Портреты русских цариц и царевен. Картина царица
Софьи, Натальи Нарышкиной, Евдокии Лопухиной и других.
Первые портреты на Руси появились в XVII веке, но женщин художники писали крайне редко, исключение делали лишь для цариц и царевен из рода Романовых. О том, как изображали обитательниц кремлевских теремов, рассказывает наш автор Софья Багдасарова.
Царская невеста
Школа Оружейной палаты. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей
Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей
Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. XVIII в. Государственный музей-заповедник «Гатчина»
Портреты, которые создавали на Руси в XVII веке, в основном относятся к жанру парсун. Он близок к иконописной манере: люди изображались без эмоций на лице, но в богатых одеждах с тщательно выписанными узорами. Именно так выглядит парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея. В 1682 году Марфа стала женой царя Федора III Алексеевича (старшего брата Петра Великого), но провела на троне всего несколько месяцев — супруг болел и скоро умер. Парсуна, судя по девичьему головному убору, была написана еще до венчания, в те несколько месяцев, когда Марфа числилась царской невестой. Картина, созданная неизвестным художником из кремлевских мастерских Оружейной палаты, демонстрирует все черты наивного портретного искусства. У царицы неестественная поза, платье — будто аппликация, а лицо написано так, что зрителю трудно поверить в то, что Марфа считалась первой красавицей своего времени.
Так изображали женщин в Кремле отечественные мастера, но работали над портретами и иностранные живописцы. Их произведения более реалистичны, только вот великие художники до Руси не доезжали и среди этих полотен нет шедевров. Один из таких иностранцев, имя которого не сохранилось в истории, тоже написал портрет царской невесты Марфы — овальную картину из Русского музея. На ней — непривычная для того времени «галантная» деталь: Апраксина держит на руках маленькую собачку. Этот портрет, как и другие изображения Романовых, в последующие века копировался для украшения императорских резиденций, причем художники нового поколения «улучшали» его по своему вкусу. Поэтому в портрете из Гатчинского дворца, созданном неизвестным автором уже в XVIII веке, с трудом угадывается исходный образец: краски на нем ярче, а сама Марфа красивее.
Царская вдова
Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. До 1715. Государственный Русский музей
Михаил Чоглоков. Портрет царицы Натальи Нарышкиной. После 1676. Государственный Русский музей
Неизвестный художник. Портрет царицы Натальи Нарышкиной. Конец XVIII - начало XIX в. Государственный Эрмитаж
После смерти мужа Марфа Апраксина прожила еще 33 года как набожная вдова, не изменив своему образу жизни даже после того, как Петр I приказал ей переехать в новую столицу. На портрете, написанном в поздний период, она предстает уже совсем иной: строгая немолодая женщина в мрачной одежде. Это не единственный сохранившийся портрет царской вдовы: на другом изображена вторая жена царя Алексея Михайловича — Наталья Нарышкина.
Она одета чуть наряднее, но тоже очень сдержанно. Эта картина известна в десятке копий — портрет матери Петра Великого пользовался популярностью. Однако из архивных документов известно, какая из этих картин — оригинал. Редкий случай — сохранилось даже имя живописца. Это был мастер Оружейной палаты Михаил Чоглоков, написавший портрет «во успении» в 1694 году, в течение девяти дней после смерти царицы.
Светский жанр портретов «во успении», которые предназначались для родственников и помещались в жилых покоях, возник в России в самом конце XVII века, до этого парсуны в основном предназначались для надгробного иконостаса в церкви.
Царская сестра
Неизвестный художник. Портрет царевны Софьи. 1700. Государственный Русский музей
Достоверный портрет Царевны Софьи Алексеевны, гравированный учеником Академии художеств Афанасием Афонасьевым, с оригинала Леонтия Тарасевича. 1777
Вильгельм Карл Ульрих. Портрет царевны Марфы Алексеевны. Литография. 1857. Российская государственная библиотека
Писали художники не только царских жен, но и царских сестер. На самом торжественном портрете — царевна Софья Алексеевна, правительница-регент государства. Это аллегорическое полотно: Софья изображена в медальоне на груди двуглавого орла. Царевна написана в короне, со скипетром и державой, притом что помазана на царство она не была. Такая сложная композиция, нетипичная для русского искусства XVII века, проникла к нам из Европы: искусствоведы предполагают, что портрет Софьи написан на основе гравюры Леонтия Тарасевича, учившегося искусствам в Аугсбурге. Об этой работе ученым известно из судебного дела пособника царевны Федора Шакловитого — заказ образа Софьи со всеми регалиями ставился ему в вину, а все оттиски этой гравюры по указу Петра I разыскивались и уничтожались.
Неизвестно, писали ли портреты Софьи во время ее заключения в монастыре, но другая царевна в аналогичной ситуации для портрета позировала. В 1698 году по приказу Петра I единоутробная сестра Софьи царевна Марфа Алексеевна была пострижена в монахини за сочувствие и помощь свергнутой правительнице. Ее заключили в Успенский монастырь в Александровской слободе. Долгие годы там же хранилось ее изображение — сначала в монастыре, а потом в музее, но в 1986 году картину украли. Литография, сделанная с портрета царевны Марфы в XIX веке, свидетельствует о том, что арестантку-монашку писали примерно так же, как царскую вдову, — в скромном головном уборе, без каких-либо атрибутов роскоши.
Вымышленные портреты
Неизвестный художник. Портрет царевны Софьи. XIX в. Государственный Эрмитаж
Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Стрешневой. XVIII в. Государственный исторический музей
Неизвестный художник. Портрет царицы Марии Милославской. XVIII в. Государственный музей-заповедник «Кусково»
Однако царевна Софья предстает на полотнах и совсем иной — юной прекрасной девушкой. Это другой тип портретов — вымышленные: с реальностью они не имеют ничего общего. Дело в том, что подобные изображения Софьи — как и образы ее матери Марии Милославской (первой жены Алексея Михайловича), а также бабушки Евдокии Стрешневой (жены Михаила Федоровича) — создавались отнюдь не при жизни моделей. Эти ретроспективные портреты — выдумка живописцев XVIII– XIX веков.
Залы дворцов требовалось заполнять портретными галереями предков, и если было неизвестно, как выглядел умерший прародитель (или его портрет казался некрасивым), художник попросту выдумывал его облик с нуля. Узнать подобные вымышленные портреты легко: женщины на них наряжены в горностаевые мантии, которые появились в России как знак монаршего достоинства только после Петра, вместе с другими европейскими регалиями. Кроме того, у них массивные головные уборы, которых нет больше ни на каких других женских изображениях Романовых.
Из царицы — в монахини
Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный исторический музей
Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный Русский музей
Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Чухломской краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл.
Петр I постриг в монахини не только сестер, но и свою первую жену: другого варианта развода в тот век не существовало. Портрет царицы Евдокии в монашеском облачении и за чтением молитвенника попал в коллекцию Исторического музея из Новодевичьего монастыря. В этой московской обители она доживала последние годы жизни уже в правление своего внука Петра II (сына царевича Алексея), однако на картине изображена молодой.
Еще один портрет Евдокии Лопухиной хранится в Русском музее. На нем бывшая царица одета в скромную светскую одежду, напоминающую наряд сестры-монашки Марфы и вдов Апраксиной и Нарышкиной.
Изобразил Лопухину и неизвестный провинциальный примитивист — да так, что ее не узнать. На этой картине царица сильно помолодела, а ее костюм стал по-настоящему царским: блестит драгоценная брошь, а парча шубы отливает золотом.
Женщины нового века
Иван Никитин. Портрет царевны Прасковьи. 1714. Государственный Русский музей
Иван Никитин. Портрет царицы Прасковьи Салтыковой. 1-я чет. XVIII в. Сергиево-Посадский государственный музей-заповедник, Московская обл.
Луи Каравак. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве. 1716–1717. Государственный Русский музей
Совсем других портретов удостоились другие родственницы Петра I — женщины, которые демонстрировали одобрение новой политики и выполняли приказы, касающиеся формы одежды и вообще образа жизни. Речь идет о царице Прасковье Салтыковой — вдове его брата Ивана V и трех ее дочерях Екатерине, Прасковье и Анне. Сохранились их портреты кисти одного из первых настоящих русских живописцев Ивана Никитина — и на них виден контраст между этими женщинами нового времени и остальными обитательницами царских теремов. С этого момента царицы из рода Романовых одевались только так — по-европейски. А иногда и вовсе представали без одежды: в знак истинного обращения к западной культуре с ее культом античной мифологии император заказал портрет своей малолетней дочери великой княжны цесаревны Елизаветы Петровны в обнаженном виде — в образе богини Венеры.
www.culture.ru
Портреты русских цариц и царевен: shakko_kitsune
Первые светские портреты на Руси появились в XVII веке, но женщин художники писали крайне редко, исключение делали лишь для цариц и царевен из рода Романовых. Рассказываю о том, как изображали обитательниц кремлевских теремов в допетровскую эпоху и как отличить их фальшивые изображения от настоящих.ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА
Портреты, которые создавали на Руси в XVII веке, в основном относятся к жанру парсун. Он близок к иконописной манере: люди изображались без эмоций на лице, но в богатых одеждах с тщательно выписанными узорами.Именно так выглядит парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея (№1). В 1682 году Марфа стала женой царя Федора III Алексеевича (старшего брата Петра Великого), но провела на троне всего несколько месяцев — супруг болел и скоро умер. Парсуна, судя по девичьему головному убору, была написана еще до венчания, в те несколько месяцев, когда Марфа числилась царской невестой. Картина, созданная неизвестным художником из кремлевских мастерских Оружейной палаты, демонстрирует все черты наивного портретного искусства. У царицы неестественная поза, платье — будто аппликация, а лицо написано так, что зрителю трудно поверить в то, что Марфа считалась первой красавицей своего времени.
Так изображали женщин в Кремле отечественные мастера, но работали над портретами и иностранные живописцы. Их произведения более реалистичны, только вот великие художники до Руси не доезжали и среди этих полотен нет шедевров. Один из таких иностранцев, имя которого не сохранилось в истории, тоже написал портрет царской невесты Марфы — овальную картину из Русского музея (№2). На ней — непривычная для того времени «галантная» деталь: Апраксина держит на руках маленькую собачку.
Этот портрет, как и другие изображения Романовых, в последующие века копировался для украшения императорских резиденций, причем художники нового поколения «улучшали» его по своему вкусу. Поэтому в портрете из Гатчинского дворца (№3), созданном неизвестным автором уже в XVIII веке, с трудом угадывается исходный образец: краски на нем ярче, а сама Марфа красивее.
ЦАРСКИЕ ВДОВЫ
После смерти мужа Марфа Апраксина прожила еще 33 года как набожная вдова, не изменив своему образу жизни даже после того, как Петр I приказал ей переехать в новую столицу. На портрете, написанном в поздний период (№1), она предстает уже совсем иной: строгая немолодая женщина в мрачной одежде. Это не единственный сохранившийся портрет царской вдовы: на другом изображена вторая жена царя Алексея Михайловича — Наталья Нарышкина.Она одета чуть наряднее, но тоже очень сдержанно (№2). Эта картина известна в десятке копий — портрет матери Петра Великого пользовался популярностью. Однако из архивных документов известно, какая из этих картин — оригинал (№3). Редкий случай — сохранилось даже имя живописца. Это был мастер Оружейной палаты Михаил Чоглоков, написавший портрет «во успении» в 1694 году, в течение девяти дней после смерти царицы. (Светский жанр портретов «во успении», которые предназначались для родственников и помещались в жилых покоях, возник в России в самом конце XVII века, до этого парсуны в основном предназначались для надгробного иконостаса в церкви).
ЦАРСКИЕ СЕСТРЫ
Писали художники не только царских жен, но и царских сестер. На самом торжественном портрете (№1) — царевна Софья Алексеевна, правительница-регент государства. Это аллегорическое полотно: Софья изображена в медальоне на груди двуглавого орла. Царевна написана в короне, со скипетром и дерshakko-kitsune.livejournal.com
Таинственная царица Савская - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
Edward Slocombe. «Царица Савская».
Царица Савская принадлежала к роду сабейских царей-жрецов – мукаррибов. Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа. Родилась она приблизительно в 1020 году до нашей эры в стране Офир, которая простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми и добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, овец и верблюдов, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь и умели выплавлять бронзу
Столица Офира – город Аксум – находилась в Эфиопии. В пятнадцатилетнем возрасте Македа отправилась царствовать в Южную Аравию, в Сабейское царство, где стала царицей Савской. Она правила царством около сорока лет.Подданные говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины. Столицей Сабейского царства был город Мариб. В Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись Солнцу.
«Святая Македа, царица Савская» современная икона
Относительно недавно ученые установили, что в народной религии древнего Йемена большую роль играло солнечное божество Шамс. Легенды говорят, что первоначально царица поклонялась звездам, Луне, Солнцу и Венере. Она имела почетный титул верховной жрицы планетарной соборности и устраивала в своем дворце «Соборы мудрости». Была она верховной жрицей и некого южного культа нежной страсти. Лишь после путешествия к царю Соломону она познакомилась с иудаизмом и приняла его.
Рассказ о рождении царицы, её воцарении, визите в Иерусалим и зачатии сына (эфиопский «комикс»)
По описаниям античных авторов, владыки Сабы жили в мраморных дворцах, окруженных садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей. Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая держала воду в искусственном озере. Через сложную систему каналов и стоков озеро поило крестьянские поля, а также фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах
«Царица Савская».Миниатюра из средневекового немецкого манускрипта.
Длина каменной дамбы достигала 600, а высота – 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, раз в год приносимая тропическим ураганом из Индийского океана. Коран утверждает, что ирригационная система была разрушена небом как кара за язычество. В реальности же катастрофу учинили римляне, разграбившие город и разрушившие шлюзы в наказание за отчаянное сопротивление жителей Мариба.
Миниатюра к книге Боккаччо«Достославные женщины», Франция, XV в.
В город Мариб, где в незапамятные времена правила легендарная царица Савская, ученые пытались проникнуть давно. Однако само его местонахождение долгое время оставалось тайной, которую тщательно хранили местные арабские племена и власти Йемена.
«Царица Савская на троне»:Персидская миниатюра XVI в
В 1976 году очередную попытку проникнуть в заветный город предприняли французы. Они вели переписку с йеменскими властями долгих семь лет, пока не добились разрешения на посещение развалин одним человеком, которому было дозволено лишь осмотреть их. И тогда в Мариб решили послать парижского фотографа из журнала «Фигаро», умеющего снимать скрытой камерой.
Ему удалось увидеть и снять массивные колонны разрушенных храмов и дворцов, а также несколько скульптур, относящихся к периоду VI-IV веков до нашей эры. Одни были сделаны из мрамора, другие – из бронзы, третьи – из алебастра.Какие-то фигуры имели явно шумерские черты, другие – парфянские. Все они находились внутри развалин, прислоненные к камням. Фотографу удалось запечатлеть и выбитую на камне своего рода охранную грамоту: «Люди Мариба возвели этот храм под покровительством своих богов, царей и всего народа государства Саба. Кто повредит эти стены или унесет скульптуры, тот погибнет сам, а его род будет проклят».
Соломон и Шева. Парма, епархиальный музей
Как раз после съемки этого текста фотографа попросили уехать. Запись была сделана на осколке барельефа внутри здания, от которого остался лишь фундамент. Внутри него копошились люди в лохмотьях, которые укладывали в мешки половинки кирпичей.
У фотографа сложилось впечатление, что в Мариб европейцев не пускают не из-за того, что он объявлен священным для мусульман местом, а по той причине, что он является частной каменоломней какого-то местного феодального клана. По словам фотокора «Фигаро», ему удалось сфотографировать лишь сотую часть возможного. Он признался, что такая работа сродни тому, чтобы промчаться на мотоцикле по залам Лувра.
Пьеро делла Франческа - 2a. Шествие царица Савская
Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, по всей видимости, мог быть торговой миссией, связанной с усилиями израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией.
Пьеро делла Франческа - Легенда Истинный Крест - царица Савская -в зале приемов с Соломоном
Ассирийские источники подтверждают, что южная Аравия вела международную торговлю уже в 890 году до н. э., так что прибытие в Иерусалим времён Соломона торговой миссии некоего южноаравийского царства представляется вполне возможным.
Соломон и Шеба,витраж в Страсбургском романском соборе
Встреча Шебы и Соломона,витраж в Кельнском кафедральном соборе
Существует, однако, проблема с хронологией: Соломон жил приблизительно с 965 по 926 гг. до н. э., а первые следы монархии савеев появляются спустя примерно 150 лет.
Развалины Храма Солнца в Марибе. Построен в VIII веке до н. э., существовал в течение 1000 лет
В XIX веке исследователи И. Галеви и Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мариб.
Развалины древнего Мариба
Среди найденных надписей учёные прочитали название четырёх южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава. Как выяснилось, резиденцией савских царей был город Мариб (современный Йемен), что подтверждает традиционную версию происхождения царицы с юга Аравийского полуострова.
Соломон и царица Савская-портик.Врата рая
Деталь»Врата рая»
Надписи, обнаруженные в южной Аравии, не упоминают правительниц, однако из ассирийских документов VIII-VII веков до н. э. известны аравийские царицы в более северных областях Аравии. В 1950-е годы Вендел Филипс (Wendell Philips) произвёл раскопки храма богини Балкис в Марибе. В 2005 году американские археологи обнаружили в Сане руины храма около дворца библейской царицы Савской в Марибе (к северу от Саны). По словам исследовательницы из США Мадлен Филлипс, найдены колонны, многочисленные рисунки и предметы в возрасте 3 тысячелетий.
Йемен — территория, откуда, вероятно, прибыла царица
Эфиопия — страна, где, возможно, правил её сын
Возникновение легенды о сыне царицы Савской в Эфиопии исследователи связывают с тем, что, по-видимому, в VI веке до н. э. сабейцы, перебравшись через Баб-эль-Мандебский пролив, осели у Красного моря и заняли часть Эфиопии, «захватив» воспоминание о своей правительнице с собой и пересадив его на новую почву. Одна из провинций Эфиопии носит название Шева (Шава, совр. Шоа).
В амьенском соборе,медальоны с сценами легенды о Шеве
Достаточно распространена также точка зрения, согласно которой родиной царицы Савской или её прототипа была не Южная, а Северная Аравия. В ряду других североаравийских племён сабейцы упоминаются на стеле Тиглатпаласара III.
Фреска-де «Salomón y la Reina de Saba» в библиотеке Эскориала
Эти северные сабейцы по ряду признаков могут быть ассоциированы с сабейцами (савеянами), упоминаемыми в книге Иова (Иов.1:15), Савой из книги пророка Иезекииля (Иез.27:22), а также с внуком Авраама Шевой (Быт.25:3, ср. также Быт.10:7, Быт.10:28) (упоминаемое рядом имя брата Шевы, Дедана, связано с оазисом Эль-Ула к северу от Медины).
Царица Савская перед храмом Соломона в Иерусалиме, Саломон де Брей (1597-1664)
По мнению некоторых исследователей, Израильское царство сначала вступило в контакт с северными сабейцами, и лишь потом, возможно через их посредничество, с Сабой на юге. Историк Дж. А. Монтгомери предположил, что в X веке до н. э. сабейцы жили в Северной Аравии, хотя и контролировали торговые пути с юга
Зенобия, царица Пальмиры, в XX веке также стала «крестной»Зены — королевы воинов
Знаменитый исследователь Аравии Г.Сент Джон Филби (H.St.John Philby) также полагал, что царица Савская происходила не из Южной Аравии, а из Северной, и легенды о ней в какой-то момент смешались с историями о Зенобии, воинственной царицей Пальмиры (совр. Тадмур, Сирия), жившей в III веке н. э. и принявшей иудаизм.
Каса-де-Алегри Sagrera, Salomó я-де-ла-Рейна Sabà
Так, например, рассказывается (одним из биографов Мухаммеда), что именно в Пальмире, в VIII в. во время правления халифа Валида I, был найден саркофаг с надписью: «Здесь похоронена благочестивая Билкис, супруга Соломона…».
«Соломон и царица Савская»,Пьетро Дандини
Еврейская каббалистическая традиция также считает Тадмур местом захоронения царицы—злой дьяволицы, и этот город считается зловещим приютом демонов
«Царь Соломон и царица Савская.»,Франса Франкена
Франс Франкена
Кроме того, существуют параллели между Савской и другой восточной самодержицей — знаменитой Семирамидой, также воевавшей и занимавшейся ирригацией, жившей примерно тогда же — в к. IX в. до н. э., которые прослеживаются и в фольклоре. Так, писатель нашей эры Мелитон пересказывает сирийскую легенду, в которой отец Семирамиды зовётся Хадхад. Вдобавок, иудейская легенда сделала царицу матерью Навуходоносора, а Семирамиду — его женой
.« Царица Савская на Коленях перед Царем Соломоном»,Иоганн Фридрих Август Тишбейн
Один из спутников Васко да Гамы высказал предположение, что царица Савская происходила из Софалы — древнейшей известной по документам гавани Южного полушария, берега, который, по его предположениям именовался Офиром. В этой связи упоминает Софалу в «Потерянном рае» Джон Мильтон. Кстати, позже в этих местах португальцы будут предпринимать экспедиции в поисках золотых копей царицы Савской.
«Соломон принимает царицу Савскую», художник Антверпенской школы,17в
Прочие версии
Иосиф Флавий в своём труде «Иудейские древности» приводит рассказ о посещении Соломона царицей, «царствовавшая в то время над Египтом и Эфиопией и отличавшаяся особенною мудростью и вообще выдающимися качествами». Приехав в Иерусалим, она, как и в других легендах, испытывает Соломона загадками, восхищается его мудростью и богатством. Этот рассказ интересен тем, что историограф упоминает в качестве родины царицы совсем другие государства.
Общий вид храма Хатшепсут
Согласно основанной на этих данных реконструкции исследователя Иммануила Великовского, создателя внеакадемической «ревизионистской хронологии», царица Савская — это царица Хатшепсут (XV век до н. э. по традиционной хронологии Древнего Египта), одна из первых и наиболее влиятельных правителей 18-й династии фараонов (Новое царство), отец которой, Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфиопию).
Хатшепсут
Как отмечал Великовский, в Дейр эль-Бахри (Верхний Египет) царица построила для себя погребальный храм по образцу храма в земле Пунт, где имеется серия барельефов, подробно изображающих экспедицию царицы в таинственную страну, которую она называет «Божественной», или, по другому переводу, «Божьей Землёй». Барельефы Хатшепсут изображают сцены, схожие с библейским описанием визита царицы Савской к царю Соломону.
«Соломон и Шева»,Кнюпфера
Историки не знают, где в точности находилась эта земля, хотя в настоящее время существует гипотеза, что земля Пунт — территория современного Сомали. Кроме того, можно предположить, что названия «Савея» (на иврите Шева) и «Фивы» — столица Египта в период правления Хатшепсут (др.-греч. Θῆβαι —Теваи) — однозначны.
Сабейская стела: пир и погонщик верблюдов, наверху надпись на сабейском языке.
Британский писатель Ральф Эллис (Ralph Ellis), теории которого ставятся учёными под сомнение, предположил, что царица Савская могла быть супругой фараонаПсусеннеса II, который правил Египтом в период жизни Соломона, и чьё имя по-египетски звучало как Pa-Seba-Khaen-Nuit.
Эдварда Пойнтер , 1890 , "Визит царицы Савской к Царю Соломону"
Также предпринимались попытки провести аналогию между царицей Савской и китайской богиней Си Ван Му — богиней западного рая и бессмертия, легенды о которой возникли приблизительно в ту же эпоху и имеют схожие черты
«Прибытие царицы Савской», картина Самуэля Коулмена
Путешествие Билкис (так называют царицу Савскую в более поздних арабских текстах) к Соломону стало одним из самых известных библейских сюжетов. Она отправилась в семисоткилометровый путь с караваном из 797 верблюдов.
«Соломон и царица Савская», Джованни Демин, XIX век
Свита ее состояла из черных карликов, а охранный эскорт – из высокорослых светлокожих гигантов. На голове царицы красовалась корона, украшенная страусиными перьями, а на мизинце был перстень с камнем «астерикс», который неизвестен современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.
Пьеро делла Франческа. Царица Савская Встречи с Соломоном .Фреска, - Сан-Франческо В Ареццо, Италия
В Иудее царица задавала Соломону мудреные вопросы, но все ответы владыки были абсолютно верными. Историки отмечают, что едва ли не большинство загадок царицы основывались не на житейской мудрости, но на знании истории еврейского народа, и это действительно выглядит странным в устах солнцепоклонницы из далекой, по меркам того времени, страны.
«Соломон и царица Савская», Конрада Вица
В свою очередь, Соломон был покорен красотой и умом Билкис. Эфиопская книга «Кебра Негаст» описывает, что по прибытии царицы Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренней и вечерней»
«Соломон и царица Савская»,картина Тинторетто, ок. 1555, Прадо
Согласно некоторым преданиям, он женился на царице. Впоследствии двор Соломона получал из знойной Аравии лошадей, драгоценные камни, украшения из золота и бронзы. Самым же ценным по тому времени было благовонное масло для церковных курений. Царица тоже получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину.
«Царица Билкис и удод».Персидская миниатюра, ок. 1590—1600
Согласно большинству преданий, она с тех пор правила в одиночку. Зато от Соломона у Билкис родился сын по имени Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии. В конце жизни царица Савская вновь вернулась в Эфиопию, где к тому времени правил ее повзрослевший сын.
Царица Савская скачет в Иерусалим.Эфиопская фреска
Еще одна эфиопская легенда повествует о том, что долгое время Билкис хранила в тайне от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим, сказав, что он узнает отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в храме бога Яхве.
«Соломон и царица Савская», деталь. Османский мастер, XVI в.
Добравшись до Иерусалима и придя в храм на богослужение, Менелик достал портрет, но вместо рисунка с удивлением обнаружил небольшое зеркало. Посмотрев на свое отражение, Менелик обвел взглядом всех присутствующих в храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец…
Загадка для ученых
Между тем недавно случай помог приблизиться к разгадке целого ряда тайн Древней Аравии. Менее десяти лет назад поработать в Йемене пригласили целую группу горных инженеров из стран Европы, США и Саудовской Аравии.
В эту сугубо техническую команду без лишнего шума были включены несколько археологов. Первое, что они обнаружили, это обилие забытых оазисов и древних поселений. Пустыня, овеваемая восточными легендами и знойными ветрами, в давние времена далеко не везде была безжизненной.
«Соломон и царица Савская»,анонимный художник, XV век, Брюгге
Там были пастбища, охотничьи угодья, прииски драгоценных камней. Среди прочего была обнаружена небольшая каменная скульптура, напоминающую древнюю индоевропейскую Богиню-мать, что озадачило ученых. Как ритуальная скульптура попала в южные края? Впрочем, и многие керамические черепки со специфическими орнаментальными украшениями были явно индоевропейского типа, близкого к шумерскому.
Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом, фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо
На севере Йемена археологи нашли десять участков с отвалами шлаков. По плавильным печам они определили, что там перерабатывали добротную медную руду, делали бронзу. Слитки из Сабы шли в страны Африки, Месопотамию и даже в Европу. Все это доказывало, что удачливыми металлургами были отнюдь не бедуины, а оседлые племена другого этнического происхождения.
Джованни Демин (1789-1859), «Соломон И Царица Савская»
Интересные факты
Оба варианта имени царицы, Билкис и Македа, являются относительно распространёнными женскими именами — первое, соответственно, в исламских арабских странах, второе — среди христиан Африки, а также у афроамериканцев, подчёркивающих свою африканскую идентичность и интересующихся растафарианством.
Царь Соломон и царица Савская,Рубенса
11 сентября, день возвращения царицы Савской от Соломона в родную страну, является в Эфиопии официальной датой начала Нового Года и носит названиеEnkutatash.
Царица Савская,Рафаэля,Урбино
Третьим по старшинству орденов Эфиопии является Орден царицы Савской (Order of the Queen of Sheba), учреждённый в 1922 году. Среди кавалеров ордена были: королева Мария (супруга английского короля Георга V), президент Франции Шарль де Голль, президент США Дуайт Эйзенхауэр
Гравюра иллюстрация Nicaula, царица Савская и Соломон
• Предок Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, по одной из версий, был родом из Эфиопии и, по его утверждениям, принадлежал к княжескому роду. Если этот род, что вполне допустимо, имел какие-либо брачные связи с правящей династией, то «кровь царицы Савской и Соломона» текла и в жилах Пушкина
• В Сомали в 2002 году были отчеканены монеты с изображением царицы Савской, хотя с этой страной её не связывают никакие легенды.
Эфиопская церковь,фрески
• Редкий вид йеменской газели носит имя «газель Билкис» (Gazella bilkis) в честь царицы Савской
Акопо Тинторетто,»Соломон и Шеба».
• Во французской кухне существует блюдо, названное в честь царицы — gâteau de la reine Saba, шоколадный пирог.
Скульптура из камня копия статуи царицы Савской собора в Реймсе.
• В честь царицы названо два астероида: 585 Bilkis и 1196 Sheba.
Царство Шебы,Ллорейна
Одно из туристических мест Эфиопии — развалины Дунгур в Аксуме — называют (без каких бы то ни было оснований) «дворцом царицы Савской». То же показывают в Салала в Омане.
Миндельхайм (Германия), вертеп в Йезуитский церкви, „царица Савская“
• В 1985 году в мансийском святилище рядом с селением Верхне-Нильдино было обнаружено серебряное блюдо с изображением Давида, Соломона и царицы Савской, почитавшееся местным населением как фетиш. По местным легендам, оно было выловлено из Оби неводом во время рыбной ловли.
Источник
p-i-f.livejournal.com
Святая Тамара, царица Грузии - Ретро-дамы
Изображение царицы Тамары кисти современной российской художницы Надежды Антипиной.Сегодня в Православном календаре день памяти благоверной Тамары, царицы Грузии.
Тамара – знаменитая грузинская царица (1184 – 1213), с именем которой связан один из лучших периодов истории Грузии. Она происходила из династии Багратидов и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой.
Воспитала её высокообразованная тётка Русудань. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, ликом лучезарной, прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту.
О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён; её хотели видеть все, её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.
Всё царствование Тамары окружено таинственным ореолом; достоверные исторические сведения осложнились легендарными сказаниями со дня вступления её на престол. Отец короновал её на царство (1179 год) ещё при своей жизни, но лишь по смерти его (1184 год) она стала править государством. Девизом своего правления Тамара провозгласила милость и правду: «Я – отец сирых и судия вдов», - говорила Тамара. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания.
Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами.
Первый её супруг, русский князь Георгий (Юрий, по мнению Карамзина – сын Андрея Боголюбского) совершил военные экспедиции на север Армении, в Ширван (нынешний Азербайджан) и Эрзрум. Когда брак Тамары с Георгием был расторгнут – по словам грузинского летописца вследствие творившихся князем бесчинств, - то бывший супруг Тамары стал её врагом и с большим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести.
Тамара, вступив в новый брак с осетинским владетелем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве, через десять лет после вступления на престол открывает наступательную политику.
Грузинское царство к концу правления Тамары.
Доставив Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамара позаботилась о духовном развитии своей страны. При её дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский литературный язык до полного совершенства. Её век ознаменован поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды. При ней создаётся светская романтическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонели, автор «Амиран Дареджани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в её царствование прославился поэт Шота Руставели, чья великолепная поэма «Витязь в тигровой шкуре» вся проникнута любовью к царице Тамаре. Её черты мы находим разом у двух прекрасных героинь: царевен Тинатины и Нестан – Дареджан, а любовь к ней поэта высказывают одновременно и Тариэл и Автандил.
Легендарная история, приписывающая Тамаре сооружение всех замечательных храмов и крепостей Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею, и среди них – роскошный Вардзийский дворец, вмещающий в себя до 360 покоев.
Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа. Церковь причислила её к лику святых. Грузины горцы превратили Тамару в богиню – целительницу всех недугов. В Сванетии Тамара из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.
Народ верит, что Тамара не умерла, она спит в золотой колыбели: когда дойдёт до неё голос людской скорби, она проснётся и вновь воцарится. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о месте её могилы.
Из книги Елена Грушко, Юрий Медведев. Словарь имен. Н.Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1996 г. Страницы 603 – 606.
Дополнительно о царице Тамаре можно почитать:
http://www.liveinternet.ru/users/silent_ch/post360540371/http://travelgeorgia.ru/85/http://www.pravoslavie.ru/put/61478.htm
Коснусь ещё одного момента.
Многим любителям поэзии со школьной скамьи памятны строки Лермонтова:
http://matyuhin2.narod.ru/lermontovpoems.html
В глубокой теснине Дарьяла,Где роется Терек во мгле,Старинная башня стояла,Чернея на чёрной скале.
В той башне высокой и теснойЦарица Тамара жила:Прекрасна, как ангел небесный,Как демон, коварна и зла.
Так вот, "коварная как демон" Тамара, убивавшая своих любовников, а трупы приказывавшая скидывать в Терек, к исторической царице Тамаре никакого отношения не имеет!
Цитирую по второй ссылке:
В неизвестные времена в России прижился миф о том, что у Тамары были любовники, и она их убивала и бросала тела в Терек. Этот миф создал ореол славы вокруг Дарьяльского ущелья и "замка Тамары". Однако, это миф, и весьма поздний. Откуда он взялся - непонятно. Первые грузинские историческо-мифологические сюжеты стали известны в России из мемуаров Жака Шардена (-1713), однако Шарден никаких любовников Тамары не знает. Пушкин этой темы не упоминает. У Лермонтова в поэме "Тамара и демон" упоминается явно другая Тамара, причем эта другая Тамара, согласно Лермонтову, жила не над Тереком, а в Арагвском ущелье. И только в стихе "Тамара"(1841) Лермонтов прямым текстом описывает историю с Тамарой и любовниками. Откуда он взял этот сюжет - непонятно. Есть мнение, что это модификация истории о Тамаре Имеретинской, которая была женой картлийского царя Луарсаба I и была известна плохим характером. Растиражировал этот миф Маяковский, причем прямо ссылаясь на Лермонтова. Он дважды упоминает этот сюжет в поэме "Владикавказ-Тифлис" и в поэме "Тамара и Демон" (1924).
Подборка изображений царицы Тамары:
1. На фреске в монастыре Вардзиа.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Памятник царице Тамаре.
9.
10. Картина Есадзе. 1913 год.
11.
7. Копия фрески из Эрмитажа (фото моё).
8.
9.
10.
11. Картина художника Алексея Вепхадзе.
12.
13. Шота Руставели преподносит поэму царице Тамаре. Картина венгерского художника Михая Зичи.
Иконографические изображения.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
retro-ladies.livejournal.com
Парсуны и портреты русских цариц и царевен
Первые портреты на Руси появились примерно в XVII веке, и создавали их в традициях иконописи. При этом женщин писали крайне редко, исключения делали только для царских невест и жен. Вспоминаем редкие портреты и их историю вместе с Софьей Багдасаровой.
Э.П. Гау. Интерьер Романовской галереи в Зимнем дворце (фрагмент). 1864, ГЭ
Портреты в иконописных традициях
Считается, что портретная живопись в европейском понимании этого жанра возникла в России только в период правления Петра Великого. Как правило, их писали приезжие иностранные художники и отечественные мастера, отучившиеся за рубежом. До этого живопись ограничивалась христианскими сюжетами, а изображения людей могли встречаться на сюжетных фресках или в миниатюрах на страницах рукописей. Однако уже в XVII на Руси появились первые портреты – парсуны. На холстах или досках изображали царей, князей, бояр. Женщин писать было не принято, правило не распространялось лишь на царских невест и жен. Первые портреты создавали мастера-иконописцы, поэтому картины так напоминают канонические изображения святых: они торжественны, орнаментальны, статичны.
Пример подобного портрета – парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея. Вторая жена Федора III Алексеевича была царицей чуть больше двух месяцев, затем ее супруг скончался. Картину, судя по девичьему кокошнику, написали еще до их свадьбы, когда Марфа была еще царской невестой. Портрет создал анонимный художник из кремлевских мастерских Оружейной палаты. Здесь видны все черты «наивного» искусства: неестественная поза, кукольное лицо, красный наряд – словно аппликация. Но есть и любопытная деталь, прогрессивная для того времени – Марфа Матвеевна держит в руках веер, предмет из иного, «галантного» мира.
Алексей Михайлович в «большом наряде» (1682, ГИМ)
Школа Оружейной палаты. Портрет царицы Марфы Апраксиной (1681-1682, ГРМ)
Неизвестный художник. Портрет стольника князя Ивана Борисовича Репнина (вторая половина 17 века)
Портреты большими тиражами
В допетровские времена портреты царственных особ с натуры писали редко. Чаще их копировали с других изображений, а потом еще раз, и еще, пока сходство с исходником не терялось совсем. На одном из портретов царица Марфа Апраксина изображена в русском наряде на фоне пейзажа – это уже более традиционная портретная живопись. У нее в руках собачка, скорее всего, это кавалер кинг-чарльз-спаниель. Портрет был написан намного позже ее кончины, в елизаветинское или екатерининское время. Неизвестный мастер взял за образец и приукрасил другой портрет царицы, овальный, сегодня он хранится в Русском музее.
Овальный портрет был написан примерно тогда же, что и парсуна с веером – в предсвадебный период. Однако художник был явно мастером своего дела: лицо царицы и ее фигура выписаны тонко и изящно, ткани наряда и меха выглядят объемными. Возможно, автором портрета был «иноземец Арнбургские земли» Иоганн Вальтер. Он тоже, как и автор парсуны с веером, служил в мастерских Оружейной палаты.
Парсуна Евдокии Лопухиной в дорогой шубке – тоже итог неоднократной «переписки», во время которой облик царицы изменился до неузнаваемости. Первоисточник – сегодня он хранится в Русском музее – был создан при Петре II. На нем картине царица немолода, одета в одежды мрачных цветов. Из копии в копию Евдокия Лопухина расцветала: сама она становилась моложе, а ее наряд – ярче.
Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной (18 век, ГМЗ Гатчина)
Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной (до 1715, ГРМ)
Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной (18 век, Чухломской краеведческий музей им. А. Ф. Писемского)
Воображаемая царица
Порой художники создавали «вымышленные», ретроспективные портреты. Залы императорских дворцов было принято заполнять портретными галереями предков. Если было неизвестно, как выглядел родственник, художник попросту выдумывал его облик. Например, на эрмитажном портрете Софьи изображена юная девушка в горностаевой мантии, однако во времена ее царствования такие еще не носили.
На другом портрете царевна Софья Алексеевна изображена в овальном медальоне на груди двуглавого орла. Регентша написана в короне, со скипетром и державой – хотя она не была коронована. Исследователи живописи считают, что облик царевны мог быть воссоздан с гравюры Леонтия Тарасевича. А вот пышная царская атрибутика стала плодом воображения художника.
В одежде, которая не соответствовала эпохе, увековечили не только старшую сестру Петра I. В роскошную мантию принаряжена и царица Евдокия Стрешнева – вторая жена Михаила Федоровича. Драгоценный головной убор, напоминающий папскую тиару, возможно, не существовал вовсе. В старинных документах был описан только один женский царский венец – подарок Ирине Годуновой от константинопольского патриарха Еремея II.
Неизвестный художник. Портрет царевны Софьи (1700, ГРМ)
Неизвестный художник. Портрет царевны Софьи (19 век, ГЭ)
Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Стрешневой (18 в., ГИМ)
Истории допетровских портретов
Истории допетровских портретов редко удается установить, документальные свидетельства о создании картин доходят до наших дней редкол. Вот редкий пример - автор портрета царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной описал его в своей челобитной. Мастер Оружейной Палаты Михаил Чоглоков создал изображение «во успении» в 1694 году, в течение 9 дней после смерти царицы. В те годы посмертные портреты писали, чтобы поместить в церкви над гробом умершего или отдать на память родственникам.
Портрет царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра Великого, был написан в Новодевичьем монастыре. Здесь она провела последние годы своей жизни, когда внук Петр II вернул ее из изгнания. На портрете в сдержанных аскетичных тонах царица изображена в монашеском облачении за чтением молитвенника.
Михаил Чоглоков. Портрет царицы Натальи Нарышкиной (после 1676, ГРМ)
Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной (18 век, ГИМ)
Иван Никитин. Портрет царицы Прасковьи Салтыковой (1-я чет. 18 в. Сергиево-Посадский музей)
Портрет царицы Прасковья Федоровна Салтыкова, жены Ивана V, написал Иван Никитин. Он одним из первых в русской живописи отошел от традиционного иконописного стиля и стал писать картины с перспективой. Царица Прасковья Салтыкова изображена на портрете в европейском платье, и не просто так. Она вела в Петербурге светскую жизнь, воспитывала дочерей в соответствии с новыми веяниями и соблюдала все указы императора относительно отказа от «русского платья. Можно считать, что именно с того времени женщины из рода Романовых начинают одеваться по-европейски.
www.culture.ru
Святая Тамара, царица Грузии - Призыв Македонянина
Изображение царицы Тамары кисти современной российской художницы Надежды Антипиной.Сегодня в Православном календаре день памяти благоверной Тамары, царицы Грузии.
Тамара – знаменитая грузинская царица (1184 – 1213), с именем которой связан один из лучших периодов истории Грузии. Она происходила из династии Багратидов и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой.
Воспитала её высокообразованная тётка Русудань. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, ликом лучезарной, прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту.
О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён; её хотели видеть все, её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.
Всё царствование Тамары окружено таинственным ореолом; достоверные исторические сведения осложнились легендарными сказаниями со дня вступления её на престол. Отец короновал её на царство (1179 год) ещё при своей жизни, но лишь по смерти его (1184 год) она стала править государством. Девизом своего правления Тамара провозгласила милость и правду: «Я – отец сирых и судия вдов», - говорила Тамара. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания.
Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами.
Первый её супруг, русский князь Георгий (Юрий, по мнению Карамзина – сын Андрея Боголюбского) совершил военные экспедиции на север Армении, в Ширван (нынешний Азербайджан) и Эрзрум. Когда брак Тамары с Георгием был расторгнут – по словам грузинского летописца вследствие творившихся князем бесчинств, - то бывший супруг Тамары стал её врагом и с большим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести.
Тамара, вступив в новый брак с осетинским владетелем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве, через десять лет после вступления на престол открывает наступательную политику.
Грузинское царство к концу правления Тамары.
Доставив Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамара позаботилась о духовном развитии своей страны. При её дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский литературный язык до полного совершенства. Её век ознаменован поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды. При ней создаётся светская романтическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонели, автор «Амиран Дареджани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в её царствование прославился поэт Шота Руставели, чья великолепная поэма «Витязь в тигровой шкуре» вся проникнута любовью к царице Тамаре. Её черты мы находим разом у двух прекрасных героинь: царевен Тинатины и Нестан – Дареджан, а любовь к ней поэта высказывают одновременно и Тариэл и Автандил.
Легендарная история, приписывающая Тамаре сооружение всех замечательных храмов и крепостей Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею, и среди них – роскошный Вардзийский дворец, вмещающий в себя до 360 покоев.
Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа. Церковь причислила её к лику святых. Грузины горцы превратили Тамару в богиню – целительницу всех недугов. В Сванетии Тамара из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.
Народ верит, что Тамара не умерла, она спит в золотой колыбели: когда дойдёт до неё голос людской скорби, она проснётся и вновь воцарится. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о месте её могилы.
Из книги Елена Грушко, Юрий Медведев. Словарь имен. Н.Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1996 г. Страницы 603 – 606.
Дополнительно о царице Тамаре можно почитать:
http://www.liveinternet.ru/users/silent_ch/post360540371/http://travelgeorgia.ru/85/http://www.pravoslavie.ru/put/61478.htm
Коснусь ещё одного момента.
Многим любителям поэзии со школьной скамьи памятны строки Лермонтова:
http://matyuhin2.narod.ru/lermontovpoems.html
В глубокой теснине Дарьяла,Где роется Терек во мгле,Старинная башня стояла,Чернея на чёрной скале.
В той башне высокой и теснойЦарица Тамара жила:Прекрасна, как ангел небесный,Как демон, коварна и зла.
Так вот, "коварная как демон" Тамара, убивавшая своих любовников, а трупы приказывавшая скидывать в Терек, к исторической царице Тамаре никакого отношения не имеет!
Цитирую по второй ссылке:
В неизвестные времена в России прижился миф о том, что у Тамары были любовники, и она их убивала и бросала тела в Терек. Этот миф создал ореол славы вокруг Дарьяльского ущелья и "замка Тамары". Однако, это миф, и весьма поздний. Откуда он взялся - непонятно. Первые грузинские историческо-мифологические сюжеты стали известны в России из мемуаров Жака Шардена (-1713), однако Шарден никаких любовников Тамары не знает. Пушкин этой темы не упоминает. У Лермонтова в поэме "Тамара и демон" упоминается явно другая Тамара, причем эта другая Тамара, согласно Лермонтову, жила не над Тереком, а в Арагвском ущелье. И только в стихе "Тамара"(1841) Лермонтов прямым текстом описывает историю с Тамарой и любовниками. Откуда он взял этот сюжет - непонятно. Есть мнение, что это модификация истории о Тамаре Имеретинской, которая была женой картлийского царя Луарсаба I и была известна плохим характером. Растиражировал этот миф Маяковский, причем прямо ссылаясь на Лермонтова. Он дважды упоминает этот сюжет в поэме "Владикавказ-Тифлис" и в поэме "Тамара и Демон" (1924).
Подборка изображений царицы Тамары:
1. На фреске в монастыре Вардзиа.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Памятник царице Тамаре.
9.
10. Картина Есадзе. 1913 год.
11.
7. Копия фрески из Эрмитажа (фото моё).
8.
9.
10.
11. Картина художника Алексея Вепхадзе.
12.
13. Шота Руставели преподносит поэму царице Тамаре. Картина венгерского художника Михая Зичи.
Иконографические изображения.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
serg-slavorum.livejournal.com
Витражная картина "Царица Египта", Стекло, Этно, Картины и панно ручной работы
Оплата
- Наличные
- Банковский перевод Карта Сбербанка
- Система денежных переводов Золотая корона
Доставка
- Почта России Картины упаковываю хорошо, в любой город до адресата доходят в целости и сохранности!
- Самовывоз / Личная встреча
handsforyou.ru