле Волго-Верховья на берегу озера Стеж художником И.И. Шишкиным созданы картины: «Часовня над ключом, дающим начало Волге», «Первый мост через Волгу».
Очень красивы горные реки. Пейзажи завораживают. На горных реках из-за выступов твердых горных пород, нередко образуются пороги и водопады. Красота и сила водопадов отражена также в творчестве художников. Картины А.И. Мещерского «Горная река», «Река в горах Швейцарии», «Водопад» (приложение рис.16,17,19), картина И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад» (приложение рис.18).
Очень красивое озеро Байкал – огромное древнее озеро в горах Сибири. Оно считается самым глубоким озером в мире. А.П. Чехов писал: «Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно…Берега гористые, покрытые лесами…». Озеро Байкал изображено на многих картинах художников. Художник Н. Житков любил Байкал и хорошо его знал. В начале 1970-х художник купил дом в маленьком тихом посёлке Порт Байкал. Необъятной вселенной, полной тайн и чудес, стал для Н. Житкова Байкал. Он изучал её, путешествовал, наслаждался ею, по-детски восторгался, много и вдохновенно рисовал. На его картинах в основном изображён Байкал седой, штормовой, ревущий и катящий грозные волны, легко играющий судами, но есть и спокойный, умиротворённый Байкал (приложение рис.16,17).
Болота, не менее важны для природы и человека. Болота служат источником питания для многих рек, а люди осушают болота и добывают торф. Многие художники в своих произведениях изображают болота: картина А.И. Мещерского «В кочках», картина И.И. Шишкина «Болото» (приложение рис. 22,23).
Подземные воды также очень важны в природе. Очень интересны гейзеры на примере картины американского пейзажиста А. Бирштадта «Гейзер Преданный друг» (приложение рис.24).
На пейзажах художников также можно наблюдать такие природные явления как ледостав и ледоход, например, картина А.К. Саврасова «Ледоход на Волге» (приложение рис.№ 25).
Немаловажную роль живопись имеет при изучении географической темы «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».
В произведениях художников можно увидеть изображения всех атмосферных явлений: гроза, метель, туман, пыльная буря, сильный ветер, дождь, облака и других. Художник в своем творении показывает нам, как меняется природа в зависимости от погоды, передает свое отношение к этим явлениям: картина А.М. Васнецова «Вьюжит. Метель. Старая Москва», картина И.Л. Левитана «Перед грозой» (приложение рис.26, 27).
Конечно же, каждый человек слышал или видел в книгах, на фотографиях загадочные природные явления, которые в географии называются оптическими явлениями в атмосфере, такие как радуга, полярное сияние, шаровые молнии. География уже давно нашла научное объяснение этим явлениям. Эту красоту нужно увидеть своими глазами, но художники и по сей день пытаются в своих произведениях передать игрой красок волшебство этих явлений: картина К. Коровина «Гаммерфест. Северное сияние», картина А. Куинджи «Радуга» (приложение рис.28, 29).
Изучение природных зон России можно сопровождать просмотром картин: Александра Борисова «Весенняя полярная ночь» (арктическая пустыня) (приложение рис. 30), «На Мурмане близ гавани» (тундра), Василия Переплетчикова «Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя» (лесотундра), Аполлинария Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора» (тайга) (приложение рис.31), Михаила Клодта «Волга под Симбирском» (лесостепь), Алексея Саврасова «Степь днем» (приложение рис.32), Константина Богаевского «Старая Феодосия» (полупустыня), Николая Рериха «Корабль пустыни (Одинокий путник)» (пустыня), Ивана Айвазовского «Вечер в Крыму. Ялта» (субтропики).
Художественные произведения представляют собой ценность не только как произведения искусства, они важны как исторический архив географической информации.
Заключение
Важным средством познания мира, поверхности земли, её природных условий, являются произведения литературы, музыки, живописи. Художественные пейзажи очень важны в географии как основа зрительных впечатлений. Их использование позволяет направить усилия учителя с формирования знаний, умений, навыков на развитие личности ученика, его творческих возможностей, наряду с развитием логического мышления формировать художественно-образное мышление, развивать эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту.
Настоящая работа может быть также использована как дополнительный материал на уроках географии и изобразительного искусства.
Библиография:
Семенов Тян-Шанский В. П. География и искусство. География в школе. М.; Л.: Московское акционерное издательское общество, 1925 (1923). С. 5—24.
Лихачев Д. С. Заметки о русском. О русской пейзажной живописи М.: Советская Россия, 1984.
Теоретические основы методики обучения географии (под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.). (Методика обучения географии в средней школе. Географические картины и методика работы с ними).
Самойлов И.И. Учебно-наглядные пособия по географии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975.
Официальный сайт Русского музея в Санкт-Петербурге - http://www.rusmuseum.ru/ (Коллекции. Живопись).
Официальное государственное издание Национального атласа России http://национальныйатлас.рф/. Том 4 «Культура. Культурное и природное наследие России».
Приложение: Иллюстрации, изображающие явления и объекты природы.
Приложение
к работе «География и живопись»
автор Петрова Дарья (5 «Б» класс)
Тема «Времена года»
Рис.1
И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» |
Картина пропитана восхищением природы растительного и животного мира. На картине все смотрится очень гармонично. Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают |
картине торжественную атмосферу. По земле еще клубится туман, изображенный довольно реалистично, и, если сосредоточиться на этой детали шедевра, то можно прочувствовать утреннюю прохладу. |
Рис.2 Рис.3.
И.И. Левитан «Золотая осень» |
А.И. Куинджи «Березовая роща» Картина написана в 1879 году. Художник не вдается в детали, не выписывает каждый листок и травинку. Самое важное для него - контраст между светом и тенью, между светлым и темным. С помощью этого контраста он создает настроение картины. |
Изучение темы: «Литосфера – каменная оболочка Земли»
Рис.4 Рис. 5
Н.К. Рерих «Гималаи. Розовые горы» Рис.6 |
Н.К. Рерих «Гималаи. Горы, освещенные закатным солнцем» |
Архип Куинджи «Эльбрус вечером» |
Известно, что в творчестве художника вершина Эльбрус занимает особое место. Работы Архипа Куинджи прямо свидетельствуют о том, что мастер долго изучал горы. Знаменита целая серия работ, посвящённых Эльбрусу, где вершина отображена на полотне в разное время суток – ночью, днём, вечером и т.д. Художник непревзойдённо изобразил воздух – свободный, снежный, осязаемый. Невероятная техника владения цветом и светом создали живописную узкую речку, |
пересекающую полотно почти по диагонали, переливающуюся то ли от лунного света, то ли от отблеска белоснежных вершин. Великий талант, филигранная техника и новаторство в цветоощущения позволило Куинджи создать грандиозное полотно, воспевающее величие и поэтическую красоту восхитительного Эльбруса. |
Тема: «Извержение вулкана и землетрясения»
Рис.7
Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
Рис.8 Рис. 9
В.В. Верещагин «Гора Казбек» |
П.В. Басин «Землетрясение в Рокка ди Папа, близ Рима» |
Тема: «Внешние силы Земли»
Рис.10 Рис. 11
А.И. Мещерский «Дарьяльское ущелье» |
Томас Моран «Большой каньон» |
Рис. 12 П.М. Гречишкин «Озеро у Марухского ледника» Марухский ледник находится возле Главного Кавказского хребта. Художник побывал вместе с географами и ботаниками в Теберде и впервые работал и убедился в плодотворности такого сотрудничества. Это сотрудничество словно поставило его картины на научную базу. «Главное, – говорил художник, – я полюбил эти места!». |
Тема «Мировой океан»
Рис. 13
И.К. Айвазовский «Девятый вал», «Штиль», «Среди волн» и др.
Рис. 14
И.К. Айвазовский «Всемирный потоп» 1862 г.
Тема: «Реки. Озера и болота»
Рис.15
И.И. Левитан «На Волге после дождя»
Рис. 16 Рис. 17
А.И. Мещерский «Горная река» |
А.И. Мещерский «Река в горах Швейцарии» |
Рис. 18
И.К. Айвазовский «Ниагарский водопад»
Рис. 19
А.И. Мещерский «Водопад»
Рис. 20 Рис. 21
Николай Житков «Байкал. Лодка А. Вампилова» |
Николай Житков «Байкал. Шторм» |
Рис. 22
А.И. Мещерский «В кочках»
Рис. 23
И.И. Шишкин «Болото»
Рис.24 А. Бирштадт «Гейзер Преданный друг» |
Рис.25 А.К. Саврасов «Ледоход на Волге» |
Тема: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
Рис. 26 Рис. 27
А.М. Васнецов «Вьюжит. Метель. Старая Москва» |
И.Л. Левитан «Перед грозой» |
Рис.28
Константин Коровин «Гаммерфест. Северное сияние» Художник во время поездки в городок Геммерфест в Норвегии написал целый цикл северных картин и этюдов. |
Рис. 29 Архип Куинджи «Радуга» |
Тема «Природные зоны»
Рис.30 Рис.31
А.А. Борисов «Весенняя полярная ночь» |
А.Г. Васнецов «Тайга на Урале. Синяя гора» А.Г. Васнецова называют мастером эпического пейзажа. В поисках необычной натуры живописец много путешествовал. Но по-настоящему его воображение увлекла суровая природа Урала и Сибири. |
Рис.32
А.К. Саврасов «Степь днем»
В 1849 году начинающий художник Алексей Саврасов отправился за вдохновением на Юг России. Бескрайние степные просторы и высокое прозрачное небо поразили его воображение. Вернувшись, он написал серию пейзажей.
Просмотров работы: 61
school-science.ru
география Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#44788175 - Cute pupils looking at globe in library at the elementary school
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43199811 - Open book with Education icons
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46100093 - Travel geography navigation concept background - old vintage..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31011733 - Education School Flat Icon Set. 48 iconsВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#19447714 - Blank old paper with curled edge against the background of an..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38930905 - Vintage compass on the old world map with DOF effect. Travel..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#54631347 - Teacher Teach Teaching Geography Global Lesson Concept
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38210423 - Globe drawn on chalkboard background.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#42552138 - Detailed colorful Earth, highly detailed planet earth in the..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#30829943 - Set of flat design concepts of school subjects icons for mobile..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46787413 - Vintage still life. Vintage magnifying glass lies, pocket watch,..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#47618662 - Earth Globe Icons. VectorВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38074763 - Cute pupils and teacher in classroom with globe at the elementary..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#60417511 - Highly detailed physical map of the world,in vector format,with..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#56877474 - Map of the World. Names of countries and cities, continents,..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31416801 - Colorful USA map with states and capital cities. Vector illustrationВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31479984 - Abstract vector collection of colorful flat education and knowledge..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#27547728 - Highly detailed fragments of the planet Earth with exaggerated..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com
Последние две из точно датированных работ Вермеера написаны через 12 лет после «Сводни» и за 7 лет до смерти художника. Еще полдюжины картин, как представляется, близки по стилю к «Астроному» и «Географу». Причем не всегда предположительная дата их создания (а большинство полотен Вермеера имеют только подпись, но не дату) отражает общие черты. Но все они отмечены глубиной цвета, резкими переходами от света к тени. По силе цветового решения обе картины близки к самой яркой работе Вермеера «Девушка в красной шляпе». Цвет и оптические решения превалируют над формой. Это же можно сказать о «Любовном письме» и «Аллегории живописи». Талант художника, несомненно, достиг своего максимума. Впоследствии вдова Вермеера, Катарина, говорила, что в последние годы жизни художник писал очень мало. Действительно, более поздние картины несут некоторый отпечаток упадка, как будто художник постепенно терял интерес к живописи. В «Астрономе» и «Географе» есть много черт, характерных для всего творчества Вермеера. В частности, естественное освещение из окна в левой части картины, стол, покрытый ковром, картина и карта на задней стене. Художник, несомненно, был знаком с работами современников, в частности, мастерами школы Рембрандта, изображавшими ученых мужей. Поза «Географа» очень похожа на изображение Фауста на знаменитой одноименной гравюре Рембрандта. Но в отличие от других картин, изображавших погруженных в свои дела и самодостаточных женщин, здесь изображен мужчина, занятый напряженным умственным трудом. Он одет в просторную мантию, напоминающую японское кимоно – одежду ученых того времени. Склонившись над пергаментной (возможно, навигационной) картой, развернутой на столе, он, кажется, на минуту поднял голову, чтобы произвести необходимые вычисления. Цируль, который географ держит в правой руке, служил для измерения расстояний, другой измерительный прибор – угломер – лежит на стуле в правой части картины. Стул, стоящий у задней стены, обит гобеленом с растительным орнаментом, на полу лежат несколько свернутых карт, на стене – карта «Морское побережье Европы» Вильяма Янса Блау. Тот же шкаф, изображенный на картине «Астроном», стоит в том же углу у окна. На нем – несколько книг и глобус Йодокуса Хондиуса 1600 года. Его же небесный глобус изображен в «Астрономе». Обе картины, скорее всего, изображают одного и того же человека. Вопрос, кто позировал Вермееру, остается открытым до сих пор. Существует мнение, что это – Антини ван Ливенгук, известный как изобретатель микроскопа. В действительности, это был выдающийся ученый-самоучка, подробнее о нем можно узнать на специальной странице сайта. Он же мог быть и заказчиком этих парных картин. Но некоторые исследователи считают, что это мог быть другой современник Вермеера – Иоханес де Веерт, картограф, живший в Дельте. Левенгук и Вермеер не могли не знать друг друга - слишком мал был Делфт, чтобы два известных человека, крещенных к тому же в одной церкви и чуть ли не в один день, не раскланивались друг с другом на улицах родного города. Но два замечательных голландца вполне могли быть и близкими друзьями. Не случайно после смерти Вермеера именно Левенгук был назначен его душеприказчиком. У художника и ученого явно были общие интересы. Американский исследователь Артур Уилок заметил, что после 1655 года, когда Левенгук увлекся астрономией и навигацией, на полотнах Вермеера тоже появились "методично воспроизведенные карты и глобусы". На картине "Астроном", например, с максимальной точностью изображен глобус звездного неба Йодокуса Хондиуса (он был впервые опубликован в 1660 г.). Можно даже различить несколько созвездий (слева - Большая Медведица). Левенгука и Вермеера мог сблизить и интерес к оптике. Некоторые особенности работ художника (подчеркнутая перспектива, размытость переднего плана, световые блики, почти квадратный формат) наводят на мысль о близком знакомстве с камерой-обскурой, прабабушкой современного фотоаппарата. Однако Вермеер, если и пользовался ею, то не как простой копировальщик. Он был исследователем. С дотошностью, сравнимой разве что с дотошностью Левенгука, изучающего неведомые "существа", художник изучал, используя новейшие технические достижения, жизнь материи и света, стараясь запечатлеть увиденное. Левенгук вполне мог позировать для обеих картин, равно как и выступать в роли заказчика. В 1668 году ему было тридцать пять - возраст, вполне соответствующий внешности ученого у Вермеера. Хотя Антони пока еще не прославился своими открытиями в микробиологии, но уже был известен как знаток астрономии и географии. Сохранился портрет натуралиста кисти Яна Верколье, написанный в 1686 году. Кажется, что ученый с картин Вермеера похож на Левенгука Верколье. К картинамСледующая картинаПредыдущая картинаСовременные варианты :)))) |
irinaepifan.narod.ru
Репродукция картины "Географ" Яна Вермеера
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Яна Вермеера. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Яна Вермеера на натуральном холсте.
Ян Вермеер родился в Дельфте в семье торговца картинами. Еще в детстве научившись разбираться в живописи, он стал выдающимся нидерландским художником. Наибольшее влияние на его становление оказал Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембранта. В искусстве Вермеера отмечается произведения, созданные в бытовом жанре. Он сумел философски обобщить простоту и обыденность человеческой жизни. Безмолвные предметы оживают на его картинах. Ощущение необычности передается особой светоносностью каждой детали. Светом Вермеер моделирует и форму предметов, создавая эмоциональную атмосферу картины. Его творчеству трудно найти аналог в мировом искусстве. Излюбленным мотивом его картин являются тихие строгие интерьеры с несколькими фигурами беседующих персонажей. Художнику удавалось остановить время, тем самым давая себе возможность познать гармонию мира. Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Сам художник за славой не гнался, живописью занимался ради собственного удовольствия, но пользовался большим авторитетом в Дельфте, много лет занимая почетную должность декана гильдии художников. Известно, что он работал над картинами очень медленно, им написано не более 40 полотен. Основной доход приносило дело отца, и ему вполне хватало средств, чтобы прокормить свою семью ( у Вермеера было 15 детей, правда, 4 умерли в раннем возрасте). Однако к концу жизни его финансовое положение ухудшилось, из-за войны с Францией (1672-1679) приостановилась торговля живописью, Вернееру приходилось брать кредиты. После его смерти в 1675 году его жена вынужденно отказалась от наследства, чтобы расплатиться с кредиторами. Наибольшую популярность после долгого забвения его картины приобрели в конце XIX века благодаря критику Торе-Бюрже.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Яна Вермеера не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
Географ.Глобус. Вечность (Ян Вермеер и его картина "Географ")
Красота мира может быть видна в разных его проявлениях, и не менее прочего в простых повседневных сценках жизни — такое понимание живописи открыли «малые голландцы», как называют художников XVII века северной части Голландии. Разделение Европы на католическую и протестантскую освободило живопись от подавляющего господства строгих сюжетов, будь то религиозная живопись или роскошные парадные портреты.
В картинах Дельфтского художника Яна Вермеера на самые обыденные сюжеты (например женщина, наливающая молоко) раскрывается красота мгновения, в которой можно увидеть отблеск нетварного мира.
Эта поэтическая способность Вермеера снискала ему славу великого живописца. «Не просто растолковать, почему такое непритязательное полотно относится искусствоведами к величайшим шедеврам мирового искусства, но тот, кому посчастливилось видеть оригинал, согласится со мной: это чудо», — писал о художнике знаменитый искусствовед Эрнст Гомбрих.
В Санкт-Петербурге в августе можно было увидеть один из признанных шедевров — картину «Географ».
На ней в своем рабочем кабинете изображен ученый, который с циркулем в руках склонился над навигационной картой.
Он одет в мантию в восточном стиле — так одевались служители науки того времени.
Циркуль, который географ держит в правой руке, необходим для измерения расстояний.
Другой рукой ученый опирается на книгу — уже известные знания. На полу лежат свернутые карты, на стене — карта «Морское побережье Европы» Вильяма Янса Блау.
Вермеер часто помещал персонажей своих картин у окна — и на этой картине мы видим, как солнечный свет падает на карту и озаряет лицо ученого, который на мгновение застыл в задумчивости.
Возможно, географа озарила мысль научного открытия.
Блики света на его лице визуально усиливают это впечатление. Об этом же свидетельствуют и прищуренные — то ли от света, то ли от напряженного раздумья — глаза.
Живопись Вермеера сочетает в себе точность в передаче формы, фактуры и цвета и, одновременно, размытость изображения, отсутствие излишней детализации.
Этот прием придает особую живость полотнам художника, которые Гомбрих сравнивает с возможностями фотографии: «Подобно тому, как в фотографии можно уменьшить контрастность снимка, не снижая его четкости, в живописи Вермеера истаивающие контуры не ослабляют плотной материальности объемов».
На стене комнаты большими буквами написано имя Яна Вермеера — подпись такого своеобразного типа можно нередко увидеть в картинах голландских художников.
По всей вероятности, «Географ» был создан в паре с картиной «Астроном»: на последней изображен тот же персонаж (личность его достоверно не установлена).
На обеих картинах — одинаковые глобусы, такие продавались в то время в паре, что свидетельствует нам о том, что картины предназначались для совместной демонстрации.
Вермеер увлекался географией, поэтому явно разделял интересы своего персонажа.
В 1713 году обе картины были проданы неизвестному покупателю. Сегодня «Астроном» находится в Лувре, а «Географ» — в Штеделевском художественном институте Франкфурта.
Журнал: "Вода живая" № 9 (сентябрь) 2016 Стр.: 52
Автор: Мария Сухова
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
subscribe.ru
Картина "Географ глобус пропил" получила гран-при фестиваля в Онфлере
Кадр из фильма Географ глобус пропил
Картина "Географ глобус пропил" режиссера Александра Велединского получила главный приз фестиваля российского кино в живописном нормандском городке Онфлер на северо-западе Франции, сообщила в субботу пресс-атташе фестиваля Елена Дюффорт.Премию за лучший дебют жюри под председательством французского кинорежиссера Раду Михайлеану присудило фильму "Жажда" Дмитрия Тюрина. Писатель Андрей Геласимов, по одноименной повести которого поставлена картина, удостоился премии за лучший сценарий.Награду за лучшую мужскую роль разделили актеры "Жажды" Михаил Грубов и Роман Курцын. Премию за лучшую женскую роль получила Елена Лядова за роль в фильме "Географ глобус пропил".
Кадр из фильма Географ глобус пропил
Специальный приз публики, обладатель которого определился в результате голосования зрителей, достался картине "Стыд" Юсупа Разыкова.В общей сложности за пять дней работы фестиваля в Онфлере было показано более 30 картин: как самые новые российские фильмы, так и классика отечественного кинематографа, а также анимационная и документальная программа.
"Фестиваль по-прежнему очень популярен во Франции, к нам приезжает большое число зрителей из самых разных уголков страны, и мы очень рады каждый год видеть в зале знакомые лица", — сказала пресс-атташе фестиваля.
По ее словам, проведение фестиваля российского кино в Онфлере позволяет французским зрителям лучше узнать Россию, познакомиться с ее культурой, как если бы они сами приехали в страну.
По материапам
martosennij.livejournal.com