Вакх и Ариадна (картина Тициана). Картина ариадна


Вакх и Ариадна (картина Тициана) Вики

«Вакх и Ариадна» (итал. Bacco e Arianna) — картина венецианского художника Тициана, написанная в 1520—1523 годах. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары. Находится в Национальной галерее в Лондоне.

История[ | код]

Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары, который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану. Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия. В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация[ | код]

Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967—1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.

Сюжет[ | код]

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла — с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос — его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона, которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один — неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь, с двумя влюблёнными и второй — полный движения ландшафт в зелёных и коричневых тонах с персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно, что среди фигур, сопровождающих колесницу, выделяется одна, очевидно, навеянная скульптурой Лаокоон и его сыновья, найденной незадолго до написания картины в 1506 году.

Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных. Альфонсо I д’Эсте в 1510 году хотел включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до смерти и дописана Тицианом. Всего Тициан написал в 1518—1525 годах три картины для герцогского дворца.

В массовой культуре[ | код]

См. также[ | код]

Литература[ | код]

  • Fehl P. The Worship of Bacchus and Venus in Bellini’s and Titian’s Bacchanals for Alfonso d’Este. in Studies in the History of Art, 6, 1974
  • Murutes H., Personifications of Laughter and Drunken Sleep in Titians Andrians in The Burlington magazine, 115
  • Lowinsky E. E., Music in Titian’s Bacchanal of the Andrians: Origin and History of the Canon per Tonos in Titian, His World and His Legacy, New York, 1982

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Вакх и Ариадна (картина Тициана) Википедия

Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары, который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану. Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия. В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация

Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967—1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла — с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос — его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона, которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один — неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь, с двумя влюблёнными и второй — полный движения ландшафт в зелёных и коричневых тонах с персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно, что среди фигур, сопровождающих колесницу, выделяется одна, очевидно, навеянная скульптурой Лаокоон и его сыновья, найденной незадолго до написания картины в 1506 году.

Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных. Альфонсо I д’Эсте в 1510 году хотел включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до смерти и дописана Тицианом. Всего Тициан написал в 1518—1525 годах три картины для герцогского дворца.

ruwikiorg.ru

Вакх и Ариадна (картина Тициана)

«Вакх и Ариадна» (итал. Bacco e Arianna) — картина венецианского художника Тициана, написанная в 1520—1523 годах. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары. Находится в Национальной галерее в Лондоне.

История

Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары, который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану. Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия. В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация

Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967—1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.

Сюжет

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла — с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос — его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечетлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона, которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один — неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь, с двумя влюблёнными и второй — полный движения ландшафт в зелёных и коричневых тонах с персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно, что среди фигур, сопровождающих колесницу, выделяется одна, очевидно, навеянная скульптурой Лаокоон и его сыновья, найденной незадолго до написания картины в 1506 году.

Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных. Альфонсо I д’Эсте в 1510 году хотел включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до смерти и дописана Тицином. Всего Тициан написал в 1518—1525 годах три картины для герцогского дворца.

В массовой культуре

  • Большой фрагмент картины (без Ариадны) был использован канадской музыкальной группой Crash Test Dummies в оформлении альбома 1993 года «God Shuffled His Feet».
  • Картина появляется в фильме 2006 года «V — значит вендетта».

См. также

Литература

  • Fehl P. The Worship of Bacchus and Venus in Bellini’s and Titian’s Bacchanals for Alfonso d’Este. in Studies in the History of Art, 6, 1974
  • Murutes H., Personifications of Laughter and Drunken Sleep in Titians Andrians in The Burlington magazine, 115
  • Lowinsky E. E., Music in Titian’s Bacchanal of the Andrians: Origin and History of the Canon per Tonos in Titian, His World and His Legacy, New York, 1982

Ссылки

dik.academic.ru

Ариадна PR в Античной мифологии

PR в Античной мифологии

Ишкова Евгения

Ариадна

 

 

Краткое содержание мифа

 

Тесей и Ариадна Адамо Тадолини

Ариадна -  в греческой мифологии – дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка бога солнца –Гелиоса, верховная жрица Реи в Кноссе.

Минос самый известный, самый чтимый и мощный правитель Крита, управлял им из своей резиденции в Кноссе. Во время его царствования Крит становится  богатой морской державой, в которой процветали культура, искусство и правосудие, а люди жили в мире.

Согласно легенде, жена Миноса, королева Пасифея, была наказана богом воды Посейдоном и влюбилась в быка. От этого неестественного союза родился отвратительный монстр Минотавр, с головой быка и человеческим телом. Минос заключил Минотавра в Лабиринт, который построил Дедал, и приказал Афинам поставлять каждый год по 14 молодых людей (7 юношей и 7 девушек) из благородных семейств на съедение Минотавру. Когда выбор пал на Тезея (Тесея), сына правителя Афин, Тесей отправился на Крит с целью убить Минотавра и избавить свой народ от тяжелого бремени. По преданию, Оракул предсказал Тесею, что в этом походе его помощницей будет богиня любви Афродита. Корабль с юношами и девушками благополучно прибыл на Крит.  Тесей находился в группе обреченных молодых людей, которых должны были отдать на растерзание Минотавру. Дочь Миноса красавица Ариадна сразу обратила на него внимание. Афродита зажгла в ее сердце любовь к прекрасному юноше, и Ариадна решила помочь Тесею уничтожить Минотавра. Она дала ему клубок ниток («нить Ариадны»), разматывая который, Тесей нашёл выход из лабиринта        Минотавра. Тесей привязал клубок у входа в лабиринт, а сам долго пробирался по запутанным ходам, пока не столкнулся с длиннорогим и свирепым Минотавром.

Вернувшись с победой из Лабиринта, Тесей забрал с собой Ариадну, обещав на ней жениться. Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом.

Покинутая Тесеем АриаднаAngelica Kauffmann

Застигнутому бурей по дороге домой у острова Наксос, Тесею во сне явился Гермес и поведал ему, что Ариадна должна стать женой бога виноделия Диониса. "Нельзя не  повиноваться богу», и Тесей, проснувшись, всходит на корабль, оставив на берегу спящую Ариадну. На заре просыпается дочь Миноса и сразу понимает, что покинута. Но вот в сумерках зажигаются огни, они приближаются, слышно пение в честь бога Гименея, ее имя повторяют вместе с именем Диониса, вот и он стоит весенний бог, и таинственно улыбается ей. "Забудь о нем, теперь ты моя невеста", - говорит Дионис. Его поцелуй заставляет Ариадну забыть все, что с ней раньше было. Она стала богиней и поселилась на Олимпе.

Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис ещё раньше обольстил Ариадну на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия Северной Короны

 

Образы и символы мифа

 

Нить Ариадны - своеобразный маяк, путеводная нить, всякое верное орудие, указатель для разрешения запутанной задачи.

В минойской культуре Ариадна занимала довольно высокое место, ведь ее имя означает «святая», «чистая» — имена, которые присваивали правительнице подземного царства. Имя Ариадны греки воспринимали вероятно как эпитет богини, в честь которой устраивались игры с быком (популярнейший сюжет фресок Кносского дворца).На острове Наксос она становится прообразом всех покинутых влюбленных, горько оплакивающих свою судьбу. В стихотворении Ницше «Жалоба Ариадны» она свою боль и свои муки доводит до того, что она готова открыться чувственной любви, вот тогда и появляется Дионис и берет ее в супруги. На острове Наксос существовал культ поклонения жрице Ариадне, а в Афинах ее почитали, прежде всего, как супругу Диониса.

Тесей, убивающий МинотавраWilliam Russell

Минотавр. Зарождение мифа о Минотавре относится к эпохе животного фетишизма. Для этого периода истории характерно понимание животного, человека и неба как равных единиц. Так как отцом Минотавра был бык, вышедший из моря, то образ связан и с морской стихией. То есть в образе Минотавра соединяются небо, море, наземный и подземный мир. Фигура человекобыка восходит к переднеазиатскому искусству IV тыс. до н.э. и, на пути своего долгого развития, включалась в различные мифологические контексты. Человекобык воплощал вечный круговорот бытия с его жизнью и смертью. Культы быка и связанные с ними изображения человекобыка существовали на протяжении многих веков в культурах народов, живших в разных частях света, например, у шумеров, египтян, ассирийцев, индийцев. Во многих этих культурах почитание быка было связано с солнечными и звездными верованиями, а образ быка позднее воплотился в созвездии Тельца. Часто образ Минотавра сравнивался с образом кровожадного финикийского бога Молоха, также изображавшегося в виде полубыка—получеловека.

Кносский Дворец на Крите. Лабиринт Минотавра

Кносский Дворец на Крите. Лабиринт МинотавраТесей (Тезей) - сын афинского царя Эгея и Эфры. Имя Тесей указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: teu-, theso-, "быть сильным")

Лабиринт - символ вселенского препятствия. В древности считалось, что души умерших и живых не могут выбраться из безвыходной ситуации лабиринта. Лабиринт испытывает настойчивость и терпение людей, заставляя еще раз совершить бесполезную попытку найти выход или сдаться. Имеет и другой мотив символического звучания как тема напрасной деятельности: сизифов труд или черпание ложкой из ведра воды.

Дионис и Ариадна Tintoretto

Ариаднин венец - как символ соотносится с девизами: в русском языке - «Залог любви»; в латинском - «Pignis amoris»; во французском - «C’est le gage d’amour»; в немецком - «Sie ist das Pfanf der Liebe»; в английском- «It is the pawn of love».

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Миф об Ариадне и Тесее встречается у многих древнегреческих и римских авторов, и хотя некоторые детали мифа отличаются, основной сюжет остается неизменным.

Ариадна (др.-греч. Ἀριάδνη) упомянута уже в «Илиаде» (XVIII 592), ее историю рассказывал Нестор в «Киприях». Изображена в Аиде на картине Полигнота в Дельфах. Действующее лицо в трагедии Софокла «Тесей». Овидий сочинил письмо Ариадны Тесею (Героиды X).

Миф об Ариадне был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вручающая Тесею нить», «Спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «Шествие Диониса и Ариадны»). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «Боги вручают Ариадне звёздный венец» и «Триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иорданc и др.), в 18 в. - сюжет «Покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).

Бахус и АриаднаTician

Миф об Ариадне разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. - «Ариадна» О. Ринуччини; «Ариадна» В. Джусти; «Похищенная Ариадна » «Ариадна» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «Ариадна» И. Гундулича; «Ариадна» Т. Корнеля; «Ариадна» У. Девенанта; в 18 в. - «Ариадна» П. Я. Мартелло; «Ариадна на Наксосе» И. К. Брандеса; в 19 в. - «Ариадна» И. Г. Гердера; в 20 в. - «Ариадна на Наксосе» Э. Людвига; «Ариадна на Наксосе» П. Эрнста; «Ариадна» М. Цветаевой.

Судьба Ариадны послужила сюжетом большого числа опер 17 - нач. 19 вв., в т. ч. «Ариадна» К. Монтеверди; «Ариадна» Р. Камбера; «Ариадна и Тесей» и «Ариадна на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней Ариадна» Р. Кайзера; «Ариадна» Б. Марчелло; «Ариадна на Крите» Г. Ф. Генделя; «Ариадна» Дж. М. Орландини; «Ариадна на Наксосе» И. С. Майра и др. Оратории «Ариадна на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в 20 в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («Ариадна» Ж. Массне; «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая Ариадна» Д. Мийо; «Ариадна» Б. Мартину).

Во многих произведениях искусства изображён момент отчаяния Ариадны, покинутой Тезеем на острове Наксосе, затем изображается спящая Ариадна и появление Диониса; чаще же всего встречается изображение Ариадны на колеснице, окружённой вакханками. Ариадна - героиня полотен Тициана, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Мориса Дени, Джорджо де Кирико, Ловиса Коринта. Известное произведение Даннекера во Франкфурте-на-Майне изображает Ариадну на пантере.

В обычной жизни выражение «Нить Ариадны» означает поиск выхода из затруднительного положения и помощь в решении сложных жизненных задач.

 

Социальное значение мифа

 

Значение мифа об Ариадне в современной трактовке предполагает надежду на помощь в самых затруднительных жизненных  ситуациях. Благородная Ариадна помогла Тесею в один из самых сложных моментов жизни и это замечательный пример того, что безвыходных ситуаций не бывает и никогда не стоит отчаиваться, какое бы препятствие не появлялось на пути.

Миф об Ариадне представляет собой историю о девушке, покидающей свой дом, чтобы последовать за возлюбленным-чужеземцем. Критское прошлое Ариадны благодаря благосклонному вниманию богов гармонично объединяется с ее афинским будущим.

Ариадна . Фреска, Крит

В соответствии с одним способом интерпретации, Тесей и Ариадна добродетельны и почтенны. Тесей благородно выступает в защиту чести одной из афинских девушек от посягательств похотливого Миноса и спасает молодых людей от гибели в лабиринте Минотавра. Чтобы дополнить моральное превосходство Тесея, его возлюбленная Ариадна - согласно «добродетельному» прочтению ее поведения – помогает ему и влюбляется в чужестранца.

В философии Фридриха Ницше Ариадна играет существенную роль. Но не только потому, что она - женщина или воплощение Души, но и потому, что стоит в самом фокусе ее главных понятий.

С появлением психоанализа в начале ХХ века миф о Минотавре стал восприниматься как символ блужданий человека в лабиринте подсознания и его борьбы с собственными страхами и предрассудками. Для Фрейда лабиринт символизировал бессознательное, над которым человек не властен. Минотавр – это воплощение страхов, инстинктов и подавленных желаний, Тесей – сам человек, пытающийся разобраться в себе, а нитью Ариадны для него служат сны и видения, приоткрывающие часть бессознательного.

mifologia.osipova-pr.com

Спящая Ариадна. Часть 2. - Пленник Красоты

Тесей, покидающий Ариадну. Краснофигурный килик, около 500-450 гг. до н. э. Национальный музей, Тарквиния.

Мастер Ариадны. Краснофигурный апулийский стамнос. Около 400–390 гг. до н. э. 30х25,6 см. Музей Изобразительных Искусств, Бостон.Спящая Ариадна, Лувр.Саркофаг с изображением встречи Диониса и Ариадны. 190-200 гг н. э. Проконнесийский мрамор. 84,9x212x92 см. Художественный музей Уолтерса, Баотимор.

Мраморный римский саркофаг с изображением Диониса и Ариадны. Лувр.

Вакх и Ариадны, рельеф саркофага, 210-220 гг. н. э.

Саркофаг с изображением Тесея и Ариадны.

Фрагмент римского саркофага, около 130-150 гг. н. э. Музей Метрополитен.

Саркофаг с изображением Ариадны. Ню Карсбергская Глиптотека, Копенгаген.

Тесей покидает Ариадну. Рельеф римского саркофага 2 в н. э. Археологический Музей, Стамбул.

Тесей покидает Ариадну. Фреска из дома Веттиев в Помпеях. 1 в. н. э.

Дионис находит спящую Ариадну. Фрагмент фрески из дома Веттиев в Помпеях. 1 в. н. э.

Ариадна на Наксосе. Древнеримская фреска из Геркуланума. 44,5х46,5 см. Британский музей.

Дионис находит спящую Ариадну. Римская мозаика 2-3 вв. н. э. Украшала Дом Диониса и Ариадны в Musa Dağ, Samandağı. Музей Антакьи, Турция.

Напольная древнеримская мозаика из Сирии. 3-4 вв. н. э. 352х357 см. Музей Михо, Киото.

Мозаика в Археологическом музее, Фессалоники.

Мозаика на Римской вилле в Волубилисе, Марокко.

Jamahiriya Museum, Tripoli, Libya.

Якоб Йорданс (1593–1678) Вакх и Ариадна. Конец 1640-х гг. 121x127,3 см. Музей Изобразительных Искусств, Бостон.

Лука Джордано (1634-1705) Вакх и Ариадна. 1675-1680, 203х246 см. Музей Кастельвеккьо, Верона.

Attributed To Laurent Delvaux. The sleeping Ariadne. 1720-1730, Marble, 25x62 cm. Sotheby's London Wednesday, July 11, 2001.

Alexander Runciman (1751-1785) 10,3x14,8 cm. British Museum.

Angelica Kauffmann (1741-1807) Ariadne abandoned by Theseus on Naxos, 1774, 63,8x90 cm, Museum of Fine Arts, Houston.

John Vanderlyn (1775-1852) Ariadne Asleep on the Island of Naxos, 1808-12, 175x224 cm. Pennsylvania Academy of Fine Arts, Philadelphia.

Wyatt Eaton (1849-1896) Ariadne. National Museum of American Art.

George Frederick Watts (1817-1904) Ariadne on Naxos, 1875.

Evelyn De Morgan (1855-1919 ) Ariadne on Naxos, 1877.

John William Waterhouse (1849-1917) Ariadne sleeping, 1898.

Lovis (Franz Heinrich Louis) Corinth (1858-1925) Ariadne on Naxos. 1913, 119х148 cm. Kunstsalon Franke (Germany).Очень интересный художник.

Elsie Russell (b. 1956)  The Discovery of Ariadne, 1981.

latander.livejournal.com

Вакх и Ариадна (картина Тициана)

«Вакх и Ариадна» (итал. Bacco e Arianna) — картина венецианского художника Тициана, написанная в 1520—1523 годах. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары. Находится в Национальной галерее в Лондоне.

История

Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары, который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану. Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия. В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация

Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967—1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.

Сюжет

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла — с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос — его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечетлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона, которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один — неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь, с двумя влюблёнными и второй — полный движения ландшафт в зелёных и коричневых тонах с персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно, что среди фигур, сопровождающих колесницу, выделяется одна, очевидно, навеянная скульптурой Лаокоон и его сыновья, найденной незадолго до написания картины в 1506 году.

Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных. Альфонсо I д’Эсте в 1510 году хотел включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до смерти и дописана Тицином. Всего Тициан написал в 1518—1525 годах три картины для герцогского дворца.

В массовой культуре

  • Большой фрагмент картины (без Ариадны) был использован канадской музыкальной группой Crash Test Dummies в оформлении альбома 1993 года «God Shuffled His Feet».
  • Картина появляется в фильме 2006 года «V — значит вендетта».

См. также

Литература

  • Fehl P. The Worship of Bacchus and Venus in Bellini’s and Titian’s Bacchanals for Alfonso d’Este. in Studies in the History of Art, 6, 1974
  • Murutes H., Personifications of Laughter and Drunken Sleep in Titians Andrians in The Burlington magazine, 115
  • Lowinsky E. E., Music in Titian’s Bacchanal of the Andrians: Origin and History of the Canon per Tonos in Titian, His World and His Legacy, New York, 1982

Ссылки

dic.academic.ru

Ariadne Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

Statue on top of Opera in Dresden Germany #89801485 - Statue on top of Opera in Dresden Germany

Редакционное

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Angled castor butterfly ( Ariadne ariadne ) resting red on flower

#91355487 - Angled castor butterfly ( Ariadne ariadne ) resting red on..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Ariadne Sculpture Statue on table Фото со стока

#96357906 - Ariadne Sculpture Statue on table

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Quadriga Statue on top of Opera in Dresden Germany

#91128410 - Quadriga Statue on top of Opera in Dresden Germany

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Ariadne Sculpture Statue on table Фото со стока

#96357905 - Ariadne Sculpture Statue on table

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Mosaic of Bacchus encountering the sleeping Ariadne in ancient city Volubulis - Morocco

#78945909 - Mosaic of Bacchus encountering the sleeping Ariadne in ancient..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Doesal view of Angled castor butterfly ( Ariadne ariadne ) isolated on white with clipping path

#91328420 - Doesal view of Angled castor butterfly ( Ariadne ariadne )..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Laying Ariadne, Ufizzi Gallery, Florence #99104705 - Laying Ariadne, Ufizzi Gallery, Florence

Редакционное

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

The chariot of the god Dionysius, harnessed by panthers, closeup. Sculptural composition on the pediment of the Semper Opera House, Dresden

#101072225 - The chariot of the god Dionysius, harnessed by panthers, closeup...

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Ophrys ariadne, Crete, Greece

#99560092 - Ophrys ariadne, Crete, Greece

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта