Десять самых разыскиваемых произведений искусстваARTinvestment.RU   29 августа 2008. Ассоциации похищение картины


7 самых громких похищений картин

21 августа 1911 года прошло одно из самых дерзких ограблений в истории человечества. Из Лувра была украдена «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. О самых громких кражах произведений искусства узнаем из этой подборки.

 

1. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Самое забавное в истории то, что самое известное полотно легендарного Леонардо, украденное неким Винчензо Перуггия, простояло два года у него на кухне. Похититель утверждал, что влюбился в «Джоконду», как только посмотрел в ее глаза. В свое время он работал в Лувре и расположение музея знал хорошо. Грабитель просто снял ее со стены в тот день, кода музей был закрыт, и спокойно вынес шедевр под  одеждой. Продать знаменитое полотно ему не удалось, так как картина была слишком известной, и ни один коллекционер не решился бы ее купить.

 

2. «Мадонна с веретеном» Леонардо да Винчи

«Мона Лиза» — не единственная картина, которая стала предметом вожделения нечистых на руку людей. В 2003 году из музея замка Дрэмлиг в Шотландии было похищено еще одно полотно да Винчи, которое было написано 500 лет назад. Преступники проникли в замок под видом туристов и, совершив свое черное дело, скрылись на автомобиле «Фольксваген». «Мадонна с веретеном», рыночная стоимость которой 65 млн. долларов, была обнаружена через 4 года в Глазго, в причастности к ее похищению были обвинены 4 человека.

 

3. Картины из музея в Бостоне

18 марта 1990 года воры, переодетые в полицейскую форму, ограбили музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Грабители надели на сторожей музея наручники под видом их ареста. На месте преступления дерзкие воры пробыли более часа (81 минуту), несмотря на то, что их засекли камеры и сенсоры слежения. Это преступление не раскрыто до сих пор. Среди украденных полотен «Концерт» Яна Вермеера, стоимостью около 200 млн. долларов, и «Шторм на Галилейском море» Рембрандта. Всего преступники вынесли из музея 13 шедевров живописи. То, что многие картины были грубо вырезаны из рам, свидетельствует об их дилетантстве в искусстве.

 

4. «Крик» и «Мадонна» Мунка

Это не менее дерзкое, чем все предыдущие, ограбление произошло 22 августа 2004 года. Из музея норвежского художника в Осло вооруженными людьми в масках были похищены 2 его самые знаменитые картины – «Крик» и «Мадонна». Самая узнаваемая картина Мунка «Крик» оценивается специалистами в 82 млн. долларов. К счастью, через два года полотна были обнаружены полицией. Правда, на них были следы серьезных повреждений, поэтому реставраторам понадобилось еще 2 года, чтобы явить их миру в первозданном виде.

 

5. Похищение из музея Стеделек в Амстердаме

Из музея Стеделек в голландской столице в мае 1988 года были украдены 3 картины общей стоимостью 52 млн. долларов. Грабители просто разбили окно на первом этаже музея и скрылись с похищенными полотнами, среди которых было одно из знаменитой серии «Подсолнухи» Ван Гога. Картины были обнаружены через 2 недели, когда незадачливые грабители попытались их продать.

 

6. «Рождество со святыми Франциском и Лоренцо» Караваджо

Картина хранилась в алтаре церкви Святого Лоренцо в Палермо. В 1969 году два вора вошли в алтарь и вырезали полотно из рамы. Нашли шедевр только через 33 года в доме одного из главарей сицилийской мафии Джерландо Альберти.

 

7. «Маки» Винсента Ван Гога

Картина голландского постмодерниста стоимостью 50 млн. долларов была украдена в 2010 году из каирского Музея Мухаммеда Махмуда Халиля. Полиция предприняла тщетные попытки перехватить картину, блокировав аэропорты, вокзалы и причалы. Сенсацией стало в 2012 году заявление британских экспертов о том, что подлинник картины был похищен из музея еще в 1977 году и воры рисковали свободой ради подделки. Где сейчас находится шедевр, неизвестно. 

colorface.ru

Голландские картины: шантажисты шокировали музей, завысив цену коллекции в 50 раз. Скандал ставит под удар Соглашение об ассоциации Украины с ЕС | Украина

Набирает обороты международный скандал вокруг старинных картин, украденных из голландского музея больше десяти лет назад. Как уже писали «Вести», в детективную историю оказалась втянута Украина.

Как утверждают в дирекции музея Западной Фрисландии города Хорн, полотна всплыли на Донбассе и за них требуют многомиллионный выкуп бойцы националистического добровольческого батальона, а за вымогателями якобы стоят лидер "Свободы" Олег Тягнибок и экс-глава СБУ Валентин Наливайченко. Оба политика уверяют, что это бред, а представители батальона открещиваются от причастности к краже и вымогательству.

Крестьянка и газета

Директор голландского музея Эд Гердинк рассказал, что переговоры с шантажистами начались почти полгода назад. "В июле в посольство Нидерландов в Киеве сначала позвонил, а затем пришел некий Борис Гуменюк, представившийся воином из батальона ОУН, с переводчиком. Он показал фотографию одной из картин ("Крестьянка" Хендрика Богарта), к которой была приложена свежая украинская газета в доказательство, что полотна сейчас у них, — рассказывает Гердинк. — Объяснил, что его люди нашли картины на вилле одного из беглых чиновников "прошлой власти", на востоке Украины. А в интернете он увидел, что картины — нидерландские".

Из посольства повзонили в полицию в Нидерландах, а уже они связались с музеем. Вымогатели попросили не сообщать о переговорах украинским властям. Все выглядело так, что Гуменюк готов передать Нидерландам произведения искусства. В августе музей послал на переговоры в Киев арт-детектива, независимого специалиста по украденным ценностям Артура Бранда.

"Но на месте события начали развиваться, как в плохом кино, — продолжает шеф музея. — Сначала Бранду назвали какую-то космическую сумму в 50 млн евро, потом снизили ее в 10 раз — до 5 млн евро. Гуменюк сказал, что его солдатам надо заплатить за охрану ценностей, объяснив, что они рискуют своими жизнями. Мол, 10% будет достаточно. Но сейчас коллекция — 24 картины и 70 предметов из серебра XVI–XVII веков — не стоит и этих денег. До кражи ее оценивали примерно в €10 млн. Но с годами, без должных условий хранения, цена картин сильно упала".

"То, что мы увидели на фотографии "Крестьянки", нас потрясло, — признается Гердинк. — Картина, видимо, долго хранилась свернутой, она сильно испорчена. Думаю, другие произведения не в лучшем виде. Сейчас коллекция стоит максимум €1,3 млн, а скорее всего, полмиллиона евро.

К тому же половину украденных полотен, похоже, уже продали (на переговорах речь шла сначала о всей коллекции, а потом лишь о 15 полотнах). Эксперт предложил компенсацию в €50 тыс., но на лице Гуменюка, со слов Бранда, читалось разочарование. Он обещал посоветоваться с друзьями и вернуться, но после этого пропал. Кажется, его не устроила сумма и он решил выторговать больше в другом месте. Мы знаем, что следы коллекции появились на черном рынке в Германии, а оттуда их якобы продают в Казахстан и Афганистан. Сейчас мы в тупике. Чтобы спасти оставшиеся произведения искусства, мы и предали делу огласку. Теперь вымогателям будет сложнее продать картины".

В доказательство, что картины у них, вымогатели сделали фото украденного полотна "Крестьянка" и приложили свежую газету. Фото: Westfries museum

Откуда у музея взялась информация о причастности к этому темному делу Тягнибока и Наливайченко? Как объясняет Гердинк, такие подробности удалось выяснить Бранду во время расследования из "собственных источников". Бранд сомневается, что картины нашли в особняке какого-то беглого чиновника.

"Нам точно известно, что коллекция оказалась в руках волонтерских ультраправых батальонов, за которыми стоят высокопоставленные люди в Украине, - говорит Гердинк. - Там обнаружилась четкая связь с украинскими спецслужбами, мы не можем пока раскрывать все детали. Национальное культурное достояние Нидерландов стало игрушкой украинского политикума, в котором процветает кумовство и коррупция. Если украинцы действительно привержены европейским ценностям, они должны вернуть украденные ценности безвозмездно".

Директор музея Эд Гердинк дал большую пресс-конференцию в Нидерландах, на которой обвинил в причастности к вымогательству украинских политиков и "националистическую группировку". Фото: nos.nl

Украинские власти тем временем заявляют, что лишь недавно узнали о скандальном деле об украденных картинах. Как рассказал вчера журналистам министр иностранных дел Павел Климкин, впервые голландцы подняли этот вопрос во время визита Петра Порошенко в Нидерланды в конце ноября. Поиски, считает Климкин, усложнил сам музей, начав переговоры самостоятельно. Сейчас картины ищет МВД и посольство Голландии.

Впрочем, правоохранителям пока, похоже, известно немного. "Нам известны факты, что на одной из дач под Донецком группа людей обнаружила коллекцию, которую идентифицируют как имеющую отношение к той коллекции, которая пропала несколько лет назад из голландского музея. Нам известно, что есть вероятность того, что эту коллекцию пытаются продать на черном рынке, и мы над этим работаем", — заявил по этому поводу глава МВД Арсен Аваков.

Большая политика

Тем временем в зарубежных СМИ история с голландскими картинами получила большой резонанс, который может ударить по международной репутации Украины, особенно в самих Нидерландах.

"В эти дни только и разговоров об украденных картинах, все голландцы уже знают о ваших Наливайченко и Тягнибоке, газеты печатают фото лидера националистов якобы со вскинутой в нацистском приветствии рукой, будто "зигующим" (хотя он, похоже, просто указывает куда-то, к тому же, левой рукой, а не правой, как у нацистов), — рассказал "Вестям" голландский журналист Лукас Виссер. — Обсуждают тот факт, что бойцы батальона, у которых оказались картины, были активными участниками украинского Майдана 2013 года. Из-за этого скандала люди возмущены, настроены против Украины — мол, криминальная страна, с бандитами и нацистами при власти. «И они еще хотят в Европу?" — такое расхожее мнение. Если в деле и не замешана власть, то, как сделали вывод многие, у вас там царит анархия, а руководство страны якобы не контролирует армию".

Скандал с картинами стал главной темой в нидерландских СМИ. Фото: Facebook В. Корнилова

Как прогнозируют эксперты, скандал с картинами может негативно сказаться на Соглашении ассоциации Украины с ЕС. Ведь именно Нидерланды, напомним, пока не ратифицировали документ, по этому поводу в стране назначили референдум на 6 апреля 2016 года. Если Нидерланды не одобрят соглашение, ассоциация Украины с ЕС может быть заблокирована. Климкин тем временем признает, что дело о картинах может повлиять на имидж Украины, но считает, что до референдума 6 апреля удастся расставить все точки над "і".

Информатака?

Часть экспертов подозревает, что арт-скандал может быть частью информационной атаки на Украину. "Меньше чем за месяц нашу страну несколько раз упоминали в негативном ключе в международном контексте. Перед этим были сообщения о якобы продаже оружия в ИГИЛ и поставках в Европу "отравленных сигарет". Везде фигурируют неподконтрольные территории из зоны АТО", — говорит эксперт по информационным войнам Олег Чередниченко.

По его словам, у рядового европейца складывается впечатление, что в Украине есть некая "черная дыра", в которой царит криминал и полный хаос".

"И как бы встает риторический вопрос: можно ли открывать границы такой стране, уже не говоря о возможном членстве в ЕС. Очень подозрительно, что весь этот негатив появился в зарубежных СМИ почти одновременно и незадолго до ожидаемого решения Еврокомиссии по безвизовому режиму 15 декабря. Похоже на подготовленную извне провокацию. С другой стороны, дело по картинам еще может повернуться в плюс Украине, если полотна найдут и передадут голландцам", - резюмировал он.

Украинка видела похищенные картины накануне кражи 

Украинский галерист рассказала нам подробности о скандальных голландских картинах. Замдиректора Национального музея Варвары и Богдана Ханенко, хранительница фонда европейской живописи Елена Живкова видела эти полотна накануне их кражи, в январе 2005 года: "Так совпало, что я в то время посетила музей в Хорне. Это была ценная, интересная коллекция. Похищение картин шокировало голландцев. Преступление совершили с особым цинизмом и очень дерзко. Не похоже на "европейские" музейные кражи. Это произошло в день 125-летнего юбилея этого небольшого музея. Он был поставлен на надежную сигнализацию, но охранников в ту ночь не было. Пропажу обнаружили утром. Казалось, след картин утерян навсегда. И вот теперь эта новость. Мне кажется, сотрудникам музеям не надо было пытаться самим договариваться с вымогателями. Когда берут людей в заложники и требуют выкуп, надо всегда обращаться в полицию. Так и тут — только в заложниках оказались произведения искусства".

Тот самый музей в голландском Хорне, за 50 км на север от Амстердама. Почти 11 лет назад здесь произошло дерзкое ограбление. Фото: Pieter van der Woude, ssl.panoramio.com

По словам арт-эксперта Максима Зарубинского, все чаще музейщики всего мира сталкиваются с шантажом похитителей картин, просто такие инциденты нечасто попадают в прессу: "Это невыгодно галеристам, которые боятся спугнуть вымогателей. Не рассказывают о деле и после "сделки", а бывает, скрывают и само похищение. Преступники часто крадут полотна с целью выкупа у музея, ведь продать шедевры легально сложно. Правда, обычно аппетиты у зарубежных шантажистов поскромнее. Из недавних вымогательств — некий итальянец требует 150 тыс. евро выкупа за картину "Женский портрет" Густава Климта, похищенную еще 18 лет назад".

Голландские картины. Новости по теме

В батальонах ответили на обвинения в краже картин из Голландии 

vesti-ukr.com

Самые громкие похищения предметов искусства

Произведения искусства во все времена привлекали не только ценителей прекрасного, но и тех людей, кто пытался их украсть по самым разным причинам. В этой статье мы расскажем о 10 громких похищениях предметов искусства в истории.

«Крик» Эдварда Мунка

«Крик» Эдварда Мунка

Преступники изобретают разнообразные способы похищения произведений великих мастеров. Так, например, одна версия картины «Крик» Эдварда Мунка в 1994 году была украдена из Национальной галереи Норвегии всего за 50 секунд! Ровно столько времени понадобилось двум мужчинам для того, чтобы подняться по приставной лестнице, проникнуть в галерею через разбитое окно и вырезать полотно из рамы. Отметим, что другая версия картины, находившаяся в Музее Мунка, в августе 2004 года была похищена в результате вооружённого налёта двух неизвестных в масках. Оба преступления были раскрыты, а картины — возвращены.

 «Портрет Якоба де Гейна III» Рембрандта

«Портрет Якоба де Гейна III» Рембрандта

Два похищения – далеко не предел. Это можно сказать о картине Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна III», написанной в 1632 г. Она занесена в Книгу Рекордов Гиннеса, как самое похищаемое полотно в истории. С 1966 года это произведение было украдено четыре раза. Причина столь частых похищений – «карманный» формат картины (29,9 на 24,9 см). Это полотно даже получило шутливое прозвище «Рембрандт на вынос».

«Сальеры» Б. Челлини

«Сальеры» Б. Челлини

Небольшие размеры способствовали похищению и знаменитой «Сальеры» Б. Челлини. Эта солонка, выполненная из слоновой кости и золота, представляет собой вершину декоративно-прикладного искусства эпохи маньеризма. Рыночная стоимость скульптуры оценивалась в 50 млн евро. Её похитили в 2003 году, но так и не смогли сбыть. Шедевр был благополучно найден в 2006 г.

«Мадонна с веретеном» Леонардо да Винчи

«Мадонна с веретеном» Леонардо да Винчи

В том же году, что и работа Челлини, была украдена картина Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном». Картина вернулась к владельцу в результате спецоперации британской полиции.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Ещё одна картина да Винчи стала знаменитой на весь мир именно после того, как была украдена. Речь идёт о знаменитой «Моне Лизе». Она была похищена в 1911 г. работником Лувра Винченцо Перуджей. Картина вернулась в Париж только в 1914 году. Всё это время мировая общественность, затаив дыхание, следила за историей «Джоконды», что способствовало росту числа её поклонников.

ermi

Ещё одно громкое похищение экспонатов музейными работниками произошло уже в нашей стране. Из Эрмитажа исчезло 221 произведение ювелирного искусства. Пропажа предметов общей стоимостью в 130 млн руб. была обнаружена во время внутренней плановой проверки в 2006 г.

6А следующее преступление было совершено, по данным следствия, людьми вхожими в семью коллекционера. В 1995 году из квартиры известной австрийской скрипачки Э. Морини в Нью-Йорке пропала скрипка работы Страдивари. Следов взлома в квартире не было обнаружено. Исполнительнице в ту пору было уже 90, и она умерла в больнице в счастливом неведении: родственники не решились сообщить ей ужасающую новость.

«Портрет молодого человека» Рафаэля

Но, пожалуй, самыми циничными похищениями в области искусства стал захват мировых шедевров нацистами во время Второй мировой войны. Так, в оккупированной Польше в 1939 году было изъято полотно Рафаэля «Портрет молодого человека», принадлежавшее знатному роду Чарторыйских. Картина не обнаружена до сих пор. Как и знаменитая Янтарная комната — жемчужина Царскосельской резиденции русских императоров. Судьба этих шедевров остаётся покрытой тайной.

8

В этом отношении Гентскому алтарю повезло больше. Он хотя и претерпел за свою многовековую историю множество краж и передач из рук в руки, хоть и не в первоначальном виде, но всё же был спасён от последнего похитителя — нацистов. В августе 1945 года алтарь был возвращён в Бельгию.

open-altarpiece

 

365mag.ru

Десять самых разыскиваемых произведений искусства

Недавно на сайте газеты The Wall Street Journal был опубликован список самых дорогих произведений искусства, местонахождение которых неизвестно. Директор производства компании The Art Loss Register рассказывает, каким образом пропали эти шедевры

Компания The Art Loss Register занимается поиском пропавших и украденных произведений искусства. В ее базе данных зарегистрировано более 180 тыс. работ, о пропаже которых заявили Интерпол, ФБР, музеи, коллекционеры и т.д. В списке пропавших произведений числятся 572 (!) творения Пабло Пикассо (Pablo Picasso), 169 —  Пьера-Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir) и 16 — Караваджо (Caravaggio). Недавно директор производства The Art Loss Register Лорел Уэйкотт (Laurel Waycott) специально для газеты The Wall Street Journal прокомментировала список самых дорогих произведений искусства, находящихся в розыске. ARTinvestment.ru приводит ее комментарии, а также некоторые любопытные подробности.

1. Ян Вермеер. Концерт. 1664-1667. Холст, масло

Картина оценивается в более чем 100 млн долл.

Где и когда похитили: Музей Изабеллы Стюарт Гарднер (Бостон), 18 марта 1990 года.

18 марта 1990 года случилась самая громкая кража произведений искусства в истории. Из музея Изабеллы Стюарт Гарднер (Isabella Stewart Gardner Museum) в Бостоне грабители, проникшие в здание под видом полицейских, вынесли тринадцать картин, среди которых были «Шторм в Галилейском море» Рембрандта (Rembrandt), «У Тортони» Эдуара Мане (Edouard Manet) и «Концерт» Яна Вермеера (Jan Vermeer). Кража полотна Вермеера оплакивается сильнее всего, ибо известно всего 35 живописных работ этого художника. Тому, кто вернет картины в ценности и сохранности, обещано вознаграждение в размере 5 млн долл. Стоимость всех работ оценивается в 300 млн.

2. Поль Сезанн. Мальчик в красном жилете. 1894-1895. Холст, масло

Картина Поля Сезанна (Paul Cézanne) и другие произведения искусства, украденные вместе с ней, оцениваются в 166 млн долл.

Где и когда похитили: Коллекция Э.Ж. Бюрля (Цюрих), 10 февраля 2008 года

Полотно «Мальчик в красном жилете» украли совсем недавно — 10 февраля этого года. Картина входила в коллекцию Эмиля Жоржа Бюрля (EmileGeorgeBurhle), которая является одним из самых крупных в мире частных собраний живописи импрессионистов. Картина «Мальчик в красном жилете» находилась в небольшом музее в Цюрихе, где располагалась коллекция Бюрля, пока несколько вооруженных людей в масках не ворвались туда средь бела дня и не унесли ее восвояси, прихватив заодно картины Винсента ван Гога (VincentvanGogh), Эдгара Дега (EdgarDegas) и Клода Моне (ClaudeMonet). Работы Моне и Ван Гога были позже найдены в машине, припаркованной неподалеку от музея, но картины Дега и Сезанна пока обнаружить не удалось.

3. Византийский крест. V век н.э. Золото, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни

Общая стоимость предметов, похищенных из собора Турне, оценивается в 38 млн долл.

Где и когда похитили: Собор Нотр-Дам (Турне), 18 февраля 2008 года

Вскоре после похищения работ знаменитых художников из музея в Цюрихе случилась еще одна громкая кража. 18 февраля этого года в собор бельгийского города Турне ворвались двое вооруженных грабителей в париках и забрали многочисленные драгоценные предметы, в том числе чаши для причастия, епископские перстни и богато украшенный крест, изготовленный византийскими мастерами в Vвеке. К сожалению, преступники давно поняли, что красть из церквей и соборов достаточно просто, ибо они охраняются гораздо хуже, чем музеи. Лорел Уэйкотт боится, что византийский крест могли разбить на части, вынуть оттуда все камни и жемчуг, а золото — переплавить. Ведь похитители произведений искусства очень редко оказываются утонченными интеллектуалами. Многие из них не понимают художественной ценности украденных предметов, и охарактеризовать шедевр византийских мастеров иначе как «куча золота» они не в состоянии.

4. Винсент ван Гог. Выход процессии из реформатской церкви в Нюэнене. 1884-1885. Холст, масло

Картина «Выход процессии из реформатской церкви в Нюэнене» и полотно «Вид на море в Схевенингене», украденное вместе с ней, оцениваются в 30 млн долл.

Где и когда похитили: Музей Ван Гога (Амстердам), 7 декабря 2002 года

В отличие от ограблений, о которых было рассказано выше, кража ранних произведений Винсента ван Гога была совершена, что называется, по старинке. Никто не врывался в музей средь бела дня и не угрожал перепуганным смотрителям оружием. Преступники проникли в здание ночью. Рано утром сотрудники музея обнаружили пропажу двух работ — картин «Выход процессии из реформатской церкви в Нюэнене» и «Вид на море в Схевенингене». Одно из окон музея было разбито, а у стены была обнаружена трехметровая лестница. Вскоре преступников нашли, но местонахождение полотен до сих пор неизвестно.

5. Микеланджело Караваджо. Рождество со св. Франциском и св. Лаврентием. 1608. Холст, масло

Работа оценивается в 20 млн долл.

Где и когда похитили: Часовня Сан-Лоренцо (Палермо), 18 октября 1969 года

Почти трехметровое полотно Караваджо — второе в списке Toп-10 произведение, украденное из церкви. Грабители варварски обошлись с картиной: для того чтобы извлечь ее из позолоченной рамы, они воспользовались бритвой. Некоторые говорят, что похищение — дело рук сицилийских мафиози, а другие утверждают, что шедевр украли мелкие преступники, которым, впрочем, все равно пришлось передать картину всесильной мафии.

6. Пабло Пикассо. Голова женщины. 1938. Холст, масло

Оценочная стоимость картины — более 8 млн долл.

Где и когда похитили: яхта у побережья Антиба (Лазурный берег), 23 марта 1999 года.

Пабло Пикассо, несомненно, самый популярный у грабителей художник. В списке похищенных работ, составленном The Art Loss Register, почти 600 его произведений. Пикассо был невероятно плодовитым художником: он оставил почти 2 тыс. картин, 7 тыс. рисунков, 18 тыс. гравюр и более тысячи скульптур. Конечно же, далеко не все из них знакомы публике. Например, работа «Голова женщины» была приобретена прямо из коллекции художника и никогда не выставлялась в музеях. Она висела в салоне яхты, принадлежавшей одному мультимиллионеру из Саудовской Аравии, большому поклоннику Пикассо. Говорят, что на картине изображена Дора Маар (Dora Maar), одна из самых знаменитых женщин художника.

7. Клод Моне. Пляж в Пурвилле. 1882. Холст, масло

Работа оценивается в 7 млн долл.

Где и когда похитили: Национальный музей Польши (Познань), 19 сентября 2000 года.

Преступники, похитившие картину Клода Моне, хорошо посмеялись над сотрудниками музея: вырезав шедевр из рамы, они заменили его плохонькой репродукцией. Подмену заметили 19 сентября, а когда точно произошла кража, никто не знает.

8. Поль Сезанн. Неподалеку от Овер-сюр-Уаз. 1879-1882. Холст, масло

Стоимость картины — 6 млн долл.

Где и когда похитили: Музей Эшмола (Оксфорд), 31 декабря 1999 года.

Преступники любят делать свое черное дело в праздники. Например, уже упоминавшиеся картины Вермеера, Рембрандта и Моне похитили в Бостоне в ночь после дня святого Патрика, когда весь город, где живет множество иммигрантов из Ирландии, отдыхал после шумных празднеств. А пейзаж Сезанна украли из оксфордского музея Эшмола в канун Нового года! Пока жители города пускали фейерверки, отмечая наступление нового тысячелетия, вор забрался в музей по веревочной лестнице, бросил в помещение дымовую шашку, дабы камеры слежения не смогли его «разглядеть», и, схватив полотно французского постимпрессиониста, исчез во тьме.

9. Генри Мур. Полулежащая фигура. 1969-1970. Бронза

Скульптура оценивается в 5,2 млн долл.

Где и когда похитили: Фонд Генри Мура в Мач-Хэдхэм, графство Хертфордшир, 15 декабря 2005 года.

Трудно поверить, что кто-то мог решиться украсть столь огромную вещь — ведь скульптура знаменитого англичанина Генри Мура (Henry Moore) весит целых две тонны! Грабителям пришлось пригнать на территорию фонда грузовик, куда они с помощью подъемного механизма погрузили шедевр. Шансы на то, что произведение когда-нибудь найдут, невелики: в последние годы очень многие преступники стали переплавлять скульптуры на металлолом. Рыночная цена работы Генри Мура — более 5 млн долл., а, переплавив ее, грабители получат максимум 5-6 тыс.

10. Густав Климт. Женский портрет. Ок. 1916. Холст, масло

Картина оценивается в 4 млн долл.

Где и когда похитили: Галерея Риччи Одди (Пьяченца), 18 февраля 1997 года.

Когда была совершена эта кража, галерея Риччи Одди в итальянском городе Пьяченца была закрыта на реконструкцию. Поэтому охранники не сразу поняли, что картина Климта (Gustav Klimt) исчезла: они подумали, что ее просто-напросто перевезли в хранилище. Кража была осуществлена невероятно хитроумным способом: преступник забрался на крышу, открыл слуховое окно и… «выудил» картину с помощью рыболовной лески. Напомним, что на данный момент Густав Климт является автором самого дорогого произведения искусства: миллиардер Рональд Лаудер (Ronald Lauder) в 2006 году купил его «Портрет Адели Блох-Бауэр» за 135 млн долл.

Материал подготовила Юлия Максимова

Источники: online.wsj.com, artinvestment.ru

artinvestment.ru

Самые похищаемые художники | The Art Newspaper Russia — новости искусства

Крупнейшие в мире кражи историко-культурных ценностей  в 2001–2013 годах. Топ-15

1. $164 млн

Когда: 10 февраля 2008Где: Фонд и коллекция Эмиля Георга Бюрля, Цюрих, ШвейцарияЧто: Картины Винсента Ван Гога «Цветущая ветка каштана», Эдгара Дега «Граф Лепик с дочерьми», Клода Моне «Маки в окрестностях Ветея», Поля Сезанна «Мальчик в красном жилете»Судьба: Две работы найдены, местонахождение остальных неизвестно

2. $124 млн

Когда: 19–20 мая 2010Где: Музей современного искусства, Париж, ФранцияЧто: Картины Жоржа Брака «Оливы близ Эстака», Фернана Леже «Натюрморт с подсвечниками», Анри Матисса «Пастораль», Амедео Модильяни «Женщина с веером», Пабло Пикассо «Голубь с зеленым горошком»Судьба: Местонахождение неизвестно

3. $100 млн*

Когда: 30 июля 2008Где: Одесский музей западного и восточного искусства, Одесса, УкраинаЧто: Картина Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды»Судьба: Найдена, находится в реставрационном центре в Киеве * Существуют сомнения в атрибуции картины. В случае опровержения авторства Караваджо ее оценка может снизиться примерно в 200 раз.

4. $90 млн

Когда: 27 августа 2003Где: Замок Драмланриг, Шотландия, ВеликобританияЧто: Картина Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном»Судьба: Возвращена

5. $75 млн

Когда: 23 августа 2004Где: Музей Эдварда Мунка, Осло, НорвегияЧто: Картины Эдварда Мунка «Крик» и «Мадонна»Судьба: Обнаружены в поврежденном состоянии

6. $66 млн

Когда: 26–27 февраля 2007Где: Квартира Дианы Видмайер-Пикассо, Париж, ФранцияЧто: Картины Пабло Пикассо «Майя с куклой» и «Портрет Жаклин», рисунок «Мари-Терез в 21 год»Судьба: Найдены и возвращены владелице

7. $65 млн

Когда: 6 октября 2012Где: Музей Кюнстхал, Роттердам, НидерландыЧто: Картины Поля Гогена «Женщина перед открытым окном», Анри Матисса «Читающая девочка», Клода Моне «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс», Пабло Пикассо «Голова Арлекина», Люсьена Фрейда «Женщина с закрытыми глазами», Мейера де Хана «Автопортрет»Судьба: Местонахождение неизвестно; возможно, были уничтожены преступниками

8. $55 млн

Когда: 21 августа 2010Где: Музей Мухаммеда Махмуда Халиля, Каир, ЕгипетЧто: Картина Винсента Ван Гога «Маки»Судьба: Местонахождение неизвестно

9. $55 млн

Когда: Конец декабря 2007Где: Художественный музей Сан-Паулу, Сан-Паулу, БразилияЧто: Картины Пабло Пикассо «Портрет Сюзанн Блох» и Кандидо Портинари «Кофе»Судьба: Найдены и возвращены в музей

10. $50 млн

Когда: 7 августа 2001Где: Дом Эстер Копловиц, Мадрид, ИспанияЧто: 19 картин, в том числе Питера Брейгеля Старшего «Искушение святого Антония», Франсиско Гойи «Падение с осла» и «Качели», Хуана Гриса «Гитара на стуле», Камиля Писсарро «Пейзаж в Эраньи»Судьба: Десять картин найдено и возвращено владелице

11. $50 млн

Когда: 14 января 2011Где: Дом президента «Русского золота» Александра Таранцева, Московская область, Красногорский район, поселок Петрово-ДальнееЧто: Коллекция картин, в том числе Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, антиквариат и ювелирные изделияСудьба: Местонахождение неизвестно

12. $43 млн

Когда: 31 декабря 2009Где: Музей Кантини, Марсель, ФранцияЧто: Картина Эдгара Дега «Хор»Судьба: Местонахождение неизвестно

13. $37 млн

Когда: 18 февраля 2008Где: Кафедральный собор Нотр-Дам, Турне, БельгияЧто: Золотой крест, украшенный жемчугом, изготовленный в Византии в V веке и содержащий, по преданию, частицу креста, на котором был распят Иисус, другие предметы культаСудьба: Местонахождение неизвестно

14. $30 млн

Когда: 7 декабря 2002Где: Музей Ван Гога, Амстердам, НидерландыЧто: Картины Винсента Ван Гога «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» и «Вид на море в Схевенингене»Судьба: Местонахождение неизвестно

15. $21 млн

Когда: 18 июня 2012Где: Частный дом, Оломоуц, ЧехияЧто: Картина Пьера Огюста Ренуара, десятки рисунков Пабло Пикассо и семь антикварных штыковСудьба: Местонахождение неизвестно

 

Крупнейшие в истории современной России кражи историко-культурных ценностей. Топ-15

1. Около $140 млн

Когда: 10–11 декабря 1994Где: Российская национальная библиотека, Санкт-ПетербургЧто: 92 азиатских и европейских манускрипта XIII–XVIII вековСудьба: Похищенное было обнаружено через несколько дней после кражи в съемной квартире, где рукописи временно хранились перед планируемой переправкой в Израиль

2. $10–50 млн

Когда: 14 января 2011Где: Дом президента компании "Русское золото" Александра Таранцева, поселок Петрово-Дальнее Красногорского района Московской областиЧто: Коллекция картин, в том числе Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, антиквариата и ювелирных изделийСудьба: Неизвестна

3. Более $10 млн

Когда: Не позднее сентября 1995Где: Российская национальная библиотека, Санкт-ПетербургЧто: 435 гравюр, 4 титульных листа и авантитул атласа Джона Джеймса Одюбона "Птицы Америки"Судьба: Похищенное возвращено в библиотеку

4. $5–35 млн

Когда: Осень 2012Где: Спецхранилище Московского государственного университета им. Ломоносова, МоскваЧто: Первопечатная двухтомная Библия, изданная в 1450 году Иоганном ГутенбергомСудьба: Возвращена в спецхранилище

5. $4,8 млн

Когда: 31 июля 2006* (дата обнаружения хищений в ходе внутренней проверки)Где: Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургЧто: 221 экспонат из собрания музея, в основном эмали XV–XIX веков из русского отделаСудьба: 77 предметов общей стоимостью около $0,5 млн были сданы в ломбарды и скупки, судьба остальных после похищения неизвестна. К настоящему времени в Эрмитаж удалось вернуть 35 экспонатов

6. $4 млн

Когда: 1999 (обнаружено в 2003)Где: Астраханская государственная картинная галерея, АстраханьЧто: Картины Ивана Айвазовского "Восход" и Алексея Саврасова "Оттепель"Судьба: Полотно Саврасова испорчено, картина Айвазовского не обнаружена

7. $0,3–2,5 млн

Когда: 1 апреля 2008Где: Квартира Ю. Н. Рериха, МоскваЧто: Картины Николая Рериха "Весть Шамбалы" ("Стрела-письмо") (1946), "Тень Учителя" (1947), "Сергий-строитель" (1940), "Бум-Эрдени" (1947)Судьба: Неизвестна

8. $2,1 млн

Когда: 4-5 августа 2014Где: Плёсский музей-заповедник, Плёс, Ивановская областьЧто: пять картин Исаака Левитана, в том числе "Речная заводь", "Розы", "Тихая речка"Судьба: Пока неизвестна

9. $2 млн

Когда: 22 сентября 1996Где: Государственная публичная историческая библиотекаЧто: 256 книг, журналов и гравюр XIV–XIX вековСудьба: Обнаружены и возвращены в библиотеку все похищенное, кроме пяти книг, не самых ценных

10. Около $2 млн

Когда: 8–10 сентября 2012Где: Квартира коллекционера Владимира Мухина, Санкт-ПетербургЧто: Десять картин, в том числе Айвазовского, Шильдера, Дубовского, Боголюбова, Мещерского, 16 икон и два пасхальных яйца ФабержеСудьба: Неизвестна

11. $1–2 млн

Когда: Весна 2001Где: Квартира коллекционера, Санкт-ПетербургЧто: Картины Марка Шагала "Хасид" и "Центральный парк Нью-Йорка", И. Айвазовского "Константинополь при лунном свете",  А. Лентулова "Дом в лесу" , А. Родченко "Абстракция" и два натюрморта И. МашковаСудьба: Натюрморты Машкова и "Хасид" Шагала найдены и возвращены владельцу

12. $1,5 млн

Когда: 19 июня 2001Где: Малый зал здания Русского географического обществаЧто: Картина Айвазовского "Солнечное затмение в Феодосии в 1851 году"Судьба: Неизвестна

13. Более $1,3 млн

Когда: Не позднее августа 2006 годаГде: Российский государственный архив литературы и искусства, МоскваЧто: Около 2 тыс. рисунков Якова ЧерниховаСудьба: Обнаружено 274 рисунка

14. $1,2 млн

Когда: 6 апреля 1999Где: Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургЧто: Картина Василия Перова "Гитарист‑бобыль" (1865) и его же эскиз к картине "Тройка" (1866)Судьба: Картины обнаружены в 2000 году, возвращены в музей

15. $1,2 млн

Когда: 25 мая 1996Где: Музей музыкальной культуры им. Глинки, МоскваЧто: Виола работы Антонио Страдивари и скрипка работы Якоба ШтайнераСудьба: Обнаружены, возвращены в музей

 

 

Айвазовский — это российский Пикассо

Два рейтинга популярности, если можно так выразиться, художников среди похитителей составлены по различной методологии. В общемировом рейтинге от Art Loss Register учтены все похищения картин за разные годы. Российский рейтинг, составленный на основе базы данных Интерпола, охватывает художников российского происхождения, чьи картины сейчас в розыске.

Лишь одно имя присутствует как в мировом рейтинге, так и в российском — Марк Шагал. На мировой преступной арене он уступает в популярности лишь Пабло Пикассо и американцу Нику Лоуренсу (в 2004 году произошла крупная, «оптовая» кража его работ). В российском рейтинге впереди Шагала только Иван Айвазовский. Кстати, третье место некоего Майорова в российском рейтинге — это также следствие «оптовой» кражи, засвидетельствованной в полицейском протоколе. Примечательно, что работы российско-французского художника Шагала крали по всему миру, но за пределами бывшего СССР. В то же время картины российско-армянского художника Айвазовского похищались преимущественно на территории бывшего СССР, а также в Вене и Лос-Анджелесе (где есть крупная армянская община). Очевидная мысль относительно причин популярности того или иного мастера: воры берут то, что легко сбыть, то есть на что гарантирован хороший спрос со стороны определенной категории покупателей, которых мало волнует факт, что приобретенная работа находится в розыске.

Эта самая категория покупателей на Западе явно предпочитает авангард XX столетия (Пикассо, Шагал, Дали, Миро). Особняком стоит Рембрандт, некоторые работы которого за прошедшие века похищались неоднократно, а одна — Портрет Якоба де Гейна III — даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как самое похищаемое в мире полотно: ее крали четырежды. У коллекционеров краденого российского искусства наибольшим спросом явно пользуются передвижники и другие художники-реалисты (Айвазовский, Левитан, Маковский, Коровин). При этом работы российских художников становятся объектами преступления не только в России и странах бывшего СССР. Пример — Иван Похитонов, четыре картины которого были похищены в трех городах Бельгии, где он известен чуть ли не более, чем в России. Соцреализм тоже популярен у международных похитителей произведений искусства, а отсутствие представителей этого стиля в рейтинге объясняется тем, что похищаемые Ленины в Октябре и герои соцсоревнований написаны, как ни странно, разными людьми.

На место художника в «преступных» рейтингах влияет и его плодовитость. Похищение за раз 30 работ Пикассо не редкость, но, кажется, нет такого российского музея или частной коллекции, из которых можно одним махом похитить три десятка работ кого-либо из передвижников.

 

Самые популярные у воров художники в мире. Топ-10

1. Пабло Пикассо (1881–1973)

Число украденных картин: 1147

2. Ник Лоуренс (р. 1960)

Число украденных картин: 557

3. Марк Шагал (1887–1985)

Число украденных картин: 516

4. Карел Аппел (1921–2006)

Число украденных картин: 505

5. Сальвадор Дали (1904–1989)

Число украденных картин: 505

6. Жоан Миро (1893–1983)

Число украденных картин: 478

7. Давид Левин (1926–2009)

Число украденных картин: 343

8. Энди Уорхол (1928–1987)

Число украденных картин: 343

9. Рембрандт (1606–1669)

Число украденных картин: 337

10. Петер Рейнике (1711–1768)

Число украденных картин: 336

 

Самые популярные у воров российские художники. Топ-10

1. Иван Айвазовский (1817–1900)

Число разыскиваемых картин: 21

2. Марк Шагал (1887–1985)

Число разыскиваемых картин: 18

3. В. Майоров (неизвестно)

Число разыскиваемых картин: 15

4. Владимир Маковский (1846–1920)

Число разыскиваемых картин: 8

5. Исаак Левитан (1860–1900)

Число разыскиваемых картин: 7

6. Николай Рерих (1874–1947)

Число разыскиваемых картин: 6

7. Александр Бенуа (1870–1960)

Число разыскиваемых картин: 5

8. Константин Коровин (1861–1939)

Число разыскиваемых картин: 5

9. Иван Похитонов (1850–1923)

Число разыскиваемых картин: 4

10. Николай Сверчков (1821–1888)

Число разыскиваемых картин: 4

В России одна из самых громких краж последнего времени произошла в начале августа: из Плёсского государственного музея-заповедника было украдено пять картин Исаака Левитана общей стоимостью 77 млн руб. (каждая из похищенных картин была застрахована на сумму от 13 млн до 20 млн руб.). Между тем в мире ежедневно похищают сотни произведений искусства, нанося ущерб частным коллекционерам и художественным институциям, превышающий десятки миллионов долларов. Большинство таких преступлений совершается в Западной Европе. Объясняется это просто: именно там сосредоточена значительная часть всех мировых культурных ценностей. В России масштабы такого воровства куда скромнее. По данным Министерства внутренних дел, чаще всего преступников интересуют полотна русских художников XIX века, иконы, гравюры и архивные документы.

В Министерстве культуры России поиском похищенных культурных ценностей занимается отдел государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (департамент культурного наследия). В 2005 году была создана Электронная регистрационно-поисковая автоматизированная система (ЭРПАС), где подробно описываются все утраты и хищения. В августе 2010 года Роскомнадзор внес сведения о системе ЭРПАС в реестр федеральных государственных информационных систем. Департамент культурного наследия министерства подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в закон „О вывозе и ввозе культурных ценностей“». Закон предполагается дополнить статьей, посвященной государственной информационной системе в сфере сохранения культурных ценностей.

На сегодняшний день в ЭРПАС зарегистрировано свыше 6 тыс. фактов пропажи, хищения и утрат культурных ценностей, в том числе вывезенных во время Второй мировой войны, а также находящихся в розыске по международным запросам. В базе хранится более 18 тыс. описаний находящихся в розыске и запрещенных к вывозу культурных ценностей. Информация постоянно обновляется. Для того чтобы выявить пропавшие ценности и вернуть их настоящим владельцам, сотрудники отдела ведут мониторинг информации на международном и российском антикварно-художественном рынке,  опираясь именно на эти данные. 

Широкой публике о самых громких кражах рассказывают в специализированных изданиях (например, «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования», «Антикварное обозрение», «Петербургский коллекционер»). Так, на основе сведений из ЭРПАС в 2006–2011 годах издано семь каталогов серии «Нет криминалу на антикварном рынке» с подробной информацией о похищенных культурных ценностях, находящихся в розыске. Двигателем этого процесса во многом была федеральная служба «Росохранкультура» и ее руководитель Анатолий Вилков, который позже написал о деятельности службы почти приключенческую книгу. Кроме того, данные о поиске пропавших и похищенных культурных ценностей публикуются на официальном сайте Министерства культуры. Там можно отслеживать судьбу всех интересующих предметов.

В поисках похищенных ценностей Министерству культуры помогают правоохранительные и таможенные органы, Интерпол, Министерство иностранных дел, а также музеи, архивы, библиотеки, аукционные дома (чаще всего похищенные произведения искусства всплывают именно там). Так, благодаря многолетнему сотрудничеству с правоохранительными органами США в Россию было возвращено более 100 произведений искусства и документов XVII–XX веков, похищенных из российских музеев и архивов в 1990-е — начале 2000-х годов. Сегодня обеими сторонами ведется работа по возвращению еще более 30 рисунков и документов. Впрочем, даже на этом фоне суммарно ущерб от краж культурных ценностей в России в десятки раз меньше, чем за рубежом (там он исчисляется сотнями миллионов долларов). Отчасти это объясняется тем, что наиболее ценные произведения искусства находятся в крупных государственных музеях и хорошо охраняются. Стоимость же работ, находящихся в частных коллекциях, как правило, не столь высока. Кроме того, среди самых дорогих художников прошлого российских имен не так много. 

Именно поэтому в России предметами кражи часто становятся не только живописные полотна, но и архивные документы, иконы, старинные книги, украшения. Так, в 2011 году в Вене аукционный дом Dorotheum выставил на продажу фарфоровый медальон с изображением Петра  I, созданный в 1780–1790 годах на британской фабрике Wedgwood. Накануне торгов выяснилось, что медальон в 1996 году был похищен из музея-усадьбы «Останкино», а позднее вывезен за границу. По просьбе российского Министерства культуры его сняли с торгов и вернули в Россию. В 2008 году на Christie’s была обнаружена и возвращена икона, похищенная из музея-заповедника «Коломенское» в 1994 году. Аукционные дома крайне щепетильны в таких случаях. 

В конце 1980-х — начале 1990-х число преступлений, связанных с похищением культурных ценностей, заметно сократилось, зато в середине 2000-х произошло сразу несколько громких краж. Самая масштабная из них обнаружилась в 2006 году в Эрмитаже. Тогда из отдела русского ювелирного искусства музея исчез 221 экспонат, в том числе иконы, посуда, украшения XVII–XX веков. Кражу совершил сотрудник Эрмитажа, признавший вину. По словам Евгения Черноусова, с 1985 года возглавлявшего Главное управление уголовного розыска МВД СССР, послеперестроечное «затишье» объясняется плохо отлаженным учетом всех совершенных преступлений. Некоторые ценности в музеях похищались не прямо, а завуалированно — с помощью подделки документов, изменения статуса экспонатов. Благодаря этим схемам преступления просто не регистрировались. Отсюда временный провал в статистике. На самом деле, объясняет Черноусов, кражи не прекращались никогда, правда, они и не были столь масштабными, как в Западной Европе. В 2010-е, особенно после реформы МВД 2009–2011 годов, система регистрации преступлений была отлажена, и теперь даже самые мелкие кражи, не говоря о подделке документов, не остаются в тени. Впрочем, это мало влияет на статистику раскрываемости таких дел: многие предметы искусства находятся в розыске десятки лет. «Уровень розыскных мероприятий в России всем известен, искусство не исключение, — уверен владелец галереи «Риджина» и основатель аукциона Vladey Владимир Овчаренко. — Объем краж соответствует объему рынка. Он в России пока не сопоставим с международным, поэтому и кажется, что крадут мало».

Российский рынок арт-краж пока отстает от мирового

Недавняя кража картин Исаака Левитана из Плёсского музея-заповедника еще раз напомнила о том, что и в России распространен популярнейший в мире вид преступного бизнеса — похищение историко-культурных ценностей. Правда, как показывают составленные нами рейтинги самых масштабных преступлений такого рода в мире и в России, крупнейшие художественные кражи в нашей стране на фоне громких подобных преступлений в других странах смотрятся весьма скромно. Ограбление бизнесмена-коллекционера Александра Таранцева, второе по сумме ущерба за всю историю новой России, в общемировом рейтинге занимает скромное 11-е место. Это если брать максимальную оценку ущерба. При минимальной оценке оно и вовсе не попадает в мировой рейтинг. Ущерб от краж, занимающих в российском рейтинге места с 11-го по 15-е включительно, колеблется в интервале от $1 млн до $2 млн. Если взять те же позиции в мировом рейтинге, то оценка ущерба будет колебаться от $20 млн до $50 млн. Наиболее вероятное объяснение этой диспропорции в том, что в российских музеях и частных коллекциях относительно мало произведений искусства, оцениваемых в десятки и сотни миллионов долларов, а те, что есть, слишком хорошо охраняются и потому недоступны преступникам. К тому же, среди художников, чьи картины на мировом арт-рынке ценятся выше всего, не так уж много представителей России. На Западе «культурные» воры отдают явное предпочтение картинам. В России, где с особо дорогостоящими картинами ситуация обстоит хуже, злоумышленники берут не только произведения живописи, но и книги, журналы, гравюры, музыкальные инструменты. Обращает на себя внимание также явный временной провал в российской истории «художественных» преступлений. В мире подобного не наблюдается, живопись рутинно воруют из года в год. Этот провал, по утверждению экспертов, связан с провалом в регистрации подобных преступлений. 

Оценка — самый очевидный показатель для рейтинга «художественных» краж. Но проблема в том, насколько точно подсчитан этот ущерб. Характерный пример — украденное в Одессе полотно Караваджо Взятие Христа под стражу (3-е место в мировом рейтинге). Если оценка украденного, а затем обнаруженного благодаря сотрудничеству правоохранительных органов разных стран произведения верна, то это третье по масштабу подобное преступление XXI века, а сумма ущерба от похищения составляет около $100 млн. А вот если полотно написал не Караваджо, а кто-то из учеников мастера, как предполагали некоторые специалисты, тогда слово «миллион» не имеет отношения к данной картине. Похо жим образом обстоит дело и со многими частными коллекциями произведений искусства, пострадавшими от преступников. Оценка, названная коллекционером, далеко не всегда соответствует реальной, а для проверки подлинности нужно как минимум найти украденное.

www.theartnewspaper.ru

Случаи краж картин известных художников в 2010‑2013 годах

БАКУ, 26 авг - Новости-Азербайджан. 26 августа стало известно о краже картин Ивана Шишкина, Константина Коровина и Станислава Жуковского из музея во Владимирской области.

2013

25 августа трое неизвестных похитили картины Ивана Шишкина, Константина Коровина и Станислава Жуковского из музея в городе Вязники Владимирской области. Преступники в масках вечером, спрятавшись в помещении Вязниковского историко‑художественного музея, связали сторожа рождения и похитили картины известных русских художников.

16 июля воры, разбив окно, проникли в музей Ван Бюрена в Брюсселе (Бельгия) и за две минуты похитили десять картин стоимостью порядка двух миллионов долларов. Несмотря на сработавшую сигнализацию, они успели покинуть место преступления до прибытия полиции. Наиболее ценными из украденных полотен являются "Философ" голландского художника Кееса ван Донгена и "Креветки и раковины" живописца из Бельгии Джеймса Энсора — на них приходится 80% всей стоимости похищенного.

2012

30 ноября неизвестный похитил картину Эжена Делакруа из художественной галереи на улице Сент‑Оноре в центре Парижа. Злоумышленнику удалось незаметно снять со стены картину размером 19 на 11 сантиметров, после чего он скрылся с места преступления. Стоимость украденной акварели составила около 650 тысяч евро.

11 ноября злоумышленники, связав смотрителей, вынесли из галереи Art Museum столицы ЮАР Претории такие важные для истории национальной живописи произведения, как "Рыбацкие лодки" Ирмы Стерн, "Портрет вождя готтентотов" Хьюго Ноде, "Кошка с петуниями" Мэгги Лобсер, "Антилопа и птица" Пирнеефа  и "Уличная сцена" Джерарда Секото. Общая стоимость похищенных полотен превысила два миллиона долларов. 13 ноября полиция ЮАР обнаружила четыре из пяти картин на частном кладбище, где произведения искусства были сложены под скамьей рядом с мемориальной стеной. Среди обнаруженных полотен отсутствовала самая дорогая из картин — "Уличная сцена" Джерарда Секото, оцененная в 800 тысяч долларов.

16 октября стало известно о краже картин известных художников из музея "Кюнстхал" в голландском городе Роттердам. Преступники вынесли полотна "Голова Арлекина" Пабло Пикассо, "Читающая девочка" Анри Матисса, "Мост Ватерлоо" и "Мост Чаринг‑Кросс" Клода Моне, "Женщина перед открытым окном" Поля Гогена, "Автопортрет" Мейера де Хана и "Женщина с закрытыми глазами" Люсьена Фрейда. Похищенные картины были оценены на сумму около 100 миллионов евро. По подозрению в причастности к преступлению были предъявлены обвинения нескольким гражданам Румынии. По информации следствия, некоторые из похищенных картин могли быть сожжены.

В середине июня произошла кража картины Пьера Огюста Ренуара и десяти рисунков Пикассо из дома бизнесмена в городе Оломоуц в Чехии. Владелец картин оценил стоимость похищенного приблизительно в 21 миллион долларов. Преступники, проникнув в частный дом 51‑летнего предпринимателя и применив насилие, вынудили его отдать ключи от сейфа.

19 июня неизвестные украли картину испанского художника Сальвадора Дали "Дон Хуан Тенорио" из галереи на Манхэттене в Нью‑Йорке (США). Картина оценивается в 150 тысяч долларов. Камеры видеонаблюдения зафиксировали мужчину в рубашке в клетку, который вошел в галерею с черной сумкой. Через какое‑то время мужчина вновь попал в зону видимости камер — он нес в руках сумку с картиной.

9 января три картины были похищены из Национальной галереи в Афинах. В числе украденных работ — картина испанского художника Пабло Пикассо. Другая похищенная картина — кисти нидерландского художника Пита Мондриана, одного из основоположников абстрактной живописи. Третья украденная работа — графическая, принадлежит итальянскому художнику XVII века Гульельмо Каччиа по прозвищу Монкальво.

2011

14 августа из отеля Ritz‑Carlton в Южной Калифорнии (США) неизвестный украл выполненный великим голландским художником Рембрандтом ван Рейном рисунок "Приговор" приблизительной стоимостью 250 тысяч долларов.

Заранее спланированная кража была осуществлена в момент, когда куратора организованной в отеле выставки отвлекли.

16 августа стало известно, что американская полиция нашла украденный из отеля Ritz‑Carlton рисунок "Приговор".

Американские эксперты выразили сомнение в подлинности похищенного рисунка Рембрандта.

В июле из кубинского провинциального центра культурного наследия было похищено полотно художника‑авангардиста Виктора Мануэля "Кубинский пейзаж". Преступники сумели связать охранника центра и взломали дверь помещения. При ограблении пострадала и сама картина, которая до этого находилась в хорошем состоянии.

В августе полиция Кубы задержала похитителей картины, предотвратив нелегальный вывоз полотна за пределы страны.

13 января подлинники русских живописцев Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина и Ильи Репина были похищены из дома главы компании "Русское золото" Александра Таранцева в Красногорском районе Московской области. Также были похищены большая часть бриллиантовой коллекции и антиквариат.

Стоимость украденного имущества оценивалось в около 50 миллионов долларов.

2010

4 декабря днем из Дагестанского музея изобразительных искусств им. Патимат Гамзатовой на улице Горького в Махачкале неизвестный вынес картину "Бурлаки" (1860) кисти русского художника Исаака Левитана. Оценочная стоимость картины около 100 тысяч долларов.28 ноября президент мясоперерабатывающего завода Nebraska Meat Corp Роберт Романофф заявил в полицию о краже из его квартиры на Манхэттене (Нью‑Йорк, США) картин знаменитых современных художников и других ценностей на общую сумму в 750 тысяч долларов. Злоумышленникам удалось сделать лаз через стену в частную квартиру, откуда они вынесли работы знаменитых американских художников Роя Лихтенштейна, Энди Уорхола и Карла Фаджа. В частности, украдены такие известные картины, как Moonscape ("Лунный пейзаж") Лихтенштейна, картина Фаджа, выполненная масляными красками, Live Cat ("Живая кошка") и серия работ с подписями Уорхола, включая героя комиксов "Супермена" (Superman).

21 августа полотно "Маки" знаменитого голландского живописца Винсента Ван Гога, стоимость которого оценивается в 55 миллионов долларов, было похищено из музея Мухаммеда Махмуда Халиля в Каире (Египет). Пропажу обнаружили сотрудники музея. Картина была вырезана из рамки, причем, по мнению экспертов, сделано это было профессионально. По горячим следам раскрыть это преступление не удалось."Маки" уже похищали из этого музея в 1978 году. Для возвращения картины потребовалось десять лет.

В июле стало известно, что мошенница похитила у директора банка в Москве картину русского художника‑мариниста Ивана Айвазовского "Берег моря в штиль. Пейзаж с повозкой и лодкой" стоимостью 18 миллионов рублей.

В мае доверенное лицо директора одного из банков Москвы передало полотно жительнице столицы для реставрации. В последующем картина, которая входит в серию "Морской пейзаж", пропала.

15 июля правоохранительные органы сообщили о задержании подозреваемой в краже картины.

20 мая в Великобритании из находящегося в пригороде Лондона дома британской супермодели Кейт Мосс были похищены три произведения искусства, среди которых был оцениваемый в 80 тысяч фунтов портрет работы английского андеграундного художника‑граффитиста Бэнкси.Граффити Бэнкси известны по всему миру, его работы продаются на аукционах за миллионы долларов.

В ночь на 20 мая неизвестные похитили пять картин знаменитых художников из Парижского музея современного искусства (Франция). Грабители взломали замок железной ограды и вырезали стекло в одном из окон галереи.

Сотрудники музея обнаружили пропажу картин "Голубь с зеленым горошком" испанца Пабло Пикассо, "Пастораль" французского художника Анри Матисса, "Оливы близ Эстака" французского художника Жоржа Брака, "Женщина с веером" итальянца Амедео Модильяни, "Натюрморт с подсвечниками" француза Фернана Леже.

"Голубь с зеленым горошком" Пикассо оценивается в 23 миллиона евро, а "Пастораль" Матисса ‑ в 15 миллионов. Стоимость всех украденных в Париже картин составляет 100 миллионов евро.

1 октября 2011 года стало известно, что французская полиция арестовала трех подозреваемых, которые могут быть причастны к краже картин из Парижского музея современного искусства. Пропавшие картины найти не удалось.

4 марта на западе Москвы из автомобиля реставратора была похищена картина кисти русского художника Константина Коровина. Утром трое неизвестных подошли к стоявшей автомашине Ford и, угрожая 68‑летнему владельцу пистолетом и ножом, похитили находившуюся в багажнике картину, после чего скрылись. Картина принадлежала москвичке, которая нашла ее на даче, разбирая вещи после смерти матери. Полотно находилось в очень плохом состоянии, поэтому эксперты оценили его в 650 тысяч рублей.

ru.sputnik.az

Инопланетяне на древних фресках: Vimana.su

Мадонна со святым Джованнино (Madonna with Saint Giovannino)

Автор фрески неизвестен, 15 век.

Местонахождение фрески: Palazzo Vecchio (Флоренция, Италия)

На фреске "Мадонна со святым Джованнино", написанной в XV веке, предположительно флорентинским живописцем Доменико ди Томмазо дель Гирландайо (Domenico Ghirlandino) (1449-1494), виден сияющий дисковидный объект, расположенный над левым плечом Девы Марии. Примечательно, что на фоне также хорошо видно мужчину и собаку, в изумлении смотрящих вверх на парящий диск.

 

Крещение Христа

Арт де Гелдер (ученикРембрандта), 1710 год.

Местонахождение картины: Музей Фитцвильяма (Кембриджский университет, Великобритания).

Сперва А.де Гельдер учился живописи у художника Самюэла ван Хогстратена. Затем приехал в Амстердам и с 1661 по 1667 год работает в мастерской Рембрандта. Гелдер относился к числу последних учеников Рембрандта. Писал в манере своего великого учителя и преимущественно портреты, исторические и религиозные полотна.

Фреска Собора Светицховели в Мцхета, Грузия

(автор фрески неизвестен), строительство собора 1010—??? годы

В интерьере церкви сохранились фрагменты росписи XVI-XVII вв. Под большой аркой располагается легендарный четырехгранный "животворящий столб».

Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворный столб) — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Числится среди памятников Всемирного наследия. В настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии.

La Tebaide

Паоло Уччелло, около 1350 г.

Местонахождение: Академия Фроренции.

На увеличенном фрагменте справа виден красный НЛО в форме тарелки, находящийся вблизи Иисуса.

название неизвестно

(автор неизвестен), около 1330 год.

Местонахождение гобелена: Французская Базилика в Боне, Бургундия.

The Magnificent

(автор неизвестен), 14 век.

Местонахождение гобелена: Французская Базилика в Боне, Бургундия.

Summer's Triumph

(автор неизвестен), 1538 год, Брюгге.

местонахождение: Баварский национальный музей.

The Miracle of the Snow

Мазолино да Паникале, 15 век.

местонахождение: церквь Санта-Мария-Маджоре, Флоренция, Италия.

Prajnaparamita Sutra

10 век.

местонахождение: японский музей

The Annunciation with Saint Emidius

Карло Кривелли, 1486 год.

местонахождение: Национальная галерея в Лондоне

Распятие

около 1350 года

местонахождение: сербский православный монастырь Високи Дечани в Косово, Югославия

Прославление Евхаристия

Бонавентура Салимбени, 1600 год.

местонахождение: церквь Сан-Лоренцо в Сан-Пьетро, Италия

название неизвестно

автор неизвестен, дата неизвестна

местонахождение: Conti Dotremond, Бельгия

Моисей получил скрижали и 3 объекта в небе видны неподалеку от него.

французская медаль

автор неизвестен, позже 1680 года.

Французский жетон 1680 года типа монеты, возможно, использовать в качестве замены платежного средства в играх. Надпись "It is here at an opportune time" — "Это здесь, в подходящее время".

петроглифы из Кимберли

примерно 5000 лет назад.

местонахождение: Кимберли, Австралия

Наскальная живопись

6- 14 тысяч лет назад

местонахождение: Италия, Val Camonica

Статуэтки Догу

3000 - 10000 лет назад.

местонахождение: национальный музей Токио

Догу  ( переводится как  "устройство, инструмент") -  древние японские статуэтки, высотой от 8 до 30 сантиметров. К настоящему времени найдено около 3000 статуэток догу, а радиоуглеродный метод  возраст догу от 3000 до 10000 лет. Антропологи считают, что догу представляют собой культовые фигурки, символизирующие любовь, деторождение и плодородие, или являются ритуальными принадлежностями обряда погребения. Но по мнению некоторых исследователей догу - это древнейшие в мире изображения космических скафандров .Голова любой статуэтки очень похожа на современный космический шлем. В большинстве случаев на шлеме видны две большие круглые "линзы" - они слишком велики для человеческих глаз. Более того, на головах некоторых статуэток имеется только одна линза, закрывающая всю верхнюю часть лица, а есть и такие догу, у которых линзы вообще отсутствуют. Продольные щели на линзах - это аналоги противосолнечных щитков на шлемах современных космических скафандров

На некоторых шлемах с задней стороны обозначены смотровые окна. Почти на всех изваяниях в области рта и щек можно увидеть три круглых выступа. Они навевают ассоциацию с гнездами для присоединения кабелей переговорных устройств и шлангов дыхательной системы. Кисти рук и ступни на большинстве догу отсутствуют, это, видимо, надо понимать так, что перед нами "пустой" скафандр - человека в нем нет. На некоторых статуэтках "шлем" отсутствует, и тогда видна голова, похожая на человеческую.

Специалистами НАСА в 1964 и 1990 годах были проведены анализы этих статуэток, с заключением  "догу в действительности похожи на изображение человека или человекоподобного существа в одежде, подозрительно напоминающий космический скафандр. А в гробнице Чин Сан (Кюсю, Япония) датированной 2000 г. до н.э., изображен древний царь, поднимающий руки в приветствии перед семью летящими дисками.

Иллюстрация из книги

Conrad Lycosthenes, 1557 год

Название книги "Prodigiorum Ac Ostentorum Chronicon", Basel: Henricpteri

Книга описывает наблюдение НЛО в Арабии в 1479 году

Наскальный рисунок

6 - 14 тысяч лет назад

Африка.

из Анналов Нюрнберга

Ганс Глайзер, 1561 год.

местонахождение: Wickiana Collection, Zurich Central Library

Исследователям хорошо известен рисунок, выполненный красками по дереву художником Гансом Глайзером. По его собственным словам, он запечатлел «невероятно страшное зрелище», увиденное им в небе над Нюрнбергом утром 4 апреля 1561 года. На рисунке изображен черный, похожий на ракету объект, пролетающий высоко над городом. Согласно средневековому тексту «Анналы Нюрнберга», в том же году, но уже 14 апреля жители этого города наблюдали в небе рядом с поднимающимся солнцем десятки кроваво-красных, синих и черных сфер. Удивительное зрелище длилось больше часа, и вдруг извергающие огонь сферы начали падать на землю, а потом бесследно исчезли. По другим сведениям, в апреле 1561 г. над Нюрнбергом появилось большое количество летающих «плит», «крестов» и два огромных цилиндра, из которых вылетали группы шаров. Одновременно наблюдались многочисленные сферы и диски, окрашенные в красный, голубой и черный цвет. Все они устроили в небе подобие воздушного боя, приведя в ужас все население города. По прошествии часа объекты начали снижаться и падать на землю, истребляя друг друга...

из Анналов Базеля

Самуил Кокус, 1566 год.

местонахождение: Wickiana Collection, Zurich Central Library

В одном из европейских музеев хранится картина, на которой изображены темные сферы, появившиеся в небе над швейцарским городом Базелем 7 августа 1566 года. Свидетелем этому событию стала добрая половина жителей города. Согласно «Анналам Базеля», черные шары двигались на огромной скорости, сталкивались друг с другом, делали неожиданные резкие движения или неподвижно зависали над землей. Многие исследователи сходятся во мнении, что это была воздушная битва. Согласно городским хроникам и Самуилу Кокусу, редактору местной газеты, «гремевшие подобно грому сферы появились в небе на рассвете, многие из них постепенно становились ярко-красными, их окружали языки пламени, которые пожирали и растворяли их, но некоторые все же продолжали с грохотом лететь по небу». По другим свидетельствам, в небе наблюдались большие «наклонные трубы», из которых возникали шары. В то же время поблизости было замечено большое количество черных сферических тел, летевших на большой скорости к Солнцу. Через некоторое время они совершили полуоборот и стали сталкиваться друг с другом, как бы изображая битву. Некоторые из объектов становились пламенно красными и как бы «съедали» (поглощали?) друг друга...

La Tebaide

Паоло Уччелло,1460 - 1465 год.

местонахождение: Академия Фроренции.

Эти картины из рукописи 12 века Paolo Uccello (1396-1475) "La Tebaide" (painted c.1460-1465). Они описывают осаду замка Sigiburg во Франции, где саксы окружили французов и были готовы взять замок, когда Flaming Shields зависли над церковью. Саксы думали, что французы были защищены этими существами и убежал. Это событие случилось в 776 год и было хорошо документировано.

Старинная японская гравюра

Гравюра 1608 года.

Эмалевая миниатюра Св.Георгия

15 век.

местонахождение: Национальный Грузинский Музей искусств

наблюдение НЛО над Гамбургом

4 ноября 1697.

Виманы

найдено экспедицией 1957 года в лабиринте острова Джото (Jotuo) озера Toengt

vimana.su


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта