Американский художник Эдвард Хоппер: биография, творчество, картины и интересные факты. Хоппер картины


Эдвард Хоппер Комнаты у моря: Описание произведения

Хоппер очень любил море. В детстве, когда Эдвард только начинал рисовать, основным мотивом его работ были именно морские пейзажи. Спустя много лет художник вместе с женой Джо проводил много времени на полуострове Кейп-Код и снова вернулся к изображениям побережья, отдавая особое предпочтение маякам. В этом отношении картину «Комнаты у моря» можно назвать уникальной. Хотя здесь и присутствует море, но главная роль на этом полотне, как это ни парадоксально, отведена… солнечному свету.

Большинство картин Хоппера отличает одна удивительная особенность, которую замечаешь далеко не сразу. Сначала это просто ощущение некоего легкого диссонанса. А потом становится понятно, что большая часть работ художника написана с необычного ракурса или точки зрения. Он чаще всего не охватывает всю сцену целиком, а ограничивается какой-то одной, подчас совсем неожиданной ее частью, создавая ощущение случайно пойманного момента («Нью-йоркский кинотеатр», 1939). Так могли бы выглядеть кадры из фильма или фотографии, глядя на которые мы думаем: вот это было снято из-за угла («Полуночники», 1942), это – из окна дома напротив («Контора в маленьком городе», 1953), это – из-под насыпи рядом с железнодорожным полотном («Дом у железной дороги», 1925), а это – из окна проезжающего по поверхности вагона метро («Комната в Нью-Йорке», 1932).

Учитывая эту особенность, картина «Комнаты у моря» становится исключительной вдвойне, даже втройне. Во-первых, Хоппер наконец-то позволяет себе изобразить залитое светом пустое пространство, избавив себя от необходимости вписывать в это пространство людей. Во-вторых, картина написана, как и многие другие, с необычного ракурса, но при этом на ней нет ни одного объекта, который попал бы в «кадр» целиком. А море, начинающееся прямо за порогом, создает ощущение практически сказочности и иллюзорности. Неудивительно, что поздние работы Хоппера причисляют к жанру так называемого «магического реализма».

Автор: Евгения Сидельникова

artchive.ru

Эрике Хоппер - Все интересное в искусстве и не только.

Эрике Хоппер родилась в Канзас-Сити, изучал графику и промышленный дизайн в государственном университете Сан-Диего, и продолжила свое художественное образование в Университете в Пуэбла, Мехико. В течение 70-х и 80-х годов, она была успешным иллюстратором.

Сегодня Хоппер в основном пишет картины маслом и занимается текстильным дизайном. Тонкие образы, созданные ею на своих полотнах скорее как образы-настроения... Хоппер говорит, что ее картины это скорее «метафорическая интерпретация реальности и снов, в которых зритель может „дорисовать“ для себя полную сцену, исходя из своего внутреннего ощущения».

Работы Erica Hopper находятся в частных и корпоративных коллекциях в США, и публикуются в издании Blazing. Erica Hopper (Эрика Хоппер) успешный иллюстратор с большим количеством опубликованных работ в национальных периодических изданиях.Хоппер пишет тонко модулированные образы, спокойные созерцательные и красочные.

сайт

tanjand.livejournal.com

Освещение выставки произведений американского художника Эдварда Хоппера

10.05.16

Освещение выставки произведений американского художника Эдварда Хоппера (1882-1967): полупроводниковые источники света XXI века во дворце эпохи ренессанса (Palazzo Fava, Болонья)

Эдвард Хоппер (Edward Hopper, автопортрет,1906)

Эдвард Хоппер (1882-1967) видный представитель американской жанровой живописи, один из крупнейших урбанистов XX века. Его называли «поэтом пустых пространств». Основные направления творчества – «Школа мусорных вёдер», «Современное искусство», «Новый Реализм».

25 марта 2016 года в Болонье, во дворце «Палаццо Джизиларди Фава» («Palazzo Ghisilardi Fava» Bologna) открылась ретроспективная выставка работ художника, на котoрой экспонируются 160 его картин (выставка открыта до 24 июля).

Посетители могут увидеть также и уникальные фрески XVI века кисти живописцев семьи Карраччи (Людовико, Аннибале и Агостино). Они считаются одними из первых барочных шедевров.

Дворец Palazzo Fava построен в стиле ренессанса по проекту архитектора Джилио Монтанари в 1483-1491 гг. для нотариуса и канцлера Бартоломео Джизиларди.

Башня Коншенти («Torre dei Conoscenti»)

Он расположен на улице Via Manzoni в Болонье. Во внутреннем дворике находится средневековая башня «Torre dei Conoscenti» (XIV в.), которая была значительно повреждена во время землетрясения 1505 года. Дворик окружен портиками с лоджиями.

При реставрации в 1915 г. комплексу дворца возвращен оригинальный облик XV века.

С 2015 года во дворце располагается городской Музей Средневековья, залы которого предоставляются для временных выставок, каковой, например, сегодня является ретроспектива произведений американского художника Эдварда Хоппера.

В нескольких залах дворца прекрасно сохранились фрески, сюжеты которых иллюстрируют один из мифов Древней Греции – легенду о Медее и Ясоне.

Медея — в древнегреческой мифологии колхидская царица, волшебница и возлюбленная аргонавта Ясона. Влюбившись в Ясона, она помогла ему завладеть золотым руном и бежала с ним из Колхиды в Грецию. Фрески написаны в 1594 году Ludovico, Annibale и Agostino Carracci.

Выставка и освещение экспозиции

В залах выставки применены светодиодные светильники ERCO Logotec и ERCO Pollux, которые достаточно интенсивным направленным светом освещают картины Э.Хоппера.

Часть этих светильников используется для менее акцентирующего (как отражённого, так и прямого) освещения фресок в верхней зоне стен.

Применён также необычный приём: «светящиеся плинтусы» отражённого света на стыке стен и пола. Они служат для размещения табличек с информацией о картинах и – одновременно - для ориентации и безопасного перемещения посетителей создают невысокую горизонтальную освещенность пола (в дополнение к отражённому от картин свету).

Произведения Эдварда Хоппера (период 1914-1942)

"Дорога в штате Мэн" (1914)

"Закат на железной дороге" (1929)

"Мансарда" (1923)

"Утреннее солнце" (1930)

"Ночные окна" (1928)

"Китайское рагу" (1929)

"Комната в Нью-Йорке" (1930)

"Автомат" (1927)

Свет, тени…и человеческое одиночество в картине Эдварда Хоппера «Полуночники» (1942, Чикагский институт изобразительного искусства)

С 25 марта до 24 июля 2016 года в Палаццо «Ghisilardi Fava» (Болонья) демонстрируется ретроспективная выставка Эдварда Хоппера (1882-1967) — видного представителя  американской жанровой живописи, одного из крупнейших урбанистов XX века. Среди 160 экспонируемых работ большой интерес представляет одна из самых известных картин художника – «Полуночники».

Nighthawks (Ночные совы) – это английское название картины более выразительно, чем традиционные варианты – «Полуночники» или «Ночные гуляки».

Картина является, пожалуй, самым убедительным из созданных Хоппером образов одиночества человека в мегаполисах и одним из наиболее узнаваемых произведений в истории живописи США ХХ века.

После завершения работы в 1942 году художник продал полотно за 3000$ Чикагскому институту искусств, где оно находится до настоящего времени. AIC - Art Institute of Chicago - художественный музей и высшее учебное заведение, шт. Иллинойс.

Биограф Хоппера (Гейл Левин) полагает, что сюжет мог быть вдохновлён коротким рассказом Э. Хэмингуэя «Убийцы». Возможно, что на художника оказало влияние впечатление от акварели Винсента Ван Гога – «Ночное кафе в Арле» («Night Cafe in Arles», 1888), которая выставлялась в Нью-Йоркской галерее искусств в начале 1942 года.

В.Ван Гог "Ночное кафе в Арле" (Night Cafe in Arles, 1888)

 

Edward Hopper. «Nighthawks» (1942)

Вполне вероятно, что тема картины могла быть навеяна также и ночным видом закусочной в районе Гринвич-Виллидж на Манхэттене, по соседству с домом художника.

А вот, что рассказал сам автор о возникновении замысла: «…Сюжет был подсказан мне видом ресторана на авеню Гринвич, на перекрёстке двух улиц… Я сильно упростил сцену и расширил пространство. Наверное, подсознательным взором я разглядел одиночество людей в крупных городах…»

Изображая ситуацию, взывающую в памяти рассказы Э.Хемингуэя, художник, по-видимому, опирался на экранные образы в освещении и членении пространства…

Однако Хоппер ни о чём не рассказывает. Он просто фиксирует в мгновенном кадре изолированную сцену, отдавая повествовательную интригу на откуп зрительского воображения.

Пара посетителей по ту сторону стойки неизбежно вызывает в памяти персонажей американского кино того времени. Женщина рассматривает свой маникюр. Мужчина, устремив взгляд в пустоту, перебирает пальцами сигарету. Их руки почти соприкасаются, но Хоппер не разъясняет, является ли этот контакт намеренным или случайным.

Бармен – единственный персонаж, лишённый живого начала, но своим привычным «профессиональным», механическим вниманием он усиливат впечатление отсутствия подлинно человеческих отношений.

Показанный со спины загадочный персонаж в надвинутой на лицо шляпе, как - будто в задумчивости вертит стакан в руке – классический тип «чужака» из голливудских фильмов…

По визуальному соотношению яркостей на фигуре это персонажа видно, что свет падает него сверху справа. Резкий перепад яркостей на фигуре придает ей дополнительно оттенок некоторого трагического одиночества.

Интенсивное излучение невидимого (но очевидно, достаточно мощного) светильника как бы оживляет отражающие свойства неодушевлённых элементов картины – двух блестящих металлических резервуаров , тёмно-коричневой полированной стойки, ярко-жёлтой полосы на стене, гладкой кожаной обивки круглых табуреток вдоль стойки бара.

Это малозаметная, но весьма важная сюжетная деталь…. Они замерли в ожидании… других посетителей, других историй, других скрывающихся в ночи тайн….

Можно сказать, что горечь городских стен Хоппера состоит именно в этом – в случайности встреч, их краткости и одиночестве судеб, обрезанных рамкой анонимного, монотонного, бездушного окружения..

Широкий и пустынный тротуар создаёт странный дисбаланс композиции, где все персонажи сгрудились в правой части, найдя себе временный приют в ночном кафе (или дешёвом ресторане).

Обширная зона безлюдной улицы навевает настроение одиночества и неприкаянности…. Тёмные окна в соседнем доме контрастируют с ярким электрическим освещением кафе, нагнетая ощущение некоммуникабельности и отчуждённости.

Между тёмной витриной дома напротив и полосой света, отброшенной безымянным фонарём, едва видимо проступает фигура кассира - бессловесный, но красноречивый образ неизбежной власти денег…

Этот фонарь создаёт свою собственную игру света с тенью…. Художник использует здесь типичные мотивы метафизической живописи.

Метафизическая живопись (итал. Pittura metafisica) — направление в итальянской живописи начала XX века.

Родоначальником этого направления является Джорджо де Кирико (1888-1978), который ещё в Париже в 1913—1914 гг. создавал пустынные городские пейзажи, предвосхищавшие будущую эстетику метафизики. В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект. Полотно Nighthawks «Ночные совы» или «Полуночники» стало, вероятно, самым амбициозным произведением Хоппера в изображении ночной среды города в контрасте с искусственным светом.

www.trinova.ru

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств — Look At Me

Он был равнодушен к формальным экспериментам. Современники, которые в соответствии с модой увлекались кубизмом, футуризмом, сюрреализмом и абстракционизмом, считали его живопись скучной и консервативной.

Однажды он сказал: «Как они не могут понять: оригинальность художника – это не изобретательность и не метод, тем более, не модный метод, это квинтэссенция личности». 22 июля 1882 года, родился Эдвард Хоппер – один из самых известных американских художников XX века. Его называют «мечтателем без иллюзий» и «поэтом пустых пространств».

Он рисовал пронзительно безжизненные интерьеры и пейзажи: железные дороги, по которым никуда не уехать, ночные кафе, в которых не укрыться от одиночества. Один из биографов писал: «О нашем времени потомство больше поймет из картин художника Эдварда Хоппера, чем из всех учебников социальной истории, политических комментариев и газетных заголовков».

Расскажу вам,об одной из его самых известных картин…

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 1.

Широко распространено мнение, что США не подарили миру хороших художников. Да и вообще к художественной культуре этой страны мы, мнящие себя европейцами, привыкли относиться если не пренебрежительно, то по крайней мере свысока.

Между тем всякое обобщение опасно, и вышеупомянутое в том числе. Конечно, Америка — не Франция и не Италия, и за ее относительно короткую историю сильные художественные школы просто не успели сложиться. Но произведения, достойные внимания, создавались и здесь.

Картина Эдварда Хоппера «Полуночники» (Edward Hopper, «Nighthawks») — которой и посвящен мой сегодняшний очерк — очень быстро стала общепризнанной. В конце сороковых — начале пятидесятых постер с ее репродукцией висел едва ли не в каждом студенческом общежитии Соединенных Штатов. Конечно, сыграли свою роль мода и умение американцев превращать произведение искусства в товар масс-культуры. Но к сегодняшнему дню мода прошла, а признание осталось — верный признак художественных достоинств.

Пожалуй, нельзя сказать, что картина цепляет с первого взгляда. Хоппер не стремится к броской привлекательности, и внешним эффектам он предпочитает какую-то внутреннюю силу и особый неспешный ритм. Он, что называется, играет на паузе. Чтобы его картина раскрылась перед нами, для начала надо просто остановиться, перестать спешить, дать себе роскошь свободного времени настроиться, вчувствоваться, поймать некий резонанс…

И за подчеркнутой лаконичностью вдруг обнаруживается бездна выразительности. И бездна грусти. Это не просто очередной образ одиночества в большом городе, знакомый нам и по минутам собственной слабости, и по рассказам хопперовского соотечественника О.Генри. Нам откуда-то становится ясно, что герои «Полуночников» одиноки, как сейчас модно выражаться, «по жизни», что им не вырваться из невидимых стен, даже если удастся выйти из стен реальных, из этого кафе, где, кстати, не видно никаких дверей, ведущих наружу.

Вот перед нами четыре застывшие персоны, выставившие себя на всеобщее обозрение, как будто на сцене, залитой мертвенным флуоресцентным светом. Нельзя сказать, чтобы им было здесь уютно, но и выбраться они не стремятся.

Да и куда, собственно? В немую черноту равнодушной улицы? Нет уж, увольте. Скорее они будут молча сидеть здесь до серой утренней хмури, которая, впрочем, тоже не принесет облегчения, а только необходимость отправиться на службу. Им нет дела до безмолвного сумрака, который жадно вглядывается в происходящее пустыми глазницами окон. Они погружены в себя, даже те двое, которые явно пришли вместе. Они отгораживаются от мира, но все же чувствуют себя уязвимыми. Иначе откуда взялись эти плечи, поднятые вверх в инстинктивном желании защиты?

Конечно, никакой трагедии не произошло, не происходит и, возможно, даже не произойдет. Но предчувствие ее разлито в воздухе. Мы не можем отделаться от уверенности, что на этих подмостках разыграется именно драма.

Почему-то не хочется разбирать технические и художественные приемы. Ну, может быть, как-нибудь потом, когда спадет морок, когда мы сумеем отрешиться от гипноза хопперовской манеры, от его чуть ли не телепатического умения сообщить нам нечто важное… Тогда мы обратим внимание на вскрики красного, на безжизненный ритм окон дома напротив, которому вторят табуретки у барной стойки, на контраст массивных каменных стен и прозрачного хрупкого стекла, на две клонированные фигуры мужчины в шляпе — тот, что ближе, на всякий случай, отвернулся от нас… И еще раз поежимся от невозможности ни войти в кафе, ни выйти из него.

Но это будет потом. А пока мы чувствуем себя прохожими, завороженными случайным островком света среди бездвижной и безлюдной ночи и оттого еще острее почувствовавшими гулкую пустоту улицы. А нам ведь по ней еще идти и идти. И хорошо, если мы идем домой…

Вот еще некоторые его работы:

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 2.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 3.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 4.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 5.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 6.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 7.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 8.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 9.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 10.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 11.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 12.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 13.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 14.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 15.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 16.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 17.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 18.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 19.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 20.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 21.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 22.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 23.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 24.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 25.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 26.

www.lookatme.ru

биография, творчество, картины и интересные факты

Каждая национальная школа живописи может отметить нескольких своих лучших представителей. Как русская живопись ХХ века невозможна без Малевича, так и американская - без Эдварда Хоппера. В его работах нет революционных идей и острых тем, нет конфликтов и сложных сюжетов, однако все они пронизаны особой атмосферой, которую мы не всегда способны ощутить в повседневной жизни. Хоппер вывел американскую живопись на мировой уровень. Его последователями стали Дэвид Линч и другие более поздние художники.

эдвард хоппер

Детские годы и юность художника

Эдвард Хоппер родился в 1882 году, в Нюаску. Семья его имела средний достаток, а потому смогла обеспечить юному Эдварду должное образование. После переезда в 1899 году в Нью-Йорк он обучается в школе художников по рекламе, а затем поступает в престижную школу Роберта Генри. Родители всячески поддерживали юного художника и старались развить его дарование.

Поездка в Европу

После окончания школы Эдвард Хоппер проработал всего год в Нью-Йоркском рекламном агентстве и уже в 1906 году отправился в Европу. Эта поездка должна была открыть ему уже известных художников других школ, познакомить с Пикассо, Мане, Рембрандтом, Эль Греко, Дега и Хальса.

Условн, всех художников, побывавших в Европе или обучавшихся там, можно разделить на три категории. Первые сразу же откликались на уже существующий опыт великих мастеров и быстро покоряли весь мир своим новаторским стилем или гениальностью работ. К этой категории, конечно же, в большей степени относится Пикассо. Другие, в силу собственного характера или других причин, так и оставались неизвестными, хотя и очень талантливыми художниками. Третьи (что больше применимо к русским живописцам) увозили приобретенный опыт с собой на родину и уже там создавали свои лучшие работы.

Однако уже в этот период начинает прослеживаться обособленность и неповторимость стиля в произведениях Эдварда Хоппера. В отличие от всех молодых художников, он не увлекается страстно какими-либо новыми школами и техниками и относится ко всему достаточно спокойно. Периодически он возвращался в Нью-Йорк, затем снова уезжал в Париж. Европа не захватила его целиком и полностью. Однако неверно было бы считать, что подобное отношение характеризует Хоппера как инфантила или человека, неспособного оценить в полной мере уже существующее гениальное художественное наследие других мастеров. Это как раз и есть стиль художника Эдварда Хоппера - внешнее спокойствие и умиротворенность, за которыми всегда скрывается глубокий смысл.

эдвард хоппер картины

После Европы

Как уже сказано, все работы мастеров производили на Эдварда Хоппера яркое, но кратковременное впечатление. Он быстро увлекался техникой и стилем того или иного автора, но всегда возвращался к собственному. В наибольшей степени его восхищали картины Мане и Дега. Можно сказать, что их стили даже перекликались. А вот работ Пикассо, как сказал сам Хоппер, он даже не заметил. В такой факт поверить довольно сложно, ведь Пабло Пикассо был едва ли не самым известным среди художников. Однако факт остается фактом.

После возвращения в Нью-Йорк Хоппер уже не покидал Америку.

Начало самостоятельной работы

Путь Эдварда Хоппера, хотя и не был наполнен драмами и резко диссонансными скандалами, все же был непрост.

В 1913 году художник навсегда возвращается в Нью-Йорк, поселяется в доме на Вашингтон-сквер. Начало карьеры, кажется, складывается неплохо - первая картина Эдварда Хоппера была продана в том же 1913 году. Однако на этом успех временно заканчивается. Свои работы Хоппер впервые показал на выставке Армори-шоу в Нью-Йорке, которая задумывалась как выставка современного искусства. Здесь стиль Эдварда Хоппера сыграл с ним злую шутку - на фоне авангардных картин Пикассо, Пикабиа и других живописцев, картины Хоппера выглядели совсем скромно и даже провинциально. Его замысел не был понят современниками. Картины художника Эдварда Хоппера воспринимались и критиками, и зрителями как обыкновенный реализм, не несущий какой-либо художественной ценности. Так начинается период “тишины”. Хоппер испытывает материальные трудности, поэтому вынужден занять должность художника-иллюстратора.

До признания

Испытывая тяготы положения, Эдвард Хоппер берется за частные заказы для коммерческих изданий. На время художник даже оставляет живопись и работает в технике офорта - гравюре, которая выполняется преимущественно на металлической поверхности. В 1910-е годы именно офорт был наиболее приспособлен к полиграфической деятельности. Хоппер никогда не состоял на службе, поэтому вынужден был работать с большим усердием. К тому же такое положение сказывалось и на здоровье - нередко художник впадал в тяжелые депрессии.

Исходя из этого можно предположить, что Эдвард Хоппер как живописец мог растерять навыки за годы, которые не занимался живописью. Но, к счастью, этого не произошло.

эдвард хоппер художник

Возвращение после “тишины”

Как и любому таланту, Эдварду Хопперу надо было помогать. И в 1920 году художнику посчастливилось познакомиться с некой Гертрудой Уитни - весьма состоятельной женщиной, которая очень живо интересовалась искусством. Она была дочерью известного в то время миллионера Вандербильта, поэтому могла позволить себе быть меценатом. Итак, Гертруда Уитни хотела собрать работы американских художников и, конечно, помочь им и обеспечить условия для работы.

Так, в 1920 году она организовывает для Эдварда Хоппера его первую выставку. Теперь публика отнеслась к его работам с большим интересом. Особым вниманием пользовались такие картины Эдварда Хоппера, как “Вечерний ветер” и “Ночные тени”, а также некоторые его офорты.

Однако это еще был не ошеломляющий успех. Да и материальное положение Хоппера улучшилось едва ли, поэтому он был вынужден продолжать работу иллюстратора.

эдвард хоппер ночные ястребы

Долгожданное признание

После нескольких годов “молчания” Эдвард Хоппер все же возвращается к живописи. У него появляется надежда на то, что его талант будет оценен.

В 1923 году Хоппер женится на Джозефин Верстиль - молодой художнице. Их семейная жизнь была довольно сложной - Джо ревновала мужа и даже запрещала ему рисовать обнаженную женскую натуру. Однако такие подробности личной жизни не являются значимыми для нас. Интересно, что именно Джо посоветовала Хопперу попробовать себя в технике акварели. И, нужно отдать должное, этот стиль привел его к успеху.

Вторая выставка была организована в Бруклинском музее. Здесь были представлены шесть произведений Эдварда Хоппера. Одну из картин музей приобрел для своей экспозиции. Это отправная точка творческого подъема в жизни художника.

полуночники художника эдварда хоппера

Становление стиля

Именно в тот период, когда Эдвард Хоппер выбрал для себя акварель как основную технику, окончательно кристаллизовался его собственный стиль. Картины Хоппера всегда показывают совершенно простые ситуации - люди в их естественном облике, в обыкновенных городах. Однако за каждым таким сюжетом скрывается тонкая психологическая картина, отображающая глубокие чувства и состояния души.

Например, “Полуночники” художника Эдварда Хоппера на первый взгляд могут показаться уж слишком простыми - всего лишь ночное кафе, официант и трое посетителей. Однако у этой картины целых две истории. По одной из версий, “Полуночники” появились вследствие впечатлений от “Ночного кафе в Арле” Ван Гога. А по другой версии, сюжет был отражением рассказа Э. Хемингуэя “Убийцы”. Снятый в 1946 году фильм “Убийцы” полноправно считается олицетворением не только литературного первоисточника, но и стиля картины Хоппера. Важно отметить, что “Ночные ястребы” Эдварда Хоппера (именуемые “Полуночниками”) во многом повлияли на стиль другого художника - Дэвида Линча.

В то же время Хоппер не бросает и технику офорта. Хотя он уже и не испытывал материальных трудностей, все же продолжал создавать гравюры. Конечно, этот жанр повлиял и на живопись мастера. Своеобразное сочетание приемов нашло место во многих его работах.

Признание

С 1930 года успех Хоппера становится необратимым. Его работы набирают все большую популярность и присутствуют в экспозициях практически всех музеев Америки. За один только 1931 год было продано около 30 его картин. Еще через два года в Нью-Йоркском музее проходит его персональная выставка. С улучшением материального состояния трансформируется и стиль Хоппера. У него появляется возможность выезжать за город и рисовать пейзажи. Так, помимо города, художник начинает писать небольшие дома и природу.

ночные ястребы художника эдварда хоппера

Стиль

В работах Хоппера образы словно застывают, останавливаются. Становятся видны все те детали, которые невозможно уловить в повседневной жизни, оценить их значимость. Именно этим отчасти обоснован интерес режиссеров к картинам Хоппера. Его картины можно смотреть, словно сменяющиеся кадры фильма.

Реализм Хоппера очень тесно сплетается с символизмом. Один из приемов - открытые окна и двери как отображение звенящего одиночества. В какой-то степени эта символика отображала душевное состояние автора. Немного приоткрытые окна комнат, двери в кафе, где всего один посетитель, показывают одного человека среди огромного мира. Многие годы, проведенные в одиночестве в поиске возможности творить, наложили отпечаток на мироощущение художника. И на картинах душа человека как бы открыта, выставлена напоказ, однако никто ее не замечает.

Для примера можно посмотреть картину Эдварда Хоппера “Reclining nude”. Изображение обнаженной девушки как бы пропитано апатией и тишиной. А спокойная цветовая гамма и зыбкость акварели подчеркивают это состояние неги и пустоты. Мысленно дорисовывается целый сюжет - молодая женщина в пустой комнате, погруженная в свои мысли. Это еще одна характерная черта работ Хоппера - возможность представить ситуацию, обстоятельства, которые привели героев именно в такую обстановку.

Еще одним важным символом в картинах мастера стали стекла. Те же “Полуночники” показывают нам героев сквозь окно кафе. Этот ход очень часто можно заметить в работах Хоппера. Таким образом также выражается одиночество героев. Неспособность или невозможность начать разговор - это и есть стекло. Оно прозрачное и даже порой незаметное, но все же холодное и прочное. Как некий барьер, который изолирует героев от всего мира. Это можно проследить в картинах “Автомат”, “Утреннее солнце”, “Офис в Нью-Йорке”.

эдвард хоппер произведения

Современность

До конца жизни Эдвард Хоппер не переставал трудиться. Свою последнюю картину “Комедианты” он создал всего за два года до смерти. Художник участвовал во всех выставках “Уитни-холла” - музея, созданного его покровительницей, Гертрудой Уитни. В 2012 году было выпущено 8 короткометражных фильмов, посвященных художнику. Любой человек, хотя бы немного знакомый с его творчеством, скажет, что “Ночные ястребы” художника Эдварда Хоппера - это одно из самых известных его полотен. Репродукции его работ сейчас востребованы во всем мире, а оригиналы оцениваются очень высоко. Неповторимость его дарования все же смогла пробиться сквозь модный в те времена авангард, сквозь критические взгляды публики, тяготы безработного положения. Картины Эдварда Хоппера вошли в историю живописи как очень тонкие психологические работы, покоряющие своей глубиной и ненавязчивостью.

загрузка...

buyokproduction.ru

биография, творчество, картины и интересные факты

Каждая национальная школа живописи может отметить нескольких своих лучших представителей. Как русская живопись ХХ века невозможна без Малевича, так и американская - без Эдварда Хоппера. В его работах нет революционных идей и острых тем, нет конфликтов и сложных сюжетов, однако все они пронизаны особой атмосферой, которую мы не всегда способны ощутить в повседневной жизни. Хоппер вывел американскую живопись на мировой уровень. Его последователями стали Дэвид Линч и другие более поздние художники.

эдвард хоппер

Детские годы и юность художника

Эдвард Хоппер родился в 1882 году, в Нюаску. Семья его имела средний достаток, а потому смогла обеспечить юному Эдварду должное образование. После переезда в 1899 году в Нью-Йорк он обучается в школе художников по рекламе, а затем поступает в престижную школу Роберта Генри. Родители всячески поддерживали юного художника и старались развить его дарование.

Поездка в Европу

После окончания школы Эдвард Хоппер проработал всего год в Нью-Йоркском рекламном агентстве и уже в 1906 году отправился в Европу. Эта поездка должна была открыть ему уже известных художников других школ, познакомить с Пикассо, Мане, Рембрандтом, Эль Греко, Дега и Хальса.

Условн, всех художников, побывавших в Европе или обучавшихся там, можно разделить на три категории. Первые сразу же откликались на уже существующий опыт великих мастеров и быстро покоряли весь мир своим новаторским стилем или гениальностью работ. К этой категории, конечно же, в большей степени относится Пикассо. Другие, в силу собственного характера или других причин, так и оставались неизвестными, хотя и очень талантливыми художниками. Третьи (что больше применимо к русским живописцам) увозили приобретенный опыт с собой на родину и уже там создавали свои лучшие работы.

Однако уже в этот период начинает прослеживаться обособленность и неповторимость стиля в произведениях Эдварда Хоппера. В отличие от всех молодых художников, он не увлекается страстно какими-либо новыми школами и техниками и относится ко всему достаточно спокойно. Периодически он возвращался в Нью-Йорк, затем снова уезжал в Париж. Европа не захватила его целиком и полностью. Однако неверно было бы считать, что подобное отношение характеризует Хоппера как инфантила или человека, неспособного оценить в полной мере уже существующее гениальное художественное наследие других мастеров. Это как раз и есть стиль художника Эдварда Хоппера - внешнее спокойствие и умиротворенность, за которыми всегда скрывается глубокий смысл.

эдвард хоппер картины

После Европы

Как уже сказано, все работы мастеров производили на Эдварда Хоппера яркое, но кратковременное впечатление. Он быстро увлекался техникой и стилем того или иного автора, но всегда возвращался к собственному. В наибольшей степени его восхищали картины Мане и Дега. Можно сказать, что их стили даже перекликались. А вот работ Пикассо, как сказал сам Хоппер, он даже не заметил. В такой факт поверить довольно сложно, ведь Пабло Пикассо был едва ли не самым известным среди художников. Однако факт остается фактом.

После возвращения в Нью-Йорк Хоппер уже не покидал Америку.

Начало самостоятельной работы

Путь Эдварда Хоппера, хотя и не был наполнен драмами и резко диссонансными скандалами, все же был непрост.

В 1913 году художник навсегда возвращается в Нью-Йорк, поселяется в доме на Вашингтон-сквер. Начало карьеры, кажется, складывается неплохо - первая картина Эдварда Хоппера была продана в том же 1913 году. Однако на этом успех временно заканчивается. Свои работы Хоппер впервые показал на выставке Армори-шоу в Нью-Йорке, которая задумывалась как выставка современного искусства. Здесь стиль Эдварда Хоппера сыграл с ним злую шутку - на фоне авангардных картин Пикассо, Пикабиа и других живописцев, картины Хоппера выглядели совсем скромно и даже провинциально. Его замысел не был понят современниками. Картины художника Эдварда Хоппера воспринимались и критиками, и зрителями как обыкновенный реализм, не несущий какой-либо художественной ценности. Так начинается период “тишины”. Хоппер испытывает материальные трудности, поэтому вынужден занять должность художника-иллюстратора.

До признания

Испытывая тяготы положения, Эдвард Хоппер берется за частные заказы для коммерческих изданий. На время художник даже оставляет живопись и работает в технике офорта - гравюре, которая выполняется преимущественно на металлической поверхности. В 1910-е годы именно офорт был наиболее приспособлен к полиграфической деятельности. Хоппер никогда не состоял на службе, поэтому вынужден был работать с большим усердием. К тому же такое положение сказывалось и на здоровье - нередко художник впадал в тяжелые депрессии.

Исходя из этого можно предположить, что Эдвард Хоппер как живописец мог растерять навыки за годы, которые не занимался живописью. Но, к счастью, этого не произошло.

эдвард хоппер художник

Возвращение после “тишины”

Как и любому таланту, Эдварду Хопперу надо было помогать. И в 1920 году художнику посчастливилось познакомиться с некой Гертрудой Уитни - весьма состоятельной женщиной, которая очень живо интересовалась искусством. Она была дочерью известного в то время миллионера Вандербильта, поэтому могла позволить себе быть меценатом. Итак, Гертруда Уитни хотела собрать работы американских художников и, конечно, помочь им и обеспечить условия для работы.

Так, в 1920 году она организовывает для Эдварда Хоппера его первую выставку. Теперь публика отнеслась к его работам с большим интересом. Особым вниманием пользовались такие картины Эдварда Хоппера, как “Вечерний ветер” и “Ночные тени”, а также некоторые его офорты.

Однако это еще был не ошеломляющий успех. Да и материальное положение Хоппера улучшилось едва ли, поэтому он был вынужден продолжать работу иллюстратора.

эдвард хоппер ночные ястребы

Долгожданное признание

После нескольких годов “молчания” Эдвард Хоппер все же возвращается к живописи. У него появляется надежда на то, что его талант будет оценен.

В 1923 году Хоппер женится на Джозефин Верстиль - молодой художнице. Их семейная жизнь была довольно сложной - Джо ревновала мужа и даже запрещала ему рисовать обнаженную женскую натуру. Однако такие подробности личной жизни не являются значимыми для нас. Интересно, что именно Джо посоветовала Хопперу попробовать себя в технике акварели. И, нужно отдать должное, этот стиль привел его к успеху.

Вторая выставка была организована в Бруклинском музее. Здесь были представлены шесть произведений Эдварда Хоппера. Одну из картин музей приобрел для своей экспозиции. Это отправная точка творческого подъема в жизни художника.

полуночники художника эдварда хоппера

Становление стиля

Именно в тот период, когда Эдвард Хоппер выбрал для себя акварель как основную технику, окончательно кристаллизовался его собственный стиль. Картины Хоппера всегда показывают совершенно простые ситуации - люди в их естественном облике, в обыкновенных городах. Однако за каждым таким сюжетом скрывается тонкая психологическая картина, отображающая глубокие чувства и состояния души.

Например, “Полуночники” художника Эдварда Хоппера на первый взгляд могут показаться уж слишком простыми - всего лишь ночное кафе, официант и трое посетителей. Однако у этой картины целых две истории. По одной из версий, “Полуночники” появились вследствие впечатлений от “Ночного кафе в Арле” Ван Гога. А по другой версии, сюжет был отражением рассказа Э. Хемингуэя “Убийцы”. Снятый в 1946 году фильм “Убийцы” полноправно считается олицетворением не только литературного первоисточника, но и стиля картины Хоппера. Важно отметить, что “Ночные ястребы” Эдварда Хоппера (именуемые “Полуночниками”) во многом повлияли на стиль другого художника - Дэвида Линча.

В то же время Хоппер не бросает и технику офорта. Хотя он уже и не испытывал материальных трудностей, все же продолжал создавать гравюры. Конечно, этот жанр повлиял и на живопись мастера. Своеобразное сочетание приемов нашло место во многих его работах.

Признание

С 1930 года успех Хоппера становится необратимым. Его работы набирают все большую популярность и присутствуют в экспозициях практически всех музеев Америки. За один только 1931 год было продано около 30 его картин. Еще через два года в Нью-Йоркском музее проходит его персональная выставка. С улучшением материального состояния трансформируется и стиль Хоппера. У него появляется возможность выезжать за город и рисовать пейзажи. Так, помимо города, художник начинает писать небольшие дома и природу.

ночные ястребы художника эдварда хоппера

Стиль

В работах Хоппера образы словно застывают, останавливаются. Становятся видны все те детали, которые невозможно уловить в повседневной жизни, оценить их значимость. Именно этим отчасти обоснован интерес режиссеров к картинам Хоппера. Его картины можно смотреть, словно сменяющиеся кадры фильма.

Реализм Хоппера очень тесно сплетается с символизмом. Один из приемов - открытые окна и двери как отображение звенящего одиночества. В какой-то степени эта символика отображала душевное состояние автора. Немного приоткрытые окна комнат, двери в кафе, где всего один посетитель, показывают одного человека среди огромного мира. Многие годы, проведенные в одиночестве в поиске возможности творить, наложили отпечаток на мироощущение художника. И на картинах душа человека как бы открыта, выставлена напоказ, однако никто ее не замечает.

Для примера можно посмотреть картину Эдварда Хоппера “Reclining nude”. Изображение обнаженной девушки как бы пропитано апатией и тишиной. А спокойная цветовая гамма и зыбкость акварели подчеркивают это состояние неги и пустоты. Мысленно дорисовывается целый сюжет - молодая женщина в пустой комнате, погруженная в свои мысли. Это еще одна характерная черта работ Хоппера - возможность представить ситуацию, обстоятельства, которые привели героев именно в такую обстановку.

Еще одним важным символом в картинах мастера стали стекла. Те же “Полуночники” показывают нам героев сквозь окно кафе. Этот ход очень часто можно заметить в работах Хоппера. Таким образом также выражается одиночество героев. Неспособность или невозможность начать разговор - это и есть стекло. Оно прозрачное и даже порой незаметное, но все же холодное и прочное. Как некий барьер, который изолирует героев от всего мира. Это можно проследить в картинах “Автомат”, “Утреннее солнце”, “Офис в Нью-Йорке”.

эдвард хоппер произведения

Современность

До конца жизни Эдвард Хоппер не переставал трудиться. Свою последнюю картину “Комедианты” он создал всего за два года до смерти. Художник участвовал во всех выставках “Уитни-холла” - музея, созданного его покровительницей, Гертрудой Уитни. В 2012 году было выпущено 8 короткометражных фильмов, посвященных художнику. Любой человек, хотя бы немного знакомый с его творчеством, скажет, что “Ночные ястребы” художника Эдварда Хоппера - это одно из самых известных его полотен. Репродукции его работ сейчас востребованы во всем мире, а оригиналы оцениваются очень высоко. Неповторимость его дарования все же смогла пробиться сквозь модный в те времена авангард, сквозь критические взгляды публики, тяготы безработного положения. Картины Эдварда Хоппера вошли в историю живописи как очень тонкие психологические работы, покоряющие своей глубиной и ненавязчивостью.

загрузка...

worldfb.ru

Эдвард Хоппер и другие | Артгид

Выставка Эдварда Хоппера в парижском Гран Пале — не только ретроспектива, но и исследование художественных взаимовлияний и параллелей. АННА АРУТЮНОВА разбиралась в получившихся рифмах и перекличках. Спешите! Выставка продлена до 3 февраля 2013 года.

Очередь на ретроспективу Эдварда Хоппера в парижском Гран Пале делает несколько выразительных зигзагов. Люди заполнили весь двор с аллеями перед входом; билеты забронированы наперед. Ажиотаж неудивителен: выставка, которая прошлым летом открылась в Мадриде, а осенью переехала в Париж, — пожалуй, первое столь подробное исследование творчества американца Хоппера в Европе. В Гран Пале представлены не только живопись и графика самого Хоппера (около 130 работ), но и произведения его коллег — тех, кто повлиял на него, и тех, на кого, прямо или косвенно, влиял он, — от импрессионистов до современных мастеров. Так что это не просто ретроспектива, а еще и исследование художественных взаимовлияний. Найденные куратором выставки Дидье Оттенже параллели и переклички рассмотрела АННА АРУТЮНОВА, добавив к ним свои собственные рифмы.

Текст: Анна Арутюнова

Хоппер — художник per se, затворник, методично тренировавший глаз и кисть, работавший над собственным визуальным миром, не замечая и не волнуясь о том, что происходит вокруг. Впрочем, говорят, что от общения с художниками из враждебного лагеря (то есть абстракционистами) его отговаривала жена. Проживая эпоху, когда мировая арт-сцена стремительно менялась, — хотя бы потому, что центр ее переместился из Парижа в Нью-Йорк, — он сумел ухватить кусочек искусства старого мира — того, где правил бал французский импрессионизм, — и одновременно стать кумиром для мира нового.

Слева: Эдвард Хоппер. Газ. 1940. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Справа: Эд Рушей. Standard Station, Амарилло, Техас. 1963. Холст, масло. Музей искусства Худ, Дартмут-колледж, Гановер, штат Нью-Хэмпшир. © Ed Ruscha

Пустынные улицы городов, молчаливые сцены в отелях и барах — все это через много лет появится в работах современных нам художников (а если быть точными, фотографов) вроде Эда Рушея, Вима Вендерса или Филип-Лорки ди Корсиа.

Слева: Эдвард Хоппер. Портрет Орлеана. 1950. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Сан-Франциско. Справа: Вим Вендерс. Угол улицы (Батт, Монтана). 2003. Фотография

Работы Ди Корсиа, в отличие от Рушея и Вендерса, можно увидеть в Гран Пале — серии о мужской проституции куратор выставки посвятил отдельный зал в рамках экспозиции о Хоппере. И хотя тематически Хоппера и ди Корсиа близкими не назовешь, напряженная театральность присуща и фотографиям, и холстам.

Слева: Филип-Лорка ди Корсиа. Брент Бут, 21 год, Де-Мойн, Айова, 30 долларов. 1990–1992. Фотография. Courtesy Pace/MacGill Gallery.

Справа: Эдвард Хоппер. Автомат. 1927. Холст, масло. Художественный центр Де-Мойна

Гипнотическое воздействие картин Хоппера отчасти можно объяснить тем, что они изображают до боли знакомые сюжеты, но только увиденные совершенно иными глазами. Кажется, что узнаваемо здесь все — поворот головы модели (и тут же вспоминается Дега и любимый Хоппером Мане — оба, к слову, представлены в экспозиции в качестве идейных учителей художника) или то, как написан свет, проникающий в комнату и освещающий лица (здесь не обошлось без живописной классики вроде Вермера или Рембрандта — об их влиянии можно судить по ранним работам Хоппера и по холстам его учителя Роберта Генри).

Слева: Рембрандт. Автопортрет в кружевном воротнике. Около 1629. Холст, масло. Маурицхейс, Гаага.

Справа: Эдвард Хоппер. Автопортрет. 1903–1906. Холст, масло. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк

Таких перекличек, причем с самыми разными эпохами и техниками, оказывается немало. Все они тщательно замаскированы, но выставка устроена так, что тайное неизбежно становится явным.

Слева: Эдвард Хоппер. Девушка за швейной машинкой. 1921. Холст, масло. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид.

Справа: Феликс Валлоттон. Вышивающая женщина в интерьере. 1905. Холст, масло. Музей современного искусства, Труа

Учеба у Роберта Генри

А началось все с класса Роберта Генри, преподававшего в нью-йоркской школе искусств с 1902 года. Генри провел несколько лет в Париже и, как полагается, привез оттуда дух свободы и недовольство академической школой, которая, как только ее изгнали из Франции, не замедлила обосноваться в американском искусстве и системе образования. Впрочем, новаторские искания хопперовского учителя не шли дальше Эдуара Мане. Именно его копировали ученики в классе живописи Генри (и Хоппер в их числе). Позднее Генри станет основателем группы «Восемь» — ее еще называли Ashcan School, что переводится как «Группа мусорного ведра». Обидное название появилось потому, что художники писали жизнь нью-йоркских бедняков, а блеску роскошных отелей предпочитали изображение социального неблагополучия или по крайней мере повседневности.

Роберт Генри. Цыганская мать (Мария и Консуэло). 1906. Холст, масло. Частное собрание

Это передвижничество по-американски долгое время было не очень-то почитаемо ни местными академическими художниками, ни прогрессивной художественной общественностью, взгляды которой были устремлены на развитие абстрактной живописи. Два лагеря — реалистов и абстракционистов — сформировались к концу 1910-х годов. Это произошло после того, как в Нью-Йорке прошли две диаметрально противоположные выставки. Одна — в галерее Альфреда Штиглица — была посвящена европейскому авангарду. Другая — в Macbeth Gallery — представляла художников группы «Восемь» с их радикальным реализмом и показом неприглядной жизни простых американцев. Окончательно пути художников разошлись после Armory Show 1913 года, где американская публика увидела кубизм и футуризм, которые не оставили реалистам нового поколения никакой надежды на быстрое признание.

Хоппер, хоть и не считал себя участником реалистического движения, безусловно, был ближе кругу художников своего учителя. И, как и они, долгое время оставался безвестным и не замечаемым ни критикой, ни покупателями. Только в 1924 году прошла первая коммерчески успешная галерейная выставка акварелей Хоппера, после которой дела его постепенно пошли в гору. К слову, сегодня работы Хоппера на аукционах появляются нечасто, но и стоят сравнительно недорого — цена картины редко переваливает за миллион долларов, а рисунков — за 50 тысяч.

Реализм vs. импрессионизм

Уже состоявшимся художником, пережившим увлечение Парижем, фотографией, архитектурой, Эдвард Хоппер настаивал на идейной связи с Томасом Икинсом, основоположником американской реалистической живописи. Знаменитый автопортрет Икинса, который он написал практически впопыхах (насколько это возможно для мастера подобного академического склада), можно увидеть на выставке в Гран Пале.

Томас Икинс. Автопортрет. 1906. Холст, масло. Национальная академия дизайна, Нью-Йорк

Историк искусства, современник Икинса Ллойд Гудрич охарактеризовал эту работу как «красноречивое свидетельство о натуре человека». Ему портрет очень понравился. И именно благодаря этому портрету в 1902 году Икинс, после многолетних пререканий и противоречий с Национальной академией дизайна, стал ее полноправным членом.

Конечно, связь Хоппера и Икинса была весьма опосредованной — Роберт Генри был учеником одного из последователей живописной школы Икинса. Главное, что Хоппер воспринял в этой традиции, — использование искусства как инструмента социальной критики. И хотя он никогда не ударялся в откровенно социальную живопись, идея, что картина существует не только ради самой себя, не только как пространство для формальных экспериментов, а прежде всего как способ говорить о жизни, была для него основополагающей.

Ту же самую идею искусства ради жизни, а не ради искусства, Хоппер вынес из своих парижских путешествий. Он побывал в Париже трижды (в 1906, 1909 и 1910 годах), был бесконечно впечатлен им, но понял увиденное по-своему. Проводником Хоппера по французской столице был его приятель по нью-йоркской школе искусств, художник Патрик Генри Брюс. И хотя Брюс, ученик Матисса, был вхож в авангардные круги Парижа (дружил с супругами Делоне, проводил время в салоне Гертруды Стайн, а позже увлекся орфизмом), Хоппер не поддался чарам художественной жизни парижского авангарда. Импрессионисты и постимпрессионисты ему не понравились (о чем он тут же написал матери в Америку после похода на один из Осенних салонов). А те, что понравились, были интересны потому, что представляли повседневную жизнь. Как Писсарро, который писал городскую суету на бульварах Парижа, или Дега, изобразивший обычный день в офисе по продаже хлопка в Новом Орлеане (оба представлены на выставке в Гран Пале).

Эдгар Дега. Сортировка хлопка в Новом Орлеане. 1873. Холст, масло. Музей изящных искусств По

Увидев их работы на выставке рядом с опытами Хоппера, можно подумать, что юный художник очень хотел стать импрессионистом, но у него не слишком получалось. И это неудивительно: уже в 1900-е, вместо того чтобы, как Дега или тот же Писсарро, наполнять картины людьми и жизнью, Хоппер отдавал предпочтение тишине и безлюдным пространствам (будь то сквер рядом с Нотр-Дам или лестничный пролет в его парижском доме).

Также очевидным на выставке становится и то, что больше других на Хоппера повлиял Марке. В экспозиции выставки есть несколько его работ, которым молодой художник явно пытается подражать. Марке пишет осенний мрачноватый город, то ли в тумане, то ли в дыму, со зданиями, слившимися в единую серо-коричневую массу и точеными силуэтами деревьев без листвы. Хоппер пишет Нотр-Дам, мосты и лестницы в той же самой манере. Но получается тяжеловесно и не очень-то мрачно: то проскочит ярко-желтая листва, то желтый отблеск на воде, то красный знак для лодок под мостом. Впрочем, как и у Марке, который мастерски орудовал всеми оттенками серого и коричневого и одновременно добавлял к ним яркий акцент. Хоть Хоппер и старается удержаться перед натиском цвета (а в его ранних работах мрачная палитра преобладает), Париж берет свое.

Слева: Альбер Марке. Набережная Бурбон. 1908. Холст, масло. Музей изящных искусств, Бордо.

Справа: Эдвард Хоппер. Нотр-Дам № 2. 1907. Холст, масло. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк

Иллюстрация

Чтобы заработать немного денег, Хоппер был вынужден заняться оформлением журнальных обложек и другой иллюстраторской работой. Он выполнял рисунки для журналов о сельской жизни, офисных буднях, гостиничном бизнесе и путешествиях, регулярно делал обложки для внутрикорпоративного журнала крупной кораблестроительной компании Morse Dry Dock and Repair Company.

Обложки Эдварда Хоппера для журнала The Morse Dial. 1919

Однако эта работа ему претила. Хоппер не только считал себя неважным иллюстратором, но и стеснялся этого занятия. В отличие от таких почитаемых им предшественников, как Джон Слоан или Уинслоу Хомер, а также коллег по цеху, Хоппер четко разделял живопись и иллюстрацию.

Обложки Эдварда Хоппера для журнала Hotel Management. 1924–1925

И его затаенная неприязнь к последней часто находила выход в живописных работах. Если в иллюстрациях к журналу Hotel Management Хоппер рисовал довольных жизнью отдыхающих, людей, окруженных всеми благами индустрии развлечений, элегантных женщин и мужчин, обедающих в шикарных ресторанах, то в живописи все это раздолье превращалось в одиночество и пустоту.

Эдвард Хоппер. Комната в Бруклине. 1932. Музей изобразительных искусств, Бостон

То же с рисунками для журнала Farmer’s Wife. Рассчитанный на добропорядочных образцовых жен американских фермеров, журнал изобиловал сценами идиллической семейной жизни — жена, с трепетом смотрящая на деловитого мужа, муж, гордящийся отменной женой-хозяйкой. Совсем другая атмосфера семейной жизни возникает в живописи Хоппера. В ней нет не то что радости, которая хлещет со сделанных на заказ рисунков, в ней нет и никакой противоположной эмоции — только напряжение и тишина, безразличие и безмолвие.

Эдвард Хоппер. Железнодорожная гостиница. 1952. Холст, масло. Частное собрание

Как только у Хоппера появилась возможность (а именно в тот момент, когда его живопись начала завоевывать внимание покупателей и музеев), он тут же отказался от коммерческих журнальных заказов. Но настроение его иллюстраций, в которых жили люди непременно счастливые, богатые, успешные, энергичные и неизменно красивые, подхватили художники последующих поколений — и в первую очередь поп-артисты. Возведенная в абсолют «американская мечта» с ее потребительским раем и идеальными людьми предстает во всей красе в работах Лихтенштейна, Вессельмана, Уорхола или Тибо. Не исключено, что все они были хорошо знакомы с творчеством Хоппера (некоторые из них и сами были отличными иллюстраторами).

Том Вессельман. Большая американская обнаженная № 52. 1963. Дерево, акрил, ткань, коллаж. Собрание Жозе Берардо. © Estate of Tom Wesselmann/SODRAC, Montreal/VAGA, New York (2013)

А иногда рекламные плакаты и рисунки самого Хоппера кажутся концептуальной насмешкой над обществом потребления в духе поп-арта. Впрочем, поп-артисты не создавали антитезу американскому обществу, а напротив, довели его идеалы до таких гипертрофированных форм и смеялись над ними так откровенно, что критика оказывалась хорошо замаскирована юмором. Хоппер не хотел ничего маскировать — его пути с иллюстрацией разошлись навсегда, а живопись была полна скепсиса и разочарования.

Фотография

Холсты Хоппера давно разошлись на фотографические цитаты. Но и для него самого фотография была немаловажным инструментом. Сам он не снимал, но явно был в курсе последних фотодостижений и многое видел. Как только он начал всерьез изучать фотографию, его работы словно приобрели фокус: на место акварельных полутонов, прерывистых линий и воздушных перспектив, доставшихся в наследство от импрессионистов, приходят четкие тени и выверенная до миллиметра композиция. Каждая картина теперь напоминает немую сцену с театральных подмостков, длинную паузу, заполненную размышлениями.

Так и ракурсы, которые он выбирает, скорее привычны для фотографии. Особенно это заметно в литографиях: сверху, глядя из окна (так через некоторое время начнет снимать Родченко), он рисует человека, идущего по освещенной фонарями улице.

Слева: Эдвард Хоппер. Ночные тени. 1921. Литография.

Справа: Александр Родченко. Лестница. 1930. Черно-белая фотография. © A. Родченко — В. Степанова архив, Мультимедиа Арт Музей, Москва

Почти маниакальная любовь к изображению домов (акварелей, холстов и литографий с «портретами» особняков всех мастей Хоппер сделал десятки) и манера дотошно документировать городскую жизнь восходит к работам Эжена Атже, также дотошно и маниакально снимавшего Париж до и после османовских преобразований.

Слева: Эдвард Хоппер. Воскресенье. 1926. Холст, масло. Собрание Филлипс, Вашингтон. Справа: Эжен Атже. Версаль. 1921. Черно-белая фотография

В 1936 году жена Хоппера Джозефин подарила ему несколько томов «Истории гражданской войны в Америке», проиллюстрированной снимками Мэтью Брэди. В дневниковых записях Джозефин даже жалела о том, что сделала такой подарок, — она боялась, что Хоппер совсем забросит живопись, потому что он проводил целые дни, рассматривая фотографии. И по ее же записям становится понятно, что тома «Истории» стали для него постоянным источником вдохновения — к ним он возвращался снова и снова, и каждый раз жена сетовала на то, что его невозможно оторвать от этих книг.

Первая по-настоящему значимая выставка Хоппера состоялась в MoMA в 1933 году, когда нью-йоркским музеем руководил Альфред Барр. С этого момента, пожалуй, и можно говорить о том, что стиль Хоппера, долгие годы впитывавший самые разные направления и идеи, окончательно сформировался. Об этом написал и Барр во вступительной статье к выставке 1933 года: «Сегодня он знаменит, но на протяжении двадцати лет его карьера в качестве художника была настолько невпечатляющей, что являлась скорее тайной. Сегодня он знаменит как живописец, но первым делом получил признание как гравер. Сегодня он знаменит благодаря своим пейзажам и архитектурной живописи, но студентом писал исключительно фигуры и занимался иллюстрацией. Сегодня он знаменит как художник, изображавший именно американскую природу и архитектуру, но природа и архитектура, которые интересовали его в начале, — французские. Удивительно, что его искусство, пережив такие кульбиты, теперь представляется таким личностным, несомненным и последовательным».

 

artguide.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта