О чем говорит мне эта картина? «Голконда» Рене Магритта. Голконда картина
История одного шедевра: «Голконда» Магритта
В Индии было свое Эльдорадо, правда, добывали там алмазы, а не золото. И были эти алмазы впечатляющими. Называлось то место Голкондой. Так же назвал свою работу и бельгийский сюрреалист Рене Магритт. Причем не только назвал, но и использовал свойства алмаза — физические и символические — на своем полотне. Почему картина, при взгляде на которую вспоминается шутливая песня-пародия о дожде из мужиков, является шедевром, и что хотел сказать художник, объясняет Снежана Петрова.
«Голконда», Рене Магритт (1953)
Сюжет
В безликом городском пейзаже мы видим десятки мужских силуэтов. Презентабельные джентльмены подвешены в воздухе, но, по всей видимости, это их совершенно не смущает. Строгий костюм, котелок, невзрачные цвета. «Котелок — самый неоригинальный головной убор, удивления не вызывает. Человек в котелке — это господин Посредственность при всей своей анонимности. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы», — говорил Магритт.
Лица некоторых мужчин обозначены схематично. У большинства же нет и намека на них. Тотально вычищенная личность. Ни признака индивидуальности. Казалось бы. Но чем дольше вы рассматриваете полотно, тем больше деталей замечаете: у кого-то есть портфель, а у кого-то — рука в кармане. И так до бесконечности.
«У меня нет особого желания выделяться из массы», — Рене Магритт
«Голконда» — это размышление художника о месте человека в обществе. Кажущаяся типичность образов наводит на мысль, что масса подавляет личность, а замечаемые, пусть и не без труда, различия — о присущей каждому индивидуальности. Фигуры расположены в виде ромбических решеток, которые напоминают о кристаллической структуре алмаза. Общество, которое поначалу воспринимается как хаотичная масса, на самом деле имеет структуру и действует в довольно жестких рамках.
Сам Магритт говорил, что картина олицетворяет одноликость толпы и одиночество индивидуума, который может прикоснуться к настоящей жизни лишь во сне.
Контекст
Голконда — древняя индийская крепость, где был алмазный рынок. За обилие драгоценных камней Голконду наделили символикой богатства. Почему Магритт назвал свою картину именно так? Как всегда в случае с сюрреалистами, нет одного верного ответа. Самый простой — название не связано с содержанием, а создаваемый за счет этого диссонанс является своего рода провокацией, очередной попыткой заставить зрителя поломать голову.
Крепость Голконда
Если все же вам не дает покоя этот ребус, то вот еще несколько версий. Расположение мужчин (та самая кристаллическая решетка) отсылает к главному товару Голконды — алмазу. И, продолжая тему драгоценностей, можно выдвинуть еще одну версию. Мы уже заметили, что среди изображенных мужчин нет идентичных, так и среди алмазов нет двух одинаковых.
Невозмутимость, с которой джентльмены воспринимают свое подвешенное состояние, напоминает самоуверенность и спокойствие, которые дает богатство (а ведь именно символом богатства является Голконда).
И напоследок расшифровка от самого художника: «Голконда был богатым городом в Индии, нечто вроде чуда, а я считаю чудом, что смогу на земле шагать по небу».
«Я считаю чудом, что смогу на земле шагать по небу», — Магритт
Магритт был сюрреалистом особого толка. Он живо включился в игру «реальность — сон», но действовал своими инструментами. Не признавал психоанализ, не менял образы привычного. Напротив, Магритт создавал свой магический реализм, погружая нейтральные, знакомые зрителю предметы в не свойственный для них контекст. Создаваемое за счет этого напряжение заставляет зрителя нервничать, искать ключ к разгадке, метаться мыслями от образа к образу. И это именно то, зачем весь Магритт.
Образы, которые он выбирает, навязчивы и абсурдны. Человек не может не отреагировать на этот диссонанс. В процессе осмысления и заключается, по мнению Магритта, подлинный смысл картины. А как вы понимаете, у каждого зрителя — свой процесс, потому и смысл каждый вкладывает свой. Вырисовывается та же Голконда: мы, зрители, в своей массе охвачены некоей общей, традиционной концепцией «что хотел сказать автор», но индивидуально каждый запускает свой процесс осознания идеи, которую хочет донести до нас художник.
«Мои картины не означают ничего, тайна — это непознаваемое», — Магритт
«Мои картины — это видимые изображения, которые ничего не скрывают. Они вызывают тайну и, действительно, когда видишь, одну из моих картин, спрашиваешь себя этот простой вопрос: что это значит? Это не означает ничего, потому что тайна ничего не значит, это непознаваемое», — говорил Магритт.
Судьба художника
Сегодня Магритт — один из самых известных и тиражируемых художников. Его образный ряд хорошо запоминается, легко воспроизводится и неизменно дорого продается. Ни да ни взять — шедевры от рекламщика. Смешно, но Магритт и правда начинал в рекламе, даже имел свое успешное агентство. До поездки в Париж, где Рене познакомился с идеологом сюрреализма Андре Бретоном и примкнул к его единомышленникам, Магритт рисовал продающие плакаты и обои. И именно реклама обеспечила художника деньгами.
Одно из самых тиражируемых произведений Магритта
Мы помним, как повезло сюрреалистам. Возникновение их течения совпало с умонастроениями людей. Витавшее в воздухе желание эпатировать они смогли зафиксировать на полотнах, а пугающие сны и бегство от реальности — зашифровать в многоликих причудливых образах.
Магритт тоже добился славы и денег за свои картины еще при жизни. Скончался он от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
Рекомендовано вам
О чем говорит мне эта картина? «Голконда» Рене Магритта
«Голконда» (Menil Collection, Хьюстон, Техас, США) была написана в 1953 году. Голконда – древняя индийская крепость, легендарный центр добычи алмазов и символ богатства: считается, что именно там были найдены знаменитые алмазы Кохинур и Регент. Магритт создал несколько похожих работ на эту тему.
«Мы одинаковы и неповторимы»
Марина Хайкина, искусствовед: «Образы, которые сюрреалист Магритт предлагает зрителю, навязчивы и абсурдны, и наше сознание живо реагирует на диссонанс с реальностью: мы замираем и пытаемся разгадать ребус. Именно в этом процессе осмысления и заключается, по мнению Магритта, подлинный смысл картины. И у каждого зрителя этот смысл свой.
Для меня «Голконда» – своеобразное размышление Магритта о месте каждого отдельного человека в обществе ему подобных, о балансе общего и индивидуального. Мы видим множество почти идентичных мужских фигур, последовательно удаляющихся от зрителя. Они одеты в одинаковые плащи и котелки, их позы похожи, что заставляет нас думать о них как о группе, сообществе людей. И расположены они в виде ромбических решеток, которые напоминают нам о кристаллической структуре алмаза (вспомним, что картина названа по имени алмазной столицы Голконды). Мир людей – это своего рода многогранник, наше существование подчинено жестким нормам. Но если приглядеться, каждый человек на картине отличен от другого, индивидуален и по-своему неповторим».
«Фантазия о всемогуществе не оставляет места для жизни»
Андрей Россохин, психоаналитик: «Чем больше я погружаюсь в эту картину, тем сильнее меня охватывает тревога и дискомфорт. Я ощущаю удушающую атмосферу мира, в котором нет ничего живого, природного. И действительно, здесь нет ни одного дерева, ни одной травинки. Даже небо изображено как искусственный фон, декорация. Шторы на окнах задернуты. Моя фантазия не может и не хочет пробиться сквозь эти занавеси. Такое чувство, что за ними нет ничего. Бесстрастно парящие в небе фигуры в деловых пальто и котелках, казалось бы, подчеркивают власть мужчин – сильных мира сего. Им доступно все, даже хождение по небу. Я представляю себе, что этих мужчин становится все больше и больше, и наконец они сливаются в один огромный серый объект, заполняющий все пространство картины. В нем стираются не только половые, но и любые индивидуальные различия. Он становится похож на гигантский Фаллос, каменную бабу, образ языческого божества древних народов. Возможно, никто кроме Магритта не передал так точно отравляющую силу фантазии о всемогуществе. Магритт показывает нам, что это всемогущество основано на власти мужчин или на власти денег. Но эмоционально картина передает значительно более глубокое послание: в мире, где царствует фантазия о бесконечной власти, природе и живому человеку места нет.
Однако внезапно я нахожу убежище и в картине Магритта. Я замечаю, что парящие мужчины не занимают все пространство картины. Справа мы видим свободный угол дома. Именно на нем и стоит подпись самого Магритта. Я чувствую, что у мира всемогущества есть свои границы, он не бесконечен. Я не могу заглянуть в окна этого углового дома, но моя фантазия рисует живое пространство, полное чувств, энергии, творчества».
Рене Магритт (René Magritte, 1898–1967), бельгийский художник-сюрреалист, автор картин-ребусов, которые ставят вопросы о сути бытия. Магритт призывает зрителей задуматься об обманчивости видимого, о разнице между изображением и реальностью.
www.psychologies.ru
Рене Магритт Голконда: Описание произведения
Магритт стал зарабатывать на своих картинах только в последние годы жизни. Его полотна начали триумфальное шествие по всему миру, они выставлялись не только в Европе, но и за океаном. Магритт, в конце жизни ощутивший наконец вкус к путешествиям, даже съездил в Нью-Йорк в 1965 году, чтобы открыть персональную выставку в Музее современного искусства.Но на протяжении почти всей жизни основным заработком художника была реклама. В 20-е годы он создал серию плакатов в стиле ар-деко для бельгийского модного дома Norine. А в 30-е, после возвращения из Парижа, открыл вместе с братом Полем собственное рекламное агентство, которое обеспечивало художнику безбедное существование. Однако еще раньше Магритту приходилось совершать работу, пожалуй, самую неблагодарную для живописца. Он работал на фабрике, производившей обои, и день за днем в течение целого года рисовал одни и те же незамысловатые цветочные узоры. Такие же, которые в будущем покроют стены его уютного домика в Брюсселе. Почему-то именно этот факт из биографии художника вспоминается в первую очередь при взгляде на картину «Голконда», покрытую весьма своеобразным узором.
Полотно получило название в честь древнего индийского города, прославившегося добычей особенно крупных алмазов (по легенде, именно здесь были найдены знаменитые камни Кохинур и Регент). Как и в случае с большинством картин Магритта, название картины – своего рода ребус, который заставляет зрителя остановиться и задуматься о том, как именно оно связано с изображением. Но искусствоведы полагают, что расположение мужчин в котелках на полотне напоминает кристаллическую структуру алмаза. Если же не погружаться так глубоко и вспомнить о том, что сюрреалисты часто давали своим картинам названия, совершенно не связанные с сюжетами, можно предположить, что «Голконда» изображает дождь из мужчин в котелках. И если сначала они кажутся сплошной безликой стеной, то, как следует присмотревшись, можно заметить, что каждый из героев полотна самую малость отличается от других. Точно так же, как не существует двух полностью идентичных капель дождя или двух совершенно одинаковых драгоценных камней.
Автор: Евгения Сидельникова
artchive.ru
«Голконда» Магритта / Общество / Лента.co
Читать оригинал публикации на diletant.media
В Индии было свое Эльдорадо, правда, добывали там алмазы, а не золото. И были эти алмазы впечатляющими. Называлось то место Голкондой. Так же назвал свою работу и бельгийский сюрреалист Рене Магритт. Причем не только назвал, но и использовал свойства алмаза — физические и символические — на своем полотне. Почему картина, при взгляде на которую вспоминается шутливая песня-пародия о дожде из мужиков, является шедевром, и что хотел сказать художник, объясняет Снежана Петрова.
«Голконда», Рене Магритт (1953)
Сюжет
В безликом городском пейзаже мы видим десятки мужских силуэтов. Презентабельные джентльмены подвешены в воздухе, но, по всей видимости, это их совершенно не смущает. Строгий костюм, котелок, невзрачные цвета. «Котелок — самый неоригинальный головной убор, удивления не вызывает. Человек в котелке — это господин Посредственность при всей своей анонимности. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы», — говорил Магритт.
Лица некоторых мужчин обозначены схематично. У большинства же нет и намека на них. Тотально вычищенная личность. Ни признака индивидуальности. Казалось бы. Но чем дольше вы рассматриваете полотно, тем больше деталей замечаете: у кого-то есть портфель, а у кого-то — рука в кармане. И так до бесконечности.
«Голконда» — это размышление художника о месте человека в обществе. Кажущаяся типичность образов наводит на мысль, что масса подавляет личность, а замечаемые, пусть и не без труда, различия — о присущей каждому индивидуальности. Фигуры расположены в виде ромбических решеток, которые напоминают о кристаллической структуре алмаза. Общество, которое поначалу воспринимается как хаотичная масса, на самом деле имеет структуру и действует в довольно жестких рамках.
Сам Магритт говорил, что картина олицетворяет одноликость толпы и одиночество индивидуума, который может прикоснуться к настоящей жизни лишь во сне.
Контекст
Голконда — древняя индийская крепость, где был алмазный рынок. За обилие драгоценных камней Голконду наделили символикой богатства. Почему Магритт назвал свою картину именно так? Как всегда в случае с сюрреалистами, нет одного верного ответа. Самый простой — название не связано с содержанием, а создаваемый за счет этого диссонанс является своего рода провокацией, очередной попыткой заставить зрителя поломать голову.
Крепость Голконда
Если все же вам не дает покоя этот ребус, то вот еще несколько версий. Расположение мужчин (та самая кристаллическая решетка) отсылает к главному товару Голконды — алмазу. И, продолжая тему драгоценностей, можно выдвинуть еще одну версию. Мы уже заметили, что среди изображенных мужчин нет идентичных, так и среди алмазов нет двух одинаковых.
Невозмутимость, с которой джентльмены воспринимают свое подвешенное состояние, напоминает самоуверенность и спокойствие, которые дает богатство (а ведь именно символом богатства является Голконда).
И напоследок расшифровка от самого художника: «Голконда был богатым городом в Индии, нечто вроде чуда, а я считаю чудом, что смогу на земле шагать по небу».
Магритт был сюрреалистом особого толка. Он живо включился в игру «реальность — сон», но действовал своими инструментами. Не признавал психоанализ, не менял образы привычного. Напротив, Магритт создавал свой магический реализм, погружая нейтральные, знакомые зрителю предметы в не свойственный для них контекст. Создаваемое за счет этого напряжение заставляет зрителя нервничать, искать ключ к разгадке, метаться мыслями от образа к образу. И это именно то, зачем весь Магритт.
Образы, которые он выбирает, навязчивы и абсурдны. Человек не может не отреагировать на этот диссонанс. В процессе осмысления и заключается, по мнению Магритта, подлинный смысл картины. А как вы понимаете, у каждого зрителя — свой процесс, потому и смысл каждый вкладывает свой. Вырисовывается та же Голконда: мы, зрители, в своей массе охвачены некоей общей, традиционной концепцией «что хотел сказать автор», но индивидуально каждый запускает свой процесс осознания идеи, которую хочет донести до нас художник.
«Мои картины — это видимые изображения, которые ничего не скрывают. Они вызывают тайну и, действительно, когда видишь, одну из моих картин, спрашиваешь себя этот простой вопрос: что это значит? Это не означает ничего, потому что тайна ничего не значит, это непознаваемое», — говорил Магритт.
Судьба художника
Сегодня Магритт — один из самых известных и тиражируемых художников. Его образный ряд хорошо запоминается, легко воспроизводится и неизменно дорого продается. Ни да ни взять — шедевры от рекламщика. Смешно, но Магритт и правда начинал в рекламе, даже имел свое успешное агентство. До поездки в Париж, где Рене познакомился с идеологом сюрреализма Андре Бретоном и примкнул к его единомышленникам, Магритт рисовал продающие плакаты и обои. И именно реклама обеспечила художника деньгами.
Одно из самых тиражируемых произведений Магритта
Мы помним, как повезло сюрреалистам. Возникновение их течения совпало с умонастроениями людей. Витавшее в воздухе желание эпатировать они смогли зафиксировать на полотнах, а пугающие сны и бегство от реальности — зашифровать в многоликих причудливых образах.
Магритт тоже добился славы и денег за свои картины еще при жизни. Скончался он от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
lenta.co
Описание картины Рене Магритт «Голконда» Картины художников
Сюрреализм – самое загадочное и абсурдное направление искусства. Часто похожие на рекламные плакаты, необычные и парадоксальные, картины Рене Магритта относят к сюрреалистическому стилю.
Однако автор причисляет их к так называемому «магическому реализму». Однозначно лишь то, что его творения всегда притягивают внимание, врезаются в память и заставляют каждого задумываться о чем-то своем.
Полотно «Голконда» — из серии загадочных работ Магритта. Оно датируется 1953 г. Сперва замысел картины может показаться неясным. Если обратиться за помощью к трактовке названия «Голконда», выясняется, что оно обозначает индийский город, где добываются крупные алмазы. Но полученный факт мало проясняет взгляд на изображение.
Ведь часто сюрреалисты называли творения ничуть не относящимися к сюжету именами. Разве что расположение фигур на
полотне может слегка напомнить особую структуру алмаза.
Чтобы понять задумку автора, придется окунуться в мир свободных ассоциаций. Известный персонаж картин художника – джентльмен в костюме и котелке. Здесь он дублирован несчетное число раз. Если приглядеться, то каждый мужчина на картине хоть чем-то, но отличается от однообразно одетых собратьев.
В этом прослеживается факт индивидуальности каждого человека, несмотря на первоначально кажущуюся одинаковость.
Джентльмены художника изображены зависшими в воздухе в перспективе. Некоторые из них отбрасывают тени на здание с одинаковыми окнами. Сочетание городского пейзажа и аллегорической сцены смотрится превосходно.
Можно увидеть в «Голконде» одноликую толпу, но даже при всем множестве людей и их поразительной схожести, каждый чувствует одиночество. С помощью незамысловатых образов бельгийский сюрреалист показал сильное человеческое переживание.
Известная картина Рене помещена в частную коллекцию в Хьюстоне.
Прислал: Фомина Анастасия . 2017-10-08 22:22:42
opisanie-kartin.iusite.ru
О чем говорит мне эта картина? «Голконда» Рене Магритта \ Книга Разума
Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.
«Мы одинаковы и неповторимы»
Марина Хайкина, искусствовед: «Образы, которые сюрреалист Магритт предлагает зрителю, навязчивы и абсурдны, и наше сознание живо реагирует на диссонанс с реальностью: мы замираем и пытаемся разгадать ребус. Именно в этом процессе осмысления и заключается, по мнению Магритта, подлинный смысл картины. И у каждого зрителя этот смысл свой.
Для меня «Голконда» – своеобразное размышление Магритта о месте каждого отдельного человека в обществе ему подобных, о балансе общего и индивидуального. Мы видим множество почти идентичных мужских фигур, последовательно удаляющихся от зрителя. Они одеты в одинаковые плащи и котелки, их позы похожи, что заставляет нас думать о них как о группе, сообществе людей. И расположены они в виде ромбических решеток, которые напоминают нам о кристаллической структуре алмаза (вспомним, что картина названа по имени алмазной столицы Голконды). Мир людей – это своего рода многогранник, наше существование подчинено жестким нормам. Но если приглядеться, каждый человек на картине отличен от другого, индивидуален и по-своему неповторим».
«Фантазия о всемогуществе не оставляет места для жизни»
Андрей Россохин, психоаналитик: «Чем больше я погружаюсь в эту картину, тем сильнее меня охватывает тревога и дискомфорт. Я ощущаю удушающую атмосферу мира, в котором нет ничего живого, природного. И действительно, здесь нет ни одного дерева, ни одной травинки. Даже небо изображено как искусственный фон, декорация. Шторы на окнах задернуты. Моя фантазия не может и не хочет пробиться сквозь эти занавеси. Такое чувство, что за ними нет ничего. Бесстрастно парящие в небе фигуры в деловых пальто и котелках, казалось бы, подчеркивают власть мужчин – сильных мира сего. Им доступно все, даже хождение по небу. Я представляю себе, что этих мужчин становится все больше и больше, и наконец они сливаются в один огромный серый объект, заполняющий все пространство картины. В нем стираются не только половые, но и любые индивидуальные различия. Он становится похож на гигантский Фаллос, каменную бабу, образ языческого божества древних народов. Возможно, никто кроме Магритта не передал так точно отравляющую силу фантазии о всемогуществе. Магритт показывает нам, что это всемогущество основано на власти мужчин или на власти денег. Но эмоционально картина передает значительно более глубокое послание: в мире, где царствует фантазия о бесконечной власти, природе и живому человеку места нет.
Однако внезапно я нахожу убежище и в картине Магритта. Я замечаю, что парящие мужчины не занимают все пространство картины. Справа мы видим свободный угол дома. Именно на нем и стоит подпись самого Магритта. Я чувствую, что у мира всемогущества есть свои границы, он не бесконечен. Я не могу заглянуть в окна этого углового дома, но моя фантазия рисует живое пространство, полное чувств, энергии, творчества».
knigarazuma.ru
Репродукция картины "Голконда" Рене Магритта
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Рене Магритта. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Рене Магритта на натуральном холсте.
Рене́ Франсуа́ Гисле́н Магри́тт известен как бельгийский художник-сюрреалист, автор остроумных картин, наполненных загадочной поэзией.
С 1916 года по 1918 Рене учился живописи в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер. Оставил Академию, устроился работать оформителем обоев и художником по рекламе. В 1922 году он женился на Жоржетте, она стала единственной его моделью и спутницей до конца жизни.
Контракт, заключенный с брюссельской галереей «Сенто» в 1926 году, позволил ему оставить работу на фабрике бумажной продукции и полностью посвятить себя живописи.
В том же году он создает первую, удачную на его взгляд, сюрреалистическую картину «Потерянный жокей».
В 1927 году устраивает свою первую выставку. После неодобрительных отзывов критиков, Магритт с женой уезжает в Париж, где, вступив в кружок сюрреалистов Андре Бретона, обретает свой своеобразный стиль, по которому его картины стали узнаваемы.
После расторжения контракта с галереей «Сенто» Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое приносит им постоянный доход.
Самая известная картина Магритта «Империя света» написана им в 1954 году. Новый вариант этой картины художник оставил незаконченным по причине смерти в 1967 году от рака поджелудочной железы.
Портрет Магритта изображен на бельгийской почтовой марке 1993 года.
В 2009 году в Брюсселе открыт музей Магритта.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Рене Магритта не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru