Загадочный русский архитектор Василий Баженов. Баженов картины
ОТКРЫТКИ (худ. А.Баженов): shaltay0boltay
Из "самостоятельных" мне очень нравятся вот эти котята, где в серединку можно вписать поздравительный текст.
("Советский художник", 1968 год, художник А.Баженов)
А вот сколько было наборов со зверятами - я не знаю.
Мне попадались несколько комплектов, где открытки А.Баженова были "одними из".
А вот такие, где полностью его картинки - нет :(Хотелось бы узнать, существуют ли такие?
У меня их совсем мало. Выкладываю те, что есть и те, что сохранила себе для памяти, чтобы при случае приобресть.
ВЕСЕЛОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.("Изогиз", 1960 год, художник А.Баженов, тираж 800 000)
ХОД СЛОНОМ."Слон слоном! Вот это ход!"-Растерялся бегемот.Выход? Что же, есть давно:Поскорей уйти...на дно.(М.Рутер)("Изогиз", 1956 год, художник А.Баженов, тираж 400 000)
Ну и лихо пляшут зайки,Струн не жаль на балалайке!За меня бы кто сыграл,-Я бы с ними сам сплясал!(М.Рутер)("Изогиз", 1956 год, художник А.Баженов, тираж 200 000)
ДРУЖНАЯ ИГРА.("Изогиз", 1958 год, художник А.Баженов, тираж 1 000 000)
Подозреваю. что следующие три открытки из одного комплекта. И формат у них чуть меньше стандартного, и год совпадает.
ПОЧТА ИЗ ЗООПАРКА.("Советский художник", 1969 год)
ВОТ ЭТО ГРИБ!("Советский художник", 1969 год)
СИЛОВОЙ ПРИЁМ.("Советский художник", 1969 год)
"Надергано" из интернета:
shaltay0boltay.livejournal.com
Загадочный русский архитектор Василий Баженов — EA Culture
12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII[…]
12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII века, которому приписывается множество построенных в ту пору зданий, но, как выясняется в наши дни, не все эти постройки можно обоснованно считать работами Баженова.
Василий Баженов (в центре) представляет проект в светском кружке.Будущий архитектор родился в семье дьячка в одной из придворных кремлевских семей и с детства обнаружил талант к срисовыванию с натуры домов, церквей и кремлевских стен. Учился у архитектора Дмитрия Ухтомского, затем в Академии художеств, где проявил талант и стал помощником своего учителя Саввы Чевакинского при проектировании и постройке Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Его направили на обучение в Париж к профессору Шарлю Девайи, где Баженов стал масоном, но, скорее, из эстетических соображений, поскольку его восхищали пропорции масонской символики и архитектуры.
Вернувшись в Россию, участвовал в издании русских переводов трудов Витрувия и стал проводником французского вкуса в архитектуре, ярким проявлением котором стал построенный Баженовым (или приписываемый ему на протяжении двух столетий) Пашков дом, известный тем, что вначале сюда переехал из Санкт-Петербурга Румянцевский музей, а затем здание отошло Государственной библиотеке. Однако никаких документов, подтверждающих, что этот дом построил Баженов, не сохранилось, и указание авторства основывается на устной традиции.
Зато известно, что Баженов попал в приятели светлейшего князя Григория Орлова, фаворита Екатерины II. Отдаляя Орлова от петербургского двора, но не желая отпускать его далеко, Императрица назначила своего фаворита генерал-фельдцейхмейстером по Артиллерийскому корпусу, генерал-директором по Инженерному корпусу и первоприсутствующим в Канцелярии артиллерии и фортификации. Фактически под управлением Орлова находились все крепостные сооружения и их гарнизоны, а квартировать ему полагалось в главной крепости – Московском Кремле.
Деятельный Орлов и мечтающий о грандиозном градостроительном проекте Баженов нашли общий язык. И в итоге загадочный архитектор более всего прославился своим проектом переустройства Боровицкого вала, то есть проектом новой застройки территории Московского Кремля. Баженов предложил разобрать Кремлевские стены и вместо них построить сплошной ряд зданий, которые образовали бы кольцо вокруг Соборной площади Кремля, а Боровицкий холм должен был превратиться в огромный народный форум, к которому стекались бы все улицы центра Москвы. Здания уже были заложены и освещены, а Кремлевскую стену начали разбирать, уничтожив участок, выходивший к Москва-реке, в том числе, начав разборку шести (по другим сведениям – четырех) башен. Но Государыне Екатерине пошли такие решительные жалобы, что Императрица сочла за благо остановить реализацию проекта, и позднее разобранные участки Кремлевской стены были восстановлены архитектором Матвеем Казаковым.
Но что прощалось Орлову, не простилось Баженову. Архитектору было поручено строительство ансамбля дворцов Царицына села, и здесь тоже началась стройка. Но в 1885-м Императрица приехала на 3 дня в Москву, посетила строительные работы, возмутилась тем, что ее дворец и великокняжеский дворец замышляются одинакового размера и повелела стройку прекратить, дворцы разобрать, а архитектора от ремесла отстранить.
Панорама села Царицына. Проектный чертеж Василия Баженова и Матвея Казакова. 1776.Новый шанс выпал Баженову после смерти Екатерины, когда Павел I взялся принципиально возвышать всех, кто попал в немилость усопшей Императрицы. Новый правитель призвал Баженова и для начала назначил его вице-президентом Академии художеств, поручив ему подготовить собрание чертежей русских зданий для систематического исторического исследования русской архитектуры. Баженов с радостью и рвением взялся за эту работу, но неожиданно умер в августе 1799 года, не успев испытать того разочарования, которое выпало вскоре на долю других, призванных Павлом ко двору, после того, как Павел был убит в ночь государственного переворота на рубеже веков.
Споры о том, Баженов или не Баженов является автором проектов нескольких зданий, не утихают и поныне. В XVIII столетии при исполнении частных заказов российские архитекторы часто не указывали своего авторства, в отличие от приезжих итальянцев. В результате почти все псевдоготические постройки в Москве и Подмосковье, относящиеся к последней четверти XVIII века и не имеющие установленного авторства, приписываются по двухвековой традиции Василию Баженову или Матвею Казакову.
Первый кавалерийский корпус. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.Третий кавалерийский корпус. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.
eaculture.ru
Художник Всеволод Баженов. Тайна четырёх океанов: leningradartist
Вс. Баженов. В заливе Халонг. 1962
Особую тему в творчестве Баженова образуют произведения, созданные в 1962-1963 годах в ходе морского перехода на судне-краболове «Евгений Никишин» из Ленинграда во Владивосток вокруг Европы и Азии со стоянками в портах Гибралтара, Суэцкого канала, Сингапура, Вьетнама. В ходе плавания через одиннадцать морей и океанов, длившегося больше трех месяцев, художник создал около двухсот этюдов, картин и рисунков. Ряд задуманных работ был написан позднее уже в ленинградской мастерской на основе этюдов и непосредственных впечатлений от плавания. Около 120 работ из этой серии были показаны в 1963 году сначала на выставке в Большом зале Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, а затем во Дворце искусств им. К. С. Станиславского и в городах Пушкине, Бокситогорске, Тихвине.
В 1960-1970 годы Баженов входил в небольшую группу ленинградских художников, писавших картины для кают-компаний строившихся океанских кораблей и подводных лодок. Всего им было написано около 100 картин для кораблей разного назначения, в основном пейзажей нашей Родины. Большинство работ оказались на кораблях Тихоокеанского и Северного флотов. При его участии разрабатывались специальные технологии, защищавшие картины от повышенной влажности в условиях длительного плавания. В 1976 году художник был награждён командованием ВМФ грамотой за создание картин для флота.
Едва ли найдётся в истории мировой живописи другой художник, многочисленные работы которого при жизни автора постоянно находились бы не только в художественных музеях, но и в разных уголках мирового океана: у берегов Америки и Австралии, в глубинах Анлантики и подо льдом у Северного полюса. Ниже несколько работ В. А. Баженова, созданных во время плавания 1962 года, а также одна из работ, создававшихся для плавания в океанских глубинах.
В. Баженов. Аравийский берег. 1962
В. Баженов. Дания на горизонте. 1962
В. Баженов. Ночь над Вьетнамом. 1963
В. Баженов. Тучи над Сингапуром. 1962
В. Баженов. Отлив. Вьетнам. 1962
В. Баженов. У берегов Вьетнама. 1962
В. Баженов. В Сингапурском проливе. 1962
В. Баженов. Суэцкий канал. 1962
В. Баженов. Восход. Индийский океан. 1962
В. Баженов. Море. 1962
В. Баженов. В Сингапурском проливе. 1962
В. Баженов. Весна на Алтае. 1977
См. также: Баженов Всеволод Андреевич (1909-1986)См. также: Картины В. А. Баженова (1909-1986)
leningradartist.livejournal.com
Всеволод Андреевич Баженов — Циклопедия
Всеволод Андреевич Баженов
Род деятельности | живописец |
Всеволод Андреевич Баженов (English: Vsevolod Bazhenov) — советский художник, живописец, представитель ленинградской школы живописи.
Всеволод Баженов родился 18 февраля 1909 г. в городе Сердобске Пензенской губернии в семье художника, преподавателя реального училища. Отец, Баженов Андрей Владимирович, стал первым учителем будущего художника. Позднее Баженов занимался в изостудии у художников А. Гоферта и Н. Кузьмина. Кроме рисования и живописи увлекался музыкой, мать Евгения Николаевна Чистякова была пианисткой и учительницей музыки.
Баженов В. В горах Алтая. 1953Окончив в Сердобске среднюю школу, Баженов в 1928 г. уехал в Ленинград. В 1928—1930 занимался в художественно-промышленном техникуме у Д. Киплика, М. Авилова, В. Федоровича[1]. В 1930 г. Баженов ушёл с третьего курса техникума и поступил на курсы топографов-геодезистов. По одним сведениям причиной ухода стало трудное материальное положение, по другим — реорганизация живописного факультета в клубно-инструкторский. По окончании курсов топографов-геодезистов работал в системе геологоразведки в полевых разведочных партиях, сначала в качестве топографа, затем прораба и начальника полевых партий. В экспедиционный период много работал над пейзажем, писал этюды на Урале, в Карелии, Закавказье и Курдистане. В 1934 г. по состоянию здоровья прекратил экспедиционную деятельность и поступил художником на ленинградскую картографическую фабрику, где проработал до 1941 года. В 1940 г. вышел карманный атлас мира, цветовое оформление карт которого было выполнено Баженовым.
После начала Великой Отечественной войны Баженов был откомандирован в Свердловскую картографическую часть, куда выехал с женой и старшим сыном. В декабре 1942 г. был призван в армию и зачислен в Свердловскую картчасть в звании техника-лейтенанта на должность старшего картографа. Демобилизовался в конце 1945 г. Награждён медалью «За победу над Германией».
После демобилизации и возвращения в Ленинград работал художником-живописцем в Ленизо. С 1951 г. участвовал в выставках [2]. Писал многочисленные натурные этюды, пейзажи-картины, жанровые композиции. Работал в технике масляной и темперной живописи. В 1951 г. был принят в члены Ленинградского Союза советских художников.
Баженов В. Дания на горизонте. 1962Наиболее ярко живописный талант Баженова проявился в натурном этюде. Его манеру отличали мастерское владение приемами пленэрной живописи, изысканность колорита, артистизм исполнения[3]. Среди произведений 1950-х и начала 1960-х гг., показанных на выставках, работы «Рыбаки»[4] (1949), «Пашня»[5] (1950), «Мстинское водохранилище», «Начало весны»[6] (обе 1951), «Весенний вечер»[7] (1953), «Алтай-Чемал»[8], «Зимнее утро», «Перед грозой», «Солнце скрылось за горой»[9] (все 1956), «Голубой Алтай», «Индустриальные огни»[10], «Пахота целины в горах»[11] (обе 1957), «На берегу Селенги», «На реке Баргузин»[12], «Байкал. Остров чаек»[13] (все 1958), «Нева индустриальная»[14] (1959), «Под Ленинградом», «Сумерки»[15], «Спуск на воду танкера «Пекин»[16] (1960), «Рассвет»[17], «Огни Ангары», «Сибирская трасса»[18] (все 1961), «Ленинградский порт», «Волхов», «Старая Ладога»[19] (все 1964), «Зимний этюд», «Весна в лесу»[20] (обе 1965) и другие.
Особую тему в творчестве художника образуют произведения, созданные в 1962-1963 гг. в ходе морского перехода на судне-краболове «Евгений Никишин» из Ленинграда во Владивосток вокруг Европы и Азии со стоянками в портах Гибралтара, Суэцкого канала, Сингапура, Вьетнама. В ходе этого плавания через одиннадцать морей и океанов, длившегося больше трех месяцев, художник создал около двухсот этюдов, картин и рисунков[21]. Ряд задуманных работ был окончен художником позднее уже в ленинградской мастерской на основе этюдов и непосредственных впечатлений от плавания.
Баженов В. Аравийский берег. 1962Около 120 работ из этой серии были показаны в 1963 г. сначала на выставке Баженова в ЛОСХ, а затем во Дворце искусств им. К. Станиславского и в городах Пушкине, Бокситогорске, Тихвине. Среди них работы «Аравийский берег»[22], «Лодки в море», «В Сингапурском проливе», «Дания на горизонте», «В заливе Ха-Лонг»[23][24], «Дельфины играют», «Суэцкий канал»[25] и другие. Всего за годы жизни художника состоялось около десяти персональных выставок его произведений. В 1989—1992 годах уже после смерти Баженова его работы с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L' Ecole de Leningrad во Франции[26][27].
В 1960—1970 годы Баженов входил в небольшую группу ленинградских художников, писавших картины для кают-компаний строившихся океанских кораблей и подводных лодок. Всего им было написано около 100 картин для кораблей разного назначения, в основном пейзажей нашей Родины. Большинство работ оказались на кораблях Тихоокеанского и Северного флотов. При его участии разрабатывались специальные технологии, защищавшие картины от повышенной влажности воздуха в условиях длительного плавания. В 1976 году художник был награждён командованием ВМФ грамотой за создание картин для флота.
С середины 1960-х на протяжении двадцати лет Всеволод Баженов был руководителем потоков на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге[28]. Здесь им было написано множество этюдов и картин, среди них «Зимний этюд»[29], «Март в Доме Творчества», «Весенний этюд» (все 1967), «К весне»[30] (1969), «Весна пришла»[31] (1974), «В Доме Творчества Старая Ладога», «Последний снег»[32] (обе 1977), «Март»[33] (1980), «Весной у Волхова» (1981) и другие.
Особое место в творческих поездках художника принадлежало Карелии. Впервые Всеволод Баженов побывал здесь в 1931 году. В 1981 г. Баженов впервые посетил остров Валаам, куда приехал по приглашению музея-заповедника. С тех пор и до самой кончины художника Валаам стал одной из главных тем его творчества. В 1984 г. на острове состоялась персональная выставка картин Всеволода Баженова, устроенная музеем. В его фондах хранятся произведения художника, выполненные по валаамским впечатлениям[34].
Всеволод Андреевич Баженов скончался 2 августа 1986 г. в Ленинграде на семьдесят восьмом году жизни. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России[35], Франции, США, Германии, Великобритании, Японии[36] и других странах.
- ↑ Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.1. М., Искусство, 1970. С.256.
- ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л., Лениздат, 1951. С.8.
- ↑ Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.356.
- ↑ L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 12 Mars. Р.35.
- ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. М-Л., Искусство, 1951. С.14.
- ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л., Лениздат, 1951. С.8.
- ↑ Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года. Каталог. Л., ЛССХ, 1953. С.5.
- ↑ Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1959. С.6.
- ↑ Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.6.
- ↑ Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. М., Советский художник, 1957. С.10.
- ↑ 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.8.
- ↑ L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 21 Decembre. Р.21.
- ↑ Всеволод Баженов. Живопись. К 85-летию со дня рождения. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1994. С.3.
- ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1961. С.9.
- ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1963. С.7.
- ↑ Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Плакат. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. М., Министерство культуры РСФСР, 1960. С.15.
- ↑ L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 11 June. Р.28.
- ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1964. С.9.
- ↑ Ленинград. Зональная выставка. Л., Художник РСФСР, 1965. С.9.
- ↑ Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л., Художник РСФСР, 1970. С.8.
- ↑ Всеволод Баженов. Живопись. К 85-летию со дня рождения. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1994.
- ↑ Визирякина Т. Эпоха. Время. Художник // Невское зеркало. 1996, №7.
- ↑ Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.275.
- ↑ Баженов В. А. В заливе Ха-Лонг // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб., Цветпринт, 2012. С.203.
- ↑ Всеволод Баженов. Живопись. К 85-летию со дня рождения. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1994. С.4.
- ↑ L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1989, 16 Juin. Р.10-11.
- ↑ L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 21 Decembre. Р.20-21.
- ↑ Игнатенко В. Ф. Об истории и нынешнем состоянии творческой дачи ленинградских художников в Старой Ладоге.
- ↑ Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1971. С.5.
- ↑ Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1970. С.7.
- ↑ Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1980. С.11.
- ↑ Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1978 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983. С.5.
- ↑ Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983. С.11.
- ↑ Печорина Л. М. Баженов Всеволод Андреевич.
- ↑ Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.6-7.
- ↑ Exhibition of modern Soviet Painting. 1977. Gekkoso Gallery. Catalogue. Tokyo, 1977. Р.20,43,87.
-
В заливе Ха-Лонг. 1962
-
Весна на Волхове. 1981
-
Ночь над Вьетнамом. 1963
-
У берегов Вьетнама. 1962
-
Весна на Алтае. 1979
-
Байкал. Остров чаек. 1959
- Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.8.
- Выставка произведений ленинградских художников 1950 года. Каталог. М-Л., Искусство, 1951. С.14.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года. Каталог. Л., ЛССХ, 1953. С.5.
- Выставка произведений ленинградских художников. Живопись, скульптура, графика. Каталог. Л., ГРМ, 1954.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1963. С.7.
- Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Плакат. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. М., Министерство культуры РСФСР, 1960. С.15.
- Григорьева Н. Всесоюзная художественная // Ленинградская правда, 1963, 26 декабря.
- Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.1. М., Искусство, 1970. С.256—257.
- Каталог произведений художников Российской Федерации, переданных в дар организациям и учреждениям культуры (1963—1971 гг.). М., СХ РСФСР, 1972. С.14.
- Справочник членов Союза художников СССР. Т.1. М., Советский художник, 1979. С.82.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Л., Художник РСФСР, 1982. С.11.
- Exhibition of modern Soviet Painting. 1977. Gekkoso Gallery. Catalogue. Tokyo, 1977. Р.20,43,87.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1980. С.9.
- L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1989, 16 Juin. Р.10-11.
- L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1989, 27 Novembre. Р.6.
- L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 12 Mars. Р.34-35.
- L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 11 June. Р.28-29.
- L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 21 Decembre. Р.20-21.
- Всеволод Баженов. Живопись. К 85-летию со дня рождения. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1994.
- Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов. Каталог. СПб., 1994. С.3.
- Этюд в творчестве ленинградских художников. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1994. С.3.
- Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1995. С.3.
- Русская зима. Живопись. Выставка произведений петербургских художников. СПб., 1995. С.3.
- Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений. СПб., 1996. С.3.
- Визирякина Т. Эпоха. Время. Художник // Невское зеркало. 1996, № 7.
- Soviet realist and impressionist paintings. London, Phillips, 1994.
- Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.19, 24, 356, 388—393, 395, 396, 399, 400, 404—406, 446.
- Иванов С. Баженов Всеволод Андреевич //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб, Петрополис, 2014. С.69-71.
cyclowiki.org
Иллюстрации. Баженов
Вид Кремля в конце XVII века.
Архитектор И. Е. Старов.
Архитектор А. Д. Захаров.
Вид Кремля в XVIII веке.
Красные ворота.
Предполагаемый портрет Ф. В. Каржавина.
М. Ф. Казаков.
В. В. Растрелли.
Д. Кваренги.
Автопортрет А. П. Лосенко.
С. И. Чевакинский.
М. И. Махаев. «Проспект вверх по Неве-реке от Галерной верфи». Фрагмент гравюры.
Колокольня собора Николы Морского.
И. В. Лопухин.
С. К. Грейг.
Вакханка под деревом. Офорт В. Баженова.
Рисунок А. Лосенко.
«Вакханалия». Рисунок В. Баженова.
Рисунок Баженова из собрания В. Я. Курбатова.
Итальянский пейзаж.
Портрет Екатерины II.
H. H. Новиков.
Проект Смольного института (фасад).
M. Махаев. «Вид Кремля из Замоскворечья». 1763 г.
M. Казаков. «Вид Кремля». После 1775 г.
План Московского Кремля. В. Баженов.
Большой дворец в Московском Кремле (проект В. И. Баженова).
Модель Кремлевского дворца.
Фрагмент модели Кремлевского дворца.
Модель Кремлевского дворца. Портик фасада, обращенного к Москве-реке.
Модель Кремлевского дворца. Часть фасада.
Модель Кремлевского дворца. Вход в центральный зал.
Церемония начала земляных работ на кремлевском строительстве (1772). Рис. М. Казакова.
Церемония закладки Кремлевского дворца (1773). Рисунок М. Казакова.
План Московского Кремля. 1797 г. М. Ф. Казаков.
Проект Кремлевского дворца. Архитектор М. Казаков.
Колокольня Ивана Великого. 1505–1508 гг.
Увеселительные строения на Ходынском поле.
Увеселительные строения на Ходынском поле.
Масонский алтарь.
И. Г. Шварц.
Основатель масонской системы Циннендорф.
Карл, герцог Зюдерманландский.
Панорама Царицына. Рисунок В. Баженова.
Панорама или «генеральный фасад» села Царицына.
Современная панорама Царицына.
Царицыно. Общий вид дворца.
Царицыно. Фигурные ворота.
Царицыно. Боковой фасад дворце.
Царицыно. Оперный дом.
Царицыно. Фигурные ворота и Оперный дом.
Деталь панорамы села Царицыно.
Царицыно. Фигурный мост.
Царицыно. Фигурный мост.
Деталь панорамы села Царицыно.
Приемный дворец Екатерины II в Царицыне. (Оперный дом.).
Царицыно. Фрагмент панорамы.
Царицыно. Дворец.
Коломенское. Акварель Д. Казаренги конца XVIII века.
Возле Мясницких ворот. Направо в глубине — «Дом Юшкова». С литографии 1840-х годов.
Здание Кригс-комиссариата в Москве.
Мавзолей Барышниковых в Николо-Погорелом. Фото И. Грабаря. 1905 г.
Петровское-Алабино. Общий вид усадьбы.
Быково. Павильон у пруда.
Быково. Пристань.
«Дом Пашкова» в Москве.
«Дом Пашкова» в конце XVIII века. Офорт Ж. Делабарта.
Церковь в Троицком-Кайнарджи.
Казанский собор. Вариант западного фасада.
Быково. Владимирская церковь.
Виноградово. Владимирская церковь.
Волынщина. Въезд на парадный двор.
Черкизово-Старки. Никольская церковь.
Село Вешаловка. Церковь Знамения.
Пехре-Яковлевское. Общий вид усадьбы.
Колокольня Скорбященской церкви на Б. Ордынке в Москве.
Черкизово-Старки. Проект колокольни.
Петровское-Алабино. Колокольня. Современный обмер.
Митрополит Московский Платон.
Колокольня и восточный фасад церкви Знамения.
Гатчинский дворец.
Профиль Михайловского замка.
Император Павел І в орденских знаках.
«Паперть для храма». Из альбома Ф. Каржавина.
А. Н. Воронихин.
Казанский собор. Архитектор А. Н. Воронихин.
Здание Арсенала в Петербурге.
Останкино. Общий вид дворца.
«Изъяснение» архитектора Баженова.
В. И. Баженов. Эскиз для семейного портрета Баженовых.
В. И. Баженов среди своей семьи (картина неизвестного художника).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
биография, проекты, личная жизнь архитектора.
Василий Баженов считается одним из основоположников русского классицизма. Он изучал архитектуру в Париже и Риме, ему предлагал работу Людовик XV, а в Италии архитектору пожаловали членство в Академии Святого Луки — крупном объединении художников. Однако на родине проекты Баженова постоянно отклоняли, а его работу передавали другим мастерам. Его прозвали «бумажным архитектором», потому что большинство его проектов так и остались невыполненными.
«АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ МНОЮ ПЕРВЫМ НАЧАЛАСЬ»
Василий Баженов родился в семье церковного дьякона 12 марта 1737 года (по другим данным — 1738-го). У мальчика уже в раннем детстве обнаружились художественные способности: он детально зарисовывал здания на улицах старой Москвы.
«...Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником... Отец мой, бедный человек, не имел понятия о срочности моей, а хоть и примечал во мне, только у него денег не было отдать меня куда-нибудь учиться. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах и на всяком таком месте, где я находил за способ».
В 16 лет Баженов попал на строительство дворца Анненгоф, который восстанавливали после пожара. Там он присоединился к артели живописцев. Талантливый юноша быстро заслужил доверие, и ему поручили «по печам мрамор метать» — расписывать печи под мрамор. Реставрацией руководил архитектор Дмитрий Ухтомский, он обратил внимание на увлеченность молодого мастера и принял его в свою архитектурную школу — первую в России. В 1754 году Ухтомского назначили главным архитектором только что открывшегося Московского университета. По его рекомендации уже в апреле 1755 года Баженов был зачислен в гимназию при университете. Здесь в специальном художественном классе молодых людей готовили для будущей Академии художеств.
Баженов в гимназии оказался в числе девяти самых успешных учеников, и его заметил известный меценат Иван Шувалов. По его инициативе юного архитектора перевели в Санкт-Петербургскую гимназию, а через год зачислили в только открывшуюся Академию художеств, президентом которой как раз стал Шувалов.
«Его превосходительство Иван Иванович Шувалов, проведав про меня, взял в Санкт-Петербург и отдал учиться к архитектору Чевакинскому. Был я при строении церкви Николая Морского, при куполах и колокольне, потом Академия художеств мною первым началась».
В 23 года Василию Баженову пожаловали дворянский титул — он был признан одним из лучших студентов. Получив в Академии 100 рублей, молодой архитектор отправился в Париж перенимать опыт «западных коллег». Уже через полтора года он блестяще выдержал экзамены в Парижской академии архитектуры. Два года Василий Баженов работал с профессором Шарлем де Девальи, который обучал молодого архитектора создавать здания в новомодном стиле классицизм. Одной из работ Баженова стала модель Луврской галереи. Правда, не все было гладко: в воспоминаниях Баженов жаловался на недобросовестных сокурсников.
«Во Франции учился в теории, примечал и практику, где все архитекторы сматривали мои дела с большою охотою, а мои товарищи, молодые французы, у меня крадывали мои прожекты и с жадностью их копировали».
После Парижа Василий Баженов уехал в Рим. Здесь он изучал античный стиль в архитектуре и создал модель храма Святого Петра. Его работы встречали с восторгом: архитектору пожаловали членство в Академии Святого Луки и право «быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде». В 1764 году Баженов вернулся в Париж. Он стал первым русским архитектором, который получил признание в Европе. Ему предложил работу сам Людовик XV — а ведь зодчему на тот момент не было еще и 30 лет! Но Василий Баженов Его Величеству отказал и вскоре вернулся в Россию: слишком много было у него планов и проектов.
БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ПРОЕКТ
Неизвестный художник. Портрет Василия Баженова.
Иван Некрасов. Портрет Василия Баженова в кругу семьи. 1770-е. Музей архитектуры имени Щусева
Памятник архитекторам Василию Баженову и Матвею Казакову в музее-заповеднике Царицыно. Фотография: progulkipomoskve.ru
За время его отсутствия на родине многое изменилось: прежде всего, власть. Череда дворцовых переворотов подошла к концу, и на престол взошла Екатерина II. Просвещенный монарх, казалось бы, должен был благоволить молодому талантливому архитектору. Но в жизни Баженова началась полоса неудач.
Регламенты Академии художеств изменились — она теперь существовала по новым законам. Баженов рассчитывал на профессорскую кафедру, однако в 1765 году Баженову присвоили вместо профессорского звание академика архитектуры. Архитектор ушел из Академии художеств. В это же время он разработал проект Смольного института, но строительство здания начато не было.
В 1767 году Василий Баженов приехал в Москву и был удостоен аудиенции Екатерины II. Императрица поручила архитектору перепланировку всей территории Московского Кремля, Красной площади и возведение нового дворца. Баженова не зря называли основоположником русского классицизма: его проект сочетал в себе черты классической римской и греческой архитектуры. По плану здание дворца огибало Кремлевский холм, а в центре располагался амфитеатр с овальной площадью, где должны были сходиться главные московские улицы.
Спустя год начались первые работы. Главным архитектором был Василий Баженов, а его заместителем — Матвей Казаков. Баженов создал макет будущего дворца размером почти в человеческий рост. Для его хранения построили отдельное здание, там же поселился и архитектор. А императрица издала указ, согласно которому посмотреть на модель могли все желающие, кроме «подлого народу» — простолюдинов.
В 1768 году Василий Баженов женился на Аграфене Долговой, и молодая семья переехала в новый дом с видом на Кремль. 1 июня 1773 года состоялась долгожданная закладка дворца. Текст для закладной доски Баженов сочинил сам.
«К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».
Вот только Екатерина II на закладке дворца присутствовать не пожелала. У нее пропал интерес к проекту. Василий Баженов оказался в весьма затруднительном положении: он уже заключил договоры с подрядчиками, поставщиками материалов и рабочими, а деньги от двора поступать перестали. В результате от грандиозного замысла осталась только модель, которая до сих пор хранится в Московском государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.
Итоги для Баженова были неутешительными: его очередное детище осталось только на чертежах, а сам он оказался в долгах — и это притом что в семье к тому времени было уже четверо детей. Несколько зданий на территории Кремля все-таки успели возвести, кроме того, начали разбирать крепостную стену. Екатерина приказала вернуть все в первоначальный вид и поручила работы по реконструкции Матвею Казакову.
«Во все оное время гоним судьбою в теперешнем чине. А более всего стеснило дух мой пятнадцатитысячное число рублей долгу, который я нажил не мотовством, а усердием моим Отечеству, набирая беднейших. И для их обучения выписывал книги, покупал редкие картины и все, что касается до художества, в уповании, что начатое великое здание в Кремле будет продолжаться. А я только остался без здоровья с повреждением зрения».
Однако в 1776 году архитектор вновь получил заказ от Екатерины II: построить для императрицы подмосковную резиденцию в Царицыно. На возведение этого здания Баженов потратил 10 лет своей жизни. Он целыми днями пропадал на строительной площадке, разрабатывал единый дворцово-парковый ансамбль, в котором здания в стиле «нежной готики» сочетались бы с холмистым ландшафтом и прудами, будто бы небрежно разбросанными по всей территории. Летом 1785 года на строительство приехала заказчица.
Михайловский замок. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Музей-заповедник «Царицыно». Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Вид на Кремлевский дворец. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»
Собравшиеся гости ждали триумфа архитектора — ведь Екатерина лично утверждала и одобряла все эскизы и планы. Но императрица приехала в плохом настроении, походила по дворцу и быстро уехала. Весь свет только и говорил о возможных причинах такого недовольства. Сама Екатерина то рассказывала, что по дороге на нее якобы напали разбойники, то сетовала, что ей не понравился дворец с темными и тесными помещениями. Здание она приказала перестроить. Отчаявшийся архитектор принялся за работу, но и следующий вариант архитектурного ансамбля Екатерина не оценила — и снова велела все постройки разобрать. В 1792 году Баженова отстранили от должности, правда, в том же году приняли обратно уже по другой коллегии и перевели в Петербург.
Одновременно с перестройкой дворца в Царицыно в 1784 году Баженов начал строительство дворца для Петра Пашкова — знаменитого Дома Пашкова в Москве. Точно неизвестно, действительно ли это был проект «бумажного архитектора», потому что чертежей за подписью Баженова не сохранилось. Зато сохранилась легенда о том, как обиженный на императрицу зодчий нарочно развернул дворец фасадом от Кремля.
Самая распространенная версия, объясняющая странное отношение императрицы к архитектору — его связь с масонством. В это время по приказу Екатерины проходили повсеместные обыски и аресты масонов. Вернувшись из Европы в Москву, Баженов якобы стал членом ложи «Латона», которую возглавлял Николай Новиков. От Новикова Баженов будто бы передавал масонскую литературу наследнику престола — будущему императору Павлу I. Когда об этом стало известно Екатерине, архитектора уволили с государственной службы. Однако ареста ему удалось избежать: книги, которые искали у него дома, обнаружены не были.
В 1796 году Екатерина II умерла, и императором стал Павел I. Новый этап начался и в жизни страны, и в жизни Василия Баженова: к нему молодой император был весьма лоялен. Архитектору присвоили чин действительного статского советника, пожаловали имение Старое Глазово в Тульской губернии. Архитектор вновь перебрался в Петербург, где начал разрабатывать проект Михайловского замка. Возглавить строительство ему, правда, не удалось из-за болезни. Возвел дворец Виктор Бренна: он внес в проект ряд изменений, но замысел Баженова воплотил почти в полной мере.
В 1799 году Василий Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств. Вступив в должность, он понял, насколько изменилась Академия, которая «им первым началась»:
Баженов начал масштабную «модернизацию» Академии художеств. Параллельно он задумал издать альбом русского зодчества — фактически энциклопедию русской архитектуры, первую в Российской империи. На осуществление плана Баженову не хватило времени: 13 августа 1799 года архитектор скончался в возрасте 62 лет.
Из проектов, которые удалось реализовать Василию Баженову, сохранились только несколько построек в ансамбле Царицыно. Авторство остальных работ, которые приписываются архитектору, до сих пор остается под вопросом. Это и Дом Пашкова, и Каменноостровский дворец императора Павла, несколько зданий в Гатчине, Спасские казармы. Среди так и не осуществленных проектов архитектора были здание Смольного института благородных девиц, Большой Кремлевский дворец, Инвалидный дом в Санкт-Петербурге, мастерские Адмиралтейства и Галерная гавань на Васильевском острове.
Величественные здания, воздвигнутые по заказу императорской семьи.
www.culture.ru
Всеволод Баженов. Пейзажная живопись 1950-1980-х годов
Вс. Баженов. Аравийский берег. 1962
Всеволод Андреевич Баженов (1909-1986)
Один из ведущих ленинградских мастеров лирического пейзажа 1950-1970-х годов, признанный мастер натурного этюда. Писал Алтай, Урал, Хибины, Индийский океан и Средиземное море. Много работал на Волхове в Старой Ладоге и Рождественно под Ленинградом. Возглавлял группу живописцев, писавших картины для кораблей и подводных лодок ВМФ СССР. Едва ли найдётся в истории мировой живописи второй такой мастер, чьи произведения находились бы в 1950-1980-е годы не только в музеях, но и в большом количестве в глубинах мирового океана в самых разных и далёких его уголках.
Вс. Баженов. В горах Алтая. 1953
Вс. Баженов. Алтай. 1953
Вс. Баженов. На Алтае. 1954
Вс. Баженов. Алтайские горы. 1954
Вс. Баженов. Байкальские скалы. 1958
Вс. Баженов. Рыбаки Байкала. 1958
Вс. Баженов. На стапеле. 1958
Вс. Баженов. Урал. В карьере. 1959
Вс. Баженов. Дания на горизонте. 1962
Вс. Баженов. В Сингапурском проливе. 1962
Вс. Баженов. В заливе Халонг. 1962
Вс. Баженов. Вьетнам. На рисовом поле. 1962
Вс. Баженов. У берегов Вьетнама. 1962
Вс. Баженов. Вьетнам. Отлив. 1962
Вс. Баженов. Ночь над Вьетнамом. 1963
Вс. Баженов. Стога. 1963
Вс. Баженов. Адмиралтейские верфи. 1965
Вс. Баженов. Осенние цветы. 1971
Вс. Баженов. Банька. 1976
Вс. Баженов. Дом творчества в Старой Ладоге. 1977
Вс. Баженов. Весна на Алтае. 1979
Вс. Баженов. Весна на Волхове. 1981
См. также: Баженов Всеволод Андреевич
См. также видеосюжеты о творчестве других мастеров ленинградской школы:
Семёнов Александр Михайлович (1922-1984)Осипов Сергей Иванович (1915-1985)Семёнов Арсений Никифорович (1911-1992). Часть 1 Семёнов Арсений. Образы Ленинграда в произведениях 1950-1970-х годоа Антипова Евгения Петровна (1917-2009)Русов Лев Александрович (1926-1987)Овчинников Владимир Иванович (1911-1978)Тимков Николай Ефимович (1912-1993)Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)Романов Николай Александрович (р. 1957)Позднеев Николай Матвеевич (1930-1978)
Портрет в живописи 1920-1990-х годов. Ленинградская школа. Часть 1Портрет в живописи 1920-1990-х годов. Ленинградская школа. Часть 2Портрет в живописи 1920-1990-х годов. Ленинградская школа. Часть 3Натюрморт в живописи 1930-1990-х годов. Ленинградская школа. Часть 1Натюрморт в живописи 1930-1990-х годов. Ленинградская школа. Часть 2Натюрморт в живописи 1930-1990-х годов. Ленинградская школа. Часть 3Ленинград и ленинградцы в живописи 1920-1990-х. Часть 1Ленинград и ленинградцы в живописи 1920-1990-х. Часть 2Весенние мотивы в живописи 1950-1990-х. Ленинградская школаКрым в живописи 1950-1990-х. Ленинградская школа
history-of-art.livejournal.com