Икона стиля из группы «Кино». Почему Густав Гурьянов остался в тени Цоя? Григорий гурьянов картины
Георгий Гурьянов: "Поиздеваться над всеми".
Встреча с Гурьяновым произошла 15 июня 2007 года, в его квартире, на Литейном проспекте.
Интервью.
Вы один из немногих людей, которых с Цоем, помимо дружбы, связывает сразу три вида искусства: живопись, музыка и кино.
- Ну кино – это не искусство, а «Асса» тем более не кино.
Тем не менее, Вы снимались вместе в фильме «Асса», играли в группе в качестве барабанщика и, оба являлись членами группы «Новые художники». Как произошло ваше знакомство?
Ну была у нас такая общая среда, много общих знакомых. Мы даже учились в одном художественном заведении, в котором я полгода, по-моему, пробыл, а Виктор тоже примерно столько. Но по-настоящему мы подружились уже спустя пару лет. Была такая группа «Х** - автоматический удовлетворитель». Виктор очень дружил с лидером этой группы Андреем Пановым, Свиньей, и играл там на бас-гитаре. А я чуть позже играл на барабанах в этой группе. В-общем, всё вокруг да около. Есть еще такой деятель культуры как Евгений Юфит, лидер и создатель петербургского некрореализма. А представил меня Виктору в первый раз мой приятель Осёл, где-то в метро мы столкнулись, он и познакомил, сказав при этом, что нам обязательно надо делать группу и играть вместе. В то время еще болтался с Виктором этот дегенерат, сумасшедший, Рыбин его фамилия, не хочется ее вслух произносить. И пока они не расстались, мы так серьезно и не встретились по поводу музыки и всего остального.
Что из себя представляло училище им. В.Серова в то время?
Серовка – жуткое такое советское режимное заведение. Я старше на год Виктора, поэтому мы не столкнулись там. Свинья говорил, что это «рассадник пацифизма», это абсолютная правда. Я туда поступил как-то очень легко, а потом не ходил туда вообще. Родителям говорил, что я учиться, а сам совсем в другом направлении. Естественно через полгода я там уже не учился. А Виктор, по-моему, что-то похожее, как-то мы никогда даже не говорили об этом. Он перешел в другое училище, менее художественное, но более ремесленническое. Он же очень рано женился, ему надо было независимо существовать, деньги зарабатывать. Краснодеревщики – я очень ценю эту профессию: реставрация, дерево, - очень классная вещь.
Первые пересечения связаны с музыкой, а на почве живописи, когда Ваши пути пересеклись?
Прошло энное количество лет, с тех пор как мы учились в Серовке. Виктор сыграл первый концерт в Рок-клубе, который я наблюдал из зала. Мы потом уже подружились. И к тому времени я уже был художник, «новый художник». У нас была группа художников, где лидерствовал Тимур Новиков. Мы были страшно этим увлечены: выставки, акции, авангардизм всякого толка, ноль объект – это уже всё было тогда. Я считал себя художником, вобщем-то, всю жизнь и родился таким. А Виктор к тому моменту уже был звезда. В Москве попал на концерт в школе, где он пел один… Тогда я его полюбил безумно. Рыбу всю эту несвежую выкинул на помойку и один пел «Транквилизатор» и еще какую-то песню. Это было круто.
Я отвлекся от искусства. И конечно же вся эта среда: художники, Товарищество художников, альтернатива Союзу художников – это были такие все уроды: неопрятные, грязные, бородатые, нудные, несчастные… Все они противостояли чему-то… Как же это называется-то? Диссиденты. К диссидентам мы с Виктором очень плохо относились, скептически издевались и смеялись. Даже песня же есть на эту тему: «Нам не дали петь… Попробуй тут спой» - о людях, которые могут пожаловаться на то, что они могли бы что-то сделать, но им не дают что-то сделать. Вот такая глупость. Будут обвинять вся и всех, а не будут видеть свои немощи: мы вот жалкие художники-диссиденты. Они все же были против чего-то, боролись с чем-то, а мы игнорировали это, радовались и создавали себе среду такую, которая нам бы была вполне приятна. Я хотел всегда быть вне этой компании, хотелось заниматься чем-то совершенно другим. Музыкой. Тем более мы так любили поп-музыку. И тогда еще появилось так много хорошей музыки. Это вдохновляло. «Нью вейв», «новые романтики»… Мелодизм… Электронная танцевальная музыка, - то, что я всегда очень любил.
- Вас называли стилягой еще в то время. Это из той же области: быть другим? Время стиляг – это же 50-60-е года.
Вообщем-то, мы были модниками. У меня до сих пор эта амбиция есть. А тогда появилась компания молодых людей, они были моложе меня, скажем, лет на 4-5, которые называли себя «Тэдди Бойс». Это были стиляги. Черные костюмы с иголочки, белые рубашки, галстуки и элегантные остроносые ботинки. Это 1984 год. И это была моя свита, я ходил в окружении этих ребят. Но вообще-то это один из костюмов, которые я надевал на себя, и который Виктору не подошел. Я так однажды аккуратно его постриг, но ему не понравилось. Белая рубашка, галстук - это не его стиль, потом мы уже больше к этому не возвращались.
Когда Цой пришел к «Новым художникам»?
Когда он познакомился со мной и с Тимуром. А с Тимуром мы были неразлучники. Я жил какое-то время в его мастерской, напротив Большого дома. Что там только не происходило! Я могу вам долго рассказывать, это вообще-то намного дней. Прекрасное выставочное пространство. Старая расселенная коммуналка. И все эти огромные комнаты были наши. Я думаю сам написать какую-то литературу в модной форме: «моя жизнь среди знаменитостей». Или что-нибудь такое глупое. А тогда две-три молодые компании объединились: «Кино», «Новые», Олег Котельников, Юфит с армией своих панков-некрореалистов. Там такие имена у всех были… Просто ухх! Ааай! Осел, его подруга Ослица, Образина… Мы раньше просто дружили с ними. Осел был лучшим другом Свиньи. Они жили по соседству с Юфитом, устраивались просмотры очередных фильмов, параллельное кино это называли. Всё было очень весело. Т.е. не только мы с Виктором познакомились, а всё замешалось в одну большую культурную среду.
Как проходило оформление концертов группы «Кино»? Участвовал ли Цой в оформлении сцены?
Нет, хотя он сам, конечно, и я были художниками, но поскольку так много было вокруг других художников, мы все роли распределили. Невозможно всем заниматься. Поэтому у нас был официальный художник, записанный в анкетах рок-клуба, Тимур Новиков. Принимали участие в этом художники Олег Котельников и обязательно Евгений Козлов, очень талантливый художник, который всем нам нравился. Сейчас он живет в Берлине. А тогда он жил в Петродворце, иногда появлялся и делал плакаты и обложки. Новиков и Котельников также их делали. Очень красивые плакаты.
Это они делали известный плакат с тремя профилями, на фоне которого Цой еще позировал? Известная фотография.
Это чуть ли не сам Цой рисовал. Это его идея. А фотография Наташи Васильевой. Это был один из первых концертов, когда мои приятели, я имею в виду художников, еще не подключились к этому.
А в какой момент «Новые» подсоединились?
Мы встречались периодически, но Виктор такой дистанцированный был. Как-то в очередной раз мы столкнулись где-то на улице. Поговорили. Потом он позвонил и пригласил меня в группу. Мы стали репетировать. Общих вечеринок и компаний художников тогда у нас не было. Потом, когда мы сыграли первый концерт, стали развлекаться, появились все остальные. Мы уже позиционировали себя как группу «Кино», дописывали альбом «Начальник Камчатки», который в тупик какой-то зашел.
Кстати, кто автор обложки этого альбома? И вообще известно же два варианта обложки. Какая настоящая?
Всё, что опубликовано и напечатано после смерти Виктора – это всё вражеские происки разных уродов и обиженных бездарей, которые нас ненавидели, завидовали и мечтали это разрушить. По крайней мере, после 90-го года все эти люди оказались самыми близкими друзьями Виктора. Все эти мемуары… Всё это с целью личного обогащения. Верить этому нельзя. Что эти суки сделали: нашли где-то, не знаю м.б. даже и мной или кем угодно, чудовищно исчириканную фотографию и сделали из нее обложку. Это просто ужас. Я могу вам показать настоящую обложку. Ее делал Евгений Козлов, и у меня есть оригинал. Это художественная работа, изящнейшая, красивая, искусная… Очень тонкая работа. При тиражировании на бобинах ее было не реально воспроизвести в таком формате и в таком качестве. Была еще одна хорошая версия обложки «Начальника Камчатки», которую сам Виктор сделал. Там была фотография японского малыша с маленьким «кассио»: такая электронная новая волна, неоромантика. Как и задуман этот альбом.
Кстати, а почему альбом так странно называется «Начальник Камчатки»? С «камчаткой» всё более-менее ясно. А причем здесь «начальник»?
Я Вам могу рассказать. Мы думали, как назвать альбом. Наш гений метафор Олег Котельников, я с ним на эту тему разговаривал, сразу выдал десяток названий. Ну «Кино»… Какое кино? Он стал думать о названиях всех известных фильмов. А у него как-то сразу всё это складывается. Он и выдал «Начальник Камчатки». «Начальник Чукотки» - это известный советский фильм про молодого человека, которого послали на Чукотку бороться против капиталистов. Но причем здесь Чукотка? Песня «Камчатка». Отсюда и название по ассоциации с этим фильмом и плюс песня «Камчатка». Получилось, по-моему, здорово. Это Котельников - он автор всяких… «Петербург – это город Петра, Ильича, Чайковского». И т.д.
- А слово «Асса»?
По-моему, то ли Юфит, то ли… Это всё «некрики». «Асса» – это клич был такой панковский. Из среды Юфита. Котельников был очень близок с ним. Фильм «Асса» - это уже позже, это отрыжка.
- Бошетунмай?
О-о-о… Бошетунмай – это отдельная история. Вам никто не рассказывал? Это наше с Тимуром китайское слово. Была такая группа «Ю би фоти» - реггей, британский «нью вейв». Они приехали к нам в Петербург, мы ходили на их концерт, слушали их песню, даже исполняли ее сами. А у них же всё вокруг марихуаны, косяков. Виктор под впечатлением всего этого написал реггей-песню. А «бошетунмай» - это одно из наших названий этого продукта. Скорее это всё Тимур придумал. Там был круг друзей, и они говорили между собой, что человек, который бросил это курить, продался. Соответственно, когда предлагалось курнуть, говорили: «давай не продадимся». Так не продавались, не продавались, а потом для конспирации перевели слово на китайский язык. Он был очень модным. Слово взяли из разговорника. «Не продаваться» - это глагол… Никто значения этого слова до сих пор и не знает, м.б. лучше и не знать.
- Есть люди, которые считают, что это имя какого-то божества…
А конопля – это божество. Для этих людей. Нужно об этом тоже сказать. А Бошетунмай – да, это такое божество. У Тимура в мастерской стоял Бошетунмай, из бумаги сделанный, с нарисованным лицом.
- Сам Цой, наверное, только баловался, курил, но серьезно, насколько известно, этим не занимался?
Нет. Я говорю Вам. Никогда. Никаких наркотиков. Курить он не мог. У него с физиологией что-то случалось. С ним коллапс был, он рассказывал, кто-то его угостил косяком, он лег и не мог пошевелиться ни рукой, ни ногой. Ему было так плохо, что было бы глупо дальше экспериментировать с этим. Потом когда человек любит выпить, то зачем ему еще что-то.
- Кто автор оригинальной идеи обложки «Группы крови»? Как такое могло прийти в голову?
Андрей Крисанов. Такой был у нас молодой человек в компании. Он предложил. Он учился играть на бас-гитаре, но у него не было никаких способностей. Он талантливый художник, на мой взгляд. Мне нравятся все его идеи, работы. Мы все были тогда очень впечатлены фильмами Фрица Ланга, помните серию фильмов о докторе Мабузе. Малевич нарисовал плакат к фильму «Доктор Мабузе». Оттуда мы и взяли идею. Только вместо Доктор Мабузе написали «Группа крови» и «Кино».
- А вот эти квадратные человечки. Чьи эти идеи изначально: Цоя или Крисанова?
Это Крисанов. Даже к Киту Херингу меньше отношения имеет. Как комиксы, граффити, что-то такое быстрое, легкое. У Цоя больше литературы, у него большое количество сюжетов. А у Крисанова – это еще живописно, кроме всего прочего. Там есть чувство композиции, света. Крисанов был больше художником и на бас-гитаре играть так и не научился.
- А откуда Виктор брал сюжеты для своих картин?
Из жизни, из головы, из фильмов, которые мы смотрели. М.б. «Робот-полицеский», неважно. Фантастика. Цой очень много читал.
- Обложка «Последнего героя» выполнена в таком же супрематическом духе. Это тоже Крисанов?
Нет. «Последний герой» - это французское издание. Мы с Виктором делали обложку. Отправили макет, но дальше мы не запаривались, признаться. Если бы я как-то серьезнее к этому отнесся… Ведь еще была чудовищная обложка альбома «Ночь». Просто у меня руки опустились после этого. Мы не могли договориться, и Тропилло опубликовал эту пластинку на «Мелодии» и сделал свою обложку. А мы такие замечательные, роскошные, все художники, кругом одни знаменитости могли бы и сами сделать, а тут непонятно кто… На всю страну миллионный тираж. Это какая-то вообще дрянь. Отпечаток на стекле, луна… Достаточно нейтрально, но ощущение какой-то абсолютно враждебной культуры. Макет «Последнего героя» мы отправили, но французы его корректировали. По ассоциации с тем, что мы им отправили, и с обложкой «Группы крови» они сделали супрематический и футуристический дизайн.
- Примерно к этому периоду относятся такие редкие вещи как «Группа крови» на английском языке.
Цой попробовал один раз, и ему не понравилось.
- Один или два раза? В интервью он говорит, что записали пару вещей. В записи известна только одна.
Только один раз, по-моему. Я слышал только одну. Мне кажется текст перевели плохо. Кто-то переводил. Были же вокруг англоязычные люди. Он сам английский язык выучил буквально на глазах. Очень талантливый.
- Чья была идея «черного квадрата» в Последнем альбоме?
Моя идея. Денис Егельский и еще кто-то мне ее выговаривал. По-моему это во время было, очень удачно. Черный квадрат Малевича. Но это еще по ассоциации, мы очень любили, с группой «Джой Дивижн»: у них две пластинки, одна белая, другая черная. Черный цвет – очень модный в то время. Как-то мы не очень в последние годы думали на эту тему. У «Звезды по имени Солнце» вообще нет обложки. Даже и в мыслях не было. Безобразие, какое безобразие. Мы в облаках находились.
- Виктор как минимум десять лет учился живописи. В ЛГХШ на Канале Грибоедова, училище им. В. Серова, реставрационное ПТУ, сейчас лицей. А где учились Вы?
Я закончил ГХШ № 1 на Канале Грибоедова, но это не та, Виктор там не учился. Виктора там не было. Если бы он там учился, я бы его там встретил. Это моя школа. Я знал там абсолютно всех. Он учился где-нибудь в другом месте, только не там. Я был там номер один.
- Значит, он был под номером вторым. На городском конкурсе его рисунок занял второе место. Цой в ЛГХШ учился вместе с Пашковым. Об этом же говорит мама Виктора.
Вы меня совсем озадачили, как же мне теперь об этом узнать. Там такая домашняя обстановка, я знал всех там. Один, м.б. два преподавателя живописи, директор, преподаватель истории искусства и преподаватель скульптуры. Школа маленькая, там как семья, все друг друга знают. Если бы там был Виктор…Вы меня озадачили, потому что я считаю, что я свое образование получил в этой школе. Это был просто класс! Я там проводил очень много времени. Это лучшая школа в городе, в которой можно было получить образование. Я был маленьким, любопытным, с четвертого по восьмой класс, всего четыре года там учился.
- Виктор с шестого класса там учился.
Мы разминулись. Я закончил школу, он мог туда поступить. Один год. Он никогда мне об этом не говорил. Странно. Мы говорили только, что мы единственные два парня, у которых художественное образование и которые могут изобразить без труда всё, что угодно. Потому что у остальных никакого не было художественного образования.
Виктор бы полноправным членом группы «Новых художников» или он все-таки был несколько в стороне? Именно как художник.
Я объясню. «НХ» - это группа, созданная Тимуром. Как я уже говорил, Всё это официальное номенклатурное убожество: Союз художников и альтернативное движение – это одно и тоже было, и то и другое совершенно неприемлемо. Столько новых движений происходило в искусстве! Тимур создавал как бы несуществующих в городе художников. Они с художником Иваном Сотниковым делали картины в разных стилях: неогео, «новые дикие», граффитисты, «Фигурасьон либре» (группа, в которую входили, кстати, и Кит Херинг, и Жан Мишель Баскиа, и Кени Шарф, и несколько французских художников) – всё это нас страшно интересовало как модное и новое. А ни моды, ни этого искусства у нас в городе не было. Были одни бородатые, неопрятные, заскорузлые совки, или они «против», или они «за», но всё равно из одной ямы. И когда уже были большие выставки «Новых», Виктор безусловно входил в их ядро, он был нашей звездой. Он просто не занимался этим так серьезно и самоотверженно как скажем, Тимур. И я тоже вообщем-то летал в облаках.
Как Виктор относился к своим работам: считал их картинами, рисунками, насколько их он вообще ценил?
Самое главное, что он считал себя художником. Ведь любой творческий человек – это художник, необязательно, что при этом он не пишет картины. Виктор философски относился ко всему. Но он увлекался музыкой, это было главное и это было очень серьезно. А картины, он говорил, ему доставляют огромное удовольствие, и как только у него появляется свободная минутка, он этим занимается от души. Я помню его поздние работы. Я их видел только раз, как-то он мне показал. Мне очень они тогда понравились, и с тех пор я их никогда не видел. Такие аккуратные. Прошел уже весь конфуз и стеснение за умение рисовать. Весь балаган «Новых художников», и вообще весь модернизм и история искусства ХХ века подразумевали, что художник не должен иметь классическое образование, не должен уметь рисовать. Этот стыд за красоту, за умение и за мастерство лежал, я хорошо понимаю, и на моих плечах и на плечах Виктора. Создать какую-то прекрасную картину в классическом стиле - это было западло. Выход был только в музыке. А музыка у группы «Кино» - она же очень красивая. Мы хотели, чтобы это было только красиво. В последних своих работах он избавился от этого навязанного комплекса и обратился к классическим формам, рисовал в реалистическом духе и в академической школе. К моменту гибели Цой занимался уже неоакадемизмом. Не будет полноты, если хотя бы одну или две картины не показать. То к чему Виктор пришел. Я же вдохновитель этого неоакадемизма. Тимур же прошел через весь модернизм, который только существовал, много ошибался. У меня не было никогда никаких сомнений по поводу того, что картина д.б. прекрасной. До этого у меня было альтернативное увлечение - соцреализм. Потом уже по крупицам была создана концепция нового академизма. Это близкие вещи: имперское и величественное, а мне всегда это безумно нравилось. Все мои любимые художники, наконец, оказались в легальной территории. И Виктор тоже очень проникся этой идеей, потому что он же отсиживался дома, никуда не ходил, выйти было невозможно, его разрывали на части. Я Тимуру рассказывал, что он делает такие классные новые работы.
- Вы были свидетелем создания его работ?
Да, он же жил у меня дома (когда сбежал от этой суки Марьяны), в Купчино, у нас там была порто-студия, на которую мы записывали всю музыку: «Группу крови», «Звезду по имени Солнце». Конечно мы, три-четыре художника, там этим занимались, я, правда, меньше остальных. Он рисовал очень быстро, в один присест.
- А как он песни писал, также?
Нет, не видел. Но я чувствовал, что мы о чем-то говорим, появляются какие-то шутки, новые слова, а потом Виктор приносит песню, в которой я слышу влияние не только музыкальное, но и литературное. Как я Вам уже рассказал про бошетунмай, где он еще проезжается по разным культурным явлениям: группа «Центр» с Васей Шумовым, этот брутальный и хамский Кинчев с «мы вместе» и т.д. У него были еще другие публицистические песни, которые мы так и не записали. Жалко, там такая ирония. По-моему, Марьяна запретила их публиковать, она сказала: «ты совсем с ума сошел, и так тебя все ненавидят, а тут тебя вообще уроют».
- Что же это за песни???
Типа «Бошетунмай», где так поэтично и литературно проезжается бульдозером по разным деятелям культуры, скажем так.
- Может быть это песня «Дети минут»? «Один любит рок, другой любит сок, а третий всё поет о трех-четырех»?
Вот-вот, он любил такие темы: поиздеваться над всеми. Это отдельный разговор, как мы всем кости мыли. Все думают, что вот какой ангел Виктор. Забавно. Люди, вобщем-то, добавляют, формируют то, что они хотят видеть.
- Согласны ли Вы с таким утверждением, что песни Цоя и его картины – это два разных мира?
Абсолютно цельная личность. Никаких противоречий.
А почему тогда в его живописи, на мой взгляд, м.б. я ошибаюсь, черный юмор проявился сильнее чем в песнях?
М.б. не все его считывают? А вообще я рассказывал про модернизм, про невозможность показывать свое умение и мастерство рисовать. Он, конечно, не был деятелем в этом арт-бизнесе (жесткач такой). Он был сам по себе, он никогда не зарабатывал на живописи, на картинах. Главным для него была музыка, конечно. Потом он очень увлекся кино, но это всё из области поп-арта, если уж герой, то по настоящему герой: и музыка, и этот образ в кино… Но то, что успел, то сделал, - вот так я думаю. Конечно, он не выразился полностью в изобразительном искусстве, у него не было ни времени, ни амбиций. Не объять необъятное, если ты посвящаешь себя полностью музыке, то зачем тебе еще что-то, когда всё так складывается. Мог бы, конечно, бросить всё это и сидеть творить полотна. Возможно, он это и сделал бы. Он не любил все эти публичные выступления, это и понятно, тяжело же, когда тебя дергают со всех сторон, все тебя хотят. Ему нравилось запереться, одному работать или быть с близкими людьми.
- Ему важно знать Ваше мнение о своих картинах?
Я надеюсь, что – да. У нас был диалог постоянный. Если он жил в Москве, то мы по телефону говорили часами. У кого он еще бы спросил? Каспарян ему ничего не сказал бы. А с Тимуром они редко виделись в последние годы, и я тоже Тимура уже редко встречал, мы не были так близки, как неразлучники.
Как Вы думаете, чем можно объяснить молчание современных искусствоведов о Цое-художнике?
Потому что у них свой контекст, диалог. Одеяло опять-таки нужно перетянуть. Сейчас объясню. Например, Виктор – это Поэт, певец, Орфей…
- Орфей? Да, это очень точно.
Да, красавец. Орфей. А современное искусство держат всё же москвичи, которое им диктуется из Нью-Йорка, но это отдельная история. Конечно же, они будут всячески переписывать историю, всё приписывать себе. Но если Новикова трудно стереть из истории искусства, то Цоя легче. Он же никогда не претендовал, чтобы быть актуальным художником, чтобы влиться в эту среду.
- Он никогда не претендовал, но он им был?
Еще бы, как Вы считаете! Такую территорию поставить с ног на голову. Конечно, был. Я могу рассказать. Московские художники-концептуалисты собрали группу «Среднерусская возвышенность». Главным их аргументом было, то что мы не музыканты, мы художники, и с нас взятки гладки. Но это же глупо. Мы тоже художники и занимаемся той же сферой поп-искусства.
Продолжение интервью ниже
v-r-tsoy.livejournal.com
Икона стиля из группы «Кино». Почему Густав Гурьянов остался в тени Цоя? | Персона | КУЛЬТУРА
Георгий. Или просто Густав. «Серый кардинал» «Кино». Человек, определивший эстетику и лицо группы. Барабанщик, эстет, художник, ди-джей. После смерти Цоя, а с ним и «Кино» (которые, впрочем, неизменно живы – мы все это знаем), Гурьянов организовывал в Петербурге и стране первые рейв-вечеринки. Рисовал картины – сегодня он считается самым дорогим художником постсоветской России. На протяжении всех 90-х и 2000-х оставался ключевой фигурой отечественного художественного авангарда. Ушёл из жизни в 2013-м. Выпущенная книга – первая попытка охватить и осмыслить такое явление, как Густав, который неизменно утверждал – «Главное моё произведение искусства – я сам».
«Цоя знают все. Густава – единицы»
«Я не был знаком лично с Георгием, не успел, – рассказал составитель сборника Метсур Вольде, сам художник и электронный музыкант. – Как и все, слушал «Кино». И однажды обратил внимание, что до 1984-го это такое «лохматое» «Кино». А после, с приходом Георгия – стильное, яркое, эффектное. При этом, про Цоя знают все, а про Гурьянова – единицы.Меня заинтересовал он как художник, как личность. Я обратил внимание на его интереснейшие картины. При этом, информации о нём практически не было – только разбросанные по сети немногочисленные интервью. В 2008 году я создал группу в сети «ВКонтакте», где стал собирать информацию о Георгии. Со временем количество собранного мной и участниками материала переросло в качество».
Книга состоит из двух частей. В первой Георгий рассказывает о себе сам, отвечая на вопросы журналистов. Во второй его вспоминают друзья и знакомые.
Густав о себе
– Бремя художника – быть немного впереди всего. Вот в этом весь фокус. Я родился художником и всегда был им, даже в детском саду. И музыкантом тоже, между прочим – я учился музыке. В то время изобразительное искусство зашло в тупик. И когда я прочитал манифест сюрреалистов, я совсем потерялся. До этого я изучал рисунок, живопись, композицию, скульптуру – всё, что преподают в академической школе. А потом вдруг узнал, что всё это гроша ломаного не стоит, что нужно, наоборот, ничего не уметь. Поэтому я очень долго не мог найти себя в живописи. Зато очень продуктивно занимался музыкой.
Я жил на стрелке Васильевского острова, гулял по Дворцовой набережной, любовался архитектурой. Не помню, сколько раз я был в Эрмитаже, проходил по Аничкову мосту. Петербург – это лучшее место, где можно работать. Город создан для художников и вдохновения, он прекрасен как с фасадов, так и изнутри. Я себя идентифицирую с городом. В Петербурге большую часть времени холод и зима, когда можно, запершись в мастерской, долго и вдохновенно работать. Награда за долгую зиму – белые ночи. Бесконечные сумерки, красота, комфорт. Петербург, конечно, самый красивый и самый молодой город.
Про Виктора Цоя (отрывки из интервью):
Журналист: – Когда вы познакомились?
Густав Гурьянов: – Наверное, в 1981-м, через друзей-панков: Осла, Свинью.
– Каким Виктор Цой остался в вашей памяти?
– Сложный вопрос. Проблема в том, что, каким он остался для меня, я никому не расскажу. Это единственное, что у меня осталось. Всё остальное отняли.
– Вы представляете себе Виктора сорокалетним?– Легко.
– А что бы он делал в 40?
– Он бы приятно проводил время, наслаждался жизнью.
– Цой был сибаритом, гедонистом, трудоголиком?
– Да всего понемногу. Он весёлый был, жизнерадостный.
– А вам приходилось драться с гопниками?
– Единственные гопники, с которыми приходилось иметь дело – это тогдашний рок-клуб и рок-клубовские группы.
– А Цоя вообще любили?
– Такое ощущение, что нас все ненавидели, завидовали.
О последнем концерте группы «Кино» в Лужниках
– Это было ужасно. Мне до сих стыдно, что он зафиксирован. Полгода гастролей, вымотанные, уставшие все, Виктор тоже играть ничего уже не может. Всё очень пафосно. К тому же, там медленно сыграно. На концертах было всё гораздо импульсивнее, а тут похоронные марши какие-то. Мне не нравится этот концерт. Мне как-то неловко за него, и я его никогда не слушаю и не смотрю. В тот момент на параллельном стадионе где-то рядом, в шаговой доступности, проходит концерт «Ласкового мая». А нам нравилась группа «Ласковый май» как конкурирующая компания. И я, как самый любопытный, побежал на концерт посмотреть. Я посмотрел, «Белые розы» услышал и побежал обратно на свой стадион. Была усталость, абсолютная изношенность, никаких ощущений. Восторг зала никак не компенсировал всё это.
Александр Цой, сын Виктора Цоя:
– С Георгием мы познакомились на съёмках фильма «Цой – «Кино» в мае 2012-го. Взаимная симпатия, безусловно, была, но, к сожалению, у нас банально не хватило времени, чтобы по-настоящему подружиться. Если говорить о нашей последней встрече, то, по-моему, я просто зашёл к нему поболтать, мы сходили вместе перекусить и разошлись. Простой питерский вечер. Мне кажется, это была осень 2012-го. Потом я уехал работать в Москву и пытался попасть к нему весной 13-го года, но он уже неохотно принимал гостей, и я не смог. Смерть Георгия в очередной раз разбила то, что осталось от моего сердца. Мы только-только начали узнавать друг друга.
www.spb.aif.ru
Георгий Гурьянов
Георгий (Густав) Константинович Гурьянов (27 февраля 1961, Ленинград — 20 июля 2013, Санкт-Петербург) — российский художник и музыкант.
С 1984 по 1990 годы — ударник, аранжировщик, автор басовых партий и бэк-вокалист группы «Кино», участвовал в проекте «Поп-механика». Художник. С 1993 года — почётный профессор петербургской Новой Академии изящных искусств.
Биография
Георгий Гурьянов родился 27 февраля 1961 года вЛенинграде. В музыкальной школе учился игре на различных инструментах: на балалайке, домре, пианино, гитаре.
В 1975 году окончил городскую художественную школу № 1.
В 1975 году поступил в Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова, но в 1976 году бросил учёбу.
В детстве я вставился Led Zeppelin и из-за них пошёл в музыкальный кружок, где мне сказали: «Малыш, для начала научись играть на балалайке». Я научился — но это не звучало как Led Zeppelin. А в музыкальном училище педагог мне говорит: «Играй рок-н-ролл восемь часов в сутки — и приобретёшь опыт». Да пошёл ты, кретин, сам так играй рок-н-ролл!
— из интервью Г. Гурьянова с Игорем Вдовиным
Музыка
Георгий Гурьянов и Виктор Цой
В 1978—1979 годах играл на бас-гитаре в группе Сергея «Сэма» Семенова (сейчас «Дядя Сэм»). А в 1981 году недолгое время играл в составе панк-группы Андрея «Свина» Панова «Автоматические удовлетворители».
В 1980-х годах был известен под псевдонимом«Густав».
В 1982 году встретился с Виктором Цоем, а с 1984 года стал барабанщиком в его группе «Кино» и работал там до его гибели в автокатастрофе под Ригой в августе 1990 и последующего распада группы. На момент гибели Цоя, по свидетельству Гурьянова, группа готовилась вновь отправиться в Токио, где ею должна была заняться влиятельная японская продюсерская корпорация, речь шла о глобальном финансировании.
В 1980-е годы Гурьянов начинает сотрудничать с первопроходцами в области электронной музыки в СССР, дуэтом «Новые композиторы». Во второй половине 1980-х некоторое время существует совместный проект музыкантов «Кино» и «Новых композиторов» под названием «Start».
В середине 1980-х некоторое время был барабанщиком в группах «Странные игры» и «Народное ополчение». А с 1985 года входит в состав индустриальной группы оркестра Сергея Курёхина «Поп-механика», где также принимает участие в качестве вокалиста.
Отличался своеобразной, стильной манерой игры на ударных, играя на них, преимущественно, стоя за установкой. Делалось это с оглядкой на западных «новых романтиков» вроде «Duran Duran» и пр.
В конце 1980-х уделяет внимание культуре «техно», «хаус-музыке» и клубному движению, организовывает первые «рейвы» в Петербурге. В начале 1990 годов один из вдохновителей и участников первых российских рэйвов: «Гагарин — party 1», «Гагарин — party 2» на ВДНХ и «Мобиле party» на стадионе в Крылатском в Москве. Разработал дизайн и символику плакатов первых рэйвов.
Живопись
Приблизительно в 1979 году знакомится с художником Тимуром Новиковым и в 1982 году становится одним из первых участников созданной Новиковым группы «Новые Художники». С того времени начинает выставлять свои работы. Принимал участие в совместных с Новиковым проектах «0-революция», «0-объект». Выставки проходили в ДК им. Кирова, ЛДМ.
По собственному признанию Гурьянова, после просмотра фильма Фасбиндера «Керель» в его живописи появилась матросская тема.
В 1991 году стал лауреатом Всесоюзного телевизионного конкурса «Новое имя».
С 1993 года — почётный профессор НАИИ.
C 1999 года участвует в движении «Новые серьёзные», организованном Тимуром Новиковым.
Кино и телевидение
С 1986 года снимается в клипах группы «Кино» и в культовых фильмах «Конец каникул», «Рок», «Асса» и др., играя самого себя.
В 1989 году усилиями Юриса Лесника, Владика Мамышева-Монро и Тимура Новикова создаётся первая независимая телекомпания в стране под названием «Пиратское телевидение», где Гурьянов вёл спортивную программу «Спартакус».
В 2010 году Гурьянов снялся в небольшом эпизоде фильма «Игла Remix» в качестве диджея.
Личная жизнь
Как только стало возможным путешествовать, посетил Копенгаген и Амстердам, Париж, Рим,Будапешт, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Кадакес (любимый город Сальвадора Дали), долго жил вБерлине. В Лондоне полюбил Испанию (там был своеобразный культ Испании). Жил и работал в Санкт-Петербурге.
- С 1993 года учил испанский язык.
- Любимые города — Санкт-Петербург, Мадрид и Лондон.
Интересные факты
- По словам режиссёра Рашида Нугманова Гурьянов мог сняться в фильме «Игла»: «Была идея в эпизодической роли человека на дрезине, собирателя анаши снять Георгия Гурьянова. Но тот отказался».
Болезнь и смерть
Последние годы Гурьянов тяжело болел, у него был диагностирован гепатит C с онкологиейпечени и поджелудочной железы. 21 июня 2013 года Георгия Гурьянова выписали избольницы им. Боткина, последний месяц он проходил курс химиотерапии в Германии и находился дома в тяжёлом состоянии. Скончался 20 июля 2013 года в Санкт-Петербурге.
Фильмография
1986 — «Йя-Хха». Режиссёр Рашид Нугманов
1986 — «Конец каникул». Режиссёр Сергей Лысенко
1987 — «Рок» (документальные кадры). Режиссёр Алексей Учитель
1987 — «Асса». Режиссёр Сергей Соловьёв
1990 — «Секс и перестройка (Sex et perestroïka)» (главный герой вместе с его русской коллегой посещает концерт группы «КИНО»; также в фильме использована песня «Фильмы». Режиссёры Франсуа Жуффа, Франсис Леруа). В фильме был фрагмент концерта группы, где Виктор Цой исполнял песни «Печаль» и «Закрой за мной дверь, я ухожу». Перед исполнением отрывка в кадре промелькнул подстрочный комментарий на французском, в котором говорилось, что Виктор Цой погиб три месяца спустя после съёмок фильма.
1992 — «Последний герой». Режиссёр Алексей Учитель
1996 — «Солнечные дни» (документальный)
2005 — «Жизнь как кино» (документальный)
2006 — «Просто хочешь ты знать» (документальный)
2008 — «Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут» (документальный)
2009 — «Последний герой: Двадцать лет спустя» (документальный)
2010 — «Игла Remix» — диджей. Режиссёр Рашид Нугманов
Исполнение музыки к фильмам
- 1986 — Конец каникул — драм-компьютер.
- 1987 — Счастливо оставаться! — драм-компьютер «Yamaha RX-11».
- 1987 — Асса — ударные.
- 1988 — Игла — драм-компьютер.
- 2010 — Игла Remix — драм-компьютер.
Работы находятся в собраниях
- Новый музей, С.-Петербург.
- Собрание галереи «Триумф», Москва.
- Частное собрание Ринада Ахметчина.
- Частное собрание Шалвы Бреуса.
- Частное собрание Пьера Кристиана Броше.
- Частное собрание Виктории Маркиной.
- Частное собрание Регины и Владимира Овчаренко, Москва.
- Частное собрание Екатерины и Владимира Семинихиных, Москва.
nekropole.info
Георгий Гурьянов: gospodi
Зашел вечером на выставку - Тимур Новиков и его окружение. Примерно так. Замечательная была работа Вадика Монро - 1990 года, когда он еще рисовал - в духе какого-то немецкого импрессионизма: мужик е..т женщину сзади. Вроде - бы порнография почти, но в наивной экспрессии Вадика, это была чуть ли не первая его картина, работа получилась по-здоровому оптимистичной. Но лучше всего были раскрашенные Гурьяновым его портреты - на них он стоит во весь рост обнаженным, с большим и красивым членом - эдакий античный герой времен нового академизма. Снимки были сделаны тоже лет десять назад, но сегодня он их раскрасил, получилось такое нечто. Говорят, выбить из него их было очень трудно - не хотел давать: любовался на себя молодого.На всякий случай несколько слов о Гурьянове и его картинка.
Георгий Гурьянов - в прошлом - барабанщик "Кино", вокалист курехинской "Поп-механики", член группы "Новые художники ", соратник "Новых композиторов", организатор знаменитых питерских рейвов и вдохновитель главных питерских сквотов, в настоящем - профессор кафедры живописи Новой Академии изящных искусств, хорошо продаваемый и дорогой питерский художник, стоимость полотен которого доходит до тридцати тысяч долларов. Слово "новый" - ключевое в гурьяновской биографии: на последнем берлинском артфоруме его еще и "Новым Веласкесом" прозвали. Как истинный петербуржец, Москву Гурьянов не любит, поэтому приезжает в столицу редко и только по делам. Любимые персонажи гурьяновской живописи - добры молодцы с сосредоточенными лицами и напряженными мышцами полуобнаженные гребцы, борцы, метатели ядер, летчики, матросы и рабочие. Они одновременно похожи на античных богов, участников физкультурных парадов 30-х годов и героев настенных мозаик, которыми изобиловали советские бассейны и спортзалы. Гурьянов считает себя певцом мужественности и красоты, он не любитель "умной живописи". "Видеть перед собой сильное, загорелое, освещенное солнечными лучами и овеянное морскими ветрами тело гораздо разумнее, чем уставиться с умным видом в черный квадрат", - считает художник. Своих спортсменов и пролетариев неоакадемик пишет подолгу, вырисовывая каждый бицепс и трицепс.
gospodi.livejournal.com
Самым дорогим художником последних лет стал музыкант легендарной группы "Кино"
Самым дорогим художником последних лет стал Георгий Гурьянов - ударник легендарной группы "Кино". Его биография теперь чем-то стала напоминать жизненный путь Ван Гога, которого как художника при жизни тоже не признавали. У Гурьянова перед великим постимпрессионизмом есть весомое преимущество: вместе с Цоем он как музыкант добился оглушительного успеха. И вот теперь за его картины коллекционеры готовы выкладывать сотни тысяч евро.
Котельная, известная как "Камчатка", - постоянное место паломничества поклонников группы "Кино". Здесь кочегаром работал сам Виктор Цой. Теперь, кажется, в истории котельной появилась новая веха. Ведь сюда к своему другу приходил Гурьянов. И когда вовсю кидали уголь в огонь творчества музыкального, только разгорался огонь творчества художника. Но на картины времени почти не оставалось ни у Цоя, ни у Гурьянова. Слишком сильное влияние имело рокерское движение Санкт-Петербурга. И музыки было больше, чем живописи.
Только после гибели Цоя Гурьянов с головой уходит в живопись. И сегодня мы становимся свидетелями рождения новой легенды "Кино". Ударника культовой группы назвали самым дорогим художников десятилетия.
"В исследование вошли художники, которые получили популярность после 90-х годов. И это современные художники до 35 лет, которые сейчас присутствуют на выставках, на галерейных площадках на биеннале, которыми активно занимаются коллекционеры и дилеры здесь", - говорит генеральный директор "Сотбис РФ" Ирина Степанова.
В группе "Кино" живопись влияла на музыку, и наоборот. Их песни наизусть знают тысячи фанатов в России и в мире, а за картинами идет настоящая охота коллекционеров. Вот, к примеру, некоторые произведения Виктора Цоя хранятся в архиве его отца.
Работы же Георгия Гурьянова стали высоким искусством еще до его кончины. Новаторские идеи, постоянный поиск нового и фанатичное желание достичь совершенства. Многие из его окружения знали: место в галерее славы живописцев всего лишь дело времени.
"Я обожаю его картины, я считаю, он был феноменальным художником. У меня даже висят две картины, которые он нарисовал специально для меня. Он использовал красивые ядовитые цвета, его картины были очень динамичными", - сказала Диана Стингрей.
Одна из последних продаж в Лондоне - картина "Автопортрет". Сумма на торгах достигла 183 тысяч фунтов. Но самые известные работы - в спортивной и морской тематике.
"Работа Георгия Гурьянова из серии Флоренция уже сейчас может пойти с молотка за немалую сумму, которая со временем будет только расти. Но, сколько бы ни торговались коллекционеры, купить это произведение невозможно. Ценность этой работы измеряется не в деньгах", - сказал Олег Барышев.
Память бесценна, говорит Анастасия Курехина и хранит подарок от художника в музее имени мужа Сергея Курехина, основателя группы "Поп-механика", участником которой, кстати, был Георгий Гурьянов.
"Он не мог остановиться, когда он писал работы. Все время очень много работы смывал. Перерисовал. Есть даже со смытой головой. Долго работал, не штамповал", - рассказывает Анастасия Курехина.
Не штамповал и очень тяжело с ними расставался. И почти ни с кем, даже с близкими людьми, не делился своими мыслями и переживаниями. Георгий Гурьянов ушел из жизни в 52 года и так и остался загадкой. Разгадка, кажется, кроется и в его картинах. Возможно, именно это и привлекает ценителей искусства по всему миру.
ren.tv