8 самых известных московских проектов Василия Баженова. Картины баженов


лучшие работы и интересные факты :: SYL.ru

Василий Иванович Баженов – русский архитектор, обладающий ярким неординарным талантом и своеобразной загадочной судьбой. Историей ему приписывается множество прекрасных мощных строений, тогда как в действительности он не мог являться их вдохновителем и созидателем. С другой стороны, подлинные работы архитектора Баженова поражают своеобразной творческой фантазией автора, самобытностью его стиля и смелостью его замыслов.

архитектор баженов

Кем на самом деле был этот выдающийся таинственный зодчий? Чем он прославился? И каков его истинный вклад в российское искусство? Давайте узнаем.

Окутанное тайной детство

Будущий архитектор Василий Баженов родился в Москве, в семье церковнослужителя низшего разряда – дьячка, исполняющего свои обязанности в одной из небольших придворных церквушек Кремля.

Год рождения будущего зодчего до конца не известен. Многие исследователи склонны считать, что это 1738-й, хотя в некоторой научной литературе можно найти как 1737-й и даже как 1732-й.

Как бы там ни было, влечение к изобразительному искусству маленький Вася начал испытывать с самого детства. Он любил рисовать и лепить разного рода здания и фигурки, хотя по велению родителя должен был стать обычным певчим. Юный Василий даже обучался этой должности в монастыре, и лишь случай резко изменил его традиционно уготованную судьбу.

Путь к градостроительству

На детские незрелые работы Баженова обратил внимание местный художник (имя которого так и осталось безызвестным) и взял его себе на обучение.

Как раз в этот период сгорели императорские палаты в пригороде Москвы, и тогда были созваны все окрестные мастера, дабы по приказу Елизаветы Петровны как можно быстрее восстановить постройки.

Шестнадцатилетний будущий архитектор Баженов внес и свою лепту в восстановление дворянских хором. На его талантливое, оригинальное раскрашивание стен обратил внимание князь Дмитрий Васильевич Ухтомский – главный архитектор Москвы того времени. Благодаря этому знакомству одарённый начинающий зодчий имел возможность прослушать курс лекций своего наставника, занять почетное место в его команде и работать под его надзором.

Обучение технике мастерства

Влиятельный благодетель давал возможность Баженову самостоятельно выполнять некоторые заказы, а спустя какое-то время помог поступить в художественный класс гимназии, созданной при Московском университете.

василий баженов архитектор

Во время обучения талантливый Василий уверенно заявил о себе как о лучшем и старательном ученике. Его усердие и дарование не остались не замеченными известным меценатом того времени – Иваном Ивановичем Шуваловым, фаворитом действующей императрицы Елизаветы. Благодаря протекции нового покровителя начинающий архитектор Баженов был принят на обучение в Академию художеств.

Там талант молодого человека обрел необходимую виртуозность и грамотность, благодаря чему он стал первым помощником своего преподавателя Чевакинского (главного архитектора Адмиралтейства), когда тот работал над пристройкой к Никольскому морскому монастырю.

Спустя некоторое время одаренный молодой архитектор Баженов был направлен на усовершенствование своего мастерства заграницу.

Обучение за рубежом

Углубляя свои знания и лучше познавая архитектурное искусство, талантливый зодчий несколько лет проработал в Париже и Риме, где не только улучшал своё мастерство в проектировании, но и разрабатывал собственные проекты. За свои труды и умения был удостоен несколькими иностранными грамотами и дипломами.

Говорят, что сам Людовик XV приглашал архитектора Баженова работать при своём дворе. Однако Василий Иванович отказался, возлагая большие надежды на родину. Там ему обещали профессорскую должность, солидный оклад и много дополнительных заказов.

Первые работы в России

Вернувшись в Москву, архитектор Баженов был неприятно удивлен. Академии художеств, где к тому времени поменялось начальство, он уже был не нужен, звания профессора ему не присвоили, да еще и заставили доказывать свой профессионализм в виде пробного бесплатного проекта.

Однако ничто не устоит перед настоящим талантом. Проект был создан в кратчайшие сроки. Он вызвал столько восхищений и восторгов, что на молодого архитектора обратила внимание императорская семья.

Екатерина Великая поручила Баженову разработать план первого в России женского учебного заведения, расположенного при Смольном монастыре, а наследник престола доверил зодчему построить собственный дворец на Каменном острове. И хотя такая удача могла принести архитектору много денег и признания, он потерпел полное фиаско.

Его проект женского института был расхвален, но отвергнут, а строительство Каменноостровского дворца было доверено еще нескольким талантливым мастерам, так что имя начинающего Баженова затерялось в толпе заслуженных зодчих.

Далее искусного ремесленника постигло еще одно разочарование. Императрица Екатерина велела реконструировать московский Кремль. Проект Василия Ивановича был снова одобрен, но потом начались проблемы – из-за рытья котлованов могли пострадать древние памятники.

Чем было утешиться невезучему мастеру?! Фаворит Екатерины Григорий Орлов выхлопотал для своего друга чин капитана и место главного архитектора в артиллерийской ведомости. В этой должности зодчий создал несколько военных зданий и приступил к возведению величественных сооружений.

Резиденция Царицыно

Одним из таких важных императорских заказов был десятилетний строительный проект дворцово-паркового ансамбля на юге Москвы. Ему архитектор Василий Иванович Баженов отдал всю свою душу.

Он жил на стройке всей семьей, сам закупал материалы, сам подбирал рабочих, сам руководил финансами.

Примечательно, что при возведении дворца зодчий не придерживался определенного стиля. Он легко и смело сочетал барокко с готикой, нотки народного фольклора с государственной символикой.

Императрица была в восторге от проекта архитектора, она называла его “мой Баженов” и хотела как можно скорее увидеть в Царицыно достойную резиденцию для своих увеселительных утех.

Мастер старался как никогда. В согласии со вкусами императрицы, как и своими собственными, он отказался от монументальности и величественности единого дворца, создав из белого камня и красного кирпича (таких отличительных друг от друга материалов) настоящий городок. Строительный ансамбль включал в себя несколько великолепных дворцовых сооружений для императорской семьи, а также различные оригинальные и изящные домики для знати и прислуги. Все это было украшено другими, небольшими и изысканными объектами, находящимися в парковой зоне: Фигурными воротами, Кавалерскими корпусами, Оперным театром, Большим мостом, Хлебным домом. Давайте остановимся на этих конструкциях подробнее.

Фигурный мост

Эта часть дворцового комплекса, расположенная на крутом склоне, воспринималась в виде въездных ворот, ненавязчиво скрывавших панораму всего строительного ансамбля.

баженов архитектор работы

Выполненный из красного кирпича по принципу виадука и украшенный разнообразными геометрическими рельефами и Георгиевскими крестами, мост стал отзвуком рыцарских времён и старых романтических легенд.

Он дошел до наших дней неперестроенным, ярко отображая силу таланта своего создателя.

Кавалерские корпуса

Так называются три постройки в Царицыно, очень схожие друг с другом: небольшие по размеру, одноэтажные в высоту, с явными геометрическими пропорциями.

Первый из них имеет форму квадрата с изъяном, второй построен в виде восьмиугольника, а третий представляет собой округлое сооружение, возведенное в форме полуротонды.

русский архитектор баженов

Именно этот корпус, сооружённый на холме и увенчанный башенкой-бельведером, выполнен настолько изящно и роскошно, что им пользовалась сама императрица.

Печальна и уныла история других построек архитектора Баженова, возведенных в Царицыно. По субъективным причинам они не понравились Екатерине Великой, и она велела их разрушить. Скорее всего, на решение императрицы повлияли масонские символы, которые применил в оформлении известный зодчий. Или же сам гений не понравился императрице своим частым общением с наследником престола.

Как бы там ни было, Баженов был отстранён от строительства и впал в немилость. Главным архитектором Царицына стал его ученик – Матвей Казаков.

Частные строения

После своей опалы Василий Иванович стал заниматься проектированием для частных лиц. Среди работ, устно приписываемых его авторству, можно отметить дом Пашкова – впечатляющее здание, возведённое на возвышенном холме.

василий иванович баженов архитектор

В отношении главной улицы дом поставлен несколько скошено, что делает его более особенным и необычным на вид. Особняк, обладая “П”-образной планировкой, поражает своим великолепием и интересным силуэтом. Впечатляет также принцип контраста, применённый архитектором, где противопоставляются большие и малые размеры всего комплекса.

Примечательно также оформление фасадов дома Пашкова – большой ордер, три портика, колоннада, балюстрада, бельведер. Все это гармонично соединяется в одну, устремлённую ввысь композицию.

Другой частной постройкой архитектора Баженова считается дом Долгова, украшенный дорическим ордером в виде фасадного декора с пилястрами.

баженов архитектор постройки

Окна усадьбы отличаются своими большими объёмами, увенчанными массивными карнизами и декоративными аттиками.

Культовые здания

Каким еще строениям присваивается авторство архитектора Баженова? Церковь в Быково (Московской области), построенная в 1789 году, по стилю и почерку очень похожа на руку великого мастера.

церковь архитектора баженова в быково

Здание, облицованное белым камнем, имеет два этажа и сочетает в себе фантастическое соединение форм готики и барокко.

Церковь в Быково архитектора Баженова оснащена великолепной внушительной лестницей на два всхода и световой ротондой, украшенной высоким шпилем. Внутренний и внешний декор храма необыкновенно богат и разнообразен.

Судьба мастера

Чем закончился жизненный путь великого зодчего? Пережив несколько горьких разочарований и неудач, потеряв сына и царскую благосклонность, на старости лет Василий Баженов был обласкан Павлом I. Ему предоставили почётную должность в Академии художеств и предложили заняться эпохальным архитектурным исследованием. Талантливый зодчий был готов отдать всего себя новому важному делу.

Возможно, он мог бы многое свершить и много добиться. Но его жизнь резко оборвалась. В возрасте шестидесяти двух лет, окруженный заботливыми и любящими детьми, Василий Иванович Баженов скончался.

www.syl.ru

8 самых известных московских проектов Василия Баженова

12 марта исполняется 280 лет со дня рождения выдающегося русского зодчего Василия Ивановича Баженова. География его архитектурных произведений охватывает как минимум Москву и Петербург, а по неподтвержденным данным – и некоторые российские провинции. К сожалению, сейчас трудно с полной уверенностью сказать, автором каких строений точно является Баженов – ряд его проектов не пощадило время, некоторым из них так и не удалось воплотиться в жизнь, а те, к которым история оказалась благосклонна, можно сосчитать по пальцам.

Ко дню рождения архитектора мы составили карту памятных московских строений, с которыми так или иначе связано имя Василия Ивановича.

 

Усадьба Царицыно

– улица Дольская, 1

8 самых известных московских проектов Василия Баженова

Фото Sergey Subbotin

Любимое место прогулок москвичей — усадьба Царицыно — должно было стать любимым местом императрицы Екатерины II, которая поручила Василию Баженову построить на этом месте свою подмосковную резиденцию. Однако время и история распорядились так, что свидетелями окончания постройки царской усадьбы смогли стать и мы с вами.

Строительные работы начались довольно быстро. И так же быстро императрица охладела к новому проекту. Стройка уже подходила к концу, когда Екатерина приказала Баженову разобрать все строения. Внезапно царица оказалась ими недовольна, несмотря на то, что все чертежи были с нею согласованы и ею же утверждены. По приказу императрицы Василия Ивановича отстранили от стройки. Делами усадьбы далее занимался ученик мастера – Матвей Казаков, который старался сохранить баженовскую стилистику. Однако дворец так и не удалось достроить.

После смерти Екатерины и прихода к власти Павла I новоиспеченный император приказал остановить работу над проектом. Недостроенная усадьба быстро пришла в запустение. Долгое время руины дворцового ансамбля не привлекали внимания. И лишь в советские годы на месте недостроенной царской резиденции начались исследования и реставрационные работы, которые по ряду причин велись с долгими перерывами.

В итоге реставрация усадьбы Царицыно была окончательно завершена только 10 лет назад. Так царский проект, который не имел возможности осуществиться сразу, заиграл новыми красками в новом времени.

 

Дом Пашкова

– улица Воздвиженка, 3/5С1

8 самых известных московских проектов Василия Баженова

Фото Владимира Ештокина

Необыкновенной красоты особняк расположился в самом центре Москвы – на Ваганьковском холме. Москвичам старшего поколения это строение также знакомо как бывшее здание Ленинской библиотеки. А любители творчества Булгакова помнят, что именно с крыши дома Пашкова Воланд и Азазелло прощались со столицей.

Своё название дом получил в честь Петра Егоровича Пашкова – отставного офицера и первого владельца. По его заказу во второй половине XVIII века и построили особняк. На тот момент это было первое не церковное здание, окна которого выходили на Кремль.

Большинство историков полагает, что Дом Пашкова построен по проекту Баженова. Об этом свидетельствует характерный для архитектора стиль. Но, к сожалению, никаких документов, которые подтверждали бы авторство Василия Ивановича, не сохранилось.

 

Усадьба Румянцева-Задунайского на Маросейке

– улица Маросейка, 17

8 самых известных московских проектов Василия Баженова

Фото NVO, Википедия

Бело-голубое здание псевдобарочного стиля красуется почти в самом центре столицы. Участок земли под постройку особняка приобрел в конце XVIII века граф Пётр Сергеевич Румянцев-Задунайский, который находился в тесных родственных связях с императорской семьей.

После его смерти дворец унаследовал сын графа Румянцева – Николай. При нем частыми гостями усадьбы были представители творческой интеллигенции того времени. К их числу относились Василий Жуковский, Николай Карамзин, Пётр Вяземский, Константин Батюшков и другие.

В разные годы усадьбу использовали под офисы и гостиницу. Здание также сдавалось в качестве меблированных квартир. А в 1812 году, когда Наполеон учредил в столице городское правление Москвы, эта инстанция разместилась именно в особняке Румянцева.

Сегодня в здании располагается Посольство Республики Беларусь.

 

Особняк Тимофея Тутолмина

– улица Гончарная, 12 с 1

8 самых известных московских проектов Василия Баженова

Фото Владимира Ештокина

Над этим домом время поработало так сильно, что он изменился практически до неузнаваемости. А ведь когда-то особняк Тутолмина по своей красоте мог сравниться с известным во всей Москве домом Пашкова.

Возведенный в конце XVIII века на месте разобранных палат Григория Строганова, особняк стал достойным образчиком классицистической архитектуры и считался одним из самых замечательных зданий столицы. Его владелец – Тимофей Тутолмин, тратил на убранство своей усадьбы огромные деньги. Говорят, что только парадная лестница обошлась ему в 150 тысяч рублей.

В годы Отечественной войны 1812 года особняк стал пристанищем наполеоновского маршала Мюрата. Но это не спасло дом от пожара и разрухи. Разрушенное здание выкупил московский текстильный магнат Тимофей Прохоров, который перестроил усадьбу и открыл на ее территории фабрику. Позже особняк сдавали в качестве квартир и контор, а в начале XX века здесь расположилась частная женская гимназия.

В советские годы здание также видоизменялось и достраивалось и в конце концов обрело современный и привычный для нас вид. Возможно, сегодня оно кажется серым и будничным, и память о том, что когда-то это был один из самых красивых и величественных особняков столицы, постепенно уходит в прошлое.

 

Дом Юшкова

– улица Мясницкая, 21

8 самых известных московских проектов Василия Баженова

Фото Владимира Ештокина

Владельцу этого особняка – генералу Юшкову приписывают связь с масонской ложей. Говорят, что в его доме и проходили собрания тайной организации. Возможно, этим объясняется столь необычная архитектурная композиция здания.

На фоне других московских строений дом Юшкова выделялся своей величественностью. Особняк построен в форме ротонды – круглой постройки, периметр которой украшен колоннами – на углу квартала, а по бокам, со стороны прилежащих улиц, к нему примыкают два симметричных крыла.

В середине XIX века здание выкупило Московское художественное общество и в его стенах было основано Училище живописи, ваяния и зодчества.

Дом Юшкова также тесно связан с именем Бориса Пастернака – семья писателя прожила здесь 16 лет.

В советские годы здание особняка использовалось под разного рода конторы. А в 1989 году Илья Глазунов основал здесь Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.

 

Ансамбль храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

— улица Большая Ордынка, 20

8 самых известных московских проектов Василия Баженова

Фото Ludvig14, CC BY-SA 4.0

Величественный храм в стиле классицизма был возведен в конце XVII века на месте ранее стоявшей здесь деревянной церкви. После чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима от иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», название этого образа прочно закрепилось за храмом.

В конце XVIII века своим архитектурным творчеством здесь отметился и Василий Баженов. По его проекту к ансамблю храма были пристроены трапезная и колокольня. Интересно, что тот тип трапезной, который предложил и впервые применил Василий Иванович, впоследствии получил широкое распространение в архитектуре столицы.

 

Усадьба графа Гендрикова

– улица Садово-Спасская, 1

8 самых известных московских проектов Василия Баженова

Фото Владимира Ештокина

На вид ничем не примечательное здание, которое сегодня используется в качестве офисов для разного рода компаний и предприятий, как оказалось, имеет благородное «происхождение» и тесно связано с военной историей столицы.

В середине XVIII века по заказу графа Гендрикова, бывшего в родственных связях с императрицей Екатериной II, на обширном участке земли возводится трехэтажный особняк. Автором проекта стал Василий Баженов.

Позже в этом доме расположилась типография известного просветителя Н. Новикова, но после его ареста только что взошедший на престол Павел I повелел перестроить усадьбу под артиллерийские казармы, более известные как Спасские.

В советских путеводителях здание казарм упоминалось, прежде всего, как место заключения поэта Александра Полежаева, который был отправлен сюда по личному приказу императора Николая I.

 

Дом Л. И. Долгова

– Проспект Мира, 16 с 1

8 самых известных московских проектов Василия Баженова

Автор: Dmitrijsh — собственная работа, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Дом Долгова на Проспекте Мира – классический образчик жилой архитектуры XVIII – XIX веков. Владелец усадьбы – титулованный советник Лука Долгов приходился Василию Баженову зятем. После смерти Луки Ивановича владение домом перешло к его супруге – Сусанне Филипповне.

Во время пожара 1812 года особняк сильно пострадал и был восстановлен уже новым хозяином – купцом Шестовым. Как результат, здание сильно видоизменилось, утратив верхний этаж и ряд архитектурных элементов.

После революции дом Долгова долгое время использовался как жилое помещение. А с 1973 года здесь располагается один из московских ЗАГСов.

 

 

На заставке: фрагмент фото Владимира Ештокина.

foma.ru

Всеволод Баженов. Пейзажная живопись 1950-1980-х годов

Вс. Баженов. Аравийский берег. 1962

Всеволод Андреевич Баженов (1909-1986)

Один из ведущих ленинградских мастеров лирического пейзажа 1950-1970-х годов, признанный мастер натурного этюда. Писал Алтай, Урал, Хибины, Индийский океан и Средиземное море. Много работал на Волхове в Старой Ладоге и Рождественно под Ленинградом. Возглавлял группу живописцев, писавших картины для кораблей и подводных лодок ВМФ СССР. Едва ли найдётся в истории мировой живописи второй такой мастер, чьи произведения находились бы в 1950-1980-е годы не только в музеях, но и в большом количестве в глубинах мирового океана в самых разных и далёких его уголках.

Вс. Баженов. В горах Алтая. 1953

Вс. Баженов. Алтай. 1953

Вс. Баженов. На Алтае. 1954

Вс. Баженов. Алтайские горы. 1954

Вс. Баженов. Байкальские скалы. 1958

Вс. Баженов. Рыбаки Байкала. 1958

Вс. Баженов. На стапеле. 1958

Вс. Баженов. Урал. В карьере. 1959

Вс. Баженов. Дания на горизонте. 1962

Вс. Баженов. В Сингапурском проливе. 1962

Вс. Баженов. В заливе Халонг. 1962

Вс. Баженов. Вьетнам. На рисовом поле. 1962

Вс. Баженов. У берегов Вьетнама. 1962

Вс. Баженов. Вьетнам. Отлив. 1962

Вс. Баженов. Ночь над Вьетнамом. 1963

Вс. Баженов. Стога. 1963

Вс. Баженов. Адмиралтейские верфи. 1965

Вс. Баженов. Осенние цветы. 1971

Вс. Баженов. Банька. 1976

Вс. Баженов. Дом творчества в Старой Ладоге. 1977

Вс. Баженов. Весна на Алтае. 1979

Вс. Баженов. Весна на Волхове. 1981

См. также: Баженов Всеволод Андреевич

См. также видеосюжеты о творчестве других мастеров ленинградской школы:

Семёнов Александр Михайлович (1922-1984)Осипов Сергей Иванович (1915-1985)Семёнов Арсений Никифорович (1911-1992). Часть 1 Семёнов Арсений. Образы Ленинграда в произведениях 1950-1970-х годоа Антипова Евгения Петровна (1917-2009)Русов Лев Александрович (1926-1987)Овчинников Владимир Иванович (1911-1978)Тимков Николай Ефимович (1912-1993)Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)Романов Николай Александрович (р. 1957)Позднеев Николай Матвеевич (1930-1978)

Портрет в живописи 1920-1990-х годов. Ленинградская школа. Часть 1Портрет в живописи 1920-1990-х годов. Ленинградская школа. Часть 2Портрет в живописи 1920-1990-х годов. Ленинградская школа. Часть 3Натюрморт в живописи 1930-1990-х годов. Ленинградская школа. Часть 1Натюрморт в живописи 1930-1990-х годов. Ленинградская школа. Часть 2Натюрморт в живописи 1930-1990-х годов. Ленинградская школа. Часть 3Ленинград и ленинградцы в живописи 1920-1990-х. Часть 1Ленинград и ленинградцы в живописи 1920-1990-х. Часть 2Весенние мотивы в живописи 1950-1990-х. Ленинградская школаКрым в живописи 1950-1990-х. Ленинградская школа

mixail-shagurin.livejournal.com

Баженов В.А.

БАЖЕНОВ Всеволод Андреевич (1909–1986)

Родился 18 февраля 1909 года в городе Сердобске Пензенской области.

Учился у А. Гоферта и Н. Кузьмина (1924–27) в изостудии города Сердобска.

В 1927 году приезжает в Ленинград.

Учился в Художественно-промышленном техникуме в Ленинграде (1927–30) у М. Авилова, А. Белого, Д. Киплика, Н. Протопопова и В. Федоровича.

Член Союза художников с 1951 года.

С 1950 года участник городских, республиканских и международных выставок.

 

 

В 1962 году совершил путешествие вокруг Европы и Азии на судне "Евгений Никишин", написал более двухсот этюдов и картин.

Персональные выставки в Ленинграде (1959, 1963, 1979, 1984, 1985), Санкт-Петербурге (1994).

Работы Всеволода Баженова находятся в собраниях художественных музеев и частных коллекциях в России и за рубежом.

Всеволод Баженов. Индустриальные огни. 1957. к., м., 38х34 Всеволод Баженов. Весна идет. 1968. х., м., 75х100 Всеволод Баженов. Елочки. 1961. к., м., 25х21

 

 

 

 

 

 

Всеволод Баженов. Иван-чай зацвел. 1983. к., м., 44х50 Всеволод Баженов. Зимняя сказка. 1957. х., м., 60х100 Всеволод Баженов. Снежная дорога. Бокситогорск. 1960-е. 16х22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всеволод Баженов. Весенний этюд. 1970-е. к., м., 16х22 Всеволод Баженов. Балтийский берег. 1978. х., м., 70х130 Всеволод Баженов. Пашня. 1978. к., м., 16,5х22,5
 

 

 

 

 

 

 
  Всеволод Баженов. В лесу у Трусковца. 1960-е. к., м., 25х22  

 

 

Библиография:

1. Изобразительное искусство РСФСР. 1917-1957. т.1. Художники Москвы и Ленинграда.- Москва: 1957.

2. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Том 1.- Москва: Искусство. 1970.

3. L`Ecole de Leningrad. Druot Richelieu. Catalogue.- Paris. 1989.

4. Всеволод Баженов: Живопись. Каталог.- СПб. 1994.

5. Живопись: 1940-1990. Ленинградская школа. Каталог выставки.- Санкт-Петербург. 1996.

6. Кононихин Н. Живопись Ленинграда - Санкт-Петербурга. Из частных коллекций. CD-ROM. - СПб. 1998.

www.nikolaygallery.ru

Баженов Георгий - Soyol.ru - Культура и искусство Бурятии

Баженов Георгий Иннокентьевич родился 6 мая 1927 года в селе Верхний Мангиртуй Бичурского района Бурят-Монгольской АССР. Ему было 6 лет, когда семью раскулачили, и пришлось родителям вместе с детьми перебираться в Улан-Удэ. Мария Иннокентьевна, сестра художника, рассказывала, что, несмотря на трудности, Георгий Иннокентьевич всегда стремился к знаниям. Учился охотно по всем предметам. На площадке авиазавода окончил 7 классов, среднюю школу окончил на ПВЗ (посёлке Улан-Удэнского паровозо-вагонного завода), куда ежегодно добирался пешком. В военные годы посещал кружок рисования в Доме пионеров им. Постышева. Огромную роль в выборе профессии сыграла встреча Баженова с народным художником Бурятии Ц.С. Сампиловым. В первых рисунках начинающего художника мэтр угадал дарование и направил его учиться в Иркутское художественное училище. Затем два года Баженов учился в Москве, а в 1952-1958 г.г. — в Киевском государственном художественном институте.

Любовь Федоровна, вдова художника, позировала ему для его дипломной работы. В её памяти Георгий Иннокентьевич остался человеком внимательным к людям, энергичным, начитанным, который всегда стремился к самосовершенствованию. После окончания Киевского художественного института живёт в Улан-Удэ. Он был первым художником Бурятии, получившим высшее образование. Его друг, художник Александр Владимирович Казанский вспоминает о нём как о человеке подвижном, энергичном. Что бы ни писал Георгий Иннокентьевич, утверждает Казанский, он всегда был одержим творческим горением.

В 1958 г. Баженов приехал в родную Бурятию как раз в то время, когда творческие союзы готовились ко второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве. Он сразу же принялся за работу. Результатом упорного творческого труда явилось успешное участие в декадной выставке, где Баженов представил 12 больших и малых полотен, получивших доброжелательную оценку критики. Это, как указывалось в печати, «... интересные работы, дающие право надеяться на дальнейшие возможности творческого роста».

Его картина «Родные мелодии» написана профессионально и талантливо. Работы «Багульник», «Перед грозой», «Хамар Дабан», «На водопое» показали и подтвердили высокое мастерство художника. Они на сегодняшний день хранятся в музее им. Ц.С. Сампилова. Ранние пейзажи художника дают возможность оценить искреннюю любовь к природе, умение передать на холсте ощущения и чувства, переполнявшие душу художника при виде красивых мест родной Бурятии. Более поздние пейзажи «Лунная ночь на Байкале» (1978 г.), «Омулёвка» (1976 г.), «Зима», «Летний день. Дача художника Г. Павлова», «Весна», «Хилок у Мангиртуя» (1979 г.) выполнены просто и добротно, с характерной выверенностью тоновых и цветовых отношений.

Ощущается интерес живописца к живой, чувственно-конкретной передаче природы, к натурной достоверности. Если первым произведениям художника присуща некоторая чернота колорита, то она совершенно исчезает в последующих полотнах, решённых художником в светлых, ярких тонах. Изменчивость настроений природы более всего импонирует складу дарования этого художника. Баженов — художник ищущий. Он много работал над собой. Чтобы заставить зрителя увидеть природу глазами художника, надо не только любить её, но и знать её во всём многообразии. Поэтому Баженов часто уезжал в творческие командировки по республике и всегда возвращался с массой этюдов, с новыми замыслами.

В 1963-1964 г.г. он провёл две навигации среди речников. Плавал с ними на пароходах, катерах, баржах, написал большое количество этюдов, на основе этого создал целую серию пейзажей, посвященных реке-красавице Селенге. Эти пейзажи отличаются глубокой продуманностью композиции, лаконичностью и обобщённостью образа, создают впечатление первозданной, нетронутой сибирской природы: время не властно над ней. В работах он показал всю мощь, силу и красоту Селенги.

В 60-х-70-х годах ХХ века художник был участником и очевидцем высокого творческого подъёма, свойственного его современникам, и, как отмечает искусствовед И.И. Соктоева, «...одно из основных направлений изобразительного искусства республики определяется повышенным интересом к отдельным сторонам национальной жизни. Особенно часто художники используют сюжеты традиционных народных празднеств...».

Большой и заслуженный успех принесла художнику картина «Сурхарбан». Картина привлекает и своими размерами, и колоритом красок. Растянутая по горизонтали композиция картины захватывает огромный простор степи, обрамлённой горами, и всё это наполнено ярким светом.

Замысел этой картины возник в 1964 году во время пребывания в колхозе «Коммунизм» Джидинского района, где группа бурятских художников работала над оформлением колхозного клуба. В ту пору и удалось побывать художнику на таком празднике. Там были сделаны первые эскизы. Этот праздник и подсказал художнику тему для будущего полотна. «Сурхарбан», по мнению художника, должен быть яркой, красочной картиной с преобладанием жёлтого цвета, выражающего солнечность, радостное праздничное настроение«. К этому и стремился Георгий Иннокентьевич Баженов. «Сурхарбан» — праздник, который проводится в разгар лета, в июне-июле, накануне уборки урожая. К тому же этот праздник спортивный, на котором присутствуют все национальные виды спорта. И происходит всё это одновременно и при множестве ликующего народа.

Вот эта одновременность, а также характерный пейзаж помогли художнику в композиционном решении замысла. На переднем плане картины — зрители, наблюдающие за спортивными состязаниями, а сзади — коричневые горы, в своеобразном переплетении линий повторяющие ритм праздничного возвышенного настроения, и кусочек голубого неба над горами, с караваном белых облаков.

Много пришлось художнику поработать над сбором материала для этой картины, много подумать над воплощением замысла. Эта картина демонстрировалась на зональной выставке «Советская Россия» и получила высокую оценку. Как отмечает искусствовед И.И. Соктоева, «...в полотне Г. Баженова „Сурхарбан“ подчёркнуты прежде всего динамичность действия, его мажорность... Красочная декоративность жёлтой земли, словно вобравшей в себя лучистость солнечного цвета, усиливает общее впечатление праздника». «Мастером солнечной кисти» назвала Г. Баженова искусствовед С. Мунгалова.

Просматривая работы художника, можно заметить, что они разнообразны по манере. Художник по-разному решает проблему света, формы, ищет оригинальные композиции. Талант пейзажиста, постоянная упорная работа над собой — вот основные черты, которые художник постоянно развивал в себе. Художник побывал во всех уголках России, и из каждой поездки он привозил целые серии произведений, отражающих природу, жизнь и быт людей. Многие из этих работ хранятся в Художественном музее им. Ц. Сампилова.

«Сильным и многогранным в своих поисках мастером пейзажной живописи...» назвала Г.И. Баженова искусствовед С. М. Червонная.

Кроме пейзажа, художник работал над тематическими картинами, натюрмортами. Наиболее известны картины «Розы», «Цветы», «Георгины» (1964 г.).

Баженову свойственно и внимательное отношение к портретному жанру, который позволяет художнику найти образное раскрытие характера, духовного мира человека. Обратившись к портрету современника, известного композитора Бау Ямпилова, художник наделяет его конкретными характерными чертами. Это одно из наиболее известных произведений художника, подчёркивающее творческое состояние человека. Художник отказывается от эффектных приемов и создаёт классически построенный картинный образ.

Много обаяния в портретах жены художника, которые в восприятии зрителей ассоциируются с одухотворёнными женскими образами, мягкими, а порой и строгими.

Мужеством и благородством наделён старый воин (портрет «Ветеран»). Строгим живописным языком отличается «Портрет матери» (1957), бережно хранимый в семье художника. В образе простой русской женщины есть твёрдость и нежность, соединённая со спокойствием, которое глубоко волнует жизненной правдой.

Г.И.Баженов ушёл из жизни в 1984 году, и уже несколько десятилетий отделяют нас от создания его лучших работ. Но они не стареют, и сегодня его произведения продолжают занимать значительное место в бурятской живописи, утверждая ещё раз основные ценности человеческого бытия.

soyol.ru

Баженов, Всеволод Андреевич - это... Что такое Баженов, Всеволод Андреевич?

Все́волод Андре́евич Бажéнов (18 февраля 1909 Сердобск, Пензенская губерния, Российская империя — 2 августа 1986 Ленинград, СССР) — русский советский художник, живописец, пейзажист, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР[1].

Биография

Баженов родился 18 февраля 1909 года в городе Сердобск пензенской губернии в семье художника, преподавателя реального училища. Его отец, Баженов Андрей Всеволодович, стал первым учителем будущего художника. Позднее занимался в изостудии у художников А. Е. Гоферта и Н. В. Кузьмина. Кроме рисования и живописи увлекался музыкой, его мать Евгения Николаевна Чистякова была пианисткой и учительницей музыки.

Аравийский берег. 1962

В 1928 Баженов окончил в Сердобске среднюю школу и уехал в Ленинград. В 1928—1930 занимался в Ленинградском художественно-промышленном техникуме у Д. Киплика, М. Авилова, В. Федоровича[2]. В 1930 Баженов ушёл с третьего курса техникума и поступил на курсы топографов-геодезистов. По одним сведениям причиной ухода стало тяжелое материальное положение, по другим — реорганизация живописного факультета в клубно-инструкторский. По окончании курсов работал в системе геологоразведки в полевых разведочных партиях, сначала в качестве топографа, затем прораба и иначальника полевых партий. В период экспедиционной работы много работал над пейзажем, писал этюды на Урале, в Карелии, Закавказье и Курдистане. В 1934 по состоянию здоровья прекратил экспедиционную деятельность и поступил художником на ленинградскую картографическую фабрику, где проработал до 1941 года. В 1940 вышел карманный атлас мира, цветовое оформление карт которого было выполнено Баженовым.

В 1940 году женился на Екатерине Андреевне Кузнецовой. 24 июня 1941 года родился старший сын Александр, ставший впоследствии художником кино. После начала Великой Отечественной войны Баженов был откомандирован в Свердловскую картографическую часть, куда выехал с семьей. В декабре 1942 года был призван в армию и зачислен в Свердловскую картчасть в звании техника-лейтенанта на должность старшего картографа. Демобилизовался в конце 1945 года. Награждён медалью «За победу над Германией».

После демобилизации с осени 1946 работал художником-живописцем в Ленизо. В 1946 году родился средний сын Владимир, в 1952 году — младший Андрей. Первое участие в выставке относится к 1937 году. Начиная с 1951 Баженов постоянно участвовал в городских, республиканских и всесоюзных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.[3]. Писал многочисленные натурные этюды, пейзажи-картины, жанровые композиции. Работал в технике масляной и темперной живописи. В 1951 был принят в члены Ленинградского Союза советских художников.

Наиболее ярко живописный талант Баженова проявился в 1950—1960 годы в натурном этюде. Его манеру отличали мастерское владение приемами пленэрной живописи, изысканность колорита, артистизм исполнения[4]. Среди произведений этого периода, показанных на выставках, работы «Рыбаки»[5] (1949), «Пашня»[6] (1950), «Мстинское водохранилище», «Начало весны»[7] (обе 1951), «Весенний вечер»[8] (1953), «Алтай-Чемал»[9], «Зимнее утро», «Перед грозой», «Солнце скрылось за горой»[10] (все 1956), «Голубой Алтай», «Индустриальные огни»[11], «Пахота целины в горах»[12] (обе 1957), «На берегу Селенги»[9], «На реке Баргузин»[13], «Байкал. Остров чаек»[14] (все 1958), «Нева индустриальная»[15] (1959), «Под Ленинградом», «Сумерки»[16], «Спуск на воду танкера «Пекин»[17] (1960), «Рассвет»[18], «Огни Ангары», «Сибирская трасса»[19] (все 1961), «Ленинградский порт», «Волхов», «Старая Ладога»[20] (все 1964), «Зимний этюд», «Весна в лесу»[21] (обе 1965) и другие.

Особую тему в творчестве художника образуют произведения, созданные в 1962 году в ходе морского перехода на судне-краболове «Евгений Никишин» из Ленинграда во Владивосток вокруг Европы и Азии со стоянками в портах Гибралтара, Суэцкого канала, Сингапура, Вьетнама. В ходе этого плавания через одиннадцать морей и океанов, длившегося больше трех месяцев, художник создал около двухсот этюдов, картин и рисунков[22]. Ряд задуманных работ был окончен художником позднее уже в ленинградской мастерской на основе этюдов и непосредственных впечатлений от плавания.

В заливе Ха Лонг. 1962

Около 120 работ из этой серии были показаны в 1963 году сначала на выставке Баженова в Большом зале Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, а затем во Дворце искусств им. К. С. Станиславского и в городах Пушкине, Бокситогорске, Тихвине. Среди них работы «Аравийский берег»[23], «Лодки в море»[13], «В Сингапурском проливе», «Дания на горизонте»[14], «В заливе Ха-Лонг»[24][25], «Дельфины играют», «Суэцкий канал»[26] и другие. Всего за годы жизни художника состоялось около десяти персональных выставок его произведений. В 1989—1992 годах уже после смерти Баженова его работы с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L' Ecole de Leningrad во Франции[27][28].

В 1960—1970 годы Всеволод Баженов входил в небольшую группу ленинградских художников, писавших картины для кают-компаний строившихся океанских кораблей и подводных лодок. Всего им было написано около 100 картин для кораблей разного назначения, в основном пейзажей нашей Родины. Большинство работ оказались на кораблях Тихоокеанского и Северного флотов. При его участии разрабатывались специальные технологии, защищавшие картины от повышенной влажности воздуха в условиях длительного плавания. В 1976 году художник был награждён командованием ВМФ грамотой за создание картин для флота.

С середины 1960-х годов и в течение двадцати лет Всеволод Баженов руководил работой творческих групп художников в Доме творчества Старая Ладога[29]. Здесь им было написано множество этюдов и картин, среди них «Зимний этюд»[30], «Март в Доме Творчества», «Весенний этюд»[30] (все 1967), «К весне»[31] (1969), «Весна пришла»[32] (1974), «В Доме Творчества Старая Ладога», «Последний снег»[33] (обе 1977), «Март»[34] (1980), «Весной у Волхова» (1981) и другие.

Особое место в творческих поездках художника принадлежало Карелии. Впервые Всеволод Баженов побывал здесь в 1931 году. В 1981 году Всеволод Баженов впервые посетил Валаам, куда приехал по приглашению музея-заповедника. С тех пор и до самой кончины художника Валаам стал одной из главных тем его творчества. В 1984 году на острове состоялась персональная выставка картин Всеволода Баженова, устроенная музеем. В его фондах хранятся многие произведения художника, выполненные по валаамским впечатлениям[35].

Всеволод Андреевич Баженов скончался 2 августа 1986 года в Ленинграде на восемьдесят восьмом году жизни. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России[36], Франции, США, Германии, Великобритании, Японии[37] и других странах.

Галерея

  • В Суэцком заливе. 1962

  • Весна на Волхове. 1981

  • Дом Творчества художников "Старая Ладога". 1977

  • В Сингапурском проливе. 1962

  • У берегов Вьетнама. 1962

  • Дания на горизонте. 1962

  • Весна на Алтае. 1979

Выставки

Основные выставки с участием Всеволода Андреевича Баженова  

  • 1953 год (Ленинград): Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года.
  • 1954 год (Ленинград): Выставка произведений ленинградских художников 1954 года в Государственном Русском музее.
  • 1994 год (Санкт-Петербург): Выставка «Всеволод Баженов. Живопись. К 85-летию со дня рождения художника» в залах Санкт-Петербургского Союза художников.
  • 2009 год (Санкт-Петербург): Выставка «Всеволод Андреевич Баженов. Живопись. К 100-летию со дня рождения художника» в Выставочном центре Московского района Санкт-Петербурга.

См. также

Примечания

  1. ↑ Справочник членов Союза художников СССР. Т. 1. М., Советский художник, 1979. С.82.
  2. ↑ Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т. 1. М., Искусство, 1970. С.256.
  3. ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л., Лениздат, 1951. С.8.
  4. ↑ Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.356.
  5. ↑ L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 12 Mars. Р.35.
  6. ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. М-Л., Искусство, 1951. С.14.
  7. ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л., Лениздат, 1951. С.8.
  8. ↑ Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года. Каталог. Л., ЛССХ, 1953. С.5.
  9. ↑ 1 2 Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1959. С.6.
  10. ↑ Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.6.
  11. ↑ Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. М., Советский художник, 1957. С.10.
  12. ↑ 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.8.
  13. ↑ 1 2 L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 21 Decembre. Р.21.
  14. ↑ 1 2 Всеволод Баженов. Живопись. К 85-летию со дня рождения. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1994. С.3.
  15. ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1961. С.9.
  16. ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1963. С.7.
  17. ↑ Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Плакат. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. М., Министерство культуры РСФСР, 1960. С.15.
  18. ↑ L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 11 June. Р.28.
  19. ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1964. С.9.
  20. ↑ Ленинград. Зональная выставка. Л., Художник РСФСР, 1965. С.9.
  21. ↑ Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л., Художник РСФСР, 1970. С.8.
  22. ↑ Всеволод Баженов. Живопись. К 85-летию со дня рождения. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1994.
  23. ↑ Визирякина Т. Эпоха. Время. Художник // Невское зеркало. 1996, № 7.
  24. ↑ Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.275.
  25. ↑ Баженов В. А. В заливе Ха-Лонг // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб., «Цветпринт», 2012. С.203.
  26. ↑ Всеволод Баженов. Живопись. К 85-летию со дня рождения. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1994. С.4.
  27. ↑ L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1989, 16 Juin. Р.10-11.
  28. ↑ L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 21 Decembre. Р.20-21.
  29. ↑ Игнатенко В. Ф. Об истории и нынешнем состоянии творческой дачи ленинградских художников в Старой Ладоге.
  30. ↑ 1 2 Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1971. С.5.
  31. ↑ Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1970. С.7.
  32. ↑ Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1980. С.11.
  33. ↑ Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1978 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983. С.5.
  34. ↑ Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983. С.11.
  35. ↑ Печорина Л. М. Баженов Всеволод Андреевич.
  36. ↑ Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.6-7.
  37. ↑ Exhibition of modern Soviet Painting. 1977. Gekkoso Gallery. Catalogue. Tokyo, 1977. Р.20,43,87.

Источники

  • Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.8.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л., Лениздат, 1951. С.8.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. М-Л., Искусство, 1951. С.14.
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года. Каталог. Л., ЛССХ, 1953. С.5.
  • Выставка произведений ленинградских художников. Живопись, скульптура, графика. Каталог. Л., ГРМ, 1954.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.6.
  • 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.8.
  • Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. М., Советский художник, 1957. С.10.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1959. С.6.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1963. С.7.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1961. С.9.
  • Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Плакат. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. М., Министерство культуры РСФСР, 1960. С.15.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1964. С.9.
  • Григорьева Н. Всесоюзная художественная // Ленинградская правда, 1963, 26 декабря.
  • Ленинград. Зональная выставка. Л., Художник РСФСР, 1965. С.9.
  • Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л., Художник РСФСР, 1970. С.8.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1971. С.5.
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1970. С.7. 
  • Художники народов СССР. Биографический словарь. Т. 1. М., Искусство, 1970. С.256—257.
  • Каталог произведений художников Российской Федерации, переданных в дар организациям и учреждениям культуры (1963—1971 гг.). М., СХ РСФСР, 1972. С.14.
  • Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1980. С.11.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1978 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983. С.5. 
  • Справочник членов Союза художников СССР. Т. 1. М., Советский художник, 1979. С.82.
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Л., Художник РСФСР, 1982. С.11.
  • Exhibition of modern Soviet Painting. 1977. Gekkoso Gallery. Catalogue. Tokyo, 1977. Р.20,43,87.
  • Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983. С.11.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1980. С.9. 
  • L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1989, 16 Juin. Р.10-11.
  • L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1989, 27 Novembre. Р.6.
  • L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 12 Mars. Р.34-35.
  • L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 11 June. Р.28-29.
  • L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 21 Decembre. Р.20-21.
  • Всеволод Баженов. Живопись. К 85-летию со дня рождения. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1994. 
  • Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов. Каталог. СПб., 1994. С.3. 
  • Этюд в творчестве ленинградских художников. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1994. С.3. 
  • Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1995. С.3.
  • Русская зима. Живопись. Выставка произведений петербургских художников. СПб., 1995. С.3.
  • Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений. СПб., 1996. С.3.
  • Визирякина Т. Эпоха. Время. Художник // Невское зеркало. 1996, № 7.
  • Soviet realist and impressionist paintings. London, Phillips, 1994.
  • Мастера советской живописи. Аукцион № 5. СПб., Галерея «Львиный мостик», 18 февраля 2005. С.13-14.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.19, 24, 356, 388—393, 395, 396, 399, 400, 404—406, 446. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
  • Баженов В. А. В заливе Ха-Лонг // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб., «Цветпринт», 2012. С.203.

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта