Описание картины Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева». Картины кранаха


Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом

В Москве в Музее изобразительных искусств им.Пушкина открыта потрясающая масштабная выставка, которую никак нельзя пропустить, — «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». Жизнь и творчество одного из крупнейших мастеров немецкого искусства Лукаса Кранаха Старшего и его сыновей Ганса и Лукаса Младшего неотделимы от истории Германии конца XV-XVI века, от культуры страны в период Возрождения и Реформации в Европе.

Лукас Кранах Старший

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Кранахи

Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Кранах изобразил античную богиню красоты и любви обнаженной, ее бедра обвиты прозрачной лентой. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Картина создана в 1509 году, когда Кранах был придворным художником курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого. В 1504 году Фридрих призвал ко двору в Виттенберге тридцатилетнего живописца, уже известного в Вене своими портретами и пейзажами. В то время для курфюрста работали такие знаменитые мастера, как Якопо де Барбари и Альбрехт Дюрер.

Появлению эрмитажной картины «Венера и Амур» предшествовали композиции Дюрера «Ева и Адам», находящиеся сейчас в Музее Прадо в Мадриде. Кранах заимствовал у Дюрера черный фон, эффектно оттеняющий светлую кожу человеческого тела. Но если Дюрер был первым немецким мастером, изобразившим обнаженных библейских персонажей в рост, то Кранах стал первым художником севернее Альп, создавшим изображение языческой богини. В Германии начала XVI века такая композиция на светский сюжет была революционной.

Лукас Кранах Старший

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Кранахи. Женский портрет

Меня привлек «Женский портрет» работы Кранаха Старшего. Предполагают, что это Сибилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского, у которого Кранах состоял на службе. Ему доверили воспитание юного Иоганна Фридриха. И в 1526 году художник во главе Саксонского посольства прибыл ко двору курфюрста Иоганна III Миротворца в Бранденбурге, чтобы посватать его дочь Сибиллу за своего воспитанника.Девушка стоит на фоне темного занавеса, сложив перед собой руки с переплетенными пальцами, украшенными массивными кольцами. На шее ожерелье в форме обруча с драгоценными канями, на грудь спускаются стружечные деревянные цепи. Тип лица Сибиллы с тех пор не только повторяется в ее многочисленных портретах, вышедших из мастерской Кранаха, но и встречается в образах его библейских и мифологических персонажей.

Кранахи

Лукас Кранах Старший и мастерская. Портрет дамы с яблоком. Прага. Картинная галерея Пражского града

Обратите внимание, мои любезные читатели, на «Портрет дамы с яблоком». Есть различия: на голове дамы — украшенный жемчужными нитями чепчик, признак замужней женщины, на шее и груди золотые цепи.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Неравная пара (Богатый крестьянин и молодая куртизанка). Москва, собрание Светланы Антоновой

Вот еще любопытная картина «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка)» из мастерской Кранаха Старшего. Куртизанка протягивает руки к дорожной сумке поклонника, и тот достает из нее деньги.

Кранахи. Мадонна с Младенцем
Кранахи

Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы

Картина «Мадонна и Младенец с гроздью винограда» из собрания Музея Тиссена-Борнемисы занимает почетное место среди кранаховских изображений Мадонны с Младенцем на фоне пейзажа. В сочетании красного и синего цветов одеяния Мадонны угадывается хорошее знакомство с творчеством Перуджино и молодого Рафаэля.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем под яблоней. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

А вот посмотрите на «Мадонну с Младенцем под яблоней». Кранах необычно часто для лютеранина писал образ Мадонны. Лютер, с которым дружил художник, относился к этому терпимо. Видимо, большинство заказчиков было католиками. Живописец и его мастерская едва справлялись с заказами, хотя в Виттенберге у Кранаха работали до 10-12 подмастерьев и 3-4 ученика.Распущенные вьющиеся волосы Мадонны лежат на плечах, словно накидка. Лицо с узкими глазами и широким открытым лбом выработанному в Виттенберге идеалу женской красоты. Мадонна нежно прижимает к себе ребенка, как бы опасаясь выпустить его в мир.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике). Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Каждая деталь картины «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)» исполнена глубокого иносказательного смысла, хорошо понятного современникам художника. Виноград в руке Богоматери говорит о человеческом воплощении Христа. Гора означает духовное возвышение над мирской суетой.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Будапешт, Музей изящных искусств

Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал Своей невестой, что означало ее духовную связь со Всевышним.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина). Гота, Фонд замка Фриденштайн

Христос и Дева Мария

Совершенно необычна для нашего взгляда картина Лукаса Кранаха Старшего «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)». Изображение 33-летнего Христа рядом с молодой Богоматерью с непокрытой головой вступало в открытое и принциапиальное противоречие с христианской теологической доктриной, согласно которой именно сопоставление Божьей Матери и маленького Христа на ее руках служило прямым напоминанием о непорочном зачатии. Поэтому в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной, и в целом картина символизирует их мистический брак.

Кранахи. Грехопадение
Кранахи

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Картина «Адам и Ева. Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. В сознании людей той эпохи грехопадение было связано с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва (Аллегория Ветхого и Нового Завета). Гота, Фонд замка Фриденштайн

На картине «Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового завета) Лукас Кранах Старший изобразил эпизоды из Ветхого и Нового Завета и пояснил их фрагментами библейских текстов. Эта работа служит назидательной иллюстрацией основополагающей идеи лютеранского учения о греховности человечества, когда строгое следование десяти заповедям Моисея не в состоянии противостоять первородному греху.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина

История происхождения картины «Плоды ревности (Серебряный век)» символична. В середине XIX столетия она находилась в веймарском собрании Христиана Шухардта, выдающего немецкого ученого. В 1891 году, сменив нескольких владельцев в Вене, была приобретена Дмитрием Ивановичем Щукиным — известным московским коллекционером.На картине обнаженные фигуры размещены на переднем плане, в передаче их поз и жестов видны элементы аристократической манерности. Видимо, сюжет был подсказан художнику его друзьями-гуманистами из Виттенбергского университета, которые полагали, что праведная земная жизнь и богоугодные дела способны после смерти возвратить душу человека в потерянный прародителями рай.

Кранахи. Библейские истории
Кранахи

Лукас Кранах Старший и мастерская. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. Гота, Фонд замка Фриденштайн

Парные картины «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» и «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» из старого собрания замка Фриденштайн в Готе впервые упомянуты в инвентаре 1644 года. Предполагают, что ассистентом художника был его старший сын Ганс Кранах. Иоганн Ганс Кранах умер в возрасте 24-х лет в Болонье во время путешествия по Италии.Христианские богословы трактовали библейскую историю иудейки Юдифи, обезглавившей вождя ассирийского войска Олоферна, защищая свой народ, как символическую победу чистоты и смирения над похотью и гордыней. В Италии эпохи Возрождения Юдифь чаще всего представляли как молодую прекрасную женщину с мечом в правой руке и отрубленной головой Олоферна в левой. Рядом было принято изображать старуху-служанку для различия с Саломеей, одинокой юной особы, держащей серебряное блюдо с головой Иоанна Крестителя.

Кранахи

Лукас Кранах Старший и мастерская. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Гота, Фонд замка Фриденштайн

На картине Олоферн чертами лица и характерным фасоном щегольски сдвинутой набок широкополой шляпы напоминает Карла V, императора Священной Римской империи, ревностного католика и злейшего врага саксонского курфюрста Иоганна Твердого, на службе у которого состоял Кранах. В протестантских кругах поступок библейской героини Юдифи воспринимался как символ отважного тираноубийства, противостояние германских вольных городов религиозной экспансии Карла V.

Кранахи

Лукас Кранах Старший и мастерская. Христос и грешница. Будапешт, Музей изящных искусств

Картина «Христос и грешница» ведет происхождение из собрания австро-венгерского рода князей Эстерхази. Назидательная история о Христе и грешнице, получившая распространение в искусстве стран Западной Европы начиная со второй половины XV столетия, основана на тексте Евагелия от Иоанна:

Книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?.. Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

Христианские богословы обычно трактовали этот евангельский эпизод как проявление Божественной милости и всепрощения искренне раскаявшихся, как победу добра над злом. Особое значение такая интерпретация имела для лютеранской морали.

Кранахи

Последователь Лукаса Кранаха Старшего (Лукас III Кранах). Поклонение волхвов. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Лукас Кранах Старший

Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Он отличался плодовитостью и предприимчивостью, организовал процветавшую более столетия мастерскую, которая со временем перешла к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку. Но главное, Кранах создал необычайно индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» представлено сорок восемь живописных и более пятидесяти графических работ из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций.

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» открыта до 15 мая, а затем она продолжит работу в Эрмитаже с 8 июня по 11 сентября 2016 года. Прошу вас, не тяните до закрытия выставки, а то получится, как на выставке Валентина Серова — придется ломать двери музея. Если вы приобретете билет на выставку через систему электронного заказа, то сможете пройти в музей без очереди в течение пяти дней, начиная с даты, указанной на билете.

valentina-site.ru

Лукас Кранах Старший вернулся в ГМИИ

Лукас Кранах Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония - 1553, Веймар) вернулся в ГМИИ после выставочного вояжа.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение, фрагмент. 1527. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / The Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow. Photo by Tatiana Gorbutovich

Выставка «Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом» проходила в Государственном Эрмитаже с 08 июня 2016 по 11 сентября 2016, до этого выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» демострировалась в Москве с 04 марта 2016 по 15 мая 2016. Сейчас живописные произведения Лукаса Кранаха Старшего вновь заняли место в постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Картины Кранаха Старшего в Пушкинском музее:

2.Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение. 1527 год. Дерево (бук), темпера, масло. 86,5х57 см. Инв. № 916. Трофей из Готы. С 1946 года - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / Lucas Cranach the Elder (1472-1553). A Fall of Man. Photo by Tatiana Gorbutovich. Другие варианты изображения: фотография в раме; скан из каталога

Кранах был другом и сторонником Лютера в борьбе за Реформацию. Для той эпохи библейский рассказ о грехопадении Адама и Евы был связан с острейшей религиозной проблемой моральной ответственности человека за свои поступки и грехи. Кранах представляет библейский рай в виде густого леса в Германии. Характерные для его искусства изящные, несколько манерные светлые фигуры красиво выделяются на фоне темной листвы.

3.Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. Дерево (дуб), темпера, масло. 56,5 х 38,5 см. Инв. № Ж-603. Ранее – в собрании Д.И. Щукина в Москве, в середине XIX в. – в собрании Христиана Шухардта. ГМИИ им. А.С. Пушкина / Lucas Cranach the Elder. The Effects of Jealousy (The Silver Age). Source. Вариант: фотография картины, 14.10.2016

Знакомство Кранаха с гуманистической культурой своего времени открыло путь античным и мифологическим темам в его искусстве, а дружба с Лютером пробудила интерес к дидактике.

Сюжет картины «Плоды ревности», созданной между 1527 и 1535 годами, навеян, вероятно, сочинением древнегреческого поэта Гесиода (между 750 и 650 гг до н.э.) «Труды и Дни», популярным среди гуманистически образованных людей эпохи Возрождения: за счастливым «золотым» веком в истории человечества последовал век «серебряный», когда между людьми стали возникать распри и войны, люди серебряного века впадают в безумие, нападают друг на друга и быстро гибнут.

4.Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. ГМИИ. Photo by Tatiana Gorbutovich

Очевидно, сюжет был подсказан художнику его гуманистически образованными друзьями, связанными с Виттенбергским университетом, интересовавшимися морально-этическими проблеми «детства человечества», его первозданной безгрешности. Праведная жизнь и богоугодные дела, как полагали гуманисты, способны после смерти на земле возвратить душу человека в потерянный Прародителями Рай. Возможно, что сюжет также связан с бытовавшими в то время представлениями о легендарной «праистории» Германии, в частности — Саксонии и Тюрингии, описанными в сочинениях римских авторов и средневековых хрониках.

Античный сюжет в данном случае давал Кранаху повод выразить моральную сентенцию о вреде людских раздоров, а также обратиться к теме обнаженного тела.

5.Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Лукас Кранах Старший. Около 1520. Дерево, масло. 58х46 см. Инв. № Ж-2630. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее – с 1825 г. Эрмитаж. Картина значительно обрезана в правой части и, в меньшей степени, внизу. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее – с 1825 года находилась в Эрмитаже. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Photo by Tatiana Gorbutovich. Вариант изображения на сайте музея. Эта работа есть на Google Art Project: zoom, 3038 x 4026, но, кажется, на Google Art она темнее, чем в жизни.

Значительное место в творчестве Кранаха занял образ Богоматери. Написанная в двадцатые годы XVI века картина «Мадонна с младенцем» дошла поврежденной: утрачены нижняя и правая часть композиции, изображающие беседку, увитую виноградом.

В картине заключены общехристианские символы: виноградная лоза, кисть винограда, струя воды, гора, скалы.

Виноград – «мистическая гроздь» в руке Богоматери, к которой прикасается младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления Первородного греха. Виноградная лоза обозначает «истинную церковь Христову», которую персонифицирует собой Богоматерь. В левой части – типичный для региона Юго-Восточной Германии гористый ландшафт. Источник-водопад намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе вполне конкретный символический контекст: гора — духовное возвышение над мирской суетой; скала слева на заднем плане — непоколебимую твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

6.Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Около 1520. ГМИИ. Photo by Tatiana Gorbutovich

7.Лукас Кранах Старший. Голгофа с предстоящими. 1515. Дерево (липа), темпера, масло. 50,5 х 34. Инв. № 1235. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Трофей из Готы. Photo by Tatiana Gorbutovich. Другой вариант: скан из каталога

8.Лукас Кранах Старший. Портрет рыжеволосого мужчины с бакенбардами. 1526 / Lucas Cranach the Elder. Portrait of a Man with Whiskers. 1526. Photo by Tatiana Gorbutovich. Вид без рамы

Кранах был как автором картин на библейские темы, так и выдающимся портретистом. Имя человека, изображенного на этом портрете, до сих пор не установлено; ясно только, что моделью послужило высокопоставленное лицо. Художник умело использует великолепный костюм, чтобы создать декоративное художественное целое.

9.Фрагмент: дракончик Кранахов. Лукас Кранах Старший. Портрет мужчины с бакенбардами. 1526. ГМИИ. Photo by Tatiana Gorbutovich

10.Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / Lucas Cranach the Elder. Portrait of a Woman. Photo by Tatiana Gorbutovich

Исполненная а те же годы, что и Портрет мужчины с бакенбардами» (1526), картина сильно отличается от наго по художественному решению. Если в мужском портрете яркие полосы костюма выделяются на темном фойе, то в женском выразительный сисуэт выступает на светлом фоне. Кранах передает не только характерную внешность, но и духовный строй моделей – спокойное достоинство мужчины, оттенок иронической отстраненности в улыбке женщины.

11.Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526. ГМИИ. Photo by Tatiana Gorbutovich

Эти шесть картин Кранаха Старшего находятся в Главном зданим ГМИИ в зале №8 на первом этаже.

Жаль, что в постоянной экспозиции Пушкинского не нашлось места картине с сожжением книг:

12.Лукас Кранах Старший (?). Сожжение запрещенных книг перед правителем (Сожжение книг Ария перед императором Константином?). Около 1530 года (?). Дерево, темпера, масло. 41 х 69 см. Инв. № 968. С 1946 года - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Трофей из Готы. В запасниках музея / Lucas Cranach the Elder (?). The Burning of Forbidden Books in Front ofa Prince (The Burning of Arians Books before Emperor Constantine ?). Скан из каталога. Фотография картины

Горизонтальный формат картины не так просто вписать в пространство музейного зала.

Изображение сцены сожжения на костре книг в присутствии правителя и его свиты традиционно считается символом публичного осуждения общественно вредной идеи. Раньше сюжет определялся как сожжение книг Яна Гуса перед одним из князей Германской империи. Сейчас предполагают, что изображен эпизод сожжения сочинений Ария в присутствии императора Константина Великого в 325 году после первого Вселенского собора.

Источники для текста:Этикетки картин: Грехопадение, Мадонна, Плоды ревности, Голгофа, Мужской портрет, Женский портрет.Лукас Кранах Старший // Сайт Музея изобразительных искусств им. А.С. ПушкинаИздание к выставке, каталог: Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом – М: Арт Волхонка, 2016. ISBN 978-5-9907400-0-6

Ранее о Кранахах, их времени и работах:Лекции: Кранахи; Германия времен гуманизма и Реформации; МаньеризмКранахи. Часть 1. Жизнь и работыКранахи. Часть 2. Время и работы. Германия эпохи Возрождения и РеформацииКранах. Аллегория Ветхого и Нового ЗаветаТанец золотого века

noveltour.livejournal.com

Описание картины Лукаса Кранаха «Венера»

Описание картины Лукаса Кранаха «Венера»

Лукас Кранах старший изобразил Венеру, взяв за основу тот идеал женской красоты, который был популярен в эпоху Возрождения. Худощавая, даже анемичная фигура, бледная до синевы светлая кожа, большие навыкате глаза, какая-то изможденная угловатость в фигуре, высокий лоб, тонкие руки и ноги, длинные тонкие пальцы – эти детали тела старались подчеркнуть у себя дамы средних веков.

Они специально стягивали очень туго на затылке волосы, чтобы глаза оказывались слегка навыкате, выбривали себе лбы, чтобы те казались очень высокими. Женщины старательно избегали оказываться под солнцем, чтобы кожа была бледной.

И Венера Кранаха – угловатая фигура подростка, бледная кожа, тонкие длинные руки, что подчеркивает прозрачный, невесомый шарф, который она держит в руках.

Волосы туго стянуты на затылке, убраны под богато украшенную сетку. На шее драгоценное ожерелье, на цепочке стилизованный крестик. Прозрачная вуаль в ее руках ничего не прикрывает, потому, наверное, вуаль девушка держит даже застенчиво, хотя взгляд ее говорит об обратном: уж очень кокетлив ее взгляд, словно соблазняет зрителя.

Во времена Кранаха-старшего художники очень редко писали обнаженную натуру. Нагая женская фигура изображалась обычно только мифологических или повествовательных сценах. Кранах же обнаженные тела писал в несколько примитивистском стиле, отвергая классические каноны и дух того времени. Это неудивительно, потому что Кранах был протестантом, общался с Мартином Лютером, приветствовал реформаторство.

Когда-то Кранаха-старшего поразила красота принцессы Сибиллы, которую он по поручению Иоганна Твердого сватал за его сына Иоганна Фридриха. С той поры все женские персонажи его картин были похожи на Сибиллу. Вот и Венера: скуластое лицо, узкие, раскосые, чуточку узкие глаза, маленький острый подбородок, приторно-сладкая улыбка. Эти черты лица очень напоминают лицо принцессы.

Стиль Кранаха в духе Северного Возрождения словно противопоставлены пышным женщинам Возрождения итальянского, южного. Кранаховскя Венера – длинноногая, тоненькая, угловато-подросткового типа. Неразвитая девичья грудь, анемичная фигура стали на долгое время эталоном женской красоты «кранаховского типа».

opisanie-kartin.com

Описание картины Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева»

Описание картины Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева»

Эту картину мастера Северного Ренессанса, написанную приблизительно в 1526 году, порой называют русским Кранахом в силу того факта, что она в начале ХХ столетия была обнаружена в России, но потом продана на Запад.

В творчестве Лукаса Кранаха Старшего, немецкого живописца эпохи Возрождения, библейский сюжет об искушении прародителей запретным плодом повторяется примерно 50 раз. Мифологические сюжеты у художника в этот период были преобладающими, а приемы изображения он использовал декоративные. В написании портретов его кисть становится все более изысканной и вычурной. Он предпочитал выбирать сюжеты, в которых можно было бы обойти запрет церкви и показывать обнаженное тело, что весьма нравилось высокопоставленным заказчикам.

«Адам и Ева» стало идеальным полотном, отражающим эти тенденции. Ранние версии картины включают лишь участников события, на более поздних появляются животные, которых создал Бог. Композиция всех картин идентична: Древо познания добра и зла, которое у художника всегда является яблоней, делит произведение пополам. В конкретном случае – это две доски.

Герои картины запечатлены в эдемском саду в момент согрешения. Кранах добивается не анатомической точности, а изысканной духовной чувственности. Вытянутые изображения Адама и Евы явственно выделяются на сумрачном фоне. Их позы можно назвать сценическими, неестественными, движения – подчеркнуто нарочитыми. Этим Кранах открывал путь маньеризму.

Художник привлекает внимание к эротической красоте обнаженной героини, держащей в руке яблоко. Он использует классические приемы воссоздания пространства и интерпретации человеческих тел. Полотно отличается образной успокоенностью, композиционной уравновешенностью, размеренной пластичностью силуэтов, смягченностью конфигураций. Однако образы лишены индивидуальности, неповторимости. Это безупречное и совершенное изображение великолепных человеческих тел, созданные по классическим образцам, которые показывают нам вершину прекрасного.

opisanie-kartin.com

Венера и Амур Картина Лукаса Кранаха

Искусство Германии 16-го века Известная картина «Венера и Амур» написана художником Лукасом Кранахом Старшим в 1509 году. Размер 213 x 102 см, холст, дерево, масло. Картину относят к началу зрелого периода творчества художника. Полотно «Венера и Амур» является первой картиной эротического содержания в искусстве немецкого ренессанса. Одна из важных особенностей художника Лукаса Кранаха заключается в том, что он принадлежит к числу тех немецких живописцев 16 века, которые проявляли интерес к достижениям современного им классического искусства Италии. В целом ряде своих произведений Лукас Кранах обращается к классическим приемам передачи пространства и трактовки человеческой фигуры.

Художник создает изображения мадонны, уподобляющиеся по типу итальянским образцам («Мария с младенцем»; Вроцлав), вводит в фигурные композиции элементы ренессансной архитектуры («Торгаурский княжеский алтарь», так называемый «Алтарь святой Анны»; Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне), пытается воплотить идеальные пропорции обнаженного тела в картине «Венера и Амур». В 1509 году Лукас Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура. Художник сознательно отказался от цвета, эффектно лепя тело желтыми и золотистыми тонами, фигуры богини и ее сына кажутся отлитыми из бронзы; выделяются лишь красные бусы на шее Амура.

Обнаженная Венера позирует перед зрителем, рукой удерживая маленького божка любви, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Каштановые волосы богини ручейками стекают по ее плечам, прозрачная ткань подчеркивает то, что ей надлежит таить. Для Кранаха это была первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. Будто желая оправдать себя, он помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера." Венера Кранаха — рослая, длинноногая женщина, в ее образе сочетается архаизм старого немецкого искусства с изысканностью итальянского вкуса, ее жесты грациозны и одновременно несколько неуклюжи — в этом и заключается неповторимое своеобразие произведения Лукаса Кранаха.

История искусства. Далее →

smallbay.ru

Картина, считавшаяся подделкой, приписана Лукасу Кранаху Старшему

ЛОНДОН. Более 100 лет искусствоведы-историки называли картину, купленную королевой Викторией в качестве рождественского подарка принцу Альберту подделкой 19-го века. Но новое поколение искусствоведов обнаружило, что они ошибались. А вот Виктория и её советники не ошиблись, когда решили приобрести картину в 1840 году. Теперь считается, что это подлинная работа немецкого мастера Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской.

Во вторник великолепно отреставрированная работа выставлена на публичный показ в Виндзорском замке, заняв место в Королевской гардеробной вместе с другими работами Кранаха.

Никола Кристи, руководитель отдела сохранения картин в Royal Collection Trust, приветствовал это открытие. “Это трепетное событие. Такое происходит не очень часто и мне очень приятно знать, что ошибка в атрибуции была исправлена”.

Картина «Портрет дамы и её сына» (написана примерно в 1510-1540 г.г.) показывает неподтверждённую супругу принца Священной Римской империи и её сына, которые стоят рука об руку.

Виктория и Альберт часто дарили друг другу картины на Рождество и дни рождения и Альберт, который проявлял большой интерес к раннему немецкому и нидерландскому искусству, скорее всего, был в восторге от настоящего Кранаха. “Кто бы не был?” – продолжает Кристи – “Для Виктории это было совершенно естественным и я уверен, когда она купила её, она считала это картиной Кранаха”.

В какой-то момент в начале 20-го века сомнения о происхождении плолтна были отброшены и авторство вновь было присвоено Францу Вольфгангу Рориху, художнику начала XIX века, подражателю Кранаха.

“Известно, что что-то около 40 версий этой композиции было произведено им”, – говорит Кристи. Рохрих продал их как оригинальные работы и их всё ещё можно найти в коллекциях по всему миру, а также в аукционных залах. На Christie’s в 2014 году один из таких портретов был продан за 25 000 фунтов стерлингов, при том, что подлинная картина Кранаха Старшего оценивается в 9,3 млн фунтов.

Историки предполагают, что Рохрих писал копии этой картины, подражая стилю Кранаха, из-за того, что не существовало известных версий оригинала. “Даже Рохрих не копировал потерянную картину Кранаха – это было изобретение Рориха”.

Примерно год назад ведущий эксперт по творчеству Кранаха, профессор Гуннар Гейденрайх, который раньше видел картину и имел о ней представление, посетил Королевскую коллекцию. Было проведено рентгеновское исследование с использованием инфракрасной рефлектографии, которое раскрыло два убедительных доказательства того, что картина не могла быть написана Рорихом и может быть подлинной работой Кранаха и его мастерской.

Сначала на поверхности панели под слоями краски были обнаружены характерные волокна, идентифицированные как сухожилия голубя, часто используемые в XVI веке для противодействия естественной деформмации и расщеплению древесины. “Рориху было бы невозможно подготовить свою панель так же, как это сделал бы Кранах и его мастерская”, – говорит Кристи. Второе открытие – свинцовый желтый пигмент, широко используемый во времена Кранаха, но не в XIX веке.

Профессор из Университета прикладных наук в Кёльне, Гейденрайх, убеждён, что это подлинник, который следует приписать Кранаху Старшему и его мастерской. Он попросил показать картину на выставке в Музее Кунстпаласт в Дюссельдорфе весной 2017 года, а до этого картина была очищена чтобы выявить её истинную красоту.

Поскольку картина считалась копией 19-го века, ранее она не публиковалась.

Кранах Старший был придворным художником саксонских монархов в Виттенберге и считается одним из самых важных художников немецкой школы Он был особой страстью принца Альберта, который приобрёл 12 картин Кранаха и его мастерской, многие в качестве подарков от королевы.

«Портрет Леди и её сына», написанный, предположительно, между 1510 и 1540 годами, можно увидеть теперь в королевской гардеробной в Виндзорском замке вместе с другими работами Кранаха и его мастерской: «Аполлоном и Дианой» (c. 1526), «Лукрецией» (1530) и «Судом Париса» (c. 1530-35).

gallerix.ru

Автопортрет Лукаса Кранаха Старшего

Искусство Германии 16-го века Автопортрет Лукаса Кранаха Старшего, портрет создан художником в возрасте 77 лет. Собственно, картина так и называется «Автопортрет на 77 году жизни». Размер 67 x 49 см, дерево, масло.

Первая треть 16 века была для Германии периодом расцвета ренессансной культуры, протекавшего в обстановке напряженной борьбы сословий в эпоху реформации. Крестьянские волнения, к которым присоединились городские низы, к концу первой четверти 16 в. переросли в мощное революционное движение, захватившее обширные пространства юго-западных германских земель. В ряде восстаний нашли исход оппозиционные настроения рыцарства и бюргерского населения городов. Революционный подъем выдвинул ряд замечательных личностей. С именами героического вождя крестьянской революции Томаса Мюнцера, руководителей рыцарских восстаний Франца фон Зиккингена и Ульриха фон Гуттена, главы немецкой реформации Мартина Лютера связана одна из самых ярких страниц истории Германии.

Пережитая Германией в первой четверти 16 века революционная борьба имела огромное значение для всестороннего развития немецкой культуры. В течение этого периода страна переживала высокий духовный подъем. Революционные идеи, порожденные ростом народного самосознания, двигали вперед науку, философию, искусство, живопись, граверное дело. Начало 16 столетия в Германии было отмечено расцветом гуманизма и светской науки, направленных против пережитков феодальной культуры. Возрастал интерес к античности, древним языкам. Все эти явления принимали в Германии своеобразные формы. Здесь не было той последовательности философских воззрений, которая у итальянских мыслителей приводила к безоговорочной вере в человеческий разум. Гораздо сильнее ощущалось присутствие теологического начала; гораздо больше было путаницы, противоречивости, сбивчивости понятий. На первую четверть 16 века приходится наиболее успешний период творчества немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего. Художник Кранах состоял в дружеских отношениях с предводителем реформации Мартином Лютером, иллюстрировал несколько его сочинений, поэтому творчество художника достаточно полно отражает это время немецкой истории.

Лукас Кранах родился в местечке Кронах во Франконии. О ранних годах жизни художника известно только то, что в 1500—1504 годах он находился в Вене; в 1504 году Кранах был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, а потом до конца жизни работал при дворе его преемников. В Виттенберге Кранах занимал положение видного богатого бюргера, неоднократно бывал бургомистром города, стоял во главе обширной мастерской, выпускавшей огромное число произведений, вследствие чего в настоящее время не всегда возможно выделить подлинные картины самого художника. Особенно большое место в картинах Лукаса Кранаха занимает природа; наряду с Альтдорфером Лукас Кранах может считаться родоначальником искусства пейзажа и Германии. Внимание к природе свойственно мастеру, начиная с самых ранних дошедших до нас работ. Определяющую роль играет пейзаж в его известной берлинской картине «Отдых на пути в Египет», 1504 года. Здесь, пожалуй, у Кранаха наиболее живо изображена природа родной Германии. Правдиво изображен северный лес, тесно обступающий расположившихся на цветущей полянке Марию с младенцем и Иосифа. Как и Альтдорфер, Лукас Кранах любовно передает все детали пейзажа — деревья, цветы, травы. Он вносит в трактовку евангельской легенды элементы жанрового повествования, отодвигая на второй план религиозное содержание. От традиционных приемов художественной интерпретации церковного сюжета отступает художник и в «Распятии» 1503 года (Мюнхен). Чрезвычайно занимательны созданные Лукасом Кранахом гравюры на дереве и меди, воспроизводящие сцены из жизни придворного общества Виттенберга (ряд листов 1506—1509 годов с изображением рыцарских турниров, охоты на оленей, всадников и т. п.).

История искусства. Далее →

smallbay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта